ЕГЭ по отечественной литературе – предмет не обязательный и сдается учениками по собственному выбору. Как правило, если того требует планируемое поступление в учебные заведения гуманитарного профиля.
Строение билетов
В 2023-м на экзамен из 12 заданий отведут 235 мин. Частично они подразумевают краткие ответы в форме слов, цифр или словосочетаний. Остальные задания предусматривают более развернутые комментарии. Последней стоит задача подготовки сочинения, опирающегося на авторскую позицию с дополнительной аргументацией, грамотно и доходчиво выстроенной.
О теории
Успешные результаты практических задач по литературе предусматривают знание перечня обязательных произведений, основной терминологии и теоретических определений. При подготовке нужно учитывать такие блоки информации:
- род, вид, жанр;
- литературные течения и направления;
- лирическая тематика;
- композиционные подходы;
- конфликт в структуре произведения;
- образы и их системы;
- место писателя в произведениях;
- сатирические и юмористические категории;
- художественные, пространственно-временные детали;
- текстовый эпизод, литературный пейзаж;
Готовясь к экзаменационному испытанию, проработайте теорию стихотворного сложения. Освежите в памяти понятия строфы, мужских и женских рифм.
Анализ произведений потребует знания приемов создания и раскрытия литературных образов. Отдельные акценты ставятся на характеры героев.
В экзаменационной работе встречаются задания о тропах и их функциях. Помимо этой темы, приготовьтесь продемонстрировать знания о средствах выразительности, фонетике и синтаксисе в поэзии.
Как распределяются баллы
Задания | Баллы |
1-4-е, 7-9-е | 1 |
5 и 10 | 6 |
6 и 11 | 8 |
12 | 18 |
Для прохода на вступительный конкурс потребуется набрать минимум в 32 балла. Максимальный первичный балл — 53, что эквивалентно сотне тестовых.
Что нужно иметь в виду
Успешная сдача ЕГЭ по родной литературе невозможна без знания теории предмета. Причем ошибки допускаются даже отлично подготовленными школьниками. И причины тому – растерянность, волнение и недостаточная внимательность. Не выпускайте из виду ни единой детали в заданиях, ведь это является залогом высокого результата.
Удачных испытаний!
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Литературные аргументы к заданиям 8, 9, 15, 16
Вопрос |
Произведения |
Обоснование для сопоставления |
Тема «духовного» и «материального» богатства человека в русской литературе |
||
Можно ли утвер- |
А.И. Солжени- |
Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрёну людей происходит деформация нравственных понятий: добро — богатство. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, на похоронах переживает не о её смерти, а о брёвнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь. Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди становятся жестокими. Но Матрёна сохранила в себе человека. Прекрасно показан чисто русский характер Матрёны. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрёну всю жизнь обижали. Но в чём же источник её души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрёны не сделал убогими её сердце и душу |
В.П. Астафьев |
Мотивы роли человека на земле и вечных духовных ценностей. В схватке Игнатьича с осётром царь-рыба олицетворяет природу, |
|
Тема «маленького человека» |
||
Можно ли утверждать, что психологический тип «маленького человека», о котором рассказывает Ф. Достоевский |
А.П. Чехов «Смерть чинов- |
Гибель героя производит в рассказе эффект не только комиче- |
«Хамелеон» |
В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость «маленьких людей» перед сильными мира сего. Он смеётся над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают |
|
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения |
||
В каких произведениях русских писателей затронута тема гибели человеческой |
А.П. Чехов |
Судьба молодого доктора Старцева. Трансформация личности
по своим взглядам и развитию был выше тех, кто его окружали, |
М.Е. СалтыковЩедрин «Госпо- |
В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» пока- увечий, одичания, следующих одна за другой смертей. Черты |
|
Символические образы в русской литературе |
||
Символика в русской литературе. |
А.А. Блок «Две- |
В поэме отразилась позиция автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. «Двенадцать» — поэма о революционном Петрограде, поэма окрови, о грязи, о преступлении, о падении человеческом. Это — в одном плане. А в другом — о революции, о том, что через запачканных в крови людей в мир идёт благая весть о человеческом освобождении. Вьюга в поэме — это образ «исторической погоды». Снежная вьюга революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же её строк чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе |
А.П. Чехов «Вишнёвый сад» |
Звук натянутой, а потом лопнувшей струны — как конец эпохи |
|
И.А. Бунин |
Символ общества — пароход «Атлантида». Верхние этажи: жизнь |
|
Тема смерти в русской литературе |
||
В каких произве- |
М. Горький |
Ночлежка — своего рода символ оказавшегося в тупике человече- |
И.А. Бунин |
И.А. Бунин был убеждён, что сила и богатство чувства жизни привычной жизнью, в которой было место театрам, ресторанам, |
|
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого «Война и мир»? |
М.А. Шолохов |
Андрей Соколов прошёл очень тяжёлый путь обретений и потерь, пережил на войне многое: потерю семьи, сына — последней надежды его, плен и всё то, что переживала вместе с ним вся Россия в годы страшной Великой Отечественной войны. Но он не потерял на войне самого главного — желания жить честно, любить других и стараться сделать так, чтобы те истины, о которых говорил в своём романе Л.Н. Толстой, а именно «простота, добро и правда», всегда торжествовали на земле! |
«Тихий Дон» |
Григорий Мелехов, как и любимые герои Л.Н. Толстого, прошёл тяжким, была война. Война часто ломает человека своей жестоко- |
|
Мотив сна в русской литературе |
||
Какую функцию |
А.С. Пушкин |
Сон — предчувствие. Свадьба — похороны. Медведь — жених. |
И.А. Гончаров |
Сон — воспоминание. Только там Обломов был счастлив, находил покой. И в то же время этот сон — рассказ о детстве — ключ к пониманию образа Обломова. Ведь именно оттуда, от слов родителей «А слуги на что?» и идёт формирование у Ильи Ильича нежелания делать усилия для того, чтобы чего-то добиться и к чему-либо стремиться |
|
Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны) |
Сон — посыл в будущее. Что нас ожидает? Желание сделать мир |
|
Ф.М. Достоев- |
Сон — воспоминание детства, поступка, который схож с тем, что |
Литературные аргументы к заданию 17
Тема |
Автор |
Произведение |
Дружба |
А.С. Пушкин |
«19 октября 1825». В Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовёт», а мысль о них согревает во время разлуки. Кюхельбекера Пушкин называет «мой брат родной по музе, по судьбам». «Пущину»: «Мой первый друг, мой друг бесценный! / И я судьбу благословил, / Когда мой двор уединенный, / Печальным снегом занесенный, / Твой колокольчик огласил». Няню Пушкин называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную — «друг прелестный». |
Б.Ш. Окуджава |
«Возьмёмся за руки, друзья»: «Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке» |
|
В.С. Высоцкий |
«Песня о друге»: «Пусть он в связке в одной с тобой — / Там поймёшь, кто такой», «Значит, как на себя самого, / Положись на него» |
|
Свобода |
А.С. Пушкин |
Ода «Вольность»: «Хочу воспеть свободу миру, / На тронах поразить порок!». «К Чаадаеву»: свобода — это возможность реализации « души прекрасных порывов» |
М.Ю. Лермон- |
«Узник»: «Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня». «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе) |
|
Любовь |
А.С. Пушкин |
«Я вас любил…», «На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновение…» (К***), «Признание» Любви все возрасты покорны: «Мне не к лицу и не по летам… Пора, пора мне быть умней! Но узнаю по всем приметам |
Ф.И. Тютчев |
«Предопределение». Любовь — максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и — «поединок роковой» |
|
А.А. Фет |
Стихи о любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шёпот, робкое дыханье…» — 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете |
|
В.В. Маяков- |
«Лиличка!» — эмоциональный лирический монолог, в котором выражается безответное любовное чувство героя стихотворения. Любовная тема продолжает развитие в стихотворении «Письмо товарищу Кострову |
|
А.А. Ахматова |
«Сжала руки под тёмной вуалью…»: Ахматова пишет о чувствах отвергнутой женщины, понимающей, что вместе с возлюбленным от неё уходит сама жизнь. Я сбежала, перил не касаясь, Я сбежала за ним до ворот, Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Уйдёшь, я умру!» Любовь у Ахматовой превращается в поединок сильных личностей (стихотворения «Он любил», «А ты думал — я тоже такая», «Тебе покорна? Ты сошёл с ума!..»). В сборнике «Чётки» появляются стихи о преодолении любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна, непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви. Например, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…»: Я научилась просто, мудро жить, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. |
|
М.Ю. Лермонтов |
«Молитва» — лирический герой молится не за себя, а за возлюбленную. «Нищий» — любовь приносит не радость, а боль и страдания: Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою, Так чувства лучшие мои |
|
Природа |
А.С. Пушкин |
«Кавказ», «Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» — пейзаж служит средством раскрытия душевного состояния поэта |
Ф.И. Тютчев |
Природа означает «мир, мирозданье» (цельный образ): «Весенняя гроза». И гам лесной, и шум нагорный — Всё вторит весело громам! Природа у Тютчева одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере: Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём |
|
А.А. Фет |
Фет воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мирозданья. «Добро и зло»: И как в росинке чуть заметной Так слитно в глубине заветной Фет научился видеть разнообразную, полную смыслов жизнь в каждой травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем миром. Например, стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом…»: Что оно горячим светом Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся |
|
М.Ю. Лермон |
«Когда волнуется желтеющая нива…» — единение человека и природы |
|
Одиноче- ство |
М.Ю. Лермонтов |
«И скучно и грустно…». Поэт одинок среди людей — « и некому руку подать», ему нет места среди толпы и света («Как часто пёстрою толпою окружён…», «Выхожу один я на дорогу», «Парус») |
В.В. Маяков- |
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщённости людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». |
|
«Хорошее отношение к лошадям» — поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. История об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора: Деточка, все мы немножко лошади, Также поднимается тема поэта и толпы: Лишь один я голос не вмешивал в вой ему. |
||
М. Цветаева |
«Тоска по родине! Давно…» |
|
Изгна- ние |
М.Ю. Лермон- |
«Тучки»: «вечные странники», «тучки небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою |
Ф.И. Тютчев |
«Вот бреду я вдоль большой дороги |
|
Творче- ство |
Б. Пастернак |
Творчество — процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (стихотворения «Определение поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать!»). Высшая сложность жизни — простота. Простота поэтических формулировок при глубине смысла. Это декларирует одно из известнейших его стихотворений: Во всём мне хочется В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. Всё время схватывая нить Жить, думать, чувствовать, любить, Связь поэта и времени в стихотворении Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну, Ты вечности заложник |
М. Цветаева |
Чувствует сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку, так как считает себя единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и они. Например, в стихотворении « Никто ничего не отнял!..»: Я знаю: наш дар неравен, Мой голос впервые — тих. Что вам, молодой Державин, Мой невоспитанный стих! |
|
Тема поэта и поэзии / Назначе- |
М.Ю. Лермон тов |
«Смерть поэта», «Поэт» — тема поэта и толпы: Но скучен нам простой и горный твой язык, Нас тешат блёстки и обманы… |
А.С. Пушкин |
«Я памятник себе воздвиг…», «Пророк», «Поэт» |
|
Н.А. Некрасов |
Создаёт образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков». Поэт не отделяется от толпы. Например, стихотворение «Зачем меня на части рвёте?»: Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа. |
|
А.А. Фет |
Истинная поэзия — это умение превратить страдание в радость, понять чувства других людей и разделить их с ними, увидеть красоту и бесконечность мира. Например, стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…»: Дать жизни вздох, Дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Вот чем певец лишь избранный владеет, |
|
В.В. Маяков- |
В поэме «Облако в штанах» Маяковский провозглашал пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз людей обрывается куцый»). В стране советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности. Например, стихотворение «Невероятное приключение…»: Светить всегда! Светить везде! До дней последних донца. Возможности искусства безграничны: «Рифма поэта — и ласка, и лозунг, и штык, и кнут» (стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии»). Поэма «Во весь голос. Первое вступление в поэму» — участие в строительстве новой жизни утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки её уровня. Подводя итог своего творчества, поэт обращается к потомкам, заглядывает в «коммунистическое далёко» |
|
А.Т. Твардов- |
«Вся суть в одном-единственном завете…». Центральная мысль стиха — право творца на абсолютную свободу: О том, что знаю лучше всех на свете, |
|
Родина |
М.Ю. Лермон- |
«Родина». Любовь «странная», необъяснимая — «за что, не знаю сам». |
А.А. Блок |
В стихотворении «Осенняя воля» поэт говорит о невозможности жизни без России, ощущает тесную связь с ней: «Приюти ты в долях необъятных», «как жить и плакать без тебя!». Блоку дороги просторы Отчизны, грустная доля народа-землепашца: Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю». В стихотворении «Русь» Родина предстаёт сказочным заколдованным царством. В стихотворении « Россия» предстаёт Родина как «нищая Россия», её «серые избы», «расхлябанные колеи». Выражено чувство неразделённости судьбы поэта и судьбы Родины. «На железной дороге», «На поле Куликовом» — цикл стихотворений, в которых поэт обращается к истории. В стихотворении «Грешить бесстыдно, беспробудно…» возникает образ страшной России. Но это Родина, с которой он чувствует нерасторжимую связь. Например, стихотворение «Коршун»: Да и такой, моя Россия, Ты всех краёв дороже мне. |
|
С. Есенин |
В стихотворении «Русь» поэт почти интимно обращается к родине, как к близкому человеку: «Ой ты, Русь, моя родина кроткая». Но люблю тебя, родина кроткая, А за что, разгадать не могу. В философском ключе осмысливается тема родины в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»: Дайте мне на родине любимой, Всё любя, спокойно умереть!» «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою!» Стихотворения «Край любимый», «Запели тёсаные дроги…» |
|
Ф.И. Тютчев |
«Умом Россию не понять» |
|
Философская лирика |
Ф.И. Тютчев |
Поэт сожалеет о быстротечности жизни. Например, стихотворение «Далёкий друг»:Что жизнь и смерть? А жаль того огня, И в ночь идёт, и плачет, уходя… |
А.А. Фет |
Искусство — вечно. В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» пение женщины рождает в поэте мысли о вечности, о великом значении искусства, способного примирить и объединить людей своей непостижимой красотой: Жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, |
|
М. Цветаева |
В стихотворении «Другие с очами и личиком светлым» она так говорит о смысле своего бытия на земле:Другие всей плотью во плоти блуждают, А я руки настежь! — застыла — столбняк! |
|
М.Ю. Лермон- |
«Парус» — смысл человеческой жизни в исканиях и борьбе. «Три пальмы» — проблема смысла жизни: пальмы не хотят жить «без |
|
Б. Пастернак |
«Снег идёт» — быстротечность жизни |
|
Гражданская лирика |
Н.А. Некрасов |
Тема гражданского служения — быть «обличителем толпы, её страстей и заблуждений» |
А.А. Ахма- |
В 1917 г., когда многие поэты покидают революционную Россию, она отказывается это сделать, понимая невозможность прожить без того, с чем навсегда срослась душа. На предложение покинуть родину она пишет стихотворение «Мне голос был…»: Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. Поистине жалок добровольный изгнанник, так как его жизнь бессмысленна. В годы суровых испытаний не себя спасать надо («Не с теми я, кто бросил землю…»). В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет стихотворения «Клятва», «Мужество», в которых выражается общее для всего народа |
|
чувство: Мы детям клянёмся, клянёмся могилам, |
||
А.С. Пушкин |
«К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» |
|
Сатира |
В.В. Маяков- |
Сатирические гимны — «Гимн обеду», «Гимн учёному», «Гимн критику». Основной объект сатиры — мещанство и бюрократизм. В стихотворении «О дряни» Маяковский клеймит обывательский быт. Мещанское В стихотворении «Прозаседавшиеся» гротескно воссоздаётся картина бесконечных заседаний советских чиновников-бюрократов. Пошлость, мещанство как идеология, которой не должно быть места в новой действительности, сатирически высмеиваются в комедии «Клоп» |
Нравы дворян |
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.В. Гоголь «Мёртвые души». М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…». Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
|
Нравы чиновников |
Н.В. Гоголь «Ревизор» В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» |
|
Народ |
Н.А. Некрасов |
«Я лиру посвятил народу своему…» — элегия. «Тройка» — страшная судьба русской женщины, беззащитной перед жизнью. Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснёшься ль, исполненный сил… |
- Треугольник
- Четырехугольники
- Окружность и круг
- Призма
- Пирамида
- Усеченная пирамида
- Цилиндр
- Конус
- Усеченный конус
- Сфера и шар
1. Формулы сокращённого умножения
Наверх
2. Модуль числа
Определение:
Основные свойства модуля:
Наверх
3. Степень с действительным показателем
Свойства степени с действительным показателем
Пусть Тогда верны следующие соотношения:
Наверх
4. Корень n-ой степени из числа
Корнем n-ой степени из числа a называется число, n-ая степень которого равна a.
Арифметическим корнем четной степени n из неотрицательного числа a называется неотрицательное число, n-ая степень которого равна a.
Основные свойства арифметического корня:
Наверх
5. Логарифмы
Определение логарифма:
Основное логарифмическое тождество:
Основные свойства логарифмов
Пусть
Тогда верны следующие соотношения:
Наверх
6. Арифметическая прогрессия
Формула n-го члена арифметической прогрессии:
Характеристическое свойство арифметической прогрессии:
Сумма n первых членов арифметической прогрессии:
При решении задач, связанных с арифметической прогрессией, могут оказаться полезными также следующие формулы:
Наверх
7. Геометрическая прогрессия
Формула n-го члена геометрической прогрессии:
Характеристическое свойство геометрической прогрессии:
Сумма n первых членов геометрической прогрессии:
При решении задач, связанных с геометрической прогрессией, могут оказаться полезными также следующие формулы:
Наверх
8. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
Наверх
9. Основные формулы тригонометрии
Зависимость между тригонометрическими функциями одного аргумента:
Формулы сложения:
Формулы тригонометрических функций двойного аргумента:
Формулы понижения степени:
Формулы приведения
Все формулы приведения получаются из соответствующих формул сложения. Например:
Применение формул приведения укладывается в следующую схему:
— определяется координатная четверть, в которой лежит аргумент приводимой функции, считая, что ;
— определяется знак приводимой функции;
— определяется название приведенной функции по следующему правилу: если аргумент приводимой функции имеет вид или
, то функция меняется на сходственную функцию, если аргумент приводимой функции имеет вид
, то функция названия не меняет.
Например, получим формулу :
— — IV четверть;
— в IV четверти тангенс отрицательный;
— аргумент приводимой функции имеет вид , следовательно, название функции меняется. Таким образом,
Формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение:
Формулы преобразования произведения тригонометрических функций в сумму:
Наверх
10. Производная и интеграл
Таблица производных некоторых элементарных функций
Правила дифференцирования:
1.
2.
3.
4.
5.
Уравнение касательной к графику функции в его точке
:
Таблица первообразных для некоторых элементарных функций
Правила нахождения первообразных
Пусть ― первообразные для функций
и
соответственно, a, b, k ― постоянные,
Тогда:
— ― первообразная для функции
— ― первообразная для функции
— ― первообразная для функции
— Формула Ньютона-Лейбница:
1. Треугольник
Пусть ― длины сторон BC, AC, AB треугольника ABC соответственно;
― полупериметр треугольника ABC; A, B, C ― величины углов BAC, ABC, ACB треугольника ABC соответственно;
― длины высот AA2, BB2, CC2 треугольника ABC соответственно; R ― радиус окружности, описанной около треугольника ABC; r — радиус окружности, вписанной в треугольник ABC;
― площадь треугольника ABC. Тогда имеют место следующие соотношения:
(теорема синусов);
(теорема косинусов);
Наверх
2. Четырёхугольники
Параллелограмм
Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого попарно параллельны.
Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые.
Ромбом называется параллелограмм, все стороны которого равны.
Квадратом называется прямоугольник, все стороны которого равны. Из определения следует, что квадрат является ромбом, следовательно, он обладает всеми свойствами прямоугольника и ромба.
Трапецией называется четырехугольник, две стороны которого параллельны, а две другие не параллельны.
Площадь четырехугольника
Площадь параллелограмма равна произведению его основания на высоту.
Площадь параллелограмма равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними.
Площадь трапеции равна произведению полусуммы ее оснований на высоту.
Площадь четырехугольника равна половине произведения его диагоналей на синус угла между ними.
Наверх
3. Окружность и круг
Соотношения между элементами окружности и круга
Пусть r — радиус окружности, d — ее диаметр, C — длина окружности, S — площадь круга, — длина дуги в
градусов,
— длина дуги в
радиан,
— площадь сектора, ограниченного дугой в n градусов,
— площадь сектора, ограниченного дугой в
радиан. Тогда имеют место следующие соотношения:
Вписанный угол
Вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.
Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны.
Вписанный угол, опирающийся на полуокружность, — прямой.
Вписанная окружность
Центр окружности, вписанной в многоугольник, есть точка равноудаленная от всех сторон этого многоугольника, ― точка пересечения биссектрис углов этого многоугольника. Таким образом, в многоугольник можно вписать окружность, и притом только одну, тогда и только тогда, когда биссектрисы его углов пересекаются в одной точке.
В четырехугольник можно вписать окружность тогда и только тогда, когда суммы его противоположных сторон равны.
Описанная окружность
Центр окружности, вписанной в многоугольник, есть точка равноудаленная от всех вершин этого многоугольника, ― точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам этого многоугольника. Таким образом, около многоугольника можно описать окружность, и притом только одну, тогда и только тогда, когда серединные перпендикуляры к сторонам этого многоугольника пересекаются в одной точке.
Около четырехугольника можно описать окружность тогда и только тогда, когда суммы его противоположных углов равны
Наверх
4. Призма
Пусть H ― высота призмы, AA1 ― боковое ребро призмы, ― периметр основания призмы,
― площадь основания призмы,
― площадь боковой поверхности призмы,
― площадь полной поверхности призмы, V ― объем призмы,
― периметр перпендикулярного сечения призмы,
― площадь перпендикулярного сечения призмы. Тогда имеют место следующие соотношения:
Свойства параллелепипеда:
— противоположные грани параллелепипеда равны и параллельны;
— диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и делятся этой точкой пополам;
— квадрат диагонали прямоугольного параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений.
Наверх
5. Пирамида
Пусть H ― высота пирамиды, ― периметр основания пирамиды,
― площадь основания пирамиды,
― площадь боковой поверхности пирамиды,
― площадь полной поверхности пирамиды, V ― объем пирамиды. Тогда имеют место следующие соотношения:
;
.
Замечание. Если все двугранные углы при основании пирамиды равны , а высоты всех боковых граней пирамиды, проведенные из вершины пирамиды, равны
, то
Наверх
6. Усечённая пирамида
Пусть H ― высота усеченной пирамиды, и
― периметры оснований усеченной пирамиды,
и
― площади оснований усеченной пирамиды,
― площадь боковой поверхности усеченной пирамиды,
― площадь полной поверхности усеченной пирамиды, V ― объем усеченной пирамиды.
Тогда имеют место следующие соотношения:
Замечание. Если все двугранные углы при основании пирамиды равны , а высоты всех боковых граней пирамиды, проведенные из вершины пирамиды, равны
, то:
Наверх
7. Цилиндр
Пусть h ― высота цилиндра, r ― радиус цилиндра, ― площадь боковой поверхности цилиндра,
― площадь полной поверхности цилиндра, V ― объем цилиндра.
Тогда имеют место следующие соотношения:
Наверх
8. Конус
Пусть h ― высота конуса, r ― радиус основания конуса, l ― образующая конуса, ― площадь боковой поверхности конуса,
― площадь полной поверхности конуса, V ― объем конуса.
Тогда имеют место следующие соотношения:
Наверх
9. Усечённый конус
Пусть h ― высота усеченного конуса, r и ― радиусы основания усеченного конуса, l ― образующая усеченного конуса,
― площадь боковой поверхности усеченного конуса, V ― объем усеченного конуса. Тогда имеют место следующие соотношения:
Наверх
10. Сфера и шар
Пусть R ― радиус шара, D ― его диаметр, S ― площадь ограничивающей шар сферы, ― площадь сферической поверхности шарового сегмента (шарового слоя), высота которого равна h, V ― объем шара,
― объем сегмента, высота которого равна h,
― объем сектора, ограниченного сегментом, высота которого равна h. Тогда имеют место следующие соотношения:
Наверх
Подготовка к ЕГЭ
по литературе
Справочные материалы
Задание 15
2018
Задание 15
Важно помнить, что сочинения задания 15 – это не развернутое сочинение, а последовательный и точный ответ на поставленный вопрос в заданном аспекте.
Ознакомьтесь с критериями.
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Оценка выполнения задания 15, требующего написания развёрнутого ответа в объёме
5–10 предложений.
Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Если по критерию 1 («Соответствие ответа заданию») ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.
Если по критерию 2 («Привлечение текста произведения для аргументации») ставится 0 баллов, то по критерию 3 («Логичность и соблюдение речевых норм») работа не оценивается.
Критерии |
Баллы |
1. Соответствие ответа заданию |
|
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, авторская позиция не искажена |
2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения, |
1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей |
0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации |
|
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., фактические ошибки отсутствуют |
2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, |
1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, |
0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм |
|
Отсутствуют логические, речевые ошибки |
2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок |
1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) |
0 |
Максимальный балл |
6 |
Алгоритм выполнения.
О чем вас спрашивают? Подчеркните главные, ключевые слова вопроса.
Прочитайте предложенное стихотворение, подчеркивая слова, словосочетания, предложения, которые помогут ответить на поставленный вопрос.
Сформулируйте тезис-ответ (или несколько тезисов).
Сформулируйте аргументы, проверьте их убедительность.
Подтвердите свои размышления цитатами.
Сделайте вывод (он должен носить обобщающий характер, соотноситься с вопросом задания).
Перечитайте свои ответы к заданиям №10-14. (Иногда в этих заданиях можно найти необходимые термины, которые помогут построить собственное высказывание).
Перечитайте сочинение, исправьте речевые ошибки.
Необходимо помнить о том, что сочинения по заданию 15 не должно быть большим по объему. В пяти предложения можно достаточно полно изложить свои суждения.
Формулировки к заданию 15 могут быть разнотипными:
1 тип — ответ на проблемный вопрос по анализу текста, понимание текста.
«Какими чувствами проникнуто обращение поэта к России?»
«Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?»
2 тип – ориентирование на авторскую позицию.
«Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» М.Ю. Лермонтова авторское отношение к войне?»
«Как в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?»
«В чем неоднозначность лирической героини с точки зрения автора?»
3 тип – понятия теории литературы.
«Как кольцевая композиция помогает понять стихотворение?»
«Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» к жанру элегии?»
Обратите внимание!
1.Если вопрос начинается со слова КАК,
«Как в стихотворении Есенина сопряжены темы прошлого и настоящего?»
«Как в стихотворении Тютчева «Полдень» выражена мысль поэта об одушевленности природы?»,
то в сочинении необходимо указать не только тему и идею, но и средства выразительности.
Примерная структура сочинения.
Учитывая, что это всё же сочинение с ответом на вопрос по тексту, вступление должно содержать: обобщенный ответ на вопрос, перефразированный вопрос или может отсутствовать вовсе.
Например, «В данном стихотворении обращение поэта к России проникнуто чувством…», то есть вступление — это просто перефразированное предложение из вопросительного в повествовательное. Клише, которыми можно воспользоваться: «В приведенном стихотворении автор обращается к
теме …», «В данном стихотворении содержатся черты …», «Данное стихотворение раскрывает …» и т. д в зависимости от формулировки вопроса.
Желательно привести два тезиса. Каждый из тезисов — это некий «аргумент», который доказывает то, о чем говорится во вступлении. Например, «Автор не дает четкого описания героя… В выводе обобщаем всё вышесказанное, можно взять строчку из вступления. Например,»Таким образом, А.А. Блок передает угнетение рабочих. Автор противопоставляет народу силу, которой он не в силах противостоять и которая повелевает всеми, но не имеет четкого облика».
Например, «Почему стихотворение Жуковского можно назвать философским?»
Ключевое слово в задании «философское», поэтому сразу нужно дать обоснование тезиса. («Море» К. Жуковского можно отнести к философской лирике, потому что автор рассматривает основные проблемы бытия.) Затем необходимо выстроить развернутую систему аргументов, которая будет подтверждать выдвинутый тезис. (Во-первых, это осмысление человеком собственного внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, одновременно они предстают как единое целое. Во-вторых, это стремление к недостижимому идеалу, оно создает романтическое двоемирие в стихотворении. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек мечтает достичь своего абсолюта. В-третьих, вечная проблема борьбы добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю» «враждебную мглу». В результате борьбы побеждают светлые силы и «тучи уходят»).
В каждый аргумент включены точечные цитаты. Это не пересказ, а анализ с пояснением цитат, с общими суждениями. Сочинение должно иметь вывод, который возвращает нас к поставленному вопросу. Это помогает ребенку увидеть, не отклонился ли он от темы сочинения. (Таким образом, данное стихотворение можно отнести к философской лирике).
Формулировки проблемных вопросов.
Очень часто в заданиях 15 встречаются вопросы, связанные с характеристикой литературного героя:
«Какие черты характера героя раскрываются в данном стихотворении?»
«Каким предстает герой в стихотворении?»
«Каков внутренний облик лирического героя?»
В анализе лирического произведения часто встречаются темы:
- связанные с состоянием, чувствами, настроением лирического героя:
«Охарактеризуйте внутреннее состояние лирического героя».
«Какие чувства пробуждает в лирическом герое созерцание морской стихии?»
«Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б. П. Пастернака «Июль?»
«Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?»
- связанные с отношением автора к герою:
«В чем проявляется авторское отношение к лирическому герою?»
«Как в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?»
Словарик для ответа на вопрос о настроении и чувствах лирического героя.
О хорошем настроении |
Беззаботное, благодушное, благостное, бодрое, величавое, веселое, весеннее, возбужденное, воодушевленное, восторженное, жизнерадостное, игривое, изумительное, легкое, мажорное, мирное, оптимистическое, отличное, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, радостное, радужное, светлое, смешливое, спокойное, умиротворенное, хорошее, чистое, чудесное. |
О плохом, грустном, озлобленном настроении |
Безотрадное, безрадостное, вялое, гнетущее, желчное, злобное, злое, меланхолическое, мрачное, невеселое, нехорошее, озабоченное, озлобленное, осеннее, отчаянное, пасмурное, пессимистическое, подавленное, раздражительное, скверное, тоскливое, сумрачное, траурное, удрученное, тягостное, унылое, хмурое, холодное. |
О мечтательном настроении |
Лирическое, мечтательное, поэтическое, романтическое, сентиментальное, тихое, томное, элегическое. |
Авторское отношение
Сочинение — характеристика авторского отношения также нуждается в своих точных формулировках. Здесь тоже можно использовать словарик, этот словарь будет состоять преимущественно из глаголов:
- Сочувствует, жалеет, сопереживает, разделяет боль, сетует.
- Положительно оценивает, идеализирует, восхищается, любуется, с симпатией относится, любит.
- Не согласен, порицает, осуждает, обличает, негодует, не скрывает неприязнь, неодобрительно относится.
Но, к сожалению, и глаголы не в полной мере могут выполнять свою функцию, поэтому в ответе мы можем пользоваться косвенными формулировками. Они используются тогда, когда мы понимаем, каков герой, но трудно сформулировать к нему авторское отношение. Например, клише таких формулировок могут звучать так:
- автор подчеркивает внутреннюю несостоятельность…;
- автор акцентирует внимание на такой черте, как…;
- автор наделяет героя как положительными, так и отрицательными чертами.
- авторское отношение может быть и неоднозначным, тогда можно использовать клише такого типа:
- автор прямо не высказывает своего отношения к героям;
- авторское отношение двойственно, противоречиво;
- авторская позиция неоднозначно, сложна, многомерна;
- мы чувствуем, как меняется авторское отношение.
Наиболее сложные вопросы – это вопросы о функции и роли художественных средств выразительности в произведении. Когда перед учеником стоит такой вопрос, он должен ответить на ряд вопросов: Что делает? Что воплощает? Что передает автор с помощью этого художественного средства? Часто помогают ответить на эти вопросы формулировки заданий №16, потому что задания №15 и 16 взаимосвязаны.
Например, «Каковы функции пейзажной зарисовки, которой открывается стихотворение, рассказывающее о любви?»
Задание №16. «В каких произведениях русских поэтов использование образов природы помогает передать внутренние переживания человека?»
Отвечая на вопрос задания №15, можно опереться на формулировку задания №16, пейзаж помогает передать внутреннее переживание человека. Это будет тезис сочинения, который можно будет истолковать и подтвердить примерами из текста.
Тренировочные задания
«Выхожу один я на дорогу…»
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
М.Ю. Лермонтов
15.Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах,
И стройный мусикийский шорох
Струится в зыбких камышах.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?
И от земли до крайних звезд
Всё безответен и поныне
Глас вопиющего в пустыне,
Души отчаянной протест?
Ф.И. Тютчев
15.Что даёт основание отнести данное стихотворение к ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.
М.Ю. Лермонтов
15. Как сочетается «телесное» и «духовное» в облике героини?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
…..
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеи́л?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..
…
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.
Ф. И. Тютчев
15. Как в данном стихотворении изображён конфликт человека и природы?
Приложение
Примеры сочинения
15.Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»?
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» пронизано яркими красочными образами и радостной интонацией, что создаёт особое настроение произведению.
Лирический герой восторженно восклицает: «Мороз и солнце; день чудесный!» Он счастлив – новый день несёт радость и свет в отличие от вчерашнего – «сквозь тучи мрачные» желтела луна, похожая на «бледное пятно». Мрачное настроение усиливают олицетворения: «вьюга злилась», «луна … желтела», «мгла носилась».
Приём антитезы помогает создать многогранный, а оттого и гармоничный «портрет» мира: мрачный, бледный вечер резко контрастирует с ярким, красочным пейзажем утра, несмотря на то что в таком тепле и уюте было бы «приятно думать у лежанки», герой стремится из дома насладиться красотой русской зимы и с восторгом мечтает, «скользя по утреннему снегу» предаться «бегу нетерпеливого коня». «Зимнее утро» А.С. Пушкина наполнено оптимизмом, любовью к жизни и русской природе.
15.Каким чувством проникнуто обращение поэта к России в стихотворении Блока «Россия»?
Стихотворение «Россия» проникнуто чувством искренней любви к своей стране. Россия Блока – его гордость: «крест свой бережно несу». Несмотря на царившую нищету, несправедливость, герой, в котором мы угадываем «я» самого автора, как истинный патриот любит свою родную землю. Он видит красоту и величие России во всём: в «расписных спицах», в природе: лесах да полях, в прекрасных чертах и даже в «серых избах» и «ветровых песнях», которые напоминают ему первую любовь. Лирический герой верит, что для России еще наступят хорошие времена: «И невозможное возможно». Блок сравнивает Россию с женщиной: она красива «разбойной красой», у неё «прекрасные черты», «плат узорный до бровей». Все использованные поэтом средства выразительности выражают искреннюю, глубокую любовь поэта к Родине.
Каким предстаёт внутренний облик лирической героини в стихотворении А.А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
Стихотворение построено на антитезе: противопоставляется внешний мир и внутреннее «я» лирической героини. Она слышит голос внешнего мира, манящий в другую, благополучную жизнь, он говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль: «Оставь свой край глухой и грешный». Здесь отчётливо звучит мотив искушения. Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины. «Но равнодушно и спокойно / Руками я замкнула слух», — говорит героиня. У неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Ей присуще чувство долга, ответственности за родину.
15.Почему стихотворение «Море» В.А. Жуковского можно назвать философским?
«Море» В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, так как автор затрагивает в нём важные проблемы. Во-первых, это осмысление человеком собственного бытия, внутреннего мира. «Бездна» моря сопоставляется с лирическим «я». Для Жуковского это две равноправные стихии, в то же время предстающие как одно целое. Во-вторых, это вечная проблема стремления к идеалу, раскрывающаяся посредством введения романтического двоемирия в стихотворение. Как море «тянет из земныя неволи» небо, так и человек желает достичь своего абсолюта.
В-третьих, это вечная проблема добра и зла. Поэт противопоставляет «лазурному морю» «враждебную мглу». Но побеждают «светлые силы», и «тучи уходят».
Как видим, данное стихотворение можно отнести к философской лирике.
15. «Времена года» – одна из главных тем лирики Б.А. Ахмадулиной. В каких стихотворениях поэтессы она получает своё развитие?
Тема «времён года» в лирике Б.А. Ахмадулиной имеет широкий диапазон — «Декабрь», «Январь со мной любезен, как весна…», «Зима на юге. Далеко зашло…», «Зимняя замкнутость», «Весной, весной, в её начале…», «Апрель», «В тот месяц май, в тот месяц май…», «Опять сентябрь, как тьму времён назад…», «Осень». Поэтесса «по-пушкински» изображает лето и морозы в своём лирическом «календаре». Через зимние забавы её героиня пытается постичь смысл бытия. Снег окрашен у неё в тона любовного чувства. Эмоциональное переживание усиливает мотив любви-игры, превращения в детей. Приём остранения позволяет увидеть обычные природные явления сквозь призму поэтической фантазии. «Неосторожный беженец зимы», героиня Ахмадулиной принимает «странного гостя», кокетничает с ангиной. В осенние дни она готова «подслушивать сад» и собирать, как А.С. Пушкин, творческий урожай. Весной лирическая героиня обострённо чувствует слитность, родство с маем и дарит нам самоощущение щедрости, «причастность к тайнам дня», «избыток боли и любви».
15. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени?
Входящее в так называемый «волчий цикл» мандельштамовское стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков…» призвано чётко обозначить позицию его автора в историческом контексте жестокого времени. Когда-то, в 1918 году, О. Э. Мандельштам дал метафорическое определение веку – «сумерки свободы», призывая восславить в неканонической оде «глухие годы». Поэт, всю жизнь прислушавшийся к «шуму времени», в 1931 году, незадолго до появления «За гремучую доблесть грядущих веков…», пишет произведение «Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето…», в котором иронично высказывается по поводу своего места в эпохе: «Пора вам знать: я тоже современник. Я человек эпохи Москвошвея… Попробуйте меня от века оторвать, Ручаюсь вам – себе свернёте шею» . «сумерки» 1920-х гг. сменились вскоре тьмой 1930-х
гг., аллегорически выраженной в символе «века-волкодава».Лирический герой О. Э. Мандельштама заявляет, с уверенностью отчуждая себя от течения времени: «Но не волк я по крови своей».
Мы убеждаемся в том, что поэт доверяется судьбе:
Уведи меня в ночь, где течёт Енисей
И сосна до звезды достаёт,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьёт.
В мировоззренческой и человеческой позиции О. Э. Мандельштама проявляются готовность принять венец мученичества и стойкости.
15. Каким настроением окрашено стихотворение Н.А. Заболоцкого «Над морем»?
Стихотворение Н.А. Заболоцкого «Над морем» окрашено настроением торжества. Описывая морской пейзаж, автор сравнивает его с симфоническим оркестром. Мы находимся в пространстве, наполненном невероятными звуками и движениями. Волны бьются о скалы, и вокруг стоит грохот подобный грому пушек, носятся синицы, все танцует и поет. Автор посредством сравнений передает нам эту торжественную атмосферу, которая царит над морем. Использованное автором олицетворение, позволяет нам воспринимать море, как нечто живое, трепещущее. Однако же за всем грохотом в то же время, таится покой «Здесь время не спешит», — говорит нам автор. Кольцевая композиция позволяет нам прочувствовать пространство, в котором происходит действие. Начало перекликается с концом, лирический герой находится у высоких скал, которые дремлют вечным сном и тут лирический герой с этих скал смотрит на бурлящее море. Настроение меняется в течение стихотворения, но в целом сохраняется ощущение торжества и возвышенности.
Примерные формулировки задания 15
Какую роль в размышлениях поэта об отчизне играет прием антитезы?
Какими способами выражается во фрагменте стихотворения «Валерик» М.Ю. Лермонтова авторское отношение к войне?
Какими чувствами проникнуто обращение поэта к России?
Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?
Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М. И. Цветаевой?
В чем некрасовский Гражданин видит высшее предназначение поэта?
Как меняется эмоциональное настроение лирического героя от начала к концу стихотворения?
Что дает основание отнести стихотворение «Тучи» к элегии?
Каким содержанием наполнен у А.А Блока традиционный для поэзии образ весны?
Что составляет внутреннюю противоречивость образа поэта в стихотворении В.В.Маяковского «Нате!»?
Что скрывается за «спокойствием» лирической героини в стихотворении Ахматовой?
Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение С. А. Есенина к философской лирике?
Почему Ф. И Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию?
Что дает основание отнести стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» к жанру элегии?
Как в стихотворении «Сосны» Б.Л.Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?
Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б. П. Пастернака?
Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Как решается тема поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова?
Каким предстает внутренний мир лирического героя стихотворения М. Ю. Лермонтова?
Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. (По И.Бунину) 2893
В чем необычность звучания социальной темы в стихотворении А. А. Блока «Фабрика»?
Каково внутреннее состояние лирического героя А. С. Пушкина?
Какие свойства души героя раскрываются в его монологе, обращенном к звездам?
Как в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» решена тема поколений?
В чем драматизм звучания любовной темы в стихотворении Н.А.Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»?
Как в стихотворении «Сосны» Б.Л.Пастернака отразилась мысль автора о единстве человека и природы?
Тема возвышенной любви в творчестве А. А. Фета.
Теория литературы для подготовки к ЕГЭ (по заданиям)
ЕГЭ по литературе славится своей сложностью. Недаром про него идет дурная слава, а злопыхатели повторяют вопросы вроде «Любил ли Онегин Татьяну», ставя в тупик многих учителей. Да, экзамен нельзя назвать легкопроходимым, но подготовиться к нему все же реально. Для этого нужно знать теорию, обозначенную в кодификаторе. Многомудрый Литрекон подготовил шпаргалку, облегчающую процесс усвоения новых (или хорошо забытых старых) знаний. Приятного просвещения!
Универсальные понятия
Есть база, элементы которой необходимы на каждом этапе. От нее и будем отталкиваться, с нее и начнем:
Термин | Значение |
Фольклор. Жанры фольклора. | Устное народное творчество |
Художественный образ | Явление жизни, творчески воссозданное автором |
Художественное время | Последовательность действия в произведении |
Художественное пространство | Бытовые описания жизни героя, место его обитания |
Содержание | Смысл текста в образной форме. |
Форма | Классификация литературных произведений по каким-либо признакам |
Поэтика | Наука, в сфере изучения которой находятся вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. |
Деталь | выразительная подробность, создающая образ |
Символ | Образ и его толкование |
Подтекст | Скрытый смысл высказывания |
Психологизм | Идейно-нравственные искания героев |
Народность | Описание традиций, быта и нравов этноса |
Историзм | Отражение сути конкретной исторической эпохи в произведении |
Стиль | Общность образной системы и СХВ |
Авторский замысел | Примерная схема будущего произведения |
Художественный вымысел | Плод фантазии автора |
Фантастика | Нарушение границ реальности в худ. произведении |
Жанры лит-ы | роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма |
Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. | Классификация литературных произведений по содержанию |
Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма | Классификация произведений по формальным признакам |
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс. |
Стихотворные размеры | хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест |
Для заданий 1-6
В вопросах фигурируют такие универсальные понятия, как жанры, направления, течения, образы. Но сюда же нужно добавить такие элементы содержания и формы, как…
- Тема — круг предметов изображения, формирующих основу текста.
- Идея — главная мысль текста.
- Авторская позиция — писательская оценка описанных событий.
- Проблематика — совокупность дискуссионных вопросов, поставленных автором.
- Сюжет — события, описанные автором, развивающиеся во времени и пространстве произведения.
- Композиция — структура произведения. Вот классификация.
- Эпиграф — цитата, размещенная в начале произведения и подчеркивающая точку зрения автора.
- Антитеза — противопоставление противоположных явлений.
- Стадии развития действия: экспозиция (формирование контекста произведения), завязка (зарождение конфликта), кульминация, развязка (логическое разрешение конфликта), эпилог (рассказ о дальнейшей судьбе героев).
- Лирическое отступление — внесюжетная вставка, отражающая авторское рассуждение на абстрактную тему. Необходима для уточнения авторской позиции, акцентирования внимания на каком-то аспекте истории и дополнительного информирования читателя о вещах, которые ему незнакомы (например, рассказ о видах и поведении китов в романе «Моби Дик»).
- Конфликт — столкновение мировоззрений и взглядов персонажей. Вот пример.
- Автор-повествователь — тот, кто рассказывает о событиях и героях.
- Образ автора — объединенное воплощение сути произведения, объединяющее всю совокупность речевых структур героев в их соотношении с рассказчиком. Вот пример.
- Персонаж — действующее лицо произведения.
- Интерьер — внутреннее убранство дома, где разворачивается действие или обитает герой. Вот пример.
- Характер — образ личности, изображенный с известной полнотой, глубиной, индивидуальной определённостью. Вот пример.
- Тип — образ, характерный для социальной среды, нации и эпохи. Вот пример.
- Лирический герой — образ, выступающий от первого лица в лирическом произведении и наделенный индивидуальными чертами (возможностью чувствовать и рассуждать). Не путайте с автором! Например, Есенин может писать от первого лица о том, что его лично не касается. Вот пример.
- Система образов — совокупность героев произведения, наделенная особой ролью в раскрытии идеи тематики. Вот пример.
- Портрет — изображение внешности героев с целью раскрытия их характера. Вот пример.
- Пейзаж — описание природы, которое выполняет несколько функций: создает атмосферу; выражает чувства и ощущения героев; порой играет роль символа, подчеркивающего авторскую позицию (например, в пьесе «Гроза»).
- Говорящая фамилия — фамилия персонажа, состоящая из слов, характеризующих его натуру (например, Скотинин в «Недоросле»). Получила наибольшее распространение в классицизме.
- Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме. Вот пример.
- «Вечные темы» (любовь, природа, семья и др.) и «вечные образы» (герой-любовник, наивная и обманутая девушка, прозорливый слуга, жадный делец и др.) в литературе — устойчивые литературные архетипы, характерные для каждой эпохи.
- Пафос — эмоциональная тональность произведения, созданная автором.
- Фабула — факты из произведения в причинно-следственной последовательности.
- Речевая характеристика героя: диалог (разговор героев), монолог (беседа персонажа с самим собой); внутренняя речь (поток сознания, например, как в романе «Анна Каренина», когда Анна едет на станцию).
- Сказ — жанр, в основе которого лежит подражание фольклорному стилю.
Отдельно стоит рассмотреть трагическое и комическое начала в литературе. Часто встречаются такие термины на ЕГЭ по литературе, как…
- Сатира — комическое обличение пороков и негативных явлений действительности. Вот пример.
- Юмор — описание героев в комической призме. Вот пример.
- Ирония — скрытая авторская насмешка, когда явный смысл противоречит подтексту. Луковое иносказание, противоречащее прямому значению. Пример: «Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь. Образованьем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть!» («Евгений Онегин»).
- Сарказм — злая ирония, цель которой — ранить объект насмешки. Например, когда Базаров говорит фразу «Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая», он явно не эпителий имеет в виду. Его цель — задеть дворян, отличающихся излишней чувствительностью.
- Гротеск — образ, основанный на преувеличении, выходящем за рамки реальности. Например, в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина голова одного из градоначальников представляет собой вкуснейший трюфель. Это и есть фантастическое преувеличение глупости героя.
Для заданий 7-11
Эта группа задач посвящена лирике. Поэтому вполне логично, что термины нам понадобятся особые, относящиеся к лирическому роду литературы. Без них найти ответы и написать мини-сочинения невозможно. Так что эта шпаргалка Вам поможет:
- Стихотворение размеры.
- Виды рифм и типы рифмовки
- Подборка средств художественной выразительности
- Системы стихосложения — это способ организации поэтических текстов. Различают тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение
Тоническая система. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Примеры: старинные былины. Есть и более современная ее разновидность — акцентный стих. Это чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога. Его использовал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде».
Силлабическая система основана на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Характерна для классицизма (XVIII в.). Звучит это так: «нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны». Примеры можно найти в репертуаре В.К. Тредиаковского.
Силлабо-тоническая система (именно она встречается в большинстве стихотворений, которые Вы знаете). Ее основой является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
- Строфа — группа стихов, которые объединены по формальному признаку.
- Дольник — стихотворный размер, находящийся между тонической и силлабо-тонической системой стихосложения. Вот пример в стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре».
- Белый стих — тип стихосложения без рифмы, с размером. Примеры можно найти в творчестве А.С. Пушкина: «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость».
- Верлибр — стихотворение, свободное от рифмы, ритма, слогового метра. Например, произведение М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа».
Для задания 12
Для сочинения на ЕГЭ по литературе понадобятся многие из этих терминов. Работу высоко не оценят, если в ней не будет хотя бы парочки литературоведческих слов из научного вокабуляра (в контексте эссе). Но какие именно определения пригодятся — решать Вам. Вы можете написать сочинение о лирике или о прозе, о драме или на творческую тему (под номером пять). Так что Вам лучше заранее определиться, какие темы Вы будете рассматривать в приоритете. Под них и стоит подстраивать теоретическую базу и копать глубже.
Многомудрый Литрекон надеется, что его шпаргалка о теории к ЕГЭ по литературе Вам поможет лучше понять материал и успешно с ним работать. Приятного просвещения!
Метки: 11 классЕГЭ по литературетеория
Читайте также:
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей и 17 заданий.
В первой части работы предполагается выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений.
Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.
Первая часть включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения:
- 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слова, или словосочетания, или последовательности цифр
- 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (8, 9)
Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:
- 5 заданий с кратким ответом (10–14)
- 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений (15, 16)
Художественные тексты, предлагаемые для анализа в первой части, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности.
Художественный вымысел. Фантастика
- Материалы для подготовки
- 02.08.2022
Вымысел и фантастика тесно переплетаются во многих произведениях русской классики. Но между ними есть несомненное различие: вымысел — это неотъемлемая часть любого произведения, а фантастика — вспомогательное средство или же…
Художественное время и пространство
- Материалы для подготовки
- 01.08.2022
Время и пространство в художественном произведении — условные категории, так как они не совсем соотносятся с временем и пространством в реальном мире. Автор может в секунду переключаться от одного временного…
Трагическое и комическое в художественном произведении
- Материалы для подготовки
- 31.07.2022
Из кодификатора ЕГЭ по литературе мы знаем, что изучать трагическое и комическое необходимо. Это правда: нередки задания, предполагающие выбор между сарказмом, иронией или гротеском. И если с сарказмом ученики обычно…
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
- Анализы произведений литературы / Материалы для подготовки
- 08.11.2021
Анализ стихотворения «К Чаадаеву» Анализ стихотворения «К Чаадаеву», как и анализы других стихотворений, необходимо начать с определения даты и периода творчества поэта. Стихотворение «К Чаадаеву» было написано А. С. Пушкиным…
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт» (Пока не требует поэта)
- Анализы произведений литературы / Материалы для подготовки
- 08.11.2021
Анализ стихотворения «Поэт» Анализ стихотворения «Поэт», как и анализы других стихотворений, необходимо начать с определения даты и периода творчества поэта. А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году, спустя…
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»
- Анализы произведений литературы / Материалы для подготовки
- 04.11.2021
Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд…» Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд…», как и анализы других стихотворений, необходимо начать с определения даты и периода творчества поэта. А. С. Пушкин создал…
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Узник» (Сижу за решеткой в темнице сырой)
- Анализы произведений литературы / Материалы для подготовки
- 01.11.2021
Анализ стихотворения «Узник» Любой анализ принято начинать с обозначения даты написания и этапа творчества, анализ стихотворения «Узник» не исключение. Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году. Данное…
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня» (Приветствую тебя, пустынный уголок)
- Анализы произведений литературы / Материалы для подготовки
- 26.10.2021
Анализ стихотворения «Деревня» Стихотворение «Деревня» (Приветствую тебя, пустынный уголок…) было создано А. С. Пушкиным в 1819 году. Этот год принято относить к Петербургскому периоду творчества поэта. В этот период А….