Обновлено: 09.03.2023
Как считал древнегреческий философ Платон, когда-то мужчина и женщина были единым существом. Но боги наказали его за грехи — разорвали на две половинки. С тех пор половинки бродят по свету, ищут друг друга, мечтают соединиться вновь.
Гендер — социальный пол
Все знают, что такое биологический пол — мужской и женский. Он есть у животных и у человека. Но только у человека есть социальный пол, он связан с тем, что человек живёт в обществе.
Пол человека — мужской или женский — зависит не только от физического строения тела. Мужчина и женщина в обществе — это также два разных образа жизни и две модели поведения.
Традиционно мужчина — это глава семейства, отец, кормилец и защитник. Женщина — мать, домохозяйка, работница.
Две половинки человеческого общества
В мужчине преобладает сильное, волевое, мужественное, военное начало. Он более подвижен и созидателен: он — охотник, мореплаватель, сталевар, космонавт. История свидетельствует, что мужчина чаще отправлялся в дальние походы, завоевания, участвовал в великих переселениях и великих стройках.
В женщине преобладает мирное начало. Она более эмоциональна, вспыльчива, но и более отходчива. Женщина — медсестра, воспитательница, учительница, врач и т. д. Основная роль женщины — это рождение и воспитание детей и постоянная забота о них.
Какие качества должны быть присущи мужчине и женщине?
На протяжении веков в семье, насчитывавшей несколько поколений, глава семьи — старший мужчина — выступал в роли кормильца, судьи, решавшего спорные вопросы, руководителя. Наконец, если речь идёт о политике, мужчины составляли политическую элиту страны.
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной с древнейших времён стали предметом изобразительного искусства: фараон Тутанхамон с женой. Присмотритесь внимательно к изображению. Какие качества в отношениях супругов оно иллюстрирует?
В начале XX века женщины, стремившиеся к всеобщему равенству, стали подражать мужчинам в политическом и повседневном поведении. Они, в частности, начали носить брюки. Женщинам было дано право голосовать на выборах, право занимать государственные должности и овладевать любой профессией, которые ещё недавно считались только мужскими (строитель, водитель, военные должности и т.д.).
Согласно исследованиям учёных, женщины более образованны, чем мужчины. Они больше доверяют интуиции и чувствам, чем умозаключениям. Зато у мужчин сильнее развит исследовательский инстинкт, а у женщин — склонность к известным, уже опробованным действиям.
Гендерные роли определяют, например, что женщинам подобает вести домашнее хозяйство, а мужчинам — быть главой семьи и зарабатывать деньги.
Подведём итоги
Гендер — это социальный пол человека (мужской или женский).
Он характеризуется не только биологическими признаками, но и определённым поведением, манерами одеваться, образом жизни, аатусом, психологией и другими отличиями, существующими между мужчиной и женщиной.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Гендерные стереотипы и роли.
Гендерные отношения.
1. ГЕНДЕР – разница между биологическим полом и социальной ролью человека (пол – понятие биологическое, гендер – понятие социальное). Раньше социальная роль диктовалась СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПОМ – устоявшееся мнение об особенностях поведения и социальной роли мужчины и женщины (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага). Сейчас идет ЭМАНСИПАЦИЯ – процесс уравнения женщин в правах. ПРОБЛЕМА: поиск баланса между материнством и работой. ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ – поведение или поведение, определенное полом человека (одежда, тип досуга, поведение в конфликте). Пример несоответствия: мужчина вышивает, женщина – дальнобойщик.
ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение, вызванное разным пониманием гендерных ценностей (борьба за лидерство в семье, распределение домашних обязанностей).
Влияние гендерной социализации начинается в младенчестве, закрепляется в школе. Современная реклама также влияет на формирование гендерных стереотипов (для женщин – как выглядеть красиво, для мужчин – активный образ жизни).
2. В Конституции РФ закреплено равенство мужчин и женщин, то есть отсутствует половая дискриминация (в XIX веке женщинам нельзя голосовать). В современном обществе женщины имеют равные возможности пользоваться экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами. Практически во всем мире принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщины. Постепенно размываются социальные стереотипы (мужчина в декретном отпуске, женщина — добытчик в семье, мужчина готов участвовать в воспитании детей).
По статистике женщины ценят в мужчине: чувство юмора, внимание и чуткость, материальный достаток, высокий уровень интеллекта (внешняя привлекательность на последнем месте). Женские предпочтения зависят от семейного статуса (замужняя, незамужняя, разведенная).
Что такое гендер?
Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.
Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.
Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.
Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.
Гендерные роли
Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.
Женская гендерная роль
Мужская гендерная роль
Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.
Связанные понятия
Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:
Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).
Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.
И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).
Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:
- гендерная идентичность – внутреннее самоощущение принадлежности к определенному полу, стремление выглядеть и вести себя определенным образом (не связано с половой ориентацией);
- постгендеризм – социальное движение за полное устранение гендерных различий в человеческом обществе;
- метросексуал – современный мужчина, которому свойственны женские особенности поведения (стремление выглядеть стильно и ухоженно), взгляды на отношения и отсутствие гендерных стереотипов;
- ретросексуал – мужчина, отстаивающий стереотипные (традиционные) взгляды на отношения мужчин и женщин.
Чем гендер отличается от пола?
Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).
Гендерные стереотипы
Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.
Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:
- Многие работодатели предпочитают нанимать на ответственные должности мужчин не потому, что те лучше справляются. Просто они считают, что женщина с большой вероятностью уйдёт в декретный отпуск, проработав год или два.
- При одинаковых достижениях мужчин повышают чаще (в основном по той же причине).
- Если мужчину повышают, окружающие воспринимают это как его успех. Если повышают женщину, это часто объясняют тем, что она флиртовала с начальником или даже состоит с ним в тайных отношениях.
- Когда новый человек знакомится с несколькими представителями компании, он всегда считает, что главным является мужчина (этот стереотип часто обыгрывается в фильмах и сериалах).
В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.
Гендерная идентичность
В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.
Заключение
Понятие гендера
Гендер в обществознании — это социальный пол. Именно он лежит в основе определения той роли, которую выполняют мужчина и женщина в обществе. Простыми словами его можно определить как поведение, ожидаемое от члена общества в соответствии с его половой принадлежностью.
В течение многих столетий истории человечества женщины в обществе занимали роль хранительницы очага, в то время как мужчины воспринимались более сильными, способными управлять жизненными процессами, принимать важные решения. На рубеже XIX–XX веков возникло движение феминисток, выступавших за равноправие женщин. Эта проблема является не до конца решённой и в современном обществе.
Рис. 1. Движение феминисток.
Гендерные роли
Принадлежность к социальному полу лежит в основе определения тех ролей, которые должны выполнять мужчины и женщины. С момента рождения мальчикам внушают, что нужно быть сильными и смелыми, девочки же воспитываются более мягко. Так называемый гендерный стереотип предписывает черты характера, присущие представителям общества. Например, женщина должна обладать следующими чертами:
Мужчина же должен быть:
- стойким;
- смелым;
- твёрдым;
- мужественным;
- решительным.
Юридическое равноправие мужчин и женщин долгое время было под вопросом. В течение длительного времени велись споры, результатом которых стало введение в большей части мира всеобщего избирательного права.
Гендерность зачастую определяет род занятий, которого должны придерживаться представители разных полов. Например, мужчину, занимающегося косметологией или маникюром, окружающие могут осуждать. Женщина, работающая шахтёром или участвующая в добыче полезных ископаемых, также подвергается неодобрению.
Рис. 3. Женщина-машинист.
Гендерные различия были обусловлены физиологическими особенностями. Например, мышечная масса женщин намного меньше, чем у мужчин, поэтому дамы зачастую не занимаются видами деятельности, связанными с высокой физической нагрузкой. При этом женщины выносливее мужчин, обладают более стабильной психикой, менее подвержены инфекционным заболеваниям.
Что мы узнали?
Существует понятие биологического пола, то есть естественных различий между мужчинами и женщинами. В обществе выработалось представление о гендере. Знакомство с ним происходит в 8 классе. Так называется социальный пол, влияющий на восприятие мужчин и женщин. В зависимости от него определяются модели поведения, занятия, внешний вид членов коллектива.
Читайте также:
- Конспект носов кукла астафьев царь рыба как меняется природа от вмешательства человека
- 19 конспект контурные карты отметтиьь на контурной карте африки элементы рельефа реки и озера
- Порядок вывода оперативных групп органов управления мчс на запасные пункты конспект
- Конспект занятия пасхальное яйцо квиллинг
- А м горький самовар конспект урока чтения 3 класс по эльконину
Гендер как научное понятие план егэ
Гендер как научное понятие план егэ
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи. Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
—>
Задание 24 № 9094
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
— корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие научное познание.
2. Отличительные признаки научного знания:
В) системность и упорядоченность;
Г) проверяемость (верифицируемость);
3. Современная классификация наук:
В) социальные и т. д.
4. Функции научного познания:
5. Уровни научного познания:
6. Методы научного познания:
А) научное наблюдение;
Г) научный эксперимент;
Д)научное моделирование и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по
Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.
Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу.
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.
Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Задание 24 № 9094
—>
Функции научного познания.
Soc-ege. sdamgia. ru
30.12.2018 6:36:14
2018-12-30 06:36:14
Источники:
Https://soc-ege. sdamgia. ru/problem? id=9094
ЕГЭ: Задание 28 — План Научное познание » /> » /> .keyword { color: red; } Гендер как научное понятие план егэ
ЕГЭ: Задание 28 — План «Научное познание»
ЕГЭ: Задание 28 — План «Научное познание»
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Научное познание как особый вид познавательной деятельности.
2. Особенности научного познания:
А) объективность добываемого знания;
Б) развитость понятийного аппарата;
В) рациональность;
Г) проверяемость;
Д) высокий уровень обобщения знаний.
3. Уровни научного познания:
А) эмпирический;
Б) теоретический.
4. Формы научного познания:
А) научный факт;
Б) эмпирический закон;
В) проблема;
Г) гипотеза;
Д) теория.
5. Методы научного познания:
А) эмпирические;
Б) теоретические;
В) универсальные.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Уровни научного познания а эмпирический; б теоретический.
Socialstudies. ru
02.01.2018 14:02:07
2018-01-02 14:02:07
Источники:
Https://socialstudies. ru/ege-zadaniye-28/2822201950.html
Урок «Гендер как научное понятие» | Презентация к уроку по истории (6 класс): | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Гендер как научное понятие план егэ
Урок «Гендер как научное понятие презентация к уроку по истории (6 класс)
Урок «Гендер как научное понятие»
Презентация к уроку по истории (6 класс)
Беседа : а)какие требования предъявляет общество к гендерным ролям ( приведите примеры)б) какие обстоятельства могут привести к гендерным конфликтам в) можно ли их избежать?
Гендерная социализация: основные факторы ( опереж. задание)
А) влияние семьи
Роль матери в воспитании дочери
Роль отца в воспитании дочери
Роль матери в воспитании сына
Роль отца в воспитании сына
Таблица ( как д/з)
Б) влияние школы
В) влияние массовой культуры
Задание : Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приемы, прочитанные книги, просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости
6. Гендерные отношения в современном мире( опереж. Задание)
7. Подведение итогов урока: к каким практически выводам мы пришли изучив это материал?
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com
Подписи к слайдам:
Елецкая наступательная. Как это было
80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери..
3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».
Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.
Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.
Бойцы группы войск генерала К. С. Москаленко, однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.
План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова. «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом С. К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф. Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В. Д. Крюченкин, 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А. Д. Зубанова. Оперативная группа Ф. Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».
А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко. А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А. М. Городнянский. В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.
8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение.
6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач. К вечеру 654-й полк полковника А. Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П. В. Дергунова занял слободу Аргамач. 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна. 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.
Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец, Телегино, Сазыкино, Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол. 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts. google. com
Елецкая наступательная. Как это было
80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери..
3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».
Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.
Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.
Бойцы группы войск генерала К. С. Москаленко, однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.
План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова. «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом С. К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф. Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В. Д. Крюченкин, 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А. Д. Зубанова. Оперативная группа Ф. Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».
А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко. А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А. М. Городнянский. В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.
8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение.
6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач. К вечеру 654-й полк полковника А. Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П. В. Дергунова занял слободу Аргамач. 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна. 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.
Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец, Телегино, Сазыкино, Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол. 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.
На другой день из 67.
Nsportal. ru
29.08.2017 20:02:15
2017-08-29 20:02:15
Источники:
Https://nsportal. ru/shkola/istoriya/library/2020/12/20/urok-gender-kak-nauchnoe-ponyatie
Гендер
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
Обновлено 15 Октября, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
Обновлено 15 Октября, 2021
Обусловленные природой различия между мужчинами и женщинами лежат в основе определения биологического пола. От него зачастую зависит род занятий, возможности, положение в обществе. В процессе исторического развития в государствах мира выработалось разное отношение к этому вопросу. Кратко рассмотрим, что такое гендер, какую роль он играет в современном обществе, что значит понятие «гендерный стереотип».
Понятие гендера
Гендер в обществознании — это социальный пол. Именно он лежит в основе определения той роли, которую выполняют мужчина и женщина в обществе. Простыми словами его можно определить как поведение, ожидаемое от члена общества в соответствии с его половой принадлежностью.
В течение многих столетий истории человечества женщины в обществе занимали роль хранительницы очага, в то время как мужчины воспринимались более сильными, способными управлять жизненными процессами, принимать важные решения. На рубеже XIX–XX веков возникло движение феминисток, выступавших за равноправие женщин. Эта проблема является не до конца решённой и в современном обществе.
Гендерные роли
Принадлежность к социальному полу лежит в основе определения тех ролей, которые должны выполнять мужчины и женщины. С момента рождения мальчикам внушают, что нужно быть сильными и смелыми, девочки же воспитываются более мягко. Так называемый гендерный стереотип предписывает черты характера, присущие представителям общества. Например, женщина должна обладать следующими чертами:
- отзывчивость;
- доброта;
- мягкость;
- жертвенность;
- понимание;
- болтливость;
- умение вести домашнее хозяйство;
- стремление избегать насилие.
Мужчина же должен быть:
- стойким;
- смелым;
- твёрдым;
- мужественным;
- решительным.
Юридическое равноправие мужчин и женщин долгое время было под вопросом. В течение длительного времени велись споры, результатом которых стало введение в большей части мира всеобщего избирательного права.
Гендерность зачастую определяет род занятий, которого должны придерживаться представители разных полов. Например, мужчину, занимающегося косметологией или маникюром, окружающие могут осуждать. Женщина, работающая шахтёром или участвующая в добыче полезных ископаемых, также подвергается неодобрению.
Гендерные различия были обусловлены физиологическими особенностями. Например, мышечная масса женщин намного меньше, чем у мужчин, поэтому дамы зачастую не занимаются видами деятельности, связанными с высокой физической нагрузкой. При этом женщины выносливее мужчин, обладают более стабильной психикой, менее подвержены инфекционным заболеваниям.
Что мы узнали?
Существует понятие биологического пола, то есть естественных различий между мужчинами и женщинами. В обществе выработалось представление о гендере. Знакомство с ним происходит в 8 классе. Так называется социальный пол, влияющий на восприятие мужчин и женщин. В зависимости от него определяются модели поведения, занятия, внешний вид членов коллектива.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Баталина
4/5
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
А какая ваша оценка?
Обществознание для 11-го класса |
|
|
|
Предмет: | Обществознание |
Класс: | 11 класс |
Автор учебника: | Боголюбов Л.Н. |
Год издания: | 2017 |
Издательство: | |
Кол-во заданий: | |
Кол-во упражнений: | |
Мы в социальных сетях |
|
Телеграм • ВКонтакте |
Гендер — социальный пол[править | править код]
Понятие «гендер»[править | править код]
- Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?
Понятие «гендер» понадобилось для обозначения и анализа социальных ролей, которые оказывают влияние на поведение и взаимоотношения между людьми. Гендерные роли связаны с признаками пола, и они присущи всем культурам. Мужчины все больше готовы осваивать новые социальные роли, при этом на их принятие влияют такие факторы, как восприятие другими людьми, социальные и экономические обстоятельства, а также образование и доступ к информации.
Осваивание новых социальных ролей также зависит от самого мужчины, его характера, возможности принять новую роль, а также от его внутреннего понимания ролевой модели и готовности действовать в соответствии с ней.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека[править | править код]
- Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят в число наиболее обсуждаемых сегодня, потому что роль мужчин и женщин в обществе претерпевает значительные изменения. Они должны бороться с традиционными женскими ролями и стеклянным потолком, а также стремиться занимать престижные профессии и иметь больше власти в доме. Эти проблемы вызывают много дискуссий и провоцируют развитие политических и социальных движений.
Фактор для руководящих ролей[править | править код]
- Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?
Автор объясняет этот факт, основываясь на общепринятых стереотипах, которые предполагают, что мужчины имеют больше необходимых качеств для завоевания и удержания власти, чем женщины. Такие качества, как контроль над ресурсами, определение целей и т.д., делают мужчин более подходящими для руководящих ролей. Он также отмечает, что существует «стеклянный потолок», выше которого женщины не могут продвигаться.
Понятие «стеклянный потолок»[править | править код]
- Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?
Стеклянный потолок подразумевает препятствия, которые представляют женщинам при достижении высоких позиций в карьере. Такие структурные препятствия могут быть дискриминационными правилами, практиками или отношениями, которые делят женщин и мужчин на две отдельные группы.
Вопросы для самопроверки[править | править код]
Гендерный стереотип[править | править код]
- Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.
Гендерный стереотип – это принятое обществом мнение о том, что мужчины и женщины должны иметь определенные роли и должны вести себя и действовать определенным образом. Этот стереотип может приводить к тому, что люди ограничены в получении определенных возможностей и развитии их личности.
Примеры гендерных стереотипов:
- — Мужчины должны быть сильными и самостоятельными;
- — Женщины должны быть нежными и заботливыми;
- — Мужчины должны работать, а женщины — домашними делами;
- — Мужчины должны быть хозяевами дома, а женщины — на второстепенных ролях.
- Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?
С развитием общества, гендерные стереотипы изменились и продолжают изменяться. В современном обществе гендерные роли и традиционные стереотипы исчезают, поскольку люди начинают понимать, что роли мужчин и женщин не ограничиваются их полом или принятыми стереотипами. Таким образом, люди все больше признают и поддерживают различные гендерные идентичности и роли. Сегодня люди не ограничивают свои выборы и возможности исходя из их пола и принимают их на своих собственных условиях.
Основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе[править | править код]
- Каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?
Основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе обычно связаны с общепринятыми социальными ожиданиями относительно пола. В большинстве случаев мужчинам приписывают роль проводника семьи, предполагая, что они должны быть обеспечителями семьи, давать ей материальную безопасность и защищать ее. От женщин ожидают заниматься бытовой работой, ухаживать за домом, настаивать на традициях и заботиться о своих детях. Хотя со временем эти роли и представления меняются, они все еще сильно влияют на поведение людей и их отношения.
Гендерная социализация[править | править код]
- Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
Гендерная социализация во многом определяется общественным мнением о мужчинах и женщинах, которое в свою очередь обусловлено такими факторами, как религия, государственное законодательство, культура и другие социальные системы. Эти факторы влияют на представления о ролях, поведении и ценностях различных полов, а также на представления о том, какие деятельности допустимо для каждого из полов.
Задания[править | править код]
Значимые социальные аспекты мужчин и женщин[править | править код]
- Психологи провели такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?
Эти данные говорят о том, что мужчины ценят активность и предпочитают дороги и спортивные объекты, а женщины практические вещи и заботиться о своем здоровье и благополучии других. Это может говорить о том, что мужчины предпочитают проводить время в активной деятельности, а женщины — в построении благонадежной среды для себя и своих близких.
Характеристика отношений между мужчинами в обществе[править | править код]
- Отношения между мужчинами характеризуются большей конкурентностью, конфликтностью, чем отношения между женщинами, Мужская установка на соревнование, по мнению некоторых исследователей, является одним из источников войн, причиной появления горячих точек на планете. Можно ли согласиться с этой точкой зрения? Аргументируйте свой вывод.
На мой взгляд, да, это верно. Исследования показывают, что конкурентность и конфликтность между мужчинами выше, чем между женщинами. Это обусловлено тем, что мужчины чаще испытывают дискомфорт, когда их авторитет и моральные ценности вызывают вопросы. Отсюда и возникает более агрессивный и конфликтный подход к решению проблем. Таким образом, мужская установка на соревнование может быть фактором при возникновении горячих точек на планете.
Гендерный разрыв в странах Азии[править | править код]
- В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин, Прокомментируйте эти факты.
Эти факты свидетельствуют о значительном гендерном разрыве в образовании и доходах во многих азиатских странах. Этот разрыв свидетельствует о неравных возможностях и доступе к ресурсам, с которыми сталкиваются женщины в этих странах. Гендерное неравенство является серьезной проблемой, которую необходимо решить для создания более справедливого общества, в котором все имеют равный доступ к образованию, занятости и доходам.
Гендерная социализация[править | править код]
- Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.
- Родительский пример
- Общение с друзьями
- Наставления педагогов
- Прочитанные книги и просмотренные фильмы
- Специальные воспитательные приёмы
Такой вывод соответствует канонической идее о том, что наибольшее влияние на гендерную социализацию оказывает родительский пример, а затем общение с друзьями и наставления педагогов. Прочитанные книги и просмотренные фильмы и специальные воспитательные приёмы имеют меньшее влияние.
- В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.
Этот лозунг иллюстрирует явление патриархата и демонстрирует мужское превосходство в политических делах. Я не согласен с такой позицией и не разделяю ее. Я выступаю за равные возможности для любого пола принимать участие в политической жизни. Равенство полов — основа демократии, и любая форма дискриминации должна быть противопоставлена. Без принятия равных возможностей для обоих полов наше общество не может достичь правового и социального равенства.
- Взгляните с позиций своего пола на существующие в нашем обществе гендерные представления. Что вам представляется в них положительным, а что, на ваш взгляд, требует корректировки?
Я считаю, что положительным в существующих в нашем обществе гендерных представлениях является то, что они приводят к более равноправной обстановке для обоих полов. Например, они помогают мужчинам и женщинам понять, какие права и обязанности у них в отношении друг друга и в обществе в целом.
Тем не менее, есть некоторые аспекты гендерных представлений, которые нуждаются в корректировке. Например, в нашем обществе существуют неравенственные стереотипы о поведении и ролях мужчин и женщин. Некоторые действия, которые могут быть принятыми для мужчины, могут быть резко осуждены для женщины и наоборот. Такие стереотипы приводят к ограничению свободы, и в целях достижения большего равенства между мужчинами и женщинами.
Ответы на вопросы других параграфов[править | править код]
Слайд 1
Елецкая наступательная. Как это было
Слайд 2
80 лет назад, в декабре 1941 года, в ходе Елецкой наступательной операции советские войска нанесли сокрушительный удар по фашистским захватчикам. Это была одна из первых крупных военных побед Красной армии во Второй мировой войне. В результате контрнаступления, длившегося с 6 по 16 декабря, гитлеровские части были отброшены на многие десятки километров от старинного города и понесли значительные потери ..
Слайд 3
3 декабря 1941 года. После артобстрела гитлеровцы начинают наступление на Елец. Захвату древнего города они придают особое, чуть ли не сакральное значение. Заняв его, фашисты, как писала «Правда», на весь свет трезвонили о своей крупнейшей победе. В той же правдинской статье говорилось, что у них даже появилась поговорка: «Возьмем Елец — войне конец».
Слайд 4
Оккупация К вечеру 3 декабря неприятель взял западную часть города. А ночью немецкие автоматчики просочились к зданию здешнего театра. Их оттуда выбили. Тем не менее враг постепенно теснил наших. Четвертого декабря в четыре часа он бросил в бой десять танков и несколько бронеавтомобилей.
Слайд 5
Сражение шло прямо на улицах. Полыхало зарево пожарищ. Жар огня контрастировал с грянувшими в ту зиму лютыми морозами. Сотни раненых солдат лежали, замерзали на снегу. В девять вечера по приказу командования советские войска отступили на правый берег реки Сосны. Елец оказался во власти неприятеля.
Слайд 6
Бойцы группы войск генерала К.С. Москаленко , однако, предприняли контратаку. Наши танкисты прорвались в центр Ельца. Но пехота их поддержать не смогла. Впрочем, фашисты страшно всполошились и направили против людей Москаленко дополнительно часть своих войск. Они были уверены, что взяли верх, что город в их руках всерьез и надолго. Вернее — навсегда. И ошиблись.
Слайд 7
План Тимошенко Из воспоминаний командира 1-й гвардейской дивизии генерал-майора И.Н. Руссиянова . «В конце ноября 1941 года я получил приказ командующего Юго-Западным фронтом С.К. Тимошенко, согласно которому дивизия переходила в его подчинение. После пополнения личным составом и боевой техникой ее перебросили по железной дороге в район станции Тербуны. Вскоре она была включена в состав оперативной группы Ф.Я. Костенко. Кроме нее вошли еще 5-й кавалерийский корпус, которым командовал генерал-майор В.Д. Крюченкин , 34-я мотострелковая и 129-я танковая бригады. На поддержку и усиление этих соединений была срочно переброшена оперативная группа гвардейских минометных частей — «катюш» полковника А.Д. Зубанова. Оперативная группа Ф.Я. Костенко заняла позиции в районе поселка Тербуны».
Слайд 8
А северо-восточнее Ельца создан был сильный кулак 13-й армии из кавалерийской, стрелковой и танковой бригад. Этой группой руководил генерал-майор, в будущем маршал Москаленко . А во главе всей 13-й армии стоял генерал-майор А.М. Городнянский . В живой силе на нашей стороне было некоторое превосходство. А вот артиллерии — вдвое меньше, чем у противника. Да и по количеству танков мы ему уступали чуть ли не в два с половиной раза.
Слайд 9
8 декабря 4-й стрелковый полк освободил Красное Село. Перед ним теперь находилось Стрелецкое. Генерал Руссиянов на окраине его встретился с пленными немцами, от которых впервые услышал ставшее потом распространенным восклицание: «Гитлер капут!». 10 декабря Стрелецкое очистили от врага. Как доносил Руссиянову командир 4-го стрелкового полка: «Противник после боя в селе Стрелецкое в панике бежит». А за два дня до этого 148-я стрелковая дивизия усилила натиск, чтобы заставить немцев оставить город. Она вела бои в центре, а 143-я вышла на юго-восточную окраину. Немцы, по сути, попали в полуокружение .
Слайд 10
6 декабря. 10 часов утра. По немецким позициям мощно бьют артиллеристы. Делают свое дело «катюши». Затем наступает очередь авиации. Бомбы ложатся в цель. И вот вперед двинулась ударная группа 13-й армии. Та самая 148-я стрелковая дивизия, что приняла пополнение, наступала на Ольшанец и Аргамач . К вечеру 654-й полк полковника А.Г. Бабаяна взял Ольшанец и оказался уже на восточной окраине Ельца. 496-й полк под командованием подполковника П.В. Дергунова занял слободу Аргамач . 55-я кавалерийская дивизия вышибла оккупантов из села Тросна . 150-я танковая бригада взломала вражескую оборону и подошла к западной границе города. Пехоте удалось пробиться в центр его. Однако у танкистов закончилось горючее, и пехотинцы должны были ненадолго отступить. Черокманов со своей дивизией тоже приблизился к Ельцу с запада.
Слайд 11
Группа Костенко вышла на дорогу «Елец—Ливны». Путь отступления немцам на запад был перерезан. 307-я дивизия освободила Казаки, а бойцы Костенко овладели Долгоруково. Вскоре группой Москаленко были освобождены Хмелинец , Телегино, Сазыкино , Александровка. Москаленковцы вышли к реке Воргол . 10 декабря гитлеровцы предприняли отчаянную попытку контрнаступления вблизи Волово. У них ничего не получилось. К 12 декабря наши изгнали врага из 36 поселений. На другой день — из 67. Елецкая наступательная операция, начавшаяся 6 декабря, закончилась 16 декабря.