- Сочинения
- По литературе
- Некрасов
- Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является выдающимся произведением Некрасова. Писатель соединил в своем произведении все темы своего творчества и проблемы, которые он освещал в других своих произведениях. Поэма была написана примерно через год после того, как крестьяне получили личную свободу. Это повлияло на жанровые особенности поэмы и задачи, поставленные перед автором.
«Кому на Руси жить хорошо» описывается как социально-философская поэма. Это первое произведение такого рода. Социальность поэмы выражается в том, что автор посвятил произведение острым социальным проблемам, которые возникли после освобождения крестьянства. Лишенные земли, крестьяне были вынуждены либо брать в долг, либо копить средства в течение долгого времени. Все это повлекло ухудшение уровня жизни людей. Философская ориентированность поэмы выражена в том, что автор ставит перед собой вопрос кому действительно хорошо жить в России. Он пытается переосмыслить понятия о природе, свободе, жизни, труде.
Отличает художественное своеобразие поэмы и ее композиция. Она состоит из глав, каждая из которых может стать сюжетом отдельной истории. Однако, сюжетные линии не отделены друг от друга, а связаны общим мотивом — мотивом дороги, пути, поиска. Эта особенность позволяет литератору художественно воссоздать исторический путь русского народа от крепостничества до свободы.
На художественное своеобразие произведения повлиял и фольклор, на который опирается писатель. Некрасов хочет натурально воссоздать крестьянскую жизнь и быт, поэтому использует характерную лексику. Народные мотивы сохраняют единство в поэме. Некрасов прибегает к жанровым особенностям былин, притч, сказаний, частушек и всех других жанров народной литературы. Это произведение пронизано русским духом.
Также одной из особенностей поэмы «Кому на Руси жить хорошо» является тот факт, что Некрасов хочет, чтобы читатель также присоединился к творчеству, ведь любое фольклорное произведение изменялось в процессе передачи из уст в уста. Таким образом, это произведение требует активной творческой работы не только от писателя, но и от читателя. Только тогда можно будет понять посыл автора к читателям.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» очень сильно выделяется среди других произведений Некрасова, является итогом творческого пути литератора, уникальным и самобытным произведением.
2 вариант
Н. А. Некрасов является автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она написана в 1862 году. В данный период на Руси отменили крепостное право. Однако данная реформа не улучшила положения крестьян. Они были вынуждены выкупать наделы, из-за чего они становились экономически зависимыми.
Некрасова волновала судьба русских людей. Когда он был маленький, он видел, какая нелегкая судьба у крестьян. Отец писателя жестоко с ними обходился. По этой причине все свое творчество Некрасов посвятил народу. Произведение «Кому на Руси жить хорошо» затрагивает вопросы людского счастья. В поэме автор показывает тяжелую жизнь простолюдинов: постоянный нелегкий труд, бунты, ожидание счастья, пьянство.
Рассматриваемая поэма отличается уникальной композицией и жанром написания. Автор в ней применяет устное народное творчество.
Центральным героем в поэме является русский народ. Все эпизоды происходят вокруг народа. Это является новшеством для русской литературы того времени. Поэма включает истории жизни нескольких героев. Каждая история является отдельным сюжетом. Все истории составляют единое целое, чтобы описать жизнь людей во время освобождения.
Семеро мужиков занимаются поиском, кому на Руси живется хорошо. Между собой они ведут споры о счастье. В процессе поиска того, кто действительно счастлив, они задаются вопросом об истинности счастья. И здесь автор доказывает, что главный его смысл заключается не в личном благополучии, а в благополучии окружающих.
Со временем мужики осознают основную суть счастья. У них формируется общее понятие об этом. Автор утверждает, что на Руси отсутствует счастливая жизнь. Более счастливым является тот, кого действительно признают в народных массах. По-настоящему счастлив тот, кто любит выполнять свое дело, тот, кто делает его для других, тот, кто является заступником народа. Ранее мужикам не был понятен смысл счастья. Со временем они понимают его и начинают ценить.
Рассматриваемое произведение является социально-философским. Она раскрывает образ российского народа. Народ в ней убогий и в то же время всесильный. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» актуальна и в наши дни. Прошло много времени, а люди до сих пор ищут счастье. Сегодня часто счастье приравнивают к материальным благам. Однако это неправильная точка зрения. Действительно счастлив тот, кто может дарить радость родным и близким, кто проявляет к ним заботу, у кого есть любимое занятие.
Сочинение 3
Стоит сказать о том, что данная великолепная поэма была создана Некрасовым тогда, когда жить ему оставалось совсем недолго. Интересным фактом является то, что автор не до конца написал свою работу, при этом она дошла до читателей в таком виде, что они полюбили ее, и она запомнилась им как великолепная и интересная история. Благодаря тому, что Некрасов описал пореформенную Русь правдиво и весьма развернуто, он рассказал о крестьянах, помещиках и духовных служащих. Стоит заметить, что писатель стремился показать также и жизнь самых обыкновенных и простых людей, из-за чего жанровое своеобразие получилось достаточно ярким и интересным.
Художественное своеобразие данного замечательного произведения представляет то, что автор хотел показать и раскрыть сюжет истории через призму простого, но довольно емкого повествования. Благодаря этому, в художественном своеобразии произведения нашли отражение такие приемы, как сравнение героев и их повадок с привычными чертами жизни простого народа, образы и характеры персонажей получались очень запоминающимися. Стоит сказать то, что благодаря пониманию писателем всей ситуации, которая складывалась на тот момент в его стране, он старался описывать все происходящее довольно живо, ярко и интересно. Также, рассказывая о грядущих переменах, автор высказывал личную точку зрения, благодаря которой читатели могли понять его суждения обо всем этом.
Для богатых людей подобные государственные перемены означали то, что они в скором времени потеряют свое могущество и влияние, и именно поэтому, старались создать что-то новое, или пытались высказывать свое недовольство. Нельзя сказать о том, что крестьяне были готовы к подобным переменам, так как они не привыкли жить самостоятельно. Принимать решение самим давалось этим людям крайне непросто, из-за чего многие крестьяне выбирали идти по предыдущему пути, и устраивались на службу к каким-нибудь людям. Стоит сказать, что автор хотел показать состояние страны, в которой он проживал. Она находилась в весьма неспокойном состоянии, и писателю крайне непросто было переживать подобный момент. Благодаря тому, что он чувствовал свою близость с народом, то старался максимально ярко, искренне и справедливо рассказать о всех тех переменах, которые ждали страну. Произведение получилось очень ярким, искренним и поучительным. Оно содержит в себе смысл того, что спокойное состояние в стране является залогом успешной жизни народа.
Также читают:
Картинка к сочинению Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Популярные сегодня темы
- Сочинение Моё любимое стихотворение Маяковского
Владимир Маяковский – один из известнейших русских поэтов двадцатого века. Помимо поэзии, Маяковский был кинорежиссёром, сценаристом и актёром. Произведения автора всегда удивляли и шокировали читателей
- План рассказа Матренин двор Солженицына
Летом 1956 года на 184 километре от Москвы сходит человек. Это рассказчик, которого зовут Игнатьич. Игнатьич мечтает работать учителем где-нибудь в сельской местности, подальше от цивилизации
- Сочинение по Сказке о мертвой царевне Пушкина 5 класс
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
- Сочинение по картине Шевандроновой На террасе 8 класс
Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.
- Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась Некрасовым на закате его жизни. Автор не успел завершить свой труд, но и в том виде, в котором поэма дошла до читателей, она поражает величием своего замысла. Читателю открывается жизнь пореформенной Руси во всех сферах – крестьянской, помещичьей, духовной. Стремление Некрасова как можно полнее изобразить уклад хорошо известной ему крестьянской жизни и определил художественное своеобразие «Кому на Руси жить хорошо».
Работа над поэмой продолжалась около 14 лет – и неудивительно, ведь Некрасову пришлось обработать огромное количество материала. В 1860-е годы население России находилось как раз в так называемом «эпопейном» состоянии – переломным моментом послужила отмена крепостного права. Старые традиции ломались и отходили в прошлое, а новое еще не успело возникнуть. И для того, чтобы изобразить это время во всей его полноте, требовалась смелость гения, который, по словам критика Белинского, видел в поэме «подвиг целой жизни своей».
Самое главное, что показывает в своей поэме Некрасов – это идейное своеобразие того времени. Несмотря на то, что отмена крепостного права была долгожданным событием, она не могла осуществиться в один момент. Зажиточная часть населения – помещики, духовенство, болезненно относилась к потере своих доходов и своей власти. Крестьяне же перед лицом перемен оказались растеряны. Кто-то из них стремился вернуться к старому, рабскому, но зато привычному укладу жизни, а большинство осталось столь же бесправным, как и до реформы. Русь представляла собою огромное взволнованное море, и Некрасову требовалось изобразить эту картину.
Для реализации своего замысла автор выбирает жанр поэмы-эпопеи, в которой проявляются как философские, так и социальные черты – и в этом тоже состоит особенность поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Жанр произведения определил сюжет и композицию поэмы. Традиционная для эпопеи форма путешествия оказалась очень удобной для Некрасова, потому что с ее помощью он сумел провести читателя по всей России. Художественное пространство поэмы расширялось автором практически безгранично – помимо навещенных странниками деревень в произведение вводятся рассказы персонажей о Питере, Астрахани, Киеве. Туда крестьяне ездили на заработки. Временное пространство также не ограничено изображением исключительно пореформенной Руси. Дед Савелий вспоминает русско-турецкую войну 1828 г., поп рассказывает мужиками о временах старообрядцев. Упоминаются разные исторические и полуисторические персонажи – Иван Сусанин, фельдмаршал Блюхер, разбойник Кудеяр. Так время и пространство в поэме становятся всеобъемлющими, позволяя показать Русь не в одну из минут ее жизни, а в широком временном срезе.
Еще одной особенностью поэмы становится ее фрагментарность. Семь странников объединяют между собою разрозненные части произведения, но их линия в поэме не главная. Здесь звучит масса голосов, перед читателем проходит не один десяток лиц. Каждый эпизод мог бы послужить сюжетом для отдельного текста, но все вместе они складываются в полную картину русской жизни.
Помимо жанрового своеобразия произведения, нельзя забывать и о специфике поэтики. Она также соотносится с жанром эпопеи: стремясь воссоздать неповторимую атмосферу крестьянской жизни, Некрасов опирается в основном на фольклорные мотивы. Отсюда вытекают особенности стиля поэмы – это причудливое сочетание литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Среди художественных средств, использованных в поэме, можно выделить большое количество эпитетов и сравнений, характерных для народного поэтического творчества. Также Некрасов вплетает в текст поэмы, как в прямом, так и в художественно трансформированном виде, отрывки из песенного фольклора – свадебные и похоронные песни, использует сюжеты былин и народных легенд, вводит в текст около семидесяти пословиц и загадок.
Связь поэмы с фольклором не ограничивается использованием в ней фольклорных элементов. Некрасов изменяет всю ритмическую организацию стиха. Свободный и гибкий язык поэмы, с легкостью включающий в себя весь диапазон народной речи – от задорных шуток до причитаний, назван исследователями «гениальной находкой Некрасова». Проведя огромную исследовательскую работу, автор смог использовать в речи поэмы особенности отдельных народных говоров: большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, изменение окончаний слов на диалектные, напевность и мягкость народной речи. Нельзя забывать также и о специфическом народном юморе, которым так богата поэма.
Можно сделать вывод, что в «Кому на Руси жить хорошо» художественные особенности определены замыслом поэмы и не могут рассматриваться отдельно от него. Благодаря своему огромному таланту, а также кропотливой и длительной работе с материалом Некрасов сумел справиться с поставленной перед собой задачей и создал целостную картину пореформенной Руси.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алина Вишневская
13/17
-
Джамшед Саматов
14/17
-
Светлана Щепоткиной
13/17
-
Pretty Sweet
11/17
-
Алхазурова Луиза
17/17
-
Ирина Шадрина
16/17
-
Ярослав Чешуин
17/17
-
Аврора Сигмонд
11/17
-
Хамис Гасанбекова
16/17
-
Егор Таликин
13/17
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие автора проблемы, использованы высшие его художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче — показать прошлое, настоящее и будущее России. Начав писать сразу после реформы 1861 года поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
[sms]
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на отдельные истории, представляющие судьбы многих людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ «народного заступника» Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.
Авторский замысел потребовал не только жанрового новаторства, но определил и своеобразие поэтики произведения в целом. Некрасов многократно, обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В «Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени задействованы все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы — отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции, но и к народу. Обе эти задачи и решал Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма написана свободным языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют гениальной находкой Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы позволили полно передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорные рассуждения самодура-помещика.
Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса бесчисленных его персонажей.
Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство, — такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция. В отличие от авторов, только оплакивавших долю русского народа, Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая![/sms]
(561 слово) Николай Алексеевич Некрасов является выдающимся писателем и поэтом отечественной литературы. Одним из его главных произведений является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Не секрет, что в данной книге писатель наиболее ярко выразил всю тематику, затронутую в своем творчестве. Свою знаменитую поэму Некрасов создал примерно спустя год после того, как крестьянам предоставили личную свободу. Именно это событие оказало влияние на жанровые особенности данного произведения и на задачи, которые предстояло решить писателю. Также на композицию и финал повлиял тот факт, что автор скончался, так и не закончив свой труд до конца. Поэтому финал книги так и остается открытым. Рассмотрим поподробнее, в чем заключается художественное своеобразие известной поэмы Николая Некрасова.
Главный итог книги можно сформулировать так: отмена крепостного права не улучшила в значительной степени положение крестьян. Ведь теперь они были вынуждены выкупать наделы, наниматься на работу в город, что повлекло за собой новую экономическую зависимость крепостных. Сюжет книги можно назвать фрагментарным и рваным, ведь произведение не было закончено и дорабатывалось, обновлялось, как журналистский материал — по горячим следам событий.
Жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» определяют как социально-философскую поэму. Известно, что данная поэма является первым произведением подобного рода в отечественной литературе. Листая страницы произведения, читатель замечает ярко выраженную социальную направленность поэмы. Так, писатель поднял в своем произведении насущные социальные проблемы, которые наблюдались в обществе после отмены крепостного права. Крестьянам приходилось либо брать землю в долг, либо накапливать средства к существованию в течение длительного времени. Работы в деревне не было, и люди подались в город, где для них тоже не было экономической среды. Эти трудности стали причиной падения уровня жизни людей.
Кроме того, автор в своем произведении поднял философские вопросы. Некрасов размышляет над тем, кому же действительно хорошо живётся на Руси? Это обуславливает философскую направленность поэмы. Николай Некрасов, главным образом, размышляет над тем, что такое счастье и где его следует искать.
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается и в ее композиции. Так, известное произведение Некрасова включает в себя главы, каждая которых показывает отдельный сюжет. Сюжетные линии не представляют собой самостоятельные эпизоды, их объединяет общий мотив дороги, поиска. Именно благодаря этой художественной особенности писателю удалось на высшем уровне продемонстрировать исторический путь русских людей от крепостной зависимости до освобождения.
Художественное своеобразие произведения «Кому на Руси жить хорошо» включает в себя и фольклорные мотивы. Автор использовал их, чтобы как можно точнее изобразить крестьянский быт. Для этой цели выдающийся писатель использует в произведении лексику, типичную для простого русского народа. Именно народные мотивы обеспечивают целостность и единство в поэме Николая Некрасова. Кроме того, писатель использует элементы былин, сказаний, притч, а также иных жанров народной литературы. Поэма Некрасова пропитана истинным русским духом.
Существует еще одна художественная особенность поэмы Некрасова. Она заключается в том, что автор желает, чтобы каждый читатель его произведения приобщился к творчеству. Известно, что, передаваясь из поколения в поколение, каждое фольклорное произведение претерпевало некоторые изменения. Можно утверждать, что поэма Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» требует творческой активности не только от одного автора, но и от читателя. Ведь Русь изменяется, а вопрос о счастье остается актуальным всегда. Финал остался открытым для нас — чтобы мы дописали свою историю.
Произведение «Кому на Руси жить хорошо» заметно отличается от остальных творений Николая Некрасова, поэма является уникальной и самобытной, она подводит итоги всего творческого пути выдающегося писателя. Автор желает донести до читателя простую истину: залогом благополучной и успешной жизни народа является гражданская активность. Только в таких условиях страна сможет воспитать достойное поколение, которое будет бороться за ее процветание.
Автор: Виктория Комарова
Идейно-художественное своеобразие поэмы “Кому на Руси жить хорошо”
1. Проблематика произведения построена на соотнесении фольклорных образов и конкретных исторических реалий.
Проблема народного счастья – идейный центр произведения.
Образы семи мужиков-странников – символический образ России, тронувшейся с места (произведение не окончено).
2. В поэме отразились противоречия русской действительности в пореформенный период: а) Классовые противоречия (гл. “Помещик”, “Последыш”), б) Противоречия в крестьянском
сознании (с одной стороны народ – великий труженик, с другой – пьяная невежественная масса), в) Противоречия между высокой духовностью народа и невежеством, косностью, неграмотностью, забитостью крестьян (мечта Некрасова о том времени, когда мужик “Белинского и Гоголя с базара понесет”), г) Противоречия между силой, бунтарским духом народа и смирением, долготерпением, покорностью (образы Савелия – богатыря святорусского и Якова верного, холопа примерного).
8. Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом
автора и народного заступника (Гриша Добросклонов). Позиция автора во многом отличается от позиции народа (см. предыдущий пункт). Образ Гриши Добросклонова имел своим прототипом Н. А. Добролюбова.
4. Отражение эволюции народного сознания связано с образами семи мужиков, которые постепенно приближаются к правде Гриши Добросклонова от правды попа, Ермилы Гирйна, Матрены Тимофеевны, Савелия. Некрасов не утверждает, что крестьяне восприняли эту правду, но это и не входило в задачи автора.
5. “Кому на Руси жить хорошо” – произведение критического реализма:
А) Историзм (отражение противоречий жизни крестьян в пореформенной России (см. выше),
Б) Изображение типических характеров в типических обстоятельствах (собирательный образ семи мужиков, типические образы попа, помещика, крестьян),
В) Самобытные черты реализма Некрасова – использование фольклорных традиций, в которых он был последователем Лермонтова и Островского.
6. Жанровое своеобразие:
Некрасов использовал традиции народного эпоса, что позволяло ряду исследователей трактовать жанр “Кому на Руси жить хорошо” как эпопею (Пролог, путешествие мужиков по Руси, обобщенный народный взгляд на мир – семь мужиков).
Для поэмы характерно обильное использование жанров фольклора: а) Волшебная сказка (Пролог), б) Былина (традиции) – Савелий, богатырь святорусский, в) Песня – обрядовая (свадьба, уборка урожая, песни-плачи) и трудовая, г) Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух великих грешниках), е) Пословицы, поговорки, загадки.
Loading…
Поэма
“Кому на Руси жить хорошо” занимает
центральное место в творчестве Некрасова.
Она стала своеобразным художественным
итогом более чем тридцатилетней работы
автора. Все мотивы лирики Некрасова
развиты в поэме, заново осмыслены все
волновавшие его проблемы, использованы
высшие его художественные достижения.
Некрасов
не только создал особый жанр
социально-философской поэмы.
Он подчинил его своей сверхзадаче:
показать
развивающуюся картину России в ее
прошлом, настоящем и будущем.
Начав писать “по горячим следам”, то
есть сразу после
реформы 1861
года, поэму
об освобождающемся, возрождающемся
народе,
Некрасов бесконечно расширил первоначальный
замысел. Поиски “счастливцев” на Руси
увели его из современности к истокам:
поэт
стремится осознать не только результаты
отмены крепостного права, но и саму
философскую природу понятий счастье,
свобода, честь, покой,
ибо вне этого философского осмысления
невозможно понять суть настоящего
момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность
поэмы, построенной из внутренне открытых
глав.
Объединенная образом-символом
дороги, поэма распадается на истории,
судьбы десятков людей. Каждый
эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа.
Все вместе, в единстве своем, они
составляют судьбу русского народа,
его исторический путь
от рабства к свободе.
Именно поэтому лишь в
последней главе появляется образ
“народного заступника” Гриши
Добросклонова — того, кто поведет людей
на волю.
Авторская
задача определила не только жанровое
новаторство, но и все своеобразие поэтики
произведения.
Некрасов многократно обращался в лирике
к фольклорным
мотивам и образам.
Поэму о народной жизни он целиком строит
на фольклорной основе. В
“Кому на Руси жить хорошо” в той или
иной степени “задействованы” все
основные жанры фольклора: сказка, песня,
былина, сказание
Проблематика
произведения построена на соотнесении
Фольклорных образов и конкретных
исторических реалий.
Проблема
народного счастья — идейный центр
произведения!!!.
Образы семи мужиков-странников —
символический образ России, тронувшейся
с места (произведение
не окончено).
«Кому
на Руси жить хорошо» — произведение
критического реализма:
А)
Историзм
(отражение противоречий жизни крестьян
в поре Форменной России (см. выше),
Б)
Изображение типических характеров в
типических обстоя Тельствах
(собирательный образ семи мужиков,
типические обра Зы попа, помещика,
крестьян),
В)
Самобытные черты реализма Некрасова
— использование Фольклорных традиций,
в которых он был последователем Лермонтова
и Островского.
Жанровое
своеобразие:
Некрасов использовал традиции народного
эпоса, что позволяло ряду исследователей
трактовать жанр «Кому на Руси жить
хорошо» как эпопею
(Пролог, путешествие мужиков по Руси,
обобщенный народный взгляд на мир —
семь мужиков). Для поэмы характерно
обильное использование жанров
фольклора:
а) Волшебная сказка (Пролог)
б)
Былина (традиции) — Савелий, богатырь
святорусский,
в)
Песня — обрядовая (свадьба, уборка
урожая, песни-плачи) и трудовая,
г)
Притча (Бабья притча), д) Легенда (О двух
великих грешниках), е) Пословицы,
поговорки, загадки.
В
поэме отразились противоречия русской
действительности в пореформенный
период:
а)
Классовые противоречия (гл. «Помещик»
, «Последыш»),
б)
Противоречия в крестьянском сознании
(с одной стороны народ — великий труженик,
с другой — пьяная невежественная масса),
в)
Противоречия между высокой духовностью
народа и невежеством, косностью,
неграмотностью, забитостью крестьян
(мечта Некрасова о том времени, когда
мужик «Белинского и Гоголя с базара
понесет»),
г)
Противоречия между силой, бунтарским
духом народа и смирением, долготерпением,
покорностью (образы Савелия — богатыря
святорусского и Якова верного, холопа
примерного).
Образ
Гриши Добросклонова имел своим прототипом
Н. А. Добролюбова.
Отражение эволюции народного сознания
связано с образами семи мужиков, которые
постепенно приближаются к правде Гриши
Добросклонова от правды попа, Ермилы
Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия.
Некрасов не утверждает, что крестьяне
восприняли эту правду, но это и не входило
в задачи автора.
Поэма
написана “свободным” языком, максимально
приближенным к простонародной речи.
Стих поэмы исследователи называют
“гениальной находкой” Некрасова.
Свободный и гибкий стихотворный размер,
независимость от рифмы открыли возможность
щедро передать своеобразие народного
языка, сохранив всю его меткость,
афористичность и особые поговорочные
обороты; органически вплести в ткань
поэмы деревенские песни, поговорки,
причитания, элементы народной сказки
(волшебная скатерть-самобранка потчует
странников) искусно воспроизвести и
задорные речи подвыпивших на ярмарке
мужиков, и выразительные монологи
крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные
рассуждения самодура-помещика.Красочные
народные сцены, полные жизни и движения,
множество характерных лиц и фигур —
все это создает неповторимое многоголосие
некрасовской поэмы, в которой как бы
исчезает голос самого автора, а вместо
него слышны голоса и речи бесчисленных
его персонажей.
Сказочные
мотивы:
в Прологе: соц-бытовые
(герои, сказочный зачин «В каком году –
рассчитывай, в каком году –угадывай,
чпор о счастье, бытовые элементы),
волшебные(волшебные
предметы), об
Иване-дураке,
о
животных(говорящая
птичка, сказка о птичьем царстве)
Песни:
лирические, соц-бытовые, обрядовые,
авторские Плачи
Поверия
языческие и христианские:
обряд свадьбы – расплетение кос, обряд
после свадьбы – катание в санях итд.
Крестьянские
образы делятся на 2 типа:
—
работали на усадьбе (Ипат, Яков, Прошка)
—
кто на полях
По
психологическому признаку:
—
холопы в душе (Клим, Ипат, Яков верный,
Егорка Шутов)
-стремятся
к свободе
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать “по горячим следам”, то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел. Поиски “счастливцев” на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий счастье, свобода, честь, покой, ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ “народного заступника” Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.
Авторская задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В “Кому на Руси жить хорошо” в той или иной степени “задействованы” все основные жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы — отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. Авторская литература обращается к фольклору, когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само произведение обращено не только к интеллигенции, но и к народу. Обе эти задачи ставил перед собою Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”.
Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка потчует странников) искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.
Красочные народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур — все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей.
30005 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Смотрите также по
произведению «Кому на Руси жить хорошо»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи