Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
Чтобы сдать ЕГЭ по истории на отлично, нужно выучить даты, разбираться в экономике, культуре, а еще уметь сопоставлять факты и делать выводы. Но достаточно ли этого? Надо ли играть в компьютерные игры по мотивам исторических событий, смотреть фильмы и слушать лекции профессоров в университете? Выпускник московской школы №2065 Никита Тимошкин, сдавший ЕГЭ по истории на сто баллов, поделился с «Газетой.Ru» секретами подготовки к экзамену.
Разделить подготовку на этапы
С сентября по декабрь 2021 года я занимался зубрежкой – учил все даты и исторические события по векам и пересказывал главы из книг школьному учителю. Во второй половине учебного года я стал прорешивать несколько вариантов ЕГЭ в неделю, и это не вызывало сложности – когда в голове есть вся нужная информация, процесс подготовки даже начинает нравиться – мозгу как будто приятно отвечать на вопросы, заранее зная ответ. Раз в неделю полезно подводить итоги того, что выучил за семь дней, пролистывать конспекты, перечитывать сочинения.
За две недели до экзамена я повторил материал по первым семи векам – они считаются самыми легкими в изучении истории России, и им ошибочно уделяют мало внимания при подготовке, ведь это не история СССР, в которой много дат и событий. На ЕГЭ мне как раз попалось несколько заданий по Средним векам, которые я повторил от и до за несколько дней до экзамена.
Какие методы подготовки выбрать
В ЕГЭ по истории есть задание с географическими картами, успешной сдаче которого поможет развитая фотографическая память – я пытался максимально точно запомнить города, перемещения войск на карте, а потом по памяти в точности воссоздавал карту на листе бумаги. Мозг привыкает к таким экспериментам, на самом экзамене было легко.
Как ни странно, во время подготовки помогла любовь к компьютерным играм-стратегиям, где отражены карты войн и реальных исторических событий.
В запоминании дат хорошо помогают ассоциации – например, Собор Василия Блаженного построен в честь взятия Казани, значит, при Иване Грозном в XVI веке. Также можно воспользоваться методом карточек и на одной стороне бумаги записать дату, а на другой – событие, разложить карточки перед собой одной стороной и повторять. Кстати, есть и подобные приложения для телефона с электронными карточками, по которым можно заниматься во время поездки в автобусе, перед сном или на перемене.
Интерес к предмету – залог успеха, иначе каждый раз, садясь за учебники или письменные работы, будешь находить отговорки, чтобы не готовиться к экзамену.
Как готовиться к вопросам по культуре
Архив пресс-службы ГБОУ школы №2065
Задание по культуре и искусству кажется сложным и непонятным, и практически невозможно выучить все названия картин, имена художников, архитекторов. Я выработал для себя такую методику запоминания: смотрел на строение, которое нужно запомнить, выделял для себя отличительные черты, по которым на экзамене можно будет догадаться, что на фотографии конкретное здание – форма окон, количество куполов, как выглядит крест. Например, особенности церкви Покрова на Нерли заключаются в минималистичном стиле, наличии одного купола, здание построено в середине XII века при Андрее Боголюбском. Такой мини-конспект должен быть в голове на каждый предмет искусства. Важно смотреть разные фотографии, потому что на ЕГЭ попадаются изображения с разных ракурсов, по которым нужно определить название здания.
Еще хороший лайфхак – как только выучил информацию о нескольких культурных объектах, можно найти все задания на сайте «Федерального института педагогических измерений» (ФИПИ), связанные с ними, и прорешать их.
В чем хитрость подготовки к последнему заданию
В последнем 19-м задании, используя исторические знания, в подтверждение точки зрения автора нужно привести аргументы. Сложность в том, что тема может быть связана с любым историческим периодом, а еще если в обычном задании за неверный ответ теряется один балл, то здесь — сразу три. Во время подготовки я советую выписывать причины и последствия всех событий из базы заданий ФИПИ, так как на экзамене правильно придумать причины войны или последствия казней будет просто невозможно.
Учеба на юридическом факультете требует высокого уровня знаний школьной программы по гуманитарным дисциплинам, особенно по обществознанию и истории. Результаты государственной аттестации по профильным предметам играют решающую роль в поступлении на бюджетное или коммерческое место. Один из вопросов, возникающих у выпускников 11-го класса при выборе предмета для сдачи единого государственного экзамена, сложно ли сдавать ЕГЭ по истории и как набрать высокие баллы.
Как проходит ЕГЭ по истории
Прохождение единого государственного экзамена по истории требуется для поступления на гуманитарные и творческие факультеты вузов:
- Юриспруденцию;
- Гостеприимство;
- Интернет-маркетинг;
- Теорию и практику перевода;
- Искусствоведение и арт-бизнес;
- Дизайн.
Общие правила сдачи ЕГЭ:
- Выпускники проходят аттестацию централизовано в специально оборудованных пунктах сдачи;
- В процедуре сдачи предусмотрены основные даты прохождения испытаний, дополнительные и резервные дни пересдач;
- В начале экзамена наблюдатели объясняют правила заполнения информационной части бланков и обозначают особенности сдачи конкретного предмета;
- Предусмотрена возможность апелляции полученных результатов;
- Проверяющие педагоги выставляют сначала первичные, а затем тестовые баллы;
- Оценка выставляет по 100-балльной шкале.
- Ким состоит из двух частей: тестовые вопросы и развернутые ответы;
- Всего ученикам надо решить 19 заданий, из них 8 письменных заданий;
- Темы, внесенные в экзамен, охватывают период с древнейших времен до наших дней;
- Аттестация длится 180 минут.
Особенности сдачи ЕГЭ по истории
При себе школьники обязаны иметь:
- Документ, удостоверяющий личность;
- Основную и запасную ручку;
- Бутылку воды и легкий перекус в не шуршащей обертке (по желанию).
Необходимые знания:
- Даты;
- Факты;
- Профильная терминология;
- Выдающиеся личности.
Дополнительно требуется умение работать с историческими картами, таблицами и иллюстрациями. Задания проверяют умение выстраивать логические цепочки, аналитически мыслить и давать собственные прогнозы.
Что нужно чтобы сдать историю
Для успешного прохождения экзамена требуется уделить максимальное количество времени регулярной подготовке. Оптимальным сроком начала занятий считается 10 класс. За год школьники успевают заполнить пробелы в знаниях и сформировать навык выполнения профильных заданий.
Для успешной сдачи ЕГЭ требуется:
- Уделить внимание теоретической подготовке;
- Регулярно выполнять демоверсии экзамена;
- Обозначить список экзаменационных тем;
- Отметить наиболее сложные задания;
- Распределить время на решение кимов;
- Узнать о критериях оценки.
Важно грамотно подобрать учебники, справочные материалы, отработать навык использования исторических карт.
Как хорошо сдать ЕГЭ по истории
Для успешной сдачи экзамена необходимо разобраться со структурой заданий. Они разделятся по уровню сложности:
- Базовый уровень – 7 тестовых заданий с простыми ответами;
- Повышенная сложность – 10 вопросов;
- Высокая сложность – 2 задания.
На экзамене оцениваются:
- Умение работать с историческим источником;
- Знание дат, фактов и явлений;
- Владение терминологией;
- Навык установления соответствий;
- Использование исторических сведений для аргументации в дискуссии.
Письменные задания включают:
- Описание исторического памятника по иллюстрации;
- Установление причинно-следственных связей с аргументацией и упором на исторические факты.
Как выучить
Экзамен требует запоминания большого объема информации.
Полезные лайфхаки:
- Использовать различные способы запоминания информации: зрительный, слуховой, ассоциативный.
- Составить конспекты тем;
- Завести словарь терминов и дат;
- Применять метод стикеров;
- Подобрать учебные пособия;
- Использовать карты, атласы, схемы и табличные материалы;
- Уделить внимание изучению событий Великой Отечественной Войны – вопросы этого события обязательно присутствуют в кимах и позволяют набрать большое количество первичных баллов;
- Использовать видеоматериалы, вебинары и лекции в открытом доступе в Интернете.
Подготовка к ЕГЭ
Способы подготовки:
Самостоятельная – школьники составляют индивидуальный график подготовки, сами подбирают необходимую литературу.
Преимущества:
- Простота организации учебного процесса;
- Минимум затрат.
Недостатки:
- Требуется навык самопроверки и саморедактирования;
- Нужен высокий уровень мотивации, дисциплинированность и ответственность.
При составлении плана занятий рекомендуется обозначить все темы, затронутые на экзаменах, планомерно повторить каждую из них, остановиться на сложных моментах. Даты, термины и факты лучше запоминаются после конспектирования в отдельной тетради. Новый материал рекомендуется изучать 3 раза в неделю, одно занятие в неделю необходимо полностью посвящать повторению пройденного ранее материала.
Занятия с репетиторами – организуются в очном или онлайн формате.
Преимущества:
- Общение с профессиональным педагогом, знакомым с тонкостями организации проверки экзамена;
- Совместный разбор сложных тем;
- Психологическая поддержка;
- Проверка уровня знаний, выявление пробелов и ошибок.
Недостаток:
- Высокая стоимость занятий;
- Личный фактор нахождения общего языка с педагогом.
Регулярные занятия с репетитором позволяют подтянуть знания школьной программы, но рассчитано такое обучение на срок от полугода до года.
Прохождение специализированных курсов подготовки – занятия организуются на базе образовательных учреждений, в том числе в вузах.
Преимущества:
- Контроль и общение с преподавателями;
- Экспресс подготовка за 1 или 3 месяца до сдачи экзамена;
- Профильная программа обучения, нацеленная на набор максимального количества баллов за ЕГЭ.
Недостаток:
- Необходимость четкого соблюдения графика.
Курсы организуются в очном или онлайн формате, поэтому школьники выбирают максимально удобный вариант посещения занятий.
ЕГЭ по истории требует серьезной подготовки, без твердых знаний дат и событий сдать экзамен на высокий балл будет сложно. Для набора 100 баллов требуется как можно раньше начать подготовку, организовать график и план самостоятельных занятий и совместить их с прохождением профильных курсов или занятий с репетиторами.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Телефоны (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы
Пн-Пт: 09.00 — 20.00
Сб-Вс: 10.00 — 17.00
Александра ЮрченкоЭксперт в теме «ГИА»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет информационных технологий
В «Синергии» отвечает за:
разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов, и их оперативной корректировке.
19 июня – день максимального напряжения, сконцентрированного в школьниках всей страны, выбравших в свой список предметов для сдачи историю. Еще бы, столько дат, столько исторических событий, личностей и монументов, выучить не каждому под силу. Сейчас вы узнаете, как это было и что хотелось бы посоветовать тем, кто приметил этот предмет для сдачи. Поехали.
Начнем с того, что история это такой предмет, который может одному и тому же человеку казаться и трудным, и довольно простым к восприятию. И секрет в том, что нужно просто найти подход к его изучению. Сама я не из тех, кто «зубрил» весь учебный год предмет.
Для меня достаточно было уроков, сборника заданий ЕГЭ, видеороликов на youtube с лекциями, ну и, конечно же, любимого — документальных сериалов и фильмов по истории. Посмотрела и послушала я достаточно, и поэтому, идя на экзамен чувствовала себя уверенно. Хотя и не обошлось без штудирования дат за вечер «до».
Первое, что мне удалось заметить, придя на экзамен, что в классах много свободных парт. То есть многие заявившиеся на экзамен по истории не пришли, видимо, предмет действительно много кого пугает, но пугаться точно не стоит! От лишних накручиваний и переживаний можно неправильно рассчитать время выполнения экзамена.
Кстати, на написание 25 заданий дано 3 часа 55 минут. Этим временем необходимо распорядиться правильно. Неторопливо, рассудительно, но ловко нужно обойтись с тестовой частью. Там вы встретите и раскиданные по периодам события, и исторических личностей, с характеристиками их деятельности, и понятие, термин которого нужно выделить и записать в ответ, так же и контурная карта с соответствующими вопросами, и письма, адресованные кому-то очень важному в истории страны. Ваша задача – не растеряться во всем этом разнообразии и ответить верно, а главное – укладываясь во время.
Я, ознакомясь с заданиями своего КИМа, поняла, что знаю ответы не на все вопросы теста. Что же делать? Идти домой и плакать? Конечно, нет, вспомните, что задания теста составлены людьми. Это поможет вам тем, что вы сможете представить себя на месте составителя задания и понять его логику.
Если и это не поможет, то можно попробовать так же перенестись в тело исторического деятеля и порассуждать, как бы он поступил, в данных обстоятельствах, учитывая его склонности, интересы и черты характера, конечно. Таким образом, вспоминая то или иное событие, территории, временной промежуток или особенности воеводы, князя или императора вы маленькими шагами придете к правильному ответу. Заодно убедившись на пути к нему, что все знания – при себе.
А если тема вопроса совсем незнакома, можно просто довериться интуиции. Порой, она может подсказать то, что мы подозреваем, но боимся ответить.
И вот, добравшись до открытых заданий, идет работа с текстом. В принципе, тут опять же пригодится логика, немного интуиции и знания основных исторических событий. Конечно, деятельность крупных исторических личностей лучше изучить более подробнее, знать хотя бы по одной-две реформе в каждой сфере: социальной, духовной, политической и экономической.
Не обойтись в последнем задании – сочинении, и без писательских способностей. Умение хорошо писать поможет вам рассказать проверяющему достоверно и чисто даже о том событии, которое вы знаете плохо.
Итак, подведем итог, вот мои полезные советы, которые пригодятся сдающим ЕГЭ по истории:
1. Найдите правильный подход к изучению истории. Смотрите документальные фильмы, слушайте интересные лекции учителей, читайте книги, сюжет которых основан на реальных событиях. В общем, займитесь тем, что любите, связывая это с занятие с историей.
2. Не волнуйтесь. Все выучить невозможно и никто этого делать не будет, поэтому чувствуйте себя уверенно и правильно распланируйте время решения заданий, чтобы хватило времени на перепроверку и внесение ответов в бланки.
3. Не знаете ответа? Не беда! Порассуждайте, подумайте, что бы вы делали при такой исторической ситуации. Если это не помогло, подключайте интуицию – ничего страшного в этом нет.
4. Вам все-таки нужно опираться на что-то: выучите основные даты и изучите крупные исторические личности, реформы, которые были ими приняты.
5. Читайте побольше. И практикуйтесь в написании сочинения. Оттачивайте свое мастерство письма и тогда, проверяющий зачитается и получит удовольствие от вашей работы, и это расположит его настрой к вам с первой строки.
Знаете, на удивление, после того, как я написала последний экзамен, и точка напряжения была позади, мне не захотелось забыть все пройденное, как это бывает иногда. Наоборот, захотелось изучать историю дальше. Ведь, выучить пару дат, послушать интересные лекции,почитать факты и биографии,– это совсем не сложно, а то, какими глазами на тебя смотрят друзья и одноклассники, не сдающие ЕГЭ, когда ты рассказываешь о том, что написал – бесценно.
Сен 18
6
Сложно ли сдавать ЕГЭ по истории? Главные Трудности ЕГЭ по истории.
Сложно ли сдавать ЕГЭ по истории? Этот вопрос встает перед каждым, кто выбирает этот предмет в десятом или в одиннадцатом классе. Трудный ли предмет история? Какие сложности ожидают тех учащихся, кто окажется на ЕГЭ по истории один на один с КИМом и двумя частями вопросов и заданий.
Кто выбирает ЕГЭ по истории? Те, кто собирается поступать в гуманитарные вузы, прежде всего на юридический факультет. Так как сейчас у силовиков высокая зарплата, и все рвутся на службу в полицию, в прокуратуру и мечтают стать судьями, то все они непременно должны получить юридическое образование. При поступлении на Юрфак нужны: русский язык, обществознание и да-да – история. Та самая наука, отцом которой считается Геродот.
Кстати, для справки, Геродот является еще и отцом Географии. Такой вот мощный ученый.
Итак, возвращаемся к ЕГЭ по истории. Раз все рвутся в юристы, то и конкуренция здесь высока. И это первая трудность. Конкуренция не просто высока, а очень высока, потому что в силовики еще идут дети силовиков, и это достаточно хорошо подготовленные дети, натасканные репетиторами и учившиеся в престижных школах. ЭТО ТРУДНОСТЬ ПЕРВАЯ.
ТРУДНОСТЬ ВТОРАЯ – фактический материал. Нужно держать в голове просто колоссальное количество информации. Одних исторических дат – две тысячи. И надо знать не только дату Ледового побоища или Грюнвальдской битвы, но еще и битву на реке Шелони, и битву при Молодях. После дат идут исторические персоналии. И их тоже тысячи. Кто такой Руднев? Кто такой Иосиф Волоцкий? И что сделал Невельской? Кто такие Ордин-Нащекин и Милютин? Ужас!
ТРУДНОСТЬ ТРЕТЬЯ – вопросы культуры. Не каждый искусствовед имеет за плечами такой багаж знаний о памятниках культуры, который надо иметь для сдачи ЕГЭ. Опытные педагоги впадают в стопор, когда видят в заданиях ЕГЭ по истории название иконы, о которой он в жизни не слыхивал, или книгу, которая известна только узким специалистам.
ТРУДНОСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ – знание карт. Их тоже десятки. Одних только с русско-турецкими войнами штук десять. И пойди догадайся, где тут что-то можно найти.
«Хорошо сдает историю тот, кто упорно трудится один-два года до экзамена», — скажет любой выпускник, который прошел это испытание. Учебный год уже начался, поэтому самое время познакомиться поближе с ЕГЭ по истории 2023. В статье вся необходимая информация: основные тематические блоки, структура экзамена и типы заданий.
Изменения ЕГЭ по истории — 2023
Обновлённая модель ЕГЭ по истории не привнесла радикальных изменений в структуру и содержание экзамена, что не может не радовать! Из экзамена 2023 не убрали никаких заданий прошлого года, а лишь добавили два новых в первую и вторую часть.
Это задание 8, посвящённое событиям Великой Отечественной войны. В задании вам предстоит поработать с иллюстративным материалом и дать краткий ответ на вопрос. Оно относится к категории базового уровня сложности и оценивается в один балл.
Вторым новшеством стало задание 20 на сравнение из второй части экзамена. Это задание высокого уровня сложности, которое оценивается в три балла:
Здесь выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о различиях (обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться должны на предложенные в задании данные, в нашем случае это положение дворянства) в положении дворянства при Петре I и Екатерине II. Свой тезис необходимо подтвердить как минимум двумя историческими фактами (не собственными мнениями!). Задание проверяет умение учеников проводить сравнительный анализ исторических событий/процессов и формулировать собственную точку зрения с опорой на конкретные факты.
Из точечных изменений ЕГЭ 2023 следует также отметить:
- на экзамен отводится 210 минут вместо прежних 180;
- максимальное количество баллов увеличилось с 38 до 42.
Важным новшеством стал новый принцип тематического формирования КИМов. Теперь не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны. То есть данная тема будет проверяться не только специфически в заданиях 8 и 17 (которые всегда посвящены сюжетам войны), но будет обязательно встречаться и в других заданиях первой и второй части. А это значит, что ваша подготовка к теме Великой Отечественной войны должна стать более основательной.
Коснулись изменения и системы оценивания заданий второй части — критерии стали строже.
Например, в задании 18 (причинно-следственные связи) есть штрафные баллы за приведение большего количества положений (более трёх), содержащих ошибку! Суть вот в чем:
- если вы приводите не три причины, как требует задание, а, например, пять (для подстраховки), то в случае, если хотя бы одна из них будет неверной (с фактической ошибкой или просто общее суждение, лишённое конкретики), то с вы потеряете 1 балл.
- если из этих пяти причин неверными окажутся две или более, то за задание автоматически выставляется 0 баллов.
Именно поэтому правило «чем больше напишу, тем лучше», больше не действует в задании по типу 18. Если не уверены в своём ответе, не стоит писать более трёх положений. Так вы сохраните возможность получить за задание хотя бы частичный балл.
Схожая ситуация оценивания теперь и в задании 19 (работа с терминами). Теперь помимо составления определения вас просят указать один любой факт, связанный с предложенным понятием. В прошлом году у выпускников ещё была возможность написать несколько фактов, и если хотя бы один из них оказывался верным, то ученик получал полный балл за задание. С 2023 года ситуация изменилась: если вы решите привести не один факт, а два-три, и какой-либо из них окажется неверным, то вы автоматически потеряете 1 балл за задание. То есть приводя факты, вы должны быть осторожны и не писать те, в которых не уверены.
Изменения в ЕГЭ по истории действительно масштабные. И речь здесь не столько об изменении количества заданий, сколько в критериях оценивания. И если при подготовке их не учесть, то на экзамене можно запросто потерять важные и ценные баллы.
Чтобы этого не произошло, мы в MAXIMUM Education разбираем с нашими учениками абсолютно все изменения ФИПИ и обновленные критерии оценивания. После этого мы тренируемся решать все задания и учимся подыскивать лучшие аргументы для письменной части. И обязательно делимся с учениками лайфхаками решения заданий. Большая часть из них типовая, а значит надо просто отточить нужные навыки, чтобы всегда получать максимальный балл.
Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по истории на 80+, то можете смело записываться на наши курсы подготовки. Мы определим ваш уровень знаний и научим всему необходимому!
Кратко о структуре экзамена
ЕГЭ по истории состоит из двух частей: в первой нужно дать краткий ответ, во второй — развернутый. Всего в бланках 21 задание, за которые можно получить максимум 42 балла. В заданиях встречаются:
- имена;
- названия;
- термины;
- фрагменты исторических источников;
- карты;
- иллюстрации;
- таблицы с датами.
Что нужно учить?
Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.
Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.
Всеобщая история
Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 21 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в кодификаторе, их чуть больше сотни (114 штук).
Более глубокие знания потребуются вам в задании 21, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.
Культура
В заданиях 7, 15 и 16 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов.
Картографический блок
В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.
В заданиях 9-12 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а также вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков.
Великая Отечественная война
Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено целых два задания: №8 (из первой части) и №17 (из второй части экзамена). А еще, как мы уже отметили выше, в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление.
Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР.
История современной России
Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.
Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?
Исторические источники
Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 11, 13-14, 17.
Таблицы на сопоставление
Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
В прошлом году в ЕГЭ по истории включили задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.
Установление причинно-следственных связей
С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи исторических событий и процессов. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что с 2023 года в нем присутствуют штрафные баллы, а значит написать побольше «для подстраховки» уже может грозить потерей баллов.
Задание на терминологию
С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.
Задание на аргументацию
Задание 21 в новой нумерации 2023 года помимо своей сложной структуры включает в себя элементы всеобщей истории.
Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.
Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и его объяснения, которое утверждает или опровергает исходный тезис. Об основных ошибках в задании на аргументацию и о том, как получить за него высший балл мы рассказывали в этой статье.
Кроме этого, для того, чтобы решить задание, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле, это вехи — ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с данными процессами и событиями вы можете в кодификаторе событий для задания 19, это поможет вам систематизировать информацию, продумав свою подготовку.
Как подготовиться к ЕГЭ по истории 2023?
Разумеется, все это выучить! Ученик действительно должен знать огромный объем информации. Именно поэтому история — один из самых сложных ЕГЭ.
Главная проблема — даты, которых нужно помнить несколько сотен. Однако ее можно решить, если пользоваться мнемотехниками. Мы уже делились некоторыми из них в другом материале.
Еще стоит прорешивать как можно больше заданий, которые встречаются на экзамене. Прописывайте аргументы, решайте тестовую часть — и не забывайте строго следовать всем правилам оформления ЕГЭ и критериям оценивания. После этого проверяйте свои ошибки и повторяйте те темы, в которых разбираетесь хуже.
Именно так устроены наши занятия по подготовке к ЕГЭ. Мы проводим срезы знаний и пробный экзамен, анализируем ошибки учеников и индивидуально объясняем им, на что обязательно нужно обратить внимание. Если у кого-то остаются вопросы, мы всегда дополнительно разбираем сложные темы.
Поэтому после наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории выпускники сдают экзамены на очень высокий балл — обычно не ниже 80. И неудивительно: они знают все ловушки ЕГЭ и умеют их обходить. Хотите так же? Ждем вас на наших занятиях!
История считается одним из самых сложных предметов для сдачи Единого государственного экзамена. Отметим, что в выпуске 2022 года в Якутии не было ни одного 100-бальника. Поэтому во время экскурсии по Московской школе «Летово» – второй по рейтингу среди международных частных школ было бы ошибкой не встретиться с учителем истории, экспертом ОГЭ и ЕГЭ Александрой Фокиной. Александра Васильевна автор более 10 научных и научно-методических работ, начинала карьеру в Орловской области.
– Каково это – проверять задания ЕГЭ?
– Быть экспертом ЕГЭ очень полезно для учителя – знать, как проверяются работы. В Москве стать экспертом просто, школа подаёт заявку желающих, а учитель проходит обучение, после которого сдаёт экзамене, по результатном которого может быть допущен к проверке.
Я написала несколько статей по методике преподавания истории. Когда ты работаешь в школе, то тебе интересно, как сделать так, чтобы твой предмет был интересен ученикам. Чтобы история не виделась скучным набором фактов, чтобы было ясно, что история не осталась в прошлом, а нужна нам сейчас. Нужна для понимания событий настоящего и развития навыков, которые пригодятся в любой отрасли. Например, на ЕГЭ проверяется, имеет ли ребёнок работать с текстом, картой, аргументировать, сравнивать. Специфика школы и ФГОС такова, что в первую очередь школьник должен овладеть навыками. Уже с 7 класса мы учим детей аргументировать. Сначала это простые аргументы, а затем становится сложнее. Учим сравнивать, работать с текстом: первичным источником, написанным в то время, когда происходили описанные события; вторичным, написанным позже, чаще историками. Это соотносится с ЕГЭ в том плане, что проверяются одни и те же навыки. Единственное, нашим выпускникам нужно подстроиться под формат ЕГЭ и повторить темы, которые они подзабыли.
– Задания с картами вызвали возмущение у учителей истории не только в Якутии, но и по всей стране…
– История невозможна без карт. Методист Алексей Стражев 100 лет назад сказал, что любое событие, не помещённое во времени и пространстве, не история, а абстракция. Должно быть ясно где, когда, почему произошло событие, кто был участником, к чему привело. Поэтому в «Летово» обязательно работают с картами. Правда у нас нет единого атласа, мы загружаем карты в электронную систему «Canvas». А контурные карты, где убрана какая-то информация, распечатываем на листочках для домашних заданий. Опять же работа с контурными картами не должна быть механическим заучиванием. Должна быть логика. Например, почему в Отечественной войне 1812 года после того, как русская армия оставила Москву, отступила на юг? Среди прочего, чтобы прикрыть путь к Туле, где был и есть оружейный завод. Резюмируя, работа с картами – необходимость, не только потому что это есть в ОГЭ и ЕГЭ, а просто потому что история без них абстрактна.
– Чем в Летово отличаются предметы «история базовая» и «история профильная»?
– Разный контекст. В базовой истории идёт работа с более простыми источниками. В профильной – более объёмные источники, менее адаптивные. Кроме того, более углубленные темы. Может быть более жёсткое оценивание аргументов на исторической дискуссии, эссе.
– По вашим наблюдениям, какие задания даются сложнее?
– Мои наблюдения полностью совпадают с тем, что печатают аналитики на сайте ФИПИ. Стоит отметить, что первую тестовую часть проверяет система, а учителя – вторую письменную часть. Мне кажется, рабочий год учителя-эксперта должен начинаться с двух моментов – просмотр на сайте ФИПИ изменений текущего года. Например, в этом году появились два новых задания в ЕГЭ, некоторые задания изменили формат. Обычно я узнаю об изменениях в августе и к 1 сентября уже готова рассказать об этом выпускникам. Второй момент, нужно посмотреть на сайте ФИПИ анализ результатов ЕГЭ прошлого года. Обращаю внимание на самые проблемные задания. Традиционно самые сложные задания на аргументацию, потому что нужно не только высказать своё мнение, но и сделать опору на конкретный исторический факт. В нашей школе мы все работаем над тем, чтобы научить ребёнка аргументировать, с этим у нас проблем практически нет. Вызывает сложность соединить знание предмета с умением. Отмечу, что невозможно научить ребёнка аргументировать за один год, поэтому работа должна вестись с 7 класса.
Я проверяю ЕГЭ 8 лет и картинка не меняется – детям сложно выполнять задания по истории культуры. По культуре нужно запоминать множество имён, названий, изображений. Например, это Храм Покрова на Нерли, а это Дмитриевский собор во Владимире. Чем они друг от друга отличаются? Кто их построил? Здесь нужно помнить и уметь анализировать. Например, даётся изображение и нужно указать стиль памятника. Если ты видишь колонны, портики, треугольный фронтон, то это специфика классицизма. Ещё часто вызывают сложности задания с историческими личностями. Ребята част путают исторических деятелей.
Небольшой секрет как научить ребёнка писать историческое сочинение – тут же давать обратную связь. Десятиклассники уже начинают писать хорошие исторические сочинения. Сегодня у меня на написание одной обратной связи ушло 45 минут. Если ученик прочитает индивидуальную обратную связь, где будут указаны ошибки, недочёты и сильные стороны, за которые его можно похвалить, то следующее сочинение будет лучше. Учитель должен наметить направление. Это совместная работа, которая касается не только эссе.
– Каков ваш лайфхак по запоминанию дат?
– Это не один лайфхак, а целый комплекс. Когда мы проводим опрос в начале года среди учеников, то просим указать свои сильные и слабые стороны в истории. 90% учащихся признаются, что плохо запоминают даты. Наверное, это связано с тем, что не всегда люди понимают, зачем это нужно. Если запомнить даты – самоцель, то мотивация будет невелика. А если цель более конкретная, то стимул будет больше. Не нужно учить даты сами по себе. Нужно учить их, связывая с событиями. Когда всё логично связывается, становится проще. Например, борьба Руси с монголами. Там есть несколько дат, которые могут встретиться на экзамене: 1377, 1378, 1380, 1382 – нужно построить из них цельный рассказ. В 1377 году русское войско столкнулось с монгольским на реке Пьяна. А уже в следующем 1378 году русское войско одержало первую победу на реке Воже. Через два года в 1380 году была Куликовская битва, в которой русское войско одержало победу над Мамаем. Но спустя два года в 1382 году ордынской хан Тохтамыш сжёг Москву. Вот, мы четыре даты уложили в одну историю – после Куликовской битвы Тохтамыш не просто так сжёг Москву, а хотел заставить русских князей возобновить уплату дани. Мы должны понимать логику событий. Потом можем провести аналогию – в 1380 году была Куликовская битва, а через сто лет в 1480 году было стояние на реке Угре , когда ордынское иго было сброшено.
Ещё есть старые добрые, но рабочие способы. Можно сделать карточки с датой на одной стороне и событием на другой. Ты неплохо запомнишь во время написания карточек, плюс можно доставать и проверять себя, например, в автобусе. Сейчас есть электронные программы, где можно сделать такие карточки. История – потрясающе интересный предмет, если подняться выше первого уровня. Первый уровень – это про факты, даты, если ты их выучишь как буквы, то они позволят тебе читать дальше. Например, со знанием основных фактов, ты уже можешь спокойно читать дневник человека, жившего в это время. Понимаешь, о чём идёт речь. Ребятам нужно понять, что они учат сухие факты для того, чтобы потом им было интересно другое.
Приятно, когда дети приходят и рассказывают следующее. Одна девочка пришла и сказала: «Мы дома начали смотреть сериал «София». Я всё объясняю родителям, они ничего не понимают, кто есть кто и почему они друг с другом не дружат. И когда они спросили меня, откуда я всё знаю, я сказала, что мы в школе проходили.» То есть когда ребёнок видит, что всё, что он знает, можно применить – интерес сразу возрастает.
– Сюжет художественных фильмов помогает выстроить логику в событиях?
Исторический сериал или фильм не нужно воспринимать как истину последней инстанции. Они очень полезны как средство зарождения интереса. Когда спрашиваешь восьмиклассников, какую тему они хотят учить, то отвечают Екатерину II. Почему? Потому что они посмотрели сериал и им интересно, что правда, а что вымысел сценариста. Но бывают и другие крайности. В 6 классе мы проходили крещение Руси, князя Владимира, междоусобицу сыновей Святослава. И дети мне говорят: «Александра Васильевна, всё было не так!» Мне понадобилась какое-то время, чтобы объяснить, что задача мультфильма «Князь Владимир» заинтересовать вас, показать вам видение автора, а в реальной истории могло быть по-другому. В старших классах мы говорим о предвоенном времени, начале Великой Отечественной войны. И сухая информация из учебника ляжет на фильмы, которые они могут посмотреть. Так, дети лучше прочувствуют эмоциональную сторону, как люди жили до войны, что чувствовали, когда она началась. Здорово, когда история перекликается с литературой. Например, после прохождения темы о восстании декабристов мы читали стихотворения поэтов той эпохи. Так, дети разбирались, почему одни поэты писали о декабристах с восхищением, а другие с осуждением. Когда два пласта – история и литература соединяются, то учащиеся также могут применить свои знания. Главное, уметь отличить историю от художественного осмысления.
– Два часа истории в неделю достаточно для подготовки к ЕГЭ?
– Нам учителям всегда будет казаться недостаточно (смеётся). История у нас богатая, информация достаточно объёмная. Ещё важно развивать навыки. В эти два часа уложить весь материал, конечно, сложно, учитывая тот факт, что в обычных школах детей в классе много. С одной стороны это маловато, с другой, я знаю, что учителя литературы, биологии, физики скажут то же самое. Нагрузка на детей должна быть ограничена. Хороший выход, если школа может предложить внеурочные занятия для тех ребят, кто хочет больше. Для тех, кто сдаёт этот предмет или хочет участвовать в олимпиадах. Не всегда школьники знают историю своей малой родины. Было бы интересно рассмотреть, как проходили большие исторические процессы в твоём регионе, городе, селе.
– За дополнительными часами часто обращаются к репетитору. Он может навредить?
– Всё зависит от качества репетитора. Родитель должен быть уверен, что он профессионал. Репетитор занимается с ребёнком один на один, так можно лучше усвоить материал. Но бывают исключения, некоторым детям больше подходит мини-группа из двух-трёх человек. Интересно, когда в XIX веке в царской семье выбирали воспитателей для царевича, то подбирали ещё несколько сверстников. Чтобы была оглядка друг на друга и стимул к развитию. Не могу сказать, что репетитор – это хорошо или плохо. Это индивидуальный процесс, который зависит от вовлечённости ребёнка, мастерства взрослого, возможностей школы.
Александра Фокина отметила, что в школе «Летово» есть возможность проводить дополнительные задания, на которых можно повторить темы младших классов и проработать «проблемные» места.