Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Мастер- класс по теме:
«Просто о сложном- оформление задач по генетике».
Подготовила:
учитель биологии, химии МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского
Трехсвоякова Н.В.
2021-2022 уч. год. -
2 слайд
Задачи по генетике
Задание 28 относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ ученик получает 3 балла. Средний процент выполнения 28%.
Основные типы задач:
— Задачи на закон Моргана с кроссинговером, сцепление в Х- хромосоме;
— Задачи на определение расстояния между генами и процент кроссинговера ( при сцеплении с аутосомами или половыми хромосомами);
— Задачи на крисс-кросс (аутосомный признак + признак, сцепленный с полом);
— Задачи на закон Моргана без кроссинговера (полное сцепление) и с кроссинговером;
— Задачи на летальность;
Задачи на неполное доминирование. -
3 слайд
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации
На решение задачи отводится примерно 20 – 30 минут. Ответ по заданию должен быть подробным.
Все генетические задачи имеют единый принцип решения.
Определить тип задачи (таблица).
Записать условие задачи в виде символов (таблица, правильность написания дано).
Составить схему решения задачи (правильность написания решения).
Объяснить полученные результаты. -
4 слайд
Правила оформления генетических задач на ЕГЭ
— В ответах нужно писать максимум информации. Даже если просят найти только соотношение в потомстве по генотипу, нужно написать еще и соотношение по фенотипу. Если не просят писать вероятности, все равно пишите.
— Когда выписываете в ответах генотипы родителей, в скобочках обязательно нужно перечислить гаметы каждого.
— Если спрашивают, какой тип (или закон) наследования описан в данной задаче, то нужно отвечать по трем пунктам:
1. Независимое наследование или сцепленное наследование,
2. Аутосомное наследование или сцепленное с полом,
3. Полное доминирование или неполное доминирование.
— Если спрашивают, какой тип скрещивания описан в данной задаче, то нужно отвечать по двум пунктам:
1.Моногибридное скрещивание или дигибридное скрещивание.
2. Анализирующее скрещивание. -
5 слайд
— Генотипы нужно писать только печатными буквами: ААВВ ааbb.
— Перед генотипами родителей нужно писать символ пола♂♀ или фенотип, если пол не ясен.
Р: однотонный, длинный ААВВ х полосатый, короткий ааbb.
— Для каждой задачи необходимо составлять схему скрещивания (Р, G и F). А после схемы отдельно выписывать ответы на все вопросы, поставленные в задаче.
— Если просят найти вероятность рождения потомков, то ответ можно писать в виде процента (25%) или дроби с числителем и знаменателем (1/4). Так писать нельзя: 0,25 или 1:3.
— Если задача на сцепленное наследование, то генотипы писать с рисунком хромосом. -
6 слайд
Если в задаче требуется указать закон
наследственности, то должно быть указано его название.Если в ответе указан номер закона или автор (1 закон, закон Менделя, закон Моргана), то ответ не принимается как полный правильный и балл не выставляется.
-
7 слайд
В задачах на сцепленное наследование в ответе участника должно быть обязательно объяснение, какие гены сцеплены и в каком случае нарушается сцепление генов.
Если ответ имеет правильную схему скрещивания, но неверное объяснение сцепления генов, то больше одного балла за такой ответ не выставляется.
Если в схеме скрещивания генотипы показаны через сцепления генов в хромосоме, то такой ответ считается правильным и засчитывается соответствующим числом баллов. -
8 слайд
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации
При скрещивании растения кукурузы с нормальными блестящими листьями и растения с надрезанными матовыми листьями всё потомство получилось с нормальными матовыми листьями. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 128, 131, 40, 38.
— Составьте схемы скрещиваний.
-Укажите генотипы, фенотипы родительских особей и генотипы, фенотипы потомства в каждой группе.
-Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании. -
-
10 слайд
2. Схема решения задачи включает:
1) PAAbb aaBB
Норм. блестящ. листья надрезанные матовые листьяG Ab aB
F1 AaBb – нормальные матовые листья;
2) анализирующее скрещивание
P AaBb aabb
нормальные матовые листья надрезанные блестящие листья
G Ab aB AB ab кросс ab
F2
AaBb – нормальные матовые листья: 40 или 38;
Aabb – нормальные блестящие листья: 128 или 131;
aaBb – надрезанные матовые листья: 131 или 128;
aabb – надрезанные блестящие листья: 38 или 40; -
11 слайд
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации
3) присутствие в потомстве двух больших фенотипических групп особей: 128 (131) с нормальными блестящими листьями и
131 (128) с надрезанными матовыми листьями примерно в равных долях – это результат сцепленного наследования аллелей A и b,
a и B между собой. Две другие малочисленные фенотипические группы (40 и 38) образуются в результате кроссинговера.
(Допускается иная генетическая символика изображения сцепленных генов в виде
.) -
12 слайд
У человека между аллелями генов куриной слепоты (ночная слепота) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер.
Женщина, не имеющая этих заболеваний, у матери
которой был дальтонизм, а у отца – куриная слепота,
вышла замуж за мужчину, не имеющего этих
заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная
здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего
этих заболеваний. В их семье родился
ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи.
Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы,
фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.
Возможно ли в первом браке рождение больного этими
заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации -
-
14 слайд
2. Схема решения задачи:
1) P ♀ ХAdХaD × ♂ XADY
нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение
отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизма
G ХАd ХaD ХAD Xad XAD Y -
15 слайд
F1 генотипы, фенотипы возможных дочерей:
XADХAd – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XADХaD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
ХAD XAD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
XADXad – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
генотипы, фенотипы возможных сыновей:
ХAd Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм;
ХaD Y – куриная слепота, отсутствие дальтонизма;
ХAD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
Xad Y – куриная слепота, дальтонизм; -
16 слайд
2) ♀ ХADХAd × ♂ XADY
нормальное ночное зрение нормальное ночное зрение
отсутствие дальтонизма отсутствие дальтонизмаG ХАd ХAD XAD Y
F2 генотипы, фенотипы возможных дочерей:
ХAD XAd – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
ХAD XAD – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма;
генотипы, фенотипы возможных сыновей:
ХAd Y – нормальное ночное зрение, дальтонизм;
ХAD Y – нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма; -
17 слайд
Объяснение решения задачи.
Некроссоверные гаметы: ХAd, XaD. Кроссоверные гаметы: XAD , Xad .
Генотип матери: ♀ ХАdХaD ( гаметы: ХAd XaD XAD Xad ), т.к. одну Х- хромосому с рецессивным геном дальтонизма получила от матери , а другую Х- хромосому с геном куриной слепоты получила от отца. Генотип отца: ♂ ХADY ( гаметы: ХAD Y). Т.к. от монозиготной дочери и здорового мужчины родился дальтоник, значит, дочка была носительницей гена дальтонизма и имеет генотип ♀ ХАDХАd ( гаметы: ХAd XAD). -
18 слайд
Ответ: 1. Генотипы и фенотипы родителей в первом браке:
норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,
отс.дал-ма отс.дал-ма
Р: ♀ ХАdХaD х ♂ ХADY.
2. Генотипы и фенотипы потомства от первого брака: -
-
20 слайд
3. Генотипы и фенотипы родителей от второго брака:
норм.ноч. зр, норм.ночн.зр,
отс.дал-ма отс.дал-ма
Р: ♀ ХАDХАd х ♂ ХADY -
21 слайд
4.Генотипы и фенотипы потомства от второго брака:
XADXAd — дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,
XADXAD – дочь, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма,
XAdY- сын, нормальное ночное зрение, дальтонизм,
XADY – сын, нормальное ночное зрение, отсутствие дальтонизма. -
22 слайд
5. В первом браке возможно рождение сына дальтоника с куриной слепотой ( ♂ Xad Y). В генотипе этого ребенка находятся материнская Х- хромосома с двумя рецессивными аллелями, образовавшаяся в результате кроссинговера, и отцовская Y- хромосома, не содержащая аллелей этих двух генов.
-
23 слайд
3) в первом браке возможно рождение сына-дальтоника с куриной слепотой (XadY). В генотипе этого ребёнка находятся материнская, образовавшаяся в результате кроссинговера Х-хромосома с двумя рецессивными аллелями и отцовская Y-хромосома,
не содержащая аллелей этих двух генов.(Допускается иная генетическая символика, изображение сцепленных генов в виде
и написание сцепленных в X-хромосоме генов индексом.)
,
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 153 460 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
-
Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 29.08.2022
- 113
- 3
- 29.08.2022
- 119
- 3
- 29.08.2022
- 114
- 1
- 29.08.2022
- 112
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
-
Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
-
Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
-
Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
РЕШЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ:
Темы главы
- Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач.
- Оформление задач по генетике.
- Пример решения и оформления задач.
1. Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач
Подавляющее большинство ошибок, допускаемых учащимися, связано с невыполнением простых правил, которые они должны усвоить из курса генетики. К этим правилам относятся следующие:
2. Оформление задач по генетике
При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в традиционной генетике и приведенными ниже:
♀ |
женский организм |
♂ |
мужской организм |
× |
знак скрещивания |
P |
родительские организмы |
F1, F2 |
дочерние организмы первого и второго поколения |
А, В, С… |
гены, кодирующие доминантные признаки |
а, b, с… |
аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки |
АА, ВВ, СС… |
генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку |
Аа, Вb, Сс… |
генотипы моногетерозиготных особей |
аа, bb, сс… |
генотипы рецессивных особей |
АаВb, AaBbCc |
генотипы ди- и тригетерозигот |
А B, CD |
генотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании |
|
гаметы |
Запись в буквенной форме: |
Запись в хромосомной форме: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
AA |
|
|
или |
aa |
|
|
3. Пример решения и оформления задач
Задача 1-1
У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи.
Р |
♀ |
× |
♂ |
нормальная |
альбинос |
||
F1 |
аa |
А* |
|
альбинос |
нормальная |
Решение
Р |
♀A* |
× |
♂aa |
F1 |
аa |
А* |
Р |
♀Аа |
× |
♂aа |
гаметы |
|
|
|
F1 |
аa |
Аa |
Это задание 28 из ЕГЭ Оценивается в 3 первичных балла.
⠀
Наши советы по оформлению в карточках — обязательно изучи
⠀
Самые распространённые ошибки в оформлении:
• не раскрыт генетический закон;
• не подписаны фенотипы родителей;
• не дописан пол в фенотипах потомков (когда сцепленное с полом наследование).
⠀
Просто половые хромосомы — только генотип. Не забывай указывать пол потомков (значком или словом), это тоже часть фенотипа!
⠀
А теперь важный вопрос: хочешь разобрать все генетические задачи по полочкам? Залетай на наш спецкурс по генетике.
Программа спецкурса:
⠀
• Законы Менделя. Основы решения задач
• Анализирующее скрещивание и сцепленное наследование генов
• Сцепленное с полом наследование и группы крови
• Неполное доминирование и летальный ген
• Морганиды и родословные
• Задачи на неаллельное взаимодействие генов
⠀
Занятия спецкурса — в записи, можно заниматься в любое удобное время
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Биология ЕГЭ Задание 28 проверяет умение применять знания по генетике в решении задач. Чтобы выполнить такое задание, надо знать основы генеалогического метода, уметь определять тип взаимодействия аллельных и неаллельных генов, вероятность проявления признака у потомков, вид скрещивания, сцепление генов.
Выбрать другое задание
Вариант ЕГЭ с пояснениями
Кодификатор ЕГЭ
Линия 28 ЕГЭ по Биологии. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 20 мин. Средний % выполнения: 25 (!).
Задание представляет собой текстовую задачу, которая решается согласно основным генетическим законам (первый, второй, третий законы Менделя, законы сцепленного наследования Моргана, закономерности взаимодействия неаллельных генов). В ответе надо записать ход решения задачи с пояснениями.
Алгоритм выполнения задания № 28
- Внимательно прочитайте задачу.
- Проанализируйте, о каком генетическом процессе идёт речь.
- Выполните необходимые вычисления на черновике.
- Запишите развёрнутый ответ с ходом решения и пояснениями.
Обратите внимание! В решении задачи недостаточно написать одну лишь схему скрещиваний. Надо подробно описать все фенотипы и генотипы, пояснить результаты расщепления, указать вероятность рождения больных и здоровых потомков.
Задание 28 (пример выполнения)
Линия 28. Пример № 1.
В семье мать имеет I группу крови, отец — IV. Определите, какова вероятность (в процентах) рождения ребёнка с II группой крови в данной семье?
Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции)
Теория, которую необходимо повторить
В период подготовки к экзамену Биология ЕГЭ Задание 28 ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:
- Закономерности наследственности. Законы Менделя,
- Законы Моргана: сцепленное наследование признаков,
- Генетика пола,
- Наследование признаков, сцепленных с полом,
- Взаимодействие генов. Генетика человека,
- Геном человека,
- Методы изучения генетики человека,
Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии (законы Т.Моргана, генетика пола, взаимодействие генов, генетика человека, условные обозначения и важная информация для решения задач по генетике). Справочная информация поможет быстро вспомнить нужный материал по биологии для успешного выполнения Биология ЕГЭ Задание 28.
Открыть справочный материал для задания № 28
Тренировочные задания с ответами
Выполните самостоятельно примеры для Биология ЕГЭ Задание 28 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).
Пример № 2.
По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом) и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1 и 2, потомков 3, 5, 6. Установите вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 3.
При скрещивании красноплодных абрикосов нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями всё поколение было единообразно и имело красные плоды и нормальный рост. При анализирующем скрещивании растений из F, в потомстве получили половину растений с красными плодами нормального роста и половину — с жёлтыми плодами карликового роста. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 4.
У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (b). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 5.
Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — i0, IA, IB. Аллели 1А и 1B доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IА, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) — две доминантные аллели IАIВ. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.
У матери четвёртая группа крови и отрицательный резус, у отца первая группа и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какой закон наследственности проявится в этом случае?
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Пример № 6.
По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, обозначенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей, детей и внучки.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТ
Реальные задания ЕГЭ с комментариями экспертов об ошибках
Пример № 7.
У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа и комментарий
Пример № 8.
У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой окраской. Гибридные растения имеют розовую окраску. Узкие листья не полностью доминируют над широкими листьями. У гибридов листья имеют среднюю ширину. Какое потомство и в каких отношениях получится от скрещивания красноцветкового растения, имеющего средние по ширине листья, с растением, имеющим розовые цветки и средние листья. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Создайте схему скрещивания, используя решетку Пеннета.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа и комментарий
Пример № 9.
Мужчина-дальтоник, имеющий вторую группу крови и гетерозиготный по данному признаку, женится на женщине — носительнице гена дальтонизма, у которой первая группа крови. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, вероятность рождения детей-дальтоников с первой группой крови и генотипы родителей, у которых родятся дети с указанными признаками. Объясните результаты скрещивания.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа
Пример № 10.
У человека отсутствие потовых желез определяется рецессивным геном, сцепленным с Х—хромосомой, а низкий голос — аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий низкий голос (АА) и страдающий отсутствием потовых желез, женится на женщине с высоким голосом и имеющей потовые железы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения в этой семье мальчиков без потовых желез. Рассмотрите все возможные случаи.
Посмотреть элементы правильного ОТВЕТа
Вы смотрели: Биология ЕГЭ Задание 28. Что нужно знать и уметь, план выполнения, примеры с ответами и пояснениями (комментариями) специалистов, анализ типичных ошибок.
Выбрать другое задание
Вариант ЕГЭ с пояснениями
Кодификатор ЕГЭ
Биология ЕГЭ Задание 28