Егэ относительность движения физика

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 36    1–20 | 21–36

Добавить в вариант

На гладком горизонтальном столе покоится брусок с прикреплённой к нему гладкой изогнутой в вертикальной плоскости тонкой жёсткой трубкой (см. рис.). Общая масса бруска с трубкой равна M = 0,8 кг. В верхний конец вертикальной части трубки, находящийся на высоте H = 70 см над бруском, опускают без начальной скорости маленький шарик массой m = 50 г. Другой конец трубки наклонён к горизонту под углом α = 30° и находится на высоте h = 20 см над бруском. Найдите модуль скорости, с которой будет двигаться брусок после того, как шарик вылетит из трубки.

Какие законы Вы используете для описания движения и взаимодействия трубки и шарика? Обоснуйте их применение к данному случаю.

Источник: Тренировочная работа по физике 28.04.2017, вариант ФИ10503


Задания Д1 B1 № 131

Лодка должна попасть на противоположный берег реки по кратчайшему пути в системе отсчета, связанной с берегом. Скорость течения реки u, а скорость лодки относительно воды  v . Чему должен быть равен модуль скорости лодки относительно берега?

1)   v плюс u

2)   v минус u

3)   корень из v в квадрате плюс u в квадрате

4)   корень из v в квадрате минус u в квадрате


Автобус везёт пассажиров по прямой дороге со скоростью 10 м/с. Пассажир равномерно идёт по салону автобуса со скоростью 1 м/с относительно автобуса, двигаясь от задней двери к кабине водителя. Чему равен модуль скорости пассажира относительно дороги? (Ответ дайте в метрах в секунду.)


Задания Д29 C2 № 9072

На гладком горизонтальном столе покоится брусок с прикреплённой к нему гладкой изогнутой в вертикальной плоскости тонкой жёсткой трубкой (см. рис.). Общая масса бруска с трубкой равна M = 0,8 кг. В верхний конец вертикальной части трубки, находящийся на высоте H = 70 см над бруском, опускают без начальной скорости маленький шарик массой m = 50 г. Другой конец трубки наклонён к горизонту под углом α = 30° и находится на высоте h = 20 см над бруском. Найдите модуль скорости, с которой будет двигаться брусок после того, как шарик вылетит из трубки.


Задания Д1 B1 № 5952

Два камня одновременно бросили из одной точки: первый  — вертикально вверх, второй  — под углом 45° к горизонту. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Как движется первый камень в системе отсчёта, связанной со вторым камнем?

1)  покоится

2)  движется по параболе

3)  движется равномерно и прямолинейно

4)  движется по дуге окружности


Задания Д1 B1 № 5987

Два камня одновременно бросили из одной точки: первый  — вертикально вверх, второй  — под углом 30° к горизонту. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Как движется второй камень в системе отсчёта, связанной с первым камнем?

1)  покоится

2)  движется по параболе

3)  движется равномерно и прямолинейно

4)  движется по дуге окружности


Мотоцикл едет по прямой дороге с постоянной скоростью 50 км/ч. По той же дороге навстречу ему едет автомобиль с постоянной скоростью 70 км/ч. Чему равен модуль скорости движения мотоцикла относительно автомобиля? (Ответ дайте в километрах в час.)


Мотоцикл едет по прямой дороге с постоянной скоростью 50 км/ч. По той же дороге в том же направлении едет автомобиль с постоянной скоростью 70 км/ч. Чему равен модуль скорости движения мотоцикла относительно автомобиля? (Ответ дайте в километрах в час.)


Задания Д2 B2 № 6637

Маша взяла в руку монету и, стоя в комнате своей квартиры, выпустила её из пальцев без начальной скорости. Монета полетела вдоль вертикали и упала на пол комнаты. Затем Маша вышла из дома, села в подъехавший автобус и, дождавшись, пока он начнёт двигаться равномерно и прямолинейно по горизонтальной дороге, повторила опыт с бросанием монеты. Оказалось, что монета в равномерно движущемся автобусе падает точно так же, как и в квартире. Иллюстрацией какого закона или принципа может служить этот опыт?

1)  первого закона Ньютона

2)  второго закона Ньютона

3)  третьего закона Ньютона

4)  принципа относительности Галилея


Задания Д2 B2 № 6676

Саша взял в руку монету и, стоя в равномерно движущемся вниз лифте, выпустил её из пальцев без начальной скорости. Монета полетела вдоль вертикали и упала на пол лифта. Затем Саша вышел из дома, сел в подъехавший автобус и, дождавшись, пока он начнёт двигаться равномерно и прямолинейно по горизонтальной дороге, повторил опыт с бросанием монеты. Оказалось, что монета в равномерно движущемся автобусе падает точно так же, как и в равномерно опускающемся лифте. Иллюстрацией какого закона или принципа может служить этот опыт?

1)  Первого закона Ньютона

2)  Второго закона Ньютона

3)  Третьего закона Ньютона

4)  принципа относительности Галилея


Задания Д1 B1 № 125

Вертолет поднимается вертикально вверх. Какова траектория движения точки на конце лопасти винта вертолета в системе отсчета, связанной с винтом?

1)  точка

2)  прямая

3)  окружность

4)  винтовая линия


Задания Д3 B3 № 4412

Два бруска массой m и 2m равномерно движутся вдоль прямой OX (см. рис.). В системе отсчёта, связанной с бруском 1, модуль импульса второго бруска равен

1)  6mV

2)  4mV

3)  3mV

4)  2mV


Задания Д3 B3 № 4447

Два бруска массой m и 2m равномерно движутся вдоль прямой OX (см. рис.). В системе отсчёта, связанной с бруском 2, модуль импульса первого бруска равен

1)  mV

2)  2mV

3)  3mV

4)  4mV


Из двух городов навстречу друг другу с постоянной скоростью движутся два автомобиля. На графике показано изменение расстояния между автомобилями с течением времени. Каков модуль скорости первого автомобиля в системе отсчёта, связанной со вторым автомобилем? Ответ приведите в метрах в секунду.

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2020 по физике.



Задания Д1 B1 № 3357

Вертолет равномерно поднимается вертикально вверх. Какова траектория крайней точки лопасти вертолета в системе отсчета, связанной с корпусом вертолета?

1)  прямая линия

2)  винтовая линия

3)  окружность

4)  эллипс


Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с. (Ответ дайте в метрах в секунду.)


Из незакреплённой пушки стреляют снарядом массой 20 кг, который вылетает из ствола в горизонтальном направлении со скоростью 102 м/с относительно пушки. Пушка при этом откатывается, приобретая относительно земли скорость 2 м/с. Чему равна масса пушки, если массой сгоревшего порохового заряда можно пренебречь? Ответ дайте в килограммах.


Из незакреплённой пушки массой 800 кг стреляют снарядом, который вылетает из ствола в горизонтальном направлении со скоростью 102 м/с относительно пушки. Пушка при этом откатывается, приобретая относительно земли скорость 2 м/с. Чему равна масса снаряда, если массой сгоревшего порохового заряда можно пренебречь? Ответ дайте в килограммах.


Пароход движется по реке против течения со скоростью 5 м/с относительно берега. Определите скорость течения реки, если скорость парохода относительно берега при движении в обратном направлении равна 8 м/с. (Ответ дайте в метрах в секунду.)

Всего: 36    1–20 | 21–36


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Относительное движение

Скорость точки относительно неподвижной системы отсчета равна векторной сумме скорости движущейся системы и скорости точки относительно движущейся системы.

(v) — абсолютная скорость

(vec{u}) — переносная скорость

(v’) — относительная скорость

[vec{v}=vec{u}+vec{v} ‘]

Автобус везёт пассажиров по прямой дороге со скоростью 10 м/с. Пассажир равномерно идёт по салону автобуса со скоростью 1 м/с относительно автобуса, двигаясь от задней двери к кабине водителя. Чему равен модуль скорости пассажира относительно дороги? (Ответ дайте в метрах в секунду.)

Так как пассажир идет в том же направлении, что и автобус, то вектора их скоростей складываются, поэтому абсолютная скорость равна [upsilon_{text{абс}}=upsilon_{text{пер}}+upsilon_{text{отн}}=10text{ м/с}+1text{ м/с}=11text{ м/с}]

Ответ: 11

По прямой дороге с постоянной скоростью 100 км/ч едет мотоциклист и в том же направлении едет автомобиль с постоянной скоростью 70 км/ч. Чему равен модуль скорости движения мотоцикла относительно автомобиля? (Ответ дайте в километрах в час.)

[upsilon_{text{отн}}=upsilon_{text{абс}}-upsilon_{text{пер}}=100text{ км/ч}-70text{ км/ч}=30text{ км/ч}]

Ответ: 30

Катер плывёт по прямой реке, двигаясь относительно берега перпендикулярно береговой линии. Модуль скорости катера относительно берега равен 8 км/ч. Река течёт со скоростью 6 км/ч. Чему равен модуль скорости катера относительно воды? Ответ выразите в км/ч.


Чтобы катер двигался перпендикулярно относительно берега, относительно воды ему надо двигаться под углом. По закону сложения скоростей: [vec{v_{text{абс}}}=vec{v_{text{пер}}}+vec{v_{text{отн}}}] [vec{u}=vec{v_{text{теч}}}+vec{v_{text{кат}}}]
По теореме Пифагора найдем скорость катера относительно воды: [v_{text{кат}}=sqrt{u^2+v_{text{теч}}^2}=sqrt{8^2+6^2}=10 text{ км/ч}]

Ответ: 10

Пассажир зашел в автобус через заднюю дверь. Автобус поехал с постоянной скоростью (upsilon_1=25) м/с, а пассажир пошел к передней части автобуса. Скорость пассажира относительно автобуса равна (upsilon_{2}=3) м/с. С какой скоростью едет автобус относительно пассажира?

Скорость первого тела относительного второго равна скорости второго тела относительно первого и направлена в противоположную сторону. [vec{v}_{text{абс}}=vec{v}_{text{отн}}+vec{v}_{text{пер}}] [vec{v}_{text{1}}=vec{v}_{text{12}}+vec{v}_{text{2}}] [vec{v}_{text{2}}=vec{v}_{text{21}}+vec{v}_{text{1}}] [vec{v}_{text{12}}=-vec{v}_{text{21}}] Таким образом, автобус относительно пассажира едет со скоростью 3 м/с в обратную сторону.

Ответ: 3

Вася идет по прямой дороге со скоростью (upsilon_1=3text{ км/ч}.) Навстречу ему движется грузовик со скоростью (upsilon_2=30text{ км/ч}). С какой скоростью (upsilon_3) (по модулю) должен двигаться велосипедист навстречу Васе, чтобы модули его скорости относительно автомобиля и относительно Васи были одинаковы? Ответ дайте в км/ч.

По закону сложения скоростей относительно автомобиля: [vec{upsilon}_3=vec{upsilon}_2+vec{upsilon}_{32},] [Ox: upsilon_3=upsilon_2+upsilon_{32},] где в данном случае (upsilon_2) — скорость системы отсчета, а (upsilon_{32}) — скорость велосипедиста относительно автомобиля. Выразим (upsilon_{32}): [upsilon_{32}=upsilon_{3}-upsilon_{2}] (upsilon_{3}<upsilon_{2}) (автомобиль явно быстрее велосипеда), значит: [|upsilon_{32}|=|upsilon_{3}-upsilon_{2}|=upsilon_{2}-upsilon_{3}quad(1)] По закону сложения скоростей относительно Васи (Учитывая, что велосипедист двигается в противоположном направлении от Васи): [vec{upsilon}_{3}=vec{upsilon}_{1}+vec{upsilon}_{23},] [Ox: upsilon_{3}=-upsilon_{1}+upsilon_{23},] где в данном случае (upsilon_{1}) — скорость системы отсчета, а (upsilon_{23}) — скорость велосипедиста относительно Васи. Выразим (upsilon_{23}): [upsilon_{23}=upsilon_{1}+upsilon_{3}quad(2)] По условию: [|upsilon_{32}|=|upsilon_{23}|] Подсавив сюда ((1)) и ((2)), получим: [upsilon_{2}-upsilon_{3}=upsilon_{1}+upsilon_{3}] Выразим (upsilon_3): [upsilon_3=dfrac{upsilon_2-upsilon_1}{2}=dfrac{30text{ км/ч}-3text{ км/ч}}{2}=13,5text{ км/ч}]

Ответ: 13,5

Пароход плывет по прямой реке. Его скорость относительно реки равна (v_1=5) км/ч и направлена перпендикулярно береговой линии. Река течет со скоростью (v_2=4) км/ч. Чему равен модуль скорости (v) (в км/ч) парохода относительно Земли? Ответ округлите до десятых.

Рассмотрим рисунок: векторы cкорости (v_1) и (v_2) составляют друг с другом угол (90^{circ}). Значит (v) можно найти по теореме Пифагора: [v^2=v_1^2+v_2^2] Отсюда: [v=sqrt{v_1^2+v_2^2}=sqrt{(5text{ км/ч})^2+4text{ км/ч})^2}approx6,4text{ км/ч}]

Ответ: 6,4

Дейнерис вылетела на драконе Дрогоне из Королевской Гавани в Браавос со скоростью (upsilon_text{д}=43,2) км/ч. Перпендикулярной Ее Величеству Джон Сноу вылетел в Винтерфелл на драконе Рейгале со скоростью (upsilon_text{р}=3,5) м/с. С какой скоростью в м/с они удаляются друг от друга?

Переведем скорость Дрогона в м/с: [upsilon_text{д}=frac{43,2text{ км/ч}cdot1000}{3600}=12text{ м/с}]
Изобразим:
Отсюда видно, что скорость удаления двух драконов (тел) друг от друга — это модуль относительной скорости: [|vec{upsilon}_text{у}|=|vec{upsilon_text{д}}-vec{upsilon_text{р}}|=sqrt{upsilon_text{д}^2+upsilon_text{р}^2}]
Подставим исходные данные: [upsilon_y=sqrt{3,5^2+12^2}=sqrt{156,25}=12,5text{ м/с}]

Ответ: 12,5

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

Курс Глицин. Любовь, друзья, спорт и подготовка к ЕГЭ

За­да­ние 1 № 101. Может ли гра­фик за­ви­си­мо­сти пути от вре­ме­ни иметь сле­ду­ю­щий вид?

1) да

2) нет

3) может, если тра­ек­то­рия пря­мо­ли­ней­ная

4) может, если тело воз­вра­ща­ет­ся в ис­ход­ную точку

Ре­ше­ние.

Путь — это фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая прой­ден­ное телом рас­сто­я­ние. Иначе го­во­ря, это длина прой­ден­но­го участ­ка тра­ек­то­рии. По опре­де­ле­нию, путь есть ве­ли­чи­на по­ло­жи­тель­ная, ко­то­рая может толь­ко воз­рас­тать со вре­ме­нем, так что пред­став­лен­ный гра­фик не может изоб­ра­жать за­ви­си­мость пути от вре­ме­ни.

Пра­виль­ный ответ: 2.

За­да­ние 1 № 125. Вер­то­лет под­ни­ма­ет­ся вер­ти­каль­но вверх. Ка­ко­ва тра­ек­то­рия дви­же­ния точки на конце ло­па­сти винта вер­то­ле­та в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с вин­том?

1) точка

2) пря­мая

3) окруж­ность

4) вин­то­вая линия

Ре­ше­ние.

В си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с вин­том, точка на конце ло­па­сти не дви­га­ет­ся. Сле­до­ва­тель­но, ее тра­ек­то­рия в дан­ной си­сте­ме от­сче­та пред­став­ля­ет собой точку.

Пра­виль­ный ответ: 1.

За­да­ние 1 № 126. Два ав­то­мо­би­ля дви­жут­ся по пря­мо­му шоссе: пер­вый — со ско­ро­стью ν, вто­рой — со ско­ро­стью -3 ν. Ка­ко­ва ско­рость вто­ро­го ав­то­мо­би­ля от­но­си­тель­но пер­во­го?

1)

2)

3)

4)

Ре­ше­ние.

Ско­рость вто­ро­го ав­то­мо­би­ля от­но­си­тель­но пер­во­го равна ν2 ν 1=-3 ν- ν= -4ν

Пра­виль­ный ответ: 2.

За­да­ние 1 № 131. Лодка долж­на по­пасть на про­ти­во­по­лож­ный берег реки по крат­чай­ше­му пути в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с бе­ре­гом. Ско­рость те­че­ния реки u, а ско­рость лодки от­но­си­тель­но воды ν . Чему дол­жен быть равен мо­дуль ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но бе­ре­га?

1)

2)

3)

4)

Ре­ше­ние.

1 спо­соб: По за­ко­ну сло­же­ния ско­ро­стей, век­тор ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но бе­ре­га (не­по­движ­ной с.о.) равен сумме ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но воды (по­движ­ной с.о.) и ско­ро­сти те­че­ния воды (пе­ре­нос­ной ско­ро­сти). По усло­вию, век­тор ско­ро­сти лодки в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с бе­ре­гом, дол­жен быть пер­пен­ди­ку­ля­рен ему. По­стро­ив «тре­уголь­ник ско­ро­стей» из тео­ре­мы Пи­фа­го­ра для ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но бе­ре­га имеем

ν2 u2

2 спо­соб:

Век­тор ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но воды раз­ло­жим на две ком­по­нен­ты: , где век­тор на­прав­лен па­рал­лель­но бе­ре­гу, а век­тор — пер­пен­ди­ку­ляр­но бе­ре­гу. Для того, чтобы лодка в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с бе­ре­гом, дви­га­лась пер­пен­ди­ку­ляр­но к нему, не­об­хо­ди­мо, чтобы ком­по­нен­та ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но воды вдоль реки в точ­но­сти ком­пен­си­ро­ва­ла ско­рость те­че­ния u. Тогда мо­дуль ско­ро­сти лодки от­но­си­тель­но бе­ре­га будет равен (по тео­ре­ме Пи­фа­го­ра)

Пра­виль­ный ответ: 4.

За­да­ние 1 № 133. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти пути S ве­ло­си­пе­ди­ста от вре­ме­ни t.

Опре­де­ли­те ин­тер­вал вре­ме­ни после на­ча­ла от­сче­та вре­ме­ни, когда ве­ло­си­пе­дист дви­гал­ся со ско­ро­стью 5 м/с.

1) от 50 с до 70 с

2) от 30 с до 50 с

3) от 10 с до 30 с

4) от 0 до 10 с

Ре­ше­ние.

Для того чтобы по гра­фи­ку за­ви­си­мо­сти пути от вре­ме­ни найти ско­рость дви­же­ния тела в не­ко­то­рый мо­мент, не­об­хо­ди­мо вы­чис­лить тан­генс угла на­кло­на гра­фи­ка в со­от­вет­ству­ю­щей точке. Из гра­фи­ка видно, что в ин­тер­ва­ле от 0 до 10 с ско­рость ве­ло­си­пе­ди­ста была по­сто­ян­на и рав­ня­лась

.

На дру­гих ин­тер­ва­лах ско­рость была иная.

Пра­виль­ный ответ: 4.

За­да­ние 1 № 134. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик дви­же­ния ав­то­бу­са из пунк­та A в пункт Б и об­рат­но.

Пункт A на­хо­дит­ся в точке х=0, а пункт Б — в точке х=30 км. Чему равна мак­си­маль­ная ско­рость ав­то­бу­са на всем пути сле­до­ва­ния туда и об­рат­но? (Ответ дайте в ки­ло­мет­рах в час.)

Ре­ше­ние.

Для того чтобы по гра­фи­ку за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты от вре­ме­ни найти ско­рость дви­же­ния тела в не­ко­то­рый мо­мент, не­об­хо­ди­мо вы­чис­лить тан­генс угла на­кло­на гра­фи­ка в со­от­вет­ству­ю­щей точке. Мак­си­маль­ной ско­ро­сти со­от­вет­ству­ет мак­си­маль­ный угол на­кло­на. Из при­ве­ден­но­го гра­фи­ка видно, что с мак­си­маль­ной ско­ро­стью ав­то­бус дви­жет­ся из пунк­та A в пункт Б, ско­рость его при этом равна: 30-0/0,5=60 км/ч.

За­да­ние 1 № 138. На ри­сун­ке при­ве­ден гра­фик за­ви­си­мо­сти про­ек­ции ско­ро­сти тела от вре­ме­ни.

Чему равно уско­ре­ние тела в ин­тер­ва­ле вре­ме­ни от 30 до 40 с? (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду в квад­ра­те.)

Ре­ше­ние.

Из гра­фи­ка видно, что в ин­тер­ва­ле вре­ме­ни от 30 до 40 с про­ек­ция ско­ро­сти тела не из­ме­ня­лась, а зна­чит, про­ек­ция уско­ре­ния была равна нулю.

За­да­ние 1 № 317. Пло­вец плы­вет по те­че­нию реки. Опре­де­ли­те ско­рость плов­ца от­но­си­тель­но бе­ре­га, если ско­рость плов­ца от­но­си­тель­но воды 0,4 м/с, а ско­рость те­че­ния реки 0,3 м/с. (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду.)

Ре­ше­ние.

Век­тор ско­ро­сти плов­ца от­но­си­тель­но бе­ре­га есть сумма век­то­ров ско­ро­сти плов­ца от­но­си­тель­но воды и ско­ро­сти те­че­ния реки:. По­сколь­ку пло­вец плы­вет по те­че­нию реки, по­лу­ча­ем, что для ве­ли­чин ско­ро­стей вы­пол­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние: 0,4 + 0,3 =0,7 м/с.

За­да­ние 1 № 3354. Че­ты­ре тела дви­га­лись по оси Ох. В таб­ли­це пред­став­ле­на за­ви­си­мость их ко­ор­ди­нат от вре­ме­ни.

t, с

0

1

2

3

4

5

x1, м.

0

2

4

6

8

10

x2, м

0

0

0

0

0

0

x3, м

0

1

4

9

16

25

x4, м

0

2

0

-2

0

2

У ка­ко­го из тел ско­рость могла быть по­сто­ян­на и от­лич­на от нуля?

Ре­ше­ние.

Таб­ли­ца со­дер­жит ин­фор­ма­цию о по­ло­же­ни­ях тел толь­ко в от­дель­ные мо­мен­ты вре­ме­ни. В про­ме­жут­ках между ука­зан­ны­ми вре­ме­на­ми тела могли дви­гать­ся аб­со­лют­но про­из­воль­но. Опре­де­лим тело, ско­рость ко­то­ро­го могла бы быть по­сто­ян­ной и от­лич­ной от нуля. При дви­же­нии с по­сто­ян­ной ско­ро­стью ко­ор­ди­на­та тела за рав­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни из­ме­ня­ет­ся оди­на­ко­во. Из таб­ли­цы видно, что этому свой­ству удо­вле­тво­ря­ет толь­ко пер­вое тело. Зна­чит, ско­рость пер­во­го тела могла быть по­сто­ян­ной и не рав­ной нулю.

За­да­ние 1 № 3357. Вер­то­лет рав­но­мер­но под­ни­ма­ет­ся вер­ти­каль­но вверх. Ка­ко­ва тра­ек­то­рия край­ней точки ло­па­сти вер­то­ле­та в си­сте­ме от­сче­та, свя­зан­ной с кор­пу­сом вер­то­ле­та?

1) пря­мая линия

2) вин­то­вая линия

3) окруж­ность

4) эл­липс

Ре­ше­ние.

Край­няя точка ло­па­сти вер­то­ле­та дви­га­ет­ся по окруж­но­сти во­круг оси вра­ще­ния винта. По­сколь­ку ось вра­ще­ния жест­ко свя­за­на с кор­пу­сом вер­то­ле­та, такую же тра­ек­то­рию опи­сы­ва­ет эта точка и от­но­си­тель­но любой точки кор­пу­са. Пра­виль­ный ответ 3.

За­да­ние 1 № 3539. На каком из гра­фи­ков изоб­ра­же­на воз­мож­ная за­ви­си­мость прой­ден­но­го пути от вре­ме­ни?

1) А

2) Б

3) В

4) Такой гра­фик от­сут­ству­ет

Ре­ше­ние.

Путь — это фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая прой­ден­ное телом рас­сто­я­ние. Иначе го­во­ря, это длина прой­ден­но­го участ­ка тра­ек­то­рии. По опре­де­ле­нию, путь есть ве­ли­чи­на по­ло­жи­тель­ная, ко­то­рая может толь­ко воз­рас­тать со вре­ме­нем. Этому тре­бо­ва­нию удо­вле­тво­ря­ет толь­ко гра­фик В.

Пра­виль­ный ответ: 3.

За­да­ние 1 № 3540. Ве­ло­си­пе­дист, дви­га­ясь под уклон, про­ехал рас­сто­я­ние между двумя пунк­та­ми со ско­ро­стью, рав­ной 15 км/ч. Об­рат­но он ехал вдвое мед­лен­нее. Ка­ко­ва сред­няя пу­те­вая ско­рость на всем пути? (Ответ дайте в ки­ло­мет­рах в час.)

Ре­ше­ние.

Не­об­хо­ди­мо раз­ли­чать два по­ня­тия: сред­нюю пу­те­вую ско­рость и сред­нюю ско­рость по пе­ре­ме­ще­нию. Сред­няя пу­те­вая ско­рость опре­де­ля­ет­ся как ско­рость про­хож­де­ния пути: . То есть, бук­валь­но, надо весь прой­ден­ный телом путь раз­де­лить на все время, за­тра­чен­ное им на этот путь. Сред­няя пу­те­вая ско­рость пред­став­ля­ет собой число, ска­ляр.

Раз­бе­рем­ся те­перь со вто­рой сред­ней ско­ро­стью. Сред­няя ско­рость по пе­ре­ме­ще­нию  — это век­тор, рав­ный от­но­ше­нию пе­ре­ме­ще­ния ко вре­ме­ни, за ко­то­рое оно со­вер­ше­но: . В нашей кон­крет­ной за­да­че, по­сколь­ку ве­ло­си­пе­дист вер­нул­ся в ис­ход­ную точку, его пе­ре­ме­ще­ние равно нулю, а зна­чит, его сред­няя ско­рость по пе­ре­ме­ще­нию тоже равна нулю.

Вы­чис­лим те­перь сред­нюю пу­те­вую ско­рость. Обо­зна­чим рас­сто­я­ние между двумя пунк­та­ми через ? тогда весь путь прой­ден­ный ве­ло­си­пе­ди­стом равен . На первую по­ло­ви­ну пути ве­ло­си­пе­дист за­тра­тил время . На об­рат­ную до­ро­гу  — время . Все время пути со­ста­ви­ло . Окон­ча­тель­но, на­хо­дим, что сред­няя пу­те­вая ско­рость ве­ло­си­пе­ди­ста равна

.

За­да­ние 1 № 3541. Тело дви­жет­ся пря­мо­ли­ней­но вдоль оси x. На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость ко­ор­ди­на­ты тела от вре­ме­ни. В какой мо­мент вре­ме­ни мо­дуль пе­ре­ме­ще­ния от­но­си­тель­но ис­ход­ной точки имел мак­си­маль­ное зна­че­ние? (Ответ дайте в се­кун­дах.)

Ре­ше­ние.

Из гра­фи­ка видно, что на­чаль­ная ко­ор­ди­на­та тела равна . Мо­дуль пе­ре­ме­ще­ния тела от­но­си­тель­но ис­ход­ной точки в любой мо­мент опре­де­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем: . По­стро­им гра­фик этой функ­ции и опре­де­лим ее мак­си­мум. Из по­стро­ен­но­го гра­фи­ка ясно, что мо­дуль пе­ре­ме­ще­ния от­но­си­тель­но ис­ход­ной точки мак­си­ма­лен при и равен 20 м.

Ответ: 6 с

За­да­ние 1 № 3544. Дви­же­ние двух ве­ло­си­пе­ди­стов за­да­ны урав­не­ни­я­ми x1 =2 t и x2 =100- 8 t . Най­ди­те ко­ор­ди­на­ту x места встре­чи ве­ло­си­пе­ди­стов. Ве­ло­си­пе­ди­сты дви­га­ют­ся вдоль одной пря­мой. (Ответ дайте в мет­рах.)

Ре­ше­ние.

Встре­ча двух ве­ло­си­пе­ди­стов озна­ча­ет, что у них в не­ко­то­рый мо­мент вре­ме­ни сов­па­дут ко­ор­ди­на­ты. Опре­де­лим, когда имен­но про­изой­дет встре­ча, для этого решим урав­не­ние . Те­перь не со­став­ля­ет труда опре­де­лить ко­ор­ди­на­ту места встре­чи:

За­да­ние 1 № 3545.

На ри­сун­ке при­ве­ден гра­фик дви­же­ния x(t) элек­тро­ка­ра. Опре­де­ли­те по этому гра­фи­ку путь, про­де­лан­ный элек­тро­ка­ром за ин­тер­вал вре­ме­ни от t1 = 1 c до t2 = 4 c. (Ответ дайте в мет­рах.)

Ре­ше­ние.

Путь — это фи­зи­че­ская ве­ли­чи­на, по­ка­зы­ва­ю­щая прой­ден­ное телом рас­сто­я­ние. Иначе го­во­ря, это длина прой­ден­но­го участ­ка тра­ек­то­рии. Из гра­фи­ка видно, что в ин­тер­ва­ле вре­ме­ни от до элек­тро­кар дви­гал­ся в по­ло­жи­тель­ном на­прав­ле­нии оси . При этом его ко­ор­ди­на­та из­ме­ни­лась на . По­след­нюю, чет­вер­тую, се­кун­ду элек­тро­кар дви­гал­ся в об­рат­ном на­прав­ле­нии, из­ме­не­ние его ко­ор­ди­на­ты на этом участ­ке равно . Таким об­ра­зом, путь, прой­ден­ный ма­шин­кой за ин­тер­вал вре­ме­ни от до равен .

За­да­ние 1 № 3548. Пе­ше­ход идет по пря­мо­ли­ней­но­му участ­ку до­ро­ги со ско­ро­стью v. Нав­стре­чу ему дви­жет­ся ав­то­бус со ско­ро­стью 10v. С какой ско­ро­стью дол­жен дви­гать­ся нав­стре­чу пе­ше­хо­ду ве­ло­си­пе­дист, чтобы мо­дуль его ско­ро­сти от­но­си­тель­но пе­ше­хо­да и ав­то­бу­са был оди­на­ков?

1)

2)

3)

4)

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим ис­ко­мую ско­рость ве­ло­си­пе­ди­ста через . Тогда, как видно из ри­сун­ка, ве­ло­си­пе­дист при­бли­жа­ет­ся к пе­ше­хо­ду со ско­ро­стью , а к ав­то­бу­су  — со ско­ро­стью .

При­рав­няв эти две ско­ро­сти, на­хо­дим тре­бу­е­мую ско­рость ве­ло­си­пе­ди­ста:

Пра­виль­ный ответ: 1.

За­да­ние 1 № 3549. Па­ро­ход дви­жет­ся по реке про­тив те­че­ния со ско­ро­стью 5 м/с от­но­си­тель­но бе­ре­га. Опре­де­ли­те ско­рость те­че­ния реки, если ско­рость па­ро­хо­да от­но­си­тель­но бе­ре­га при дви­же­нии в об­рат­ном на­прав­ле­нии равна 8 м/с. (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду.)

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим ис­ко­мую ско­рость те­че­ния реки через , а ско­рость па­ро­хо­да в сто­я­чей воде  — через . Тогда можно со­ста­вить сле­ду­ю­щие урав­не­ния. Ско­рость па­ро­хо­да вниз по те­че­нию равна . Ско­рость па­ро­хо­да вверх по те­че­нию: . Решая си­сте­му из двух этих урав­не­ний, для ско­ро­сти те­че­ния воды имеем .

За­да­ние 1 № 3734.

Ма­те­ри­аль­ная точка дви­жет­ся вдоль оси OX. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти про­ек­ции ско­ро­сти этой ма­те­ри­аль­ной точки на ось OX от вре­ме­ни. Какой из при­ве­ден­ных ниже гра­фи­ков может со­от­вет­ство­вать за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты ма­те­ри­аль­ной точки от вре­ме­ни?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ре­ше­ние.

Из гра­фи­ка видно, что про­ек­ция ско­ро­сти ма­те­ри­аль­ной точки на ось OX по­ло­жи­тель­на и по­сто­ян­на, а зна­чит, точка дви­жет­ся рав­но­мер­но и в по­ло­жи­тель­ном на­прав­ле­нии оси OX. Един­ствен­ный гра­фик, удо­вле­тво­ря­ю­щий обоим этим тре­бо­ва­ни­ям, — это гра­фик под но­ме­ром 1.

Пра­виль­ный ответ: 1.

За­да­ние 1 № 3783. На ри­сун­ке пред­став­ле­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти прой­ден­но­го пути от вре­ме­ни для двух тел. На какую ве­ли­чи­ну Δv ско­рость вто­ро­го тела v2 боль­ше ско­ро­сти пер­во­го тела v1? (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду.)

Ре­ше­ние.

Из гра­фи­ка видно, что для обоих тел прой­ден­ный путь ли­ней­но за­ви­сит от вре­ме­ни, а зна­чит, оба тела дви­га­лись с по­сто­ян­ны­ми по ве­ли­чи­не ско­ро­стя­ми. Мо­дуль ско­ро­сти пер­во­го тела равен . Ско­рость же вто­ро­го тела: . Сле­до­ва­тель­но, ско­рость вто­ро­го тела боль­ше ско­ро­сти пер­во­го тела на ве­ли­чи­ну

За­да­ние 1 № 3867.

Тела 1 и 2 дви­га­ют­ся вдоль оси x. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­нат дви­жу­щих­ся тел 1 и 2 от вре­ме­ни t. Чему равен мо­дуль ско­ро­сти 1 от­но­си­тель­но тела 2? (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду.)

Ре­ше­ние.

Ис­поль­зуя гра­фик, опре­де­лим про­ек­ции ско­ро­стей обоих тел. Для тела 1 имеем

Для тела 2:

Таким об­ра­зом мо­дуль ско­ро­сти од­но­го тела от­но­си­тель­но дру­го­го равен

За­да­ние 1 № 4077. Ав­то­бус везёт пас­са­жи­ров по пря­мой до­ро­ге со ско­ро­стью 10 м/с. Пас­са­жир рав­но­мер­но идёт по са­ло­ну ав­то­бу­са со ско­ро­стью 1 м/с от­но­си­тель­но ав­то­бу­са, дви­га­ясь от зад­ней двери к ка­би­не во­ди­те­ля. Чему равен мо­дуль ско­ро­сти пас­са­жи­ра от­но­си­тель­но до­ро­ги? (Ответ дайте в мет­рах в се­кун­ду.)

Ре­ше­ние.

Со­глас­но за­ко­ну сло­же­ния ско­ро­стей, ско­рость тела от­но­си­тель­но «не­по­движ­ной си­сте­мы отсчёта» свя­за­на со ско­ро­стью этого тела от­но­си­тель­но «по­движ­ной си­сте­мы отсчёта» и ско­ро­стью дви­же­ния «по­движ­ной с. о.» от­но­си­тель­но «не­по­движ­ной» при по­мо­щи сле­ду­ю­ще­го со­от­но­ше­ния: В дан­ном слу­чае, так как пас­са­жир дви­га­ет­ся вдоль ав­то­бу­са по на­прав­ле­нию его дви­же­ния, для ско­ро­сти пас­са­жи­ра от­но­си­тель­но до­ро­ги имеем:

Ответ: 11 м/с

За­да­ние 1 № 4186. Ко­ор­ди­на­та ма­те­ри­аль­ной точки из­ме­ня­ет­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни по за­ко­ну x=3-2t. Какой из при­ведённых ниже гра­фи­ков со­от­вет­ству­ет этой за­ви­си­мо­сти?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

Ре­ше­ние.

Из за­ви­си­мо­сти видно, что ко­ор­ди­на­та убы­ва­ет со вре­ме­нем, при этом в на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни ко­ор­ди­на­та равна а в на­ча­ло ко­ор­ди­нат ма­те­ри­аль­ная точка по­па­да­ет в мо­мент вре­ме­ни: Таким об­ра­зом, за­ви­си­мо­сти со­от­вет­ству­ет гра­фик под но­ме­ром 4.

Пра­виль­ный ответ: 4.

За­да­ние 1 № 4221. Ко­ор­ди­на­та ма­те­ри­аль­ной точки из­ме­ня­ет­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни по за­ко­ну . x=3+ 2t. Какой из при­ведённых ниже гра­фи­ков со­от­вет­ству­ет этой за­ви­си­мо­сти?

1)

2)

3)

4)

Ре­ше­ние.

Из за­ви­си­мо­сти видно, что ко­ор­ди­на­та воз­рас­та­ет со вре­ме­нем, при этом в на­чаль­ный мо­мент вре­ме­ни ко­ор­ди­на­та равна , а в мо­мент вре­ме­ни ко­ор­ди­на­та равна . Таким об­ра­зом, за­ви­си­мо­сти со­от­вет­ству­ет гра­фик под но­ме­ром 3.

Пра­виль­ный ответ: 3.

За­да­ние 1 № 4409. По плос­ко­сти дви­жут­ся че­ты­ре то­чеч­ных тела —А, Б, В, Г. x=1+t., y=2 t, и , тра­ек­то­рии ко­то­рых изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке. За­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­нат од­но­го из этих тел от вре­ме­ни имеют вид и . Это тело обо­зна­че­но бук­вой

1) А

2) Б

3) В

4) Г

Ре­ше­ние.

На за­ви­си­мость ко­ор­ди­нат от вре­ме­ни и можно смот­реть как на па­ра­мет­ри­че­ское за­да­ние пря­мой на плос­ко­сти .

Вы­ра­зим время из пер­во­го урав­не­ния и под­ста­вим во вто­рое: . Из ри­сун­ка видно, что урав­не­нию со­от­вет­ству­ет пря­мая .

Пра­виль­ный ответ: 3

За­да­ние 1 № 4444. По плос­ко­сти дви­жут­ся че­ты­ре то­чеч­ных тела — А,Б В, и Г, тра­ек­то­рии ко­то­рых изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке. За­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­нат од­но­го из этих тел от вре­ме­ни имеют вид x=2t.и . y=1+ t. Это тело обо­зна­че­но бук­вой

1) А

2) Б

3) В

4) Г

Ре­ше­ние.

На за­ви­си­мость ко­ор­ди­нат от вре­ме­ни и можно смот­реть как на па­ра­мет­ри­че­ское за­да­ние пря­мой на плос­ко­сти .

Вы­ра­зим время из пер­во­го урав­не­ния и под­ста­вим во вто­рое: . Из ри­сун­ка видно, что урав­не­нию со­от­вет­ству­ет пря­мая A.

Пра­виль­ный ответ: 1

За­да­ние 1 № 4934. Два ав­то­мо­би­ля дви­жут­ся по пря­мо­му шоссе: пер­вый со ско­ро­стью , вто­рой со ско­ро­стью от­но­си­тель­но шоссе. Ско­рость пер­во­го ав­то­мо­би­ля от­но­си­тель­но вто­ро­го равна

1)

2)

3)

4)

Ре­ше­ние.

Ско­рость пер­во­го ав­то­мо­би­ля от­но­си­тель­но вто­ро­го равна

.

Пра­виль­ный ответ: 2.

Механическое движение. Относительность движения

Код ОГЭ 1.1. Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для вычисления средней скорости.

Внимание! Это конспект для 9 класса! Чтобы прочитать конспект «Механическое движение» для 7 класса перейдите по ссылке.



Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Материальной точкой считается тело, размеры которого малы по сравнению с другими характерными размерами, встречающимися при решении поставленной задачи.

Траектория – воображаемая линия, вдоль которой движется тело.

Относительность механического движения:

  1. Механическое движение можно наблюдать только относительно других тел. Тело, относительно которого рассматривается механическое движение, называется телом отсчёта.
  2. В различных системах отсчёта скорость и перемещение, характеризующие движение одного и того же тела, могут иметь разные модули и направления.
  3. Координаты тела, траектория движения, путь зависят от выбора системы отсчёта, то есть для одного и того же тела могут быть разными.

Основные физические величины, характеризующие механическое движениеОтносительность движения

  1. Путь   – длина траектории.   Внимание! Путь не может быть отрицательным!
  1. Перемещение   – направленный отрезок прямой (вектор), соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.

Проекция вектора перемещения на координатную ось sx = x – x0 , где х0 – начальная координата тела, х – конечная координата тела.

Модуль вектора перемещения может не совпадать по числовому значению с длиной пути. Его можно рассчитать с помощью проекций вектора перемещения на координатные оси 

  1. Средняя путевая скорость   равна отношению всего пути, пройденного телом, к промежутку времени, в течение которого этот путь пройден: ʋср = l/t.  Внимание! Не является векторной величиной!
  1. Вектор средней скорости   равен отношению вектора перемещения к промежутку времени, в течение которого это перемещение произошло: . В проекциях на координатную ось 0х .   Внимание! Вектор средней скорости сонаправлен с вектором перемещения.
  1. Мгновенная скорость  – скорость тела в данной точке пространства в данный момент времени.

Внимание!  1). Вектор мгновенной скорости направлен по касательной к траектории движения в каждой её точке. 2). Проекция перемещения на соответствующую координатную ось численно равна площади под графиком зависимости проекции скорости на эту ось от времени.

  1. Ускорение  – векторная физическая величина, характеризующая изменение скорости с течением времени. Для равноускоренного движения вектор ускорения равен отношению вектора изменения скорости к тому промежутку времени, в течение которого это изменение произошло:  . В проекциях на координатную ось  .  Физический смысл: численно равно изменению скорости за 1 с.

Относительность движения


Конспект урока в 9 классе «Механическое движение. Относительность движения».

Дополнительные материалы (конспекты 7 класса): 1) Механическое движение. Траектория и путь.  2) Прямолинейное движение  3) Неравномерное движение. Средняя скорость.  4) ЗАДАЧИ на движение с решениями.

Следующая тема для 9 класса: «Равномерное прямолинейное движение» (код ОГЭ 1,2).

С данной темы приступаем к повторению первого раздела физики,
который называется «Кинематика». И в начале вспомним основные понятия,
относящиеся к данному разделу, а также поговорим об относительности движения.

Кинематика, как часть механики, была известна еще со времен
Аристотеля. Однако впервые раздел кинематики был четко выделен в курсе
«Физической и экспериментальной механики» генерала Жана-Виктора Понселе,
который читал его в Парижском университете с 1837 по 1848 годы.

Кинематика — это раздел механики, в котором изучают
движение тел, без рассмотрения причин, вызвавших это движение.

Основной задачей кинематики является нахождение
положения тела в произвольный момент времени, если известны его положение,
скорость и ускорение в начальный момент времени.

Наиболее простым видом движения в природе является механическое
движение
. Под механическим движением понимают изменение положения
тел (или частей одного тела) друг относительно друга в пространстве с течением
времени.

Простым примером механического движения может служить лодка,
плывущая по реке. Она меняет свое положение относительно берега, деревьев и
человека, находящихся на берегу. И таких примеров можно привести достаточно
много.

Чтобы изучать движение тела, нужно прежде всего уметь
определять это положение. Здесь важно помнить, что положение тела
можно задать только относительно какого-либо другого тела, которое, обычно,
называют телом отсчета. И так, тело отсчета — это тело
(или группа тел), принимаемое в данном случае за неподвижное, относительно
которого рассматривается движение других тел.

Тело отсчета можно выбрать совершенно произвольно. В рассмотренном
примере, им может служить рыбак, стоящий на берегу реки, или деревья, кусты,
береговая линия.

Для описания движения мало выбрать тело отсчета, необходимо
еще указать и систему координат, связав ее с телом отсчета, и способ измерения
времени. Так вот, совокупность тела отсчета, системы координат и способа
измерения времени создают систему отсчета, относительно которой и
рассматривают движение тела.

Положение тела в пространстве можно определить с помощью
радиус-вектора или при помощи координат. Радиус-вектор — это вектор,
который соединяет исследуемую точку и начало координат. Радиус-вектор
обозначается латинской буквой  и,
как и любой другой вектор, имеет длину и направление.

Под координатой точки понимают проекцию конца
радиус-вектора на выбранную координатную ось.

Таким образом, для того, чтобы в рассмотренном примере
определить координату точки М, необходимо опустить с конца
радиус-вектора два перпендикуляра — на ось Ox и
ось Oy. Тогда найденные значения x и y и будут являться
координатами точки M.

Еще одно затруднение, с которым можно столкнуться,
при изучении движения тела, это то, что каждое тело имеет определенные размеры,
следовательно, разные его части, разные точки тела находятся в разных местах
простран­ства. Так как же определить положение всего тела? В общем слу­чае
это сделать трудно. Но оказывается, во многих случаях нет необхо­димости
указывать положение каждой точки движущего­ся тела.

Зачем, например, описывать движение каждой точки самолета,
если эти движения ничем не различаются между собой?

Движение тела, при котором все его точки движутся
одина­ково, называют поступа­тельным.

Не нужно описывать движение каждой точки тела и
тогда, когда размеры тела малы по сравнению с расстоянием, которое оно
проходит, или по сравнению с расстояниями от него до дру­гих тел.

На­пример, сидя в автомобиле, его нельзя считать
точкой, по отношению к водителю или пассажиру, но, например, автомобиль мал по
сравнению с протяженностью расстояния, которое ему предстоит преодолеть, и
поэтому автомобиль считают точкой при описании его движения.

Так же поступают в астрономии при изучении движений
небесных тел. Планеты, звезды и Солнце, конечно, не малые тела.

Но, например, в сравнении с масштабами нашей
галактики «Млечный путь» и Землю и Солнце мы можем принимать за точку, которая
движется вокруг другой точки — центра галактики.

А можно ли галактику принять за точку?
Конечно же да, но только в случаях рассмотрения ее движения относительно других
галактик или всей Вселенной.

Поэтому говоря в дальнейшем о движении тела, в
действительности будем иметь в виду движение какой-нибудь точки этого тела. Не
надо забывать при этом, что эта точка ма­териальна, то есть она отличается от
обычных тел лишь тем, что она не имеет размеров.

Таким
образом, материальная точка — это тело, размерами которого в данных
условиях движения можно пренебречь.

Линия,
которую описывает движущееся тело в определенной системе координат, называется траекторией.
Например, в идеализированной модели движения Луны вокруг Земли, в системе
отсчета, связанной с Землей, траекторией движения Луны будет являться
окружность.

А
в системе отсчета, связанной с Солнцем это кривая, чем-то напоминающая лепестки
цветка (такую кривую еще называют циклоидой).

Если можно найти длину траектории, которую описало тело за
некоторый промежуток времени, то можно определить путь, пройденный
телом. Обозначается путь малой латинской буквой s.
Следует также помнить, что путьвеличина скалярная и всегда
положительная
.

В тех случаях, когда траектория движения не известна,
определить положение тела, то есть его координаты, в конце пути нельзя
,
даже если известны начальное положение тела и длина пройденного им пути.

Допустим, известно, что некоторое тело начинает двигаться из
точки О и за один час проходит 20 км.

Для ответа на вопрос, где будет находиться тело спустя один
час после его выхода из точки О, не хватает информации о его движении. Ведь
тело могло, например, двигаться прямолинейно в северном направлении и оказаться
в точке А, находящейся на расстоянии 20 км. А могло также, дойдя до
точки B, находящейся на расстоянии 10 км от точки О, повернуть на восток и вернуться в
точку О. При этом пройденный путь также окажется равным 20 км. При
заданном значении пути, тело могло оказаться в любой точке пространства,
ограниченного окружностью, радиуса 20 км.

Чтобы избежать такой неопределенности, для нахождения
положения тела в пространстве в заданный момент времени, была введена
физическая величина, называемая перемещением.

Перемещением тела называют направленный отрезок
прямой, соединяющий начальное положение тела с его конечным положением.

Как видно из рисунка, перемещение тела равно
геометрической разности радиус-векторов тела в начальный и конечный моменты
времени
.

Для того, чтобы определить проекцию перемещения на
выбранную координатную ось, необходимо найти координаты тела в начальный и
конечный моменты времени, и найти их разность.

Необходимо отметить, что модуль перемещения не может быть
больше пути
.

Знак равенства относится только к случаю прямолинейного
движения, если направление движения не изменяется.

Скорость — это мера механического состояния тела,
которая характеризует быстроту изменения положения тела относительно данной
системы отсчета и является векторной физической величиной.

Известно, что тело в редких случаях движется с неизменной
скоростью, поэтому для характеристики такого движения было введено понятие
средней скорости. И так, средняя скорость — это векторная физическая
величина, численно равная отношению перемещения к промежутку времени, за
который оно произошло, и направленная вдоль перемещения.

Так же в физике различают понятие мгновенной скорости,
то есть скорости тела в данный момент времени или в данной точке траектории.
Она равна пределу, к которому стремится средняя скорость за бесконечно малый
промежуток времени.

 – это производная от радиус-вектора по времени.

Следует помнить, что мгновенная скорость всегда направлена
по касательной к траектории движения тела, а в
случае прямолинейного движения совпадает с ней.

Следующей важной характеристикой движения является ускорение.
Ускорение — это векторная физическая величина, характеризующая быстроту
изменения скорости. Оно показывает, на какую величину изменяется скорость тела
за единицу времени.

Среднее ускорение — векторная физическая величина,
численно равная отношению изменения скорости ко времени, за который оно
произошло.

где  —
это производная от скорости по времени.

Для того, чтобы найти направление вектора среднего ускорения,
необходимо найти направление вектора изменения скорости. Для этого параллельным
переносом совмещают начало вектора начальной скорости с началом вектора
конечной скорости и строят их разность.

Вектор среднего ускорения направлен параллельно вектору
скорости в сторону вогнутости траектории.

Важно запомнить, что, зная траекторию
движения тела
, можно определить направление вектора его скорости,
но не ускорения. Ведь направление ускорения определяется направлением
равнодействующей сил, действующих на тело.

На рисунке изображен автомобиль. Что можно сказать о данном
автомобиле: движется он или покоится? Однозначного ответа нет. Ведь не известно,
относительно чего рассматривать его движение.

А вот так?

Здесь можно сказать, что автомобиль движется относительно
дороги.

А что можно сказать о водителе данного автомобиля: он
движется или покоится?

В данном примере оба ответа будут правильными, ведь
относительно дороги водитель действительно движется вместе с автомобилем, а
относительно автомобиля он покоится.

А что можно сказать о траектории его движения? И опять здесь
нет однозначного ответа.

Так как в разных системах отсчета будут
различны вид траектории, значение скорости и других величин! В этом и
заключается относительность движения.

Вот еще один пример. Два велосипедиста на велосипеде-тандеме
движутся по проселочной дороге. Движутся ли они относительно друг друга?

Правильный ответ — «нет», так как положение их тел
относительно друг друга не меняется с течением времени.

А вот еще один классический пример. Мальчик переходит с кормы
на нос лодки, которая сама движется по течению реки. Когда мальчик доходит до
носа лодки, отсчет времени прекращают. Каково перемещение мальчика относительно
берега реки?

Для ответа на этот вопрос необходимо определить перемещение
мальчика, относительно лодки.

И перемещение лодки относительно берега, за этот промежуток
времени.

Тогда очевидно, что перемещение мальчика относительно
берега будет равно геометрической сумме перемещений мальчика относительно
лодки, и лодки, относительно берега
.

Таким образом, если тело одновременно участвует в
нескольких движениях
, то результирующее перемещение точки равно векторной
сумме перемещений, совершаемых ею в каждом из движений. В этом состоит
установленный экспериментально принцип независимости движений.

Основные выводы:

В рамках данной темы были повторены основные понятия кинематики,
поговорили о механическом движении тел и способах его описания. А также
разобрались с понятием относительности механического движения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ отличный результат обществознание 2022 книжка скачать
  • Егэ отличный результат 2023 английский язык
  • Егэ отличный результат 2022 английский язык скачать бесплатно
  • Егэ отлично сколько баллов
  • Егэ откуда пришло к нам в россию

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии