При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д1 № 1
Основателем династии московских князей был
1) Юрий Долгорукий
2) Андрей Боголюбский
3) Даниил Александрович
4) Иван Калита
Ответ:
2
Задания Д1 № 2
Какое из названных событий произошло раньше других?
1) Ливонская война
2) Смоленская война
3) поход Ермака в Сибирь
4) поход Ивана III на Великий Новгород
Ответ:
3
Задания Д2 № 3
Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?
1) пресечение династии Рюриковичей
2) распад государства на удельные княжества
3) начало созыва Земских соборов
4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины»
Ответ:
4
Задания Д3 № 4
Мастер Дионисий работал над росписями:
1) Троице-Сергиева монастыря
2) Ферапонтова монастыря под Вологдой
3) Андроникова монастыря в Москве
4) Данилова монастыря
Ответ:
5
Задания Д4 № 5
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.
«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя…»
1) Ледовое побоище
2) Куликовская битва
3) стояние на реке Угре
4) битва на реке Калке
Ответ:
6
Задания Д5 № 6
Понятие «политика просвещенного абсолютизма» связано с царствованием:
1) Павла I
2) Анны Иоанновны
3) Екатерины II
4) Алексея Михайловича
Ответ:
7
Задания Д6 № 7
Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию:
1) Николая I
2) Александра I
3) Николая II
4) Александра II
Ответ:
8
Задания Д7 № 8
Почему в XVIII в. в России усилилась крепостная зависимость крестьян?
1) происходило массовое бегство крестьян за границу
2) возросло потребление дворянством продуктов сельскохозяйственного производства
3) формировалась система дворянских привилегий
4) возросла зависимость дворянства от монархической власти
Ответ:
9
Задания Д8 № 9
Прочтите отрывок из донесения М. И. Кутузова и укажите событие, о котором идёт речь:
«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего к крайнему сожалению всей армии тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и конечно бы имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».
1) сражение под Смоленском
2) бой у Шевардино
3) битва на Бородинском поле
4) битва под Малоярославцем
Ответ:
10
Задания Д9 № 10
Завершение промышленного переворота в России означало:
1) переход к фабричному производству в ведущих отраслях промышленности
2) развитие промышленности в национальных окраинах страны
3) появление монополистических объединений в промышленности
4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным
Ответ:
11
Задания Д11 № 11
Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны
1) международной поддержкой Германии
2) кризисом в снабжении армии
3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией
4) созданием Тройственного союза
Ответ:
12
Задания Д11 № 12
Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»
1) 1810-е гг.
2) 1840-е гг.
3) 1890-е гг.
4) 1910-е гг.
Ответ:
13
Задания Д12 № 13
К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
2) «Бубновый валет»
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России
Ответ:
14
Задания Д13 № 14
Кто возглавил Совет народных комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде рабочих и солдатских депутатов?
1) Л. Д. Троцкий
2) А. И. Рыков
3) В. И. Ленин
4) И. В. Сталин
Ответ:
15
Задания Д14 № 15
Что из перечисленного можно отнести к следствиям индустриализации в СССР в довоенный период?
1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) интенсивное развитие лёгкой промышленности
4) формирование многоукладной экономики
Ответ:
16
Задания Д16 № 16
Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась
1) переходом Красной Армии к стратегической обороне
2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне
3) освобождением Белоруссии
4) окружением и уничтожением немецкой армии Ф. Паулюса
Ответ:
17
Задания Д19 № 17
Прочтите отрывок из высказывания советского композитора и укажите его фамилию.
«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».
1) С. С. Прокофьев
2) А. В. Александров
3) А. И. Хачатурян
4) Д. Д. Шостакович
Ответ:
18
Задания Д18 № 18
Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х—середине 1980-хгг.?
1) реабилитация политических заключённых
2) отказ от критики культа личности И. В. Сталина
3) снижение численности партийного аппарата
4) отход от признания руководящей роли КПСС
Ответ:
19
Задания Д17 № 19
Что из перечисленного относится к последствиям Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?
1) расширение политического влияния СССР в мире
2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности
3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
4) подписание Заключительного акта Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Ответ:
20
Задания Д20 № 20
Предоставление несколькими журналами литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко было осуждено в 1946 г. постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б). Укажите названия этих журналов.
1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»
Ответ:
21
Задания Д21 № 21
Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992—1993 гг.) были отмечены
1) преодолением дефицита продовольственных товаров
2) макроэкономической стабилизацией
3) развитием военно-промышленного комплекса
4) увеличением доходов большинства населения
Ответ:
22
Задания Д1 № 22
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) Невская битва
2) реформа Патриарха Никона
3) свержение ордынского владычества
4) учреждение Сената
5) Крымская война
Ответ:
23
Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III, и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) присоединение Смоленска
2) введение государственного герба — двуглавого орла
3) присоединение Новгорода
4) расцвет приказной системы
5) создание стрелецкого войска
6) постройка краснокирпичного Московского Кремля
Ответ:
24
Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли
Г) земледельцы, взявшие ссуду
ПОНЯТИЯ
1) смерды
2) холопы
3) закупы
4) тиуны
5) рядовичи
6) помещики
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
25
Задания Д7 № 25
Какие три из перечисленных положений характеризуют процесс развития образования в России в 1860—1890-х гг.?
1) открытие высших женских курсов
2) открытие Царскосельского лицея
3) открытие земских школ
4) увеличение числа церковно-приходских школ
5) основание Смольного института благородных девиц
6) создание ликбезов и рабфаков
Ответ:
26
Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ
A) П. А. Столыпин
Б) А. А. Аракчеев
B) А. Х. Бенкендорф
Г) С. Ю. Витте
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
1) создание военных поселений
2) введение золотого стандарта
3) разрешение свободного выхода крестьян из общины
4) создание корпуса жандармов
5) роспуск Учредительного собрания
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
27
Задания Д1 № 27
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.
1) проведение Игр XXII Олимпиады в Москве
2) образование СССР
3) начало коллективизации крестьянских хозяйств
4) подавление восстания моряков в Кронштадте
5) Карибский кризис
Ответ:
28
Задания Д7 № 28
Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ соответствующие цифры.
1) утверждение частной собственности на землю
2) введение хозрасчета на государственных предприятиях
3) денационализация тяжёлой промышленности
4) появление кредитно-банковской системы и бирж
5) отмена государственной монополии внешней торговли
6) введение концессий
Ответ:
29
Установите соответствие между партийно-государственными руководителями и историческими событиями.
ФАМИЛИИ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
А) В. И. Ленин
Б) И. В. Сталин
В) Н. С. Хрущёв
Г) М. С. Горбачёв
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ
1) I Съезд народных депутатов СССР
2) принятие плана ГОЭЛРО
3) первый полёт человека в космос
4) ввод советских войск в Афганистан
5) подписание советско-германского Договора о ненападении
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
30
Задания Д7 № 30
Прочтите отрывок из книги современных историков и укажите фамилию руководителя партии и государства, о котором идёт речь.
«Набирал кажущуюся силу новый культ личности < .. > Первый становится генеральным. [Он] занимает ещё один пост — Председателя Президиума Верховного Совета СССР. По обкомам партии рассылается подписанный Сусловым документ об укреплении авторитета Генерального секретаря ЦК КПСС. Но ничто не помогает: авторитет на бумаге, в речах, в награждениях (Герой Социалистического труда, четырежды Герой Советского Союза), но не у трудящихся».
Ответ:
31
Задания Д3 № 31
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XIX в.
1) Вольные хлебопашцы; 2) верховники; 3) декабристы; 4) бироновщина; 5) земства; 6) винная монополия
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
32
Задания Д4 № 32
Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется _______ крестьян.
Ответ:
33
Задания Д11 № 33
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
---|---|---|
Наступательная операция «Оверлорд» | _________ (А) | Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери |
Сталинградская битва | _________ (Б) | ___________ (В) |
______________ (Г) | Август–декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | __________ (Д) | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И. В. Панфилов
9) май 1942 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
34
На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
35
Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые четыре направления.
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
36
Задания Д22 C2 № 36
Каковы итоги реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к таким итогам.
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
37
Задания Д23 C3 № 37
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
38
Задания Д24 C4 № 38
Ниже указаны две точки зрения на развитие России в XVII в. до начала реформ Петра I. Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.
1) Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений Западной Европы.
2) Россия в XVII в. вступила в период модернизации и усваивала экономические, военные и культурные новшества из Западной Европы.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
39
Задания Д C6 № 39
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.
1) Дмитрий Донской;
2) М. М. Сперанский;
3) Н. С. Хрущёв;
4) Адольф Гитлер.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Чтобы отправить работу учителю, перейдите на следующую страницу, сверьте ваши решения заданий с развернутым ответом с образцами, оцените ваши решения и сохраните выставленные баллы.
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Тестовые задания Варианта №1 с ЕГЭ по истории. Максимальный первичный балл, который вы сможете набрать, пройдя правильно все задания — 55, что соотвествует оценке в 100 пунктов. Работа охватывает содержание курса истории с древности по настоящее время.
Российская федерация в 1992‒2016 гг.
Задание №2883
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1132–1236 гг.; 2) июнь 1812 г.–декабрь 1825 г.; 3) октябрь 1964 г.–март 1985 г.
В сочинении необходимо:
— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2882
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В период «оттепели» были нормализованы отношения между СССР и Западом».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Показать ответ
Ответ
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— в 1955 г. состоялось Женевское совещание — первая в период после окончания Второй мировой войны встреча глав четырёх правительств — СССР, США, Великобритании и Франции;
— в 1955 г. советские войска были выведены из Австрии, что способствовало смягчению отношений между СССР и странами Запада;
— в 1959 г. Н.С. Хрущёв посетил США; это был первый в истории визит высшего советского руководителя в Соединённые Штаты;
— в период Карибского кризиса СССР и США удалось прийти к договорённости и избежать начала ядерной войны, что свидетельствует о взаимопонимании между руководством двух стран;
— в 1963 г. СССР, США и Великобритания подписали Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой;
2) в опровержение, например:
— в 1961 г. вокруг Западного Берлина была построена бетонная стена, ставшая символом разделения мира на два враждующих лагеря; это свидетельствовало об остроте противостояния между СССР и Западом в германском вопросе;
— в 1962 г. произошёл Карибский кризис, едва не приведший к началу ядерной войны;
— после того как в 1960 г. над территорией СССР был сбит американский самолётшпион У2, развитие отношений между СССР и США было заморожено, визит президента США Д. Эйзенхауэра в СССР был сорван;
— в 1955 г. была создана Организация Варшавского договора — военная организация для противостояния НАТО.
Могут быть приведены другие аргументы
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2881
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
В 1879 г. произошёл раскол народнической организации, в результате которого образовались две организации — «Народная воля» и «Чёрный передел».
Укажите название расколовшейся организации. В чём состояла причина раскола? Назовите идеологическое направление организации, созданной через четыре года по инициативе участников «Чёрного передела».
Показать ответ
Ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название организации — «Земля и воля»;
2) причина раскола: разногласия по вопросу приемлемости тактики террора и о целесообразности политической борьбы;
3) идеологическое направление — марксизм
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2880
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
Из записок современника событий
«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.
Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.
Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.
С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых ведения, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении,все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!
Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всю ду дверь и доступ.
Алексей Куракин, тогдашний генералпрокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”».
Укажите любые три внутриполитические меры, предпринятые в период своего правления «новым императором», о котором идёт речь.
Показать ответ
Ответ
Могут быть указаны следующие меры, например:
1) издание нового закона о престолонаследии;
2) издание Указа о трёхдневной барщине;
3) введение телесных наказаний для дворян;
4) упразднение губернских дворянских собраний;
5) усиление цензуры;
6) изменение функций Сената.
Могут быть указаны другие меры
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2879
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
Из записок современника событий
«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.
Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.
Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.
С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых ведения, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении,все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!
Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всю ду дверь и доступ.
Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”».
В чём состояло нарушение действовавших законов богачом Бекетовым? В чём состояло отмеченное автором изменение в осуществлении дел, связанных с управлением государством, произошедшее при «новом императоре» (укажите одно положение)? С помощью какого средства наследники Бекетова по завещанию сумели изменить первоначальное решение Сената?
Показать ответ
Ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Бекетов передал имение сторонним людям и дальним родственникам, обойдя прямых наследников;
2) ответ на второй вопрос: дела стали вестись быстрее (в спешке), но менее продуманно;
3) ответ на третий вопрос: с помощью дачи взяток, в том числе генералпрокурору Алексею Куракину
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2878
Тип задания: 2
Тема:
Вариант 1
Условие
Из записок современника событий
«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.
Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.
Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.
С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых ведения, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении,все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!
Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всю ду дверь и доступ.
Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”».
Назовите «нового императора», о котором идёт речь в отрывке. Укажите год началаего правления. Назовите государственного деятеля, который первым занимал должность, упомянутую в последнем абзаце данного отрывка.
Показать ответ
Ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) «новый император» — Павел I;
2) год — 1796 г.;
3) государственный деятель — П.И. Ягужинский
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2877
Тип задания: 1
Тема:
Вариант 1
Условие
Какие из данных плакатов были созданы в том же десятилетии, что и фильм, которому посвящена афиша? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти плакаты.
Варианты ответов
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2876
Тип задания: 1
Тема:
Вариант 1
Условие
Какие суждения о данной афише являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Показать правильные
11) Фильм, которому посвящена афиша, был снят в период руководства страной И.В. Сталина.
22) Режиссёром фильма, которому посвящена данная афиша, является Э.А. Рязанов.
33) Фильм, которому посвящена афиша, стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.
44) Один из городов, указанных на афише, в настоящее время имеет другое название.
55) Фильм посвящён событиям, произошедшим до начала Великой Отечественной войны.
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2875
Тип задания: 1
Тема:
Вариант 1
Условие
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Памятники культуры | Характеристики |
А) «Задонщина» Б) кинофильм «Летят журавли» В) картина «Утро стрелецкой казни» Г) «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» |
1) Автор — И.Е. Репин. 2) Данный памятник культуры создан в период руководства СССР Л.И. Брежнева. 3) Данный памятник культуры создан в период руководства СССР Н.С. Хрущёва. 4) Данный памятник культуры создан в XVII. 5) Автор — В.И. Суриков. 6) Данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в XIV в. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Задание №2874
Тип задания: 1
Тема:
Вариант 1
Условие
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Показать правильные
11) В ходе данной войны русские войска удерживали более года город, обозначенный на схеме цифрой «1».
22) В сражении, произошедшем у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой«3», русскими войсками командовал В. В. Фермор.
33) На схеме обозначена столица Речи Посполитой.
44) Россия вышла из войны, которой посвящена схема, до её окончания.
55) События, обозначенные на схеме стрелками, происходили во второй половине XVIII в.
66) В ходе данной войны произошло Гангутское сражение.
Источник: «История. Подготовка к ЕГЭ-2019.». Под ред. И. А. Артасов,О. Н. Мельникова
Лучшие репетиторы для сдачи ЕГЭ
Сложно со сдачей ЕГЭ?
Звоните, и подберем для вас репетитора: 78007750928
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–11 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1
1
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Вечный мир России с Речью Посполитой | 1) 907 г |
Б) космический полет по программе «Союз-Аполлон» | 2) 1327 г |
В) денежная реформа С.Ю. Витте | 3) 1686 г |
Г) поход князя Олега на Константинополь | 4) 1897 г |
5) 1965 г | |
6) 1975 г |
2
2
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1. заключение Брестского мира
2. провозглашение А.В. Колчака верховным правителем России
3. поражение двух русских армий в Восточной Пруссии
3
3
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) опричная политика Ивана IV | 1) закрепление за Россией Балтийского побережья от Выборга до Риги |
Б) Северная война | 2) разгон большевиками Учредительного собрания |
В) Гражданская война в России | 3) присоединение Астрахани к Московскому государству |
Г) реформы Е.Ф. Канкрина | 4) усиление личной власти царя |
5) «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского | |
6) установление системы серебряного монометаллизма |
4
4
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
р.Угра | (А) | (Б) |
(В) | битва между русско-половецким войском и монгольским экспедиционным отрядом | (Г) |
Деулино | (Д) | 1618 г. |
(Е) | Подавление И.Калитой антиордынского восстания | 1327 г. |
1. р. Калка
2. освобождение от ордынской зависимости
3. 1480 г.
4. 1380 г.
5. р.Вожа
6. Невская битва
7. Тверь
8. заключение мира между Россией и Речью Посполитой
9. 1223 г.
5
5
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ | ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ |
А) введение бессрочного сыска беглых крестьян | 1) Михаил Федорович |
Б) создание первого известного сборника писаного права на Руси | 2) Д.А. Милютин |
В) доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград» | 3) А.А. Жданов |
Г) проведение военной реформы, введение всеобщей воинской повинности | 4) Ярослав Мудрый |
5) Алексей Михайлович | |
6) Н.С. Хрущёв |
6
6
Прочитайте отрывок из исторического исследования.
«Во исполнение «московской директивы» в последних числах июля между Таловой и Новохопёрском была собрана конная группа под командованием генерала Мамонтова из 7-8 тыс. сабель. Ей [командующим] была дана задача прорвать фронт красных и овладеть железнодорожным узлом — Козловым. Задача была выполнена, и Мамонтов двинулся назад, переправился через Дон и соединился с корпусом генерала Шкуро. Этот рейд нанёс значительный урон красным. Мамонтовские войска уничтожали склады и запасы, взрывали мосты, распускали мобилизованных. Но Мамонтов запомнился в этом рейде не хорошо проведённой тактической операцией, а крайней степенью грабежа. Его войско тащило всё, что можно. Вот запись в белой газете «Приазовский край» от 27 августа [год]: «Разгромлены все тылы и советы. Посылаем привет, везём родным и близким богатые подарки, войсковой казне 60 млн. рублей». [Командующий] в ответ на это донесение ликовал: «Громадную ценную добычу привёз он. Чего в ней только не было — тысячи золотых и серебряных вещей, иконы в золотых окладах, церковные сосуды, жемчуга и бриллианты. Для учёта награбленного генералом Мамонтовым церковного имущества [командующим] была составлена специальная комиссия, которая без излишних прикрас называлась «Комиссия по реализации военной добычи». К примеру, это одна из её описей: «Акт № 142. Ст. [станция] Мариуполь, 22 октября [год]. Я, доверенный агент Комиссии штабс-капитан Глебович, отправил в вагоне за № 456.790 по накладной за № 084952 на имя протопресвитера военного и морского духовенства Шавельского следующее: Икон — 250 штук. Ящиков с церковным имуществом — 6 штук. Колоколов разной величины — 4. Некоторые части подсвечников».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Описанные события произошли на Южном фронте красных в 1919 г.
2. Командующим силами белых, о котором идёт речь, был генерал П.Н. Врангель.
3. С военной точки зрения операция была проведена хорошо, но одновременно стала синонимом безудержного грабежа, поощряемого высшим командованием.
4. Операция, проведённая силами корпуса К.К. Мамонтова, стала последним серьёзным успехом белых, вскоре в наступление перешли уже красные.
5. Автор считает, что действия белых в этот период времени носили исключительный характер, что ни до этого, ни после им не был свойственен грабёж на занимаемых их войсками территориях.
6. Операция, которую проводил генерал К.К. Мамонтов, начавшись успешно, завершилась разгромом конницы белых под г. Козлов.
7
7
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «Повесть временных лет» | 1) Автор — Феофан Грек. |
Б) «Остромирово Евангелие» | 2) Произведение было написано в середине XI в. |
В) картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» | 3) Автор — монах Киево- Печерской лавры. |
Г) фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде | 4) Автор — Иван Шишкин. |
5) Произведение пострадало от рук вандала в 1913 г. | |
6) Автор — Андрей Рублёв |
Рассмотрите схему и выполните задания 8-11
8
8
Назовите фамилию военачальника, продвижение войск которого на запад обозначено на схеме пунктирной линией и цифрой «1».
9
9
Напишите фамилию военачальника, войска которого наступали с территории, обозначенной на схеме цифрой «3».
10
10
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
«Несмотря на то, что некоторая часть руководителей белого движения в Эстонии и Финляндии считала необходимым форсированное выступление на ________ общий замысел А. П. Родзянко был другим. Планируя операцию, он намеревался вести наступление не по кратчайшему направлению на __________ , а действовать сначала в направлении Пскова, Новгородa и далее — Ладожского озера. Наступление планировалось как локальная операция по расширению плацдарма на российской территории с целью вывода белой армии из зависимости от Эстонии и для расширения мобилизационных и продовольственных ресурсов, которыми могли бы воспользоваться в будущем увеличенные белые формирования».
11
11
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите верные суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
1. В рядах белой армии были английские и французские части.
2. На схеме цифрой «2» обозначена территория республики, возникшей в ходе войны, события которой представлены на схеме.
3. В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили политику «военного коммунизма».
4. Войсками Красной армии на Восточном фронте командовал М.В. Фрунзе.
5. В результате событий, обозначенных на схеме, было положено начало установлению советской власти в Сибири и в Средней Азии.
6. Одним из последствий событий, отражённых на схеме, был перенос столицы Советской России из Петрограда в Москву.
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (12, 13 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из международного документа
«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.
В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…
Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией.
Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…
Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…
Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.
В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»
12
Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и церемонии подписания данного документа
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) город – Хельсинки;
2) год – 1975г.;
3) министр иностранных дел – Громыко
13
Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Недопустимый способ – применение силы;
2) Принцип, касающийся территории государств – суверенитет;
3) Принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан – свободы вероисповедования и совести.
Рассмотрите изображение и выполните задания 14 и 15
14
На карте показаны боевые действия Гражданской войны в России в 1919 г. Наступлением белых войск на восточный фронт РККА (которое показано на карте цифрой 1), руководил Верховный правитель России, адмирал А.В. Колчак.
Напишите фамилию военачальника, войска которого наступали с территории, обозначенной на схеме цифрой «3».
Показать ответ
В противоположном направлении (на карте цифра 3), с запада на восток, а точнее на Петроград, наступала Северо-Западная армия белых под командованием Н.Н. Юденича. Петроград она взять не смогла
15
Заполните пропуск в предложении: «Отражённые на схеме события произошли в тысяча девятьсот ____________ году». Ответ запишите словом.
Показать ответ
В 1919 году. Именно в этом году армия Колчака наступала с на РККА с востока, армия Юденича с запада, а Вооруженные силы Юга России под командованием И.А. Деникина — с юга. Не добившись успеха в 1919 году, белое движение в дальнейшем упустило стратегическую инициативу в Гражданской войне.
16
Укажите название города, о котором говорится в отрывках, и год, к которому относятся воспоминания. Приведите одно любое положение, которым автор одного из отрывков доказывает, что наступление противника захлебнулось.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А) «Военный совет 62-й армии знал о предстоящем наступлении врага. Наша разведка своевременно и правильно информировала командование о сосредоточении группировки противника северо-западнее [города] в районе балки Вишневская. Мы готовились к отражению нового натиска, но не могли предполагать, что последует удар такой колоссальной мощи… На обороняющиеся войска посыпались десятки, сотни тысяч снарядов и мин разных калибров. Взрывными волнами нас прижало к обрывистой круче берега… буквально кипела от взрывов вода в Волге… То, что я увидел на улице, особенно в направлении тракторного завода, трудно описать пером. Над головой ревели пикирующие бомбардировщики, выли падающие бомбы, рвались снаряды зениток…. Под прикрытием ураганного огня Паулюс бросил в наступление три пехотные и две танковые дивизии на фронте около шести километров…»
Б) «Противник сумел за сутки продвинуться только на некоторых участках на 50—100 метров, он начал выдыхаться. Чувствовалось, что не только наши войска поредели и обескровились, но и захватчики не могут повторять без конца свои безумные атаки. Материальные запасы противника также истощились. Удары авиации противника снизились с трёх тысяч до одной тысячи самолёто-вылетов в сутки. Всё же, несмотря на колоссальные потери, Паулюс не отказывался от мысли взять город полностью. Появлялись свежие пехотные части и танки, которые, невзирая на потери, ломились вперёд, к Волге. Казалось, Гитлер готов истребить всю Германию за один этот город».
Показать ответ
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Название города – Сталинград
2) Год – 1942
3) Положения:
— Противник сумел за сутки продвинуться только на некоторых участках на 50—100 метров, он начал выдыхаться.
— Материальные запасы противника также истощились.
— Удары авиации противника снизились с трёх тысяч до одной тысячи самолёто-вылетов в сутки.
— Чувствовалось, что не только наши войска поредели и обескровились, но и захватчики не могут повторять без конца свои безумные атаки
17
В 1773-1775 годах произошло восстание Пугачева. Укажите не менее трех последствий для России этого восстания.
Показать ответ
Могут быть приведены следующие последствия:
— было выявлено несовершенство административного деления и управления губерниями, как следствие — губернская реформа;
— угроза народного восстания объединила дворянство вокруг монархии, монархия стала крепче усилиями дворянства;
— восстание подорвало экономическое развитие районов, в которых оно проходило (агарный сектор Поволжья, металлургия Урала);
— начало формироваться новое сознание дворянства: монархия — гарантия их прав (крестьянства: дворянство — извечный враг, без сопротивления крепостное право не будет отменено).
18
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «выкупные платежи». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
Показать ответ
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Выкупные платежи – выплаты, которые крестьянин отдавал за выкупаемый им надел.
Факты:
— Государство оплачивало помещикам 75-80% выкупа вместо крестьян. Эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет под 6% годовых.
— Часть выкупных платежей заменялась обработками.
— Размер выкупных платежей исчислялся из стоимости годового оброка, которая принималась за 6% выкупной суммы.
— Крестьяне имели право перейти на выкуп только через 9 лет после отмены крепостного права, по соглашению с помещиком.
— Выкупные платежи были отменены в 1907 году.
19
В начале XVII в. в России произошла Смута. А через 40 лет в Англии произошла революция. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события привели к важным социальным изменениям в обеих странах: один аргумент для России, один для Англии. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для Англии: ______________________________________________
Показать ответ
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Аргумент для России:
1. В результате Смутного времени земли оказались в разорительном состоянии, а население значительно сократилось. Это сказалось в большей степени на крестьянах, на которых легло тяжелое бремя по преодолению хозяйственной разрухи, что только способствовало еще большему укреплению крепостничества. Например, был снова объявлен пятилетний срок сыска беглых крестьян, чтобы те не сбегали с разоренных территорий, а способствовали их восстановлению. Этот факт показывает важное изменение в сторону еще большего усиления крепостнических тенденций.
2.В результате Смуты многие крестьянские хозяйства пришли в запустение, что сказалось на оскуднении дворянства. Многие из дворян были вынуждены податься в казаки и даже становились холопами у богатых бояр. Это показывает важные изменения, которые произошли в результате Смутного времени.
3. В крестьянской среде начали появляться богатые люди, которые смогли приспособиться к разорительным последствиям Смуты и начали вкладываться в свое дело. Например, таковым был Матвей Бечевин, который владел целым речным флотом и доставлял тысячи пудов хлеба в Москву. Это также показывает изменения в социальном положении некоторых сословий.
Аргумент для Англии:
1. В ходе Английской революции установилась диктатура Кромвеля, который являлся «лордом-протектором». Он проводил свою политику в пользу нового дворянства и буржуазии, в результате чего те сильно обогатились на полученных в продажу землях короля и его сторонников. Именно поэтому можно сказать, что революция приобрела буржуазный характер и утвердила капиталистические порядки в стране, изменив социальную структуру общества.
2. В ходе Английской революции была создана армия нового типа, которая состояла в основном из добровольцев (ремесленников и крестьян). То есть впервые офицерами становились люди незнатного происхождения, что также показывало значительные социальные изменения.
3. В результате Английской революции оформилось новое сословие — индепендентское дворянство, основу которого составляла наиболее радикально настроенная часть пуритан, выступающая за автономность каждой поместной общины. Позже они оформились уже как религиозная община конгрегационалистов. Этот факт показывает появление новых социальных условий в результате событий Английской революции.
Решать досрочный вариант ЕГЭ по истории 2020 от ФИПИ. Вариант 1
Часть 1
Задание 1.
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) аграрная реформа П.А.Столыпина
2) захват Константинополя крестоносцами
3) взятие острова Корфу русским флотом под командованием Ф.Ф. Ушакова
Задание 2.
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
ГОДЫ |
А) принятие плана ГОЭЛРО Б) издание Новоторгового устава В) убийство князя Игоря в ходе восстания древлян Г) дарование конституции Царству Польскому |
1) 945 г. 2) 1097 г. 3) 1667 г. 4) 1815 г. 5) 1920 г. 6) 1961 г. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 3.
Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) 1945–1953 гг.
1) «холодная война»; 2) гласность; 3) космополиты; 4) демилитаризация; 5) Коминформ; 6) «антипартийная группа».
Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.
Задание 4.
Напишите пропущенное слово.
Особая организация профессиональных воинов, существовавшая в Древнерусском государстве при князе, имевшая деление на «старшую» и «младшую», называлась ____________________.
Задание 5.
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
А) Смоленская война Б) политика «разрядки» В) Заграничные походы русской армии Г) распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества и земли |
1) разорение Киева войском Андрея Боголюбского 2) созыв Берлинского конгресса 3) подписание Поляновского мирного договора 4) подписание советско-американского Договора об ограничении систем противоракетной обороны 5) заключение Ништадтского мира 6) «Битва народов» под Лейпцигом |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 6.
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «<…> взошла на престол насильственным и беззаконным образом. И странно, как это удалось! Два гвардейских офицера, братья Орловы, почти без всякого участия вельмож, генералов, Сената, Синода и прочих коллегий, Императрицу, гонимую мужем своим, привозят, на удачу, к командиру одного гвардейского полка, в тёмной надежде на его к ней расположение, собирают три полка гвардии, убеждают присягнуть ей, низвергают царствовавшего Императора и таким образом делают переворот, которому безмолвно покоряется всё пространнейшее в мире государство без малейшего кровопролития. Нет ни одной жертвы, кроме самого венценосца».
Б) «Всё могло бы кончиться одними насмешками, если бы не было ссылок, заточений в крепости и казематы, наказаний кнутом и прочих истязаний. Как можно унять целую нацию, которая видит, что ею управляют с жестокосердием и безрассудством? Восстановляя против себя дворянство и войско, император находился ещё в заблуждении, будто бы привязывает к себе чернь тем, что он дал свободу расколам и запретил помещикам держать крестьян на барщине более трёх дней в неделю, но вместе с тем он отдавал свободных крестьян в крепостное владение своим приверженцам и гатчинским выслуженцам и при случавшихся от того возмущениях повелевал наказывать нередко кнутом».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Императрица, о которой идёт речь в тексте, – Елизавета Петровна.
2) В отрывке речь идёт об императоре Павле I.
3) Император, о котором идёт речь в отрывке, издал манифест о вольности дворянской.
4) Современником описываемых событий был А.Д. Меншиков.
5) В период правления императора, о котором идёт речь в отрывке, был установлен новый порядок наследования престола.
6) Описываемые в тексте события произошли в 1760-х гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 7.
Какие из перечисленных ниже событий произошли в годы правления Михаила Фёдоровича? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Гангутское сражение
2) заключение Деулинского перемирия
3) полная отмена местничества
4) отказ короля Владислава IV от претензий на российский престол
5) возвращение из польского плена Филарета (Романова)
6) создание стрелецкого войска
Задание 8.
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В ходе операции советских войск «Багратион» был освобождён город _____________.
Б) Один из организаторов подпольной антифашистской организации «Молодая гвардия» – _____________.
В) В ходе Московской битвы произошёл бой у ______________.
Пропущенные элементы:
1) станция Прохоровка
2) О.В. Кошевой
3) разъезд Дубосеково
4) Киев
5) Минск
6) М.В. Кантария
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9.
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ |
УЧАСТНИКИ |
А) советско-германские переговоры в Брест-Литовске Б) сражение на реке Шелони В) подписание Берлинского трактата Г) заключение «Андрусовского перемирия» между Россией и Речью Посполитой |
1) А.Л. Ордин-Нащокин 2) Д.Д. Холмский 3) А.М. Горчаков 4) Д.М. Боброк-Волынский 5) Г.В. Чичерин 6) С.Ю. Витте |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 10.
Прочтите отрывок из документа и напишите название собрания, о котором идёт речь.
«Вероятно, сами большевики в октябре ещё не представляли, что уже в начале января, два месяца спустя после переворота, удастся так легко разделаться с [этим] собранием. Как известно, одно из обвинений, предъявленных ими Временному правительству, заключалось в том, что Временное правительство затягивало выборы. А когда для них <…> собрание оказалось неподходящим, они без колебаний его разогнали».
Задание 11.
Век |
Событие истории России |
Событие истории зарубежных стран |
XV в. | _____________(А) | Падение Византийской империи |
_________(Б) | Бородинское сражение | _______________(В) |
XVII в. | ____________(Г) | Заключение Вестфальского мира |
_________(Д) | Начало составления Русской Правды | _______________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) восстание под предводительством С.Т. Разина
2) XIII в.
3) XI в.
4) XIX в.
5) Полтавская битва
6) начало правления Василия II Тёмного
7) первый созыв Генеральных штатов во Франции
провозглашение «доктрины Монро» в США
9) начало Крестовых походов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 12.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК и СНК.
«Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются. <…>
Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и проч., титулы – княжеские, графские и проч.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и прочие советники) уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики. <…>
Имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям. <…>
Имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений. <…>
Все сословные учреждения, дела, производства и архивы передаются немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений. <…>
Все соответствующие статьи доныне действовавших законов отменяются. <…>
Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования и немедленно приводится в исполнение местными Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В соответствии с данным декретом Россия впервые провозглашалась республикой.
2) Данным декретом отменялась Табель о рангах.
3) Согласно положению данного декрета он должен был приводиться в исполнение земскими управами.
4) В период, когда был издан данный декрет, Председателем СНК был И.В. Сталин.
5) В период Гражданской войны на территориях, подконтрольных Белым армиям, данный декрет не действовал.
6) В период, когда был издан данный декрет, Россия участвовала в Первой мировой войне.
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
Задание 13.
Укажите век, когда к Российской империи впервые была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «4». Ответ запишите словом.
Задание 14.
Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства города, обозначенного на схеме цифрой «6», было окончательно закреплено условиями «______________ мира» с Речью Посполитой».
Задание 15.
Назовите имя короля Речи Посполитой, под командованием которого в период Смуты в России после долгой осады был взят город, обозначенный на схеме цифрой «2».
Задание 16.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «1» на схеме обозначен город, бывший одним из основных противников Москвы в борьбе за великое княжение владимирское
в первой половине XIV в.
2) Цифрой «5» на схеме обозначен город, где в период Смуты было сформировано народное ополчение, освободившее Москву от польско-литовских интервентов.
3) Цифрой «3» на схеме обозначен город, в котором до присоединения к Московскому государству существовала республиканская форма правления.
4) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрами «8» и «9», вошли в состав Московского государства в течение одного столетия.
5) Цифрой «7» в легенде схемы обозначены территории, присоединённые к Московскому государству в период правления князя, под командованием которого русские войска одержали победу в Куликовской битве.
6) Территории, обозначенные в легенде схемы цифрой «9», были присоединены к Московскому государству монархом, созвавшим первый Земский собор.
Задание 17.
Установите соответствие между деятелями науки и культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Н.И. Пирогов Б) Афанасий Никитин В) С.В. Михалков Г) Симеон Полоцкий |
1) основоположник российской военно-полевой хирургии 2) механик-изобретатель, автор проекта одноарочного моста через Неву 3) один из первых европейцев, достигших Индии, описавший своё путешествие в знаменитых путевых заметках 4) наставник детей царя Алексея Михайловича, положивший начало основам отечественного стихосложения 5) один из авторов современного гимна РФ 6) основоположник жанра критического реализма в русской литературе |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.
Задание 18.
Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная марка была выпущена в период «оттепели».
2) Художник, картина которого изображена на марке, является автором нескольких полотен, написанных на сказочные и былинные сюжеты.
3) Современниками художника, картина которого изображена на данной марке, были И.П. Павлов и И.И. Мечников.
4) Живописец, картина которого изображена на данной марке, был членом Союза художников СССР.
5) Членами творческого объединения, к которому принадлежал художник, создавший изображённую на марке картину, были К.С. Малевич
и М.З. Шагал.
Задание 19.
Какие из представленных ниже памятников архитектуры были сооружены в том же веке, когда родился автор изображённой на данной марке картины? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники архитектуры.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из исторического документа
«Где те, которые некогда говорили, что Борис неповинен в убийстве царского дитяти и что он не завидовал ему как наследнику царства? И ужели его повеление о законопреступном убийстве не обнаруживается из того, что его злоба не потерпела тех многих граждан, которые во время убиения подняли свои руки на убийц и не пощадили их? Ибо одних за такую их дерзость, что они убили убийц царевича после его заклания, он пытал и предал различным мукам; других после мучений отправил в заточение в западные земли, где солнце, заходя, садится, а иных уморил всякими бедствиями и оковами, когда они тяжёлым путём шли туда. И если бы они не против его воли поступили так с убийцами, то и он вместе с ними так же бы поступил с убийцами государя. Род и племя убийц царевича, которые исполнили волю Бориса, он не только не предал казни или чем-либо немного наказал, но, найдя всех их, руки их наполнил наградами, имениями и многими дарами. Он тем, и не желая, показал миру своё действительное сожаление об убийцах, когда ради этих самых убийц, родных их, достойных казни, сделал богатыми. О, какая тьма мрака ослепила его разум, запятнанный убийством, которое он считал скрытым!
«Господоненавистная» жестокость повелителя убийства Бориса к убитому им младенцу и после его смерти была такова, что он не совершил
достойного и тщательного расследования об убийстве, которое было бы проведено строго, с пытками… В отношении же царства и всякого
господства он был так завистлив ко всем окружающим сверстникам своим, особенно же к тем, которые были благороднее его, что ни одному из них, кроме себя, не дозволил касаться этого ни делом, ни словом, ни мыслью и ради этого в первые годы своего управления удалял от царя знатнейших себя по происхождению и рассылал их в концы земли».
Задание 20.
Назовите царевича, об убийстве которого идёт речь в отрывке. Укажите десятилетие, когда был убит царевич. Назовите царя, находившегося в это время на российском престоле.
Задание 21.
Укажите три довода, приведённых автором в подтверждение вины Бориса в смерти царевича.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
Задание 22.
Укажите любые три мероприятия, непосредственно связанных с деятельностью упоминаемого в тексте Бориса (до его вступления на
престол).
Задание 23.
В годы «перестройки» в СССР в качестве важнейшего рычага демократизации и повышения социальной активности населения рассматривалась политика гласности. Укажите любые три формы проявления политики гласности в данный период.
Задание 24.
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.
«Внутренняя политика Николая I не способствовала социально-экономическому развитию России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2)…
Задание 25.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1547–1560 гг.; 2) сентябрь 1689 г. – январь 1725 г.; 3) октябрь 1928 г. – май 1941 г.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
Внимание!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на
дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Сборники тренировочных тестов по истории для ЕГЭ в 2023 году и для ЕГЭ прошлых лет. Все тренировочные пробники содержат ответы и решения ко 2-й части кима. Обсудить решение и задания каждого варианта вы можете в комментариях под ними — СМОТРЕТЬ ТЕСТЫ.
Для подготовки рекомендуем использовать наш раздел с теорией именно для ЕГЭ по истории + полный комплект карт + словарь исторических терминов.
Что произойдет с ЕГЭ по истории в 2023 году?
- Всё про ЕГЭ 2023
- Демоверсия 2023 + изменения 2023
Ниже расположены тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по истории с ответами и решениями (разборами)
Тренировочный вариант ЕГЭ 2021 по истории №1 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по истории 2021. ЕГЭ история.
https://vk.com/ege100ballov
https://vk.com/history_100
Смотрите также:
- Реальные задания ЕГЭ 2020 по истории ЕГЭ 100БАЛЛОВ
- Демоверсия ЕГЭ 2021 по истории с ответами
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
- Открытый вариант ЕГЭ по истории 2022
- Тренировочный ЕГЭ 2022 по истории № 1
- Тренировочный ЕГЭ 2022 по истории № 4
- Тренировочный ЕГЭ 2022 по истории № 6
- Демоверсия ЕГЭ по истории 2022
- ***************************************
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 1
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 2
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 3
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 4
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 5
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 6
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 7
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 8
- Тренировочный ЕГЭ 2021 по истории № 9
- ***************************************
- Досрочный ЕГЭ 2020 по истории
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 1
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 2
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 3
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 4
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 5
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 6
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 7
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 8
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 9
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 10
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 11
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 12
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 13
- Тренировочный ЕГЭ 2020 по истории № 14
- ***************************************
- Досрочный ЕГЭ 2019 по истории
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 1
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 2
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 5
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 6
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 7
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 8
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 9
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 10
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 11
- Тренировочный ЕГЭ 2019 по истории № 12
- ***************************************
- Досрочный ЕГЭ 2018 по истории
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 1
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 2
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 3
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 4
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 5
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 6
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 7
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 8
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 9
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 10
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 11
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 12
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 13
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 14
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 15
- Тренировочный ЕГЭ 2018 по истории № 16
- ***************************************
- Досрочный ЕГЭ 2017 по истории
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 18
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 17
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 16
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 15
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 14
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 13
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 12
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 11
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 10
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 9
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 8
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 7
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 6
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 5
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 4
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 3
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 2
- Тренировочный ЕГЭ 2017 по истории № 1
Тренировочные КИМ по истории
Официальный сайт
Максима Викторовича Васильева