Литература — теория ЕГЭ
-
12.04.2020Сочинение ЕГЭ по литературе: подробный разбор
(17428)
-
23.02.2020Критерии оценивания ЕГЭ по литературе 2020
(10701)
-
23.10.2019Книги для ЕГЭ по литературе
(147207)
-
11.03.2019Критерии оценивания ЕГЭ 2019 по литературе
(10536)
-
10.03.2019Работа с текстом и выбор критериев сопоставления произведений
(4439)
-
20.03.2018Критерии оценивания ЕГЭ 2018 по литературе
(19719)
-
31.01.2018Проверенные тесты ЕГЭ по литературе 2018
(12830)
-
07.01.2018Сборник сочинений для ЕГЭ по литературе
(29266)
-
05.03.2017Теория по литературе на тему «Основные виды тропов»
(12384)
-
05.03.2017Художественное время и пространство в литературе
(8160)
-
05.03.2017Теория по литературным родам
(11315)
-
05.03.2017Часто встречаемые вопросы в первой части ЕГЭ по литературе
(13477)
-
05.03.2017Выполнение задания 17 по литературе
(10524)
-
05.03.2017Аргументы для выполнения заданий с развернутым ответом по литературе
(38360)
-
28.12.2016Рекомендации по подготовке к ЕГЭ по литературе от ФИПИ
(5562)
-
28.12.2016Практикум ЕГЭ по литературе: выполнение задания с развёрнутым ответом
(5574)
-
15.10.2016Мотивы и символы поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
(17017)
-
02.01.2016Список литературы в хронологическом порядке
(44990)
-
16.04.2015Произведения для ЕГЭ по литературе второй половины ХХ века
(22620)
-
14.04.2015Задание 17: Сочинение по литературе ЕГЭ 2015 (примеры с оценками экспертов)
(24971)
-
08.04.2015ЕГЭ по литературе — конспекты для подготовки
(43117)
-
30.09.2014Рекомендации по оценке заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ 2014 по литературе
(5232)
-
13.04.2014Методические рекомендации по оцениванию заданий егэ по литературе с развернутым ответом часть С
(4683)
-
26.03.2014Советы к сочинению ЕГЭ по литературе, задание 17
(18717)
-
23.03.2014Учимся писать минисочинение в задание 17 ЕГЭ по литературе
(21839)
-
19.03.2014Примеры сочинения ЕГЭ по литературе с комментариями экспертов
(50329)
-
19.03.2014Примеры сочинений к заданию 15 ЕГЭ по литературе
(25805)
-
19.03.2014Критерии оценки заданий С1 и С3 ЕГЭ по литературе. Таблица критериев и оценки
(7160)
-
19.03.2014Критерии оценки заданий С2 и С4 ЕГЭ по литературе. Таблица критериев и оценки
(7169)
-
19.03.2014Критерии оценки заданий С5 ЕГЭ по литературе. Таблица критериев и оценки
(7515)
-
28.02.2014Сокращенный список литературы для ЕГЭ по литературе
(12667)
-
28.02.2014Характерные черты в творчестве поэтов для ЕГЭ по литературе
(9356)
-
28.02.2014Сопоставление лирических тем ЕГЭ по литературе
(38929)
-
28.02.2014Методика построчного пересказа лирического произведения для ЕГЭ по литературе
(6694)
-
28.02.2014Как укладываться в необходимый объём 200 слов в ЕГЭ по литературе
(6379)
-
28.02.2014Методические рекомендации по части С егэ по литературе
(6514)
-
29.10.2019План сочинения ЕГЭ по литературе
(170808)
-
29.09.2013Рифма и группы рифм, теория для ЕГЭ по литературе
(18091)
-
29.09.2013Стихосложение или версификация, теория для ЕГЭ по литературе
(14555)
-
29.09.2013Ритм и ритмообразующие элементы, теория для ЕГЭ по литературе
(14360)
-
29.09.2013Твёрдые стихотворные формы в литературе, теория для ЕГЭ по литературе
(12690)
-
29.09.2013Стилистические фигуры в литературе, теория для ЕГЭ по литературе
(8907)
-
29.09.2013Виды строф в лирике, теория для ЕГЭ по литературе
(7814)
-
29.09.2013Тропы и изобразительно-выразительные средства, теория для ЕГЭ по литературе
(16578)
-
29.09.2013Основные жанры лирики в литературе, теория для ЕГЭ по литературе
(153804)
-
29.09.2013Методы, направления и течения литературы, теория для ЕГЭ по литературе
(11012)
-
29.09.2013Виды, роды литературы и жанровая система — эпос, драма, лирика, теория для ЕГЭ по литературе
(15929)
-
29.09.2013Схема анализа стихотворения, теория для ЕГЭ по литературе
(16428)
-
29.09.2013Темы и мотивы в лирике, теория для ЕГЭ по литературе
(10935)
-
29.09.2013Лирический герой, теория для ЕГЭ по литературе
(8459)
-
29.09.2013Вся теория для ЕГЭ по литературе
(32457)
-
22.08.2013Критерии оценивания ЕГЭ по литературе: оценка работы части В и С.
(14738)
-
06.08.2013Примеры заданий С1 ЕГЭ по литературе. Критерии оценивания задания, ответы и результаты
(12167)
-
06.08.2013Примеры заданий С2 ЕГЭ по литературе. Критерии оценивания задания, ответы и результаты.
(9774)
-
06.08.2013Примеры заданий С3 ЕГЭ по литературе. Критерии оценивания задания, ответы и результаты.
(8066)
-
06.08.2013Примеры заданий С4 ЕГЭ по литературе. Критерии оценивания задания, ответы и результаты.
(7690)
-
06.08.2013Примеры заданий С5 ЕГЭ по литературе. Критерии оценивания задания, ответы и результаты.
(8588)
Наверх
Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе нужно знать все произведения из кодификатора, свободно владеть литературными терминами и уметь анализировать прочитанный текст. В последнем тебе поможет работа со справочными материалами. Не торопись бежать в книжный магазин и скупать все пособия для ЕГЭ: многие из них похожи и могут оказаться бесполезными, а потраченные деньги уже не вернёшь. Я составила для тебя подборку из четырех книг, с которыми сама готовилась к экзамену по литературе и получила 100 баллов.
«Русская литература в схемах и таблицах. 9–11 классы», В. А. Крутецкая
Учителя русского и литературы из трёх школ моего города используют эту книгу для подготовки к урокам. Сам справочник содержит в себе информации больше, чем нужно для экзамена, но о его приобретении я не пожалела ни разу. У пособия много плюсов:
— анализ произведений расположен в порядке школьной программы;
— вся информация заключена в таблицы;
— хорошо выделенные заголовки, которые позволяют легко ориентироваться в пособии;
— в начале справочника дана теория литературы в кратком изложении;
— нет лирических отступлений и размышлений составителя (редко встретишь такое в учебниках по литературе);
— хорошо проанализированы прозаические произведения, даны подробные характеристики героев.
Полезна вся информация в справочнике, даже та, которая не понадобится на ЕГЭ. Ведь ненужных знаний для экзамена по литературе не бывает: чем лучше вы проанализируете произведение, тем выше шанс, что ваша работа понравится проверяющему и будет оценена на высший балл.
Минус в этом пособии один: мало анализа по лирическим произведениям. Несмотря на это, я рекомендую изучить его при подготовке к экзамену. Если нет возможности купить книгу — скачайте в интернете, он есть в свободном доступе.
«ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник», Л. А. Скубачевская, Т.В.Надозирная, Н. В. Слаутина
Объёмный справочник с огромным количеством информации. Нужной и не очень. Начну с его минусов:
— много отступлений и повторов мыслей;
— неудобно брать с собой (формат А4 и 7 см в толщину);
— незаметные заголовки и сплошной текст;
— сложные выражения и слова, которые не всегда понятны школьникам.
Несмотря на отступления и композицию пособия, оно поможет вам в подготовке. В справочнике отлично проанализированы стихотворения и прозаические произведения. Из плюсов:
— подробно расписана теория литературы;
— приведены конкретные отрывки из произведений и их анализ;
— сложные обороты и неизвестные слова заставят вас залезть в «Википедию» или словарь, благодаря чему вы пополните словарный запас и ваше сочинение на ЕГЭ будет выглядеть «взросло»;
— хорошее сравнение персонажей как в одном произведении, так и со всеми героями в литературе;
— отступления авторов влияют на ваш стиль написания, учат правильно излагать свои мысли ;
— в справочнике есть примеры КИМов, бланков, а также несколько вариантов для тренировки.
Он будет бесполезен, если вы вдруг вспомните о подготовке за две недели до экзамена. Но в течение года этот справочник выручит как никакой другой. Чем больше вы читаете его (именно читаете, а не зубрите), тем лучше запоминается важная информация, развиваются скорочтение и умение работать с текстом.
«Супермобильный справочник. Литература», Л. А. Скубачевская
Этот мини-справочник — сжатый формат пособия выше. В нём содержится та же информация, что и в «Универсальном справочнике», но работать с ним приятнее. И вот почему:
— размер книги 16 на 10 сантиметров — его удобно брать с собой;
— информация дана без лирических отступлений;
— красивое оформление, выделены заголовки и важные мысли;
— анализы разбиты на пункты, а не идут сплошным текстом;
— краткий, но полезный анализ стихотворений (даже нет ошибок в средствах выразительности!);
— хорошее объяснение теории литературы и схемы для определения размеров лирических произведений;
— QR-коды со ссылкой на статьи в «Википедии» по каждому произведению.
Конкретных минусов у пособия нет, но я не рекомендую брать его как основной источник информации для подготовки. Не зря же название содержит слово «супермобильный». Для написания хорошего сочинения понадобится больше информации, чем дано в этом справочнике. Он поможет при повторении материала за три-четыре недели до экзамена или послужит «напоминалкой» при изучении произведений.
«Литература. Наглядный школьный курс: удобно и понятно», В. А. Титов, Т. Г. Маланка
Самое красивое и удобное пособие из перечисленных. Здесь и минималистичные портреты писателей и поэтов, и яркая обложка, и всевозможные выделения важной информации в анализах произведений. А ещё:
— простая форма изложения;
— никакой лишней информации;
— краткие биографии поэтов и писателей;
— таблицы, рамочки, значки, схемы, помогающие запоминать информацию;
— раздел «Из литературы второй половины XX — начала XXI в.» с разбором популярных произведений;
— анализы стихотворений, включающие не только тему и идею, но и художественные средства.
Последний пункт стоит пометить звёздочкой, так как средства выразительности в стихотворениях не всегда указаны верно. Дело в том, что составители справочников расходятся во мнениях, поэтому в одной книге будет написано, что то или иное средство — метафора, а в другой — олицетворение. В такие моменты стоит изучить статьи в интернете, обратиться за помощью к учителю литературы или не использовать эту информацию на экзамене. Составители ЕГЭ по литературе не включают в КИМ спорные вопросы, поэтому при хорошей подготовке вы получите высокие баллы.
Одна учительница узнав, что я получила 100 баллов по литературе, воскликнула: «Но такого не бывает!» Своим примером я доказываю, что нет ничего невозможного. Помните: всё в ваших руках. Благодаря этим справочникам и любви к предмету, я подготовилась на отлично. Надеюсь, подборка поможет и вам получить 90+ баллов на ЕГЭ.
Теория литературы для подготовки к ЕГЭ (по заданиям)
ЕГЭ по литературе славится своей сложностью. Недаром про него идет дурная слава, а злопыхатели повторяют вопросы вроде «Любил ли Онегин Татьяну», ставя в тупик многих учителей. Да, экзамен нельзя назвать легкопроходимым, но подготовиться к нему все же реально. Для этого нужно знать теорию, обозначенную в кодификаторе. Многомудрый Литрекон подготовил шпаргалку, облегчающую процесс усвоения новых (или хорошо забытых старых) знаний. Приятного просвещения!
Универсальные понятия
Есть база, элементы которой необходимы на каждом этапе. От нее и будем отталкиваться, с нее и начнем:
Термин | Значение |
Фольклор. Жанры фольклора. | Устное народное творчество |
Художественный образ | Явление жизни, творчески воссозданное автором |
Художественное время | Последовательность действия в произведении |
Художественное пространство | Бытовые описания жизни героя, место его обитания |
Содержание | Смысл текста в образной форме. |
Форма | Классификация литературных произведений по каким-либо признакам |
Поэтика | Наука, в сфере изучения которой находятся вопросы специфической структуры литературного произведения, поэтической формы, техники (средств, приемов) поэтического искусства. |
Деталь | выразительная подробность, создающая образ |
Символ | Образ и его толкование |
Подтекст | Скрытый смысл высказывания |
Психологизм | Идейно-нравственные искания героев |
Народность | Описание традиций, быта и нравов этноса |
Историзм | Отражение сути конкретной исторической эпохи в произведении |
Стиль | Общность образной системы и СХВ |
Авторский замысел | Примерная схема будущего произведения |
Художественный вымысел | Плод фантазии автора |
Фантастика | Нарушение границ реальности в худ. произведении |
Жанры лит-ы | роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма |
Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. | Классификация литературных произведений по содержанию |
Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма | Классификация произведений по формальным признакам |
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс. |
Стихотворные размеры | хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест |
Для заданий 1-6
В вопросах фигурируют такие универсальные понятия, как жанры, направления, течения, образы. Но сюда же нужно добавить такие элементы содержания и формы, как…
- Тема — круг предметов изображения, формирующих основу текста.
- Идея — главная мысль текста.
- Авторская позиция — писательская оценка описанных событий.
- Проблематика — совокупность дискуссионных вопросов, поставленных автором.
- Сюжет — события, описанные автором, развивающиеся во времени и пространстве произведения.
- Композиция — структура произведения. Вот классификация.
- Эпиграф — цитата, размещенная в начале произведения и подчеркивающая точку зрения автора.
- Антитеза — противопоставление противоположных явлений.
- Стадии развития действия: экспозиция (формирование контекста произведения), завязка (зарождение конфликта), кульминация, развязка (логическое разрешение конфликта), эпилог (рассказ о дальнейшей судьбе героев).
- Лирическое отступление — внесюжетная вставка, отражающая авторское рассуждение на абстрактную тему. Необходима для уточнения авторской позиции, акцентирования внимания на каком-то аспекте истории и дополнительного информирования читателя о вещах, которые ему незнакомы (например, рассказ о видах и поведении китов в романе «Моби Дик»).
- Конфликт — столкновение мировоззрений и взглядов персонажей. Вот пример.
- Автор-повествователь — тот, кто рассказывает о событиях и героях.
- Образ автора — объединенное воплощение сути произведения, объединяющее всю совокупность речевых структур героев в их соотношении с рассказчиком. Вот пример.
- Персонаж — действующее лицо произведения.
- Интерьер — внутреннее убранство дома, где разворачивается действие или обитает герой. Вот пример.
- Характер — образ личности, изображенный с известной полнотой, глубиной, индивидуальной определённостью. Вот пример.
- Тип — образ, характерный для социальной среды, нации и эпохи. Вот пример.
- Лирический герой — образ, выступающий от первого лица в лирическом произведении и наделенный индивидуальными чертами (возможностью чувствовать и рассуждать). Не путайте с автором! Например, Есенин может писать от первого лица о том, что его лично не касается. Вот пример.
- Система образов — совокупность героев произведения, наделенная особой ролью в раскрытии идеи тематики. Вот пример.
- Портрет — изображение внешности героев с целью раскрытия их характера. Вот пример.
- Пейзаж — описание природы, которое выполняет несколько функций: создает атмосферу; выражает чувства и ощущения героев; порой играет роль символа, подчеркивающего авторскую позицию (например, в пьесе «Гроза»).
- Говорящая фамилия — фамилия персонажа, состоящая из слов, характеризующих его натуру (например, Скотинин в «Недоросле»). Получила наибольшее распространение в классицизме.
- Ремарка — пояснение автора, позволяющее дать характеристику персонажу на сцене — в движении, мимике, костюме. Вот пример.
- «Вечные темы» (любовь, природа, семья и др.) и «вечные образы» (герой-любовник, наивная и обманутая девушка, прозорливый слуга, жадный делец и др.) в литературе — устойчивые литературные архетипы, характерные для каждой эпохи.
- Пафос — эмоциональная тональность произведения, созданная автором.
- Фабула — факты из произведения в причинно-следственной последовательности.
- Речевая характеристика героя: диалог (разговор героев), монолог (беседа персонажа с самим собой); внутренняя речь (поток сознания, например, как в романе «Анна Каренина», когда Анна едет на станцию).
- Сказ — жанр, в основе которого лежит подражание фольклорному стилю.
Отдельно стоит рассмотреть трагическое и комическое начала в литературе. Часто встречаются такие термины на ЕГЭ по литературе, как…
- Сатира — комическое обличение пороков и негативных явлений действительности. Вот пример.
- Юмор — описание героев в комической призме. Вот пример.
- Ирония — скрытая авторская насмешка, когда явный смысл противоречит подтексту. Луковое иносказание, противоречащее прямому значению. Пример: «Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь. Образованьем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть!» («Евгений Онегин»).
- Сарказм — злая ирония, цель которой — ранить объект насмешки. Например, когда Базаров говорит фразу «Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая», он явно не эпителий имеет в виду. Его цель — задеть дворян, отличающихся излишней чувствительностью.
- Гротеск — образ, основанный на преувеличении, выходящем за рамки реальности. Например, в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина голова одного из градоначальников представляет собой вкуснейший трюфель. Это и есть фантастическое преувеличение глупости героя.
Для заданий 7-11
Эта группа задач посвящена лирике. Поэтому вполне логично, что термины нам понадобятся особые, относящиеся к лирическому роду литературы. Без них найти ответы и написать мини-сочинения невозможно. Так что эта шпаргалка Вам поможет:
- Стихотворение размеры.
- Виды рифм и типы рифмовки
- Подборка средств художественной выразительности
- Системы стихосложения — это способ организации поэтических текстов. Различают тоническое стихосложение, силлабическое стихосложение и силлабо-тоническое стихосложение
Тоническая система. В основе него лежит упорядоченное появление ударных слогов при произвольном количестве безударных. Ударения (или акценты) создают ритм, который и является приоритетным в данном типе стихосложения. Примеры: старинные былины. Есть и более современная ее разновидность — акцентный стих. Это чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога. Его использовал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и работнике его Балде».
Силлабическая система основана на примерно одинаковом числе слогов, ударные слоги в строке располагаются свободно. Характерна для классицизма (XVIII в.). Звучит это так: «нач-нУ-на-флЕй-те-сти-хИ-пе-чАль-ны зря-нА-рос-сИ-ю-чрез-стрА-ны-дАль-ны». Примеры можно найти в репертуаре В.К. Тредиаковского.
Силлабо-тоническая система (именно она встречается в большинстве стихотворений, которые Вы знаете). Ее основой является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов, при этом количество слогов в строке предпочтительно равное. Этот симбиоз двух систем – тона и слога – и создал стихотворные размеры.
- Строфа — группа стихов, которые объединены по формальному признаку.
- Дольник — стихотворный размер, находящийся между тонической и силлабо-тонической системой стихосложения. Вот пример в стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре».
- Белый стих — тип стихосложения без рифмы, с размером. Примеры можно найти в творчестве А.С. Пушкина: «Моцарт и Сальери» и «Каменный гость».
- Верлибр — стихотворение, свободное от рифмы, ритма, слогового метра. Например, произведение М.Ю. Лермонтова «Синие горы Кавказа».
Для задания 12
Для сочинения на ЕГЭ по литературе понадобятся многие из этих терминов. Работу высоко не оценят, если в ней не будет хотя бы парочки литературоведческих слов из научного вокабуляра (в контексте эссе). Но какие именно определения пригодятся — решать Вам. Вы можете написать сочинение о лирике или о прозе, о драме или на творческую тему (под номером пять). Так что Вам лучше заранее определиться, какие темы Вы будете рассматривать в приоритете. Под них и стоит подстраивать теоретическую базу и копать глубже.
Многомудрый Литрекон надеется, что его шпаргалка о теории к ЕГЭ по литературе Вам поможет лучше понять материал и успешно с ним работать. Приятного просвещения!
Метки: 11 классЕГЭ по литературетеория
Читайте также:
ЕГЭ по отечественной литературе – предмет не обязательный и сдается учениками по собственному выбору. Как правило, если того требует планируемое поступление в учебные заведения гуманитарного профиля.
Строение билетов
В 2023-м на экзамен из 12 заданий отведут 235 мин. Частично они подразумевают краткие ответы в форме слов, цифр или словосочетаний. Остальные задания предусматривают более развернутые комментарии. Последней стоит задача подготовки сочинения, опирающегося на авторскую позицию с дополнительной аргументацией, грамотно и доходчиво выстроенной.
О теории
Успешные результаты практических задач по литературе предусматривают знание перечня обязательных произведений, основной терминологии и теоретических определений. При подготовке нужно учитывать такие блоки информации:
- род, вид, жанр;
- литературные течения и направления;
- лирическая тематика;
- композиционные подходы;
- конфликт в структуре произведения;
- образы и их системы;
- место писателя в произведениях;
- сатирические и юмористические категории;
- художественные, пространственно-временные детали;
- текстовый эпизод, литературный пейзаж;
Готовясь к экзаменационному испытанию, проработайте теорию стихотворного сложения. Освежите в памяти понятия строфы, мужских и женских рифм.
Анализ произведений потребует знания приемов создания и раскрытия литературных образов. Отдельные акценты ставятся на характеры героев.
В экзаменационной работе встречаются задания о тропах и их функциях. Помимо этой темы, приготовьтесь продемонстрировать знания о средствах выразительности, фонетике и синтаксисе в поэзии.
Как распределяются баллы
Задания | Баллы |
1-4-е, 7-9-е | 1 |
5 и 10 | 6 |
6 и 11 | 8 |
12 | 18 |
Для прохода на вступительный конкурс потребуется набрать минимум в 32 балла. Максимальный первичный балл — 53, что эквивалентно сотне тестовых.
Что нужно иметь в виду
Успешная сдача ЕГЭ по родной литературе невозможна без знания теории предмета. Причем ошибки допускаются даже отлично подготовленными школьниками. И причины тому – растерянность, волнение и недостаточная внимательность. Не выпускайте из виду ни единой детали в заданиях, ведь это является залогом высокого результата.
Удачных испытаний!
План анализа стихотворения
Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: Рифма: Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: —эпитет — художественное определение; —сравнение; —аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; —ирония — скрытая насмешка; —гипербола — художественное преувеличение; —литота — художественное преуменьшение; —олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; —метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; —паралеллизм. Стилистические фигуры: —повторы/рефрен; —риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; —противопоставление; —градация — например: светлый — бледный — едва заметный; —инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; —умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: —аллитерация — повторение одинаковых согласных; —ассонанс — повторение гласных; —анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; —эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. 4.Образ лирического героя, авторское «Я». 5.Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 6.Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. |
План анализа прозы 1.История создания. 2.Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
3.Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать): —экспозиция — условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта; —завязка — начало или проявление и обострение конфликта; —развитие действия; —кульминация; —развязка; —эпилог. 4Композиция: —последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей; —способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление; —способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, «поток сознания»; —точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей; —придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости. 5.Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей. 6.Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают: —выбор темы и ее раскрытие; —разработку любимых жанровых форм; —язык; —использование художественных средств (смотрите «План анализа стихотворения» пункты 3 b, c, d, e). 7.Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», Ф. Кафка «Превращение»), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям — Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, «театр абсурда», «школа потока сознания» (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие). —рассказ — малая эпическая форма: в центре — 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц); —новелла — малая эпическая форма: в центре — 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды: а) новелла событий — О’Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер; б) новелла «настроения» с психологическим сюжетом — А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ; —повесть — средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев; —роман — большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман — наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют: А) социально-бытовой — человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия; Б) морально-психологический — столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего; В)исторический — о событиях прошлого; Г)философский — раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира; Д)роман-миф — создание символической модели существования человека и человечества («Сто лет одиночества» Маркеса); Е)роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча («Чума» А. Камю), роман-хроника одной семьи («Семейство Тибо» Р.М. дю Гар), роман-анекдот («Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войнович) и т.д. —эпопея — большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жанры стихотворений
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синквейн -Пятистишие, каждая строка имеет своё значение, но все они объединены темой, которая заявлена в первой строке.
Эгоизм Самоуверенный, равнодушный; Скучает, служит, не любит; Смирился со всем окружающим миром; Эгоист. Антонимы в названиях литературных произведений
|
Виды рифм РИФМА — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы: Мой дядя самых честных пр|авил, В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы:Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС); Также существует разделение: Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек) Приятно, катану сжимая, В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: «навстречу – сеча», или «книга – Кинга» у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Системы стихосложения Тоническое стихосложениеПростейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами).
|
АБЗАЦ — отрывок текста от одной красной строки до другой. Конец формы |
Псевдонимы
Аксаков С.Т. |
Сер-й Ак-въ 200-1 Подражаев Рдр (редактор) Любитель русского театра(Л.Р.Т.) П.Щ., А-въ, Ак-въ,…овъ, С.А., С.А-въ |
Андреев Л.Н. |
Пацковский Джеймс Линч Гораций Ч. Брюква |
Бабель И.Э. |
Лютов Кирилл Васильевич |
Белинский В.Г. |
В.Б-й, Б., В.Б., Б-ъ, В.Б-ий, -нский, …ъ, …й, -он –инский, Петр Бульдогов, Геннадий Симоновский |
Бугаев Борис Николаевич |
Белый Андрей |
Булгаков Михаил Афанасьевич |
Эмма Б. |
Бунин И.А. |
Чубаров |
Брюсов В.Я. |
Аврелий, Бакулин, Нелли, Ира Ялтинская, Мария Райская |
Вересаев В.В. |
Смидович |
Виленкин Н.М. |
Н.Минский |
Вогау Б. |
Борис Пильняк |
Вольнов Иван Егорович |
Иван Вольный |
Воровский Вацлав Вацлавович |
Важный,В.В.,П.Орловский,Кентавр,Мухомор, Ю.Адамович, Оптимист, Профан, Тарантул, Фавн, Фантазер, Черномор |
Герцен А.И. |
Искандер, Ал.Гер…, А.Г., И **, И.р., И.Огурчиков, И.Нионский |
Гиляровский В.А. |
Дядя Гиляй |
Гинзбург А. |
Александр Галич |
Гиппиус З.Н. |
Антон Крайний, Антон Кирша, Лев Пущин |
Гликберг А. |
Саша Черный |
Гоголь Н.В. |
В.Алов, ОООО (Гоголь-Яновский), П.Глечик (полковник Глечик), Рудий Панько, Г.Янов, ***, N.N. |
Горенко А.А. |
Ахматова |
Гриневский А.С. |
Грин Александр, А.С.Г., А.А.М., А.Степанов, Эльза Моравская, Виктория Клемм, Один |
Даль В.И. |
Казак Луганский |
Данилевский Григорий Петрович |
А.Скавронский |
Добролюбов Н. |
Анастасий Белинский, Лайбов, Николай Александрович, Н.-бов, Волгин, Н.Турчинов, Андрей Критский, Свиристелев, Кондратий Шелухин, Яков Хам, Конрад Лилиеншвагер, Станислав де Канард, Аполлон Капелькин |
Достоевский Ф.М. |
Ф.Д., N.N., Н.Н., Д., Зубоскалов, М.-ий, Летописец, Друг Козьмы Пруткова, Пружинин |
Екатерина II |
Патрикей Правдомыслов, Петр Угадаев, Любомудров из Ярославля, Разнощик Рыжий Фролка |
Есенин С.А. |
Аристон |
Жуковский Василий Андреевич |
Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышащий экс-президент старого огорода. Кавалер трех печенок и командор Галиматьи. |
Кириенко-Волошин М.А. |
Максимилиан Волошин |
Климентов А.П. |
Андрей Платонов |
Корнейчуков Николай |
Корней Иванович Чуковский |
Куприн А.И |
А.К-ринъ, Киевлянин, А.К., А.И.К., К-ъ, К., Алеко, Заратустра |
Кручёных Алексей Елисеевич |
Александр Крученых |
Иван Андреевич Крылов |
НАВИ ВОЛЫРК |
Лесков Н.С. |
М.Стебницкий, Лесков-Стебницкий, М.П.(Меркул Праотцев), Псаломщик, Свящ. П.Касторский, См.Е.Н.(Смиренный ересиарх Николай), Доктор Фрейшиц |
Лешенков С.А. |
Клычков Сергей Александрович |
Лотарев И.В. |
Игорь Северянин |
Лохвицкая Н.А. |
Теффи |
Луначарский Анатолий Васильевич |
А.,А-н, А.Анютин, А.Воинов,А.Д.Т.,А.Д.Тур, А.Л., А-й,Александр Барсов, А.Лун-й,Ан.Анютин, Анат.АнютинАнтон, Антон Левый, Антон Новый, Антонов, А.Т., Воинов, В., Г.Антонов, Л-ский |
Михайловский Н.Г. |
Гарин Николай |
Набоков В. |
Сирин |
Некрасов Н.А. |
Иван Бородавский, Наум Перепельский, Феклист Боб, Чурмень, Ник-Нек, Литературной биржи маклер Назар Вымочкин, Петербургский житель Ф.А.Белопяткин, Савва Намордников, Граф де Гаранский; Русский барин, долго живший за границей, Н.А.Н., Н.Н., Феоклист Онуфрич Боб , Феклист Бородавкин |
.Панаева Авдотья |
Н.Станицкий |
Катаев Евгений Петрович |
Евгений Петров |
Петров Степан |
Грааль Арельский |
Пешков А.М. |
Максим Горький, Паскарелло, Иегудиил Хламида, Некто, Некто Х., Н.Х., Дон Кихот, Гек, Самокритик Словотеков, Метранпаж Горячкин, Аристид Балык, Инвалид муз, Осип Тиховоев, Unicus, Pacatus |
Плещеев Алексей Николаевич |
Александр Плещепупович Чернобрысов, действительный мамелюк и богдыхан, капельмейстер коровьей оспы, привилегированный гальванист собачьей комедии, издатель топографического описания париков и нежный компонист различных музыкальных чревобесий, в том числе и приложенного здесь нотного забывания( Под критическим примечаниями к шуточной балладе Жуковского «Греческая баллада») |
Попов Александр Серафимович |
Серафимович |
Придворов Ефим Алексеевич |
Демьян Бедный |
Пушкин А.С. |
Александр Н.к.Ш.П., Феофилакт Косичкин, Иван Петрович Белкин, Сверчок |
Рабинович Ш |
Шолом- Алейхем |
Салтыков М.Е. |
Салтыков-Щедрин, С-въ, С., М.С., М.Непанов, Н.Щедрин, М.М., Т-н-ъ(Тверянин), Посторонний сатирик К.Гурин, Н.Г., Мих. Змиев-Младенцев, Стыдливый библиограф, Посторонний наблюдатель, Молодой человек ;Бывший председатель казенной палаты, разных орденов кавалер, а ныне помещик Мастодонтов, Dixi, Nemo |
Соловьев Вл. |
Вольдемар Люсциниус |
Тетерников Ф. |
Федор Сологуб |
Толстая Т.Л. |
П.Полилов |
Толстой А.Н. |
Мирза Тургень |
Тургенев И.С. |
—въ, Т.Л., Т.-Л., Т., -е-, И.Т., И.С.Т.,отставной учитель Российской словесности Платон Недобобов |
Файнзильберг Илья |
Илья Ильф |
Фонвизин Денис Иванович |
Фалалей |
Фофанов К. |
Олимпов, граф Амори |
Хвощинская Н. |
В.Крестовский |
Ходасевич Владислав Фелицианович |
Елена Арбанская |
Чернышевский Н.Г. |
Волков, Панкратьев, Н.Ч., купеч. сын Бадейкин, Эфиоп, Н.П-ъ, Дензиль Элиот, Андреев, Старый трансформист |
Чехов А.П. |
А.П., А.Ч., Ан.Ч., Антоша, Антоша Ч., Антоша Ч***, Антоша Чехонте, Анче, Б-в Г., Балдастов, Борисов Н.Н., Брат моего брата, ***въ, врач без пациентов, вспыльчивый человек, Гайка №5 34, Гайка №6, Грач,Заведующий календарем «Будильника»Антоша Чехонте, Кисляев, Ковров М., Крапива, Лаэрт, Некто,Павлов А., Панько, Полковник Кочкарев Прозаический поэт, Рувер, Рувер и Ревур, Тарантулов Акакий, Улисс, Человек без селезенки, Чехонте, Шампанский, Z,А.П.Ч-в, Ц., Ч., Ч.Б.С., Ч.безС., Ч-е Ан., Чел. б. селез., Ч-те А-н, Ч-х-в А. |
Чурилова Лидия |
Чарская |
Шеншин А.А. |
Фет А.А. |
Ювачев Д. |
Даниил Хармс |
Алексей Толстой, Алексей и Владимир Жемчужниковы |
Козьма Прутков |
Литературные направления
Название |
Когда и где сформировалось |
Манифест |
Основные жанры |
Герой |
Основные признаки |
Русские представители |
Зарубежные представители |
Классицизм (от лат. Classicus – образцовый) |
17 век, Франция.В России 30-60 годы 18 века) |
Н.Буало трактат «Поэтическое искусство» 1674 |
Высокие-трагедия,ода, эпическая поэма Средние- элегия, идиллия, послание Низкие-сатира, комедия, басня |
Подчиняет себя служению высоким идеалам (характеры – маски) |
1.Основная задача – утверждение централизованной власти (абсолютной монархии) 2.Осн. конфликт – между долгом и чувством, разумом и сердцем. 3.Подражание «образцам» античности 4. Нормативность: строгая жанровая система, «теория трех речений» (Ломоносов), «теория трех единств» — времени, места и действия. |
А.Д.Кантемир В.К.Тредиаков-ский М.В.Ломоносов А.П.Сумароков Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин |
Корнель Мольер (драма-турги) |
Сентиментализм (от фр. чувствительный) |
Середина 18 века – Европа 90-е годы 18 века в России |
Лоренс Стерн «Сентименталь- ное путешествие по Франции и Италии», Руссо «Эмиль или О воспитании», Гете «Страдания молодого Вертера» |
Лирика- элегия, послание, наставление. Проза – повесть, роман, путевые заметки, наставления |
Человек, замечательный не подвигами и служением идеалам, а своими душ. качествами, богатой внутренней жизнью. |
1.Особое значение придается «жизни сердца» 2.Внимание к пейзажу. 3.Проблема возрождение человеческой натуры, на которую пагубно влияет цивилизация. 4.Ценность человека не измеряется его общ. ста-тусом, основным героем является человек третьего сословья. |
М.М.Херасков М.Н.Муравьев Н.М.Карамзин |
Л.Стерн Ж.-Ж. Руссо И.-В. Гете |
Романтизм (от фр. – песня о чувствах) |
Первая треть 19 века |
Новалис – теоретические труды, поэзия Байрона |
Лирика- поэма, элегия, стансы, баллада, послание, песня. Проза- ист. роман |
Человек с богатым внутренним миром,, печальный, ищущий, благородной привлекатель-ной внешности, одинокий, судьба его зачастую трагична. |
1.Исследование противоречий человеческой души 2.Двоемирие 3.Тяга к мистике, экзотике 4.Обращение к национальной истории и фольклору. 5.Незаурядная личность в особых обстоятельствах |
В.И Жуковский К.Ф.Рылеев А.С.Пушкин М.Лермонтов |
Байрон В.Скотт Гофман Ф.Купер В.Гюго |
Реализм (от лат. realis – вещественный) |
19 век |
Проза – роман, роман-эпопея, повесть, рассказ Поэзия – эпическая поэма |
Типичный представитель определенного сословья, социальной группы, носитель идеи, но наделенный яркой индивидуальностью, характером. |
1.Реалистическое воссоздание действительности в конкретных чувственных образах. 2.Поиски жизненных закономерностей, попытка объяснения происходящего. 3.Типизация характеров и явлений. 4.Внимание к социально-бытовому фону, правдивость детали. 5.Историзм. 6. Типичный герой в типичных обстоятельствах, показан в развитии. |
А.С.Пушкин Н.В.Гоголь Л.Н.Толстой Ф.Достоевский и др. |
Бальзак Драйзер Лондон и др. |
Виды рифм
1. По расположению ударения.
Мужская рифма
подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Женская рифма
как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
- Дактилическая рифма
отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
- Наконец, самая сложная – это
гипердактилическая рифма
. Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):
Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
Знание теоретической составляющей ЕГЭ очень важно. Чтобы понимать вопросы составителей экзамена и правильно на них отвечать, необходимо изучить все темы, обозначенные в кодификаторе ЕГЭ по литературе. Тестовая часть экзамена включает в свою структуру чуть ли не все нижеперечисленные пункты: от вопросов по литературным направлениям до определения стихотворных размеров. Однако не стоит думать, что данный материал пригодится только для тестовой части! Это вовсе не так — представленные темы необходимы и для самостоятельного анализа художественных произведений, и для свободного использования теоретического материала в сочинениях. Не забывайте, что владение теорией оценивается проверяющими в 12 задании (12.1 — 12.5) 3 баллами.
Наш сайт предоставит вам всю необходимую информацию по экзамену. Ваша часть работы — писать сочинения, решать тесты, читать произведения и запоминать теорию!
Здесь собрана вся теория из кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год. Сам кодификатор 2022 года можно скачать чуть ниже:
Блок, обозначенный выше, предназначен по большей части для ознакомления с историей художественного произведения. Данный раздел необходим для изучения как минимум в обзорном формате.
- Художественная литература как искусство слова;
- Фольклор;
- Жанры фольклора;
- Художественный образ;
- Художественные время и пространство;
- Авторский замысел и его воплощение;
- Художественный вымысел. Фантастика.
Неотъемлемые пункты для сдачи ЕГЭ по литературе. Помогут вам не только познать многие аспекты литературного процесса, но и определить род и жанр произведений самостоятельно.
- Историко-литературный процесс;
- Литературные направления;
- Литературные течения;
- Символизм;
- Акмеизм;
- Имажинизм;
- Футуризм;
- Литературные объединения;
- Литературные роды;
- Жанры литературы.
Этот небольшой блок ознакомит вас преимущественно со структурой эпического произведения и продемонстрирует различные возможности композиции. В формате ЕГЭ данный материал изучать обязательно.
- Авторская позиция;
- Тема, идея, проблематика;
- Сюжет, фабула;
- Композиция, эпиграф;
- Стадии развития действия;
- Лирическое отступление.
Куда же без конфликта? Залог успешной сдачи ЕГЭ по литературе кроется не только в заучивании, но и в обозначении ключевых моментов художественного произведения, из которых конфликт, тема — центральные.
- Конфликт;
- Автор-повествователь, образ автора, лирический герой;
- Персонаж, характер, тип;
- Система образов, «вечные темы»,«вечные образы»
Этот блок расскажет сдающим ЕГЭ по литературе об отличительных особенностях персонажей эпических/лирических/драматических произведений. Будьте готовы к различию фабулы от сюжета!
- Пейзаж;
- Интерьер;
- Портрет;
- Речевая характеристика героя;
- Говорящая фамилия;
- Монолог, диалог;
- Ремарка;
- Пафос;
Любой ученик на каком-то этапе подготовки скажет: «Ну сколько еще этих авторских приемов?». Терпение, уважаемые!
Данный блок посвящен основным приемам художественного текста.
- Деталь;
- Символ;
- Психологизм, подтекст
- Историзм, народность;
- Трагическое и комическое.
Назвать этот раздел важным — никак не назвать. Читайте, изучайте примеры, будьте внимательны в определении тропов, фигур речи и проходите тесты по 9 заданию (Из приведенного ниже перечня…)
- Язык художественного произведения;
- Стилистические фигуры речи:
- Инверсия;
- Анафора;
- Эпифора;
- Антитеза;
- Градация;
- Оксюморон;
- Риторический вопрос, восклицание, обращение;
- Параллелизм;
- Парцелляция;
- Изобразительно-выразительные средства (тропы):
- Повтор;
- Гипербола;
- Перифраз;
- Литота;
- Метафора;
- Метонимия;
- Синекдоха;
- Эпитет;
- Сравнение;
- Олицетворение;
- Аллегория;
- Стилистические фигуры речи:
- Звукопись;
- Стиль.
«Как определить стихотворный размер? Какая рифма женская, а какая мужская?» — Данный раздел исчерпывающе ответит вам на эти вопросы. Помимо этого, он познакомит незнающих с системами стихосложения — издавна сложившимися и развивающимися.
- Проза и поэзия;
- Системы стихосложения;
- Стихотворные размеры (см. Как определить размер стихотворения?);
- Ритм. Рифма;
- Строфа;
- Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр.
Блок, достойный отдельного освещения. Любой абитуриент должен не только иметь свою точку зрения на отображаемый автором конфликт, но и умело использовать в своих сочинениях мнения литературных критиков. Помните, что любой изученный дополнительный материал развивает вашу речь и прибавляет знаний. Всегда есть к чему стремиться, не забывайте об этом.
- Литературная критика.
Надеюсь, нам удалось систематизировать ваши знания и подтолкнуть на обучение. Желаем удачи!