Роман Зарапин,
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета,
преподаватель Института дополнительного образования РГГУ,
эксперт ЕГЭ по истории и обществознанию
История — традиционно популярный предмет у школьников. Но одно дело — читать интересные книги о разных эпохах, и совсем другое — сдавать экзамен, где от вас требуется знание конкретных дат, имен и терминов, умение работать с историческим документом и картой, способность анализировать проблемные ситуации. Этими навыками, к сожалению, обладают далеко не все выпускники. Поэтому средние баллы ЕГЭ по истории очень невысоки. Несмотря на то, что за последние годы ситуация чуть улучшилась, больше 80 баллов в 2017 году все равно набрали чуть больше 7% выпускников, сдававших этот экзамен. Какие же общие рекомендации можно дать тем, кто планирует сдавать Единый государственный экзамен по истории и хочет сдать его как можно лучше?
Во-первых, нужно начинать готовиться заранее. История, наряду с иностранным языком, — это предмет, который требует много времени на подготовку. Одного года для блестящей сдачи экзамена может оказаться недостаточно — нужно усвоить большой объем информации, и эти даты, термины и имена должны прочно «уложиться» в голову. Все, кому приходилось писать в школе контрольные работы по истории, помнят этот эффект «проваливания», когда через неделю понимаешь, что информация, вроде бы надежно сохранившаяся в уме, куда-то делась. То же самое происходит и при подготовке к выпускному экзамену. Для того чтобы быть уверенным в прочности своих знаний, нужно пройти весь курс не по одному разу.
Во-вторых, надо пользоваться перечнем дат, имен и терминов, знание которых требуется при сдаче ЕГЭ по истории. Для этого можно воспользоваться материалом вашего школьного учебника, выписав оттуда соответствующий материал. Очень полезно обратиться к Историко-культурному стандарту, на основе которого создаются школьные учебники и составляется программа ЕГЭ. Он как раз и содержит список дат, знание которых считается важным.
В-третьих, обязательно используйте при подготовке атласы и контурные карты. В идеале, читая учебник, нужно смотреть одним глазом в текст, а другим — в атлас. Карты нужны при изучении абсолютно всех тем. Если ваше знание географии оставляет желать лучшего (попадаются одиннадцатиклассники, которые Москву или Санкт-Петербург на карте не могут сразу отыскать), то вам точно необходимы контурные карты. Не считайте, что задания по контурным картам годятся только для пятиклассников! Это важнейший метод обучения, который позволяет задействовать все три вида памяти сразу — визуальную, аудиальную и моторную.
Наконец, изучайте иллюстративный материал. Очень полезно сходить в музей или просто погулять по городу — в большинстве населенных пунктов есть архитектурные памятники, на материале которых можно изучать культуру того или иного периода. Создайте в своем компьютере базу изобразительного материала; картины, фотографии памятников архитектуры, плакаты, марки на исторические сюжеты — все пойдет в дело. Все это позволяет закрепить материал, чтобы чувствовать себя комфортно на экзамене.
И не набрасывайтесь сразу на тесты! Пока материал не выучен, от них будет мало толка. Зато, если основная информация (даты, имена, термины) прочно заняла свое место в голове, решение тестов не будет представлять особого труда.
Задание № 20
Что требуется
Необходимо ответить на три вопроса по тексту — указать время его создания (как правило, с точностью до десятилетия), привести фамилию автора или руководителя страны или монарха, во времена которого был создан данный документ, а также назвать период, к которому относится текст.
Особенности
Это относительно несложное задание. Для правильного ответа на поставленные вопросы необходимо провести атрибуцию текста, то есть найти в документе слова-маркеры, которые указывают на эпоху или даже на год.
Советы
Для того чтобы работа с текстом не застала выпускника врасплох, при подготовке лучше всего пользоваться хрестоматией и при чтении каждого документа проверять, можно ли догадаться, что это за текст, не видя его заголовка. Кроме того, при работе с терминами полезно выписывать не только их определения, но и хронологические рамки использования. К примеру, если в тексте попалось слово «рекрут», то он может относиться только к XVIII — середине XIX века (рекрутчина появилась в России при Петре I, а исчезла после введения всеобщей воинской повинности в 1874 году). А термин «Совет народных комиссаров СССР» указывает на 1923-1946 гг., так как ни до, ни после такого органа власти не существовало.
Задание № 21
Что требуется
Ответить на три вопроса по тексту.
Особенности
Несложное задание, для выполнения которого нужно лишь найти в документе соответствующую информацию. Ее можно просто переписать, а можно, раскрыв кавычки, выразить мысль своими словами. Однако во втором случае нужно быть очень внимательным: если слова автора были поняты неверно, баллов не дадут.
Советы
Опять-таки, нужно обратиться к хрестоматиям. Кроме того, издаются рабочие тетради, в которых даны отрывки из исторических документов и сформулированы вопросы, на которые нужно ответить. Здесь важно «набить руку»: если с первого раза найти нужную информацию в тексте не получается, нужно пробовать снова и снова.
Задание № 22
Что требуется
Ответить на вопрос, связанный с текстом, и привести два своих суждения (указать причины, следствия, результаты событий и т. д.).
Особенности
Нередко бывает, что задание № 22 содержит своеобразную подсказку к заданию № 20, и наоборот. Можно сразу прочитать все три задания и решать их комплексно. Только нужно быть очень внимательным при перенесении ответов на бланк.
Советы
Здесь уже потребуется системное видение ситуации. В задании проверяется, насколько выпускник понимает связь данного текста с предшествующими или последующими событиями в истории страны. Ничего сложного в этом задании нет. Можно вспомнить важные даты, относящиеся к более раннему (если в вопросе требуется назвать причины) или, наоборот, более позднему периоду (если вопрос касается последствий), и связать их с поставленным вопросом. Если причинно-следственную связь проследить не удается, стоит проверить, правильным ли был ответ на вопрос № 20.
Задание № 23
Что требуется
Проанализировать историческую проблему или ситуацию.
Особенности
Это очень интересное задание, но выполнить его непросто. Во-первых, потому, что спросить могут совершенно о чем угодно — о политике, экономике, социальном строе, культуре. Во-вторых, нужно привести не одно суждение (объяснение, характеристику или доказательство), а три — и здесь опять потребуется системное видение.
Советы
Может показаться странным, но главное, что можно здесь посоветовать, — это быть любопытным. Не нужно воспринимать учебник как догму, скучный список дат, которые нужно заучить. Читая тот или иной параграф, нужно задавать самому себе вопросы — «почему произошло это событие?», «могли ли действия монарха или полководца привести к иному результату?», «какие социальные группы могли принять участие в этих событиях?», «что позволило одержать победу?» и т. д. Это позволяет морально подготовиться к таким проблемным ситуациям. Очень полезно читать не только учебную, но и научную или хотя бы научно-популярную литературу: большинство таких проблемных заданий — это вопросы, которые были или даже остаются предметом обсуждения в исторической науке и нашли отражение в книгах. Но чтобы читать такие книги, нужно действительно интересоваться историей.
Задание № 24
Что требуется
Проанализировать историографическое суждение, подтвердив и опровергнув его двумя суждениями.
Особенности
Надо видеть проблему с двух сторон, уметь представить себя как в лагере «сторонников», так и в лагере «противников» представленной концепции.
Советы
Это самое сложное задание — даже сложнее, чем историческое сочинение. Здесь понадобится вся информация, которая была накоплена в процессе подготовки к экзамену. Важно помнить, что все аргументы должны основываться на исторических фактах, а, значит, понадобятся конкретные знания. Можно составить на черновике список событий, которые могли бы иметь отношение к поставленной проблеме, и попробовать через них доказать или опровергнуть представленную точку зрения. Нередко срабатывает «обществоведческий» подход: можно вспомнить о четырех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной, духовной) и приводить аргументы из разных областей. Допустим, необходимо доказать и опровергнуть, что Россия в XVII веке находилась в изоляции от Европы. Поищем в политической истории факты, которые позволяют подтвердить эту точку зрения и опровергнуть ее. К примеру, интенсивность контактов между Россией и европейскими странами была гораздо ниже, чем интенсивность дипломатических контактов внутри Европы (в Россию прибывало мало посольств); но, с другой стороны, Россия заимствовала европейский военный опыт и именно в это время в составе российской армии появились полки «нового строя». Потом ищем такие же суждения в экономической, социальной и культурной истории. Однако важно помнить: все аргументы должны быть основаны на исторических фактах.
Задание № 25
Что требуется
Написать историческое сочинение.
Особенности
Подготовиться к этому заданию легче, чем к заданиям № 23 и № 24, но нужно постоянно держать в голове, что должно быть в этом историческом сочинении, за что ставят, а главное — за что снимают баллы.
Советы
Можно, конечно, заранее написать пакет эссе (с учителем, родителями, репетитором, преподавателем курсов) и просто выучить его. Но механическое заучивание не самый лучший вариант. Хотя «угадать» темы, в принципе, можно. В пакет включены три хронологических периода: один — по доимперской Руси/России, второй — по истории XVIII и начала ХХ века и третий — по советскому периоду. Можно выбрать один из этих блоков и подумать, сколько в него входит исторически значимых периодов. По XX веку, например, получается не больше 20 тем, по имперскому — немногим больше. Нужно выучить критерии — знать, что конкретно должно быть в вашем сочинении. Многие выпускники пишут методом «потока сознания» — что вспомнил, то и записал, тогда как при проверке эксперты обращают внимание на конкретные вещи. Необходимо:
- Назвать не менее двух событий, которые относятся к данному периоду истории.
- Указать не менее двух исторических личностей, деятельность которых связана с указанными событиями, и охарактеризовать их роль (требуется назвать конкретные события и указать конкретные действия каждого человека).
- Привести не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий, явлений или процессов этого периода.
- Привести оценку событий данного периода на дальнейшую историю нашей страны.
Отдельный балл ставится за корректное использование исторической терминологии, и еще до двух баллов дают за отсутствие ошибок. Тут тоже действует принцип «набить руку»: если написать несколько десятков таких сочинений, проверить их по критериям и примерно запомнить, как и что нужно писать, вас непременно ждет успех.
Рассказываем, как написать письменную часть ЕГЭ по истории на максимальный балл.
Автор: Ирина Годунова, преподаватель истории в онлайн-школе «Вебиум»
Общие советы
- Пишите понятным почерком
А ещё старайтесь не использовать разговорную лексику и выделять абзацы.
- Пишите «шапку» перед ответом
То есть указывайте, на какой именно вопрос вы отвечаете.
- Пользуйтесь правилом «+1»
В заданиях 21-24 указывайте на один пункт больше, чем требуется: эксперты не снимают баллы за ошибочные варианты.
- Отвечайте только на поставленный вопрос
Не нужно писать лишнюю информацию.
- Рассматривайте вопрос с разных сторон
Не все задания требуют конкретных знаний по истории. Часто для решения заданий 23 и 24 нужно применить логику.
- Приводите разноплановые аргументы
Чтобы написать больше пунктов в задании, вспомните сферы общественной жизни (духовная, социальная, экономическая и политическая).
НО! Совет не работает в случаях, когда в задании просят проанализировать конкретные сферы.
Задания 20-22 (по тексту)
За каждое задание дают по 2 балла. Если не указан 1 элемент, балл снижается. Если не указаны два элемента — 0 баллов.
Именно в этих заданиях лучше избегать излишнего цитирования и ответов не по теме.
Читая текст, постарайтесь выделить слова-маркеры, вникните в суть написанного.
Задание 20
- Пишите инициалы личностей, только если полностью уверены. Ответ засчитают и если вы просто укажете фамилию, без инициалов
- Если просят указать десятилетие, не забудьте указать и век тоже. Например, 1230-е, 30-е годы XIII века
- Если просят указать десятилетие, а вы пишете точный год, это некорректный ответ. Отвечайте на вопросы точно.
Задание 21
- Задание выполняется на основе текста.
- Избегайте избыточного цитирования (не выписывайте более 10 слов подряд).
- В этом задании можно писать больше пунктов, чем просят в задании.
- Иногда можно писать пункты, основанные на ваших знаниях истории, но это отдельно отмечается в задании.
Задание 22
- В этом задании можно писать больше пунктов, чем просят в задании.
- Обычно спрашивают про причинно-следственные связи или про конкретные факты.
Задание 23
- За это задание можно получить 3 балла.
- Здесь можно писать больше пунктов, чем просят в задании.
- Короткие факты без пояснения могут не засчитать.
- Общие рассуждения чаще всего не засчитывают. Обязательно подкрепляйте доводы фактами.
- Ответом должно быть полноценное положение, аргумент (то есть факт + пояснение).
Задание 24
- За это задание можно получить 5 баллов.
- Для того, чтобы получить максимум, нужно написать не менее 2 аргументов в подтверждение и не менее 2 — в опровержение.
- Обязательно пишите аргументы «за» и аргументы «против». В этом задании ценится разносторонний подход.
- При оформлении задания обязательно указывайте, какие из аргументов вы приводите в подтверждение, а какие — в опровержение.
- В этом задании можно писать больше пунктов, чем просят в задании.
- Ответом должно быть полноценное положение в форме аргумента (факт + пояснение).
- Оптимальный размер аргумента — 1-2 предложения.
- Короткие факты без пояснения могут не засчитать.
- Общие рассуждения чаще всего не засчитывают тоже.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Анализ
сложных заданий ЕГЭ по истории
Ковалевский
Станислав Александрович
Задания
части 2 ЕГЭ по истории традиционно считаются самыми сложными для выпускников,
получивших среднее общее образование. Почему? Здесь стоит выявить несколько
причин:
1) Предъявление
определенного уровня требований к индивидуальной подготовке учащегося, степени
владения историческим материалом.
2) Повышенная
сложность заданий, требующих не только применения знаний для решения практических
задач, но и понимания требований, предъявляемых к отдельным заданиям.
Ответы
на задания части 2 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий
20, 21, 22 оценивается 2 баллами; задания 23 – 3 баллами, задания 24 – 4
баллами; задания 25 – 11 баллами.
Задания
20 – 22 требуют от выпускника провести комплексный анализ исторического
источника.
Задание
№ 20
требует от выпускника, как правило, либо установить принадлежность отрывка к ее
автору, либо установить личность (правителя) с кем органически связан данный
исторический источник. Задание № 21 предполагает непосредственный анализ
источника, выявление позиции автора. Задание № 22 связывает
представленный текст с историческими событиями и персоналиями.
Наш
пример:
Из
записок иностранца
«____________
был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони и, заставив
побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить
большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего
наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город
при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он
захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез
оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз
присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и
Тверское;
в
другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда
одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал
его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он,
ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.
___________
ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под
старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые]
стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для
бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был
преграждён.
Впрочем,
как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда
прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал
их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла
ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить
когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии
ордынцев больным». [1]
20.
Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на
который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его
«гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.
Ответ:
Для
построения предложений на задания части 2 ЕГЭ по истории стоит использовать для
конструирования ответа непосредственно вопросы, содержащиеся в заданиях.
Выстраивая ответ таким образом вы всегда сможете верно указать на какую часть
вопроса вы отвечаете.
—
В тексте дважды пропущено имя Ивана III Васильевича.
—
Большая часть его правления приходится на XV век.
—
Упоминаемая в тексте «гречанка-супруга» — Софья Палеолог.
Стоит
учитывать тот факт, что отвечая только на часть вопроса, вы сможете
рассчитывать на 1 балл из 2 возможных, только если правильно укажите два его
элемента.
21.
Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор?
Приведите любые три примера его успешной деятельности.
Ответ:
Стоит
учитывать, что выпускнику не предъявляется требование точного переписывания
соответствующих фрагментов текста.
Автор
называет такие успехи Ивана III Васильевича, как:
—
победа московского войска в битве при р. Шелони
—
признание со стороны новгородцев Ивана III Васильевича как господина и государя, в
результате чего Новгородская республика вошла в состав Московского княжества
—
строительство (ремонт) новых укреплений в Москве, возведение построек на
территории Москвы
—
внешнеполитическое влияние на политику, проводимую Казанским ханством
(установление правителей Казани, угодных Ивану III Васильевичу).
22.
Следствием какого события стало освобождение Московского государства от
зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло
это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял
Московскому государству.
Ответ:
—
Освобождение Московского государства от зависимости стало следствием победы над
ханом Большой Орды Ахматом в результате событий, известных нам как «Стояние на
р. Угре».
—
Это событие относится к 1480 г.
—
В ходе данного события Московскому государству противостоял хан Большой Орды
Ахмат.
Задание
№ 23
предполагает анализ выпускником представленной исторической проблемы,
установление причинно-следственных связей событий, оказавших значительное
влияние на историческое развитие отечественной истории.
Наш
пример:
23.
В первые годы царствования Александра II большинство
помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права
и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император
был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные
основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.[2]
Ответ:
—
Крепостное право, как форма феодальной зависимости крестьян, тормозило
экономическое развитие России. Потребность промышленности в рабочих, стало
сдерживающим фактором ее развития, что и стало одной из причин отставания Росси
на пути промышленного переворота от передовых стран Европы.
—
Значительное влияние на проведение «великих реформ» Александром II оказала и
внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия в связи с поражением в
Крымской войне (1853 – 1856 гг.). Рассчитывать на пересмотр итогов Крымской
войны могла только сильная Россия, обладающая дееспособной, технически
перевооруженной армией и флотом.
—
Ухудшение экономического положения крестьян, увеличение крестьянских бунтов и
революционных настроений в обществе.
При
решении заданий стоит учитывать, что 3 первичных балла вы сможете получить
только при условии правильного ответа на каждый оцениваемый элемент ответа. При
частичном решении задания – 1 балл за каждый правильный ответ.
Задание
№ 24
Задание
№ 24 предполагает аргументацию собственного мнения в рамках исторической
проблемы. Дискуссионная проблема требует от выпускника представить полярные
точки зрения, как подтверждающие, так и отрицающие представленное в задании
высказывание. Обозначенная выпускником позиция должна содержать не только
оценочное суждение, но и доказательства в виде факта (фактов). Причем, и это
касается всех заданий части 2 ЕГЭ по истории, выпускником может быть приведено
более двух (требуемых) позиций, что не является недостатком ответа и создает
определенную возможность получить максимальный балл, даже если один из
аргументов не будет зачтен как верный. Стоит учитывать, что, приводя аргументы
только в подтверждение или опровержение позиции, вы можете рассчитывать только
на 1 первичный балл из 4 возможных.
Наш
пример:
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна
из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Советско-финляндская война имела благоприятные для СССР
последствия».[3]
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми
можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические
факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) СССР получил опыт боевых действий в зимнее время, опыт прорыва
глубокоэшелонированных укреплений, находящихся на лесисто-болотистой местности.
Эффективность использования финскими войсками пистолетов-пулеметов в условиях
боевых действий привела к возвращению данного типа вооружений в ВС СССР.
2) СССР в рамках советско-финской войны 1939 – 1940 гг. смог
приобрести ряд территорий, сыгравших немаловажное значение в ходе Великой
Отечественной войны. Так, контроль над акваторией Ладожского озера смог
обезопасить Мурманск, находившийся вблизи советско-финской границы;
установление контроля над Калерией и рядом островов Финского залива обезопасили
Ленинград, являвшийся крупным промышленным центром СССР.
Аргументы в опровержение:
1) Одним из результатов советско-финской войны стало ухудшение
международного положения СССР, его исключение из Лиги Наций в 1939 г. как
агрессора, уменьшение внешнеторговых связей с капиталистическими странами мира
(США).
2) Огромные потери советских войск в ходе советско-финской войны стало
одной из причин формирования представлений о слабости советской армии, ее
неспособности эффективно вести боевые действия, преодолевать линии укреплений
противника, что стало следствием укрепления мнений сторонников войны с СССР в
Германии (22.06.1941 – 09.05.1945 гг.).
3)
Советско-финская война и ее итоги стали причиной сближения Германии и
Финляндии, ее участие в ВОВ на стороне стран оси, с возвращением в 1941 году
территорий, потерянных в ходе войны 1939 – 1940 гг. (до 1944 года). Карельский
вопрос и на сегодняшний день является камнем преткновения во взаимоотношениях
России и Финляндии.
Задание
№ 25
Задание
№ 25 – историческое сочинение. Не выполняя задание, выпускник теряет
возможность получить 11 первичных баллов. Написание исторического сочинения
предполагает вариативность выбора со стороны выпускника. Для успешного
написания исторического сочинения обязательно стоит учитывать критерии
оценивания задания:
1) Указание
событий (два события, явления, процесса). Это могут быть как важнейшие события
данного исторического периода, так и даты текущего исторического процесса. Но,
даже владея историческим материалом, не стоит перенасыщать историческое
сочинение датами, т.к. в условиях экзамена (сильного волнения) вы можете
совершить ошибку и лишить себя 2 первичных баллов по критерию К6 (наличие
фактических событий). Т.е., указывать стоит только те даты, в которых вы не
сомневаетесь.
2) Исторические
личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода
истории (требуется привести две исторические личности, раскрыть их роль в
указанном историческом периоде на конкретных фактах). Вместо указания в
историческом сочинении десятка имен, стоит сосредоточится на подробной характеристике
двух-трех ключевых персоналий, занимающих центральное место в рамках выбранного
исторического периода, с указанием конкретных действий личности.
3) Причинно-следственные
связи (стоит указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины
возникновения событий). Здесь вы можете указать причины событий, их влияние на
дальнейшее развитие исторического процесса.
4) Оценка влияния
событий (оценка событий на дальнейшее историческое развитие России выпускником
опирается на конкретные факты и (или) мнения историков). Например, по мнению
доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова данный период
…
5) Использование
терминологии (корректное применение понятийного аппарата со стороны
выпускника).
6) Наличие/
отсутствие фактических ошибок
7) Форма изложения
(последовательное изложение выбранного исторического периода, отдельные части
сочинения логически связаны между собой).
Наш
пример:
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из
периодов истории России:
1) 862––
945 гг.; 2) июнь 1762 г. –– ноябрь 1796 г.; 3) июнь 1945 г. –– март 1953 г.
В сочинении необходимо:
––
указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся
к данному периоду истории;
––
назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание
исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е!
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо
указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на
ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
––
указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих
причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших
в данный период;
––
используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить
влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю
России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические
термины, понятия, относящиеся к данному периоду.[4]
Ответ:
862 – 945 гг.
В
исторической науке существует несколько точек зрения о дате возникновения
Древнерусского государства.
Часть
ученых придерживается точки зрения, что датой возникновения Древнерусского
государства является 862 год – год призвания варягов на
Русь.
Это
событие положено в основание Норманской теории возникновения
государственности у восточных славян (основатели – Миллер, Байер). Историки
считают, что только призвание варягов-руси (Рюрика, Синеуса и Трувора), т.е.
внешний фактор, содействовали объединению славян. В противовес им
антинорманнисты (основатель теории – М.В. Ломоносов) придерживаются мнения,
что без формирования внутренних предпосылок (культурное и экономическое
единство региона, социальное расслоение древнерусского общества и выделение
власти) формирование государства не представляется возможным.
Часть ученых считает, что единое государство у Восточных славян
возникло в 882 году в результате похода новгородского князя Олега Вещего на
Киев.
Причем ему пришлось убить правителей Киева – Аскольда и Дира. (Аскольд и Дир являлись дружинниками князя Рюрика,
покинувшими его в 864 году, в надежде пойти на службу к Византийскому
императору, но утвердившимися в Киеве в качестве князей. В истории Аскольд и
Дир – первые князья, принявшие христианство после неудачного похода на Царьград
в 866 году). Будет неверным не отметить
участие в походе 882 года Игоря Рюриковича. Ведь именно на Игоря и его право на
власть в силу принадлежности к княжескому роду опирался Олег Вещий в споре с
Аскольдом и Диром.
Создание ядра государственности привело впоследствии к тому, что
и иные территории восточнославянских племен были включены в состав Киевской
Руси. Так, в 843 году к Древнерусскому государству были присоединены земли
древлян, в 844 г. – северян, в 845 г. – радимичей.
Кроме того, создание объединенного восточнославянского союза
повлекло к усилению его международного авторитета. В 907 г. Олег Вещий смог
осуществить успешный поход на Царьград, что привело Русь к заключению выгодного
торгового и военного договора с одной из крупнейших империй Средневековья – Византией.
Однако не стоит и идеализировать историю Киевской Руси. При
смене правителей отдельные территории в данный исторический период осуществляли
попытки возвращения к независимости. Так, при переходе власти к Игорю
Рюриковичу, относится попытка обособления древлян. Напряженные отношения, а
также требования большей дани стали причиной гибели князя в 945 году в
древлянских землях.
Объединение восточнославянских племен в единый союз позволило
противостоять и внешней угрозе со стороны кочевых племен (в 965 – 967 гг.
Святослав Игоревич разгромил хазар, в 1037 г. Ярослав Мудрый разгромил под
стенами Киева печенегов).
В противовес объединенной Руси раздробленные княжества не смогли
противостоять угрозе со стороны степи в 1237 – 1242 гг., оказавшись на долгое
время порабощенными монгольскими завоевателями.
Дискуссии
о времени (дате) возникновения государства у восточных славян в исторической
науке не утихают и сегодня. Но, на мой взгляд, более правдивой является точка
зрения члена-корреспондента АН РАН А.Н. Сахарова о том, что возникновению Восточнославянского государства
способствовали как внешние (призвание варягов), так и внутренние факторы
(социальное расслоение, выделение знати, развитие экономических связей в рамках
торговых путей («из варяг в гречи», волжского пути).
К 1 – 2 балла — Правильно указаны два события (явления, процесса)
К2 – 2 балла — Правильно названы две исторические личности,
правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей
К3 – 2 балла — Правильно указаны две причинно-следственные
связи, характеризующие причины возникновения событий
К4 – 2 балла — Дана оценка влияния событий (явлений, процессов)
данного периода на дальнейшую историю России
К5 – 1 балл — При изложении корректно использована историческая
терминология
К6 – 2 балла — В историческом сочинении отсутствуют фактические
ошибки
К7 – 1 балл — Ответ представлен в виде исторического сочинения
(последовательное, связное изложение материала)
Добрый день! Мы продолжаем разбирать один из вариантов досрочника по истории. С Вами Иван Некрасов. Неделю назад я уже опубликовал первую часть, ее можно посмотреть здесь, а мы начинаем
Задание-задача
Итак, задание 23, на котором мы остановились, не вызвало каких-либо сложностей у абитуриентов, в принципе его уровень не изменился с 2015. Толковые ребята с уровнем подготовки выше среднего решают подобное заданьице левой пяткой
Итак, вроде бы все просто и задание построено только на одних сюжетах и умении выпускника анализировать историческую ситуацию и находить решения, приводить аргументированные убедительные ответы. Давайте оформим ответ, как он того требует, используя правило «+1», создав запас прочности для эксперта
- Александр Первый восстановил жалованную грамоту дворянству и городам, принятую еще Екатериной Великой, тем самым обеспечил лояльность к своей личности со стороны дворянства
- Император восстановил указ, освобождающий дворян от телесных наказаний, что благосклонно повлияло на мнение о нем в высшем свете
- Александр Благословенный вернул из ссылки дворян, отправленных еще при Павле I
- Дворяне, которые были лишены своего чина в ходе судебного процесса, при Александре смогли с легкостью восстановить его
Думаю такой ответ составить не так уж и сложно. Итог: 3 первичных балла. Вы восхитительны 😀
Аргументация
Итак, продолжаем. Одно из самых слоожных заданий всего ЕГЭ по истории — задание №24. Давайте посмотрим, что тут к чему
Необходимо привести два аргумента в подтверждение и два в опровержение. Абитуриент видит это и выдыхает, ибо о Хрущеве в школах говорят много и плохого, и хорошего, и не очень. Давайте выполним это задание
Аргументы в подтверждение:
- Колхозники в эпоху «оттепели» получают пенсионное обеспечение и паспорта, что улучшает их социальное положение
- Около 54 миллионов человек смогли получить свои собственные квартиры, что резким образом отразилось на уровне жизни советских людей
Аргументы в опровержение:
- МТС были реорганизованы и у колхозников не было средств на покупку собственной техники, что предполагала реформа. Это резко ударило по экономике СССР в годы «оттепели»
- В 60-е годы произошел резкий рост цен на товары народного потребления, что резко обострило волнения народных масс по поводу экономики Советского Союза
Историческое сочинение
В принципе, ничего сложного, согласитесь со мной. Чуть-чуть включить мозги и баллы у тебя в кармане. Теперь наше любимое сочинение
Итак, какие периоды у нас представлены в этом варианте:
- 1016—1054 гг.
- 1730—1740 гг.
- 1945—1953 гг.
Привожу пример работы на 11 баллов по второму периоду
Данный период в истории России именуется правлением Анны Иоанновны. В связи с тем, что она не имела связи с русским дворянством, она была выбрана на царство, но согласно кондициям (соглашение об ограничении самодержавной власти), которые подписала Анна при вступлении на престол, вся власть переходила в руки к Верховному Тайному совету. Причиной этому послужила задумка совета ограничить самодержавие (вся власть принадлежит одному правителю) и желание править страной с помощью Анны Иоанновны. В итоге ничего не вышло. По приезде Анны в Москву, она получила челобитную ( прошение) со стороны дворянства и разорвала кондиции. А верховников подвергла жесточайшим гонениям.
Персоналия — Анна Иоанновна
При Анне Иоанновне в 1731 году был отменен указ о единонаследии, Верховный Тайный Совет заменила Кабинетом Министров. Началась русско-турецкая война ( 1735—1739 гг.) Причиной войны было желание получить выход к Черному морю. Продолжать войну было опасно одной России. Начались переговоры с Турцией о мире. В итоге в 1739 г. был заключён мирный договор в Белграде. По договору, Россия оставляла за собой Азов, но обязывалась срыть все находящиеся в нём укрепления. Кроме того, ей запрещалось иметь флот на Чёрном море. Таким образом, задача выхода к Чёрному морю практически не была решена
Персоналия — Э.И.Бирон
Еще одна личность данного периода играет немалую роль в истории данного периода. Эрнст Иоганн Бирон – фаворит Анны Иоанновны. Он имел большое влияние на императрицу, которая передала управление государством в его руки. По завещанию Анны, Бирон, после ее смерти в 1740 году, стал регентом (временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью императора) малолетнего Ивана VI Антоновича, что в последствии вызвало недовольство русского дворянства. Эрнест Бирон был арестован
Историк А.С. Орлов отзывался об Анне, как о правительнице, не отличавшейся ни умом, ни образованием. Огромное влияние имел ее фаворит Э. Бирон. «Бироновщина» олицетворявшая террор, неуважение к русским традициям, оставила черный след в русской истории
Таким образом, ЕГЭ по истории оказался достаточно простым и не вызвал особых сложностей. Первая часть лишь была для неподготовленных ребят ознаменована сюрпризом со всеобщей историей и товарищем в заданиях 18-19, которого мы разобрали по полочкам 😀 в прошлом посте. Надеюсь, статья была Вам полезна. Делитесь статей в социальных сетях, до скорых встреч.
Разбор задач на ЕГЭ про Древнерусское государство — Часть 2
Чтобы получить доступ к бесплатным материалам, пожалуйста зарегистрируйтесь.
Извините, у Вас нет прав просматривать контент!
Регистрация
Войти
Описание экзамена
Работа состоит из двух частей и 25 заданий.
Первая часть содержит 19 заданий с кратким ответом:
- задания на выбор и запись правильных ответов из предложенного перечня ответов
- задания на определение последовательности расположения данных элементов
- задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах
- задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.
Собственно, стандартный вариант ответов: либо цифра, либо последовательность, либо словосочетание.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 19 | 31 | Краткий ответ |
2 часть | 6 | 24 | Развернутый ответ |
Итого | 25 | 55 |
Вторая часть содержит 6 заданий с развернутым ответом.
В заданиях под номерами 20, 21 и 22 нас ожидает комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора). Иными словами, необходимо проанализировать представленный текст, который взят из исторического источника.
«Алгоритмы и рекомендации экспертов для
решения заданий 2 части ЕГЭ по истории»
Цель и задачи:
1.Познакомить
участников:
Ø
с
технологией выполнения заданий 2-й части ЕГЭ, а также обратить внимание на
нюансы выполнения
Ø
использовать
рекомендации экспертов по недопущению ошибок, допускаемых выпускниками при
выполнении заданий 2-й части
План:
1.Вступление
2. Основная часть.
Алгоритмы выполнения заданий
2.1. Особенности
решения заданий 20-22
2.2.Нюансы решения
заданий 23-24
2.5. Алгоритмы и
рекомендации экспертов по написанию исторического сочинения
3.Заключение
Алгоритм решения заданий 2-й
части ЕГЭ по истории
Самая
сложная часть в ЕГЭ! Именно так большинство выпускников реагирует, когда речь
заходит о второй части ЕГЭ по истории. Какие
техники и приемы стоит применять для того, чтобы получить максимум баллов за
выполнение заданий 2-й части?
Часть 2 содержит 6
заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками
различных комплексных умений.
Если за 19 заданий 1 части учащиеся могут получить
максимально 31балл(первичный), то за 6 заданий 2-й части – 24 балла
(первичных). Поэтому научиться решать сложные задании важно каждому выпускнику,
чтобы получить высокий балл за экзамен.
Фактически этот раздел экзамена можно разделить на две части:
- Задания 20-22: работа с
историческим текстом/документом. - Задания 23-24: универсальные (ниже
объясню, почему я их так назвала) - 3адание 25- историческое
сочинение
Теперь о каждом из них поподробнее.
Задания
по работе с историческими источниками в ЕГЭ могут принести
до 11 баллов, а это 20% от всех возможных баллов
на экзамене. Немного статистики:
- № 20.
Требуется установить автора, время, обстоятельства и цели создания
источника. Выполнение
40,8%. - № 21. Нужно найти определенную
информацию в представленном тексте. Выполнение
72,3%. - № 22. Необходимо ответить на вопрос
об историческом явлении, используя источник и свои знания. Выполнение 30,4%.
Задание № 20 Основное правило
для 20 и 21 задания — это внимательное чтение самого задания и
представленного текста. Это может быть всё что угодно в любом временном
промежутке: от отрывка из берестяной грамоты X века до постановлений ЦК КПСС
середины/конца XX века.
Особенность |
На что обращать |
Пример |
Рекомендация |
|||||
Это относительно несложное задание. Необходимо ответить на три вопроса Ø указать время Ø привести фамилию Ø а также |
1. Нужно внимательно 3.Постарайтесь определить, 4. Внимательно читайте сам вопрос. |
1.При подготовке лучше всего пользоваться хрестоматией и при 2.Кроме того, при работе с терминами полезно 3.Подчёркивать ключевые слова: имена, годы, Сначала ВНИМАТЕЛЬНО читаем данный документ. И по ходу выделяем ключевые слова. • Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по • Пошли за море к варягам. • Рюрик, Синеус, Трувор. Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление? Но, конечно, как бы вы не Читая представленный текст, вы возможно задали себе вопрос: Анализируем всю полученную информацию. Понимаем, что речь И теперь начинаем отвечать на поставленные перед нами При оценивании задания 20, особое внимание уделяется Если, например, ответ «революция Рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых |
||||||
К примеру, если в тексте попалось слово А термин «Совет народных комиссаров СССР» указывает на Пример1 Из исторического источника. «В год 6370 изгнали варягов за море, и |
||||||||
О каком событии идёт речь в |
Пример 2 Из «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала |
Необходимо рассуждать: Первое, что бросается нам в глаза – это, конечно, фамилия – Сразу можно сделать вывод о том, что речь идет о XVII веке или НО там написано кандидатура. Это говорит |
||||||
Пример3: «События 14-го декабря и страшный заговор, |
||||||||
Особенность |
На что обращать |
Пример |
Рекомендация |
|||||
Задание №21 Несложное задание, для Ее можно просто переписать, а можно, Однако во-втором случае нужно быть |
Ответить на три вопроса по тексту: 1.Созданию какого Не ленитесь Второй раз – читаете, Затем, при третьем |
Правильный ответ: 1.Собственная Его Императорского Величества 2.Цели: Ø Ø Ø укрепление |
При оценивании задания следует обратить: особое внимание на соответствие При этом не требуется точного переписывания |
|||||
Задание № 22 макс.б.-2балла содержит своеобразную подсказку к заданию умение использовать принципы структурно-функционального, |
Ответить на вопрос, связанный с текстом, Можно сразу прочитать все три задания |
Здесь уже потребуется системное В задании проверяется, насколько Ничего сложного в этом задании нет. Можно вспомнить важные даты, Если причинно-следственную связь проследить нацелено на проверку способности В задании 22 также допускается несовпадение Допущенные исторические неточности |
||||||
Алгоритм работы над
заданиями 20-22
1. Прочитайте название
документа, содержание документа, ознакомься с вопросами к документу.
2. Выдели «зацепки» — ключевые даты,
имена, события, место и пр., которые тебе помогут провести атрибуцию текста.
3. Определи вид источника
(указ, распоряжение, договор, летопись и т.д.).
4. Вспомни, с какими
историческими событиями связаны эти «зацепки».
5. Обдумай варианты ответа,
запиши в черновик предполагаемые варианты ответов.
6. Выбери наиболее точный
вариант на основе «зацепок» и «привязок».
7. Проведите атрибуцию текста:
запишите
Ø хронологические
рамки – с ___ по ___ год (век);
Ø фамилию
исторического деятеля;
Ø запиши дату
события.
Задание № 23— максимальный
балл 3
Особенность |
Общая |
Пример |
Рекомендация |
Умение использовать принципы структурно-функционального, Ø устанавливать Ø сравнивать Ø делать выводы Это очень интересное задание, Во-вторых, нужно привести Прежде всего: почему универсальные? В первую очередь из-за по праву считается самым коварным на экзамене, потому что |
Проанализировать «Ситуация» — совокупность Необходимые для менее 1.Время действия 2.Место действия (страна, регион, город/село). 3.Событие или совокупность событий, определивших содержание 4.Люди, 5.Материальные 6.Источники, в Действия, которые Для Ø Что лежало в Ø Каковы были Ø Что повлияло на |
«Перечислите 3 причины легитимности установления власти Не рискуйте и всегда рассматривайте условия задания с |
Может показаться странным, но главное, что можно здесь Читая тот или иной параграф, нужно задавать самому себе Это позволяет морально подготовиться к таким проблемным ситуациям. Очень полезно читать не только 1.Формулировки ответов могут не 2.Особое внимание обратить на историческую |
Разберем различные типы Тип 1. «Укажите причины Что это: Задание на «Укажите не Ответ: 1) большевики привлекли на свою сторону широкие народные массы 2) большевики мобилизовали значительную часть командного 3) большевики выступали в Гражданской войне как единая Особенности: Это самый лёгкий Минус в том, что это Рекомендации: Больше половины успеха Учитывая, что в Тип 2. «Укажите факт + Что это: Задание на «Укажите одну Причина: Союзники заняли Особенности: В данном случае Рекомендации: Преподавателям. По возможности, Ученикам. Не стесняться Не забывать При ответе на Ответ можно 1) готовность СССР 2) разработаны 3) о создании Тип 3. «Историческая Что это: Задание, «В жизни русских Ответ: Могут быть 1) бояре участвовали в делах управления русскими 2) бояре возглавляли войска в походах, были воеводами 3) боярские вотчины были одним из основных поставщиков 4) бояре наряду с князьями на свои средства основывали Особенности: Это наиболее сложный Рекомендации: Преподавателям. При подготовке обращать Демонстрировать этот навык Положительную роль сыграют Ученикам. Постоянно оттачивать Читать по возможности не Обращать внимание (как и Подводя итог, советую ещё раз Не забывайте также, что Пример 1: Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Как выставляются баллы? Вы обязательно должны привести три объяснения. Потому что Если будет два объяснения – значит, вы получите не три Независимо от того, как много вы напишете (вы можете очень И разумеется, можете получить ноль баллов, если Решение задания Давайте представим себе Древнерусское государство и подумаем, 1. Мы можем вспомнить, что древнерусским Обычно, кстати, не просто какое-то место выбирали на реке, а то, которое имело 2. В случае пожара близость реки давала возможность быстро Только не забывайте, что вам надо дать некоторое 3. Ну и то, что приходит на ум в первую очередь: реки – это водные Пример 2: Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром стоял Не забываем: в 988 году официального деления на католичество и Дело в том, что объяснения даны и в летописном источнике: Летописные объяснения: 1. Владимира привлекла красота и торжественность греческого 2. Затем, как вы помните, в летописи есть объяснение, почему Владимир не 3. И еще одно объяснение, почему Владимир не выбрал Ну а если отвлечься от летописи, то какие можно объяснения 1. Во-первых, стоит вспомнить о тех тесных связях, которые 2. Можно также охарактеризовать и саму Византию. В тогдашней 3. Кроме того, можно говорить о некоторых особенностях Если у вас есть много объяснений (больше трех), |
Алгоритм выполнения
первый этап работы
- Внимательно
прочитать задание. - Переструктурировать текст задания в опорную
схему:
|
|||||||
|
2.1.Уточнить объект
обобщающей характеристики (внешняя политика, направления реформ, проблемы
(трудности, негативные последствия) и его конкретные признаки: время, место,
персоналии).
2.2.Проанализировать условие задания и
выделить в нем все известные признаки исторической ситуации (даты,
место, событие, люди, последствия, источники информации о ней — атрибуция
ситуации).
2.3.Указать, сколько
вопросов/способов решения проблемы/причин и т.п. требуется привести в
результате анализа данной исторической ситуации.
2.4.Выделить ключевое
(важнейшее) для этой ситуации событие и попытаться мысленно представить создавшееся
в связи с ним положение (проблемную ситуацию).
2.5.На
основе анализа представленных в задании данных и собственных знаний сформулировать вопросы/пути
решения, возможные в контексте данной ситуации, в положении людей, оказавшихся
ее активными участниками и/или наблюдателями.
2.6.Проверить, все ли данные в
условии использованы для выполнения первой части задания.
второй этап работы
3.Указать, сколько
суждений, положений, причин и т.п. требуется привести во второй части задания и
к чему они будут относиться:
а) ко всем
положениям, приведенным в первой части задания,
б) или только к
одному из них,
в) или к самой
исторической ситуации.
3.1.Выяснить, от чьего имени
нужно дать эти разъяснения.
3.2.Представить, как на вопрос о
причинах (поражения или победы), мотивах выбора и т.д., — поставленный в
задании, могли ответить действующие в этой ситуации лица («голос из прошлого»).
Кратко сформулировать эти ответы.
3.3.Проверить, соответствует ли
их содержание проблематике задания в целом и, конкретно, его второй части.
Задание №24
Особенность |
Пример |
Рекомендация |
Задание на анализ Надо видеть проблему с двух Это самое сложное задание — даже сложнее, Самое времязатратное и непредсказуемое На первый взгляд не такое сложное — Сложность состоит в самой формулировке |
Допустим, необходимо доказать и опровергнуть, что Россия в К примеру, интенсивность контактов между Россией и |
Важно помнить, что все аргументы должны основываться на исторических Можно составить на черновике список событий, которые могли бы иметь 1. Всегда пишите больше (Вы можете написать и 5,и 8, баллы за это снижать не будут, 2. При изучении 3. Факты, факты и ещё 4. Используйте логику! |
Алгоритм выполнения
первый этап работы
1)
Внимательно
прочитать задание.
2) Переструктурировать текст задания в
опорную схему:
2.1. Уточнить проблему дискуссии
(проблемный вопрос), (по возможности конкретизировать ее признаки: время
обсуждения, участники, ключевые понятия («холодная война», «Великие реформы»,
«нэп» и т.д.).
2.2.Проверить точность сформулированной
проблемы в перекрестном «дознании» первого вопроса .
2.3.Кратко сформулировать данную в условии
задания точку зрения по проблеме дикуссии: протагонисты (сторонники), суть их
позиции.
2.4.Указать, сколько других точек зрения требуется привести (1 или 2) по
данной проблеме.
2.5.По аналогии сформулировать другую (две другие) точку зрения.
второй этап работы
2.6.Проанализировать вариативные версии
и выбрать одну из них для
обоснования схеме нужную версию подчеркнуть или указать стрелкой.
2.7.Указать, сколько аргументов требуется привести для аргументации
выбранной точку зрения.
третий этап работы
2.8.Сформулировать положения,
обосновывающие выбранную точку зрения.
3.Познакомиться с критериями
оценивания заданий с развернутым ответом. Сравнить эталон ответа со
своим вариантом по следующим линиям:
3.1.Элементы ответа в пункте «другие версии,
альтернативные приведенной в задании». (Возможно, что вы указали те же положения, только другими
словами. Важно, чтобы смысл вашего варианта ответа строго соответствовал
заданию, то есть относился к указанной в нем проблеме дискуссии).
3.2.Наличие в вашем ответе четкого указания на выбранную для
аргументации точку зрения.
3.3.Элементы ответа в пункте «привести аргументы…». (Возможно, что вы привели другие доводы, не указанные в
эталоне ответа. Проверьте, действительно ли все ваши аргументы относятся к
данной точке зрения, убедительно защищают ее, связаны с нею объективными
причинно-следственными отношениями).
3.4.Формулировки ответов в пункте «другие версии…». (Постарайтесь формулировать иные версии кратко, лаконично
(сторонник — суть идеи), без объяснения причин и подобных суждений, без оценок
последних).
3.5.Формулировки аргументов. Они формулируются в виде простых развернутых предложений:
а)на основе
обобщения совокупности конкретных исторических событий, с указанием вытекающих
из них следствий («Отказ СССР и под его давлением стран Восточной Европы от
принятия плана Маршалла еще более углубил противостояние двух государств»);
б)в виде тенденций,
характерных для политики/деятельности сторон с точки : дискутируемого вопроса («Послевоенная
внешняя политика США и их союзников направлена на установление своего лидерства
в мире»).
Стоит сразу отметить, что аргумент
– это не просто какой-то исторический факт («при Александре III был издан
циркуляр о кухаркиных детях»).
Аргументом также не является
просто ваше (либо чьё-то ещё) мнение по тому или иному вопросу («император проводил
консервативную внутреннюю политику»). Это общие слова, которые аргументами НЕ являются.
Структура аргумента
Аргумент (довод,
обоснование) должен складываться, в зависимости от вопроса, ваших знаний и
т.д., из трёх (в идеале) составляющих:
1) тезиса
2) доказательства
3) вывода
или хотя бы из двух:
1) тезиса +
доказательства
2) тезиса + вывода
В качестве примера
рассмотрим структуру аргументов:
«Внутренняя политика
Александра III способствовала прогрессивному развитию социальной и
экономической сфер общественной жизни».
Аргумент ЗА:
«при Александре III
постепенно меняется устаревшая система налогообложения» — тезис
«так как при нем была
отменена подушная подать» — доказательство
Аргумент ПРОТИВ:
«законодательство Александра
III консервировало крестьянскую общину» — тезис
«так как при нем
запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов» — доказательство
«что тормозило развитие
деревни»
— вывод
Аргумент ПРОТИВ:
«законодательство Александра
III в отношении земств резко снизило долю не дворян в их составе» — тезис
«таким образом
была сужена социальная база земств» — вывод
Оформление
выполнения задания 24
При решении этого
задания не забывайте чётко разграничивать разделы задания и сами аргументы,
дабы избежать путаницы. Например:
Аргументы «за»: 1)
2) 3)
Аргументы
«против»: 1) 2) 3)
Важно:
1. Пишите больше
аргументов, чем требуется в задании
Для этого задания,
как и для 23-го (задание на объяснение) и для 22-го (задание по тексту
источника), я бы посоветовал установить для себя правило «+1». Т.е. если просят
привести 2 аргумента (объяснения, примера), старайтесь приводить по 3.
Задания проверяют
эксперты, а они тоже люди, не только руководствующиеся критериями оценки, но и
обладающие своими представлениями о том, что должно быть написано в ответах.
Поэтому чтобы хоть
как-то обезопасить себя от «человеческого фактора» при проверке вашей работы,
страхуйтесь большим количеством ответов, чем требуется.
2. Лучше по одному
аргументу с каждой стороны, чем два за одну позицию
Дело здесь в подсчете
баллов, поскольку за два аргумента, выражающих разные точки зрения, можно
получить два балла, а вот за два, но лишь в пользу единственной позиции –
только один балл.
Подобное распределение баллов связано с тем, что главная цель
задания – проверить умение взглянуть на исторические события максимально
объективно, учитывая разные обстоятельства.
Заключение
Надеюсь, описанные технологии, и алгоритмы выполнения заданий
второй части заданий ЕГЭ, а также рекомендации экспертов помогут вам при
подготовке учащихся к сдаче экзамена.