Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару.
Одним из самых известных творений этого писателя является его роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Суть: о чём роман?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Смысл
- 8 Критика
История создания
Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.
Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.
«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».
Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.
Жанр и направление
«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.
Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.
Суть: о чём роман?
Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.
В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.
В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.
В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.
Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.
Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.
Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.
Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Лев Николаевич Мышкин | русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние. |
Настасья Филипповна Барашкова | невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой. |
Парфён Семёнович Рогожин | молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние. |
Аглая Ивановна Епанчина | Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». |
Гаврила Ардалионович Иволгин | «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности. |
Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.
Темы
Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:
- Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
- Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
- Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
- Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
- Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
- Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.
Проблемы
Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.
- Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
- Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
- Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
- Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
- Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
Смысл
В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.
В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».
Критика
Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:
«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».
Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:
«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».
Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.
«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».
С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:
«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»
Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:
«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».
Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».
Автор: Михаил Щепин
- Сочинения
- По литературе
- Достоевский
- По роману Идиот
Сочинение по роману Идиот Достоевского
«Идиот» Ф.М. Достоевского показывает читателям поистине идеального героя. Князь Мышкин предстает настолько невинным и добрым персонажем, что один служит противовесом прогнившему и эгоистичному обществу, в которое попадает.
Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.
В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.
Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.
Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.
В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.
Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.
2 вариант
Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.
По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.
Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.
А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.
Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.
Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.
Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.
Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.
Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.
Также читают:
Картинка к сочинению По роману Идиот
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине В сельской школе Маковского В.Е. 6 класс
Это такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.
- Анализ сказки Золотой горшок Гофмана
Повесть Золотой горшок является одним из самых известных произведений Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана.
- Герои рассказа Тоска Чехова (характеристика)
Главный герой произведения — извозчик Иона Потапов. У него горе – умер единственный сын. Отец толком и не знает от чего, вроде, как от горячки. Бедному родителю и поделиться горем не с кем.
- Анализ произведения Молох Куприна
Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.
- Сочинение Характеристика и образ Ильи Муромца в былинах
Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.
Подборка аргументов для реальных тем итогового сочинения 7 декабря 2022 год.
Реальные темы итогового сочинения по регионам
Источник информации: vk.com/ege100ballov
112. Что может привести человека в отчаяние?
1. А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Когда человек теряет надежду, он остается ни с чем. Мерцалов не смог обеспечить свою семью, его дети пошли побираться, а дочка лежала при смерти. Они жили в холодном подвале, и не было никакой надежды исправить свое положение. Глава семьи потерял веру в будущее и намеревался наложить на себя руки, потому что он не мог выносить вида плачущих и голодных детей, больной жены и облезлых стен подвала. К счастью, его остановил доктор Пирогов, который помог семье встать на ноги и вылечил больного ребенка. Но если бы герой, утратив надежду, совершил задуманное, его жена и дети умерли бы мучительной смертью. Значит, именно надежда дает человеку жизненные силы бороться за себя и своих близких, а без нее он опускает руки.
2. А. Куприн «Гранатовый браслет»
В основе сюжета повести А. Куприна «Гранатовый браслет» лежит тема безответной любви. Княгиня Вера Шеина – главная героиня – живет со своим мужем, отношения с которым переросли уже, скорее, в прочную дружбу, нежели в страстную любовь. Во время именин Веры, в присутствии большого количества гостей, ей приходит конверт. Помимо письма, в конверте находится золотой браслет с гранатами. В письме, сопровождающим браслет, – поздравления с именинами, светлые пожелания напоминание о том, как семь лет назад этот же отправитель писал ей «глупые и дикие письма». Муж Веры и ее брат решают вернуть подарки тому, кому они принадлежат. Отправителем оказывается некий Желтков, служащий мелким чиновником и влюбленным в Веру Николаевну еще до ее замужества. Он признается, что растратил все казенные деньги и сейчас вынужден бежать из города, поэтому о нем никто больше не услышит. На завтра из газеты княгиня узнает о самоубийстве Желткова и получает от него прощальное письмо с признаниями в любви, заканчивающееся словами «Да святится имя Твоё». Почему же герой наложил на себя руки? Причина проста: безответная любовь лишила его стимула к жизни, поэтому он не дорожил собой и охотно ставил на карту все, что имел, ради одного взгляда избранницы.
3. А.Н. Островский «Гроза»
Не менее показательный пример изобразил А.Н. Островский в пьесе «Гроза». Катерина отчаялась добиться счастья в семье Кабановых, где никого не волновали ее чувства и желания. Ее выдали замуж против воли, Тихона она не любила. В его доме ее ждали лишь унижения и тирания безжалостной свекрови. Молодая женщина тянется к любви и утешению вне дома, но Борис не может защитить ее интересы, потому что сам находится в кабальной зависимости от дяди. После своего признания в измене Катерина, избитая и опозоренная навеки, остается совершенно одна наедине с осознанием собственной греховности. Никто не поддерживает ее в этот переломный период. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она решает пойти на крайние меры — самоубийство. Причина ее отчаяния — это не только одиночество, но и несправедливость Кабанихи, которая унижала и притесняла всех домочадцев.
203. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Николай Ростов проиграл огромную сумму Долохову. Он знал, что для семьи этот платеж — огромное, даже непосильное бремя. Что ему остается делать? Признаться отцу и краснеть от стыда — бесчестье. Не отдать долг — тоже позор на все времена. Заработать самому — невозможно. Николай уже пришел к мысли о том, что лучше всего застрелиться. В те времена этот способ освобождал человека от всех долговых обязательств. Люди исходили из того, о чем говорит пословица: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии». Но все-таки к герою вернулось здравомыслие, он не сделал этого страшного шага. Николай понял, что не имеет права так поступить со своими близкими и убежать от проблем. Он обязан решить их и принять ответственность за совершенный проступок. Он признал вину, хотя это не было легко. Николай пообещал, что накопит и выплатит отцу эту сумму. Его решение было правильным: лучше искупить совершенное зло и восстановить репутацию, чем погибнуть, так ничему и не научившись.
207. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Остро проблема чести поставлена в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Наташа Ростова была обманута Анатолем Курагиным. Мужчина вошел в доверие к неопытной девушке и уговорил ее на побег из родного дома. В те времена барышня считалась опозоренной навеки, если совершала подобный поступок. Анатоль и не собирался жениться на ней, так как был уже женат на одной из жертв своего похищения. Наташа и подозревала, что после ночи наедине «супруг» найдет повод избавиться от нее, а значит, никакого нормального замужества в ее жизни уже не будет. Для девушки такое положение было настоящим бесчестьем, ведь главными ее добродетелями были скромность, чистота и преданность семье. Чудом Наташа избежала позора и смогла устроить свою судьбу. Честный брак полностью восстановил ее репутацию в обществе. Автор показал, какую важную роль честь и бесчестье играли в жизни людей.
312. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
Вспомним роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров не нуждается в советах старших и отрицает авторитеты. Он не видит смысла в накопленном опыте и хочет все разрушить, чтобы построить новое — то, что будет лучше. Его речи звучат убедительно, и на каждый выпад Павла Петровича он реагирует спокойно и отражает его с легкостью. Евгений высмеивает традиционные ценности, которые, по его мнению, совсем деградировали и одряхлели. Однако читатель не видит альтернативы, предложенной Базаровым. Отрицая все, он не предлагает ничего. Конечно, задача его поколения — «место расчистить», но ведь не могут люди жить с пустым местом вместо идеологии, морали, духовности? Ждать новых творцов никто не сможет, жизнь продолжается, и в этом «пустом месте» заключается слабость нигилизма. Человек не нуждается ни в чьих советах, но и ему сказать нечего, ведь его стараниями нарушается преемственность поколений. Начинать с нуля очень долго, да и бессмысленно. А Базаров старается изменить привычный ход вещей, но лишь сам становится пленником того, что он так долго отрицал. Это значит, что позиция «не нуждаюсь ни в чьих советах» имеет уязвимости и не выдерживает серьезной критики.
411. Согласны ли Вы с тем, что предательство губительно для самого предателя?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Так, например, самое известное предательство всех времен совершил Иуда Искариот, которого в своём романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков назвал Иудой из Кириафа. Люди помнят его уже около двух тысячелетий. Страсть к деньгам настолько овладела им, что он предал своего Учителя, бродягу Иешуа. Когда Иешуа по указанию предателя был арестован властями и жестоко убит, Понтий Пилат был под впечатлением от всего произошедшего. Он приказал убить Иуду за его подлость, и на следующую ночь предателя нашли зарезанным. Наглядный пример того, как поступок изменника привёл его к гибели. Его имя стало олицетворением всех предателей и имеет только одну ассоциацию, и вот двадцать первое столетие подряд он является обладателем позорного клейма.
505. Почему в искусстве так часто изображают небо и звёзды?
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» особую роль занимает образ неба Аустерлица. После того как изъявивший желание отправиться на войну Андрей Болконский получает ранение, первое, что он видит, – «неизмеримо высокое небо с тихо ползущими по нем серыми облаками», которое заставляет его задуматься над тем, «как тихо, спокойно и торжественно», совершенно не так, как было во время военных действий. Князь Андрей удивляется, почему раньше не видел этого «высокого» и «бесконечного» неба, герой искренне радуется тому, что «узнал его наконец». Автор показывает, что «тишина» и «успокоение», которые царствуют в небе, противопоставлены постоянному движению и жестокости на земле, где идет война. Небо Аустерлица помогает Андрею Болконскому понять о том, что эта жестокая война на самом деле никому не нужна. Герой разочаровывается в Наполеоне, которого раньше считал примером для подражания, перестает мечтать о славе и «своем Тулоне». Так, Л.Н. Толстой обращается в своем произведении к образу неба для того, чтобы показать внутреннее смятение Андрея Болконского, его конфликт с самим собой, изменение его мировоззрения.
Смотрите также:
Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.Д.И. Фонвизин «Недоросль». В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» продемонстрировано, что положительные и отрицательные персонажи по-разному относятся к окружающим людям. Госпожа Простакова и воспитываемый по ее примеру Митрофанушка относятся к труду крепостных крестьян, как к должному. Слуги постоянно подвергаются словесным и даже физическим издевательствам со стороны госпожи Простаковой и ее сына. Можно сказать, что они даже не считают их людьми. Однако такое жестокое отношение персонажей вовсе не рождено социальным неравенством, госпожа Простакова и Митрофанушка безжалостно относятся и к близким людям. Госпожа Простакова требует от мужа полного подчинения, он терпит от нее оскорбления и другие унижения, включая и побои. В финале комедии показано, что Митрофанушка совершенно равнодушно отнесся к собственной матери, и такое поведение стало следствием воспитания.
Положительные персонажи Стародум, Правдин, Софья и Милон, в отличие от отрицательных персонажей, оценивают людей не по богатству и положению в обществе, а по нравственным качествам. Если госпожа Простакова, Митрофанушка и Скотинин хотят породниться с Софьей только из-за того, что она стала наследницей «десяти тысяч рублей доходу», то Милон хочет жениться на Софье из искренней любви к ней. Стародум, Правдин, Софья и Милон относятся дружелюбно даже к крестьянам, защищая их права.
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума». В комедии А.С. Грибоедова показаны разные нравственные идеалы представителей «века минувшего» и «века нынешнего» и, следовательно, разное отношение к людям. Так называемое «фамусовское общество», представители которого преобладают в повествовании, имеет следующие нравственные ценности: высокое общественное положение, богатство и другие материальные ценности. Представители «века минувшего» привыкли оценивать окружающих людей по внешним признакам. Их главное правило таково: чем выше у человека социальный статус, чем больше у него денег, тем он достойнее, и неважно, какими внутренними качествами он обладает. Фамусов, обращаясь к своей дочери Софье, выражает позицию многих влиятельных и знатных людей того времени: «Кто беден, тот тебе не пара». На примере Молчалина, который без любви ухаживает за Софьей, желая породниться с Фамусовыми ради собственных корыстных целей, автор показывает, что «веку минувшему» характерны лицемерие, обман, предательства. Чацкий, будучи единственным появившимся в действии представителем «века нынешнего», выступает против старых порядков и предрассудков. Главный герой оценивает всех людей вне зависимости от их социального и материального положения, он смотрит исключительно на нравственные качества людей.
3.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется внутреннему миру Петра Гринева и изменениям в нем.Если до шестнадцатилетнего возраста главный герой характеризовался как типичный недоросль, гоняющий голубей и мечтающий служить в Петербурге, чтобы вести там разгульный и веселый образ жизни, то после он становится серьезным молодым человеком, думающим о Родине и собственном будущем. Оказавшись на службе в Оренбурге, Петр Гринев уже по-другому смотрит на жизнь. Служба в Белогорской крепости под началом капитана Миронова заставляет главного героя быть настоящим мужчиной, честно ведущим службу. Симпатия к Маше Мироновой показывает Петра Гринева любящим, заботливым молодым человеком, готовым на многое ради возлюбленной. Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева помогает в демонстрации Петра Гринева как истинного патриота: оставаясь на стороне государства, герой защищает Родину, рискуя собственной жизнью. То, что Петр Гринев не отказывается от своих принципов и остается верным Отечеству, говорит о том, что он ведет себя в соответствии с честью и достоинством. Так, А.С. Пушкин показывает, что события из жизни и события в стране помогают Петру Гриневу найти собственное «я», продемонстрировать свои истинные качества.
4.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Центральное место в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» занимает внутренний мир Григория Печорина. Для его раскрытия автор выбирает несколько средств: роман состоит не из глав, а из пяти отдельных законченных повестей, которые помогают увидеть Печорина в разных обстоятельствах; в романе присутствует смена рассказчиков, которые характеризуют по своему Печорина; особое место занимает «Дневник Печорина», позволяющий увидеть рассуждения самого главного героя. Григорий Печорин – неоднозначная, противоречивая, двойственная личность. С одной стороны, главный герой смелый, ловкий, умный, решительный, сильный духом, готовый к состраданию, способный к самоанализу и самокритике, с другой стороны, он пассивен, эгоистичен, самолюбив, равнодушен к судьбам других людей, не способен к дружбе и любви. Такая противоречивость образа неслучайна. М.Ю. Лермонтов изображает «героя времени» таким, каким он был на самом деле: обладающим и положительными, и отрицательными чертами.
5.И.С. Тургенев «Бирюк». В рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» показано, что мнение окружающих людей касательно личности Бирюка не совпадали с тем, каким на самом деле был главный герой. Нелюдимого лесника многие недолюбливали, поскольку он не давал никому спуску, предотвращая все лесные кражи и обладая способностью разыскать вора в любое время суток и года. Не любили мужика Бирюка и потому, что его нельзя было ничем подкупить. На самом деле Бирюк был справедливым и честным человеком, «мастером своего дела», который относился к работе добросовестно. Герой привык обеспечивать свою семью честным трудом, несмотря на бедность и голод. Рассказчик, став свидетелем его поведения с мужиком-вором, понял, что за внешней холодностью Бирюка скрывается по-настоящему доброе сердце. Лесник сжаливается над срубившим дерево мужиком и отпускает его вместе с лошадью, поскольку понимает, что тот совершил такой поступок не от хорошей жизни, что пойти на воровство мужика заставила нужда. Бирюка можно назвать понимающим, отзывчивым и жалостливым человеком, который не привык хвалиться своими добрыми поступками. Бирюк просит рассказчика никому не рассказывать о том, что он увидел, чтобы люди, продолжая бояться его, ничего не воровали. Читатель видит, что главному герою неважно, что окружающие думают о нем плохо. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
6.М. Горький «Старуха Изергиль». В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере противоположных образов Ларры и Данко продемонстрированы разные отношения к людям и поведения. Сын орла Ларра, оказавшись в племени своей матери, не смог понять нравственные ценности и идеалы его членов. Ларра, считая себя лучше всех людей, негативно относился к окружающим, презирая их и совершая по отношению к ним жестокие поступки. Не соглашаясь подчиняться законам племени, герой думал только о собственных потребностях и стремлениях, не интересуясь судьбами других людей. Ларра считал, что ему позволено абсолютно все, что ему хочется. Игнорируя принятые племенем правила жизни и даже нарушая их ради своего удовольствия, Ларра был настоящим эгоистом.
Данко, герой другой легенды, напротив, был истинным альтруистом. Трудно перенося то, что его племя столкнулось с трудностями на своем жизненном пути, Данко берет на себя ответственность за судьбу всего народа, предлагая вывести племя к свету. Герой проявляет смелость и отвагу исходя не из корыстных целей, а из искреннего человеколюбия. Данко свойственно стремление помочь другим людям, несмотря на их роптания и обвинения. Автор показывает, что ради племени герой готов даже принести себя в жертву: он вырывает сердце из своей груди, чтобы осветить им путь, спасая тем самым народ.
7.М.А. Шолохов «Судьба человека».Внутренний мир центрального персонажа рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова находится в центре повествования. Главной жизненной ценностью Андрея Соколова является семья, что не может не характеризовать его как личность. То, что Андрей Соколов берет на себя ответственность за осиротившего маленького мальчика Ванюшку, говорит о силе его характера, о смелости и доброте. Андрея Соколова можно назвать личностью героической. Главный герой не отсиживается в безопасном месте и делает все от него зависящее, когда его товарищи остались без снарядов при наступлении немцев: он предпринимает попытку проскочить мимо врагов и доставить батарее снаряды, будучи готовым пожертвовать собственной жизнью ради помощи Родине и товарищам. Находясь в плену у немцев, он не угождает коменданту лагеря Мюллеру и не молит его о пощаде. Андрей Соколов не отказывается от презирающих немецкое начальство слов, для него честь и достоинство оказываются превыше жизни. Андрей Соколов отказывается пить «за победу немецкого оружия», не желая предавать Родину, даже если для этого придется пожертвовать собственной жизнью. Все это говорит о смелости, храбрости, бесстрашии Андрея Соколова, о его любви к Родине и желании помочь ей даже ценой собственной жизни.
8.А.И. Куприн «Чудесный доктор». В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» особо четко выражены нравственные идеалы доктора Пирогова.
Заметив, в каком эмоциональном состоянии находится Емельян Мерцалов, герой не прошел мимо. Выводя незнакомца на беседу и не обращая внимания на его срывы, доктор Пирогов хотел узнать о его проблемах и трудностях, будучи готовым помочь если не делом, то хотя бы словом. Забыв о собственных делах, герой отправляется в дом Мерцаловых, чтобы осмотреть болеющую Машутку. Совершенно бескорыстно доктор Пирогов выписывает для нее рецепт, тайно оставляет деньги и дает всему семейству совет никогда не падать духом. Автор подчеркивает, что такое доброе, милосердное, сострадательное, жертвенное отношение доктора Пирогова к семейству Мерцаловых помогает последним не только в ближайшем времени, но и во всей дальнейшей жизни. Поступок доктора Пирогова, который тот даже не считал героическим, воспринимается семейством Мерцаловых как настоящее рождественское чудо по той причине, что все окружающие их люди были совершенно равнодушны к ним. Доктор Пирогов не уподобился большинству людей, отличающихся черствостью и даже жестокостью по отношению к окружающим, его нравственные ценности не позволили пройти мимо чужой беды. А. И. Куприн призывает не быть такими же равнодушными и бессердечными, как большинство окружающих Мерцаловых людей, он утверждает необходимость быть таким же добрым и отзывчивым, как и доктор Пирогов.
9.В.Г. Распутин «Уроки французского». В рассказе В.Г. Распутина один и тот же поступок несколькими персонажами оценивается по-разному. Учительница Лидия Михайловна играет в «замеряшки» со школьником-рассказчиком. Директор школы Василий Андреевич, увидев это, уволил Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». Однако рассказчик, спустя годы повествующий о произошедшем, а вместе с ним и сам автор не согласны с позицией Василия Андреевича. Лидия Михайловна играла в «замеряшки» не ради собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь мальчику, находящемуся в трудном положении. Ко всем относясь со вниманием и пониманием, Лидия Михайловна смогла заметить, что ее ученик голодает вдалеке от семьи и дома в и так тяжелое послевоенное время. Игра в «замеряшки» становится единственным удачным способом помочь мальчику в материальном плане, поскольку от обычных предложений о помощи он отказывался, считая их ненужными «подачками». Лидия Михайловна проявляет жертвенность, не ища никакой выгоды и ничего не требуя от школьника взамен. Нравственные ценности героини таковы, что она не может пройти мимо беды другого человека. Она привыкла относиться к другим людям с добром, пониманием, заботой и, главное, с любовью. На самом деле в авторской системе образов отрицательным персонажем является Василий Андреевич, который якобы увидел зло в Лидии Михайловне. В. Г. Распутин показывает, что директор школы, став свидетелем игры учительницы и ученика, даже не дает Лидии Михайловне объяснить причину своего поступка, не пытаясь войти в то положение, в котором оказалась учительница. Василий Андреевич слишком категоричен, он не понимает, что своим милосердным поступком Лидия Михайловна научила рассказчика важным нравственным ценностям.
Познание человеком самого себя.
1.И.С. Тургенев «Отцы и дети». В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликт главного героя Евгения Базарова с самим собой занимает особо важное место. Считая себя нигилистом, который отрицает все общепринятые общественные ценности, Базаров категорично относился к любви, как к «чепухе», которую придумали романтики. И именно этот нигилист, отрицающий любовь, вскоре влюбляется в Анну Одинцову. Не желая противоречить собственной жизненной позиции, Базаров долгое время пытается отрицать свои любовные чувства к Одинцовой, противиться им, что свидетельствует о попытках главного героя убежать от собственного «я». Центральный персонаж не живет, отдавшись своим чувствам, он долгое время пытается понять самого себя. Читатель понимает, что в противоречивых беседах с самим собой Базаров провел не один час и даже не один день. Все же уйти от истины Базарову так и не удается, он признает свои чувства к Одинцовой, вместе с ними признавая несостоятельность своего нигилизма. Теоретические взгляды Базарова сталкиваются с реальностью, испытание любовью, которую он отрицал, заставляет главного героя задуматься над собственным мировоззрением, сомневаться в верности нигилистических взглядов на жизнь. Именно самопознание Базарова вследствие возникновения у него любовных чувств, которые противоречили его позиции, помогают И.С. Тургеневу в развенчивании теории нигилизма, которая не прошла проверку самой жизнью.2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится внутренний мир главного героя Родиона Раскольникова. Собственный негативный жизненный опыт и гнетущая окружающая обстановка становятся причиной, по которой в голове Раскольникова рождается теория, согласно которой люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Планирование убийства старухи-процентщицы связано с желанием Раскольникова проверить свою теорию, убедиться в ее состоятельности.
Однако убийство Алены Ивановны, в ходе которого он убивает и ее беременную сестру Лизавету, заставляет центрального персонажа задуматься о несостоятельности своей теории. В романе особое место занимают рассуждения Раскольникова и его внутренние терзания, с помощью которых он познает собственное «я». И если сначала Раскольников переживает из-за того, что он не является «право имеющим», как думал раньше, то после он встает на путь осмысления ошибочности теории в целом. Автор показывает, что постоянные размышления, касающиеся совершенного преступления, заставляют Раскольникова, истинная натура которого была гуманна, вступить в конфликт с собой -теоретиком. Разговоры с самим собой помогают Раскольникову понять себя, осознать теоретическую неправоту и встать на путь очищения.
3.А.П. Чехов «Студент». В ходе повествования центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский познает самого себя.
Находясь на тяге в страстную пятницу, сын дьячка и студент духовной академии пытается подавить мысли о собственной греховности, из-за чего он начинает думать об социальных несправедливостях, обвиняя тем самым в произошедшем с ним в этот религиозный день всех и все, кроме самого себя. Однако один момент меняет мировоззрение Ивана Великопольского: грея руки у костра во дворе двух вдов, он вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса, которая помогает герою понять свою греховность и раскаяться в ней. Сравнение себя с апостолом Петром, который отрекся от Иисуса, и осознание своего отхода от веры и Бога помогают Ивану Великопольскому встать на путь совершенствования и преображения. В рассказе продемонстрировано, что всего лишь один случай из жизни может изменить взгляды человека на жизнь, помочь найти собственное «я». Ситуация у костра помогла Ивану Великопольскому понять, что причины событий находятся не во внешних обстоятельствах, дума о которых давала ему возможность убежать от реальности и оправдать свою греховность, а в собственном внутреннем мире.
4.И.А. Бунин «Чистый понедельник». В рассказе И.А. Бунина продемонстрировано самопознание главной героини.
Казалось бы, жизнь девушки была предопределена с рождения: Она дочь «просвещенного человека знатного купеческого рода», которая вследствие своего происхождения должна была вести светский образ жизни. Однако такая жизнь не приносит героини никакого удовольствия, она чувствует себя не на своем месте. У девушки не получалось относиться к тому образу жизни, которой ей приходилось вести, положительно, он угнетал ее и делал несчастной. Долгие размышления о нынешнем образе жизни и о возможном предназначении приводят героиню к следующему решению: уйти в монастырь на послушание, а затем на постриг. То, что Она прощается с прежним образом жизни перед тем, как отправиться в монастырь, говорит о том, что решение героини не было неожиданным и спонтанным. Находясь в дисгармонии с самой собой, Она долгое время находилась в поисках собственного «я». В повествовании отмечается, что героиня увлекалась историей, летописанием, русскими сказаниями, что несколько дней подряд Она могла не выходить из дома, проводя время за размышлениями и чтением книг. Это становится свидетельством того, что Она долго обдумывала то решение, которое в итоге приняла. И именно кропотливое самопознание, подвигнувшее героиню изменить свой образ жизни, помогло ей обрести истинное счастье.
5.М.А. Шолохов «Тихий Дон». В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» показано, что внешние обстоятельства, в которые оказался втянутым главный герой Григорий Мелехов, заставили его познать самого себя. Гражданская война, поделившая людей на два лагеря, вынуждает Мелехова определиться с собственной общественной позицией. Но это оказывается не так просто: центральный персонаж «мечется» то от «красных» к «белым», то от «белых» к «красным», потому что не может определиться, на чьей стороне находится правда. Взгляды Григория Мелехова на жизнь, которые в ходе повествования постоянно меняются, рождают «метания» из стороны в сторону. Такое непостоянство не приносит главному герою удовольствия, наоборот, он ощущает вину за то, что не может определиться, как это сделали многие другие участники Гражданской войны еще с начала всех событий. Все же многочисленные усилия понять, «красные» или «белые» защищают его жизненные интересы, приводят Григория Мелехова к важному выводу: Гражданская война и ни одна из появившихся в ее ходе сторон не могут принести счастье. Главный герой, наконец, познает себя, что выразилось в отрицании войны, которая приносит вред и отдельному человеку, и всему обществу в целом, и в признании необходимости жить в мире.
Свобода человека и ее ограничения.
1.М.Ю. Лермонтов «Мцыри». В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» изображается образ свободолюбивого Мцыри, который называет себя «в тюрьме воспитанным цветком», под тюрьмой подразумевая монастырь, в котором он оказался после того, как его «вырвали» из прежней жизни с любимым народом, высоко ценящим свободу. Главный герой готовится стать монахом не по собственной воле, деятельность монаха была ему неинтересна и безотрадна, поскольку лишала его права на свободу, которая заключалась в возможности жить «в чудном мире тревог и битв». В поэме подчеркивается: то, что для монахов было обыденной жизнью и даже отрадой, для Мцыри было несвободой и несчастьем. 6 лет прожив среди вольнолюбивых горцев, Мцыри было непросто отказаться от прежней жизни. Поэтому нет ничего удивительного в стремлении героя побороться за собственную свободу, избавившись от «келий душных и молитв» и дойдя до родного края. Именно бунт за свободу, которую у Мцыри насильно отняли, является основным конфликтом всего лермонтовского произведения. Автор неслучайно приводит своего героя, три дня проведшего на воле, к смерти, поскольку жизнь в монастыре, в который ему пришлось попасть опять, была для него хуже смерти.
2.А.Н. Островский «Гроза». В драме А.Н. Островского «Гроза» поднимаются проблемы свободы и несвободы. Главная героиня становится «чужой» для жителей города Калинова: приезжая Катерина, привыкшая к свободной жизни в родительском доме, оказывается в рамках патриархального общества и его единых домостроевских правилах жизни, к которым уже привыкли жители Калинова. Если в родительском доме Катерина ощущала себя «птичкой на воле», то в доме Кабановых и в городе Калинове в целом она перестала ощущать себя этой вольной птицей. А.Н. Островский показывает, что собственную свободу ограничивают сами люди, которые придумали определенные порядки, подчиняясь им. И если Кабаниха и Дикой ратуют за сохранение старых порядков, то представители младшего поколения понимают, что общественные правила требуют изменения, однако они ничего не делают для того, чтобы изменить положение, в котором находятся. Тихон и Борис смиряются с «жестокими нравами» «темного царства», а Варвара и Кудряш приспосабливаются к ним. К несвободе пытаются склонить Катерину не только Кабаниха, но и Тихон, Варвара, Борис, Кудряш, которые не вольны в своих поступках. Непривыкшая к несвободе Катерина не может смириться с тем положением, в котором она оказалась, переехав в город Калинов. Попытка найти счастье с Борисом, несмотря на брак с Тихоном, говорит о том, что Катерина бросает вызов «темному царству», желая получить потерянную свободу. Однако свобода героини все равно остается ограниченной, поэтому она принимает решение покончить жизнь самоубийством, совершая тем самым бунт против «темного царства» и несвободы.
3.М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», которая была написана М.Е. Салтыковым-Щедриным уже после отмены крепостного права, показана продолжавшая существовать несвобода крестьянского класса. Генералы привыкли к тому, что весь труд за них выполняют крепостные, поэтому, оказавшись на необитаемом острове, они не могут самостоятельно обеспечить себя едой и позаботиться о собственной жизни. Беспомощные генералы сразу же находят дело для найденного на острове мужика, воспринимая его труд как должное. Автор показывает, что высшие слои населения не могут свыкнуться с тем, что крестьянство получило свободу, поэтому они продолжают пользоваться чужим трудом. Однако несвободными, как показывает М.Е. Салтыков-Щедрин, крестьяне продолжают оставаться и из-за своей рабской покорности. Мужик мог отказаться выполнять генеральские прихоти, поскольку он действительно не был обязан трудиться ради них. Однако мужик не говорит ни слова против, он терпеливо выполняет все наказы генералов, ничего не требуя от них взамен. Крестьянин даже оказывается привязанным к дереву той веревкой, которую сделал он сам. В «Повести» показано, что мужик самостоятельно ограничивает свою свободу, мирясь с несправедливостью по отношению к нему и не совершая попыток восстать против нее.4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». О необходимости ограничивать свободу одного человека заставляет задуматься и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория центрального героя Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих» тесно связана с идеей вседозволенности для некоторой части людей. Раскольников считал, что есть те, кому ради всеобщего благополучия позволено переступать через границы дозволенного. Такие «особенные», «необыкновенные» люди, согласно теории главного героя, ради достижения общественного блага могли себе позволить «перешагнуть» через любые препятствия, даже если для этого придется приносить других людей в жертвы. Такие наполеоновские идеи приводят к тому, что Раскольников, желая проверить свою теорию на практике, убивает старуху-процентщицу и ее ни в чем не повинную беременную сестру. Внутренние терзания Раскольникова после совершения преступления, а также сравнение главного героя с беспринципным Лужиным, живущим согласно теории «целого кафтана», помогают Ф.М. Достоевскому в развенчивании теории Раскольникова. С помощью слов Сонечки Мармеладовой автор утверждает, что никому не позволено лишать другого человека жизни или решать, кто достоин жизни, а кто нет.
Таким образом, данный раздел касается человека и его внутреннего мира: то, какими личностными качествами он обладает, то, в соответствии с какими нравственными ценностями и идеалами он живет, то, как поступает в условиях нравственного выбора, то, как относится к другим людям и ко всему окружающему миру в целом, то, как определяет свободу и относится к ее ограничениям, то, как познает самого себя. Внутренний мир каждого человека уникален, поскольку у всех людей разные качества, жизненные принципы, убеждения и представления о добре и зле. Чтобы обрести гармонию с самим собой, нужно постоянно заниматься самопознанием.
5.М. Горький «Старуха Изергиль». В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» с образом Ларры связана проблема пагубности неограниченной свободы для общества. Ларра привык к абсолютной свободе. Не привыкший жить по человеческим правилам и законам сын орла презирает правила племени, в котором раньше жила его мать. Выросши вне общества, Ларра привык думать только о собственных интересах, не интересуясь судьбами других людей. Свобода заключается для Ларры в возможности совершать любые поступки ради собственной пользы, даже если они негативно сказываются на интересах и жизнях окружающих. В случае с Ларрой свобода тесно связана со вседозволенностью. То, что Ларра убивает отказавшую ему девушку, является ярким примером неограниченной свободы. М. Горький показывает, что такое отношение к свободе не может дать обществу ничего хорошего. Жестокое убийство Ларрой заставляет задуматься над тем, что свобода одного человека обязательно должна ограничиваться свободой других людей, ведь если каждый человек будет делать все, что захочет, в обществе будет не порядок, а хаос, мешающий жить всем людям. На авторское мнение, гласящее о том, что абсолютная, ничем не ограниченная свобода – зло, указывает также то, что вольность стала для Ларры вечным наказанием, от которого он хотел избавиться, но не мог.
Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!
В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.
Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет.
Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать.
Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания.
К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.
Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия.
Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце.
Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.
1.3. Познание человеком самого себя
В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства.
Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.
Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.
Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
2.2. Человек и общество
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
Человек и природа тесно связаны между собой. Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена.
Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.
Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.
3.2. Наука и человек
С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.
Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.
Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.
3.3. Искусство и человек
О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.
Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.
Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.
Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить.
Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.
Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!