География — одна из самых интересных дисциплин в школе, однако, как показывает статистика, предмет не очень популярен среди выпускников. Ежегодно Единый Государственный Экзамен по нему сдают всего лишь 3% будущих студентов. Причина низкой популярности кроется в том, что ЕГЭ по географии требуется для ограниченного числа направлений, среди которых:
- гидрометеорология;
- картография и геоинформатика;
- педагогическое образование (География);
- регионоведение России;
- экология и природопользование.
Чтобы понять, сложно ли сдавать ЕГЭ по географии, предлагаем ознакомиться с его структурой.
Из чего состоит ЕГЭ по географии?
Экзамен по географии содержит 34 задания, которые поделены на 2 части. В 1-ой части выпускникам необходимо выполнить 27 упражнений. Ответ записывается в виде цифр, их последовательности или словосочетаний. Во 2-й части требуется сделать 7 заданий. Ответом на первое станет рисунок, а в остальных шести экзаменуемому необходимо указать полное, логически обоснованное объяснение. На выполнение обеих частей выпускникам дается 3 часа.
За одно задание экзаменуемый получает 1−2 первичных балла. Количество зависит от сложности вопроса. Максимум — 47. После проверки работ выпускник узнает свою оценку во вторичных (тестовых) баллах по стобалльной шкале. Это число будет учитываться при подсчете общего результата и поступлении.
Чем разрешено пользоваться на экзамене
Учащийся 11-го класса может принести с собой линейку, транспортир и калькулятор, который обязательно должен быть непрограммируемым. Желательно, чтобы была доступна возможность вычисления тригонометрических функций (sin, cos, tg). Это будет полезно при выполнении некоторых заданий.
Сложности при выполнении заданий
В отличие от остальных предметов, на экзамене по географии самые сложные задания находятся в 1-ой части, потому что перечень вопросов слишком широк. Перечень вопросов для 2-ой части заметно меньше, и поэтому к ним проще подготовиться. У выпускников редко возникают проблемы при их выполнении.
Часто обучающиеся ошибаются в заданиях 3 и 15. В них нужно указать правильные утверждения, однако нигде не написано, сколько их всего. Сложности с упражнениями 5, 7, 8, 9, 12 и 13 возникают, если экзаменуемый плохо разбирается в картах или не знает географию регионов.
Еще одно упражнение, которое зачастую выполняют с ошибками, находится под номером 19, где нужно разбираться в энергетике и природных ископаемых. Важно пустить в ход логику. Если в стране/регионе большое количество рек, это означает, что там наверняка есть ГЭС, если в наличии залежи угля — ТЭС, в развитых странах без обилия природных ресурсов — АЭС.
Как облегчить процесс подготовки
Чтобы вы смогли сдать географию на высокий балл, эксперты подготовили несколько советов.
Решайте демо-варианты
Главное при подготовке — постоянно практиковаться. Чем больше заданий прорешаете, тем проще на экзамене. Не забывайте разбираться в каждом сложном вопросе, используя интернет или помощь учителя. Лучший ресурс для поиска упражнений — сайт университета «Синергия». В разделе ЕГЭ можно найти демо-варианты, разборы заданий и прочие полезные материалы.
Зубрите справочники
Школьный курс географии заканчивается в 10-м классе, и за год многое забывается, поэтому старайтесь ежедневно получать новую информацию по предмету. Выбирая справочник, можно опираться на отзывы выпускников прошлых лет.
Занимайтесь с репетитором
Опытный педагог сможет быстро понять, какие темы у вас западают, и сделает так, чтобы при выполнении заданий у вас не было никаких сложностей. Лучше всего заниматься с репетитором, который специализируется именно на Едином Государственном Экзамене. Хорошим вариантом будет записаться на онлайн-курсы «Синергии». Центр довузовской подготовки университета помог в поступлении тысячам выпускников, среди которых можете оказаться и вы.
Евгения Белоусова,
учитель географии школы «Класс-центр»
География — один из самых редких ЕГЭ. Его выбирают меньше всего школьников. Как вы думаете, почему?
Все дело в запросе. География как обязательный вступительный экзамен требуется для крайне ограниченного списка направлений высшего образования. Этот ЕГЭ принимают около 10 московских вузов, и только на профильные специальности. Если говорить о МГУ, то там есть несколько направлений с географией. Ее сдают абитуриенты таких специальностей, как «География», «Картография и геоинформатика», «Гидрометеорология». А в другие вузы география требуется, в основном, только на одну специальность — «Экология и природопользование». Даже на экономический факультет география не сдается.
Как сейчас обстоит дело с географией в общеобразовательных школах? Насколько хорошо школьники ее знают?
Изучение географии в школе начинается с 5 класса. В 5 и 6 классе на нее выделяется по одному часу в неделю. С 7 по 10 класс включительно география идет по два часа в неделю. Есть исключение в тех школах, где программа по предмету 10 класса разделена на два года. В этом случае в 10 и 11 классе школьники занимаются по одному уроку географии еженедельно.
Могу сказать, что этого объема совершенно недостаточно для того, чтобы сдать ЕГЭ по географии на хороший балл. Школьная программа идет по своим разделам, а для того чтобы подготовиться к экзамену, нужно вспомнить все темы с 5 класса и проработать их.
В некоторых школах есть факультативы и элективные занятия, некоторые учителя помогают ученикам в свободное время. В противном случае выход для детей — это курсы или репетитор. Что касается самоподготовки, на мой взгляд, выучить все это самостоятельно очень сложно. Нужна помощь преподавателя, который понимает структуру ЕГЭ и знает предмет.
По вашему опыту, какие разделы географии самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? А какие темы самые простые?
Самые сложные для школьников — разделы, связанные с хозяйством России и мировым хозяйством. В них входят такие темы, как «География отраслей промышленности», «География сельского хозяйства», «Географическое районирование», «Факторы размещения производства». Эти темы относятся к экономической географии, которая начинается с 9 класса. Решение задач по ним требует метапредметных навыков: хорошей математической подготовки, логического мышления, умения анализировать. Особенно хорошо нужно знать геометрию и иметь пространственное мышление. Спокойно ориентироваться во всем этом дано далеко не всем школьникам.
Что касается самых простых тем, то это «Источники географической информации», «Природопользование». Во-первых, обо всем этом говорят не только на уроках географии, но и на смежных дисциплинах. Во-вторых, эти темы находятся в зоне ближайшего развития, на вопросы по ним можно ответить, опираясь на личный жизненный опыт.
По каким темам больше всего заданий в ЕГЭ? За какие задания ставится наибольшее количество баллов?
Треть заданий на экзамене (11 из 34) относится к географии России, это самый популярный раздел. Больше всего баллов выпускники могут получить за задачи высокого уровня сложности, которые вызывают и больше всего затруднений. Это задания № 25, № 28, № 30, № 34. Задания № 31 и № 33 относятся к повышенному уровню сложности. Последние шесть заданий максимально оцениваются в 11 первичных баллов или 23 тестовых. Их правильное решение дает сразу 23%, то есть четверть оценки за экзамен.
Чтобы хорошо подготовиться к этим заданиям, начинать нужно с теории. Необходимо знать закономерности, происхождение явлений, уметь выстраивать причинно-следственные связи (почему это явление произошло и что из этого следует) и прогнозировать. А дальше уже отрабатывать всю эту теорию на максимальном количестве заданий. Садиться и по каждой теме решать, решать и решать варианты. Смотреть и анализировать ответы, проверять себя.
У школьников, которые готовятся к экзамену, возникает много вопросов с терминологией. Необходимо открывать толковый словарь и смотреть, что означает каждый непонятный термин. Когда ученик не понимает, что это за слово, он пытается в общем как-то что-то объяснить, а суть задания ускользает.
Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов, реально ли их получить?
Это сделать очень трудно. Здесь нет формулы, нет определенных этапов, которые нужно пройти, и тебе повесят на грудь медаль в виде стобалльного результата. Плюс, не в пользу ученика на экзамене работает волнение, человеческий фактор. Готовиться к экзамену надо начинать как минимум за год. Идеально, если получается прорешивать по варианту в день, а также развивать логику, разбирать логические загадки на причинно-следственные связи. На мой взгляд, выпускник, способный получить 100 баллов по географии, — это человек с широким кругозором, который мыслит за пределами предмета, знает математику, и у которого развито пространственное мышление. Также немаловажно — школьник должен ориентироваться в современном мире (я имею в виду новостной информационный поток).
Один из моих учеников, призер финала Всероссийской олимпиады школьников по географии, на ЕГЭ набрал 98 баллов. Этот мальчик прекрасно знал предмет. Я бы даже сказала, что в некоторых темах он разбирался лучше меня. Он был увлечен географией, с 9 класса бесконечно читал и читал, смотрел новости, интересуясь тем, что происходит вокруг.
Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?
В первую очередь, сайты «РешуЕГЭ» и «ФИПИ», где содержится огромная база заданий прошлых лет. Кроме этого, на ресурсе «ВКонтакте» есть много полезных тематических групп для подготовки к ЕГЭ. Своим ученикам я всегда даю ссылки на определенные сообщества по географии, где администраторы групп и сами дети выкладывают задания и полезную информацию. В обсуждениях к задачам в этих группах нередко ведутся горячие споры. И вот как раз там можно прочитать объяснения к задачам по разным темам, которые написаны самими школьниками, пусть не так, как в книжках, но на доступном и понятном им языке. Что касается печатных изданий, по моему опыту, большинство из них повторяет те задания, которые есть в интернете, на перечисленных мною сайтах.
Еще могу порекомендовать проверочные работы системы «Статград», но это не открытый источник, учитель может войти на этот сайт с помощью логина и пароля. По географии вообще не так много тренировочных материалов, это я говорю как преподаватель. Например, по обществознанию в «Статграде» раз в месяц, а то и чаще, выкладывается новая работа, а по географии их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Какие есть подводные камни в заданиях части 2? На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?
Задание № 28 | Задание на построение профиля местности, где важно понимать условные знаки и уметь читать их. В вопросе предлагается карта, и нужно по предлагаемой линии АВ построить профиль местности, то есть взглянуть сбоку на разрез. Здесь необходимо внимательно читать задание, а именно смотреть, через какое расстояние проведены горизонтали, и иметь в виду вертикальный и горизонтальный масштаб, которые указаны в условии. |
Задание № 29 | Задание на знание закономерностей природы, умение сравнивать. Также здесь важно хорошо представлять себе карту мира и карту России. Даже если вы владеете всеми перечисленными навыками, но не представляете, где находится нужный объект, задание вы не выполните. В голове должна быть карта! |
Задание № 30 | Задание № 30 очень похоже на № 29. Если смотреть на спецификацию ФИПИ, перечень тем у них идентичный, просто разная выборка. |
Задание № 31 | Внимание к единицам измерения в таблице. Обязательны вычисления — как доказательная база, как аргументация. |
Задание № 32 | Задание на пространственное мышление. Необходимо точно представлять строение Солнечной системы и изменения положения планеты Земля относительно Солнца в течение года. Если с закрытыми глазами в голове проигрывается этот «мультик», если эта картинка есть, то дальше достаточно логического мышления, чтобы правильно ответить на поставленный вопрос. |
Задание № 33 | Внимание к вопросу! В этом задании, как правило, дается таблица. Важно уметь выбирать нужное из предложенных данных. Некоторые данные в ней являются дополнительными, и на них не следует обращать внимание. Здесь вопрос в выборке информации и умении ученика точно представлять, какие данные ему понадобятся для ответа на вопрос. |
Задание № 34 | Задание предполагает математическое мышление и знание формул. По нему также актуально все, что сказано по № 33. Обратите внимание на статистическую информацию, а именно на год, по которому просят рассчитать данные. Здесь можно ошибиться с годом, и тогда даже при верной логике выполнения и правильных математических вычислениях рискуете получить 0 баллов. |
До ЕГЭ по географии осталось меньше месяца. На что вы посоветуете выпускникам обратить пристальное внимание в оставшееся время?
Я бы обратила внимание на задания высокого уровня сложности, на них можно потренироваться. Есть определенные алгоритмы и формулы, которые нужно использовать для решения. Вот этим и стоит сейчас заняться.
Экзамен по географии нужен тем, кто собирается поступать на геологию, экологию, картографию, гидрометеорологию, ландшафтный дизайн и туризм. Он состоит из 34 вопросов, 7 из которых требуют развернутого ответа. Справочных материалов мало — только географическая и политическая карты России в черно-белом цвете. У выпускников бывают проблемы с этим экзаменом, так как качество школьной программы оставляет желать лучшего. Есть смысл записаться на курсы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ, чтобы лучше усвоить материал и отработать все типы заданий. А в статье мы разберем, как сдавать ЕГЭ по географии.
Как готовиться
Как сдать ЕГЭ по географии? Конечно же, много готовиться. Дадим несколько советов на этот счет.
Сдайте экзамен заранее
Школьная программа по географии завершается в 10 классе, поэтому у вас есть право сдать экзамен на год раньше. Плюс в том, что только что пройденный материал не успеет забыться. Кроме того, задания ЕГЭ по географии похожи на задания ОГЭ, поэтому, если вы сдавали этот предмет в 9 классе, то уже частично готовы. Но если вы наберете мало баллов, пересдать экзамен в 11 классе не получится, так что выбирайте досрочное ЕГЭ, только если уверены в своих силах.
Решайте демоварианты в школе
В школе регулярно проходят диагностические работы — примерно 3-4 раза за учебный год. Задания для них разрабатываются составителями ЕГЭ, поэтому они соответствуют тому, что будет на реальном экзамене. Вторую часть КИМов проверяют учителя, они же дают обратную связь. Не пропускайте пробные ЕГЭ по географии, ведь они помогут вам, в том числе и в психологической подготовке.
Пишите пробные ЕГЭ
Конечно, очень важно хорошо знать теорию по предмету. Однако без практики высоких баллов на экзамене не получить. Регулярно решайте пробные ЕГЭ по географии, они есть на ФИПИ, а также в специальных сборниках. Разбирайте как отдельные задания, так и целые варианты — не менее одного в неделю. Если встречаются сложные моменты, задавайте вопросы школьным учителям.
Штудируйте справочки
К сожалению, школьные учебники дают лишь общую информацию, которой может быть мало для экзамена. Как решать ЕГЭ по географии? Обязательно занимайтесь самообучением. Найдите учебные пособия, энциклопедии и справочники, сохраните себе сайты, рассказывающие об особенностях разных стран. Чем больше нюансов вы знаете, тем проще будет набрать высокие баллы.
Следите за периодикой
География (особенно то, что связано с экологией и энергетикой) постоянно развивается. Следите за тем, что происходит в мире. Лучший способ — читать популярные блоги и журналы, такие как National Geographic. Там вы будете узнавать интересные факты, например, о том, какие страны сейчас переходят на альтернативные источники энергии. Такие задания в ЕГЭ по географии встречаются.
Занимайтесь с преподавателем
География — не самый простой предмет. Первая часть проверяет ваши теоретические знания, поэтому ее можно решить, просто читая пособия и смотря научно-популярные программы. Со второй частью сложнее. Там есть определенные формулы и алгоритмы, секреты, без знания которых максимальный балл за задание не получить. Лучше найти себе репетитора или дополнительно заниматься со школьным учителем, который расскажет, как сделать ЕГЭ по географии.
Какие задания самые трудные
Какие задания из ЕГЭ по географии считаются самыми трудными? Как ни странно, большая часть сложных заданий расположена в первой части. Расскажем чуть подробнее:
- в номерах 3 и 15 не указано, сколько правильных вариантов ответа должно быть. Многие допускают ошибки — не дописывают нужную цифру или, наоборот, добавляют лишнюю;
- задания 5, 7, 8, 9, 12, 13 требуют работы с картой. Например, нужно знать, где холоднее зимой, где плотнее население и где выращивают больше риса. А еще бывают вопросы об особенностях местности. Проблема в том, что атласов на ЕГЭ нет, поэтому всю информацию придется выучить наизусть;
- номер 19 связан с энергетикой и полезными ископаемыми. В нем помогает логика. Например, страна не будет строить гидроэлектростанцию, если в ней нет крупных рек. Туристические государства не становятся мировыми экспортерами сырья. Кроме того, следите за мировыми новостями и даже политической ситуацией;
- задание 22 связано с ресурсообеспеченностью, но не все знают формулы расчета. Запомните: если ресурсы возобновимые, объем запасов делят на количество жителей. Если невозобновимые, то на объем добычи;
- 23 задание связано с геологическими периодами. Для его выполнения нужно просто запомнить порядок. Можно использовать прием, аналогичный запоминанию цветов радуги. Выучите предложение: «Каждый отличный студент должен кушать пончики. Ты, Юра, мал — принеси нам чебурек». В нем первая буква каждого слова соответствует первой букве геологического периода (кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный).
Как решать простые задания
Многие школьники боятся, что подготовка к ЕГЭ по географии по заданиям включает в себя заучивание всех стран мира и всех субъектов РФ. На самом деле, экзотические государства в экзамене не встречаются. Запоминайте только то, что попадается вам в пробниках, и никаких сюрпризов не будет. Что касается России — большинство областей названы в честь своих столиц (Самарская область — Самара), Достаточно выучить лишь исключения. Еще несколько советов:
- задание 20 связано с часовыми поясами, здесь знание географии не требуется. Помните, что при движении направо часы прибавляются, а при движении налево вычитаются;
- задание 21 связано с приростом населения. Тут все просто: прибавляем родившихся и прибывших, вычитаем умерших и выехавших. Не пугайтесь, если итоговый прирост будет отрицательным — так бывает;
- в номерах 24 и 25 нужно определить регион по описанию. У вас будет карта, главное — научитесь в ней ориентироваться;
- проводя рассуждение в задании 30, не забывайте оценивать все факторы: рельеф, географическое расположение, погоду, влажность, флору и фауну, деятельность человека;
- в номере 31 нужно сравнить две страны по экономическим или демографическим показателям. Не забывайте, что все относительно: учитывайте численность населения, уровень развития, природные особенности.
Почему стоит начать со второй части
В первой части может попасться что угодно. КИМ может спрашивать про страну, о которой вы почти ничего не знаете, или задать вопрос, далеко выходящий за рамки школьной программы. В то же время, вы примерно понимаете, какие задания из ЕГЭ по географии встречаются в блоке с развернутым ответом. Есть определенные типы, у каждого из них свой алгоритм действий, который можно отработать. Мы советуем начинать именно с этих задач. Сначала вы спокойно решите то, что знаете, а потом будете разбираться с каверзными вопросами первой части.
Что запомнить
Напоследок дадим несколько советов по тому, как решать ЕГЭ по географии:
- столицы стран и названия субъектов РФ нужно знать наизусть;
- если вы с легкостью сдали ОГЭ, то не думайте, что также будет на ЕГЭ. В этом экзамене материал куда глубже, поэтому заняться подготовкой все-таки придется;
- главная трудность — у вас не будет атласов. В них содержится основная информация, поэтому в процессе подготовки постарайтесь запомнить как можно больше;
- задания из второй части всегда подчиняются логике и имеют алгоритм выполнения. Не нужно искать проблему там, где ее нет;
- для сдачи ЕГЭ нужно знать огромный объем информации. Начните готовиться заранее, чтобы знания постепенно укладывались в голове. Не стоит учиться через силу — заинтересуйте себя предметом, и тогда каждый урок будет в радость.
Теперь вы знаете, как решать задания из ЕГЭ по географии. Мы надеемся, что наша статья поможет вам организовать подготовку к экзамену и впоследствии получить высокие баллы. Вам нужно усвоить много материала, поэтому лучше обратиться к репетитору или записаться на курсы. Уверяем вас, так подготовиться будет куда проще. Мы уверены, что вы выложитесь на все сто и сможете поступить на бюджет.
Общее число участников ЕГЭ по географии в 2022 г. уменьшилось относительно прошлогоднего показателя. Результаты ЕГЭ 2022 г. по географии продемонстрировали отрицательную динамику по сравнению с результатами прошлых лет, что вполне объяснимо в связи с введением новой модели, к которой экзаменуемые еще не адаптированы. Вторым фактором снижения общих результатов, на наш взгляд, является преимущественно дистанционный характер подготовки к ЕГЭ на протяжении последних двух лет. Третьим обстоятельством отрицательной динамики, вероятно, является и тот факт, что сдающие экзамен в этом году не проходили процедуру ОГЭ по географии в 2020 г., являющуюся своеобразной репетицией к ЕГЭ.
Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2022 года доступны по ссылке.
ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 2023 ГОДА
читать полностью: спецификация.
Работа состоит из 31 заданий: заданий базового уровня сложности 18, повышенного — 7, высокого — 6.
Работа рассчитана на 180 минут.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
Задание 1. Географическая карта. Градусная сеть |
Б |
1 |
2 |
Задание 2. Атмосфера |
Б |
1 |
1 |
Задание 3. Земля как планета. Климат России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России |
Б |
1 |
1 |
Задание 4. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Поверхностные воды суши |
Б |
1 |
1 |
Задание 5. Земная кора и литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Особенности природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Особенности природы, населения и хозяйства крупных географических регионов России |
Б |
2 |
4 |
Задание 6. Размещение населения России. Основная полоса расселения. Крупнейшие города России |
Б |
1 |
1 |
Задание 7. Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства |
Б |
1 |
1 |
Задание 8. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Уровень и качество жизни населения |
Б |
1 |
2 |
Задание 9. Ведущие страны–экспортёры основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы. География отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта России |
Б |
1 |
2 |
Задание 10. Особенности хозяйства крупных стран мира. Численность, естественное движение населения; география промышленности и сельского хозяйства России |
Б |
1 |
1 |
Задание 11. Распределение тепла и влаги на Земле. Климат России |
Б |
1 |
2 |
Задание 12. Воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Миграции. Урбанизация. Географическое разделение труда |
Б |
2 |
2 |
Задание 13. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология |
Б |
1 |
2 |
Задание 14. Часовые зоны России |
Б |
1 |
2 |
Задание 15. Ресурсообеспеченность |
П |
1 |
3 |
Задание 16. Численность, естественное движение населения России |
П |
1 |
4 |
Задание 17. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира |
П |
1 |
4 |
Задание 18. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных географических регионов России |
В |
1 |
4 |
Задание 19. Городское и сельское население мира |
П |
1 |
4 |
Задание 20. Городское и сельское население мира |
Б |
1 |
4 |
Задание 21. Географические модели. Географическая карта, план местности |
Б |
1 |
2 |
Задание 22. Географические модели. Географическая карта, план местности |
В |
3 |
15 |
Задание 23. Особенности природы материков и океанов. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. Территория и акватория, морские и сухопутные границы России. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных географических регионов России. Россия в современном мире |
Б |
1 |
3 |
Задание 24. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Демографическая политика. Урбанизация. Миграции населения. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Основные виды природных ресурсов. Рациональное и нерациональное природопользование |
Б |
1 |
5 |
Задание 25. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения Демографическая политика. Факторы размещения производства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства |
П |
1 |
15 |
Задание 26. Уровень и качество жизни населения |
П |
3 |
10 |
Задание 27. Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер |
П |
2 |
15 |
Задание 28. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства |
В |
2 |
15 |
Задание 29. Земля как планета. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства |
В |
2 |
15 |
Задание 30. Земля как планета, современный облик Земли. Форма, размеры, движение Земли. Умение использовать географические знания для решения задач, связанных с географическими следствиями размеров и движения Земли |
В |
2 |
15 |
Задание 31. Географическая оболочка Земли. Воспроизводство населения мира и его географические особенности. Половозрастной состав населения. Демографическая политика. Уровень и качество жизни населения. Факторы размещения производства. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Пути решения экологических проблем |
В |
3 |
15 |
ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2022 ГОДА
Первичный балл
Тестовый балл
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2022 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.
ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Для поступления в вузы, подведомственные Министерству науки и высшей школы: 40 тестовых баллов. См. приказ Миннауки.
Для поступления в вузы, подведомственные Министерству просвещения: 40 тестовых баллов. См. приказ Минпроса.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Правила заполнения бланков государственной итоговой аттестации. Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке.
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН
На экзамене по географии разрешено применение линейки для измерения расстояний по топографической карте; транспортира, не содержащего справочной информации, для определения азимутов по топографической карте; непрограммируемого калькулятора. Источник.
Авторы заданий для подготовки к ЕГЭ:
Э. М. Амбарцумова,
В. В. Барабанов,
С. Е. Дюкова, О. В. Чичерина;
материалы сайта http://ege.yandex.ru.
Полный вперёд на подготовку! Разобрали демоверсию ЕГЭ 2023 по географии вместе с Дмитрием Магелланом, преподавателем Вебиума. В конце статьи — видео с разбором.
Какие изменения произошли в ЕГЭ 2023 по географии
Из хороших новостей — как и ожидалось, изменений мало; все они направлены на упрощение. Поэтому смело можно следовать прошлогодним советам и лайфхакам по сдаче ЕГЭ на 80+.
Шокирующее возвращение восьмого задания! По словам Димы Магеллана: «В 2022 году 8 задание было реально крутым. Оно было сложное, но проверяло знания сразу в нескольких разделах; сейчас же вернули 8 задание демоверсии 2021 года».
Что ж, как говорится, новое задание — хорошо забытое старое.
26 задание — тоже сенсация. Изменили критерии оценивания, и теперь за него можно получить целых три балла! А ведь оно считается самым простым из второй части. Чтобы решить это задание, нужно понимать, что такое ИЧР (индекс человеческого развития), ожидаемая продолжительность жизни, ВВП на душу населения и численность населения. Если ваш ответ включает в себя всё необходимое и в нём отсутствуют географические ошибки, то три балла ваши. А это, между прочим, 12 баллов во вторичной системе. Только не забудьте перенести это задание в бланк, иначе вместо «сотки» получите 88!
Разборы заданий из демоверсии ЕГЭ 2023 по географии
Про 1 задание есть видео на YouTube, оно посвящено географическим координатам.
Во 2 задании есть два типа заданий на влажность воздуха. Решаются они по одной и той же формуле.
3 задание не меняется второй год, перекочевало к нам из ОГЭ.
❗️Многие думают, что в КИМах на самом экзамене встретятся только два типа заданий, которые были в демоверсии. Но разбор демоверсии ЕГЭ 2023 — это не разбор конкретного примера варианта, который будет такой же по уровню сложности. Это пример общей концепции. Важно понимать, что у каждого типа заданий есть несколько подтипов.
В 3 задании есть несколько вариаций климатических показателей: ледостав, мерзлота, температура, осадки, почвы и другие. Нужно знать климат и природу России. Вы можете потренироваться решать такие задачи на вариантах из открытого банка заданий по географии.
Для 4 задания нужно выучить номенклатуру. Полезно всё это запомнить, так как задания с реального ЕГЭ повторяются с интервалом в один/два/три года.
В 5 задании встречаются темы на природу Земли, географию России, регионов и стран мира. Одно из самых сложных и объемных по теории. Оценивается в два балла.
Как известно, теория обитает в книгах, так что составили подборку полезных сборников для подготовки к ЕГЭ по географии.
6 задание — на плотность населения, на города и городское население.
Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по географии включает еще и второй тип этого задания, оно основывается на знаниях о городах-миллионниках России.
7 задание — на установление соответствия.
9 задание на хозяйство России и хозяйство мира. Встречается промышленность, сельское хозяйство, редко — транспорт.
В 10 задании проверяется работа со статистикой.
11 задание на сравнение температуры.
Сложность 12 задания в том, что в нём может быть от двух до четырех правильных ответов.
13 задание на периоды геологической истории. Для решения понадобится запомнить геохронологическую таблицу, далее находим названия периодов или эр и располагаем в хронологическом порядке. Запомнить это поможет наша шпаргалка.
В 14 задании нужно поработать с часовыми поясами и временем. Сложность — могут встретиться не очень популярные города нашей страны. Решение — тренировка и только тренировка. В разбор демо ЕГЭ 2023 по географии входит очень простое задание такого вида, но это не повод расслабляться.
В 15 задании проверяется работа с формулами. Обращайте внимание на единицы измерения.
16 задание посвящено миграции России и работе с диаграммой. Ключевая формула: МП (миграционный прирост) = П (прибывшие) — В (выбывшие) = 13.2 — 17.0 = -2.4.
Во втором типе 16 задания нужно определить величину миграционного прироста, делаем через формулу общего прироста (естественный прирост + миграционный прирост).
17 задание — на определение страны по описанию. Выделяем основные «теги», по которым мы можем вычислить страну, и думаем.
18 задание похоже на предыдущее, только ограничивается Россией. Нам необходимо найти регион по описанию.
В 19 задании нужно будет воспользоваться справочными материалами с картами и таблицами. На это сделан упор.
В 20 задании также пользуемся справочными материалами. Сначала находим для каждой страны по таблице долю городского населения, затем сопоставляем.
21 задание — задание на определение азимута. Азимут — угол между направлением на север и определяемым объектом. Понадобится транспортир и линейка. Есть погрешность, которая допускается.
Вторая часть ЕГЭ по географии осталась без изменений, кроме критериев 26 задания.
22 задание на «порисовать», а точнее — на построение профиля рельефа. По нему есть бесплатный вебинар на YouTube, и будет ещё один, более актуальный. Подробный алгоритм решения этого задания опубликовали в Телеграм.
Кстати, 22 задание входит в топ-10 заданий, в которых чаще всего делают ошибки. Чтобы избежать такой участи, прочитай нашу статью про самые распространённые ошибки на ЕГЭ по географии.
В 23, 24 и 25 заданиях нужно ответить на вопросы по тексту. Сложность вопросов разная. Здесь нередко ошибаются из-за невнимательности в чтении.
В 27 задании нужно сравнить статистику справочных материалов и сделать письменный вывод. Обязательно указывайте сравнение, как это требуется в условии задачи.
Далее — четыре самых сложных задания в разборе демоверсии ЕГЭ 2023 по географии. Соберите все свои географические знания в кулак!
28 задание основано на химической промышленности, в том числе на химии органического синтеза; нужно чётко понимать, какие факторы размещения влияют на предприятия. Это и другие виды заданий подробно разбираем курсе «Основа», о котором расскажем ниже.
В разбор демо ЕГЭ 2023 входит и второй тип этого задания, его суть — в восстановлении причинно-следственной связи.
Объяснение ответа: материк прогревается от солнца, а уже от материка прогревается воздух. Вулкан начинает извергаться, в процессе извержения появляется облако вулканического пепла. Вулканический пепел не пропускает солнечные лучи, то есть приводит к уменьшению прозрачности атмосферы → прямая солнечная радиация поступает меньше, преобладает рассеянная → уменьшение количества суммарной солнечной радиации. Вуаля!
29 задание будем решать на открытых вебинарах. Оно очень изменчиво, есть множество его видов. Например: климатограммы, участки на плане местности, население. Данный разбор демоверсии ЕГЭ 2023 включает в себя объяснение задания с островом и осадками.
Для этого задания мы должны определить, что 20 градусов ю.ш. — это тропические широты. Здесь преобладают пассаты. Пассаты дуют с востока, следовательно, больше осадков будет выпадать на наветренном склоне. Чем выше, тем больше осадков (например, в горах выпадает больше, потому что температура меньше, водяной пар быстрее достигает точки росы). Склон, на который не дуют ветра, называется подветренный.
В 30 задании — работа с градусной сеткой. Также будем проходить в сентябре на Основе. Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по географии предоставляет подробное решение двух видов задач: на определение географической долготы и определение пройденного расстояния неисправного судна.
«Финальный босс» в лице последнего задания, несмотря на всю его противоречивость, остался с такими же критериями. Там нужно рассмотреть конкретный кейс и привести аргументы. Все еще надеемся, что его доработают, чтобы в ключах было побольше вариантов ответов, а пока учимся рассуждать и не мыслить шаблонно.
Сложные задания из демоверсии ЕГЭ 2023 по географии будем разбирать на курсе «Основа». Это 9 месяцев нескучной подготовки к ЕГЭ, а также:
- Грамотная теория и практика, входные и итоговые тестирования, пробники, супер-методички;
- Домашние задания из ФИПИ, а также авторские задания, которые делает наша команда на основе экзаменов прошлых лет;
- Не натаскивание, а понимание логики. Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по географии показал, что такой вид обучения наиболее эффективен, нужно уметь грамотно мыслить и рассуждать;
- Личный наставник, который сдал ЕГЭ на 90+ баллов. Он проверят работу, отвечает на вопросы и поддерживает.
Присоединяйтесь к курсам, получим сотку по географии вместе!
⚡️ Видео с полным разбором демоверсии ЕГЭ 2023 по географии:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!