ЕГЭ-2008: как это было
Субъекты Российской Федерации могли сами определять
перечень предметов, по которым
проводится ЕГЭ.
— 61 регион проводил ЕГЭ по большинству общеобразовательных
предметов,
— 17 регионов — от 3
до 7 предметов,
— 6 регионов —
по 1—2 предметам.
В период проведения ЕГЭ в мае-июне функционировали 5 федеральных и 84 региональных «горячих линии», а также «горячие линии», организованные общественными
организациями. Во всех субъектах
Российской Федерации введены системы общественного наблюдения за ходом проведения ЕГЭ, в том числе с участием представителей средств массовой
информации.
В целом ЕГЭ прошел в соответствии с установленным порядком. В ходе контроля проведения ЕГЭ государственными
экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации, комиссиями
Рособрнадзора были выявлены отдельные нарушения, по которым приняты соответствующие меры.
Выдача свидетельств о результатах ЕГЭ осуществляется школами (для
выпускников 2008 года),
муниципальными и региональными
органами управления образованием (для выпускников прошлых лет).
Начиная с 2008 года свидетельства о результатах ЕГЭ будут действовать
до 31 декабря года, следующего за годом получения свидетельства, а для лиц,
призванных в ряды Вооружённых сил
Российской Федерации, — до 31 декабря 2010 года.
В настоящее время ведется
подготовка к проведению ЕГЭ в июле на этапе вступительных испытаний, а также организации приёма и зачисления по результатам ЕГЭ в ссузы и вузы.
Все ссузы и вузы обязаны
принимать результаты ЕГЭ по всем
предметам на все направления
подготовки (специальности) и при
отсутствии у поступающего
результатов ЕГЭ по необходимому
предмету направить его на вступительное испытание в форме ЕГЭ по соответствующему предмету в сроки, установленные расписанием Рособрнадзора.
Поступающие, сдавшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько ссузов и вузов на различные направления подготовки (специальности) лично
либо направить по почте заказным
письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются
основанием подтверждения приема документов поступающего.
Поступающий имеет право при отсутствии свидетельства о сдаче ЕГЭ в заявлении указать сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах, а также причину отсутствия свидетельства о результатах ЕГЭ.
Приёмные комиссии осуществляют контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ в текущем году, а также о результатах ЕГЭ, представляемых поступающим, через
Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ. В случае выявления фактов нарушений при проведении
конкурса и неправомерного
зачисления в ссуз или вуз на основании недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, студент подлежит
отчислению в установленном
порядке.
Приёмные комиссии вправе отказать поступающему в приёме документов по причине недостаточного количества баллов,
набранного им по результатам сдачи ЕГЭ только в случае, если его результаты (по предмету, по которому проводятся вступительные испытания на данную специальность) эквивалентны
отметке «2» в пятибалльной системе
оценивания, используемой при выставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании.
Ссузы и вузы самостоятельно
до начала вступительных испытаний
устанавливают шкалу перевода баллов ЕГЭ в собственную систему оценивания, а также количество баллов, которое необходимо набрать
для зачисления поступающим, имеющим право на внеконкурсное зачисление, и поступающим, имеющим золотые или серебряные
медали.
Победители и призеры
заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд
Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, принимаются в ссузы и вузы без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности),
соответствующие профилю олимпиады. При поступлении по направлениям подготовки (специальностям), не соответствующим профилю олимпиады, их
результат засчитывается ссузами и вузами как наивысший результат вступительного
испытания по данному предмету.
{mosimage}
по сообщению Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
До начала единого государственного экзамена осталось несколько недель. С нынешнего года все российские вузы обязаны принимать баллы за ЕГЭ по русскому языку и математике в качестве результатов вступительных экзаменов. Что еще изменилось в организации ЕГЭ? И к чему готовиться абитуриентам 2008 года?
Изначально цель введения ЕГЭ заключалась в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию в школе со вступительными экзаменами в вуз и тем самым облегчить участь абитуриентов. Идея хорошая, но ее воплощение обернулось рядом трудностей. Это и недоработанные тексты заданий, и задержки с выдачей сертификатов, и проблемы с подсчетами баллов. Но, пожалуй, главная сложность состояла в том, что далеко не все вузы учитывали результаты единого экзамена. Сейчас ситуация изменилась: Министерство образования и науки обязало всех несогласных принимать сертификаты ЕГЭ.
Что делать с двоечниками?
В 2006 г. единый госэкзамен сдавали 950 тыс. школьников в 79 регионах России. Школы участвовали в эксперименте по желанию, а правила проведения экзамена устанавливала местная администрация. Прошедшим летом ЕГЭ сдавали 95% одиннадцатиклассников, а его результаты засчитывали 1800 российских вузов.
Каковы итоги единого госэкзамена двух последних лет? Понять очень трудно, потому что ЕГЭ-баллы пересчитывают целых четыре раза. Сначала выпускнику ставят предварительные отметки по 60-балльной шкале, затем переводят в 100-балльную, потом – в школьные «тройки», «четверки» и «пятерки» (для аттестата) и, наконец, каждый вуз переводит баллы в оценки согласно собственной системе измерения. Хотя один результат можно назвать уже сейчас: увеличилось количество школьных «двоек». Что делать с двоечниками, непонятно. В 2008 г. им поставят в аттестат «тройки» (правило «плюс один балл»), но с 2009 г. поблажек уже не будет. Сейчас обсуждаются два варианта: либо ставить вместо «неуда» прочерк, либо вообще не выдавать аттестаты провалившимся выпускникам.
Новшества 2008 года
В этом году школьные госы претерпят ряд изменений.
- В форме ЕГЭ в обязательном порядке нужно будет сдавать два экзамена – русский язык и математику. Остальные три испытания, по выбору самого ученика, могут проходить в традиционной форме или в виде ЕГЭ.
- К списку обязательных выпускных экзаменов добавится литература (раньше она была частью испытания по русскому языку). Сдавать этот предмет можно будет одним из трех способов: в форме ЕГЭ, как обычное сочинение (или изложение) и как устный экзамен (по билетам). Решение будет принимать сам выпускник.
- Из ЕГЭ по литературе уберут часть «А» (один ответ из четырех возможных), зато увеличат части «В» (расширенный ответ) и «С» (свободный ответ).
- Безопасность госэкзамена будет обеспечиваться камерами слежения и присутствием милиционера.
Многое останется без изменений. Например, сохранятся все льготы для победителей и призеров олимпиад. Но 2008 г. станет последним «льготным» для медалистов: со следующего года обладатели «золота» и «серебра» будут поступать в вузы по результатам ЕГЭ на общих основаниях.
Для артистов и спортсменов
Некоторые университеты и академии оставят за собой право проводить собственные дополнительные испытания. по большей части это творческие и спортивные вузы. Причина понятна: талант артиста и силу спортсмена по тесту не определишь! Ряду учебных заведений разрешено проводить дополнительные испытания по предметам профессиональной направленности. В число таких вузов входят: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана), Московский инженерно-физический институт (Государственный университет) (МИФИ), Московский физико-технический институт (Государственный университет) (МФТИ) и др.
К слову, далеко не все вузы Москвы положительно оценивают введение единого госэкзамена.
Игорь Темиров, заведующий отделом международных связей Литературного института им. А.М. Горького:
– Результаты ЕГЭ по русскому языку мы засчитываем в качестве вступительных последние несколько лет. Так будет и в 2008 г. Я считаю, что это нашему институту только мешает. Реальную картину тесты не отражают, потому что 80 баллов школьник может набрать, и не обладая какими-то особыми знаниями, а просто рассуждая логически. С введением ЕГЭ у нас возникла проблема: абитуриенты, которые поступили по его результатам, впоследствии свои баллы не подтвердили. В итоге уровень грамотности наших студентов оставляет желать лучшего.
С определенными сложностями, возможно, столкнутся абитуриенты музыкальных вузов. Обычно в консерватории поступают после окончания музучилищ, где обязательный ЕГЭ по русскому языку не предусмотрен… В 2007 г. таким вузам пошли на уступки и разрешили для поступающих «без ЕГЭ» провести испытания по русскому языку по схеме «зачет-незачет». Что ждет абитуриентов в этом году – станет известно в конце весны.
Поступить в МГУ теперь сложнее
Правила поступления в главный университет страны изменились: впервые здесь будут учитываться результаты единого госэкзамена. Но не в полном объеме. Наряду с обязательным ЕГЭ абитуриентам придется проходить и традиционные вступительные испытания. Баллы за них будут суммироваться (два обычных экзамена плюс два ЕГЭ), а затем оцениваться по единой шкале.
С какими сложностями столкнутся теперь абитуриенты МГУ им. М.В. Ломоносова? Раньше они готовились только к экзаменам в традиционной форме, теперь вдобавок нужно будет максимально успешно сдать ЕГЭ по русскому языку (всем) и по математике (если этот предмет входит в список вступительных испытаний).
Следовательно, ребят ждет дополнительная нагрузка — как интеллектуальная, так и материальная: занятия с репетиторами – удовольствие не из дешевых, а их придется удвоить.
Готовьтесь — и проблем с ЕГЭ не возникнет!
Галина Чугунова, завуч по учебной части школы N 2006, г. Москва:
— ЕГЭ, на мой взгляд, достаточно объективный критерий оценки знаний учеников и работы педагогов. Если хорошо готовиться, можно показать на экзамене приличные результаты. А ученикам лицеев, гимназий и профильных классов эти задания вообще кажутся простыми. Но можно получить «пятерку» и не будучи лицеистом – если много заниматься самостоятельно, ходить на факультативные уроки. Для учителей и школьников это, конечно, дополнительная нагрузка, но цель оправдывает средства.
Не забывайте о классических экзаменах
Сергей Луговой, студент первого курса факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО):
— Помогает ли ЕГЭ при поступлении в вуз? Вопрос спорный. Я дважды сдавал единый госэкзамен по русскому языку, причем во второй раз набрал меньше баллов, чем сразу после школы, хотя весь год занимался с репетитором. Из-за того, что результаты ЕГЭ оказались не очень, пришлось усиленно готовиться к остальным испытаниям: чтобы дотянуть до проходного балла, все вступительные экзамены нужно было сдать на отлично. Я стал студентом, но не могу сказать, что единый экзамен мне в этом помог. В одном я уверен точно: не стоит направлять все свои силы только на подготовку к ЕГЭ, иначе есть риск провалиться на обычных экзаменах.
На ЕГЭ за справкой зрелости
В 2008 году заявки на участие в ЕГЭ подали все субъекты РФ. Практически во всех регионах страны выпускники будут сдавать русский язык и математику в форме единого госэкзамена. Впервые тем, кто получит «двойки» по двум предметам, выдадут не аттестат зрелости, а только справку.
Во вторник Рособрнадзор рассказал о том, как российские школьники будут сдавать Единый госэкзамен (ЕГЭ) в 2008 году. Как сообщил руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, приказ Минобрнауки, регулирующий нынешнее проведение ЕГЭ, был зарегистрирован Министерством юстиции 29 февраля. И уже известно, что на этот раз ситуация со сдачей ЕГЭ будет иной, чем раньше.
По словам Болотова, в этом году, который является переходным для введения новой системы оценки знаний, заявки на участие в ЕГЭ подали все регионы страны.
Глава Рособрнадзора заявил, что практически во всех субъектах РФ русский язык и математику выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ. А вот литературы, которая еще год назад была обязательным предметом при сдаче единого госэкзамена, в 2008 году в обязательном списке не будет.
Как рассказал Болотов, соответствующее распоряжение будет подписано в среду в Минобрнауки. «В этом году мы сделали литературу предметом по выбору. В этом году экзаменационных материалов по литературе в «части А» — части с выбором ответов — уже не будет», — сказал он. В предыдущие годы литература автоматически становилась обязательным предметом для сдачи, если регион выбирал этот предмет. «При этом регион сам регулировал, как этот обязательный предмет сдается, в какой форме», — напомнил глава Рособрнадзора.
По его словам, в этом году еще останутся предметы, экзамен по которым можно сдать только в традиционной форме. Среди них — «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Мировая художественная культура» и «Физическая культура».
По словам главы ведомства, в 2008 году по русскому языку, литературе и математике сохраняется формула выставления отметок по принципу «плюс один балл». Это значит, что, если ученик получает «двойку» по одному из этих предметов в рамках ЕГЭ, в аттестате ему гарантирована «тройка».
Ранее эта формула распространялась на все предметы. «В этом году формула работает только для трех предметов — русского языка, математики и литературы», — заявил Виктор Болотов. Выбор этих предметов неслучаен: в 2007 году около 20% школьников только по математике получили неудовлетворительную оценку на ЕГЭ.
Что касается остальных предметов, в аттестат выпускника войдет отметка, которую он получил при сдаче единого госэкзамена.
В этом году впервые тем, кто получит «двойки» по двум предметам, выдадут не аттестат зрелости, а только справку.
Исключение сделают только для выпускников, которые собираются работать или поступать в ПТУ и техникумы.
Комментируя новое правило действующей государственной аттестации, Виктор Болотов отметил, что пересдать итоговый экзамен можно будет либо в форме ЕГЭ, либо в традиционной формате.
Результаты ЕГЭ, полученные в 2008 году, могут использоваться выпускниками до конца 2009 года включительно.
А вот те, кто проходит военную службу, имеют право использовать результаты ЕГЭ, полученные в 2008 году до призыва, в течение года после увольнения в запас.
В этом году для выпускников российских школ сдача единого госэкзамена начнется 16 мая. Первым испытанием станет экзамен по иностранному языку.
1
Проведение итоговой аттестации обучающихся в 2008 году Форма и порядок проведения выпускных экзаменов в 9-х,11-х классах в учебном году
2
ЕГЭ-2008 Перечень предметов, по которым аттестация проводится в форме ЕГЭ Перечень предметов, по которым аттестация проводится в форме ЕГЭ Русский язык Русский язык Алгебра и начала анализа Алгебра и начала анализа История России История России География География Биология Биология Физика Физика Химия Химия Обществознание Обществознание Иностранный язык Иностранный язык Информатика Информатика
3
В форме ЕГЭ выпускники обязательно сдают 3 предмета Русский язык Русский язык Алгебра и начала анализа Алгебра и начала анализа 1 предмет по выбору из перечисленных на 1-м слайде 1 предмет по выбору из перечисленных на 1-м слайде Всего выпускники 11-х классов сдают не менее 5 экзаменов
4
Расписание экзаменов, сдаваемых в форме ЕГЭ 16 мая- иностр. язык, информатика 16 мая- иностр. язык, информатика 19 мая- химия, обществознание 19 мая- химия, обществознание 22 мая- история России, физика 22 мая- история России, физика 26 мая- география, биология 26 мая- география, биология 29 мая- русский язык 29 мая- русский язык 4 июня- математика 4 июня- математика Начало всех экзаменов в форме ЕГЭ- в 10 часов Начало всех экзаменов в форме ЕГЭ- в 10 часов При себе учащиеся должны иметь паспорт и пропуск. При себе учащиеся должны иметь паспорт и пропуск.
5
Время проведения экзаменов Русский язык, Русский язык, биология, — 3 часа (180 минут) биология, — 3 часа (180 минут) география, география, Химия Химия Математика, Математика, Информатика — 4 часа (240 минут) Информатика — 4 часа (240 минут) Физика, Физика, История — 3,5 часа (210 минут) История — 3,5 часа (210 минут) Иностранный язык минут Иностранный язык минут
6
Предмет ЛИТЕРАТУРА Не сдается в форме ЕГЭ Не является обязательным в 2008 году Форма проведения экзамена: Реферат- для учащихся на «5» Собеседование По билетам
7
Экзамены по традиционной форме проводятся только после сдачи всех ЕГЭ Все экзамены по традиционной форме (в школе по билетам) запланированы после 4-го июня Все экзамены по традиционной форме (в школе по билетам) запланированы после 4-го июня Учащиеся могут сдавать устный экзамен по геометрии в школе -(по билетам) Учащиеся могут сдавать устный экзамен по геометрии в школе -(по билетам)
8
Приказом министерства образования и молодежной политики ЧР разрешается выпускникам, получившим «2» по одному предмету в форме ЕГЭ, пересдать этот экзамен по традиционной форме (в школе по билетам)
9
9 класс ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ от от О проведении итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2008 году
10
Экзамены проводятся с участием территориальных комиссий По предметам: По предметам: Русский язык Русский язык Алгебра Алгебра Физика Физика Биология Биология Чувашский язык Чувашский язык
11
Экзамены по новой форме 9 класс По русскому языку и алгебре –для всех обязательно По русскому языку и алгебре –для всех обязательно По чувашскому языку — обязательно для национальных школ По чувашскому языку — обязательно для национальных школ Экзамены по выбору выпускников – по физике и биологии Экзамены по выбору выпускников – по физике и биологии Выпускники 9-х классов сдают не менее 4 экзаменов; из них 2 экзамена –по новой форме Выпускники 9-х классов сдают не менее 4 экзаменов; из них 2 экзамена –по новой форме
12
На основании Письма Мин. Обр.от / Выпускники 9-х классов, не допущенные к аттестации и не прошедшие аттестацию, оставляются на повторный год либо получают справку установленного образца. Выпускники 9-х классов, не допущенные к аттестации и не прошедшие аттестацию, оставляются на повторный год либо получают справку установленного образца. Ученики, получившие «неуд» по русскому или алгебре, могут пересдать экзамен в традиционной форме. Ученики, получившие «неуд» по русскому или алгебре, могут пересдать экзамен в традиционной форме.
13
14
Русский, Математика, Обществознание, Физика, История, Биология, Химия, Английский, Информатика, Литература, География
О правах / ctege.info@gmail.com / Архив: 2020; 2021; 2022;
2005-2023 © ctege.info При использовании материалов указывайте гиперссылку.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 февраля 2008 г. N 11251
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 февраля 2008 г. N 36
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВОИВШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2007/2008 УЧЕБНОМ ГОДУ, И УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2008 ГОДУ
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
В соответствии со статьями 15 и 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 7, ст. 838) приказываю:
1. Установить, что в 2008 году:
1.1. Обучающиеся, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования, проходят государственную (итоговую) аттестацию в форме, определенной Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г., регистрационный N 2114) (далее — Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации).
1.2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений в форме единого государственного экзамена проводится в каждом субъекте Российской Федерации по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по общеобразовательным предметам, не включенным в указанный перечень, проводится в субъекте Российской Федерации в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году.
3. Установить, что Порядок приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 января 2003 г. N 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2003 г., регистрационный N 4188), а также Порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения) Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 4304 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный N 4169), применяется в части, не противоречащей Положению о проведении единого государственного экзамена в 2008 году.
4. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 апреля 2002 г. N 1306 «Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2002 г., регистрационный N 3420).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
к Приказу Минобрнауки России
от 5 февраля 2008 г. N 36
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 2008 ГОДУ
(в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
I. Общие положения
1. Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году (далее — Положение) устанавливает порядок проведения единого государственного экзамена в 2008 году, в том числе общие правила его организации, права и обязанности участников, процедуру проведения, порядок проверки экзаменационных работ, подачи и рассмотрения апелляций, выдачи свидетельств о его результатах, организации системы общественного наблюдения и контроля.
2. Положение распространяется на имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего (полного) общего образования, независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности (далее — общеобразовательные учреждения), а также на государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования, их филиалы, осуществляющие прием граждан на базе среднего (полного) общего образования (далее соответственно — ссузы и вузы).
3. Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, (далее — выпускники) с использованием заданий стандартизированной формы (далее — контрольные измерительные материалы), выполнение которых позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
4. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, кроме иностранных языков, проводится на русском языке.
Перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в конкретном субъекте Российской Федерации, утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее — Рособрнадзор) на основании представления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа предметов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
5. В ЕГЭ принимают участие выпускники текущего года, допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования, а также могут участвовать выпускники прошлых лет, имеющие документ государственного образца об образовании, подтверждающий получение ими среднего (полного) общего образования (далее — участники ЕГЭ).
Лица, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, допускаются к сдаче ЕГЭ при наличии у них документов иностранных государств об образовании, признанных в установленном порядке эквивалентными документам государственного образца Российской Федерации о среднем (полном) общем образовании.
6. Выпускники текущего года и прошлых лет сдают ЕГЭ, как правило, в субъекте Российской Федерации по месту проживания. В случае, если по месту проживания выпускника текущего года по общеобразовательным предметам, необходимым для поступления в выбранный ссуз или вуз, ЕГЭ не проводится, по его заявлению может быть предоставлено выпускнику право сдачи ЕГЭ в ином субъекте Российской Федерации, в котором ЕГЭ по данным общеобразовательным предметам проводится, при наличии согласия органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
Лица, не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации и подавшие заявление о приеме в ссуз или вуз, сдают ЕГЭ в субъекте Российской Федерации по месту нахождения образовательного учреждения, в которое поступают, и по тем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ в данном субъекте Российской Федерации.
Регистрация участников ЕГЭ осуществляется в субъекте Российской Федерации в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Учет участников ЕГЭ осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для формирования и ведения федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ.
7. Результаты ЕГЭ выпускников, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях в текущем году, признаются этими образовательными учреждениями как результаты государственной (итоговой) аттестации, а ссузами и вузами — как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам; результаты ЕГЭ иных участников ЕГЭ признаются ссузами и вузами как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.
Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в общеобразовательных учреждениях в текущем году, признаются этими образовательными учреждениями как наивысшие результаты государственной (итоговой) аттестации по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, а ссузами и вузами — как наивысшие результаты вступительных испытаний по этим общеобразовательным предметам при приеме на направления подготовки (специальности), не соответствующие профилю олимпиады. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
II. Организация единого государственного экзамена
8. ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, при участии общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования.
К проведению ЕГЭ для выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, могут привлекаться органы государственной власти Российской Федерации, являющиеся их учредителями. Условия и особенности организации проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации определяются Рособрнадзором по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
9. Рособрнадзор в целях организации и подготовки проведения ЕГЭ выполняет следующие функции:
осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, ссузов и вузов и иных организаций, участвующих в организации и проведении ЕГЭ;
обеспечивает научно-методическое и информационное обеспечение ЕГЭ, определяет процедуры организации и проведения ЕГЭ по общеобразовательным предметам, в том числе для выпускников с ограниченными возможностями здоровья и выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
определяет технологию проведения ЕГЭ, в том числе требования к аппаратно-программным средствам, необходимым для организации проведения ЕГЭ, к информационной безопасности процедур и материалов ЕГЭ, а также к защите информации, получаемой при проведении ЕГЭ;
разрабатывает и представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации спецификации и структуру контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ;
осуществляет контроль за формированием контрольных измерительных материалов и организует направление в субъекты Российской Федерации контрольных измерительных материалов и бланков ответов участников ЕГЭ;
организует осуществление централизованной проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ, в том числе определяет методику шкалирования результатов ЕГЭ и перевода баллов ЕГЭ в пятибалльную систему оценивания;
осуществляет контроль за проведением ЕГЭ, в том числе в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими комиссий, а также образовательных учреждений и иных организаций, участвующих в организации и проведения ЕГЭ;
организует формирование и ведение федеральных баз данных об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ;
осуществляет иные полномочия, связанные с организацией и проведением ЕГЭ в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами.
10. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают и проводят ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе:
организуют и обеспечивают деятельность комиссий, создаваемых в субъекте Российской Федерации, а также подготовку организаторов и экспертов для проведения ЕГЭ;
определяют организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации;
обеспечивают в установленном порядке проверку экзаменационных работ участников ЕГЭ предметными комиссиями;
обеспечивают формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и инструкций уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
осуществляют иные полномочия в рамках обеспечения проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации.
11. Для организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации ежегодно создаются экзаменационные, конфликтные и предметные комиссии.
12. Федеральные экзаменационная и конфликтная комиссии создаются для организации и проведения ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
Федеральные предметные комиссии создаются в целях формирования контрольных измерительных материалов по каждому общеобразовательному предмету ЕГЭ. В период проведения ЕГЭ ими также осуществляется проверка экзаменационных работ выпускников российских общеобразовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации и сдававших ЕГЭ за пределами территории Российской Федерации.
В целях обеспечения контроля за проведением ЕГЭ на территории Российской Федерации Рособрнадзор может поручить указанным комиссиям подготовку экспертных заключений, рассмотрение заявлений участников ЕГЭ о несогласии с решением конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, проведение перепроверки отдельных экзаменационных работ участников ЕГЭ в субъектах Российской Федерации.
Состав, порядок создания и деятельности федеральных комиссий определяется Рособрнадзором.
13. Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации (далее — ГЭК) создается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и включает в себя представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, совета ректоров вузов и совета директоров ссузов субъекта Российской Федерации, а также общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Персональный состав ГЭК утверждается Рособрнадзором по представлению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Состав и положение о ГЭК, утверждаемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, публикуются в средствах массовой информации, в которых осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не позднее, чем через две недели после их утверждения.
14. В рамках организации и проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации ГЭК:
организует и координирует работу по подготовке и проведению ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечивает информирование участников ЕГЭ о порядке и сроках проведения ЕГЭ, а также о полученных ими результатах ЕГЭ через образовательные учреждения и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования;
обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ЕГЭ на территории субъекта Российской Федерации, в том числе направляет в региональный центр обработки информации и пункты проведения ЕГЭ своих уполномоченных представителей;
осуществляет иные функции в соответствии с положением о ГЭК.
15. ГЭК создает предметные комиссии (комиссии по общеобразовательным предметам), а также, при необходимости, территориальные подкомиссии. Предметные комиссии создаются по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, для проверки ответов участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также задания устной части ЕГЭ по иностранным языкам, записанных на аудионосители.
Составы предметных комиссий утверждаются по представлению ГЭК распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку. В состав каждой комиссии рекомендуется включать представителей общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования на паритетных началах. Требования к программам подготовки указанных лиц утверждаются Рособрнадзором.
Функции, полномочия, порядок и сроки работы предметных комиссий и территориальных подкомиссий устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, в положении о ГЭК или в положениях об этих комиссиях (подкомиссиях).
16. Научно-методическое, организационное и технологическое обеспечение организации и проведения ЕГЭ на федеральном уровне осуществляются организациями, определяемыми в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее -уполномоченные организации).
Функции по организационному и технологическому обеспечению проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации возлагаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на специализированное государственное учреждение — региональный центр обработки информации (далее — РЦОИ), который осуществляет функции оператора баз данных субъекта Российской Федерации об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, обработку экзаменационных работ участников ЕГЭ, а также технологическое и информационное взаимодействие с уполномоченной организацией в период проведения ЕГЭ
17. Общеобразовательные учреждения, ссузы и вузы в рамках организации проведения ЕГЭ:
составляют списки участников ЕГЭ (при проведении государственной (итоговой) аттестации — общеобразовательные учреждения, при приеме в ссузы и вузы — соответственно ссузы и вузы) с указанием общеобразовательных предметов, сдаваемых ими в форме ЕГЭ;
информируют участников ЕГЭ о сроках, месте и порядке проведения ЕГЭ, в том числе о порядке, месте и сроках подачи апелляций, а также о результатах ЕГЭ (информация также вывешивается на информационном стенде в образовательном учреждении, а также веб-сайте ссуза, вуза) в установленные сроки;
делегируют своих работников в состав комиссий, создаваемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, для проведения ЕГЭ и в состав организаторов в пунктах проведения ЕГЭ;
осуществляют в соответствии с организационно-территориальной схемой проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации взаимодействие с РЦОИ, а также в случае необходимости с ГЭК, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, или органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования.
18. Лица, привлекаемые к работе по подготовке и проведению ЕГЭ, в период выполнения ими функций по проведению ЕГЭ признаются должностными лицами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или
ненадлежащее выполнение своих обязанностей и злоупотребление служебным положением.
За работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к проведению ЕГЭ в рабочее время и освобожденными от основной работы на период проведения ЕГЭ, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и иными содержащими нормы трудового права актами.
Работникам, привлекаемым к проведению ЕГЭ, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению ЕГЭ. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации в пределах средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.
19. В целях более полного информирования общественности о ходе проведения ЕГЭ в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, формируется система общественного наблюдения и контроля за проведением ЕГЭ.
Общественные наблюдатели аккредитуются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, из числа представителей государственных органов законодательной власти, образовательных учреждений, средств массовой информации, родительских комитетов общеобразовательных учреждений, попечительских советов образовательных учреждений, общественных объединений и организаций по их заявлениям.
Общественные наблюдатели, предъявившие документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя, вправе присутствовать в день проведения экзамена в пунктах проведения ЕГЭ, в том числе в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена.
Общественные наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Положением, положением о системе общественного наблюдения, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
III. Проведение единого государственного экзамена
20. ЕГЭ организуется в сроки, установленные для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников, вступительных испытаний в ссузы и вузы, а также иные дополнительные сроки, определяемые Рособрнадзором.
Расписание проведения ЕГЭ и его продолжительность по каждому общеобразовательному предмету утверждаются Рособрнадзором.
21. ЕГЭ проводится в пунктах проведения ЕГЭ, место расположения которых утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, на основе предложений ГЭК не позднее 1 апреля.
Организация и непосредственное проведение ЕГЭ в пунктах проведения ЕГЭ осуществляется организаторами в порядке, определяемом Рособрнадзором. Организаторы назначаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.
Организаторами в пункте проведения ЕГЭ могут быть представители общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При проведении ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету организаторами не могут назначаться преподаватели по данному или родственному общеобразовательному предмету.
22. Контрольные измерительные материалы для проведения ЕГЭ и бланки ответов участников ЕГЭ (далее вместе — экзаменационные материалы) доставляются в пункты проведения ЕГЭ уполномоченными представителями ГЭК в день проведения экзамена не позднее, чем за 1 час до его начала. При наличии объективных оснований (удаленность, труднодоступность и т.п.) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, по согласованию с Рособрнадзором может принять решение о более ранней доставке экзаменационных материалов в пункты проведения ЕГЭ. Вскрытие и переупаковка экзаменационных материалов до начала экзамена запрещены.
23. До начала экзамена организаторы знакомят участников ЕГЭ с порядком проведения экзамена, правилами заполнения бланков ответов участников ЕГЭ. Участникам ЕГЭ объявляется продолжительность экзамена, порядок подачи апелляций о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и о несогласии с выставленными баллами, а также время и место ознакомления с результатами ЕГЭ.
24. Во время экзамена участники ЕГЭ должны соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ и следовать указаниям организаторов. При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения участник ЕГЭ может быть удален с экзамена.
В этом случае организаторы совместно с уполномоченным представителем ГЭК составляют акт об удалении участника ЕГЭ с экзамена. Такой участник ЕГЭ, являющийся выпускником текущего года, по решению ГЭК может быть допущен к ЕГЭ по данному общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ в период государственной (итоговой) аттестации. Если расписанием проведения ЕГЭ не предусмотрен экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету, участник ЕГЭ -выпускник текущего года может быть допущен к экзамену по данному общеобразовательному предмету в форме, определяемой общеобразовательным учреждением, в котором он осваивал образовательные программы среднего (полного) общего образования.
25. После окончания экзамена все экзаменационные материалы упаковываются, запечатываются и доставляются уполномоченными представителями ГЭК в РЦОИ.
Обработка экзаменационных материалов в РЦОИ, проверка экзаменационных работ участников ЕГЭ производится предметными комиссиями субъектов Российской Федерации и уполномоченной организацией.
26. Процедура проведения ЕГЭ, обработки и проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ должны гарантировать соблюдение прав участников ЕГЭ на объективное оценивание уровня их подготовки в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
27. Результаты ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету утверждаются на заседаниях ГЭК на основании протоколов о результатах ЕГЭ, составляемых по результатам проверки экзаменационных работ уполномоченной организацией.
Для выставления в аттестат о среднем (полном) общем образовании итоговых отметок с учетом результатов ЕГЭ Рособрнадзором устанавливаются шкалы перевода баллов, полученных в системе оценивания результатов ЕГЭ, в пятибалльную систему, используемую для выставления отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании, по каждому общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ.
28. Результаты ЕГЭ участника ЕГЭ могут быть аннулированы в случае нарушений порядка организации и проведения ЕГЭ в пункте проведения ЕГЭ, которые могли оказать существенное влияние на результаты ЕГЭ. Решение об аннулировании результатов ЕГЭ принимается ГЭК субъекта Российской Федерации на основании установления фактов таких нарушений уполномоченным представителем ГЭК или общественным наблюдателем, либо уполномоченными представителями Рособрнадзора при проведении выездной (инспекционной) проверки по вопросам организации и проведения ЕГЭ, а равно при подтверждении сведений, изложенных в апелляции участника ЕГЭ о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.
В случае аннулирования результатов ЕГЭ ГЭК также принимает решение о возможности допуска участника ЕГЭ к ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в другой день, предусмотренный расписанием проведения ЕГЭ.
При этом участник ЕГЭ — выпускник текущего года сдает в период государственной (итоговой) аттестации экзамен по данному общеобразовательному предмету в форме ЕГЭ или в иной форме, определяемой общеобразовательным учреждением, в котором он осваивал образовательные программы среднего (полного) общего образования, в случае если расписанием проведения ЕГЭ не предусмотрен экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету.
28.1. Участники ЕГЭ — выпускники текущего года, получившие по результатам ЕГЭ более одной неудовлетворительной отметки, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по соответствующим общеобразовательным предметам в текущем году, проводимой предметными комиссиями ГЭК, в порядке и в сроки, определенные уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
IV. Порядок подачи и рассмотрения апелляций
29. В целях обеспечения права на объективное оценивание участникам ЕГЭ предоставляется право подать в письменной форме апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами.
Порядок и место приема апелляций доводятся до сведения участников ЕГЭ, их родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений не позднее, чем за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.
30. В целях рассмотрения апелляций и разрешения спорных вопросов, возникающих при оценивании экзаменационных работ участников ЕГЭ, защиты прав участников ЕГЭ в субъекте Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, создается конфликтная комиссия.
Положение о конфликтной комиссии и ее состав утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В состав конфликтной комиссии включаются представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования, а также общеобразовательных учреждений, ссузов и вузов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
31. Конфликтная комиссия выполняет следующие функции:
принимает и рассматривает апелляции участников ЕГЭ по вопросам нарушения процедуры проведения ЕГЭ, которое могло оказать существенное негативное влияние на результаты ЕГЭ, а также о несогласии с выставленными баллами;
устанавливает соответствие установленным требованиям выставленных баллов либо процедуры проведения ЕГЭ;
принимает решение по результатам рассмотрения апелляции об удовлетворении или отклонении апелляции участника ЕГЭ;
информирует участника ЕГЭ, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ГЭК о принятом решении.
32. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
33. При рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не может проводиться лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена, либо ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ, подавшего апелляцию.
34. В целях выполнения своих функций конфликтная комиссия вправе запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе бланки ответов участников ЕГЭ, сведения о лицах, присутствовавших на ЕГЭ, о соблюдении процедуры проведения ЕГЭ и т.п.
35. В случае несогласия с решением конфликтной комиссии участник ЕГЭ может обратиться в федеральную конфликтную комиссию, которая вправе провести повторную проверку экзаменационной работы участника ЕГЭ и сохранить или изменить полученное им количество баллов по результатам ЕГЭ.
V. Свидетельство о результатах ЕГЭ
36. Участникам ЕГЭ выдается свидетельство о результатах ЕГЭ, в свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) участника ЕГЭ, результаты сдачи им ЕГЭ по каждому общеобразовательному предмету в текущем году.
Форма свидетельства о результатах ЕГЭ утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Порядок оформления, учета, хранения и уничтожения бланков свидетельств о результатах ЕГЭ утверждается Рособрнадзором.
37. Выпускникам текущего года, сдававшим ЕГЭ, выдается аттестат о среднем (полном) общем образовании.
В аттестат о среднем (полном) общем образовании выпускникам текущего года, сдававшим ЕГЭ по русскому языку, литературе и математике, по данным общеобразовательным предметам выставляется следующая итоговая отметка:
более высокая — при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Выдача аттестата о среднем (полном) общем образовании осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. N 1075 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 февраля 2000 г., регистрационный N 2114).
38. Участникам ЕГЭ — выпускникам текущего года свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются образовательными учреждениями, в которых они осваивали образовательные программы среднего (полного) общего образования.
Иным участникам ЕГЭ свидетельства о результатах ЕГЭ выдаются в зависимости от организационно-территориальной схемы проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, и (или) органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования.
Свидетельства о результатах ЕГЭ подписываются руководителем образовательного учреждения (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования), выдавшего свидетельство о результатах ЕГЭ, и заверяются печатью. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
Особенности выдачи свидетельства о результатах ЕГЭ лицам, обучавшимся в иностранных образовательных учреждениях, определяются Рособрнадзором.
39. Срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ истекает 31 декабря 2009 года.
Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, предоставляется право использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в 2008 году до призыва на военную службу, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в ссузы и вузы.
VI. Организация приема и зачисления в ссузы и вузы по результатам ЕГЭ
40. В целях организации приема в текущем году приемные комиссии ссузов и вузов объявляют:
не позднее 1 февраля — перечень вступительных испытаний по общеобразовательным предметам на каждое направление подготовки (специальность) с указанием вступительных испытаний, форма которых определяется ссузом или вузом в установленном порядке самостоятельно, а также перечень и форму вступительных испытаний для лиц, имеющих право на зачисление в ссуз или вуз по результатам уменьшенного количества испытаний;
не позднее 1 июля — количество баллов, которое необходимо набрать для зачисления поступающим, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования право на внеконкурсное зачисление, — по каждому вступительному испытанию.
41. Ссузы и вузы самостоятельно определяют форму вступительных испытаний только по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте Российской Федерации, на территории которого они или их филиалы расположены, ЕГЭ не проводится. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
42. Поступающие, имеющие свидетельство о результатах ЕГЭ, могут подать документы в установленные сроки в один или несколько ссузов и/или вузов на различные направления подготовки (специальности).
43. Поступающие вправе сдать свои документы в соответствии с установленным перечнем лично либо направить по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Уведомление и заверенная опись вложения являются основанием подтверждения приема документов поступающего.
Если оригинал или копия свидетельства о результатах ЕГЭ не могут быть представлены на момент подачи заявления о приеме по объективным причинам, поступающий в заявлении указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах, а также причину отсутствия свидетельства о результатах ЕГЭ.
44. Приемные комиссии ссузов и вузов вправе отказать поступающему в приеме документов по причине недостаточного количества баллов, набранного им по результатам сдачи ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, только в случае представления поступающим результатов ЕГЭ, эквивалентных отметке «неудовлетворительно» в пятибалльной системе оценивания, используемой при выставлении отметок в аттестат о среднем (полном) общем образовании.
45. Приемные комиссии ссузов и вузов обязаны осуществлять контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ, а также о результатах ЕГЭ, представляемых поступающим.
Основной формой контроля является направление в федеральную базу данных (свидетельств) о результатах ЕГЭ соответствующего запроса об участии поступающего в ЕГЭ, а также о подтверждении правильности сведений о результатах ЕГЭ, указанных поступающим или содержащихся в представленном им свидетельстве о результатах ЕГЭ.
В случае выявления при проверке, проводимой в порядке надзора Рособрнадзором, фактов проведения конкурса и неправомерного зачисления поступающего на основании представленных им недостоверных сведений о результатах ЕГЭ, студент подлежит отчислению в установленном порядке, а должностные лица, допустившие указанные нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
46. Конкурс в ссузы и вузы проводится на основании результатов ЕГЭ и вступительных испытаний, форма которых определяется ссузами и вузами самостоятельно, по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. При этом результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ на территории Российской Федерации, в случае представления их поступающим учитываются ссузами, вузами как результаты вступительных испытаний.
Прием поступающих с ограниченными возможностями здоровья в ссузы и вузы осуществляется по желанию поступающего по результатам единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, по которым он проводится в соответствующем субъекте Российской Федерации, либо по результатам вступительных испытаний, форма которых определяется вузами и ссузами самостоятельно. При этом форма таких вступительных испытаний должна определяться исходя из физиологических особенностей и состояния здоровья таких поступающих. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 03.06.2008 N 163)
Условия проведения конкурса по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний, проводимых в форме, определенной ссузом или вузом, должны гарантировать соблюдение равенства прав граждан на доступ к образованию и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.