Егэ вредно для здоровья

«Это всего лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти», – такие слова о ЕГЭ написаны в инструкции, которую перед каждым экзаменом учителя вслух зачитывают школьникам. И Насте, конечно, тоже прочитали эти слова.

Сидя на экзамене, Настя думала о том, что от его результатов зависит все ее будущее, и слова инструкции звучали формально, просто это, что должно было быть произнесено. Учителя вокруг тоже так не думали. Все понимали, что от ЕГЭ зависит слишком много. Для Насти это поступление в крупнейший медицинский вуз. 

Сейчас Настя учится на первом курсе Второго меда, но последствия ЕГЭ подорвали ее здоровье.

– После ЕГЭ я впала в депрессивное состояние, – рассказывает Настя. – Я наблюдала у себя кучу неприятных симптомов. Пошла к врачу, и он сказал, что теперь мне категорически запрещено сдавать экзамены.

Чем заболела Настя, или три способа подорвать здоровье на ЕГЭ

Настя

Врач поставил Насте редкий диагноз – «фобия экзаменов». Это реальное психосоматическое заболевание

В стрессовые моменты у Насти появляется тревожность, тревога перерастает в панику, сердце начинает биться слишком быстро, нарушается ритм.

Во время ЕГЭ первым Настя сдавала русский язык – с ним все было нормально. За русским шла химия, а с химией в 2020 году был большой скандал — задания в экзамене абсолютно не соответствовали пробникам и вариантам в книгах по подготовке к ЕГЭ, а некоторые оказались настолько сложными, что даже учителя не справлялись с ними.

В этот момент у Насти началась депрессия. Но оставался еще третий экзамен – биология.

— Когда я пришла на биологию, у меня уже была полная апатия, но при этом и тревожность. Я плохо спала до и после экзамена, очень переживала и плохо себя чувствовала. Пошла к врачу, и мне сказали, что у меня просто заболевание, включающее в себя комплекс вот этих симптомов, и что теперь мне противопоказано сдавать экзамены.

Но так как такую справку на экзамены не принесёшь, Насте прописали сильные успокоительные. Их нужно принимать задолго до экзаменов и продолжать ещё какое-то время после.

Случай Насти не самый плохой. Потому что существует гораздо худшая статистика. На период с конца мая по вторую половину июня приходится около 20 процентов всех подростковых суицидов. В этот же период, по данным журнала научных статей «Здоровье и образование в XXI веке», зафиксировано больше всего обращений в амбулаторно-поликлинические учреждения подростков с обострениями кожных и аллергических заболеваний. Авторы статьи связывают это в том числе с ЕГЭ и стрессом, который приносит экзамен.

Но неужели все жизненные испытания означают последствия, тяжёлые и неприятные для человека? И почему вокруг этих испытаний столько шума? Неужели ради высоких баллов и поступления в вуз мечты детям приходится жертвовать здоровьем, а то и жизнью?

Ангелина

Ангелина сдаёт экзамены в Плехановке и уже переходит на второй курс. Год назад, после ЕГЭ, у нее начался нейродермит – кожное заболевание, которое в разговорной речи называют «стрессом на коже».

Ангелина не сразу поняла, что это болезнь – просто начал чесаться локоть. Незаметно для себя она расчесала его до крови.

«Я ещё не подозревала, что это привычка от нервов, – говорит девушка. – Думала, может, я что-то не то ем, может, это аллергия, реакция на сладкое или жирное, пыталась поменять рацион, пыталась пить противоаллергенные».

Наступила осень, и только тогда Ангелина поняла, что нужно идти к врачу. Врач прописал таблетки и мазь, лечение помогло. Но через год проблема вернулась.

Юстина

Юстина получила сто баллов по обществознанию. Как призёр олимпиады по праву, она сдавала на ЕГЭ только один предмет. Но переживаний из-за этого только прибавилось.

«Я пошла, так сказать, ва-банк. Если бы я не набрала достаточно баллов и не подтвердила олимпиаду, я бы вовсе не смогла поступить в университет, ведь кроме обществознания я ничего не сдавала».

Накал был такой, что у Юстины случился гормональный сбой и начался нервный тик. Сейчас, уже на первом курсе юридической академии, Юстина поняла, почему это случилось.

Теперь на вопрос о том, в чём причина болезни, и Ангелина, и Юстина отвечают: нервы и стресс. Хотя у каждой из них стрессовая реакция запустилась по-разному. Ангелина начала переживать, когда экзамены перенесли из-за пандемии, а школа перешла на дистанционное обучение – не лучший формат для подготовки к ЕГЭ.

– Непросто обучать одновременно тридцать человек в дистанционном формате, – говорит Ангелина. – Такая обстановка и стала катализатором стресса, а стресс – катализатором болезни.

А на Юстину подействовало давление учителей.

– Учителя говорили: «Это экзамен, который определит вашу жизнь. Если вы не решите этот тест, или решите его, но не доберёте баллы, то не сдадите ЕГЭ. Если вы не сдадите ЕГЭ – не поступите в нормальный институт. Если не поступите в нормальный институт – не сможете никем стать!»

После таких слов Юстине было страшно. Школьный экзамен казался ей ужасным испытанием, центральным моментом жизни.

Когда Юстина получила свои 100 баллов, она решила, что они стоили всех переживаний. Но постепенно стала понимать, что ни один экзамен не стоит здоровья.

Почему учителя – тоже жертвы

Хотя детям кажется, что во всём виноваты учителя, однако учителя тоже считают себя жертвами.

– Мне кажется, что в таких последствиях виновата наша система образования, – говорит учитель английского одной из московских школ Надежда. – В 10-11 классах нужно изучать гораздо больше предметов, чем сдавать потом на ЕГЭ: не три-четыре, а семь-восемь предметов – и сразу встаёт вопрос приоритетов. Это, наверное, самая большая проблема, вызывающая стресс. Самые ответственные пытаются успеть всё, и, соответственно, загоняют себя очень сильно. Плюс ещё давление со стороны учителей и родителей, и ещё то, что экзамен – это лотерея. Молодые люди не всегда умеют посмотреть со стороны, а ведь жизнь на ЕГЭ не заканчивается, и они не станут лучше или хуже в зависимости от того, как они сдадут экзамен, их не будут больше или меньше любить после оглашения результатов, и даже успешность в жизни, как показывает практика, не зависит напрямую от того, как ты сдал экзамен. Но это довольно тяжело понять в 17-18 лет, да ещё и когда все вокруг на тебя очень давят.

