Пробные и тренировочные варианты по обществознанию в формате ЕГЭ 2021 из различных источников.
Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по обществознанию
ЕГЭ 100 баллов (с решениями) | |
Вариант 1 (ЕГЭ 100БАЛЛОВ) | скачать |
Вариант 2 | скачать |
Вариант 3 | скачать |
Вариант 4 | скачать |
Вариант 5 | скачать |
Вариант 6 | скачать |
variant 7 | скачать |
variant 8 | скачать |
variant 9 | скачать |
variant 10 | скачать |
variant 11 | скачать |
variant 12 | скачать |
variant 13 | скачать |
variant 14 | скачать |
variant 15 | скачать |
СтатГрад (тренировочные работы в формате ЕГЭ) | |
Вариант 1-2 | ответы + критерии |
Сборники типовых тренировочных вариантов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, одобренные ФИПИ:
Лискова, Котова: ЕГЭ 2021 Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов
Лазебникова, Коваль: ЕГЭ 2021 ФИПИ Обществознание. Типовые варианты экзаменационных заданий. 30 вариантов
Связанные страницы:
Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по русскому языку
Теория для ЕГЭ по обществознанию — Ценные бумаги
Теория для ЕГЭ по обществознанию — Гражданство Российской Федерации
ЕГЭ по обществознанию — Трудовой кодекс
Тренировочный вариант ЕГЭ 2020 по обществознанию СтатГрад
Новая контрольная работа в формате ЕГЭ 2021 по обществознанию 11 класс 2 новых тренировочных варианта с ответами и решением для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 31.05.2021 (31 мая 2021 год).
Тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021: скачать задания | скачать ответы
Тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021: скачать задания | скачать ответы
Решать онлайн тренировочный вариант №1 ЕГЭ 2021 по обществознанию 11 класс:
Решать онлайн тренировочный вариант №2 ЕГЭ 2021 по обществознанию 11 класс:
Сложные задания и ответы с 1 варианта:
1)Провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства, правовое равенство граждан, политический плюрализм
Правильный ответ: либеральная
2)В приведённом ниже ряду приведите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово: Унитарное предприятие, производственный кооператив, юридическое лицо, коммандитное товарищество, акционерное общество
Правильный ответ: юридическое лицо
3)Ниже приведён перечень характеристик. Все, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков: 1) открытие и обслуживание пластиковых карт; 2) покупка и продажа валюты; 3) продажа дорожных чеков; 4) обслуживание счетов фирмы; 5) назначение учётной ставки; 6) эмиссия денег.
Правильный ответ: 56
4)Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) На развитие общества могут оказывать влияние внешние факторы. 2) Под обществом в узком смысле понимают группу людей, объединённых общими интересами. 3) Политическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг. 4) Общество – это обособившаяся от природы, но сохранившая с ней взаимосвязь часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей. 5) Динамика общества проявляется в его изменении.
Правильный ответ: 125
6)Алиса поставила своей целью посетить Испанию, познакомиться с её основными достопримечательностями. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Алисой для достижения указанной цели: 1) Изучение испанского языка. 2) Местные жители. 3) Знатоки испанского искусства. 4) Чтение путеводителей и изучение маршрута. 5) Покупка туристической путёвки. 6) Желание общаться в интернете.
Правильный ответ: 145
7)Выберите верные суждения о ценных бумагах. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Различают долевые и долговые ценные бумаги. 2) Акция – это ценная бумага без установленного срока обращения, являющаяся свидетельством о получении доли в имуществе компании и дающая её владельцу право получения части прибыли в виде дивиденда. 3) Ценная бумага – это документ, выпускаемый фирмами, финансовыми организациями, государством для получения дополнительного капитала. 4) Реализация ценных бумаг осуществляется на товарном рынке. 5) Выпуск ценных бумаг называется дефицит.
Правильный ответ: 123
9)Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в РФ». Один из слайдов называется «Федеральные налоги и сборы». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? 1) Земельный налог 2) Налог на имущество организаций 3) Водный налог 4) Налог на доходы физических лиц 5) Торговый сбор 6) Акциз
Правильный ответ: 346
10)На рисунке отражено изменение предложения картофеля на соответствующем рынке. Линия предложения S переместилась в новое положение – S1. Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Аномально засушливое лето в регионе, где выращивается картофель 2) Внедрение более эффективной технологии выращивания картофеля 3) Рост издержек, связанных с выращиванием картофеля 4) Удешевление топлива для сельскохозяйственной техники 5) Повышение субсидий для производителей картофеля
Правильный ответ: 13
11)Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества. 2) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии. 3) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность. 4) Одним из критериев дифференциации социальных групп является доход. 5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.
Правильный ответ: 345
13)Выберите верные суждения о политических партиях и движениях. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) По способу организации различают партии правящие и оппозиционные. 2) Массовые партии всегда отстаивают священность и неотчуждаемость естественных прав личности, их приоритет над интересами общества и государства. 3) И политические партии, и общественно-политические движения являются субъектами политики. 4) Общественно-политическое движение – это негосударственные и непартийные объединения, которые могут оказывать воздействие на государственную власть. 5) Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти.
Правильный ответ: 345
15)Гражданин был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание развитию институтов гражданского общества, защите прав и свобод граждан. Он регулярно встречается с жителями населённых пунктов области, стремится максимально реализовать пожелания жителей. Что из приведённого характеризует тип политического лидерства, описанный в данной ситуации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) региональный 2) легальный (рационально-легальный) 3) демократический 4) харизматический 5) авторитарный 6) общенациональный
Правильный ответ: 123
16)Конституция РФ провозглашает нашу страну правовым государством. Найдите в приведённом списке признаки правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Верховенство права 2) Реализация на практике принципа разделения государственных властей 3) Республиканская форма правления 4) Федеративное устройство 5) Светское государство
Правильный ответ: 12
17)Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка. 2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющая надзор за точным и единообразным исполнением законов называется прокуратура. 3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы. 4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений. 5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Правильный ответ: 1245
19)Артур, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства, так как решил вступить в российское гражданство. При каких условиях Артур может вступить в гражданство РФ в общем порядке? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Наличие образования, соответствующего уровню среднего общего образования в РФ 2) Наличие родственников в РФ 3) Наличие собственности в РФ 4) Обязательство соблюдать Конституцию РФ и законы РФ 5) Владение русским языком 6) Наличие законного источника средств к существованию
Правильный ответ: 456
21)Как автор объясняет свою мысль о том, что «знания существуют вне зависимости от пространства»? На какую уловку в информационной экономике указывает автор? Какая особенность знаний (информации), по мнению автора, способствовала появлению отраслей, основанных на желании предвосхитить будущие формы знаний?
22)Используя обществоведческие знания, объясните экономический смысл понятия «ресурсы». Какие четыре вида ресурсов, кроме информации и знаний, упомянуты в тексте? На какие особенности обесценивания материальных активов указывает автор? (Назовите любые две особенности.)
23)Назовите любые три особенности знаний (информации), упомянутые в тексте, и проиллюстрируйте примером каждую из них. (В каждом случае сначала назовите особенность, затем приведите соответствующий пример.Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24)Используя обществоведческие знания, предположите, с какими проблемами приходится сталкиваться субъектам экономики в связи с использованием информации как экономического ресурса в коммерческой деятельности. (Назовите три возможные проблемы.)
26)Назовите любые три вида (направления) деятельности органов исполнительной власти и
проиллюстрируйте каждый из них примером. (В каждом случае сначала назовите вид (направление).
Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
27)Государство Z включает в себя территории восьми субъектов, которые не обладают политической самостоятельностью. В государстве Z существует свобода конкуренции политических партий, права и свободы граждан гарантированы, реализуются и защищены законом. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Места в парламенте распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов избирателей при условии, что эти партии преодолели 9% избирательный барьер. Абсолютное большинство мест в парламенте принадлежит блоку консервативных партий. Какова форма государственного устройства Z? Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод о том, что государство Z – президентская республика? К какому типу относится демократическая избирательная система страны Z? Каковы основные недостатки избирательной системы данного типа? (Укажите любые два недостатка.)
28)Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья и её типы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещатьэту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два илиболее детализированы в подпунктах.(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
29.1)«Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)
29.2)«Глобализация подталкивается рыночными силами, конкуренцией, которая заставляет крупнейшие транснациональные корпорации двигаться во всё новые страны, нести в них новые технологии, опыт управления и культурные ценности своих стран». (Е.Г.Ясин)
29.3)«Цель человеческой жизни – служение, проявление сострадания и готовность помогать людям». (А.Швейцер)
29.4)«Вы обладаете властью, если другие думают, что вы обладаете властью». (У.Фаулер)
29.5)«Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить – значит для человека жить правосознанием…». (И.А.Ильин)
Сложные задания и ответы с 2 варианта:
1)Исчисленный в денежном выражении износ основных средств в процессе их применения, производственного использования.
Правильный ответ: амортизация
2)В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово. Гражданственность; патриотизм; ценность; гуманизм; свобода; справедливость.
Правильный ответ: ценность
3)Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к внутреннему валовому продукту (ВВП). 1) макроэкономический показатель; 2) отражение рыночной стоимости всех конечных товаров и услуг; 3) критерий экономической стратификации; 4) блага, произведённые за год во всех отраслях экономики на территории государства; 5) общая сумма денежных поступлений в бюджет государства; 6) расчёт на душу населения.
Правильный ответ: 35
4)Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мышление имеет исключительно коллективный характер. 2) Мышление – это способность производить интеллектуальные операции с образами и понятиями. 3) Анализ – это процесс мышления, при котором из отдельных элементов восстанавливается целое с помощью установления связей и отношений. 4) Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. 5) Мышление неразрывно связано с речью.
Правильный ответ: 245
6)Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке действия ученика, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) анкетирование одноклассников 2) наблюдение за поведением одноклассников 3) описание внешнего вида одноклассников 4) выявление закономерностей поведения 5) выдвижение и обоснование гипотезы 6) формулирование выводов
Правильный ответ: 123
7)Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями. 2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм. 3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка. 4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях. 5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.
Правильный ответ: 345
9)Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система в РФ». Один из слайдов называется «Местные налоги и сборы». Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны федеральные налоги и сборы. 1) земельный налог 2) государственная пошлина 3) налог на добычу полезных ископаемых 4) водный налог 5) торговый сбор 6) налог на имущество физических лиц
Правильный ответ: 156
11)Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Проявлением стратификации общества выступает неравенство индивидов в отношении к тем социальным обязанностям и ролям, которые они выполняют. 2) Индивидуальная мобильность представляет собой изменение положения человека в социальной структуре общества. А Б В Г Д 3) Групповая мобильность, как правило, преобладает в тех обществах, в которых главное значение придаётся прирождённому статусу. 4) По сравнению с классовой структурой социальная стратификация выделяет меньшее количество слоёв. 5) Принадлежность к имущественному, властному или профессиональному строю игнорируется при ранжировании людей по степени престижа в обществе.
Правильный ответ: 123
13)Выберите верные суждения о политическом лидерстве и лидерах. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Любой политический лидер своей деятельностью подкрепляет авторитет власти. 2) В зависимости от способа легитимации власти выделяют демократический и харизматический типы лидерства. 3) Политическое лидерство – это способность определённого лица решающим образом постоянно влиять на всё общество, группу, организацию. 4) Лидеры (как и элиты) бывают общенациональными, региональными, местными. 5) Политический лидер выступает как гарант справедливости, законности и порядка.
Правильный ответ: 345
15)Государство Z – федеративная демократическая республика. Что из перечисленного ниже относится к внутренним функциям государства? Запишите цифры, под которыми указаны внутренние функции государства. 1) обеспечение обороны и безопасности государства 2) участие в решении глобальных проблем 3) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами 4) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан 5) обеспечение получения гражданами обязательного среднего образования (в соответствии с законодательством страны) 6) создание рациональных условий природопользования и охраны природы
Правильный ответ: 456
16)Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. 2) Преступлением, совершённым умышленно, признаётся деяние, совершённое с прямым или косвенным умыслом. 3) Гражданин России не может быть лишён своего гражданства или права изменить его. 4) Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. 5) Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Правильный ответ: 35
17)Выбери верные суждения о трудовых отношениях и трудовом договоре: 1) Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет; 2) Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ; 3) Трудовой договор может быть заключен только на определенный срок; 4) Трудовой договор имеет односторонний характер и определяет обязанности работодателя по отношению к работнику; А Б В Г Д 5) Обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие 18 лет.
Правильный ответ: 125
19)Роза и Роман решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? 1) Права и обязанности супругов в отношении детей; 2) Определение места жительства; 3) Способы участия в доходах друг друга; 4) Распределение домашних обязанностей; 5) Права и обязанности по взаимному содержанию; 6) Порядок несения каждым супругом семейных расходов
Правильный ответ: 356
21)Какие две общие функции политики и религии отмечены в тексте? В чём, по мнению автора, заключается причина противоречий религии и политики? Как автор определил суть «гражданской религии»?
22)Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая система общества». Как автор определяет роль политической системы общества? (Укажите три аспекта.) Почему, по его мнению, некоторые учёные придают религии политическую функцию?
23)В тексте отмечена способность политики связывать различные сферы общественной жизни (экономическую, социальную, духовную). Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, в каждом из которых прослеживается связь политики с любыми двумя другими сферами. Для каждого примера укажите эти две сферы. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24)Опираясь на знание Конституции РФ и законодательства РФ, факты общественной жизни, поясните, какие «законные рамки для функционирования религии» установлены в РФ. (Приведите три пояснения. Пояснения должны быть сформулированы в виде распространённых предложений.)
27)Семья Петуховых состоит из пяти человек: супругов Юлии и Владимира, двух сыновей и дочери. Супруги работают, дети учатся в школе. Юлия и Владимир, состоящие семь лет в зарегистрированном браке, решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты об установлении режима долевой собственности на частный дом, земельный участок и автомобиль, о своих правах и обязанностях по взаимному содержанию, а также о порядке несения каждым из них семейных расходов. Будет ли брачный договор с такими пунктами удостоверен? Свой ответ объясните. Кто вправе удостоверить брачный договор? Какие личные неимущественные права супругов устанавливает Семейный кодекс РФ? (Назовите любые два личных неимущественных права супругов, закреплённых Семейным кодексом РФ?) Почему семья Петуховых относится к нуклеарному типу?
28)Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек на рынке труда». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Другие тренировочные варианты ЕГЭ по обществознанию для 11 класса:
Тренировочные варианты ЕГЭ по обществознанию 11 класс задания с ответами
20.05.2021 Обществознание 11 класс варианты ОБ2010501 ОБ2010502 ответы и задания статград ЕГЭ 2021
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Тренировочный вариант ЕГЭ 2021 по обществознанию №10 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Пробные варианты ЕГЭ по обществознанию 2021. ЕГЭ обществознания.
https://vk.com/ege100ballov
https://vk.com/obshestvo_100
Примеры некоторых заданий из варианта
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Казенное предприятие, производственный кооператив, коммандитное товарищество, товарищество на вере, юридическое лицо, общество с ограниченной ответственностью
Ответ: __________________________.
3. Ниже приведён перечень понятий. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам любого государства. Найдите два принципа, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) суверенитет 2) сбор налогов 3) разделение властей 4) государственная граница 5) политический режим 6) многопартийность
Ответ:
4. На конференции ученые сообщили. что в стране Z идет процесс модернизации экономики. Какие признаки, свидетельствующие об этом, могли быть приведены учеными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране закончился промышленный переворот.
2) В стране преобладает государственная собственность на землю и средства производства.
3) В стране преобладает сословное деление общества, при это активно развиваются классовые отношения.
4) В стране появились институты гражданского общества.
5) Очень большое влияние на сознание людей имеет религия.
6) Власть передается через выборы монарха парламентом.
Ответ: __________________________.
6. Старшеклассники в условиях пандемии организовали волонтерский проект по оказанию помощи инвалидом, ветеранам и одиноким людям. Они покупают продукты, лекарства, выгуливают домашних питомцев, оказывают психологическую поддержку по телефону. Одновременно старшеклассники собирают предложения подопечных по улучшению жизни в микрорайоне проживания. Какие из приведенных ниже характеристик соответствуют данному виду деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) активное влияние на социализацию подростков
2) ценностно-ориентировочная деятельность
3) условный характер деятельности
4) политическая деятельность
5) производственная деятельность
6) нормативная деятельность
Ответ: __________________________.
Смотрите также:
- Тренировочный вариант ЕГЭ 2021 по обществознанию №9 с ответами
- Тренировочный вариант ЕГЭ 2021 по обществознанию №8 с ответами
ЕГЭ 2021 на 285 баллов, РУССКИЙ, ОБЩЕСТВО по 100 БАЛЛОВ, Клепинин Александр
- 09.08.2021
ИТОГИ СДАЧИ ЕГЭ – 2021:
- Русский язык – 100 баллов
- Математика – 78 баллов
- История – 81 балл
- Обществознание – 100 баллов
- Английский язык – 85 баллов
- Сканы смотрите в конце
- Опыт сдачи ЕГЭ других ребят
Клепинин Александр https://vk.com/aleksandr24k
Вот и пришло моё время поделиться своим опытом сдачи ЕГЭ-2021 чуть больше года назад я сам читал подобные истории и вдохновлялся успехами ребят, набравших сотки. Может быть, моя история тоже вдохновит, зарядит будущих выпускников мотивацией на подготовку к экзаменам (и не только).
В этой статье я подробно расскажу о своей подготовке к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) – 2021, постараюсь охватить как можно больше аспектов подготовки и дам несколько небесполезных советов)
Статья получилась достаточно большая, но, думаю, она стоит прочтения!
Intro
Вообще стоит начать с того, что я из маленького городка на Урале, где образовательные возможности невелики. В школе я всегда учился хорошо, участвовал в городских и региональных олимпиадах. В 10 классе стал участвовать в перечневых олимпиадах (это те, что дают право поступления без вступительных испытаний (БВИ), т.е. без ЕГЭ, или льготу 100 баллов ЕГЭ по предмету-профилю), но особых успехов не достиг. В том числе из-за неудач на олимпиадах задумался о серьезной подготовке к ЕГЭ, прочитал много подобных историй выпускников и благодаря дистанту (а точнее появлению большого количества свободного времени) начал полноценно готовиться к экзаменам весной 2020 года. За весну-лето наработал определенную базу по некоторым предметам, что потом спасло меня на экзаменах. Однако в 11 классе я решил взяться за усиленную подготовку не к ЕГЭ, а к олимпиадам, всё-таки были знания, интерес и мечта получить диплом Всеросса (заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников – главная олимпиада страны) и поступить в хороший университет. Да, почти весь 11 класс я готовился к олимпиадам, подготовка к ЕГЭ уже не была систематической, как в конце 10 класса. Я постоянно делал выбор между олимпиадами и ЕГЭ, постоянно сомневался в его правильности, было непросто… Смог пройти на заключительный этап ВсОШ по Обществознанию, полностью погрузился в подготовку, про ЕГЭ пришлось забыть на несколько месяцев. В конце апреля съездил в Москву на главную олимпиаду страны, вернулся с дипломом призёра! Кроме того, стал победителем и призёром 9 перечневых олимпиад по разным предметам. Ставка на олимпиады более чем оправдала себя. От баллов ЕГЭ поступление уже не зависело, и, с одной стороны, было спокойней, а с другой – напряжение росло: хотя из экзаменов нужно было идти только на русский, чтобы получить аттестат, не хотелось, чтобы усилия, потраченные на подготовку к некоторым предметам ещё в 10 классе, пропали даром, а если всё-таки идти на экзамены, то надо не ударить в грязь лицом… Вот такая вот логика… Я понимал, что моя подготовка по некоторым предметам была слабой и бессистемной, но всё-таки решил сходить на все предметы, которые указал в заявлении, была не была…Русский, профильная математика, обществознание, история и английский… поехали!
Русский язык – 100 баллов
Подготовка. Моя подготовка к ЕГЭ по русскому языку началась в 10 классе. До карантина в школе мы познакомились со структурой экзамена, успели разобрать теорию по некоторым заданиям. С переходом на дистант в конце марта я активизировался. За апрель-май сам проработал теорию по всем заданиям 1 части: используя школьные материалы, разные печатные пособия, а также интернет-ресурсы, я составлял электронные конспекты в виде таблиц с теорией по каждому заданию, затем печатал их и периодически пересматривал, когда практиковался. В процессе
создания конспектов мне приходилось просматривать и отбирать материал из разных источников, благодаря такому подходу вся информация хорошо укладывалась в голове, специально ничего не заучивал. Для практики использовал сайт «РешуЕГЭ», после проработки теории по каждому заданию решал подборку из 20-30 заданий пройденного типа. После того, как разобрал все задания с 1 по 26, летом изредка решал варианты.
В 11 классе в школе основательно взялись за нашу подготовку. На уроках мы последовательно разбирали теорию по каждому из заданий, затем писали самостоятельные и сдавали практические зачёты, нам рассказывали обо всех подводных камнях, исключениях и трудных случаях, на что очень важно обратить внимание при подготовке. Параллельно мы готовились сначала к итоговому сочинению, затем после его переноса – к сочинению ЕГЭ, за месяц до итогового сочинения снова отрабатывали его и только в середине апреля вновь вернулись к сочинению ЕГЭ. Вначале мы пошагово разобрали структуру сочинения, составили шаблон, потом учились работать с текстами, тренировались определять проблему и авторскую позицию, дальше учились писать отдельно каждую часть и только потом начали писать полные сочинения. При подготовке к сочинению главное – понять структуру и выучить подходящий шаблон. Также после того, как были проработаны все задания тестовой части, мы решали варианты, и по тем заданиям, в которых допускали ошибки, пересдавали зачёт и решали подборку из 30-40 заданий с сайта «РешуЕГЭ» – очень эффективно!
Так получилось, что из всех весенних пробников я попал только на последний (в 20-х числах мая), получил 87 баллов, потери баллов были в основном в тестовой части. Для меня этот балл стал триггером к тому, чтобы в оставшиеся до экзамена дни усилить подготовку и получить хорошие баллы. Я повторил всю теорию по своим конспектам, составленным в конце 10 класса, прорешал подборки по западающим заданиям и несколько вариантов (без сочинения) из сборника Цыбулько.
Какие пособия и ресурсы использовал?
- **Н.А. Сенина «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. 25 тренировочных вариантов» (до вариантов представлен хороший теоретический материал по каждому заданию, отличный словарь паронимов с толкованием слов; книгу использовал для составления конспектов; варианты сложнее, чем у И.П. Цыбулько)
- Н.А. Сенина «Русский язык. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг» (теоретический материал тот же самый, что и в предыдущей книге, использовал для тренировки)
- С.В. Драбкина, Д.И. Субботин «ЕГЭ. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся» (хорошая, но неполная подборка теории, использовал как дополнение к книге Сениной при составлении конспектов)
- **И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты-2021» (необходима для того, чтобы тренироваться на реальных заданиях ЕГЭ, более объективно отслеживать свой прогресс)
- **И.П. Цыбулько «ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат» (хороший и наиболее полный теоретический материал по каждому заданию, указаны все исключения и подводные камни, можно использовать в дополнение или вместо книги Сениной)
- Сайт Rustutors.ru (иногда брал оттуда теорию при составлении конспектов)
- Сайт РешуЕГЭ (для тренировки)
**Обозначены пособия и ресурсы, которые были наиболее полезны при подготовке, на мой взгляд, «must-have» для успешной сдачи
Как прошёл экзамен?
На самом экзамене задания 1 части были среднего уровня, пришлось долго посидеть только над 2 и 25, остальное решалось быстро. Заданий с неадекватными/ противоречивыми формулировками не было. Текст был про мышление, автор – Л.Н. Толстой. Кому-то текст показался сложным, но, на мой взгляд, единственное, что было сложно – выбрать, по какой из многочисленных проблем писать сочинение, к основной проблеме я нашел около 5 примеров в тексте, поэтому с написанием комментария проблем не возникло.
Что касается моего алгоритма действий на экзамене: сначала я решил задания 1-21, затем прочитал текст, не думая про задание 22 и сразу подчеркивая всё, что нужно для сочинения, дальше набросал формулировок проблемы и только потом сделал задания 22-26. После этого еще раз перечитал текст, выделил примеры и авторскую позицию. Написал сочинение на черновике, затем перенёс ответы на 1 часть в бланк, проверил сочинение на ошибки, окончательно определился с формулировкой проблемного вопроса и переписал сочинение на бланк, перепроверил 1 часть и только 1 раз успел проверить сочинение на бланке. Такой алгоритм лично я считаю наиболее верным, советую заранее выбрать для себя работающую стратегию действий, чтобы не начать паниковать на экзамене.
Очень сомневался в ответе на 2 задание, после экзамена посмотрел в интернете ответ и моего варианта в числе правильных не оказалось, я уже смирился с тем, что 100 баллов не увижу, но в итоге мой ответ оказался верным и я получил максимум!
Советы
- Если у вас нет проблем с русским, то не стоит тратить тонну времени на подготовку
- Лучше всего не ограничиться чтением справочников, а самим составить себе таблицы/конспекты с теорией в том формате, в котором удобно, так ничего не упустите и материал усвоится лучше
- Основной упор стоит сделать на 1 часть, уделить внимание проработке трудных случаев и подводных камней
- ü При подготовке к сочинению важно понять структуру и выучить свой шаблон, всё остальное проще, за всё время подготовки я написал примерно 10-15 полных сочинений, так что, если проблем особых нет, убиваться с сочинением не стоит
- Сочинения, которые вы пишете, обязательно должны проверяться компетентным педагогом, который изучил методические рекомендации от ФИПИ
- Обязательно прокрутите в голове алгоритм действий на экзамене, чтобы не растеряться
- Писать сочинение лучше сначала на черновик и только после проверки – в бланк, переписали на бланк – еще раз проверьте
- Проверьте 1 часть минимум 2 раза: 1 раз перед переносом ответов в бланк, второй – ближе к концу экзамена, когда переписали сочинение, чтобы не допустить глупых ошибок
Математика – 78 баллов
Подготовка. В школе с математикой всегда было хорошо, но вот подготовка к ЕГЭ, увы, не задалась. В 10 классе на уроках мы хорошо проработали 13 задание, сам я просто решал варианты Ларина, а когда ушли на карантин проработал все прототипы заданий 1 части – сначала разбирал теорию по материалам Д. Гущина с сайта «РешуЕГЭ», потом практиковался, выполняя задания на этом же сайте. Летом проработал 15 задание, с ним никаких проблем не возникло. Остальные задания второй части получалось решать от случая к случаю, какие-то знания, чтобы решать простые задания, были, но сложные задания не поддавались. В течение учебного года я периодически решал варианты, зимой обзорно обратился к 17 заданию, но не проработал его до конца. Потом постоянно откладывал подготовку. Примерно за 2-3 недели до экзамена научился решать некоторые задания с параметрами. За неделю до экзамена я основательно разобрал 17 задание, но не закрепил его должным образом на практике, прочитал много готовых решений 16 задания, повторил некоторые формулы для 19 задания. На школьных консультациях, которые проводились примерно за неделю до экзаменов, мы разобрали много прототипов заданий 2 части, но на экзамене можно было надеяться только на удачу, в итоге никакая удача мне не улыбнулась.
Какие пособия и ресурсы использовал?
- **И.В. Ященко «ЕГЭ. Математика. Профильный уровень. Типовые экзаменационные варианты – 2021» (для тренировки на реальных заданиях ЕГЭ)
- **Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ. Алгебра: задание с развёрнутым ответом» (очень полезная книга для заданий 13, 15, 17, 18, 19, — есть небольшая теоретическая информация, много заданий уровня ЕГЭ с подробными решениями)
- **А.А. Прокофьев «Математика. ЕГЭ. Решение планиметрических задач» -(хороший теоретический материал, много 16-х заданий с готовыми решениями)
- Сайт РешуЕГЭ для отработки заданий 1 части
- Сайт Alexlarin.net (варианты повышенной сложности)
- **Анна Малкова «Справочник для подготовки к ЕГЭ по математике» (мега полезная книга как для 1, так и для 2 части)
Ещё покупал книги: Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ. 40 вариантов» и А.А. Прокофьев «Математика. ЕГЭ. Задачи с параметрами», но они как-то не пригодились
**Обозначены пособия и ресурсы, которые были наиболее полезны при подготовке, на мой взгляд, «must-have» для успешной сдачи
Как прошёл экзамен?
На экзамене в 1 части мне попались обычные задания, решил быстро, на максимум. Вторая часть была сложной. Быстро решил 13 задание сразу на бланке (получил 2 балла), начал решать 15 задание точно так же в бланке, по уровню неравенство было средним, на одном из этапов я совершил ошибку, понял это, когда уже написал ответ, но свою ошибку найти никак не мог, безуспешно потратил на это 15-20 минут (в итоге получил ноль). Начал решать 17 задание на черновике, составил таблицу, уравнение, всё шло хорошо, решил не тратить время и дорешать уже на бланке, в итоге в уравнении получил отрицательный корень, снова долго искал ошибку и не нашёл (получил 1 балл за составление модели). Дальше решил пункт а) в 14 задаче, которую почти никогда не решал (1 балл), решил пункты а) и б) в 19 задаче (правильно только а) – 1 балл). В конце взялся за 16 задание, которое тоже получалось не часто, решил оба пункта, но верно только один (1 балл). 18 задание показалось сложным, оставалось мало времени, решать его я не стал.
Советы
- Чем раньше начнёте готовиться к профильной математике, тем лучше
- Подготовка должна быть систематической, если школа этого не даёт, а самому должной интенсивности обеспечить не получается, то лучше записаться на какие-то курсы
- Сначала стоит разобрать все прототипы 1 части, и только потом, когда уверены, что решаете 1 часть на максимум, можете переходить ко 2 части
- 13, 14, 15 задания лучше учиться решать, когда на уроках проходите соответствующие темы (13 – тригонометрия, 10 класс; 14 – стереометрия, 10-11 класс; 15 – неравенства часто показательные и логарифмические, 11 класс), так удобнее, материал уложится лучше, а навыки закрепите на практике
- 16, 18 лучше разбирать постепенно, тема за темой, не в раз за месяц или два, потому что задания сложные – знания и навыки должны постепенно наслаиваться, если не научились стабильно их решать до мая, лучше даже не начинать, а добить другие задания
- 17 можно разобрать в короткие сроки, но лучше тоже не оставлять на потом
- У 19 задания есть много прототипов, их вполне можно осилить, распределив нагрузку в течение года
- Задания 2 части должны проверяться компетентным человеком, изучившим методические рекомендации ФИПИ, если на школьных учителей нельзя положиться, то лучше найти репетитора-эксперта ЕГЭ или записаться на курсы
- Обязательно закрепляйте пройденный теоретический материал на практике, в случае с математикой необходимо выработать навыки решения заданий, поэтому, чем больше практики, тем лучше
Мои ошибки при подготовке
- Отсутствие системности
- Надежда на школьные знания
- Откладывание на потом
- Желание объять необъятное в последние недели перед экзаменом
- Неправильный настрой при подготовке и во время экзамена
История – 81 балл
Подготовка. Для сдачи ЕГЭ историю изначально выбрал как запасной предмет, готовиться начал в конце 10 класса. Первое, что я сделал – разобрался со всемирной историей, выучил все даты (необходимо для 1 и 11 задания), для этого воспользовался книгой Пазина (см. п. 7 в списке пособий), только потом перешёл к российской истории. На основе учебников МГИМО, справочника Кацвы и пособий Артасова составлял тематические конспекты, выделял список дат, личностей, добавлял карты, иллюстрации (культура). Сначала открывал книгу Артасова (см. п. 1), копировал оттуда основные моменты по теории, потом открывал учебник МГИМО (см. п. 2) и читал соответствующие параграфы, дополняя конспект необходимой информацией, в конце сверялся со справочником Кацвы (см. п. 3) и дополнял некоторые моменты. После проработки каждой темы решал задания по сборникам Пазина от издательства «Легион» (есть отдельные книги для отработки заданий с картами, иллюстрациями, большие сборники тестовых заданий, отличный справочник по культуре (теория, практика, много иллюстраций), книга по ВОВ, историческим личностям и др.). Чтение учебников и составление конспектов процесс трудоёмкий, но весь материал отлично укладывается и надолго запоминается. После прохождения нескольких тем, которые укладываются в отдельный период, я обязательно просматривал содержание ИКСа (историко-культурного стандарта) по соответствующим темам, чтобы не упустить важные даты, термины, личностей, которые в нём прописаны (ЕГЭ по истории составляют на основе ИКСа). Такими темпами (с перерывами) к середине учебного года я разобрал материал с 862 по 1801 год, на этом моя продуктивная подготовка, включавшая составление информативных конспектов и объёмную практику, закончилась.
В 10-11 классах на уроках в школе мы повторяли весь курс истории, поэтому у меня имелась достаточно хорошая база, которая спасала. Я перестал готовиться к ЕГЭ по истории зимой и решил, что не пойду на экзамен, но в конце мая у меня проснулся интерес и я всё-таки решил пойти на экзамен, тем более апрельский пробник, написанный на 96, вселял уверенность. Накануне я прорешал несколько вариантов из сборника Артасова и прочитал справочник Пазина по историческим личностям (см. п. 10). К историческому сочинению серьёзно не готовился, разобрал только структуру каждой модели и несколько раз попрактиковался в течение года.
Какие пособия и ресурсы использовал?
- **И.А. Артасов «История. Я сдам ЕГЭ! Типовые задания: теория, практика…» (в 2х частях) – издательство «Просвещение»
- **«История России: учебное пособие в 3х частях» — Издательство «МГИМО-университет» (1 часть – Т.В. Черникова «Древняя Русь – эпоха Екатерины II»; 2 часть – Я.В. Вишняков «Российская империя в XIX – начале XX века»; 3 часть – М.Ю. Мягков, О.Г. Обичкин «Двадцатый век 1914-1991 гг.») (подробное изложение материала, очень интересная подача, невозможно оторваться!)
- **Л.А. Кацва «История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы»
- А.С. Орлов и другие «История России» (пользовался недолго; несмотря на то, что все советуют этот учебник, у меня сложилось крайне негативное мнение: очень сухая подача, там, где нужно подробное изложение, материал дан кратко, и наоборот, развёрнуто дан ненужный материал)
- **Историко-культурный стандарт
- **И.А. Артасов «ЕГЭ. История. Типовые экзаменационные варианты — 2021» (для тренировки на реальных заданиях ЕГЭ)
- П.А. Ушаков, Р.В. Пазин «ЕГЭ. Всеобщая история — практикум» (хорошее пособие для погружения во всемирную историю, но для ЕГЭ обязательно знать только даты и события, список событий указан в кодификаторе без дат, список событий с датами можно найти в свободном доступе)
- **Р.В. Пазин, П.А. Ушаков «ЕГЭ. История. Картографический практикум» (замечательно для отработки заданий с картами)
- П.А. Ушаков, Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. Практикум по работе с иллюстративным материалом» (книга хороша тем, что к заданиям даны краткие теоретические справки, но много ошибок в ключах)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. 130 исторических личностей» (подходит только для повторения, потому что информация дана очень краткая)
- **Р.В. Пазин «ЕГЭ. История развития российской культуры» (суперполезный справочник по культуре, много иллюстраций и практических заданий)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. Анализ исторического источника» (только для тренировки заданий 20-22 по тексту, в целом не очень полезно)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. Тематические задания базового и повышенного уровней сложности» (задания удобно структурированы по темам и типам)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. Тематические задания высокого уровня сложности» (много заданий, не везде корректные ответы, лучше не покупать)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ-2021. История. Тематический тренинг» (для дополнительной тренировки, если прорешали книгу из пункта 13)
- Р.Ю. Болдырев, Р.В. Пазин «ЕГЭ. История. Великая Отечественная война. Справочник-практикум» (качественное изложение материала, много иллюстраций и тренировочных заданий)
- Н.И. Крамаров «ЕГЭ. История. Большой справочник» (неплохой справочник для повторения, из плюсов – списки дат и терминов, список международных договоров России)
**Обозначены пособия и ресурсы, которые были наиболее полезны при подготовке, на мой взгляд, «must-have» для успешной сдачи
Как прошёл экзамен?
На экзамен я шёл в отличном настроении, было интересно, что попадется в сочинении и сколько баллов смогу набрать. В 1 части были достаточно адекватные задания, разные исторические периоды были распределены равномерно. Во 2 части был текст про опричнину, дальше неадекватное 23 задание про помещиков и их нежелание закупать зерно заграницей в середине 19 века, 24 задание про большевиков и временное правительство (тоже сложное) и замечательное историческое сочинение по процессу «холодная война» — единственное задание из 2 части, которое мне понравилось. У меня было время и поэтому я написал 6 событий и личностей, а не 2 по минимальному требованию, я выложился на этом задании и мне понравилась проделанная работа. Наверное, только ради того, чтобы написать такое сочинение, стоило прийти на экзамен.
После экзамена я не проверял свои ответы и никуда не смотрел, ожидал 90+, но в итоге разочаровался, получив 81. Потерял 2 балла в тесте, по 1 баллу в 21 и 23 заданиях, минус 3 балла в 24 и минус 2 в сочинении. Проверка была достаточно жесткая, посрезали сильно…
Советы
- Самостоятельную подготовку лучше начинать хотя бы летом после 10 класса
- Помимо кратких справочников обязательно использовать хороший учебник
- Практиковаться по тематическим сборникам
- Обязательно интервально повторять пройденный материал
- Проработать как можно больше 23 и 24 заданий, потому что именно там могут попасться неадекватные формулировки, нужно быть максимально готовыми
- В качестве повторения тем можно писать сочинения, убьёте сразу двух зайцев
- Обязательно хорошо проработать структуру сочинения по каждой модели
- Не забывать работать с картами и иллюстрациями
Сканы бланков (историческое сочинение) В КОНЦЕ
Обществознание – 100 баллов
Подготовка. Готовиться к ЕГЭ по Обществознанию я начал с 10 класса – с апреля по июнь разобрал все темы кодификатора по блокам «Человек и общество» и «Социальные отношения». Когда работал с блоком «Человек и общество», открывал справочник Баранова (см. п. 4 в списке пособий), справочник Пазина (см. п. 5) и делал письменные конспекты в тетради, потом понял, что эта схема неэффективна, и стал делать электронные конспекты – быстро, компактно и удобно. Для составления конспектов по блоку «Социальные отношения» использовал справочник Пазина (практически полностью перепечатанный справочник Баранова, но более краткий и без неадекватных барановских формулировок), а также Триактив-курс Котовой и Лисковой (все темы ЕГЭ в нужном объёме, только адекватные и правильные формулировки, см. п. 9). Примерно до октября 11 класса я проработал блок «Политика», точно так же составлял электронные конспекты по пособиям Пазина и Котовой-Лисковой, распечатывал их, периодически повторял пройденные темы. К справочнику Баранова уже практически не обращался.
Для практики изначально использовал сборник Лазебниковой «700 заданий» (см. п. 3), но очень скоро пришлось его выбросить, потому что всё чаще сталкивался с неадекватными, некорректными формулировками, ошибками в ключах. Вместо книжки Лазебниковой купил «Тематический тренинг» О.А. Чернышевой (см. п. 6), там задания более адекватные, в основном уровня ЕГЭ, но есть и очень лёгкие. Чтобы запомнить определения, составлял карточки: на лицевой стороне термин, на оборотной – определение. После того, как проработал 3 блока из 5, пришлось отложить подготовку в сторону из-за олимпиад. С октября системности в подготовке уже не было и в течение оставшегося времени я решал варианты из сборника ФИПИ (Котова, Лискова), решал задания 2 части из книги Пазина «Задания высокого уровня сложности» (см. п. 7), успел проработать несколько заданий из книги Чернышевой (см. п. по сложному плану (задание 28), составил сборник планов по Социологии.
Перед экзаменом я нарешивал задания 1 части из сборника Котовой-Лисковой, а за день до дня Х прочитал всю теорию по блокам «Экономика» и «Право» в справочнике Пазина. Т.к. я в течение года занимался подготовкой к олимпиадам по Обществознанию, то умел писать эссе и выполнять разные задания с развёрнутым ответом, также у меня уже была неплохая база по экономике и праву, поэтому необходимости в детальном разборе тем и нарешивании огромного количества заданий 2 части уже не было, как и времени для этого.
Какие пособия и ресурсы использовал?
- **О.А. Котова, Т.Е. Лискова «ЕГЭ. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты – 2021» (для тренировки на реальных заданиях ЕГЭ)
- А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская «ЕГЭ, Обществознание. Экзаменационный тренажёр – 20 вариантов» (использовали в школе, есть много неадекватных заданий, лучше не тратить деньги)
- А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская «Обществознание. ЕГЭ. 700 заданий» (много некорректных формулировок и ошибок в ключах, смело выбрасываем)
- П.А. Баранов и другие «Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» (несмотря на то, что он далеко не новый и не полный, вполне можно использовать для подготовки, но при прочих равных лучше заменить связкой из Триактив-курса Котовой-Лисковой и справочника Пазина)
- **Р.В. Пазин, И.В. Крутова «ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах» (тот же справочник Баранова, просто в другой обложке, но более краткий и без странных барановских формулировок и воды)
- О.А. Чернышева и другие «ЕГЭ. Обществознание: тематический тренинг» (неплохо для тренировки заданий по блокам)
- Р.В. Пазин «ЕГЭ. Обществознание: задания повышенного уровня сложности» (заданий много, можно все не прорешивать, а прочитать ключи)
- О.А. Чернышева «ЕГЭ. Обществознание. Сложный план развёрнутого ответа» (покупая эту книгу, ожидаешь сборник всех планов, но этого там нет, поэтому можно не покупать — бесполезно)
- **О.А. Котова, Т.Е. Лискова «Обществознание. Модульный триактив-курс» (2 части: 10 и 11 класс) (вся необходимая теория от составителей КИМов, корректные формулировки, также есть задания для практики, одна из главных книг для успешной сдачи ЕГЭ по обществу)
- О.А. Чернышева «ЕГЭ. Обществознание. Большой справочник» (пытался использовать в начале подготовки, но быстро понял, что книга абсолютно бесполезная, не все аспекты тем раскрыты, много некорректных формулировок)
**Обозначены пособия и ресурсы, которые были наиболее полезны при подготовке, на мой взгляд, «must-have» для успешной сдачи
Как прошёл экзамен?
На экзамене мне попалась хорошая 1 часть без неадекватных заданий, решил её примерно за 15 минут. Вторая часть была сложнее: текст (21-24) про политические режимы (пришлось подумать над 24 – было задание про оппозицию), в 25 определение социального института, в 26 нужно было проиллюстрировать примерами признаки рыночной экономики (тоже пришлось подумать), 27 про альтернативную гражданскую службу, в 28 план про познание, эссе пришлось писать за 30 минут, взял высказывание по социологии. Большинство заданий во 2 части писал сразу на бланке, на черновике прописал только 25, где нужно было корректно сформулировать определение, и набросал план 28, эссе тоже писал сразу на бланке. Успел ещё 2 раза перепроверить 1 часть и 1 раз вторую.
Советы
- При подготовке стоит ориентироваться преимущественно на пособия от составителей ЕГЭ (О.А. Котова, Т.Е. Лискова)
- Не покупать книги под авторством Лазебниковой (хоть на них и написано «создано разработчиками ЕГЭ», Лазебникова когда-то действительно была составителем КИМов, но эти времена уже давно прошли, структура экзамена, подходы к оцениванию и требования изменились), вы потратите кучу денег на покупку этих книг и нервов при решении заданий, которые не соотносятся с реальными заданиями ЕГЭ, а в итоге ни к чему не придёте
- Точно такая же история со сборниками вариантов под авторством Баранова – только некорректные и неадекватные формулировки, но теоретический справочник Баранова вполне можно использовать
- Учите определения либо из пособий Котовой-Лисковой, либо из учебников, входящих в федеральный перечень
- При изучении полномочий органов власти, предметов ведения субъектов РФ и федерального центра, а также правовых тем лучше пользоваться первоисточниками (Конституция РФ, кодексы, законы, необходимый список есть в кодификаторе ФИПИ)
- На самом экзамене задания лучше писать сразу на бланк, предварительно 2 раза подумать, т.к. времени на переписывания с черновиков точно не хватит
- В тех заданиях, где нужно перечислить признаки, функции, привести примеры, пишите пунктов больше, чем требуется, чтобы получить свой максимум наверняка (обычно требуется всего по 3, но пишите 4-5)
Английский язык – 85 баллов
Подготовка. Надо признать, что моя подготовка к ЕГЭ по английскому была бессистемной. Только летом перед 11 классом я познакомился со структурой экзамена. Начал разбирать темы по грамматике, используя учебник Дроздовой, там же практиковался. Решал подборки заданий разных блоков из Открытого банка ФИПИ. Но особо не преуспел. Пытался учить лексику по темам кодификатора. Зимой разобрал структуру письма и эссе, тренировался в их написании. В школе на факультативах мы прорешивали задания из банка ФИПИ, проработали словообразование и часть тем по грамматике. Периодически решал варианты из сборников Вербицкой – набирал то 60, то 80, стабильности, как и уверенности в высоком результате, не было.
В марте записался на онлайн-курсы* подготовки к дополнительному вступительному испытанию (ДВИ) МГИМО (хотел поступать туда на один из факультетов, но в июне ДВИ отменили) за несколько месяцев удалось прокачать грамматику и общий уровень языка, что очень помогло на экзамене. В мае решил проработать все задания из открытого банка ФИПИ, но меня хватило только на то, чтобы сделать процентов 10 от всех заданий по чтению. В июне решил записаться на онлайн-интенсив*, что стало очень верным решением! За пару недель мы повторили много тем по грамматике, разобрали алгоритмы решения заданий 1 части, мне удалось хорошо проработать письмо и эссе, потренировать говорение (впервые за время подготовки). За последний пробник в школе я получил 87 баллов, а за первый пробник на интенсиве – всего 61… в том числе 0 за эссе, очень мало за аудирование и спикинг. Благо преподаватель и куратор – настоящие профессионалы, помогли разобраться в структуре эссе и отработать навык его написания, подсказали хорошие шаблоны по говорению. В общем, интенсив стал для меня настоящим спасательным кругом.
*названия курсов и онлайн-школ не упоминаю!
Какие пособия и ресурсы использовал?
- **М.В. Вербицкая «ЕГЭ. Английский язык. Типовые экзаменационные варианты — 2021» (использовал для тренировки)
- М.А. Бодоньи, А.А. Меликян «ЕГЭ. Английский язык. Тренинг: все типы заданий» (практически не пользовался ей, хотя помимо зданий есть теоретический материал, алгоритмы решения заданий, но уровень – очень базовый)
- М.А. Бодоньи «ЕГЭ. Английский язык. Словообразование» (неплохая книга, но лучше не тратиться, а проработать все случаи словообразования, используя открытый банк заданий ФИПИ или интернет-ресурсы)
- О.М. Корчажкина «ЕГЭ. Английский язык. Сочинение-рассуждение на ЕГЭ: практика аргументации» (до того, как начал заниматься на интенсиве, думал, что эта книга очень мне помогла, но оказалось, что я научился писать эссе по неправильной структуре, поэтому ни в коем случае не покупайте данное пособие – путь к 0 баллов за эссе!)
- М.Л. Тарновская, Е.М. Караваева «Интегрированный курс английского языка для подготовки к профильным экзаменам Excellence in exams» — издательство «МГИМО-университет» (отличная книга для усиленной подготовки, в ней хорошо разобраны темы по грамматике, хорошие сеты по лексике и многое другое, продвинутый уровень)
- **Е.С. Музланова «Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ» (очень полезная книга во всех аспектах подготовки!)
- **Т.Ю. Дроздова и другие «English Grammar: reference & practice» (одна из лучших книг по грамматике! продвинутый уровень)
**Обозначены пособия и ресурсы, которые были наиболее полезны при подготовке, на мой взгляд, «must-have» для успешной сдачи
Как прошёл экзамен?
Я шёл на экзамен, понимая, что с такой подготовкой не схвачу звёзд с неба. Попалось хорошее аудирование, я всё услышал, чтение было очень ужасным, с ходу не получилось сделать даже заголовки, сделал лексику и грамматику, но в двух заданиях на множественный выбор пришлось отвечать наугад), затем написал письмо сразу в бланк, сделал 11 задание по чтению, заголовки так и не получались, оставалось около часа и я решил писать эссе так же, как и письмо, сразу в бланк, в оставшееся время доделал чтение, всё успел.
Устная часть прошла хуже, чем письменная. В аудитории было 3 человека, так получилось, что я начал вторым, все говорили очень громко, поэтому приходилось кричать. В целом задания были адекватные, но далеко не всё получилось хорошо из-за растерянности и отсутствия «набитой руки».
В итоге я получил максимум за аудирование и лексику-грамматику, потерял 7 баллов в чтении( , 4 балла в эссе и 4 в устной части, в сумме минус 15 баллов, итого за экзамен 85 – я остался вполне доволен.
Советы
- Начинать подготовку нужно как можно раньше
- Постоянно расширять словарный запас
- Грамматику лучше изучить на продвинутом уровне
- Отработать структуру и шаблоны по письму, эссе и говорению
- Задания по разделам «Письмо» и «Говорение» должны проверяться компетентным педагогом, если на школьных учителей рассчитывать не приходится, то лучше запишитесь на курсы, хотя бы короткие интенсивы по этим блокам
- Практика должна быть частой и систематической!
Дополнительно
Про пособия
Если вы готовитесь к ЕГЭ самостоятельно, то качественные пособия крайне важны, без них никуда, ведь нужно изучать теорию и постоянно практиковаться. В первую очередь стоит обратить внимание на книги под авторством составителей ЕГЭ, никогда не вестись на заголовки «создано разработчиками ЕГЭ», «прошло оценку ФИПИ» и т.д.! уточните на сайте ФИПИ фамилии составителей ЕГЭ и отдавайте предпочтение именно пособиям под их авторством. Очень часто люди, которые когда-то давно имели отношение к ФИПИ, пишут на своих книгах, что это пособия от разработчиков ЕГЭ, но структура экзаменов и требования меняются, а для качественной подготовки необходима наиболее актуальная и корректная информация. Помимо пособий от разработчиков, вполне можно использовать книги, которые зарекомендовали себя, почитайте советы выпускников, сдавших ЕГЭ на высокие баллы, посоветуйтесь с компетентными педагогами, не выбрасывайте деньги на ветер!
Помните, что не все пособия, которые вы собираетесь использовать, необходимо покупать. Лично у меня половина книг для подготовки, учебников была в электронном формате, бо́льшую часть пособий (но не все!) можно бесплатно скачать в интернете (например, на сайте alleng – всем, кто учится) и пользоваться. Однако не всеми пособиями удобно пользоваться в электронном виде, на книги с упражнениями, вариантами для тренировки всё-таки стоит немного потратиться.
Про планирование
Чтобы ваша подготовка была систематической, продуктивной и гарантированно принесла высокий результат на ЕГЭ, вы должны заниматься планированием. Когда я всерьез взялся за подготовку к экзаменам в конце 10 класса, я составлял себе план на 2 недели, в котором указывал, когда и что нужно сделать, какие темы пройти, сколько заданий прорешать и т.д., естественно, не всегда будет получаться следовать составленному плану, но, во-первых, так вы вольётесь в быстрый ритм и сможете делать очень много работы, а во-вторых, в подготовке появится системность!
Лично меня хватило примерно на 4 месяца усиленной работы изо дня в день, потом стали всё чаще случаться упадки работоспособности, но при правильном подходе негативные моменты можно свести к минимуму. Если же вы не будете составлять себе план подготовки, то быстро распылитесь, растечётесь и выгорите либо будете тешить себя иллюзиями, что всё хорошо, а потом разобьётесь о слабый результат. Отсутствие планирования и системности в подготовке – ошибка многих выпускников. Чтобы потом не было обидно и плохо – обязательно занимайтесь планированием!!!
Про школьную подготовку и онлайн-курсы
К сожалению, так устроена система образования, что в 10-11 классах во многих школах на уроках занимаются чем угодно, только не целенаправленной подготовкой к ЕГЭ. С одной стороны, учебный план осваивать нужно, везде говорят, что ЕГЭ составлен на основе школьной программы, но с другой – если многие школы работают по устаревшим учебникам, везде уровень преподавания разный, то рассчитывать, что только школьных знаний хватит, чтобы подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов, не приходится, да и кому нужны оценки, учебные планы и всё остальное, если на выходе получится мало баллов на экзамене. На то, чем вы занимались на уроках, при приеме в университет не посмотрят, все посмотрят на ваши баллы ЕГЭ, поэтому лично я считаю, что урочное время лучше посвятить качественной подготовке к экзаменам.
Лично мне повезло, по некоторым предметам мы готовились к ЕГЭ не только на факультативах и спецкурсах, но и прямо на уроках, но так не во всех школах. В любом случае, вне зависимости от наличия и качества школьной подготовки стоит брать процесс в свои руки, ведь вы сами несёте ответственность за свои баллы и поступление, глупо надеяться, что кто-то что-то сделает за вас или на экзамене упадет звезда с неба.
Хотя к ЕГЭ я по большей части готовился самостоятельно (посчастливилось позаниматься только на онлайн-интенсиве по английскому), считаю, что подготовка в онлайн-школах достаточно эффективный метод, ведь сегодня онлайн-курсы предлагают системную, качественную подготовку, с которой у вас не получится расслабиться! Самое главное, выбрать хорошую онлайн-школу, с профессиональными преподавателями и наставниками, где отличная подача материала и качественная проверка домашних работ, необходимо обратить внимание на отзывы учеников и их результаты на ЕГЭ. Будьте внимательны, чтобы не выбросить деньги на ветер, сегодня рынок онлайн-образования переполнен и есть много курсов низкого качества.
Про олимпиады
Моя подготовка к олимпиадам – это ещё одна немаленькая история, но в рассказе про опыт сдачи ЕГЭ всё-таки хочу об этом упомянуть. Олимпиадное движение – уникальная штука! Кроме Всероссийской олимпиады школьников существуют олимпиады перечня министерства науки и высшего образования, которые дают льготы при поступлении, эти олимпиады делятся на 3 уровня, и стать призёром олимпиады 3-го уровня вполне может любой человек, упорно готовящийся к ЕГЭ по соответствующему предмету или просто имеющий хорошую базу знаний. Олимпиад очень много, соответственно – очень много шансов добиться успеха, став победителем или призёром, и поступить в хороший вуз без ЕГЭ.
Summary
Вот вы и познакомились с моей историей, узнали, как я готовился и сдавал экзамены, какими пособиями и ресурсами пользовался. Я проанализировал свой опыт и постарался дать вам некоторые советы, которые, я надеюсь, помогут при подготовке. Наверное, прочитав мою статью, кто-то удивится, как можно одновременно добиться успеха на олимпиадах и получить два раза по 100 баллов на ЕГЭ, при этом уделяя основную часть своего времени подготовке к олимпиадам. Как вы видите – это вполне реально! Когда-то я тоже читал подобные истории и думал, что никогда не получу 100 баллов) Что я хочу сказать будущим выпускникам – не стоит бояться ЕГЭ, это всего лишь один из этапов, все его проходят, а про то, сколько баллов вы наберёте, через несколько лет вы уже и не вспомните. Сейчас нужно получить заряд мотивации к интенсивной подготовке, взять себя в руки и идти только вперёд, пусть где-то не будет получаться, не всегда будут радовать высокие результаты, но если вы не опустите руки на этом пути и будете бороться за свои высокие баллы, то обязательно достигнете поставленной цели! Верьте в себя и свои силы, у вас всё получится!
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Пробный вариант ЕГЭ 2021 по обществознанию №10 с ответами «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ». Тренировочные варианты ЕГЭ 2021 по обществознанию с ответами. ЕГЭ обществознания.
https://vk.com/ege100ballov
https://vk.com/obshestvo_100
Примеры некоторых заданий из варианта
7. Выберите верные суждения о традиционной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) преобладание натурального хозяйства
2) хозяйствующие субъекты жестко подчинены государственному планированию
3) хозяйствующие субъекты принимают основные решения на основе обычаев и традиции
4) высокая степень монополизации экономики
5) общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц (крестьянских семей, общин, плантаций)
6) преобладает механизированный и наемный труд
Ответ: __________________________.
9. Гражданин Пирамидов планирует создать свой барбер-шоп. Для этого он планирует выбрать определенную организационно-правовую форму ведения бизнеса. С какими рисками может столкнуться Пирамидов, если выберет такую форму, как индивидуальное предпринимательство?
1) высокая степень риска вложения капитала
2) простота регистрации и оформления
3) ограничения в экономических действиях
4) отсутствие уставного капитала
5) ограничение возможности расходования средств на рекламу
6) несение полной ответственности со стороны бизнесмена
Ответ: __________________________.
11. В истории имеется много примеров, когда выходцы из незнатных семей становились успешными. Одним из таких примеров может быть Федор Шаляпин. Шаляпин был выходцем из крестьян, учился на сапожника, но стал известным певцом, выступал в оперном театре в Москве и Петербурге, стал символом русской культуры. Выберите в приведенном списке характеристики социального явления, которое характеризуется данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная стратификация может осуществляться по разным критериям, в том числе по уровню образования, уровню дохода и так далее.
2) Социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.
3) Наличие сословий, как правило, характеризует традиционное общество.
4) Социальная мобильность в традиционном обществе, как правило, очень низкая.
5) Социальная структура современного общества неоднородна.
Ответ: __________________________.
Смотрите также:
Пробный вариант ЕГЭ 2021 по обществознанию №9 с ответами
ЕГЭ
Подведены итоги ЕГЭ по обществознанию
Фото: официальный сайт мэра Москвы
Участники ЕГЭ по обществознанию в 2021 году продемонстрировали результаты, сопоставимые с прошлыми годами. Средний тестовый балл по обществознанию практически не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 56,4. Об этом сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
29 265 участников показали на ЕГЭ по обществознанию высокий результат – от 81 до 100 баллов. Стобалльниками по этому предмету в 2021 году стали 318 человек. Не преодолели минимальную границу в 42 тестовых балла около 18% участников, что на 1% меньше, чем годом ранее.
Обществознание стало вторым по популярности предметом по выбору у выпускников 2021 года: этот экзамен сдавали почти 307 тысяч человек.
«Выпускники 2021 года по сравнению с выпускниками предыдущих лет лучше ориентируются в правах и свободах человека и гражданина. При этом почти четверть выпускников не понимают таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство», – прокомментировали результаты ЕГЭ по обществознанию в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).
Также проблемы у участников экзамена возникли со знанием отдельных конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации.
Самые распространенные ошибки связаны с тем, что выпускники не различают функции законодательной и исполнительной власти, а также разделение полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации.
Новости по теме
Другие новости
Варианты ЕГЭ по обществознанию
Об экзамене
Пожалуй, это один из самых неоднозначных предметов. Наиболее противоречивые отзывы касаются именно обществознания. Почему так происходит? Первая причина — является самым популярным из тех, что даны по выбору. Вторая — зачастую, многие выбирают его лишь от безысходности и непонимания, куда и на кого идти учиться, а так как считают, что это наиболее простой путь — сдать обществознание, то в конечном итоге сильно ошибаются. С недавних пор из вариантов были убраны задания на “логику” (с выбором варианта), и теперь вся та простота испарилась. Поэтому избегайте столь халатного отношения, готовьтесь заранее. И не забывайте, что конкурс в вузах по направлениям, где профилирующим предметом является обществознание, всегда самый высокий.
Структура
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 8 заданий базового уровня и 12 заданий повышенного уровня. В части 2 представлены два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23–29). На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пояснения к оцениванию заданий
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.
Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу.
Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.
Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.