ЕГЭ. Человек
Потребности. Каждый знает в общем-то, что это такое — то ,чего каждый из нас желает иметь и получить. В принципе, верно. Но давайте научным языком изложим суть данной темы: что же такое потребности и какими они бывают.
Что такое потребности?
Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.
Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы потребности бывают:
- подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
- Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)
Виды потребностей
Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:
Виды потребностей | Примеры |
биологические , то есть естественные, врождённые, природные | еда, воздух, сон, воспроизводство и др. |
материальные | жилище, одежда, украшения и др. |
социальные | общение, оценка обществом деятельности человека, труд. |
духовные( познавательные, культурные, идеальные) | учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др. |
Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.
Пирамида потребностей Маслоу А.Х.
Первичные потребности.
- Физиологические( удовлетворение природных инстинктов, это: жажда, голод, отдых, воспроизводство, дыхание, одежда, жилища, двигательная активность)
- Экзистенциальные( от лат. существование, это потребность в защищённости, безопасности, это уверенность в завтрашнем дне, страхование , комфорт, гарантия занятости)
-
Вторичные потребности.
- Социальные( потребность жить в обществе, принадлежать к определённой социальной группе: общение, привязанность, внимание к себе, забота о других, участие в совместной деятельности)
- Престижные (потребность в уважении, признании, служебный рост. А.Маслоу не случайно в особый вид потребностей выдели престижные, так как человеку очень важно мнение общества, окружающих. Любая похвала приятна людям, появляется желание выполнить что-то ещё более качественно.
- Духовные( самовыражение, самореализация через творчество, познание, учение, самоутверждение и др.)
Человеческие потребности имеют ряд особенностей:
- все потребности взаимосвязаны
- невозможно удовлетворить все потребности
- безграничность потребностей
- потребности не должны противоречить нравственным устоям общества.
Меняется человек- другими становятся некоторые из его потребностей. Даже в отдельно взятом обществе на определённом этапе развития могут существовать свои потребности. Потребности определяются и природной, и социальной сущностью человека.
Да, человеческой деятельностью и поступками движет желание удовлетворения своих потребностей. Важно выделить для себя приоритеты, чётко знать, чего человек хочет и для чего это ему нужно. И не нужно забывать, что потребности у человека безграничны, все удовлетворить на 100% не хватит всей жизни. Так что выбор зависти от каждого, от уровня его воспитания, развития, от среды, в которой он живёт, от тех ценностей, которые являются важными для его окружения. Важно, чтобы потребности были подлинными, не позволяйте, ребята, мнимыми потребностями овладеть вашей душой и сознанием. Живите, наслаждаясь жизнью, даря радость близким и любимым людям.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Одним из мотивов деятельности человека является потребность.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.
Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.
Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.
Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.
Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» — «жизнь»).
Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия — размещение элементов от низших к высшим) пирамида психолога Абрахама Маслоу.
ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Первые две ступени являются первичными или врожденными, так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся физиологические и экзистенциальные.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.
Экзистенциальные включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.
Социальные потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.
Престиж — это мера признания обществом заслуг человека.
У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.
Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.
Познавательные потребности — это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют когнитивными потребностями.
Эстетические потребности — это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.
На самой верхней ступеньке находятся духовные потребности или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности (саморазвитие, самосовершенствование).
Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение
человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
«Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека». Психологи К. Холл и Г. Линдсей
Если базовые потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности — искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интересы возникают на основе потребностей.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.
Существует несколько классификаций интересов:
- по направленности: социальные, экономические, политические, духовные;
- по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные;
- по содержанию: непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
- по характеру субъекта: национальные, государственные;
- по уровню деятельности: пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
- по возможности их реализации: реальные, мнимые;
Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.
Склонность — направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека:
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Первичные (врожденные)
- Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.
- Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
Вторичные (приобретенные)
- Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности
- Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте
- Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интересы и склонности
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю:
- индивидуальные;
- групповые;
- всего общества.
по направленности:
- экономические;
- социальные;
- политические;
- духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. 1
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека:
- Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
- Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
- Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Первичные (врожденные)
- Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д.
- Экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
Вторичные (приобретенные)
- Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности
- Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте
- Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества. Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
Интерес – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности.
Интересы людей направлены на предметы потребностей и те общественные условия, которые делают более или менее доступными материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей; определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе; в разной степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. Таким образом, интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
От интереса следует отличать склонность – избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. В ее основе – глубокая устойчивая потребность индивида в некоей деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Появление склонности обычно является предпосылкой развития соответственных способностей. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Потребности и деятельность человека
В повседневной жизни под деятельностью понимается всякого рода активность человека. В обществознании понятие деятельности более сложное.
Деятельность — это способ существования человека. Это приспособление человека к окружающей среде и ее преобразование.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Однако человек, в отличие от других живых организмов, не только приспосабливается к природным условиям, но и преобразует природу и ее процессы для удовлетворения своих потребностей и достижения своих целей.
В структуре человеческой деятельности следует различать следующие элементы:
- Субъект — тот, кто осуществляет деятельность;
- Объект — то, на что непосредственно направлена деятельность;
- Цель — мысленная модель итога деятельности. Это именно то, что отличает человеческую деятельность от поведения животного;
- Средства достижения цели;
- Результаты деятельности.
- Материально-производственную деятельность — преобразование объектов природы.
- Социально-преобразовательную деятельность — изменение жизни общества.
- Ознавательную деятельность — отражение действительности в научной и художественной форме;
- Ценностно-ориентировочную деятельность — определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира;
- Прогностическую деятельность — предвидение или планирование возможных изменений действительности.
Деятельность выступает в самых различных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Общественные отношения складываются на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности.
Выделяют следующие виды деятельности:
1. Практическая (материальная) деятельность — направлена на преобразование природы и общества. Она, в свою очередь, делится на:
Самым древним видом деятельности человека стали охота и собирательство. Затем к ним прибавилось рыболовство. Далее скотоводство, земледелие и ремесло. К XIX в. материально-производственная деятельность достигла таких высот, что произошел промышленный переворот (промышленная революция) — замена ручного труда машинным, переход от мануфактуры (предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике) к фабрике (промышленному производству);.
2. Духовная деятельность — изменение сознания людей. Она, в свою очередь, делится на:
Все эти виды деятельности тесно связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразовательной деятельности) должен предшествовать анализ их возможных последствий для государства (прогностическая деятельность).
Кроме видов деятельности, выделяют также ее формы. Формами деятельности являются познание, общение, труд, игра, учение, творчество.
Главной, определяющей все остальные, формой деятельности является труд. Труд — это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата. Труд осуществляется под влиянием необходимости и имеет целью преобразование предметов окружающего мира, превращение их в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей.
Отличительной особенностью, характерной для трудовой деятельности, является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов. Для успеха трудовой деятельности необходимы мастерство, умения, знания. Во всех случаях трудовой деятельности ее участники решают какую-то определенную задачу, планируют свои действия, предвосхищают результат. В лучших своих образцах труд не может обойтись без инициативы и творчества.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Значимость творчества в культуре, науке, политике характеризуется принципиальной новизной полученного результата, соизмеряемого с потребностями времени.
Творчество многогранно. В нем есть объективная основа, связанная с преобразованием мира по законам красоты, и субъективный творческий замысел, прихоть, художественное и научное воображение, фантазия, аллегорическое выражение истины. Творчество всегда связано с развитием личности, с ее духовным ростом и совершенствованием. Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.
Существует связь между потребностями и мотивами человека. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.
Потребности человека можно условно разделить на три группы:
1) биологические — потребности, связанные с жизнедеятельностью человека — питание, вода, тепло, движение, самосохранение и т.д.;
2) социальные — потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание;
3) идеальные — потребности познания окружающего мира и осознания своего места в нем, смысла и предназначения своего существования.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная материальной нужды.
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность ― это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека:
-
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
-
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
-
Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, пирамида Абрахама Маслоу , согласно которой потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Пирамида потребностей А. Маслоу
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) ― это целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю:
-
индивидуальные (интересы одного конкретного индивида);
-
групповые (интересы некоторой социальной группы);
-
социальные (интересы общества).
2. по направленности:
-
экономические;
-
социальные;
-
политические;
-
духовные.
Потребность — это осознанная нужда в чем-либо. Различают следующие виды потребностей: первичные (базовые), социальные, идеальные. Разберем и другие классификации далее.
Сегодня будет углубление в одну из тем по обществознанию: про виды потребностей, и их классификации. Дело в том, что в современных экзаменационных работах ЕГЭ попадаются такие задания, которые могут поставить в тупик любого выпускника, да и некоторых коллег. Причина такого в плохом представлении логики материала. Без ее знания сдать ЕГЭ на достойные баллы попросту не получится.
Поэтому рекомендуем вам прочесть эту статью до конца и усвоить материал раз и навсегда. Мы разберем четко, с примерами.
Классификации
Итак, потребность — это нужда человека в чем-либо. В каком-нибудь благе. Благо — это то, что человек считает полезным для себя. Тут, кстати, важно понимать, к примеру, что если человек считает для себя благом молоко с солеными огурцами, то тут уж ничего не поделаешь: он пойдет и купит себе эти продукты и зажует их друг с другом, и не важно как ему после этого будет: плохо или хорошо.
Так вот существует несколько классификаций потребностей.
Первая классификация: по А. Маслоу, о ней подробнее читайте в этой статье.
Некоторые ее утрируют и получается всего три вида потребностей: базовые (биологические, естественные), социальные и идеальные. Некоторые добавляют к этой триаде еще, к примеру, престижные. Но по факту они тоже будут социальными! Но критерий по сути один и тот же: пирамида Маслоу. Также некоторые особо умные иногда называют идеальные потребности духовными.
Тут вообще много нюансов. Но главное понять суть: не бывает никаких духовных потребностей. Ну как вы будете относить к примеру потребность провести научное исследование — к духовным? Ну бред же. Вот к примеру, есть какой-нибудь социолог на заводе, и ему сказали провести социологическое исследование работников завода. Ну так что, эту потребность к духовным что ли относить, или к идеальным? Нет конечно. Да и к социальным ее трудно отнести, хотя можно.
Как видите, вроде бы все просто, но на самом деле сложно, если пробовать конкретный пример прикрутить к тому или иному виду потребностей. Выход тут только один: разбирать конкретные задания ЕГЭ по обществу и получать консультацию у преподавателя: например у меня. Все это, вместе с моими материалами для подготовки есть на курсах подготовки. Узнайте о них больше тут=>>
Вторая классификация: по степени осознанности выделяют осознаваемые, частично осознаваемые, неадекватно осознаваемые и не осознаваемые.
- Осознаваемые — это те, в которых личность отдает себе отчет, знает чего хочет и ищет пути для удовлетворения таких потребностей. Понятно, что ими могут быть как базовые, так и социальные и идеальные. К примеру, почувствовали вы себя одиноким и никому не нужным человеком. Хочется с кем-то пообщаться: вы звоните другу или подруге, и общаетесь.
- Частично осознаваемые — это к примеру. хочется вам поесть, а что конкретно хотите не знаете. Вот и мучаетесь между молоком с солеными огурцами и пельменями.
- Неадекватно осознаваемые потребности — такие, которые человек не до конца понимает. К примеру, захотелось вам приобщиться к прекрасному: но вы не понимаете, что это может быть — сходить в оперу, в театр, или просто послушать Арию?
- Не осознаваемые: это в основном потребности, в которых сам человек боится себе признаться. Или действительно не осознает их наличие. В таком случае это выражается в эмоциональной депрессии, негативных чувствах, эмоциях. Мало кто понимает, почему эти негативные ощущения появляются, ведь вроде все спокойно. А нет. Тут надо идти к психологу, или психиатру и «доставать» эти потребности их глубин подсознания. Психология кстати как раз и занимается выявлением индивидуальных нужд людей.
Третья классификация: по сферам жизни общества. И вот это самая жесткая классификация. Ведь, человек может вообще их не осознавать. А в тесте ЕГЭ бывают такие задания, в которых к примеру, два элемента содержаться из классификации Маслоу, а один — из социальной сферы.
Тут вообще могут быть самые разнообразные: экономические, классовые, культурные, медицинские, профессиональные и другие самые разные потребности. Бывает даже так, что некоторые задания берут информацию из экономики, которую в вузе вообще-то изучают, ну так, серьезно. Круто? Да! Кстати, как потребитель строит свое поведение на основании нужды в чем-либо, читайте в этой статье.
Нет сложности в том, чтобы их «накидать» в шляпу. Ключевая сложность: верно решить то или иное задание ЕГЭ. Кстати, если нет денег пойти на курсы подготовки рекомендую наш видеокурс Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов. В нем собраны все мои материалы для подготовки на реально высокие баллы, все темы разобраны в виде видеоуроков.
Четвертая классификация: по характеру субъектов, у которых есть потребности. Тут тоже существует великое множество видов: индивидуальные, групповые, коллективные, производственные. В общем, у кого на что хватит воображения.
Уверен, вы немало почерпнули для себя из этого поста, поэтому поставьте ему лайк! До встречи в новых статьях!