Егэ стресс для школьников

До 1953 года советские школьники сдавали 11 выпускных экзаменов, письменных и устных. Потом стали сдавать семь, практически по всем предметам. Покончив с экзаменами в школе, они начинали готовиться ко вступительным испытаниям в вуз и сдавали еще четыре предмета. Нынче нужно всего-то сдать две обязательных дисциплины и одну — по выбору. Однако бояться и ненавидеть эти испытания нынешние школьники начинают с 1-го класса. Почему ЕГЭ приводит детей в такой ужас?

Русская рулетка

Любой экзамен — это лотерея, но в случае с ЕГЭ ни один честный педагог или репетитор не даст даже самым подготовленным детям стопроцентную гарантию, что, если они освоят определенный объем знаний, то получат 100 баллов. Многие уверены, что ЕГЭ не дает объективной картины знаний ни по одному предмету. Скажем, если на самом «дорогом» вопросе по русскому языку неверно сформулировать проблему предложенного для анализа текста, можно сразу потерять 20 баллов (и прощай, вуз мечты). А формулировать нужно именно так, как видят ее составители задания, а вовсе не так, как ты это понял.

Часто бывает на ЕГЭ, что дети, которые действительно увлекаются предметом и знают больше, чем дает школьная программа, «не попадают» в правильный ответ. Иногда репетиторам приходится говорить ученикам прямым текстом: «Не будьте умнее ЕГЭ, нужно четко представлять, чего хотят от вас составители вариантов, здесь требуется вот такой порог, и перешагивать его не надо».

Задания из вариантов зачастую гораздо проще, чем вопросы, которые задавали раньше на вступительных экзаменах в университеты (они требовали олимпиадного, а не школьного уровня знаний). Однако рассчитаны на то, что отвечающий понимает не столько сам предмет, сколько саму систему ЕГЭ — то, что хотел сказать составитель задания. Победить эту проблему можно только путем «нарешивания» и тренировки. Утешать себя можно тем, что, по крайней мере, к этому можно подготовиться. Но представьте на минутку, что составители вопросов попались вам в приемной комиссии…

Запугивание, принуждение, давление

По словам педагогов и психологов, которые проводят анализ характерных ошибок на ЕГЭ, значительную их часть можно отнести к категории «несуразных» и «глупых», то есть сделанных не из-за недостатка знаний, а из-за волнения, неумения сконцентрироваться и контролировать собственное психологическое состояние. Когда детей просят охарактеризовать общий эмоциональный фон перед экзаменами, они говорят: «Нас запугивают отовсюду». Стрессовую обстановку вокруг ЕГЭ отчасти создают учителя: «иначе ты не сдашь», «у тебя не получится», «ты не получишь высокий балл» — так «мотивируют» детей буквально с начальной школы.

С одной стороны, вероятно, педагоги пытаются таким образом переложить на учеников часть ответственности за результаты — ведь показатели ЕГЭ влияют на рейтинг школ и список «достижений» учителей. Не исключено, что и сами педагоги боятся этой формы экзамена — те, кто сейчас работает в школе, не сдавали ЕГЭ, их самих порой пугает этот формат.

Недавно Рособрнадзор выявил, что от 15 до 20% учителей по математике и русскому языку не справились с заданиями по своим предметам. Это не значит, что они не знают дисциплины, которые преподают: просто формат экзамена все еще остается непривычным, им самим приходится учиться. Да и сама Ольга Васильева призналась, что, когда вводился Единый государственный экзамен (а она еще не была министром), они с коллегами-историками развлекались тем, что пытались ответить на вопросы теста, и правильно сделать это получалось далеко не всегда.

Скорректировать поведение учителей вряд ли получится, но нужно постараться разделять желание помочь в подготовке к экзамену, дельные советы и запугивание. И правильно оценивать свои силы.

Родители в панике

Еще одним серьезным источником стресса для выпускников являются родители. Это они, желая добра своему ребенку, «накручивают» его, не забывая подчеркнуть, что вся дальнейшая жизнь зависит от полученных баллов. Волнение мам и пап можно понять, они переживают и хотят с высоты своего авторитета направить подготовку к экзамену в правильное русло. Но важно понимать: тревожные родители, которые «нагружают» ребенка своей паникой, давят, излишне контролируют его и рисуют негативный сценарий, невольно становятся для него на экзамене врагами. Все это ведет к тому, что называется «саморазоружением», когда выпускник просто отказывается от полезных ресурсов: знаний, навыков, компетенций, эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Психологи рекомендуют родителям несложные методы и модели поведения, которые помогут им стать для выпускника опорой и настоящими друзьями. Прежде всего, нужно успокоится самому: ни один экзамен не может сломать человеку жизнь. Даже если его не сдадут вовсе, в самом крайнем случае можно пересдать на следующий год. Тревога заставляет предаваться чувствам вместо того, чтобы действовать. Психологическая противоположность тревожности — реализм и здравый смысл. Задача родителей — быть их носителями.

Необходимо создать дома спокойную, деловую атмосферу. Все, что родные говорят в период подготовки, то, каким тоном они обсуждают предстоящие испытания, какую картину рисуют, — все это ребенок «принесет» с собой на экзамен. Разговоры о ЕГЭ не должны вызывать сильных негативных эмоций: страха, ненависти, тревоги, чувства вины и стыда. Энергия психики должна быть направлена только на дело.

Если есть проблемы, их следует решать конструктивно. Посмотрите рекомендации ФИПИ, разборы наиболее часто встречающихся ошибок, поговорите с учителем, поймите, в каком месте есть провалы, и помогите ребенку сосредоточиться на проработку слабых мест.

Руки вверх

Сама процедура сдачи ЕГЭ в высшей степени недружелюбная: выпускника заставляют сдавать личные вещи, проходить через металлоискатель, охрану. Он попадает в незнакомый класс с незнакомыми учителями, ему дают множество бланков, которые нужно правильно заполнить. А перед этим весь год ему твердили, что любое нарушение правил влечет за собой строгое наказание, а то и аннулирование результатов экзамена. Как бы человек ни был готов к предмету, в такой обстановке он испытывает шок и начинает делать ошибки, которые в нормальном состоянии ему не свойственны. Вот почему важно заранее изучить все правила: готовясь к экзамену, писать на бланках, потренироваться в их заполнении.

Но главное — помнить, что у страха глаза велики: на самом деле никто не будет придираться к помаркам, если компьютер не разглядит правильный ответ, есть техническая апелляция, где чаще всего комиссия встает на сторону выпускника. Нет никакой безысходности — это всего лишь тест.

Стресс у подростков и детей накануне ЕГЭ и других экзаменов: как распознать и помочь

ЕГЭ на носу. Выпускники и их родители нервничают. Давайте разберём, как предотвратить или снять стресс, как правильно подойти к ЕГЭ и его последствиям. Своими рекомендациями нам поможет детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской Татьяна Ивойлова.

Высокие требования к подростку создают в его голове образ экзамена как непреодолимого препятствия. Увы, роль родителей в создании такого образа — первостепенная.

Экзамены: что происходит с детьми

Дети и подростки очень хорошо считывают чувства и эмоции взрослых, тревога самих родителей за экзамены часто проецируется на детей. По этой причине весной и в начале лета учащаются обращения к неврологам, психологам, психиатрам из-за повышения тревожности, отказа от общения, замкнутости, нарушения сна. Нередко наблюдаются повышенная плаксивость, соматические нарушения, сопровождающиеся болевыми симптомами непонятного происхождения.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Взрослым вовремя не удаётся отследить перемену в настроении ребёнка, его психика подчас не справляется с чрезмерным эмоциональным напряжением. Общаясь на приёмах с детьми и их родителями, я часто вижу, что подросток находится в истощённом состоянии. Отсюда нервные срывы, выраженная депрессия.

Представляя ЕГЭ как своеобразный Рубикон, ребёнок порой рисует мрачные картины на случай неудачи. Он может всерьёз думать, что родители отвернутся от него, не сдавшего экзамен. Раз уж родители — самые близкие и значимые люди — не готовы принять неуспех, то что говорить об остальных?

Подросткам в этот период непросто взаимодействовать с миром. Меняется система ценностей, появляется больше ответственности, которую не всегда хочется принимать, возникает внутренний конфликт между «хочу — могу — надо».

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Стресс — нормальный процесс для психики, но только при ограниченной продолжительности и интенсивности. Если вам хочется вывести человека из равновесия, то самое тяжёлое психологическое оружие — это неопределённость, неизвестность.

Не имея возможности знать, как всё закончится, ребёнок подчас постоянно себя эмоционально накручивает. Но пребывать в стрессе бесконечно организм не может, поэтому «сброс» так или иначе произойдёт. Если ресурсов, родительской поддержки для восстановления не хватит, то будущий выпускник может уйти в депрессию.

Распространённые варианты реакции взрослых на неудачу при сдаче ЕГЭ

Обесценивание

Это попытка родителей придать меньший вес случившемуся:

  • ничего страшного не произошло;
  • это не важный экзамен;
  • я так и знал, что ничего у тебя не выйдет.

Что слышат при этом выпускники:

  • меня никто не понимает;
  • никто не поддерживает;
  • родителям все равно;
  • я никчёмный.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Обесценивая ребёнка (не специально!), родитель неосознанно стремится снизить уровень своей тревоги. Родителям кажется, что если они не будут акцентировать внимание на несданном экзамене, то и ребёнку будет легче.

Морализаторство

Любимая тактика взрослых, одна из автоматических реакций на панику и тревогу:

  • надо было лучше готовиться;
  • вечно у тебя всё через одно место;
  • я так и знал, что там всё куплено;
  • в нашей стране умные люди не нужны.

А вот как реагирует выпускник:

  • достали уже своими нотациями;
  • сам знаю, что надо было;
  • я неудачник;
  • жизнь загублена.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

В морализаторство уйти легко, привычно и быстро. В такие минуты всплывают самые актуальные убеждения семьи или самые устойчивые, из собственного детства. При этом трудно остановиться и сделать первый шаг навстречу своему страху.

Отрицание

Один из мощнейших приёмов снятия тревоги:

  • надо жить дальше;
  • ничего страшного не произошло;
  • и чего тут обсуждать, не сдал — иди работать.

Как слышат дети:

  • мои переживания никому не интересны;
  • неудача не обсуждается, это неприятно;
  • всегда решают за меня.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Отрицать случившийся факт — прятать голову в песок, не давая себе и другому возможности справиться с событием. Отрицая свои и чужие переживания, можно очень просто добиться ухода в позитивную крайность — дескать, всё прекрасно и всё к лучшему. И в этой крайности тоже нет ничего хорошего.

Переживания за сложные экзамены — как к этому правильно подойти

Когда напряжение сохраняется слишком долго и результат неизвестен, мотивацию следует снизить. Здесь хорошо работает техника «катастрофизации» ситуации и создание плана Б: подробно разберите, что может случиться и как вы поступите при всех вариантах событий — от самого желательного до самого негативного.

Для начала обозначьте эти самые варианты. Например, так:

  • сдал на 100 баллов каждый предмет;
  • сдал на максимальное количество баллов;
  • сдал так, как писал пробники, не хуже (наиболее реальный вариант развития событий);
  • сдал хуже, чем пробные варианты (и так бывает);
  • сдал на минимальный, пороговый уровень;
  • не прошёл минимальный уровень.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Разобрав все варианты исхода ЕГЭ, вы увидите с ребёнком всю картину, а не будете зацикливаться лишь на желательной истории, одновременно отметая от себя нежелательную, которой вы не хотите и к которой вы не готовы.

Создав список заранее, можно загодя подобрать вузы и специальности — в зависимости от полученных баллов. Рассмотрение сравнительно плохих вариантов задолго до экзамена делает ребёнка и его родителей более спокойными. Экзамен перестаёт быть концом света, не нужно будет в панике метаться и судорожно кроить новые планы.

План Б — это изучение возможностей, вариантов развития событий в спокойной обстановке, построение реальных перспектив на фоне отказа от идеальной картины мира. Своего рода мозговой штурм, который проводят выпускник и его родители вместе. В процессе ко всем должно прийти понимание того, что проваленный экзамен не перечёркивает всю жизнь, а не сдавший не перестаёт быть хорошим человеком, любимым сыном или дочерью.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Троечники становились великими, а отличники скатывались в никуда — примеров немало среди великих и вокруг вас. Нужно почаще напоминать об этом и себе, и детям.

Что делать и чего не делать родителям перед ответственными экзаменами

  1. Изучите всё что можно о предстоящем испытании. Расскажите ребёнку. Подробно проговорите с ним то, что ему предстоит. Делайте это спокойно. Дайте ребёнку знать, что вы поддержите его при любом исходе экзамена.
  2. Создайте запасной аэродром. Придумайте, что вы будете делать в случае плохого результата. Это успокоит вас, даст внутренний ресурс для поддержки своего выпускника.
  3. Соблюдайте режим сна и бодрствования — вместе с ребёнком. Гуляйте.
  4. Правильно питайтесь. Убедитесь, что в рационе достаточно витаминов. Витамин D, который часто в дефиците, поддержит иммунитет и хорошее настроение. Йод улучшает умственную деятельность, магний — своего рода элемент спокойствия.
  5. Не вносите ничего нового в жизнь в период подготовки и сдачи экзаменов. Поберегите себя и ребёнка от дополнительных стрессов.
  6. Помечтайте вместе, как изменится ваша жизнь после экзаменов. Какие перемены произойдут.
  7. Вместе представьте момент самого экзамена, что всё идёт по плану, что ребёнок справляется.
  8. Не принимайте успокоительные лекарственные препараты перед экзаменом. Они могут возыметь обратное действие.
  9. Перед экзаменом помогите вашему выпускнику разгрузить голову, чтобы на экзамене она была ясная и быстро соображала.

Ивойлова Татьяна

Детский психолог Детской клиники МЕДСИ на Пироговской

Самое главное — любите своих детей безусловно, поддерживайте их в любых ситуациях. Это формирует чувство безопасности. Именно этого дети и подростки ждут от своих родителей. Одно это правило сильно поможет в преодолении любых препятствий.

Снизить уровень стресса поможет бесплатное приложение Beffo. В нём собраны практики управления эмоциями, медитации и дыхательные упражнения, которые снимут нервное напряжение, сделают ва спокойнее и увереннее.

bleNoIndex»: «True»
}]]

#Мнения

  • 24 май 2021

  • 15

Так ли страшен стресс от ЕГЭ? И как учителю правильно настроить детей: мнение психолога

Большинство страхов в отношении ЕГЭ идёт не от детей, а от родителей и педагогов, считает Ирина Млодик.

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

  • Кандидат психологических наук;
  • психолог и психотерапевт;
  • автор нескольких уникальных программ для работы с детьми;
  • сооснователь проекта «Площадка. Место, где можно»;
  • автор книг по детской психотерапии, среди которых — «Современные дети и их несовременные родители», «Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога», «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему», «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить».

Конкурентная гонка в том виде, в котором она есть сейчас, не очень полезна детям. Главным образом потому, что при сдаче экзаменов большая часть их психических сил уходит не столько на конкуренцию друг с другом и даже не на возможность показать свои знания, а на обработку родительской и учительской тревоги. ЕГЭ становится не столько мерилом детских знаний, сколько показателем взрослых вложений: родительских и учительских. И родителям, и учителям сложно «отдать» процесс и результат учёбы ребёнку.

Конечно, школа как система, которая это обучение и предоставляет, отчасти отвечает за результат. Но школе бывает трудно признать или осознать, что оценки — не окончательный, объективный и единственный критерий полученных и усвоенных ребёнком знаний. И тогда школа видит в качестве сути и цели обучения скорее сдачу экзаменов. Хотя, разумеется, ни сутью, ни целью обучения ЕГЭ не является.

Родители часто приравнивают высокие оценки по ЕГЭ к счастливому будущему их ребёнка, что тоже далеко не так. В жизни «побеждают» (если уж мы говорим о конкуренции) не столько отличники по ЕГЭ, сколько психически здоровые, хорошо знающие себя и свои потребности дети. На основе высоких баллов, но с нарушенной психикой счастья не построишь. А вот если ребёнку легко даётся учёба и никто вокруг него не создаёт сверхценности из баллов и оценок, то ему будет легче добиваться и других успехов в жизни.

Конечно, любой экзамен — стресс. Не только потому, что из него делают какое-то особое, сверхценное мероприятие, но и потому, что его нагружают особыми ожиданиями. А ожидания всегда рождают много напряжения.

Сам по себе стресс не очень вреден для организма, он позволяет мобилизоваться, собраться и сделать что-то важное. Но сверхстресс и особенно длительный стресс действуют разрушительно. Процесс сдачи ЕГЭ, к сожалению, не ограничивается только тем, чтобы прийти в экзаменационный пункт, пройти через рамку-металлоискатель и написать тест. Это длительная подготовка, в течение которой детей стращают, пугают и создают вокруг естественного мероприятия — итогового тестирования — немыслимый ажиотаж и напряжение длиною в год, а то и в два.

Я не считаю, что нынешние подростки чем-то отличаются от подростков прошлого. А вот родители отличаются.

Если советское время давало нам всем примерно равные возможности, то современная система — нет. Бесплатных мест в вузах не так много, не все родители хотят или могут платить за обучение. Многие из них считают платное образование чем-то невозможным и почти оскорбительным, даже если у них есть деньги на образование для детей, хотя на Западе это традиционная практика: там большинство детей учатся платно, и лишь особые категории получают гранты или льготы, чтобы учиться за меньшую плату или без неё.

Поэтому многие родители считают сверхценностью необходимость попасть на бюджет. А для этого нужно быть суперребёнком и иметь высшие баллы по ЕГЭ, чего могут достичь далеко не все дети — и совсем не потому, что они не умны или у них мало знаний. Они не всегда могут выдержать это давление ожиданий окружения.

Да, строгая атмосфера скорее полезна. Потому что это какие-то границы и правила, которые ребёнок должен уважать. Например, не списывать, не жульничать. Это важно, это справедливо. Это жизнь, в конце концов: если ребёнок будет жульничать не только на экзаменах, но и в жизни, то это обойдётся ему ещё дороже. Поэтому в строгости этих правил, если они продуманы и адекватны ситуации, нет ничего плохого.

Стресс на экзаменах неизбежен, потому что всё-таки это оценивание знаний в условиях ограниченного времени и пребывание в сосредоточенном состоянии несколько часов. Но повторю: важно, чтобы сам стресс от экзамена не превращался в годы стресса до экзамена, а также в ужас и тотальное разочарование взрослых в случае провала или неудачи в результатах экзамена.

Дело, полагаю, не в самом экзамене, не в том, как он устроен, а в том, как к нему относятся окружающие подростка взрослые.

Безусловно, и раньше поступление в вуз для многих было огромным стрессом, особенно если в семье всё было поставлено на карту ради поступления. Нанимались репетиторы, платились деньги. Если в семье, например, все — потомственные врачи, то каково ребёнку, которому внушают, что он просто обязан поступить в медвуз, иначе он как будто не член этой семьи, выпадает из неё и становится общесемейным разочарованием? Это сложно пережить.

Или другой пример: семья хочет, чтобы ребёнок учился в столичном вузе и воплотил родительскую мечту о более благополучной жизни в столице. Как в таком случае он может не поступить? Тем самым ребёнок обрушит все родительские мечты, подведёт их. То есть он поступает не для себя, а для них.

Важно, что стоит за родительскими ожиданиями по поводу будущего их детей. Многим родителям очень сложно принять, что экзамены ребёнка и его будущее — это его будущее, а он не должен воплощать их несбывшиеся (или сбывшиеся) мечты и чаяния. Он всего лишь заканчивает одно обучение и сможет либо не сможет начать другое. Даже если у ребёнка не получится поступить в какой-то вуз сейчас, это не значит, что он вообще не будет учиться, что жизнь его пойдёт под откос и он будет несчастен отныне и во веки веков. Есть множество способов продолжить обучение и состояться в жизни.

Школе важно транслировать детям, что подготовка важна, но не менее важно, чтобы они верили в себя, опирались на полученные знания и смогли показать себя. Они учились, занимались и что-то знают — важно во время экзамена это знание извлечь из памяти или импровизировать (что возможно на гуманитарных предметах), быть креативными, гибкими.

И, конечно, важно транслировать, что даже проваленный экзамен — не конец света. Любая неудача — это просто необходимость сделать ещё одну попытку. Поэтому желательно, но не критично обязательно, чтобы всё получилось с первого раза.

Важно не пугать и не заставлять детей и взрослых тревожиться из-за экзамена. Тревога и страх, как любые сильные чувства, сильно мешают процессу мышления. Любой аффект оттягивает на себя большую долю психической энергии и энергии вообще. Поэтому накрученные тревогой дети соображают хуже, чем те, кого не пугали, а успокаивали и поддерживали. Тревожные дети хуже учатся, хотя не хуже соображают в спокойном состоянии, и они больше истощаются от любых тестов, контрольных и экзаменов.

В момент сдачи экзамена, мне кажется, психологи не нужны. Они нужны до экзамена и после него (особенно в случае неудачи). И больше всего психологи нужны учителям и родителям, чтобы им было где и с кем обсудить свои тревоги, ожидания и страхи, чтобы не перегружать ими своих детей.

Прежде всего, классному руководителю не помешало бы самому меньше нервничать. Конечно, успеваемость — важный показатель работы учителя и школы в целом. Но у педагога, способного ориентироваться не на показатели, а на детей, ученики, как правило, любят предмет, а значит, в целом неплохо по нему успевают. И такой учитель больше фокусируется на процессе обучения, а не на том, чтобы все дети непременно хорошо написали ЕГЭ. Он понимает, что экзамен — всего лишь точка, этап на длинной прямой обучения в школе и обучения в жизни вообще.

Если у ребёнка есть контакт с этим учителем (например, это сопровождающий от своей школы, с которым ребёнок в хороших отношениях), то достаточно улыбки, поддерживающих слов: «Ты справишься», «Просто возьми себе немного времени, чтобы успокоиться», и тёплого прикосновения к плечу.

Не стоит говорить: «Да чего тут тревожиться-то? Ну подумаешь — экзамен». Лучше сказать: «Ну конечно, ты тревожишься, это же важное событие, и перед экзаменом все обычно волнуются».

Не нужно говорить: «Ну подумаешь — не сдашь! Мир не рухнет». Ребёнок не хочет «не сдать», он хочет сдать. И поэтому лучше сказать ему: «Конечно, тебе хочется сдать экзамен, было бы очень обидно не сдать, тем более что ты так готовился».

Я не думаю, что есть особенное поколение ЕГЭ. «Натаскиваемость» на экзамен была в любые времена, и ЕГЭ здесь ни при чём.

Я думаю, что всё зависит от персонального учительского решения — что он считает важным, на чём сфокусирован в своей работе: на процессе, глубине знаний, интересе к предмету или на результате экзамена. Хороший учитель будет давать предмет глубоко и заботиться не о баллах, а о построении в сознании учеников системы глубоких знаний и практики. Даже в одной школе могут быть разные учителя в зависимости от их отношения к детям и процессу обучения — что уж говорить об учителях и детях в целом.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO
Узнать больше

Каждый ученик по завершению обучения в школе обязательно сдаёт Единый государственный экзамен. Кто-то выбирает несколько дополнительных предметов и стремится набрать максимум баллов для поступления в вуз, а кто-то мечтает сдать только обязательные предметы для получения аттестата. В любом случае, и для тех, и для других ситуация подготовки к экзаменам является стрессовой. В подтверждение приведу свой опыт общения с выпускниками школ на тему профориентации.

В первую очередь, подросткам ЕГЭ преподносится как нечто решающее и определяющее практически всю будущую жизнь. Речь об этом начинает вестись еще задолго до самого экзамена — многие учителя ссылаются на ЕГЭ, стараясь заинтересовать детей изучаемой на уроке темой. Таким образом, школьники оказываются очень о нём наслышаны, но саму суть узнают лишь в выпускном классе. Вызвано это еще и тем, что процедура Единого государственного экзамена ежегодно претерпевает изменения. Как известно, ситуация неизвестности заставляет практически каждого человека испытывать дискомфорт. Подросток, до конца не понимая как проходит ЕГЭ, начинает бояться ситуации экзамена. Так  ставится «якорь» «ЕГЭ — это страшно», а дальше подсознание подростка делает своё дело путём ассоциации: всё, что связано с ЕГЭ, автоматически становится страшным и невозможным. Таким образом, школьник не знает, как будет проходить экзамен, не совсем понимает систему оценивания, слышит от учителей о том, что изучаемая тема сложна, но она будет на ЕГЭ. Находясь в ситуации неизвестности, подросток ощущает себя беспомощным, что ударяет по самооценке, которая в данном возрасте и так является неустойчивой. Поэтому учителям и родителям следует не запугивать учеников тем, что они не смогут сдать ЕГЭ, если будут отвлекаться от занятий, а помочь им разобраться в том, что представляет из себя этот экзамен.

Вторая проблема — страх выглядеть неудачником. В подростковом возрасте происходит активное становление личности, появляется склонность к рефлексии, потребность в самоутверждении и самосовершенствовании. Подросток подвержен влиянию референтной группы. Он часто сравнивает себя с одноклассниками и зачастую считает себя слабее в области знаний. И, хотя подобные мысли возникают у большинства подростков, мало кто из них не задумывается о том, что он сам может быть для кого-то примером для подражания. По этой причине у них появляется страх набрать на экзамене меньше баллов, чем значимые фигуры. Эта ситуация очень тревожит выпускников и формирует страх оказаться хуже остальных и стать посмешищем.

Третья проблема кроется в выбираемой профессии. Проведённое мною исследование свидетельствует, что большинство выпускников делают выбор самостоятельно. Около 35% подростков прислушиваются к предложениям родителей и учителей; 15% поступают вместе с друзьями; 7% признаются, что затрудняются сделать выбор.

Как известно, разные специальности требуют разный набор сданных предметов. У тех, кто выбрал профессию самостоятельно, руководствуясь мотивом делового отношения (по С.С. Гриншпун), не возникает проблем с подготовкой, поскольку выбираемые предметы вызывают интерес. Остальные испытывают затруднения по той причине, что они оказываются вынуждены сдавать те предметы, которые не особо интересны или не очень понятны. К тому же они нередко ощущают давление со стороны взрослых, которые утверждают, что готовиться нужно усердно, чтобы поступить. Этим ребятам приходится тратить больше сил на подготовку, что приводит к переутомлению, снижению эмоционального фона, повышению тревожности.

Четвёртой проблемой является страх не оправдать ожидания родителей. Зачастую родители, сами того не осознавая, пытаются воплотить свои мечты с помощью ребёнка, забывая о том, что дочь или сын является отдельной личностью со своими целями, стремлениями и мечтами. Нередко можно услышать фразу: «Я не смог, так пусть хоть у моего ребёнка получится!» Хорошо, если речь идёт об общих целях. Если же родитель мечтал стать медиком, а ребёнок видит себя дизайнером, то здесь мы видим несхожесть интересов. Разумеется, родитель считает профессию врача более благородной и нужной. В силу того что его цель не была достигнута, он найдёт массу причин в пользу того, почему именно эта цель важнее цели его ребёнка. В данном случае ярко проявляется эффект Зейгарник: родитель не завершил своё стремление и не смирился с этим. Эта цель запомнилась, но всё же немного трансформировалась. Родитель понимает, что ему уже не быть медиком, а вот ребёнок вполне мог бы им стать. Таким образом, цель родителя смещается на ребёнка. К тому же от родителей можно услышать подобные фразы: «Ты сначала нормальную профессию получи, а потом делай, что хочешь!»; «Ты еще не совсем понимаешь, чего хочешь. Твоё рисование / пение / танцы — это увлечение. Ну выучишься ты на певицу, где потом работать будешь? Я лучше знаю, какие профессии сейчас нужны». Здесь мы наблюдаем обесценивание интересов подростка.

Конечно, ребёнок мнение родителя считает самым правильным, поэтому зачастую выпускники следуют советам родителей по поводу выбора профессии. А с выбором профессии, как уже было описано выше, связано то, какие экзамены предстоит сдавать. Здесь подросток и сталкивается со страхом не оправдать надежд родителей. Если ему не удастся успешно сдать экзамены и поступить на выбранный родителями факультет, подросток столкнётся с чувством вины, комплексами и неуверенностью в себе.

Подобная ситуация возникает и тогда, когда в семье существует некая традиция или профессиональная династия. Например, все близкие родственники — педагоги. Ребёнок с ранних лет оказывается окружен темой педагогики, он знает, что в будущем тоже станет преподавателем. Уже в старших классах он начинает ощущать на себе груз ответственности. Ведь ему кажется, что выбора у него, по сути, нет: его единственный путь — в пединститут. Конечно, появляется страх провала на экзамене. Это также может привести к появлению чувства вины, пассивности,  неуверенности в себе.

Конечно, родители тоже нередко переживают, что их ребёнок не оправдает их ожиданий. Однако не стоит перекладывать свои мечты на плечи ребёнка в стиле «ты должен». Всё, что должен сделать подросток в ситуации выбора жизненного пути, — это понять себя. Помогите ему разобраться в том, чем бы он хотел заниматься, что ему интересно в жизни. Беседуйте, задавайте вопросы, мягко направляйте, подсказывайте, но избавьтесь от директивного стиля. Предложите пройти тест на профориентацию. Очень хорошо подойдёт дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, который позволит выявить склонность к определённому типу профессий. Исходя из результатов можно будет узнать необходимые навыки и особенности личности специалиста и перебрать ряд подходящих специальностей. Это также поможет определиться с экзаменационными предметами, ведь тогда выпускнику будет более понятно, для каких целей ему нужны те или иные знания.

Пятая проблема вытекает из предыдущих. Согласно результатам моего исследования, около 70% выпускников планируют готовиться к ЕГЭ с репетитором или на подготовительных курсах. 5% демонстрируют неуверенность в своих силах, скрывая ее под маской безразличия, и утверждают, что готовиться не будут, так как планируют поступать на платное отделение. Из этого можно сделать вывод, что около 75% выпускников сталкиваются с материальными затратами. Данная проблема больше тревожит родителей, хотя многие выпускники сознательно подходят к этому вопросу и стремятся материально помогать родителям.

Таким образом, ситуация экзамена оказывается стрессовой как для детей, так и для родителей. В связи с этим считаю необходимым дать следующие рекомендации.

Рекомендации родителям

1. Повышайте самооценку ребёнка. Лучше начать заранее. Чаще подбадривайте, вселяйте уверенность в своих силах, акцентируйте внимание на успехах. Тогда выпускнику будет проще пережить ситуацию оценивания.

2. Не нужно ругать за оценки. Побеседуйте о том, что экзамены нужны для проверки знаний и того, как усвоен материал. Старайтесь вместе понять причину плохой оценки, размышляйте о том, как можно её исправить. Это поможет сформировать ответственную взрослую позицию и устойчивую самооценку.

3. Договоритесь о соблюдении режима дня. Очень важно хорошо высыпаться, регулярно питаться, отдыхать и учить уроки в отведенное время, пока мозг готов воспринимать информацию. Тогда выпускник будет чувствовать себя хорошо и не накопит ненужную ему усталость.

4. Стимулируйте физическую активность. Как известно, лучший отдых — это смена деятельности. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребёнок прерывал занятия не только на валяние на диване или просмотр фильма. Предложите ему прогуляться по улице, покататься на велосипеде, выйти на пробежку. Когда человек занимается умственной деятельностью, ему порой бывает трудно «отключиться» от неё во время отдыха. Физические нагрузки смещают фокусировку с умственного напряжения на физическое. Таким образом мозг получает возможность отдохнуть от активной работы мышления. К тому же физическая активность способствует выработке эндорфинов, которые поднимают настроение, а также улучшает насыщение организма кислородом и ускоряет обменные процессы, в том числе и в мозге.

5. Поинтересуйтесь у преподавателей, на официальном сайте ЕГЭ, какие задания могут быть на экзамене. Потренируйтесь вместе с выпускником в их решении. Тогда он будет готов к этим типам задач, что поможет снизить его тревожность.

6. Дыхательные упражнения помогают снять напряжение и будут очень полезны на экзамене. Научите выпускника любому дыхательному упражнению, хотя бы обычной концентрации на дыхании. Оно позволяет улучшить как эмоциональное, так и физическое состояние.

7. Расскажите выпускнику о том, как будет проходить экзамен. Как себя следует вести, кто из взрослых будет находиться в кабинете. Ссылайтесь на личный опыт или на опыт знакомых, родственников. Дайте понять подростку, что он не первый, кто сдаёт экзамен, и что раз все эти люди смогли пройти через это, то и он сможет. Говорите о ситуации экзамена и о присутствующих людях в позитивном ключе. Вашему выпускнику будет труднее справиться с тревогой, если он будет ощущать неопределённость или негативное отношение к экзамену других людей. Поэтому настройте его на хорошее.

8. В ночь перед экзаменом необходимо хорошо выспаться, утром — хорошо позавтракать. По возможности можно сделать зарядку, чтобы убрать лишнее физическое напряжение, которое возникает из-за излишней тревоги.

9. Не пренебрегайте традициями. Не препятствуйте, если выпускник хочет взять с собой счастливый брелок или браслет, положить под пятку «пятак». Не обесценивайте его веру в талисманы. Подобные традиции хоть и не добавляют знаний, но позволяют чувствовать себя немного увереннее.

Удачи на экзамене!

педагогическая психология

динамика стресса учащихся в условиях подготовки И сдачи огЭ И ЕгЭ: постановка проблемы

Батыршина Альфия Робертовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: arb71@mail.ru Иванова Татьяна Мифодеевна

Магистрант, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: arb71@mail.ru

DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10074

Аннотация: Проблематика исследования состоит в изучении влияния огэ и Егэ на учащихся в старших классах. экзамены и подготовка к ним являются сильным психоэмоциональным стрессовым фактором для учащихся 9-11 классов. стрессовые факторы вызывают максимальное функциональное напряжение физиологических систем организма, отражаются на уровне психологических и вегетативных показателей у учащихся. в проведенных исследованиях психофизиологических показателей под влиянием стресса в период сдачи огэ и Егэ, выявлены их изменения уже на начальном экзаменационном этапе. существует связь между психологическими особенностями личности учащихся и успешностью сдачи огэ и Егэ. многие ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде. исследования уровня личностной тревожности у старшеклассников (9, 10, 11-е классы) показывают ее разный исходный уровень, согласно возрастным и природным данным. Проведенные исследования динамики тревожности и факторов стресса в период подготовки и сдачи экзаменов показывают их отрицательное влияние на результаты итоговой аттестации (огэ и Егэ). Авторы доказывают, что личностную тревожность необходимо рассматривать как индивидуальную психологическую особенность,

которая формируется в подростковом возрасте и является составляющей фактора стресса. внедрение процедуры аттестации в форме огэ и ЕЮ становится основополагающим в формировании тревожности в целом у учащихся 9-11 классов. Необходимо разработать методический аппарат для комплексного изучения факторов стресса и личностной тревожности старших школьников, влияющих на психосоматическое состояние и успешность подготовки и сдачи огэ и Егэ. По результатам исследований необходимо разработать комплекс мер, снижающих психоэмоциональное напряжение и сохраняющих психологическое здоровье учащихся-выпускников.

ключевые слова: стресс, стресс-факторы, тревожность, психофизиологические особенности личности подросткового и юношеского периодов, нервно-психическое напряжение.

dynamics of stress of students in the conditions of preparation and passing

the BSE AND use: THE STATEMENT oF THE problem

Batyrshina Alfiya Robertovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: arb71@mail.ru Ivanova Tatyana Mifodeevna

Master student, International Innovative University (Sochi), e-mail: arb71@mail.ru

Abstract: The research problem consists in studying the influence of the Basic State Examination and the Unified State Examination on high school students. Exams and preparation for them are a strong psycho-emotional stress factor for students in grades 9-11. Stress factors cause maximum functional stress of the physiological systems of the body, are reflected at the level of psychological and autonomic indicators in students. In the conducted studies of psychophysiological indicators 126

under the influence of stress during the period of passing the exam, their changes were identified already at the initial examination stage. There is a connection between the psychological characteristics of the personality of students and the success of passing the exam. Many scholars have studied manifestations of anxiety and stress in high school. Studies of the level of personal anxiety in high school students (grades 9, 10, 11th) show its different initial level, according to age-related natural data. Studies of the dynamics of anxiety and stress factors during the preparation and passing of exams show their negative impact on the results of the final certification (BSE and USE). The authors argue that personal anxiety should be considered as an individual psychological feature, which is formed in adolescence and is a component of the stress factor. The implementation of the certification procedure in the form of the basic state exam and the unified state exam becomes fundamental in the formation of anxiety in general for students in grades 9-11. It is necessary to develop a methodological apparatus for a comprehensive study of stress factors and personal anxiety of older students, affecting the psychosomatic state and the success of preparing and passing the exam. According to the results of research, it is necessary to develop a set of measures that reduce psycho-emotional stress, and preserve the psychological health of graduate students.

Keywords: stress, stress factors, anxiety, psychophysiological characteristics of the personality of adolescent and youthful periods, neuropsychic stress.

введение

Единственной формой итоговой аттестации за период обучения в средней школе согласно постановлению Правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года» и Постановлению Правительства рФ «об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года» в РФ с 2001 года является Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) и Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) [8].

однако, с каждым годом, по мере усовершенствования огэ и Егэ растет количество проблем, связанных с ним. Учащиеся и их родители отмечают повышенный с введением огэ и Егэ уровень стресса школьников, участились случаи суицидов [4]. Так, в 2013 году зафиксированы сообщения об одной попытке самоубийства, одном инсульте на ЕГЭ; в 2012 — о пяти случаях самоубийствах; в 2010 — четыре самоубийства и одна попытка; в 2009 — два самоубийства; в 2008 году — два самоубийства, одна смерть от сердечного приступа по дороге на

огэ. сама процедура проведения огэ и Егэ в последний год весьма ужесточилась: появились металлоискатели, видеокамеры. Под угрозой дисквалификации запрещено даже наличие телефона. в последних классах школы ученик испытывает сильный прессинг, как со стороны учителей, так и со стороны родителей. все это накладывается на специфический возраст, присущий старшему школьнику, и он испытывает сильнейший стресс.

обзор литературы

Проблематику и последствия введения практики огэ и Егэ в россию исследовали различные ученые: Огрижиус Е.и., Лаптева Е.А., Любовцев в.Б., мамалыга Л.М., Костромина О.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.Л., Тидлевский А.В., Зотов Р.А., Мальцева М.А., Романова А.Н., Тапонова О. А., Дятлова К. Д., Серёгина Е.А. и мн.др. Для старшего школьника, как отмечают многие авторы, период сдачи огэ и Егэ является весьма стрессогенным, страхи по поводу предстоящего экзамена и длительная к ним подготовка накладываются также на возраст учащегося. многие ученые изучали проявления тревожности и стресса в старшем школьном периоде: Аверин А.В., Микляева А.В., Румянцева П.В., Прохоров А.о., Хухлаева о.В. и многие другие. Таким образом, тема динамики стресса учащихся в период сдачи огэ и Егэ является весьма актуальной и новой.

По мнению большинства ученых, под стрессом понимается неспецифический адаптационный синдром организма на изменяющиеся условия окружающей среды. эти условия называются стрессорами, стресс-факторами, психогенными факторами. Поскольку стресс связан с возникновением определенных эмоций, эти факторы часто также называются эмоциогенными. многие отечественные и зарубежные ученые исследовали проблематику стресса. Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены г.Селье, который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки [10]. воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. в соответствии с системным подходом, в наше время, стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней. одна из первых таких попыток была предпринята Р.Лазарусом [6, с.121-126]. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс [6].

Проблематика исследования состоит в изучении влияния огэ и Егэ на учащихся старших классах. государственная итоговая Аттестация в форме огэ

и ЕГЭ, проводящаяся после 9 и 11 классов, соответственно, является первым и главным испытанием учащихся. Экзамены для выпускников 9 и 11 классов являются сильным психоэмоциональным стрессовым фактором, так как от того насколько результативно сдан экзамен, будет зависеть дальнейшее успешное поступление школьника в колледж или вуз. Однако, следует учитывать, что выпускники 11 классов имеют максимальное функциональное напряжение физиологических систем организма по сравнению с учащимися 9 классов. Это обусловлено тем, что многие школьники 9 классов воспринимают ОГЭ лишь как экзамен, способствующий переходу в 10 класс. Но, в тоже время, с 10 класса начинается интенсивная подготовка к ЕГЭ. В любом случае, экзаменационный период является мощным стрессовым фактором, который отражается на уровне психологических и вегетативных показателей [7]. Таким образом, 9-11 классы являются самыми стрессогенными для школьников за весь период обучения. Как отмечают Гапонова С.А. и Дятлова К.Д. у учащихся даже после завершения тестирования, еще долгое время остаются негативные эмоции, более половины школьников еще в течение двух месяцев вспоминают о ЕГЭ с неприязнью. Они также утверждают, что в сознании учащихся в связи с влиянием ЕГЭ складывается негативный образ учителя: лишь 8% положительно могли отозваться о преподавателях, остальным этот образ казался гнетущим, надзирающим. Исследователями описаны следующие симптомы умственного переутомления, которые, несомненно, проявляются при длительной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ: чувство усталости уже до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, головокружения и головная боль. Кроме того, наступают диспепсические расстройства, повышаются сухожильные рефлексы, появляется потливость, снижаются защитные силы организма [7]. Помимо, этого отмечаются проблемы в работе сердечно-сосудистой системы, снижается эффективность работы.

Материалы и методы

На возможность получения положительной оценки в процессе итоговой аттестации с применением новых форм аттестации знаний (ОГЭ и ЕГЭ) влияет не только интенсивная подготовка к ней. Немаловажную роль играет психоэмоциональное состояние учащегося в данном возрасте. Поэтому изучение динамики психологических особенностей школьников 9-11 классов носит актуальный характер [11; 12]. В процессе аттестации в виде ОГЭ и ЕГЭ школьнику необходимо реализовать все свои когнитивные способности и компетенции, сформированные как физиологически, согласно возрастному периоду, так и в процессе обучения. Успешность выполнения заданий по ОГЭ и ЕГЭ зависит от способности учащегося точно понимать суть тестового задания, собранности в условиях строгих временных рамок, правильности заполнения экзаменационных бланков с тестами (исправления не допускаются), и даже применения интуитивного мышления (при отсутствии знания точного ответа). Оценивание результатов ОГЭ и ЕГЭ полностью исключает пресловутый человеческий фактор, тем самым повышая объективность оценки. При этом сложно рассчитывать на подключение креативности к процессу сдачи экзамена, т.к. четкая структура тестового задания

имеет строгую систему заполнения документа при ответе. На огэ и Егэ можно исправить ошибки при наличии времени на самопроверку. Поэтому необходимо постоянно следить за лимитом времени, сложностью и успешностю решения данных заданий. На огэ и Егэ в процедуре оценивания принимает участие компьютер, бланковые Кимы (контрольно-измерительные механизмы), незнакомые учащемуся и невидимые эксперты, что добавляет объективности оценивания, но усиливает психологическое напряжение учащегося в процессе ожидания результата. экзамен проходит в незнакомых учащемуся условиях, что добавляет психологического напряжения при его сдаче. в процессе огэ и Егэ результат становится известным в течение нескольких дней, школьники вынуждены пробыть в ожидании, что является весьма стрессогенным фактором. Помимо этого, бальная система оценивания является отличной от привычной школьной системы отметок, что может привести к дезориентации учащихся в результате. На огэ и Егэ процедура экзамена охватывает практически весь объем учебного материала. На огэ и Егэ результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов, что требует дополнительного сосредоточения. На огэ и Егэ стратегия деятельности является, как правило, индивидуальной. задания в экзаменационных бланках разнородные, и выполнять их можно в любой последовательности. Учащиеся — выпускники демонстрируют разные результаты при сдаче экзаменов в традиционной форме и огэ и Егэ. Как показывает практика, успешность сдачи огэ и Егэ ниже, чем сдача экзаменов в традиционной форме. это объясняется недостаточной готовностью учащихся к сдаче экзаменов в форме огэ и Егэ, а также психологическими особенностями личности учащихся.

Существует связь между психологическими особенностями личности учащихся — выпускников школ и успешностью сдачи огэ и Егэ. Снижают возможность получения положительного результата при подготовке и сдаче огэ и Егэ некоторые психологические особенности личности учащихся, появляющиеся в определенные возрастные периоды. К ним относятся: демонстративная и тревожно-боязливая акцентуации характера, повышенный уровень личностной тревожности, мотивация избегания неудач, мотивация успеха с эффектом перемотивации, низкий уровень направленности на знания при низкой и средней направленности на отметку, низкий уровень притязаний, высокий неадекватный уровень притязаний, низкий уровень самооценки. эти психологические особенности личности можно назвать ведущими в снижении результатов огэ и Егэ.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в «повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают».

в подростковом периоде личностная тревожность приобретает устойчивую форму. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. в подростковом возрасте

тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь тем самым собственно личностным свойством [9,с.103]. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.

На формирование общей и личностной тревожности у детей оказывают влияние разные причины:

— неоднозначные и завышенные требования со стороны родителей провоцируют возникновение у детей внутриличностного конфликта, который формирует устойчивую личностную тревожность;

— школа невольно вносит вклад в развитие общей и личностной тревожности в процессе учебной деятельности. Применяя новые методики и технологии в образовательном процессе, учитель не акцентирует внимание на том, что многие из них не соответствуют возрастному периоду учеников;

— предвзятое отношение к ученику, постоянно нарушающему правила поведения на уроке;

— систематический срез усвоенных знаний в виде промежуточных контрольных и проверочных работ вызывают эмоциональное напряжение у учащихся;

— желание завоевать авторитет у одноклассников, уважение со стороны учителей, чтобы получить высокую отметку, и оправдать затраты родителей на дополнительное образование, в конечном счете, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации, что подкрепляется тем, что тревожность зачастую сопровождается поиском социального одобрения. Однако большинство детей испытывает тревожность при более серьезных «проверках» — на контрольных работах или экзаменах. Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности.

Однако, новая форма итоговой аттестации в средней школе в форме ОГЭ и ЕГЭ стала главным источником в образовании общей тревожности [5, с.7]. Сдача ОГЭ и ЕГЭ подразумевает практически 100% усвоение материала по сдаваемой дисциплине за весь период ее изучения. Поэтому у учащихся появляется максимальное увеличение учебной нагрузки: занятия с репетиторами, дополнительные занятия в школе и самостоятельное изучение предмета. Эта предэкзаменационная «гонка» за усвоением большего объема информации вызывает у старшеклассников высокие психоэмоциональные нагрузки, чувство страха, тревоги за результат экзамена. Безусловно, от результатов ОГЭ и ЕГЭ зависит реализация планов последующего профессионального обучения, дальнейшая самореализация. Некомпетентность учителей в вопросах психологии, проявляющаяся в искусственном нагнетении страха от предстоящих экзаменов, моральный прессинг со стороны родителей, гипертрофированно переживающих за будущее своего ребенка, увеличивают тревожность у детей. Да, и сама процедура проведения ОГЭ и ЕГЭ имеет стрессогенный характер:

— жесткие законодательные правила проведения ОГЭ и ЕГЭ (запрет мобильных телефонов, предварительный досмотр учеников, информационные пла-

каты об ответственности за нарушение правил сдачи экзамена и пр.);

— присутствие в классе незнакомых людей (общественных наблюдателей, учеников и учителей из разных школ) и непривычная обстановка повышают уровень тревожности, беспокойства, психофизиологического дискомфорта;

— отсутствие перечня экзаменационных вопросов, придающих выпускнику определенную долю стабильности и уверенность в том, что непредвиденных вопросов быть не может (содержание же Кимов не известно ученику, что повышает уровень его беспокойства);

— у тревожных, неуверенных в себе и собственных знаниях школьников наличие нескольких близких вариантов ответов в тесте способствует нагнетанию напряжения, сомнению, панике и прочему.

Повышение уровня тревожности и беспокойства старшеклассников наиболее ярко прослеживается в межэкзаменационный период, для которого характерно томительное ожидание результатов пройденного огэ и Егэ («состояние неизвестности») и напряженная подготовка к следующему экзамену. Совокупность данных факторов приводит к психическим и физиологическим перегрузкам, отрицательно сказывающимся на здоровье старшеклассников. Негативное психосоматическое состояние старшеклассника в период сдачи экзамена может способствовать неправомерному снижению, искажению результатов огэ и Егэ.

Результаты исследования

Таким образом, изученные нами факторы стрессогенности при проведении огэ и Егэ у старших школьников позволили выделить следующие проблемы:

— отсутствие у учителей базовых знаний по вопросам психологической помощи, сохранению психологического здоровья;

— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

— нарушение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

— отсутствие базовых знаний по психологии у родителей по вопросам психологической поддержки детей в период подготовки и сдачи экзаменов;

— завышенные учебные нагрузки в период подготовки к экзаменам;

— отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

возраст учащихся, исследуемый в данной проблеме, приходится на выпускные 9,10,11 классы. Старшеклассники состоят из двух возрастных групп -подростковой и юношеской. отечественные и зарубежные ученые, изучающие вопросы возрастной психологии, выделяют разные границы каждого возрастного периода. Но, все ученые согласны, что активное развитие личности появляется во время перехода от подросткового возраста к юношескому.

В нашем исследовании мы воспользуемся периодизацией, согласно которой в 9 классах и мальчики, и девочки относятся к подростковому периоду, в 10 классе, мальчиков еще можно отнести к подросткам, но девочки уже вступают в период юношества. В 11 же классе и мальчики, и девочки считаются вступивши-

ми в юношеский период.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. На первый план выступает освобождение от родительской опеки и постепенное вхождение в группу сверстников. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со сверстниками. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирующие с учением интересы [1].

Отрицательные эмоциональные и поведенческие проявления в подрост-ничестве коррелируют с биологическим созреванием, гормональной перестройкой, а также переживанием, связанным с отношением к себе, к своей личности — подростки становятся застенчивыми, придают большое значение недостаткам внешности (действительным и мнимым), что приводит к формированию чувства неполноценности, замкнутости и даже неврозу. Особенно стрессогенным является ситуация ожидания девятиклассником результатов ОГЭ (пробного или реального).

Пора юности является напряжённым периодом формирования устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности, выработки ценностных ориента-ций и идеалов. Юность — это период, для которого характерны критические социальные события (получения паспорта, возможность вступления в брак, трудовая деятельность и уголовная ответственность), смена ведущей деятельности с интимно-личностного общения со сверстниками на учебно-профессиональную деятельность. Главным в жизни становится определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. По мнению Божович Л.И., старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего, в отличие от подростка, смотрящего на будущее с позиции настоящего. Холл С.указывал на то, что юношеский возраст считается кризисным периодом, в который юноша испытывает бурные внутренние переживания и эмоциональные трудности (период «бури и натиска»), преодолев которые он приобретает чувство индивидуальности. Обладая настойчивым чувством взрослости, юноша не имеет реальной возможности утвердить себя среди взрослых — возникает противоречие между желанием и возможностями, несущее за собой целую вереницу отрицательных эмоциональных состояний, в том числе

и тревожность. При этом отмечается преобладание эмоциональных расстройств у девочек — депрессия, страхи, тревожные состояния; для мальчиков — нарушения в поведении. 10 класс испытывает стресс адаптации к новому (в случае перехода в новый класс/школу) окружению и стрессы, связанные с трудностью обучения, интенсификацией обучения и подготовкой к сдаче Егэ. В выпускном классе (11 класс) школьник обязательно проходит через ситуацию сдачи Егэ, что само по себе привносит в жизнь школьника стрессогенные факторы.

обсуждение и заключение

Таким образом, мы определили, что подростковый и юношеский периоды развития являются весьма стрессогенными для учащихся. Характерным для подросткового возраста является формирование тревожности как личностной черты, в дальнейшем при соответствующих условиях, тревожность может оформиться и закрепиться. Учитывая стрессогенную обстановку старших классов: подготовка к огэ и Егэ, переход в 10 класс, и многое другое, мы можем предположить, что изучение тревожности позволит глубже изучить стрессогенные факторы старшеклассников в период сдачи огэ и Егэ.

обязательная аттестация старшеклассников-выпускников в форме огэ и Егэ — важный момент в их жизни. Итоговые результаты этих экзаменов играют определяющую роль в дальнейшем жизненном пути выпускника. Период подготовки и сдачи огэ и Егэ связан с высоким психоэмоциональным напряжением, повышенной тревожностью. К данной форме итоговой аттестации школьников, на протяжении всего периода ее существования, не снижается количество вопросов-претензий. особенно стоит отметить, возросшую ситуацию подростковых суицидов после прохождения огэ.

исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что с каждым годом увеличивается количество несчастных случаев с учениками старших классов, сдававшими огэ и Егэ, так и количество обращений в Сми с просьбой запрещения Егэ. Таким образом, можно утверждать, что вкупе с особенностями переходного периода, длительная подготовка к сдаче огэ и Егэ у школьника вызывает длительный, постоянный стресс, отмечаются различные симптомы переутомления и нервных срывов.

Таким образом, изучение влияния стрессовых факторов на старших школьников в период подготовки и сдачи огэ и Егэ является весьма актуальной. огэ и Егэ для школьников — это длительный стресс, ситуация подготовки к тестам, напряженное отношение взрослых к школьнику, физиологические изменения в организме ребенка — всё способствует усилению нервно-психического напряжения (стресса) школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. — 2-е изд., перераб. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 379 с.

2. Batyrshina A.R., Efremtseva T.N., Sagilyan E.M., Sunaeva S.G., Petrova E.S. Independent work as an important form of formation of self-educational competence of students of humanitarian specialties // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 20. С. 674-682.

3. Батыршина А.Р., Зайниев Р.М. Обучение и воспитание как единый образовательный процесс // XV Колмогоровские чтения Сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.И. Зайкина. — Арзамасский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. — С. 222-227.

4. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости. [Электронный ресурс]. -Журнал «Современное образование» электрон.текст дан.- http://e-notabene.ru/pp/ article_8799.html

5. Костромина С.Н., Прокофьева В.В., Валей Ж.Л. Нейрофизиологические параметры экзаменационного стресса у школьников: новый этап в исследовании старой проблемы// Петербургский психологический журнал, 2015.- №10.

6. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. — М. — Женева, 1989. — С.-121-126.

7. Лаптева Е.А., Любовцев В.Б., Мамалыга Л.М. Итоговая аттестация в форме ГИА и ЕГЭ: Психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Журнал «Фундаментальные исследования», 2013.-№3.-с.275-279.

8. Постановление правительства РФ от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» [электронный ресурс].- Законодательная база Российской Федерации. — Режим доступа: http:// zakonbase.ru/content/base/48899

9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 1979.

11. Стрижиус Е.И. Влияние тревожности на результаты выпускных экзаменов (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости [Электронный ресурс] // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — № 1. — С.106-125.

DOI: 10.7256/2306-4188.2013.1.8799. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799. html — 0,47 п.л.

12. Стрижиус Е.И. Динамика тревожности в старшем школьном возрасте: автореф. дис. канд.псих.наук: 19.00.01- М., 2013. — 31с.

REFERENCES

1. Averin V.A. Psikhologiya detei i podrostkov: ucheb.posobie [Psychology of children and adolescents: a training manual]. 2-nd ed. — St. Petersburg.: Mikhailova V.A. Publ., 1998. 379 p.

2. Batyrshina A.R., Efremtseva T.N., Sagilyan E.M., Sunaeva S.G., Petrova E.S. Independent work as an important form of formation of self-educational competence of students of humanitarian specialties. Amazonia Investiga. 2019. V. 8. No 20. Pp. 674-682.

3. Batyrshina A.R., Zainiev R.M. Obuchenie i vospitanie kak edinyi obrazovatel’nyi protsess [Training and education as a single educational process]. XV Kolmogorovskie chteniya Sbornik statei uchastnikov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi pamyati professora M.I. Zaikina [XV Kolmogorov readings Collection of articles by participants in the International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of Professor M.I. Zaykin]. Arzamasskii filial federal’nogo gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Natsional’nyi issledovatel’skii Nizhegorodskii gosudarstvennyi universitet im. N.I. Lobachevskogo», Yaroslavskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. K.D. Ushinskogo [Arzamas branch of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «National Research Nizhny Novgorod State University named after NI Lobachevsky», Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky], 2019. Pp. 222-227.

4. Vliyanie trevozhnosti na rezul’taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti [The impact of anxiety on the results of final exams (SFA / USE) in high school students with different levels of achievement] [Elektronnyi resurs]. — Zhurnal «Sovremennoe obrazovanie» [The journal «Modern Education»]. Available at: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.

5. Kostromina S.N., Prokof’eva VV, Valei Zh.L. Neirofiziologicheskie parametry ekzamenatsionnogo stressa u shkol’nikov: novyi etap v issledovanii staroi problem [Neurophysiological parameters of examination stress in schoolchildren: a new stage in the study of the old problem]. Peterburgskii psikhologicheskii zhurnal [Petersburg Psychological Journal], 2015. No 10.

6. Lazarus R.S. Individual’naya chuvstvitel’nost’ i ustoichivost’ k psikhologicheskomu stressu [Individual sensitivity and resistance to psychological stress]. Psikhologicheskie faktory na rabote i okhrana zdorov’ya [Psychological factors at work and health]. Moscow. Geneva, 1989. Pp.121-126.

7. Lapteva E.A., Lyubovtsev V.B., Mamalyga L.M. Itogovaya attestatsiya v forme GIA i EGE: Psikhofiziologicheskie osobennosti sostoyaniya detei 9 i 11 klassov pri funktsional’noi nagruzke, obuslovlennoi sdachei ekzamenov [Final certification in the form of SFA and USE: Psychophysiological features of the state of children of grades 9 and 11 with a functional load caused by passing exams]. Zhurnal «Fundamental’nye issledovaniya» [Basic Research Magazine], 2013. No 3. Pp.275-279.

8. Postanovlenie pravitel’stva RF ot 16.02.2001 №119 «Ob organizatsii eksperimenta po vvedeniyu edinogo gosudarstvennogo ekzamena» [Decree of the Government of the Russian Federation of 16.02.2001 No. 119 «On the organization of an experiment to introduce a unified state exam»] [Elektronnyi resurs]. Zakonodatel’naya baza Rossiiskoi Federatsii [The legislative framework of the Russian Federation]. Available at: http://zakonbase.ru/content/base/48899

9. Prikhozhan A.M. Trevozhnost’ u detei i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika [Anxiety in children and adolescents: the psychological nature and age dynamics]. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institute [Moscow Psychological and Social Institute]; Voronezh: NPO «MODEK» Publ., 2000. — 304 s.

10. Sel’e G. Stress bez distressa [Stress without distress]. Moscow: Progress Publ., 1979.

11. Strizhius E.I. Vliyanie trevozhnosti na rezul’taty vypusknykh ekzamenov (GIA/EGE) u starsheklassnikov s razlichnym urovnem uspevaemosti [The impact of anxiety on the results of final exams (SFA / USE) in high school students with different levels of achievement] [Elektronnyi resurs]. NB: Pedagogika i prosveshchenie [NB: Pedagogy and education]. 2013. No 1. Pp.106-125. DOI: 10.7256/23064188.2013.1.8799. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html.

12. Strizhius E.I. Dinamika trevozhnosti v starshem shkol’nom vozraste: avtoref. dis. kand.psikh.nauk: 19.00.01 [The dynamics of anxiety in high school age: author. dis. Candidate of Psychological Sciences: 19.00.01]. Moscow, 2013. 31 p.

Школьники боятся сдавать ОГЭ и ЕГЭ, потому что педагоги и родители практически повсеместно третируют будущих выпускников. Угрозы вроде «плохо сдашь — пойдёшь улицы мести», «плохие результаты на ЕГЭ — будешь всю жизнь неучем» нередко доводят как отличников, так и троечников до нервных срывов, а принимать успокоительные средства не рекомендуют врачи.

Фото © РИА "Новости" / Александр Кряжев

Фото © РИА «Новости» / Александр Кряжев

В столичном Департаменте здравоохранения отметили, что обращаться к специалистам и лекарствам нужно только в случае выхода стрессовой ситуации за рамки происходящего.

Перед ЕГЭ ко мне очень часто приводят детей с повышенным уровнем тревоги. Порой они говорят: «Я не хочу жить, потому что боюсь сдавать экзамен. Лучше я умру». Некоторые уже совершали попытки суицида из-за волнения перед госэкзаменами, — говорит детский психолог Татьяна Семенко.

Но в обычном школьном классе, по мнению специалиста, минимум 20% детей нужна психологическая помощь. При этом только 5% родителей решаются отвести ребёнка к специалисту.

Очень часто дети оказываются у меня на приёме или даже в психиатрическом стационаре в связи со сдачей ЕГЭ. Талантливые, умные, способные ребята, которые в силу своего характера и уязвимости стрессу не смогли справиться именно с психологической, а не с интеллектуальной нагрузкой. Мы теряем будущих специалистов высокого уровня уже на этапе школьных экзаменов, — говорит заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук Андрей Шмилович.

Подростки с высоким или даже выдающимся уровнем знаний, по словам Андрея Шмиловича, лишены защитных психологических механизмов, которые необходимы для ликвидации тревоги в стрессовой ситуации. ЕГЭ — психологический барьер, который многие не могут перейти и из-за этого не поступают в университеты.

А у детей со средними интеллектуальными способностями защитные механизмы более развиты, поэтому такие подростки меньше переживают, легче сдают экзамен и поступают в вузы благодаря полученным на ЕГЭ-тестах баллам.

Что поможет успокоить ребёнка перед экзаменами?

text

Поддержка семьи

Фото © Shutterstock

Чтобы успокоить школьника во время подготовки к экзаменам и перед сдачей ЕГЭ, следует исключить в семье атмосферу катастрофичности. Фразы «не сдашь экзамен — пойдёшь в армию, будешь работать неудачником, ничего не добьёшься» — убийственны. Они не мотивируют ребёнка, а ухудшают его психическое состояние, — отмечает Андрей Шмилович.

Семья должна оказывать благоприятное психологическое воздействие на ребёнка. Родителям не нужно вспоминать старые конфликты, упрекать за прошлые обиды, чтобы не травмировать школьника в сложное для него время. Поддержка, забота и понимание — вот что необходимо подростку в преддверии ЕГЭ.

text

Убеждённость в знаниях

Фото © РИА «Новости» / Александр Кряжев

Поговорите с ребёнком. Объясните ему, что не нужно переживать из-за того, что ещё не произошло. Если школьник готовился, то всё сложится удачно. Важно подходить к сдаче экзамена с холодной головой, без эмоций. А если будут какие-то проблемы, то решать их вы будете потом.

Говорите ребёнку, что он может всё сдать, он контролирует ситуацию, он ничего не боится, он уверен в себе. Если вы будете верить в него и говорить ему об этом — подростку будет спокойнее, — добавляет Татьяна Семенко.

text

Снижаем значимость провала

Фото © РИА «Новости» / Александр Кряжев

Что произойдёт, если школьник завалит ЕГЭ? Ничего криминального. Он сможет пересдать экзамен в другой раз, затем поступить в университет и выбрать ту профессию, которую хочет. То есть, как отмечает Татьяна Семенко, всё будет хорошо. Ведь запугивания только мешают.

Школьники тысячи раз писали тестовые задания, пробные экзамены и тренировочные упражнения. На госэкзамене всё будет точно так же, но, возможно, в последний раз. Так что выдохнуть надо и продемонстрировать знания, — говорит заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург.

text

Правильный режим дня

Фото © Shutterstock

За 2–3 недели до экзамена необходимо выстроить правильный режим сна и бодрствования: восемь часов на учёбу, восемь — на досуг, восемь — на сон. Доктор Шмилович рекомендует в ночь перед экзаменом не зубрить. Нужно выспаться и набраться сил.

text

Здоровое питание

Фото © Pixabay

Школьнику нужен нормальный пищевой режим при подготовке к ЕГЭ. Подростку не следует перебиваться в фастфудах, есть на ходу. Еда должна быть витаминизированной, с достаточным количеством белков, жиров и углеводов, — говорит психиатр Шмилович.

text

Живая жизнь

Фото © Pixabay

Во время подготовки к экзаменам нужно находить время на отдых и развлечения, рекомендует Евгений Ямбург. Готовиться к выпускному, гулять с друзьями, смотреть фильмы, слушать музыку. Зацикленность на учёбе, зубрёжка и состояние тревоги ни к чему хорошему не приведут. Умственные нагрузки должны быть дозированными, чтобы не лишать ребёнка детства из-за ОГЭ, ЕГЭ и переживаний.

ЕГЭ — важный этап, который может сводить с ума только из-за ответственности за результат. С этим нужно бороться, иначе это плохо отразится и на баллах, и на здоровье. Поговорим о том, как справиться со стрессом во время экзаменов.

Почему ЕГЭ и поступление вызывает такой стресс

Стресс возникает у учеников по разным причинам, но все они сводятся к одному — ЕГЭ. Чтобы узнать, как справиться со стрессом во время экзаменов, разберемся с каждой причиной подробнее.

  1. Давление родственников, друзей, учителей. Страх может возникать из-за постоянных напоминаний окружающих о том, как важно хорошо сдать ЕГЭ и какие могут быть последствия, если этого не сделать. Из-за напоминаний о сложности, ученики начинают много готовиться и перегорают.
  1. Страх плохого результата. Стресс является следствием не окружения, а собственных мыслей. При постоянном обдумывании своих результатов может портиться настроение. И это только в лучшем случае.
  1. Отсутствие времени. Когда каждый день проходит в режиме бешенной многозадачности, рано или поздно в голове появляются вопросы о том, как справиться со стрессом во время экзаменов. Люди — не роботы, поэтому нельзя крутиться как белка в колесе, надеясь, что от этого не будет негативных последствий.
  1. Отсутствие личной жизни. Подготовку к ЕГЭ многие могут воспринимать как  сидение дома за учебниками 24/7. Это возможная реальность, но неправильная. Как справиться со стрессом во время экзаменов? Нужно сохранять баланс между работой и отдыхом — это не только сбережет здоровье, но и улучшит эффективность.
  1. Страх самого экзамена. Выпускники могут бояться самого формата ЕГЭ: камеры, металлоискатели, поездка в другую школу и бланки, в которых нельзя ошибаться. Да, свыкнуться с этим тяжело, но можно. 

Стресс и тревога во время экзаменов

Как бороться с тревогой и стрессом до ЕГЭ и других испытаний

  • Тренируйте стрессоустойчивость и давайте отпор давлению со стороны. Люди, которые говорят о важности ЕГЭ, в первую очередь переживают сами. Скажите об этом окружающим и вам будет легче справляться с этим. Попробуйте медитировать, выполнять упражнения на дыхание, с помощью которых вы дольше сможете сохранять самообладание.
  • Не делайте всю ставку на ЕГЭ. Жизнь не заканчивается, если не сдать экзамен, и это важно понимать. В мире достаточно курсов, которые можно пройти, высокооплачиваемых профессий, на которые можно устроиться без опыта и компаний, которые взращивают хороших специалистов с нуля.
  • Придумайте запасной вариант. Если вы не поступите в вуз своей мечты, всегда должен быть тот университет, у которого требования пониже. Для вас это будет спасением, если все пойдет не по вашему плану.
  • Работайте со временем. Составляйте расписания занятий, прорешивайте пробные варианты на время. Делайте все, чтобы работать по плану, а не инстинктивно. Это освободит много времени на мысли о себе, не зацикливаясь на стрессе.
  • Планируйте отдых. Используйте различные техники в своей подготовке. Например, метод «Помодорро». Он заключается в том, чтобы чередовать 25 минут активности с 5 минутами отдыха.
  • И, наконец, тренируйтесь. Чтобы быть уверенными в результатах, нужно быть уверенными в себе. Занимайтесь, чтобы на ЕГЭ показать все, на что вы способны. 

Как справиться с тревогой и стрессом во время экзаменов

Проблемы могут начаться и на самом ЕГЭ из-за давящей атмосферы или неожиданно сложного задания. Чтобы не испортить все из-за маленькой ошибки, нужно научиться держать себя в руках. Вот, о чем стоить помнить:

  1. Начинайте с легкого. Ряд вопросов, на которые вы ответите быстро, придадут уверенности, разогреют мозги и зададут правильный ритм. Постепенно переходя к сложным вопросам вы уже будете готовы к работоспособности.
  1. Пропускайте задание, если не знаете ответ. Проверяющие не поймут, в какой последовательности вы решали задания, а если и заметят что-то, то это не важно. Не тратьте время на задания, которые не можете решить в данный момент. Вернитесь к ним позже, чтобы по-новому взглянуть на условия и найти ответ.
  1. Перечитывайте условия задачи перед записыванием ответа. Всегда сверяйтесь с текстом задания, ведь там может содержаться дополнительная информация о том, в каком виде вписывать ответ: в виде цифр, слова, словосочетания и так далее.
  1. Исключайте неправильные варианты. Найти верное решение можно не только прорешиванием. Иногда стоит попробовать действовать методом исключения, а оставшийся вариант будет правильным.
  1. Угадывайте, если больше нет идей. Не оставляйте поле для ответа пустым, даже если решить совсем никак не получается. Иногда это может сработать в вашу пользу, если повезет.

Как быстро справиться со стрессом

Заключение

Стресс и тревога всегда будут присутствовать где-то рядом во время подготовки. Но нужно уметь держать их на расстоянии и искать в этом плюсы. Ведь, в конце концов, это может быть мотивацией для дополнительного изучения предметов. Главное — вовремя понять, как справиться со стрессом во время экзаменов, чтобы чтобы он не взял полный контроль над вами. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ страшные истории
  • Егэ сочинение по тексту михаила георгиевича худякова
  • Егэ сочинение по тексту куприна сказка
  • Егэ сто баллов тренировочные варианты биология
  • Егэ сочинение по тексту крупина в юности я здоровая была

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии