Егэ по географии задания повышенной сложности



Скачать материал

Разбор заданий  повышенной сложности 
при подготовке к ЕГЭ по географии Подго...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 30 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 16 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разбор заданий  повышенной сложности 
при подготовке к ЕГЭ по географии Подго...

    1 слайд

    Разбор заданий повышенной сложности
    при подготовке к ЕГЭ по географии
    Подготовил: учитель географии
    МКОУ «Икринская СОСШИ»
    Азизова Майина Шахабудиновна

  • Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.Например, решаем т...

    2 слайд

    Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
    Например, решаем такую задачу: Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

  • Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению...

    3 слайд

    Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану
    Определяем широту точки по формуле:
    90° — 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии).
    Определяем долготу точки.
    Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем:
    19-12=7 часов
    За 1 час Земля делает оборот 15° ( 360°:24ч=15°
    15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии).
    Ответ: координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

  • Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дн...

    4 слайд

    Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.
    1) 40º с.ш.
    2) 10º ю.ш.
    3) 30º ю.ш.
    Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
    Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.
    Пояснение:
    Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.

     3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.

     Ответ: 3, 2, 1.

  • Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдает...

    5 слайд

    Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

     Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга — полярный день в северном полушарии и полярная ночь — в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика.
    А) полярный день — 75º с. ш.
    Б) полярная ночь — 75º ю. ш.
    В) зенитальное положение Солнца — 17º с. ш.

     Ответ: 1, 2, 3.

  • Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над...

    6 слайд

    Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.
    Пояснение
    В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:
    (18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.
    Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего.
    Ответ : Это точка В.

    Применяем формулу:
    (12 ч — … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии)
    (…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии)
    Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана

  •  Определите, в каком из пунктов, 
обозначенных буквами на карте Евразии, 1 ав...

    7 слайд

     Определите, в каком из пунктов,
    обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа
    Солнце будет находиться выше всего над горизонтом
    в 7 часов по солнечному времени меридиана.
    Ход ваших рассуждений запишите.
    Пояснение:
    определения полуденного меридиана.
    Выше всего Солнце будет там, где полдень
    (12-7)х15=75 ° в.д.
    Ответ: С

  • Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на...

    8 слайд

    Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.
    Пояснение.
    1)500:100=5
    2)0,6×5=3
    3)12-3=9°

  • Какие из следующих  выводах о тенденциях изменения
 объемов продукции животно...

    9 слайд

    Какие из следующих выводах о тенденциях изменения
    объемов продукции животноводства сделанные
    на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны?
    Запишите цифры под которыми они указаны.
    Динами объемов продукции животноводства
    ( в % к предыдущему году)
    1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.
    2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства.
    3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства.
    4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

  • Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
Смертность = Рождаемость – Ес...

    10 слайд

    Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
    Смертность = Рождаемость – Естественный прирост
    Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция
    Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
    Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
    Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост
    Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост
    Плотность населения = Численность населения
    Площадь
    Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
    Площадь территории
    Иммиграция – въезд в страну
    Эмиграция – выезд из страны

  • где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного п...

    11 слайд

    где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;
    Р — число родившихся за год;
    С — число умерших за год;
    ЕП — естественный прирост населения за год;
    ЧН — среднегодовая численность населения.

  • На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естестве...

    12 слайд

    На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики.
    Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.

  • Алгоритм решения1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
ЕП (в...

    13 слайд

    Алгоритм решения
    1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
    ЕП (в промилле) =

    2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним.
    3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения

  • Решение задачи1.- 14430: 1472621× 1000 = - 10%0
2.1472621-1459574= -13047
3.-...

    14 слайд

    Решение задачи
    1.- 14430: 1472621× 1000 = — 10%0
    2.1472621-1459574= -13047
    3.- 13047- (-14430)= 1383 (человека)
    Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 153 708 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 29.01.2018
  • 4563
  • 16
  • 29.01.2018
  • 286
  • 0
  • 29.01.2018
  • 1037
  • 9
  • 29.01.2018
  • 3281
  • 20

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

География — наука о Земле

  • Учебник: «География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.
  • Тема: § 3. География — наука о Земле

Рейтинг:
5 из 5

  • 29.01.2018
  • 524
  • 5

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

«География. Начальный курс», Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс повышения квалификации «Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНГАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

СБОРНИК АЛГОРИТМОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО ГЕОГРАФИИ

Разработчик: Копылова Елена Вячеславовна, учитель высшей категории МБОУ «Сангарская гимназия»

-2022-

Представленный материал адресован учителям географии. Данный сборник включает в себя алгоритмы решения задач для подготовки к Единому государственному экзамену по географии. Сосредоточено внимание на тех вопросах географии, которые вызывают особое затруднение при выполнении контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Особое внимание уделено учебному материалу изучение, которого проходит в 6-7 классах и к 11 классу забывается, но еще и количество выделенных часов на его изучение недостаточное. Алгоритмы решения задач расписаны пошагово и привязаны к определенным заданиям, т.е. разбираются на конкретных примерах.

Содержание:

1.

Нахождение субъекта по заданным географическим координатам…………………………….

3

2.

Определение азимута направления на заданный объект…………………………………………….

4

3.

Построение профиля……………………………………………………………………………………………………….

6

4.

Зависимость температуры воздуха, влажности и атмосферного давления………………….

8

5.

Определение географических координат по положению Солнца………………………………..

9

6.

Определение положения Солнца над горизонтом………………………………………………………..

9

7.

Задачи по анализу климатограмм…………………………………………………………………………………..

10

8.

Определение поясного времени…………………………………………………………………………………….

12

9.

Определение последовательности городов в зависимости от продолжительности светового дня…………………………………………………………………………………………………………………..

13

10.

Численность населения: естественный и миграционный прирост……………………………….

14

11.

Численность населения: доля городского и сельского населения………………………………..

16

12.

Индекс человеческого развития……………………………………………………………………………………..

18

13.

Население и хозяйственная деятельность……………………………………………………………………..

20

14.

Использованная литература……………………………………………………………………………………………

22

Нахождение субъекта по заданным географическим координатам

Задание: Определите, на территории какого субъекта Российской Федерации находится город, имеющий географические координаты 59о 05′ с.ш. 159о 57′ в.д.

Решение:

  1. Определяем местоположение города. Для этого находим между какими параллелями и меридианами он находится: значение 59о 05′ находится между 50-ой и 60-ой параллелями, а значение 159о 57′ находится между 150-ым и 160-ым меридианами. Находим этот квадрат на карте России

  1. На найденной территории находится субъект — Камчатский край

  2. Записываем ответ без пробелов: Камчатскийкрай

Определение азимута направления на заданный объект

Задание: Определите азимут, по которому надо идти от родника на высоте 142,0 м до дома лесника. Ответ запишите цифрами.

Решение:

  1. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на заданный объект. Если на Плане местности нет линии направления горизонта, то подразумевается, что верх плана соответствует северу, низ – югу.

  2. Находим родник на Плане местности и дом лесника

  1. В точке родника чертим оси линии направления горизонтов, так чтобы точка пересечения находилась в точке расположения родника и соединяем точку пересечения с домом лесника

  1. Каждый угол у пересечения равен 90о, направление на дом лесника делит угол между направлением на восток и на юг напополам. Значит, азимут составляет 90о + 45о = 135о

90о

45о

  1. Ответ: 135

Построение профиля.

Задача: Постройте профиль местности по линии А – В, используя горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м. Укажите знаком «Х» местоположение родника

Выполнение:

  1. Измерьте расстояние от точки А до точки В

  1. АВ = 3,7 см, в соответствии с масштабом расстояние на поверхности = 370 м. Переводим это расстояние по требуемому масштабу в 1 см 50 м. 370:50 = 7,4 см. чертим горизонтальный отрезок полученной длины

  1. Чертим вертикали профиля с двух сторон полученного отрезка. Изначальное значение определяем по значениям горизонталей, расположенных ближе всего к точкам А или В. По плану местности видно, что ближайшая горизонталь к точке А имеет значение 155 м, а к точке В 140м. Значит, изначальное значение будет 140. Чертим вертикали с учетом вертикального масштаба в 1 см 5 м. отмечаем расположение точек А и В в соответствии с высотой.

  1. Измеряем расстояние от точки А до каждой горизонтали на линии АВ, в соответствии с масштабом умножаем его на 2 и откладываем точки на горизонтальном отрезке

  1. Находим точки пересечения в соответствии с высотой для каждого отрезка, до точки В

  1. Соединяем линией, получившиеся точки

  1. Отмечаем крестиком месторасположение родника. Для этого находим горизонталь, которая проходит через родник, измеряем расстояние от точки А до родника по прямой. Делим расстояние на 2 и находим это расстояние на профиле. Находим пересечение с линией профиля. Это и будет точка расположения родника.

Зависимость температуры воздуха, влажности и атмосферного давления

Абсолютная влажность воздуха — это величина, показывающая массу водяного пара в 1 м3 воздуха. Другими словами – это плотность водяного пара в воздухе.

Относительная влажность воздуха – это отношение его текущей абсолютной влажности к максимальной влажности при данной температуре.

Максимальное содержание водяного пара в воздухе при разных температурах разное.

Чем выше температура, тем больше водяного пара.

температура

водяной пар

-20

1

-10

2

-5

3

0

5

+10

9

+20

17

+30

30

+40

51

ЗАПОМНИ:

  1. При равном значении температуры: чем выше относительная влажность, тем выше абсолютная влажность

  2. При равном значении абсолютной влажности: чем выше температура, тем ниже относительная влажность

  3. При равном значении относительной влажности: чем выше абсолютная влажность, тем выше температура

Задание: На метеостанциях 1,2 и 3 одновременно были проведены измерения содержания водяного пара в 1 м3 воздуха и определена относительная влажность воздуха. Полученные значения показаны в таблице. Расположите эти метеостанции в порядке повышения температуры воздуха на них в момент проведения измерений (от наименьшей к наибольшей)

метеостанция

Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха, г

Относительная влажность воздуха, %

1

12

80

2

12

54

3

12

15

Решение:

  1. Содержание водяного пара в 1 м3 воздуха – это абсолютная влажность воздуха. По данным таблицы мы видим, что она одинакова на всех метеостанциях

  2. При равном значении абсолютной влажности – чем выше температура, тем ниже относительная влажность. Или чем ниже относительная влажность, тем выше температура.

  3. Если относительная влажность воздуха растет в последовательности 3-2-1. Значит температура будет расти в обратной последовательности: 1-2-3

  4. Ответ: 123

Определение географических координат по положению Солнца

Задание: Определите географические координаты пункта, расположенного в Канаде, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 40о над горизонтом. Запишите решение задачи.

Решение:

  1. 23 сентября – день весеннего равноденствия. Солнце находится в зените над экватором, т.е. угол падения солнечных лучей на экваторе 90о.

В задании говорится, что в искомом пункте Солнце находится на высоте 40о. значит, широта пункта будет 90о – 40о = 50о

  1. Канада находится в северном полушарии, значит 50о с.ш.

  2. Находим долготу: Если в искомом пункте полдень, а на Гринвичском меридиане 17 часов, разница во времени составляет 5 часов. Каждый час Солнце проходит 15о. Следовательно, 15о × 5 ч = 75о. Так как Канада находится в западном полушарии, то долгота будет 75о з.д.

  3. Ответ: географические координаты пункта 50о с.ш. 75о з.д.

Определение положения Солнца над горизонтом

Задание: Пункты А, Б, В и Г расположены на одной параллели – 60о с.ш., на разных меридианах: А – 20ов.д., Б – 30ов.д., В – 40ов.д., Г – 50ов.д.

Определите, в каком из этих пунктов 1 июля солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в 10 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана. Запишите обоснование вашего ответа.

Решение:

  1. Если пункты расположены на одной параллели, то ниже всего солнце будет находиться в том, который расположен дальше всего от полуденного меридиана.

  2. Если на Гринвичском меридиане 10 часов, а он является 0о. Вычисляем полуденный меридиан, т.е. меридиан, на котором полдень: 1ч = 15о. Разница во времени составляет 2 ч, значит 2ч × 15о = 30о

  3. Получается, что полдень будет в точке Б.

  4. Находим точку с самым дальним меридианом. Это точка Г

  5. Ответ: Ниже всего солнце будет в точке Г

Задачи по анализу климатограмм

Задание: Определите, в каком из 13 климатических поясов Земли расположен пункт, климат которого показан на климатограмме. Для обоснования ответа приведите два довода.

Решение:

При выполнении таких задач необходимо правильно считывать значения среднемесячных температур воздуха, уметь определять амплитуду температур, среднемесячное количество атмосферных осадков. Для этого надо знать строение климатограммы:

Как определить климатический пояс по климатограмме?

Климатические пояса отличаются среднемесячными температурами воздуха, а Южное полушарие Земли отличается от Северного временами года.

  1. Определяем к северному или южному полушарию относится заданная диаграмма климата:

  • Температура понижается в феврале, январе, то есть зима приходит в привычные для нас зимние месяцы – декабрь, январь, февраль – климатограмма указывает на полушарие северной части Земли;

  • Низкие температуры приходятся на июль, то есть зима протекает в июле – диаграмма климата характеризует южное полушарие Земли.

  1. Вычисляем амплитуду температур – количество градусов между самой теплой и самой холодной температурой.

?

Самая высокая температура по данной климатограмме +25оС, самая низкая -15 оС, следовательно амплитуда температур будет: +25 – (-15) = 40 оС

  1. По амплитуде температур воздушных масс выясняем климатический пояс:

Экваториальный пояс – На протяжении года массы воздуха нагреты от +24оС до +26оС, при этом амплитуда не более 2-3 градуса;

Субэкваториальный пояс – Температурная амплитуда в пределах 3-7 градусов и при этом выше +20оС;

Амплитуда температурных колебаний больше 7 градусов, но зимой градус воздуха не снижается ниже +10оС, – тропический пояс;

Зимой воздух около нуля, градус воздуха колеблется от +3оС до 5оС – это субтропики;

Минусовые температуры характеризуют умеренный, субарктический (субантарктический) или арктический (антарктический) пояса.
По данной климатограмме мы видим, что это умеренный пояс.

Как определить тип климата по климатограмме?

  1. Для определения типа климата обращаем внимание на осадки, их количество и как они распределены по году

Тропические и арктические пояса являются сухими по влажности климатическими зонами. Что означает минимальное количество осадков за весь год. Тропики, полупустыни: Осадки менее 150 мм за весь год;

Экваториальный и умеренные пояса – с максимально возможным за весь год количеством осадков. Экваториальный климатический пояс: Осадки за год превышают 2000 мм;

Умеренный пояс включает несколько типов климата: умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, морской и муссонный.

В умеренно-континентальном типе климата годовое количество не больше 800 мм, континентальный тип климата характерен для внутриконтинентальных областей, осадков здесь мало не более 200 мм и они равномерно распределены по году, характерно жаркое сухое лето и морозная бесснежная зима; резко-континентальный тип климата характеризуется незначительным количеством осадков – менее 400 мм. Характерны большие амплитуды температур.

Морской тип климата характеризуется большим количеством осадков, равномерно распределенных по году. Годовое количество осадков от 900 до 1200 мм. Амплитуда температур небольшая (6-8оС)

Муссонный тип климата характеризуется летним выпадением обильных осадков от 600 до 800 мм, зимой осадков практически нет от 0 до 10 мм

Субэкваториальные, субтропические пояса – переходный климат. Значит, осадки будут распределены по году неравномерно.

Субэкваториальный в северном полушарии переменно-влажная зона: летом влияние экваториального пояса, зимой – тропического. Значит лето жаркое и влажное, зима сухая и теплая.

Субтропический северного полушария также переменно-влажная зона: лето сухое и жаркое (влияние тропиков), зима умеренно влажная. Характеризуется многочисленными осадками на протяжении года, но бывают и засухи; летом осадков не значительно. Зимой – среднее по количеству осадков за год доходит 700-1000 мм. За целый год может составить около 1500 мм.;

Зимний период характерен с минимумом осадков, основная масса в виде дождей обрушивается летом – муссонный климат.

  1. Исходя из выше сказанного, тип климата определяется как резко-континентальный.

  2. Ответ: умеренный резко-континентальный

  3. Доводы:

  1. То, что июльские температуры выше январских говорит, что пункт расположен в северном полушарии

  2. Большая амплитуда температур указывает на умеренный пояс, небольшое количество осадков, равномерно распределенных по году, определяет тип климата как резко-континентальный.

Определение поясного времени

Задание: Сколько времени будет в Лондоне, когда в Мурманске (2-й часовой пояс) 10 часов утра (с учетом декретного времени)

Решение:

  1. Лондон находится на Гринвичском меридиане, значит в нулевом часовом поясе.

  2. Мурманск находится во 2м часовом поясе, значит в Лондоне на 2 часа меньше: 10-2 =8.

  3. Но следует учесть, что в России в 1930 году было введено декретное время (стрелки часов были переведены на час вперед в сравнении с поясным временем). Поэтому разница во времени Лондона с Мурманском составляет не 2, а 3 часа.

  4. Таким образом, если в Мурманске 10 часов, то в Лондоне 10 – 3 = 7 часов.

Задание: Самолёт вылетел из Новосибирска (IV часовая зона) в Петропавловск-Камчатский (IX часовая зона) в 7 часов по местному времени Новосибирска. Расчётное время полёта составляет 6 часов. Сколько времени будет в Петропавловске-Камчатском, когда самолёт приземлится? Ответ запишите цифрами.

Решение:

  1. Декретное время (+ 1 час к поясному) действует на всей территории России. Поэтому при вычислении времени на территории России мы принимаем Московское время за 0ч.

  2. Определяем разницу во времени Новосибирска и Петропавловска-Камчатского.

Петропавловск-Камчатский +8, Новосибирск +3, значит 8 – 3 = 5ч.

  1. Находим сколько было времени в Петропавловске-Камчатском во время вылета самолета из Новосибирска. Если в Новосибирске было 7 часов утра, а разница во времени 5 часов, и Петропавловск-Камчатский находится восточнее, то к Новосибирскому времени надо прибавить разницу: 7 + 5 = 12 ч. Таким образом, во время вылета самолета из Новосибирска в Петропавловске был полдень.

  2. К полученному времени прибавляем время полета: 12 + 6 = 18 ч. Значит во время приземления в Петропавловске-Камчатском будет 18 часов.

  3. Ответ: 18

Определение последовательности городов в зависимости от продолжительности светового дня

Задание: Объемы потребления электроэнергии на нужды жилищно-коммунального хозяйства во многом зависят от продолжительности светового дня. Расположите перечисленные города в порядке увеличения продолжительности светового дня 15 апреля, начиная с города с наименьшей продолжительностью.

  1. Архангельск

  2. Воронеж

  3. Сочи

Решение:

Для решения данной задачи необходимо учитывать сезон года. В летний период на севере полярный день, поэтому, чем севернее расположен город, тем больше будет продолжительность светового дня. В зимний же период, а также весной и осенью наоборот – чем севернее город, тем продолжительность светового дня меньше.

  1. Расположите предложенные города с севера на юг:

север – Архангельск, Воронеж, Сочи – юг

  1. Значит, самый продолжительный световой день в Сочи, затем Воронеж, и самый короткий день в Архангельске.

  2. Правильный ответ: 123

Численность населения: естественный и миграционный прирост

Задание: На численность населения субъектов Российской Федерации заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. Проанализировав данные таблицы, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Пермского края в 2011 г. Запишите решение задачи.

Численность и естественный прирост населения Пермского края

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность постоянного населения на

1 января, человек

2 641 016

2 633 550

2 631 073

Среднегодовая численность населения,

человек

2 637 570

2 632 312

2 633 176

Естественный прирост населения,

человек, значение показателя за год

–3067

–1670

1478

Решение:

  1. Находим изменение численности населения в 2011 году. Вычитаем численность на начало 2011 года из численности на начало 2012 года:

2 631 073 – 2 633 550 = — 2477.

Это говорит о том, что численность уменьшилась на 2477 чел. Эта цифра включает как естественный, так и миграционный прирост.

  1. Естественный прирост в 2011 году составил – 1670 чел. Если из общего прироста вычесть естественный прирост, то мы получим миграционный прирост:

-2477 – (- 1670) = — 807

Это и есть миграционный прирост.

  1. Ответ: — 807

Задание: Используя данные диаграммы, определите величину абсолютного миграционного прироста населения Воронежской области в 2006 г. Данные диаграммы  — в промилле. Ответ запишите цифрами.

Решение:

  1. Миграционный прирост определяется числом выбывших и прибывших из других регионов. Международные миграции не входят в величину абсолютного миграционного прироста области. Поэтому считаем число выбывших и прибывших без международных перемещений:

Выбыли: 13 + 0,7 = 13,7

Прибыли: 11, 4 + 3,7 = 15,1

  1. Находим разницу между прибывшими и выбывшими:

15,1 – 13,7 = 1,4

  1. Данные в диаграмме приведены в промилле, т.е. рассчитаны на 1тыс. населения, то полученное значение умножаем на 1000:

1,4 × 1000 = 1400 чел.

  1. Ответ: 1400

Задание: Используя график, определите показатель миграционного прироста населения в России в 2007 г. Ответ дайте в тысячах.

Решение:

  1. Так как речь идет о России, т.е. стране в целом, то миграционный прирост определяется разницей между прибывшими в страну (иммиграция) и выбывшими из страны (эмиграция) в требуемом году:

По графику прибыло 287 тыс.чел, выбыло 47 тыс. чел.

  1. Рассчитываем прирост: 287 – 47 = 240 тыс. чел

  2. Ответ: 240

Задание: На основе анализа данных приведённой ниже таблицы укажите регионы, в которых за период с 2014 по 2016 г. численность населения увеличилась. Запишите цифры, под которыми указаны эти регионы.

Изменение численности населения

(прирост за год; в процентах)

Регион

2014 г.

2015 г.

2016 г.

1. Республика Адыгея

0,6

0,5

0,4

2. Калининградская область

0,6

0,8

1,0

3. Тамбовская область

–1,1

–0,9

–0,7

4. Краснодарский край

1,1

1,0

0,6

Решение:

Так как данные в таблице даны в процентах к предыдущему году, то значит значения выше 0 показывают положительный прирост, значения ниже 0 показывают убыль. Отрицательные значения только в Тамбовской области. Значит в остальных численность увеличивалась. Правильный ответ: численность увеличивалась в Республике Адыгея, Калининградской обл. и Краснодарском крае.

Ответ: 124

Численность населения: доля городского и сельского населения.

Задание: Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них доли городского населения в общей численности населения, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1)  Гайана

2)  Эквадор

3)  Колумбия

Южная Америка. Доля городского населения

Решение:

  1. Находим месторасположение предложенных стран. Для этого можно использовать политическую карту мира.

 Гайана

Колумбия

Эквадор

  1. По легенде карты определяем долю городского населения

Гайана 21-40%

Колумбия 61-80%

Эквадор 61-80%

  1. Так как две страны имеют одинаковые значения, находим их данные в таблице:

Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.

По таблице: Эквадор – 65%, Колумбия – 76%. Значит правильный ответ: Гайана, Эквадор, Колумбия

  1. Ответ: 123

Задание: Сергею необходимо построить картограмму «Африка. Доля городского населения», используя такую же интервальную шкалу, как на приведённой выше карте Южной Америки.

Установите соответствие между страной и условным обозначением, которое необходимо использовать для отображения доли городского населения каждой из перечисленных стран на карте: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРАНА

А) Нигер

Б) Тунис

В) Уганда

УСЛОВНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

Решение:

  1. Находим данные доли городского населения в таблице предыдущего задания:

А) Нигер – 16%

Б) Тунис – 68%

В) Уганда – 24%

  1. Определяем в какую группу входят данные:

А) Нигер – 1

Б) Тунис – 4

В) Уганда – 2

  1. Правильный ответ: 142

Индекс человеческого развития.

Задание: На основе анализа данных таблицы справочных материалов предположите, какая из стран: Аргентина или Уганда  — находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР). Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные из таблицы и вычисления, на основании которых Вы сделали своё предположение.

Основные демографические показатели некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г.

Решение:

Для решения данного задания необходимо знать, что такое ИЧР (индекс человеческого развития) — показатель, рассчитываемый Программой развития ООН, который характеризует развитие человека, качество и уровень жизни во всех странах мира.

Данный показатель основывается на данных ожидаемой продолжительности жизни и показателя ВВП на душу населения.

Все вычисления и пояснения записываются на Бланке ответов № 2.

  1. Находим показатели ожидаемой продолжительности жизни для заданных стран

  1. Ожидаемая продолжительность жизни в Аргентине 77 лет, в Уганде – 65 лет. Аргентина опережает Уганду по ожидаемой продолжительности жизни. (Подробная запись обязательна)

  2. Находим показатель ВВП на душу населения. Для этого надо провести вычисления: Объем ВВП делим на численность населения. Значения даны в разных таблицах (первая графа) (Обязательно приводим единицы измерения к единому значению, млрд переводим в млн):

Аргентина 922100 : 42,7 = 21 595 долл., Уганда 89100 : 44,1 = 2020 долл. (все вычисления записываются)

Из полученных данных видим, что Аргентина опережает Уганду по ВВП.

  1. Таким образом, предполагаю, что Аргентина находилась в 2017 г. выше в рейтинге ООН по индексу человеческого развития (ИЧР)

  2. Ответ: Аргентина.

Население и хозяйственная деятельность.

Задание: Используя данные справочных материалов, сравните доли населения, занятого в сельском хозяйстве, и доли сельского хозяйства в общих объёмах экспорта Судана и Марокко. Сделайте вывод о том, в какой из этих стран сельское хозяйство играет бóльшую роль в экономике в 2017 г. Для обоснования Вашего ответа запишите необходимые числовые данные и вычисления.

Решение:

  1. Находим значения доли населения, занятого в сельском хозяйстве для заданных стран. (Таблица «Показатели социально-экономического развития некоторых стран Южной Америки и Африки в 2017 г»).

Из таблицы видно, что в Судане 52% населения занято в сельском хозяйстве, а в Марокко – 37%. Вывод: в Судане доля населения занятого в сельском хозяйстве выше. (вывод записывается обязательно и пояснение тоже)

  1. Для определения доли сельского хозяйства в общих объемах экспорта необходимо провести вычисления: Объем (с/х экспорта : Объем экспорта в ВВП) × 100%)

Находим данные в таблице.

В Судане (2,0 :3,0) × 100% = 66,7%

В Марокко (5,5 : 25,3) × 100% = 21,7%

Вывод: Доля сельского хозяйства в общем объеме экспорта Судана выше, чем в общем объеме Марокко. (Вывод и все вычисления записываются на Бланке ответов № 2)

  1. Таким образом мы видим, что сельское хозяйство в 2017 г. играет бóльшую роль в экономике Судана. (Вывод записывается на Бланке ответов № 2)

  2. Ответ: Судан

Использованная литература:

  1. География /Л.В.Смирнова. – Москва: Эксмо, 2019. – 288 с. – (Эффективная подготовка к ЕГЭ).

  2. ЕГЭ 2022. География. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ/ В.В.Барабанов, А.А.Жеребцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 176 с., ил., карт. (Серия «ЕГЭ.ОФЦ.Тесты от разработчиков)

  3. ЕГЭ. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 31 вариант/под ред. В.В.Барабанова. – Москва: Издательство «Национальное образование», 2022. – 336 с.: ил. – (ЕГЭ.ФИПИ – школе).

  4. Решение трудных задач по географии: Практическое пособие/ авт.-сост. М.Ю.Аксенова, Е.В.Храмова. – М.: АРКТИ, 2011. – 56с. (Школьное образование)

  5. География/ М.С.Куклис, В.П.Гаранин. – Москва: Эксмо, 2022. – 320с. – (Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ).

Готовимся к ЕГЭ

Учитель: Шестакина Е.А.

«Решение задач повышенной сложности на ЕГЭ по географии»

Цель: научить приёмам решения задач повышенной сложности.

Необходимое оборудование. Презентация.

Раздаточный материал.

Из анализа ЕГЭ по географии вызывает у учащихся затруднение решение задач на построение профиля местности, задания по теме: «Земля планета Солнечный системы», демографические задачи.

Профилем местности называется чертеж, изображающий разрез местности вертикальной плоскостью.
Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией.

Необходимые умения при работе с топографической картой.

Так, при построении профиля местности на основе данных топографической карты (задания 28) требуются следующие умения:

1)читать карту с использованием условных обозначений, прежде всего обозначений рельефа местности;

2) определять расстояния на местности с использованием значений масштаба топографических планов, карт местности;

3) находить соответствие «высота — расстояние» при построении линии профиля местности;

4) графические умения.

Приём построения профиля:

  1. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб.

А) Масштаб карты в 1см – 100м, масштаб профиля 1см-50м, т.е. в 2 раза крупнее. При перенесении основы профиля в бланк ответа №2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте.

Б) На вертикальной оси отмечаем отрезки соответствующие горизонтальным линиям плана и подписываем абсолютные высоты в принятом вертикальном масштабе, начиная несколько ниже самой низкой точки и заканчивая выше самой высокой.

2. Измерить расстояния от пересечения линии профиля с каждой горизонталью и отложить их на основе профиля.

3. Из каждой отметки восстановить перпендикуляры до необходимой высоты.

4. На пересечении вертикальных линий с соответствующими на основе горизонталями поставить точки.

5. Соединить полученные точки от руки плавной кривой линией.

Памятка построения профиля рельефа местности.

  1. Подготовить основу для построения профиля. Вы

Методические рекомендации (для учеников):

Для выполнения задания на построение профиля с использованием топографической карты вначале следует определить числовые значения горизонталей (высоту каждой горизонтали в метрах), затем – расстояние между этими горизонталями вдоль линии профиля.

Следует помнить, что реки всегда протекают в понижениях рельефа.

По направлению к реке высоты будут уменьшаться (спуск), по направлению от реки – увеличиваться (подъем).

Если указано, что горизонтали проведены через 5 метров, следовательно, высоты горизонталей будут отличаться на «5»; если указано, что горизонтали проведены через 2,5 метра – высоты горизонталей будут отличаться на «2,5»:

Горизонтальная линия (основа профиля) определяется путем измерения расстояния между точками начала и окончания профиля в сантиметрах (если масштаб профиля соответствует масштабу карты) или линия основы профиля увеличивается/уменьшается (если масштаб профиля изменен в сравнении с масштабом карты).

Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите

основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя

горизонтальный масштаб в 1 см 50 м и вертикальный масштаб в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком «Х» положение родника.

Задания на тему «Земля – планета Солнечной системы» в ЕГЭ по географии относятся к высокому уровню сложности и имеют самый низкий процент выполнения. Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов заданий с разбором и объяснением.

Немного теории

При решении данных задач необходимо учитывать два движения Земли: вокруг Солнца и вокруг своей оси. Рассмотрим особенности каждого из них:

При движении Земли вокруг Солнца происходит смена сезонов года и изменение продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в течение года. Главная причина – наклон Земной оси на 66,50 и как результат смена полюсов освещенности. Необходимо запомнить несколько знаменательных дат и их характеристики:

    22 июня – день летнего солнцестояния – Солнце в зените (под углом 900) над северным тропиком (23,50 с.ш.), от северного полюса до северного полярного круга (66,50 с.ш.) – полярный день, следовательно, от южного полюса до южного полярного круга (66,50ю.ш.) – полярная ночь. Закономерность: продолжительность дня увеличивается от северного тропика до северного полярного круга и одновременно уменьшается до южного полярного круга.

    21 декабря – день зимнего солнцестояния – и все наоборот: Солнце в зените над южным тропиком, в северном полушарии – полярная ночь, а в южном – полярный день…

    21 марта и 23 сентября – дни весеннего и осеннего равноденствий – Солнце в зените над экватором и продолжительность дня и ночи равна на всех широтах.

Теперь разберем движение Земли вокруг своей оси. Благодаря этому движению происходит смена дня и ночи. Я не буду в даваться в подробности рассказа о звездных и истинных солнечных сутках, а сразу буду говорить о среднем солнечном времени, которое и используется в данных задачах. Что необходимо знать:

Во-первых, за начало суток берется полночь, при этом сутки начинаются одновременно на всем меридиане;

Во-вторых, чем восточнее расположен меридиан, тем раньше начинаются сутки (т.к. Земля вращается с запада на восток);

В-третьих, за один час Земля поворачивается на 150, следовательно, если разница между меридианами в 150, время отличается на 1 час. Если между меридианами разница в 10, время отличается на 4 минуты. ( Работа с презентацией). Решение задач.

Демографические задачи.

Самая трудная часть ЕГЭ, которая требует развернутый ответ задание 33. Сегодня мы разберем один из ее вопросов, касающийся населения! Нужно будет вспомнить определение Естественного прироста населения и миграции. ЕГЭ по географии всегда включает вопрос о населении. Итак, разберем один из них!

Задание 33. Используя данные приведенные в таблице, нужно определить:

1) Значение естественного прироста населения в 0/00 в 2009г. Для Смоленской области (полученный результат нужно округлить).

2) Число миграционного прироста (убыли) населения Смоленской области в 2009 г. (ход решения задачи записать).

2008

2009

2010

Численность (количество)  постоянного населения на 1 января, человек

1331364

1317588

1308478

Среднегодовое значение численности населения, человек

1324475

1313035

1304085

Естественный прирост населения (ЕП), человек (значение показателя за год)

— 12578

-10063

-8853

Естественный прирост это разница между рождаемостью и смертностью

(ЕП=Р-С).

Измеряется в промилле 0/00 Для этого пользуются формулой ЕП= (Р-С/Н)х1000. (Н-это численность населения).

Миграции – это перемещение населения (различают эмиграцию(убыль населения определенного города, страны) и иммиграцию (прибыль в страну, город)).

Перейдем к решению задания!

Задание состоит из двух частей. Для решения первой части этого задания необходимо использовать формулу для расчета промилле. Т,е значение показателя естественного прироста за 2009г. –это -10063 разделить на среднегодовую численность населения 1313035, и умножить на 1000 человек! ЕП=-10063/1313035х1000=-0,7663. В задании нам говориться округлить это число. Таким образом, правильный ответ: -8

Вторая часть задания решается в 2 действия.

  1. Нужно узнать на сколько изменилось количество (численность) населения региона в искомом 2009 году. Поэтому необходимо от показателя численности населения на 1 января 2010г. Вычесть показатель численности населения на 1 января 2009г.: 1308478 – 1317588= — 9110. Полученный показатель является суммой естественного и миграционного (механического) прироста населения на 2009 г. Следовательно, чтобы узнать показатель миграционного прироста необходимо найти разность между данным показателем и величиной естественного прироста, указанной в таблице: -9110-(-10063) = 953. Таким образом, механический прирост населения составил 953 человека.

  • 1) Определить показатель естественного прироста населения в 0/00  :

Еп (промилле 0/00  ) =Еп(чел)/Ср год (чел) х1000.

2) Определить величину миграционного прироста (убыли) населения.

а) М= Чн- Еп; Еп( года по таблице);

б) Чн= Чн(2010г) – Чн(2009г)

Решение задач (раздаточный материал)

Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии Подготовил: учитель географии МБОУ «Гимназия №12» Ауэр Н.Н.

Разбор заданий повышенной сложности

при подготовке к ЕГЭ по географии

Подготовил: учитель географии

МБОУ «Гимназия №12»

Ауэр Н.Н.

Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

Раздел : Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.

Например, решаем такую задачу : Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану Определяем широту точки по формуле : 90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии). Определяем долготу точки . Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем: 19-12=7 часов За 1 час Земля делает оборот 15° ( 360°:24ч=15° 15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии). Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану

Определяем широту точки по формуле :

90° — 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии).

Определяем долготу точки .

Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем:

19-12=7 часов

За 1 час Земля делает оборот 15° ( 360°:24ч=15°

15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии).

Ответ : координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. 1) 40º с.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 30º ю.ш. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. Пояснение: Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.   3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.   Ответ: 3, 2, 1. Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня.

1) 40º с.ш.

2) 10º ю.ш.

3) 30º ю.ш.

Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.

Пояснение:

Первого июня в северном полушарии лето, в южном — зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели.

3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш.

Ответ: 3, 2, 1.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по географии.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.   Явление Параллель А) полярный день 1) 75º с.ш. Б) полярная ночь В) зенитальное положение Солнца  2) 75º ю.ш.  3) 17º с.ш.  4) 27º ю.ш.  Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга — полярный день в северном полушарии и полярная ночь — в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика. А) полярный день — 75º с. ш. Б) полярная ночь — 75º ю. ш. В) зенитальное положение Солнца — 17º с. ш.   Ответ: 1, 2, 3.

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Явление

Параллель

А) полярный день

1) 75º с.ш.

Б) полярная ночь

В) зенитальное положение Солнца

2) 75º ю.ш.

3) 17º с.ш.

4) 27º ю.ш.

Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга — полярный день в северном полушарии и полярная ночь — в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика.

А) полярный день — 75º с. ш.

Б) полярная ночь — 75º ю. ш.

В) зенитальное положение Солнца — 17º с. ш.

Ответ: 1, 2, 3.

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Точка Широта А Долгота 30 с.ш. В 30 с.ш. С 100 з.д. 90 з.д. 40 с.ш. 90 з.д. Применяем формулу: (12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии) (…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии) Пояснение В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:  (18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.  Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего. Ответ : Это точка В. Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана.

Точка

Широта

А

Долгота

30 с.ш.

В

30 с.ш.

С

100 з.д.

90 з.д.

40 с.ш.

90 з.д.

Применяем формулу:

(12 ч — … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии)

(…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии)

Пояснение

В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу:

(18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д.

Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего.

Ответ : Это точка В.

Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана

  Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени меридиана. Ход ваших рассуждений запишите. Пояснение: определения полуденного меридиана. Выше всего Солнце будет там, где полдень (12-7)х15=75 ° в.д. Ответ: С

  Определите, в каком из пунктов,

обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа

Солнце будет находиться выше всего над горизонтом

в 7 часов по солнечному времени меридиана.

Ход ваших рассуждений запишите.

Пояснение:

определения полуденного меридиана.

Выше всего Солнце будет там, где полдень

(12-7)х15=75 ° в.д.

Ответ: С

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. 1)500:100=5 2)0,6×5=3 3)12-3=9°

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа.

Пояснение.

1)500:100=5

2)0,6×5=3

3)12-3=9°

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения  объемов продукции животноводства сделанные на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны? Запишите цифры под которыми они указаны. Динами объемов продукции животноводства ( в % к предыдущему году) Регион Новгородская 2009г. 145,9 Саратовская 2010г. 2011г. 106,0 Липецкая 129,8 114,4 104,2 Костромская 102,2 96 105,7 101,1 103 98 98,5 1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. 2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства. 3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства. 4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения

объемов продукции животноводства сделанные

на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны?

Запишите цифры под которыми они указаны.

Динами объемов продукции животноводства

( в % к предыдущему году)

Регион

Новгородская

2009г.

145,9

Саратовская

2010г.

2011г.

106,0

Липецкая

129,8

114,4

104,2

Костромская

102,2

96

105,7

101,1

103

98

98,5

1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства.

3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства.

4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства.

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения  Площадь Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей  Площадь территории Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно;  Р — число родившихся за год;  С — число умерших за год;  ЕП — естественный прирост населения за год;  ЧН — среднегодовая численность населения.

где КР, КС, КЕП — общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно; Р — число родившихся за год; С — число умерших за год; ЕП — естественный прирост населения за год; ЧН — среднегодовая численность населения.

На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики. Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи. Год 2005 Численность постоянного населения на 1 января, чел. 2006 1487219 Среднегодовая численность населения, человек. 1479920 2007 1472621 Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год. - 16434 1459574 1466097 2008 1454524 1449475 - 14430 1444618 - 12422 - 11550

На численности населения субъектов РФ заметное влияние оказывают как естественное движение населения, так и миграции. В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы статистики.

Численный и естественный прирост населения Владимирской области. Проанализировав данные, определите показатель естественного прироста населения в промилле в 2006 году для Владимирской области и величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2006 году. Запишите решение задачи.

Год

2005

Численность постоянного населения на 1 января, чел.

2006

1487219

Среднегодовая численность населения, человек.

1479920

2007

1472621

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.

— 16434

1459574

1466097

2008

1454524

1449475

— 14430

1444618

— 12422

— 11550

Алгоритм решения 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле: ЕП (в промилле) = 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним. 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000 Н (численность постоянного населения)

Алгоритм решения

  • 1.Определить относительный ЕП (в промилле) по формуле:
  • ЕП (в промилле) =
  • 2.Определить изменения в численности населения как разность между заданным годом и последующим за ним.
  • 3.Механический прирост = величина изменения численности населения – величина естественного прироста (убыли) населения

Р – С (абсолютный естественный прирост)× 1000

Н (численность постоянного населения)

Решение задачи

Решение задачи

  • 1.- 14430: 1472621 × 1000 = — 10% 0
  • 2.1472621-1459574= -13047
  • 3.- 13047- (-14430)= 1383 (человека)
  • Ответ: механический прирост населения во Владимирской области в 2006 году составил 1383 человека.


География — предмет, который овладеть в совершенстве может далеко не каждый школьник. Для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету необходимы не только глубокие знания общеобразовательной программы, но также широкий кругозор, отличные математические способности, умение анализировать информацию и выстраивать четкие логические цепочки. Одним словом, сдавая географию, вы как будто заодно проходите тест на общую эрудицию и вместе с тем демонстрируете остальные свои таланты.

Подготовка к ЕГЭ по географии

Помимо задач, требующих от абитуриентов односложного ответа или выбора одного из вариантов, в программе экзамена по географии есть задачи повышенной сложности. Отвечать на них придется развернуто, а перед этим — как следует подумать и постараться сформулировать максимально точный и наиболее полный ответ.

Разбор заданий ЕГЭ по географии

В 2019 году содержание ЕГЭ не будут принципиально отличаться от задач 2018 года. Как же подготовиться к экзамену по географии? Помимо регулярного разбора задач из предыдущих вариантов стоит обратить внимание на демонстрационный вариант ЕГЭ. Демонстрационный вариант — это демоверсия экзамена, которую разработали специалисты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Это своеобразная шпаргалка для выпускника, при помощи которой он может ознакомиться с требованиями к оформлению ответов и попытаться уложиться в хронометраж, отведенный на решение каждой отдельной задачи и работы в целом.

ЕГЭ по географии включает в себя всего 34 задания и разделен на две части. Некоторые задания представляют собой задачи повышенной сложности, и отнестись к ним надо с особым вниманием. Из самых сложных вопросов можно выделить следующие:

Задание 28

При выполнении этого задания выпускник должен хорошо понимать и читать условные знаки, уметь выстраивать профиль местности. Ученикам предлагают карту и отмеченные на ней линии, по которым они должны построить профиль местности. Самое главное тут — внимательно прочитать условия и требования задачи, посмотреть, на каком расстоянии проходят горизонтали, и всегда иметь в виду масштаб, указанный в условии.

Пример 28 задания демонстрационного варианта ЕГЭ по географии

Задание 29

Здесь важно знать и понимать природные закономерности, уметь их между собой сравнивать, хорошо представлять себе, как карту мира, так и карту России. Для выполнения этого задания карта должна быть «построена» прежде всего у вас в голове.

Задание 30

В 30 задании ЕГЭ по географии упор делается на темы о климате – климатических зонах, эрозии, годовом ходе осадков и температуры, стихийных бедствиях, солнечной радиации, муссонах и пассатах, загрязнении атмосферы.

Чаще всего условия задачи даются не в виде таблице, а с помощью графиков температуры и осадков, профиле рельефа, схематической карте или климатограмме.

Пример 30 задания демонстрационного варианта ЕГЭ по географии

Задание 31

Очень важны здесь единицы измерения, указанные в приведенной в условии таблице. Также обязательно производить вычисления: они здесь выполняют функцию доказательной базы и аргументов одновременно.

Задание 32

Это задание потребует от вас хорошего пространственного мышления. Необходимо очень хорошо и точно представлять, как устроена Солнечная система, как меняет положение планета Земля относительно Солнца в течение всего года.

Задание 33

Как правило, это задание представлено выпускникам в виде таблицы. Вам потребуется выбрать самые важные критерии из предложенных: некоторые из них можно не учитывать при составлении ответа, так как они являются дополнительными.

Задание 34

Здесь вам пригодится аналитическое мышление и знакомство с формулами, которые так часто недооценивают гуманитарии. Важное уточнение: обращайте внимание на статистическую информацию. Если выберете статистику предыдущих лет, то результат подсчетов окажется в корне неверным и, конечно, повлияет на общий исход экзамена.

Пример 33 и 34 задания демонстрационного варианта ЕГЭ по географии

Разбор по заданиям — это самый очевидный и самый эффективный способ подготовки к экзамену, поэтому разбирать задачи надо максимально подробно и внимательно. Чтобы разобраться в особо сложных заданиях и закрепить пройденный результат, есть смысл пройти тренировочный вариант ЕГЭ по географии.

Разбор демоварианта ЕГЭ по географии

Рассмотрим типичное задание, которое было представлено в одной из прошлых экзаменационных работ.

Координаты города Дно — 57°50` с. ш. 29°58` в. д. Необходимо определить государство, на территории которого расположен данный город.

Типичное задание демоварианта ЕГЭ по географии

В представленном задании необходимо вычислить точку на карте с заданными в условии координатами. Для его выполнения подойдет следующий алгоритм.

  1. Ищем точку с координатами 0° ш. и 0°д. Она располагается в Гвинейском заливе, на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана.
  2. Сперва находим широту — первую координату искомой точки. Иными словами, расстояние в градусах от экватора до этой точки. Чтобы его найти, необходимо двигаться от точки 0° ш. и 0°д вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если широта южная). В нашем случае мы движемся на 58 градусов вверх, так как широта — северная.

Поскольку значения широт (они же градусы параллелей) подписаны шагом ровно в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы должны найти диапазон, в котором располагается искомая точка. Мысленно разбиваем его сперва на две части по 10 градусов, затем — еще пополам (по 5 градусов) и потом — на пять частей, по одному градусу.

  1. Находим долготу — вторую координату искомой точки — расстояние, проложенное от нулевого меридиана до этой точки в градусах. Чтобы его определить, необходимо двигаться от найденной в предыдущем пункте точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота западная) вдоль ближайшей параллели. В нашем случае мы перемещаемся на 30 градусов вправо, так как долгота — восточная.
  2. Наконец, необходимо определить страну, в которой расположен заданный в условии город. Определяем, что город Дно располагается на территории Российской Федерации.

Задание демоварианта ЕГЭ по географии

Итак, подведем итоги! Алгоритм решения задач подобного типа выглядит следующим образом:

  1. Ищем точку c координатами 0° ш. и 0°д. (она находится в Гвинейском заливе).
  2. Движемся от нее по нулевому меридиану вверх (если широта северная) и вниз (если широта южная) на указанное в условии количество градусов.
  3. От нулевого меридиана движемся вдоль параллели вправо (если долгота восточная) или влево (если долгота западная) на указанное в условии количество градусов.
  4. Определяем, где располагается необходимая нам точка. Записываем окончательный ответ в специальную форму.


Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Тип 29 № 49

Определите, на какой из территорий, обозначенных буквами на карте России, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почв. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут только два. указанных первыми.


2

Тип 29 № 55

Прочитайте фрагмент газетной статьи.

«В 2006 году начато строительство нового нефтепровода «Восточная Сибирь  — Тихий океан» (ВСЮ). При его строительстве будут использоваться новейшие технологии, призванные обеспечить надежность его эксплуатации в условиях низких температур и вечной мерзлоты. Против прокладки трассы нефтепровода в непосредственной близости от озера Байкал возражали ученые-экологи, которые говорили о неизбежности экологической катастрофы в случае аварии на будущем нефтепроводе. Под их влиянием было принято решение об изменении трассы трубопровода».

Какие особенности территории, по которой должен был пройти нефтепровод, заставляли ученых говорить о высокой степени вероятности аварии на нефтепроводе и неизбежности, в этом случае, загрязнения вод озера Байкал? Укажите две особенности. Если вы укажете более двух особенностей, оцениваться будут только две, указанные первыми.


3

Тип 29 № 99

Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя.

Для обоснования вашего ответа приведите два довода. Если вы приведёте более двух доводов, оцениваться будут только два, указанных первыми.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 1.


4

На рисунке показаны климатограммы, характеризующие климат пунктов А и В, расположенных в Европе примерно на одинаковой широте и высоте над уровнем моря.

Определите, какой из этих пунктов расположен восточнее. Для обоснования вашего ответа приведите два довода.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 2.


5

Определите, в пределах какого из участков, обозначенных на фрагменте карты цифрами, существует наибольшая опасность развития водной эрозии почвенного слоя.

Для обоснования вашего ответа приведите два довода. Если вы приведете более двух доводов, оцениваться будут только два, указанные первыми.

Пройти тестирование по этим заданиям

Задания, проверяющие умение применять знания о таких географических следствиях орбитального и осевого движений Земли, как изменение высоты Солнца над горизонтом на разных параллелях, изменение продолжительности светового дня.

Эти задания представляют собой задачи, в которых требуется определить положение Солнца (время восхода, географические координаты, высоту над горизонтом) в определенных пунктах. Результатом выполнения задания является не только ответ на поставленный вопрос, но и весь ход рассуждений.

Понравилось? Сохраните и поделитесь:

Неограниченная бесплатная загрука материала «Решение задач высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ по географии (№32)» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «ЕГЭ по географии» и представляет собой: «повторение, систематизация».

Загрузка началась…

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!

Порядок вывода комментариев:

Л

Любовь Михайловна, огромное спасибо за предоставленные материалы!

И Вам  большое спасибо за внимание к моей работе!

Любовь Михайловна! Спасибо за работу! Пригодится!

Татьяна Владимировна, большое спасибо за внимание!

Любовь Михайловна!
Очень ценный, полезный ресурс, необходимый педагогам при подготовке к ЕГЭ по географии! Большое спасибо за
материал, а самое главное за желание делиться с коллегами своими работами!

Любовь Михайловна! Спасибо за нужный и полезный ресурс, который даёт возможность подготовить ребят к ЕГЭ по географии. Порекомендую коллегам.

Анна Викторовна, большое спасибо!

n

Огромное спасибо за ваши материалы!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ по географии где пригодится
  • Егэ по географии время на экзамен
  • Егэ по географии в какие вузы можно поступить
  • Егэ по географии 2023 онлайн бесплатно
  • Егэ по географии 2023 дата

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии