Егэ текст гроссмана про войну

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2020. В.С. Гроссман о красноармейцах.

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.

(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»

(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника.

(15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.

(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла.

(36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?

(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
– Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.

(По В.С. Гроссману*)

* Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.

Проблемы текста (круг проблем):

1. Как война влияет на природу?

2. В чем заключается главный ужас войны?

3. В чем заключается сила природы?

4. Что давало человеку созерцание природы в военное время?

Готовое сочинение №1

Как война влияет на природу? Этот вопрос ставит перед читателем В. С. Гроссман, автор предложенного для анализа текста.

Размышляя над поставленной проблемой, автор показывает природу глазами красноармейцев. В. С. Гроссман описывает “жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами”, “чудесный запах от земли”, “увлажненную росой паутину”, ягоды шиповника, “жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём”. Описание природы пронизано восхищением — солдаты любуются величием и спокойствием окружающего их мира. Один из красноармейцев, Родимцев, “шумно дышит, втягивает в себя запах земли. Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него”. Автор заставляет нас увидеть глазами своих героев, какой прекрасной, неповторимой, притягательной осталась природа даже во время войны. Огромный мир, наполненный цветами, запахами, звуками, продолжил существовать в период вражеских столкновений.

Продолжая свои рассуждения, автор противопоставляет чувства и впечатления Родимцева видению другого солдата, Игнатьева. Его взору открывается не такая безмятежная картина. “Война эта всей жизни коснулась”, — убежден герой. Он отмечает, что лошади “чего только не терпят”, собаки по тревоге прячутся в погреб, “птица пугаться стала — чуть самолет летит, тучей поднимаются”. Игнатьев с сожалением признает, что природа не осталась нетронутой во время войны. Растения и животные тоже подверглись нападению, из-за которого “кувырком вся жизнь пошла”. В. С. Гроссман подводит нас к мысли о том, что война беспощадна не только к людям, но и к природе.

Проанализировав текст, я понял позицию автора. Он считает, что война губительно влияет на природу, которая, даже сохраняя свое былое величие и красоту, откликается на страшные события тревогой и потерями. Я полностью разделяю мнение В. С. Гроссмана. Военные действия способны уничтожить красоту и целостность природы, нанести вред животному миру, загрязнить воздух и землю. Я убежден, что невозможно сохранить окружающий мир в неизменном виде, если вокруг грохочут взрывы и проливается кровь.

Доказательство моего мнения можно обнаружить в хрониках Великой Отечественной войны. Урон окружающей среде был нанесен как на суше, так и на воде. Согласно заключению ученых, за время войны в морях было затоплено не менее десяти тысяч судов, которые работали на нефтяном отоплении. Результатом этих действий стало отравление воды и почвы. Бои на суше тоже не прошли бесследно: вырытые для сражений овраги, тяжелая боевая техника, взрывы и обстрелы изменили природный рельеф, уничтожили растения, загрязнили воду и землю, что в результате пагубно сказалось на животном мире.

Таким образом, война наносит непоправимый ущерб природе, которая при сохранившемся внешнем величии все же терпит негативные последствия удара по экологии.

Готовое сочинение №2

Какое влияние оказывает вона на природу? Именно эту проблему ставит Василий Семёнович Гроссман в своём тексте.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о рассуждениях солдата Игнатьева. Он размышляет о том, что от войны пострадало много животных. Лошади гинут на поле боя, собаки пытаются укрыться от бомб. Домашние и лесные птицы так же страдают от вражеских нападений. Так читатель понимает, что война вредит всем.

Писатель обращает наше внимание на то, что страдают леса и сады, ведь природа — это не только животные. Солдат повествует нам о том, что погибло огромное количество лесов и адов-растений. Действительно, война — это разрушения, которые касаются абсолютно всех.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что, если человек хочет сохранить природы он обязан отказаться от вооружённых конфликтов.

По мнению автора, война однозначно имеет пагубное воздействие на природу и человек должен её избегать.

Мысли писателя мне импонируют. Природа не может существовать отдельно от человека. Люди являются неотъемлемой её частью. «Война эта всей жизни коснулась». В доказательство своих слов приведу пример из жизни. Мой дедушка был свидетелем Великой Отечественной войны. Она мне очень часто рассказывала о том, что им было тяжело жить в то время, потому что: от вражеских атак пострадал домашний скот, сгорели поля с зерновыми культурами. Людям просто нечего было есть из-за того, что природа пострадала от войны.

Таким образом, война, безусловно, оказывает пагубное влияние на природу. Даже если люди ведут эту войну между собой, то всё равно страдают все вокруг.

Готовое сочинение №3

Недавно наша страна отпраздновала 75-летие Великой Победы. Люди смотрели военные хроники, перечитывали письма дедов и прадедов с фронта и рассказывали подрастающему поколению о подвигах тех страшных лет. Однако война коснулась не только миллионов граждан советского государства, но и природы. Военное время затронуло жизни беззащитных животных, птиц и даже крохотных насекомых. Не пощадило оно и растительный мир: леса и цветущие сады, охваченные пламенем от взрывающихся снарядов, погибали под тяжелыми гусеницами танков, от ядовитых газов. Именно об этом говорит В. Гроссман, автор предложенного для анализа текста.

Писатель ставит перед нами проблему влияния войны на природу. Рассуждая над данной проблемой, В. Гроссман рассказывает о красоте земли в утренний час. Приятный запах «лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости» окутывал солдат, лежавших в высокой траве. Они внимательно всматривались в муравьиную тропу, не заметную для человеческого глаза, видели божью коровку и полевую мышь, быстро скрывавшуюся от людей. Так, автор хочет сказать, что у природы, на первый взгляд все шло своим чередом: она существовала обособленно от военных событий, которые полностью изменили жизнь человека.

Однако Игнатьев в разговоре с товарищами выражал несогласие с точкой зрения двух лейтенантов-зенитчиков, считавших, что растительному и животному миру «вроде и дела нет до наших дел». «Война эта всей жизни коснулась», — считал солдат. Животные, как и люди, чувствовали опасность: в Рогачёве собака прятала щенят в щель, а после налета вновь выводила на воздух. Птицы в лесу поднимали шум, слыша приближающийся самолет. Даже у мелких насекомых менялся порядок жизни. «А если немец газ пустит, а мы ему в ответ … начнет козявка да птица задыхаться, куда ей деться?» — задавался вопросом Игнатьев. Таким образом, военные события не пощадили не только человека, но и живую природу. Над жизнью обитателей флоры и фауны висела угроза, которую были в силах остановить лишь люди, развязавшие войну.

Оба приведенных примера помогают осознать, насколько сильный ущерб нанесли природе военные действия.

Авторская позиция заключается в следующем: природа так же, как и человек, пострадала от жестокой войны, которая затронула богатые леса, где кипела жизнь различных животных, птиц и насекомых, благоухающие сады и поля.

Нельзя не согласиться с автором. Лишь некоторые люди были способны сострадать природе, которая тоже чувствовала боль и погибала от ядовитых газов, взрывов снарядов и танковых гусениц. Советские войска, держа путь через Западную Европу, старались сохранить в целостности городские постройки и памятники культуры. Более того, танкисты объезжали виноградники, возделанные человеческими руками. Люди берегли природу и все то, что она безвозмездно давала.

Таким образом, война затронула порядок жизни беззащитных обитателей природы; которые чутко реагировали на любую опасность и погибали от ядовитых газов и пожаров.

Готовое сочинение №4

Говоря на войне, мы подробно перечисляем человеческие жертвы и потери городов, фабрик, дорог. Нас всерьез волнует изуродованная инфраструктура, и аналитики тут же начинают подсчитывать, во сколько обошлась очередная бойня? Но далеко не все люди понимают, как от войны страдает природа, сколько животных, растений, лесов, лугов уносит она в смертельном вихре? Проблему природы на войне затронул и В.С. Гроссман в тексте «Красноармейцы».

«Красноармейцы лежали за деревьями, в кустах, в высокой не снятой конопле…» — так начинает свой рассказ автор, сразу же давая понять читателю, что именно природа родной земли служит бойцу защитой и опорой. Поэтому она и получает удары, но не открывает врагу своего солдата, ей и прятаться негде, и отходить некуда. «Ты возьми лошадей — чего только не терпят» — отмечает герой. Животные напрямую участвуют в войне и становятся ее жертвами. Но их гибель — это только начало бед, обрушившихся на природу. В случае газовой или радиационной атаки вся экосистема пострадавшего региона уничтожится в один миг. «А если немец газ пустит, а мы ему в ответ — тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся — и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?» — размышляет Игнатьев. Последствия боевых действий для природы разрушительны и необратимы.

Автор выразил свое мнение точно: «Война эта всей жизни коснулась». Я согласен с автором, потому что природа России всегда оказывается главным препятствием на пути врага и получает всегда самые жестокие удары. Поэтому захватчики всегда с ненавистью обрушивались на наши просторы, как будто виня их в своих неудачах. Это утверждение подтверждают исторические факты. Известно, что во время оккупации заповедника «Пушкинские горы» нацистские солдаты упражнялись в стрельбе на многовековых деревьях, которые бережно охранялись в течение сотен лет. До сих в этом месте сохранились сосны, которым уже больше 300 лет. В них были найдены сотни пуль и осколков от снарядов. Некоторые из них даже нельзя извлечь. Они остаются памятниками человеческой жестокости по отношению к безобидному окружающему миру.

Таким образом, война отражается на состоянии природы, разрушая мудро продуманные закономерности жизни в естественном мире. Последствия этой слепой агрессии исправляются десятилетиями, а иногда и вовсе неисправимы. Поэтому нам необходимо избегать вооруженных конфликтов и беречь Землю.

Текст Гроссмана:

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли. (2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира. (6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли.

(10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…» (13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника. (15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом.

(22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака. (25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу: – Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят!

(30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла. (36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться? (37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью: – Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы. (По В.С. Гроссману*)

Проблемы текста (круг проблем):

1. Как война влияет на природу?

2. В чем заключается главный ужас войны?

3. В чем заключается сила природы?

4. Что давало человеку созерцание природы в военное время?

80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Текст Гроссмана В.

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы. (4)Какой чудесный запах шёл от земли: лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости, запах мирного праха и грибов, сухих ягод и многократно превшего и вновь высыхавшего хвороста. (5)Ветер приносил с поля тёплый и печальный запах вянущих цветов и сохнущих трав; в полутьме леса, внезапно пронзаемой солнечным светом, вдруг пыльной радугой вспыхивала увлажнённая росой паутина, словно веяло своим дыханием чудо спокойствия и мира.

(6)Вот лежит, уткнувшись лицом в землю, Родимцев. (7)Спит он, что ли? (8)Нет, его глаза внимательно смотрят в землю, на стоящий подле куст шиповника. (9)Он шумно дышит, втягивает в себя запах земли. (10)Он смотрит с интересом, жадно и почтительно на дела, происходящие вокруг него: муравьи колонной идут неясным для человеческого глаза трактом, волокут сухие травинки, палочки. (11)«Может быть, у них тоже война, – думает Родимцев, – вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. (12)Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…»

(13)Огромен мир, который видят его глаза, чует ухо, втягивают с воздухом ноздри. (14)Аршин земли на опушке леса, куст шиповника. (15)Как велик этот аршин земли! (16)Как богат этот отцветший куст! (17)По сухой земле молнией прошла трещина, муравьи проходят по мосту, в строгом порядке один за другим, а по ту сторону трещины терпеливо выжидают встречные. (18)Божья коровка, толстая, в красном сарафане, мечется, ищет перехода. (19)Ох ты! (20)Полевая мышь блеснула глазом, привстала на задние лапки и прошуршала среди травы, словно и не было её здесь. (21)Подул ветер, и трава гнётся, пригибается, каждая по-своему: одна покорно, быстро ложится к земле, другая упрямо, сердито дрожит, топорщится своим бедным тощим колосом – воробьиным житом. (22)А на кусте шевелятся ягоды шиповника – жёлтые, красноватые, закалённые солнцем, словно глина огнём. (23)Давно уже, видно, брошенная хозяином паутина мотается на ветру, в ней запутались сухие листья, кусочки коры, в одном месте она обвисает под тяжестью свалившегося в неё жёлудя. (24)Она похожа на невод, выброшенный на берег после гибели рыбака.

(25)Игнатьев задумчиво говорит товарищу:
– Слышал я, как-то два лейтенанта-зенитчика между собой говорили. (26)Вот, говорят, война идёт, а кругом сады, птицы поют, им вроде и дела нет до наших дел. (27)Вот я всё думаю: это неправильно, не увидели лейтенанты сути. (28)Война эта всей жизни коснулась. (29)Ты возьми лошадей – чего только не терпят! (30)Или, помню, стояли мы в Рогачёве: там все собаки по тревоге в погреба лезли, суку одну я приметил – собачат в щель прятала, а как налёт кончится – обратно гулять выводила. (31)Ну, а птица – гуси, куры, индюшки, – разве они от немца не терпят? (32)И тут, кругом, в лесу, я примечаю, птицы пугаться стали – чуть самолёт летит, тучей поднимаются, галдят, шумят, мечутся. (33)Сколько леса пропало! (34)Сколько садов! (35)Или вот я сейчас подумал: идёт бой на поле, мы тут залегли, под тысячу человек, – всех этих муравьёв да комарей кувырком вся жизнь пошла. (36)А если немец газ пустит, а мы ему в ответ – тут же по всем лесам да полям жизнь перевернётся: и до мышей, и до ежей, до всех война доберётся, начнёт козявка да птица задыхаться, куда ей деться?

(37)Он приподнялся и, глядя на товарищей, сказал с весёлой печалью:
– Ох, и хорошо, ребята! (38)Ведь только в такой день и поймёшь: вот, кажется, тысячу лет бы так пролежал – и не наскучило бы.

* Василий Семёнович Гроссман (1905–1964) – советский писатель, журналист, военный корреспондент.

Начало текста

(1)Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

(2)О, как хороша была в эти минуты земля! (3)Как благостны казались людям её тяжёлые складки, жёлтые пригорки, овражки, поросшие репейником и пыльными лопухами, лесные ямы.

Полный текст здесь

Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Гроссмана о разрушительной силе войны

В.С. Гроссман описывает солдат, лежащих на земле в перерывах между боями. Они разглядывают огромный, и в то же время, мельчайший мир природы, наполненный своими проблемами и страстями. Как прекрасна наша Земля! Каждое живое существо на нашей планете имеет право на жизнь. В чем проявляется разрушительная сила войны? Эту проблему писатель хочет обсудить с читателями.

Автор размышляет о том, что природа живет своей жизнью. Она хочет быть независимой от человека, но не получается. Окружающий нас мир удивителен и неповторим. Куст шиповника с желтовато-красными ягодами, муравьишки, бегущие по своим делам, божья коровка, полевая мышь, каждая травинка – все хотят жить. Война – это апокалипсис не только для человека, но и всей природы. Взрывающийся снаряд ранит не только людей. Он губит растения, насекомых, животных, птиц. В.С. Гроссман проводит аналогию между миром человека и природы. Они во многом похожи. Это подтверждается словами Роговцева, наблюдающего за муравьями: «Может быть, у них тоже война, вот и ползут колонны мобилизованных на строительство рвов и укреплений. Или это хозяин ставит себе новый дом, и тянутся плотники, штукатуры на работу…» Автор хочет сказать, что война наносит ущерб всему живому на планете.

Автор однозначно высказывает свою позицию. Она заключается в том, что война разрушает все живое и в воздухе, и на суше, и в воде. Огромную боль, страх испытывают не только люди, но и животные, растения, птицы.

Я разделяю мнение писателя. Люди, которые развязывают войны, думают в первую очередь о своей выгоде. Их не беспокоит, что природа также пострадает. Это неправильный подход, потому что человек и природа взаимосвязаны. Мы должны бережно относиться ко всем живым существам на планете.

В качестве примера приведу стихотворение С.А. Васильева «Белая береза». Поэт, работавший военным корреспондентом,  не понаслышке знает о том, как разрушительна война. Он с любовью, трепетом и жалостью описывает березку, раненую осколком:

«Я помню, ранило березу

Осколком бомбы на заре.

Студеный сок бежал, как слезы,

По изувеченной коре».

С.А. Васильев сравнивает березку с плачущим человеком. Он говорит о том, что природа, как и люди, страдает от жестокости войны.

Подводя итог, скажу, что война уничтожает все живое. Она наносит непоправимый ущерб окружающей природе, и нет оправдания людям, которые губят нашу хрупкую планету.

Здесь смотрите нашу коллекцию сочинений ЕГЭ

(1)В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. (2)Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. (З)Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов». (4)В начавшейся бомбёжке не было спадов и передышек: если на краткий миг в этом гремевшем сплошняке образовывалась щель, то она тотчас заполнялась свистом бомб, спешащих изо всех своих тяжёлых железных сил к земле. (б)Беспрерывный плотный грохот мог, казалось, как чугун, проломить человеку череп, сломать позвоночный столб. (6) Стало светать, а над районом завода по-прежнему длилась ночь. (7) Казалось, земля сама по себе извергала молнии, грохот, дым и чёрную пыль. (8) 3астигнутые бомбёжкой, Климов и старик Поляков кинулись в сторону ничейной земли, где находились вырытые в конце сентября тонными бомбами воронки. (9) Расстояние между немецкими и русскими окопами было так невелико, что часть удара пришлась на немецкий передний край, калеча солдат головной немецкой дивизии, выдвинувшейся для наступления. (10)Несколько раз Поляков падал, забывал, на каком он свете, молод он или стар, где верх, где низ. (11)Но Климов всё тянул да тянул его: давай, давай, и они повалились в глубокую воронку, покатились на сырое, липкое дно. (12)3десь тьма была тройная, сплетённая из тьмы ночи, из дымовой и пыльной тьмы, из тьмы глубокого погреба. (13)Они лежали рядом, и в старой, и в молодой голове жил желанный, милый свет, просьба о жизни. (14)Этот свет, эта трогательная надежда были такими, какие горят во всех головах, во всех сердцах не только человечьих, но и в самых простых сердцах зверей и птиц. (15)Этот сплошной взрыв словно длился вечно. (16)Время шло, а ревущий грохот не ослабевал, и чёрная дымовая мгла, не светлея, а наливаясь, всё прочнее связывала землю и небо. (17)Климов нащупал грубую рабочую руку старого ополченца и пожал её, и её ответное доброе движение на миг утешило Климова. (18)Обычно, идя в разведку, Климов не любил напарников, спешил поскорей уйти в темноту — так хладнокровный, опытный пловец спешит уйти от каменистого берега в угрюмую глубину открытого моря. (19)А здесь, в яме, он радовался лежавшему рядом Полякову. (20)Люди в яме приподняли головы: над ними стоял мутный полусвет, дым и пыль уносило ветром, земля затихла. (21)Муторное изнеможение овладело душой; казалось, что все живые силы выдавлены из неё, осталась одна лишь тоска. (22)Климов приподнялся, подле него лежал покрытый пылью, тёртый, жеванный войной от пилотки до сапог немец. (23)Климов не боялся немцев, но сейчас он растерялся, его поразило, что, оглушённый и ослеплённый, он утешался, чувствуя немца рядом, что руку немца он спутал с поляковской рукой. (24)Они смотрели друг на друга. (25)Обоих придавила одна и та же сила, оба они были беспомощны бороться с этой силой, и оказалось, она не защищала одного из них, а одинаково угрожала и одному, и другому. (26)Они молчали, два военных жителя. (27)Совершенный и безошибочный автоматизм — убить, — которым оба они обладали, не сработал. (28)А Поляков сидел поодаль и тоже смотрел на заросшего щетиной немца. (29)И хотя Поляков не любил долго молчать, сейчас он молчал. (30) Жизнь была ужасна, а в глубине их глаз мелькнуло унылое прозрение, что и после войны сила, загнавшая их в эту яму, вдавившая мордами в землю, будет жать не только побеждённых. (31) Они, словно договорившись, полезли из ямы, подставляя свои спины и черепа под лёгкий выстрел, непоколебимо уверенные в своей безопасности. (32) Поляков поскользнулся и покатился вниз, ругая и проклиная белый свет, куда всё же снова упорно полез. (ЗЗ)Климов и немец вылезли на поверхность, и оба посмотрели: один — на восток, второй — на запад: не видит ли начальство что лезут они из одной ямы, не убивают друг друга. (34)Не оглянувшись, пошли каждый к своим окопам холмами и долинами перепаханной и ещё дымящейся земли. (По В. С. Гроссману)

Показать текст целиком


Как проявляется человечность на войне?
Отвечая на данный вопрос, В.С.Гроссман повествует о событиях, происходящих с участником Великой Отечественной войны, Климовым. Немецкая бомбёжка застигнула главного героя и старика Полякова вне укрытия. Они кинулись в сторону воронок, где надеялись спастись от взрывов. Поляков несколько раз падал, «забывал, на каком он свете». Но, несмотря на опасность Климов не бросал старика: он «тянул да тянул его», пытаясь спасти жизнь им обоим.
Данный пример показывает, что даже под угрозой смерти главный герой не оставил товарища, тем самым проявив человечность.
Вторая иллюстрация к поставленной проблеме дополняет, уточняет первую. Когда герои скатились в яму, Климов пожал руку немцу, которого вначале принял за Полякова. Но даже когда он осознал, что рядом с ним находится противник, главный герой не решился убить врага. Климов понял, что «обоих придавила одна и та же сила, они оба были беспомощны бороться с этой силой». Все,

Вы видите 35% текста.

Оплатите один раз, чтобы читать целиком это

и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.

Купить пожизненный доступ за 499 ₽

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 6 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 2 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 3 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 1 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 25

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

Недавно наша страна отпраздновала 75-летие Великой Победы. Люди смотрели военные хроники, перечитывали письма дедов и прадедов с фронта и рассказывали подрастающему поколению о подвигах тех страшных лет. Однако война коснулась не только миллионов граждан советского государства, но и природы. Военное время затронуло жизни беззащитных животных, птиц и даже крохотных насекомых. Не пощадило оно и растительный мир: леса и цветущие сады, охваченные пламенем от взрывающихся снарядов, погибали под тяжелыми гусеницами танков, от ядовитых газов. Именно об этом говорит В. Гроссман, автор предложенного для анализа текста.

Писатель ставит перед нами проблему влияния войны на природу. Рассуждая над данной проблемой, В. Гроссман рассказывает о красоте земли в утренний час. Приятный запах «лиственной прели, сухой пыли и влажной лесной сырости» окутывал солдат, лежавших в высокой траве. Они внимательно всматривались  в муравьиную тропу, не заметную для человеческого глаза, видели божью коровку и полевую мышь, быстро скрывавшуюся от людей. Так, автор хочет сказать, что у природы, на первый взгляд все шло своим чередом: она существовала обособленно от военных событий, которые полностью изменили жизнь человека.

Однако Игнатьев в разговоре с товарищами выражал несогласие с точкой зрения двух лейтенантов-зенитчиков, считавших, что растительному и животному миру «вроде и дела нет до наших дел». «Война эта всей жизни коснулась», — считал солдат. Животные, как и люди, чувствовали опасность: в Рогачёве собака прятала щенят в щель, а после налета вновь выводила на воздух. Птицы в лесу поднимали шум, слыша приближающийся самолет. Даже у мелких насекомых менялся порядок жизни. «А если немец газ пустит, а мы ему в ответ … начнет козявка да птица задыхаться, куда ей деться?» — задавался вопросом Игнатьев. Таким образом, военные события не пощадили не только человека, но и живую природу. Над жизнью обитателей флоры и фауны висела угроза, которую были в силах остановить лишь люди, развязавшие войну.

Оба приведенных примера помогают осознать, насколько сильный ущерб нанесли природе военные действия.

Авторская позиция заключается в следующем: природа так же, как и человек, пострадала от жестокой войны, которая затронула богатые леса, где кипела жизнь различных животных, птиц и насекомых, благоухающие сады и поля.

Нельзя не согласиться с автором. Лишь некоторые люди были способны сострадать природе, которая тоже чувствовала боль и погибала от ядовитых газов, взрывов снарядов и танковых гусениц. Советские войска, держа путь через Западную Европу, старались сохранить в целостности городские постройки и памятники культуры. Более того, танкисты объезжали виноградники, возделанные человеческими руками. Люди берегли природу и все то, что она безвозмездно давала.

Таким образом, война затронула порядок жизни беззащитных обитателей природы; которые чутко реагировали на любую опасность и погибали от ядовитых газов и пожаров.

Отрывок из текста Гроссмана: Красноармейцы лежали за деревьями, в кустах, в высокой не снятой конопле и слушали, напряжённо всматривались в ясный утренний воздух, лишь местами темневший от дыма и земной пыли.

1 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Готовое сочинение к варианту №1 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько.

В эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении в районе Сталинградского тракторного завода. Две пехотные дивизии должны были войти в проломленные авиацией, артиллерией и танками ворота. Над заводскими цехами за полтора часа до рассвета загудели моторы «юнкерсов».

Сочинение

Как война влияет на человеческие судьбы? Каждый из нас обладает неотъемлемым правом на жизнь, но в годы Великой Отечественной войны люди не могли быть уверены в завтрашнем дне. Это значит, что человек был лишён самого ценного и дорогого, и виной тому стало кровопролитие – настоящее преступление против человечности. В.С. Гроссман поднимает в тексте проблему осознания жестокости войны.

Автор знакомит читателя с героями произведения – Климовым и Поляковым, которые были застигнуты врасплох бомбёжкой. Казалось бы, это совершенно разные люди: один из них ещё молод, а другой прожил долгую жизнь и имеет большой опыт. Однако на войне их объединяет одна и та же «просьба о жизни». Они надеются на то, что сегодняшний день не станет для них последним. Поступки и мысли персонажей в этот момент позволяют увидеть, насколько страшными и жестокими были происходящие события, а жертвами становились самые обыкновенные люди.

Кроме того, автор подчёркивает, что перед лицом смерти все люди оказываются равны и уже не испытывают желания убить друг друга. В какой-то момент Климов даже спутал руку немца с рукой своего товарища Полякова. В.С. Гроссман отмечает, что здесь и сейчас двух врагов объединяет страх и беспомощность: «обоих придавила одна и та же сила», и они не могли с ней бороться. Война – антигуманное действо, но даже на поле боя возможно проявить сочувствие к своему противнику.

Таким образом, эти примеры позволяют понять, почему война ломает судьбы людей. Она отбирает самое ценное: надежду человека на счастливое будущее и его жизнь. «Унылое прозрение мелькнуло в глубине глаз» героев: произошедшие события оставят неизгладимый след в памяти всех выживших солдат. Жестокость войны заключается и в том, что такое не забывается.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: желание жить объединяет сердца всех живых существ. Война же причиняет боль, приносит страдания и отнимает жизни.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Мысль о том, что люди убивают друг друга, вселяет ужас; происходящее на войне, несомненно, можно считать преступлением. Так, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский изначально видел в происходящем на поле боя способ прославиться, «найти свой Тулон». Однако под небом Аустерлица он переоценивает жизненные ценности и понимает, какими бессмысленными были его прежние стремления. Само существование человека – это уже величайший дар, а война уничтожает и губит всё живое на земле.

В заключение хочется сказать, что каждый из нас действительно рождён для жизни, любви, мира и созидания. Война – это зло, страшное преступление, в основе которого лежит насилие и несправедливость. Именно поэтому Л.Н. Толстой считал приветствие «мир вам» лучшим пожеланием людям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ тв программа смотреть
  • Егэ сочинение я лучше я умнее всех человек такой моральной позиции сочинение
  • Егэ сочинение экология культуры вознесенский
  • Егэ тв номер канала
  • Егэ сочинение чувство природы врожденно нам всем сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии