Гендер как научное понятие план егэ обществознание

Гендер как научное понятие план егэ

Гендер как научное понятие план егэ

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи. До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!

—>

Задание 24 № 9094

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие научное познание.

2. Отличительные признаки научного знания:

В) системность и упорядоченность;

Г) проверяемость (верифицируемость);

3. Современная классификация наук:

В) социальные и т. д.

4. Функции научного познания:

5. Уровни научного познания:

6. Методы научного познания:

А) научное наблюдение;

Г) научный эксперимент;

Д)научное моделирование и др.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Задание 24 № 9094

—>

Функции научного познания.

Soc-ege. sdamgia. ru

30.12.2018 6:36:14

2018-12-30 06:36:14

Источники:

Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=9094

ЕГЭ: Задание 28 — План Научное познание » /> » /> .keyword { color: red; } Гендер как научное понятие план егэ

ЕГЭ: Задание 28 — План «Научное познание»

ЕГЭ: Задание 28 — План «Научное познание»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Научное познание как особый вид познавательной деятельности.
2. Особенности научного познания:
А) объективность добываемого знания;
Б) развитость понятийного аппарата;
В) рациональность;
Г) проверяемость;
Д) высокий уровень обобщения знаний.
3. Уровни научного познания:
А) эмпирический;
Б) теоретический.
4. Формы научного познания:
А) научный факт;
Б) эмпирический закон;
В) проблема;
Г) гипотеза;
Д) теория.
5. Методы научного познания:
А) эмпирические;
Б) теоретические;
В) универсальные.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Уровни научного познания а эмпирический; б теоретический.

Socialstudies. ru

02.01.2018 14:02:07

2018-01-02 14:02:07

Источники:

Https://socialstudies. ru/ege-zadaniye-28/2822201950.html

Урок «Гендер как научное понятие» | Презентация к уроку по истории (6 класс): | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Гендер как научное понятие план егэ

Урок «Гендер как научное понятие презентация к уроку по истории (6 класс)

Урок «Гендер как научное понятие»
Презентация к уроку по истории (6 класс)

Беседа : а)какие требования предъявляет общество к гендерным ролям ( приведите примеры)б) какие обстоятельства могут привести к гендерным конфликтам в) можно ли их избежать?

Гендерная социализация: основные факторы ( опереж. задание)

А) влияние семьи

Роль матери в воспитании дочери

Роль отца в воспитании дочери

Роль матери в воспитании сына

Роль отца в воспитании сына

Таблица ( как д/з)

Б) влияние школы

В) влияние массовой культуры

Задание : Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приемы, прочитанные книги, просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости

6. Гендерные отношения в современном мире( опереж. Задание)

7. Подведение итогов урока: к каким практически выводам мы пришли изучив это материал?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Подписи к слайдам:

Елецкая наступательная. Как это было

80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери..

3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».

Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.

Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.

Бойцы группы войск генерала К. С. Москаленко, однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.

План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова. «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом ­ С. К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф. Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В. Д. Крюченкин, 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А. Д. Зубанова. Оперативная группа Ф. Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».

А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко. А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А. М. Городнянский. В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.

8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение.

6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач. К вечеру 654-й полк полковника А. Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П. В. Дергунова занял слободу Аргамач. 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна. 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.

Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец, Телегино, Сазыкино, Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол. 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com

Елецкая наступательная. Как это было

80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери..

3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».

Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.

Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.

Бойцы группы войск генерала К. С. Москаленко, однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.

План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова. «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом ­ С. К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф. Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В. Д. Крюченкин, 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А. Д. Зубанова. Оперативная группа Ф. Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».

А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко. А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А. М. Городнянский. В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.

8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение.

6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач. К вечеру 654-й полк полковника А. Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П. В. Дергунова занял слободу Аргамач. 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна. 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.

Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец, Телегино, Сазыкино, Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол. 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.

На другой день из 67.

Nsportal. ru

29.08.2017 20:02:15

2017-08-29 20:02:15

Источники:

Https://nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2020/12/20/urok-gender-kak-nauchnoe-ponyatie

Гендер как научное понятие



Скачать материал

Гендер как научное понятие



Скачать материал

  • Курс добавлен 13.12.2022
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона

  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов

  • Сейчас обучается 93 человека из 45 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Гендер как научное понятие

    1 слайд

    Гендер как научное понятие

  • План урокаПонятие «гендер»;
Гендерные стереотипы и роли;
Гендер и социализаци...

    2 слайд

    План урока
    Понятие «гендер»;
    Гендерные стереотипы и роли;
    Гендер и социализация;
    Гендерные отношения в современном обществе.

  • Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществеРазличия м...

    3 слайд

    Гендер – социальный пол, определяющий поведение человека в обществе
    Различия между мужчиной и женщиной заключаются не только в анатомических особенностях
    Различия между ними проявляются еще и в социальном поведении, видах деятельности, набором социальных статусов и ролей
    Складывается гендерный
    стереотип

  • Гендерный стереотип – это, разделяемые большинством представления о различных...

    4 слайд

    Гендерный стереотип – это, разделяемые большинством представления о различных личностях качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролей
    Что такое мужественность?
    Что такое женственность?
    Как должны вести себя мужчины и женщины?
    Какими правами и обязанностями наделены мужчины и женщины?
    Какие различия должны быть в воспитании мальчиков и девочек?

  • Изменения в гендерных стереотипахМужчины – охотаЖенщины – собирательство

    5 слайд

    Изменения в гендерных стереотипах
    Мужчины – охота
    Женщины – собирательство

  • Изменения в гендерных стереотипахВ Древней Греции в домах были отдельные комн...

    6 слайд

    Изменения в гендерных стереотипах
    В Древней Греции в домах были отдельные комнаты, для женщин – гинекеи
    Мужские комнаты назывались андронами
    Женщины считались хранительницами очага и не допускались к власти
    Мальчики и девочки обучались отдельно друг от друга и изучали разные предметы

  • Изменения в гендерных стереотипахЖенщины редко, но допускались к власти, полу...

    7 слайд

    Изменения в гендерных стереотипах
    Женщины редко, но допускались к власти, получали образование, но главная их роль – роль заботливой матери и верной жены

  • Женская эмансипацияЭто предоставление женщинам равноправия в общественной, тр...

    8 слайд

    Женская эмансипация
    Это предоставление женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни
    Оно предполагает право женщин на образование, право избирать и быть избранной в государственные органы власти, право на труд и равную зарплату
    Движение суфражисток
    (от фр. Suffrage –
    избирательное право)

  • Женское избирательное правоПервая женщина в правительстве - РСФСР

    9 слайд

    Женское избирательное право
    Первая женщина в правительстве — РСФСР

  • Гендерный стереотипГендерная роль – это поведение, которое воспринимается в о...

    10 слайд

    Гендерный стереотип
    Гендерная роль – это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола

  • Гендерный конфликтРазное понимание гендерный ценностейЛидерство в семье;
Расп...

    11 слайд

    Гендерный конфликт
    Разное понимание гендерный ценностей
    Лидерство в семье;
    Распределение домашних обязанностей;
    Конкуренция на рынке труда;
    Несоответствие ожиданиям;
    Стереотипность мышления.
    Проявления конфликта

  • Гендер и социализацияГендерные роли осваиваются постепенно в процессе социали...

    12 слайд

    Гендер и социализация
    Гендерные роли осваиваются постепенно в процессе социализации под влиянием разных факторов
    Ранее детство:
    Одежда;
    Игрушки;
    Внешность;
    Наказание;
    Художественные произведения (сказки).
    Родители – образцы поведения

  • Сказка о царе Салтане…

    13 слайд

    Сказка о царе Салтане…

  • Влияние школыГендерное обучениеОтношение учителей

    14 слайд

    Влияние школы
    Гендерное обучение
    Отношение учителей

  • Воздействие массовой культурыРеклама

    15 слайд

    Воздействие массовой культуры
    Реклама

  • Воздействие массовой культурыОбраз «Дева в беде»Принц на белом коне спасает п...

    16 слайд

    Воздействие массовой культуры
    Образ «Дева в беде»
    Принц на белом коне спасает принцессу в высоком замке под охраной злого дракона
    Образ в поп-культуре

  • Гендерные отношения в современном обществеВ Европе и в России женщин больше,...

    17 слайд

    Гендерные отношения в современном обществе
    В Европе и в России женщин больше, чем мужчин (на 10,5 млн);
    Женщины более образованны;
    Равноправие независимо от пола;
    Защита женщин от половой дискриминации;
    Женщины все чаще занимают руководящие посты в компаниях, государственные должности;
    Появление «ответственного отцовства».

  • Катерина Сакелларопулу,
Президент Греции (с 2020 г.)Ангела Меркель, Канцлер Г...

    18 слайд

    Катерина Сакелларопулу,
    Президент Греции (с 2020 г.)
    Ангела Меркель, Канцлер Германии
    (2005-2021 гг.)
    Эльвира Набиуллина, Председатель ЦБ
    (с 2013 г.)
    Татьяна Голикова,
    Зам. пред. Правительства (с 2018 г.)

  • Гендерные отношения в современном обществеВ современном мире многие мужчины п...

    19 слайд

    Гендерные отношения в современном обществе
    В современном мире многие мужчины предпочитают женщин, построивших свою карьеру
    Женщины приветствуют участие мужчин в домашних делах и в воспитании детей
    В современном мире место человека в обществе определяет не его пол, а его социальные качества

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 153 460 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

    «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.

    Тема

    § 17. Гендер — социальный пол

    Больше материалов по этой теме

Другие материалы

  • 11.01.2022
  • 67
  • 0
  • 11.01.2022
  • 90
  • 0
  • 11.01.2022
  • 192
  • 3
  • 11.01.2022
  • 105
  • 0
  • 11.01.2022
  • 138
  • 1
  • 11.01.2022
  • 158
  • 3
  • 11.01.2022
  • 135
  • 1
  • 11.01.2022
  • 297
  • 11

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»

  • Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Максимов Артем Владимирович. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Максимов Артем Владимирович

    • На сайте: 6 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 100549
    • Всего материалов:

      40

  • Что куда? Сферы жизни общества

Обновлено: 09.03.2023

Как считал древнегреческий философ Платон, когда-то мужчина и женщина были единым существом. Но боги наказали его за грехи — разорвали на две половинки. С тех пор половинки бродят по свету, ищут друг друга, мечтают соединиться вновь.

Гендер — социальный пол

Все знают, что такое биологический пол — мужской и женский. Он есть у животных и у человека. Но только у человека есть социальный пол, он связан с тем, что человек живёт в обществе.

Пол человека — мужской или женский — зависит не только от физического строения тела. Мужчина и женщина в обществе — это также два разных образа жизни и две модели поведения.

Традиционно мужчина — это глава семейства, отец, кормилец и защитник. Женщина — мать, домохозяйка, работница.

Две половинки человеческого общества

В мужчине преобладает сильное, волевое, мужественное, военное начало. Он более подвижен и созидателен: он — охотник, мореплаватель, сталевар, космонавт. История свидетельствует, что мужчина чаще отправлялся в дальние походы, завоевания, участвовал в великих переселениях и великих стройках.

В женщине преобладает мирное начало. Она более эмоциональна, вспыльчива, но и более отходчива. Женщина — медсестра, воспитательница, учительница, врач и т. д. Основная роль женщины — это рождение и воспитание детей и постоянная забота о них.

Какие качества должны быть присущи мужчине и женщине?

На протяжении веков в семье, насчитывавшей несколько поколений, глава семьи — старший мужчина — выступал в роли кормильца, судьи, решавшего спорные вопросы, руководителя. Наконец, если речь идёт о политике, мужчины составляли политическую элиту страны.

Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с древнейших времён стали предметом изобразительного искусства: фараон Тутанхамон с женой. Присмотритесь внимательно к изображению. Какие качества в отношениях супругов оно иллюстрирует?

В начале XX века женщины, стремившиеся к всеобщему равенству, стали подражать мужчинам в политическом и повседневном поведении. Они, в частности, начали носить брюки. Женщинам было дано право голосовать на выборах, право занимать государственные должности и овладевать любой профессией, которые ещё недавно считались только мужскими (строитель, водитель, военные должности и т.д.).

Согласно исследованиям учёных, женщины более образованны, чем мужчины. Они больше доверяют интуиции и чувствам, чем умозаключениям. Зато у мужчин сильнее развит исследовательский инстинкт, а у женщин — склонность к известным, уже опробованным действиям.

Гендерные роли определяют, например, что женщинам подобает вести домашнее хозяйство, а мужчинам — быть главой семьи и зарабатывать деньги.

Подведём итоги
Гендер — это социальный пол человека (мужской или женский).
Он характеризуется не только биологическими признаками, но и определённым поведением, манерами одеваться, образом жизни, аатусом, психологией и другими отличиями, существующими между мужчиной и женщиной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Гендерные стереотипы и роли.

Гендерные отношения.

1. ГЕНДЕР – разница между биологическим полом и социальной ролью человека (пол – понятие биологическое, гендер – понятие социальное). Раньше социальная роль диктовалась СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПОМ – устоявшееся мнение об особенностях поведения и социальной роли мужчины и женщины (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага). Сейчас идет ЭМАНСИПАЦИЯ – процесс уравнения женщин в правах. ПРОБЛЕМА: поиск баланса между материнством и работой. ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ – поведение или поведение, определенное полом человека (одежда, тип досуга, поведение в конфликте). Пример несоответствия: мужчина вышивает, женщина – дальнобойщик.

ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение, вызванное разным пониманием гендерных ценностей (борьба за лидерство в семье, распределение домашних обязанностей).

Влияние гендерной социализации начинается в младенчестве, закрепляется в школе. Современная реклама также влияет на формирование гендерных стереотипов (для женщин – как выглядеть красиво, для мужчин – активный образ жизни).

2. В Конституции РФ закреплено равенство мужчин и женщин, то есть отсутствует половая дискриминация (в XIX веке женщинам нельзя голосовать). В современном обществе женщины имеют равные возможности пользоваться экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Практически во всем мире принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины. Постепенно размываются социальные стереотипы (мужчина в декретном отпуске, женщина — добытчик в семье, мужчина готов участвовать в воспитании детей).

По статистике женщины ценят в мужчине: чувство юмора, внимание и чуткость, материальный достаток, высокий уровень интеллекта (внешняя привлекательность на последнем месте). Женские предпочтения зависят от семейного статуса (замужняя, незамужняя, разведенная).

Мужчина и женщина

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

Мужская гендерная роль

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

  • гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
  • постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
  • метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
  • ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.

Чем гендер отличается от пола?

Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).

Гендерные стереотипы

Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.

Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:

  • Многие работодатели предпочитают нанимать на ответственные должности мужчин не потому, что те лучше справляются. Просто они считают, что женщина с большой вероятностью уйдёт в декретный отпуск, проработав год или два.
  • При одинаковых достижениях мужчин повышают чаще (в основном по той же причине).
  • Если мужчину повышают, окружающие воспринимают это как его успех. Если повышают женщину, это часто объясняют тем, что она флиртовала с начальником или даже состоит с ним в тайных отношениях.
  • Когда новый человек знакомится с несколькими представителями компании, он всегда считает, что главным является мужчина (этот стереотип часто обыгрывается в фильмах и сериалах).

В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.

Гендерная идентичность

В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.

Заключение

Понятие гендера

Гендер в обществознании — это социальный пол. Именно он лежит в основе определения той роли, которую выполняют мужчина и женщина в обществе. Простыми словами его можно определить как поведение, ожидаемое от члена общества в соответствии с его половой принадлежностью.

В течение многих столетий истории человечества женщины в обществе занимали роль хранительницы очага, в то время как мужчины воспринимались более сильными, способными управлять жизненными процессами, принимать важные решения. На рубеже XIX–XX веков возникло движение феминисток, выступавших за равноправие женщин. Эта проблема является не до конца решённой и в современном обществе.

Движение феминисток

Рис. 1. Движение феминисток.

Гендерные роли

Принадлежность к социальному полу лежит в основе определения тех ролей, которые должны выполнять мужчины и женщины. С момента рождения мальчикам внушают, что нужно быть сильными и смелыми, девочки же воспитываются более мягко. Так называемый гендерный стереотип предписывает черты характера, присущие представителям общества. Например, женщина должна обладать следующими чертами:

Мужчина же должен быть:

  • стойким;
  • смелым;
  • твёрдым;
  • мужественным;
  • решительным.

Юридическое равноправие мужчин и женщин долгое время было под вопросом. В течение длительного времени велись споры, результатом которых стало введение в большей части мира всеобщего избирательного права.

Гендерность зачастую определяет род занятий, которого должны придерживаться представители разных полов. Например, мужчину, занимающегося косметологией или маникюром, окружающие могут осуждать. Женщина, работающая шахтёром или участвующая в добыче полезных ископаемых, также подвергается неодобрению.

Женщина-машинист

Рис. 3. Женщина-машинист.

Гендерные различия были обусловлены физиологическими особенностями. Например, мышечная масса женщин намного меньше, чем у мужчин, поэтому дамы зачастую не занимаются видами деятельности, связанными с высокой физической нагрузкой. При этом женщины выносливее мужчин, обладают более стабильной психикой, менее подвержены инфекционным заболеваниям.

Что мы узнали?

Существует понятие биологического пола, то есть естественных различий между мужчинами и женщинами. В обществе выработалось представление о гендере. Знакомство с ним происходит в 8 классе. Так называется социальный пол, влияющий на восприятие мужчин и женщин. В зависимости от него определяются модели поведения, занятия, внешний вид членов коллектива.

Читайте также:

      

  • Конспект носов кукла астафьев царь рыба как меняется природа от вмешательства человека
  •   

  • 19 конспект контурные карты отметтиьь на контурной карте африки элементы рельефа реки и озера
  •   

  • Порядок вывода оперативных групп органов управления мчс на запасные пункты конспект
  •   

  • Конспект занятия пасхальное яйцо квиллинг
  •   

  • А м горький самовар конспект урока чтения 3 класс по эльконину

Слайд 1

Елецкая наступательная. Как это было

Слайд 2

80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери ..

Слайд 3

3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».

Слайд 4

Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.

Слайд 5

Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.

Слайд 6

Бойцы группы войск генерала К.С. Москаленко , однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.

Слайд 7

План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И.Н. Руссиянова . «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом ­ С.К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф.Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В.Д. Крюченкин , 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А.Д. Зубанова. Оперативная группа Ф.Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».

Слайд 8

А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко . А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А.М. Городнянский . В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.

Слайд 9

8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение .

Слайд 10

6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач . К вечеру 654-й полк полковника А.Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П.В. Дергунова занял слободу Аргамач . 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна . 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.

Слайд 11

Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец , Телегино, Сазыкино , Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол . 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.

1.

Актуализация…
В современной эпохе только в двух армиях мира запрещены
усы и бороды. Это армии Финляндии и Турции. Ну и да. В
армии Колумбии ты можешь начать отращивать усы, только
если ты достиг чина капитана и выше.
Что касается Британии — до Крымской войны обычно солдаты
были чисто выбриты, за исключением тех, кто служил в
Индии. После Крымской вышло постановление носить
бороды в обязательном порядке, причем вместе с усами, ибо
«борода без усов противоестественна». Вернее не так, в
обязательном порядке носить усы, бороды уж по желанию.
Вопрос — что послужило причиной такого приказа?)
Как обычно — в самом названии заложена половина ответа)

2.

Актуализация…

3.

30.01.2023г.
Гендер как
научное
понятие.

4. План урока: 1. Гендерные стереотипы и роли; 2. Гендер и социализация; 3. Гендерные отношения в современном обществе; 4.

Практические выводы;

5.

Актуализация…
Ответ: это гендерная проблема.
Тогда Британией правила Королева
Виктория. Все очень просто. Она считала что
мужчина с усами и бородой выглядит более
воинственно, более угрожающе, чем гладко
выбритый…

6. Проблемный вопрос урока…

Как современная
наука рассматривает
понятие «гендер»?

7. Понятие гендер

ПОНЯТИЕ ГЕНДЕР
• Ге́ндер (англ. gender, от
лат. genus «род») —
социальный пол,
определяющий поведение
человека в обществе и то,
как это поведение
воспринимается.
• Это то полоролевое
поведение, которое
определяет отношение с
другими людьми:
друзьями, коллегами,
одноклассниками,
родителями, случайными
прохожими и т. д.

8. Гендер

Гендер – различия между
полами.

9. Гендерная проблема:

1. Биологический
характер.
2. Социальный характер.

10. стр. 174 -175. Понятия – взаимосвязь.

Эмансипация
Гендерные
стереотипы
Гендерные
конфликты
Гендерная
роль

11. Гендерный стереотип

Гендерный стереотип –
представления о различиях
качеств мужчин и женщин, об
особенностях их поведения.

12. Эмансипация

Эмансипация – освобождение от
какой-либо зависимости,
уравнение в правах.

13. Гендерная роль

Гендерная роль – реализация
определенного поведения в
различных ситуациях.

14. Гендерный конфликт

Гендерный конфликт –
столкновение целей и интересов
людей из-за разного понимания
гендерных ценностей.

15. Пол человека

ПОЛ ЧЕЛОВЕКА
• Физический пол — биологическая принадлежность,
комплекс поведенческих и социальных
характеристик, определяющих индивида как
мальчика или девочку.
• Социальный пол — психосоциальные и
социокультурные характеристики,
ассоциирующиеся с нашим полом.

16. «Пол» и «гендер»

«ПОЛ» И «ГЕНДЕР»
• Следует различать понятия «пол» и
«гендер».
• Термин «пол» употребляется для
обозначения биологических,
анатомических, физиологических различий
между женским и мужским организмами,
выражающиеся разным участием мужчины
и женщины в репродуктивном процессе,
отличными гениталиями, набором
хромосом. Биологический пол дается
человеку от рождения, гендер
конструируется социально и обусловлен
культурой общества в конкретный
исторический период.
• Гендер — это социальный пол, что
формирует поведенческие, культурные,
психологические, визуальные и другие
социально-культурно обусловленные
различия между мужчинами и женщинами.

17. П. 2 Гендер и социализация

1. Семья – воспитание.
2. Школа — влияние.
3. Массовая культура –
воздействие.

18. Гендерная идентичность

Гендерная идентичность
– внутреннее ощущение
человеком своей
принадлежности к
определенному полу.

19. п. 3 Гендерные отношения в современном обществе

20. Гендерное равенство

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
• Гендерное равенство
подразумевает равное
обладание женщинами и
мужчинами социально
ценных благ,
возможностей, ресурсов и
вознаграждений.
Гендерное равенство не
означает, что мужчины и
женщины становятся
одинаковыми, а то, что их
возможности и жизненные
шансы равны.

21. П. 3 Гендерные отношения в современном обществе.

Стр. 179
Рассмотрим таблицу –
социологический опрос.
Устно

22. Документ стр. 180-181.

Вопросы и задания к
документу стр. 181
Устно

23. Закрепляем…

Эмансипация
Гендерные
стереотипы
Гендерные
конфликты
Гендерная
роль

24. Ответ на проблемный вопрос урока…

25. Подведение итогов

стр. 180

26. Домашнее задание

§ 16, устно вопросы для самопроверки;
понятия учить,
стр. 182 задания №1-4 (письменно)

Тест: «Гендер — социальный пол». Вариант 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Понятие

Определение

Гендер

набор характеристик, которые культура приписывает разным полам.

……….

совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Гендерный внутриличностный конфликт, 2) ролевой конфликт работающей женщины, 3) конфликт боязни успеха, 4) экзистенциально-гендерный конфликт.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о женщинах.

1) доброта; 2) красота; 3) робость; 4) слабость; 5) застенчивая;

6) легкомыслие.

. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте. 2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.

3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола. 4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении. 5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.

5. В ходе социологического опроса работающих и неработающих совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд,

должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба

Тест: «Гендер — социальный пол». Вариант 2.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Понятие

Определение

Гендер

набор характеристик, которые культура приписывает разным полам.

…………..

это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) насилия и дискриминации по отношению к женщинам 2) гендерное неравенство. 3) мужчины агрессивны и активны, 4) женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о мужчинах.

1) Сила; 2) смелость; 3) робость; 4) логичность; 5) рациональность;

6) независимость. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола.2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.3) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении. 5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия. 1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.

5. В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Полученные результаты представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пятая доля отвечавших мужчин не выполняет работу по дому. 2) Среди мужчин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени. 3) Наибольшая доля опрошенных женщин ответили, что работа по дому занимает много времени.

4) Равные доли опрошенных женщин отметили, что не выполняют работу по дому и что работа по дому занимает мало времени. 5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди мужчин выше, чем среди женщин.

6. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

«Наличие существенных психологических … (А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число …(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные … (В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им … (Г) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный …(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение …(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии».

Список терминов: 1) исследование 2) различие 3) труд 4) общение 5) учение 6) стереотип 7) роль 8) статус 9) групп

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

супруга работают?».

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Среди неработающих респондентов доля тех, кто считает, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считает, что основную работу по дому должна выполнять жена.

2) Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить.

3) Среди работающих респондентов доля тех, кто считает, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считает, что основную часть работы по дому должна выполнять жена.

4) Мнение о том, что работа по дому должна делиться поровну между супругами, наиболее популярно в обеих группах опрошенных.

5) Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов.

6. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.

«В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в … (А), о том, какими занятиями и … (Б) должны заниматься представители разных полов, как правильно себя вести в … (В) и многое другое. Такие представления получили название … (Г). Они, как и любые … (Д), постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения: … (Е) — сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти».

Список терминов: 1) вид деятельности 2) мужчины 3) гендерные стереотипы

4) гендерный конфликт 5) общественное мнение 6) социальная иерархия

7) гендерные роли 8) женщины 9) типичная ситуация

Запишите в таблицу под каж­дой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ключ: «Гендер — социальный пол».

Вариант 1

Вариант 2

Баллы

1

гендерная роль

гендерные стереотипы

1

2

1

2

1

3

56

36

1

4

2 3 4

123

2

5

134

123

2

6

619372

2 1 6 7 8 3

2

Критерии оценок:

«5» — 9 баллов

«4» — 7-8 баллов

«3» — 5-6 баллов

«2» — 4 и менее баллов

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

1.Сущность понятия «научное познание».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Плотников Алексей Семенович          

  Гендерный подход в воспитании при изучении учебного предмета: понятие «гендер» в обществознании

  Вопрос о «гендере» и гендерном подходе в образовании сейчас как никогда актуален, т.к. перешел из академических споров и дискурсов в учебники средней школы, стал педагогической реальностью [1].

  В обществе информационная насыщенность о понятии все возрастает: не только в научном сознании в виде отдельных наук — философии, психологии, социологии, культорологии, экономики и т.д. и междисциплинарных комплексов, учитывающих гендерные факторы, но и в обыденном сознании под влиянием СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), в рекламе и бытовой речи, причем не всегда правильно и достаточно осознанно.

  Своевременность включения понятия в комплекс наук об обществе очевидна. И все-таки ряд проблем остается. Понятие не определено научным сообществом однозначно – существуют различные, в т.ч. полярные точки зрения. Наука только приступает к теоретическому обоснованию гендерного подхода; нуждается в коррекции и аспекты его применения. Вот об одном таком аспекте и пойдет речь в данной статье.

  Жизненность данного понятия для каждого участника образовательного процесса безусловна. Учеными поставлен вопрос о наличии гендерных дискомфорта, дисфорий и фобий в образовании [2]. И в жизни, к которой готовит школа, каждый мужчина или женщина.

  В условиях школьного образования не полностью реализуется развитие ценностной сферы личности (ЦСЛ), на что нацеливают стандарты нового поколения (ФГОС – 2) [3, с. 9-28], где понятие может сыграть свою роль. Но каким образом? Как знание о понятии может перейти в ценность? Для этого надо определить воспитательное значение понятия «гендер».

  Вначале три возражения к действующему учебнику.

  1. Нами «гендер» понимается как теоретический конструкт для различения мужского и женского в физиологическом, психологическом, социальном и культурных контекстах. Сведение определения к двум, даже не уровням, а аспектам: психологическому и социальному, без показа их взаимосвязи и взаимообусловленности значительно снижает и воспитательные и в целом образовательные возможности понятия. Наше определение дает четыре уровня проявления, инструментализированно и системно, что расширяет взгляд на проблему.
  2. Определение понятия, в конечном итоге сведенного к социополу  в параграфе 37 «Семья как малая группа»  вполне объяснимо, но на наш взгляд неправомерно, т.к. в широком контексте сопоставимо с глобальными вопросами (проблемами). Если следовать известному правилу о тождестве микрокосма и макрокосма – то уместно связать проблемы человека и человечества в одно целое, тем более что сам термин их соединяет.
  1. Ведущее понятие раскрывается через систему понятий, но предложенная система малоубедительна. О гендере нами сказано, гендерное поведение носит отвлеченно – обобщенный характер, гендерные роли, гендерные понятия не раскрыты. Мы предлагаем систему понятий: гендер, гендерный подход, гендерные различия, гендерные роли, гендерная идентичность, гендерная картина мира – как минимум социально значимых понятий для раскрытия этого вопроса. Это различие в подходах будет видно из дальнейшего.

  Вернемся к нашему вопросу. Гендерный подход в воспитании (ГПВ) – совокупность способов и методов использования гендерных различий для воспитания мужественности/женственности, усвоения гендерных ролей и поведения в гендерно – дифференцированном обществе, а также развития личности.

  ГПВ используется уже давно, без употребления термина, в мужских и женских учебных заведениях прошлого, в теориях, зафиксированных в истории педагогики с глубокой древности. В наше время наряду с совместными существуют школы раздельного и смешанного обучения. Есть попытки осмысления данного феномена в научной литературе.

  Если понимать воспитание как единство социализации и персонализации [4], то наше исследование будет опираться на эти два механизма развития личности, составляя в сумме воспитательный потенциал.

  В социализации могут использоваться все аспекты опыта, который дает социальная действительность (философия, история, социология, политология и т.д.) и ее художественное отражение (литература). Реализовать этот опыт необходимо через методический аппарат (в виде соответствующих текстов, заданий – см. ниже). Формируется опыт коллективного взаимодействия, опыт учебной деятельности (через моделирование, воспроизведение ситуаций и т.д.), возникает представление о гендерной идентичности (ГИ) на примерах прошлого и настоящего.

  Переанализация еще более связана с «гендером». Она включает осознание учеником/ученицей себя как мужчины или женщины, приобщение к многообразию  видов деятельности в зависимых от этого, развитие представлений о гендерной дифференциации общества и многообразия гендерных ролей, знакомство с равноценностью успеха и через разнообразие возможностей – первоначальное представление о реализации разнообразия каждого и себя в том числе.

   Усвоение опыта оптимистичное и гуманистичное одновременно, -предпосылка в переоценке ценностей: в первую очередь, в отношении к себе и другим, к процессу в овладении знаниями и к результату, (который может быть различным), и в конечном итоге к образованию в целом, дающему такие возможности.

  (Разумеется, мы считаем, что на этот процесс влияет множество других факторов, воспитание – комплексно, но мы не ставим задачу рассмотрения других факторов, кроме выделенного – А. П.)

  Воспитание помогает реализовать себя как мужчину или женщину со своими интересами, предпочтениями, потребностями, несводимыми к полу. Пол изменить можно (об этом свидетельствуют операции по перемене пола); гендер, видимо, невозможно. Можно привести примеры жизни по гендеру Н.Дурова, С. Ковалевская, М. Башкирцева и др.. Но есть и бесчисленное множество невидимых примеров из жизни людей, которые адаптируются через профессию с большей/меньшей мужественностью/женственностью (военный, инженер, актер и т.д.). А сколько было и есть невидимых проблем, страхов, кризисов, драм…, которые воспитание не вмиг и не сразу, но частично и постепенно решить может. О результатах воспитания можно говорить тогда, когда по – возможности каждый ищет свое место в жизни осознанно, без кризисов и фобий.

  Всему этому должны соответствовать методические условия, превращающие знания в ценность.

  Методический аппарат может быть организован по – традиционному, но с соответствующим содержанием:

   — работа с документом ( П.Е. Астафьев, П.Ф. Каптерев и др.; в истории педагогики имеется значительное количество текстов, имеющих мировоззренческую, научную и жизненную направленность);

   — вопросы;

   — задания;

   — задачи;

   — конструирование социальной действительности;

   — моделирование жизненных ситуаций

 (здесь возможно творчество)

  Так как на эту тему отводится два урока, то один можно целиком посветить практической, учебной деятельности по приобщению к социальному опыту и индивидуальному развитию личности.

  Эта деятельность может быть организована в форме заданий ЕГЭ ( как заданных так и составленных) на дополнительных занятиях, элективных курсах.

  Инновационно важным здесь является методический принцип, названный нами «спираль усвоения», которому должны быть подчинены методические приемы:

Знание, как бы передвигаясь по ступеням усвоения, совершает кругооборот и возвращается в новом качестве, чтобы подняться на следующую ступень. За это время, проходя процедуру оценивания и рефлексии и испытания деятельностью, оно взаимодействует с ЦСЛ, обретая ценностный смысл.

  Немаловажным является и то, что за учеником/ученицей остается «гендерная свобода» — право выбора в любой ситуации, что гарантирует процесс восприятия.

  Как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) работе следует придерживаться «проблемного принципа», т.е. предварительно теоретически очертить «проблемное поле» реальных и возможных вопросов, имеющих гендерную природу.

  Мы предлагаем следующий перечень проблем, сформулированных в виде противоречий. Это противоречия между:

    — отсутствием (фрагментарностью) гендерных знаний и их распространением в обществе, гендерной дифференциацией общества;

    — неготовностью усвоения гендерных знаний и необходимостью их усвоения и применения в процессе социализации;

    — «стихийным» освоением информации о «гендере» и учебно организованном «правильным» научным освоением;

    — непониманием соответствия гендерных знаний и умений и местом в жизни, которые они определяют (семья, профессия, интересы, предпочтения, круг общения, статус);

    — отсутствием гендерного опыта и возможностью его приобретения через учебную работу, социальное познание, процедуру оценки, рефлексии, эмоциональной и творческой деятельности;

    — отсутствием индивидуальных практических навыков в этой сфере и практической направленностью гендерных знаний;

    — наличием гендерных кризисов принципов и отсутствием знаний и умений их разрешения;

    — недостаточным умением давать оценки и развитием оценочной сферы;

    — отсутствием опыта рефлексии и необходимостью рефлексивной культуры в обществе;

    — обретением своей ГИ и многообразием ГИ в обществе;

    — возможностями ценностного развития и реальным развитием ЦСЛ.

  Если внимательно присмотреться к очерченному кругу проблем, то можно обнаружить закономерность: развитие в гендерном аспекте помогает развитию негендерных качеств, и наоборот.

  Таким образом, использование понятие «гендер» на уроках обществознания позволяет:

  • внести свой вклад в комплексное воспитание ценностных отношений: к себе, другим, к образовательному процессу, а мальчиков еще и к результату, а девочек – к эмоциональному протеканию процесса по – преимуществу, развитию ЦСЛ;
  • содействовать социализации (гендерный аспект) за счет конструирования и усвоения учебного опыта познания социальной действительности;
  • повысить интеллектуализацию социального знания и опыта и присвоение его как личного;
  • совершенствовать индивидуальную и групповую работу в зависимости от состава класса и личных особенностей учеников и учителя;
  • решать творчески прикладные задачи создания и решения учебных задач по жизненно важным вопросам.

  И в заключении два пожелания: ввиду вышеизложенного доказательства важности вопроса о понятии «гендер»:

  а) распространить эти положения на базовый курс,

  б) ввести не один параграф, а два параграфа на эту тему.

                                                      * * *

                                                Литература

  1. Обществознание: профил. уровень: учеб. для 10 кл. общеообразоват. учреждений/ [ Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и др.] Под. ред. Л. Н. Боголюбова и др. М., 2007
  2. Хасан Б. И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации. Красноярск, 1996 – 174с..
  3. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования. Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова // Педагогика. 2008. №10.
  4. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно – социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2005. – 240с.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022 для 11 классов: теория, тесты, варианты, термины, примеры эссе по обществознанию, развернутые ответы (сложный план), смыслы понятия.

Тематические разделы по кодификатору:
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА
ПРАВО
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Варианты ЕГЭ по обществознанию
Планы по обществознанию
Смысл понятий

Баллы ЕГЭ (перевод первичных баллов)


Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2022.

25-08-2021, 20:03

  • 25-08-2021, 20:03
  • ЕГЭ по обществознанию / Варианты ЕГЭ по обществознанию
  • admina
  • 60 870
  • 0

Это важно!

Демоверсия ЕГЭ по обществознанию 2021 от ФИПИ с ответами

  • 25-08-2020, 21:36
  • ЕГЭ по обществознанию / Варианты ЕГЭ по обществознанию
  • adminn
  • 83 793
  • 2

Это важно!

Избирательная кампания в РФ

2-02-2022, 19:01

  • 2-02-2022, 19:01
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 11 180
  • 0

Избирательная система, виды избирательных систем

2-02-2022, 18:10

  • 2-02-2022, 18:10
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 2 312
  • 0

СМИ в политической системе

2-02-2022, 15:00

  • 2-02-2022, 15:00
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 20 611
  • 0

Политическая идеология

1-02-2022, 16:46

  • 1-02-2022, 16:46
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 1 153
  • 0

Партийная система

27-01-2022, 18:49

  • 27-01-2022, 18:49
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 997
  • 0

Политические партии: классификации, признаки, функции политических партий

27-01-2022, 17:59

  • 27-01-2022, 17:59
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 23 275
  • 0

Политическая элита

27-01-2022, 01:19

  • 27-01-2022, 01:19
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 17 853
  • 0

Правовое государство, признаки и функции правового государства

26-01-2022, 17:42

  • 26-01-2022, 17:42
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 1 457
  • 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 15


Назад


Вперед

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Гдз тесты по географии 8 класс пятунин экзамен
  • Гдз стандарты второго поколения итоговые комплексные работы в начальной школе 4 класс мини егэ
  • Гдз сочинение по русскому языку про маму 4 класс
  • Гдз сочинение по литературе 6 класс по дубровскому
  • Гдз сочинение описание действий 7 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии