- 21.04.2021
Сборник заданий, которые были на реальном ЕГЭ по литературе в 2021 году в основную волну — 3 июля 2020
Ранее мы уже собирали для вас вариант досрочного ЕГЭ 2020 по литературе.
Другие реальные варианты ЕГЭ 2020 собраны здесь.
Некоторые задания (подробнее в PDF ниже)
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ №8
- Какие чувства борются внутри Лопахина? (По монологу после покупки вишнёвого сада). А.П. Чехов «Вишнёвый сад».
- Как характеризует Татьяну ее вера в предания и гадания? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
- Как выражается неоднозначность Николая Петровича в оценке молодого поколения? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).
- В чём ущербность формулы «как бы чего не вышло»? (По рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»)
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ №15
- Какое значение имеют две последние строчки стихотворения А.А. Вознесенского «Тоска»?
- Как слово-лейтмотив помогает раскрыть тему стихотворения? (Д. Самойлов «В деревне»)
- Почему после того, как затихли оркестры духовые, соловей стал главной музыкой войны? (По стихотворению Б. Слуцкого «Самая военная птица»).
НЕКОТОРЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ №17 (подробнее в PDF ниже)
- Какие сцены из произведения Н.В Гоголя «Ревизор» показались вам наиболее комичными?
- В чем перекликаются начальная и финальная сцены комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
- Вдохновение природой в поэзии А.С. Пушкина.
- Философская лирика А.С. Пушкина.
- Какие качества Печорина позволяют называть его героем своего времени? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
- Как визиты к помещикам помогают раскрыть характер Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Как устроен ЕГЭ по литературе в 2020 году? В чем отличия от предыдущего года. Какова структура экзамена? Сколько заданий, как они организованы и как их выполнять? Примеры ответов на задания 8, 9, 15, 16. Советы по написанию сочинений. Сколько баллов за каждое задание можно набрать. Критерии оценки работ. Часто задаваемые вопросы о ЕГЭ по литературе. Часто допускаемые ошибки.
Структура ЕГЭ, примеры выполнения заданий, сочинения, баллы и критерии оценки
Что изменилось в ЕГЭ по литературе в 2020 году по сравнению с предыдущим годом?
Ничего. Требования остались прежними. Как и в прошлом году, ЕГЭ по этому предмету не отличается ни по структуре, ни по критериям оценивания. Выдыхайте и спокойно готовьтесь по известным схемам.
Структура ЕГЭ по литературе
Скачайте демонстрационную версию 2020г., чтобы рассмотреть устройство экзамена на примере.
Убедиться в том, что статья основывается на действующих правилах выполнения экзамена, можно, посмотрев спецификацию 2020г.
Три основные части
Экзамен можно разделить на три части:
- Первая часть. Фрагмент текста из драматического или эпического произведения. Т.е. отрывок из пьесы или прозаического произведения. После чтения следует выполнить три задания, относящиеся к приведенному фрагменту.
а) Тест, который состоит из 7 вопросов (задания 1-7)
б) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному тексту (задание .
Это спасительное задание, потому что ответить на него можно, даже если Вы произведение полностью не читали или плохо его помните. Сам текст подскажет правильный ответ. Поэтому читайте его как можно внимательнее!
Сделайте первое предложение вводным, последнее – обобщающим. Каждое микроутверждение проиллюстрируйте небольшой цитатой или отсылкой к конкретному моменту из фрагмента.
Например, приведен отрывок из «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина. Ставится вопрос «Какие качества помещика высмеиваются в данном эпизоде?» Ваша задача щедро перечислить эти качества (лень, безалаберность, глупость и т.д.) и подкрепить утверждения аргументами – цитатами или примерами из текста.
Ответ на этот вопрос может выглядеть так:
Пример выполнения задания 8 в ЕГЭ по литературе 2020
Сказки Салтыкова-Щедрина – это, фактически, особый жанр: соединение фантастики с реальностью, в рамках которого автор мог, не опасаясь цензуры, говорить о важных вещах. Это способ сатирического изображения действительности, бичевания человеческих пороков через смех.
Так и в «Диком помещике», обращаясь к волшебному сюжету о превращении главного героя в звероподобное существо, Михаил Евграфович показывает леность, жестокость, неряшливость, невежество, потерю человеческого облика не только внешнюю, но и внутреннюю. Фрагмент начинается с описания сада, заросшего репейником, это, как и описание «рыхлого, разнеженного тела», свидетельство лени, прозябания хозяина, его нежелания что-либо делать. Упертость и самодурство выражены в его собственных словах: «Нет, лучше совсем одичаю, … но да не скажет никто, … что от принципов отступил!» И, конечно, одно из главных качеств героя – глупость, которую осознает даже медведь: «И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!».
Таким образом, автор сатирически выводит в образе помещика многие человеческие недостатки, а само его превращение, по сути, является метафорой «внутреннего зверства», полной духовной деградации.
в) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении предложенного произведения с двумя другими образцами русской классической литературы про определенному критерию (задание 9)
Это задание требует большей подготовки и дороже оценивается. Здесь крайне важно назвать двух авторов и два произведения, с которыми мы сравниваем наш текст! И также важно грамотно сформулировать, почему вы сравниваете именно с ними. Если сравнение будет некорректно, или вы забудете имя автора или название произведения, балл снизят.
Например, Вас могут спросить: «В каких еще произведениях авторы высмеивали человеческую глупость, и чем другие герои схожи с Диким помещиком?» Вам необходимо назвать два самых подходящих варианта, которые Вы легко сможете сопоставить с Диким помещиком. Например, можно назвать «Недоросля» Фонвизина и обратить внимание, что Митрофанушка также беспросветно глуп и ленив, мечтает об одном безделье. И, например, назвать Коробочку из «Мертвых душ» Гоголя и сделать акцент на ее ограниченности и желании извлечь выгоду, хотя подчеркнуть, что она при этом не ленива.
2. Во второй части экзамена дается лирическое произведение (т.е. стихотворение) (или отрывок из лироэпоса (т.е. поэмы)).
Во второй части нужно выполнить такие же задания, как и в первой части.
а) Тест, который состоит из 5 вопросов (задания 10-14)
б) Минисочинение до 10 предложений с ответом на конкретный вопрос по предложенному стихотворению (задание 15)
Пример вопроса: «Какой духовный путь прошла лирическая героиня Ахматовой в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…»? Вам нужно будет написать небольшое сочинение-рассуждение о том, что героиня, пройдя через тревоги и волнения, научилась находить радость в простых вещах. И развернуть эту мысль. Хорошо, если Вы продемонстрируете знание контекста. Но в целом, это один из самых легких вопросов, так как текст уже будет у вас перед глазами, Вам останется только применить к нему свои душевные и аналитические способности.
в) Минисочинение до 10 предложений с ответом на вопрос о сравнении с другими лирическими произведениями (задание 16)
Также должны быть озвучены два имени авторов, названия стихотворений (или первая строка), и все примеры следует сопоставить по определенному параметру.
Например, вопрос может быть сформулирован так: «В каких произведениях речь идет о разлуке и в чем сходство и различие со стихотворением Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»?» Можно сравнить это стихотворение, например, с текстом Марины Цветаевой «Рас-стояния: версты-мили…» и текстом Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…».
Тогда минисочинение будет выглядеть так:
Пример выполнения задания 16 в ЕГЭ по литературе 2020
Тема разлуки, как и тема любви, смерти или дружбы, общечеловеческая; к ней обращались многие русские писатели, особенно часто – в лирике. Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» вошло в сборник «Вечер» и является одним из ранних произведений Анны Андреевны. Оно фиксирует состояние молодой женщины, которая уже начала разочаровываться в отношениях с мужем. Она пытается заполнить тоску созерцанием жизни, умением различать значимость каждого момента в простоте: «И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу».
Для сравнения можно вспомнить стихотворение ее современницы Марины Ивановны Цветаевой «Рас-стояния: версты-мили…», которое посвящено Б.Л. Пастернаку. Обе поэтессы обращаются к дорогим людям, но послание Ахматовой более сдержанное и одновременно более безнадежное, ее лирическая героиня примирилась со своим положением: «И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу». У Цветаевой же стихотворение страстное, она обвиняет обстоятельства в разлуке и горячо надеется на перемену судьбы («В две руки развели, распяв, И не знали, что это — сплав Вдохновений и сухожилий…»).
Под другим углом смотрит на разлуку М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Из-под таинственной, холодной полумаски…». В нем герой уже пережил перемены, осознал ценность происходившего и говорит о прошлом, которое воплощается в памятном, теплом, но смутном образе.
Его нежная печаль отличается от страстного порыва Цветаевой и сдержанной разочарованности Ахматовой.
3. Третья часть – большое сочинение на одну из четырех тем по выбору ученика (задание 17)
О правилах написания сочинения ЕГЭ по литературе мы будем говорить в других уроках.
Баллы за задания и критерии оценки
Тестовые вопросы стоят 1 балл каждый. Если выполнить тест полностью правильно, можно заработать 12 баллов.
За минисочинение-анализ (задания 8,15) – 5-10 предложений – можно получить максимальный балл – 6. Это самые легкие и самые дешевые задания в экзамене.
Обратите внимание, что ответ должен быть основан на анализе фрагмента, а не всего произведения. Либо приведенного стихотворения, а не всего творчества поэта!
- Ответ свидетельствует о понимании текста (0-2 балла)
- Привлечение текста для аргументации (0-2 балла) (текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют)
- Логичность и соблюдение речевых норм (0-2 балла) (2 – нет ошибок, 1 – не более одной ошибки каждого вида)
За минисочинения-сравнения (задания 9,16) – 5-10 предложений – можно получить максимальный балл – 10.
Сравнивайте произведения между собой при изучении. Научитесь находить тематический и идейный параллелизм. Тогда вы наберете много баллов.
- Сопоставление с первым выбранным произведением (0-2 балла) (названо произведение, его автор, правильно сопоставлено, авторская позиция не искажена)
- Сопоставление со вторым выбранным произведением (0-2 балла) (то же)
- Привлечение текста (0-4 балла) (тексты двух выбранных произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют.)
- Логичность и соблюдение речевых норм (0-2 балла)
Часто задаваемые вопросы о заданиях 9, 16
Можно ли выходить за рамки объема в 5-10 предложений? Можно. Но не нужно.
А можно подобрать три примера? Можно, но это отнимет время, а балл не повысит. Лучше придумайте два сопоставления, в которых уверены.
Можно ли приводить для сравнения тексты одного и того же автора? Лучше приводить произведения разных авторов.
Можно приводить пример из современной литературы? Можно. Но не пишите о малоизвестных региональных писателях или беллетристических книгах. Только широко известная высокохудожественная литература.
Можно ли прозаические и драматические тексты сравнивать с лироэпическими произведением? Можно. Если рассматривается вопрос о честичестности (Чацкого), можете запросто сравнивать с Татьяной.
За большое сочинение (задание 17) максимально можно набрать 14 баллов
Объем сочинения – от 200 до 400 слов. Нижнюю границу нарушать нельзя. Верхнюю можно, но учтите, что чем больше объем, тем больше вероятность допустить ошибку. Делайте это только если вы в себе полностью уверены.
Критерии оценки большого сочинения
- Соответствие теме и ее раскрытие (0-3) (тема не раскрыта или раскрыта глубоко, раскрыта многосторонне или односторонне, авторская позиция не искажена или искажена)
- Привлечение текста для аргументации (0-3) (фрагменты, образы, микротемы, детали, приведено не менее трех стихотворений при анализе лирики, нет фактических ошибок)
- Опора на теоретико-литературные понятия (0-3) (использовать и не ошибаться)
- Композиционная цельность и логичность (0-3) (нет логических ошибок, последовательность изложения не нарушена) (2 – одна-две логические ошибки, 1 – нет композиционной цельности иили допущено три-четыре логические ошибки)
- Соблюдение речевых норм (0-3) (2 – две-три речевые ошибки, 1 – четыре речевые ошибки)
Итак, ЕГЭ по литературе в 2020 г. никак не отличается ЕГЭ прошлого года. Готовясь к экзамену, следует учитывать его структуру, знать определенный набор терминов и понятий, уметь отвечать на вопросы теста, писать минисочинения, уметь анализировать и сравнивать литературные произведения, а также представлять себе, как писать большое сочинение.
Официальный сайт ФИПИ опубликовал по два варианта досрочного периода ЕГЭ 2020 по литературе. В 2020 году ФИПИ дополнительно публикует и ответы с критериями оценивания.
Каждый вариант контрольных измерительных материалов по литературе состоит из двух частей (принята сквозная нумерация заданий). КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
В части 1 предлагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений (или их фрагментов). Проверяется умение понимать содержание и определять особенности художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать предложенные художественные тексты в сопоставлении с произведениями других авторов на основании близости их проблематики.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: семь заданий с кратким ответом (задания 1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 8, 9).
Второй комплекс относится к лирическому произведению: пять заданий с кратким ответом (задания 10–14) и два задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (задания 15, 16). Выполнение любого из заданий с кратким ответом оценивается одним баллом, за выполнение заданий 8 и 15 можно максимально получить по 6 баллов.
Выполнение заданий 9 и 16 оцениваются по 10 баллов каждое. В части 1 работы, предполагающей анализ художественных текстов, проверяется не только знание конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанра, тематики и проблематики (в конкретном варианте КИМ могут быть предложены фрагменты романа, повести, рассказа, поэмы, пьесы, полный текст стихотворения).
Задания 9 и 16 части 1 предполагают выход в широкий литературный контекст и требуют сравнения данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления. Такие задания опираются на умения сопоставлять, включать в рассуждения разного рода литературные ассоциации (например: «В каких произведениях отечественных писателей изображён конфликт поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым фрагментом пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»).
При выполнении заданий части 1, требующих написания развёрнутых ответов, выполняются задачи на определение в процессе анализа места и роли эпизода (сцены) в общей структуре произведения, раскрытие сюжетных, композиционных, тематических и стилистических особенностей текста, а также на обобщение своих наблюдений с опорой на широкий литературный контекст (привлечение не менее двух произведений других авторов для сопоставления с исходно предложенным текстом).
Часть 2 экзаменационной работы требует написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанным в первой части вопросам добавляется ещё одно задание, при выполнении которого необходимо самостоятельно скомпоновать и проанализировать конкретный литературный материал. Для написания сочинения предлагается на выбор одна из четырёх тем.
Приступая к выполнению задания 17, необходимо выбрать только одну из предложенных тем и написать по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры самостоятельности и является наиболее творческой частью экзаменационной работы. Чтобы успешно справиться с этим и другими заданиями с развёрнутым ответом, необходимо внимательно ознакомиться с инструкциями к их выполнению, следуя соответствующим установкам.
Смотрите также:
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и включает в себя 17 заданий.
Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
Ответы к заданиям 1–7 и 10–14 записываются по приведённым ниже образцам в виде слова, или словосочетания, или последовательности цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Часть 2 включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Единый государственный экзамен по литературе 2023 года пройдет в следующие даты:
- 20 марта (понедельник) — досрочный период
- 14 апреля (пятница) — резервный день досрочного периода
- 26 мая (пятница) — основной период
- 23 июня (пятница) — резервный день
Ознакомьтесь с утвержденными демоверсиями ЕГЭ по литературе 2023.
Как перевести первичные баллы ЕГЭ по литературе в тестовые, смотрите по ссылке.
Пробные варианты ЕГЭ по литературе с ответами и решениями от ЕГЭ на 100 баллов:
- Тренировочный вариант № 1
- Тренировочный вариант № 2
- Тренировочный вариант № 3
Показать варианты 2020 года
Все варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf — вы легко можете скачать их и распечатать.