Идеальный урок музыки сочинение

ЭССЕ

Идеальный урок музыки

Для
меня словосочетание «идеальный урок» сложно представить, потому что как таковое
слово «идеал» для каждого звучит по-разному. Для одних вполне достаточно на
уроке музыки просто петь добрые песни под баян учителя, для других та же
процедура  может быть уже совсем не интересна. В большинстве своём, чем старше
становятся ученики, тем сложнее их заинтересовать в таком простом и, как им
кажется, неважном познании – в музыкальном обогащении своего багажа навыков.

А
ведь и правда – почему же так происходит? Пожалуй, ответ на этот вопрос
очевидно прост :  «ужасный век, ужасные сердца» — такое далёкое по годам, но
близкое по значению выражение Александра Пушкина печально, но верно описывает
проблему 21 века. Чтобы заинтересовать детей с очень рассеянным вниманием,
детей, затянутых в бесконечную паутину технологий, гаджетов и фантастических (
таких важных и красочных для детского восприятия) миров, нужно приложить немало
усилий.

На
мой взгляд « идеальным» урок может быть, только если каждый раз, на примере
изменчивого мира,  учитель  будет менять методику подношения материала,
методику практики музыкальных навыков. Например, среди замечательных работ
всеми любимой компании «
Disney» помимо излюбленных
мультфильмов о любви, дружбе, доброте и зле существует невероятный проект под
названием «Фантазия», в котором объединили  классическую музыку с привычным
стилем анимации студии. Уолт Дисней хотел, чтобы искусством могли насладиться
не только взрослые, но и дети. Детское восприятие прекрасного слабо
прослеживается, но зато в дальнейшем оно может подкрепляться образами,
полученными в детстве. Так, я думаю, воспитывается вкус. Показывая детям на
уроке мультфильмы, в которых играют добрые детские песни или же серьёзные
произведения, разбавленные живой анимацией, можно уловить их интерес. Для
закрепления важно попросить их закрыть глаза, послушать музыку, рассказать о
своих образах и ассоциациях.

На
другой день занятия нужно организовать детский хор. Конечно, намного
эффективнее, если дети будут стоять во время пения, так как шансы уследить за
ними увеличиваются за счёт команды «стоять прямо». Я считаю, что в таком
состоянии многие бы ощущали себя неуютно и сжато. Чтобы сконцентрировать  их
внимание, можно заранее продумать несложные танцевальные движения, которые бы
подходили под слова песни. Такую методику я заприметила ещё на конкурсе «
Worldskills», на котором мы с группой были
волонтёрами. Это довольно действенный метод, помогающий детям быстрее запомнить
слова и раскрепоститься.

Также
ученикам иногда сложно притереться к классической музыки от незнания, что она
из себя представляет. Учеников следует ознакомить с музыкальными инструментами,
дать им попробовать поиграть, потрогать. Я помню, как в моём детстве нажать на
клавишу пианино – словно съесть клубничное мороженное, которое так аппетитно  рекламируют
по телевизору.  Для многих, как это было для меня, игра на каком-либо
инструменте было бы чем-то невероятным и интересным. Поэтому со стороны
педагога было бы здорово создать такую деятельность в классе, в которой каждый
смог бы попробовать самому проникнуться музыкой с помощью игры на чём-либо.
Там, где я училась  такую деятельность организовывала учительница ритмики –
поскольку моя школа не отличалась особым финансированием со стороны и оснащённостью
музыкальными принадлежностями, дети играли на всём, что способно издавать
звуки. Небольшие самодельные барабаны, маракасы, бубны и (моё любимое)
красивые, расписные, деревянные ложки.  Я до сих пор получаю массу
удовольствия, когда группы девушек в платках и парни в свободных рубашках
исполняют фольклорные песни и стучат ложками. Привлечение детей даже в малое
искусство – это большой шаг в их развитии.

Довольно простой способ организации предметной деятельности – письменные
творческие работы. Нужно давать детям свободу, даже когда задание заключено в
рамки по типу:

·       
сделайте
кроссворд,

·       
напишите
сочинение,

·       
ответьте
на вопросы теста и тд.

Не нужно бояться  давать больше самостоятельности детям. Ты хорошо
рисуешь, но совсем плохо выражаешь свои мысли? Хорошо, тогда пририсуй к своему
сочинению что-то связанное с музыкой, но помни, что больше сил у тебя должно
идти в сочинение. Оставляйте основное задание ключевым, но поощряйте детей за
их  творчество. Я с дискомфортом вспоминаю, как на уроке истории нам задали
написать синквейн, но я попыталась сделать его в стихотворной форме. Мою тягу
оценили не так, как я ожидала, поэтому чем старше я становилась, тем проще
старалась делать всё, что нам задают. В этом не было никакой обиды на
преподавателя, это просто издержки серых будней учеников. Конечно, нам потом
давали самые разные творческие задания, но стимул угас примерно в тот период,
когда начинаешь замечать, что не всегда делать креативнее значит делать лучше.
Как по мне, так странно затем удивляться тому, что детей приходиться заставлять
что-то делать из-под палки. В учениках следует развивать трепетность к
творчеству, мышлению и фантазии, пока они способны это делать на совесть. Позже
они научаться усмирять свою свободу с возрастом, но наверняка не будут изменять
своим идеям и мечтам.

Чтобы провести хороший урок, педагогу по-хорошему нужно быть вечным
мечтателем, вдохновителем.  Я считаю, что самым главным итогом «идеального»
урока  должна быть любовь учеников  к предмету, их желание познавать, творить и
самое главное мечтать. Из самых маленьких надежд и целей рождаются великие идеи
и результаты.  Моё мнение – именно музыка делает  человека человеком. Она, как
компонент искусства, духовно развивает человека, поддерживает в любых
начинаниях и проходит через всю нашу жизнь красной нитью. Мы то, что мы едим –
больше к физиологии. А то, что мы слушаем – это то, кем мы являемся.

Эссе — размышление на тему: «Идеальный урок музыки в моем представлении»

Подготовила: учитель музыки высшей квалификационной категории МАОУ гимназии № 4 Земенкова Елена Павловна

2022 г.

Какая музыка была, какая музыка звучала!

Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем

Страданье вылечить страданьем, а душу – дружеским теплом… Ю. Визбор

Как часто это бывает, ищем счастье, мечтаем о чем-то иллюзорном, несбыточном, а находим его, казалось бы, в обыденном. Кто — то в своей семье, детях, кто — то в любимой работе.

Музыка сопровождает меня с первых шагов по жизни. Напев маминой колыбельной, в детском саду игра музыкального руководителя на аккордеоне. Вообщем, так захотелось мне научиться играть на аккордеоне, но, увы, мечте моей не было дано осуществиться, так как в городе, где я жила в музыкальной школе не преподавали данный инструмент. И было решено идти обучаться на фортепиано. Тогда же я и решила, что стану учителем музыки.

Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки — постоянное творческое общение между музыкой, учителем и детьми, между композитором, исполнителем и слушателем. Чтобы воспитывать, необходимо создавать на уроках атмосферу увлечённости, заинтересованности; словом, музыка должна завоевать души школьников.

Урок музыки родственен театральному спектаклю: учитель выступает в роли режиссёра, а дети — актёры. Создавая урок, учитель всегда задумывается о его значимости, разрабатывает сценарии, мизансцены, планирует кульминацию. И уроки становятся очень похожими на театральный спектакль, где очевидна близость труда учителя и актёра, режиссёра и исполнителя, и эта близость не нуждается в доказательствах.

Сам по себе урок музыки должен быть соткан из эмоций, настроений и чувств. А вот его создание — сугубо личностное.

Общение с музыкой всегда направлено на воспитание ребёнка, раскрытие его духовного потенциала, нравственное совершенствование, очищение, просветление его души. И личность учителя играет особую роль в преподавании музыки в школе. Поэтому современный учитель музыки стремится найти свои, особые принципы, методы и приёмы, которые могли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство.

Без внутреннего горения, без озарённости идеей урока лучше не приходить к детям. Но как сделать творческое вдохновение педагога творческим вдохновением учеников? Конечно, это проблема.

Сегодня вопрос о педагогическом творчестве учителя музыки зависит от педагогической направленности личности педагога, способности к педагогической деятельности и от его профессиональных знаний, умений.

С педагогической практикой приходит опыт. Сама жизнь, ученики заставляют совершенствовать формы работы, методы воздействия на ребёнка через искусство, овладевать теорией.

Необходимо, чтобы учёба в школе была направлена на развитие личности детей, способствовала их самораскрытию.

Как важно, чтобы учитель всегда помнил, что он формирует человека!

Ведь наш урок обращён к душе ученика, и потому в нем присутствует многообразие форм. Каждый урок — поиск. Уроки должны быть жизненными, не похожими друг на друга. В чем смысл уроков музыки в общеобразовательной школе при одночасовом занятии в неделю? Что можно сделать за это время, и что нужно делать на этих уроках, занимаясь с детьми, у которых не выработан музыкальный слух, отсутствуют вокальные данные? Какое место должен занимать данный урок и какие задачи выполнять?

Искусство — необходимая часть жизни человека. Искусство — это душа.

Как

Разбудить в наших детях интерес к самим себе?

Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках и компьютерах?

Заставить «душу трудиться»?

Сделать творческую деятельность потребностью, а искусство — единственной, необходимой частью жизни?

Современный педагог — музыкант, осознающий ответственность перед учениками, которым предназначена судьба хранителей и созидателей музыкальной культуры нового века, неизбежно приходит к мыслям о путях развития творческих способностей детей.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во многом зависит от учителя, от его личности, увлечённости, способности участвовать в сотворчестве. Педагог побуждает учащихся к творческим действиям, создавая определённые ситуации.

Я даю детям возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние творческие задания также способствуют появлению интереса к урокам музыки. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б. Окуджавы:

Каждый пишет, как он слышит,

Каждый слышит, как он дышит,

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Именно так и происходит процесс творчества.

Невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки. Главное — задуматься над проблемами художественного процесса общения в совместной музыкально — творческой деятельности учителя и учеников. Совместная музыкально — творческая деятельность учителя и ученика – это стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе музыкально — творческого общения.

Прежде, чем идти в класс, надо постараться расширить своё духовное пространство.

Если я ставлю целью воспитание у учащихся творческого начала, а сама боюсь отступить от заданной нормы, пойму ли я ученика творческого? Ведь творчество — это уже отступление от нормы. За кем идут дети? За каким учителем? Вероятно за тем, с кем интересно и от кого не хочется уходить. За тем, кто в общении видит и слышит ребёнка и помогает ответить ему на вопросы, кто сам не боится сделать шаг в незнаемое?

Д.Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя, который «…должен любить музыку как живое искусство, ему приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, что не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам увлечён».

метки: Музыка, Сочинение, Идеальный, Ребенок, Кадыр, Способность, Сторона, Никогда

Ну что еще так может осветить,, Так чувства разбудить, воодушевить,, Все доброе поднять из глубины души,, Доставить радость от сбежавшей вдруг слезы?, Только ты, музыка!, Волочай Алина Николаевна

Урок музыки. Что это за урок? Тот, что мы провели, или тот, который извлекли? И где получен этот урок: в школе, на концерте, при просмотре телепередачи? Казалось бы, понятное словосочетание «урок музыки» может иметь абсолютно различающиеся значения. В моем понимании, как учителя музыки, речь идет об уроке, который стоит в школьном расписании, который творится учителем, соавторами которого становятся дети.

Я убеждена, что дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания.

По своей удивительной способности вызвать в человеке фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания.

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» — утверждал В.А.Сухомлинский. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса. Его нравственно-эстетическим содержанием является художественно-педагогическая идея (термин Л.В.Горюновой), в котором раскрываются вечные темы человеческой жизни и искусства, запечатленные в художественных образах: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир и другие. Художественно-педагогическая идея урока позволяет учителю и ребенку как бы осмысливать музыку сквозь призму нравственно-эстетических общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответов на вопросы: «Что есть красота, истина, добро в окружающем мире?»

Вероятно, находясь в поиске ответов на эти вопросы, еще с дошкольного возраста меня, несмышленого ребенка потянуло к музыке, к выражению своих чувств к окружающему через этот вид искусства. И мне кажется, я не ошиблась.

3 стр., 1209 слов

Интегративный урок музыки

… урок музыки игр-драматизаций позволяет не только внести детей в мир большого искусства, но и организовать его по законам театрального действия. Например, правомерно говорить о сюжете урока музыки, … и вариативность. Идея целостного подхода к интегративному уроку музыки может реализоваться при двух условиях: тематической целостности урока и освоении одних и тех же закономерностей музыкального и …

Приходя в школу и начиная свой урок, я вижу горящие глаза детей, и понимаю, что так должно было случиться.

Я считаю, что в жизни мне очень повезло с учителями, хотя многие говорят: «Ты любишь учиться!». Возможно! Наверно поэтому мне интересно приходить в школу каждый день, учить и учиться от самих детей.

В 2006 году Уфимский педагогический колледж №2, в котором мне посчастливилось учиться, выпускал сборник статей о преподавателях. Хочется привести фрагмент моего воспоминания о преподавателе специального инструмента фортепиано Абдуллиной Лие Кадыровне:

«Мои воспоминания о Лие Кадыровне самые лучшие, самые трогательные, ведь именно она помогала мне раскрыть те стороны моей души, о которых я и не подозревала; помогала в развитии музыкальных способностей.

Лия Кадыровна — открытый человек, понимающий своих учеников. К каждому из них у нее свой подход, ко всем она относится с дущой, верит в силы любого ученика. Так когда-то она поверила и в мои. Интересно сейчас вспоминать, как из неуверенной, не умеющей пользоваться своими руками ученицы «выросла», как мне кажется, хорошая пианистка. В большей части это заслуга Лии Кадыровны.

Каждый урок у этого преподавателя был чем-то новым, интересным, он никогда не был формальным.

Как увлекательны были уроки, связанные с полифонией. Лия Кадыровна как-то сказала: «Бах настолько гениальный композитор, в его произведениях нет ни одной лишней ноты», — и я все время учебы убеждалась: да, действительно так!

А как интересно было разбирать сонаты! Мы искали, на каком материале построена связующая партия, в каких тональностях проходит разработка. Мы как будто «играли в театр». Какие полезные способы знает и придумывает Лия Кадыровна для того, чтобы отработать сложные технические приемы! Она научила меня вкладывать свою душу во все, что бы я ни играла. Будь то тема полифонического произведения, гамма или арпеджио.

Я старалась никогда не пропускать уроки по основному инструменту и всегда ходила на них с удовольствием. Я рада, что попала к настолько профессиональному учителю и хорошему человеку…»

Я мечтаю, чтобы мои ученики думали точно так же…

Первая часть урока, разумеется, посвящена теории. Важно помнить, что больше удовольствия ученик получит в том случае, если он сам угадает смысл термина; задача учителя — грамотно подвести к формулировке. А закрепить успех лучше с помощью ассоциации. Как вариант: на иврите «телефон» звучит как «пелефон», а музыку при звонке мы называем «полифония». Или присказка: «пошёл в поле Афоня, а там полифония». Такие ассоциации необходимы в том случае, если класс «густонаселённый», и сложно добиться достойного среднего уровня знаний по больнице.

После вводной части урока самое время поиграть, так мы разбудим задние парты, а заодно попробуем теорию на вкус. Итак, создаём полифонию сами: ученикам даётся выбор — топать /хлопать/гудеть/свистеть/шипеть/мычать. Делаем первые шаги к понятию «канон», вступаем поочерёдно; а при должном уровне подготовки класса повторим длительности: «шипим четвертушками, топаем восьмушками».

Теперь мы готовы тренировать восприятие. Стандартная школьная программа предусматривает в контексте полифонии знакомство с творчеством Баха, и это может быть интересно. Говоря о композиторе, учитель дополняет сухие факты интересными.

Например, музыка Баха запущена в космос на Вояджере. Или, детям на радость, Иоганн, говорят, за деликатес почитал голову селёдки. Развивая воображение детей, учитель предложит им вместе придумать, каким мог быть композитор. Например, есть факт из биографии — он был мастером игры на органе. Интересно, как бы дети объяснили любовь Баха к этому инструменту?
Можно фантазировать: например, во сне к нему явилась фея, стукнула его по голове и сказала: «не будешь играть на органе — буду каждую ночь стучать по мозгам. Он и послушался. Цель такого процесса понятна — мы очеловечиваем личность, учимся смело излагать свои фантазии и принимать чужие.

Эссе на тему «Современный урок музыки»

Учитель музыки – прекрасная работа.

Ей отдаюсь вся без остатка я.

Учу детей любить прекрасное искусство,

Стремясь в сердцах у них посеять благодать.

И каждый раз, идя домой с работы,

Я думаю о том, что сквозь года

Поможет им моя забота.

Взойдут плоды совместного труда.

  Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, быть коммуникабельными. В связи с этим, на мой взгляд, главной целью обучения должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Поэтому нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, маленькой букашке и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

     Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, но и смог свободно овладевать языком искусства, как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

     Музыкальное обучение и воспитание проявляется не столько в передаче музыкального опыта, сколько в его «переплавке» во внутреннее – диалогическое, рефлексивное сознание, приводящее к новому состоянию личности. Диалог выступает не только как размышление. Он, в первую очередь, предполагает рефлексивность, поиск смысла через сравнение, нахождение общего и различного.

     Важным средством музыкального творчества является интуиция. Созданию музыкальной композиции предшествует предощущение будущего произведения, определение жанра и выбор музыкально-выразительных средств, будит эмоциональную память. Желание ребенка совершить процесс создания музыки зависит от способности активизировать память. В центре оказывается «второе Я» композитора, его спроектированный двойник. В процессе обучения дети сочиняют «уже сочиненное», моделируют процессы создания, исполнения музыки, создают на основе знакомых моделей новые конструкции, интерпретации. Музыка для детей предстает как неизведанный объект, поэтому в ней они находят препятствия, сопротивление в виде различных аспектов музыкального содержания и способов взаимодействия с этим содержанием. Чтобы преодолеть их, ребенок вынужден овладеть, освоить, узнать, изучить, то есть создавать себя, развить в себе комплекс свойств и качеств, чтобы достаточно свободно входить в контакт с музыкой, а через нее и с другими людьми, с миром культуры.

     Таким образом, процесс обучения направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.

Решение проблемной ситуации требует достаточно хорошей теоретической подготовленности учеников. Ведь любое знание должно стать инструментом для получения другого знания. А определить степень усвоения знаний можно только организуя обратную связь на каждом этапе урока. Возникает вопрос: каким образом? Есть ответ: через речевую деятельность.

Например:

Урок музыки, 3 класс, 3 четверть.

Тема урока: «Развитие музыки».

На первом этапе урока каждый ученик припоминает средства музыкальной выразительности. Быстро и эффективно это возможно при правильно организованной деятельности учеников: дети в парах проговаривают друг другу определения средств музыкальной выразительности (что такое динамика, лад, регистр, темп и т.д.). Затем в предложенных для прослушивания музыкальных произведениях определяют эти средства и прослеживают за их изменениями (развитием). Если организовать процесс припоминания только фронтально, то припомнят  средства музыкальной выразительности несколько человек, которые работают с учителем. А при использовании орг.диалога припоминает каждый ученик.

В ходе такого диалога ненавязчиво происходит детская рефлексия знания — незнания, а также одновременно осуществляется педагогическая диагностика владения опорными знаниями для действий в новой ситуации.

На втором этапе учащиеся должны воспринять, осознать и осмыслить музыкально-теоретический материал.

Например:

После припоминания средств музыкальной выразительности ученикам предлагается прослушать музыкальные произведения и проследить, как на протяжении звучания всего музыкального произведения изменялись конкретные средства музыкальной выразительности. Таким образом, через осмысление, рефлексию правильности-неправильности происходит запоминание изучаемого материала. На этапе запоминания можно предложить учащимся различные способы заучивания: прослушивание и анализ музыкальных произведений, создание конкретного образа, сравнение со схожим (ранее известным) произведением. Все это должно быть выражено в речевой деятельности, чтобы затем перешло во внутренний процесс мышления.

Например, на этапе применения знаний в новой ситуации можно предложить детям поработать над исполнительским развитием песни (работа идет в малых группах; каждая группа составляет исполнительскую партитуру одного куплета). Или, например, творческое задание «Я — композитор». Даю детям задание: прочитать выразительно фрагмент стихотворения (фронтальная работа), выбрать необходимые, на их «композиторский» взгляд, средства музыкальной выразительности, которые бы раскрыли содержание текста и зафиксировать это в тетрадях (индивидуальная исследовательская работа). Затем предлагаю сравнить с уже созданным композитором произведением. При выполнении данных заданий на первый план выходят методы проблемного обучения, поскольку они формируют и развивают творческую, познавательную деятельность учащихся, умение создавать свой вариант интерпретации художественного текста, умение соотносить музыкальную интерпретацию с авторской мыслью, умение уловить основную эмоциональную тональность.

В конце урока обязательно провожу итоговую рефлексию, которая имеет несколько направлений:

  • Рефлексия «приращения» образовательного результата, полученного на уроке;
  • Рефлексия области применения знаний и умений;
  • Рефлексия полученного способа действия;
  • Самокоррекция, самоконтроль;
  • Рефлексия способов коммуникации и самоорганизации в группе.

Я исхожу из простой мысли:  подавляющее большинство детей от природы предрасположены к творческой деятельности. В обучении необходимо лишь создать условия для раскрытия их природы. Ребенка можно сравнить с нераспустившимся цветком. Он развивается по своим природным законам. Для его полноценного развития и созревания необходима плодородная почва (благодатная учебная среда) и защита от негативных внешних воздействий.

«У растения главное – корень, у ребенка – душа».

Зміни, що відбуваються в усіх сферах сучасного суспільного устрою України – економіці, культурі, політиці, науці, освіті, – потребують радикального переосмислення вимог щодо професійної підготовки майбутніх спеціалістів будь-якої галузі, і, в першу чергу, системи освіти. Адже педагог є тією особою, на професійну діяльність якої покладена відповідальність за інтелектуальну й морально-естетичну, тобто базисну, підготовку підростаючого покоління. Від нього, таким чином, залежить прогрес сучасного і майбутнього стану суспільства, країни.

Але педагог тоді зможе успішно виконувати ці завдання, коли рівень його професійної підготовки буде адекватний вимогам, поставленим суспільством перед системою державної освіти.

Загальні вимоги щодо кваліфікаційної підготовки вчителя викладені в державних програмних та нормативних документах. Це свого роду нормативно-оцінююча характеристика фахівця, якого потребує сучасне суспільство.

Більш детального, чіткого формулювання ці вимоги набувають в науково обґрунтованій моделі ідеального вчителя – професіонала, носія суспільних, виробничих і особистісних функцій, сформованих на найвищому рівні. Ідеальна модель – це зразок для наслідування, орієнтир для підготовки й еталон для порівняння.

Кваліфікаційну характеристику спеціаліста пов’язують з такими поняттями, як “професія”, “професіоналізм”, “професійна придатність”, “професіограма”, “психограма”, “психологічна готовність до праці” тощо. Зазначені поняття, при своїй специфічності, тою чи іншою мірою торкаються питань відповідності якостей професіонала тим вимогам, які висуває певна професія. До того ж, сукупність цих якостей не обмежується поєднанням певної кількості професійних рис людини, необхідних їй для здійснення відповідної діяльності, а розглядається в контексті загальнопсихологічної теорії діяльності (Л.С.Виготський, С.А.Рубінштейн, О.М.Леонтьєв).

Професія вчителя належить до складних видів діяльності в системі “людина – людина”, тобто таких, де, крім суб’єктно-об’єктних, наявні суб’єктно-суб’єктні стосунки. Компонентами педагогічної діяльності, як і будь-якої праці, є об’єкт праці (учень, студент), засоби праці (знання, слово, види навчальної діяльності), результат праці (людина з визначеним світоглядом, побудованим на наукових знаннях і нормах загальнолюдської моралі).

Педагогічна діяльність, крім того, має ряд особливостей: складний об’єкт праці; розрахована на порівняно тривалий проміжок часу; кінцева мета досягається розчленуванням її на низку окремих завдань; їй притаманна нестандартність об’єкту навчання та виховання і умов праці тощо [6,120].

За визначенням В.О.Моляко, готовність до будь-якої праці є складним особистісним утворенням, свого роду системою, що включає багато компонентів, які у своїй сукупності дають змогу певній особі виконувати більш чи менш успішно конкретну роботу [4,8].

У сучасній літературі існує декілька варіантів будови і змісту структурних компонентів ідеальної моделі вчителя. Але вони здебільшого охоплюють сукупність тих чи інших рис особистості або перелік знань, умінь та навичок, які мають загальне відношення до педагогічної діяльності. Що стосується якісної характеристики вчителя певної спеціальності, зокрема, вчителя музики, то офіційно запропонованих варіантів моделей зазначеного змісту нам знайти в літературі не вдалося. Ця проблема, як свідчить практика, вирішується кожним навчальним закладом самостійно. Подібні характеристики, як правило, складаються формально, без наукового обґрунтування їх структурної будови та змісту. Крім того, вони більшою чи меншою мірою носять узагальнений характер.

Зрозуміло, що без науково обґрунтованої характеристики конкретно визначеного фахівця, його ідеальної моделі як зразка, орієнтира та еталона, стає неможливим виконання провідних завдань, які стоять перед навчальними закладами і перш за все – підготовки спеціалістів високої кваліфікації.

Готовність до різних видів музичної діяльності дослідниками визначається, в першу чергу, ступенем розвиненості в конкретної людини комплексу здібностей, які у своїй сукупності визначають її музичність. І хоч питання, пов’язані з визначенням структури музичності, детермінантів і закономірностей її розвитку, дискутуються дослідниками упродовж багатьох десятиліть, більшість з них стоять на позиції визнання за цим багаторівневим і складним психічним утворенням провідної ролі в успішності як опанування, так і здійснення різних видів музичної діяльності (М.А.Римський-Корсаков, Б.М.Теплов, С.Л.Рубінштейн, О.М.Леонтьєв, Н.О.Ветлугіна, К.В.Тарасова, В.Д.Остроменський, К.Штумпф, М.Мейєр, Г.Ревеш, К.Сішор та інші).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Идеальный план по обществознанию егэ
  • Идеальный муж сочинение
  • Идеальный кинотеатр сочинение
  • Идеальный день студента сочинение
  • Иатэ нияу мифи расписание экзаменов зимней сессии

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии