Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
К какому времени относится появление этого документа? Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знание по курсу истории соответствующего периода.
Из проекта, разработанного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым:
«Призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятия есть именно то средство, какой и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою…
Следует остановиться на учреждении в С.-Петербурге временных подготовительных комиссий… Составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы, по указанию верховной власти, предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшей волею (царем) лица из представителей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний…а так же от некоторых значительных городов.
Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссией законопроекты подлежали бы внесению в Государственный совет, с заключением по оным министра. Работа не только подготовительных, но и общей комиссии должна бы иметь значение исключительно совещательное…
Самый состав общей комиссии будет предуказываем высочайшей волей (царем)».
1
Каким образом автор проекта предлагает преодолеть «крамолу»? Укажите, какие государственные органы предлагает создать М. Т. Лорис-Меликов и каковы были бы их функции. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.
2
Задания Д22 C2 № 114
Оцените этот документ. Какова была его судьба и судьба его автора? Укажите не менее трёх положений.
2
Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из отчёта херсонского губернатора от 1904 г.
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить своё хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли всё, ничего ей не возвращая.
Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому и уважение к чужой собственности всё уменьшается.
Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
1
Какие недостатки сохранения общины, общинного землевладения называет автор отчёта и можете указать вы? Укажите всего не менее четырёх недостатков.
2
Задания Д22 C2 № 330
На основе текста и знаний по истории назовите основные последствия перехода от общинного землевладения к частной собственности, который происходил в начале XX в. Укажите не менее трёх последствий.
3
Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из сочинения историка.
«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.
Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать… Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы «исчезнуть» на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.
В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением <…> и всеми видами снабжения».
1
На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.
2
Задания Д22 C2 № 369
Используя текст источника, укажите, в чём, по мнению автора, заключалась заслуга главнокомандующего русскими войсками в ходе проведения названной военной операции? Приведите не менее двух положений.
4
Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из статьи историка В. Г. Чернухи.
«Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведённые его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей [императора] была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии… Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришёл на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике [императора], поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели».
1
На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырёх задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.
2
Задания Д22 C2 № 408
Как автор статьи оценивает политику данного императора? Какие положения из текста об этом свидетельствуют?
5
О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из труда С. М. Соловьева.
«До вступления на престол (…) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования… С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета… Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т. е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
1
Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.
2
Задания Д22 C2 № 447
Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.
Пройти тестирование по этим заданиям
Задания ЕГЭ по истории. Практика
Решать задания ЕГЭ по истории.
Решать задание 1 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями и годами
Решать задание 2 ЕГЭ по истории : исторические события в хронологической последовательности
Решать задание 3 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями (процессами, явлениями) и фактами
Решать задание 5 ЕГЭ по истории : соответствие между событиями и участниками этих событий
Решать задание 7 ЕГЭ по истории : соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками
Решать задания 12, 13 ЕГЭ по истории : работа с историческими источниками
Решать задания 14, 15 ЕГЭ по истории : работа с изображением
Решать задание 17 ЕГЭ по истории : установите причинно-следственные связи
Решать задание 18 ЕГЭ по истории : раскройте смысл понятия
Решать задание 19 ЕГЭ по истории : аргументация
Задание 19 ЕГЭ по истории: аргументация. Практика
1-07-2022, 17:52
- 1-07-2022, 17:52
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 778
- 0
Подробнее
Задание 18 ЕГЭ по истории: раскройте смысл понятия. Практика
1-07-2022, 17:44
- 1-07-2022, 17:44
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 842
- 0
Подробнее
Задание 17 ЕГЭ по истории: установите причинно-следственные связи. Практика
1-07-2022, 16:56
- 1-07-2022, 16:56
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 2 265
- 0
Подробнее
Задания 14, 15 ЕГЭ по истории: работа с изображением. Практика
1-07-2022, 16:25
- 1-07-2022, 16:25
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 4 808
- 0
Подробнее
Задания 12, 13 ЕГЭ по истории: работа с источником. Практика
1-07-2022, 15:54
- 1-07-2022, 15:54
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 17 657
- 0
Подробнее
Задание 7 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.
23-06-2022, 15:43
- 23-06-2022, 15:43
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 14 574
- 0
Подробнее
Задание 5 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
23-06-2022, 12:14
- 23-06-2022, 12:14
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 8 216
- 0
Подробнее
Задание 3 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами.
13-06-2022, 18:09
- 13-06-2022, 18:09
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 17 093
- 0
Подробнее
Задание 2 ЕГЭ по истории. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
6-06-2022, 10:00
- 6-06-2022, 10:00
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 24 295
- 1
Подробнее
Задание 1 ЕГЭ по истории. Установите соответствие между событиями и годами.
6-06-2022, 09:44
- 6-06-2022, 09:44
- ЕГЭ по истории / Задания ЕГЭ по истории. Практика
- adminn
- 10 902
- 0
Подробнее
Задача 1
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Походы, обозначенные в легенде схемы цифрой…
Задача 2
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Один из князей, осуществлявший данный проце…
Задача 3
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Цифрой «3» на схеме обозначено Каспийское м…
Задача 4
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Границы между республиками в составе СССР, …
Задача 5
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными?Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Цифрой «2» на схеме обозначен город Санкт-Пе…
Задача 6
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- На схеме показаны события конца 1980-х гг.
…
Задача 7
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Во время событий, обозначенных на схеме стрелками, в Мос…
Задача 8
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Наступательная операция немецко-фашистских войск, отобра…
Задача 9
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Сухопутный поход из города под цифрой «1» был осуществлё…
Задача 10
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- В военной наступательной операции советских…
Задача 11
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите выбранные суждения в ответ.
- После сражения, обозначенного на схеме, Кутузов принял решени…
Задача 12
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Запишите эти суждения в ответ.
- Союзником войск противника в сражении, которое обозначено на схеме…
Задача 13
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Запишите номера суждений в ответ.
- Восстание, события которого изображены на схеме, было крупнейши…
Задача 14
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите в ответ выбранные суждения.
- Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмир…
Задача 15
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Запишите верные утверждения в ответ.
- Война, события которой отображены на схеме, была осложнена ин…
Задача 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите верные суждения в ответ.
- Цифрой «5» на схеме обозначен пролив Дарданеллы.
- В морском сраж…
Задача 17
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Запишите верные суждения в ответ.
- Цифрой «7» на схеме обозначен основной район добычи нефти.
- В пер…
Задача 18
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Цифрой «4» на схеме обозначена столица государства, с к…
Задача 19
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Цифрой «4» на схеме обозначен маршрут похода темника Ма…
Задача 20
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Цифрой «3» на схеме обозначено сражение, в котором русс…
Тип задания 12 ЕГЭ по истории – анализ текстовых исторических источников. Отрывки из древнерусских летописей, произведений средневековых и современных авторов, царских указов, воспоминаний исторических деятелей, донесений военачальников, стенограмм допросов, разнообразных манифестов, договоров, прошений – это и многое другое может содержать в качестве условия вопроса задание 12 ЕГЭ по истории.
Цель учащегося – внимательно изучить текст и используя его, а также имеющиеся знания по истории этого периода, выбрать в приведенном списке три правильных суждения. В качестве ответа следует записать в экзаменационном бланке цифры, под которыми верные суждения указаны. Каждый вопрос обычно имеет по шесть вариантов ответов. Чтобы избежать разночтений, следует указывать правильные ответы строго в возрастающем порядке.
Задание 12 ЕГЭ по истории – одно из самых сложных вопросов в билете. По статистике, как минимум пять минут уходит только на изучение документа. Потому, если вы не уверены в своих силах, есть смысл оставить выполнение данного теста напоследок, потратив первые минуты экзамена на более легкие задачи.
- 14.10.2013
Большой и объёмны материал, специализированный на подготовке к наиболее сложным задания ЕГЭ по истории (вторая часть с развёрнутым ответом).
Каждый материал содержит исторически фрагмент и возможные вопросы, касающиеся этой темы. К каждому фрагменту материала прилагается по одному заданию 20, 21, 22 (бывшие С1, С2 и С3).
Древнерусское государство в IX — начале XII в.
-
Договор Князя Игоря с Греками, 925 год
-
Владимир Мономах
-
Повесть временных лет, Призвание варягов
-
Гардарика — Русь, Ярослав Мудрый
Русские земли и княжества в XII- середине XV в.
-
Александр Невский
-
Андрей Боголюбский
-
Княжеские усобицы на Руси
-
Иван Калита
-
Куликовская битва
-
Ледовое побоище
-
Причины раздробленности Руси
-
Раздробленность Руси, 12 век
-
Слово о полку Игоревом
Российское государство во второй половине XV — конце XVI вв.
-
Иван 3
-
Иван 3 — объединение
-
Избранная Рада
-
Опричина Иван 4 Грозный
-
Стояние на реке Угре
-
Завершение объединения земель вокруг Москвы 1510-1521 гг
Россия в конце XVI — начале XVII вв.
-
Интервенция
-
Лжедмитрий 2
-
Причины и последствия смуты
-
Причины и последствия смуты
-
Смута
-
Создание второго ополчения
-
Василий Шуйский и Смута
-
Второе ополчение и освобождение Москвы 1612 год
Россия в XVII веке
-
Избрание М. Романова
-
Избрание Земским собором нового царя 1613 год
-
Отличия XVII века в истории России
-
Политический строй россии в XVII веке
-
Соборное уложение Алексей Михайлович
-
События 1682 года
-
Церковный раскол
-
Вступление Романова на престол
-
Земские соборы и их роль в XVII веке
-
Изменение порядка наследования престола при Павле 1
Россия в XVIII веке
-
Кондиции
-
Кондиции Анны Иоановны
-
Личность Петра 1
-
Оценка личности и реформ Петра 1
-
Политика Петра 1 и Екатерины 2
-
Просвещённый абсолютизм Екатерины 2
-
Пугачёв
-
Реформы Екатерины 2
-
Указ о единонаследии
-
Кондиции Верховного тайного совета, Анна Иоановна
Россия в первой половине XIX в.
-
Бородино
-
Декабристы
-
Крепостное право и состоятельные крестьяне
-
Крымская война
-
Начало отечественной войны 1812 года
-
Начало правления Александра 1
-
Славянофилы, Николай 1
-
Тайная полиция, 3 отделение, Николай 1
-
Бородинское сражение, Тарутинский маневр
-
Теория «официальной народности», Николай 1
-
Указа Николая I «Об обязанных крестьянах»
Россия во второй половине XIX в.
-
Хождение в народ 1874 год
-
Конституция Лорис-Меликова
-
Крестьянская реформа 1861 года
-
Крестьяне после реформы
-
Крестьянская реформа 1856 года
-
Отмена крепостного права
-
Художники – «передвижники»
-
Политика Александра 3
-
Последствия убийства Александра 2
-
Присоединение средней Азии к России
-
Судебная реформа 1864 года
-
Циркуляр о кухаркиных детях
-
Убийство Александра 2
-
Великие реформы Александра 2
-
Военная реформа Милютина, 1874 год
-
Взгляды Победоносцева
Россия в 1900 — 1916 гг.
-
Об изменении Положения о выборах в Государственную думу, 1905 год
-
Культурное движение — авангардизм (модернизм);
-
Булыгинская дума
-
Булыгинская дума, манифест
-
Кровавое воскресенье
-
Манифест 1905 года часть 1, кровавое воскресенье
-
Манифест 1905 года часть 2, кровавое воскресенье
-
Петиция Николаю 2, кровавое воскресение
-
Попытки остановить революцию
-
Поражение России в войне с Японией: причины
-
Портсмутский мирный договор
-
Недостатки и последствия столыпинских реформ
-
Причины начала первой мировой войны
-
Реформы Столыпина — столыпинские реформы
-
РСДРП — Российская социал-демократическая рабочая партия
-
Русско-Японская война часть 1
-
Русско-Японская война часть 2
-
Цусимское сражение
-
Россия в первой мировой войне
-
Зубатовский социализм, зубатовщина
Россия в 1917 — 1920 гг.
-
Апрельские тезисы Ленина
-
Февральская резолюция и Двоевластие в России
-
Февральская резолюция
-
Гражданская война
-
Корниловский мятеж
-
Кризис Временного правительства
-
Манифест об отречении Николая 2 от престола
-
Политика военного коммунизма
-
Последствия Первой мировой Войны
-
Причины прихода Большевиков к власти1Приход Большевиков к власти
-
Разгон Учредительного Собрания
-
Установление Советской власти в Москве
-
Военный коммунизм
-
Взгляды меньшевиков на революцию 1917 года
-
Заявление Каменева и Зиновьева
Советская Россия и СССР в 1920-е — 1930-е гг.
-
Булгаков и его литература в СССР
-
Индустриализация СССР
-
Коллективизация СССР
-
Литература СССР в 30-ые годы
-
НЭП и продналог
-
НЭП. Политика НЭПа
-
Пакт Молотова-Риббентропа
-
Политические репрессии в СССР
-
Раскулачивание
-
Репрессии
-
Сталинская конституция
-
Установление централизованной власти СССР
-
Вторая пятилетка СССР
-
Введение продналога
-
Замена продразвёрстки продналогом
СССР в 1941 — 1953 гг.
-
Сталинград в 1942 году
-
Битва за Берлин
-
Холодная война
-
Курск в Великой Отечественной войне
-
Курская дуга
-
Московская битва
-
Постановления о журналах «ЗВЕЗДА» и «ЛЕНИНГРАД»
-
Постдамская (Берлинская) международная конференция
-
Причины поражения Красной Армии в начальный период войны
-
Сталинград
-
Сталинградская битва
-
Тегеранская конференция
-
Восстановление народного хозяйства
-
Война с Японией
-
Маршал Жуков
СССР в середине 50-х — середине 60-х гг.
-
Внешняя политика СССР 50-х 60-х годов
-
Духовная жизнь СССР 50-х 60-х годов
-
Договор о запрещении испытаний ядерного оружия
-
Доклады руководителей СССР на XX съезде КПСС
-
Карибский кризис
-
20 съезд ЦК КПСС»
-
СССР в середине 50-х — середине 60-х гг., Подготовка к заданиям ЕГЭ типа С1, С2, С3 по истории.
-
Анализ исторического источник (примеры) , задания ЕГЭ С1, С2, С3 по истории: ответы и решения, подготовка к ЕГЭ по истории
Сохранить ссылку:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Добавить комментарий
Комментарии без регистрации. Несодержательные сообщения удаляются.
Имя (обязательное)
E-Mail
Подписаться на уведомления о новых комментариях
Отправить
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
Научно-методическая разработка по истории
«Работа с историческим источником как средство подготовки учащихся основной школы к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ»
Федотова С.Б.,
учитель истории и обществознания
I квалификационной
категории МБОУ СОШ № 21,
г. Ковров Владимирская область
Ковров 2013
В основе новых образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования положена методология компетентностного подхода. История, как школьный предмет, является важным средством развития у учащихся информационной и интеллектуальной компетентности. Историческая наука строит свои выводы на материале сохранившихся исторических источников. Учащимся основной и старшей школы всё больше приходится изучать историю так, как это делают профессиональные историки, обращаясь непосредственно к источникам, анализируя их, сопоставляя между собой, формулируя собственные выводы, оценки и суждения. К сожалению, современные школьники изучают историю по материалам, подготовленным другими исследователями и авторами учебников, т.е. получают знания о прошлом в уже интерпретированном кем-то виде. Для самостоятельного анализа и выводов возможности практически нет. Тем не менее, знакомство с первоисточниками необходимо, т.к. именно они являются основой для исторического анализа, для формирования критического исторического мышления школьников.
В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации о зоне европейского высшего образования, подписанной в Италии в 1999 году министрами образования 29 европейских стран. С 2000г. в России проводится оценка образовательных достижений учащихся в рамках международной программы PISA. Исследование PISA, за 2000-2009 гг. показало:
- за девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2 уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности снизилось на 2%;
- гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за девять лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОСЭР-513), а юношей – 437 (в странах ОСЭР- 474);
- российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в интерпретации авторских сообщений, но не могут включить сообщение текста в контекст собственного опыта и критически отнестись к авторскому сообщению;
- в читательском профиле российских учащихся за 9 лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов»;
- больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях, однако, число учащихся, которые этому ещё не научились, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР;
- число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Кроме того, Международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста»(Progress inInternational Reading Literacy Study, PIRLS) показал что:
- российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения,
- к 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Одним из показателей качества обученности учеников в Болонской системе является ЕГЭ. На ЕГЭ по истории от учащихся требуется владение отдельными навыками работы с документами. Задания по историческим источникам составляют значительную долю во всех частях экзаменационной работы. Например, демоверсия 2013г. содержит 5 заданий в части А и В, где используется исторический источник, а в части 3 задания С1 И С2 предусматривают анализ источника. Текстовая информация представлена в различных видах: таблицы, иллюстрации, карты и т.д.
Как показывает опыт и анализ педагогической практики, позитивные результаты на итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся через целенаправленную работу с историческим источником. Работа над историческими документами – сложный процесс, позволяющий:
- познакомить учащихся с широким спектром исторических источников по истории России;
- научить учащихся проводить атрибуцию исторических источников;
- повторить основные события, связанные с эпохой, к которой относится исторический источник.
- проводить поиск исторической информации в источнике
- осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника
- анализировать историческую информацию в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения.
Актуальность этой темы несомненна.
Я предположила, что систематическая работа с историческими источниками на уроках истории позволит учащимся овладеть практическими навыками анализа исторического текста, определения авторства источника, разовьёт у них критическое мышление, умение правильно излагать и интерпретировать полученную из документа информацию, умение осмыслять и оценивать сообщения текстов, а также успешно сдать ГИА и ЕГЭ.
Поэтому передо мной встала задача: сформировать у учащихся комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
Для достижения цели мне предстояло выполнить следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы организации работы с источниками на уроках истории,
- рассмотреть сущность различных образовательных технологий в работе с источниками, сравнить образовательные технологии и выбрать оптимальные технологии для реализации цели.
Я изучила научную литературу по данной теме, а конкретно работы Ананьевой О.Б., Басика Н.Б., Пушкарёва Л.Н., Киселёвой Т.Г., Троицкого Ю.Л. и др., что позволило мне расширить свои знания и применить их в своей педагогической практике.
Так как требования к выпускникам постоянно повышаются, я была вынуждена познакомить учащихся с видовой классификацией источников, дать им характеристику и раскрыть многоуровневый подход к анализу источника. Конечно, на уроках, в условиях концентрической системы образования, на это времени не хватает, поэтому все необходимые знания учащиеся получали на консультациях.
Я использую различные образовательные технологии работы с источником: технологии объяснительно — репродуктивного обучения, технологии проблемного обучения, т.к. и те и другие помогают сформировать у учащихся комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией. В зависимости от возраста учащихся и подготовленности класса я использую самые разные виды работ с источником:
- Комментированное чтение источника, приводимого в качестве иллюстрации к параграфу, и ответы на вопросы к нему после изложения новой темы;
- Чтение источника и составление учащимися вопросов в качестве посылки к изучению новой темы;
- Подбор учащимися исторических источников к изучаемой теме – ДМК (документально методический комплекс);
- Практические работы, когда проводится изучение информации из разных источников;
- Самостоятельные исследовательские работы, построенные на комплексном анализе источника и др.
В процессе учебной работы по анализу исторических источников, я учу ребят уделять существенное внимание связи их содержания с изучаемыми событиями, процессами, рассматривать анализируемые документы в контексте данного периода истории. Учащимся даётся алгоритм анализа исторического источника:
- Определите общий смысл документа.
- Выделите ключевые слова.
- Обратите внимание на детали (имена, географические названия, описание места, ситуации и т.д.)
- Определите вид документа ( законодательный акт, летопись, письмо частного лица, воспоминания и т.д.)
- Постарайтесь определить время создания документа.
- Вспомните наиболее ярких представителей этого времени, ключевые события эпохи.
Затем учащимся предлагается ответить на вопросы к тексту. Самые простые задания предполагают поиск конкретной информации в тексте. Самые сложные задания рассчитаны на умение логически мыслить и знание исторической ситуации. Вот пример такого задания:
«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси…Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась рус (документально методический комплекс) ская земля».
С1.Приведите название документа и имя его автора. О событиях какого века говорится в документе?
С2. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
С3. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.
Организовав такую работу, передо мной встал вопрос, где брать тексты? Пришлось просмотреть учебники по истории России с древнейших времён до XXI века, исторические энциклопедии, хрестоматии и Интернет. Очень помогли в организации работы с источниками учебно-методические пособия Р.В.Пазина и Уткиной.
Широко применяю на уроках, разработанные мною дидактические материалы для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Вот несколько примеров.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
1.« Этот государственный деятель сыграл важную роль в развитии капиталистической промышленности России. Блестяще окончив физико – математический факультет Новороссийского (Одесского) университета, он начал службу на железной дороге, пройдя при этом все ступеньки, начиная с билетного кассира. Обладая огромным талантом, он предложил много технических усовершенствований на железной дороге, стал крупным железнодорожным деятелем, а затем министром путей сообщения и министром финансов. По его инициативе началось широкое железнодорожное строительство, была усовершенствована финансовая система».
Вопросы:
- О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
- Какие исторические события связаны с его именем?
2. « Один из руководителей партии эсеров. На революционный путь он вступил в 90-е гг. XIX века, будучи студентом Московского университета. Он был арестован, исключён из университета, сослан в ссылку. Уже в 30-летнем возрасте был признанным теоретиком партии социалистов-революционеров. После свержения монархии в феврале 1917 г. он занимал пост министра земледелия во Временном правительстве. В1920 г. покинул Советскую Россию. Жил во Франции. Умер в 1942 г.»
Вопросы:
1. О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
3.«Командующий русской армией, генерал. Обладал теоретическими знаниями, но был крайне нерешителен. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. он был начальником штаба у генерала М.Д.Скобелева, который дал ему такой совет: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника, тебе не хватает решительности и твёрдости воли…»
Вопросы:
- О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
- Какие исторические события связаны с его именем?
4. «Его похороны 20 октября 1905 г. превратились в грандиозную политическую демонстрацию. Колонны рабочих с бесчисленными красными флагами растянулись по улицам Москвы. Массы народа покрыли балконы, окна и крыши домов. На гроб то и дело падали красные цветы. Тысячи голосов неумолчно пели: «Вы жертвою пали в борьбе роковой». Из окон консерватории, когда мимо неё проходила процессия, раздался траурный марш. В одном популярном в те дни стихотворении так описывается эта похоронная демонстрация:
Знамёна…венки…всё венки без конца…
Звучат властно гимны свободы,
Рабочий народ провожает бойца,
Погибшего в лучшие годы.
Погибшему было всего 32 года».
Вопросы:
- О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
- К какой партии принадлежал погибший? Чем он был знаменит?
5. « Он родился в Одессе в семье потомственного морского офицера. После окончания Петербургского морского училища служил на Балтике и на Тихоокеанском флоте. В начале русско-японской войны был назначен командиром миноносца на Черноморском флоте. Это был человек, которого отличали исключительная честность, порядочность, беззаветная преданность народу, самоотверженная готовность бороться за свободу, яркое ораторское дарование. Рабочие и матросы выбрали его пожизненным депутатом Севастопольского Совета рабочих депутатов. За свои антиправительственные речи он был арестован, но по требованию трудящихся города освобождён. 11 ноября началось восстание. Матросы просили его стать военным руководителем. Как опытный офицер, он понимал, что в морском сражении восставшие, силы которых были невелики, не смогут выйти победителями. Тем не менее, он дал согласие».
Вопросы:
- О какой исторической личности идёт речь в этом тексте?
- Какие исторические события связаны с его именем?
- Какова его дальнейшая судьба?
Большую информационную нагрузку на уроках истории несёт ДМК (документально-методический комплекс), составленный по определённой теме. ДМК — это не просто документы, а документы, подобранные по принципу «противоречия материала», документально-методический комплекс, состоящий из исторических источников разных знаковых систем. Я начинаю подготовку ДМК с 6 класса, привлекаю к этой работе учащихся.
ДМК я использовала в работе с учащимися 11 классов, выбравшими индивидуальную траекторию обучения. ДМК использовался в работе с учащимися при подготовке к олимпиадам и городскому конкурсу, посвящённому 400-летию династии Романовых «Последний век Московского царства». Использование в работе с источниками ДМК помогает учителю решать следующие задачи: повышение мотивации учащихся к урокам истории, формирование у учащихся понимания исторического источника как источника исторического знания, формирование критического мышления учащихся, развитие их творческих способностей.
Итоги работы учащихся с историческим источником:
- учащиеся познакомились с широким спектром исторических источников по различным темам;
- научились распознавать отрывки из исторических источников;
- повторили основные события, связанные с эпохой, к которой относится исторический источник;
- подготовлены дидактические материалы для работы с текстовыми источниками различных видов;
- совершенствовалась информационная и интеллектуальная компетентность учащихся;
- формировалось критическое мышление.
Я считаю, что данная работа очень помогла ребятам при подготовке к ГИА.
год |
Средняя отметка |
Средняя отметка по городу |
2010-2011 |
4 |
3,87 |
2011-2012 |
5 |
3,64 |
Список литературы
1.Ананьева О.Б. Работа с источником на уроке истории. Советская педагогика.1962 №4
2.Басик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школе в курсе обществознания. Обществознание в школе.№4, 1999
3.Пушкарёв Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. М. Современное историческое образование, 2000
4. Киселёва Т.Г. Оценка информационной компетентности учащихся.
Ярославский педагогический вестник– 2011 – № 3 – Том II
5. Лисова К.И. Использование документов на уроках истории и народоведения/К.Лисова//Народное образование.-2001.-№5
6. Троицкий Ю.Л. Новая технология исторического образования//История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»-1994-№45