Геласимов нежный возраст аргументы для сочинения

Пока не обнажился скелет (по рассказу  

 А.Геласимова «Нежный возраст»)

             Жалею, что не так давно познакомилась с творчеством современного русского писателя Андрея Геласимова. Для тех, кто еще не знаком с этим именем – краткая справка.  Родился в 1966 году, закончил в 1987 году Иркутский государственный университет, а затем позже – ГИТИС (сейчас РАТИ). Кандидат филологических наук.  Естественно, писатель.  В данное время, к примеру, самый читаемый русский писатель во Франции.

             Рассказ, который считаю очень интересным для изучения в старших классах школы, написан давно – в 1995 году.  Он достоин того, чтобы изучить его и текстуально, и концептуально, в том числе и аналитически.

             Форма рассказа – дневник подростка, писанный им (по датам) с 14 марта 1995 года по 14 мая 1995 года. Два месяца периода «нежного возраста» главного героя уместил этот формат. Два месяца, которые перевернули «мир» подростка, его внутреннюю жизнь.  Это не преувеличение. Все мы знаем, что в этом возрасте – возрасте взросления, осознавания себя как личности – изменение ментальности, приобретение базовых идеалов и нравственных постулатов может происходить быстро.  Причем, очень важно, кто в этот момент встретится тебе на пути. Какой учитель высветит для тебя эти идеалы. Может оказаться так, что ты будешь готов приобщиться  к «вечному, доброму»,  но жизнь не предоставит в этот нужный момент для тебя педагога, равного твоим духовным запросам – и это определит твой дальнейший путь по жизни как вечное плутание между добром и злом.

             Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.

              Но о ней позже – а сначала о системе персонажей рассказа. Все персонажи как бы включаются в  «трехуровневую систему».  

             1-й уровень – это ровесники нашего героя и он сам. Ровесники или учатся вместе с ним в классе, или живут в одном дворе. Впрочем, о своих ровесниках герой записывает в дневнике: (Запись от 17.03.95) «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.»  

              В одном классе с главным героем учатся претендующий на его дружбу  Семенов – ребенок  с уязвимым психическим отклонением, называемым «гомосексуализм»;  Антон Стрельников, постоянно влюбляющийся то в одну, то в другую учительницу. Во дворе заводилой является «высокий Андрей», молодой человек, который никогда не будет страдать «экзистенциализмом» — болезнью людей с тонкой душевной организацией. Но честный и справедливый. Настоящий русский «реальный пацан».  

             2-й уровень – это следующее поколение, поколение родителей и учителей в школе.  Об учителях уже упомянуто было, но есть в качестве дополнения  еще такая запись от 20.03.95 г. : «Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали». В этом же «уровне» — родители главного героя и отец Семенова.

             3-й уровень – поколение «родители родителей», это один персонаж – Октябрина Михайловна, которая в прошлом  была директором  музыкальной школы. «Потом то ли выгнали, то ли сама ушла»,

             Как уже было сказано о ровесниках нашего героя, ни их увлечения, ни их взгляды на жизнь он не разделяет.  Ему хочется быть уважаемым в среде «реальных пацанов», но он предпочел бы разговоры о магии настоящей женственности и творчестве Уайльда извечному выяснению «кто прав – кто виноват» при помощи кулаков.  Ему удается добиться  уважения у дворовых ребят, потому что он не трус, не ябеда и не помнит обид, но их жизнь – это не его поле деятельности.  Никто бы из этих ребят не понял его увлечения Одри Хепберн,  а про «Портрет» О.Уайльда никто бы из них не сказал так же, как главный герой — «Круто», а сказали бы «Мура» и покрутили бы пальцем у виска. В среде этих ребят он не смог бы быть тем, кем является на самом деле.  Видение жизни у нашего героя более сложное, чем у друзей со двора, и он при всем желании не смог бы объяснить им то, что понимает о жизни сам.  Но о своей любви к Одри Хепберн, вернее, о том, какая она необыкновенная, ему хотелось с кем-нибудь поговорить.  Казалось, мог бы его понять умудренный в «делах амурных» одноклассник Антон Стрельников.  Но герой вовремя понял, что  необыкновенность  Одри Хепберн, которую  понял сам герой, просмотрев «Римские каникулы», не откроется — пусть и всегда влюбленному — сердцееду класса и школы  Антону Стрельникову.  

             Не менее сложно все  с одноклассником Семеновым, несчастным ребенком, имеющим садиста-отца.  Поначалу ничего, кроме омерзения, не вызывает он у главного героя. Но тайну его он не выдает никому. А еще считает, что в качестве «моральной компенсации за сам факт существования» Семенова в его жизни имеет право взять с него 50 баксов «откупного».  

             Но, несмотря на это, наш герой —  как бы «супер-герой».  Он заслужил уважение «реально крутых» пацанов своего двора, не жертвуя при этом ничем, не совершая чего-то непосильного для себя.  Он не рассказал милиционеру о противоправных действиях «высокого Андрея» не потому, что боялся потерять авторитет, а потому что в данном вопросе его понятия о нравственности  не расходятся с понятиями пацанов со двора: нельзя доносить на друзей, тем более, что драка была «честной», дрались потому, что нельзя было не драться.  При своей мужественности герой обладает богатым внутренним миром, умещающим в себя любовь к прекрасному, понимание сложностей жизни  — всем тем, что можно назвать духовной чуткостью.  Он хочет поймать неуловимые моменты бытия, стремится к этому.

             Ему сложно с родителями. Они не одаряют его своей любовью, не могут служить советчиками, вряд ли с ними можно делиться сокровенным и говорить о тех вопросах, которые тебя мучают.  Но и их он старается понять. Хотя ему и трудно.  Родители считают, что дают своему сыну все, что ему нужно: элитную школу, дорогого тренера по  теннису, абонемент в бассейн, вещи, привезенные из заграницы. Многие ли родители могут дать больше этого?  Их возмущает, что сын не ценит такую заботу: хочет учиться в обычной школе, бросил заниматься теннисом. На высказанное желание нашего героя обучаться игре на фортепиано отец посоветовал ему сначала разобраться в себе, а пока слушаться родителей и делать то, что велят они.  Мальчику хочется спросить у отца: «А ты сам в себе разобрался?»  Но он побоялся.  И не случайно. Через несколько дней, 1 апреля, наш герой попытался неудачно пошутить.  Запись от 01.04.95 : «Сказал родителям, что меня выгоняют из школы…они тут же начали между собой орать. Потом, когда успокоились, папа спросил: за что? Я сказал – за гомосексуализм. Он повернулся и врезал мне в ухо.»   Насилие, применяемое к главному герою, к сожалению, типичный способ общения родителей с детьми в рассказе А.Геласимова.

             Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои.  Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских  ужасов несчастного ребенка  материализуется в сне главного героя.

             Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.

             Главный герой  заводит дневник, пытаясь разорвать паутину неразрешаемого.  Но и дневник  не помогает.  Запись от 28.03.95:  «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал.  А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?»  Как спасение от всего, что достало, звучит слово «автомат».

             Запись от 23.03.95. : «Интересно, сколько стоит хороший автомат?  Мне бы в нашей школе он пригодился… Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь.»

             Запись от 24.03.95 : «В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет.  Козел… Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.»

             Запись от 25.03.95.:  «Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся.  Такая же тупая, как и все.  Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло.»

             Кто же примирит его с этой действительностью?

             К Октябрине Михайловне главный герой приходит, чтобы научиться играть на фортепиано.  Неожиданное увлечение для мальчика эпохи «лихих 90-х».  Но, несмотря на то, что и старушка невзрачная, и в квартире у нее «воняет дерьмом», герой не отступил от намеченной цели. Отдал Октябрине семеновские «откупные» и приступил к занятиям.

             Октябрина Михайловна становится частью его жизни незаметно, но влияние ее на подростка становится решающим. Как ни странно, именно благодаря старой учительнице, любительнице кошек, герой получил первое признание от дворовой компании и первый жизненный урок. Выгуливая ее кошек, сам того не зная, он получил бонусы признания как отклик на доброту Октябрины. Это она, когда еще была не так больна и выходила во двор, спасала бродячих кошек и души ребят. Она учила не нотациями, а примером. Из своей, наверняка не большой, пенсии она не жалела денег, отдавая их мальчишкам для того, «чтобы они не охотились на бродячих котов.  А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое – вообще на всякую ерунду.»  Знакомство с Октябриной Михайловной  ввело нашего героя в «круг доверия» мальчишек, которые два года назад за новый велосипед, привезенный отцом и Арабских Эмиратов, избили его так, что до сих пор напоминанием об этом являются шрамы на теле. Тогда для этих мальчишек он был чужим, потому что богатым, и, следовательно, не вызывающим ни уважения, ни жалости.

             Почему Октябрина дала мальчику посмотреть фильм «Римские каникулы»?  Может, просканировала его своей интуицией педагога и поняла, что это «зерно» упадет в благодатную почву?  Не ошиблась ведь.  Юному мужчине, не находящему идеала в окружающей действительности, нужен был это идеал, как глоток воздуха, чтобы в последующем знать, что искать, а не довольствоваться «тетками», как Стрельников, или «тупыми дурами» — одноклассницами, помешанными на гламуре. Об Одри Хепберн мальчик записывает в дневнике: «Никогда не видел таких…даже не знаю как назвать…женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.»

             Близкий по духу человек встречается крайне редко. И тем более необычным является родство душ и возможность достичь взаимопонимания между представителем поколения, которое только еще вступает в жизнь, и представителем, который уже заканчивает жизненный путь.  Но это возможно, и дело тут не в прожитых годах.      Октябрина Михайловна понимает, что всегда был в истории человечества конфликт поколений, и в частности, конфликт между родителями и детьми.   У нее на этот счет свое мнение.  Запись от 17.04.95 : «Октябрина Михайловна говорит, что у детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.»  Октябрина Михайловна вспоминает о папе главного героя. Она помнит его молодым, способным на безрассудные поступки, не закованным в свой статус, как сейчас.  Именно эта «статусность», к которой стремятся взрослые, уничтожает в них возможность понимания своих детей.

             С Октябриной мальчик разговаривает о Семенове. И старая женщина дает направление в том, как надо относиться к «таким».  По-своему, метафорически, Октябрина объяснила мальчику, что мы все равны потому, что все мы умрем. Умрет и тот, кто считает себя лучше всех, и тот, кто считает себя хуже всех.  И, раз мы все умрем, то есть недолго задержимся в этом мире, мы заслуживаем того, чтобы нас жалели, и все заслуживают того, чтобы их жалели. И это является глобальной причиной равности всех и причиной, по которой все заслуживают любви и уважения.

             Главный герой готов к такой парадоксальности разговора.  Старая женщина, вряд ли понимаемая сверстниками, понятна мальчику. И, видимо, то, что говорит она, созвучно его пониманию жизни.  «Она (Октябрина Михайловна) говорит – потрогай свою коленку. .. Она говорит – там кость. У тебя внутри твой скелет. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга. Пока он внутри. Ты понимаешь?  Я говорю – чего непонятного?» Помня о смерти как непреложности, делай добро.  Но и смерти Октябрина учила не бояться.  Не делать из этого культ.  «Умирать не страшно.  Как будто вернулся домой.».

             Главный герой находится в «нежном возрасте» или, может, уже выходит из него, но в «прекрасный и яростный мир» он выйдет вооруженный гуманными принципами, помня о том, что, пока «не обнажился скелет», Любовь, Уважение и Понимание должны быть начертаны на  стяге и гербе его Судьбы.

             Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.

Обновлено: 09.03.2023

Автор: Селиверстова Виктория Викторовна

Организация: МАОУ СШ №9

Населенный пункт: г.о. Красноуфимск Свердловской области

Участники заседания:

  1. Трифонова О.Н., заведующий ГИМЦ, председатель.
  2. Ильченко Л.М., учитель русского языка и литературы школы№ 3
  3. Мережникова Л. Е., учитель русского языка и литературы школы№ 9
  4. Адыева Л.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
  5. Мерзлякова Е.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
  6. Сыропятова Н.В., учитель русского языка и литературы школы№ 1,

Библиотекари ?

Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния – 7 человек.

Цель: возрождение ценности чтения, привлечение интереса к книге и литературе, пропаганда лучших произведений разных видов и жанров, повышение интереса к чтению, освоение читательских компетенций, развитие читательского мастрства, создание условий, способствующих эмоциональному восприятию художественного произведения, что поможет обучающимся лучше подготовиться к итоговому сочинению по литературе в 11 классах, которое с 2014 года является допуском к ЕГЭ

При обсуждении рассказа А.Геласимова “Нежный возраст” развивать у обучающихся способность анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений, умение ставить проблемные вопросы и решать их,

воспитывать позитивное отношения к жизни, добрые человеческие качества, совершенствовать навыки работы в группах.

  1. Автор, название, жанр.
  2. Кому, по-вашему, будет интересен этот рассказ? О чем он?
  3. Время и место действия.
  4. Основные персонажи.
  5. Как начинается? Насколько интригует завязка?
  6. Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором?
  7. Чем интересен рассказ в целом?
  8. Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
  9. Какие персонажи показались особенно интересными?
  10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
  11. Какие фразы запомнились?
  12. Что вам дало чтение этого рассказа?

В каком жанре написано произведение?

  1. Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
  2. Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
  3. Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
  4. Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
  5. Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
  6. Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
  7. Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
  8. Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
  9. Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
  10. Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
  11. В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
  12. Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
  13. Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
  14. Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
  15. Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
  16. Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
  17. Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
  18. В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
  19. Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?

Ход заседения (план)

  1. Год литературы. Почему на государственном уровне назрела необходимость говорить о значении литратуры?
  2. Объявление темы заседания, участников, членов жюри, условий взаимодействия участников .
  3. Постановка цели:

Что читать? Как читать? Как использовать прочитанное при подготовки к сочинению по литературе и по русскому языку?

1)В каком жанре написан рассказ? Почему?

2)Кто герой рассказа? Сколько ему лет? Как его зовут? Почему? Какой он человек?

Кто находится рядом с героем рассказа?

3)Какие проблемы встают перед героем рассказа?

— непонимания в отношениях с родителями

— поиска истинных и ложных друзей

— завоевания авторитета в компании

— проблема поиска себя

— старости и смерти

— поиска идеала, любви

Почему герой их остро переживает, но не может разрешить?

4)Роль семьи в жизни человека

Взаимоотношения родителей. Причины.

Отношение родителей к сыну.

5) Подросток и школа

Почему герой за помощью не обращется к учителям?

6) Герой и его сверстники

Антон Стрельников, высокий Андрей, девочки, Семенов

Какое значение сыграли в судьбе мальчика? Почему не могут помочь?

7) Октябрина Михайловна. Кто она? Какая? Как живет? Как повлияла на жизнь героя? Почему?

10) Последняя запись. Смысл открытого финала . Почему герой больше не будет писать в дневнике?

18. Идейное содержание рассказа

20. Читать – это здорово!

21.Слово жюри.

Примерный ход рассуждений участников заседания и их выводы:

Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.

Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои. Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских ужасов несчастного ребенка материализуется в сне главного героя.

Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.

Кто же примирит его с этой действительностью?

Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.

Рассказ написан в форме дневника 14-летнего подростка, который охватывает небольшой период его жизни (всего-то около 2-х месяцев). Мы даже не знаем имени главного героя. Но зато узнаем, о чем он думает, что происходит в его жизни и в его душе. В рассказе много недосказанного, того, что остается за пределами дневниковых записей, и об этом читатель может только догадываться.

Такая форма подачи материала дает возможность автору не оценивать события: он просто показывает нам взгляд на окружающий мир 14-летнего подростка и оставляет право читателю самому делать выводы о прочитанном. Бросается в глаза противоречие между названием рассказа и реальной жизнью героя, его восприятием окружающей действительности. Нежный возраст, быть может, потому что РАНИМЫЙ? Потому, что в этом возрасте ребенок часто чувствует себя одиноким, незащищенным от несовершенного, недружественного мира.

В начале рассказа окружающий мир враждебен, агрессивен и вызывает лишь раздражение и ненависть главного героя: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма

Они подружились, и мальчик доверяет ей свои проблемы, и даже помогает выгуливать её котов. Как оказалось, Октябрина Михайловна пользуется авторитетом среди дворовых пацанов, и это помогает герою подружиться с ними.

Октябрина Михайловна вспомнила, как папа (только он тогда был еще не папа, а просто неизвестно кто) однажды пришел на день рождения к маме в костюме клоуна. Шел в нем прямо по улице, а потом показывал фокусы. В подъезде и во дворе. Все соседи вышли из своих квартир. Она говорит — было ужасно весело. Все смеялись и хлопали

Родители мальчика так и не сумели помириться: мама пытается устроить свою личную жизнь и уезжает в Швейцарию. Читатель догадывается, что этот выбор дается ей нелегко, и она сильно переживает. Но даже на прощание разговора по душам с сыном не получается.

Читатель не знает, как сложится судьба главного героя, но хочется верить, что уроки жизни Октябрины Михайловны останутся с ним навсегда.

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Совершенствовать навыки работы в группах.

Воспитание позитивного отношения к жизни.

Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:

Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны.
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять …

Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать …

Разочаруюсь в вас…

Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души. Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!

Несколько слов о самом авторе.

Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. После этого

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской

Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую

Диссертацию по английской литературе.

Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.

Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,

итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах

современной русской литературы в МГУ, Литинституте.

Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное

для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к

действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни

сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она

есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –

вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.

Выявление первичного восприятия рассказа.

— Какое ваше первое впечатление от произведения?

(непривычная форма повествования дневниковые записи)

— Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?

(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)

— Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?

— О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?

— проблема взаимоотношений родителей и детей;

— проблема одиночества среди людей;

— проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;

— проблема поиска себя;

Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.

Выступления учащихся, составление таблицы:

Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников)

«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…)

Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?

1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.

3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.

5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.

— Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)

6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.

— Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?

7. Домашнее задание.

Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…

Геласимов. Нежный возраст

Первое впечатление по прочтении рассказа – каюк.А вспомнив всё…

Зачем дневник и неклассический психологизм

Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это подсознание в первую очередь.

«14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское)

Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду».

При перечитывании его взрослому понятно, что время дня указано не зря. После какого-то размышления «я»-повествователь «решил». Даже вероятнее, что он сам не сознает, что его тянет к музыке юношеский идеализм, все больше приходящий в столкновение с грубой жизнью. Следующая «запись» уже явно показывает взрослому читателю, что так и есть.

«15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка».

Парню невдомек, что работает подсознательный механизм вытеснения стыдного из жизни и сознания.

И так можно пройтись по всему рассказу и видеть подобные ситуации.

Минус-приемом все время оказывается ненапечатанное, взрослое сознание, наше, читательское, для которого «я»-повествователь прозрачен, как стеклышко, ибо все это мы знаем по себе или по своим сверстникам. И мы знаем будущее этого «я». Нормальный человек будет.

А чтоб «ему» (не нам) будущее было не известно, применена форма дневника. «Он» записывает только то, что было. Предположений о предстоящем он не фиксирует.

И автор бросает героя «в минуту, злую для него». Как Пушкин Онегина.

Только реалист Пушкин (еще и этим) хотел (без пессимизма) сказать, что жизнь не поддается обустройству в соответствии с идеальными намерениями. А Геласимов… Из-за того, что читатель прозревает, в общем-то, итоговую нормальность героя, автор тут скорее нормативщик, так сказать, по сравнению с Пушкиным 1830-го года. Причем у Геласимова оптимизм и нормативизм касаются и нынешней судьбы России, постперестроечные несчастья которой прекрасно просвечивают сквозь жизнь маленького ее гражданина.

На такое впечатление работает и тот факт, что при каждом столкновении героя с жизнью пусть и не практически, но нравственно побеждает его юношеский идеализм. Это постоянство (еще и Семенов такой же, и высокий Андрей – прямо морально-политическое единство внуков с бабушкой, Октябриной Михайловной) могло б отдавать пошлостью, но оно стоит на заднем плане. А на переднем – столкновение противоречий: подсознания мальчика и имеющегося в виду сознания взрослого. На переднем плане вкусная такая художественность.

Да еще и кончается рассказ жутко. Сообщив о смерти Октябрины Михайловны, «я» прекращает ведение дневника. Больше он не будет им спасться от неприятностей, как бы выделяя их себя написанием. Дальше будет что-то принципиальное не то, что было. – Что?

Тут очень далеко от пошлости.

Есть такие математические объекты – странные аттракторы. Они описываются дифференциальными уравнениями. Т.е. все происходит причинно при такой переменной, как время. И вдруг, с какого-то момента, решение этой системы дифференциальных уравнений становится хаотическим, непредсказуемо скачет. Как погоду нельзя предсказать. Как кометы существуют такие, траекторию которых нельзя вычислить. Некоторые заговорили о конце причинности как камня в фундаменте мира. А на самом деле странный аттрактор не совершенно черт-те куда скачет, а — в своей области определения. Как погода – в климате данной местности.

В связи с этим всем вспоминается определение Натева о специфической (больше ничем не исполняемой) функции искусства: непосредственное и непринужденное испытание сокровенного мироотношение человека с целью совершенствования человечества.

Кого-то какое-то произведение может и сломать. Но человечество только закаляется от такого шарахания то в огонь, то в воду (противочувствия от противоречивых элементов).

Читайте также:

      

  • Сочинение 15 3 на тему красота
  •   

  • Вывод герой нашего времени сочинение
  •   

  • Сочинение описание человека по фотографии план
  •   

  • Памятник история транспорта тольятти сочинение
  •   

  • Сочинение 120 150 слов

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу А.Геласимова «Нежный возраст»

Тема урока: Кто может нас понять?

Родионова Нина Александровна, учитель

русского языка и литературы,

МОУ Тоншаевская средняя школа,

р.п. Тоншаево, Нижегородская область

Цели:

Познакомить учащихся с рассказом А.Геласимова «Нежный возраст».

Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Совершенствовать навыки работы в группах.

Воспитание позитивного отношения к жизни.

Ход урока

Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:

Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны!!!
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять

Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать

Разочаруюсь в вас…

Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души!!! Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!

Так вот и герой произведения, с которым мы будем знакомиться на уроке, также ждет понимания со стороны родителей. Так и определим тему нашего урока: «Кто может нас понять?»

Рассказ Андрея Геласимова называется «Нежный возраст».

Несколько слов о самом авторе.

Краткая справка о писателе (индивидуальное сообщение) + портрет

Андрей Валерьевич Геласимов — автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе, романов «Год обмана» и «Рахиль».

Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет

иностранных языков Якутского государственного университета. После этого

учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской

Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в

Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую

Диссертацию по английской литературе.

Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.

В 2001 г. в журнале «Октябрь» был опубликован первый рассказ А.

Геласимова «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов постоянный автор этого журнала: повесть «Жажда», роман «Рахиль», рассказы. Некоторые из его произведений вышли отдельными изданиями: «Жажда. Фокс Малдер похож на свинью», «Один год», «Рахиль».

Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,

итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах

современной русской литературы в МГУ, Литинституте.

Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное

для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к

действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни

сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она

есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –

вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.

Выявление первичного восприятия рассказа.

— Какое ваше первое впечатление от произведения?

(непривычная форма повествования дневниковые записи)

— Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?

— Почему рассказ называется «Нежный возраст»? Какой это возраст?

— Подберите синонимы к слову «нежный».

(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)

— Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?

— О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?

— проблема взаимоотношений родителей и детей;

— проблема одиночества среди людей;

— проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;

— проблема поиска себя;

— проблема любви.

Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.

Выступления учащихся, составление таблицы:

1 группа

Родители

«Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь».

2 группа

учителя

«Учителей надо разгонять палкой»

3 группа

одноклассники

«в школе одни дебилы»

4 группа

Семенов

«как бы не друг»

5 группа

Антон Стрельников

«придурок»

6 группа

Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников)

«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…)

7 группа

Октябрина Михайловна

Бывший директор музыкальной школы. Сначала называет «старухой», а затем она становится единственным близким ему человеком.

Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?

1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.

2. Меняется его отношение к окружающему миру, меняется он сам. (Учащиеся доказывают). В начале  рассказа  агрессивен (« берешь автомат и стреляешь в лоб. Одиночным выстрелом»), его все «достали».  Действительно ли он такой жестокий? Может быть, только внешне? Затем мы видим: помогает Октябрине Михайловне, так как «ей трудно, ее жалко»; смотрит фильм, так как не хочет ее обманывать; тонко чувствует родителей; меняет  отношение к Семенову.

3. Меняется речь героя.  В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.

5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.

— Почему фильм «Римские каникулы» с Одри Хепберн и актриса сама производят необъяснимое впечатление на героя? (это что-то светлое, доброе, что спасало его от обыденности жизни).

— Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)

6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.

— Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?

7. Домашнее задание.

Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…

Варианты на выбор учащихся:

1. Напишите сочинение – миниатюру «Кто может нас понять?»

2. Напишите продолжение дневника

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Гей рассказы экзамен
  • Гдз по физике 7 класс промежуточный экзамен сычев ответы тест
  • Гей порно на экзамене
  • Гдз по физике 7 класс промежуточный экзамен сычев взаимодействие тел масса сила ответы
  • Гегель сочинения т vii 1934

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии