вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Основные группы вводных слов«, «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“, “Синтаксический разбор“, вернуться на главную
Вводное ЗНАЧИТ = следовательно: Экзамен будет сложным. Значит, нужно серьёзно к нему готовиться.
Не вводное ЗНАЧИТ = означает: Это письмо значит для меня очень многое.
Вводное НАКОНЕЦ = и еще: Дождь зашуршал по крыше, перешёл через дорогу, ударил по ступеням и, наконец, стал набирать силу.
Не вводное НАКОНЕЦ = наконец(-то): Часы внизу долго шипели и наконец пробили два медных удара.
Вводное ВООБЩЕ = вообще говоря: Вообще, хотелось бы узнать, что произошло.
ВООБЩЕ в других значениях: Он вообще отказывается говорить.
Примечание. Как и слово вообще, слова собственно, вернее, точнее, скорее являются вводными, если после них можно подставить слово говоря.
К вводному нельзя задать вопрос, можно заменить другим вводным: Цех, возможно (=наверное), уже реорганизован.Врач, может быть (=наверное), сегодня не придёт.Таким образом (=итак), конфликт был благополучно разрешён.К концу гонки скорость не снижалась, а, наоборот, увеличивалась.
Не вводное можно заменить аналогичным членом предложения: Цех возможно (нельзя)реорганизовать. Врач может быть (находится) у себя в кабинете. Таким образом (так) плыть по бурлящей реке было опасно. Он делал всё наоборот (неправильно).
Примечание. Не являются вводными словами и не выделяются запятыми слова:
буквально, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, исключительно, именно, как бы, как раз, между тем, почти, приблизительно, примерно, притом, причём, решительно (это частицы и наречия).
- При сочетании двух вводных слов они разделяются запятыми по основному правилу, то есть выделяется каждое. К счастью, по-моему, я знаю правильное решение задачи. Во-первых, видите ли, я никогда не был в Париже.
- Если вводное слово или словосочетание стоит в начале или в конце уже обособленного оборота, запятая не ставится; в середине оборота вводное слово выделяется с двух сторон по общему правилу. Он пришел домой поздно, по-видимому после полуночи. Мимо прошел мой сосед, не заметивший, по-видимому, меня.
- Вводное слово в начале состава обособленного оборота не отделяется от него;
выделяется вводное слово, если стоит между двумя членами предложения (например, между двумя неоднородными определениями). Он подарил мне свою новую книгу, вероятно только что опубликованную и еще не появившуюся в продаже. Мы приготовили ей в подарок набор красивых, кажется, французских бокалов.
- Вводное слово, если стоит после сочинительного союза в ССП, выделяется запятыми. Все чемоданы уже собраны, и, вероятно, завтра мы сможем не торопиться.
- Если в начале предложения после союза «и», «а», «но» стоит вводное слово, оно от союза не отделяется. Но конечно, ты должен больше работать над собой.
- Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, на месте пропущенного члена вводной конструкции и запятой ставят тире. Я, с одной стороны, хочу купить это платье, а с другой – денег жалко.
- Если вводное слово стоит после тире, перед тире не ставится запятая;
если перед тире окажется обособленный оборот или придаточное предложение, то тире ставится после запятой. Во дворе, за домом, на улице – словом, везде лежит снег.
У Маши, у Гали, у Кати, которая учится в десятом классе, — словом, у всех моих подруг есть собаки.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Вводные конструкции
Тест на туму Вводные слова
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Пунктуационный разбор“, перейти на стр. «Пунктуация в таблицах«, “Перечень пунктограмм“, “Синтаксический разбор“, вернуться на главную
Тема «Вводные слова» при подготовке к ЦТ
Несмотря на то что на первый взгляд тема «Знаки препинания в предложениях с вводными словами» не вызывает особых затруднений у абитуриентов, процент выполнения заданий на данную пунктограмму не повышается. Следовательно, обойти эту тему в курсе русского языка никак нельзя.
Часто абитуриент справляется с заданием на вводные слова, но допускает ошибку в другом тестовом задании, где необходимо указать предложения с обособленными членами предложения, забывая о том, что вводные слова выделяются (обосабливаются) в предложении, но членами предложения не являются (впрочем, как и обращения).
Напомним основные группы вводных слов и словосочетаний:
1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением (к удивлению, к стыду, как нарочно, к счастью, к радости, к сожалению и др.);
2) вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.п.) — безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, в самом деле подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.
3) вводные слова и сочетания, указывающие на связь мыслей, последовательность их изложения (итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.);
4) вводные слова и сочетания, указывающие на приёмы и способы оформления мыслей (словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.).
Следует обратить внимание, что слова вернее, точнее, скорее являются вводными, если после них можно добавить слово «говоря»: Я узнавал всё больше хуторян, привыкал к местному говору или, вернее сказать, особенностям донского края в целом.
5) вводные слова и сочетания, указывающие на источник сообщения (на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, говорят, сообщают, передают, по словам… , по сведениям… , по сообщению… , по мнению… , по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, слышно, дескать, мол и др.
Обратите внимание, что не являются вводными слова и сочетания: по постановлению… , по распоряжению… , по замыслу…по традиции, по совету… , по указанию… , по требованию… , по решению… и др.
Например: По совету бабушки я всё же оставила Лёньку в покое. По указанию свыше все подверглись проверке.
6) вводные слова и сочетания, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое от ношение к излагаемым мыслям, приводимым фактам и т. д.: пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, из вините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.;
7) вводные слова и сочетания, указывающие оценку меры того, о чём говорится (по крайней мере, без преувеличений, самое большее, самое меньшее и др.);
вводные слова и сочетания, показывающие степень обычности того, о чем говорится (случалось, по обыкновению, по обычаю, бывает, бывало, случается и др.);
9) вводные слова и сочетания, выражающие экспрессивность высказывания (по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.).
Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.
Разную роль могут выполнять слова и сочетания слов бывало, верно, главным образом, однако, кстати, наконец, наоборот, в конце концов, таким образом, действительно, может быть, по крайней мере, по сути, по меньшей мере, с тонки зрения, с одной стороны, с другой стороны, значит, конечно, в самом деле и др.
Ср.: Может быть, весна будет ранняя в этом году. — В ней было столько грации, сколько её может быть только в настоящей балерине.
Придёт, бывало, и давай нас поучать да ругать. — С Димкой бывало у деда много хлопот и проблем.
Ася совсем не была готова к сдаче экзаменов и, таким образом, виновата была сама. — Таким образом и надо было поступить.
Должно быть, лёд на реке тронется к утру. — Дыхание должно быть ровным.
Что ты, в самом деле, придумываешь! — Ты считаешь, что он в самом деле настоящий герой?
Большая часть таких слов в сравнении представлена в таблице.
ВВОДНЫЕ СЛОВА
РАЗЛИЧАЙ вводные слова и члены предложения!!!
Вводные слова !!! К ним нельзя поставить вопрос; можно удалить из предложения, не изменяя его структуры; можно заменить синонимом или близким по смыслу словосочетанием. |
Члены предложения !!! К ним можно поставить вопрос; нельзя удалить из предложения, не нарушая структуры и смысла. |
1) Он и плотник, и кузнец, и мореплаватель, и, наконец, академик (при перечислении). Да замолчите вы, наконец. Поведение его становится, наконец, нетерпимым. 2) Мы, кажется, заблудились. 3) Буря, однако, стихла. Буря стихла, однако. 4) Весной, возможно, будет наводнение. 5) Я, очевидно, всё же поговорю с ним. 6) Он, пожалуй, был лет двадцати. 7) Мы, бывало, жутко ругались. 9) Видно, вам не стоит приходить сюда. 10) Да, кстати, здесь о том два слова… 11) Вообще, нужно было давно это сделать. Мне, вообще, это кажется странным. 12) Ты скажи, в конце концов, почему ты опоздал? 13) Собираясь на охоту, я, естественно, поинтересовался климатом в тайге. 14) Таким образом, все вы пришли к единому мнению, что и требовалось доказать. 15) Вы, должно быть (=наверное), строгий судья! 16) Надо дописать сочинение и, главное, вовремя сдать его. 17) Это предложение не озадачило, а, напротив, развеселило его. 18) Факты не успокоили командира, а, наоборот, вселили тревогу. 19) Я, право, в отчаянье… 20) Да ты, никак, перечить вздумала? 21) Словом, все разом притихли. 22) Пустое слово не согреет, и, к примеру, от него теплей не станет. 23) Человек, видимо, заметил меня. 24) Верно, мало для счастья надо. 25) Да ты, никак, учить меня вздумал? 26) В планах было дойти до перевала к рассвету, но, похоже, нам это было не по силам. |
1) Все долго ждали, и наконец выставка открылась (=наконец-то, в конце концов, в итоге, после всего). Наконец пошёл долгожданный дождь. 2) Задача кажется трудной (СИС). 3) Буря стихла, однако (=но, союз) дождь не прекратился. Однако (=но) буря стихла. 4) Весной возможно (СИС)наводнение. 5) Очевидно, что его задело это замечание. (СПП, гл. часть «очевидно» — безл.предл.) 6) Пожалуй (=»дай») мне грамоту. 7) Бывало и не такое. 9) Здесь плохо видно. 10) Заметьте кстати: все поэты любви мечтательной друзья. 11) Вообще это верно, но в данном случае это не так. Он вообще (=совсем) не хочет жениться. 12. В конце концов (в результате) мы согласились. 13. Естественно (как?) и просто он перешёл к предмету спора. 14) Поступив таким образом (как?), вы добьётесь результата. 15) Слово должно быть выражением правды. (СИС) 16) Главное и самое важное свершилось. 17) Илья сел (напротив кого?) напротив (предлог) приятеля. Илья сел (где?) напротив (наречие). 18) Как бы не вышло (как?) наоборот! 19) Кто дал вам право кричать? 20) Он никак не мог понять её. 21) Словом можно убить. 22) Обратимся (к чему?) к примеру, решённому ранее. 23) Нос всё-таки (как?) видимо вспух и покраснел. 24) Пёс верно служил ему. 25) Я никак не могла осилить эту теорему. 26) Здание было похоже на церковь. Похоже дитя на отца своего. |
Особую трудность представляет пунктуация при нескольких словах: наконец, однако, значит. Данные слова могут быть вводными и, следовательно, выделяться запятыми, а могут быть членами предложения. Необходимо различать эти грамматические омонимы, ежегодно встречающиеся в тестах по русскому языку на ЦТ.
-
Слово наконец является вводным, если подытоживает какое-либо перечисление явное (во-первых, во-вторых и, наконец,…) или скрытое (как итог нескольких событий): Рабочие в слободке валились с ног в конце смены: во-первых, норма выработки была немыслимой; во-вторых, перерыв хозяин сократил на нет и, наконец, удушающая жара в цеху. Он побывал в Китае, Индии, Северной Корее и, наконец, решил отправиться в Африку.
В качестве вводного слова наконец может подчеркивать резкую форму волеизъявления: Уйдешь ты, наконец! выражение крайней степени раздражения: Да замолчите вы, наконец! давать оценку факта с точки зрения говорящего: Поведение его становится, наконец, нетерпимым.
Наконец в качестве наречия в роли обстоятельства имеет значение «под конец», «напоследок», «в конце концов», «наконец-то» (спустя некоторое время, в результате потраченных усилий): Мы его долго ждали, и он наконец пришёл; Наконец лодка показалась на горизонте, и все стоявшие на берегу облегчённо вздохнули. Наконец услышала она долгожданное «мама», и слёзы радости брызнули из её глаз потоком.
Такое значение иногда бывает трудно отличить от значения итогового завершения чего-либо (во-первых, во-вторых, наконец). Показателем обстоятельственного значения может служить частица -то: Наконец-то приняли его в бригаду и даже выдали спецодежду. (Ср. невозможность подстановки -то при перечислении).
-
Если слово однако можно заменить но – перед нами противительный союз: Однако (=но) мы справились с поставленной задачей. Так хотелось не огорчаться по пустякам, однако(=но) на деле всё было иначе. (Противительный союз употребляется или в начале предложения, или в сложном предложении на стыке грамматических основ).
Слово однако выступает иногда в роли междометия и в таком случае отделяется запятой: Однако, какой вы проказник!
-
Для связи мыслей в предложениях используется слово «значит», которое можно заменить словом «следовательно». В таком случае это вводное слово: Если ты солгал, значит, тебе не будет уже веры. Молчишь, значит, чувствуешь свою неправоту. Если ты так говоришь, значит, ты и понятия не имеешь, что такое жизнь в тайге.
Если слово «значит» имеет значение означает – перед нами глагол, выступающий в роли сказуемого: Я понял сразу, что значит быть зависимым от разных непредвиденных обстоятельств. И тут ясно стало, что значит «не рой яму другому».
Важно помнить, что всегда ставится тире между подлежащим и сказуемым, если между нами есть слово значит: Изъять милосердие из человека – значит лишить человека одного из проявлений нравственности. Жить – значит бороться ежедневно с привычками, условностями, и даже характером.
Тренировочные упражнения
(в данных упражнениях необходимо расставить знаки препинания, обратив особое внимание на вводные слова, и дополнительно решить
орфографические задачи)
Упражнение 1
1. К сож…лению скоро обл…ка заволокли всё небо. Как нарочно к вечеру задул порыв…стый ветер. Плаванье ст…новилось однообразным и пр…знаюсь скучноватым. Жизнь наша повторяю опять пот…кла преж…ним порядком. Итак мы сн…лись с якоря. Одним скучно с…деть дома другие напротив любят это. А у него говорят пр…крас…ный дом. Телеграм…а лежала в пр…хожей а значит предназн…чалась мне. Он был даже рад случайно остат…ся наконец в од…ноч…стве. Когда телефон наконец затих ей уд…лось успокоит…ся и собрат…ся с мыслями.
2. …десь (на)верху всегда дул х…лодный ветер ст…кавш…й с ледн…ка на р…внину. Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше чем всюду. Вид…мо (н…)какая жизнь (н…)могла долго переносить дыхание пропасти. Ущелье напоминало камен…ую реку. К…залось какая(то) сила буш…вавшая …десь в (старо)давние времена вым…ла наружу рос…ыпи чугун…о(серных) скал. Сторона скалы обращён…ая к горам была п…крыта слоем ж…лтого налёта. Трава то(же) (н…)хотела …десь р…сти.
3. Бе…порядо…но нагр…мождён…ые валуны несколько отступили от края пропасти а может были кем(то) наро…но …броше…ны (в)низ. Они обр..зовали (н…)большую площадку. Её дальний край обрывался в без…ну. Оттуда (н…)торопливо клубясь выползал ж…лтоватый туман. Сквозь него виднелся (противо)положный берег такой(же) ск…листый и (н…)пр…ветл…вый и (н…)широкий подвес…ной мост.
4. (В)низу под мостом зияла ( н…)мере…ная глуб…на. (Н…)кто наверное по своей воле (н…)спускался туда и уж (н…)кто конеч…но (н…)смог(бы) поднят…ся обратно. А (с)верху смотрели горы вел…чавые р…внодушные в облач…ных шапках в голубоватых плащах (н…)кем (н..)потревожен…ых ледников.
Упражнение 2
1) Он н…верно устал ждать и уже бе…покойно поглядыва…т пр…слушива…т..ся (н…)появит..ся ли на пр…горк… дед верхом на коне.
2) Любоч…ка напротив была очень весела и говорила за обедом что она зна…т отлич…ный с…крет который однако она (н…)кому (н…)рас…каж…т.
3) Я др…мал но засыпать (н…)торопился зная какая длин…ая и покойная ноч… впереди сколь много ещё отдыху мне предстоит и стало быть какое бл…женство знать об этом и (н…)куда (н…)торопит…ся.
4) Он смотрел как навозный жук хлопотливо и усердно тащ…т куда(то) свой шар как паук как водится ра…кинув хитрую радужную сеть ст…р…жит мух как ящер…ца ра…крыв тупую мордоч…ку с…дит на со…нце бл…стя зелёными щитками своей спины.
5) Они хотели убедит…ся вероятно в том готов(ли) я выполнить столь опас…ное задание и одобр…в мой план спросили какое у меня настр…ение достаточ…но ли сер…езно я созн…ю какой опас…ности себя подв…ргаю и к ужасу своему пон…маю среди кого мне пр…дёт..ся жить и работать.
6) Машины бывало мчались рявкали с…гналами подг…няя друг друга и нельзя было понять то(ли) они дог…няют что(то) и (н…)как (н…)могут догнать то(ли) убегают от чего(то) и боят…ся что убежать (н…)смогут.
7) Он целый день по обыкновению возился с огородом и п…рниками и …ранж…реями и там было всё по слухам что только могут дать п…рники и …ранж…реи цветы и ягоды и фрукты и ранняя зелень.
Теперь Шуберт уже (н…)думал (н…) о настоящ…м (н…) о будущ…м (н…) о том что осталось (н…)доделан…ым и что пр…дстоит …делать (н…) о жизни которая вид…мо уже прошла (н…) о смерти которая в…роятно скоро наступ…т.
Упражнение 3
1. (По)его ув…рению (н…)которые пас…янсы требуют больш…й сообр…зительности и вн…мания однако играл он со всеми и всегда.
2. Выр…сла она на поч…ве предрас…удков и говорили была вскормлен…а предрас…удками что однако (н…)мешало ей быть в центре внимания.
3. Конечно студенты народ задорный но мес…ные быстро от них устали.
4. (Н…)знаю как у других профес…оров но по мнению больш…нства из уч…н…ого совета до защиты Егорову было ещ… далеко.
5. (Н…)разу (н…)получилось однако встретит…ся (н…)только с героем но даже просто с интересным человеком.
6. Все эти разговоры об изм…льчани… производят к сожалению на меня всякий раз такое вп…ч…тление как(будто) я (н…)чаян…о подслушал (н…)хороший разговор о своей дочер… которую к тому же очень люблю.
7. Я старик служу уже тридцать лет но (н…)замечаю однако (н…)измельчания (н…)отсутствия идеалов и как правило (н…)нуждаюсь в них.
8. Подобные (н…)достатки как(бы) много их (н…)было могут вероятно породить п…сс…мистическое настроение только в человеке мал…душном и ро…ком как считал сей муж учёный.
Упражнение 4
1.Вечером ложась в п…стель с т…ж…лой гол…вой и (по)минутн… вздраг…вая точ..но от вн…запных толч…ков он всё(таки) забывался довольно скоро бе…покойным нервным сном но просыпался за(долго) до рас…вета совсем ра…битый обе…силен…ый и как правило ра…др…ж…н…ый.
2.Говорят дома бл…жайш…й д…ревушки д…рев…я леса прот…нувш…гося тёмной лентой на г…р…зонт… поле в ч…рных и ж…лтых з…платах всё рисовал местный художник.
3.С другой стороны он обрадовался увид…в Нину ра…румян…н…ую быстрой ездой с возбуждён…ыми бл…стящими гл…зами.
4.Одним словом он отказывался ехать в Ивантеевку а это значит что поставки грузов будут сорван…ы.
5.Призраки казалось то перегоняли лошадей выр…стая до исп…линских размеров то вдруг падали на землю и быстро умен…шаясь и…ч…зали за спиной Боброва то заб…гали на (н…)сколько с…кунд в ч…щу и опять внезапно появлялись около самой пролётки то сдв…гались тесными р…дами и покач…вались и вздраг…вали очевидно переш…птываясь о ч…м(то) между собою.
Тренировочный тест
А1. Вводные слова — это:
1. Слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;
2. слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.
А2.Какое значение имеет вводное слово «действительно»?
1.порядок мыслей; 2. различные чувства; 3. большая степень уверенности;
4. меньшая степень уверенности; 5. источник сообщения.
А3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:
1. к удивлению; 2. возможно; 3. конечно; 4. по-моему; 5. итак.
А4. Являются ли вводные слова членами предложения:
1. да; 2. нет.
А5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:
1. Мне кажется, что к вечеру выглянет солнце.
2. Кажется, скоро пойдёт дождь.
3. Он не такой, каким кажется.
А6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:
1. Шторм, по словам старожилов, — страшное зрелище.
2. Шторм, как говорят старожилы, — страшное зрелище.
3. Старожилы говорят, что шторм — страшное зрелище.
А7. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. В пути нас однако ожидали неприятные сюрпризы.
2. Тренер вряд ли бы мог сделать это ещё раз.
3. Она кажется стремилась достичь невозможного.
4. По мнению дирекции данное решение будет единственно верным.
-
Отрицательное воздействие экологических факторов на здоровье человека несомненно.
А8. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) НЕ являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
-
Понимая огромность своего дарования Маяковский однако стремился всегда находиться в «буче жизни».
-
А коли этого нет то значит нет и ничего.
-
Некоторые прогнозы поэта кажутся сейчас наивными однако они не теряют своего обаяния.
-
С одной стороны располагались безмолвные горы с другой шумело тёплое море.
-
Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду даже в воздухе чувствовалось приближение осени.
А9. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. Но не высказывалось очевидно то что он хотел сказать.
2. В седьмом часу как обычно всех пригласили к чаю.
3. Вечер вдруг мягко меняет краски всё больше сливаясь с воцаряющейся лунной ночью.
4. В клубе уже было полным-полно народу однако собрание не начинали ждали важного гостя.
5. Он едва ли мог различить очертания уходящих вдаль кораблей.
А10. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. Капитан к большому сожалению стрелял не очень хорошо.
2. Канонада стала слабее однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще.
3. И вот наконец ночью бурые дождливые облака иссякли.
4. По-моему это был рассказ ни о чём.
5. Для меня очевидно что за два месяца подготовиться к такому испытанию невозможно.
А11.Знаки препинания расставлены правильно в предложениях с вводными словами:
1. Женщина, как правило, питает искреннее отвращение к лести, особенно, по отношению к другой женщине.
2. Во-первых, из-за танцев негде было играть в карты, а во-вторых, он терпеть не мог духовой музыки.
3. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком, и я к ужасу своему продвигался с трудом.
4. Всё должно быть, тихо, мой Свет, ни в одном окне не оставь огня для тех, кого рядом нет, и не жди покоя, как водится, от чужих.
5. Не верьте банальной фразе, которую, разумеется, придумали ленивые циники — женщина всегда любит только своей душой, а не ушами.
А12. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. Например свинец в выхлопных газах плохо растворяется в морской воде.
2. К сожалению за многие годы человечество свыклось с загрязнением воды.
3. Массовая гибель лесов может быть связана с осушением болот.
4. Проблема загрязнения воды по сведениям из древней мифологии стара как мир.
5. Установлены наконец предельно допустимые концентрации ядовитых веществ в воде.
А13. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания)
НЕ являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. Она была несомненно человеком имевшим беспощадную требовательность к себе и людям.
2. Покататься на лодке пришла Женя на радость удивив всех нас.
3. Вероятно что мы уважали её целеустремленность и деловитость.
4. Однако отступив от обычного строгого распорядка она уговаривала нас ехать.
5. Первое значение очевидно на второе указывает данная в примере строфа.
А14. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях с вводными словами:
1. Мало кто, вероятно, по-настоящему знал Рахманинова — он сближался с трудом, открывался немногим.
2. Причиной болезненного состояния моей птички были кедровые орешки: она питалась ими всю зиму и скорее всего от этого ожирела.
3. Там правда, не выращивались розы, да и Гомер туда не заходил…
4. Листья всё падали и падали, и этому казалось, не будет конца.
5. Есть люди, с которыми, однако, следует считаться.
А15. Знаки препинания расставлены НЕправильно в предложениях с вводными словами:
1. Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше, очевидно, не будет на неё садиться.
2. Вероятно мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный непонятно чем.
3. Корабли жёлтых листьев плывут по лужам, ты, конечно, кому-то нужен.
4. В первой же комнате аукциона они увидели то, что, несомненно, повергло их в шоковое состояние.
5. Возможно всему виной его беспощадная громкость ко мне, молчащей, ко мне, потерявшей крылья, ко мне, земной.
А16. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях с вводными словами:
1. Мы добавляем года к человеческой жизни, но к сожалению, не добавляем жизни к годам.
2. Запомните и говорите «люблю тебя» своим любимым, но, пожалуй, сначала действительно это почувствуйте.
3. Вот, на мой взгляд, два самых больших открытия человечества: книгопечатание, которое способствует распространению книги, и телевидение, которое отрывает человека от чтения.
4. Первое открытие, как правило всегда заключается в том, что есть вещи, которые стоит открывать.
5. Максим Горький, говорят, читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
А17. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) НЕ являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1.Может быть в один прекрасный день ум поможет нам соорудить какой-то новый мир но постичь данный никогда!
2.Поцеловать руку прекрасной незнакомке естественно!
3.Вначале поведение лесника казалось мне странным.
4.Природа по-видимому мудро позаботилась чтобы человеческие глупости были преходящими книги же увековечивают их.
5. Пожалуй жизнь измеряется не числом вдохов-выдохов а моментами когда захватывает дух!
А15. Знаки препинания расставлены НЕправильно в предложениях с вводными словами:
1. Мне кажется, дорогой, что головы самых великих людей тупеют, когда они соберутся вместе, и что там, на мой взгляд, где больше всего мудрецов, меньше всего мудрости.
2. Чистая математика – это такой предмет, где мы не знаем, о чём мы говорим, и не знаем, наверняка, истинно ли то, что мы говорим.
3. Природа, как водится подобна женщине, которая любит наряжаться и которая, показывая из-под своих нарядов то одну часть тела, то другую, подаёт своим настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать её когда-нибудь всю.
4. Наконец-то, мы просто и честно молчим об этом.
5. Знаем, как выжить, конечно же, но не знаем, как жить.
А19. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1. Неуч вероятно никогда не признает преимущество человека образованного.
2. Сомневаться во всём как водится могут люди уверенные в себе.
3. Мысли философа как правило словно звёзды они не дают света потому что слишком возвышенны.
4. К радости моей вижу всех своих родных и близких.
5. Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец.
А20. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
-
Говорят не повезет если чёрный кот дорогу перейдет.
-
Загадка эта однако должна была очень скоро разрешиться.
-
Наконец мы покидаем Новый бульвар и выходим на площадь.
-
Деревня казалось еще спала несмотря на позднее утро.
-
К её радости в комнате появился первый посетитель.
А21. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) НЕ являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
-
Поезд отходит кажется в три часа.
-
Казалось что этот его рассказ никогда не закончится.
-
Я признаться не люблю тех кто умеет оскорбляться презирать и прочее.
-
Она ведь была женщиной красивой и умной.
-
Чемодан со всеми вещами очевидно всё ещё оставался в багажном отделении.
А22. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
-
Наконец стали известны результаты ЦТ по русскому языку.
-
Иногда кажется что закат похож на пожар.
-
Трудно будет я думаю привыкать к новому режиму работы.
-
К своему стыду я не знаю эти темы.
-
Буря утихла однако море всё ещё оставалось агрессивным и пугающим.
Вводное |
пример |
не |
пример |
1. — — |
Можно, |
Наконец Можно |
Наконец |
2. |
Мне, |
Вообще |
Он |
3.Однако |
Он, |
Однако Стоит |
Тема Канонада |
4.Значит |
Облако |
Значит |
Что |
5. |
Да |
В |
Они ли |
6. |
Я, |
Во |
Во |
7. |
Чтобы читать |
Главным |
Он |
III.
Примечание:
1.
Не являются вводными словами
авось, бишь,
буквально, будто, вот, ведь, вдобавок, в
довершение, вряд ли, вдруг, всё-таки,
даже, едва, едва ли, словно, именно, как
раз, как бы, как будто, исключительно,
обязательно, к тому же, между тем, вроде,
якобы, причём, почти, именно, иногда,
небось, тем не менее, приблизительно, в
конечном счете, примерно, решительно,
якобы, притом, никак, поистине, поэтому,
просто, по решению, по предложению, по
постановлению.
2. Если
слова например,
в частности, главным образом, допустим,
положим, скажем и
т.п. стоят в начале уточняющего или
присоединительного оборота, то они
выделяются вместе с оборотом, т.е. после
них никакого
знака не ставится.
Сравните:
Он, например,
охотно
читает фантастику.
Работа может быть
представлена в ближайшее время, например
завтра.
3.
Союз А
(реже НО)
не отделяется запятой от последующего
вводного слова, если образует с ним одно
целое: а
значит, а впрочем, а следовательно, а
во-вторых, а во-вторых, но стало быть и
т.д.
Например:
Несчастье нисколько
его не изменило, а
напротив,
он стал ещё крепче и энергичнее.
Жизнь Никиты не
была постоянным
праздником,
а, напротив,
была
неперестающей
службой.
4.
После других союзов запятая перед
вводным словом ставится.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ТОП речевых ошибок в сочинении ЕГЭ
Сочинение ЕГЭ 2023 на 24 балла
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Пособие «Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ»
300+ аргументов к итоговому
Навигатор-ЕГЭ 2023. Сочинение
Интерактивный чек-лист
Навигатор-ЕГЭ 2023. Тест
Интерактивный чек-лист
Учимся формулировать
проблему, комментарий, авторскую позицию, обоснование
Исключения и трудности ЕГЭ
ИСКЛЮЧИТЬ/ЗАМЕНИТЬ
300+ заданий 6 ЕГЭ
200+ аргументов для сочинения ОГЭ
ОГЭ-навигатор 2023
Чек-лист подготовки к ОГЭ по русскому языку 2023
СКИДКА
1000 НАРЕЧИЙ
Слитно, раздельно, через дефис
Проверка сочинения ЕГЭ
Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория и практика. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
- Пособия для подготовки к ЕГЭ от РУСТЬЮТОРС
Содержание:
Задание 18 проверяет знания по теме «Обособление конструкций, грамматически не связанных с членами предложения», а именно:
- Запятая при вводных словах и словосочетаниях
- Запятая при обращении.
1. Сделайте синтаксический разбор предложения (определите главные и второстепенные предложения).
2. Найдите вводные слова или обращения: чтобы это сделать, нужно помнить, что они не являются членами предложения и не связаны с ними никакими связями. Чаще всего интуитивно это проверяется так: их можно убрать из предложения без искажения смысла.
3. Вспомните, что является вводным словом, а что не является. Если перед вами вводное слово/словосочетание, то обратите внимание на рядом стоящие союзы.
4. Если перед вами обращение, то важно помнить, что оно может состоять из нескольких слов, может повторяться: от этого зависит количество запятых.
5. Примените теорию, вспомните исключения по темам.
6. Запишите ответ в бланк.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)
Обращения – слова и сочетания слов, которые называют адресата речи (того, к кому или к чему обращаются с речью).
В предложении обращение (вместе со всеми относящимися к нему словами) выделяется ЗАПЯТЫМИ с двух сторон.
- Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.
Девочки и мальчики, сегодня мы идем на концерт.
- Если между обращениями нет союза И, то они отделяются запятой.
Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин.)
- Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение.
Дедушка, миленький, где ж ты был? (Распутин)
Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются.
Примеры: Так вот судьба твоих сынов, |
Междометие перед обращение отделяется запятой или восклицательным знаком.
Примеры: |
Междометие ЭЙ (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.
Пример:
— Эй, берегись! Устроишь замыкание!
Местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями | Местоимения ТЫ и ВЫ являются обращениями |
Чаще всего местоимения «ты» и «вы» НЕ являются обращениями, обычно при них есть сказуемое.
Примеры: |
Примеры: Ну, вы! Вставайте… (М. Горький) Эй, вы, идите сюда! |
Вводными называются слова, словосочетания и предложения, с помощью которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.
Вводные слова не являются членами предложения (к ним нельзя задать вопрос), выделяются интонационно и пунктуационно.
По своему значению вводные слова делятся на несколько групп:
Группы | Примеры |
Чувства, эмоциональная оценка того, о чем сообщается. | как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению… |
Оценку достоверности сообщения, факта | без сомнения, безусловно, бесспорно, вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, возможно, действительно, должно быть, кажется, казалось, казалось бы, может быть, наверное, несомненно, очевидно, по-видимому, по сути (по сути дела), правда… |
Источник сообщения | говорят, думаю, известно, как говорили, как известно, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, по-моему, по преданию, по словам (чьим), по слухам, с точки зрения… |
Связь мыслей, последовательность их оформления | в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, во-первых, во-вторых (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, главное, главным образом, значит, итак, к примеру, кроме того, кстати, к слову сказать, наконец, например, напротив, одним словом, помимо этого, прежде всего, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом, тем не менее… |
Способ оформления мыслей | вернее, вообще говоря, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, можно сказать, наоборот, одним словом, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря… |
Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания | верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помните (ли), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), согласитесь… |
Степень обычности сообщаемого | бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось; |
Экспрессивный характер высказывания | кроме шуток, между нами, надо признаться, надо сказать, нечего сказать, по правде сказать, признаться, прямо скажем, сказать по совести, сказать, уверяю вас, честно говоря |
Оценка меры и степени | по меньшей мере, по крайней мере, самое большее, самое меньшее |
Слова и сочетания слов, которые не являются вводными словами и словосочетаниями, потому НЕ выделяются запятыми.
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.
Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам.
!!! Важно уметь отличать вводные слова от членов предложения и союзов, так как омонимия влияет на постановку знаков препинания.
Вводные слова | Омонимичные слова |
Несколько человек, ОДНАКО, осталось на месте. (В. Быков)
Слово ОДНАКО может быть вводным словом, если стоит в середине предложения. |
Данила петь умел, иной раз громко пел и переживательно, однако к хору не присоединился… (В. Астафьев)
Слово ОДНАКО может быть противительным союзом. В таком случае его можно заменить союзом но. |
Сделался он затем контр-адмиралом и, НАКОНЕЦ, полным адмиралом. (Д. Гранин) | Вовка смотрел на меня, смотрел и НАКОНЕЦ засмеялся. (А. Геласимов) |
Натворят, БЫВАЛО, такого, что волосы дыбом встают от самочинных действий. (А. Азольский) | За ужином все вели себя как ни в чём не БЫВАЛО и вполне мирно обсуждали практические детали переезда. (В. Белоусова) |
А как хорошо, ВЕРНО, как славно пройтись по городу в такой час! (В. Распутин) | Никто из конкистадоров Кортеса не мог ВЕРНО произнести названия этого города, но тем не менее он им нравился. (А. Геласимов) |
Он, КСТАТИ, мне так и не объяснил ничего. (А. Геласимов) | Это было КСТАТИ, как раз сегодня у меня было назначено свидание с корреспондентом западного агентства. (Н. Климонтович) |
Иногда, НАОБОРОТ, возникает имя, а за ним ничего не стоит. (Л. Улицкая) | Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем НАОБОРОТ. (Б. Екимов) |
Небо было низким и серым и, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, вовсю мутилось дождём, крошечные капли которого расшибались о стекло. (В. Пелевин) | Она ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не знала, что делать. (В. Токарева) |
Вот, ЗНАЧИТ, по ком моя Маруся все глаза выплакала! (А. Дорофеев) | Колюня не желал Родине зла, не понимал, что ЗНАЧИТ тоталитарная, и простодушно надеялся, что добра на всех хватит… (А.Варламов) |
С повышением ранга увеличивалось, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, количество картин на стенах, стекляшек на люстрах… (И. Грекова) | В Америке переводами занимаются ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ филологи. (С. Довлатов) |
А слава, В КОНЦЕ КОНЦОВ, ― дело наживное. (Г. Горин) | В КОНЦЕ КОНЦОВ он очутился на самом верху угловой башни, на которую недавно ещё смотрел с лужайки. (В. Быков) |
На перекрёсток этот выкатывается ещё несколько улиц с не запомнившимися названиями, ТАКИМ ОБРАЗОМ, получается что-то вроде площади. (В. Аксенов) | Приглашение было составлено ТАКИМ ОБРАЗОМ, что они могли ехать в любое время с июня по сентябрь. (Л. Улицкая) |
В четвёртый, МОЖЕТ БЫТЬ, раз пожав хозяину руку, гость ступил за порог… (В. Быков) | Ей не МОЖЕТ БЫТЬ шестьдесят три года. (А. Геласимов) |
В мои же дерзкие планы входит … дать почувствовать читателю атмосферу, в которой жили и творили Аркадий и Борис Стругацкие; дать Портрет эпохи, ПО СУТИ, нескольких эпох, формировавших их как писателей… (А. Скаландис) | И, входя в вагон метро, он с удовольствием думал о себе, что ведь ПО СУТИ он же умный деловой человек, не канцелярская пробка, и даже добрый человек… (А. Солженицын) |
Он часто брал меня с собой на свои триумфальные выступления, приглашая » в собственный вагон», что было для меня, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, комфортабельно, но с другой ― грызло моё честолюбие. (В. Катаев) | Они взяли её на руки и потащили к большому, обгоревшему С ОДНОЙ СТОРОНЫ дереву. (Л. Улицкая) |
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 18
Таблица по вводным словам
Разряд | Вводные слова |
1. Связь мыслей, последовательность изложения | Итак, следовательно, значит, напротив, наоборот, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кроме того, сверх того, прежде всего, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др. |
2. Приемы и способы оформления высказываемых мыслей: | Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется, собственно говоря, вообще говоря, вернее сказать, точнее сказать и др. |
3. Источник сообщаемого | Говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др. |
4. Призывы к собеседнику или к читателю | Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми(те), поверь(те), послушай(те), согласитесь, вообрази(те), представь(те) себе, извини(те), прости(те), веришь (ли), верите (ли), скажем, допустим, предположим, пожалуйста и др. |
5. Чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) | К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к досаде, к прискорбию, к сожалению, к удивлению, у изумлению, к ужасу, к стыду, на радость, на счастье, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, неровен час и др. |
6. Степень реальности (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.) | Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др. |
7. Оценка меры того, о чем говорится | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере |
8. Степень обычности сообщаемого | Бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению |
9. Экспрессивность высказывания | По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будет сказано, признаться, надо сказать, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано |
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Будто, вдруг, ведь, вот, в конечном счёте, вряд ли, едва ли, всё-таки, даже, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, по решению, по постановлению, по традиции, по-прежнему, практически, при всё желании, при всём при том, при случае, при этом, приблизительно, равным образом, словно, фактически, якобы, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, в довершение всего, в крайнем случае, в лучшем случае, в любом случае, в общем и целом, в основном, в особенности, в отдельных случаях, в противном случае, в результате, в связи с этим, в таком случае, в то же время, в целом, в этой связи, вдобавок, вместе с тем, во что бы то ни стало, впоследствии, вроде, вроде бы, зачастую, как максимум, на всякий случай, на крайний случай, наверняка, по возможности, по мере возможности, абсолютно.
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Таблица по вводным словам» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
09.03.2023
Задание 17. Как легко выполнить.
Вводные слова
Выполняя задание 18,нужно помнить, что вводные слова не являются членами предложения. Они выполняют лишь определённую роль, которая заключена в значениях этих слов: выражают чувства, степень уверенности, называют источник сообщения и т.д.Постоянно вспоминайте правила, группы вводных слов по значению, не путайте вводные слова со словами, которые никогда ими не бывают.
Как легко выполнить задание 18
-
Внимательно посмотрите, какие слова отмечены с двух сторон цифрами (или с одной стороны, если они стоят в начале или в конце предложения)
-
Вам необходимо определить, являются ли они вводными. Посмотрите на эти слова, вспомните, входят ли они в какую- то группу вводных слов, представленных в таблице. Очень важно понимать, что вводные слова используются для определённой цели. Если слова не входят в группы вводных слов по значению, то есть ничего из перечисленного не обозначают( источник сообщения, чувства, степень уверенности, не подводят итог сказанному, не помогают перечислять что-то и т.д.), то это обычные второстепенные члены предложения.
-
Многие используют такой способ проверки, как удаление предполагаемых вводных слов из текста. Если можно слова убрать, то они вводные.
Помните, что здесь очень легко ошибиться, ведь, в сущности, любой второстепенный член предложения тоже можно убрать из текста, так как основной смысл содержат главные члены.
Сравните:
Наступила долгожданная весна.
Наступила весна.
( Как видим, здесь тоже можно слово долгожданная убрать)
Рекомендую: не использовать данный способ проверки . Смотрите на значение слова. Запоминайте вводные слова. Их не так уж и много.
-
Не путайте вводные слова с членами предложения.
Запомните слова, которые могут быть и вводными словами ( в таком случае выделяются запятыми) , и членами предложения, то есть не вводными, поэтому запятыми не выделяются, к ним можно задать вопрос.
безусловно верно в довершение всего в конце концов во всяком случае возможно в конце концов вообще в самом деле в свою очередь в частности главным образом далее действительно должно быть значит |
кажется конечно между прочим может может быть наоборот например несомненно очевидно правда прежде всего по крайней мере потом соответственно с точки зрения (кого-то) таким образом |
-
Запомните слова, которые никогда не бывают вводными.
авось буквально будто ведь вдобавок в довершение вдруг в конечном счёте вот вряд ли всё-таки даже едва ли именно исключительно как будто как бы как раз |
к тому же между тем небось непременно обязательно по предложению ( кого-то) по постановлению ( кого-то) по решению ( кого-то) почти приблизительно примерно притом почти поэтому решительно словно только якобы |
-
Слово однако является вводным только тогда, когда стоит в середине или в конце предложения. Если же оно стоим в самом начале или соединяет два однородных члена, то это союз = но
Примеры
Мы не надеялись встретиться, однако встретились ( однако = но)
Однако было очень жаль расставаться ( однако = но)
Вы, однако, не объяснили причину опоздания (однако = вводное слово)
Пример выполнения задания 17 с комментарием
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
В утренний час мир (1)кажется(2)таким огромным и простым. Однако (3)ночью он(4)к сожалению ( 5) вдруг настолько суживается, (6) как будто (7) превращается в маленькую точку.
Комментарий
-
Кажется – это часть сказуемого ( кажется огромным и простым), поэтому не выделяется запятыми.
-
К сожалению – вводное слово, выражает чувства говорящего, выделяется запятыми.
-
Как будто – это союз, не является водным словом. Запятая 6 ставится потому, что это сложноподчинённое предложение.
Ответ: 456
Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна