Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о памятнике, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под ко-торыми они указаны
1) памятник был посвящён тысячелетию России
2) памятник был установлен в Новгороде
3) в качестве одного из персоналий памятника является Иван Грозный
4) памятник был установлен в период правления Николая I
5) автором памятника является O. Монферран
1
Кто из императоров, представленных ниже, правили Россией в том же веке, когда был создан этот памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 г. в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь (862 г.). Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник установлен в Новгороде напротив Софийского собора.
1) памятник был посвящён тысячелетию России — ДА, верно.
2) памятник был установлен в Новгороде — ДА, верно.
3) в качестве одного из персоналий памятника является Иван Грозный — НЕТ, неверно.
4) памятник был установлен в период правления Николая I — НЕТ, неверно.
5) автором памятника является O. Монферран — НЕТ, неверно.
Ответ: 12.
- Главная
- ЕГЭ. Теория по кодификатору. Россия
- Первый — последний
- ОГЭ. Задание 9.3. Сочинение. Рекомендации.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
Скульптура России. XIX век.
Из истории создания памятника.
«Тысячелетие России».
Общие сведения о памятнике.
Название памятника. |
«Тысячелетие России». |
Где находится. |
Россия, Великий Новгород. |
Авторы. |
Скульпторы: М.О. Микешин, И. Шредер. Архитектор: В. Гартман. |
Год создания. |
1862 |
Стиль. |
Нововизантийский. |
Какому событию посвящён. |
1000-летию России по норманнской теории (862 год). |
Описание памятника.
Материал- бронза, постмент из гранита.
Высота- 15.7 м. (высота пьедестала — 6 м; высота фигур — 3,3 м; креста на державе — 3 м).
Диаметр гранитного постамента — 9 м; шара-державы — 4 м;
Памятник находится в новгородском детинце (Кремле), напротив Софийского собора.
Форма памятника – огромный шар на колоколообразном постаменте.
Всего памятник содержит 129 фигур.
Скульптурные изображения делятся на три уровня:
1 уровень.
Фигура ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России).Фигуры расположены на державе- символе государственной власти. На державе запись: «Свершившемуся тысячелѣтію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго лѣта 1862».
2 уровень.
В средней часть памятника — 17 фигур , которые группируются в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства (согласно официальной историографии того времени). Каждая группа ориентирована на определённую часть света, что имеет символический смысл и показывает роль каждого государя в укреплении определённых рубежей государства.
3 уровень.
В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей.
СРЕДНИЙ ЯРУС.
Представляет собой фигуры ярких деятелей Руси, её правителей, олицетворяющих наиболее важные периоды в истории России. Они олицетворяют шесть эпох Российского государства.
Рюрик – призвание варягов в 862 г.
Владимир Святой – крещение Руси, 988 г.
Дмитрий Донской – Куликовская битва, 1380, начало изгнания татар.
Иван III, основание самодержавного Царства Русского, 1491 г.
Михаил Романов, начало правления новой династии в 1613 г.
Пётр I, основание Российской империи в 1721 г.
НИЖНИЙ ЯРУС.
Состоит из 4-х рядов.
Ряд 1.
ПРОСВЕТИТЕЛИ. 31 фигура.
- Братья Кирилл и Мефодий, просветители;
- Братья Кирилл и Мефодий, просветители;
- княиня Ольга, первой из русских правителей принявшая христианство задолго до крещения Владимиром Руси, в 857 г.;
- Владимир Святой, принявший христианство и крестивший Русь в 988 году;
- Авраамий Ростовский, сокрушивший идола Велеса и основавший на его месте Богоявленский монастырь;
- Святой Антоний Печерский, основавший в 1051 году Киево-Печерскую лавру
- Феодосий Печерский, ученик и сподвижник святого Антония Печерского, игумен Киево-Печерского монастыря, почитаемый в лике преподобного
- Кукша Печерский, иеромонах Киево-Печерского монастыря, зверски убитый за христианскую веру, священномученик
- Нестор Летописец, автор «Повести временных лет»
- Кирилл Белозерский, религиозный деятель, основавший в 1397 году на берегу Сиверского озера монастырь Пречистой Божьей Матери, позднее получивший название Кирилло-Белозерского монастыря;
- Стефан Пермский, епископ Пермской епархии, проповедовавший христианство народности коми;
- Алексий, митрополит Киевский и всея Руси XIV века, дипломат и государственный деятель, способствовавший тому, что за московскими князьями окончательно установилось великое княжение;
- Сергей Радонежский, монах, основавший под Москвой в 1345 году Троице-Сергиев монастырь, в последствии Троице-Сергиева лавра;
- Петр Могила, митрополит Киевский, Галицкий, основатель Могилянской академии в Киеве;
- Зосима Соловецкий, святой православной церкви, один из основателей Соловецкого монастыря;
- Савватий Соловецкий, один из основателей Соловецкой обители, святой православной церкви;
- Максим Грек, религиозный публицист, переводчик церковных книг, видный просветитель XVI века;
- Иона Московский, в XV веке митрополит Киевский и всея Руси;
- Макарий, митрополит Московский в XVI веке, с помощью которого в Москве была открыта первая типография для печатания богослужебных и священных книг;
- Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец и миссионер, знающий татарский язык, проповедовавший христианство;
- Архиепископ Гурий, при управлении Казанской епархией построивший Благовещенский собор, несколько церквей и основавший 4 монастыря;
- Константин Константинович Острожский, князь, воевода киевский, основатель Острожской типографии, в которой трудились первопечатники Иван Федров и Петр Мстиславец;
- Никон,Патриарх Московский и всея Руси , реформатор, поднявший российское православие на более высокую ступень развития;
- Федор Михайлович Ртищев, русский меценат, просветитель І половины XVII века, основатель Андреевского монастыря, школ, лечебниц;
- Митрополит и церковный деятель XVII века Дмитрий Ростовский, церковный автор, известный составитель проповедей, сборников житий святых, стихов, пьес;
- Иерарх православной церкви Тихон Задонский, епископ Ладожский, автор богословских трактатов;
- Святитель Митрофан, епископ Воронежский;
- Архиепископ Георгий Конисский, прославившийся как один из выдающихся философов, общественных деятелей и педагогов Речи Посполитой и позже — Российской империи;
- Архиепископ Феофан Прокопович писатель, государственный деятель, соратник Петра Первого;
- Митрополит Московский Платон (Левшин), видный деятель русского просвещения, проповедник, реформатор духовного образования;
- Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), педагог, ученый, проповедник, церковный администратор середины XIX века.
ГОСУДАРТВЕННЫЕ ЛЮДИ. 26 фигур.
- Ярослав Мудрый, Князь Ростовский и Киевский , составивший первый свод русских законов «Русская правда»;
- Владимир Мономах, Великий киевский князь , военачальник, мыслитель, писатель, государственный деятель;
- Великий князь литовский Гедимин, родоначальник династии Гедиминовичей
- Сын князя литовского Гедимина — Ольгерд, в XIV веке расширивший границы княжества литовского за счет присоединения к нему киевских и черниговских земель
- Витовт, великий князь литовский в конце XIV, начале XV веков
- Иван III, Великий, объединивший русские земли вокруг Москвы и образовавший первое русское царство;
- Протопоп Благовещенского собора Сильвестр, православный священник, деятель в области политики и литературы XVI века;
- Царица Анастасия Романова, первая жена Ивана Грозного;
- Алексей Федорович Адашев, видный государственный деятель середины XVI века;
- Гермоген, московский патриарх, известный церковный деятель эпохи Смутного времени.
- Михаил Фёдорович Романов, родоначальник царской династии Романовых в 1613 г.;
- Филарет, Патриарх Московский, видный политический и церковный деятель Смутного времени;
- Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, дипломат и политический деятель I половины XVII века, подписавший соглашение о перемирии со Швецией в 1658 году;
- Русский государственный деятель Артамон Сергеевич Матвеев, ближний боярин царя Алексея Михайловича;
- Алексей Михайлович, царь, прозванный «Тишайшим», во время царствования которого проведены церковная, монетная и военная реформы;
- Пётр I— первый император Российский, преобразовавший государственное и церковное управление и создавший Российский военный флот;
- Яков Федорович Долгоруков, боярин и князь времен правления Петра І, полководец и видный государственный деятель;
- Иван Иванович Бецкой, Президент Академии искусств екатерининской эпохи, видный деятель просвещения, основоположник создания Смольного института и Воспитательного дома;
- Екатерина II, российская императрица, преобразовавшая Сенат, проведшая административную реформу, присоединившая к Российской империи Крым;
- Граф Александр Андреевич Безбородко, главный директор почт, видный государственный деятель, один из инициаторов раздела Польши во времена правления Екатерины II;
- Григорий Потёмкин, Светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал, основатель малороссийских городов, дипломат;
- Князь Виктор Павлович Кочубей, дипломат, государственный деятель, министр внутренних дел в начале XIX века;
- Александр I, император, присоединивший к России Восточную Грузию, Бессарабию, Финляндию;
- Михаил Сперанский, бщественный и государственный деятель князь, законотворец, реформатор, создатель русской юриспруденции и правоведения;
- Генерал-фельдмаршал Михаил Семенович Воронцов, государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года;
- Николай I, император, основатель киевского университета святого Владимира, инициатор создания тайной полиции, известной как «Третье отделение».
ВОЕННЫЕ ЛЮДИ И ГЕРОИ. 36 фигур.
- Великий князь киевский Святослав Игоревич, снискавший себе славу храброго полководца, защитника рубежей русских
- Полководец Мстислав Удалой, князь Галицкий, Торопецкий и Новгородский
- Князь Волынский и Галицкий Даниил, дипломат, полководец и политический деятель;
- Великий князь Литовский, князь Псковский Довмонт, правивший в начале XIII века;
- Александр Невский, князь Новгородский, Киевский и Великий князь Владимирский, полководец, разгромивший на Ладоге шведов (Ледовое побоище)
- Михаил Тверской, Великий князь Владимирский;
- Дмитрий Донкой, Великий князь Владимирский, князь Московский, одержавший на Куликовом поле победу над золотоордынским ханом Мамаем;
- Кейстут, великий князь Литовский, князь Трокский в начале XIV века;
- Даниил Дмитриевич Холмский,князь, воевода, выдающийся полководец времен царствования Ивана III;
- Боярин Михаил Иванович Воротынский, русский полководец, воевода, автор «Устава» пограничной и сторожевой службы;
- Даниил Щеня — князь, воевода, полководец времён Иана III и Василия III.
- Марфа Борецкая – жена Новгородского посадника, известная как Марфа Посадница.
- Ермак Тимофеевич, атаман, завоеватель Сибири;
- Михаил Скопин-Шуйский – государственный и военный деятель Смутного времени, национальный герой времен польско-литовского вооруженного вмешательства;
- Дмитрий Пожарский – политический и военный деятель, освободитель Москвы от польско-литовской оккупации, возглавлявший Второе народное ополчение;
- Кузьма Минин, русский национальный герой, организовавший народное ополчение в начале XVII века против шведской и польской интервенции;
- Авраамий (Палицын), келарь Троице-Сергиева монастыря, знаменитый историк и писатель начала XVII века;
- Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, организовавший восстание против Речи Посполитой, в результате которого в состав государства Российского вошли земли Войска Запорожского;
- Иван Сусанин, народный герой периода Смуты;
- Борис Шереметев, дипломат, воевода в период Северной войны.
- Михаил Голицын, полководец, соратник Петра I, Президент Военной академии, участник Северной войны.
- Пётр Салтыков – главнокомандующий рукой армией в 1759-1760 в период Семилетней войны.
- Бурхард Миних -активный военный и политический деятель периода правления Анны Иоанновны.
- Алексей Орлов— видный военный, политический деятель периода правления Екатерины II.
- Пётр Румянцев – полководец, военный теоретик, участник Семилетней войны, русско-турецких войн.
- Александр Суворов – генералиссимус, основоположник рукой военной теории.
- Михаил Барклай-де Толли – российский полководец.
- Михаил Кутузов— талантливый русский полководец.
- Дмитрий Сенявин – русский флотоводец, адмирал певрво1 четверти 19 века.
- Дмитрий Платов – атаман Донского казачьего войска, принимал участие во всех войнах конца 18-начала 19 вв.
- Петр Иванович Багратион, генерал от инфантерии, командующий западной армией в годы Отечественной войны 1812 года.
- Иван Иванович Дибич-Забалканский, генерал-фельдмаршал, граф, полный кавалер ордена Святого Георгия;
- Иван Паскевич — полководец и политик начала XIX века, генерал-фельдмаршал;
- Михаил Лазарев, адмирал, флотоводец и мореплаватель начала XIX века , открывший Антарктиду;
- Владимир Корнилов — вице-адмирал флота российского, герой Крымской войны;
- Павел Нахимов – адмирал первой половины XIX века, разгромивший турецкую эскадру при Синопе в 1853 году.
ПИСАТЕЛИ И ХУДОЖНИКИ. 16 фигур.
- Михаил Ломоносов – ученый, первый российский химик, физик, естествоиспытатель, разработавший проект Московского университета, приверженец развития российской науки, культуры, экономики;
- Денис Фонвизин – русский литератор времен правления Екатерины ІІ , положивший начало русской бытовой комедии;
- Архитектор Александр Филиппович Кокоринов, ректор Академии художеств во II половине XVIII века, участвовавший в разработке проекта и строительстве Петербуржской Академии художеств
- Гавриил Державин – поэт и драматург, прославлявший в одах героизм и мужество русских полководцев;
- Фёдор Волков – театральный деятель и актер , основавший первый русский театр во II половине XVIII века
- Николай Карамзин – реформатор русского языка, историк и крупнейший литератор II половины XVIII века
- Иван Крылов – баснописец, поэт, переводчик , академик русского языка и словесности Императорской Академии наук
- Василий Жуковский – русский поэт, критик, переводчик, один из основателей направления романтизма в русской поэзии
- Поэт Николай Иванович Гнедич, знаменитый переводом на русский язык «Илиады» Гомера;
- Александр Грибоедов — драматург, дипломат, поэт, композитор, пианист, создатель бессмертного литературного творения «Горе от ума»;
- Михаил Лермонтов – прозаик, поэт, драматург, художник, ознаменовавший своим творчеством расцвет русской литературы в начале XIX века;
- Александр Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, создавший русский литературный язык;
- Николай Гоголь – драматург, прозаик, поэт, критик, публицист, один из классиков русской литературы;
- Михаил Глинка – композитор, основавший национальную русскую композиторскую школу;
- Карл Брюллов – художник, акварелист, один из представителей направления европейской живописи XVII-XIX веков — академизма, член многих зарубежных Академий искусств;
- Дмитрий Бортянский – композитор, дирижер, мастер хоровой духовной музыки ІІ половины XVIII века , автор сонат для фортепиано, камерных ансамблей и произведений духовной музыки.
Интересные факты.
- Идеологическая основа памятника — утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».
- Памятник воспроизводит «шапку Мономаха» — эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории — атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.
- Открытие памятника состоялось 8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II. Дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам: это годовщина Куликовской битвы; это православный праздник Рождества Богородицы и это День Рождения наследника престола царевича Николая.
- В годы оккупации Новгорода (1941-1944) памятник был разобран немецко-фашистскими захватчиками. Были вывезены окружавшие монумент фонари и бронзовая решетка – прекрасный образец художественного литья, а сброшенные с высоты бронзовые скульптуры остались лежать на земле.
- После освобождения Новгорода первым был восстановлен памятник «Тысячелетие России», который торжественно открыли 2 ноября 1944 года.
- Во второй половине 1970-х годов ленинградские реставраторы восстановили вокруг памятника фонари и решетку.
Монумент «Тысячелетие России» является символом славы и величия государства Российского.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Перейти к содержимому
Памятник «Тысячелетие России» был воздвигнут в Новгороде в 1862 году. Автор — скульптор М.О. Микешин. Это грандиозное сооружение, созданное с целью прославления видных государственных, политических деятелей России, а также деятелей церкви.
Среди князей, изображённых на памятнике, — князь Иван III , правивший в 1462-1505 г. Каким изобразил его скульптор? В чём причина этого? Ответим на данные вопросы.
Знаете ли вы, каким изображён Иван III на памятнике «Тысячелетие России» М.О. Микешина в Новгороде?
На памятнике изображён князь Иван III, стоящий гордо и величественно, попирающий ногой своих врагов — татарина, литовца и немца. Автор этим хотел подчеркнуть важность побед Ивана III над врагами. Вспомним эти победы.
- Несомненно, одной из величайших заслуг Ивана III было свержение татаро-монгольского ига. Это окончательно произошло в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре. Пришёл конец игу, которое продолжалось на Руси более двух столетий.
- Довольно продолжительной была борьба с Ливонским орденом -ливонскими немецкими рыцарями. После военных столкновений в 1479-1483 г. было установлено перемирие на 20 лет.
- Борьба с Литвой. В результате победы в войне 1492-1494 г. были к России присоединены Вязьма и ряд ближайших областей, а в 1500 году после битвы на реке Ведрошь Россия присоединила западные и северные части Литвы. Таким образом, результатом данных побед стало значительное расширение территории России.
Таким образом, скульптор М.О. Микешин отразил на памятнике победы Ивана III над немцами, татарами и литовцами, подчеркнув тем самым удачную внешнюю политику Великого князя.
Материал подготовила Мельникова Вера Александровна
ЕГЭ по истории таит множество вопросов с неоднозначным ответом. Для того, чтобы верно ответить на часть из них, нужно узнать скульптуры по чёрно-белым фотографиям. А для этого нужно знать о достаточно большом количестве этих самых скульптур, проще говоря — памятников.
Чтобы хорошо подготовиться к ЕГЭ по истории, готовиться нужно с начальной школы: составлять собственную таблицу памятников, делать к ним краткие подписи, указывая авторов, дату создания, эпоху к которой они относятся, правителя, а так же — зачем и по какому поводу их воздвигли. Приведём лишь часть скульптур, которые нужно точно знать к ЕГЭ по истории.
Царь-пушка
Внушительных размеров пушка находится в московском Кремле у собора Двенадцати апостолов на Ивановской площади. Это грозное оружие, отлитое во времена царя Фёдора Ивановича мастером Андреем Чоховым на Пушечном дворе в 1586 году, предназначалось для обороны Кремля, но не сделало ни одного выстрела. Её вес около 40 тонн, а вес ядра — около 800 килограммов. Фактически, у орудия даже нет отверстия для запала. Однако оно послужило Отечеству, так как была выставлена в Кремле и демонстрировалась всем дипломатам, устрашая их своим видом.
Самсон, раздирающий пасть льва
Центральная фигура фонтана у каскадной лестницы в Петергофе. Ещё Петр I хотел выстроить нечто в честь победы над Швецией, но не успел. Идею памятного фонтана подхватила Анна Иоановна в 1734 году в связи с подготовкой празднования 25-летия победы в Полтавской битве. Полтавская битва состоялась в день Сампсония странноприимца, отсюда — герой фонтана. А лев — символ побеждённой Швеции. Первый свинцовый «Самсон» был установлен в 1735 году. Над ним работал Растрелли. В 1801 году скульптура, в связи с тем что пришла в негодность, была заменена бронзовой, созданной великим Козловским. Во время Великой Отечественной войны скульптура была утрачена и её восстановили по архивным записям Козловского скульпторы Симонов и Михайлов.
Царь-колокол
Императрица Анна Иоановна в 1730 году приказала вылить колокол весом 10 000 пудов. Сделать это согласился Иван Моторин — русский мастер. Он и его сын Михаил занимались колоколом с 1733 до 1735 года. На металл использовали старый колокол периода Бориса Годунова. Современный химический анализ показал, что в составе колокола в основном медь (более 80%) и олово (около 13%), есть в нём сера — процент с четвертью, четверть процента серебра и 36 тысячных процента золота. Если в килограммах, то серебра в колоколе 525 кг, а золота — 72 кг. После отливки колокола, мастера прямо в яме занимались его чеканкой. В 1737 году был пожар в результате которого колокол упал и от него отломился кусок весом примерно 11 тонн. Поднять колокол на поверхность оказалось делом сложным — это смогли сделать лишь сто лет спустя — в 1836 году по проекту архитектора И.Л. Мироновского. Колокол находится на территории Московского Кремля, стоит на бронзовом пьедестале работы Огюста Монферрана. Интересно, что внутри пьедестала хранится язык от неизвестного колокола.
Медный всадник
Скульптура, изображающая Петра Первого в свободном одеянии верхом на коне. На голове Петра лавровый венок победителя, копыта коня топчут змею-образ врага. Постаментом является огромный шестнадцатитонный природный Гром-камень, найденный в окрестностях Петербурга и доставленный за два года с помощью простейших механизмов на Сенатскую площадь. Автором конной статуи (1768-1770) является Этьен Фальконе. Именно его выбрала Екатерина Вторая для исполнения своего грандиозного замысла, обсуждённого вместе с Вольтером и Дидро. Сама скульптура отлита из бронзы. Название «приросло» благодаря одноимённой поэме А.С. Пушкина. Памятник открыт в 1782 году. Является одним из символов С-Петербурга.
Памятник Суворову
Это первый памятник некоронованной особе в России. Аллегорическое изображение генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, не имеющее визуального сходства с самим полководцем. Суворов предстаёт в образе Марса, с поднятым мечом и щитом, в античном одеянии. Скульптура отлита из бронзы по проекту М.И. Козловского (1799-1801 гг) по указанию императора Павла I. Именно при нём Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы за что получил звание князя Италийского. Памятник сначала был установлен на Мойке, однако Александр I в 1818 году приказал перенести его на Марсово поле. Там его можно увидеть и сейчас во время посещения Санкт-Петербурга.
Памятник Минину и Пожарскому
Скульптура изображает две фигуры: Новгородского гражданина Минина (стоит), который передаёт меч сидящему князю Пожарскому, призывая его выступить на защиту Москвы и избавить страну от поляков. Сам Кузьма Минин (Косма Минич Сухорукой) обязуется найти людей и оружие. А Дмитрию Михайловичу Пожарскому предстоит взять на себя руководство операцией по изгнанию поляков. Что в 1622 году и произошло — победа над Польшей была одержана. Скульптор композиции — Иван Мартос. Памятник установлен в Москве, на Красной Площади в 1818 году. В открытии участвовал Император Александр. Интересно, что скульптура была выполнена в Санкт-Петербурге, а в Москву доставлена по воде. Это первый памятник в мире, отлитый из сплава меди и латуни в один приём.
Памятник «Тысячелетие России»
Грандиозное сооружение, рассказывающее об истории России, возведено в Великом Новгороде в 1862 году, в память о призвании варягов на царство, когда править Россией стал род Рюриковичей. Гигантский шар держится на колоколообразном постаменте. Вокруг располагаются 128 фигур, поделённых на три яруса. В верхнем ярусе всего две фигуры: ангел с крестом олицетворяет Церковь и коленопреклонённая женщина — Русь.
В среднем ярусе 17 фигур в шести группах, по числу исторических периодов на то время. В нижнем ярусе горельефы 109 исторических деятелей, список которых был утверждён после многих колебаний. Анонимный конкурс выиграл молодой скульптор Михаил Микешин. Помогал ему Иван Шредер. Архитектор проекта Михаил Гартман. Памятник установлен в 1862 году в присутствии Александра II и всей августейшей семьи. На время торжеств количество людей в городе удвоилось.
Нестор-летописец
Марк Матвеевич Антокольский был седьмым (последним) по счёту ребёнком в семье бедного трактирщика-еврея. Тяга к рисованию у него проснулась рано, но не поощрялась в семье. Единственное, что отец для него сделал — отдал в ученики к резчику по дереву. Очень скоро талант молодого человека был замечен и его отправили учиться в Санкт-Петербург. Там он стал вмиг знаменит и богат после того, как создал скульптуру Ивана Грозного, сидящего в кресле, а Александр II приобрёл её для Эрмитажа. С этого момента скульптуры следовали одна за другой. С 1880 года Марка стали интересовать «тихие» образы. К которым относится и скульптура «Несто-летописец», которую Антокольский создал в 1889 году, впечатлившись Пименом А.С. Пушкина. Благообразный старик сидит за простым столом и, держа в руке перо, тщательно выписывает буквы. Взгляд его сосредоточен. Вся фигура выражает спокойствие и силу, причём силу духовную.
Александровская колонна
Самая высокая колонна в мире (25,6 метров), созданная из цельного камня — гранита. Она располагается практически в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Возведена по указу царя Николая I в честь победы его старшего брата Александра I над Наполеоном. Автор проекта Огюст Монферран. В качестве фундамента под колонной вбито 1250 свай из толстых крепких сосен, на которых установлены гранитные камни. На них держится 400-тонный монолит гранита — постамент. И уже на нём — сама цельногранитная колонна. Колонну устанавливали с помощью сложных механизмов 2000 солдат и 400 рабочих. Затем на вершине колонны установили фигуру ангела, выполненную Борисом Орловским. Ангел имеет сходство чертами с Александром I и попирает крестом змея (войска Наполеона). В 1834 году состоялось торжественное открытие памятника. На нём присутствовал сам Государь с семейством и много народа.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
Располагается на площади Островского в Санкт-Петербурге. Памятник установлен на гранитный постамент, при этом гранит использован четырёх сортов. Фигура Екатерины возвышается на 4 метра, её выполнил Михаил Чижов. Екатерина слегка улыбается, а впереди неё, у ног — корона Российской империи. Ниже располагаются фигуры приближённых, выполненные Александром Опекушиным. Среди них Суворов и Потёмкин, Румянцев-Задунайский и Державин, Безбородко и Бецкой, единственная женщина — подруга императрицы Дашкова. Памятник был заказан Александром II в честь столетия восхождения Екатерины II на трон (1762 году), начал строиться в 1862 году по проекту архитектора Михаила Микешина, был открыт в 1873 году.
Памятник Пушкину в Москве
Памятник создан во время царствования Александра II, по инициативе выпускников Царскосельского лицея, в котором так же учился и Александр Сергеевич. Выполнен по проекту Александра Михайловича Опекушина и установлен в 1880 году, в день рождения великого поэта. Александр Сергеевич представлен в полный рост, одет он в сюртук и длинный плащ. Правая рука спрятана в борт сюртука, в левой шляпа. Поэт склонил голову, размышляя о новых стихах. Интересно, что памятник был установлен в начала Тверской, а в 1950 году перенесён в конец той же улицы.
Храм-памятник героям Плевны
Плевна — город в Болгарии, который был под властью Турции. Во время русско-турецкой войны (1877-1878 гг) под этим городом шли ожесточённые бои в которых погибло и стало калеками множество русских солдат — гренадёров. В память о них, по инициативе офицеров и солдат Гренадёрского корпуса и Московского археологического сообщества, на собранные деньги, в 1888 году была установлена часовня-памятник, созданная по проекту архитектора Владимира Иосифовича Шервуда. Александр II проект одобрил, но денег не дал. Александр III — тоже. Располагается памятник в Москве, в Ильинском сквере. Он представляет собой восьмигранный шатёр из чугуна с православным крестом наверху. На боковых поверхностях — горельефы со сценами из сражения и цитаты из Евангелия. С 1999 года в часовне возобновились заупокойные богослужения.
Памятник Затопленным кораблям в Севастополе
В 23 метрах от набережной Приморского бульвара Севастополя возвышается девятиметровая скала из гранита. Из неё вырастает пьедестал с диоритовой колонной наверху которой виден двуглавый орёл в императорской короне держит в клювах венок с якорем. Грудь орла украшает щит со Святым Георгием Победоносцем. Скульптор памятника — Амандус Адамсон. Монумент был сооружён в 1905 году, чтобы увековечить одну удивительную историю, произошедшую 50 лет назад. В 1854 году Нахимов принимает решение затопить корабли и тем самым перекрыть вход в Севастополь. Сначала было затоплено несколько кораблей, а позже все. Англо-французский флот так и не смог попасть в Севастопольскую бухту.
Обелиск Кутузову
Возле деревни Горки, в 115-и километрах от Москвы, на Бородинском поле стоит обелиск, выполненный из красного гранита. На его вершине большой металлический орёл. Он летит, сжимая в когтях позолоченный лавровый венок, тот самый, что символ славы и победы. На лицевой стороне обелиска меч остриём вверх, под ним — бронзовые изображения Кутузова и генералов, и надпись: «Неприятель отражён во всех пунктах». На месте обелиска находился командный пункт Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова во время знаменитой Бородинской битвы 26.08.1812 года. Обелиск установлен во время правления Николая II по проекту П.А. Воронцова-Вельяминова к столетию этой битвы, в 1912 году.
Рабочий и колхозница
Гигантская металлическая конструкция, высотой 25 метров без постамента, представляет собой юношу и девушку — представителей рабочего класса и крестьянства. Они вместе делают порывистый шаг и поднимают ввысь символы советской власти: серп и молот. Скульптура была создана Верой Мухиной по замыслу Бориса Иофана в 1937 году специально для парижской выставки, точнее — для павильона, представлявшего молодую советскую страну. Эта скульптура, выполненная в стиле монументализма, стала символом СССР. В 2003 году памятник был разобран для реставрации и вернулся на своё место лишь в 2009 году. При этом высота постамента увеличилась.
Памятник Ломоносову
Бронзовая фигура учёного стоит на высоком постаменте цилиндрической формы. Она изображает Михайло Васильевича Ломоносова ещё молодым учёным. Он держит перо и бумагу — символы свода правил и принципов созданного им университета. Имя Ломоносова было присвоено МГУ в 1940 году, а в 1953 году перед зданием университета был установлен памятник работы скульптора Николая Васильевича Томского (Гришина) и архитектора Льва Владимировича Руднева.
Фонтан Дружба народов
Установлен на ВДНХ в Москве в 1954 году. В основе фонтана восьмигранная чаша, естественно переходящая в сноп колосьев, подсолнухов и других видов сельскохозяйственных растений. По периферии фонтана установлены 16 фигур девушек в национальных костюмах. Девушек столько, сколько было союзных республик в СССР до 1956 года. В 1956 году Карело-финская ССР была преобразована в Карельскую АССР, но из фонтана статуи не выкинешь, и вот они стоят в таком порядке: на главный павильон смотрит девушка с косой на голове, держащая в руках сноп колосьев — это Россия. Далее, по часовой стрелке:
- Украинская ССР;
- Узбекская ССР;
- Грузинская ССР;
- Литовская ССР;
- Латвийская ССР;
- Таджикская ССР;
- Туркменская ССР;
- Карело-Финская ССР;
- Эстонская ССР;
- Армянская ССР;
- Молдавская ССР;
- Киргизская ССР;
- Азербайджанская ССР;
- Казахская ССР;
- Белорусская ССР.
Над фонтаном работала большая группа специалистов, среди которых: архитектор-художник К.Т. Топуридзе, инженер В.И. Клявин. Интересно, что ночью подсветка фонтана меняется раз в час.
Памятник Юрию Долгорукому
Памятник Юрию Долгорукому — основателю Москвы расположен на Тверской площади, напротив мэрии Москвы. Он был открыт в 1954 году. На богатырском коне восседает величественный богатырь. Кажется он сошёл с картины «Три богатыря». Лицо не имеет портретного сходства, так как никто не знает, как выглядел князь на самом деле., но прорисовано детально. Скульпторы памятника: Сергей Михайлович Орлов, Анатолий Петрович Антропов, Николай Львович Штамм. Архитектурное оформление памятника принадлежит Виктору Семёновичу Андрееву. Кстати, струя фонтана достигает 28 метров в высоту!
Памятник Чайковскому
Бронзовый Чайковский, великий композитор, сидит в кресле в скверике перед входом в Большой зал консерватории в Москве. Перед Петром Ильичём стоит пюпитр и правая рука уже тянется записать пришедшие на ум ноты, а левая всё ещё отсчитывает ритм. Рядом тянется длинная скамья из красного мрамора по краям которой арфы, а спинка — нотный стан. Этот памятник — творение Веры Игнатьевны Мухиной. Памятник ей заказали в 1945 году. Однако тот проект, что она предложила был раскритикован, так же, как и последующий. В конце-концов, с большими поправками, проект был утверждён. Но только в 1954 году, уже после смерти скульптора, памятник был установлен и открыт.
Родина-мать зовёт
Гигантская фигура женщины, решительно делающей шаг вперёд. Она подняла меч и кричит, призывая людей встать на защиту своей родины. Скульптура создана по проекту архитектора Евгения Викторовича Вучетича и расчётам инженера Николая Васильевича Никитина. Высота скульптуры вместе с мечом 85 метров. Она отлита из бетона прямо на месте. Толщина стенок — 25-30 см. Внутри статуя полая, состоит из множества пустых отсеков и стальных канатов, которые поддерживают её в равновесии. Интересно, что фигура ничем не закреплена, она просто стоит на двухметровом постаменте, как шахматная фигура на клетке доски. Родина-мать зовёт — часть скульптурной композиции Мамаева кургана в Волгограде — главному памятнику, посвящённому Сталинградской битве Великой Отечественной войны. Стройка началась в 1958 году и закончилась спустя почти десять лет — в 1967.
Памятник Жукову в Москве
На подходе к Красной площади Москвы, у входа в Исторический музей возвышается скульптура маршала Георгия Константиновича Жукова. Запечатлён тот самый момент, когда он принимает Парад Победы 24.06.1945 г. Жуков на коне. Под копытами коня — штандарты побеждённой Германии. Авторами монумента стали: архитектор Ю.Г. Григорьев и скульптор В.М. Клыков. Сначала монумент хотели установить на самой Красной площади, но не получили разрешения ЮНЕСКО. Красная площадь — памятник мирового значения, изменять что-либо на ней запрещено. Поэтому маршал расположился на Манежной площади. В месте, может быть, не самом удобном, зато точно — массовом.
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Был в сети 27.02.2023 18:27
Лукин Геннадий Янославович
Учитель истории и обществознания
91 065
104
Памятник «Тысячелетие России»
04.07.2017 15:37
Материал для подготовки к ЕГЭ по истории
Просмотр содержимого документа
«Памятник «Тысячелетие России»»
Памятник «Тысячелетие России». Новгород Великий. 1862 г.
(М. Микешин, И. Шредер, В. Гартман)
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы
Памятник «Тысячелетие России» воздвигнут в Великом Новгороде на кремлевской площади в 1862 году в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Авторами проекта памятника являются художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности».
По основной композиции памятник воспроизводит «шапку Мономаха» — эмблему самодержавной власти Российской империи. Он состоит из гигантского шара-державы на колоколообразном постаменте. Таким образом, авторам удалось объединить два важных символа российской и новгородской истории – атрибут власти царя-самодержца и вечевой колокол.
Общая высота памятника – 15,7 метров. Диаметр гранитного постамента – 9 метров, шара-державы – 4 м., окружности горельефа – 26,5 метров. Вес металла памятника – 100 тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны.
- Аэропанорама: Софийский Собор, Звонница Софийского Собора, Памятник «Тысячелетие России», Часозвоня и кремлевский парк
128 фигур памятника композиционно делятся на три уровня.
Первый верхний ярус состоит из двух фигур. Ангел с крестом в руке символизирует православие, а коленопреклоненная женщина – олицетворение России. Эти фигуры находятся на державе, которая украшена орнаментом из крестов и опоясана надписью «Свершившемуся тысячелетию государства Российского в благополучное царствование Императора Александра II лета 1862».
Фигуры среднего яруса памятника олицетворяют шесть эпох Российского государства.
- Первый из них – князь Рюрик. Призвание варяг и основание Руси в 862 году.
- Следующая фигура князя Владимира Святославовича. Крещение Руси 988-989 гг.
- Святой Великий князь Дмитрий Донской – символ освобождения от татаро-монгольского ига 1380 года.
- Иван III Васильевич (Иван Великий) – объединитель значительной части русских земель вокруг Москвы. Основатель самодержавного Русского царства.
- Михаил Романов, князь Пожарский и Кузьма Минин отображают завершение Смутного времени и начало правление династии Романовых.
- Петр I – великий основатель Российской Империи.
Третий нижний ярус памятника покрыт горельефными фигурами выдающихся российских деятелей. Их можно разделить на четыре группы:
Просветители. Включает в себя 31 фигуру с юго-западной стороны памятника под фигурой Великого Князя Владимира. Здесь можно увидеть Кирилла и Мефодия, княгиню Ольгу, летописца Нестора, Сергия Радонежского.
Государственные люди. Включает в себя 26 фигур на восточной стороне памятника. В этой части горельефа увековечены такие важные исторические фигуры как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, Алексей Адашев и Алексей Михайлович, Екатерина II и Григорий Потемкин, Александр I и Михаил Сперанский.
Военные люди и герои. Включает в себя 36 фигур с северо-восточной стороны памятника. Александр Невский, Ермак Тимофеевич, Богдан Хмельницкий, Иван Сусанин, Алексей Орлов, Александр Суворов, Петр Багратион, Павел Нахимов, а также другие полководцы и герои российской истории.
Писатели и художники. Включает в себя 16 фигур северо-западной части памятника. Здесь можно увидеть Ломоносова, Державина, Лермонтова, Пушкина, Глинку, Брюллова.
История создания и открытия памятника
В 1857 году в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Российской государственности по постановлению Комитета Министров был объявлен конкурс на лучший проект памятника, который планировалось поставить в Новгороде, куда по легенде и были призваны варяги. Выбор Новгорода, как центра столь важного государственного праздника не был однозначным. Ведь на протяжении нескольких веков Новгород ассоциировался с Вече и республиканскими ценностями. Однако Александр II лично поддержал идею проведения праздника в Новгороде, ведь державность, по мнению Императора-реформатора, не противоречила гражданским свободам.
В конкурсе проектов памятника сенсационно победил художник М.О. Микешин.
Весь памятник решено было соорудить из бронзы. Закладка состоялась в мае 1861 года на кремлевской площади Новгорода между Софийским собором и зданием присутственных мест.
7-ого, 8-ого и 9-ого сентября 1862 года в Новгороде прошли торжественные мероприятия празднования Тысячелетия Российской государственности. К этому событию в город приехало все августейшее семейство во главе с самим Императором, члены ближайшей свиты, несколько тысяч солдат, офицеров и простых зрителей.
8 сентября (21-ого по новому стилю) 1862 года памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II.
Интересные факты о памятнике
На памятнике нет фигуры Ивана IV (Грозного). Было решено, что помещать его фигуру в Новгороде неэтично из-за прославленного разгрома города царем и казни новгородских бояр.
8 сентября как дату проведения торжеств и открытия памятника выбрали по трем причинам. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, это православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, это День Рождения наследника престола царевича Николая.
Строительство памятника обошлось в 500 000 рублей, 150 000 из которых были пожертвованы населением. Для сравнения, в середине XIX века 500 тысяч рублей стоил достойный особняк в Санкт-Петербурге.
Фигуры Державина, Пушкина, Гоголя и Лермонтова изображены облаченными в римские тоги.
В последний момент в горельеф пришлось добавить фигуру Николая I.
В 1990-х годах в маленьком помещении внутри монумента нашли остатки лестницы, забытой строителями в середине XIX века.
79 месяцев назад
Российского запечатлена в этом отлитом из бронзы монументе. 129 фигур изображено на нём: русские князья, летописцы, государственные деятели, священнослужители, полководцы, народные герои, учёные, артисты, писатели, художники и музыканты. Все они внесли существенный вклад в российскую историю. II. Памятник производит неизгладимое впечатление, потому что помогает увидеть древнюю историю нашего государства в лицах. И сегодня у колокола собираются люди — молодые и пожилые, группами и в одиночку… Они неспешно обходят монумент и пристально, внимательно рассматривают возвышающиеся на постаменте фигуры. III. В центре новгородского Кремля, или как его называли новгородцы, Детинца, высится необычный памятник, общими чертами напоминающий колокол. Это памятник «Тысячелетие России». Памятник построен в 1862 году по проекту молодого скульптора Михаила Микешина. Высота памятника составляет 15,7 м, диаметр — 9 метров. Вес бронзового литья — 65,5 тонны. 1. Используя информацию, сопровождающую текст: • обьясните лексическое значение слова монумент; • скажите, кто такой летописец. 2. Письменно составьте план текста в форме вопросов. 3. Какие исторические памятники есть в вашем крае, области, городе? Расскажите об одном из них, используя составленный вами план прочитанного текста. 4. Найдите фотографию памятника «Тысячелетие России» в энциклопедическом словаре или используйте возможности Интернета.
Ответы1
Очерёдность фрагментов: 3, 2, 1.
1) Монумент — большой памятник. Летописец — составитель летописи.
2) 1. Какой памятник высится в центре новгородского Кремля?
2. Кому посвящён памятник?
3. Как современники относятся к нему? или Почему люди и сегодня приходят к памятнику?