Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.
2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.
3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола.
4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении.
5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.
2 слайд
Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.
2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.
3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола.
4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении.
5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.
Пояснение.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте — нет, неверно, связано.
2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями — да, верно.
3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола — да, верно.
4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении — да, верно.
5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия — нет, неверно.
Текст 1
Гендер — понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер — это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе в данное время. Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Гендер — это своеобразный итог социализации человека в обществе в соответствии с его половой принадлежностью. Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин. Через игры и игровые структуры, одежду и т. п. ребенок уже с малолетства начинает себя идентифицировать либо с мужским, либо с женским началом. Хорошо известны игры девочек в «дочки-матери», «учителя», «доктора» и вообще «в куклы», а также увлечения мальчиков машинами, конструкторами, оружием и т. п. В этих ранних актах социализации большую роль играет культурная среда. Именно она определяет «сферу должного», которая в разных культурах различна. Но есть и некоторые универсалии. Так, мужское ассоциируется с инициативностью в отношениях, агрессивностью, установкой на господство, авантюризмом, авторитаризмом, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, вызовом и утверждением собственного «Я». Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, с ценностью равенства, справедливости и свободы и т. п. Тем не менее представления о мужественности и женственности сильно различаются в различных культурах, что накладывает серьезный отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой и протестантизмом женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. В таких странах (Скандинавские страны, например) гендерная идеология склоняется к равенству в отношениях между мужчинами и женщинами. Напротив, в традиционных культурах и особенно с мусульманской религией (Пакистан, Нигерия, Индия и др.) статус женщины далек от равноправия, и поведение женщины в обществе строго регламентировано.
(И. Р. Чикалова, Е. И. Янчук)
1. Укажите цель, для которой, по мнению авторов, в социальных науках используется понятие «гендер». Приведите названные автором три характеристики понятия «гендер».
2. Автор утверждает: «Стереотипы по поводу гендера отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или от женщин». Назовите приведенные автором любые три типичные характеристики мужчины и любые три типичные характеристики женщины, ожидаемые обществом.
3. Иллюстрируя на примере детских игр ранние акты социализации, авторы говорят о роли культурной среды в этом процессе. Проиллюстрируйте влияние культурной среды на социализацию мальчиков или девочек (мальчиков и девочек) на трех примерах.
4. Авторы приводят различие в гендерной идеологии между экономически развитыми странами и странами с традиционной культурой. Назовите одну любую причину, приведшую к различиям в гендерной идеологии. Приведите любые другие два примера, иллюстрирующие различия в гендерной идеологии экономически развитых стран и стран с традиционной культурой.
Текст 2
У современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте: а) «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»; б) «саморазвивайся, учись, становись умнее— тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»; в) «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»; г) «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».
Разумеется, сохраняются все классические нравственные требования: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». Причем в наибольшей степени усиливается самая проблемная заповедь — «не лги», что радикально может повысить уровень доверия в обществе, а значит, и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человеку, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах, незачем лгать. Ложь ему невыгодна — она может подорвать его репутацию профессионала.
Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для современного общества — это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие). C точки зрения современной нравственности традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций», высок градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т. п.
Важным нравственным императивом современного общества является уважение к закону и праву, т. к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство является самым постыдным качеством.
(Сайт Www. truemoral. ru/morals. php)
1. Перечислите названные в тексте четыре важнейшие ценности современного общества, которых не было в традиционном обществе.
2. Назовите библейскую заповедь, которая, по мнению автора, в современном обществе усиливается в наибольшей степени. Укажите две причины, которые, по мнению автора, приводят к ненужности лжи в современном обществе.
3. Укажите главную ценность современного общества, названную авторами. Назовите любые другие три важнейшие ценности современного общества.
4. Авторы утверждают: «…современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие)». Приведите один пример, доказывающий оправданность государственного насилия в ответ на насилие, и один пример, доказывающий, что государство не всегда имеет право ответить насилием на насилие. К каждому из примеров приведите аргумент, обосновывающий вашу точку зрения (сначала приведите пример, а затем аргумент).
Текст 3
Первое, что, казалось бы, роднит всех членов этнической общности и одновременно отличает от членов других общностей, — язык. В известной степени это справедливо по отношению к русским, полякам, башкирам и многим другим этносам, но это не может быть отнесено, например, к англичанам, испанцам, немцам и т. д. Например, отличая англичан от французов, язык не отделяет их от американцев, англо-канадцев, отличая испанцев от шведов, язык не отличает их от мексиканцев, кубинцев, чилийцев. Однако различие между этносами проявляется в культуре. Нет американского языка, но существует американская культура. Нет аргентинского языка, но существует аргентинская культура. Что же касается языковой общности, то она является одновременно и важнейшим условием возникновения и развития культурной общности, и существеннейшим компонентом последней.
Важным фактором является этническое самосознание — осознание людьми своей принадлежности именно к этой, а не к какой-либо другой общности. Тем самым человек осознает данную общность как «свою», а остальные как «чужие». Наличие этнического сознания необходимо предполагает существование общего названия этноса. Этническое самосознание невозможно без самоназвания.
Этнос есть общность социальная и только социальная. Но нередко она понимается не только как социальная, но и как биологическая. И это объяснимо. Этнос может существовать, только постоянно воспроизводясь. Существование этноса предполагает наследование. Передача этнической принадлежности есть наследование чисто социальное, чисто культурное. Но в нормальных условиях культурное воспроизводство человека неотделимо от биологического. Дети наследуют от родителей не только телесную организацию, но и культуру, и этническое самосознание. Отсюда вытекает представление, что этническая общность есть общность происхождения, что каждый этнос — особая порода людей. Ta — ким образом, социальная общность людей осознается как общность биологическая, что отражается в языке. Слово «народ», которым в обыденном языке именуют этнос, происходит от слов «род», «рождать», «порождать».
(И. А. Гобозов)
1. Назовите два фактора, которые, по мнению автора, являются определяющими для этноса.
2. Чем, по мнению автора, является языковая общность? Назовите три ее качества.
3. Приведите фразу, в которой автор раскрывает понятие «этническое самосознание». Назовите любые два, не указанных в тексте, фактора, которые объединяют этнос.
4. Автор утверждает, что «этнос есть общность социальная и только социальная», а дальше подводит к выводу: «Таким образом, социальная общность людей осознается как общность биологическая». Приведите один любой аргумент, доказывающий, что этнос есть общность социальная. Приведите три фразы, которые послужили обоснованием для вывода о том, что этнос нередко осознается как общность биологическая.
Задания на использование понятия
в заданном контексте
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «позитивное отклоняющееся поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, иллюстрирующее примерами позитивное отклоняющееся поведение, и одно предложение, содержащее оценку позитивного отклоняющегося поведения.
2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социально- экономический конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о причинах социально-экономического конфликта и одно предложение о сторонах социально-экономического конфликта.
3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «самоконтроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о роли самоконтроля в жизни человека и одно предложение о факторах, способствующих формированию самоконтроля.
Задания на раскрытие теоретических положений
на примерах
1. Назовите любые три функции морали и проиллюстрируйте примером каждую из них (сначала назовите функцию, а затем проиллюстрируйте ее примером).
2. Назовите любые три формы социального конфликта и проиллюстрируйте примером каждую из них (сначала назовите форму конфликта, а затем проиллюстрируйте ее примером).
3. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примером каждую из них (сначала назовите функцию, а затем проиллюстрируйте ее примером).
Задания-задачи
1. В первой половине 90-х годов XX века в России возникло огромное количество вещевых рынков, на которых продавцами работали врачи, учителя, бывшие директора школ и т. д. Бюджетники, которые при советской власти относились к слою профессионалов, имевших среднее и высшее образование, превратились в так называемых челноков. Правда, надо отметить, что некоторым из них позднее удалось вырваться из этой среды и стать вполне успешными предпринимателями не только среднего, но и высшего звена. О каком социальном явлении первой половины 90-х годов XX века идет здесь речь? Назовите два направления этого явления и приведите по одному примеру из имеющихся в тексте, иллюстрирующих эти направления.
2. Гражданка М. по профессии социальный работник. Каждое утро она обходит закрепленных за ней одиноких людей, которые не в состоянии самостоятельно себя обслуживать. В процессе посещения опекаемых гражданка М. выясняет, что им необходимо купить из продуктов, лекарств, нужно ли заплатить за квартиру и т. д., но самое главное — она общается с ними, в чем особенно нуждаются одинокие люди. О каком социальном явлении идет речь в данном тексте? Назовите два признака, по которым вы определили его, и приведите два примера из текста задания, иллюстрирующие каждый из них.
3. «Современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства». (Сайт: www. truemoral. ru/morals. php). Приведите любые два признака нравственности, отличающих ее от других социальных регуляторов. Назовите два любых требования, которые современная нравственность предъявляет к человеку.
Задания на составление плана доклада
по определенной теме
1. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Национальная политика РФ на современном этапе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
2. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Этнические общности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Темы эссе
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте Знания, Полученные при изучении курса обществознания, соответствующие Понятия, А также Факты Общественной жизни и собственный жизненный Опыт.
1. Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости. Члены одной семьи редко вырастают под одной крышей. (Р. Бах)
2. Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему. (Ф. Ницше)
3. Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой. (М. Твен)
4. Держитесь подальше от тех, кто пытается принизить ваши амбиции. Маленькие люди всегда делают это, но по-настоящему великие заставляют вас поверить, что вы тоже можете стать великим. (М. Твен)
5. Конфликты рождаются в точках пересечения векторов интересов. (Ю. Татаркин)
6. Сжимая кулак для драки, ты готовишься проиграть разуму. (И. Павлов)
7. Каждая нация насмехается над другой, и все они в одинаковой мере правы. (А. Шопенгауэр)
8. По кладбищам, могильным плитам и эпитафиям можно судить о нации, ее невежестве или благородстве. (Д. Аддисон)
9. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит, и историю мира. (А. Макаренко)
10. Плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (А. Макаренко)
11. Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Э. Бомбек)
Ответы
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ
«ЭКОНОМИКА»
Тренировочные задания
НОМЕР ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТ |
НОМЕР ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТ |
1 |
2 |
26 |
1 |
2 |
3 |
27 |
4 |
3 |
4 |
28 |
2 |
4 |
1 |
29 |
1 |
5 |
2 |
30 |
3 |
6 |
2 |
31 |
4 |
7 |
1 |
32 |
4 |
8 |
3 |
33 |
2 |
9 |
3 |
34 |
3 |
10 |
4 |
35 |
3 |
11 |
4 |
36 |
4 |
12 |
2 |
37 |
3 |
13 |
3 |
38 |
2 |
14 |
2 |
39 |
2 |
15 |
1 |
40 |
2 |
16 |
4 |
41 |
1 |
17 |
3 |
42 |
2 |
18 |
4 |
43 |
1 |
19 |
1 |
44 |
3 |
20 |
4 |
45 |
4 |
21 |
1 |
46 |
2 |
22 |
1 |
47 |
3 |
23 |
3 |
48 |
1 |
24 |
4 |
49 |
2 |
25 |
1 |
Задания формата ЕГЭ
НОМЕР ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТ |
НОМЕР ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТ |
1 |
Традиционная |
22 |
24 |
2 |
Циклическая |
23 |
34 |
3 |
Центральныйбанк |
24 |
23 |
4 |
Факторныедоходы |
25 |
124 |
5 |
Производство |
26 |
125 |
6 |
Видыналогов |
27 |
245 |
7 |
Государственныемеры — социальнойподдержки |
28 |
16 |
8 |
Экономическаятеория |
29 |
256 |
9 |
Рынок |
30 |
234 |
10 |
56 |
31 |
156 |
11 |
23 |
32 |
45 |
12 |
35 |
33 |
24 |
13 |
34 |
34 |
13 |
14 |
25 |
35 |
35 |
15 |
12 |
36 |
12 |
16 |
25 |
37 |
34 |
17 |
15 |
38 |
23 |
18 |
23 |
39 |
15 |
19 |
21121 |
40 |
758132 |
20 |
21211 |
41 |
415972 |
21 |
11212 |
42 |
314795 |
Задания части 2
Задания на анализ источника
Текст 1
1. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) указание на то, что во все времена хозяйственная деятельность человека сводилась к составлению и осуществлению хозяйственных планов;
2) указание на то, что план (планы) выступает(-ют) в тексте основой экономической деятельности людей.
2. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) централизованно управляемая экономика;
2) меновая экономика.
3. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) Названы экономические системы: плановая (или командная) и рыночная экономика;
2) Указаны по одному не названному в тексте признаку этих систем, например:
Для плановой (командной) экономики:
— господство государственной формы собственности;
— централизованные методы принятия решений;
— твердые цены, установленные государством;
Для рыночной экономики:
— частная собственность;
— конкуренция товаропроизводителей;
— децентрализованные методы принятия решений;
— свободные цены.
Могут быть указаны иные признаки плановой и рыночной экономики.
4. Ответ должен содержать следующие элементы:
1) в чистом виде в реальной жизни та или иная форма не существует, но всегда можно говорить о доминировании «формообразующих элементов» одной из них;
2) в реальной жизни возможны различные сочетания «формообразующих элементов», и если в хозяйственной жизни общества они представлены в одинаковой степени, то принято говорить о существовании в нем смешанной экономической системы;
3) выделение формообразующих элементов необходимо, например, для анализа, научного исследования и теоретического описания.
Элементы ответа могут быть даны в иных формулировках.
Текст 2
1. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) Новый тип экономики: сознательно организованная рациональная экономика постиндустриальной цивилизации;
2) специфическую Характеристику экономики этого типа: связь с научно-техническим прогрессом (НТП), современной научно — технической революцией (HTP).
2. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) Названия экономических учений: экономический либерализм и кейнсианство;
2) принципиальное Отличие их взглядов по вопросу вмешательства государства в экономику: идеологи экономического либерализма утверждают, что свободный рынок саморегулирует себя и автоматически обеспечивает равновесие экономики, кейнсианцы не видят развитие экономики без вмешательства государства (считают госбюджет главным механизмом регулирования экономики).
3. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) упомянутые в тексте признаки смешанной экономики:
— переплетение двух начал: стихийного (бессознательного, иррационального) и сознательного (разумного, рационального);
— активное регулирование экономической сферы жизни государством;
2) признак смешанной экономики, не упомянутый в тексте, например:
— интеграция частных и общественных начал в развитии всех форм собственности;
— частная собственность — каркас рыночного хозяйства;
— интеграция частных и общественных начал в развитии всех форм собственности;
— все большее превращение частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы (развитие различных форм акционерной собственности и др.).
Могут быть указаны и иные признаки смешанной экономики.
4. Ответ должен содержать примеры, допустим:
1) выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность;
2) установление квот на экспорт и импорт;
3) установление квот для молодежи при создании новых рабочих мест;
4) контроль над качеством продукции;
5) адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий (дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов);
6) установление льготных кредитов;
7) установление налоговых льгот;
регулирование объема денежной массы.
Могут быть приведены иные примеры различной степени конкретизации.
Задания на использование понятия
в заданном контексте
1. Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:
1) смысл понятия, например: «Банковский кредит — денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного процента;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об основных формах кредитования частных лиц, например: «Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа) и потребительский кредит»;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию об основных формах кредитования частных лиц.)
3) одно предложение, раскрывающее сущность одной из форм кредитования частных лиц, например: «Потребительский кредит предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа».
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса сущность одной из форм кредитования частных лиц.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
2. Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:
1) смысл понятия, например: «Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель, определяемый как общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны»;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о показателе ВВП на душу населения, например: «Показатель «ВВП на душу населения» получают путем деления ВВП страны на количество ее граждан; он дает возможность сравнить степень экономического развития разных стран и уровень жизни в них»;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о показателе ВВП на душу населения.)
3) одно предложение, раскрывающее отличие реального ВВП от ВВП номинального, например: «Объем реального ВВП выражается в неизменных ценах произведенных товаров и услуг с поправкой на инфляцию, в то время как объем номинального ВВП выражается в текущих ценах »;
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса отличие реального ВВП от ВВП номинального.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
3. Правильный ответ должен содержать следующие Элементы:
1) смысл понятия, например: «Закон предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объема предложения товаров на рынке от их цен»;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о неценовых факторах предложения, например:
«К факторам, влияющим на предложение, относится наличие товаров, которые могут заменить рассматриваемый товар, наличие товаров, дополняющих рассматриваемый товар, уровень технологий, объем и доступность ресурсов, налоги и дотации, природные условия и др.»;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о неценовых факторах предложения.)
3) одно предложение, раскрывающее зависимость величины предложения от изменения цены товара, например: «С увеличением цены товара величина предложения растет»;
(Может быть составлено подобное предложение, раскрывающее с опорой на знания курса зависимость величины предложения от изменения цены товара.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
Задания на раскрытие теоретических положений
на примерах
1. Правильный ответ может содержать примеры:
1) экономически господствующие группы стремятся оказывать влияние на работу государственного аппарата, деятельность политических партий;
2) в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной сферы жизни общества (строятся здания театров, выставочных залов, библиотек и т. п.);
3) разделение труда определяет появление определенных социальных групп и, соответственно, влияет на социальное строение общества.
Влияние экономической жизни на другие сферы общественной жизни может быть показано на других примерах.
2. Ответ должен содержать примеры государственного регулирования экономики, допустим:
1) адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий (дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов);
2) установление льготных кредитов;
3) установление налоговых льгот;
4) регулирование объема денежной массы;
5) выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность;
6) установление квот на экспорт и импорт;
7) установление квот для молодежи при создании новых рабочих мест;
контроль над качеством продукции.
Могут быть приведены иные примеры различной степени конкретизации.
3. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) пояснение, касающееся содержания указанной связи, например: «Специализация производства позволяет наиболее полно использовать имеющееся оборудование (происходит сокращение простоев, бесперебойное снабжение сырьем), наладить ритмичность производства (равномерный выпуск продукции), что способствует высокому уровню производительности труда»;
2) примеры-иллюстрации, допустим:
— на многих специализированных предприятиях изготовляются всего несколько видов изделий, а иногда 1-2 изделия (например, автомобильные, тракторные предприятия), устанавливается соответствующая современная техника, что является условием обеспечения высокой производительности;
— многие специализированные предприятия выпускают не только готовую продукцию, но и отдельные части готовой продукции (например, подшипники), и это позволяет обеспечить высокую производительность.
Могут быть даны иные пояснения связи и приведены иные примеры различной степени конкретизации.
Задания-задачи
1. Ответ должен содержать следующие позиции:
1) Названа экономическая система: плановая (или административно-командная, или централизованно регулируемая) экономика;
2) Признак, указанный в условии: господство государственной формы собственности;
3) Иные признаки этой экономической системы, например:
— централизованные методы принятия решений;
— твердые цены, установленные государством.
Могут быть указаны иные признаки плановой (административно — командной или централизованно регулируемой) экономики.
2. Правильный ответ должен содержать Следующие элементы:
1) название типа хозяйственных систем: рыночная экономика;
2) признак, по которому это можно определить: зависимость успеха предприятия от объема спроса;
3) другие признаки хозяйственных систем данного типа, например:
4) экономическая свобода производителя и потребителя;
5) конкуренция производителей.
Могут быть названы иные признаки рыночной экономики.
3. Ответ должен содержать возможные причины инфляции, например:
1) несбалансированность государственных расходов и доходов;
2) дефицит государственного бюджета;
3) изменение структуры рынка в XX веке (рынок стал олигополистическим, монополии обладают известной степенью власти над ценой, они заинтересованы в «гонке цен»);
4) рост цен требует для обращения еще большего количества денежных знаков, а каждая новая их порция ведет к новому росту цен;
5) рост расходов государства на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата) и т. д.
Могут быть указаны иные причины инфляции различной степени детализации.
Задания на составление плана развернутого ответа
по определенной теме
При анализе ответа учитываются:
— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их Соответствия заданной теме;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
1. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие рынка:
А) в узком смысле — как совокупность отношений, касающихся купли-продажи товаров и услуг;
Б) в широком — как механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства.
2. Основные параметры, регулирующие поведение субъектов рынка:
А) спрос;
Б) предложение;
В) цена.
3. Закон стоимости.
4. Закон спроса и предложения.
5. Конкуренция как элемент рыночного механизма саморегулирования:
А) свободная конкуренция;
Б) монополистическая конкуренция.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
2. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Банковская система — важнейший элемент экономической системы государства.
2. Два уровня банковской системы:
А) Центральный (эмиссионный) банк;
Б) частные и государственные банковские институты.
3. Функции Центрального банка:
А) эмиссия банкнот;
Б) аккумуляция и хранение резервов других банков, золотовалютного резерва страны;
В) кредитование коммерческих банков;
Г) проведение расчетов и переводных операций для правительства;
Д) контроль за деятельностью кредитных учреждений.
4. Функции коммерческих банков:
А) прием и хранение вкладов населения;
Б) обслуживание отраслей экономики;
В) предоставление различных по срокам и размерам кредитов;
Г) непосредственное обслуживание предприятий, организаций и населения.
5. Другие финансовые и кредитные институты (учреждения и организации): инвестиционные компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
2. Функции налогов:
А) фискальная (формирование финансовых средств государства);
Б) регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов воспроизводства);
В) распределительная (влияние на распределение и перераспределение результатов воспроизводства между сферами хозяйства и группами населения).
3. Прямые налоги — на доход или имущество:
А) реальные (с отдельных видов имущества: поземельный, промысловый и др. — на основе средней доходности имущества);
Б) личные (с определенного источника: налог с наследства, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль).
4. Косвенные — на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф:
А) налог на добавленную стоимость;
Б) акцизы;
В) таможенные пошлины.
5. Федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Задания-эссе
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий Kl является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и Эксперт выставил по критерию Kl 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 29 |
Баллы |
|
Kl |
Раскрытие смысла высказывания |
||
Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании |
1 |
||
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании |
0 |
||
К2 |
Характер и уровень теоретической аргументации |
||
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) |
|||
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы |
2 |
||
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения |
1 |
||
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой |
0 |
||
КЗ |
Качество фактической аргументации |
||
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического И (или) другого мате — Пиала, не засчитываются при оценивании |
|||
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов |
2 |
||
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 29 |
Баллы |
|
Рассматриваются в качестве примеров из различных источников ) |
|||
Фактическая аргументация, относящаяся к обосновы — ваемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведен только один относящийся к обосновываемо — му(-ым) тезису(-ам) пример |
1 |
||
Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису |
0 |
||
Максимальный балл |
5 |
||
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205)
«61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом…
62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
1. Если расхождение составляет 2 или более балла в оценивании любого из заданий 21-28, то третий эксперт проверяет только ответы на те задания (из заданий 21-28), которые вызвали расхождение в оценивании экспертов в 2 или более балла.
2. Если расхождение между баллами двух экспертов по любому из критериев К2 и КЗ задания 29 составляет 2 балла, то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям (из критериев К2 и КЗ), по которым расхождение в оценивании двумя экспертами составляет 2 балла.
Гендер
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
Обновлено 15 Октября, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
Обновлено 15 Октября, 2021
Обусловленные природой различия между мужчинами и женщинами лежат в основе определения биологического пола. От него зачастую зависит род занятий, возможности, положение в обществе. В процессе исторического развития в государствах мира выработалось разное отношение к этому вопросу. Кратко рассмотрим, что такое гендер, какую роль он играет в современном обществе, что значит понятие «гендерный стереотип».
Понятие гендера
Гендер в обществознании — это социальный пол. Именно он лежит в основе определения той роли, которую выполняют мужчина и женщина в обществе. Простыми словами его можно определить как поведение, ожидаемое от члена общества в соответствии с его половой принадлежностью.
В течение многих столетий истории человечества женщины в обществе занимали роль хранительницы очага, в то время как мужчины воспринимались более сильными, способными управлять жизненными процессами, принимать важные решения. На рубеже XIX–XX веков возникло движение феминисток, выступавших за равноправие женщин. Эта проблема является не до конца решённой и в современном обществе.
Гендерные роли
Принадлежность к социальному полу лежит в основе определения тех ролей, которые должны выполнять мужчины и женщины. С момента рождения мальчикам внушают, что нужно быть сильными и смелыми, девочки же воспитываются более мягко. Так называемый гендерный стереотип предписывает черты характера, присущие представителям общества. Например, женщина должна обладать следующими чертами:
- отзывчивость;
- доброта;
- мягкость;
- жертвенность;
- понимание;
- болтливость;
- умение вести домашнее хозяйство;
- стремление избегать насилие.
Мужчина же должен быть:
- стойким;
- смелым;
- твёрдым;
- мужественным;
- решительным.
Юридическое равноправие мужчин и женщин долгое время было под вопросом. В течение длительного времени велись споры, результатом которых стало введение в большей части мира всеобщего избирательного права.
Гендерность зачастую определяет род занятий, которого должны придерживаться представители разных полов. Например, мужчину, занимающегося косметологией или маникюром, окружающие могут осуждать. Женщина, работающая шахтёром или участвующая в добыче полезных ископаемых, также подвергается неодобрению.
Гендерные различия были обусловлены физиологическими особенностями. Например, мышечная масса женщин намного меньше, чем у мужчин, поэтому дамы зачастую не занимаются видами деятельности, связанными с высокой физической нагрузкой. При этом женщины выносливее мужчин, обладают более стабильной психикой, менее подвержены инфекционным заболеваниям.
Что мы узнали?
Существует понятие биологического пола, то есть естественных различий между мужчинами и женщинами. В обществе выработалось представление о гендере. Знакомство с ним происходит в 8 классе. Так называется социальный пол, влияющий на восприятие мужчин и женщин. В зависимости от него определяются модели поведения, занятия, внешний вид членов коллектива.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Елена Баталина
4/5
Оценка доклада
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 234.
А какая ваша оценка?
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Гендер — социальный пол
Каждый человек от рождения имеет принадлежность к определенному полу: мужскому или женскому. Именно биологические различия легли в основу разделения функций и обязанностей в древних сообществах. Сильные и выносливые мужчины обеспечивали племя едой, защищали от диких зверей, вторжения иноземцев. Женщины, благодаря своим физиологичным особенностям, рожали детей, заботились о них, поддерживали быт.
Со временем приписывание конкретных характеристик представителям разного пола стало обосновываться не только природными факторами, но и социальными. По мере развития общества менялись социальные роли, модели поведения, статус женщин и мужчин.
Понятие «гендер» появилось в социологии и других общественных науках лишь в 20 веке. И если первоначально гендер, в некоторой степени, отождествлялся с биологическим полом, то позднее произошло четкое разграничение двух понятий.
Сегодня гендером называют социальный пол, т.к. считается, что на различия между мужчинами и женщинами влияет не столько природа, сколько социум: культура, нормы, воспитание, образование.
Возникновение гендерных ролей и стереотипов
Для различных исторических периодов свойственные разные взгляды на мужские и женские социальные роли. Представление о том, какой должна быть женщина и как должен вести себя мужчина, а также все обязанности, которые возлагаются на них, формировалось с детских лет в процессе воспитания.
Например, долгое время у большинства народов женщины не допускались к государственным делам, не имели избирательного права, доступа к образованию, т. к. считалось, что все это — прерогатива мужчин.
Четко сложившиеся представления о социальных ролях представителей разных полов, особенностях поведения и наборе личностных характеристик называются гендерными стереотипами и существуют по сей день.
Само слово «стереотип» применяется в более широком смысле к различным сферам жизни общества, обозначая устойчивое отношение людей к чему-либо. Правда, в современной жизни к стереотипам уже не относятся настолько серьезно, как раньше. Наоборот, люди стараются преодолевать привычное видение, называя это «ломкой стереотипов».
Однако, процесс изменения представлений о гендерных ролях длительный. Можно сказать, что он продолжается и сегодня. Так, например, с древних времен считалось, что главное предназначение женщины — хранить домашний очаг, воспитывать детей, во всем беспрекословно слушаться мужа. Сейчас есть множество новых взглядов на эти роли: от демократического равноправия в семье до феминистических убеждений.
На примере советского государства можно проследить, как менялось представление о роли женщины в обществе, ее качествах, поведении, функциях. Осознание того, что женщина может исполнять и другие роли, начинает закладываться с момента начала массового производства. Здесь все чаще стали задействовать женский труд.
С этим социальным явлением связывают начало эмансипации женщин — постепенное освобождение от зависимостей, в частности от подчиненности мужчине. Женщины работают наравне с мужчинами и требуют равноправия в семье. Главной проблемой становится вопрос совмещения ролей: работницы и матери.
Восприятие женщины как матери и труженицы, а также ее важной роли в строительстве принципиально новой жизни, господствовало вплоть до перестроечных времен. В 90-е годы зазвучали призывы к возвращению традиционного предназначения — семьи и материнства.
Сегодня произошла частичная перемена социальных ролей. Есть семьи, в которых на женщин возложена функция материального обеспечения, и они блестяще справляются. Ведь доступ к хорошему образованию и возможности построить карьеру есть у всех. Женщин можно увидеть в бизнесе, политике, в роли офицера или командира авиалайнера. Мужчины, в свою очередь, не менее ловко ведут домашнее хозяйство и занимаются детьми. И хотя в мировоззрении людей по-прежнему сильны стереотипные установки, перемены в социуме неизбежны.
Ожидание обществом конкретного поведения и набора качеств от женщины или мужчины называется гендерной ролью. И эти ожидания напрямую связаны с гендерными стереотипами. Именно поэтому индивиды, выбивающиеся из общих представлений, часто вызывают недоумение и даже возмущение окружающих. Например, мужчина-домохозяин, парикмахер, мастер маникюра, любитель рукоделия выглядит странным в глазах других людей. Женщина-автослесарь или дальнобойщик также вызывает противоречивые эмоции.
Вследствие изменения гендерных представлений нередки случаи проявления гендерных конфликтов. Так называют ситуацию, когда сталкиваются различные взгляды и интересы ввиду разного понимания гендерного деления. Например, в семье, где каждый пытается лидировать и постоянно конкурировать с супругом, вряд ли будет мир и спокойствие. Скорее всего, такая семья обречена на распад.
Аналогичные ситуации могут возникать на работе или в общественном месте. В связи с тем, что женщины стали частично отбирать у мужчин пальму первенства в некоторых видах деятельности, обострилась конкуренция на рынке труда. Но это, тем не менее, не останавливает государства мира проводить политику, направленную на расширение круга социальных ролей для женщин.
Сегодня представительницы слабого пола добиваются успеха в спорте, науке, политике, предпринимательстве, успешно совмещая это с семьей и родительством.
Социализация и гендерная идентичность
С момента рождения ребенок вступает на путь социализации — адаптации к жизни в обществе. Гендерное разделение присутствует чуть ли не с пеленок. Для девочек покупают розовую одежду, светлую коляску, для мальчиков — голубое, синее, зеленое. Девочки обычно играют куклами, игрушечной посудой, а по мере взросления учатся рукодельничать, готовить. Если девочка захочет поиграть в машинки или пострелять из пистолета, ей обязательно скажут, что эти игрушки для мальчиков.
Такая же картина наблюдается и с мальчиками. Машинки, танки, самолеты, пистолеты — все это можно. Куклы? Нет. Это для девочек. О разделении обязанностей в быту часто повествуют сказки, где мужчина — добытчик и защитник, купец, воин. Он вечно странствует, вечно в делах. Дома его верно ждет жена. Прядет и вышивает, воспитывает детей. Так складываются первые представления о половых различиях.
Позднее эти представления закрепляются в школе. Некоторое время во многих странах было раздельное обучение мальчиков и девочек, в ряде государств оно есть и сейчас. Но даже в условиях смешанного обучения присутствует дифференциация. Например, для мальчиков и девочек действуют разные нормативы по физической культуре, различаются и программы обучения на уроках технологии. Учителя в процессе воспитания прививают нормы этикета, согласно которым девочек принято пропускать вперед, придерживать перед ними дверь и т.д.
Социализация современного индивида проходит под непосредственным и очень сильным влиянием средств массовой информации. Особенную роль играет реклама, которая создает определенные образы мужчин и женщин. Благодаря рекламным роликам, дети видят предприимчивых и активных мужчин, которые хорошо зарабатывают, используя новейшие гаджеты и технологии, и могут позволить себе приобретение дорогих вещей (загородного дома, автомобиля, мотоцикла и пр.).
Женщина из рекламного сюжета — это отменная хозяйка, которая ухаживает за домой и детьми, вкусно готовит, или же, активная девушка, которая заботится о своем здоровье, молодости и красоте.
По сути реклама должна прежде всего продавать то, что востребовано в обществе: косметику и средства по уходу за собой, лекарства, детские товары, предметы роскоши. Но одновременно с продажами реклама способствует и формированию в сознании людей гендерных ролей.
Когда человек, основываясь на различных факторах, начинает соотносить себя с определенной группой по половому признаку, говорят о наступлении гендерной идентичности.
Особенности современных гендерных отношений
Несмотря на то, что в последние годы общее количество мужчин в мире преобладает, все же в большинстве стран, в том числе в России и нескольких европейских государствах, проживает больше женщин. Интересно, что большее число женщин имеют хорошее образование, в сравнении с мужчинами.
Страны с демократическим режимом на законодательном уровне признают равноправие мужчин и женщин. Одним из основных нормативных источников международного права, регламентирующим женское положение, стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Она была принята ООН в 1979 году, а вступила в силу спустя 2 года. В настоящее время к ней присоединились 189 стран.
Согласно этому документу, государства-участники обязуются включать принцип равноправия мужчин и женщин в Конституцию, а также обеспечивать одинаковые возможности во всех ключевых сферах жизни общества (политике, экономике, культуре, социальной сфере).
В России гендерные преобразования касаются как публичной жизни, так и частной. Огромное количество руководящих должностей и ответственных постов занимают женщины. Их можно встретить в суде и прокуратуре, науке и журналистике, бизнесе и органах власти. Девушки допущены к обучению в большинстве военных вузов. Существенно расширились профессиональные сферы для женщин.
В частной жизни гендерные изменения проявились в более активном участии отцов в воспитании детей. Многие мужчины стараются приобщиться к заботе о младенце с самого его рождения, разделяют с женщиной хозяйственные дела. Супруги принимают решения сообща, основываясь на демократичности и праве голоса каждого. Правда мужчинам приходится ломать стереотипы, засевшие в головах людей о том, что отцовство и ведение быта — это второстепенно.
По результатам многочисленных опросов, проведенных социологами, женщины ценят в мужчинах чуткость и внимательность, мастеровитость и хозяйственность. Отвечая на вопрос о значимых качествах мужчины, почти половина женщин ставит на 1 и 2 место именно эти критерии. А прочие характеристики, включая материальный достаток, оказались на последующих позициях.
В то же время, другие исследования показывают, что мужчины стали ценить занятость женщин не только бытом, но и работой. Таким образом, для современного общества характерен отказ от стереотипов и постепенный обмен некоторыми гендерными ролями. А место индивида в социуме сегодня определяется не принадлежностью к полу, а набором личностных качеств.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Тест: «Гендер — социальный пол». Вариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Понятие |
Определение |
Гендер |
набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. |
………. |
совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности, то есть принадлежности к женщинам, мужчинам. |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) Гендерный внутриличностный конфликт, 2) ролевой конфликт работающей женщины, 3) конфликт боязни успеха, 4) экзистенциально-гендерный конфликт.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о женщинах.
1) доброта; 2) красота; 3) робость; 4) слабость; 5) застенчивая;
6) легкомыслие.
. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте. 2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.
3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола. 4) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении. 5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.
5. В ходе социологического опроса работающих и неработающих совершеннолетних граждан страны Z им задавали вопрос: «Как, на Ваш взгляд,
должны распределяться домашние обязанности между мужем и женой, если оба
Тест: «Гендер — социальный пол». Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Понятие |
Определение |
Гендер |
набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. |
………….. |
это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных гендеров, в первую очередь мужчин и женщин. |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
1) насилия и дискриминации по отношению к женщинам 2) гендерное неравенство. 3) мужчины агрессивны и активны, 4) женщины обязаны подчиняться мужчине и быть пассивными.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к традиционным гендерным стереотипам о мужчинах.
1) Сила; 2) смелость; 3) робость; 4) логичность; 5) рациональность;
6) независимость. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупностью ролей, предписанных обществом по признаку пола, — это проявление множества культурных составляющих пола.2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.3) Гендер — это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении. 5) Гендер — это наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия. 1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.
5. В ходе социологического опроса мужчин и женщин страны Z им задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».
Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пятая доля отвечавших мужчин не выполняет работу по дому. 2) Среди мужчин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени. 3) Наибольшая доля опрошенных женщин ответили, что работа по дому занимает много времени.
4) Равные доли опрошенных женщин отметили, что не выполняют работу по дому и что работа по дому занимает мало времени. 5) Доля тех, кто затруднился ответить, среди мужчин выше, чем среди женщин.
6. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Наличие существенных психологических … (А) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число …(Б), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные … (В), представляющие мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными. Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им … (Г) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный …(Д) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение …(Е) потеряло былую жесткость, количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, а взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными. Совместное обучение и общая трудовая деятельность мужчин и женщин в известной мере нивелирует также традиционные различия в их нормах поведения и психологии».
Список терминов: 1) исследование 2) различие 3) труд 4) общение 5) учение 6) стереотип 7) роль статус 9) групп
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
супруга работают?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди неработающих респондентов доля тех, кто считает, что работа по дому должна делиться между супругами поровну, больше доли тех, кто считает, что основную работу по дому должна выполнять жена.
2) Равные доли опрошенных в каждой группе затруднились ответить.
3) Среди работающих респондентов доля тех, кто считает, что основную часть работы по дому должен выполнять муж, меньше доли тех, кто считает, что основную часть работы по дому должна выполнять жена.
4) Мнение о том, что работа по дому должна делиться поровну между супругами, наиболее популярно в обеих группах опрошенных.
5) Мнение о том, что основную часть работы по дому должна выполнять жена, среди неработающих респондентов более популярно, чем среди работающих респондентов.
6. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«В разные исторические эпохи в обществе существовали определённые представления о месте, отведённом мужчине и женщине в … (А), о том, какими занятиями и … (Б) должны заниматься представители разных полов, как правильно себя вести в … (В) и многое другое. Такие представления получили название … (Г). Они, как и любые … (Д), постоянно претерпевают изменения. Например, согласно данным исследования, проведённого около 40 лет назад, стереотипными считались такие мнения: … (Е) — сильные, смелые, неэмоциональные личности. Они мало озабочены своей внешностью, почти не боятся старости и смерти».
Список терминов: 1) вид деятельности 2) мужчины 3) гендерные стереотипы
4) гендерный конфликт 5) общественное мнение 6) социальная иерархия
7) гендерные роли женщины 9) типичная ситуация
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ: «Гендер — социальный пол».
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
гендерная роль |
гендерные стереотипы |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
56 |
36 |
1 |
4 |
2 3 4 |
123 |
2 |
5 |
134 |
123 |
2 |
6 |
619372 |
2 1 6 7 8 3 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 9 баллов
«4» — 7-8 баллов
«3» — 5-6 баллов
«2» — 4 и менее баллов
Обществознание для 11-го класса |
|
|
|
Предмет: | Обществознание |
Класс: | 11 класс |
Автор учебника: | Боголюбов Л.Н. |
Год издания: | 2017 |
Издательство: | |
Кол-во заданий: | |
Кол-во упражнений: | |
Мы в социальных сетях |
|
Телеграм • ВКонтакте |
Гендер — социальный пол[править | править код]
Понятие «гендер»[править | править код]
- Зачем понадобилось понятие «гендер»? Готовы ли мужчины осваивать новые социальные роли?
Понятие «гендер» понадобилось для обозначения и анализа социальных ролей, которые оказывают влияние на поведение и взаимоотношения между людьми. Гендерные роли связаны с признаками пола, и они присущи всем культурам. Мужчины все больше готовы осваивать новые социальные роли, при этом на их принятие влияют такие факторы, как восприятие другими людьми, социальные и экономические обстоятельства, а также образование и доступ к информации.
Осваивание новых социальных ролей также зависит от самого мужчины, его характера, возможности принять новую роль, а также от его внутреннего понимания ролевой модели и готовности действовать в соответствии с ней.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека[править | править код]
- Почему вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят сегодня в число наиболее обсуждаемых?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека, входят в число наиболее обсуждаемых сегодня, потому что роль мужчин и женщин в обществе претерпевает значительные изменения. Они должны бороться с традиционными женскими ролями и стеклянным потолком, а также стремиться занимать престижные профессии и иметь больше власти в доме. Эти проблемы вызывают много дискуссий и провоцируют развитие политических и социальных движений.
Фактор для руководящих ролей[править | править код]
- Чем автор объясняет тот факт, что мужчины кажутся более подходящими для руководящих ролей?
Автор объясняет этот факт, основываясь на общепринятых стереотипах, которые предполагают, что мужчины имеют больше необходимых качеств для завоевания и удержания власти, чем женщины. Такие качества, как контроль над ресурсами, определение целей и т.д., делают мужчин более подходящими для руководящих ролей. Он также отмечает, что существует «стеклянный потолок», выше которого женщины не могут продвигаться.
Понятие «стеклянный потолок»[править | править код]
- Какое явление скрывается за понятием «стеклянный потолок»?
Стеклянный потолок подразумевает препятствия, которые представляют женщинам при достижении высоких позиций в карьере. Такие структурные препятствия могут быть дискриминационными правилами, практиками или отношениями, которые делят женщин и мужчин на две отдельные группы.
Вопросы для самопроверки[править | править код]
Гендерный стереотип[править | править код]
- Что такое гендерный стереотип? Приведите примеры таких стереотипов.
Гендерный стереотип – это принятое обществом мнение о том, что мужчины и женщины должны иметь определенные роли и должны вести себя и действовать определенным образом. Этот стереотип может приводить к тому, что люди ограничены в получении определенных возможностей и развитии их личности.
Примеры гендерных стереотипов:
- — Мужчины должны быть сильными и самостоятельными;
- — Женщины должны быть нежными и заботливыми;
- — Мужчины должны работать, а женщины — домашними делами;
- — Мужчины должны быть хозяевами дома, а женщины — на второстепенных ролях.
- Как менялись гендерные стереотипы с развитием общества?
С развитием общества, гендерные стереотипы изменились и продолжают изменяться. В современном обществе гендерные роли и традиционные стереотипы исчезают, поскольку люди начинают понимать, что роли мужчин и женщин не ограничиваются их полом или принятыми стереотипами. Таким образом, люди все больше признают и поддерживают различные гендерные идентичности и роли. Сегодня люди не ограничивают свои выборы и возможности исходя из их пола и принимают их на своих собственных условиях.
Основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе[править | править код]
- Каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе?
Основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе обычно связаны с общепринятыми социальными ожиданиями относительно пола. В большинстве случаев мужчинам приписывают роль проводника семьи, предполагая, что они должны быть обеспечителями семьи, давать ей материальную безопасность и защищать ее. От женщин ожидают заниматься бытовой работой, ухаживать за домом, настаивать на традициях и заботиться о своих детях. Хотя со временем эти роли и представления меняются, они все еще сильно влияют на поведение людей и их отношения.
Гендерная социализация[править | править код]
- Что оказывает влияние на гендерную социализацию?
Гендерная социализация во многом определяется общественным мнением о мужчинах и женщинах, которое в свою очередь обусловлено такими факторами, как религия, государственное законодательство, культура и другие социальные системы. Эти факторы влияют на представления о ролях, поведении и ценностях различных полов, а также на представления о том, какие деятельности допустимо для каждого из полов.
Задания[править | править код]
Значимые социальные аспекты мужчин и женщин[править | править код]
- Психологи провели такой эксперимент. Жителей одной местности попросили нарисовать её карту. Как правило, более важные для рисующего объекты получаются на карте крупнее, а менее значимые иногда просто отсутствуют. На картах мужчин чаще всего изображались дороги, спортивные объекты, кафе. На картах женщин — магазины, детские сады, больницы. Что эти данные могут сказать о приоритетах, особенностях занятий и образе жизни мужчин и женщин?
Эти данные говорят о том, что мужчины ценят активность и предпочитают дороги и спортивные объекты, а женщины практические вещи и заботиться о своем здоровье и благополучии других. Это может говорить о том, что мужчины предпочитают проводить время в активной деятельности, а женщины — в построении благонадежной среды для себя и своих близких.
Характеристика отношений между мужчинами в обществе[править | править код]
- Отношения между мужчинами характеризуются большей конкурентностью, конфликтностью, чем отношения между женщинами, Мужская установка на соревнование, по мнению некоторых исследователей, является одним из источников войн, причиной появления горячих точек на планете. Можно ли согласиться с этой точкой зрения? Аргументируйте свой вывод.
На мой взгляд, да, это верно. Исследования показывают, что конкурентность и конфликтность между мужчинами выше, чем между женщинами. Это обусловлено тем, что мужчины чаще испытывают дискомфорт, когда их авторитет и моральные ценности вызывают вопросы. Отсюда и возникает более агрессивный и конфликтный подход к решению проблем. Таким образом, мужская установка на соревнование может быть фактором при возникновении горячих точек на планете.
Гендерный разрыв в странах Азии[править | править код]
- В странах Азии необразованные женщины составляют почти половину от общего числа женщин, а на долю необразованных мужчин приходится примерно треть мужского населения. При этом зарплаты женщин составляют около 60% от зарплат мужчин, Прокомментируйте эти факты.
Эти факты свидетельствуют о значительном гендерном разрыве в образовании и доходах во многих азиатских странах. Этот разрыв свидетельствует о неравных возможностях и доступе к ресурсам, с которыми сталкиваются женщины в этих странах. Гендерное неравенство является серьезной проблемой, которую необходимо решить для создания более справедливого общества, в котором все имеют равный доступ к образованию, занятости и доходам.
Гендерная социализация[править | править код]
- Обратитесь к своему социальному опыту. Что сильнее всего повлияло на вашу гендерную социализацию: родительский пример, специальные воспитательные приёмы, прочитанные книги и просмотренные фильмы, общение с друзьями, наставления педагогов? Расположите указанные факторы в порядке значимости.
- Родительский пример
- Общение с друзьями
- Наставления педагогов
- Прочитанные книги и просмотренные фильмы
- Специальные воспитательные приёмы
Такой вывод соответствует канонической идее о том, что наибольшее влияние на гендерную социализацию оказывает родительский пример, а затем общение с друзьями и наставления педагогов. Прочитанные книги и просмотренные фильмы и специальные воспитательные приёмы имеют меньшее влияние.
- В избирательной кампании по выборам губернатора был выдвинут лозунг «Губернатор — мужская работа». Какое социальное явление иллюстрирует эта позиция? Разделяете ли вы эту позицию? Поясните свою точку зрения.
Этот лозунг иллюстрирует явление патриархата и демонстрирует мужское превосходство в политических делах. Я не согласен с такой позицией и не разделяю ее. Я выступаю за равные возможности для любого пола принимать участие в политической жизни. Равенство полов — основа демократии, и любая форма дискриминации должна быть противопоставлена. Без принятия равных возможностей для обоих полов наше общество не может достичь правового и социального равенства.
- Взгляните с позиций своего пола на существующие в нашем обществе гендерные представления. Что вам представляется в них положительным, а что, на ваш взгляд, требует корректировки?
Я считаю, что положительным в существующих в нашем обществе гендерных представлениях является то, что они приводят к более равноправной обстановке для обоих полов. Например, они помогают мужчинам и женщинам понять, какие права и обязанности у них в отношении друг друга и в обществе в целом.
Тем не менее, есть некоторые аспекты гендерных представлений, которые нуждаются в корректировке. Например, в нашем обществе существуют неравенственные стереотипы о поведении и ролях мужчин и женщин. Некоторые действия, которые могут быть принятыми для мужчины, могут быть резко осуждены для женщины и наоборот. Такие стереотипы приводят к ограничению свободы, и в целях достижения большего равенства между мужчинами и женщинами.