III абзац – анализ и сравнение, т.е. нужно проанализировать данные из графика и представить 1—2
сравнения. В принципе достаточно 1, но можно и 2 ( в зависимости от вашего понимания данных в
графике /таблице и количества написанных слов).
! Если во 2 абзаце вы сравнивали данные А и В, то в 3 абзаце надо сравнить А и Д/C или В и Д/C
Сравниваем ЛЮБЫЕ черты в графике, главное, чтобы:
1) было освещено ТРИ ФАКТА ( всего! )
2) нельзя сравнивать данные из 2 абзаца
Например:
Looking at the figures in the table, we can see that sports stories (noted by 49.2 % of respondents) are almost
twice as popular as animal stories. Another interesting feature of the poll is that adventure and
detective/war/spy stories are twice as favored as animal stories (27.2 %).
Тут, как и во втором параграфе, нет единственно правильного ответа, главное, чтобы было написано
логично в соответствии с данными.
Здесь можем использовать разные сравнительные структуры:
—in comparison/ in contrast, … / — on the other hand …/ However, … / Likewise,…
— not as/so … as / — while / whereas / although / but
IV абзац —Проблема + решение — Эта часть эссе обычно самая объемная, потому что нужно указать
проблему, связанную с темой проекта, и предложить её решение. В нашем примере она не
обязательна связана именно с подростками, главное – она должна быть про чтение.
Although we see that teenagers are still reading books, there is a problem connected with this topic. With the
development of TV young people would rather watch a show than read a book. I believe that the best
solution to this problem would be advertising the importance of reading on the 1st channel. This could be
done on the show “Pust Govoryat” with Andrey Malakhov. Such a policy would help adolescents spend more
time reading rather than watching unwise people showing little intelligence on TV.
Фразы—клише для IV абзаца:
— the main problem with … is … — general solutions center around…
— the main problem faced by … is … — one effective solution to deal with … is
— the foremost problem here is … — a solution that can prove successful is …
V абзац — Заключение + ВАШЕ МНЕНИЕ (подводим итог и пишем свое мнение по теме проекта)
I would like to conclude by saying that, in my opinion, reading is of primary importance for every person as it
aids in sleep readiness, prevents cognitive decline when you age, lowers blood pressure and heart rate.
Выражения для заключения / подведения итогов:
— To conclude/ sum up/ summarise … — Taking all this into account/ consideration …
— All in all… All things considered… — In short/ In conclusion …
Клише для выражения своего мнения: — Personally, I think that … / In my opnion, … / In my view, … / In my
point of view…/ I believe that … / I am convinced that / I strongly believe that …
Слайд 1
Как написать ЭССЕ (задание 40.1/40.2) на основе таблицы/диаграммы на ЕГЭ по английскому языку
Слайд 2
Объем работы Количество слов в эссе ЕГЭ по английскому – 200-250 , которые нужно вместить в 5 абзацев . Как и в письме , отклонение от заданного объема возможно на +/-10%. Если в тексте 179 слов, то задание автоматически оценивается в 0 баллов, а если 276, то проверять будут до 250 слов включительно. Слова считаются с самого первого слова по последнее, включая предлоги, артикли, частицы, вспомогательные глаголы. Вступление и заключение выглядят приблизительно одинаково, но меньше, чем основная часть.
Слайд 3
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ: Решение коммуникативной задачи (3 балла); Организация текста (3 балла); Лексика (3 балла); Грамматика (3 балла); Орфография и пунктуация (2 балла). Ведущим критерием остается « Решение коммуникативной задачи »: если по этому критерию выставлено 0 баллов, все высказывание оценивается в 0 баллов. Что оценивают в рамках этого критерия? вступление, соответствующее предложенной теме проектной работы; два-три основных факта из данных в таблице или графике; одно-два существенных сравнения; обозначение возможной проблемы, связанной с предложенной темой, а также ее возможное решение; мнение автора по предложенной теме; нейтральный стиль письменного высказывания.
Слайд 4
Структура эссе по английскому языку 1. Вступление Make an opening statement on the subject of the project work Вступление должно соответствовать предложенной теме проектной работы. Во вступлении нужно написать: вводный тезис общего характера по выбранной теме с обозначением коммуникативной ситуации; цель выполняемого проекта. Участник экзамена выполняет проектную работу на указанную тему, он нашёл статистические данные по теме, и его цель — проанализировать их, выразив свою точку зрения. Перефразирование не требуется, но нужно помнить про критерий «Лексическое оформление текста», где оценивается именно соответствие высокому уровню сложности задания.
Слайд 5
2. Второй абзац Select and report 2–3 facts Начинайте второй абзац с описания основной идеи всего абзаца, затем, обобщив все пункты таблицы/диаграммы в два-три факта, опишите их. 3. Третий абзац Make 1–2 comparisons where relevant Третий абзац тоже вводите обобщённым предложением. Затем приведите одно-два существенных сравнения цифровых показателей таблицы/диаграммы. Цифры пишите цифрами, а не буквами.
Слайд 6
К ак ещё можно описать численные показатели : 3% = A tiny fraction, a tiny portion, a very small proportion. 5% = An insignificant minority, an insignificant proportion. 16% = A small minority, a small portion. 24% = Almost a quarter. 25% = Exactly a quarter. 26% = Roughly one quarter. 32% = Nearly one-third, nearly a third. 49% = Around a half, just under a half. 50% = Exactly a half. 51% = Just over a half. 70% = A large proportion. 73% = Nearly three quarters, a significant majority, a significant proportion. 77% = Approximately three quarters, more than three-quarters. 79% = Well over three quarters. 89% = A very large proportion.
Слайд 7
4. Четвёртый абзац Outline a problem that can arise with reading and suggest a way of solving it Первое предложение — это как всегда основная идея всего абзаца. Далее опишите возможную проблему, связанную с темой исследования, и предложите способ решения этой проблемы. 5. Заключение Сonclude by giving your personal opinion on the importance of reading for teenagers Введите заключение с выражением своего мнения по теме, которое будет указано в задании. Смотрите, чтобы объём заключения приблизительно соответствовал объёму вступления.
Слайд 8
Стиль изложения: НЕЙТРАЛЬНЫЙ. Это означает, что в развернутом ответе нельзя использовать: 1) риторические вопросы; 2) разговорные выражения и конструкции типа Let’s … ( Let us и Let me – нейтральный стиль); 3) сниженную лексику типа folks ( people )… 4) стяженные (краткие) формы глаголов ( I’m , he’s , don’t , aren’t , can’t , didn’t , I’d like ; исключение – needn’t ).
Слайд 9
Как соблюсти формальный/нейтральный стиль: Употребляйте минимум личных местоимений. Лучше использовать обобщения («люди», «граждане», «школьники») или пассивные грамматические конструкции: «была проделана работа», «был проведён эксперимент». Личное местоимение допустимо только для изложения своего мнения: “ I believe …” Не используйте оценочных или ярких экспрессивных прилагательных ( good , bad , nice , terrible , interesting , amazing ). Если нужны прилагательные, лучше употреблять те, что несут больше смысла и менее эмоционально окрашены: motivating , educational , beneficial , convenient . Подчёркивайте, какие возможности даёт то или иное явление или предмет. Применяйте правило 7+ sentences — в предложении должно быть минимум 7 слов. Избегайте простых коротких предложений. Не начинайте предложение с but или and . Лучше использовать yet или however . Допустимы moreover и furthermore . Отнеситесь внимательно к знакам препинания. В конце предложения необходима точка. Вводные конструкции и слова-связки выделяются запятыми.
Слайд 10
Специальная лексика для графиков и диаграмм : Quantity words the same, majority, minority, about, around, almost, roughly, smaller, larger, higher, lower, fewer, less, twice as many/much, equal. Comparison words whereas, while, in comparison to, compared to, different from, relatively, respectively, with regards to. Categorising words variety, trend, type, figure, number, category, amount, quantity. Reporting constructions This table shows that … According to this data/information.
Слайд 11
Шаблоны высказывания Para 1: My project aims to find out (name the topic) . Thus, I have collected some data and represented it on the diagram below/in the table below. Para 2: I can point out that the bar chart illustrates/depicts/shows (what/that) . Overall/The second feature of this data is (what/that) in comparison to (what). Para 3: It is worth mentioning that (data) is almost the same as (data) (about % and % respectively) . At the same time/Furthermore, the number of (who/what) is much smaller/larger than the number (who/what) . Para 4: To my mind/In my opinion/I think, the statistics/data reveal/raise an important problem/issue. We can see that … . This figure shows that … . To solve this problem, they should … . Para 5: In conclusion/Finally/To summarise , I believe that/I would like to say that … .
Слайд 12
Примеры задания
Слайд 14
Вступление В нем мы укажем важность темы нашей проектной работы, цель, а также кратко опишем, что показывают найденные нами статистические данные. Также мы должны указать аудиторию ( teenagers/youngsters), страну Zetland желательно упомянуть в 1-3 абзацах. The youngsters’ choice of literature has always been the subject of numerous arguments. The aim of our project is to disclose what book genres are popular with teenagers in Zetland , and the found data demonstrate some reading preferences.
Слайд 15
Второй абзац Во втором абзаце можно рассмотреть максимальные и минимальные значения, ну или те, которые представляют для нас интерес. Выбираем 2-3 статистических показателя, все пять описывать не требуется, при этом стараемся избежать шаблонности. Абзацы также имеют свою структуру: в первом предложении абзаца обычно выражена его основная мысль, которая далее развивается, подкрепляется аргументами, примерами и т.д. Таким образом, все абзацы нашего эссе должны показывать, что это развернутое письменное высказывание с элементами РАССУЖДЕНИЯ. Можно более развёрнуто описать 2 факта из статистики или привести 3 факта в более краткой форме, чтобы аспект был полностью раскрыт. В инструкции сказано: числительные надо писать цифрами, а не словами, т.е. требуется приведение конкретных цифр.
Слайд 16
According to the statistics, adventure and detective, war, spy stories are preferred by over 50% of the surveyed, which signifies that books containing action, that is battles, investigations are on the reading list first. Besides, the above-mentioned genres are considered trendy among teenagers. Romance has the least popularity with the lowest percentage shown (17.6%). This proves that young people have little interest in it while preferring others.
Слайд 17
Третий абзац В третьем абзаце мы сравниваем показатели в таблице, делаем 1-2 значимых сравнения. При этом повторяться со вторым пунктом можно, если это не полное дублирование информации, а дано другое языковое оформление. The data show significant differences in the choice of book genres among teenagers. Thus, sports stories (49.2%) are almost three times more popular than romance (17.6%), which witnesses that young people find the first type more exciting. Evidently, books about love affairs are read by adults mostly, not by the younger generation.
Слайд 18
Четвертый абзац В четвертом абзаце нам нужно выявить проблему, которая может возникнуть в данной связи – reading и предложить путь ее решения. Проблема может как следовать из статистических данных, так и быть отвлеченной. Our project has revealed a problem in teenagers’ reading tastes. Young people tend to choose books of entertaining genres, leaving serious literature out of their field of interest. To turn them towards other types of books, some measures should be undertaken. For instance, school reading contests devoted to thought-provoking books could be organised to motivate youngsters to change their reading habits.
Слайд 19
Заключение В заключении делаем вывод о важности чтения для подростков и при этом обязательно указываем свое мнение. Должны присутствовать такие фразы, как: I think, in my opinion и др. Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой аспект будет считаться нераскрытым. In conclusion, I would like to emphasise the importance of reading for teenagers because, in my opinion, it is necessary for the enrichment of their inner world. Moreover, books are an inexhaustible source of knowledge that broadens our horizons.
Слайд 21
1.Вступление Make an opening statement on the subject of the project . Обозначьте коммуникативную ситуацию и цели проекта. Smartphone usage has been an integral part of our everyday life for a long time. Mobile devices are always at hand, connect us to the Internet and run applications. My project aims to find out what people usually do on their smartphones in Zetland . Thus, I have found some data and represented it on the diagram below.
Слайд 22
2. Второй абзац Select and report 2–3 facts . Упомяните первые два показателя и последний. The bar chart illustrates the majority of respondents who use their smartphones for emails, while the percentage of those who make calls is almost as large. Compared to other spheres of device usage, the per cent of the surveyed shopping online is the smallest.
Слайд 23
3. Третий абзац Make 1–2 comparisons where relevant . Сравните третий и четвертый показатели с первыми двумя. It is worth mentioning that 58 per cent of people prefer surfing the Internet on their smartphones that is less popular than the first two activities. Furthermore, the number of users (48%) who play computer games is much smaller than the number who send emails and make calls (79% and 78% respectively).
Слайд 24
4. Четвертый абзац Outline a problem that can arise with using smartphones and suggest a way of solving it . Проблема не должна быть связана с данными таблицы или диаграммы. Поэтому в 4 абзаце нужно написать общую фразу-связку для перехода к проблеме и ее решению. While many people cannot imagine their lives without gadgets, there is an important issue associated with using devices. Too much time spent with a mobile phone can cause harm to your eyes and neck muscles. To solve this problem, users should take a break at least 20 minutes to stretch their back and close their eyes to relax.
Слайд 25
5. Заключение Conclude by giving your opinion on the role of smartphones in our life. Написать свое обобщающее мнение по теме проекта. To summarise , I think that the role of smartphones in our life is constantly growing. More and more people use their mobile devices for their daily routine and micro-tasks like making phone calls, searching for information on the Internet and even making purchases online.
Слайд 26
Как отработать формат эссе Пишите 1–3 эссе в неделю на темы из кодификатора или из пробных ЕГЭ. Читайте примеры сочинений на американский языковой экзамен TOEFL. Их можно найти по запросу TOEFL sample essay . Там много похожих тем и несложная лексика. Анализируйте чужие эссе, проверяя их по критериям экзамена: количество абзацев, слов, соблюдение стиля. Например, можно обмениваться тренировочными эссе с друзьями.
Слайд 27
Используемые источники : https://englishwithpolina.com/2021/10/13/novyj-format-esse/# Разбираем-эссе-для-ЕГЭ-2022 . https://media.foxford.ru/essay/ https://www.toeflresources.com/sample-toefl-essays/ https://skyteach.ru/2021/08/27/ege-po-anglijskomu-na-2022-kakie-izmeneniya-nas-zhdut/
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
38.1. Imagine that you are doing a project on what book genres are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your personal opinion on the subject of the project.
Book genre | Number of readers (%) |
---|---|
Adventure | 55.4 |
Detective/war/spy stories | 55.3 |
Sports stories | 49.2 |
Animal stories | 27.2 |
Romance | 17.6 |
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2—3 facts;
— make 1—2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with reading and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of reading for teenagers.
38.2. Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the diagram below).
Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on the subject of the project.
Write 200—250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face using smartphones and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of smartphones in our life.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по английскому языку
2
38.1. Imagine that you are doing a project on what social networks are used by teenagers in Zetland for communication. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your personal opinion on the subject of the project.
Social networks | Number of teenage users (%) |
---|---|
33 | |
Snapchat | 32 |
TikTok | 27 |
5 | |
3 |
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with social media and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the importance of social media for modern teenagers.
38.2. Imaginе that you arе doing a projеct on what pieces of classical music people in Zetland can recognize when they hear them. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below).
Comment on the data in the diagram and give your personal opinion on the subject of the project.
Classical Music Pеoplе Can Rеcognizе
Write 200—250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with classical music and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of classical music in our life.
3
Выберите только ОДНО из двух предложенных заданий (38.1 или 38.2). Укажите его номер и выполните согласно данному плану. В ответе на задание 38 числительные пишите цифрами.
38.1 Imagine that you are doing a project on how teenagers in Zetland spend their free time. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Activities | Number of teenagers (%) |
---|---|
Hanging out with friends | 47 |
Watching movies | 20 |
Doing online shopping | 16 |
Cooking | 12 |
Reading the same book and discussing it | 5 |
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with spending free time and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the best way of spending free time.
38.2 Imagine that you are doing a project on what teenagers in Zetland use social networks for. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below).
Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.
What teenagers in Zetland use social networks for
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face using social networks and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the role of social networks in our life.
4
Выберите только ОДНО из двух предложенных заданий (38.1 или 38.2). Укажите его номер и выполните согласно данному плану. В ответе на задание 38 числительные пишите цифрами.
38.1 Imagine that you are doing a project on the sources of information teenagers in Zetland prefer using. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Sources of information | Number of teenagers (%) |
---|---|
Web browsers | 38 |
Peers | 26 |
Family | 17 |
Television | 13 |
Periodicals | 6 |
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with ways of getting information and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the best way of getting information.
38.2 Imagine that you are doing a project on the jobs most popular with young people in Zetland. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below).
Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.
The jobs most popular with young people in Zetland
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face choosing jobs and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the most popular job.
5
Выберите только ОДНО из двух предложенных заданий (38.1 или 38.2). Укажите его номер и выполните согласно данному плану. В ответе на задание 38 числительные пишите цифрами.
38.1 Imagine that you are doing a project on what is important to get a job in Zetland. You have found some data on the subject — the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Prerequisites | Number of applicants (%) |
---|---|
Social skills | 36 |
Leadership skills | 24 |
Teamwork skills | 20 |
Thinking skills (problem solving and decision making) | 15 |
Multitasking skills | 5 |
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that one can face applying for a job and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the most important factor to get a job.
38.2 Imagine that you are doing a project on what modern teenagers in Zetland dream about. You have found some data on the subject — the results оf the opinion polls (see the pie chart below).
Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.
What modern teenagers in Zetland dream about
Write 200−250 words.
Use the following plan:
— make an opening statement on the subject of the project;
— select and report 2−3 facts;
— make 1−2 comparisons where relevant and give your comments;
— outline a problem that can arise with realizing one’s dreams and suggest a way of solving it;
— conclude by giving and explaining your opinion on the dreams of modern teenagers.
Пройти тестирование по этим заданиям
Самое сложное и вкусное задание на ЕГЭ по английскому – задание 38. Самым сложным оно считается, потому что очень легко неправильно описать данные, проблему и её решение и получить 0 баллов. А самым вкусным, потому что максимум за него выставляют 14 баллов – столько вы не получите больше ни за одно задание на этом экзамене.
В книге по графикам ЕГЭ найдете:
- Четкую и логичную схему подготовки ученика к написанию этого задания
- Клише для написания работы
- Разбор критериев оценивания и каждого абзаца работы
- 15 заданий в новом формате
- 30 упражнений, подготавливающих к описанию графиков + ключи
- 5 примеров работ
- Перечень ошибок, которые чаще всего приводят к потере баллов
- Инструкцию по заполнению бланка
*Материалы в книге соответствуют проектной демоверсии 2023 года и методическими рекомендациями.
Посмотреть оглавление и первые страницы ☝🏻
беру!
Для кого эта книга?
- Для преподавателей, которые начинают готовить к ЕГЭ и хотят с самого начала сделать все правильно, а не ставить эксперименты на своих учениках
- Для опытных учителей, которым нужна структурированная информация и практические задания для её закрепления, которые ученик может делать на уроке и дома
- Для учеников, которые хотят научиться писать письмо самостоятельно. Книга написана на русском языке и к ней прилагаются ключи, в которых можно проверить правильность выполнения упражнений
беру!
*Доступ к купленным материалам истекает через месяц после покупки. Поэтому СКАЧИВАЙТЕ СРАЗУ ПОСЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ.
Так как в задание 40 внесли изменения в декабре 2021 года, актуальных пособий по этому формату экзамена нет ни в продаже, ни онлайн
ЗДЕСЬ вы можете приобрести другие материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
ELTgram от Ирины Кузнецовой
Алгоритм описания графика (диаграммы, таблицы)
Готовимся к ЕГЭ по английскому языку
- Г рафики, диаграммы и таблицы содержат большое количество информации, представленной в доступном и легко понимаемом виде. Когда вы работаете с графиком или диаграммой, важно понять ее цель, т.е. каким образом подана информация, и что именно она показывает: частоту выполнения действий, процентное соотношение долей, делит что-либо на категории, показывает ли темп роста и т.д.
- С уществует множество видов диаграмм, но наиболее употребляемые из них это:
- столбиковая диаграмма ( bar graph ),
- секторная ( pie chart ),
- линейная ( line graph ).
- В нимательно прочтите задание и изучите график (диаграмму, таблицу), сконцентрируйтесь на фактах.
- В ыберите, какая информация является важной, а какую можно и опустить.
- С оставьте примерный план, в котором будет введение, основная часть и заключение. Причем, вступление и заключение – это всего два предложения: вводное предложение, как правило, описывающее, что изображено на графике (таблице, диаграмме), и одно заключительное предложение – вывод.
Примеры
- The graph (diagram) shows the rate of smoking people in …
- Figure 1 shows sales of mobile phones per month.
- This table illustrates clearly the extent to which the flora of selected islands now contain alien species, with the percentage varying between about one-quarter and two-thirds of the total number of species present.
- The table gives an example of an engineering curriculum.
- В подобного рода заданиях от вас не требуется высказывания своего мнения, таким образом нельзя употреблять слова «я думаю», «мне кажется».
- Т акже не стоит оценивать информацию, плохо это или хорошо с вашей точки зрения, не нужно объяснять возможные причины роста или падения, это лишнее.
- И спользуйте более официальный стиль.
- Н е отвлекайтесь на детали, не уходите в описание подробностей.
- Н ельзя разрозненно говорить о данных графика, диаграммы, то есть, терять главную мысль.
- Н е описывайте каждый пункт на графике отдельно (например, какие данные были в каждом году), а делайте обобщения, отмечайте тенденции, взлеты/падения и т.д.
- П одбирайте синонимы к словам, не используйте одинаковые грамматические конструкции.
Пример описания диаграммы
The chart shows the grades obtained by students in a class. Overall almost 90% of the students passed. More than half of the students obtained a very good grade, with 21% getting a distinction and 33% getting a merit grade. Only 8 % of the students failed.
Proportion of students
Пример описания диаграммы
The graph compares the chief uses of the apple crop in the US. Overall, the bulk of the harvest is either eaten fresh or made into juice. The biggest slice of the pie-chart is taken up by fresh fruit. About 60% of the crop is eaten fresh. This is three times as much as the next use, which is for juice. Less than 20% of apples in the US are turned into apple juice. A further 12% is canned and a total of 5% is either frozen or dried. Other remaining uses such as apple vinegar, account for just 5% of the crop.
Apples USA
GOOD
LUCK!
Изначально эта статья должна была называться «ЕГЭ 2022 и IELTS: похожи ли они?», ведь первая реакция педагогов на новое задание в проекте демоверсии КИМ 2022 была: «Это же task 1 из academic IELTS!». Но тут больше подойдет фраза: Both tasks include diagrams or tables. That’s where the similarities end… Что же представляет собой задание 40 и на что следует обратить внимание?
Подготовили ответы на самые часто задаваемые вопросы наших коллег.
Нужно ли писать отчет как в IELTS?
Нет, это два разных типа заданий. Задание 40 — это развернутое письменное высказывание на основе таблицы/диаграммы. Если в IELTS эссе должно быть построено только исходя из данных, имеющихся в таблице или диаграмме, то в ЕГЭ учащиеся могут также использовать собственные знания, факты и мнение в рамках заданной темы.
Какие виды диаграмм могут быть в задании?
В 2022 году предполагается использование только столбчатой (полосовой) диаграммы.
Сколько должно быть абзацев в ответе на задание 40?
Следует придерживаться плана, данного в КИМ, то есть должно быть пять абзацев:
- Вступление по теме проекта.
- Описание двух-трех фактов из таблицы/графика.
- Одно-два сравнения.
- Обозначьте проблему, связанную с темой проекта и предложите способ эту проблему решить.
- Заключение с выражением собственного мнения по заявленной в плане теме.
Что писать во введении? Нужно ли перефразировать тему?
Перифраз не нужен. Вступление пишем на основе информации, данной в задании.
Предполагается, что ученик сам провел исследование и получил данные, которые внес в таблицу или диаграмму?
Нет, предполагается, что ученик НАШЕЛ результаты проведенного кем-то исследования.
Какие факты нужно приводить во втором абзаце и сколько фактов нужно раскрыть?
Два-три факта на ваш выбор. В отличие от IELTS в задании 40 ЕГЭ может быть трудно выделить главные факты, поэтому слово main убрали из демоверсии и сейчас действительно можно описывать любые два-три факта, которые бросятся в глаза ученику.
Useful language:
Nouns | Verbs | Collocations |
The diagram (the bar chart) | shows | figures for…. |
The table | illustrates | a number of people who… |
gives | changes in… | |
proportion/percentage of… | ||
information about… | ||
data about… | ||
…%, …% and …% respectively |
Какие сравнения можно приводить?
Любые. Нужно привести одно-два сравнения, исходя их имеющихся в таблице данных. Можно использовать следующие лексические структуры:
We can compare…in terms of the number/percentage of…
…is by far the most…
The figures for/ the percentage of/the number of….tend/tends to be fairly similar.
The number of … who… is slightly higher than…
…is the only…with a noticeably higher proportion/percentage of…
….as…..as….
…far more/less…than….
…twice as much/many….as….
It is clear from the table/diagram that the proportion of people who….is higher/lower than of those who…
The same/similar pattern can be seen for people who…
Проблема в четвертом абзаце обязательно должна быть связана с данными из таблицы/диаграммы?
Нет, это совсем не обязательно. Бывает, что из таблицы/диаграммы сложно вычленить проблему. В таком случае ученику следует вспомнить, какие проблемы связанные с данной темой, обсуждались ранее на уроках английского языка.
Useful language:
It can be assumed/concluded from the given data/information that there is/are not enough…
Even though I believe these figures/numbers may fluctuate depending on who the respondents are, there is still a problem of…
From the figures, it can be inferred that…
It is noticeable that…
Overall,…
Что писать в заключении?
Если в IELTS в качестве финального абзаца предполагается overview, то в случае с заданием 40 ученику предлагается высказать собственное мнение на предложенную тему. Мнение может быть не связано с данными таблицы/диаграммы.
Какой объем должен быть у письменного высказывания?
200—250 слов. Допустимый объем с учетом 10% составляет 180—275 слов. При ответе на задание 40 не допускаются сокращенные формы. Считаются все слова, включая артикли.
Как писать числительные?
Цифрами.
Сколько времени дается для написания ответа на задание 40?
Продолжительность всего письменного экзамена увеличилась на 10 минут, поэтому рекомендуемое время на выполнение задания 39 и 40 теперь составляет в совокупности 90 минут (30 минут — электронное письмо и 60 минут — эссе или 20 минут электронное письмо и 70 минут — эссе). Скажите вашим ученикам: Plan your time wisely!
Если у вас еще остались вопросы по заданию 40, пишите их в комментариях.
Полезные ссылки:
- Официальная демоверсия КИМ 2022
- Готовый календарь подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по месяцам
- Подробно про новую модель задания 39 раздела «Письменная речь»
- ЕГЭ по английскому 2022: подготовка к заданиям нового формата в устной части
- Новые задания ЕГЭ-2022 по английскому. Самое важное со стрима Конобеева
- ЕГЭ по английскому на 2022: какие изменения нас ждут?
Ищем преподавателей с высшим образованием и опытом преподавания от пяти лет! Обеспечим учениками по расписанию, которое вы составите сами. Подробнее по ссылке: Skyeng
Дорогие ребята! В 2022 году вы увидите задание 40.1/40.2 на ЕГЭ по английскому языку в новом формате. Давайте научимся его писать!
Задание 40 – написание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы.
Количество слов: 180-275 вместе с допустимой погрешностью в 10%.
Количество баллов: 14.
КРИТЕРИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
- Решение коммуникативной задачи (3 балла);
- Организация текста (3 балла);
- Лексика (3 балла);
- Грамматика (3 балла);
- Орфография и пунктуация (2 балла).
Отмечу, что многие рекомендации для задания 40 в формате 2021 года ОСТАЮТСЯ В СИЛЕ!
Количество времени, отводимое на выполнение задания: 60-70 минут.
Стиль изложения: НЕЙТРАЛЬНЫЙ.
Еще раз обращаю внимание на то, что в новом формате развернутого письменного высказывания действуют те же требования: использовать в работе соответствующие средства логической связи; лексически, грамматически и орфографически правильно оформлять текст, придерживаясь правильного стиля (в данном случае нейтрального).
Это означает, что в развернутом ответе нельзя использовать:
1) риторические вопросы;
2) разговорные выражения и конструкции типа Let’s … (Let us и Let me – нейтральный стиль);
3) сниженную лексику типа folks (people)…
4) стяженные (краткие) формы глаголов (I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like; исключение – needn’t).
В качестве примера возьмем задание 40.1 из демоверсии КИМ ЕГЭ на 2022 год.
Как мы видим, нам нужно написать эссе, проанализировав данные таблицы о том, какие книжные жанры популярны в воображаемой стране Зетланд.
В нашем эссе должно быть ПЯТЬ абзацев.
Давайте напишем вступление. В нем мы укажем важность темы нашей проектной работы, цель, а также кратко опишем, что показывают найденные нами статистические данные. Также мы должны указать аудиторию (teenagers/youngsters), страну Zetland желательно упомянуть в 1-3 абзацах.
The youngsters’ choice of literature has always been the subject of numerous arguments. The aim of my project is to disclose what book genres are popular with teenagers in Zetland, and the found data demonstrate some reading preferences.
Во втором абзаце можно рассмотреть максимальные и минимальные значения, ну или те, которые представляют для нас интерес. Выбираем 2-3 статистических показателя, все пять описывать не требуется, при этом стараемся избежать шаблонности.
Обращаю ваше внимание на то, что так как это письменное высказывание-рассуждение, необходимо использовать слова и выражения, характерные для рассуждений.
Отмечу, что “абзацы также имеют свою структуру: в первом предложении абзаца обычно выражена его основная мысль, которая далее развивается, подкрепляется аргументами, примерами и т.д.” (см. Методические рекомендации, 2021 год). Таким образом, все абзацы нашего эссе должны показывать, что это развернутое письменное высказывание с элементами РАССУЖДЕНИЯ. Как в старом формате задания 40 достаточно было привести 2 развёрнутых аргумента или 3 более кратких в поддержку своей позиции, так и в новом задании можно более развёрнуто описать 2 факта из статистики или привести 3 факта в более краткой форме, чтобы аспект был полностью раскрыт.
Логика проведения проектной работы с опорой на статистику предполагает, что экзаменуемый будет приводить конкретные цифры, представленные в таблице или в диаграмме. В инструкции ясно сказано: числительные надо писать цифрами, а не словами, т.е. требуется приведение конкретных цифр. Однако возможно частично описательное представление результатов опроса, например, «half», «third», «nearly a quarter», если оно не искажает приведенные в статистике данные и является эквивалентом числового представления. Тем не менее, цифры обязательно должны присутствовать, также можно их указывать в скобках.
According to the statistics, adventure and detective, war, spy stories are preferred by over 50% of the surveyed, which signifies that books containing action, that is battles, investigations are on the reading list first. Besides, the above-mentioned genres are considered trendy among teenagers. Romance has the least popularity with the lowest percentage shown (17.6%). This proves that young people have little interest in it while preferring others.
В третьем абзаце мы сравниваем показатели в таблице, делаем 1-2 значимых сравнения. При этом повторяться со вторым пунктом можно, если это не полное дублирование информации, а дано другое языковое оформление.
The data show significant differences in the choice of book genres among teenagers. Thus, sports stories (49.2%) are almost three times more popular than romance (17.6%), which witnesses that young people find the first type more exciting. Evidently, books about love affairs are read by adults mostly, not by the younger generation.
В четвертом абзаце нам нужно выявить проблему, которая может возникнуть в данной связи – reading и предложить путь ее решения. Проблема может как следовать из статистических данных, так и быть отвлеченной.
The project has revealed a problem in teenagers’ reading tastes. Young people tend to choose books of entertaining genres, leaving serious literature out of their field of interest. To turn them towards other types of books, some measures should be undertaken. For instance, school reading contests devoted to thought-provoking books could be organised to motivate youngsters to change their reading habits.
В заключении делаем вывод о важности чтения для подростков и при этом обязательно указываем свое мнение. Должны присутствовать такие фразы, как: I think, in my opinion и др. Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой аспект будет считаться нераскрытым.
In conclusion, I would like to emphasise the importance of reading for teenagers because, in my opinion, it is necessary for the enrichment of their inner world. Moreover, books are an inexhaustible source of knowledge that broadens our horizons.
В нашем эссе получилось 257 слов.
А подготовиться к экзамену вам помогут мои пособия:
Методичка “Устная часть ЕГЭ-2023”
Методичка “Письменная часть ЕГЭ-2023: задания 37 и 38”
Методичка: “Словообразование для ЕГЭ и ОГЭ”
Методичка: “Фразовые глаголы”
Удачи на экзамене!