Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
5) Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
Контрольная работа по русскому языку.
Вариант № 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
№1. В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.
1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Ответ:___________________________
№2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Поэтому
3) Однако 4) Вероятно, 5) Например,
Ответ: __________________
№3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Ответ:___________________________
РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1) только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2) только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3) только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4) только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5) мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6) только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7) только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9) только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
❖ Часть речи (грам.) — грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.
Ответ:___________________________
№4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.
откУпорть пАмятуя шассИ газопровОд плАто
Ответ:___________________________
№5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
АСТМАТИЧЕСКИЙ приступ больного купирован с помощью ингалятора.
Беззаботность и БРОДЯЖИЙ дух у Стоцкого были в крови, так как передались от предков-цыган.
Эксперт согласился с тем, что рисунок был ЭСТЕТИЧЕСКИМ и изысканным.
Принципом философской школы был ВОИНСТВУЮЩИЙ гуманизм.
Маленькое ГРОЗОВОЕ облако превратилось в зловещую тучу.
Ответ:___________________________
№6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
молодые ИНЖЕНЕРЫ
в СТА СЕМИДЕСЯТИ ВОСЬМИ томах
не МАШИТЕ руками
ШИРЕ
килограмм МАКАРОНОВ
пара ПОЛОТЕНЕЦ
Ответ:___________________________
№7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Департамент образования правительства Москвы наметил совещание, посвящённого новому учебному году, на 28 августа. 2) Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в лучшие столичные вузы. 3) Прообраз светофора придумали за несколько десятилетий до появления автомобилей серийного производства. 5) Однажды королю франков привезли в подарок резной слоновий бивень, и Карл был поражен, узнав, что это зуб огромного животного. 6) В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписанию. 7) В районной газете «Искре» напечатана статья о нашей школе. 9) А. П. Чехов вспоминал о том, что он и его сестры знали французский, немецкий и английский языки. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответ:
№8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
пок..рать заг..релый водор..сли к..саться к..мпаньон
Ответ:___________________________
№9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
пр..успевать, пр..плести,
пр..рывание, пр..школьный
о..гадать, по..кидывать,
и..ношенный, не..говорчивый
раз..скивая, без..сходный
Ответ:___________________________
№10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
доходч..вый трещ..нка
глянц..вый уживч..вый настра..вать
Ответ:___________________________
№11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
высуш..нный кол..шь
наследу..мый задерж..шься лопоч..т
Ответ:___________________________
№12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Работать планировали в (не)исследованной местности.
Пришлось подписать (не)выгодный контракт.
Семён Ростиславович казался (не)довольным.
Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.
(Не)дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Ответ:___________________________
№13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.
Иной писатель кажется великаном, (ПО)ТОМУ что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.
К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.
(НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
(В)СЛЕДСТВИЕ того что работа электрических потенциальных сил не зависит от формы пути единичного заряда, на каждом из параллельно соединённых проводников возникает одно и ТО(ЖЕ) напряжение.
Ответ:___________________________
№14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Точё(1)ый силуэт изображё(2)ой на картине девушки особе(3)о выделяется на фоне белё(4)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
Ответ:___________________________
№15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.
2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.
3) На улице весь декабрь то снег то дождь.
4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
5) Солнце пригревало совсем по-летнему и вернувшиеся из тёплых краёв скворцы начали вить гнезда.
Ответ:___________________________
№16. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат(3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
Ответ:___________________________
№17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
Ответ:___________________________
№18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Каменистая дорога (1) вдоль (2) которой (3) стоят косматые старые березы (4) бесконечной полосой тянется за горизонт.
Ответ:___________________________
№19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Ответ:___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 24.
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.
(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.
(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.
(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.
(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:
(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…
(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.
(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями, умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…
(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…
(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.
(По Р. Савинову*)
* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.
№20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера предложений.
1) Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.
2) Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.
3) Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.
4) После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности – радоваться каждой минуте жизни.
5) Герой-рассказчик решил, что нужно всем рассказать о встрече.
Ответ:___________________________
№21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера предложений.
1) Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.
2) В предложениях 11 – 12 содержится повествование.
3) В предложении 14 представлено описание действий персонажа.
4) В предложении 45 представлено повествование.
5) В предложениях 2 — 3 представлено рассуждение.
Ответ:___________________________
№22. Из предложений 12 – 16 выпишите фразеологизм.
Ответ:___________________________
№23. Среди предложений 9 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
№ 24. «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство – А__________ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. Б__________ («печальный ковыль», «бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп – В__________ (в предложении 28) – помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство – Г__________ (предложение 36) – отражает глубину чувств юноши».
Список терминов:
1) диалектизм
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) вопросительное предложение
6) сравнительный оборот
7) просторечное слово
метафора
9) анафора
А |
Б |
В |
Г |
Ответ:
Часть 2
№25. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Система оценивания.
За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 1, 7, 15, 24) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
За выполнение задания 1 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, обучающийся получает по 1 баллу ( 5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только 1 цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, обучающийся получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, обучающийся получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, обучающийся получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только 1цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или ее отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Часть 2. Критерии оценивания ответа на задание 25.
Критерии оценивания ответа на задание 25. |
Баллы. |
1.Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1 |
Экзаменуемый не смог сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста, то по 1 и 2 критериям выставляется 0 баллов. |
0 |
2. Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. |
1 |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
3. Грамотность. |
|
Экзаменуемый не допустил ошибок. |
2 |
Экзаменуемый допустил в общей сложности не более 3 ошибок. |
1 |
Экзаменуемый допустил в общей сложности более 3 ошибок. |
0 |
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания контрольной работы, — 37 баллов (за задания №1-24 — 33 балла, за задание № 25 – 4 балла).
Шкала перевода баллов в отметку.
Отметка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Интервал баллов |
0 — 18 |
19-26 |
27-34 |
35 — 37 |
КЛЮЧИ
№ |
Вариант 1 |
Макс. балл |
1 |
12 |
2 |
2 |
поэтому |
1 |
3 |
1 |
1 |
4 |
плато |
1 |
5 |
эстетичным |
1 |
6 |
макарон |
1 |
7 |
14728 |
5 |
8 |
покарать |
1 |
9 |
разыскиваябезысходный |
1 |
10 |
глянцевый |
1 |
11 |
задержишься |
1 |
12 |
не дождавшиеся |
1 |
13 |
потомувровень |
1 |
14 |
23 |
1 |
15 |
35 |
2 |
16 |
123 |
1 |
17 |
1234 |
1 |
18 |
14 |
1 |
19 |
134 |
1 |
20 |
35 |
1 |
21 |
123 |
1 |
22 |
нистогониссего |
1 |
23 |
16 |
1 |
24 |
6285 |
4 |
Информация о тексте
Вариант 1
Примерный круг проблем |
Позиция автора |
Проблема сохранения памяти о прошлом. (Почему необходимо сохранять память о прошлом?) |
Время может поглотить память о целых поколениях. Необходимо сохранять память о прошлом и передавать её следующим поколениям. |
Проблема связи поколений. (В чем заключается связь между поколениями?) |
Память – это то, что связывает прошлое с настоящим и будущим. |
Проблема ответственности человека за будущее. (Обязан ли каждый человек нести ответственность за сохранение истории своего народа?) |
Каждый человек несет ответственность за будущее, поэтому он не может быть безучастным и бездеятельным по отношению к истории своего народа. |
Проблема быстротечности времени. (Что можно противопоставить вечности?) |
Быстротечности времени (вечности) можно противопоставить чуткую человеческую память. |
ТЕСТ ЕГЭ — 2015 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВАРИАНТ 2
Тест предлагается в качестве тренировочного при подготовке к ЕГЭ — 2015 года по русскому языку. Структура теста, количество, форма и уровень сложности заданий полностью соответствуют демонстрационному варианту. К каждому заданию приведён верный ответ. При решении теста рекомендуется ограничить себя временем, которое даётся на выполнение реальной экзаменационной работы.
ЧАСТЬ 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.
(1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2) Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; (…) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
2) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
3) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
4) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Ответ
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
1) во-первых
2) наоборот
3) иными словами
4) лишь
Ответ
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ФУНКЦИЯ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
ФУНКЦИЯ, -и; ж.
1) В философии: явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления.
2) В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. Линейная функция (меняющаяся прямо пропорционально изменению своего аргумента).
3) Работа производимая органом, организмом (книжн.). Функция желёз.
4) Роль, значение чего-нибудь (книжн.). Функция синтаксиса.
5) Обязанность, круг деятельности (книжн.). Служебные функции. Функция профкома.
Ответ
4. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) следует признать (предложение 1)
2) обогащает приёмы (предложение 2)
3) средства способны (предложение 2)
4) они могут (предложение 3)
Ответ
5. Укажите верную характеристику слова СПОСОБНЫ (предложение 2).
1) краткое причастие
2) наречие
3) краткое прилагательное
4) деепричастие
Ответ
6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) убралА
2) принЯтый
3) закупОрить
4) Оптовый
Ответ
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) Лучший способ построить ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения с подростком — искренне интересоваться его жизнью.
2) При раскопках археологи нашли много ГЛИНЯНОЙ посуды.
3) ЛЕДЯНОЕ побоище на Чудском озере показало незаурядную смекалку русских воинов.
4) «Турист» — современная и КОМФОРТАБЕЛЬНАЯ гостиница, расположенная в экологически чистом районе города.
Ответ
8. Укажите пример без ошибки в образовании формы слова.
1) в двухтысяче втором году
2) железнодорожный рельс
3) двое бабушек
4) несколько свеч
Ответ
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Обязав всех дворян служить,
1) различались три вида службы.
2) следовало указывать не только свою фамилию, но и чин.
3) чувство патриотизма и понятие чести заставляли поступать по совести.
4) Пётр I учредил в 1722 году «Табель о рангах».
Ответ
10. Укажите предложение без грамматической ошибки (без нарушения синтаксической нормы).
1) Необходимо пересмотреть план производства автомобилей в сторону его дальнейшего увеличения.
2) Имея много свободного времени, девочки посвящали его чтению книг.
3) Выступление артиста неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.
4) По прилёту в Париж мы отправились к Эйфелевой башне.
Ответ
11. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Нашим спортсменам нужны тренеры, которые могли бы подготовить их к достойному выступлению на чемпионате мира.
2) Средний Урал, который покрыт тёмнохвойными елово-пихтовыми лесами, представляет собой царство горной тайги.
3) Собака была первым домашним животным, которое человек приручил ещё в глубокой древности.
4) Главную красоту берегов реки Чусовой составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утёсистым гребнем.
Ответ
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3, 4, 5
3) 2, 4
4) 2, 4, 5
Ответ
13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) осн…щённый, проз…бать, в…пиющий
2) зар…зиться, заг…реть, обн…вление
3) с…реневый, вл…жение, р…сти
4) выск…чить, погл…тить, ч…рстветь
Ответ
14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ар…ергард, об…ект, с…ехал
2) воз…меть, без…мянный, пред…нфарктный
3) пр…зентация, пр…ломление, пр…баутка
4) во…делать, во…седать, ра…грести
Ответ
15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) развлека…мый, неприемл…мый
2) выгон…шь, колебл…шься
3) независ…мый, предв…дишь
4) пряч…шь, отверт…т
Ответ
16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. уживч…вый
Б. надоедл…вый
В. продл…вать
Г. недоум…вать
1) А, В, Г
2) А, Б
3) А, В
4) Б, В, Г
Ответ
17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Только совершенно (не)заинтересованному взгляду русская природа кажется бедной.
2) Всех возмутил ничем (не)оправданный поступок Кости.
3) Мужчина что-то (не)громко рассказывал своей спутнице.
4) (Не)добрый взгляд и усмешка собеседника неприятно поразили меня.
Ответ
18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
2) (НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
3) Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
4) (ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
Ответ
19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В январе резко ударили морозы ( ) и лёд на реке стал крепче.
1) Сложное предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Ответ
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Человек (1) по-доброму относящийся к другому (2) может быть настроен на его благодарность (3) и (4) не дождавшись её (5) начать сердиться.
1) 1, 2, 4, 5
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 2, 4, 5
4) 1, 2
Ответ
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Язык — это (1) несомненно (2) наиболее стабильный инструмент управления и очевидный носитель общественного сознания. В целом (3) наш язык остаётся (4) по-прежнему (5) «великим и могучим».
1) 1, 2
2) 1, 2, 3
3) 3, 4, 5
4) 1, 2, 3, 4, 5
Ответ
22. Укажите предложение, в котором надо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Вчера охотник шёл весь день и почти всю ночь и остановился для отдыха в кромешной темноте.
2) И стар и млад весело отплясывали на городской площади.
3) Чтение сего письма не только возбудило во мне разные чувствования но и жестоко оскорбило.
4) Мрачный и неподвижный замок грозно и неприступно смотрел на пришельцев из-за тёмного леса.
Ответ
23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
1) 1, 3, 4
2) 1, 4
3) 3, 4
4) 1, 2
Ответ
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
При матери я крепился (1) не жаловался (2) и не плакал (3) но (4) когда она стала уезжать (5) не выдержал (6) и с рёвом погнался за машиной.
1) 1, 3, 4, 5
2) 1, 3, 5
3) 2, 3, 5, 6
4) 1, 3, 5, 6
Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 25 — 36.
Начало формы
(1) Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича, известного физика-ядерщика, лауреата нескольких международных премий, беспокоило, что младший сын увлекается спортом и почти ничего не читает. (2) Неужели это свойство поколения, неужели книга перестала быть тем, чем она уже была в России в течение двух столетий для образованных людей? (3) Не может быть, чтобы книга, самый уютный, самый удобный способ общения с мыслителем и художником, ушла из жизни!
(4) Он сам стал читать двенадцатилетнему сыну. (5) Но сын не улавливал того очаровательного перемигивания многих смыслов, которое даёт настоящий художественный текст и в который автор вовлекает благодарного читателя. (6) Неужели телевизор и компьютерные игры победили? (7) И нельзя же все время читать ему вслух. (8) Георгия Андреевича в этом возрасте невозможно было оторвать от книги! (9) Более того, он был уверен, что его успехи в физике каким-то таинственным образом связаны с прочитанными и любимыми книгами. (10) Занимаясь физикой, он заряжал себя азартом вдохновения, который охватывал его при чтении. (11) А ведь счастье этого состояния он испытал до физики. (12) Книга была первична.
(13) Нет, надо приучить сына читать самостоятельно. (14) Но сын этого не хотел, морщился, пытался любым способом увильнуть от постылой обязанности.
(15) На даче отец с сыном играли в бадминтон. (16) Из-за язвительных насмешек постоянно выигрывавшего сына отец вдруг понял, что он, хотя и физик высокого класса, никаким авторитетом у сына не пользуется. (17) Нужно завоевать авторитет. (18) Но как это сделать?
(19) Спорт — единственное, что увлекает мальчика кроме телевизора и компьютерных игр. (20) Он должен через спорт завоевать авторитет у сына. (21) Он должен переиграть его в бадминтон.
(22) На следующий день, когда сын предложил поиграть, отец сказал ему:
— (23) Если я у тебя выиграю, будешь два часа читать книгу!
— (24) Ты у меня выиграешь… — презрительно ответил сын. — (25) Папа, у тебя крыша поехала!
— (26) Но ты согласен на условия?
— (27) Конечно!
(28) Отец, решив во что бы то ни стало выиграть у сына, внутренне сосредоточился, напружинился, хотя взял себя в руки и внешне держался равнодушно.
(29) То и дело слышалось шлепанье ракеткой по волану. (30) Хотя Георгий Андреевич весь был сосредоточен на игре, в голове его мелькали мысли, никакого отношения к игре не имеющие.
(31) Если бы Пушкин прожил ещё хотя бы десять лет, вероятно, история России могла быть совершенно другой. (32) Удар!
(33) Вся русская культура расположена между двумя фразами: пушкинской: подите прочь, какое дело поэту мирному до вас! (34) И толстовской: не могу молчать! (35) Удар!
(36) Задыхаюсь! (37) Задыхаюсь! (38) Нельзя было почти всю жизнь работать по четырнадцать часов! (39) Удар!
(40) Выражение «тихий Дон», кажется, впервые упоминается у Пушкина в «Кавказском пленнике»… (41) Если бы не перечитывал сыну, никогда бы не вспомнил… (42) Удар!
(43) Если предстоит конец книжной цивилизации, это удесятерит агрессивность человечества. (44) Ничто не может заменить натурального Толстого и натурального Шекспира… (45) Удар!
(46) Сын, не замечая необычайной сосредоточенности отца, пропустил достаточно много ударов, уверенный, что отец случайно вырвался вперёд. (47) Но при счёте десять — пять в пользу отца (а играть решили до двадцати одного очка) он как бы очнулся.
(48) Шквал сильных ударов посыпался на отца. (49) Но почти все удары, сам удивляясь себе, отец изворачивался брать и посылать обратно. (50) Он дотягивался до очень трудных подач и отбивал их, замечая в глазах у сына как бы комически-заторможенное уважение. (51) Однако сын порядочно загнал его своими подачами. (52) Сердце колотилось во всю грудную клетку, он был весь мокрый от пота. (53) Но чем трудней ему было, с тем большей самоотдачей он шёл к победе. (54) В каждый удар он вкладывал все силы, как будто удар этот был последним и самым решительным.
(55) Игра приближалась к победному концу, и сын стал нервничать.
— (56) Эта ракетка соскальзывает с руки, — крикнул он, — я пойду возьму запасную.
(57) И побежал домой. (58) Отцу показалось, что эта передышка в две-три минуты спасла его. (59) Сейчас, когда игра остановилась и он осознал свою усталость, он чуть не отдал концы от пережитого напряжения.
(60) Отец слегка отдышался. (61) Сын прибежал с новой ракеткой, и они продолжили игру. (62) И хотя эта ракетка была ничуть не лучше прежней, сын стал бить по волану с такой размашистой силой, словно стремился не просто выиграть у отца, а вытолкнуть его из жизни.
(63) Сын опять загнал отца, но вдруг споткнулся, наступив на шнурок незавязанного кеда.
(64) Он занялся своими шнурками, а отец в это время старался отдышаться, иначе от переутомления он сам мог грохнуться.
(65) Через минуту отец выиграл, на два очка опередив сына, и вдруг почувствовал всем своим существом, что сын проникся к нему уважением…
(66) После обеда мальчик послушно пошёл читать в свою комнату…
(По Ф. Искандеру)
25. Какое высказывание может служить иллюстрацией к основной проблеме текста?
1) Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет. (Конфуций)
2) Всегда, прежде чем может быть возведено что-то новое, должен быть поколеблен авторитет уже существующего. (С. Цвейг)
3) Унция авторитета стоит фунта работы. (Л. Питер)
4) Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета. (Ф. Бэкон)
Ответ
26. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 5 — 7 представлено рассуждение.
2) Предложение 44 поясняет суждение, высказанное в предложении 43.
3) Предложение 21 является выводом, обобщающим суждения, содержащиеся в предложениях 19 — 20.
4) В предложениях 55 — 57 содержится описание.
Ответ
27. Из предложений 26 — 29 выпишите фразеологизмы.
Ответ
Ответы к заданиям 28 — 30 запишите словами.
28. Из предложений 46 — 47 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.
Ответ
29. Из предложений 22 — 28 выпишите краткое прилагательное.
Ответ
30. Из предложений 41 — 43 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Ответ
Ответы к заданиям 31 — 35 запишите цифрами.
31. Среди предложений 1 — 9 найдите простые односоставные безличные. Напишите их номера.
Ответ
32. Среди предложений 1 — 7 найдите предложения с обособленными приложениями. Напишите номера этих предложений.
Ответ
33. Среди предложений 53 — 59 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Ответ
34. Среди предложений 50 — 56 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи союза и форм слов. Напишите номера этих предложений.
Ответ
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 — 34.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в бланк ответов №1 справа от задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
35. «Георгию Андреевичу в его возрасте очень сложно было выдержать темп игры, заданный сыном, и такое синтаксическое средство, как _________ (предложения 36 — 37), отражает его реальное физическое состояние. Однако ___________ (предложение 54) помогает понять, с какой самоотдачей отец старался завоевать авторитет, победив сына. Решительное противостояние Георгия Андреевича не могло не удивить мальчика, и троп _________ «комически-заторможенное уважение» (предложение 50) рисует начало зарождения этого чувства. Сын не мог и подумать, что его отец чуть жив от усталости: в лексике ___________ (предложение 59) точно характеризует самочувствие Георгия Андреевича».
Список терминов:
1) градация
2) развернутая метафора
3) инверсия
4) восклицательное предложение
5) эпитет
6) олицетворение
7) фразеологизм
контекстные антонимы
9) сравнение
Ответ
ЧАСТЬ 2
36. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Информация о тексте
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вопрос
ЕГЭ 2020 Русский язык Задание 1
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Выберите номера этих предложений.
Правильный ответ
1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Русский язык (Вариант 15)
Вы можете посмотреть видеоурок по этой теме
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приёмы ораторского искусства; ( … ) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Фразеологизмы украшают речь и обогащают приёмы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чём говорится.
- Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
- Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чём говорится, и это их важнейшая функция.
- Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо понимать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
- Оратору, использующему в своей речи фразеологизмы, необходимо осмысленно подходить к их выбору, и, чтобы оказать нужное влияние на публику, он должен знать и значение фразеологизмов, и ситуации, где можно их использовать.
Русский язык ЕГЭ
Посмотрите видеоурок по этой теме
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
- Главная
-
ЕГЭ
-
Русский язык
-
Варианты ЕГЭ
-
Вариант 21
Назад
Время
3:30:00Прочитайте текст и выполните задания 1 -3.
(1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Важнейшая функция фразеологизмов — выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.
СРЕДСТВО, а, ср.
- Приём, способ действия для достижения чего-н. Всеми средствами добиваться чего-н.
- Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения.
- Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики. Лекарственные средства.
- только во мн.ч. Деньги, кредиты. Оборотные средства.
- только во мн.ч. Капитал, состояние. Человек со средствами.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
бАнты
мусоропрОвод
позвонИшь
сОгнутый
добелА
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.
Первое НАПОМИНАНИЕ о существовании в Санкт-Петербурге Аптекарского огорода относится к 1713 году.
Маша с таким ясным и БЛАГОДАРНЫМ взглядом пошла навстречу гостю, что у него сердце забилось от радости.
На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
Мы осведомились у хозяина гостиницы о НАЛИЧИИ свободных мест.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.
Она борется почти без всякой поддержки со стороны правительства, которое, если бы хотело, уже давно могло бы одержать первенство над японцами, желающими встать на пьедестал.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ОБОЖЖЕТ руку
НАИБОЛЕЕ подходящий
мы не ЛЖЕМ
пара САПОГ
после ЗАМОРОЗОК
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении сложного предложения Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Г) ошибка в построении предложения с причастным оборотом Д) неправильное употребление формы существительного с предлогом |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Изменяя заголовки статей, в редакции началась ссора между сотрудниками. 2) В журнале «Мир диких животных» напечатана очень захватывающая статья. 3) Работавшая Лена заместителем секретаря была замечательным сотрудником. 4) Собака гуляла с тетей Валей, на которую был одет намордник. 5) Все, кто пришел позже на вечеринку, извинился перед хозяйкой 6) Современный человек предпочитает ходить не столько в театр, сколько в кино. 7) Когда разливаются полноводные реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. 9) По приезду в санаторий я сразу решил пойти на прописанные мне процедуры, чтобы отдохнуть от дороги и расслабиться. |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
- К…мпания (избирательная), удес…терить, сотв…рить;
- Отр…сль, пол…г, р…стовщик;
- Г…ревать, к…саться, забл…стать;
- К…ссир, уст…лающий, перет…рать;
- Заж…мать, раст…рание, оп…реться. Ответ:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- О…бежать, по…черкнуть, по…сказать;
- С…ёмка, из…ятие, трех…этажный;
- Пр…взойти, пр…милый, пр…ступить (закон);
- Вз..мать, сверх..нтересный, дез…нфекция;
- Ра…сыпать, и…пуганный, чере…чур.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- Накле…вать, марл…вый;
- Кокетл…во, предприимч…вый;
- За…нька, сарафанч…к;
- Каракул…вый, вол…вой;
- Досух…, влев…
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- (он) стел…т, посе…шь;
- скле…нный, бре…шься;
- спряч…шься, (он) зижд…тся;
- выделя…мый, загон…шь;
- держ…шь; (снег) та…т.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Я (НЕ)ЗНАЮ, как так получилось, что я совсем забыл про это совещание.
Пришлось говорить (НЕ)ГРОМКО, но внятно, чтобы было слышно даже людям на заднем ряду.
(НЕ)СМОТРЯ по сторонам, он быстро побежал через дорогу.
Отец велел нам, (НЕ)ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, сразу ехать на вокзал.
На лугах стояла еще (НЕ)КОШЕННАЯ трава.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ТЕЧЕНИЕ дня шторм не стихал, (ПО)ЭТОМУ катерам запрещено было выходить из бухты.
Я пытался идти (ТАК)ЖЕ быстро, как это делал наш проводник, но (В)СКОРЕ понял, что выбился из сил.
ЧТО(БЫ) успешно справиться с заданием, нужно (ПО)НАСТОЯЩЕМУ хорошо ориентироваться в материале.
Лариса ТО(ЖЕ) закрыла дверь и улыбнулась, КАК(БУДТО)ничего не произошло.
ЧТО(БЫ) разжечь костер, требовалось топливо, но и вокруг нас, и (В)ДАЛИ была лишь голая степь.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Беззвуч(1)о падают многочисле(2)ые золотисто-желтые осе(3)ие листья на городскую аллею, которая усея(4)а не отшлифова(5)ыми еще блестящими камешками.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Ночью выпало очень много снега и резко похолодало.
- Море издалека кажется или черным или ярко-синим или серым.
- В доме было множество красивых и редких сувениров и несколько раритетных картин.
- Большие совы бесшумно взмывали с веток и тогда лошадь всхрапывала и шарахалась.
- Перед обедом из окон высовываются не только мамы но и бабушки и зовут детей есть.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пчела (1) перепархивая с ветки на цветок (2) и (3) продолжая собирать нектар (4) двигается к своему жилищу (5) находящемуся на пасеке.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Гори(1) звезда моя (2) не падай. Роняй (3) холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой (4) Живое сердце (5) не стучит.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Исследователи (1) разработали уникальный материал (2) частицы (3) которого (4) обладают способностью (5) впитывать в себя огромное количество жидкости.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я не знаю (1) откуда возникало это тревожное состояние (2) но я переживал его много раз (3) хотя (4) если вспомнить всю жизнь (5) то бывало оно не так уж часто (6) как мне (7) поначалу казалось.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого — вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы, быками их здесь зовут, по утёсам где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3)По всем утёсам кипень цветов: примулы, лилии, орхидеи, красодневы. (4)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел, и всех заверял: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.
(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)Звуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.
(9)Я поднял голову. (10)Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
(12)Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
(13)За несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.
(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
(20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.
(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.
(27)Один из верных признаков шедевров – они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.
(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (30)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.
(31)Очевидно, свойство истинного шедевра – делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
(32)Распространено мнение, что шедевров немного. (33)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
(35)Каждая встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения. (36)Она вызывает изумление и радость.
(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии! (40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, – совершенство
человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.
(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.
(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.
Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Осень, описанная в тексте, показана туманной и холодной.
- Автор текста говорит о том, что свойство истинного шедевра – отделить обычного человека от творца.
- Автор говорит о том, что встреча с любым шедевром – прорыв в блистающий мир человеческого гения.
- Автор говорит о том, что мы никогда не встретим шедевров в обычной природе.
- Автор уверен, что любой шедевр надолго остается в душе человека.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 1-5 представлено повествование.
- В предложении 45 присутствуют элементы описания.
- В предложениях 14–16 представлено описание.
- Предложение 38 продолжает мысль, высказанную в предложении 37.
- В предложениях 34–37 содержится повествование.
Из предложений 20-27 выпишите фразеологизм.
Среди предложений 1-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
«Автор текста очень эмоционально рассуждает о волнующих его проблемах, в этом ему помогают: (А) (предложение 5) (Б) (предложение 45). Автор часто использует такое синтаксическое средство, как (В) (предложение 29). Призывая читателей обратить внимание на проблему, автор прибегает к другому приему – (Г) (предложения 37-39)».
Список терминов:
- эпитеты
- просторечная лексика
- риторическое восклицание
- развернутая метафора
- антитеза
- риторический вопрос
- синекдоха
- анафора
- однородные члены предложения
Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий