Геохронологическая таблица егэ как пользоваться

Как высчитывать период и эру биология егэ

В сборнике ЕГЭ 2020 В. С. Рохлова всего 6 заданий из 30 вариантов отведено на умение вычислять по геохронологической таблице эру и период указанного на картинке организма.

Всего 1/5 часть! Немного. Но если попадется именно это задание? Оно может принести или отнять сразу целых 3 первичных балла!

Стоит ли за него побороться? Конечно стоит, тем более, это не составит труда, если хотя бы один раз вникнуть в суть такого задания и выполнить его, придерживаясь алгоритма.

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №1

Алгоритм расчета эры и периода:

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад). Триасовый: 201+51+252 (длительность 201-252 млн. лет назад) Пермский: 252+47=299 (длительность 252-299 млн. лет назад). Каменноугольный: 299+60=359 (длительность 299-359 млн. лет назад) Девонский: 359+60=419 (длительность 359-419 млн. лет назад)

И так для каждого последующего периода.

3. Искомый диапазон укладывается в промежуток, например 145-201, следовательно данный организм жил в юрском периоде.

Не понятно? Давайте решим конкретные задания по этому алгоритму!

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №2

Вариант №1 задание 23

вариант 1 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №4

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад).

3. Искомый диапазон укладывается в промежуток 145-201, следовательно данный организм жил В юрском периоде, в юре.

Вариант №2 задание 23

вариант 2 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №6

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад). Триасовый: 201+51=252 (длительность 201-252 млн. лет назад). Пермский: 252+47=299 (длительность 252-299 млн. лет назад).

3. Искомый диапазон укладывается в промежуток 252-299, следовательно данный организм жил в палеозойскую эру В пермском периоде, в перми.

Вариант №3 задание 23

вариант 3 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №8

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад) Триасовый: 201+51=252 (длительность 201-252 млн. лет назад) Пермский: 252+47=299 (длительность 252-299 млн. лет назад)

3. Искомый диапазон (282-260) укладывается в промежуток 252-299, следовательно данный организм жил в палеозойскую эру в Пермском периоде, в перми.

Вариант№ 4 задание 23

вариант 4 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №10

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад) Триасовый: 201+51=252 (длительность 201-252 млн. лет назад) Пермский: 252+47=299 (длительность 252-299 млн. лет назад) Карбон (каменноугольный): 299+60=359 (длительность 299-359 млн. лет назад)

3. Искомый диапазон (348) укладывается в промежуток 299-359, следовательно данный организм жил в палеозойскую эру в Каменноугольном периоде, в карбоне.

Вариант №5 задание 23

вариант 5 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №12

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад). Триасовый: 201+51=252 (длительность 201-252 млн. лет назад). Пермский: 252+47=299 (длительность 252-299 млн. лет назад). Карбон (каменноугольный): 299+60=359 (длительность 299-359 млн. лет назад).

3. Искомый диапазон (285) укладывается в промежуток 252-299, а диапазон 350 укладывается в промежуток 299-359, следовательно данный организм жил в Палеозойскую эру в пермском и каменноугольном периоде, в перми и карбоне.

Вариант 8 задание 23

вариант 8 задание 23 рохлов в.с 2020

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №14

Выбираем эру, начало которой было ранее искомого периода: кайнозой – 66 млн лет. Находим диапазон для каждого периода:

    Меловой: 66+79=145 (длительность 66-145 млн лет назад) Юрский: 145+56=201 (длительность 145-201 млн лет назад) Триасовый: 201+51=252 (длительность 201-252 млн. лет назад)

3. Искомый диапазон укладывается в промежуток 201-252, следовательно данный организм жил В мезозойскую эру в триасовом периоде, в триасе.

Подведем итог успешному поиску искомых эр и периодов

как легко рассчитать эру и период? решаем 23 задание егэ по биологии, изображение №15

Отвлекаясь от исторических масштабов времени и эволюционных процессов, мы в этом задании проделываем следующие шаги согласно алгоритму:

Начинаем от Кайнозоя, берем первое число 66. Прибавляем последовательно числа периодов, начиная от Мелового, а именно +79, затем +56, +51, +47, +60 и т. д. Каждый раз сравниваем полученную сумму с заданным в задаче значением — укладывается ли искомое число в найденный временной промежуток. Если это трудно представить мысленно, то чертим отрезок и на нем откладываем числа, например:

5. В последней задаче число 225-210 хорошо укладывается в промежуток 201-252, который соответствует Триасовому периоду. Это и будет ответ.

Решив все 6 задач из сборника 2020 можно твердо усвоить алгоритм ответа на подобные задания.
А это +3 первичных балла, что в 100 бальной шкале соответствует почти 7 баллам!

И приглашаем на кафедру химии и биологии (ХИМБИО) Академии репетиторов.

Полная программа кафедры на учебный год и условия участия ЗДЕСЬ.

Искомый диапазон 282-260 укладывается в промежуток 252-299 , следовательно данный организм жил в палеозойскую эру в пермском периоде, в перми.

Vk. com

23.02.2019 5:12:09

2019-02-23 05:12:09

Источники:

Https://vk. com/@school4teachers-kak-legko-rasschitat-eru-i-period-reshaem-23-zadanie-ege-po

Таблица развития жизни на Земле: эры, периоды, климат, живые организмы » /> » /> .keyword { color: red; } Как высчитывать период и эру биология егэ

Таблица развития жизни на Земле: эры, периоды, климат, живые организмы

Таблица развития жизни на Земле: эры, периоды, климат, живые организмы

Жизнь на Земле зародилась свыше 3,5 млрд лет назад, сразу после завершения формирования земной коры. На протяжении всего времени возникновение и развитие живых организмов влияло на формирование рельефа, климат. Также и тектонические, и климатические изменения, происходившие на протяжении многих лет, влияли на развитие жизни на Земле.

таблица развития жизни на земле

Таблица развития жизни на Земле может быть составлена, исходя из хронологии событий. Всю историю Земли можно разделить на определенные этапы. Наиболее крупные из них — это эры жизни. Они делятся на эры, эры — на периоды, периоды — на эпохи, эпохи — на века.

Эры жизни на Земле

Весь период существования жизни на Земле можно разделить на 2 периода: докембрий, или криптозой (первичный период, 3,6 до 0,6 млрд лет), и фанерозой.

Криптозой включает в себя архейскую (древняя жизнь) и протерозойскую (первичная жизнь) эры.

Фанерозой включает в себя палеозойскую (древняя жизнь), мезозойскую (средняя жизнь) и кайнозойскую (новая жизнь) эры.

Эти 2 периода развития жизни принято делить на более мелкие – эры. Границы между эрами – это глобальные эволюционные события, вымирания. В свою очередь эры делятся на периоды, периоды — на эпохи. История развития жизни на Земле связана непосредственно с изменениями земной коры и климата планеты.

Эры развития, отсчет времени

Наиболее значительные события принято выделять в специальные интервалы времени – эры. Отсчет времени ведется в обратном порядке, от древнейшей жизни до новой. Существует 5 эр:

Архейская. Протерозойская. Палеозойская. Мезозойская. Кайнозойская.

Периоды развития жизни на Земле

Палеозойская, мезозойская и кайнозойская эры включают в себя периоды развития. Это более мелкие отрезки времени, по сравнению с эрами.

    Кембрийский (кембрий). Ордовикский. Силурийский (силур). Девонский (девон). Каменноугольный (карбон). Пермский (пермь).
    Триасовый (триас). Юрский (юра). Меловой (мел).
    Нижнетретичный (палеоген). Верхнетретичный (неоген). Четвертичный, или антропоген (развитие человека).

Первые 2 периода входят в третичный период продолжительностью 59 млн. лет.

Протерозойская эра (ранняя жизнь)

6. Пермский (пермь)

2. Верхнетретичный (неоген)

3. Четвертичный или антропоген (развитие человека)

Развитие живых организмов

Таблица развития жизни на Земле предполагает разделение не только на временные промежутки, но и на определенные этапы формирования живых организмов, возможные климатические изменения (ледниковый период, глобальное потепление).

    Архейская эра. Самые значительные изменения в эволюции живых организмов – это появление сине-зеленых водорослей – прокариотов, способных к размножению и фотосинтезу, возникновение многоклеточных организмов. Появление живых белковых веществ (гетеротрофов), способных к поглощению растворенных в воде органических веществ. В дальнейшем появление этих живых организмов позволило разделить мир на растительный и животный.

глобальное потепление

    Кембрийский период. Развитие водорослей, морских беспозвоночных, моллюсков. Ордовикский период. Трилобиты сменили панцирь на известковый. Распространены головоногие моллюски с прямой или немного изогнутой раковиной. Первые позвоночные – рыбоподобные бесчелюстные животные телодонты. Живые организмы сосредоточены в воде. Силурийский период. Развитие кораллов, трилобитов. Появляются первые позвоночные. Выход растений на сушу (псилофитов). Девонский период. Появление первых рыб, стегоцефалов. Появление грибов. Развитие и вымирание псилофитов. Развитие на суше высших споровых. Каменноугольный и пермский периоды. Древняя земля полна пресмыкающимися, возникают звероподобные пресмыкающиеся. Вымирают трилобиты. Вымирание лесов каменноугольного периода. Развитие голосеменных, папоротников.

возникновение и развитие жизни на земле

    Мезозойская эра.
    Триасовый период. Распространение растений (голосеменных). Увеличение количества пресмыкающихся. Первые млекопитающие, костные рыбы. Юрский период. Преобладание голосеменных, возникновение покрытосеменных. Появление первоптицы, расцвет головоногих моллюсков. Меловой период. Распространение покрытосеменных, сокращение других видов растений. Развитие костных рыб, млекопитающих и птиц.

эры развития

    Кайнозойская эра.

      Нижнетретичный период (палеоген). Расцвет покрытосеменных. Развитие насекомых и млекопитающих, появление лемуров, позже приматов. Верхнетретичный период (неоген). Становление современных растений. Появление предков людей. Четвертичный период (антропоген). Формирование современных растений, животных. Появление человека.

    древняя земля

    Таблица развития жизни на Земле не может быть представлена без данных об изменениях неживой природы. Возникновение и развитие жизни на Земле, новые виды растений и животных, все это сопровождается изменениями и в неживой природе, климате.

    Климатические изменения: архейская эра

    История развития жизни на Земле началась через этап преобладания суши над водными ресурсами. Рельеф был слабо расчерчен. В атмосфере преобладает углекислый газ, количество кислорода минимально. На мелководье пониженная соленость.

    Для архейской эры характерны извержения вулканов, молнии, черные облака. Горные породы богаты графитом.

    Климатические изменения в протерозойскую эру

    Суша – это каменная пустыня, все живые организмы обитают в воде. В атмосфере накапливается кислород.

    Климатические изменения: палеозойская эра

    В различные периоды палеозойской эры происходили следующие изменения климата:

      Кембрийский период. Суша по-прежнему пустынна. Климат жаркий. Ордовикский период. Наиболее значительные изменения – это затопление практически всех северных платформ. Силурийский период. Тектонические изменения, условия неживой природы разнообразны. Происходит горообразование, моря преобладают над сушей. Определены области разных климатов, в том числе и районы похолодания. Девонский период. Преобладает сухой климат, континентальный. Образование межгорных впадин. Каменноугольный период. Опускание материков, заболоченные территории. Теплый и влажный климат, в атмосфере много кислорода и углекислого газа. Пермский период. Жаркий климат, вулканическая деятельность, горообразование, высыхание болот.

    периоды развития жизни на земле

    В эру палеозоя сформировались горы каледонской складчатости. Такие изменения в рельефе повлияли на мировой океан – морские бассейны сократились, образовалась значительная площадь суши.

    Палеозойская эра положила начало практически всем основным месторождениям нефти и каменного угля.

    Климатические изменения в мезозое

    Для климата различных периодов мезозоя характерны следующие черты:

      Триасовый период. Вулканическая деятельность, климат резко континентальный, теплый. Юрский период. Мягкий и теплый климат. Моря преобладают над сушей. Меловой период. Отступление морей от суши. Климат теплый, но в конце периода глобальное потепление сменяется похолоданием.

    В мезозойскую эру сформированные ранее горные системы разрушаются, равнины уходят под воду (Западная Сибирь). Во второй половине эры сформировались Кордильеры, горы Восточной Сибири, Индокитая, частично Тибета, сформировались горы мезозойской складчатости. Преобладает жаркий и влажный климат, способствующий образованию болот и торфяников.

    Климатические изменения — кайнозойская эра

    В кайнозойскую эру произошло общее поднятие поверхности Земли. Изменился климат. Многочисленные оледенения земных покровов наступающих с севера изменили облик материков Северного полушария. Благодаря таким изменениям были сформированы холмистые равнины.

    история развития жизни на земле

      Нижнетретичный период. Мягкий климат. Разделение на 3 климатические зоны. Формирование континентов. Верхнетретичный период. Сухой климат. Возникновение степей, саванн. Четвертичный период. Многократное оледенение северного полушария. Похолодание климата.

    Все изменения на протяжении развития жизни на Земле можно записать в виде таблицы, которая отразит самые значительные этапы в становлении и развитии современного мира. Несмотря на уже известные методы исследования, и сейчас ученые продолжают изучать историю, совершают новые открытия, которые позволяют современному обществу узнать, как развивалась жизнь на Земле до появления человека.

    Климатические изменения в протерозойскую эру

    Суша – это каменная пустыня, все живые организмы обитают в воде. В атмосфере накапливается кислород.

    В различные периоды палеозойской эры происходили следующие изменения климата:

      Кембрийский период. Суша по-прежнему пустынна. Климат жаркий. Ордовикский период. Наиболее значительные изменения – это затопление практически всех северных платформ. Силурийский период. Тектонические изменения, условия неживой природы разнообразны. Происходит горообразование, моря преобладают над сушей. Определены области разных климатов, в том числе и районы похолодания. Девонский период. Преобладает сухой климат, континентальный. Образование межгорных впадин. Каменноугольный период. Опускание материков, заболоченные территории. Теплый и влажный климат, в атмосфере много кислорода и углекислого газа. Пермский период. Жаркий климат, вулканическая деятельность, горообразование, высыхание болот.

    периоды развития жизни на земле

    В эру палеозоя сформировались горы каледонской складчатости. Такие изменения в рельефе повлияли на мировой океан – морские бассейны сократились, образовалась значительная площадь суши.

    Палеозойская эра положила начало практически всем основным месторождениям нефти и каменного угля.

    Таблица развития жизни на Земле эры, периоды, климат, живые организмы.

    Fb. ru

    28.07.2019 22:09:29

    2017-01-15 07:40:57

    Источники:

    Https://fb. ru/article/264698/tablitsa-razvitiya-jizni-na-zemle-eryi-periodyi-klimat-jivyie-organizmyi

    Задания по теме — Геохронологическая шкала подготовка к ЕГЭ. » /> » /> .keyword { color: red; } Как высчитывать период и эру биология егэ

    Задания по теме — Геохронологическая шкала подготовка к ЕГЭ

    Задания по теме — «Геохронологическая шкала» подготовка к ЕГЭ.

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Международный конкурс по экологии «Экология России»

    Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ Геохронологическамя шкала 11 класс. docx

    hello_html_m9bb300f.png

    hello_html_m9bb300f.png

    Выбранный для просмотра документ задания к шкале. docx

    ПР. Работа «Геохронологическая Шкала»

    1. На рисунке изображён археоптерикс — вымершее животное, обитавшее 150—147 млн лет назад.

    hello_html_6af25d78.png

    Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм?

    Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?

    2. На рисунке изображён медуллоза Ноэ — семенной папоротник — вымершее около 270 млн лет назад растение.

    hello_html_6eae6977.png

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымирает данный организм, а также его возможного «близкого родственника» в современной флоре (ответ — на уровне отдела).

    Какие черты строения характеризуют растение медуллоза Ноэ как высшее семенное растение?

    3. На рисунке изображён трилобит — вымершее около 270 млн лет назад животное.

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который вымер данный организм, а также тип, к которому относится изображённый организм. Укажите признаки по которым он относитмся у указанному Вами типу.

    4. На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.

    hello_html_11718de0.png

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

    Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

    5. На рисунке изображён бронтозавр — вымершее животное, обитавшее 157-146 млн лет назад.

    hello_html_6aef1057.png

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также животных (на уровне класса), которые стали вытеснять группу живых существ, к которой принадлежит изображённый на рисунке организм. Поясните, почему эти животные смогли вытеснить динозавров.

    6. На рисунке изображен Динотерий — вымершее животное, обитавшее 50-1,5 млн лет назад.

    hello_html_3d2f1f9e.png

    Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ — на уровне рода).

    К какому классу относится данное животное? — укажите признаки по которым Вы определили класс.

    Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

    Infourok. ru

    31.12.2019 15:06:50

    2019-12-31 15:06:50

    Источники:

    Https://infourok. ru/zadaniya-po-teme-geohronologicheskaya-shkala-podgotovka-k-ege-4074415.html

Биология. ЕГЭ 2018 года. Особенности

  • С 2018 года будет уделяться особое внимание понятийному аппарату. Не исключено, что уже в будущем году в кодификаторах к экзамену пропишут терминологию, которой должен владеть учащийся.
  • Увеличится число вопросов, связанных с эрами и периодами, эволюцией растений и животных. Раньше они почти не встречались. Выпускникам необходимо изучить геохронологическую таблицу, быть готовым к заданиям на определение организма, относящегося к тому или иному периоду, к той или иной эре, на определение отпечатка, на расчет времени существования данного организма.
  • Увеличится число вопросов, посвященных происхождению жизни на Земле. Раньше их практически не было.
  • Почти исключится формулировка «Что произойдет, если исчезнут …». Некоторые последствия невозможно предугадать. Взамен абитуриентам будет предложено назвать факторы, которые могут привести к сокращению численности той или иной популяции.
  • В этом году абитуриентам не удастся ограничиться лаконичными ответами. Экзаменуемые должны показать знание предмета — для этого при подготовке необходимо уйти от «натаскивания».

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Варианты задания № 26, решения и пояснения


Пример 1

Какие ароморфозы обеспечили развитие древнейших организмов в архее и протерозое? Укажите не менее четырех ароморфных признаков и их значение в эволюции. Элементы ответа:

Элементы ответа:

  1. Появление фотосинтеза обеспечило первичный синтез органических веществ из неорганических, накопление кислорода в воде и атмосфере, образование озонового экрана.
  2. Появление аэробного обмена веществ обеспечило синтез большого количества АТФ и снабжение организма энергией.
  3. Половой процесс привел к появлению у организмов разнообразных признаков — материала для эволюции.
  4. Появление многоклеточности привело к дифференциации клеток, тканей и органов.
  5. Появление эукариот обеспечило разнообразие царств живой природы.

Примечание: Формулировки ответа могут быть разные, главное — правильное употребление терминов. Кроме того, если экзаменуемый не выполнит задание «Укажите», «Объясните», то потеряет 2 балла.


Пример 2

Популяция стабильна, если она имеет большую численность. Почему вероятность исчезновения малочисленных популяций выше, чем многочисленных?

Элементы ответа:

  1. Вероятность гибели малочисленных популяций от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды выше, чем у многочисленной популяции.
  2. Ослабевают связи между членами популяции (звуковая сигнализация, выделение химических веществ).
  3. Затруднена репродукция потомства.
  4. Близкородственное скрещивание особей в малочисленных популяциях приводит к появлению вредных рецессивных генов. При высокой численности популяция относительно гетерогенна.

Примечание: В задании не указывается количество критериев, на которые нужно дать ответ, — следовательно, необходимо назвать не меньше трех. Ответ должен соответствовать смыслу вопроса, и если этого соответствия нет, то снижается балл. Для выполнения задания нужно указать события, которые ведут к исчезновению малых популяций. Критерий № 2 наиболее сложный для абитуриентов, он редко упоминается в алгоритме для решения подобной задачи.


Пример 3

У трески, щуки и многих других рыб количество выметываемых икринок исчисляется миллионами. Вместе с тем, имеются рыбы, которые мечут несколько сотен или десятков икринок. Объясните, почему в природе существуют те и другие рыбы.

Элементы ответа:

  1. Самки рыб, как правило, выметывают большое количество икры в воду и она там оплодотворяется. Оплодотворение внешнее.
  2. Приспособленность к выживанию при внешнем оплодотворении — большое количество икры.
  3. У рыб с небольшой плодовитостью хорошо развита забота о потомстве, иначе они не могли бы существовать.

Примечание: Подобные задания вызывают сложности. Критерий № 1 трудно вывести из вопроса, поскольку у подавляющего большинства рыб наружное оплодотворение. Если экзаменуемый ответит, что часть икры не оплодотворяется, выбрасывается волнами на берег или поедается другими рыбами, это будет в большей степени соответствовать смыслу вопроса. Нужно познакомить учеников с разными вариантами ответа.


Пример 4

Считается, что на склонах холмов поля надо распахивать поперек склона (горизонтально, террасами), а не вдоль (от вершины к подножию). Объясните, почему необходимо делать именно так и к чему может привести распашка полей вдоль склона.

Элементы ответа:

  1. При распашке вдоль склона и вода, используемая для полива, и естественные осадки будут стекать вдоль грядок к подножию холма.
  2. Эта вода будет вымывать из почвы удобрения и другие полезные вещества, ускоряя эрозию почвы.
  3. При распашке поперек склона вода будет дольше оставаться в почве и вещества будут вымываться гораздо медленнее.

Примечание: Школьники, как правило, не знакомы с термином «террасирование». Это задание вызывает у них серьезные затруднения в силу недостатка опыта поездок в места, где такой способ распашки распространен.


Пример 5

Тело пингвинов покрыто очень мощным плотным слоем контурных перьев, под которыми расположен толстый слой пуховых перьев. При этом пингвины, в отличие от других птиц, меняют пуховые перья все разом, а не постепенно в течение всей жизни. Объясните, почему у пингвинов в ходе эволюции сформировались такие особенности пухового слоя перьев и как эти особенности повышают их приспособленность к условиям окружающей среды.

Элементы ответа:

  1. Пингвины живут в холодных условиях, поэтому мощный пуховой слой (пуховые перья особого строения) им необходим в качестве термоизоляции.
  2. Если бы пуховые перья менялись постепенно, это приводило бы к нарушению плотности контурных перьев, что, в свою очередь, приводило к намоканию перьев при плавании.
  3. Поэтому у пингвинов выработалась смена всех пуховых перьев разом, чтобы период смены был как можно короче.

Примечание: Абитуриент может не понять смысл вопроса. Нужно уделить время этому заданию, представить веер ответов. Лучше — пользуясь дополнительной информацией. Необходимо проговорить, что линька у пингвинов длится около 20 дней — это короткое время, в течение которого птицы голодают и скапливаются в стаи, чтобы согреться. Пуховые перья выталкиваются новыми перьями. Если словосочетание «все разом» будет понято абитуриентом как «очень быстро» (что вполне вероятно), возникнут трудности с ответом.


Пример 6

Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора лежит в основе этого процесса?

Элементы ответа:

  1. При дивергенции происходит расхождение признаков.
  2. Дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором.
  3. Движущая форма естественного отбора, ведущая к полиморфизму.

Примечание: Термин полиморфизм будет часто встречаться в заданиях 2018 года. В некоторых вопросах подобного типа нужно будет говорить о дизруптивной форме отбора.


Пример 7

Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию вида? Ответ обоснуйте, приведите не менее четырех аргументов.

Элементы ответа:

  1. При биологическом регрессе резко сокращается численность вида в связи с понижением адаптации организмов при изменении условий среды.
  2. Происходит уменьшение ареала за счет уменьшения численности.
  3. Возникает близкородственное скрещивание, которое приводит к проявлению вредных мутаций и гибели организмов.
  4. Случайные факторы повышают вероятность вымирания вида.

Примечание: Задание требует умения оперировать понятиями «регресс», «адаптация», «ареал», «мутации». Оно несложное, однако абитуриенты не всегда могут привести именно четыре полных критерия. Возможный веер ответов: организмы не успевают приспособиться к изменяющимся условиям среды; они не выдерживают конкуренции с другими видами; в результате они отсеиваются естественным отбором; из-за снижения численности происходит сокращение ареала. Каждая из этих формулировок вполне соответствует алгоритму, приведенному в критериях.

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Справочник содержит весь теоретический материал по курсу биологии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается примерами тестовых заданий, позволяющими проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Практические задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к тестам, которые помогут школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы. Пособие адресовано школьникам, абитуриентам и учителям.

Купить

Пример 8

Докажите, что большинство современных птиц находится в состоянии биологического прогресса (с учетом особенностей птиц).

Элементы ответа:

  1. Большое видовое разнообразие, обусловленное разнообразием и адаптациями к своим экологическим нишам.
  2. Высокая внутривидовая численность особей, связанная со сложным поведением (заботой о потомстве, перелетами, строительством разнообразных гнезд и т.д.).
  3. Широкий ареал обитания, обусловленный теплокровностью и способностью к полету.

Примечание: В данном примере не следует говорить о четырехкамерном сердце, двойном дыхании, клюве без зубов и прочих приспособлениях к полету, поскольку об этом не спрашивают. Теплокровность правильно упоминается как адаптациия к переживанию различных условий среды. Ответ на это задание, как и в предыдущем примере, поддается алгоритмизации: все, что сокращается при регрессе, увеличивается при прогрессе, и наоборот.


Пример 9

Опишите состав первичной атмосферы Земли и условия, при которых происходил абиогенный синтез первых органических веществ. Какие вещества синтезировали Миллер и Юри в своем эксперименте? Почему эти вещества не образуются в настоящее время, например при извержениях вулканов?

Элементы ответа:

  1. Первичная атмосфера Земли содержала водяной пар, аммиак, водород и метан.
  2. Условиями для синтеза были электрические разряды и высокая температура.
  3. В результате опыта ученые получили несколько аминокислот, мочевину и молочную кислоту.
  4. Образующиеся органические вещества сразу поглощаются микроорганизмами или окисляются кислородом атмосферы.

Примечание: Очевидно, что в ответе должно быть 4 критерия. Данный пример показывает, что необходимо знать имена некоторых ученых и их работы.


Пример 10

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?

Элементы ответа:

  1. Уменьшение численности шмелей.
  2. Увеличение численности растительноядных животных.
  3. Размножение растений-конкурентов (злаков и др.).

Примечание: В задании могут быть приведены другие критерии:

  1. Вытаптывание клевера коровами.
  2. Разрушение гнезд шмелей птицами.
  3. Уничтожение яиц шмелей насекомыми-наездниками и т.д.

Пример 11

Какие растения в природных условиях получают минеральное питание не из почвы, и поясните — как?

Элементы ответа:

  1. Эпифиты (например, орхидеи) — с осадками из разлагающихся растительных остатков, скапливающихся в трещинах коры деревьев, развилках ветвей и др.
  2. Многие бобовые (например, горох, фасоль) и другие растения (ольха), имеющие симбиоз с азотфиксирующими бактериями или актиномицетами, получают соединения азота главным образом не из почвы.
  3. Паразиты (например, петров крест, заразиха) и полупаразит (например, Омела) получают элементы минерального питания из растений-хозяев.
  4. Насекомоядные растения (например, росянка, венерина мухоловка) — из своих жертв.
  5. Водные растения (например, элодея, ряска) — поглощают элементы минерального питания из окружающей водной толщи.

Примечание: Это сложное задание, и, чтобы на него ответить, нужно владеть большим объемом информации. Подобные вопросы по экологии должны быть хорошо проработаны, желательно в последний месяц перед экзаменом (они легко забываются). Очевидным преимуществом эпифитов, особенно в сильно заросшей деревьями местности, является возможность не зависеть от грунта, а находиться ближе к источнику света. Полупаразиты характеризуются слабым развитием корневой системы и почти пол¬ным отсутствием корневых волосков. С помощью корневых присосок они получают воду и питательные вещества из корней растения-хозяина.


Пример 12

Объясните, почему для возобновления вида орлана-белохвоста достаточно двух яиц в кладке, а в кладке соловья — 6-7 яиц.

Элементы ответа:

  1. Высокой плодовитостью отличаются виды, у которых велика гибель особей в природе.
  2. У соловья избыточное производство яиц как бы покрывает их возможную гибель (гнездовой тип птенцов, много врагов, длительные перелеты на места зимовья и др.).
  3. У видов с хорошо развитой заботой о потомстве гибель птенцов невелика (более зрелые птенцы, отсутствие естественных врагов, оседлый образ жизни).

Примечание: Задание требует от абитуриентов как минимум некоторого представления об орлане-белохвосте. Условие отчасти наводит на правильный ответ — по крайней мере, учащиеся могут сравнить размеры птиц, предположить заботу о потомстве у орланов, и, таким образом, вывести первый критерий.

ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

ЕГЭ. Биология. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену

Вниманию учащихся и учителей предлагается новое учебное пособие, которое поможет успешно подготовиться к единому государственному экзамену по биологии. Сборник содержит вопросы, подобранные по разделам и темам, проверяемым на ЕГЭ, и включает задания разных типов и уровней сложности. В конце пособия приводятся ответы на все задания. Предлагаемые тематические задания помогут учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся — самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Книга адресована учащимся, учителям и методистам.

Купить

Пример 13

Объясните влияние плотности водной среды обитания на «живые организмы» биоценозов.

Элементы ответа:

  1. Свет проникает в воду на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних слоях (до 150-200 м).
  2. Плотность водной среды оказывает влияние на обтекаемую форму тела и сильную мускулатуру быстро передвигающихся животных.
  3. Плотность среды облегчает вес организмов и создает возможность постоянно находиться в толще среды (планктон).
  4. Наличие планктона делает возможным фильтрационный тип питания многих животных.

Примечание: Критерий № 4 едва ли имеет прямое отношение к вопросу, поскольку указано не прямое влияние воды на жизнедеятельность организмов. Возможный веер ответов: у водных растений слабо развитая механическая ткань и высокая плавучесть; у животных развиты такие приспособления, как слизь на коже, плавники, адаптация к разным глубинам и так далее. Задания по теме «Экология организмов» требуют умения применять знания в измененной ситуации. В вопросах встречается влияние света, влажности, солености и других факторов.


Пример 14

Укажите не менее четырех факторов водной среды обитания. Объясните их роль в жизни организмов.

Элементы ответа:

  1. Плотность воды определяет ее выталкивающую силу (распределение организма по разным глубинам).
  2. Температурный режим более сглажен, нет чрезмерно высоких и низких температур.
  3. Ограниченное количество кислорода. Бывают заморы в водоемах по разным причинам.
  4. Солевой состав ограничивает распространение пресноводных и морских обитателей.

Примечание: Подобные типы заданий могут касаться наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной сред обитания. Речь идет о физико-химических свойствах и их роли в жизни организмов. Абитуриент ответит правильно, если такие свойства им хорошо изучены.


Читайте также:

  • Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задание 22
  • Готовимся к ЕГЭ по биологии. Задания с рисунками
  • Готовимся к ЕГЭ по биологии: текст с ошибками

Вы помните фильм «Парк юрского периода?»

В свое время он стал достаточно популярным, раскрывающим примерную жизнь динозавров на планете Земля в юрский период.

Так же из уроков географии вы  скорее всего помните такие слова, как «мезозой», «кайнозой», «меловой». Все они относятся к геохронологической шкале.

Геохронологическая шкала — геологическая временная шкала истории Земли, применяемая в геологии и палеонтологии, своеобразный календарь для промежутков времени в сотни тысяч и миллионы лет.

Эти промежутки разделены на эры, периоды, эпохи и века. Каждый из них насыщен важными событиям в развитии живых организмов растительного и животного мира.

Геохронологическая таблица

В этой статье я расскажу, как используя техники запоминания быстро выучивать всю эту таблицу.

Особенно материал будет полезным для школьников, тех, кто готовится к ОГЭ, ЕГЭ или проходит обучение в профильных ВУЗах.

Обзор геохронологической таблицы: с чего начать запоминание?

В первую очередь определите объем таблицы, который нужно запомнить. Это могут быть только последовательности эпох Фанерозоя. А могут дополнительно другие данные из таблицы. Например, эры.

Разные цели — разные подходы. Рассмотрим на примерах.

Вариант 1. Мнемофраза

Если запоминаем последовательность периодов, то задача во многом упрощается.

Можно воспользоваться популярной мнемонической фразой: «Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы. Ты, Юра, Мал — Принеси Нам Четвертинку».

Здесь каждая первая буква в слове соответствует начальной букве названия периода, расположенных в хронологическом порядке.

Как акростих:

  • Каждый  — Кембрийский
  • Отличный — Ордовикский
  • Студент — Силурийский
  • Должен — Девонский
  • Курить — Каменноугольный
  • Папиросы — Пермский
  • Ты — Триасовый
  • Юра — Юрский
  • Мал — Меловой
  • Принеси — Палеогеновый
  • Нам — Неогеновый
  • Четвертинку — Четвертичный

Выучив этот стишок, вы сможете вспомнить последовательность периодов в любое время.

В интернете можно встретить и другие выражения:

  • «Каждый отличный студент должен курить папиросы; ты, Юра, мал — пей ночью чай», или “…Подрасти На Четверть”, или “…Три Юных Мамонта Паслось На Чердаке”.
  • “Каждый Отличный Студент Должен Кушать Пельмени. Только Юрик Может Плюнуть На это Черт!”.
  • КОСил ДеКаП ТрЮМ ПаНеЧ

Для эпох протерозоя: Сидерий, Рясий, Орозирий, Статерий, Калимий, Эктазий, Тоний, Криогений, Эдиакарий.

Сидор Рискнул Оросить Стакан Каплями Экстракта, стекавшими с Тонкой Кроны Эдельвейса.

Преимущество этого способа в том, что он не требует подготовки. Готовые фразы уже давно применяются школьниками и студентами. Вам остается их только выучить, но у некоторых это вызывает трудности.

Поэтому рекомендуем ознакомиться с более эффективными методами запоминания. Такими как “Цепочка” или “Дворец памяти”.

Они требуют небольшой подготовки, но вы будете на 100% уверены, что все вспомните. Лучше немного выделить время и пройти нужные этапы:

Этап Действие Цепочка Дворец памяти
Кодирование информации Создание четких визуальных образов (картинок) на то, что нужно запомнить + +
Создание опорных образов Выделение объектов (локаций) в своем окружении (на улице или в помещении) +
Запоминание Связь образов +

по схеме: образ + образ

+

по схеме:

образ + локация

Покажем на примере приема “Цепочка”. О методе “Дворец памяти” вы можете узнать больше в этой статье.

Вариант 2. Кодирование информации

Здесь на помощь приходят ассоциации. Они помогают нам преобразовать непонятную информацию в понятные картинки (образы).

Вот как это выглядит.

Возьмем эры и их периоды:

  1. Палеозой — ПАЛЕц + ОЗОнатор
    • Кембрийский — КрЕМ + БРИджи
    • Ордовикский — ОРДен + ВИКинг
    • Силурийский — СИЛУэт + РИС
    • Девонский — ДЕВОчка
    • Каменоугольный — камень + уголь
    • Пермский — ПЕРо + МСК (часы на Спасской башне)
  2. Мезозой — МЕЗим (таблетки) + ОЗОнатор
    • Триасовый — ТРИ поросенка + АСОль (из мультика)
    • Юрский — Юрист (весы)
    • Меловой — мел
  3. Кайнозой — КАЙ (из мультика)
    • Палеогеновый — ПАЛец + ОГонь
    • Неогеновый — НЕОновая лампа + Гена крокодил (из мультика)
    • Четвертичный (антропогеновый) — ЧЕРТ + ВЕРТолет

По аналогии Вы можете создать образы на все данные, которые нужны для запоминания. После этого переходите к следующему этапу.

Хотите значительно улучшить память?

Предлагаем Вам ознакомитсья с нашей программой:

«Феноменальная память для занятых людей»

Вы будете со 100% точностью запоминать на неограниченный срок в 30 раз больше информации и в 5 раз быстрее для личной эффективности в обучении, работе и бизнесе.

    Программа подойдет вам, если Вы:

  • Быстро забываете то, что запомнили;
  • Устали от скучной и нудной зубрежки;
  • Забываете купить нужный продукт в магазине;
  • С трудом запоминаете адрес или номер телефона;
  • Часто повышаете свою квалификацию на курсах и тренингах;
  • Выступаете с речью и с трудом запоминаете текст доклада;
  • Составляете план на день, а потом забываете выполнить какое-либо дело;
  • При знакомстве быстро забываете имя собеседника;
  • Хотите предотвратить старческий маразм, болезнь Альцгеймера и сохранить ясный ум после 50 лет;

Подробнее узнать о курсе «Феноменальная память для занятых людей» можно по этой ссылке тут

Вариант 3. Запоминание информации: прием “Цепочка”

“Цепочка” — это связь визуальных образов друг с другом последовательно, путем присоединения каждого следующего образа к предыдущему.

У нас будет 3 последовательности:

  1. палеозой — образ на эру + 6 образов на периоды
  2. мезозой — образ на эру + 3 образа на периоды
  3. кайнозой — образ на эру + 3 образа на периоды

Пример

Палец торчит из озонатора, на нем выдавлен крем, в котором плавают бриджи. На бриджах блестит орден, который держит викинг. От викинга отходит силуэт, усыпанный рисом. Рис грызет девочка. В волосах у нее камень, на котором рисует уголь. Уголь протыкает перо, в его перьях запуталась Спасская башня.

После того, как соедините все образы, сразу же повторите.

Старайтесь каждую связь представлять ярко и объемно в своем воображении, как 3-D картинки. Так она надежнее фиксируется и легче будет при вспоминании.

Попробуйте проверить это на оставшихся последовательностях фанерозоя.

Напишите в комментариях о своем опыте: что понравилось больше всего, где испытывали трудности, какие возникли вопросы. Возможно, у вас возникали свои ассоциации и вы применяли их.

Пишите все свои впечатления!

Желаю успехов!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Геохронологическая таблица егэ биология растения
  • Геофак что сдавать на егэ
  • Геофак твгу расписание экзаменов
  • Геофак мгу предметы егэ
  • Геофак мгу какие экзамены

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии