На настоящий момент установлено, что жизнь на Земле возникла около 3-3,5 млрд. лет назад. За это время на планете произошли
существенные изменения: менялся климат, двигались материки, активно шли горообразовательные процессы. Вода то затапливала
гигантские пространства на миллионы лет, то отступала под натиском испепеляющего солнца и жары.
Об этих процессах мы можем только догадываться, изучая осадочные породы, которые за это время пластами накладывались
друг на друга. Химический анализ позволяет определить их возраст, а также сделать вывод о климате того периода. В определение
возраста окаменелостей помогает радиоуглеродный анализ.
Архейская эра (от греч. archē — начало)
Наиболее ранняя эра Земли, начавшаяся около 3-3,5 млрд. лет назад и продлившаяся 900 млн. лет. Самые древние живые организмы
были найдены в этот промежуток времени: они были гетеротрофами, заселявшими дно теплых морей. Кислород отсутствовал, был
возможен только анаэробный тип дыхания.
В архейский период отмечалась активная вулканическая деятельность, происходили значительные колебание температуры. На поверхности
Земли жизнь была невозможна из-за губительных УФ (ультрафиолетовых) лучей. Именно поэтому жизнь «спряталась» на дне океана, где не так
выражены перепады температур и рассеивается УФ излучение.
В течение архея появились первые фотосинтезирующие организмы — сине-зеленые водоросли (цианобактерии). Атмосфера начала постепенно обогащаться кислородом.
Как оказалось, это вещество — кислород — предопределит путь развития жизни на Земле: в дальнейшем возникнут миллионы видов,
которые им дышат, и жить без него не смогут. В числе этих видов и мы с вами.
К концу архея животные разделились на про- и эукариотические организмы.
Протерозойская эра (от греч. proteros — первый из двух + zoe — жизнь)
Протерозойская эра продолжалась около 2000 млн. лет. Поверхность планеты напоминала ледяную пустыню, климат соответственно
был холодный.
Дальнейшее развитие жизни продолжалось. В этой эре выделились царства растений, животных и грибов. Возникли первые
многоклеточные организмы: кишечнополостные, губки, водоросли, предки трилобитов. Были распространены
сине-зеленые водоросли — цианобактерии, которые выделяли кислород в ходе фотосинтеза.
В течение этой эры в атмосфере возросла концентрация кислорода и приблизилась к 1% — точки Пастера, критического для
эволюции значения. Считается, что по достижении точки Пастера становится возможным кислородный тип дыхания и устойчивая
жизнедеятельность аэробных организмов.
В течение протерозойской эры концентрация кислорода в атмосфере достигнет 10% — сформируется озоновый слой, служащий эффективной защитой для
всего живого от губительного УФ-излучения. Благодаря озоновому слою появятся первые наземные экосистемы.
Палеозойская эра (греч. palaios — древний)
Продолжалась около 340 млн. лет. Эту эру подразделяют на 6 периодов, которые мы рассмотрим:
- Кембрийский
- Ордовикский
- Силурийский
- Девонский
- Каменноугольный (карбон, от англ. carbon — углерод)
- Пермский
Холодный климат меняется на умеренно влажный, а затем на теплый сухой. Тают оледенения суши, в результате чего
огромные пространства заполняются водой.
Все растения и животные обитают в море, однако, на побережье появляются первые наземные грибы, лишайники.
Животный мир активно развивается: на глубине в море появились трилобиты и мечехвосты, коралловые полипы, иглокожие.
Большая часть суши подверглась сильнейшему затоплению, наземные животные почти не встречались. В толще океана обитали
фораминиферы и радиолярии.
В теплых морях процветали кишечнополостные (в их числе и коралловые полипы), иглокожие, моллюски. Установлено, что в
этом периоде жили первые представители типа хордовых — бесчелюстные.
Климат становится более сухим, суша поднимается — вода отступает, тем самым создаются условия для развития наземных
видов. И действительно, силур отличается этими знаменательными событиями: растения и животные осваивают сушу.
