Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания.
Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.
Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по русскому языку.
Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
Задание №3547.
Расстановка знаков препинания. ЕГЭ по русскому
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Пояснение:
Идея единого европейского пространства(,)1 поклонником ()2 которой ()3 был первый директор Царскосельского лицея Малиновский(,)4 обрела множество сторонников.
Показать ответ
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
. |
(2, 3) |
. |
(1, 3) |
. |
(1, 4) |
. |
(2, 4) |
Пояснение
Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский,(4) обрела множество сторонников.
Запятые (1 и (4) выделяют придаточную часть в сложноподчиненном предложении.
Связи с вариантами
Справочную информацию к заданию 18 можно найти в «Справочнике для подготовки к ЕГЭ».
Образец задания 18
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Тесты для тренировки
Тест 1
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта около Благовещенского моста установлен гранитный обелиск(1) скромная надпись на котором(2) сообщает(3) что от этого места в сентябре 1922 года на так называемом философском пароходе отправились в вечное изгнание высланные Лениным лучшие российские учёные, писатели, философы, историки.
Тест 2
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Всё больше людей пользуется в России мобильным Интернетом(1) что стало уже явлением(2) которое(3) изучают специалисты.
Тест 3
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Показателен рост числа тех(1) кто пользуется планшетами(2) количество(3) которых(4) увеличилось за год более чем на 270% .
Тест 4
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Доля обычных телефонов среди других мобильных устройств(1) через которые(2) выходят в Интернет(3) ещё достаточно весома и составляет сейчас 39%, но уже видно(4) что произошёл переломый момент: популярность смартфонов и планшетов обогнала обычные телефоны.
Ответ:
134<или»любая другая последовательность этих цифр
Тест 5
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Среди сотен тысяч людей, спасающихся после революции от голода, тюрем и расстрелов, были такие(1) которых(2) на чужбине поджидала невероятная судьба(3) какую ни придумать, ни описать.
Тест 6
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Когда он высказал бесполезную мысль вслух(1) его товарищ неожиданно снова занервничал и стал раздражённо говорить(2) что не понимает он беспечный российский народ(3) который(4) не только свою жизнь ни во что не ставит, но и на других ему плевать.
Ответ:
123<или»любая другая последовательность этих цифр
Тест 7
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несмотря на высокие показатели, Канаде есть(1) куда стремиться(2) поскольку интернет-индустрия там достаточно сильно монополизирована, а цены(3) которые предлагают провайдеры(4) высоки.
Ответ:
234<или»любая другая последовательность этих цифр
Тест 8
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В ходе исследований учёные доказали(1) что с помощью профиля в социальной сети и предпочтений(2) которые(3) индексируются «лайками»(4) возможно получить портрет пользователя, отражающий его политические взгляды, интересы, национальную принадлежность и многое другое.
Ответ:
124<или»любая другая последовательность этих цифр
Тест 9
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы думаем(1) что исследования социальных сетей(2) которые(3) стали столь популярны во всём мире(4) разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.
Ответ:
124<или»любая другая последовательность этих цифр
Тест 10
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Современный рынок напоминает, по мнению исследователя, водоём(1) который(2) плотно окружён по берегу множеством рыбаков(3) но в котором(4) совсем немного рыбы.
В курсе «ЕГЭ-навигатор» более 100 примеров к заданию 18. Система формирует для вас варианты при каждом новом обращении, проверяет вашу работу, выставляет оценки, показывает вам допущенные ошибки, сохраняет все выполненные вами тесты и отражает всю информацию в вашей личной «Истории тестирования».
Задание 18 № 2457. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа (1) герой (2) которого (3) в первоначальном плане (4) фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Пояснение.
Предложение сложноподчиненное, состоит из двух частей с основами «Пушкин заинтересовался и принялся» и «герой фигурирует». Запятая 1 указывает на начало придаточного определительного.
Пушкин крайне заинтересовался рассказом П. В. Нащокина и принялся за составление планов, а вскоре и за писание романа, герой которого в первоначальном плане фигурирует под фамилией Островского, измененной затем на Дубровского.
Запятая должна стоять на месте 1.
Задание 18 № 5503. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На нём был чёрный пиджак (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.
Источник: МИОО: Диагностическая работа по русскому языку 23.10.2013 вариант РУ10102.
Пояснение.
Приведем верное написание.
На нём был чёрный пиджак, (1) из кармана (2) которого (3) выглядывала (4) свёрнутая в трубочку (5) газета.
Запятая под номером 1 отделяет части сложного предложения.
Запятая должна стоять на месте 1.
———
Дублирует задание 5464.
Задание 18 № 7445. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по русскому языку.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Идея единого европейского пространства, (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский, (4) обрела множество сторонников.
Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский».
Запятые должны стоять на местах 1, 4.
Задание 18 № 9193. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее» (4) и своего положения в нём.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа 23.12.2014 Вариант РЯ10101.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Отец и мать Грея были невольниками (1) богатства и законов того общества, (2) по отношению (3) к которому принято говорить «высшее», (4) и своего положения в нём.
Запятые 2 и 4 выделяют придаточное предложение «по отношению к которому принято говорить «высшее».
Ответ: 24|42.
Задание 18 № 9257. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 23.12.2014 Вариант РЯ10102.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Света подошла к мальчику, (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе, (4) и поздоровалась.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе».
Ответ: 14|41.
Задание 18 № 9313. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
После Берлинского конгресса Болгария (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно (4) стала главной точкой опоры российской политики.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10201.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
После Берлинского конгресса Болгария, (1) геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно, (4) стала главной точкой опоры российской политики.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «геостратегическое положение (2) которой (3) было очевидно».
Ответ: 14|41.
Задание 18 № 9338. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Эти милые детские забавы (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10202.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Эти милые детские забавы, (1) воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце, (4) были для нас чем-то несомненно важным и ценным.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «воспоминания (2) о которых (3) я по сей день бережно храню в своём сердце».
Ответ: 14|41.
Задание 18 № 9363. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
И вот смотрю я сейчас на фотографию (1) историю (2) которой (3) только что рассказал (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10203.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
И вот смотрю я сейчас на фотографию, (1) историю (2) которой (3) только что рассказал, (4) и вновь думаю о ни с чем не сравнимой роли случая в нашей жизни.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение « историю (2) которой (3) только что рассказал».
Ответ: 14|41.
Задание 18 № 9391. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Уникальная серия фотографий (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.
Источник: СтатГрад: Диагностическая работа по русскому языку 30.01.2015 Вариант РЯ10204.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Уникальная серия фотографий, (1) автором (2) которой (3) является Ким Андерсон, (4) была выставлена в лондонском музее фотографии.
Запятые 1 и 4 выделяют придаточное предложение «автором (2) которой (3) является Ким Андерсон».
Ответ: 14|41.
Задание 18 № 9900. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.
Источник: ЕГЭ — 2015. Досрочная волна
Пояснение.
Расставим знаки препинания и составим схему предложения.
[Из сеней дверь вела прямо на кухню], какую?(к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь.)
Ответ: 1.
Задание 18 № 9946. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Свои заметки я делал у подножия огромного дерева (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10301.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Свои заметки я делал у подножия огромного дерева, (1) удивительные листья (2) которого (3) не давали (4) ни малейшей тени.
Запятая под номером 1 отделяет основы, связанные союзным словом КОТОРОГО. На месте других слов в предложении запятые не нужны.
Ответ: 1.
Задание 18 № 9971. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Тёмный старинный шкап (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 15.05.2015 Вариант РЯ10302.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Тёмный старинный шкап, (1) в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом, (4) закрывал собою половину и без того узкого грязного окна каюты.
Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «в бок (2) которому (3) упиралась железная койка с наспех наброшенным одеялом». На месте других цифр запятые не нужны.
Ответ: 14 или 41.
Задание 18 № 9996. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по русскому языку.
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
Государственная Третьяковская галерея, (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений, (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.
Запятые под номерами 1 и 4 выделяют придаточное предложение «коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений».
Ответ: 1, 4.
Задание 18 № 10363. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее (1) в глубине (2) которой (3) виднелось двухэтажное белое здание (4) и мило беседовали.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10101.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Пояснение.
Расставим знаки препинания и составим схему предложения.
[Солнечным и ясным утром Володя и Лида шли по красивой аллее, (в глубине которой виднелось двухэтажное белое здание), и мило беседовали].
Зпт 1 и 4 обозначают границы придаточного предложения, стоящего внутри главного.
Ответ: 1, 4.
Задание 18 № 10388. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Красивые деревца (1) стволы (2) которых (3) были удивительно стройны (4) при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 01.10.2015 Вариант РЯ10102.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Пояснение.
Расставим знаки препинания и составим схему предложения.
[Красивые деревца, (стволы которых были удивительно стройны), при ближайшем рассмотрении оказались смородиной и крыжовником].
Ответ: 1 и 4.
Задание 18 № 10413. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10201.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Пояснение.
Расставим знаки препинания и сделаем схему предложения:
[На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели], (ради достижения которой имело бы смысл начать ядерную войну).
Ответ: 1.
Задание 18 № 10438. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Выдающийся русский химик Д.П. Коновалов (1) многие работы (2) которого (3) вошли в золотой фонд науки (4) был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX-XX веков.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по русскому языку 19.11.2015 Вариант РЯ10202.
Актуальность: Используется в 2015—2016 году
Сложность: обычная
Пояснение.
Расставим знаки препинания сделаем схему предложения.
[Выдающийся русский химик Д. П. Коновалов, (многие работы которого вошли в золотой фонд науки), был одним из организаторов химической промышленности на рубеже XIX—XX веков].
Ответ: 1 и 4.
5 сентября 2014
В закладки
Обсудить
Жалоба
Небольшой практикум по заданию 18.
Знаки препинания при определительном придаточном
У придаточного определительного есть одно принципиальное отличие в плане пунктуации. О нём чуть позже. По всем прочим показателям действуют те же правила. Давайте их вспомним.
Придаточное необходимо выделять запятыми. Первая запятая обозначает начало придаточного, вторая – его окончание. Иногда вместо второй запятой идёт точка, если предложение завершилось.
Придаточных может быть сразу несколько. Если это одни и те же придаточные, то для них действует правило однородных членов. При одиночном союзе «И» запятую между придаточными не ставим. В Брокилоне Геральт встретил друида Мышовура, с которым познакомился ещё в Цинтре и который советовал ведьмаку не играть с Предназначением. Первая запятая показывает, что началось придаточное. Потом идёт второе придаточное, но они однородны и между ними союз «И», потому запятую не ставим. А потом вместе с придаточными предложение заканчивается. Всё, финита ля комедия, точка.
А теперь коротко про ту самую особенность придаточных определительных. Если границу других придаточных мы легко находили по союзу или союзному слову, то здесь союзное слово «который» блуждает по пределам придаточного и может находиться хоть в его середине или ближе к концу. (Только в самом конце оно находиться никак не может, поверьте.)
И найти, где же заканчивается главное и начинается придаточное, можно только одним способом: пробовать убрать придаточную часть целиком. Все слова, идущие до «который» и просящиеся с ним, будут относиться к придаточному.
Допустим, как в предложении из КИМа.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Убирайте «которой был первый директор». Что просится уйти с грамматической основой и союзным словом? Конечно, «поклонником» и «Царскосельского лицея Малиновский». Обратите внимание на запятую под номером 3. Её никогда не будет, ни в одном предложении. После «который» запятая не может ставиться чисто теоретически.
На заметку стобалльнику: если слово «который» входит в деепричастный оборот, то деепричастный оборот запятыми не выделяется. Рассмотрим такой пример. Геральт повстречал в Брокилоне княжну Цири, узнав которую он вспомнил о Предназначении. Запятая ставится перед началом придаточного (оборот же входит в его состав), а сам деепричастный оборот не выделяется.
Задание А25.
Знаки
препинания в сложноподчиненном предложении
Рассмотрим,
как задание А25 представлено в демонстрационном варианте 2013 года:
А25.
В каком
варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении
должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1)
поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский
(4) обрела множество сторонников.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 1, 3 4)
2, 4
Ваш ответ 1? Правильно. Именно на месте цифр 1, 4 проходит граница между
главной и придаточной частью СПП, и поэтому здесь мы ставим запятые.
Для
подготовки материала данного задания использован сборник «ОПТИМАЛЬНЫЙ БАНК
ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ». Единый государственный экзамен 2012. РУССКИЙ
ЯЗЫК. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их
выполнения. Авторы: С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Москва. «Интеллект-Центр»,
2012.
Выражаю благодарность
авторам и издательству.
Что требуется от учеников: знать тему
«Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».
Сложноподчинённое
предложение всегда состоит из главной и придаточной части.
Придаточное предложение
присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
Место придаточной части
может быть различным: оно может находиться перед главной частью (в препозиции),
после главной (в постпозиции) или внутри главной (в интерпозиции).
Граница между главным и
придаточным предложениями обычно находится перед подчинительным союзом или
союзным словом, которые всегда располагаются в придаточной части. Однако в
задании А25 подобраны такие СПП (преимущественно с придаточным определительным
с союзным словом КОТОРЫЙ), в которых
придаточная часть начинается чуть раньше союзного слова, поэтому запятая
ставится не перед союзным словом КОТОРЫЙ, а перед словом, начинающим
придаточную часть.
Сравните:
·
Всю мою
жизнь я видел настоящими героями только людей, (которые любят и умеют работать).
·
Потом инженер
проводил великого комбинатора до самой двери,
(переступить которую
сам он страшился).
В первом примере союзное
слово КОТОРЫЙ начинает придаточную часть, поэтому перед ним ставится запятая,
как на границе главного и придаточного предложений.
Во втором примере придаточная часть начинается со слова «переступить», поэтому перед ним
ставится запятая, как на границе главного и придаточного предложений.
Для выполнения этого задания используйте
следующий алгоритм:
1. Выделите
грамматические основы предложения.
2. Определите границы
главной и придаточной частей.
3. Произнесите предложение с найденной пунктуацией вслух, это
поможет определить подтвердить правильный выбор ответа или, наоборот,
определить неверное решение задания.