Об изменениях в ЕГЭ по информатике в 2022 году
ЕГЭ по информатике состоит из следующих тем: «Системы счисления», «Базы данных», «Поиск информации в текстовых документах», «Электронные таблицы», «Алгебра логики», «Графы», «Комбинаторика», «Алгоритмизация и программирование», «Теория игр», «Кодирование и декодирование».
По сравнению с прошлым годом контрольные измерительные материалы изменились. Например, задание №3 теперь нужно выполнять на компьютере, так как оно предполагает работу с файлами импровизированной базы данных. В задании №9 учащимся придется вспомнить логические функции при работе с формулами в электронных таблицах, а задание №17 потребует от выпускников выполнить анализ числовой информации из файла.
Напомним, что на протяжении всего экзамена у участников все так же будет доступ к компьютеру с установленным прикладным программным обеспечением и средами программирования.
Основное отличие нынешнего ЕГЭ по информатике от экзаменов прошлых лет состоит в том, что практически все задания в нем можно выполнить на компьютере.
И это, к сожалению, иногда может сбивать выпускников с правильного пути.
Приведем примеры ошибок, которые допускали участники экзамена в прошлом году, для того чтобы помочь избежать их нынешним старшеклассникам.
Ошибка № 1. Попытка выполнить все задания с использованием компьютера
Хотя большинство задач в ЕГЭ по информатике построено таким образом, что их можно решить как в черновике, так и при помощи офисных приложений или сред программирования, нужно понимать, что решение с использованием компьютера не всегда приводит к быстрому результату.
Учительница перед началом сдачи ЕГЭ по информатике в средней общеобразовательной школе №13 Владивостока, 3 июля 2020 года
Виталий Аньков/РИА «Новости»
Например, выпускник может потратить значительное количество времени на написание программного кода для решения задачи, которая аналитическим методом при помощи ручки и листа бумаги решилась бы намного быстрее, и возможно, проще.
В качестве примера приведем задание №8.
Все 5-буквенные слова, составленные из 4 букв ВЕРТ, записаны в алфавитном порядке.
Вот начало списка:
1. ВВВВВ
2. ВВВВЕ
3. ВВВВР
4. ВВВВТ
5. ВВВЕВ
…
На каком месте от начала списка стоит слово «ВЕТЕР»?
Решение
Представим все буквы как цифры системы счисления с основанием 4. Тогда В – 0, Е – 1, Р – 2, Т – 3.
Слово «ВЕТЕР» будет выглядеть как число 01312. Переведем его в десятичную систему счисления — это число 118 (это можно сделать, например, функцией print(int(‘01312’,4)) всего в одну строку на языке Python. Таким образом, слово «ВЕТЕР» должно находиться на 118 месте. Однако мы видим, что слово ВВВВВ — это 00000 (ноль) в четверичной системе счисления и оно находится на месте 1. Значит, есть сдвиг на одну позицию. Таким образом, слово «ВЕТЕР» находится не на 118, а на 119 месте.
Теперь решим это задание вторым способом — напишем программу на языке Python.
Личный архив Николая Никулина
Оба представленных способа решения данной задачи приведут к верному результату, но первый займет у подготовленного ученика меньше времени.
И таких заданий на экзамене достаточно. А ведь на ЕГЭ каждая минута времени может принести дополнительный балл.
Ошибка № 2. Неверная последовательность выполнения заданий
Эта ошибка характерна не только для ЕГЭ по информатике, но и для других предметов. Прежде всего необходимо выполнять те задачи, которые хорошо знакомы и не требуют значительных временных затрат. Часто участники выполняют задания подряд и, увидев новое для себя задание, пытаются его решить, тратя большую часть времени и усилий. На все остальные задачи у них остается уже меньше ресурсов.
Поэтому, если задание показалось сложным, следует его пропустить и постараться выполнить более простые.
Таким образом можно набрать основное количество баллов и оставить большую часть времени для спокойного размышления над сложными заданиями.
Ошибка № 3. Ложная надежда на компьютерные технологии
Некоторые выпускники думают, что наличие компьютера на экзамене со всевозможными офисными программами и средами программирования сразу избавит их практически от всех проблем, связанных с решением задач. Но всеми этими технологиями еще нужно научиться грамотно пользоваться. При этом необходимо знать теорию по конкретным темам курса информатики.
Например, одна из задач, которая, на наш взгляд, стала решаться гораздо быстрее с использованием компьютера — это задание 14. Приведем пример и решение с использованием алгоритма, записанного на языке программирования Python.
Личный архив Николая Никулина
Для написания подобного программного кода необходимо помнить стандартный алгоритм перевода числа в систему счисления с произвольным основанием. Также нужно знать такие темы из курса информатики, как циклы, работа со строками, операции деления. Еще можно запомнить некоторые стандартные функции языков программирования (например, count для языка Python).
Рекомендации по подготовке к экзамену
Очень важно научиться правильно выбирать методику решения каждого конкретного задания. Некоторые задачи проще и быстрее выполнять без использования компьютерных программ, прибегая к аналитическому подходу.
С другой стороны, на экзамене есть и такие задания, которые невозможно решить вручную за отведенное время, и без написания программного кода или использования прикладного программного обеспечения уже не обойтись. Поэтому попробуйте проверить свои знания, провести самодиагностику. Для этого можно выполнить демонстрационный вариант с последующей проверкой ответов, отметить задания и темы, которые вызывают затруднения. Например, воспользоваться виртуальной лабораторией по информатике в Библиотеке МЭШ, открытыми вариантами контрольных измерительных материалов ЕГЭ на сайте ФИПИ или пройти диагностику в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков вы можете в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Запись открыта в разделе Центра на сайте МЦКО.
Большое значение имеет повторение тем, относящихся к практическому программированию. Знание одного или нескольких языков программирования на базовом или углубленном уровнях поможет решить не только задачи, относящиеся непосредственно к теме «Алгоритмизация и программирование», но и многие другие задания быстро и оптимально. Изучить необходимые языки программирования помогут в школе на уроках информатики. Также можно воспользоваться учебными материалами в Библиотеке «Московской электронной школы».
Каждую неделю, в разные дни, уделяйте внимание изучению новых материалов и повторению того, что вы уже знаете. Старайтесь еженедельно решать разные варианты из ЕГЭ.
Информатика — это тот самый секрет для избранных, понять который дано не всем. Еще бы, в прошлом году она стала первым и пока единственным цифровым экзаменом! Но не успел мир оправиться от такого потрясения, как в ФИПИ опубликовали изменения в ЕГЭ по информатике 2022.
Что изменилось в 2022 в ЕГЭ по информатике?
В сравнении с прошлым годом, изменения в ЕГЭ по информатике 2022 не кажутся такими пугающими. Формат экзамена сделали еще более цифровым, избавив от пережитков «бумажного» прошлого: вместо расписывания условий в №3 и №17 добавили для работы файлы с базами данных.
Также немного изменили шкалу оценивания: теперь максимальный балл за работу — 29, а не 30, как было в прошлом году. Сокращение произошло из-за задания №25, которое теперь оценивается в один балл.
Новые варианты
Модель изменения в ЕГЭ по информатике 2022 не предполагает кардинально новых вариантов или заданий. По сути, речь идет о цифровизации заданий №3, которое было копией бумажного, и №17. В остальном, варианты 2021 и 2022 года абсолютно аналогичны.
Изменения в заданиях
В задание №3 добавлен файл, содержащий простейшую базу данных — несколько таблиц. Опираясь на него, нужно выполнить несколько условий задачи и получить ответ.
В задание №17 также добавлен файл. Он содержит последовательность целых чисел, которую необходимо будет использовать для обработки массива. Также в задании есть пример решения для другой последовательности. В ответ потребуется записать пару чисел, требуемую по условиям задачи.
Максимальный балл за каждое из измененных заданий — 1.
Новые задания
Новые задания по изменениям в ЕГЭ по информатике 2022 не предусмотрены.
Критерии оценивания
Изменились критерии оценивания задания №25. Это задание на написание программы, удовлетворяющей условиям задачи, для вывода определенных строк. Теперь, если выводимые строки попадают в ключ, то задача оценивается в один балл. Если нет, в ноль баллов.
Проходной балл
Проходной балл по информатике будет установлен позднее. Приблизительно это будет 34-45 баллов.
Перевод баллов
Так как изменения в ЕГЭ по информатике 2022 коснулись и количества баллов за экзамен, то установить точную шкалу перевода первичных баллов во вторичные пока невозможно. Она будет сформирована после проверки экзаменационных работ и напрямую зависит от успешности выполнения выпускниками тех или иных заданий варианта.
Структура ЕГЭ по информатике 2022
Вариант ЕГЭ 2022 года условно можно разделить на две части:
- задания в 1 балл — №1–25,
- задания в 2 балла — №26–27.
В первой группе получение балла напрямую зависит от попадания в ключ. Во второй группе балл можно получить при условии, что значения либо перепутаны местами, либо одно из значений приведено неверно, то есть за частично правильное решение.
Большинство из предложенных для выполнения заданий — базового или повышенного уровня сложности:
- базовый — №1–10, 19,
- повышенный — №11–18, 20, 22–23,
- высокий — №21, 24–27.
На выполнение 27 заданий варианта дается 235 минут, весь экзамен выполняется на компьютере. Максимальный балл — 29.
Подготовка к ЕГЭ по информатике
Для решения многих заданий потребуется умение программировать, поэтому этим стоит заняться в первую очередь. Лучше освоить один из популярных языков, вроде Python. Перед выбором языка программирования убедитесь, что он принимается для решения задач ЕГЭ.
Задания на программирование могут принести до 10 первичных баллов!
Также заранее определитесь с тем, что вы уже умеете и знаете, а что вызывает трудности. Для этого можно прорешать демоверсию экзамена или один из вариантов 2021 года (с учетом изменений в ЕГЭ по информатике 2022). Это поможет определить стартовую точку для подготовки.
Осваивайте недостающие навыки регулярно, не забивайте на подготовку, иначе к самому экзамену вы рискуете забыть даже то, что уже знаете! Это непозволительная роскошь. Так как шкала перевода пока неизвестна, нельзя точно сказать, во сколько обойдется даже один потерянный балл.
Готовьтесь на максимум и не довольствуйтесь малым! Тогда ваши успехи точно превзойдут все ваши ожидания. А мы всегда поможем вам на этом нелегком пути — через изменения в ЕГЭ по информатике в 2022 году и прямо к заветным баллам.
Популярность ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2022 году значительно выросла. В этом году его планируют сдавать почти 129 тысяч человек. Готовиться к экзамену следует заранее, поэтому давайте разберем, как проходит ЕГЭ по информатике в текущем году, какие изменения внесены в структуру и порядок проведения экзамена, сколько заданий в ЕГЭ по информатике, с чего начинать подготовку.
Изменения в ЕГЭ по информатике 2022
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2022?
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2022?
Изменения в ЕГЭ по информатике 2022
Начиная с 2021 года ЕГЭ по информатике в корне изменился. Новшества коснулись как формата проведения экзамена, так и его структуры.
Какие внесены изменения:
- Все задания будут адаптированы к новому компьютерному формату.
- Убрали задания, подразумевающие развернутый ответ.
- Экзамен теперь проводится только на компьютерах.
- В него добавлены практические задачи по программированию.
- Задания могут быть выполнены как на учебном алгоритмическом языке программирования, так и на других языках, например, C++, Pascal, Python, Java.
Дополнительно внесены следующие изменения в ЕГЭ 2022 по информатике:
- Снижен максимальный первичный балл с 30 до 29.
- Изменилось задание № 3. Теперь оно должно выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц с установленными логическими связями.
- Внесены изменение в задание № 17. Оно выполняется с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива.
- Изменилась система оценки задания № 25, которое предусматривает написание программы.
- Стало больше заданий, где требуется использовать дополнительные файлы.
Виды заданий по информатике:
- задачи по программированию;
- задачи по логике;
- кодирование информации;
- поиск данных;
- работа с информационными моделями;
- обработка числовой информации;
- хранение информации.
О структуре экзамена
На выполнение экзаменационных тестов дается 235 минут. Он состоит из 27 заданий с кратким ответом.
Структура ЕГЭ по информатике в 2022 году следующая:
- базовый уровень сложности – 11 заданий;
- повышенный уровень сложности – 11 заданий;
- высокий уровень сложности – 5 заданий.
Предлагается 10 заданий с использованием специализированного ПО с максимальным первичным баллом 12, а также 17 заданий без использования специализированного ПО с максимальным первичным баллом 17.
Оценивание работы производится автоматизированным способом.
Шкала оценивания
В КИМ задания базового и повышенного уровней сложности предназначены для проверки знания программы на базовом уровне:
- Как ученик понимает программы, написанные на универсальном алгоритмическом языке высокого уровня.
- Умение пользоваться готовыми прикладными компьютерными программами.
- Умение написания и отладки программ с использованием основных конструкций программирования.
- Знание основных конструкций программирования.
- Владение компьютерными средствами представления и анализа данных.
- Умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц.
Задания повышенного и высокого уровня сложности проверяют знание программы на профильном уровне:
- Знание универсальных языков программирования высокого уровня: Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python.
- Что такое сложность алгоритма, основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки.
- Понимание важнейших видов дискретных объектов.
- Что такое базовые типы и структурах данных.
- Использование основных управляющих конструкций.
- Разработка, тестирование, отладка программ.
- Построение математических объектов информатики и т. д.
Решения заданий с 1 по 25 дают по 1 баллу, за решение заданий 26 и 27 — 2 балла. Максимальный первичный балл за выполнение работы 29.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
После проведения экзаменов составляется шкала перевода баллов по среднему значению результата прошлого года. Для этого существует специальная формула. Соответственно шкала будет меняться в зависимости от результатов прохождения экзамена.
Специалисты прогнозируют, что в 2022 году величина проходного балла составит 40 вторичных баллов.
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2022?
Задания разделены на 2 типа: без использования стороннего ПО и решаемые с помощью компьютера.
Задачи, которые решаются «вручную». Сюда относятся задания 1, 2, 4, 5, 6, 7,8, 11, 12, 13, 14,15, 19, 20, 21, 22,23. Ответом в них будет число или последовательность букв. Сюда входят следующие задания:
- По информационным моделям (1, 13). Нужно ориентироваться в таблицах и выучить хотя бы два метода.
- По логике (2, 15). Для их решения нужно знать таблицы истинности основных логических операций, преобразование и анализ выражений.
- По алгоритмизации (5, 12, 19, 20, 21, 23). Задания с исполнителями и различными алгоритмами.
- По кодированию информации (4, 7, 8, 11, 14). Задания с применением формул, алгоритмов перевода чисел в различные системы счисления. Сюда же включены комбинаторка, единицы измерения информации и условие Фано.
Задачи, которые решаются с помощью ПК, предлагаются нескольких типов:
- Работа с предложенным файлом. Задания 3, 9, 10, 18. Для решения потребуется знать функции текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теорию по реляционным базам данных.
- Создание программы. Задания 16, 25. Потребуется написать код и получить ответ.
- Написание программы и получение ответа, с использованием предложенного файла. Задачи 17, 24, 26, 27. Здесь не проверяется способ решения. Только ответ.
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2022?
Подготовка к ЕГЭ должна быть продуманной и тщательной. Следуйте следующему плану:
- Пройдите диагностическое тестирование или решите последнюю демоверсию экзамена. Так вы сможете оценить свой уровень знаний.
- Обратите внимание на свое умение программировать, т. к. этой теме посвящено почти треть заданий. Научитесь работать с файлами и строками, заучите алгоритмы сортировки и т.д.
- Произведите оценку уровня подготовки в школе и определитесь, будет вам его достаточно или потребуется дополнительно заниматься с репетитором.
- Заниматься можно онлайн, индивидуально с тренером или в группе.
- Можно проходить курс обучения самостоятельно, воспользовавшись демоверсиями ЕГЭ или обновленными демоверсиями КИМ.
Никогда не программировал, но хочешь сдать ЕГЭ по информатике? Тогда знай: к экзамену можно подготовиться за год, если грамотно организовать учебный процесс. Из этой статьи ты узнаешь все о структуре ЕГЭ по информатике в 2023 году, изменениях и типах заданий.
Изменения в ЕГЭ по информатике 2023
Последние 2 года ЕГЭ по информатике проводился в компьютерной форме, что предоставляло сдающим большое право выбора, как решать то или иное задание, благодаря чему появлялись лазейки, упрощающие решения некоторых номеров из экзамена.
В связи с этим, ФИПИ ежегодно вносят изменения в КИМ по информатике, чтобы внести больше разнообразия и избавиться от шаблонных решений. В 2023 году полностью претерпят структуру 2 задания, но это не все изменения, что ФИПИ представили в новой демоверсии ЕГЭ.
Долой переборное решение!
В блоке «Программирование» даже после перехода на компьютерную форму было два задания, в которых программа уже представлена в условии, а задача сдающего — проанализировать ее — задания №6 и 22. Но многие справедливо подумали – зачем анализировать код, если я могу его переписать и запустить переборное решение. Благодаря этому, почти все, кто знал о таком варианте решения заданий, законно получали 2 балла за них. ФИПИ такой способ решения вряд ли понравился.
Официальный список изменений выглядит следующим образом:
Задание №6 теперь мы будем относить к блоку «Алгоритмизация», так как теперь оно предоставляет нам работу с исполнителем и анализом алгоритма. В демоверсии вам предлагают проанализировать «Черепашку», которая многим знакома из ОГЭ по информатике:
Задание №22 пополняет ряды блока «Информационные модели», а также заданий, к которым прилагаются дополнительные файлы, если быть точнее — электронная таблица. В условии затрагивается новая для экзамена тема – многопоточность (довольно важная тема для многих IT-специалистов и затрагивается на определенных предметах в университете), а решение требует анализа таблицы и зависимостей процессов:
Кроме двух новых заданий, некоторые номера также претерпели изменения:
Задание №14 все еще направлено на работу с системами счисления, но теперь нужно искать неизвестную цифру числа. Такого прототипа ранее на ЕГЭ мы не видели:
Задание №12, судя по демоверсии, станет сложнее — это уже знакомый для экзамена исполнитель «Редактор», но с необычным вопросом (раньше, в основном, требовалось назвать получившуюся после обработки программой строку/сумму цифр строки):
Задание №16 на рекурсию из демоверсии намекает нам на то, что не стоит забывать про аналитическое решение. Это происходит из-за больших аргументов у функции, гораздо проще поразмыслить, что же считает функция:
Как видите, ЕГЭ по информатике в 2023 году изменился заметно. Все эти обновления нужно учитывать. Если вы не знаете, чего от вас ждут составители экзамена, даже незначительное изменение в формулировке может стоить вам нескольких баллов. А в условиях, когда от ЕГЭ зависит поступление в хороший вуз и качество образования, каждый балл важен.
Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по информатике я всегда разбираю с учениками самые свежие обновления ФИПИ. Мы выясняем, как именно надо понимать задание, изучаем разные алгоритмы решения и тренируем лучшие способы их оформления — в соответствии со всеми критериями. Именно поэтому мои ученики сдают экзамен на высокий балл и поступают в тот вуз, в который изначально хотели. Помочь с этим я могу и вам — записывайтесь на курс и начните подготовку к ЕГЭ на 80+ 💪
О структуре экзамена
В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов.
Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.
На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, а также на кодирование информации.
В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что именно надо учить.
Программирование
Программирование встречается в шести заданиях — а именно в 16, 17, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.
Логика
Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.
Алгоритмизация
В данный блок входят семь заданий (5, 6, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями. Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций.
Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.
Информационные модели
С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов. С заданием 10 проблемы возникают редко, так как от вас требуется найти количество определенных слов в текстовом документе. Задания 3, 9 и 18 требуют работы с электронными таблицами, при решении вам помогут знания про ссылки, функции и фильтры. К этому же блоку добавляется новое задание 22.
Информация и ее кодирование
Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А новый прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы.
Шкала оценивания
На самом деле шкала перевода баллов составляется после проведения экзаменов, так как в формуле есть параметр «среднее значение». То есть то, что мы называем шкалой — это результат перевода баллов прошлого года. ФИПИ переводит баллы по формуле, а не по шкале. Поэтому шкала меняется, если меняется экзамен или массово меняются результаты его прохождения. Мы полагаем, что в 2023 году проходной балл будет 40 вторичных баллов, но это может измениться.
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по информатике 2023?
На ЕГЭ 2023, как и в 2021 году, все задания будут с кратким ответом, больше не нужно писать подробные объяснения по теории игр и сдавать программный код на проверку на бумаге. Но это не значит, что все задания идентичны. Посмотрим, какие именно типы заданий встретятся на экзамене.
Задания, которые можно решить «вручную»
Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые можно решать, как на бумаге, так и на компьютере. Это задания 1, 2, 4-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. Ты можешь написать программу на компьютере или использовать электронные таблицы, а затем записать в ответ получившееся значение. За каждое задание можно получить 1 балл.
Задания, которые решаются с помощью компьютера
Все такие задания бывают трех типов:
- Работа с предложенным файлом
- Создание программы
- Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл
Разберемся с каждым типом отдельно.
Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 3, 9, 10, 18 и 22. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теория по реляционным базам данных. За каждое задание можно получить по 1 баллу.
Создать программу понадобится в задании 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За оба задания можно получить по 1 баллу.
Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 17, 24, 26 и 27. Эффективность и способ решения, который вы использовали, не проверяется. Главное — получить верный численный ответ. За задания 17 и 24 вы можете получить по 1 баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.
Обрати внимание, что в некоторых прототипах заданий 17, 24, 25, 26 и 27 программу можно не писать, если ты знаешь, как решить эти задания другим способом — это не запрещено.
Как подготовиться к ЕГЭ по информатике 2023?
Лучший способ — разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?
- Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.
- Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят минимум 8 первичных баллов из 29, это достаточно много.
- Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.
- Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.
- Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!
Именно по такой схеме проходят мои занятия по подготовке к ЕГЭ по информатике в MAXIMUM Education. Но вдобавок к этому я еще показываю ученикам разные ловушки экзамена: как в формулировках заданий, так и в критериях и правилах оформления решений. Я помогаю распознавать эти ловушки и обходить их стороной — только так можно гарантированно получить максимальный балл за каждое задание.
Помимо этого, я знаю много разных лайфхаков решения ЕГЭ по информатике. С их помощью найти правильный ответ можно намного быстрее — а это очень важно на экзамене, когда время ограничено. Всеми этими лайфхаками я делюсь со своими учениками и показываю, как применять на практике каждый способ.
Так что на экзамен мои ученики приходят абсолютно спокойные и уверенные в своих силах. И результаты ЕГЭ у них соответствующие: намного выше среднего балла по стране. Если и вы хотите получить 80+ на экзамене по информатике, записывайтесь на курс подготовки к ЕГЭ. Я научу вас всему, что я знаю!
В этом году период сдачи ЕГЭ завершает информатика! И сегодня — первый из двух дней, отведенных для экзамена. Как же прошла первая сдача: с такими же помехами, как у ребят с ОГЭ, или на этот раз работа вышла вполне удачной? Своими впечатлениями поделились ребята из разных уголков страны. Так что скорее читай, если ты собираешься сдавать в следующем году, и тем более — завтра!
Информатика: день первый
Многие из ребят поделились, что задания оказались сложноватыми в сравнении с теми, что встречались в тех же пробниках. А еще были проблемы с техникой: мышка неудобная, а у некоторых сдающих компьютер время от времени показывал синий экран, отчего приходилось вызывать мастера и даже просить резервный компьютер.
«Трудности конкретно у меня не возникли, исключая мышку с протертыми ножками, которая прилипала к столу (полагаю, такие у всех были). Но возникли весомые проблемы у моего одноклассника: его компьютер 2 раза показывал «синий экран смерти», вызывали технического специалиста, он все чинил. После очередной критической ошибки одноклассник попросил резервный компьютер, ему принесли ноутбук. Несмотря на это, он смог решить с 1 по 26 задание, и еще файл А из 27.
Задания могу оценить выше среднего по сложности, ожидала попроще, конечно. Многие из них были с дополнительными условиями или не очень похожи на стандартные. Стоит отметить задания №13, №15, №25, №26, №27 :
в №13 был нестандартный вопрос к графу, но решение алгоритмически не отличается от стандартного, главное быть внимательным;
№15 выглядит как смешение двух типов заданий: делимость и отрезки, но для решения программой сложностей не вызывает;
№25 было с маской числа, и, что меня печалит, прототипы этого задания не встречаются в сборниках. Помогло то, что похожее я видела на апробации ЕГЭ и смогла подготовиться заранее;
№26 было необычным — не ряды или жесткие диски. А с упаковкой подарка в коробки «матрешкой» — коробка в коробке. Интересное задание, было увлекательно разбираться, что от тебя вообще хотят;
№27 — без комментариев. Готовилась к мусоркам, а дали пробирки. Чего-то не хватило в размышлениях и даже файл А сделать не получилось.
Когда вам говорят начинать готовиться заранее, слушайтесь, не повторяйте ошибок других. Не нужно весь год решать пробники — смотрите, какого типа задания в ЕГЭ отличаются от школьных. Ищите любые ресурсы, где можно найти теорию, решения, любую другую информацию, которая касается заданий и критериев оценивания ЕГЭ.
Знание критериев тоже важно, прочитайте их, тогда будете знать, что и как надо писать для получения баллов.
Лично мне в подготовке помогло все по чуть-чуть: у меня был платный курс, дополнительно я смотрела бесплатные материалы на Степике (рекомендую для подготовки, там много чего интересного можно найти и хорошо сдать ЕГЭ), научилась там тому, чему не учили на платном курсе. Обсуждала задания с одноклассниками: кто-то знал, как решать, у кого-то были связи с «прошаренными» людьми.
Помогло спокойствие, потому что когда паникуешь, никакие знания не усваиваются нормально)»
— Марина Григорьева (г. Новосибирск)
«В аудитории нас было всего 9 человек, да и в принципе, сдающих информатику в нашем ППЭ было не так уж и много. Экзаменаторы никого не удаляли с экзамена, не было никаких замечаний, в этом плане всё было довольно спокойно. Трудностей тоже особо никаких не было, кроме самого КИМа, в котором формулировка №7 задания была несколько неопределенной, и я не могла понять, какой именно ответ хотят от меня получить. Задания были знакомыми и довольно лёгкими, единственное, очень удивило задание №13, в котором была задача, как всем казалось раньше, «не егэшного формата». Никто не ожидал усложнения относительно легкой задачи на логику. Конечно, это всё равно было решаемо, но сначала это задание немного испугало, потому что оно разорвало привычный шаблон подобных. Всё равно теперь я не уверена в своем ответе, как и в немного скомканном условии 7 номера. Просто, это довольно легкие задания, по которым я и подумать не могла, что вдруг могу потерять баллы. Были довольно неожиданно легкие задания — это №19, №20, №21, где дали самую стандартную и простую формулировку, абсолютно без всякий усложнений условия.
Ребятам, которые будут сдавать экзамен в следующем году, могу посоветовать лишь одно — не паниковать. Главное — успокоиться и поверить в свои силы. Говорю это как человек, который еще неделю назад умел решать 2 задания из КИМа. Конечно, мой опыт лучше не повторять, потому что я решила всего 17 заданий, хотя могла намного больше. Мне просто не хватило времени из-за недостатка практики. Больше практикуйтесь и вы обязательно сдадите хорошо!
А в подготовке мне очень помог курс «Рефреш» от онлайн-школы «Вебиум». Он позволил максимально освежить (в моём случае — получить новые) знания по предмету в самые краткие сроки, да и саму подготовку сделал не такой мучительной, чего я очень сильно боялась раньше. А вот знания, которые я получала в обычной школе, явно не рассчитаны на формат ЕГЭ и были практически бесполезны»
— Валерия Ожогина (г. Владивосток)
«По технической части никаких проблем не было, но была женщина-организатор, которая будто испытывала какую-то мизогинию. Так как когда к ней обращались девочки, а их всего было 3, включая меня, она очень грубо отвечала. Когда я спрашивала куда дальше тыкать, она агрессивной интонацией отвечала. Но когда мальчики спрашивали, она сразу менялась в голосе. Я бы не обратила на это внимание, если бы она не начала так грубо отвечать мне перед самым экзаменом, когда и так волнение присутствует.
Я ушла довольно быстро, где-то через 2 часа после начала, замечаний в моей аудитории никому не делали. Но начали пристально наблюдать за мальчиком, так как он очень часто выходил в туалет…
Утром видела задания с Дальнего Востока, Сибири и надеялась, что такого не будет, но увы. Задания были очень сложные, сильно отличались по уровню сложности от досрока, апробаций, пробников. Самые легкие задания, которые называют даже «халявными баллами » составители КИМов сумели усложнить до невероятной сложности. Я не могу сказать, что я плохо писала пробники, так как я хорошо готовилась, писала под 90 баллов и ставила на то, что информатику напишу лучше других предметов, поэтому очень расстроена и разочарована…
Насчет заданий, которые были знакомы до экзамена: многие, цифра в цифру, есть на компегэ, от Евгения Джобса…
Готовьтесь на компегэ, но не смотрите Алексея Кабанова, он не даёт правильного объяснения. Выберите одного учителя, онлайн куратора, и смотрите только его коды, так как сколько людей — столько и разных кодов на одно и то же задание.
Мне в подготовке помогла замечательная учительница. Её коды были максимально просты и универсальны. Она проделала большую работу, чтобы научить нас»
— Настя Камалиева (г. Набережные Челны)
«Я очень сильно переживала за день до экзамена. Меня саму поразило, что я так волнуюсь, потому что таких эмоций не было даже перед профильной математикой, хотя за нее я переживала, как мне казалось, больше всего. Я увидела вариант Дальнего Востока, встав в 7:40 утра. Мне стало страшно, потому что в некоторых заданиях встретились типажи, которых я ранее никогда не решала. Однако, когда я увидела свой вариант, я выдохнула, потому что поняла: все задания я умею решать. Единственное, что заставляло трепетать во время экзамена — мысль: «а вдруг зависнет компьютер и придется заново все решать?” Такого, к счастью, не случилось. Единственное — зависла одна программа, но не более чем на 5 минут.
На удивление, все сидели практически до конца. Никто не перешептывался, не нарушал тишины, поэтому замечаний и удалений с экзамена не было. Задания были разными: некоторые лёгкие, некоторые средней сложности. Сам вариант был не особо тяжёлым в плане решения. Какие-то из них встретились в первые. Например, в №13 задании нужно было найти количество путей, начальная и конечная точка была одной и той же. Впервые встретилось №23 задание, в котором нужно было не прибавлять к числу, а вычитать из него.
Готовилась к экзамену полностью самостоятельно. Учитель был не в силах помочь, так как многого (наверное, даже всё) было для него неизвестным и непонятным. Я хотела бы, чтобы ученики, которые планируют сдавать ЕГЭ по информатике, рассчитывали только на себя. Ребята, ищите варианты решений различных заданий, смотрите вебинары с открытым доступом, пытайтесь, решайте и самое главное — не сдавайтесь. У вас все получится. Я не знаю, какой будет мой результат, но хочу верить, что там хорошие баллы. Лично я сдавалась неоднократно на пути подготовки к ЕГЭ, однако бралась за изучение с новыми силами благодаря своим родителям, друзьям и мотивирующим вебинарам. Ничто меня так не радовало в подготовке, как моменты, когда у меня получалось решать задания все сложнее и сложнее по уровню»
— Мазур Любовь (Ленинградская область, поселок Сельцо)
«Нас было всего 16 человек со всего района. Задания для меня не были такими сложными и я справилась со всеми. Я могу посоветовать будущим одиннадцатиклассникам готовиться к экзаменам постепенно с самого начала учебного года. Так не будет напряжения весной перед самыми экзаменами»
— Ангелина Соболева (г.Уржума)
Информатика: день второй
Кажется, последний день сдачи информатики не сильно отличается от предыдущего. Опять-таки, возникали проблемы с мышкой или программами, задания казалось новыми и формулировки — непонятными, запутанными…
«Всего из нашей школы писали 21 человек , в аудитории было 12 . Так как сдавала информатику, у меня заела мышка и программа не читала мой код , в итоге я минут 20 сидела и ждала . В аудитории все было спокойно, ничего необычного. Думаю, написала на баллов 70 , задания были для меня новыми, готовилась на 80. Были некоторые похожие задания, но менялся вопрос. Единственный совет : начать сразу же готовиться к экзаменам, не лениться. Моей мотивацией была поездка в другую страну»
— Анастасия Трофимова (г.Ульяновск)
«Я работала на ноутбуке. Знаю, что в других аудиториях работали на стационарных компьютерах. У меня все было замечательно: ничего не лагало, не подглючивало, не, тупило — все было отлично. Знаю, что у моего одноклассника была проблема: он работал всегда только в Пэйчарме, но в этот раз он почему-то не запускался, а как работать с чем-то другим, одноклассник не знал. Ему пришлось прямо на экзамене этому учиться, некоторые задания пришлось сделать в Блокноте (приложении в компьютере). Моя одноклассница всегда работала в Айдле, но у нее он тоже почему-то не запускался, так что ей пришлось перейти на Пэйчарм. В общем, я так поняла, у некоторых были какие-то проблемы, но у меня, слава Богу, все было хорошо.
Экзаменаторы — хорошие женщины, правда, когда одна из них вышла, пришел мужчина, похожий на физрука. Пришел, сначала посидел сидел рядом со мной, на первой парте, потом начал стучать ногой, рукой, какие-то ритмы отбивать, потом уснул, начал храпеть. Конечно, это недолго продлилось — быстро ушел. В принципе, все было хорошо и от экзаменаторов не было какого-то давления.
В основном задания были среднего уровня, но были и необычные, например условие 7-ого мало где встречалось, и многие запороли его.
№8 Задание попалось сложное: комбинаторика + разные системы счисления.
В №13 задании попался замкнутый график.
Основная проблема: формулировки. Порой читаешь задание и не понимаешь, чего от тебя хотят. Так было и с №17 заданием…
Я не решила №25 (на маски, с двумя неизвестными), №26 (на покупки), №27 задания…Правда, в №26 задании первый вопрос решила, но потом не получилось состыковать формулу в Екселе, что на самом деле очень обидно…
Потом уже, после экзамена я смотрела группу Артема Имаева, 100-бального репетитора, и он в своем Телеграмм-канале скидывал задания, что присылали ребята — среди них было и №25. Так вот, Артем написал: “Ребята, вы что меня обманываете? Не может быть такого на ЕГЭ, вы мне скидываете фейки. Это уровень Статград — не могли такого на ЕГЭ дать”. Потом он видит все больше и больше сообщений: “Нет, Артем, такое было, мы это сидели, решали, пытались”. Тогда я поняла, что на ЕГЭ нам дали статградовские задания, и это, конечно, не очень приятный факт… Как минимум, появляется вопрос, почему?….Может быть потому, что физику плохо написали, а у нас физика-информатика все время конкурируют, и чтобы уровнять…
Я смотрела вчерашние варианты зданий Дальнего Востока, Центральной России. И в принципе поняла, что похожие задания уже видела.
Я начала свою подготовку с нового года и считаю, что, если бы начала готовиться с сентября, я бы сохранила кучу нервных клеток, прошла весь материал, (потому что, на самом деле, №25, 26, 27 не успела пройти и впервые решала на экзамене ). Я бы посоветовала готовиться по чуть-чуть, может быть даже с лета какие-то задания начинать смотреть. Есть свободное время — запланируй раз в неделю, чтобы потихонечку откладывалось, чтобы не пришлось делать сломя голову.
И советую курсы Артема Имаева. Он классно объясняет, преподает, у него курсы структурированы, понятны и это действительно дает результат. Я с нуля баллов поднялась до 70-ти баллов. А еще это дешевле, чем репетиторы…»
— Поля Лодатко (г. Пермь)
А вместе с последним днем сдачи ЕГЭ, мы поздравляем тебя с окончанием экзаменов! Дальше — поступление в вуз. И уже потом можно будет собрать рюкзак и отправиться на каникулы!
Мечтаете стать программистом или связать свою жизнь с IT-сферой и для этого планируете стать сдавать в 2022 году ЕГЭ по информатике – мы расскажем, какие изменения планирует ФИПИ в КИМах, какой будет дата проведения испытаний и как организовать подготовку.
Изменения 2022 года
За последние 5 лет ЕГЭ по информатике почти не менялся. Появлялись новые формулировки к уже существующим заданиям, частично менялись критерии оценивания развернутых заданий, вместо языка Си теперь в КИМах язык С++. Но глобальных изменений не происходило.
В 2021 году ЕГЭ по информатике претерпел наибольшие изменения за всю историю его проведения – теперь экзамен сдается в компьютерной форме (и даже называется КЕГЭ), больше нет части II, где нужно давать развернутые ответы, в каждом задании требуется лишь числовой ответ, появилось много новых заданий, а для решения старых появились новые способы благодаря доступным на компьютере приложениям.
На фоне этого в ЕГЭ 2022 изменений не так много, но составители продолжают делать акцент на использовании инструментов компьютера при решении заданий экзамена:
- Увеличилось количество заданий, для решения которых нужно использовать дополнительные файлы: в 2021 году таких номеров было 6, сейчас — 8.
- Задание №3 будет выполняться с использованием файла, содержащего простую реляционную базу данных, состоящую из нескольких таблиц (в 2021 г. это задание было аналогично заданию 3 бланкового экзамена прошлых лет);
- Задание №17 будет выполняться с использованием файла, содержащего целочисленную последовательность, предназначенную для обработки с использованием массива;
- Задание №25 будет оцениваться, исходя из максимального балла за его выполнение, равного
- Максимальный первичный балл за выполнение работы уменьшен с 30 до 29.
В остальном модель КИМ ЕГЭ 2022 г. аналогична модели 2021 г.
Структура КИМа
КИМ 2022 года ЕГЭ по информатике содержат всего 27 заданий:
- 11 заданий базового уровня сложности;
- 11 заданий повышенного уровня;
- 5 заданий высокого уровня сложности.
Важно! На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Для выполнения работы необходим компьютер с установленной на нём операционной системой, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования на языках:
- ШАЯ (школьный алгоритмический язык);
- С#;
- C++;
- Pascal;
- Java;
- Python.
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным разделам курса информатики будет следующим:
№ | Содержательные разделы | Кол-во |
1 | Кодирование информации | 3 |
2 | Моделирование и компьютерный эксперимент | 2 |
3 | Системы счисления | 1 |
4 | Логика и алгоритмы | 8 |
5 | Элементы теории алгоритмов | 6 |
6 | Программирование | 2 |
7 | Архитектура компьютеров и компьютерных сетей | 1 |
8 | Обработка числовой информации | 2 |
9 | Технологии поиска и хранения информации | 2 |
При этом для выполнения 11 заданий КИМа ЕГЭ по информатике в 2022 году необходимо будет использовать специальное ПО.
Оценивание
В отличие от других предметов, оценивание работ ЕГЭ по информатике в 2022 году будет осуществляться исключительно автоматизированным способом.
Максимальный балл за выполнение всех 27 заданий составляет 29 баллов:
Задания | Максимальный балл |
№1-25 | 1 балл |
№26, 27 | 2 балла |
Далее результат переводят из первичных баллов во вторичные (тестовые) по шкале, рекомендованной ФИПИ. Ввиду того, что для ЕГЭ по информатике в 2022 году максимальный балл был уменьшен с 30 до 29, будет разработана и новая шкала соответствия. Тем не менее, эксперты считают, что проходной балл останется как и ранее на уровне 6 первичных или 40 вторичных баллов.
Секреты подготовки
В 2022 подготовка к ЕГЭ по информатике должна быть основательной. Но выучить необходимый материал вполне реально, следуя рекомендациям опытных педагогов.
Хотя ЕГЭ по информатике и проходит в компьютерной форме, в КИМах по-прежнему остаются задания, которые можно решать, как на бумаге, так и на компьютере. Это задания 1, 2, 4-8, 11-15, 19-23, в них необходимо получить число или последовательность букв в ответе. Ты можешь написать программу на компьютере или использовать электронные таблицы, а затем записать в ответ получившееся значение. За каждое задание можно получить 1 балл.
Задания, которые решаются с помощью компьютера, бывают трех типов:
- Работа с предложенным файлом.
- Создание программы.
- Написание программы и получение ответа, используя предложенный файл.
Работать только с предложенным файлом нужно в заданиях 3, 9, 10 и 18. Чтобы решить эти задания, нужно знать, какие функции есть у текстовых редакторов и редакторов электронных таблиц, а также теория по реляционным базам данных. За каждое задание можно получить по 1 баллу.
Создать программу понадобится в заданиях 16 и 25. Задача в том, чтобы написать код и получить на выходе какой-то ответ. Начальные данные, при которых нужно получить ответ, уже указаны в самом задании. За оба задания можно получить по 1 баллу.
Задания, где нужно написать программу и считать информацию из файла — это 17, 24, 26 и 27. Эффективность и способ решения, который вы использовали, не проверяется. Главное — получить верный численный ответ. За задания 17 и 24 вы можете получить по 1 баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 первичных балла.
Лучший способ получить высокие баллы на ЕГЭ по информатике в 2022 году – разобраться в каждой теме и выучить все необходимое. Как это сделать?
- Для начала оцените текущий уровень знаний. Можно пройти диагностическое тестирование или попробовать решить последнюю демоверсию экзамена. Таким образом вы поймете, что вы уже знаете, а над чем нужно еще поработать.
- Если вы не умеете программировать, советуем заняться этим с самого начала учебного года. Задания на программирование приносят 10 первичных баллов из 29, это достаточно много.
- Подумайте, смогут ли вас хорошо подготовить в школе. Оцените, что из школьной программы вы уже знаете, а что предстоит изучить в течение года.
- Решите, как вам комфортнее заниматься: лично с преподавателем, в группе или онлайн.
- Регулярно занимайтесь, уделяя время и теории, и практике!
В сети можно найти много хороших видео-уроков с объяснениями сложных тем, а также разборов демонстрационных вариантов 2021 и 2022 года. Рекомендуем начать знакомство с особенностями ЕГЭ 2022 года по информатике именно с демоверсии обновленного КИМа.
Читайте также:
- Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2022 году
- ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
- Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году