Иду сдавать русский зная что
Ares, Жил да был один мудрец,
Ловок был этот стервец,
Жизни всех хотел учить,
Сказки в уши людям лить,
Показать полностью.
Говорил я знаю всё,
Задавай вопрос ещё,
На любой отвечу я,
Всё осилю я шутя,
Знал он всё, чего, куда,
И зачем нам борода,
Солнце где ложится спать,
И зачем мужьям кровать,
Говорил он патриот,
Любит он чес ной народ,
Стариков он уважает,
Место всем он уступает,
Задаю ему вопрос,
Кто вас Господи принёс,
Мудрецов таких красивых,
Словом острых и учтивых,
Всё вы знаете сполна,
Не преграда вам стена,
Всех учить жизни хотите,
Как нам лучше говорите,
Научите вы себя,
Не терять чтоб время зря,
Мозги людям не крутить,
Не учите как нам жить,
Сами разберёмся мы,
Как нам жить без суеты,
Где нам жить,кого любить,
И подарки как дарить,
Лучше ты скажи мудрец,
Как лечить мне свой конец,
Ложку может прикрутить,
Или в гипс его залить,
Вялый стал стручонок мой,
Червь с яичками хромой,
Не работает червяк,
Заболел видать сарняк,
Знаю как его лечить,
И микстуру как вам пить,
Для начала вам скажу,
Скиньтесь ка мне по рублю,
Много мне от вас не надо,
Рубль дай, и оба рады,
Звон монеты дорог мне,
Помогу твоей беде,
Ты секреты продаёшь
Что ж так дёшево берёшь,
Много это или мало,
Лишь бы тело не страдало,
Мне знаком этот недуг,
Скуден был тогда досуг,
Места я не находил,
Диким зверем ночью выл,
Значит слушай ты сюда,
Раз лечить вздумал себя,
Дело это не простое,
Но секрет тебе открою,
В магазин беги скорей
И купи цветов с полей
В гости к женщине приди
И вручи ты ей цветы
Что смеёшься идиот,
К женщинам нужен подход,
Эко невидаль какая,
Бабе веник слаще рая,
Ты дубина тормози,
Лошадей ты не гони,,
Наши женщины Прекрасны,
Хоть бывают и опасны,
Требуют к себе подход,
Слышишь меня идиот,
Ты поверь уж мудрецу,
Знаю я о чём пою,
В отношениях надо знать,
Что, куда, зачем совать,
Чтоб работал инструмент,
Нужен стих или куплет,
Женщины любят ушами,
А не как вы все болтами,
Здесь болты не подойдут,
Ласки женщины ведь ждут,
Но как понял я тебя,
Не видать тебе тепла,
Ласки долго не увидишь,
И стручок ты свой погубишь,
Не смогу тебе помочь,
Ты дубина бестолочь,
Пускай вянет твой стручок,
Дурачок ты дурачок.
СКАЗКА ЛОЖ ДА В НЕЙ НАМЁК,
К ЖЕНЩИНЕ НУЖЕН ПОДХОД.
Источник
Мем: «Иду сдавать русский зная что русские не сдаются»
#гена букин рэпер ,
#dk гена букин ,
#гена букин флексит ,
#гена букин танец ,
#гена букин флекс
Галина Мирошникова,
ведущий преподаватель русского языка и литературы образовательного центра Lancman School
По вашему мнению, насколько хорошо девятиклассники сейчас знают русский язык? Насколько сложен для них ОГЭ по русскому языку?
Ко мне на занятия приходят ребята с совершенно разными знаниями по русскому языку. Поэтому обозначить школьный уровень в среднем невозможно. Могу сказать, что ОГЭ — это несложный экзамен для девятиклассников. Вот в ЕГЭ по русскому языку уже все серьезно, там требуется совершенно другой объем знаний и усилий. А что касается ОГЭ, даже если у школьника есть пробелы по каким-то темам, все это можно скорректировать за одно-два занятия в неделю в течение полугода и хорошо написать экзамен.
Нужно ли отдельно готовиться к формату ОГЭ?
В 9 классе ребята еще проходят новые темы по русскому языку, программа в школе достаточно насыщенная, и у учителей зачастую просто нет времени на то, чтобы на уроках готовить ребят еще и к формату ОГЭ. Здесь помогают факультативы, занятия после уроков, которые проводятся во многих школах, а также подготовительные курсы и репетиторы. Каждое задание на ОГЭ имеет свою специфику и особенности. Я, например, как преподаватель могу рассказать своим ученикам по каждому заданию небольшие «секретики», которые помогут им справиться с вопросом и быстрее найти правильный ответ.
На моей практике был случай с девочкой, которая в 9 классе прекрасно знала предмет и могла вообще оканчивать школу по этому предмету экстерном. Она без ошибок писала в ОГЭ и сочинение, и изложение, а вот тесты сделать категорически не могла, несмотря на прекрасный уровень знания теории. Если ребенок готовится к экзамену, он знает, что ждет его в каждом вопросе. Чтобы сдать ОГЭ хорошо, нужно знать формат экзамена.
Существует мнение, что ОГЭ по русскому языку — это самый простой экзамен в линейке ОГЭ. Что вы думаете по этому поводу?
В этом утверждении есть доля истины, поскольку все мы используем русский язык и в устной, и в письменной речи каждый день. Конечно, на какие-то вопросы можно ответить интуитивно. Также могу сказать, что в последние годы ОГЭ сильно упростили. Если посмотреть варианты 2013, 2014 года, там тесты гораздо сложнее. Сейчас все намного проще. При определенной подготовке можно набрать и максимальный результат.
По вашему опыту преподавания, какие темы и задания в ОГЭ по русскому языку самые сложные для школьников или вызывают наибольшее затруднение. И почему?
Первое — это изложение. Ко мне приходит много ребят, которые в школе изложение не пишут вообще. Тут, конечно, все зависит от конкретного школьного учителя — прорабатывает он с детьми такой тип заданий или нет. К тому же существует несколько типов изложения. В ОГЭ требуется написать сжатое изложение, которое само по себе очень непростое.
Второе сложное задание — это сочинение, которое также в школах пишут очень мало. И изложение, и сочинение вызывают затруднения у всех девятиклассников, к ним надо отдельно готовиться. Также непростым могу назвать вопрос № 9 в тестовой части. Это задание на обособленные члены предложения: приложение, причастный и деепричастный обороты.
А какие темы самые простые?
Самые простые — это задания в тестовой части, где требуется ответить на вопросы, относящиеся к содержанию текста. Раньше вопросы по тексту были сложнее, а сейчас задачу для девятиклассников упростили, и на предлагаемые вопросы большинство из них могут ответить не задумываясь. Также совсем несложные — это задание № 4, связанное с приставками, и задание № 7, связанное со словосочетаниями. С этими заданиями проблем у школьников, как правило, не возникает.
Расскажите, пожалуйста, про структуру ОГЭ. Всего на экзамене предлагается 15 заданий. Какие темы охватывают задания?
Работа делится на три части. Первая часть — это изложение, вторая — 13 тестовых заданий на языковой анализ предложенного текста и третья часть — это сочинение. В тестах задания охватывают самые разные темы, начиная от лексических средств и заканчивая орфографией, но большинство вопросов — на синтаксис и пунктуацию. Этим разделам русского языка посвящены семь заданий (№№ 8-14) из 13.
Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по русскому языку ставится наибольшее количество баллов?
Максимально за экзамен можно получить 39 баллов. При этом тройка ставится за результат от 15 баллов, четверка — от 25 баллов, пятерка — от 34 баллов. В тестовой части все просто: решил задание — получил один балл, не решил — получил ноль баллов. Сочинение и изложение оцениваются по нескольким критериям. За изложение можно максимально получить семь баллов. Такая оценка выставляется, если школьнику удалось раскрыть все микротемы, переданные в тексте, он использовал способы сжатия текста и правильно выстроил композицию. Максимальный результат за сочинение — девять баллов.
Что касается грамотности, то она оценивается по пяти критериям отдельно. Если в сочинении и изложении ученик не совершил ни одной грамматической ошибки, ему начисляются дополнительные 10 баллов. Немаловажен и тот факт, что оценка за грамотность качественно влияет на окончательную оценку за ОГЭ. Школьник может получить четверку за всю работу только в том случае, если помимо общей суммы в 25 баллов за первые четыре критерия по грамотности он набирает не менее четырех баллов. Для пятерки же необходимо набрать не менее шести баллов за грамотность при общей сумме от 34 баллов. И вот здесь кроется такой непростой момент в подготовке к экзамену. Школьника можно научить правильно строить композицию в сочинении, подбирать аргументы, сжимать текст в изложении, но если он абсолютно безграмотен и жил так все девять классов, невозможно привить ему абсолютную грамотность за полгода-год занятий. Можно что-то подправить, но искоренить полностью сложно.
Как подготовиться к ОГЭ по русскому языку наилучшим образом? Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат?
Чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно сесть на него и начать кататься! Так и с любым делом. Главный принцип подготовки к выпускным экзаменам — это многократная тренировка различных типов заданий. Например, мы с моими учениками каждый урок пишем изложение, несмотря на то что это им, конечно, надоедает. Во время подготовки очень важно слушать именно диктора в записи. Если текст диктует учитель, ученик может привыкнуть к его голосу и интонации и на экзамене растеряться, когда включат запись с незнакомым голосом. Сначала ребята у меня на занятиях слушают текст по шесть раз, потом постепенно мы доходим до двух раз. Когда мы только начинаем подготовку, многим требуется около часа, чтобы записать изложение, но к концу года это занимает не более 15 минут, Тут очень важна практика. Все то же самое относится и к сочинению. А что касается теории, она не такая и сложная. Нужно как следует ее подучить и «нарешивать» варианты заданий из тестовой части.
Какие открытые источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?
- Сайт ФИПИ. Здесь доступны демоверсии и банк заданий по всем предметам ОГЭ, в том числе по русскому языку.
- Сборник заданий ОГЭ по русскому языку под редакцией ФИПИ.
- Сайт Елены Захарьиной. Это сайт учителя русского языка и литературы, где размещаются очень полезные авторские варианты тестов.
- «Учимся учиться». Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Какие есть подводные камни в различных заданиях экзамена? На что нужно обратить внимание при подготовке?
Задание № 1 (изложение) | ОГЭ по русскому языку начинается с того, что школьники дважды слушают текст изложения. Между включением записи предусмотрено три-пять минут перерыва. Весь экзамен длится 3 часа 55 минут, и каждый ученик сам решает, сколько из этого времени он потратит на написание изложения. ФИПИ в демоверсиях экзамена предлагает около 35 вариантов текстов для изложения. Существует очень большая вероятность, что один из них и будет на ОГЭ. Было несколько случаев, когда мои ученики говорили после экзамена, что это изложение мы уже писали в классе. Поэтому очень важно проработать все тексты из демоверсий. Могу дать такую подсказку. Когда диктор читает текст, между абзацами он делает паузы более длительные, чем между простыми предложениями. Если вы сомневаетесь в расстановке абзацев, а их в тексте, как правило, три, ориентируйтесь на паузы. Где длинная пауза, там будет абзац. Изложение оценивается по трем критериям. Во-первых, нужно передать все микротемы, озвученные в тексте. Обычно каждый абзац содержит свою микротему. Во-вторых, необходимо использовать приемы сжатия изложения, чтобы лишняя информация ушла (например, исключить цитаты, вопросительные предложения). С текста нужно «снять шелуху», оставив только самое важное. Для отработки этого критерия я со своими учениками использую статьи (описание фильмов) с сайта «Кинопоиск.ру». Эти тексты интересны для ребят, но в них обычно много воды и лишней информации. Они периписывают эти тексты, оставляя только суть. Так мы тренируем навык сжатия изложения. Третьим критерием оценки является композиция изложения. |
Задание № 2 | Задание на смысловой анализ текста. Все внимание на вопрос! Вам нужно выбрать не тот ответ, в котором раскрыт смысл текста, а тот, в котором содержится ответ на заданный в условии вопрос. |
Задание № 3 | Задание на лексические средства и средства выразительности. Здесь надо понять, что такое метафора. Многие школьники «плавают» в этой теме. Когда мы с ребятами разбираем этот вопрос, я прошу, чтобы они сами придумывали метафоры. Так можно убедиться, что ученик улавливает суть понятия. В этой теме есть небольшая хитрость. Метафора выражается существительным или глаголом, а эпитет — прилагательным. Опираясь только на этот факт, вы уже сразу можете откинуть лишние ответы. |
Задание № 4 | Правописание приставок. Необходимо выучить значение приставок «пре» и «при». Например, приближение обозначает приставку «при». И еще очень важно! Если в задании говорится о неизменяемой приставке, то в 99% случаев это приставка «с». |
Задание № 5 | Задание по теме «Причастие». Здесь нужно выучить, что такое полное причастие, отглагольное прилагательное, краткое причастие, и чем они отличаются. Помните, что в отглагольном прилагательном пишется одна «н», а в полном причастии — два «н». Когда знаешь это правило, большая часть неправильных ответов в задании отпадают сами собой. |
Задание № 6 | В задании требуется заменить разговорное слово нейтральным синонимом. Например, предлагаемое «пошушукались» заменить на «пошептались». |
Задание № 7 | Задание на словосочетания. Необходимо выучить, чем отличаются три типа словосочетаний, основанные на управлении, согласовании и примыкании. |
Задание № 8 | Необходимо выписать грамматическую основу предложения. Это достаточно сложное задание. Если ребята его не поймут, то половину заданий из теста они не смогут решить. |
Задание № 9 | Обособленные члены предложения. Многие ребята не различают причастие и деепричастие. Для того чтобы выполнить это задание, необходимо выучить определение этих понятий и уметь их определять. |
Задание № 10 | Одно из самых простых заданий на вводные слова в предложениях. В предлагаемом тексте необходимо отметить запятые, отделяющие вводные слова. Во время подготовки нужно посмотреть все существующие вводные слова и составить с ними предложения, чтобы школьник увидел, какой акцент в смысл вносит то или иное вводное слово. Например: «Возможно, завтра я пойду в кино». Или: «Ура, завтра я пойду в кино». Иногда в задании предлагают найти обращение, но с этим у ребят никогда не возникает трудностей. |
Задание № 11 | Задание на грамматическую основу предложения, перекликается с заданием № 8. Необходимо определить количество грамматических основ в предложении. |
Задание № 12 | Задание посложнее предыдущих на связи в предложении. Нужно видеть границы грамматических основ и знать разницу между соединительной (союзы «а», «и», «но») и подчинительной связью. |
Задание № 13 | Необходимо знать и определять предложения с разными видами подчинения придаточных. Для этого учитель с помощью схем должен показать различие последовательного, параллельного и однородного типа подчинения и научить ребят задавать вопросы от одной части предложения к другой. Например, необходимо в тексте определить сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. |
Задание № 14 | Задание на связи в предложении. Обычно точка, точка с запятой, двоеточие и тире — это бессоюзная связь в предложении. Сочинительная связь — это чаще всего союзы «а», «и», «но», а союзы подчинительной связи лучше всего запоминать в виде таблицы. |
Задание № 15 (сочинение) | На выбор девятиклассника предлагается три темы. Первая тема — лингвистическая. Она считается самой сложной, поскольку требует очень хорошего знания теории. Например, тема «Зачем нужно многоточие» или «Зачем нужны приставки». Эту тему редко когда выбирают. Вторая тема представляет собой высказывание из текста, который приводится в начале работы. Необходимо объяснить, как вы понимаете это высказывание, и подкрепить свои рассуждения двумя аргументами из текста. Это, как правило, самая простая тема. А вот школьникам, которые планируют идти в 10-11 класс и готовиться к ЕГЭ, я всегда советую писать третью тему, поскольку она сильно перекликается с аналогичным заданием на ЕГЭ по русскому языку. Участникам экзамена предлагается объяснить значение слова, например, «Доброта», «Человечность», «Совесть». Сначала в произвольной форме нужно раскрыть значение слова, а потом, опять же, привести два аргумента: первый — из текста, который дан в начале работы, а второй — из жизни. Для каждой темы сочинения существуют свои критерии оценки. Например, оценивается растолкование значения слова, наличие и подбор аргументов, композиция и логика. За это задание вполне реально получить максимальные девять баллов, главное набить руку и отработать логику. |
ходила даже когда вопросы не читала. было смешно)
списывала
перемен требуют наши сердца
я шла на экзамен зная 20 билетов из 25, в свой день рождения, за день до этого отравившись
надо говорить какой билет я вытянула? хД
23, конечно же
Завтра иду. Точнее, уже сегодня. Буду отчаянно списывать.
Шла на экзамен,ничего не зная по логике =) Всего было 44 билета.
Прямо перед тем как зайти в аудиторию, взяла учебник и прочитала одну тему про логические парадоксы)) Вытянула билет про парадоксы)))
… decades of youth and centuries of silence (c)
Фортуна всегда поворачивается задом, больная тема
Even though everything’s changed… some things don’t…
мне это грозит. =_=
Надо запасаться шпорами.
во время учебы в России все время так было.)))
Эй, Ма! Когда я вырасту,я хочу стать рыбой,потому что каждый из нас может стать тем,кем он хочет быть…
практически все время так.готовлю шпаргалки обычно. подруга однажды выучила единственный билет,и он ей и попался)
Я вип’ю тебе, як келих вина, та проковтну, наче шматочок сиру.
Я так биологию сдавала Повторяла тот билет, который лучше всего знала и вытянула именно его))
Иногда полоса неудач оказывается взлетной.
еще будучи в школе (11 класс, 6 лет назад), сдавала экз по обществу, но не выучила из 25 билетов два или три. и попался как раз тот что не выучила)) я посмотрела так на него панически… а перед этим своей классруку обмолвилась что недоучила последние несколько билетов. она увидела, сидя в комиссии, мой испуганный взгляд, махнула мне головой, дав понять, что могу незаметно взять еще один)) ну я и взяла и на этот раз повезло) было оч неудобно)
вчера знала билетов 20 из 45 и то кое-как)
получила слава богу 5 автоматом)
ходила, имея лишь одну шпору по одному билету
именно тот билет, никаких доп.вопросов)
Мы хотим, чтобы наши взгляды разделяли миллионы, а не можем убедить даже своих родных.
Да. Завтра пойду. Не знаю ни одного билета. И учить это бесполезно. Это высшая математика с формулами. Теорию надеюсь списать, практику решу… тьфу-тьфу.
фортуна поворачивалась задом
сколько сдавала — всегда не везло
либо сама кое-как на три, либо удачно списывала
сегодня так сдавала — 3 в итоге
если бы не удалось списать, провал был бы неминуем
на днях ходила
в течение курса всё учила, но предмет шёл 1,5 года..Уже столько всего позабылось) Из 350 вопросов повторила около 40.
Достала билет, из 4 вопросов знала 1. Уж не знаю как, выкапывая из глубин своей памяти всё возможное,
ответила на все вопросы) в состоянии стресса вдруг открывается второе дыхание))
просто давай дружить,в губы давай дружить
у меня однажды попался единственный вопрос, которого тупо не было в моем списке)))не знаю как вообще это вышло,хотя я даже готовилась )
а вообще частенько так хожу,надеясь только на списывание
иногда бывает полезно подлить воды себе в вино
ходила, зная один билет. он и попался! и препод меня в пример ставил потом перед курсом )
Пришли мы как-то раз на экзамен, а там совершенно другие вопросы. Преподу говорим, а ему пофиг, он говорит мол отвечайте.
Я шла в конце, поэтому позвонила приятелю с другого факультета (он уже сдавал этот предмет как раз по тем вопросам, которые мы-то не учили). Скинул мне на почту, я прочитала штук пять вопросов из 60, в итоге один из них и вытянула)
В остальные разы списывала. А, ну еще на русский язык на первом курсе пошла без подготовки сдавать вообще и сама всё ответила, без шпор. Хотя он у нас считался сложным экзаменом.
В благодарном сердце рождается любовь. (с)
да вот только прошлым утром сдавала экзамен, зная от силы 5 билетов из 26. Попался билет, который впервые увидела, когда вытянула.
А ну и ещё, я никогда не успеваю выучить все билеты. 50% — это самое бОльшее, что мне удаётся)
практически всегда так делаю
в том году матан сдавала,билеты читала все, но наизусть знала только один, попался он-самый легкий из всех
в этом году сдавала физику, экзамен был 4го, конечно ничего я не знала и не готовилась, списала все, но теорию завалила, получила 3
завтра философия, не дочитала 6 билетов, молюсь, чтобы ни один из них не попался, иначе фэйл, т.к списать у нее невозможно
Разработчик демонической графики
был предмет, по которому никто не знал один опрос точно. он мне и достался. еле на тройку наскребла, никто не в курсе, в интернете ничего нет, какой-то бред.
У нас никогда не было заранее билетов, а была куча вопросов из которых составлялись билеты прямо перед экзаменом. Я всегда учила ровно половину вопросов. Вторую только пару раз прочитывала. Таким образом мне всегда попадлся билет в котором я знаю на отлично 1 вопрос а на второй могу что-то наплести что вспомнилось. Обычно хорошо ответив на 1 вопрос второй уже почти не слушают или вообще просят сразу зачетку. Конечно есть риск что тебе попадутся 2 вопроса из второй половины, но у меня такое было 1 раз и то мне удалось списать.
В аду бояться нечего, я ведьма бессердечная….
нереальное количество раз списывала)или просто выкручивалась за счет обаяния) однажды по экологическому праву мне поставили 4, хотя я и на 3 не знала…но моя врожденная наглость требовала ОТЛИЧНО) и потому, перебрав все аргументы, я недолго думая предложила вариант…ОРЕЛ или РЕШКА. Орел-5, решка-4.))при всей аудитории бегала за монеткой, кидала и потом пританцовывала от радости)) получила пятерку)
мда… вот такие специалисты получаются в России!
хотя я не лучше. но тут в Германии списать нереально,на каждом экзамене пасут, как на госах. каждый получает ту оценку, которую заслужил
Winterborn, да еслиб все то, чем нас пичкают пригодилось по специальности, разговоры были бы другие)
за все 5 лет так и не узнала, что такое шпоры, хотя в 50% случаев идя на экзамен, знала лишь кривую формулировку вопросов. хотя иногда я я ее не знала.
как в школе я умела писать сочинения листов в 6-8 по тому, что я в глаза не видела, но краем уха слышала о чем там, так и на экзамене умудряюсь отвечать по тому предмету, по которому более лекций ничего и не слышала. (сегодня получила очередное отлично.)
на госе по дополнительному (переводчик) меня подвел экзаменатор. я попала именно к тому, кто меня впервые видел. исессно, он по моим «удивительно понятным» объяснениям использованных приемов в переводе подумал, что я полный даун. и в результате я сдала гос хуже всех, даже тех, кто из всего английского знает только алфавит.
уж что-что, а западло у меня всегда по-крупному))
Они должны знать историю страны, в которую приехали, но порой не могут спросить у прохожего в Москве, как пройти до ближайшей станции метро. Для трудоустройства мигрантам необходимо сдать простой тест на владение языком. Тем, кто не в силах связать и двух слов, предлагают платную помощь. Оборот рынка теневых услуг по продаже сертификатов гособразца вырос уже до пяти миллиардов рублей в год. Как устроен нелегальный бизнес — в расследовании РИА Новости.
С семи утра у Многофункционального миграционного центра в Сахарово — огромная очередь. Сотни мужчин в черных куртках стоят под дождем, чтобы получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Если приехать к открытию, экзамен и медкомиссию можно пройти за один день.
На парковке молодой человек протягивает каждому встречному телефон и просит: «Помогай». Это единственное слово, которое он знает по-русски.
«Его зовут Алишер, приехал из Узбекистана вместе с братом работать на стройке, — переводит для нас местный таксист, оказавшийся рядом. — На родине он, бедолага, не окончил даже среднюю школу, так как родители заставляли следить за скотом».
В Сахарово Алишера привез брат, поставил в очередь на экзамен, а сам поехал греться к метро. Молодой человек трижды за этот день провалил тестирование, вышел из здания — брата нет. Как добраться до подземки, не знает. В конце концов просит довезти его до станции «Аннино». Экзамен теперь будет сдавать нелегально. Говорит: «Шесть тысяч нужно. Для меня это неделя работы».
Посредников, которые предлагают помощь с тестом, можно найти прямо в очереди. Они подходят к землякам, спрашивают, как у них с русским. Если видят, что человек растерян, начинают навязывать услуги.
«Схема нехитрая, — объясняет таксист, готовый за шесть тысяч рублей свести с нужными людьми. — Когда иностранец заходит в ММЦ, ему дают браслет с индивидуальным номером. По этому коду экзаменуемого идентифицирует компьютер. Клиент идет в туалет и пересылает «помощникам» фото с кодом. Потом возвращается в аудиторию и нажимает любые кнопки. Нужные ответы «нарисуют».
Метрах в двухстах от миграционного центра — обшитый сайдингом одноэтажный дом. На фасаде неоновая реклама: «Продукты. Бюро переводов. Экзамен». Если верить мигрантам из очереди, здесь за шесть с половиной тысяч помогают получить сертификат даже совсем не говорящим по-русски приезжим.
«Офис» уже закрыт, но в продуктовой лавке дают визитку. Звоним, озвучиваем легенду: хотим сделать патент гостям из Узбекистана.
«Мне нужно лично на них посмотреть. Если не немые и не глухие, на экзамен смогут попасть в тот же день», — сообщает оператор. И сразу уточняет: купить сертификат нельзя. «Ни вы, ни я не хотите отсидеть семь с половиной лет. С вашими людьми будет заниматься преподаватель».
Правда, тут же выясняется: зубрить грамматику и лексику не придется. Все обучение занимает один час. Сертификат обещают от Санкт-Петербургского государственного университета.
Впрочем, и в очереди каждый уверяет: сдавал легально.
«Вопросы элементарные: «Руслан пошел в продуктовый магазин. Что он там купил — яйца, молоток или платье?» Или нужно написать, какой праздник в России отмечают 1 января, — рассказывает коренастый строитель, приехавший из Таджикистана. — Для совсем недалеких даже варианты ответов есть».
— А если человек читать не умеет?
— Знаю ребят, которые наобум кнопки нажимали. Там всего 20 вопросов. Чтобы засчитали, надо правильно ответить на 11. Если провалился, можно заплатить пошлину в тысячу рублей и сдавать снова. Раза с четвертого точно попадешь.
Экзамен по русскому языку, основам законодательства и истории России гастарбайтеров обязали сдавать в 2014-м. Без сертификата не дадут патент, вид на жительство, РВП, гражданство. Чем выше статус, на который претендует иностранец, тем сложнее задания. Если для разрешения на работу достаточно представиться и ответить на 20 простых вопросов, то для вида на жительство нужно поучаствовать в нескольких диалогах на разные темы, заполнить анкету для приема на работу, написать письмо воображаемому другу. Устную часть испытания записывают на видео.
Впрочем, и в самом легком варианте есть вопросы, способные поставить в тупик даже россиян. Например, когда образовалось Содружество Независимых Государств. Чтобы приступить к уборке улиц или кладке кирпичей, приезжие должны знать, какой известный русский полководец совершил переход через Альпы, а также угадать, кто был последним российским императором: Петр Первый, Иван Грозный или Николай Второй.
Но если вопросы по истории можно вызубрить, то лексику раздела, посвященного российским законам, порой сложно даже понять. Например, иностранцу предлагают ответить, верно ли такое утверждение: «Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется по решению суда или уполномоченного должностного лица пограничного органа».
«Похлопал глазами, сказал «нет» и вышел»
Мурат — преподаватель одной из школ Калужской области. Приехал в Россию из Туркменистана в 2017-м. Через год без проблем сдал экзамен на гражданство — русским владеет почти в совершенстве. Вспоминает, как перед ним в аудиторию зашли молодые люди из Средней Азии, тоже претендовавшие на российский паспорт.
«За закрытой дверью они провели почти час, хотя такой экзамен обычно занимает минут пятнадцать. Потом преподаватель извинилась, сказала, что объясняла, как отвечать на вопросы. Если они ошибались, видео записывали заново», — говорит Мурат.
Чтобы стать гражданином России, нужно принести присягу. Текст несложный, но и эти несколько фраз не все способны повторить. Один из тех, кто вместе с Муратом давал клятву, абсолютно не понимал по-русски. «Его позвали на трибуну, предложили произнести текст и расписаться. Он похлопал глазами, сказал «нет» и вышел».
В школе Мурат периодически сталкивается с родителями учеников, которые говорят на русском на уровне детсадовцев. При этом гражданство у них есть. «Как они сдавали тест, даже не представляю. Но, думаю, лазейки имеются».
«Посидит в аудитории, а бланк за него заполнят»
В интернете предложений о сдаче экзамена по русскому для иностранцев — десятки. Как убеждает реклама, «девяносто восемь процентов наших тестируемых проходят с первого раза». В одних конторах обещают бесплатную подготовку, после которой «с большой вероятностью вы сдадите экзамен без особых трудностей». В других готовы организовать выездное тестирование. Правда, только для групп от 20 человек.
Звоним по объявлению. Легенда та же: нужен патент для двух рабочих из Таджикистана, которые по-русски не могут связать двух слов.
«Вообще не говорят? Или могут хотя бы несколько фраз произнести?» — переспрашивает оператор. — Если хотя бы одним предложением ответят на вопрос преподавателя, экзамен сдадут. Там же совсем просто: спросят их, например, чем они планируют заниматься в выходные или когда приехали в Россию».
И заверяет: будет несколько попыток. «Но если человек вообще не заговорит, тогда без вариантов. Вы, наверное, знаете, что экзамен под запись идет».
Не смутило даже то, что воображаемые рабочие не умеют читать и не в состоянии понять смысл вопросов теста. «Ничего страшного: с этим помогут».
Сертификат обещают выдать в течение пяти дней. Оплата при получении.
Еще в одну контору, предлагающую подготовить документы для РВП и ВНЖ, корреспондент РИА Новости отправился на прием. По телефону в фирме уточнили, что работают от Многофункционального миграционного центра. Несмотря на «официальный» статус, офис занимает всего несколько комнат в торговом центре на окраине Москвы. Чтобы попасть туда, пришлось встретиться с сотрудником на фуд-корте, затем пройти целый лабиринт коридоров и пост охраны.
© Фото : Антонина МатвееваТорговый центр, в котором располагается одна из контор
© Фото : Антонина МатвееваВход в офис, где мигрантам обещают помочь сдать экзамен по русскому
1 / 2
Торговый центр, в котором располагается одна из контор
2 / 2
Вход в офис, где мигрантам обещают помочь сдать экзамен по русскому
Юристом оказался мужчина средних лет с золотыми часами и перстнем. Заявил, что он начальник миграционного отдела. Позже признался, что ранее пять лет был участковым. По его словам, компания по договору сотрудничает с миграционным центром в Сахарово — от них и будет сертификат.
Объясняем ситуацию: дяде из Узбекистана предложили работу, но он не владеет русским. Легально тест точно не сдаст.
«С нашей помощью получит сертификат без проблем, — улыбается юрист. — Мы знаем тех, кто принимает экзамен. Их предупредят и передадут деньги. Такая практика на потоке. Мы заранее скинем им фамилию и время, на которое запишем вашего дядю. Он просто придет на экзамен, посидит в аудитории, а бланк за него заполнят. Для устной части нужно отметиться на камеру».
Стоит услуга вместе с госпошлиной 11 тысяч рублей.
По подсчетам РИА Новости, ежегодно документы получают почти два миллиона граждан Таджикистана, Узбекистана и Азербайджана. В девяти из десяти случаев они проходят самый простой тест — для разрешения на работу. Проведенный агентством дата-анализ показал, что рынок незаконных услуг по сдаче экзаменов достигает пяти миллиардов рублей в год.
«Приняли 300 экзаменов — и никто не сдал»
Сегодня экзамен по русскому как иностранному имеют право принимать 14 вузов. Их представительства есть по всей России. До 2021-го они могли делегировать полномочия сторонним организациям: передавали методику, обучали специалистов. Год назад требования изменились: теперь экзаменовать могут только преподаватели из утвержденных Минобрнауки институтов.
Впрочем, тестирование так и осталось на аутсорсе. Фирмы заключают договоры с вузами, а те предоставляют преподавателей, контролируют работу. После окончания испытания материалы, в том числе видеозапись, направляют экзаменационной комиссии, которая принимает решение.
На рынке до сих пор много контор, называющих себя представителями «законных» вузов. Корреспондентам РИА Новости, которые обзванивали фирмы, пообещали выдать документ от имени РУДН, МГУ, СПбГУ. При этом во всех случаях собеседники агентства знали, что по-русски «наши рабочие» не говорят.
Президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов считает: к коррумпированности приводит то, что испытания проходят на сторонних площадках.
«В случае проверок вузы валят все на фирмы, расторгают с ними отношения, а потом находят новые», — объясняет Коженов.
В 2018-м он и сам попробовал организовать такой пункт приема экзаменов. Говорит, хотел посмотреть, сколько иностранцев реально способны пройти тест.
«Мы заключили договор с одним из институтов и отправили туда на обучение нашего сотрудника, оборудовали класс, закупили камеры, плакаты. Согласно договору, 2,9 тысячи рублей за каждый экзамен мы должны были отправлять в вуз, а 3,1 тысячи оставалось нам. Приняли 300 человек — и никто не сдал. При этом в других фирмах с заданиями справлялись до 90 процентов соискателей», — рассказывает собеседник РИА Новости.
Как выяснилось, тут несколько схем. Например, по правилам вся устная часть должна записываться на видео. Но в вуз посредники отправляли только аудио, мотивируя это тем, что для хранения тяжелых файлов нужны мощные серверы, которыми учебное заведение не располагает.
«На аудиозаписи же за экзаменуемого говорил другой человек», — уточняет президент Федерации мигрантов России.
Есть и другая уловка: записывают все 20 минут речи, но в учебное заведение отправляют только минуту — с текстом, который получился лучше всего.
Федерация мигрантов давно выступает за отмену экзамена для получения патента. «Если работодатель взял этого человека на должность, значит, уровень владения языком его устраивает», — аргументирует Коженов.
Но для претендующих на вид на жительство или гражданство, считает эксперт, тестирование нужно оставить. Только проводить его непосредственно в вузе. «Чтобы образовательное учреждение рисковало лицензией — если вскроется мошенничество, ее отзовут».
Пятьдесят тысяч несдавших каждый год
В открытых базах судебных решений дел о фальсификациях при сдаче мигрантами русского немного. Но по ним можно отследить самые популярные варианты мошенничества. Например, в Центре тестирования при Смоленском гуманитарном университете пользовались двойниками.
Из судебных документов следует, что в 2017-м к одному из членов комиссии обратился знакомый с просьбой принять экзамен у четверых узбеков, которые должны работать у него на стройке. Русского ни один не знал. Педагог подсказала: приведите на экзамен подставных иностранцев с паспортами тех людей, которым необходимы сертификаты. В итоге члена экзаменационной комиссии приговорили к штрафу в 90 тысяч рублей.
В 2019-м в Пензе было похожее дело: частное образовательное учреждение «Логос», сотрудничающее с Государственным институтом русского языка имени А. С. Пушкина, незаконно выдало сертификаты гражданам Таджикистана, Молдавии и Сирии. Сам экзамен якобы принимали сотрудники третьей фирмы, а мигранты на нем не присутствовали.
У Института имени А. С. Пушкина — крупнейшая сеть площадок для экзаменов: 475 в 72 регионах.
Руководство учебного заведения считает, что проблема не в отсутствии контроля, а в методологии. В прошлом году по постановлению правительства из тестирования для оформления патента исключили устную часть. По мнению ректора Института Маргариты Русецкой, «отсутствие говорения не дает возможность объективно оценить сформированность коммуникативного навыка, следовательно, не позволяет увидеть возможность адаптации мигранта в российском обществе».
Кроме того, за экзамен для вида на жительство, состоящий из пяти частей — письмо, устная речь, аудирование, чтение, лексика, — выставляют общий балл. Получается, даже без навыков письменной и устной речи тестируемый может успешно пройти испытание. По закону для этого нужно правильно ответить на половину вопросов.
Русецкая отмечает, что после изменения требований несдавших стало меньше. Если в 2019-м и 2020-м с заданием не справлялись 10,2 процента иностранцев, то в 2021 году — 9,4. Это почти 50 тысяч человек.
По наблюдениям правозащитника, учредителя благотворительного фонда поддержки мигрантов «Саховат» Бахрома Исмаилова, с каждым годом в Россию приезжает все больше граждан СНГ, не владеющих русским. Это связано с тем, что это уже люди, выросшие в постсоветской системе образования, когда изучению русского языка стали уделять меньше внимания.
Сейчас 70 процентов гастарбайтеров не владеют языком на достаточном уровне. И этот показатель, по мнению собеседника РИА Новости, будет только расти.
«Государства, откуда в Россию едут трудовые мигранты, как конечные выгодоприобретатели должны быть заинтересованы в изучении русского языка населением. Чтобы их граждане не были низкооплачиваемой рабочей силой, а поднимались по социальной лестнице», — уточняет правозащитник.
Но ситуация, при которой экзамен можно сдать коррупционным путем, совершенно не способствует тому, чтобы страны СНГ повышали уровень изучения русского. Ведь и так все устраиваются в России и посылают деньги домой. Возникает замкнутый круг, разорвать который очень непросто.
08:00 09.03.2022
(обновлено: 08:09 09.03.2022)