… А ведь жизнь на ЕГЭ не заканчивается, и они (выпускники) не станут лучше или хуже в зависимости от того, как они сдадут экзамен…

Психолог Ольга Лобач считает, что дело не только в экзамене, но и в переходе из одного жизненного периода в другой. Пока выпускные и вступительные экзамены шли отдельно, этот переход воспринимался как более плавный. 

Выпускные в своей школе, со знакомыми учителями были «домашними» экзаменами и генеральной репетицией вступительных. Вступительные – открывали новую страницу в жизни. Но так или иначе – это всё равно ответственный момент.

Ольга Лобач связывает количество заболеваний и суицидов с тем, что в это время кардинально меняется сама жизнь: вчера подросток ещё ходил в школу, а завтра – уже поступил в институт и пошёл на работу.

– Переход достаточно жёсткий, и не все люди справляются, потому что нужно, чтобы человеку помогли войти в новый способ жить, – говорит психолог. – Если никто не помогает, а только говорят: «ну давайте сами быстренько», – то ощущение беспомощности, страх ошибок в разы увеличиваются. Естественно, появляется ощущение, что с тобой происходит что-то катастрофическое. Это первое. А второе – ну вообще-то ЕГЭ является единственным способом получить образование, а значит, и стратегию в жизни. И если этот способ единственный, и от него зависит вся ваша жизнь, то его значимость настолько возрастает, что это становится нагрузкой для психики. Я бы сказала, что ЕГЭ – это как бы такой фильтр, который разделяет людей по траекториям жизни. Как и любой фильтр, он предполагает, что пройдут не все. А значит, могут быть потери, это пугает, отсюда и дискомфорт.

Есть ли у ЕГЭ плюсы и в чём они состоят

При всех этих минусах у ЕГЭ есть и плюсы. Именно ЕГЭ дал возможность ребятам из отдалённых регионов поступать в столичные вузы, уравняв их в правах с ребятами из центральной России.

– ЕГЭ – это лучшее, что случилось с российским образованием за последние тридцать лет, – считает профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, социолог Даниил Александров. – До ЕГЭ вступительные экзамены проводил каждый вуз в отдельности, и это было ужасно для подавляющего числа абитуриентов, у которых не было блата. Раньше вы должны были выбрать один вуз, и если вас не брали в него, то вы вообще никуда не попадали в этом году.
Теперь представьте себе, что вы из далёкого городка на Севере, и вы хотите поступить в московский или петербургский вуз. Для этого вы должны поехать летом в Петербург и сдать там несколько экзаменов. Вы приезжаете с родителями, вам негде жить, вы должны снять квартиру, а это очень большие деньги. Потом вы приходите на экзамен, устный! Вас слушают на экзамене и говорят: «Да, вы, конечно, хорошо знаете предмет, но всё-таки не очень. Вы откуда к нам приехали? Наверно, вам лучше учиться в Архангельске». Это реальная история моей коллеги, выдающегося историка, которую завалили на экзамене в ЛГУ в первый год после школы.

Было ли что-то хуже ЕГЭ, и если да, то когда

У Даниила Александрова множество историй из других времён и другой жизни, когда у выпускников были совсем другие проблемы.

– Или вот еще пример, – рассказывает он. – В Петербурге есть три медицинских вуза. В давние времена в каждом из них на экзамене по биологии заваливали по-своему. У меня были знакомые репетиторы в советское время. И репетиторы специально готовили ребёнка к тому, на чём его будут заваливать в определённом медицинском. Я даже до сих пор помню, что, например, в одном вузе – не буду его называть – контрольный вопрос был: «Сколько эритроцитов в кубическом миллилитре крови?» Если вы не помните эту цифру, вам могут понизить оценку с пятёрки до четвёрки. Это абсолютно идиотский вопрос, который не имеет абсолютно никакого отношения к знанию биологии в целом. Мои знакомые репетиторы знали все такие детали, у них были отдельные тренировки на предмет «заваливаний» для конкретного вуза. А репетиторы стоили дорого.

– И конечно, поступление в вуз в таком режиме устных экзаменов было сильно связано с коррупцией, – продолжает Даниил Александров. – Потому что на устном экзамене завалить или хотя бы понизить оценку с пятёрки на четвёрку очень легко. Да и на письменном тоже можно немного понизить, для чего специально создавались задания с некоторой неопределённостью. В такой ситуации для людей талантливых из далёких мест поступление в столичный вуз, да и просто в любой далёкий вуз, было очень большим риском – родители вкладывают последние деньги в такую поездку, а ученика заваливают.

Когда наступил развал Советского Союза и начались жёсткие реформы 1990-х, люди обеднели настолько, что ребята из малых городов не решались ехать поступать в большие. 

В лучшем случае их семьи могли обеспечить им дорогу в ближайший вуз и жизнь в ближайшем городе, но не московский вуз и жизнь в столице.

– Случилось очень большое усиление неравенства, в том числе географического, — говорит Даниил Александров. – Но дальше – хуже. По сути, страна стала распадаться пространственно. Страна – это же не просто система управления из Кремля. Страна – это когда люди свободно ездят в разные города, связывая их в единое пространство. Закончил вуз в Москве – поехал работать во Владивостоке, и так далее, как это и принято во многих странах, где есть связность. У нас страна буквально стала распадаться на регионы, хотя это было незаметно.

ЕГЭ вернул единое образовательное пространство

ЕГЭ остановил все эти процессы. Теперь, благодаря ЕГЭ, люди могут сдать экзамены в любой точке страны, разослать документы в несколько вузов, выбрать себе по вкусу и по силам. ЕГЭ вернул единое образовательное пространство. Если его отменить, мы получим тот же самый медленный распад страны и абсолютно катастрофическое неравенство.

Но если ЕГЭ дал нам столько преимуществ, откуда тогда столько проблем?

– У нас сейчас нет альтернативы, – объясняет Даниил Александров, – и сравнить нервное состояние абитуриентов в разных системах поступления мы не можем. Так что нельзя строго научно показать, связаны с ЕГЭ проблемы со здоровьем у подростков или нет. Но можно серьёзно подумать и проанализировать разные ситуации. Начну я с одного примера. В моей молодости в Московском университете почти каждую сессию происходили самоубийства. Люди занимались ближе к сессии так интенсивно, боялись вылететь из МГУ до такой степени, что буквально сходили с ума и выпрыгивали из окон общежитий. Это мне рассказывал коллега-физиолог. Он же говорил мне, что срывы происходят во многом потому, что люди перегружают себя стимуляторами типа кофе. И это зависит не от той или иной формы экзамена, а от того, что в период интенсивной и ответственной работы человек сам перенапрягает себя. Если у вас лично и в семье усвоено отношение к экзаменам «умри, но сдай», у вас будет нервный срыв независимо от того, в какой форме экзамен. Да, конечно, выпускные экзамены, которые были раньше, были мягче, потому что это была своя школа, где, как говорится, и стены помогают. Сейчас у нас нет надежды на доброе отношение учителей, потому что ЕГЭ – экзамен внешний. Но в старой системе была двойная нагрузка: сперва надо сдать выпускные, а потом куда-то ехать и сдавать вступительные в обстановке еще более нервной, чем ЕГЭ. Сейчас у нас один только ЕГЭ, и стресса на самом деле меньше.

И здесь выяснилось, что социолог Даниил Александров считает переживания по поводу ЕГЭ преувеличенными. Потому что любые экзамены – стресс, но без них невозможно закончить школу и попасть в университет. Потому что когда ставки высоки – стресс гарантирован. И надо научиться с этим справляться.

Как тревога за будущее ребенка добавляет проблем ребенку

– Сейчас у нас в стране истерическое настроение по поводу будущего ребенка. Если у вас устойчивое государство социального благосостояния, как Швейцария или Голландия, то вообще мало кого беспокоит, кем будет ваш ребенок. Считается, что он будет тем, кем хочет. Если у вас такой настрой, а в стране стабильность, если вы знаете, что ваши дети никогда не будут голодать и всегда найдут себе дело по вкусу, то вы не заморачиваетесь о ЕГЭ и подобных вещах. Когда же у вас неустойчивая жизнь, как у нас в стране, когда вы думаете, что наша страна тяжёлая для неуспешных людей и если вы не будете очень успешны, не получите прекрасную особенную работу, то вас ждёт пенсия в 10 тысяч, на которую нельзя прожить, вы поневоле начнете нервничать. И эта нервозность вызовет резонанс. Все начнут друг с другом разговаривать, беспокоиться, и чем больше будет разговоров, тем больше беспокойства. Казалось бы, поговорили – успокоились. Нет, только больше нервничают. И возникает вот эта общая нервозность, которая, даже если вы уберёте ЕГЭ, я уверяю, никуда не уйдёт, а перекинется на рассказы о коррупции при поступлении. Если вернуть эту старую систему двойных экзаменов, то нервные родители будут мчаться в Москву, кричать, шуметь, писать в прокуратуру и делать ещё не знаю что. А дети будут абсолютно так же переживать, видя, как их родители сходят с ума.

В общем, как считает Даниил Александров, нервозность по отношению к ЕГЭ связана с желанием лучшего для своего ребёнка и страхом перед барьерами, которые стоят у него на пути. Но даже если ребёнок отлично сдал ЕГЭ, окончил престижный вуз, но не попал на хорошую работу, то родители будут и дальше боятся, что его жизнь не так сложится.

Почему ЕГЭ боятся в провинции и за что его ненавидят элиты

ЕГЭ – мощный механизм реализации амбиций для людей из провинциальных городов. И от этого там всё вдвойне нервно.

– Люди думают: мальчик плохо сдал ЕГЭ, он останется здесь, в городе, где нет работы? Это родителям страшно, — говорит Даниил Александров. – А москвичи страшно боятся, что приедут какие-то умненькие иногородние ребята и «отнимут это московское место у моего ребенка». В начале существования ЕГЭ против него протестовали в Петербурге и Москве именно те люди, у которых было ощущение, что «если бы вот не эти провинциалы с высоким результатом ЕГЭ, эти места в престижных вузах были бы местами их детей».

Даниил Александров изучал эти процессы как социолог и помнит, как известные люди выступали по телевидению и агитировали против ЕГЭ.

– Было понятно, почему они это говорят, – объясняет социолог. — Потому что без ЕГЭ у них была бы гарантия места в любом вузе – они ведь известные, а оттого и дети их – привилегированные, – а сейчас нет. Ребёночка анонимно проверят и выяснят, что ребёночек математики не знает. И низкие баллы воспринимаются просто как оскорбление, потому что они привыкли к привилегиям, а ЕГЭ эти привилегии разрушает.

Выходит, здесь нервничают все участники процесса. Те, у кого статус высокий, боятся этот статус потерять, потому что по блату больше нельзя. А те, кто хочет повысить статус, боятся, что им не удастся приподняться по социальной лестнице.

– Комфортно здесь только тем, кто вообще в эти игры не играет, – подытоживает Даниил Александров.

Почему Софа не волновалась, или три способа пережить ЕГЭ

Софа уже студентка. За ЕГЭ по трем предметам она получила 266 баллов, а это очень хороший результат по сравнению со средними баллами страны. При этом Софе удалось обойтись без особых потерь и теперь ей есть что посоветовать всем, кто планирует сдавать ЕГЭ.

Софа

– Я настроила себя так, что у меня получится сдать ЕГЭ на высокие баллы и что ничего невозможного нет, – говорит Софа. – Настрой играет важную роль. Я однажды встречалась с психологом перед экзаменами, это было в середине июня. Мы обсудили выбор вуза и пришли к тому, что это нормально, если у меня не получится что-то сдать на высокий балл. То есть она меня настроила так, что может быть не только высокий результат, но также и какой-то провал, и к этому нужно относиться спокойно, потому что из всех ситуаций есть выход.

Но оказалось, что на Софу хорошо повлияло и настроение ее родителей. Еще в сентябре у них был важный разговор, и родители сказали: «Мы ни за что не будем тебя ругать. Как сдашь – так и сдашь. Просто готовься, и даже если ты не сможешь поступить туда, куда хочешь, выход все равно есть, и все будет хорошо».

– Я успокоилась, и это правда мне дало какой-то позитивный настрой, – признаётся Софа.

А ещё Софа дала не самые очевидные, а оттого ценные, советы по борьбе со стрессом перед экзаменами.

– Я выписывала себе на листок позитивные фразы, аффирмации, и когда я, например, бегала на дорожке или каталась на велосипеде, это был как такой вид медитации в перерывах между подготовкой к экзаменам. Я ехала или бежала и просто повторяла эти фразы про себя. Плюс ещё есть разные дыхательные практики – техники дыхания, которые помогают снизить стресс и тревожность. Перед экзаменом по литературе уже в аудитории я просто сидела и спокойно дышала. Я отбросила все мысли, ни с кем в аудитории не разговаривала и просто спокойно проговаривала про себя, что всё будет хорошо, главное – не нервничать.

Ещё один совет от Софы – сократить общение с теми, кто распространяет панику. Потому что паника заразительна.

– Когда у нас в классном чате писали что-то вроде: «Вот, я не сдам ЕГЭ, всё будет плохо, меня родители выгонят из дома», – меня это очень расстраивало и угнетало. ЕГЭ на самом деле – не так страшен, как кажется. Но такое восприятие, конечно, приходит с опытом. Короче говоря, важно хорошо готовиться, позитивно настраивать себя и окружать себя правильными людьми!

ЕГЭ – просто средство достижения цели

А Юстина, чей опыт получился не таким безоблачным, хочет, чтобы школьники поняли, что не ЕГЭ всё решает в жизни.

– Я бы изменила отношение людей к ЕГЭ как к определяющему жизненному испытанию… огнём. Действительно, огнём. То есть, либо ты проходишь – и ты молодец, либо не проходишь – и всё плохо, ты станешь никем. Это абсолютно неверная, странная и непонятная для меня позиция людей, которые считают, что если человек сдал ЕГЭ на низкие баллы, то вся его жизнь пойдет наперекосяк. Нет, ЕГЭ – просто средство достижения цели. Да, для некоторых людей ЕГЭ определяет дальнейшую стратегию, но мне кажется, что он все же не стоит такого количества нервов, стресса, которые потом выливаются в проблемы со здоровьем.

Психолог Ольга Лобач тоже дает свой совет ребятам, которые сдают или будут сдавать ЕГЭ:

– Я могла бы посоветовать ребятам, которые заканчивают школу и сдают ЕГЭ, больше поддерживать друг друга, — говорит психолог Ольга Лобач. – Это будет гораздо лучше – не ждать, пока поддержат тебя, а помочь другому. Когда вы поддерживаете другого, вы чувствуете себя сильнее. И в ответ вас тоже поддержат. Очевидно, что надо больше спать, гулять, заниматься физкультурой, а неочевидно — поддерживайте друг друга. Это реально работает.

Когда вы поддерживаете другого, вы чувствуете себя сильнее.

Как бы то ни было, ЕГЭ надолго останется в жизни российских выпускников – устоявшуюся за двадцать лет систему изменить непросто. Зато можно и нужно поменять отношение к экзамену, помнить, что на нём жизнь не заканчивается, и видеть в нём не ужасы, а возможности. Скажем, не наказание, а возможность поступить в институт мечты.


На сегодня эта публикация уже заработала 29,55 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Чем опасно ЕГЭ для развития современного общества и личности человека

Современная система школьных экзаменов, известная всем под аббревиатурой ЕГЭ (единый государственный экзамен), вызывает огромное количество споров и недовольства со стороны родителей и самих учеников. Многие специалисты утверждают, что подобная экзаменационная система не только «отупляет» детей, но и отбивает у них желание учиться.

Что такое ЕГЭ?

Если вспомнить советское и постсоветское время, когда образование в стране считалось одним из лучших в мире, то сразу же возникает вопрос – а почему же сейчас по уровню образования наша страна с лидерской позиции переместилась в середину сотни, и занимает место в диапазоне от 50 до 60, продолжая с каждым годом падать все ниже? Вывод очевиден – в то время не было ЕГЭ.

Что же такое это ЕГЭ? На самом деле, все достаточно просто. Такая система оценивания знаний была разработана в Америке, однако применялась она для оценивания детей с умственными отклонениями, нарушениями речи и т.д. То есть, ее используют в специализированных школах, чтобы иметь возможность анализировать прогресс обучения. В обычных школах Америки тоже применяется тестовая система оценки знаний, но она имеет несколько иную форму и весьма гармонично вписана в учебный процесс.

В России же тестовую систему переняли, но не разобрались в нюансах и в особенностях ее применения, а также в целях ее использования.

Последствия ЕГЭ

О том, что дети боятся сдавать ЕГЭ настолько, что накладывают на себя руки, говорить, видимо не стоит, так как информации о случаях суицида по причине ЕГЭ в сети размещено немало.

ЕГЭ отбивает у детей желание учиться, постигать новые знания, новую информацию. Дети не стремятся теперь понять и усвоить предмет, увлечься им, добиться каких-то выдающихся результатов. Конечная цель изучения любого предмета теперь всегда нацелена только на один результат – сдать ЕГЭ.

Нынешние дети совершенно не умеют думать, не умеют рассуждать, делать выводы. Даже те, кто учится хорошо, не в состоянии нормально изложить свою мысль и сформулировать развернутый ответ на вопрос. Этому просто не учат в школах. В настоящее время в школах учат просто ставить галочку в нужном месте. Даже если дети знают ответ на вопрос, они не могут его сформулировать сами. Именно поэтому большинство специалистов, как и преподавателей вузов, называют современное школьное образование катастрофой, и утверждают, что ЕГЭ делает из детей роботов, работающих по строго определенному алгоритму.

За примером далеко ходить не нужно. Дочь моей знакомой весной окончила школу, 11 класс, без троек, сдала все ЕГЭ на высокий балл. Пятерка по английскому языку. Однако, имея оценку «отлично», она не может ответить ни на один элементарный вопрос, заданный на английском языке, и большую часть вопросов даже не понимает. На вопрос – что же вы учили? – ответа также нет.

Вспоминается образование советского времени – на уроках английского мы активно разговаривали и развивали навыки общения, проигрывали диалоги, сценки, учились строить предложения. Теперь ничего этого нет. На уроках английского они только пишут и проходят тесты, чтобы подготовиться к ЕГЭ, и совершенно не умеют разговаривать.

Причем «неумение» разговаривать относится не только к иностранным языкам, но и к русскому языку. По литературе все произведения теперь проходят в кратком изложении, после чего в письменной форме сдают анализ произведения (в основном, взяв его из интернета), не вникая в его смысл и суть, не проводя обсуждения. Не разговаривая. Все контрольные и проверочные также проводятся в тестовой форме, где дети не должны думать, рассуждать, делать выводы, анализировать, они должны лишь поставить галочку в правильном месте, выбрав из предложенных вариантов ответов.

Еще Энштейн сказал, что когда-нибудь технологическое развитие заменит простое человеческое общение и мир получит поколение идиотов. Кажется, это время уже наступает…. И во многом этому способствует образование в школах и экзамены в форме ЕГЭ.

Быть может пора это изменить? Отменить ЕГЭ и вернуть старую систему образования и аттестации? Пока еще не слишком поздно.

05 сентября 2016

Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский предлагает отменить обязательные выпускные экзамены в школах — единый государственный экзамен и общий государственный экзамен,  которые плохо сказываются на здоровье школьников и их родителей. Такое предложение содержится в письме, которое он направил новому министру образования и науки РФ Ольге Васильевой. В своем письме Александр Саверский предлагает главе Минобрнауки рассмотреть сразу несколько мер, которые могли бы улучшить здоровье школьников, сообщает ресурс Доктор Питер.

Одной из таких мер может стать отмена обязательной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. По словам Александра Саверского, из-за них дети постоянно испытывают серьезный стресс, что плохо сказывается на их здоровье, а иногда приводит к трагическим последствиям.

«ГИА и ЕГЭ стали пыткой для всех в системе образования – для учителей, для родителей и, самое ужасное, для детей, — сообщается в письме. — Им с первого класса внушают: если не сдашь ЕГЭ – твоя жизнь никому не нужна, ты никому не нужен! Этот стресс, который длится годами, создает в школе агрессивную среду, вызванную страхом детей и родителей, раздражением учителей от того, что они вынуждены быть придатком ЕГЭ, когда передача жизненно важных ценностей даже не является целью обучения, и их оценки ничего не значат. Как смотреть потом в глаза ученикам, если оценки учителя не совпали с ЕГЭ?». 

— Система ЕГЭ доводит детей до самоубийства! – категорично и эмоционально заявляет Александр Владимирович. — Кроме, наверно, уже под сотню погибших детей, мы имеем и несколько тысяч попыток суицидов, не считая болезней вследствие постоянного избыточного нервного напряжения. Очевидно, что доведение до самоубийства – это уголовное преступление, наказание за которое может и, наверно, просто должно быть, предъявлено к создателям ЕГЭ. Вершиной трагедии и несправедливости следует считать низкий балл, полученный на экзамене отличником! Страна сама убивает лучшие умы. Экспертиза по вопросу «влияет ли ЕГЭ негативно на здоровье детей», — даст однозначный ответ против ЕГЭ — он причиняет вред! Это значит, что данный фактор должен быть исключен из школы, по крайней мере, как обязательный, поскольку государство не вправе своими руками создавать факторы, причиняющие детям вред. Более того, согласно ГК РФ к государству могут быть и, возможно, еще будут предъявлены иски о возмещении вреда здоровью детей обязательным проведением ОГЭ и ЕГЭ.

Александр Саверский предлагает новому министру отменить эти выпускные экзамены или сделать их добровольными, а результаты — использовать в качестве дополнительных оценок при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Кроме этого, глава Лиги защитников пациентов призывает главу Минобрнауки вместе с Роспотребнадзором и Научным центром здоровья детей исследовать влияние других факторов в школах и вузах на здоровье учащихся, и создать программу по управлению ими. Другими словами, исключить вредоносные и усилить полезные. По мнению Александра Саверского, к таким факторам можно отнести школьные предметы, учебную нагрузку, включая домашнее задание, объем информации, режим дня, продукты питания, а также строительные, мебельные и  канцелярские материалы, которые окружают детей.

Напомним, Ольга Васильева была назначена министром образования и науки РФ 19 августа 2016 года. В своих первых интервью она выступила против «натаскивания» школьников на ЕГЭ.

Фото с сайта: www.examen.ru

Новость с сайта vladmedicina.ru

Президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский предлагает отменить обязательные выпускные экзамены в школах — единый государственный экзамен и общий государственный экзамен,  которые плохо сказываются на здоровье школьников и их родителей. Такое предложение содержится в письме, которое он направил новому министру образования и науки РФ Ольге Васильевой. В своем письме Александр Саверский предлагает главе Минобрнауки рассмотреть сразу несколько мер, которые могли бы улучшить здоровье школьников, сообщает ресурс Доктор Питер.

Одной из таких мер может стать отмена обязательной сдачи ЕГЭ и ОГЭ. По словам Александра Саверского, из-за них дети постоянно испытывают серьезный стресс, что плохо сказывается на их здоровье, а иногда приводит к трагическим последствиям.

«ГИА и ЕГЭ стали пыткой для всех в системе образования – для учителей, для родителей и, самое ужасное, для детей, — сообщается в письме. — Им с первого класса внушают: если не сдашь ЕГЭ – твоя жизнь никому не нужна, ты никому не нужен! Этот стресс, который длится годами, создает в школе агрессивную среду, вызванную страхом детей и родителей, раздражением учителей от того, что они вынуждены быть придатком ЕГЭ, когда передача жизненно важных ценностей даже не является целью обучения, и их оценки ничего не значат. Как смотреть потом в глаза ученикам, если оценки учителя не совпали с ЕГЭ?». 

— Система ЕГЭ доводит детей до самоубийства! – категорично и эмоционально заявляет Александр Владимирович. — Кроме, наверно, уже под сотню погибших детей, мы имеем и несколько тысяч попыток суицидов, не считая болезней вследствие постоянного избыточного нервного напряжения. Очевидно, что доведение до самоубийства – это уголовное преступление, наказание за которое может и, наверно, просто должно быть, предъявлено к создателям ЕГЭ. Вершиной трагедии и несправедливости следует считать низкий балл, полученный на экзамене отличником! Страна сама убивает лучшие умы. Экспертиза по вопросу «влияет ли ЕГЭ негативно на здоровье детей», — даст однозначный ответ против ЕГЭ — он причиняет вред! Это значит, что данный фактор должен быть исключен из школы, по крайней мере, как обязательный, поскольку государство не вправе своими руками создавать факторы, причиняющие детям вред. Более того, согласно ГК РФ к государству могут быть и, возможно, еще будут предъявлены иски о возмещении вреда здоровью детей обязательным проведением ОГЭ и ЕГЭ.

Александр Саверский предлагает новому министру отменить эти выпускные экзамены или сделать их добровольными, а результаты — использовать в качестве дополнительных оценок при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Кроме этого, глава Лиги защитников пациентов призывает главу Минобрнауки вместе с Роспотребнадзором и Научным центром здоровья детей исследовать влияние других факторов в школах и вузах на здоровье учащихся, и создать программу по управлению ими. Другими словами, исключить вредоносные и усилить полезные. По мнению Александра Саверского, к таким факторам можно отнести школьные предметы, учебную нагрузку, включая домашнее задание, объем информации, режим дня, продукты питания, а также строительные, мебельные и  канцелярские материалы, которые окружают детей.

Напомним, Ольга Васильева была назначена министром образования и науки РФ 19 августа 2016 года. В своих первых интервью она выступила против «натаскивания» школьников на ЕГЭ.

Фото с сайта: www.examen.ru

Российские вузы с 2021 года начнут вводить вступительные экзамены, а результаты ЕГЭ будут учитывать лишь формально. Об этом сообщает URA.RU со ссылкой на руководителя Всероссийского фонда образования Сергея Комкова.

По его словам, руководители вузов окончательно убедились, что система ЕГЭ несостоятельна и ее нужно отменять.

– Вузы устали принимать людей со 100 баллами по ЕГЭ, которые при этом ничего не знают. Полная отмена ЕГЭ может произойти через год-два, – заявил он.

Учителя

Школьные преподаватели давно говорят, что Единый госэкзамен себя не оправдал, а сделал только хуже. Дети привыкают к наличию нескольких вариантов ответа и совершенно не могут отвечать развернуто. К слову, стоит отметить, что официально свою настоящую позицию по ЕГЭ опрошенные учителя в Барнауле озвучивать не хотят. Но на анонимной основе согласились.

– Была прекрасная советская система аттестации. Дети были умные и грамотные. Сейчас двух слов связать не могут. С каждым последующим поколением ситуация только ухудшается. Последние два года мы их не учим, а просто «натаскиваем» на решение тестов, – рассказала учитель истории и обществознания Наталья.

ЕГЭ только помешал

Уроженка Алтайского края Людмила закончила школу больше 10 лет назад. Собиралась поступить на юридический. Родители жили скромно и поступать нужно было своими силами. Всю жизнь она была одной из лучших учениц в классе, а последние два года и вовсе стала маниакально готовиться к экзаменам по истории и обществознанию. Параллельно участвовала в олимпиадах по профильным предметам, где занимала только первые места.

– На экзамене было волнение, потому что на кону стояла моя дальнейшая судьба и жизнь. Я всегда была амбициозной и хотела многого добиться. Когда я узнала, что по обществознанию я набрала 74 балла, а по истории 71, то не хотелось жить. Я понимала, что с такими балами я попадаю на бюджет только на исторический факультет, а об изучении права можно забыть, – рассказала Людмила.

В итоге она поступила на исторический факультет одного из алтайских вузов. Однако, проучившись там год, она смогла поступить на факультет юриспруденции в ААЭП.

– Я искала способы как перейти хоть куда-нибудь, где смогу получить серьезную специальность. Позже я узнала, что в ААЭП открылось несколько бюджетных мест и прошла туда. Один год был потерян, хотя и не сказала бы, что совсем. Много полезных знаний я получила, учась на историка.

После успешного окончания вуза, Людмиле поступило предложение продолжить учебу в магистратуре НИУ Высшей школы экономики в Москве. Предложение она приняла. Уже несколько лет она успешно работает в крупной компании и зарабатывает, занимаясь любимым делом.

– Я считаю, что все зависит от человека и от его воли. Но мой опыт показывает, что результат ЕГЭ не отражает истинных знаний и может испортить жизнь тем, кто реально старался, – подытожила она.

Еще один собеседник «МК на Алтае» Егор работает на секретном ракетостроительном заводе в должности главного инженера. За все время учебы в школе получил четверку два раза. Остальное время – только пятерки. Когда он приходил на олимпиаду по математики и физике, все начинали гадать кто займет второе и третье место, потому что вопрос с первым местом уже давно не был интригой во времена Егора. ЕГЭ по математике он сдал на 78 балов. По другим – от 98 до 100.

– Не вспомню сейчас точно, в чем там было дело. Помню только, что в части «С» решал длинный пример и в одной из формул допустил ошибку из-за невнимательности и после этого весь пример «посыпался». Учебное заведение пришлось выбрать попроще и немного другого профиля, но меня все устраивает, – сказал Егор.

Впрочем, бывают и истории с хорошим концом. Например, случай барнаульца Евгения, который всегда был одним из лучших учеников, но экзамен по истории практически завалил.

– Переволновался и перепутал столбики для заполнения ответов. В итоге около 40 баллов набрал. Все были в шоке. Учительница моя потребовала, чтобы я написал апелляцию, что и было сделано. Не пришлось ничего пересдавать, потому что мне поверили, и, совместив столбики ответов по правильной версии, ответы совпали и результат повысили до 95 баллов, – говорит Евгений.

Проверка знаний на улице

В Ютубе есть масса видео, где блогеры задают вопросы на разные темы прохожим школьникам. Их ответы шокируют многих взрослых. Молодые люди не знают, кто был президентом России до Медведева, думают, что Сталин – это космонавт, а на просьбу назвать отчество Александра Сергеевича Пушкина молчат. Казус ситуации в том, что, задавая вопрос, ведущий сам произносит его отчество. С фамилией великого поэта ситуация еще хуже.

– Какая фамилия у Александра Сергеевича Пушкина?

– Ну не знаю.

– А ты подумай. Какая фамилия у Александра Сергеевича ПУШКИНА?

– Так, ну если он занимается пушками, значит, наверное, Путин…

– Ага, твой ответ – Александр Сергеевич Пушкин-Путин?

– Ну да, хи-хи.

Эксперты уверены, речь в формате школьного образования и аттестации, которая заставляет детей деградировать. Они привыкают видеть несколько вариантов ответа, а если их нет, то из головы «вытащить» уже ничего не могут.

Что думают вузы, где учат только платно?

Директор Алтайского института экономики Максим Трухин призывает не быть такими однозначными в отношении Единого госэкзамена. По его словам, оценить полностью систему ЕГЭ сегодня сложно.

– Конечно, у нас в первую очередь говорят о недостатках, которые присутствуют у любой формы экзамена. За время проведения ЕГЭ задания стали корректнее, но усиление формального контроля при его проведении часто приводит к дополнительным неприятным ситуациям как для ученика, так дополнительной ответственности для проверяющей стороны. Но, если быть объективным замены Единому Государственному экзамену сегодня нет, – утверждает Трухин.

Он считает, что те предложения, которые звучали неоднократно о замене ЕГЭ на централизованные выпускные экзамены в школах и централизованные вступительные экзамены в высшие учебные заведения, не получили положительной оценки и как такового продвижения в системе образования.

– В мире ни у чего не бывает только лишь только плюсов, и ЕГЭ не исключение. Такая форма экзамена имеет достаточно много плюсов для человека, который честно и с толком занимается своим делом, готовится к поступлению в ВУЗ. ЕГЭ не может стать каким-либо препятствием на пути становления, а даже наоборот — становится трамплином в будущее, естественно при должном отношении, – объяснил директор вуза.

Предпосылки к отмене

А тем временем, пока ведутся дискуссии, ЕГЭ все ближе подбирается к статусу необязательной процедуры. Уже в прошлом году многие школьники отказались сдавать экзамены, а просто забрали аттестаты и отправились в заведения среднего образования.

По словам министра образования Алтайского края Максима Костенко, подобный сценарий могут повторить в 2021 году. Об этом говорил и глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Депутаты Госдумы рассмотрят такой сценарий в скором времени.

Читайте также: Как барнаульский журналист сдавал ЕГЭ в пандемию

Снова близятся выпускные экзамены, а одновременно с ними и рост подросткового суицида. Согласно статистике, на май приходится 20% детских самоубийств. Подростки не выносят давления и ответственности, которую несут перед родителями и учителями. Ведь в школе и дома часто используется формулировка: «Не сдашь экзамен – твое будущее разрушится». Почему дети испытывают страх и боятся разрушить свою жизнь, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Ты ничего не добьешься

Сергею Каримову 18 лет, и он заканчивает 11-й класс. Сейчас он не думает ни о чем, кроме учебы и предстоящих экзаменов. Кемеровский выпускник собирается поступать на юриста. Семья мальчика не имеет возможности оплачивать учебу в университете, поэтому ему необходимо поступить на бюджет.

– Уже несколько месяцев я почти не гуляю и не вижусь с друзьями, каждую свободную минуту провожу за подготовкой к экзаменам. Но мне от этого не становится легче. К сожалению, дома мама сильно давит на меня. Несмотря на то, что я усердно готовлюсь и делаю все, что нужно, мама все равно каждый день мне говорит, что я делаю что-то не так. Она говорит, что если я плохо сдам экзамены, то дорога в будущее мне закрыта, что я ничего не добьюсь. И так почти каждый день, – рассказал школьник.

Давление со стороны мамы – это не единственное, с чем сталкивается Сергей ежедневно.

– Помимо того, что я не получаю дома никакой поддержки, в школе происходит почти то же самое. Школьного психолога я вообще ни разу не видел, а учителя, конечно, только и говорят, что единственная наша цель на сегодня – сдать ЕГЭ. Я вот, вроде, сам понимаю головой, что это не самоцель и не так уж важно, но очень трудно противостоять взрослым. Особо поговорить мне не с кем, и эта тревожность накапливается во мне с каждым днем все больше. Не уверен, что она исчезнет по мановению палочки, как только я сдам последний экзамен. Самое смешное, что, вроде как, этот экзамен существует для того, чтобы выпускникам было удобней поступать. Но я не вижу будущего абсолютно, у меня есть только экзамен, а дальше как будто все, конец, – добавил выпускник.

Бывший кузбасский школьный психолог Матвей Ловцов призывает родителей не запугивать собственных детей экзаменом, а разговаривать честно и откровенно, а главное – спокойно.

– Понятно, что многие выпускники хотят поступить в университет и провал экзаменов не даст им осуществить желаемое. Но важно, чтобы каждый родитель понял, что он должен своего ребенка не запугивать, а говорить с ним. Оставление ребенка наедине со своим стрессом от сдачи экзаменом действительно может закончиться смертельным исходом, – сообщил Матвей Ловцов.

Не сдал – жизнь закончилась

Для другого собеседника сайта экзамены давно в прошлом, но шрамы они оставили на всю жизнь. Александру Белову 24 года, 6 лет назад он совершил попытку самоубийства из-за несданного ЕГЭ по математике.

– Спустя 6 лет я оглядываюсь и понимаю, какой был глупый. Ну, не сдал – можно же пересдать в следующем году, а год пропустить и поработать. Вот только тогда я этого не понимал и чувствовал, будто на мне лежит бетонная плита ответственности, которую мне точно не унести, поэтому надо все это заканчивать. Так я мыслил. Мне тяжело давалась математика, но в течение года казалось, что на тройку я вытяну, – рассказал Александр.

«На тройку» Саша не вытянул. Экзамен по математике он провалил и оказался единственным в классе, кто не справился. Объявление оценок происходило при всем классе.

– Я никогда особо не парился насчет учебы. Было плевать, что кто-то учится лучше. Но, когда классный руководитель объявила оценки и я понял, что оказался единственным, кто не сдал, мне стало стыдно по-настоящему. Мне некуда было деться, я просто хотел убежать домой. Не понимал, как скажу это родителям. В этот момент в моей голове были только слова всех учителей и родителей, мол, жизнь закончилась, все. Я думал: а какой смысл мне идти и говорить родителям, что у них никчемный сын. Если я правда никчемный, проще дальше не жить. Дома я совершил попытку самоубийства. К счастью, меня быстро нашли и спасли, – поделился своей историей Александр.

Годы психотерапии помогли Александру принять себя и понять, что ни одна оценка знаний со стороны не делает его никчемным человеком, не достойным жить.

– Да, я не поступил в университет сразу после школы. Тогда, в сентябре, я уже устроился на работу, проработал год и снова готовился к экзаменам. И поступил на следующий год. Сейчас мне непонятно, почему родители, учителя и сами школьники так боятся не справиться, всегда есть второй и даже третий, четвертый и т.д. шансы. И это нормально! Жизнь не заканчивается тогда, когда ты не смог оправдать чьих-то ожиданий или даже своих и не поступил/не сдал, – добавил собеседник сайта.

Выпускникам очень часто внушают мнимую значимость тех вещей, которые на самом деле не важны так, как кажется.

– Оценки, экзамены и прочие успехи или неудачи в учебе зачастую никак не влияют на судьбу подростка и его дальнейшую жизнь. Никогда нельзя предугадать, как поведет себя во взрослой жизни троечник, а как отличник. Поэтому оценки и экзамены – условности. Родители и учителя должны говорить об этом школьникам. А также напоминать, что никакая оценка не сделает из подростка плохого человека, – пояснил психолог Матвей Ловцов.

Мое будущее зависит от поступления в университет?

Но жизнь подростков наполнена стрессом и негативными переживаниями на фоне сдачи экзаменов не только тогда, когда не понимают родители, а в школе давят. Не стоит забывать, что психика выпускника страдает и от самой мысли о сдаче «такого важного» экзамена.

Евгений Смирнов учится в 11 классе и собирается поступать на режиссера или актера. Несмотря на то, что для выпускника с надеждами на творческую профессию больше важны вступительные в ВУЗе, Евгений ощущает высокую тревожность перед сдачей экзаменов.

– По сути, от поступления в университет зависит мое будущее. Это так. Хоть и в этой сфере ЕГЭ имеет вторичное значение, местами я о нем даже забывал и готовился к вступительным экзаменам. Но, тем не менее, близится ЕГЭ, и я не знаю, что делать. В моей школе давления нет такого, чтобы говорили: «Вы ничего не сдадите!». Есть другое. Большинство моих учителей – выходцы из советской школы, которые не понимают, как может быть такое, что мальчик не сдает физику, чтобы поступить на инженера, а сдает какую-то литературу, «никому не нужную». С намеком на маскулинность, мол, как такое вообще возможно. По этой теме на меня обрушилось много негатива. В начале года у меня были сомнения из-за этого. Я метался, не знал, что сдавать. И это было довольно сложно в моральном плане, – отметил Евгений.

