ЕГЭ по информатике или страдания длиною в года
Время на прочтение
5 мин
Количество просмотров 66K
Почему я решил написать на эту тему
Изначально эту статью я не планировал писать, т.к. думал что вряд ли подобная информация может быть кому-нибудь интересна. И как же я удивился, когда узнал, что многим любопытно вникнуть в эту сферу. Например, как сейчас проходит обучение программированию. Или может ли преподаватель помочь ученику выучить другой язык, помимо стандартного для школьной программы Pascal ABC, при условии, что это не специализированный лицей, где ЯП обучают с начальной школы (а ведь такие учебные заведения присутствуют практически в каждом городе, но не у каждого учащегося существует возможность туда попасть).
Итог начала
Я вижу эту статью примерным отражением уроков информатики в обычной общеобразовательной школе, и того, с чем сталкивается обычный школьник, если он сдаёт единый гос.экзамен по этому предмету. И недавно появилась ещё одна причина. Все мои экзамены перенесли на месяц, так что нарастающие напряжение я предпочёл снять при помощи … аммм творчества, наверное, если можно так назвать эту мазню из букв, что я сейчас вижу. И заранее прошу прощения за косноязычие и прочую хрень, которая может затруднить чтение (уверен, найдутся пунктуационные, орфографические или фактические ошибки) и очень надеюсь, что вам понравится.
Введение
Наверное, стоит начать с того, кем я являюсь, чтобы писать что-то на эту тему. Я учащийся средней образовательной школы 11-го класса, в которой работают два учителя информатики, как ожидаемо, с абсолютно разным подходом. Так вот, именно из-за таких двух разных методов, которые я испытал на себе за всё время обучения, у меня и сложилось определённое мнение, которым хочется поделиться.
Моё мнение об уроках информатики в МБОУ СОШ
Прежде всего: большинство учителей заинтересованы в преподавании строго в рамках школьной программы. Оно и понятно, им за это платят. Так что если у ученика возникает желание узнать что-то новое, то ему всегда стоит сказать об этом. Но не факт, что преподаватель поддержит подобного рода стремления, или даже даст совет. Но иногда бывает и такое, что педагог сам изъявляет желание научить учеников чему-то выходящему за рамки учебного процесса, но, к сожалению, такое происходит нечасто. Такая практика не проводится и в моей школе.
Что представляет собой ЕГЭ по информатике
Сейчас этот экзамен представляет собой смесь из математики, алгебры, логики и программирования. Разумеется, в школе дают базу для сдачи этого экзамена. Но только первой части, которая составляет 72 балла, что катастрофически мало, и не хватает для поступления в хороший вуз, особенно если ты не набираешь желанные 100 баллов по другим предметам (и это если в вузе нет определённой планки по количеству баллов по каждому предмету, что зачастую присутствует). И то, для получения этих же 72-х баллов необходимо обладать пониманием рекурсивных алгоритмов, одномерных массивов и ещё других умных вещей, которые могут быть пройдены вскользь на уроке, или не пройдены вовсе. Конечно это не все 72 балла, но как минимум половину из них именно так сдающие и получают.
Вторая же часть составляет собой 3 задания по программированию и одно по теории чисел. И в итоге получается, что для решения больше половины заданий просто необходимо знать программирование. Но и знания по остальным темам тоже необходимы.
Образец заданий
Ну и вот примеры номеров, которые аналогичны с теми, что включены в варианты:
№ 1)
№ 2)
№ 3)
№ 4)
В конце статьи будут ответы, можете проверить себя и написать сколько и какие из номеров вы решили правильно
Программирование на уроках, или история о том, как вместо информатиков гуманитарии Пентагон взламывали
9й класс или день сурка
Для начала, надо описать уроки до 9-го класса, а только затем написать про основное действо. Я не помню, чтобы нам в подробностях рассказывали что такое массивы, как с ними работать, или как программа в принципе выполняет итерации. Вместо этого мы решали много примеров по переводу чисел из одной системы счисления в другую или задач по передаче информации по каналу связи разными методами. В общем, иногда было интересно, иногда это были очередные уроки информатики, которые мы высиживали. Безусловно, любой урок полезен, но явно не несколько лет подряд переливание воды «ни о чем».
Но в итоге наступает 9й класс, и согласно программе обучения нас стали «натаскивать» на решение тестов. Это значит, что на обычных уроках, которые проходили раз в неделю, изменился формат занятия только для сдающих. Теперь это было однообразное прорешивание тех же номеров, с которых мы начинали ещё пару лет назад, без возможности хоть как-то вырваться из этой круговой поруки, в то время как остальные ученики учились работать с компьютерами, так как только с 9го класса их нам доверили.
Но учебный год всё шёл и шёл, а мы, сдающие, решали всё те же задания из первой части, даже не притрагиваясь ко второй, где таились столь желанные номера с программированием или командами для робота. В итоге, за неделю до экзамена я самостоятельно узнал, как решать один номер из второй части. И это было не программирование, хотя каждый из выпускников читал как минимум на одном ЯП. Но должен сказать, что кто-то всё-таки знакомился со столь недоступной дисциплиной. Это были ученики, которые даже близко не думали об информатике, как и об экзамене. В то время как сдающие усердно высчитывали, сколько мегабайт в секунду в канале связи, и за сколько времени передастся файл с таким-то весом, наши одноклассники писали простенькие программки с формулами, или же переписывали в компиляторы «трояны» из Интернета. Но всё же это было программирование, хоть и не ахти какое. То есть можно сказать, что Pascal нами, как классом, был изучен. Но каждый сдающий ОГЭ в 9 классе не мог и строчки написать без ошибки, над чем многие шутили.
Время шло, и экзамены были сданы. Кто-то поступил в другие учебные заведения, но часть всё же осталось и дальше грызть школьный гранит науки. И вот тут стоит указать, что в некоторых школах моего города, после 9-го класса, нет даже такого предмета как информатика. Таким образом, чтобы что-то узнать о простом строение программы, или о том, как лучше объявлять переменные, или о том, где и какие условные операторы могут пригодиться, необходимо было выцеплять учителей из школьной рутины (или попросту бегать за ними с вопросами) и практически допрашивать, но есть большая вероятность, что сам учитель может ничего не знать на тему вопросов, что ему были заданы.
Ну здравствуй, старшая школа
Так или иначе, для меня наступил десятый класс, в течение которого нами были изучены задачи о звуке, картинке и тексте. Можно сказать, что на плюс-минус достойном уровне программирование каждый из сдающих ЕГЭ изучил только в 11-м. И то, с репетиторами или самостоятельно. Но даже обладая элементарными знаниями, мы не приступали ко второй части. В последний раз, когда я был на уроке (это было как раз за день до объявления карантина) мы решали простые задачки на логику и разбирали не столь простые рекурсивные алгоритмы. Но всё же, эти номера находятся в первой части, в то время как во второй я иногда разбирался и с 2х мерными массивами (например, во второй части 2 номера отведены на решение задач при помощи кода, один номер с ошибками в коде, где их и надо исправить).
Итого
Наверное, если бы не случилось пандемии так «вовремя», наш педагог однажды бы сказал: «Хэй, ребят, а может сегодня разберём задание №24. Не знаете, что это? Это тот самый номер с ошибками, о котором вы так много слышали». Но, имеем что имеем, тут уж ничего не поделаешь. Удалёнка также никак не способствовала продвижению в изучении материала, скорее наоборот. Теперь вместо еженедельных занятий у нас только обещания, что скоро начнём заниматься. Как-то так всё и обстоит сейчас с обучением программированию в обычной школе. Если ты не проявляешь инициативы, постоянно не спрашиваешь тебе непонятные вещи, и не изучаешь мануалы сам или с репетитором (или любым человеком, который хочет и может тебе помочь), то скорее всего писать программы ты начнёшь в универе. Если, конечно, туда попадешь!
Благодарности
Большое спасибо за ознакомление с данной статьёй и за терпение к моему стилю изложения. Надеюсь, я немного удовлетворил ваш интерес по отношению к этой теме. Если нет, то можете написать мне в комментариях любые вопросы, буду рад ответить. А также можете поделиться своим опытом изучения основ программирования или советами для начинающих. Ещё я хочу поблагодарить за помощь и поддержку: Таифа Алимова, Анну Кангур, Эльзу Степаненко, Татьяну Никифорову, Эллину Кастуеву, Александру Мызину и Юлию Хольнову.
Ну и наконец ответы:
№ 1) 2288; № 2) 44; № 3) 4; № 4) 17;
“Осталась финальная ночь перед ЕГЭ, готовился на 100, посмотрим что выйдет в итоге”, – вот какой настрой у меня был перед последним экзаменом. В 2021 году впервые ввели компьютерный ЕГЭ по информатике, и сдавался он в два дня – кто то сдавал 24 июня, кто-то 25-го. Я сдавал в первый день (24 июня). Стоит ли говорить, что 25-го задания были почти такие же. Решил все, и через пару недель приходят резы. Я уже не ждал сотку, потому что не был уверен в паре задач, но, видимо, как в том анекдоте, просто повезло. Радость моя не знала границ, хоть в первый день я так и не мог поверить, что я набрал полный балл на экзамене. Сколько стресса, сколько пробников (за что отдельное спасибо нашему учителю из Лицея №2 Рамилю Ривальдовичу), сколько “слитых” вариантов, сколько прорешенных заданий – и в итоге цель достигнута. Многие говорят, что информатика – это простой экзамен. Это действительно так, но вот не допустить в нем ошибок – не такая уж и простая задача. Так как мне это удалось сделать? Что я советую вам? Обо всем по порядку в статье (и в видео тоже).
Моя история
Для тех, кто еще не знает, меня зовут Ильдар Гимадеев. Обычно, когда меня спрашивают, почему я выбрал именно информатику как экзамен, то мне не всегда бывает легко быстро дать четкий ответ, ведь мое решение складывалось из совокупности факторов. Однако если посмотреть на мой пусть и совсем небольшой жизненный путь, то можно увидеть, что с 6 класса я так или иначе занимаюсь информатикой. Сначала это были простые текстовые программы в Блокноте, которые я запускал через командную строку и так делал свои первые текстовые игры. Пытался писать калькулятор на плюсах, вроде бы даже получалось. Все изменилось, когда я перевелся в другую школу (как это обычно и бывает). Я поступил в Лицей-интернат №2 в Казани. В городе и республике Татарстан он всегда занимал лидирующие позиции, поэтому я и выбрал его. Именно здесь меня и научили программировать. Сначала был в олимпиадном движении, пусть и не так долго, до 9 класса, но это тоже дало мне определенный толчок, хоть я и не достиг там никаких особых успехов. Потом делал разные игрушки на Unity и только в 11 классе понял, что ЕГЭ-то уже близко и пора готовиться. Здесь включился наш любимый учитель информатики, который подал руку помощи в тот момент, когда мы начали тонуть.
Меня зовут Ильдар. И я затащил ЕГЭ на сотку без репетитора
Основные пути в подготовке. Какой выбрать?
Путь 1. Онлайн-школы
Основной путь в подготовке сейчас, если в твоей школе готовят плохо – это, конечно же, онлайн-школы. Я сам ни в одной не занимался, но могу порекомендовать Умскул и Школково, потому что у меня в них занимались некоторые друзья и знакомые и многие из них отзываются об этих школах только в положительном ключе. Обучение там устроено очень просто. То есть ты посмотрел вебинар, конспект, сделал ДЗ, и дальше – по новой. Круто также то, что тебе помогают решать в онлайне другие ученики этой школы, а также кураторы (которые еще ДЗ проверяют). Постоянное ДЗ в большом количестве подталкивает заниматься дальше. Но есть и минусы, ведь там очень часто материал приходится проходить по новой, и никто для тебя индивидуально подстраиваться не будет. А продолжать платить, чтобы оставаться в школе, всё равно придется. Плюс к этому, пробники у них не всегда хорошего качества, но это уже чисто моё мнение.
Путь 2. Готовиться по сайтам
Этот путь подойдет куда более дисциплинированным ребятам или тем, кто хочет использовать его лишь в качестве дополнительного. Прикол в том, что есть множество сайтов, таких как РЕШУ ЕГЭ, сайт Константина Полякова, а также различные группы ВК, такие как Открытый курс Алексея Кабанова, где можно без труда найти много полезной информации и сгенерить пробные варианты для себя во время подготовки. Для развития алгоритмического мышления хорошо подойдут для новичков сайты Питон Тьютор и курсы для начинающих на Степике, а для более продвинутых подойдет сайт Codeforces.com. Плюсов здесь много, но выбирать в качестве единственного пути я бы не советовал, ведь здесь нужно очень много самодисциплины, нет контроля, ДЗ нужно придумывать и проверять самостоятельно, так что такое себе. Но вот состоять в чатах – это круто, ведь там можно найти людей, которые так же, как и ты, замотивированы заниматься и хотят получать высокие баллы на экзамене. Они помогут тебе не забросить подготовку. Ну и ты поможешь им.
Путь 3. Готовиться по каналам в YouTube.
Этот путь вообще один из моих любимых, ведь для меня YouTube уже давно перестал быть площадкой для просмотра развлекательного контента. Здесь я смотрю только то, что мне будет хоть как-то полезно, а в контексте бесплатной подготовки к ЕГЭ сейчас это вообще чуть ли не лучший вариант (после подготовки с хорошим учителем или репетитором, конечно). По информатике я рекомендую смотреть Информатика БУ и канал Алексея Кабанова. Первый очень хорошо рассказывает про каждое задание, даже про 27-ое, которое решают далеко не все, а второй классно составляет и разбирает свои же пробники и постоянно ищет новые интересные типы задач. Наверняка я про кого-то забыл, но даже если смотреть планомерно только эти 2 канала и не забывать применять свои знания на практике, то это уже очень и очень круто.
Путь 4. Готовиться с помощью репетитора
Этот способ я сам не использовал, хотя сам его советую многим. Почему именно репетитор – тут каждый для себя решает сам. Но я считаю, что репетитора нужно брать только в случае, если самодисциплины у тебя никакой или пробелов в знаниях очень много. Тогда тут действительно нужен специалист, который поможет эти пробелы в знаниях устранить и выйти на новый уровень. Плюсы здесь вполне очевидны, а вот минусы найти не так уж и просто. Я считаю, что минусом быть может только завышенная стоимость занятий и некомпетентность репетитора, поэтому выбирать нужно максимально внимательно и индивидуально. Я лично вряд ли согласился бы работать с репетитором 40 или 50+, хотя среди них встречается большое количество настоящих мастеров своего дела.
Ну вот примерно такие траектории я бы советовал рассматривать при самостоятельной или частично самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. Хочу отметить, что выбрав один из путей, можно всегда поменять его на другой или даже комбинировать варианты, ведь идеального рецепта нет. В любом случае, желаю дойти до конца, не сдаться и получить тот балл, который ты хочешь!
Спасибо за то, что дочитали! Кстати, если кому-то интересно будет узнать немного больше о моей истории подготовки, посмотреть мою реакцию на 100 баллов, получить мои готовые решения на многие задания и получить еще парочку полезных советов, которые я здесь наверняка упустил, советую посмотреть мое видео о подготовке:
ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ НА 100 БАЛЛОВ. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ? ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ, РЕАКЦИЯ, СОВЕТЫ. ЕГЭ 2022
Мой канал на YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCCpjGmIujZ28IgF7yN4Y5DQ
Моя страничка ВК:
https://vk.com/ildargimadeev
Очень жду ваших коментариев =) Полезный ли текст? Про что ещё интересно было бы узнать?
Я — профессиональный репетитор по химии и математике, так что точно знаю, о чем говорю. Каждый год несколько человек идет в Бауманку, МИФИ и МАИ.
Олимпиады бывают перечневые и нет. Перечневые делятся на три уровня, определяет это минобр. Далее каждый факультет говорит, какие льготы готов предоставить победителям и призерам олимпиад соответствующего типа: 100 баллов по ЕГЭ, 100 баллов по внутреннему экзамену (актуально для МГУ), поступление без вступительных испытаний. То есть далеко не каждая олимпиада дает 100 баллов. Олимпиада РХТУ, например, дает +10 к поступлению в РХТУ и ничего — в других местах. А диплом победителя олимпиады МГУ по химии (как и любой другой олимпиады первого уровня) дает 100 баллов за ДВИ на химфак или 100 баллов за ЕГЭ на фундамед. При том, что человек с дипломом «Ломоносова» первой степени ЕГЭ на эту сотню напишет с закрытыми глазами, уровень просто несопоставим.
Акцент на олимпиады есть смысл делать, если прямо сейчас ученик берет вариант прошлого года и пишет на 75 и выше (это я о математике). Призерство в чем-то, что дает льготы при поступлении, возможно только у ребят в высоким уровнем подготовки, которые и без олимпиад скорее всего прошли бы по общему конкурсу в любое место, кроме наиболее топовых (например, ФМБ в Физтехе, где в списке зачисленных худший результат — 300 по трем ЕГЭ, у остальных балл еще выше за счет медали, ГТО, индивидуальных достижений и т.п.).
В остальных случаях нужно готовиться именно к ЕГЭ. Это может быть репетитор (индивидуально или в мини-группе, подобранной по уровню учеников), онлайн-занятия с топовым педагогом (Например, Владислав Вуль проводит такие курсы, там почти половина сильной группы — другие репетиторы, желающие повысить квалификацию, занятия очень высокого уровня), курсы ЕГЭ (не при вузе, не гарантирующие результат, если кто-то обещает нужный балл или поступление — он точно врет). Но курсы при Вузе, с лекциями на поток — однозначно не то, что нужно.
Курсы при ВУЗе как правило ведут люди, мало знакомые со структурой ЕГЭ, группы огромные и без дележки по уровню абитуриентов, в итоге либо сильным скучно, либо слабым непонятно, либо вообще всем непонятно (это бывает чаще всего), потому что разбираются серьезные задачи с группой, которая к такому не готова совершенно, базы не хватает.
Здравствуйте, у кого нибудь в этом году дети сдавали ЕГЭ по информатике? Сложно было сдавать? Готовились ли ? Ребенок хочет сдавать информатику, до этого только школьная программа , вот за год реально нет ее выучить(…
Моя дочь сдавала,решила сдавать в начале 11 класса,готовилась сама плюс репетитор раз в неделю,т.к в ЕГЭ по инфе много ньюансов,которые в школе не проходят
Экзамен дочь сказала был средней сложности,в отличие от профильной математики, но очень мало времени для такого обьема и все надо считать в уме,наделала дурацких ошибок, результат хуже,чем ожидалось,но в целом норм,на бюджет прошла куда хотела.
Если заниматься, то за год поготовится.
Если с математикой хорошо,осилит
К Элизе,
Спасибо, то есть профильная математика посложнее была, чем информатика?
А куда поступила, если не секрет?
Профильная математика в этом году была очень сложная.
Поступила на радиофак УРФУ на программную инженерию
Моя тоже информатику сдавала. Не готовилась почти. Только в школе. К репетитору сходила 2 раза перед экзаменом по 1 часу. Я думала — никуда не поступит. Сдала на 64 балла. Легче, чем профильная математика точно. Поступила на бюдджет на радиофак. Правда в рейтинге последняя была из прошедших)
Сын сдавал информатику. Ходил на какие-то курсы где студенты им что-то рассказывали. 1 раз в неделю по 2 часа. Сдал на 74 балла.
Аноним автор темы:
профильная математика посложнее была, чем информатика
да
Аноним автор темы:
Ребенок хочет сдавать информатику
В школе как предмет дают? насколько у ребенка понимание предмета? Как мой сказал — все то же, что и в школе на уроках было, ничего сверх программы.
Дочь сдавала информатику, ходила на курсы в наш универ. Говорила, что на экзамене попалась задача, которую не разбирали в школе, но разбирали на курсах. Поступила в ИТМО на бюджет
Реально.
Сын не готовился, но в СУНЦе информатика хорошо дается, 4 часа в неделю. Сдал всего на 84 балла. Надеялся, конечно, на бОльшее. Но поскольку информатику он сдавал просто так, она ему для поступления не нужна, то не сильно расстроился.
Аноним автор темы:
Ребенок хочет сдавать информатику, до этого только школьная программа , вот за год реально нет ее выучить(…
Реально, конечно. Но пахать надо. И да, нюансы есть.
Moroshk@:
ходила на курсы в наш универ
Имеется ввиду УрФУ?
Дочь сдавала информатику год назад (школу закончила 4 года назад). Готовилась полностью сама. Никаких репетиторов.
Продолжаем помогать вам
готовиться к ЕГЭ. Следующий предмет, о котором мы поговорили с
выпускниками-2017 – информатика. Ребята делятся личным опытом, как они сдали ее
на 90+ баллов.
ВЕСЬ ЕГЭ – ЭТО СПЛОШНОЙ
ШАБЛОН
Алексей Звонарев, 94
балла
Я начал готовиться к
информатике не сразу – в приоритете была математика. В ноябре я понял, что
совсем забыл про этот предмет и решил пойти на курсы. Написал первый пробник и
поймал себя на мысли, что точно надо заниматься.
За два месяца понял, что
весь ЕГЭ – это сплошной шаблон, над которым просто надо потренироваться. С
самого начала я решал задания из первой части, доводил ее до идеала, потому что
основные баллы набираются именно благодаря ей. Плюс знать надо меньше, чем для
решения второй части.
Самое главное при
подготовке – заставить себя решать. Я просто сидел и выполнял все типы номеров.
Если что-то не получалось, решал этого больше.
Чем ближе был экзамен,
тем четче я понимал, что могу и на 100 баллов сдать. Самое главное – все внимательно
читать. Это одна из самых важных составляющих успешной сдачи ЕГЭ по
информатике.
На самом экзамене я был
морально готов, но, когда увидел новое 26 задание, стало страшновато.
Вот еще один совет: пока вам
на ЕГЭ по информатике рассказывают, как заполнять бланки (формальность),
прочитайте задания из второй части, чтобы сразу иметь представление об их решении.
И, если что, обдумать его. У меня были глупые ошибки, связанные с неправильным
чтением.
И еще на ЕГЭ важно проверять первую часть
несколько раз и не тратить много сил на задания, которые не даются. Сначала
сделайте то, что можете, а потом уже думайте над оставшимся. Иначе можно не
выполнить ничего.
НУЖНО РЕШАТЬ ЗАДАНИЯ С ДРУЗЬЯМИ
Дмитрий Гудилин, 91 балл
Я и до 11 класса знал
информатику хорошо. Учился в физико-математическом классе, поэтому проблем у
меня особых не было, а занимались мы по четыре урока в неделю. Если такой
возможности нет, то лучше два часа в неделю уделять последней задаче. Брать
условие из любого источника и решать сначала на листочке, а затем проверять
себя программно.
Серьезную подготовку начал с
марта. Купил сборник 20 вариантов ЕГЭ и раз в неделю решал по варианту без двух
последних задач. Задание на логику начал решать за месяц до экзамена, потому
что только тогда становится понятно, как она будет выглядеть. Особе внимание
уделил последней задаче первой части – она обычно очень сложная.
За две недели до экзамена
начал жить по особенному расписанию: ложился спать в восемь вечера, вставал в
четыре утра и решал варианты. Из-за этого у меня день оставался свободным, и я
гулял, что, конечно, надо делать.
За неделю до экзамена советую активно готовиться, но не по восемь часов в день.
Делайте так, чтобы было время расслабиться и прийти бодрым на экзамен.
Самое сложное на ЕГЭ –
сосредоточиться. Из-за невнимательности я допустил ошибку в последнем номере
первой части – неправильно посчитал сумму цифр от 1 до 7.
Мой совет для тех, кто пишет
варианты быстро – прорешать первую часть полностью заново, не заглядывая в
прошлые решения и не вспоминая прошлые ответы. И в конце сверить, все ли
совпадает.
Нужно решать задания с
друзьями, потому что это дает стимул делать все быстро и правильно. При этом
если возникают ошибки, можно сразу свериться. Я, например, с подругой по скайпу
говорил в четыре утра.
Я НЕ ПОКУПАЛ НИКАКИХ КНИЖЕК
Кирилл Малышев, 91 балл
Для дополнительной подготовки к ЕГЭ по информатике я не
покупал никаких книжек. Во-первых, они неоправданно дорогие, во-вторых, в них
много ошибок, в-третьих, там напечатаны задания, просто взятые из открытых
источников, в-четвёртых, они тяжёлые.
Для отработки навыков
решения типовых задач полезны сайты, где выкладывают задания. Однако нужно
выбирать только актуальные задачи, ведь они постоянно меняются. Ориентироваться
стоит на демоверсию варианта ЕГЭ нынешнего года и варианты с последних
прошедших экзаменов. Разборы всего этого есть в Интернете.
Мне помогли видеоразборы задач на YouTube. Это касается не только информатики, но и других
предметов. Авторы таких разборов стараются максимально подробно объяснить
каждое действие так, что всё становится очень понятно. Я обычно смотрел их в
ускоренном режиме.
Также периодически появляется информация, вплоть до самого
дня экзамена, о новых типах задач – обратите на это внимание.
Так или иначе, нужно как можно лучше отточить навык решение
задач ЕГЭ, особенно в тестовой части. Необходимо помнить основные алгоритмы
решения каждой задачи, чтобы на экзамене выполнять по большей части
механическую работу, не раздумывая, как решать задание, ведь это отнимает много
сил и, главное, времени, которого и так немного.
Что касается самого дня экзамена, то очень важно прийти на
него со свежей головой. К сожалению, из-за сильного стресса я на информатику
пришёл вовсе не выспавшимся. Из-за этого было сложно сосредоточиться. Говорят,
что за день перед экзаменом лучше не напрягать голову, отдохнуть, но я считаю,
что лучше в последние дни решать и разбирать задач. Главное – не засиживаться
до ночи, чтобы сохранить ясный ум на утро.
Нужно быть готовым к тому, что некоторые задания могут
отличаться от типовых из демоверсии. Они могут быть чуть сложнее, иметь немного
другую формулировку или подходы к решению. В моём случае так было, например, с
26 задачей на выигрышную стратегию. В такой ситуации важно не испугаться. Если
решение в голову не приходит, можно отложить этот номер на потом и решать
другие. За ту задачу, кстати, мне дали два балла из трёх, хотя я, наверное, до
сих пор не понимаю, что от меня хотели. Этот факт говорит ещё об одном: никогда
нельзя оставлять задания совсем без решения. Если это тест, то ответ может
каким-то волшебным образом совпасть с правильным, если это письменная часть, то
стоит написать, пусть заведомо с ошибками, но хоть что-нибудь. Баллы ведь не
вычитают за неверное решение, а хотя бы один балл лишним не будет. Но, конечно,
это нужно делать после выполнения остальных заданий.
Привет! Впервые тут пишу отзыв, даже не знаю, почему именно на ЕГЭ. Наверное, чтобы успокоить всех сдающих и рассказать про ток, как это происходит во время коронавируса. Немного рассказать про содержание и поделится советами.
Немного о себе:
Позавчера я праздновала восемнадцатилетие, а сегодня сдавала ЕГЭ. 😅 Предмет — Информатика и ИКТ.
Живу в небольшом городе, потому, по всем поверьям, вариант у меня должен был быть сложный. Кто-то еще не знает эту байку: «Регионам делают варианты сложнее, чтобы в Москву не пёрлись»?. Хотя, доля правды в этом есть.
По понятным причинам, фотографий с ППЭ не будет, не сильно хотелось сдавать на следующий год.
Чего я ждала от экзамена?
Очень сложного варианта. Уже в 7 утра я знала, что было у дальнего востока и готовилась к такому же. Плюс, есть такая примета у школьников, в четный год варианты сложнее.
Как я готовилась?
С репетитором, с ютубом, готовилась в школе. Мне кажется, экзамен по информатике самый сложный из всех, что есть на ЕГЭ, т.к. там задачи ну совсем не из школьной программы. Логические уравнения, динамическое программирование и т.д. Даже сами составители говорят, что они сделали экзамен сложным, т.к. его сдают ученики, которые всей душой любят предмет и должны его знать очень хорошо.
В целом я готовилась с 10 по 11 класс, потратила на репетиторов не очень много, около двадцати тысяч.
Небольшой совет по подготовке: не покупайте книжки. Я серьезно. Пользуйтесь сайтами, вроде решуегэ, сайт полякова и т.д.
Объясню почему: книга — не интерактивная. В большинстве сборников есть ошибки, книги не дорабатываются и не меняются в реальном времени. Зачем вам сборники по 500-700 рублей, когда есть интернет?
Немного про ответы
Искала ли я ответы? Конечно да! Каждому хочется себя обезопасить, но я искала, скорее КИМы, а не ответы, чтобы знать, что было на экзамене. Советую вам никогда не покупать ответы, в них бред полнейший.
Немного про мой вариант
Каково же было мое удивление, когда на реальном экзамене была почти точная копия досрока. У меня вопрос к составителям: неужели у вас кончилась фантазия? Разве это честно? Эти варианты были в открытом доступе с апреля, и вы дали на реальном экзамене их копию? Ждем теперь резкий скачок среднего балла по информатике.
Как проходил ЕГЭ в этом году.
Мы не стояли на жаре часами, как было на ОГЭ. Кстати, сегодня днем было 38 градусов. Дошли до школы, в которой мы должны были писать и на расстоянии 1,5 м друг от друга заходили в школу. На входе нам обработали руки, померили температуру и запустили внутрь. Мы проходили через металлоискатели, которые не работали. Кто-то проходил с очками, ключами и ничего не пищало. При желании можно было и телефон пронести(наверное). Но я, как и все, сдала все свои вещи сопровождающему.
На мой взгляд в этом году все было максимально просто и, простите, лайтово. Я до этого таких историй наслушалась, что на ЕГЭ могут попросить и лифчик снять, и носки. Но я с таким не столкнулась.
Я вошла в школу, меня встретила сопровождающая и сказала мне подниматься на третий этаж. По дороге на третий этаж еще две женщины сказали мне, что мне нужно выше. Это было странно.
Все сопровождающие и организаторы были в масках и перчатках. И мне их безумно жаль. Представьте, с 8 до 15, на жаре, в перчатках. Ужас.
В аудиторию я вошла в 9:05, а экзамен начала писать только в 10:30. В аудитории было девять человек, мы все были на расстоянии двух парт друг от друга. А еще в аудитории адская жара, за окном все еще 38 градусов.
Мы зашли в аудиторию в 9:05, и до 10:00 мы ждали звонка, того самого, после которого можно печатать КИМы. За это я ненавижу экзамены, почему нам нельзя полчасика где нибудь погулять?
Время 9:45, нам рассказывают, как себя вести и как не надо. Про апелляцию, правила поведения и т.д.
Время 10 с чем-то. В аудиторию заходит женщина с пакетиком, в котором лежит диск, на котором записаны материалы ЕГЭ, т.е. наши КИМы. При нас, в реальном времени все это печатают.
Печать закончили только 10:30. Я получила свой КИМ и начала решать.
Подытожу: всё было максимально безопасно, везде стояли антисептики. Кстати, на входе мне побрызгали руки каким-то увлажняющим антисептиком. 😅
На написание работы дается 3 часа 55 минут. Почему такая странная цифра? Потому что, если мы в школе дольше 4-х часов, то нас положено покормить.
Бедные организаторы, т.е. два учителя из школы, все 5 часов сидят, преют в масках и перчатках и смотрят на тебя.
Они же приносят дополнительные бланки ответов. Кстати, с этим происходит какой-то бред. Тебе не дадут еще один бланк, пока полностью не испишешь первый. Окей, а если у тебя программа на весь лист, а тебе просто неудобно начинать ее на одном и продолжать на другом?
Вариант мне попался не очень сложный, все было знакомо и решила я его всего за три с лишним часа.
Свою работу я закончила где-то в 14:20. Вздохнула и вышла.
И немного про выходы в туалет. Нет, никто не пойдет с вами в кабинку, бред полный. И нет, вам не будут ставить минусы в карму, если вы вышли два раза.
Мои ощущения
Страшно? Конечно! Это же не просто контрольная, это твои баллы, это твое поступление на бюджет, это деньги твоих родителей и твои деньги, от этого зависит то, как ты проведешь следующий год. Мальчикам, наверное, еще страшнее.
Пик страха пришелся на момент, когда раздавали КИМы. От того, что в этой бумажке, зависит твоё будущее, бррр…
Потом уже поспокойнее, просто начала относится к ЕГЭ, как к тренировке.
Советы
Если сдаете ЕГЭ в этом году — обязательно посмотрите досрочные варианты! Они вам точно помогут подготовиться. Хотя, это актуально и не только для 2020 года.
Не берите с собой еду. Серьезно, она будет вам только мешать. Никто из моей аудитории не поел за все 4 часа экзамена, у вас просто не будет времени на то, чтобы поесть, да и нервы не позволят. Воду, кстати, тоже не обязательно брать. Я за все 4 часа так ни разу и не попила, лишних двадцать секунд на пару глотков у меня не было, да и не хотелось совсем.
Можете не брать с собой маску. В ней будет жарко, а в самой памятке для участника написано «участник экзамена ПО ЖЕЛАНИЮ может взять с собой средства индивидуальной защиты».
Не буду говорить «не волнуйтесь», потому что меня эти слова всегда бесили, ну как, как мне не волноваться? Сегодня моё будущее решается.
Не ориентируйтесь на дальний восток и не ищите ответы. На информатику их не сливают никогда, знаю только, что однажды слили на математику и химию. ЕГЭ это не ОГЭ, не думайте, что если списали ОГЭ, то спишите и ЕГЭ.
Будьте готовы к панике. Она накрывает всех, я никогда не боялась ЕГЭ, но в день икс, меня до мурашек пробрало, у одного мальчика в аудитории со мной даже была паническая атака. Он очень громко дышал, как будто стонал, но, организаторы, к сожалению, не обратили внимания.
А если вы в 10-ом классе, то могу посоветовать:
Начинать готовиться прямо сейчас. Да, я тоже не слушала учителей, когда они говорили «время пролетит незаметно». Не слушала и зря, только вчера сдавала ОГЭ, а сегодня уже ЕГЭ.
Смотрите разборы заданий на ютубе. Пишите комментарии, спрашивайте, мне почти всегда отвечали. Ютуб это бесплатно и очень позновательно.
И немного для родителей. Пожалуйста, не говорите ребенку — не поступишь на бюджет: убью. Это заставит его еще больше волноваться.
Мое мнение о ЕГЭ:
Кто-то говорит, что его надо отменять, но я считаю, что ЕГЭ действительно смогло заменить вступительные экзамены в ВУЗы. Оно сложное, но в меру. С 80 баллами ты можешь поступить в хороший институт, с 90 — в отличный. С 70 — в институт, не плохой, но и не топовый.
Задумка отличная, реализация тоже, я бы, конечно, много заданий в нем поменяла. А то очень смешно слышать от организатора «Все задания ЕГЭ сделаны на основе школьной программы» на егэ по информатике. Смотришь в КИМ, а там совсем не пеинт, в котором вы рисовали с 1 по 9 класс.
Всем сдающим желаю удачи! У вас всё получится.
Ну, и пожелайте мне сотку. 😅
Об изменениях в ЕГЭ по информатике в 2022 году
ЕГЭ по информатике состоит из следующих тем: «Системы счисления», «Базы данных», «Поиск информации в текстовых документах», «Электронные таблицы», «Алгебра логики», «Графы», «Комбинаторика», «Алгоритмизация и программирование», «Теория игр», «Кодирование и декодирование».
По сравнению с прошлым годом контрольные измерительные материалы изменились. Например, задание №3 теперь нужно выполнять на компьютере, так как оно предполагает работу с файлами импровизированной базы данных. В задании №9 учащимся придется вспомнить логические функции при работе с формулами в электронных таблицах, а задание №17 потребует от выпускников выполнить анализ числовой информации из файла.
Напомним, что на протяжении всего экзамена у участников все так же будет доступ к компьютеру с установленным прикладным программным обеспечением и средами программирования.
Основное отличие нынешнего ЕГЭ по информатике от экзаменов прошлых лет состоит в том, что практически все задания в нем можно выполнить на компьютере.
И это, к сожалению, иногда может сбивать выпускников с правильного пути.
Приведем примеры ошибок, которые допускали участники экзамена в прошлом году, для того чтобы помочь избежать их нынешним старшеклассникам.
Ошибка № 1. Попытка выполнить все задания с использованием компьютера
Хотя большинство задач в ЕГЭ по информатике построено таким образом, что их можно решить как в черновике, так и при помощи офисных приложений или сред программирования, нужно понимать, что решение с использованием компьютера не всегда приводит к быстрому результату.
Учительница перед началом сдачи ЕГЭ по информатике в средней общеобразовательной школе №13 Владивостока, 3 июля 2020 года
Виталий Аньков/РИА «Новости»
Например, выпускник может потратить значительное количество времени на написание программного кода для решения задачи, которая аналитическим методом при помощи ручки и листа бумаги решилась бы намного быстрее, и возможно, проще.
В качестве примера приведем задание №8.
Все 5-буквенные слова, составленные из 4 букв ВЕРТ, записаны в алфавитном порядке.
Вот начало списка:
1. ВВВВВ
2. ВВВВЕ
3. ВВВВР
4. ВВВВТ
5. ВВВЕВ
…
На каком месте от начала списка стоит слово «ВЕТЕР»?
Решение
Представим все буквы как цифры системы счисления с основанием 4. Тогда В – 0, Е – 1, Р – 2, Т – 3.
Слово «ВЕТЕР» будет выглядеть как число 01312. Переведем его в десятичную систему счисления — это число 118 (это можно сделать, например, функцией print(int(‘01312’,4)) всего в одну строку на языке Python. Таким образом, слово «ВЕТЕР» должно находиться на 118 месте. Однако мы видим, что слово ВВВВВ — это 00000 (ноль) в четверичной системе счисления и оно находится на месте 1. Значит, есть сдвиг на одну позицию. Таким образом, слово «ВЕТЕР» находится не на 118, а на 119 месте.
Теперь решим это задание вторым способом — напишем программу на языке Python.
Личный архив Николая Никулина
Оба представленных способа решения данной задачи приведут к верному результату, но первый займет у подготовленного ученика меньше времени.
И таких заданий на экзамене достаточно. А ведь на ЕГЭ каждая минута времени может принести дополнительный балл.
Ошибка № 2. Неверная последовательность выполнения заданий
Эта ошибка характерна не только для ЕГЭ по информатике, но и для других предметов. Прежде всего необходимо выполнять те задачи, которые хорошо знакомы и не требуют значительных временных затрат. Часто участники выполняют задания подряд и, увидев новое для себя задание, пытаются его решить, тратя большую часть времени и усилий. На все остальные задачи у них остается уже меньше ресурсов.
Поэтому, если задание показалось сложным, следует его пропустить и постараться выполнить более простые.
Таким образом можно набрать основное количество баллов и оставить большую часть времени для спокойного размышления над сложными заданиями.
Ошибка № 3. Ложная надежда на компьютерные технологии
Некоторые выпускники думают, что наличие компьютера на экзамене со всевозможными офисными программами и средами программирования сразу избавит их практически от всех проблем, связанных с решением задач. Но всеми этими технологиями еще нужно научиться грамотно пользоваться. При этом необходимо знать теорию по конкретным темам курса информатики.
Например, одна из задач, которая, на наш взгляд, стала решаться гораздо быстрее с использованием компьютера — это задание 14. Приведем пример и решение с использованием алгоритма, записанного на языке программирования Python.
Личный архив Николая Никулина
Для написания подобного программного кода необходимо помнить стандартный алгоритм перевода числа в систему счисления с произвольным основанием. Также нужно знать такие темы из курса информатики, как циклы, работа со строками, операции деления. Еще можно запомнить некоторые стандартные функции языков программирования (например, count для языка Python).
Рекомендации по подготовке к экзамену
Очень важно научиться правильно выбирать методику решения каждого конкретного задания. Некоторые задачи проще и быстрее выполнять без использования компьютерных программ, прибегая к аналитическому подходу.
С другой стороны, на экзамене есть и такие задания, которые невозможно решить вручную за отведенное время, и без написания программного кода или использования прикладного программного обеспечения уже не обойтись. Поэтому попробуйте проверить свои знания, провести самодиагностику. Для этого можно выполнить демонстрационный вариант с последующей проверкой ответов, отметить задания и темы, которые вызывают затруднения. Например, воспользоваться виртуальной лабораторией по информатике в Библиотеке МЭШ, открытыми вариантами контрольных измерительных материалов ЕГЭ на сайте ФИПИ или пройти диагностику в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков вы можете в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Запись открыта в разделе Центра на сайте МЦКО.
Большое значение имеет повторение тем, относящихся к практическому программированию. Знание одного или нескольких языков программирования на базовом или углубленном уровнях поможет решить не только задачи, относящиеся непосредственно к теме «Алгоритмизация и программирование», но и многие другие задания быстро и оптимально. Изучить необходимые языки программирования помогут в школе на уроках информатики. Также можно воспользоваться учебными материалами в Библиотеке «Московской электронной школы».
Каждую неделю, в разные дни, уделяйте внимание изучению новых материалов и повторению того, что вы уже знаете. Старайтесь еженедельно решать разные варианты из ЕГЭ.