В приливно-отливных зонах возникают первые наземные растения: риниофиты и псилофиты, еще имеющие очень много общего
с водорослями. И, тем не менее, псилофиты — пионеры суши. У них появляются проводящие и механические ткани, которые
водорослям были ни к чему.
Появились первые наземные
животные: многоножки и паукообразные — скорее всего произошедшие от трилобитообразных, которые долгое время могли оставаться на
отмелях после отлива. На образовавшейся суше они чувствовали себя просторно и вальяжно: хищники
отсутствовали, конкуренция была небольшой. В таких условиях размножение происходило быстро.
Это период господства рыб в морях. Возникают активно плавающие хрящевые рыбы, у которых имеются челюсти для захвата пищи. Появляются все известные на настоящее время систематические группы рыб.
Некоторые рыбы, обитающие в бедных кислородом (пересыхающих) водоемах, используя плавники, приобрели способность переползать из
одного водоема в другой и дышать атмосферным воздухом. Так появляются двоякодышащие и кистеперые рыбы.
К концу девона на сушу выходят первые земноводные: ихтиостеги и стегоцефалы, произошедшие от кистеперых рыб. Возникают
древовидные леса, состоящие из хвощей, плаунов и папоротников.
В карбоне материки еще более опускаются, часть суши оказывается заболоченной. Поначалу теплый и влажный климат
сменяется к концу периода холодным и сухим.
Бурно развиваются древовидные леса из папоротников, которые достигали в высоту 40 метров. Массовое отмирание
папоротникообразных в этом периоде привело к образованию обширных залежей каменного угля, в честь которого период
и получил свое название.
Размножение семенных растений, появившихся в карбоне, более не связано с наличием воды, благодаря чему они
расселяются вглубь материков.
В морях все также распространены фораминиферы, радиолярии, кораллы и моллюски. Возникают первые насекомые: тараканы,
стрекозы, жесткокрылые. Под конец периода появляются пресмыкающиеся, размножение которых не связано с наличием воды,
что позволяет им заселить сухие, ранее незаселенные территории.
В перми активируется вулканическая деятельность, происходит крупнейшее отступление моря, вследствие которого
образуются большие пространства суши. Климат также меняется: он становится резко континентальным.
К таким серьезным изменениям не приспособлены многие виды животных и растений: полностью вымирают трилобиты, многие
моллюски, крупные рыбы и насекомые, значительная часть амфибий, исчезают древовидные папоротники, хвощи и плауны.
В природе не бывает пустого места: приспособленные особи выживают, размножаются и занимают освобожденные другими
видами ниши. Бурно развиваются пресмыкающиеся, появляются звероподобные ящеры, примерно в это же время возникают
первые млекопитающие.
Чтобы легко запомнить периоды палеозойской эры, рекомендую взять на вооружение мнемоническое правило: «Каждый
Отличный Студент Должен Курить Папиросы». Если вы обратите внимание на первые буквы этих слов, то поймете,
что они совпадают с первыми буквами периодов палеозоя и расположены в нужном порядке.
Мезозойская эра (греч. mesos — средний + zoe — жизнь)
Мезозойская эра продлилась 186 млн. лет. Если бы мы сейчас перенеслись в то далекое время, то внешне заметили бы сходство
мезозойского мира с нынешним, однако более детальное изучение показало бы нам, что его составляют совершенно иные растения
и животные.
В мезозое выделяется три периода:
- Триас
- Юрский
- Меловой
Климат становится более сухим, что приводит к пересыханию внутренних морей. Активно идут горообразовательные процессы,
начавшиеся в перми. Начинается движение материков, образуются пустынные пространства.
В царстве растений господствуют голосеменные, размножение которых не зависит от воды. Среди голосеменных активно заселяют
территории саговниковые, хвойные, гинкговые растения.
Большинство амфибий окончательно вымирает. В животном мире господствуют пресмыкающиеся, среди которых встречаются черепахи,
ихтиозавры, птицетазовые и ящеротазовые динозавры, клювоголовые, крокодилы и чешуйчатые. Часть рептилий дает начало
млекопитающим, близким к однопроходным животным.
Климат становится более теплым и влажным, несколько увеличивается площадь морей. В глубине материков образовались многочисленные
озера и болота.
В царстве растений господство остается за голосеменными растениями, наибольший расцвет среди которых переживают беннеттитовые,
гнетовые, саговниковые.
В морях многочисленны головоногие моллюски. Самые разнообразные формы принимают морские пресмыкающиеся — ихтиозавры, плезиозавры.
Эта эра принадлежит динозаврам. Рептилии господствуют в воде, на земле и в воздухе. К концу периода возникает первоптица —
археоптерикс, давшая начала обширной группе птиц.
Климат становится более холодным. Активируются горообразовательные процессы — именно в этом периоде образовались Анды, Альпы,
Гималаи. Название периода связано с многочисленными отложениями мела, которые образовались за счет раковин фораминифер.
Появляются цветковые (покрытосеменные) растения, вероятно произошедшие от голосеменных растений в результате скачкообразного изменения (мутации) женских органов размножения. Появления цветка и плода — важнейшие ароморфозы этого периода. К концу периода
вымерли многие голосеменные растения.
Крупные моллюски и рептилии вымирают, эра динозавров заканчивается. На первый план выходят млекопитающие,
ароморфозы которых, теплокровность и живорождение, позволяют занять господствующее положение. Появляются
сумчатые и плацентарные млекопитающие.
Кайнозойская эра (греч. kainos — новый + zoe — жизнь)
Отправной точкой кайнозойской эры служит образование Альп, в это же время возникли и другие высочайшие горные системы.
Я искренне рад быть вашим современником, и сообщаю, что мы с вами живем в кайнозойскую эру, которая длится уже 67 млн. лет.
За это время произошло несколько материковых оледенений, возникновение человека.
В кайнозое выделяют три периода:
- Палеоген (греч. palaios — древний и genos — рождение, возраст)
- Неоген (греч. neo — новый)
- Четвертичный (антропогеновый, от греч. anthropos — человек)
В начале палеогена устанавливается теплый тропический и субтропический климат. Широко распространяются леса и
редколесья. Большая часть животных представлена лесными обитателями.
Сумчатые и плацентарные млекопитающие эволюционируют параллельно. Возникают приматы, хищные и копытные животные,
широкого разнообразия достигает мир птиц.
К концу палеогена климат становится континентальным, в Арктике и Антарктике появляются первые ледяные шапки. Леса
преобразуются в саванны и заросли кустарников.
Климат в неогене был влажным и теплым. Расселившиеся в палеоген кустарники сменяются саванной и степной растительностью,
образуются полупустыни и пустыни.
По берегам рек и озер растут березы, можжевельник, сосны, ивы, тополя. Среди животных расцвет происходит у обитателей
открытых пространств: гиппарионов (примитивных лошадей), быков, слонов, жирафов, антилоп. Среди разнообразного и многочисленного
класса птиц нередко встречаются хищные гигантские бегающие птицы.
Для неогена характерно большое разнообразие среди приматов, и появление первых человекообразных обезьян — антропоидов.
В ходе данного периода неоднократно происходили изменения климата. Поверхность Северного полушария оледеневала.
Изменился и растительный мир — в Евразии распространилась таежная и тундровая растительность. Флора приобрела сегодняшний облик.
Среди животных были распространены бизоны, мамонты, носороги, пещерные медведи. Примерно 2 млн. лет назад появился
человек умелый, начался процесс антропогенеза — становления человека, в результате которого возник вид Homo sapiens.
Активная деятельность человека: распашка земель, вырубка лесов, вытаптывание полей крупным рогатым скотом — привели
к сужению ареала обитания многих видов животных, часть из которых вымерла.
Рекомендую мнемоническое правило, которое поможет запомнить периоды мезозойской и кайнозойской эры по первым буквам слов:
«Ты, Юра, Мал — Подожди, Немного, А?»
Пангея и удивительная Австралия
В конце палеозоя и начале мезозоя всю сушу представлял один единственный континент — Пангея (др.-греч. Πανγαῖα — всеземля).
В юрском периоде Пангея разделилась на два континента: северный — Лавразия (позже разделилась на Евразию и Северную Америку),
и южный — Гондвана (позже разделилась на Африку, Южную Америку, Индию, Австралию и Антарктиду.)
Особого внимания требует Австралия. Этот материк отделился раньше всех, вследствие чего флора и фауна на нем формировались
изолированно от остальных континентов.
Именно по этой причине в Австралии можно обнаружить виды растений и животных, которые
более нигде не встречаются: сумчатые животные (кенгуру, куница, коала), подземные орхидеи, банксии и многие другие удивительные виды.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2023
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Развитие жизни на Земле, эры и периоды (Таблица биология)
Развитие жизни на Земле началась с момента появления первого живого существа — это примерно 4,1—3,7 млрд. лет назад (по разным данным) и продолжается по текущий день. Сходство между всеми организмами указывает на наличие общего предка, от которого произошли все другие живые существа.
Развитие доорганической природы
Стадия истории Земли |
Физико- химические условия |
Процессы, происходящие на Земле |
Звездная стадия (> 6 млрд. лет) |
Поверхность Земли раскалена до 1000С°, все элементы находятся в виде атомов |
Вследствие вращат. движения при постепенном снижении температуры атомы тяжелых металлов перемещались к центру, а на поверхности остались атомы легких элементов (N, Н, С, O); при их взаимодействии выделялось много газов, поднимавшихся вверх |
Планетарная стадия (4,6– 6млрд. лет) |
Первичная атмосфера |
Газы образовали первичную атмосферу. Появились химические соединения: Н2O в виде водяного пара, NH4, NH3Н2, CO2, СО |
Первичный океан |
С охлаждением планеты ниже 100С° началась конденсация водяных паров. НаЗемлю полились горячие ливни, что привело к образованию больших водоемов. Возникали частые грозы; из недр извергались карбиды (соединения металла с углеродом). В горячей воде они растворялись и образовывали углеводы, там же растворялись газы, соли, которые вступали в химические взаимодействия |
Таблица развитие жизни на Земле
Таблица содержит основные эры с их периодами и соответствующее им развитие жизни на Земле — животной и растительной.
Период |
Условия неживой природы |
Развитие растительного мира |
Развитие животного мира |
Архейская эра (4,6 – 2,7 млрд. лет) |
|||
Катархей Эоархей Палеоархей Мезоархей Неоархей |
Преобладание суши над морем; бассейны мелководья с пониженной соленостью; слабое расчленение рельефа; нет климатического обособления; в атмосфере много углекислого газа и мало кислорода |
Появление многоклеточности полового размножения и фотосинтеза. Простейшие одноклеточные организмы дали начало бактериям и жгутиковым организмам, от которых обособились одноклеточные водоросли (ветвь растительного мира) и губки и кишечнополостные (ветвь животного мира) Этапы возникновения жизни: 1 этап – Образование в водах океана из неорганических веществ органических в результате действия ультрафиолетовой радиации, грозовых разрядов и химических реакций 2 этап – Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты концентрируются — образуют коацерваты, действующие как открытые системы, способные к росту 3 этап – В результате соединения и взаимодействия коацерватов с нуклеиновыми кислотами образуются живые существа — пробионты (протоклетки), способные к самовоспроизведению 4 этап – Прогрессивное усложнение гетеротрофных примитивных организмов, возникновение автотрофного питания и свободного кислорода (предъядерные организмы — бактерии, гетеротрофы и фототрофы и синезеленые) |
|
Протерозойская эра (2,7 – 0,57 млрд. лет) |
|||
На суше — каменная пустыня (жизнь -только в воде), начинает формироваться почва, в атмосфере начинается накопление кислорода за счет жизнедеятельности бактерий |
1. Ядерные организмы – появление ядерных автотрофных фотосинтезирующих растений (зеленые водоросли) и простейших; обогащение воды кислородом — среда обитания животных 2. Многоклеточные организмы – прогрессивное усложнение животных и растений. Беспозвоночные животные: кишечнополостные, черви, моллюски; различные водоросли. 3. Органные организмы – прогрес. усложнение тела животных (хордовые бесчерепные) |
||
Палеозойская эра (570 млн. лет) |
|||
Кембрий (530–490млн.лет) |
Суша бесплодна и пустынна |
Расцвет водорослей |
Широкое распространение морских беспозвоночных — трилобитов (древних членистоногих), медуз, плече-ногих |
Ордовик (490–442млн.лет) |
Суша оставалась не обжитой, но появились первые лишайники |
Выход на сушу лишайников |
Основными обитателями морей были членистоногие (откладывали икру на суше), также были головоногие, кишечнополостных, иглокожих, кораллов, губок и других беспозвоночных |
Силур (442–418млн.лет) |
Продолжается горообразование; моря теплые, преобладают над сушей * |
Первые наземные растения (псилофиты); тело растения дифференцируется на ткани и органы, выполняющие опред. функцию |
Выход беспозвоночных на сушу (паукообразные), пышное развитие кораллов, трилобитов; появление бесчелюстных позвоночных — щитковых |
Девон (418–353млн.лет) |
Климат сухой, континентальный; на суше — высокие горы, моря теплые |
Псилофиты исчезают, появляются споровые растения -папоротники, хвощи, плауны. |
В морях господствуют рыбы — челюстные, панцирные, кистеперые, двоякодышащие |
Каменноугольный (353–290млн.лет) |
Происходит опускание материков, много заболоченными пространств; климат теплый и очень влажный, в атмосфере много кислорода и углекис. газа. В конце периода было значительное похолодание — вымирание многих видов. |
Расцвет папоротникообразных; появление семенных папоротников |
Появление первых земноводных — стегоцефалов |
Пермь (290–248млн.лет) |
Сухой жаркий климат, бурная вулканическая деятельность и горообразование; болота высыхают |
Исчезновение древовидных папоротников; появление семенных растений (голосеменные) |
Вымирание трилобитов и многих земноводных; появление пресмыкающихся, развитие насекомых, кистеперых рыб и акул |
Мезозойская эра (230 млн. лет) |
|||
Триасовый пер. (248–200млн.лет) |
Резкоконтинентальный теплый климат, вулканическая деятельность |
Развитие голосеменных |
Расцвет пресмыкающихся; появление первых млекопитающих и настоящих костных рыб |
Юрский пер. (200–140млн.лет) |
Наступление морей на сушу; климат мягкий и теплый |
Развитие и господство голосеменных; появление первых покрытосеменных |
Расцвет пресмыкающихся; появление археоптерикса (первоптицы); процветание головоногих моллюсков |
Меловой пер. (140–65млн.лет) |
Отступление морей; климат теплый, в конце похолодание |
Распространение покрытосеменных, сокращение папоротников и голосеменных |
Широкое распространение костных рыб; появление настоящих птиц и высших млекопитающих |
Кайнозойская эра (67 млн. лет) |
|||
Палеоген (65–24млн.лет) |
Формирование современных континентов. Климат мягкий, появление трех географических зон: тропики, субтропики, умеренная зона |
Господство покрытосеменных |
Бурный расцвет насекомых |
Неоген (24–2,6млн.лет) |
Господство млекопитающих, появление лемуров, позднее — приматов |
||
Антропоген (2,6млн. лет – наши дни) |
Неоднократное оледенение северного полушария |
Окончательное формирование современного растит. мира |
Животный мир принял современный облик. Значимое событие периода – появление человека, сначала неандертальцев, а вскоре Homosapiens. |
_______________
Источник информации:
1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.
2. Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л. Богданова —М.: 2012.
Биология ЕГЭ Задание 23 проверяет умение применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции для анализа данных в графической и табличной форме. Чтобы выполнить такое задание, необходимо свободно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать графические и табличные данные, систематизировать и интегрировать информацию, обобщать и делать выводы, грамотно, чётко и по существу формулировать свой ответ.
Выбрать другое задание
Вариант ЕГЭ с пояснениями
Кодификатор ЕГЭ
Линия 23 ЕГЭ по Биологии. Задание с изображением биологического объекта. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 2.1–6.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 15 мин. Средний % выполнения: 24 (!).
Задание включает рисунок (с таблицей или без неё) и вопросы к нему. Ответы на вопросы надо записать в свободной форме, излагая мысли грамотно, чётко, по существу, с обоснованием.
Алгоритм выполнения задания № 23
- Внимательно прочитайте задание.
- Проанализируйте, о каком биологическом объекте идёт речь.
- Сформулируйте и запишите грамотный, чёткий, обоснованный ответ, отражающий сущность заданных вопросов или содержащих от 3 до 4 критериев ответа.
Обратите внимание! В задании надо ответить на несколько вопросов. Написав ответ, перечитайте его ещё раз. Проверьте, всё ли понятно изложено.
Задание 23 (пример выполнения)
Линия 23. Пример № 1.
На рисунке изображён представитель рода Базилозавры — древних китов, живших 45—36 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите период и эпоху, в которые обитал данный организм, а также близких родственников этого животного в современной фауне (ответ — на уровне вида). К какому классу относится данное животное? Укажите признаки, по которым вы определили класс.
Геохронологическая таблица
Период | Эпоха | Начало, лет назад | Основные события |
Четвертичный |
Антропоцен | = с 1950 г. н. э. | Уровень человеческой активности играет существенную роль в экосистеме Земли |
Голоцен | 11,7 тыс. | Конец последнего ледникового периода. Возникновение цивилизаций | |
Плейстоцен | 2,588 млн | Вымирание многих крупных млекопитающих. Появление современного человека | |
Неогеновый |
Плиоцен | 5,333 млн | Появление и вымирание родственных человеку австралопитеков. Появление первых людей (род Homo) |
Миоцен | 23,03 млн | ||
Палеогеновый |
Олигоцен | 33,9 млн | Появление первых человекообразных обезьян |
Эоцен | 56 млн | Появление первых современных млекопитающих | |
Палеоцен | 66 млн | Выделение древних китов из парнокопытных предков. В позднем палеоцене от кондиляртр произошли непарнокопытные |
Элементы ответа:
(Эталоны ответов носят примерный характер. Вы можете изложить свой ответ другими словами, если это не искажает биологический смысл)
- 1) период — палеогеновый, эпоха — эоцен;
- 2) близкие родственники данного животного в современной фауне – Дельфин Хэвисайда, Морская свинья, Гренландский кит, Сейвал, Косатка;
- 3) класс Млекопитающие, основной характерной особенностью которых является вскармливание детёнышей молоком.
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 23 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Линия 23. Пример № 2.
Какие два вида организмов изображены на рисунке? Какой тип взаимоотношений между организмами иллюстрирует этот рисунок? Какой вид заменил в экосистемах в настоящее время один из этих двух видов?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 3.
Какой тип и фаза деления клетки изображены на рисунке? Какие процессы при этом происходят? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 4.
Схема какого органоида клетки изображена на рисунке? Какую функцию он выполняет? Что обозначено на рисунке цифрой 1?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 5.
Кто изображён на рисунке? В каком веке он творил? Какой вклад он внёс в науку?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 6.
На рисунке изображена зависимость интенсивности жизнедеятельности организма от температуры воздуха. Как называются живые организмы, изображённые под номерами 1 и 2? Чем они различаются? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Реальные задания ЕГЭ 2020 с ответами экспертов
Биология ЕГЭ Задание 23 Пример № 7.
Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображённые растения к этим отделам. Как называются гаметофиты представленных растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 8.
Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке, молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова функция в этой структуры? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 9.
Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 10.
Назовите тип и фазу деления исходной ДИПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме? Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот типа деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 11.
Назовите тип и фазу деления исходной ГАПЛОИДНОЙ клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 12.
Какими цифрами из рисунке обозначены конечности плавательного и копательного типов у насекомых? Объясните, по каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь эволюции, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чём он проявляется?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 13.
Определите отделы, к которым относят растения, изображённые на рисунках. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Чем представлены спорофиты у этих растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 14.
Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Ответ поясните.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 15.
Определите отделы, к которым относят растения, части которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 23. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами специалистов, анализ типичных ошибок.
Выбрать другое задание
Вариант ЕГЭ с пояснениями
Кодификатор ЕГЭ
Биология ЕГЭ Задание 23