Евгений называет свою маму «мудрой женщиной», а с педагогом по литературе у него тоже хорошие отношения, но в силу возраста и тревожности он все равно чувствует себя плохо перед стартом экзаменов.

– Мало того, что я чувствую себя хуже из-за окончания школы, потому что просто не представляю дальнейшей жизни. Я 11 лет ходил в школу и знал, что завтра пойду в школу и через неделю, и через год, и через три я тоже пойду в школу. Мир заканчивается, будто жизни дальше нет. Честно, это пугает. Еще и экзамены, которые сдаются один раз, и тебя могут не взять в институт. Все эти мысли меня очень угнетают. Я испытываю огромную ответственность и перед родителями, мне будет очень стыдно, если я никуда не поступлю. В феврале мне было очень плохо, я даже думал все бросить. Но потом подумал, что на протяжении двух лет я готовился к экзаменам, а с восьмого класса нас начинают им запугивать. С первого класса постоянно о нем говорят. Я не мог после всего этого просто пойти в армию, – добавил собеседник сайта.

В таких ситуациях должны подключаться школьные психологи, работать с целыми классами, с отдельными выпускниками в течение всего выпускного года. Но зачастую школьные психологи – это декорация.

– Никто ничего не делает. Наш психолог в сентябре провела классный час, на котором мы нарисовали трех человечков. На основе этих рисунков она поняла, кто больше всего переживает, привела их к себе и сказала им: «Не переживайте». На этом работа психолога была закончена. И из всех учителей был только один, который сказал, что это не конец жизни. В основном учителя говорят, что экзамен необходим, что это ответственность и нужно постоянно готовиться, – отметил Евгений.

ЕГЭ – это определенный стресс, но, по сути своей, не сильнее, чем другие ежедневные переживания в подростковом возрасте.

– На самом деле, подростки не стали бы так переживать из-за ЕГЭ, если бы взрослые не относились к этому так серьезно. Суицидальные риски появляются из-за того, какой ореол создают вокруг экзаменов учителя и родители. Но с учителей также спрашивают за сдачу ЕГЭ, и получается, что самые главные участники процесса загнаны в ловушку стресса. А школьные психологи, знаю, потому что работал в этой системе, не имеют почти никаких полномочий. Приходят в школу получить стаж, а как работать с подростками на грани нервного срыва, и не представляют, – пояснил психолог Матвей Ловцов.

В большинстве школ психолог один, а в некоторых нет и такого. Остается надеяться, что когда-нибудь родители и учителя поймут, что подросткам, как никому, необходимы поддержка, понимание и верный подход. ЕГЭ – не конец жизни, а лишь начало.

Вот много споров по поводу пользы или вреда от ЕГЭ. С одной стороны вроде бы прогрессивно и объективно, с другой стороны в мире все отказываются от тестов, потому что в долгосрочной перспективе парадоксальным образом снижается уровень образования. Причем, по мнению университетских преподавателей, у нас тоже уже уровень знаний абитуриентов резко пошел вниз. 

Много читал, думал и в итоге свел всю проблему к одной простой идее. Суть в том, что тестирование грубейшим образом вмешивается в процесс обучения. Не в проверку знаний вмешивается, а именно в обучение!

Сторонники ЕГЭ, наши любимые министры и их подчиненные, приводят аргумент, что если если взять некоторое количество учеников, проэкзаменовать их, а потом протестировать тестами, то результаты в целом сойдутся. То есть отличники решат тесты хорошо, двоечники плохо. Лепота! Давайте тесты внедрять, а кто не понял — тот дурак.

Это все верно, однако товарищи забыли, что система находится в динамике, а не в статике! Дело в том, что человеки суть приспособленцы. И если они знают, что их будут тестировать, то они, гады, будут готовиться именно к тестам! Так вот парадокс заключается в том, что подготовленный по тестам троечник решит примерно так же, как неподготовленный к тестам отличник. В итоге все начинают в целях обучения решать тесты.

Видел на форумах, как современные ученики про это говорили, что для сдачи ЕГЭ надо тренироваться по тестам. Мы учили по учебникам, а они по тестам. А теперь пусть какой-нибудь умник объяснит пользу от такого дидактического материала.

Но я был бы не я, если бы не родил какую-нибудь умную идею для преодоления проблемы. Правда, как обычно, никому не нужную. :) Потому что продвигать ее я не буду — просто не верю в здравый смысл чиновников.

Еще проблема в том, что обычная система проверки знаний на экзамене тоже несовершенна. Она субъективна. Поэтому и вводят костыль в виде ЕГЭ, который объективен по своей сути, но костылем быть не перестает. Каждый способ проверки знаний имеет свои достоинства и недостатки.

Я думаю, что надо сделать два нововведения:
1) Оставить ЕГЭ как объективную оценку в конце школьного обучения (возможно как одну из оценок), но вступительные экзамены в ВУЗы делать обычным способом.
2) Обычный способ вступительного экзамена дополнить всего одной маленькой фишкой — видеокамерами с трансляцией для всех желающих в реалтайме и публикацией экзаменов на сайте ВУЗа. А письменные работы публиковать в отсканированном виде для всеобщего обозрения.

Во-первых, в качестве итоговой оценки ЕГЭ неплох, но только в случае, если для ученика эта оценка мало на что влияет. Для отличника ничего не даст, потому что он знает, что в ВУЗ берут не по ЕГЭ, а троечнику просто будет все равно. При этом сохранится объективность оценки во всероссийском масштабе.

Во-вторых, если убрать секретность из процесса экзаменации, то станет просто невозможно брать взятки и ставить лучшую оценку дураку и одновременно занижать умному. Просто по факту того, что все видно. В том числе родителям, которые в случае несправедливости, поднимут такой скандал, что мало не покажется. Вообще вся эта секретность и анонимность на экзамене только вредит. Причем, убирать экзамены за прошлый год из интернета тоже нельзя, чтобы все видели какой это ВУЗ, и насколько объективно там оценивают на вступительных экзаменах. Пусть конкурируют. В итоге и сама процедура экзамена не нарушается, и объективность сохраняется.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ вопросы по смутному времени
  • Егэ вопросы по семейному праву
  • Егэ вопросы по политической системе
  • Егэ вопросы по политике
  • Егэ вопросы по недорослю

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии