Егэ текст про мать тургенева

(1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с той барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за … горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение … индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

(9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием вестей от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

(13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

(18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди – это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряжённого усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы…(23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

(По В.Захарову)

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) – писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Основные проблемы

Авторская позиция

  1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
  1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.
  1. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
  1. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.
  1. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)
  1. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на  мир его глазами, нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.

Проблема «отцов и детей» — это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Каждое поколение живет в свое время, а «времена не выбирают, в них живут и умирают».По-своему, свежо и оригинально,  решает  проблему конфликта поколений В. А. Захаров. Главный вопрос, волнующий писателя и публициста,  можно сформулировать так: что разрушает связь родителей и детей?

Решение проблемы отцов и детей автор прослеживает на примере взаимоотношений великого русского писателя И. С. Тургенева и его матери Варвары Петровны Лутовиновой. И писатель, и его мать после прочтения статьи предстают нам в несколько ином, чем мы привыкли, облике. Мы помним из школьных уроков литературы, что мать Тургенева – человек не очень симпатичный: «жестокая тиранка, не признающая никаких нравственных законов, а потому заслуживающая самого сурового суда потомков».  В. Захаров не опровергает этого представления,  приводя в пример некоторые поступки помещицы. Но в то же время он призывает нас, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, учиться понимать их, находить причины и следствия сложившихся характеров. Он рассказывает о том, что В. П. Лутовинова была внимательной и заботливой матерью: когда Тургенев уехал за границу, она каждый день писала ему письма. А сын, великий Тургенев, судя по всему, не утруждал себя ответами, отвечал скупо и редко. « И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!» — восклицает Захаров.

Таким образом, автор подводит нас к решению поставленной им проблемы: связь родителей и их детей разрушается  равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.

С подобной точкой зрения невозможно не согласиться. Как часто родители и дети не пытаются понять друг друга.  Самым главным вопросом во взаимоотношениях между «отцами и детьми» является вопрос о нравственности, о взглядах на жизнь. К примеру, молодежи кажется, что те взгляды, которых придерживаются взрослые, устарели и не соответствуют современной действительности. Старшее же поколение, наоборот, считает, что нынешняя молодежь безнравственна и беспардонна. Мы упрекаем друг друга, ссоримся, кричим, причиняем друг другу боль, но редко пытаемся понять,  в чём причина наших разногласий.

В воспитании чувства справедливости по отношению друг к другу старшего поколения и молодёжи   нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, живое слово падает на благодатную почву. В русской литературе очень много книг посвященных проблеме отцов и детей: размышляет об этой проблеме А. С. Грибоедов в «Горе от ума»,  Н. В. Гоголь в «Господах Головлёвых», Л. Н. Толстой в «Войне и мире», Ф.  М. Достоевский в «Подростке», «Униженных и оскорблённых, в «Преступлении и наказании», в «Братьях Карамазовых»…  Я обращусь к произведениям, которые перекликаются с размышлениями В. Захарова о неблагодарном отношении младшего поколения к старшему, о стене непонимания между ними.

Непросто складываются отношения дочери и отца в «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Дочь,  единственная отрада и опора отца, маленького чиновника Самсона Вырина, устраивает свое счастье и забывает родителя. Его жизнь без дочери – сплошная драма. Он угасает. Ему кажется, что дочь его потеряна для него безвозвратно, метет где-нибудь улицы в Петербурге. Сознание, что она несчастна, отравляет его жизнь. Бедный отец умирает, так и не встретившись больше со своей дочерью. А она  приезжает очень поздно и плачет на могиле отца. Дочь виновата: она бросила отца, устроив свою судьбу, она  могла бы приехать раньше и помочь ему. В то же время отец хотел привязать свою дочь к дому, лишая ее права личного счастья. В этой повести Пушкин проводит мысль о взаимной ответственности «отцов» и «детей».

Знал о трагическом непонимании между поколениями и И. С. Тургенев, о котором речь идёт в статье Захарова. Его роман «Отцы и дети» — один из самых ярких романов, изображающих столкновение поколений.  Отцы у Тургенева — достойные, хорошие люди: честные, порядочные, доброжелательные.  Но старое поколение не выработало спасительной цели, хотя и болело всю жизнь «жаждою великих идей».  Поэтому обвинения  Базарова в адрес отцов справедливы и аргументированы: ему чужды их романтизм, отвлеченное мечтательство, безынициативность, инертность, Новое поколение выдвигает идеалы дела, труда, страстно жаждет изменений.  Нужно отказаться от  всех утопических кумиров прошлого. Однако и само молодое поколение тоже ошибается. Его политика отрицания традиций, душевной жизни, живых человеческих чувств, в конце концов, людей, исповедующих эти чувства, глубоко ошибочна. Оба поколения, вынужденные жить в одно время,  не хотят признать идеалы друг друга, не умеют прислушаться к чужому мнению, исполнить сыновний долг признания и   отцовский долг  быть терпимым к молодости. Между молодыми и старыми вырастает стена непонимания.

У каждого поколения есть своя система взглядов и ценностей, очень важная для него, и эту систему ценностей каждое поколение готово отстаивать. Это неплохо, но бороться за свои идеалы нужно тактично, уважая личность каждого участника конфликта. И тогда станет меньше взаимных упрёков и обид.

Автор: Светлана

Формулировка задания 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Исходный текст

        (1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за… горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение… индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

        (6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

         (7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

        (9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко.   (11)Мать,   измученная   тщетным   ожиданием   известий   от   сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

           (13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

         (18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди — это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы… (23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

                                                                                                                               (По В. Захарову)

*В.А. Захаров (родился в 1956 г.) — писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Формулировка задания 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  (1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

  (2)Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная. (3)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

  (8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…

                                                                                                                (По В. Астафьеву)

Информация о тексте

Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема роли дружбы в жизни человека (влияет ли дружба на развитие характера человека?).

1. Без настоящей дружбы жизнь неполноценна и дружба оказывает огромное влияние на человека

2. Проблема доброты (действительно ли добра в мире больше, чем зла?).

2. Добрых людей в мире больше, чем злых, если бы это было не так, «в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул…».

Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема взаимоотношений отцов и детей

 (Что разрушает связь родителей и детей?).

1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.

2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?).

2. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.

3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)

3. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше

Основные проблемы

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Проблема возмездия (Может ли преступление остаться безнаказанным?)

1. Любое преступление рано или поздно наказывается, в том числе осуждением потомков.

2. Проблема существования вечных ценностей в контексте времени (Стираются ли с течением времени границы добра и зла?)

2. Меняются взгляды, оценки людей, но невозможно отменить вечные ценности, добро и зло нельзя поменять местами.

3. Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями (Можно ли манипулировать такими ценностями, как справедливость?)

3. Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями

4. Проблема возможности сопоставления Добра и Зла (Можно ли считать Добро и Зло равноправными силами жизни?)

4. Добро и Зло сопоставлять нельзя, их нельзя уравнивать, так как это взаимоисключающие понятия: Добро всегда созидает, а Зло разрушает

Формулировка задания 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

  (1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке — письма! (З)Как будто нет телеграфа и телефона. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.

  (5)Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». (б)Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! (7)Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении. (8)Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.

  (9)Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10)Но произошел удивительный парадокс. (11)Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12)Да боже мой!

  (13)Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14)По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15)Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?(16)Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17)Но это всё — мы. (18)Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра — просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?(19)Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.

                                                                                                               (По В. Солоухину)

Основные проблемы

Авторская позиция

1. Проблема развития техники (сделала ли техника человека могущественнее?).

Человечество коллективно — да, но отдельный человек могущественнее не стал: «Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности».

2. Проблема роли транспортных и информационных технологий с точки зрения времени (сэкономило ли нам время их появление?)

2. Современные технологии связи сделали нашу жизнь удобнее, но, с другой стороны, свободного времени больше не стало, даже наоборот — раньше человек во время, к примеру, длительной поездки, мог написать книгу.

Формулировка задания 27.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

       (1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

     (9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

       (17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.

       (25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (3О)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

                                                                                                                      (По В. Астафьеву*)

Основные проблемы:

Позиция автора:

1. Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?)

1. Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию.

2. Что такое чувство родины?

2. Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить.

Подготовка к сочинениюрассуждению по тексту В. Захарова (отцы и дети) ЕГЭ русский язык 11

Подготовка к сочинениюрассуждению по тексту В. Захарова (отцы и дети) ЕГЭ русский язык 11 класс

Исходный текст 1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери

Исходный текст 1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за. . . горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение. . . индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна» . (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо! (6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков. (7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела. (9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!» (13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника» ! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки» ? ! (18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы. . . (23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца. (По В. Захарову)

Сведения об авторе: n В. А. Захаров (родился в 1956 г. ) писатель и

Сведения об авторе: n В. А. Захаров (родился в 1956 г. ) писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Анализ текста. 1. Докажите, что это текст публицистического стиля. (Следует помнить, что главная функция

Анализ текста. 1. Докажите, что это текст публицистического стиля. (Следует помнить, что главная функция текста – это воздействие на читателя. Чтобы выразить не только мысли, но и чувства, автор использует различные лексические и грамматические средства).

2 Лексические средства: n n n Слова со значением оценки: барыня-самодурка, гоняла, «смутьяна» ,

2 Лексические средства: n n n Слова со значением оценки: барыня-самодурка, гоняла, «смутьяна» , случай почище, суд потомков, «тиранки» , бедную птицу, безоговорочному повиновению, жалкий грош сыновьего внимания, «иезуитский» ультиматум т. д. Слова, имеющие в словаре стилистическую помету: в нетленных «Записках охотника» , тщетным ожиданием, «иезуитский» ультиматум, асмочинно, прегрешения и т. д. Слова, употреблённые в переносном значении: красной мыслью проходит мысль, схватиться за перо, что взять с этой барыни-самодурки, предстаёт неприглядный образ, суд потомков, её жестокую природу, делилась радостями и печалями и т. д. Синонимы, в т. ч. И контекстуальные: деспотичная, властная, чистых и светлых, написано много – в большинстве публикаций; свободолюбие и независимость Антонимы: причина-следствие; нюансы-важные обстоятельства, печалирадости, гневное обличие-чудодейственное тепло и т. д. Лексический повтор (в том числе и однокоренных слов): писалаописывала; жалея-жалеть-жалкий (грош); униженную и обиженную; могла бы.

Ключевые слова: Понимать; понимание = «вчувствование» (авторский неологизм), напряжённое усилие встать на место другого.

Ключевые слова: Понимать; понимание = «вчувствование» (авторский неологизм), напряжённое усилие встать на место другого. Ключевые слова помогают автору выразить мысль о том, что взаимопонимание способствует установлению мира и согласия, способности ощущать «созвучие» (Т. М. Пахнова) с близкими.

Грамматические средства: n n n Личные местоимения: перед нами, мы нам, (приоритет формы личных

Грамматические средства: n n n Личные местоимения: перед нами, мы нам, (приоритет формы личных местоимений мн. Числа подчёркивает авторскую заинтересованность, стремление выразить обобщающий «всемирный» пафос проблемы-это касается всех и каждого Предложения, содержащие риторический вопрос (предл. 16, 17), создают эффект диалога автора с воображаемым собеседником, где читатель-друг, близкий по духу и сердечному отклику; Союзы (доминирует но) «призваны» составить чёткий контраст: да, это так, это есть, но «мы должны учиться понимать» ; Вводные слова, иллюстрирующие большую степень уверенности (конечно, действительно), чувства ( к сожалению); Краткие прилагательные, где приоритетна словоформа должны: писатель, как будто взвешивая на весах воспоминания, устремлён в будущее- «мы должны понимать» , жалеть, сопереживать, уступать…

n n n К межфразовым средствам связи следует отнести союзы, вводные слова, указательные и

n n n К межфразовым средствам связи следует отнести союзы, вводные слова, указательные и личные местоимения, интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных и восклицательных предложений). В синтаксисе преобладают простые осложнённые и сложносочинённые предложения, которые предназначены для иллюстрации примеров и аргументации авторского замысла. В тексте наблюдается сочетание различных групп лексики: нейтральной, эмоционально-оценочной и книжной, что делает текст ярким, выразительным и злободневным. Основная задача писателя – привлечь внимание широкой аудитории. Воздействие на читателя усиливается благодаря применению такого вида тропа, как сравнение ( предл. 16); здесь же яркая метафора ( « жалкий грош сыновьего внимания» )

n Примечателен финал текста, своеобразная философская антитеза, грустное раздумье о нравственной сущности всего человечества.

n Примечателен финал текста, своеобразная философская антитеза, грустное раздумье о нравственной сущности всего человечества. Начиная с частного, В. А. Захаров в печальной констатации факта приходит к «дедуктивному» выводу о несовершенной природе человека-грешника, эгоистичного, жестокого, а потому обречённого на страдания. Сам же И. С. Тургенев, читая после смерти матери её дневники, напишет Полине Виардо: «Какая женщина! Всю ночь я не мог сомкнуть глаз. Да простит ей Бог всё… Право, я совершенно потрясён» .

Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема взаимоотношения отцов и детей (Каковы причины разрушения связи

Основные проблемы Авторская позиция 1. Проблема взаимоотношения отцов и детей (Каковы причины разрушения связи детей и родителей? ) 1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир. 2. Проблема взаимоотношений матери и сына. (Как складывались отношения И. С. Тургенева и его матери? ) 2. Отношения к матери – это «святая святых» . По мнению писателя, только терпение, сердечная забота и взаимопонимание могут способствовать формированию гармоничных взаимоотношений матери и сына. 3. Проблемы формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека? ) 3. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими. 4. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию? ) 4. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.

Варианты текстовых аргументов 1. «Вульгарный материалист» Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и

Варианты текстовых аргументов 1. «Вульгарный материалист» Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» , не видит в нежной, заботливой любви родителей ничего, кроме природного инстинкта. Он ироничен по отношению к отцу, стремящемуся встать в научных интересах наравне с сыном. Истинная любовь к родителям открывается у героя лишь накануне смерти, когда он просит Одинцову позаботиться о стариках.

2. Гармонические взаимоотношения связывают сына и отца Болконских из романа Л. Н. Толстого «Война

2. Гармонические взаимоотношения связывают сына и отца Болконских из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» . Князь Андрей, воспитанный в лучших традициях дворянства, человек, для которого главным было сохранить честь и достоинство, верой и правдой служить Отечеству, прощает отцу все слабости и готов выполнить долг русского дворянина, как было всегда принято в роду Болконских. 3. Отвратительны взаимоотношения в доме князя Василия Курагина. Дом, где все презирают и ненавидят друга, где мать ревнует к дочери, а отец занят поисками выгодной партии для Элен, не огласится детскими головами и смехом. Этот дом бесплоден и обречён.

4. Пример добрых взаимоотношений в семье , где мать и сын – одно целое,

4. Пример добрых взаимоотношений в семье , где мать и сын – одно целое, — роман М. Горького «Мать» . В служении делу революции Павел Власов видит смысл жизни, и Ниловна становится его верной помощницей. 5. Непонимание – вот беда большинства семей. Людмила Улицкая в романе «Даниэль Штайн, переводчик» устами главного героя призывает к пониманию высшего порядка, когда человек должен выбрать «понимать» , а не «побеждать» , «овладевать» и «потреблять» . Это важнее всего в семье. 6 Жестокость и эгоизм присущи Яше, герою пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» . Он не желает увидеться и поговорить с бедной матерью, так как теперь слуга стал «иностранцем» . Фарсовый образ героя достоин авторского презрения.

7. Невыразимой нежностью и любовью «дышат» строки С. А. Есенина, обращённые к матери. «Радость

7. Невыразимой нежностью и любовью «дышат» строки С. А. Есенина, обращённые к матери. «Радость и отрада» , «несказанный свет» — вот образ «старушки» , чьё сердце болит в разлуке с сыном. Каясь перед матерью, «поэт всемирной отзывчивости» находит самые трогательные слова для близкого человека. С. А. Есенин с матерью Т. Ф. Есениной, 1925, март

Источник: n Методическая газета для учителейсловесников «Русский язык» , № 3, 2011 г. (Л.

Источник: n Методическая газета для учителейсловесников «Русский язык» , № 3, 2011 г. (Л. М. Корчагина, г. Воронеж)

   
Проблема «отцов» и «детей» относится к нравственной категории. Проблема взаимоотношений поколений существовала всегда и не раз поднималась в русской классической литературе.


Ярким примером является произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»,  в котором повествует о взаимоотношениях поколений и показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Главный герой произведения Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.


Приведем еще несколько примеров аргументов из читательского опыта к данной проблеме: 
Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…


Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба» (повесть). Взаимоотношения Тараса и его сыновей. Материнская любовь к Остапу и Андрию.

Телевизионный фильм по пьесе А.Вампилова «Старший сын», главные роли в котором играют Николай Караченцов, Евгений Леонов, Михаил Боярский

И в  наши дни проблема отцов и детей основана на противоречиях во взглядах на жизнь.

    Сегодня происходит процесс переосмысления многих ценностей в нашем обществе, связанный с изменениями в стране. Это сказывается на отношении поколений (Пример личный, молодёжные субкультуры).

И есть то, что объединяет нас всех – это природа, вечность, нравственность. (Пример: Л. Н.Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети»).


В качестве аргумента можно использовать притчи. Вот одна из них 


                                   Притча «Сердце матери»

Роми родился в хорошей семье и, окруженный любовью и заботой родителей, вырос умным и добрым юношей, к тому же хорошо сложенным и крепким. Пришла ему пора шагнуть в соблазняющий мир любви. Ищущее сердце всегда находит объект вожделения. И встретилась на пути нашего героя прекрасная Виола — стройная голубоглазая блондинка с очаровательным лицом белее снега. Редкая красота ее, достойная кисти художника, в мгновенье пленила сердце парня и зажгла в нем пылающую страсть. Нельзя сказать, что чувства, переполнявшие Роми, остались неразделенными. Виоле нравилось внимание, и она с благосклонностью приняла любовную игру, тем больше распаляя юношу.

И тем больше росла тревога матери, наблюдавшей за безрассудной влюбленностью сына. Видно, чувствовало ее сердце что-то неладное… Но не смела она встать на пути желаний родного создания. Да и можно ли обуздать искрящуюся энергию чистой любви?

Однажды вернулся Роми после свидания с Виолой печальнее смерти. Екнуло сердце матери, встретившей его у порога.
— Кто посмел обидеть мою кровинушку? — спросила женщина, взяв сына за руки. — Какое облачко затмило твою улыбку?

Искренний с матерью с детства, юноша не утаил своих переживаний и сейчас.
— Для меня нет на свете никого добрее и милее тебя, мама. Такой же я представляю себе и Виолу. Ее взглядом смотрит на меня небо, ее дыханием веют ветры, ее голосом журчат родники. Но Виола не верит в мои чувства. В доказательство моей любви она требует принести к ее ногам сердце матери. Но разве любовь нуждается в таких жертвах, мама?

С минуту молчала мать, собираясь с чувствами. Сердце ее, полное любви к сыну, затрепетало и забилось чаще. Но ни одна жилка на лице не выдала ее волнения. С ласковой улыбкой она сказала сыну:

— Птенчик мой ненаглядный, человек познает жизнь благодаря любви. Все живое в мире окутано и проникнуто ею. Но дорога любви полна опасностей. Не ошибся ли ты в своем выборе, сын? Не ослепила ли блистательная Виола твой разум? Как женщина и будущая мать, она не может не знать, что сердце матери изначально бьется в ее ребенке. Если Виолатакже искренне благоволит тебя, как и ты ее, она поймет и ответит взаимностью. Нельзя позволять неудачам разрушать себя. Надо верить и уметь ждать.

Но время не смягчило непреклонность Виолы, словно ядовитая змея укрылась под красивой личиной и питала ее ненасытную злобу.

День ото дня сох юноша на глазах у матери. Прежде веселый и общительный, он замкнулся в себе.

Невыносимо больно было матери видеть его увядание. И боль усиливалась от сознания бессилия помочь сыну, как-то облегчить страдания его. Мать не могла мириться с безысходностью, отнимавшей у нее дитя. В одно утро она сказала сыну:
— Безрадостно мне видеть, как горе съедает тебя. Нет смысла мне в жизни такой. Возьми мое сердце и неси своей возлюбленной!

С этими словами она вырвала из груди свое сердце и протянула сыну. Горько рыдая, понес юноша в своих дрожащих руках сердце матери. Ноги его подкосились от безмерного волнения, и он упал.

— Тебе не больно, сын мой? Не ушибся ли ты? — спросило сердце матери с трепетным волнением, затем содрогнулось… и замерло. Холодная печаль сковала душу осиротевшего юноши. И тогда осознал он, какую непоправимую ошибку совершил.

— Прости меня, мама. Я споткнулся… Но не сейчас, а еще раньше…






Потренируемся!


Захаров В.А. Текст о взаимоотношениях отцов и детей

(1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за… горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение… индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

(9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

(13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

(18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди — это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы… (23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

                                                                         (По В. Захарову)

Сведения об авторе:

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) — писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Основные проблемы:

1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)


Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.
2. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.
3. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.




Образец сочинения по заданному тексту
Взаимоотношения отцов и детей – вот проблема, над которой рассуждает автор.

В. Захаров, анализируя взаимоотношения И.С. Тургенева и его матери, делает вывод, что связь родителей и их детей разрушается на почве разницы во взглядах на мир, юношеского максимализма детей и старческого нетерпения отцов.

 

Автор считает, что отцы и дети – близкие люди, родные по крови. И они обязаны находить в любой ситуации общий язык, взаимно искать пути примирения. А главное, они должны научиться прощать друг друга.

Я разделяю точку зрения автора. Если ты с детства не научишься смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным калекой. Не случайно великий французский писатель Г. Мопассан писал: « Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери».

В рассказе современной писательницы Ирины Курамшиной « Сыновий долг» нахожу яркий пример того, как мать не понимает сына, а тот — ее. Но это, как и в примере взаимоотношений Ивана Тургенева и его матери, не означает, что герои не любят друг друга, не заботятся о близких. Нет! Не разговаривая с матерью, дерзко отвечая ей, Ден, случайно узнав о ее страшной болезни, сразу принимает решение: отдать матери ради ее спасения почку. Ведь они родные люди! Им нечего делить…


Хочу вам предложить работу моей коллеги  Яковлевой Галины  Юрьевны

В данной методической разработке вы найдете вариант урока, который позволит подготовить учащихся к написанию сочинения по двум текстам, объединенным общей проблемой (это реальные тексты, входившие в состав КИМ в прошлые годы). К разработке прилагаются рабочие материалы: схема написания сочинения, варианты речевых клише, позволяющих перейти от одной части сочинения к другой и т.д. Надеюсь, что данный материал окажется вам полезен. 

(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.

(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.

(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.

(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.

− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.

− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.

− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.

− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.

(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».

(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.

(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят…

(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.

(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.

− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!

(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте. (51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает. (52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться. (53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.

(По А. И. Куприну*)

*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.

В предложенном для анализа тексте А.И.Куприн ставит проблему отношения к матери.Как человек должен относиться к своей матери?Почему мать-это самое дорогое,что есть у каждого из нас?

Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме,автор повествует о судьбе Ивана Семенюты,живущего «дикой,болезненной и страшной жизнью».Самые радостные дни для Семенюты-это Новый год,Пасха,Троица и тринадцатое августа,так как именно по ним он  видится с матерью.А.И.Куприн отмечает,что его герой,обычно плохо одетый и небритый,перед визитом к матери «старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид».Кроме того,он всегда откладывает пять копеек  на плитку шоколада или апельсин,чтобы не приходить к ней с пустыми руками.Каждый раз Иван Семенюта обещает матери,что вскоре его повысят и они будут жить вместе в отдельной квартире.Мы видим,насколько сильно герой привязан к своей матери.Надо заметить,что она всегда верит рассказам сына о прекрасной службе и скором повышении,хотя замечает,что он врёт,»разжигаясь собственной фантазией».

Позиция автора становится понятной после внимательного прочтения текста.А.И.Куприн уверен,что нужно оберегать свою мать от лишних переживаний,проявлять заботу о ней:»И простудитесь ещё,чего доброго.Берегите себя!»Более того,писатель считает,что именно мать всегда готова выслушать и поддержать своего ребёнка.

Я согласна с автором,так как убеждена,что мать заслуживает того,чтобы её оберегали и ценили.Я также думаю,что только от матери мы всегда сможем получить доверие и теплоту.

Вспомним роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».Главный герой Родион Раскольников проживает далеко от своей матери Пульхерии Александровны, однако часто получает от неё письма.Пульхерия Александровна знает,что её сын бросил учёбу в университете и живёт в нищете,но в письмах всегда говорит ему о том,что он её надежда и упованиепо возможности присылает ему деньги.Раскольников,в свою очередь,обожает

ДЗ по русскому языку на вторник (5 апреля):

Выполнить задания по данному ниже тексту.

Захаров В.А. Текст о взаимоотношениях отцов и детей

Текст:

(1)О трудных отношениях великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева и его матери написано очень много. (2)В большинстве публикаций красной нитью проходит мысль о том, что деспотичная, властная крепостница, привыкшая к безоговорочному повиновению домочадцев, не могла мириться с тем, что её сын самым неучтивым образом проявлял свободолюбие и независимость. (3)Да и вообще, что взять с этой барыни-самодурки, если она слугу-скорохода гоняла за 7 вёрст в соседнюю деревню за… горшочком гречневой каши: видите ли, в её поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо! (4)А был случай ещё почище: госпоже не понравилось дерзкое поведение… индюка, и она приказала «примерно» наказать «смутьяна». (5)Бедную птицу схватили слуги и закопали заживо!

(6)Действительно, перед нами предстаёт неприглядный образ жестокой тиранки, не признающей никаких нравственных законов, а потому заслуживающей самого сурового суда потомков.

(7)Но, оценивая прошлое, изучая судьбы людей, мы должны учиться понимать. (8)Жизнь очень сложна, в ней зачастую то, что нам кажется причиной, на самом деле является следствием ряда событий, а не замеченные нами нюансы на самом деле могут оказаться важными обстоятельствами, в корне меняющими суть дела.

(9)Когда молодой Тургенев уехал учиться за границу, мать каждый день писала ему подробные письма, где она обстоятельно описывала свои хозяйственные заботы, делилась своими печалями и радостями, просила прислать ей семена каких-нибудь местных цветов. (10)Сын отвечал скупо и редко. (11)Мать, измученная тщетным ожиданием известий от сына, написала ему однажды примерно следующее: «Я как писала тебе каждый день, так и буду писать, потому что иначе не могу, если же ты хотя бы раз в две недели не ответишь ни на одно из моих писем, то я велю наказать дворового мальчика. (12)Пусть из-за твоей бесчувственности пострадает безвинный ребёнок!»

(13)Не могу точно сказать, заставила или нет молодого Тургенева такая угроза маменьки немедленно схватиться за перо. (14)Конечно же, в самой возможности самочинно наказывать безвинного человека за чьи-то прегрешения мы видим уродливые следствия тогдашних порядков, развративших множество чистых и светлых душ. (15)Не случайно крепостничество стало главным объектом гневного обличения в нетленных «Записках охотника»! (16)Но разве не выражается в том «иезуитском» ультиматуме отчаяние несчастной матери, которая, будто милостыню, выпрашивает жалкий грош сыновьего внимания? (17)И, жалея униженных и обиженных, разве не должны мы пожалеть и эту женщину, униженную и обиженную небрежным равнодушием любимого «Ванечки»?!

(18)Пытаясь объяснить поступки другого человека, мы очень часто мыслим абстрактно, как будто бы люди — это всего лишь физические тела, подчиняющиеся определённым закономерностям. (19)Но подлинное понимание невозможно без вчувствования, без напряженного усилия встать на место другого, посмотреть на ситуацию его глазами. (20)Да, конечно, нравственную природу Варвары Петровны исказил социальный строй. (21)Но твёрдо убеждён: её жестокую природу могла бы смягчить сердечная забота сына. (22)Могла бы… (23)Но, к сожалению, мы почему-то упрямо верим, что мир могут исправить лишь гневное обличение или задиристая насмешка, а не чудодейственное тепло любящего сердца.

(По В. Захарову)

Сведения об авторе:

В.А. Захаров (родился в 1956 г.) — писатель и публицист, автор статей социально-нравственной проблематики.

Основные проблемы:

1. Проблема взаимоотношений отцов и детей (Что разрушает связь родителей и детей?)
2. Проблема формирования характера человека (Какие факторы влияют на формирование характера человека?)
3. Проблема взаимопонимания (Как понять другого человека? Нужно ли стремиться к взаимопониманию?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Связь родителей и их детей разрушается равнодушием и неуважением друг к другу, разницей во взглядах на мир.
2. На человека глубокое влияние оказывают не только социальные условия, но и отношения с близкими.
3. Понять другого человека возможно только тогда, когда мы ставим себя на его место, пытаемся смотреть на мир его глазами; нужно стремиться к взаимопониманию, так как это делает мир лучше.

Задания по тексту:
1. Из предложений 7,8 выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
2.Определите способ образования (к) повиновению (предложения 1-5)
3.Из предложений 9-14 выпишите слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
4. Определите способ образования слова бесчувственности (предложение 12).
5. Из предложения 13 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( с помощью нулевого суффикса).
6. Из предложения 16 выпишите все частицы.
7. Из предложения  11 выпишите все союзы (укажите принадлежногсть союза к определенному виду: сочинительный // подчинительный).
8. Из предложения 9 выпишите все местоимения (определите разряд каждого местоимения) (см.памятку)
9.Определите способ связи в словосочетании его матери (предложение 1).
10.Выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание (предложение 5).
11. Определите способ связи в словосочетании оценивая прошлое (предложение 7).
12. Среди предложений 3-10 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
13.Среди предложений 3-7 найдите предложение с обособленным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
14.Среди предложений 9-15 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого предложения.
15. Среди предложений 4-11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого предложения.
16. Среди предложений 11021 найдите сложное с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
17. Среди предложений 6-12 найдите сложное с неоднородным (параллельным) подчинением. Напишите номер этого предложения.
18. Среди предложений 1-8 найдите сложное, в составе которого есть придаточное обстоятельственное. Напишите номер этого предложения.
19. Среди предложений 1-8 найдите сложное с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(см.памятку)
20. Среди предложений 13-19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов.Напишите номер этого предложения.
21. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и контекстных  антонимов. Напишите номер этого предложения.(см.памятку)

В8. Интерпретируя сложные взаимоотношения И.Тургенева и его матери, автор использует такие лексические средства, как__________(«тщетным ожиданием», «в нетленных «Записках охотника», «суд потомков» и_____________»жалея униженных и обиженных», «женщину, униженную и обиженную»). Ярким средством авторской оценки служит такой троп, как________(«грош сыновьего внимания», «иезуитском ультиматуме»). Динамику в изображении материнских чувств создает такое синтаксическое средство, как____________(предложение 9).

Словарь терминов:
1) литота,
2)книжная лексика
3)вопросно-ответная форма изложения
4) метафора
5) лексический повтор
6)противопоставление
7) ряды однородных членов
8) эпитеты
9) диалектизм

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ текст про левитана паустовский
  • Егэ справочники скачать
  • Егэ текст про ивана михайловича в больнице
  • Егэ спп с разными видами связи
  • Егэ текст про детдом

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии