Идеологическая функция сми примеры егэ

Назовите три функции СМИ в политической сфере с примерами

Вопрос

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. Укажите функции, которые они иллюстрируют. (Сначала назовите функцию СМИ, затем приведите соответствующий пример, каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ

  1. Политическое образование и социализация граждан. На телеканале N был показан сюжет о правильном поведении при встрече с сотрудниками полиции, объясняющий доступным языком права и обязанности человека в данной ситуации.
  2. Мобилизационная функция. В одном из интернет-СМИ была распространена информация о проведении мирного согласованного шествия в защиту прав работников. Неравнодушных просили присоединиться.
  3. Контроль за деятельностью власти. Печатное издание X опубликовало расследование о коррупции в органах местного самоуправления города Z, было возбуждено уголовное дело, а виновные наказаны.

Всего: 45    1–20 | 21–40 | 41–45

Добавить в вариант

Среди создателей политических сообщений автор упоминает журналистов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните три любые функции СМИ в политике.

Показать

1

Что представляет собой политическая коммуникация по мнению автора? Чем, по мнению автора, объясняется усиление внимания к политической коммуникации в современном обществе? (Укажите две причины.) Какие виды коммуникации, по мнению автора, использовались и осмысливались ещё в глубокой древности в качестве инструмента политического воздействия? (Укажите два вида.)


2

Автор характеризует сущность «косвенного» воздействия политического сообщения в политической коммуникации. Приведите три примера (ситуации) косвенного воздействия политического сообщения на индивида, политическую элиту и общество в целом. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


3

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическая деятельность». Почему автор считает политическое сообщение ключевым аспектом политики? Какие виды политической деятельности, названные в тексте, служат примером непосредственного воздействия политической коммуникации? (Укажите любые три вида.)


Используя обществоведческие знания,

1)  раскройте смысл понятия «средства массовой информации (СМИ)»;

2)  составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об одной из политических функций СМИ;

− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса важность независимости СМИ.

Источник: РЕШУ ЕГЭ


Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

«Функции СМИ разнообразны. В современном обществе СМИ активно выполняют различные _________(А). Важнейшей из них является _________(Б): получение и распространение сведений о событиях, наиболее важных для граждан и _________(В). Эти сведения включают не только освещение тех или иных свершившихся событий и _________(Г), но и их комментирование и оценку. На основе полученных сведений у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других _________(Д), об экономической, социальной, культурной жизни. Особенно велика роль СМИ в формировании отношения людей к вопросам, которые не находят непосредственного _________(Е) в их повседневном опыте».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)  политические институты

2)  факты

3)  регулятивная функция

4)  информационная функция

5)  участие

6)  мнение

7)  политические задачи

8)  органы власти

9)  отражение

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:

А Б В Г Д Е

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Задания Д26 C4 № 8742

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 71. (Часть С)


Задания Д26 C4 № 9409

Приведите три примера, иллюстрирующие роль СМИ в политической жизни современного демократического общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Президент государства Z избирается на совместном заседании двухпалатного парламента. Парламент и руководителей регионов Z выбирают граждане в ходе свободных альтернативных выборов. В Z действуют частные и государственные СМИ, отражающие интересы различных партий, цензура запрещена.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которым они указаны.

1)  Президентская республика.

2)  Унитаризм.

3)  Демократическое государство.

4)  Федерация.

5)  Авторитарный политический режим.

6)  Парламентская республика.


В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «средства массовой информации»;

— объясните связь названных автором функций СМИ. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Показать

1

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


2

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


3

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


4

Задания Д22 C3 № 363

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


Задания Д26 C4 № 3284

Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Показать

1

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


2

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «средства массовой информации»;

— объясните связь названных автором функций СМИ. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


3

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


4

Задания Д22 C3 № 363

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Показать

1

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


2

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «средства массовой информации»;

— объясните связь названных автором функций СМИ. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


3

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


4

Задания Д22 C3 № 363

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


Назовите любой социальный институт, который, с точки зрения автора, оказывает влияние на формирование правосознания. Проиллюстрируйте примером его влияние. На основании знаний по обществознанию назовите две любые функции правосознания.

Показать

1

Какие два аспекта понимания правовой культуры называет автор? Какие два памятника правовой культуры названы в тексте?


2

Автор пишет, что с точки зрения философского подхода к оценке правовой культуры она представляет собой прогрессивные достижения в правовой сфере. Приведите три проявления этих достижений.


3

Какие факторы определяют правовую культуру? На основании текста назовите один любой фактор. На основании знаний по обществознанию приведите ещё один любой фактор, влияющий на уровень правовой культуры.


Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук.

Показать

1

Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?


2

Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа.


3

Задания Д22 C3 № 1843

Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? Дайте характеристику каждому из способов. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «научное познание».


Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)  трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги

Б)  радиокурс по изучению французского языка

В)  телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов

Г)  публикация программы политической партии

Д)  трансляция военного парада в честь Дня Победы

ФУНКЦИЯ

1)  идеологическая

2)  культурно-образовательная

3)  рекреативная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Что понимается в законе под средством массовой информации? Используя свой социальный опыт, приведите по одному конкретному примеру печатного и электронного средства массовой информации.

Показать

1

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «средства массовой информации»;

— объясните связь названных автором функций СМИ. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


2

В Москве на протяжении ряда лет издается ежегодный поэтический альманах «Пегас», имеющий текущий номер и тираж 5 тыс. экземпляров. Можно ли это издание отнести к средствам массовой информации? Опираясь на признаки печатных СМИ, приведенные в тексте, обоснуйте Ваш ответ. Сначала укажите признак, затем пояснение. (Всего должно быть приведено три признака и три пояснения).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


3

Закон запрещает цензуру в СМИ. В то же время опросы последних лет показали, что немалая часть населения в нашей стране приветствовала бы введение цензуры, особенно на телевидении. Опираясь на Ваш собственный социальный опыт, знания из обществоведческого курса, выскажите предположение, что именно не хотели бы видеть зрители на телеэкранах (укажите две темы) и почему (укажите одну любую причину).

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


4

Задания Д22 C3 № 363

В документе раскрывается понятие цензуры, укажите, на основе текста, два его признака. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свобода слова».

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина

Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина


Влиятельный телеканал предоставил эфирное время для передачи, в которой рассказывается о наиболее значимых событиях в стране и в мире, ведущие политологи, социологи, экономисты выступают со своими аналитическими суждениями об основных событиях.

Какую функцию средств массовой информации можно проиллюстрировать данным примером?

1)  знакомство электората с лидерами партий и их программами

2)  мобилизацию гражданского общества на политические действия

3)  осуществление контроля за деятельностью власти, проведение журналистских расследований

4)  повышение уровня политической информированности, компетентности общества

Предметная область: Политика. Средства массовой информации в политической системе


Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.

Показать

1

Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.

Предметная область: Политика. Политическая элита

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.


2

Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

Предметная область: Политика. Политическая элита

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.


3

Задания Д22 C3 № 3695

На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.

Предметная область: Политика. Политическая элита

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.

Предметная область: Политика. Политическая элита

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.


Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о функциях морали и моральных норм в обществе. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

Показать

1

Какое определение понятия «социализация» дано в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, кризис смыслов и разлад ценностей губителен для общества? (Укажите две причины.) В чём, по мнению автора, заключается важная роль образования? (Укажите две позиции).


2

Автор упоминает агентов социализации, которые формируют духовные ценности индивида. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера (ситуации) влияния любых трёх агентов социализации на формирование духовных ценностей ребёнка. (В каждом случае сначала приведите пример (ситуацию) влияния на формирование у ребенка духовной ценности, затем укажите агента социализации. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)


3

Автор пишет о приобщении субъекта к культуре. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «культура». (В объяснении смысла / определении понятия «культура» должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


В государстве Z регулярно проводятся парламентские выборы, действует двухуровневая система законодательных органов. Какие из приведённых признаков позволяют характеризовать форму правления государства Z как парламентскую республику? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Президент государства избирается на заседании парламента.

2)  Парламент страны формируется как из всенародно избираемых депутатов, так и из представителей от государственных образований в составе страны Z.

3)  Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством.

4)  В конституции страны закреплены полномочия органов самоуправления.

5)  В стране провозглашена свобода СМИ.

6)  Конституция страны закрепляет равные и справедливые правовые условия для регистрации кандидатов в депутаты парламента


СМИ сообщили, что Центральный Банк Российской Федерации отозвал лицензию у одного из коммерческих банков. Найдите в приведённом ниже перечне функции только Центрального Банка Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Купля-продажа акций.

2)  Посредничество в платежах государства.

3)  Выпуск в обращение денег.

4)  Консультации по финансово-кредитным вопросам.

5)  Регулирование экономики через кредитно-денежную политику.

6)  Привлечение вкладов.

Всего: 45    1–20 | 21–40 | 41–45

сми

План.

  • Понятие СМИ.
  • Признаки,
  • Функции СМИ.
  • Каналы СМИ.
  • Типы СМИ.
  • Роль СМИ в политической системе общества.

СМИ.

Средства массовой информации – совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определённом регионе, а также для выполнения специфических социальных функций.

СМИ – это политический институт, занимающий важное место в политической системе общества.

Функции СМИ:

  • информационная – передача информации, выбор и комментирование информации, её оценка;
  • социализирующая – приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения, формирование взглядов на события;
  • критическая – критика и контроль органов власти;
  • представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;
  • идеологическая – формирование общественного мнения;
  • мобилизационная – побуждение людей к определённым политическим действиям;
  • интегрирующая – сплачивание общества едиными целями, задачами;
  • образовательная – СМИ призваны обучать население политической грамотности;
  • коммуникативная – помогает обеспечивать связь граждан с представителями власти;
  • интегрирующая – объединение людей, сплочение нации.

Отличительные признаки СМИ:

  • оперативность донесения материала для общества;
  • динамичность, то есть передача информации, постоянно обновляющейся;
  • универсальность — СМИ передаёт информацию буквально по всем темам и проблемам, волнующим общество;
  • образность – доступность изложения, применение фото- и видеоматериалов, средств наглядности, образность – это и передача собственного взгляда на информацию, комментарии к ней;
  • доступность – информация СМИ понятна и доступна людям с любым уровнем образования и политической культуры;
  • неограниченный круг потребителей;
  • использование специальных технических средств для передачи информации.

Типы СМИ:

  • печатные (газеты, журналы),
  • аудиовизуальные (радио, телевидение),
  • электронные (Интернет).

Каналы СМИ:

  • печать – (газеты, журналы, информационные бюллетени и т.п.),
  • радио,
  • телевидение,
  • Интернет,
  • кинематограф.

Роль СМИ в обществе.

Позитивная:

  • способствуют развитию демократии и становлению гражданского общества;
  • способствуют формированию активной позиции граждан в политике страны;
  • быстро доводят до общества необходимую информацию.

Негативная:

  • Могут быть использованы для политического манипулирования людьми, то есть воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрыто управлять политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.
  • Сталкивание интересов в обществе, что может привести к расколу общества
  • СМИ могут выражать интересы не только прогрессивных, но регрессивных, даже реакционных сил общества, что приведёт к напряжённой политической ситуации в стране
  • Доведение до общества неверной, порой ложной информации в каких-либо политических целях (например, во время агитационной борьбы)

Таким образом, роль СМИ в современном обществе велика. Они не случайно называются «четвёртой властью», так как помогают, наряду с тремя ветвями власти, совершенствованию общества. его политической системы, формированию гражданского общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основным
связующим звеном между журналистикой
и идеологи­ческими процессами является
государственная политика в сфере СМИ,
регулирующая:

  • внутрижурналистские
    отношения (учредитель, издатель —
    глав­ный редактор — журналисты);

  • отношения
    между СМИ и источниками информации;

  • права
    журнал истов на распространение
    информации;

  • отношения
    между СМИ и аудиторией;

  • объем
    и характер участия органов государственной
    власти и уп­равления в массово-информационной
    деятельности;

  • осуществление
    контроля за деятельностью СМИ в целях
    соблю­дения ими действующего
    законодательства.

Следует
четко представлять, что, с одной стороны,
у СМИ и государ­ства с его политикой
и идеологией противоположные интересы.
Но, с другой стороны, они стремятся
всегда к вполне естественному союзу.
Так, журналисты, СМИ черпают свои сюжеты
в политической сфере, а представители
государственной власти имеют возможность
через сред­ства массовой информации
убедить многомиллионную аудиторию в
правильности проводимой ими политики
и принимаемых решений. Образно говоря,
СМИ рекламируют политику, а политика
дает «пищу» для журналистов. Здесь
нет и не будет исключений — в любом
обще­стве и на Западе, и на Востоке
политическая иллюзия поддерживает и
обеспечивает власть. Хотя на практике
это нередко ведет к тому, что СМИ, участвуя
в распространении основных положений
национальной идеологии государства на
широкую аудиторию, неизбежно приходят
к использованию методов и приемов
формирования «нужного» обществен­ного
мнения. Определенная опасность подобной
ситуации заключается в том, что человек
перестает рассматривать свою повседневную
жизнь в качестве политической реальности.
Для него последняя существует только
на экране или на газетной полосе. По
замечанию Жака Эллюля,

«человек
сегодняшнего дня не доверяет собственному
опыту, собствен­ным выводам и
наблюдениям… Любой факт становится в
его глазах истинным, только когда он
прочтет о нем в газетах; важность же
факта он оценивает по размеру газетных
заголовков»104.

В
итоге, со временем конкретный человек
может окончательно пе­рестать
воспринимать политическую действительность
в ее целостнос­ти. Хороша ли идеология
государства или плоха, к каким результатам
она ведет — это начинает приобретать
все меньшее значение. Важно лишь то
мгновенное чувство, которое вызывает
очередной телевизион­ный кадр. Связь
времени нарушается: в понедельник
телевидение со­общает одно, и большинство
может этому поверить; на следующий день
выясняется, что все как раз наоборот,
но предыдущего сообщения мас­совая
аудитория уже не помнит. Через неделю
все повторяется, и этот процесс буквально
гипнотизирует аудиторию. Кадр налезает
на кадр, сообщение одной радиостанции
на информацию другой, и так день за днем,
доводя, образно говоря, до полного
бесчувствия, заставляя аудито­рию
ощущать свое полное бессилие в отличие
от той силы, что заклю­чена в порожденных
телеэкраном образах и мифах. Как результат
— люди лишаются чувства политической
ответственности и становятся легкой
добычей различных неоидеологических
конструкций.

Рассматривая
взаимоотношения СМИ и идеологических
процессов, уместно припомнить известное
изречение Ж. Эллюля, которое стало в
прошлом веке афоризмом: «Политика —
главная религия нашей эпо­хи».
Характерно, что своим широким
распространением эта полити- . ческая
иллюзия обязана СМИ. И это вполне
закономерно, так как СМИ стремятся
всячески поддерживать политические
иллюзии и мифы, в том числе входящие в
идеологические доктрины. В то время как
обыч­ная жизнь общества не изобилует
захватывающими событиями, в по­литическом
процессе всегда найдутся и противостояние,
и интрига, и скандал. СМИ, прежде всего,
ориентируются на политические события,
раздувая сенсационность тех или иных
политических коллизий, пре­вращая
политический процесс в бесконечный
сериал политической «мыльной оперы».

Но
политический процесс по своей сути
тождественен идеологи­ческому
процессу, если мы признаем ту особенность,
что политическая идеология формируется
и объективируется в конкретной
деятельнос­ти политических партий и
государства. Соответственно, в
идеологичес­ких процессах действительность
отражается также, только опосредо­ванно,
вследствие чего они могут превратиться
в процесс схоластичес­кого
теоретизирования, в «вещь в себе и
для себя». По своему содержа­нию
идеологические процессы могут быть
прогрессивными и регрес­сивными,
гуманистическими и человеконенавистническими,
действи­тельными и мнимыми
(мифологическими) в зависимости от
социаль­но-исторического контекста,
в котором они протекают, и отношения
большинства общества к основной идее,
на которой базируется вся иде­ологическая
конструкция. Идеологические процессы
в силу этого мо­гут определять как
политическую и социальную реальность,
так и про­тивостоять им, создавая свою
виртуальную действительность или
по­литическую утопию. В последнем
случае идеологические процессы рано
или поздно приведут к полной дестабилизации
социально-полити­ческой ситуации в
стране, так как вступят в конфликт с
общественной психологией.

Следует
понимать, что идеология составляет
духовную опору госу­дарства, которое
в силу этого всегда будет стремиться
ее распростра­нять и защищать от
критики. Идеология, образно говоря, и
есть един­ственно возможная
государственная религия, не имеющая
прямого отношения ни к одной реально
действующей конфессии. Поэтому все­гда
будет существовать противоречие между
идеологией государства и идеями отдельных
граждан и социальных групп. И это вполне
есте­ственно, так как большинство
граждан любой страны интересует, в
пер­вую очередь, то, что может им быть
полезным и принести выгоду в реальной
жизни. Например, с философской точки
зрения, марксистс­кая идеология,
безусловно, религия. Она предлагает
исчерпывающее объяснение реальности,
а марксистская эсхатология проникнута
мил- ленаристическими идеями: бесклассовое
общество, отсутствие эксплу­атации,
отмирание политики и государства,
социальная справедливость в отношении
всех, торжество человеческой добродетели.

Вместе
с тем как только государство начинает
претендовать на роль бога, превращая
идеологию в религию, тут же ущемляется
глав­ная из человеческих свобод —
свобода совести. Образно говоря,
противо­естественно, если в Бе л
госуниверситете студенты будут
произносить молитвы, утвержденные в
Министерстве образования: такие молитвы
окажутся абсолютно выхолощенными и
пользы не принесут никакой. С другой
стороны, религия и политика, а,
следовательно, и идеология, сами по себе
неразделимы и неизбежно накладываются
друг на друга, но институты церкви и
государства должны сохранять свою
особую, специфическую роль.

Таким
образом, СМИ должны исходить из того,
что политическая идеология — это
неотъемлемый элемент структуры
общественного со­знания. Поэтому, как
и общественное сознание в целом,
политическая идеология может не только
отражать политическую реальность, но
ус­корять, искажать и тормозить
политические процессы. Политическая
идеология при этом обладает не абсолютной,
а относительной самосто­ятельностью:
она создается субъектами политического
процесса, при­меняется ими, проявляется
в их деятельности. Это позволяет
утверж­дать, что политическая идеология
— неотъемлемый компонент любого
современного общества и государства,
так как она возникает и суще­ствует
там и тогда, где и когда появляется
политический процесс и его субъекты.
Иными словами, политическая идеология
будет существо­вать до тех пор, пока
будут иметь место политика и политический
про­цесс как неотъемлемые компоненты
общественного бытия. Это обус­ловлено
еще и тем, что идеология является не
только структурным эле­ментом, но и
одним из уровней общественного сознания,
что позволяет рассматривать идеологию
и идеологический процесс как атрибут
любого общества, как особый вид
политической реальности. При этом
механиз­мом соединения политической
идеологии и идеологического процесса
является политическая коммуникация.
Иными словами, социально-ин­формационным
пространством протекания идеологических
процессов является политическая
коммуникация, которая выступает как
«процесс передачи политической
информации, посредством которого
информация циркулирует между различными
элементами политической системы, а
также между политической и социальными
системами»105.

Общепринято
относить к основным формам политической
комму­никации: 1) межличностную
неформальную политическую коммуника­цию;
2) устную и письменную агитацию и
пропаганду, осуществляемую через
общественно-политические институты и
организации; 3) печатные и электронные
СМИ, Интернет-СМИ. Функциональную,
содержательную направленность
политической коммуникации можно
обозначить как виды политических
сообщений в журналистике — побудительные
(прямо воз­действующие на массовую
аудиторию), собственно информативные
(ре­альные или вымышленные сведения),
фактические (известия и сообще­ния,
на которых основан контакт между
субъектами политики). При этом, как
правило, выделяют три основных
теоретических модели поли­тической
коммуникации: семиотическую, архетипическую
и мифоло­гическую.
Семиотика —

это жест, мимика, вербальное или визуальное
проявление речи, статичная и динамичная
иконографика и знаковость. Архетипика

это лежащие в подсознании индивида
сформировав­шиеся историческими и
генетическими условиями стереотипы.
Ми­фология

— это исторические, идеологические,
художественные мифы106.

Рассмотрение
СМИ как формы политической коммуникации
позво­ляет утверждать, что все функции
журналистики в той или иной мере содержат
идеологическую компоненту, или, в широком
смысле слова, являются идеологическими,
так как имеют политически релевантный
характер. Существует достаточно много
типологизаций функций СМИ, но, как
правило, они опираются на классификацию,
предложенную изве­стным английским
социологом Д. Макквейлом в его работах:
«К соци­ологии массовых коммуникаций»
(1969), «Социология массовых комму­никаций»
(1972) и «Коммуникация» (1975). Макквейл
рассматривал все проблемы журналистики
как социального института и с учетом
этого предложил выделять следующие
социальные функции СМИ:

а) информационную,
содержанием которой является
информирова­ние о социально-политической,
экономической и т.п. ситуации в стране
и мире, характеристика и позиционирование
в СМИ сложившихся от­ношений власти,
отношений между субъектами политических
и, следо­вательно, идеологических
процессов;

б) корреляционную,
в содержание которой входят анализ,
объясне­ние, комментирование и
интерпретация информации, прежде всего,
в интересах официальной и легитимной
власти, исходя из доминирую­щих
политических и идеологических принципов
и норм; политичес­кая социализация;
координация действий отдельных субъектов
поли­тического процесса и достижение
между ними компромиссов и согла­сия
на основе зафиксированных в СМИ их
статусов (электоральных и социальных)
и идеологических приоритетов;

в) континуитивную,
построенную на распространении
господ­ствующей культуры и поддержке
общности социальных ценностей и норм
морали;

г)развлекательную, ориентированную
на поддержку средств релак­сации,
имеющих конечной политической целью —
сглаживание соци­альных противоречий
и ослабление социально-политической
напряжен­ности в обществе (использовуя
СМИ как «клапан для выпускания пара»);

д) мобилизационную,
суть которой в организации и обеспечении
про­ведения кампаний политического
характера, в том числе с использовани­ем
таких форм политической коммуникации,
как агитация и пропаганда.

Здесь
следует отметить, что в социологии
пропаганда рассматрива­ется в контексте
социальных движений и процессов.
Американский социолог М. Чукас считает,
что «современный пропагандист — это
инже­нер-социолог, пытающийся построить
модель определенного человечес­кого
поведения, подобно тому как инженер-техник
строит мосты, доро­ги, пароходы и
другие технические сооружения»107.
Иными словами, в первоначальном смысле
термин «пропаганда» не несет в себе
какой-то политической нагрузки позитивного
или негативного характера. В пе­реводе
с латыни слово «пропаганда» означает
«распространять», то есть суть
этого понятия — «распространение
каких-нибудь идей, знаний с целью
идеологического и политического
воздействия на общественное сознание»108.
Однако в СМИ сегодня чаще всего употребляют
это поня­тие исключительно с
отрицательной нагрузкой — как синоним
слов «ложь», «искажение»,
«манипулирование».

В
данном случае, как случалось уже не раз,
благодаря подмене со­держания понятий
в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности
журналистов, произошло одностороннее
изменение восприятия опреде­ленного
термина в обыденном языке и массовом
сознании. Подобное произошло с понятием
«идеология», термином «демагог»,
словами «аги­тация», «контрпропаганда»,
«манипуляция» и т.д. Например, в
1845 или 1846 году поэт Аполлон Григорьев
написал стихотворение, в котором есть
такие строки:

И
то, что чувствовал Марат, Порой способен
понимать я, И будь сам Бог аристократ,
Ему б я гордо пел проклятья… Но на кресте
распятый Бог Был сын толпы и демагог.

Здесь
слово «демагог» употреблено поэтом
в его исходном, настоя­щем значении,
согласно которому демагог — это
предводитель народа, демократ. В языке
же СМИ, демагог — тот, кто добивается
желательных результатов, не раскрывая
своих настоящих целей и намерений, а
дема­гогия — преднамеренное искажение
фактов, использование ложной ар­гументации,
спекуляция на чем-то, то есть фактически
демагогия и манипуляция рассматриваются
как однопорядковые термины. Хотя в
социологии массовой коммуникации
известный исследователь А. Мей- ер
использует слова «манипуляция»,
«социолизация», «легитимация»
как синонимы, исходя из того, что понятие
«манипуляция» в своем первоначальном
содержании носит исключительно позитивный
харак­тер и означает «управлять со
знанием дела», «оказывать помощь».

Таким
образом, пропаганда, прежде всего,
является формой полити­ческой
коммуникации, задача которой состоит
в том, чтобы распростра­нять среди
аудитории СМИ определенную идеологию.
Иными словами, можно рассматривать
пропаганду как активизированную
идеологию. Но при этом следует помнить,
что пропаганда в отличие от идеологии
условно разделяется на три основных
типа.
Первый —

«белая» пропа­ганда, при которой
источник информации хорошо известен,
а сама ин­формация в целом релевантна
по отношению к представленным в ней
событиям и фактам.
Второй

тип — «серая» пропаганда, при которой
источник информации однозначно не
идентифицируется, а содержание информации
требует проверки и критического
восприятия. Наконец, «черная»
пропаганда, которая скрывает источник
информации, либо таковой вообще реально
не существует, & информация содержит
ложь, сфабрикованные факты, построена
на подмене понятий. Для того что­бы
различить тип пропаганды, в СМИ
используется система десятисту- пенчатого
анализа ее содержания, разработанная
Г.С. Джоуэттом и В.О’Доннелом109,
которые под идеологией подразумевают
комплекс убеж­дений, ценностей, форм
поведения и установок. Поэтому
первая сту­пень

анализа содержания пропаганды охватывает
идеологию и цель пропагандистской
кампании.
Вторая ступень

включает анализ кон­текста, в котором
осуществляется пропагандистский процесс
(время, основные события, доминирующие
умонастроения и стереотипы).
Тре­тья ступень

предполагает анализ источника
пропагандистской инфор­мации.
Четвертая ступень

предполагает изучение структуры
органи­зации, осуществляющей пропаганду.
Пятая ступень

предусматривает анализ конкретной
(целевой) аудитории, на которую
ориентирована про­пагандистская
кампания в СМИ: массовая, элитная или
институализи- рованная аудитория.
Шестая ступень —

анализ механизмов и техни­ческих
приемов использования СМИ в пропагандистской
кампании. На
седьмой ступени

необходимо выявить и проанализировать
специ­фические технические приемы,
используемые для достижения макси­мального
пропагандистского эффекта. Например,
одним из таких при­емов является
«создание резонанса», которое
предусматривает акцен­тирование
пропаганды на чувства и эмоции массовой
аудитории.
Восьмая ступень

охватывает детальный анализ реакции
аудитории на исполь­зуемые механизмы
и приемы пропаганды.
Девятая ступень

— это ана­лиз форм, методов и содержания
контрпропаганды. Наконец, на
после­дней ступени

системного анализа подводится итог и
дается оценка эффективности пропагандистской
кампании и участия в ней СМИ.

С
учетом вышеизложенного, агитация в СМИ
может рассматри­ваться как стандартная
пропагандистская деятельность по
распростра­нению определенных
идеологических доктрин и стимулированию
по­литической активности населения
региона или страны. Другими сло­вами,
понятие «агитация» не несет
изначально в себе никакой негатив­ной
нагрузки, а тем более не может быть
характеристикой какой-либо определенной
политической системы. Функцию агитации
выполняют политические институты и СМИ
во всех современных обществах, неза­висимо
от уровня развития в них демократии и
свободы совести.

Таким
образом, вполне правомерным и обоснованным
является вывод о том, что «сущность
идеологических функций журналистики
состоит в том, чтобы постоянно
способствовать росту и развитию
со­знательности масс путем всесторонней
ориентации в действительно­сти,
выражающейся в формировании всех
компонентов массового со­знания при
акцентированном внимании к задачам по
развитию и активизации общественного
мнения»110.
Не случайно в соответствии с характером
и структурой идеологических функций
находятся твор­ческие формы деятельности
в журналистике — публицистический,
научный и художественный типы творчества,
а также основные твор­ческие методы
— констатации (информационный),
публицистики, эссе- истский и метод
деловой аналитики.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Средства массовой информации (СМИ) являются важным институтом гражданского общества.

СМИ – организации, целью которых является сбор, обработка и передача обществу информации с помощью специальных технических средств (телевидение, радио, интернет, периодические издания.

Различают следующие признаки СМИ:

  • Использование специальных технических средств для сбора, обработки и передачи информации;
  • Неограниченные круг потребителей;
  • Однонаправленное движение потока информации (от СМИ к потребителю);
  • Периодический или постоянный характер работы.

Существуют следующие виды СМИ:

  • Печатные (журналы, газеты).
  • Электронные (сетевые ресурсы – Интернет).
  • Аудиовизуальные (телевидение и радио).

С политической точки зрения выделяют следующие виды СМИ:

  • Правительственные
  • Оппозиционные
  • Независимые СМИ. 

В современных реалиях СМИ играют большую роль в управлении обществом, поскольку они являются посредником в отношениях населения и власти и способствуют формированию общественного мнения. Неслучайно еще в XIX веке О. де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной, исполнительной и судебной.

СМИ играют важную роль в жизнедеятельности общества и выполняют следующие функции: 

  • Информационная (СМИ сообщают и комментируют важную для граждан информацию);
  • Культурно-образовательная (различные обучающие программы, образовательные статьи, которые содержат сведения о разных сторонах повседневной жизни, и пр.);
  • Политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям и действиям); 
  • Мобилизационная (объединение граждан, побуждение их к политическим действиям);
  • Осуществление общественного контроля за действиями власти (информирование населения о злоупотреблении власти). Возможна только при существовании независимых СМИ;
  • Рекреативная (развлекательные передачи, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.)
  • Рекламно-справочная (распространение информации, нацеленной на продажу товаров и услуг).
  • Организаторская. (например, организация помощи пострадавшему от природных
  • бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации
  • об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта).

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая

для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благоприятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно

функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Закон о СМИ:

  • Устанавливает норму о свободе СМИ (нельзя ограничивать поиск, производство и распространение массовой информации);
  • Запрещает злоупотребление свободой СМИ (нельзя использовать СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний и распространять сведения, являющиеся государственной тайной);
  • Недопустимость цензуры, т.е. контроля государственными органами СМИ и согласования поступающей в массы информации;
  • Право на получение информации (граждане имеют право на получение достоверной информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц);
  • Распространение зарубежной информации (необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к получению материалов из зарубежных СМИ);
  • Регулирует порядок создания СМИ (необходимость регистрации СМИ в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям).

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124—1 «О средствах массовой информации» (ред. от 01.07.2021)
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
Статья 3. Недопустимость цензуры
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, – не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.
Статья 38. Право на получение информации
Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Статья 54. Распространение зарубежной информации
Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации. 

Средства массовой информации — это периодические печатные издания, сетевые издания, телеканалы, радиоканалы, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Ст. 2 ФЗ «О СМИ»)

Средства массовой информации в политической системе

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы окунемся в интереснейшую  тему: мир средств массовой информации и его связи с политикой. Нередко в тестах ЕГЭ по обществу, особенно в части повышенной сложности, требуется рассказать о функциях средств массовой информации, их роли в политической системе. 

А поскольку тема эта довольно щепетильная и обширная, мало кто в школе ее изучает. Сразу скажу, что в статье я использую «взрослые» термины. Если с ними возникли проблемы, рекомендую к изучению мой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

Что такое — средства массовой информации?

Итак  средства массовой информации иногда именуют четвертой властью. Справедливости ради стоит сказать, что на самом деле четвертой властью в начале прошлого века стали называть журналистов в частности и прессу (печатные издания) в общем. Независимую прессу, естественно. В США даже был особый «сорт» таких журналистов, которых называли макрейкерами — «разгребателями грязи».

Функции средств массовой информации зависит от политической системы того или иного государства.

Средства массовой информации при демократическом режиме

При демократии функции СМИ полностью связаны с распространением открытой информации среди населения. Для чего нужно  распространять информацию? Во-первых для того, чтобы граждане знали более-менее адекватную информацию о ситуации в стране, использовали эту информацию в повседневной жизни.

К примеру, те, кто узнали о наложении санкций в отношении России в конце прошлого года не стали покупать, например, квартиры. Зачем тебе квартира — то есть нереализуемый актив, который налагает на тебя обязанности. К тому, жилье ещё может подешеветь из-за неплатежеспособности основной массы населения страны.

Ещё одна важная функция средств массовой информации при демократии: социализация. То есть трансляция культуры, ценностей подрастающему поколению. Понятно, что в современной России эта функция вообще не реализуется.

На телевидении сплошные песни-пляски и культура потребления. Никаких ценностей, кроме этих, молодежи не транслируется. В итоге подрастает целое поколение, которое толком не умеет читать, не умеет связно выражать свои мысли, не имеет потребности к расширению своего кругозора.

Творцы массовой культуры

Творцы массовой культуры: думают над тем, что бы вам ещё такого показать

Также немаловажная функция средств массовой информации — коммуникативная. Сегодня можно позвонить на передачу и пообщаться с Президентом, или интересным человеком по телефону. Вопрос там задать…. Это клёво!

Функция критики также свойственна для СМИ. Журналисты обязаны доносить не только господствующую точку зрения на события, но и альтернативную. Без этого не никакой демократии невозможно. Понятно, что в реальности в угоду тем или иным деловым кругам часто критикуются вполне здравые вещи. В связи с этим очень показателен пример из книги Роберта Пенна Уорена «Вся королевская рать».

Одному кандидату в губернаторы штата в США (30-е годы) понадобилось морально уничтожить в глазах общественности судью Ирвина, славившегося своей неподкупностью и принципиальностью. И вот подчиненный этого кандидата — профессиональный историк — нарыл в архивах компромат на этого судью. Судья однажды в молодости споткнулся…. И этого случая хватило, чтобы средства массовой информации разорвали судью в клочья. От этого унижения последний застрелился.

525x419_url-2

Афиша фильма «Вся королевская рать», созданная по мотивам романа Роберта Пенна Уорена

Вот так средства массовой информации могут стать гильотиной и при демократической политической системе.

Ещё одна функция СМИ — формирование общественного мнения. Общественное мнение по идее должно строиться на принципах общечеловеческой морали и нравственности. А значит, такое общественное мнение легко может поставить на место любого политика. Вот к примеру, в 2011 году в Японии было землетрясение, в ходе которого возникла экологическая и гуманитарная катастрофа на Фукусиме.

Впоследствии министр экономики, труда и промышленности Японии Есио Хатиро 8 сентября на встрече с журналистами сделал вид, будто задел рукавом защитного комбинезона одного из репортеров, и тут же пошутил: «Там же радиация!». А на следующий день, 9 сентября, Хатиро назвал жилые районы вблизи АЭС «городами-призраками». Японцы такого надсмехательства над народными бедствиями нестерпели и весьма жестко выразили свою позицию. В итоге министр сам подал в отставку.

Важная функция средств массовой информации при демократии — мобилизационная. Эта функция заключается в том, что СМИ могут сыграть свою не последнюю роль в консолидации народных масс, в превращении толпы в массы. Более детально мы коснемся этой функции ниже.

Также у СМИ при демократии есть функция развлекательная, которая сегодня, по моему скромному мнению, затмила все остальные функции. Постоянно наблюдаю всякие развлекательные шоу, какие-то выдумки и просто, откровенно говоря дезинформацию. Вот например на канале Рен-TV сплошные экстрасенсы, НЛО, конец света, термоядерная война и прочая жесть.

Я вот раньше Игоря Прокопенко уважал, а сейчас не уважаю. Потому что опустился он со своими разоблачениями — ниже некуда. Тоже канал ТВ3. Раньше хоть шоу хорошее было про битву иллюзионистов, которую вел Оскар Кучера. А сейчас? Мистика? Ужас. А про другие каналы вообще молчу. Лично я теперь смотрю только два канала Discovery и National Geografic. Ну ещё можно посмотреть History.

Средства массовой информации при тоталитарном режиме

Из курса обществознания вы знаете, что есть режимы демократические, а есть недемократические. Более подробно о политических режимах — по линку. Тоталитарный режим — один из таких. При таком режиме средства массовой информации в дополнение к предыдущим выполняют также функцию идеологическую. То есть все события и новости подаются с позиций господствующей идеологии.

Если мы говорим о сталинизме, то радио и газеты вещали о светлом будущем, о народных трудовых подвигах, о вере в непогрешимость вождя народа — И.В. Сталина. При этом, само собой, замалчивались неприглядные стороны советской сталинской действительности: голод в Поволжье, почему были поражения в первые дни Великой отечественной войны и пр.

Кроме того, идеологическая функция проявляется ещё и в том, что формируется антитеза «мы — они». Мы, советские люди свои, они — страны империализма — чужие, вражеские страны. Эта роль газет, журналов, радио и телевидения также имплицитно эксплуатируется и сегодня: понаблюдайте за тем ,как информация подается в СМИ: везде кавардак, только в России всё стабильно. В принципе это нормально. Главное осознавать это 🙂

В более позднюю советскую эпоху замалчивались неудачные пуски ракет в открытый космос: Белок и Стрелок, например, было несколько.

Ещё одна функция средств массовой информации при  тоталитарном режиме: мобилизационная. Благодаря возвеличиванию будущих успехов газеты, журналы, радио постоянно твердят о том, что надо поработать за бесплатно, проявить энтузиазм, быть сознательными, не поддаваться на провокации врагов народа и обо всем сообщать, куда следует.

vyrezka_1

Передовица газеты Правда

Между прочим именно благодаря этой функции российский народ создал ту самую материально-техническую базу коммунизма, которой мы сейчас и пользуемся: дорогами, заводами, поездами, самолетами и прочим.

Понятно, что при тоталитаризме у средств массовой информации есть функция контроля. Когда в газетах постоянно печатаются сообщения о врагах народа, которых обеспокоенные граждане выявили и предали честному суду. Естественно враги народа у каждого тоталитарного режима свои: другие народы (нацизм), буржуи (марксизм-ленинизм), просто интеллигенты в очках и брюках (Комбоджа, красные кхмеры).

Средства массовой информации при авторитарном режиме

При  авторитарном режиме СМИ больше всего выполняют функцию контролирующую и идеологическую. При этом допускается и существование других изданий: более либерального толка. Прекрасный пример: царская Россия. Такие журналы как : Европеец, Московский Телеграф, Москвитянин и прочие были либерального толка. (презентация и классный видеоурок на эту тему есть в моем видеокурсе «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов«) Как только газеты стали говорить о политике, их тут же закрывали. Поскольку при авторитаризме власть дает относительную свободу, но никого не пускает в сферу политики.

Таким образом средства массовой информации при всех режимах играют одну из ключевых ролей в обществе. Не зря поэтому их называют «четвертой властью». Ну а о «пятой власти» в контексте постиндустриального общества мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь на новые статьи!

С уважением, Андрей Пучков

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Идентификация деятельности человека в последнее столетие егэ
  • Идентификационный номер участника экзамена по информатике что это
  • Идентификатор егэ по биологии
  • Идем на экзамен
  • Идел елгасы турында сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии