Егэ по литературе 2023 решать

Подборка вариантов ЕГЭ 2023 по литературе для 11 класса из различных источников с ответами.

Составлены в соответствии с демоверсией 2023 года.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по литературе

→ тренировочные варианты ЕГЭ по литературе с ответами 2022 года

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 12 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–11). Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения.

Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады. Задания 7–9 требуют краткого ответа.

Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 250–350 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Сочинение оценивается по критериям грамотности. Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Смотрите также:

Экзамен по литературе относится к профильным. Сдают предмет, школьники выбравшие его самостоятельно. Тесты ЕГЭ проверяют уровень владения теоретическими понятиями, знание истории отечественной литературы.

Большую часть экзаменационного материала составляет программа с 9-го по 11-й класс. Но в некоторых заданиях могут встречаться произведения, изучаемые ранее. Например, повесть «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.

Структура

Тесты ЕГЭ по литературе разделены на два блока.

Часть I (делится на 2 комплекса) Часть II
Комплекс №1.
Задания 1-9 на анализ эпических, лироэпических, драматических произведений.
Тесты с 1-го по 7-й требует краткого ответа.
На задания 8 и 9 нужно ответить подробно.
В этот блок входит 17 задание. Выпускнику будут предоставлены 4 темы сочинения, из которых можно выбрать любую.
Комплекс №2
Задания 10-16 на анализ лирического произведения.
На вопросы с 10-го по 14-й следует отвечать коротко.
На вопросы с 15-го по 16-й необходим развернутый ответ.

Изменения в тестах ЕГЭ по литературе в 2023 году

Серьезных корректив в вопросы внесено не было. Но критерии для оценивания подробных ответов стали более точными. Изменились следующие задания:

  • 8 и 15 – формулировка первого критерия с описанием требований к ответу на 2 балла, а также правила подсчета фактических ошибок во втором критерии;
  • 9 и 16 – в первом и втором критерии предусмотрены вероятные варианты недостатков в ответе (по внешним признакам отделено содержательное сопоставление от формального);
  • 17 – в четвертый критерий прибавлен подсчёт логических ошибок.

Как готовиться?

Для качественной подготовки распечатайте кодификатор и отметьте в нем прочитанные произведения. Попробуйте написать по ним небольшие сочинения, чтобы понять помните ли вы сюжетные линии, идеи, сможете ли свободно о них порассуждать.

После этого разделите оставшийся материал на драматургию, прозу и лирику. Чередуйте чтение из разных списков. Начинайте чтение с рассказов, а затем переходите к более объемным произведениям.

У каждого автора стихотворения делятся на гражданские, философские, пейзажные и любовные. К каждой группе можно составить опорный конспект, в котором следует перечислить используемые образы и мотивы.

Начинайте тренироваться как можно раньше и решайте тесты ЕГЭ по литературе.

Желаем удачи на экзамене!

подготовка к егэ и оге

Единый государственный экзамен по литературе 2023 года пройдет в следующие даты:

  • 20 марта (понедельник) — досрочный период
  • 14 апреля (пятница) — резервный день досрочного периода
  • 26 мая (пятница) — основной период
  • 23 июня (пятница) — резервный день

Ознакомьтесь с утвержденными демоверсиями ЕГЭ по литературе 2023.

Как перевести первичные баллы ЕГЭ по литературе в тестовые, смотрите по ссылке.

Пробные варианты ЕГЭ по литературе с ответами и решениями от ЕГЭ на 100 баллов:

  • Тренировочный вариант № 1
  • Тренировочный вариант № 2
  • Тренировочный вариант № 3

Показать варианты 2020 года

Все варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf — вы легко можете скачать их и распечатать.

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2023 года по ЛИТЕРАТУРЕ

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!

— Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

— Давит, аж рука занемела… Нет, погоди!

— Держи, Гришка!

— Держу-у-у!

— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.

— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.

Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.

-Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.

— Ты, Григорий, вот что… — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…

Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.

— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!

Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.

— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.

— Ты помалкивай.

— Мало что люди гутарют…

— Цыц, сукин сын!

Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.

До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:

— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!

Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:

— Рыбу бабам отдать?

— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.

Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

  1. Какое слово добавляют к слову «роман», характеризуя жанр шолоховского «Тихого Дона»?

2.  За внешними описаниями героев проглядывает их внутреннее состояние («Григорий густо покраснел, отвернулся…»). Как называется способ отображения внутренней жизни персонажей, их переживаний, сомнений и т. п. в художественном произведении?

3. Установите соответствие между персонажами «Тихого Дона» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) Пантелей Прокофьевич Мелехов

Б) Мишка Кошевой

В) Дмитрий Коршунов

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) женится на Дуняше, сестре Григория Мелехова

2) муж Аксиньи

3) турок по материнской линии

4) друг детства Григория Мелехова

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Полюбив замужнюю Аксинью, Григорий бросает вызов окружающим. Так возникает _____, стимулирующий развитие _____ произведения.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1

В чём смысл соседства двух сцен — «сазаньего боя» и разговора по душам между отцом и сыном?

5.2

В. Борек в статье «О Тихом Доне» пишет: «Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 6. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

6

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором нашла своё отображение тема «отцов и детей». Чем оно схоже (или чем различается) с шолоховским «Тихим Доном»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

Любить иных — тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Всё это — не большая хитрость.

Б. Л. Пастернак, 1931

Ответами к заданиям 7–9 являются одно или два слова или последовательность цифр. Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

7

Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Во второй строфе стихотворения Б. Пастернака звуковой ряд характеризуется частым употреблением звуков Х, С, Ш. Так, приём _____ помогает создать ощущение тишины и спокойствия. Любовь, по мнению ____ героя, заключается в простоте и легкости.

8

К какому роду литературы относится это произведение?

9

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых двух строфах стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

10.1

Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?

10.2

Как в стихотворении метафоры помогают передать идею произведения?

В БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 запишите номер задания 11. Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

11

Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём его произведения близки или контрастны стихотворению Б. Л. Пастернака?

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1– 12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

12.1

Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

12.2

Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».)

12.3

Как в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?

12.4

Тема революции и гражданской войны в произведениях отечественной литературы (на примере одного−двух произведений).

12.5

Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя (на примере одного или двух произведений писателя).

ОТВЕТЫ

Номер задания

Правильный ответ

1

эпопея

2

психологизм

3

314

4

конфликтсюжета

7

аллитерациилирического

8

лирика

9

124

Демоверсия заданий ЕГЭ по литературе 2023

Последний раз тест пройден более 24 часов назад.

  1. Вопрос 1 из 7

    Укажите жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 85%
    ответили правильно

    85% ответили правильно
    на этот вопрос

  2. Вопрос 2 из 7

    Укажите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 60%
    ответили правильно

    60% ответили правильно
    на этот вопрос

  3. Вопрос 3 из 7

    Установите соответствие между образами чиновников и соответствующими произведениями Н.В. Гоголя: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВПРОИЗВЕДЕНИЯ

    • Ляпкин-Тяпкин

    • Башмачкин

    • Иван Антонович кувшинное рыло

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    56% участников

    44% ответили правильно
    на этот вопрос

  4. Вопрос 4 из 7

    Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    • В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    53% участников

    47% ответили правильно
    на этот вопрос

  5. Вопрос 5 из 7

    Прочитайте приведённое ниже произведение и подберите термины, которые должны стоять на месте пропусков. В ответе напишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

      СОНЕТ 116

    • Мешать соединенью двух сердец
      Я не намерен. Может ли измена
      Любви безмерной положить конец?
      Любовь не знает убыли и тлена.
    • Любовь – над бурей поднятый маяк,
      Не меркнущий во мраке и тумане.
      Любовь – звезда, которою моряк
      Определяет место в океане.
    • Любовь –– не кукла жалкая в руках
      У времени, стирающего розы
      На пламенных устах и на щеках,
      И не страшны ей времени угрозы.
    • А если я не прав и лжёт мой стих,
      То нет любви – и нет стихов моих!
    • (У. Шекспир, перевод С.Я. Маршака)

    Стихотворение У. Шекспира относится к такому роду литературы, как ______________, а его трагедия «Гамлет» относится к другому литературному роду, который обозначается термином ____________.

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 52%
    ответили правильно

    52% ответили правильно
    на этот вопрос

  6. Вопрос 6 из 7

    К какому виду рифмовки (АВАВ) прибегает поэт в первой, второй и третьей строфах стихотворения (стихотворение предыдущего вопроса)?

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    78% участников

    22% ответили правильно
    на этот вопрос

  7. Вопрос 7 из 7

    Выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения (стихотворение в вопросе 5).

    • анафора

    • риторический вопрос

    • гротеск

    • оксюморон

    • эпитет

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    91% участников

    9% ответили правильно
    на этот вопрос

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Рейтинг теста

3.6

Средняя оценка: 3.6

Всего получено оценок: 170.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ по литературе 2022 тесты скачать
  • Егэ по литературе 2022 теория по каждому заданию егэ
  • Егэ по литературе 2022 онлайн тест с ответами
  • Егэ по литературе 2022 изменения
  • Егэ по литературе 2021 варианты экзамена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии