Какие положения Ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) запрет на употребление алкоголя
2) соблюдение поста в месяц Рамадан
3) почитание Мухаммеда как последнего пророка
4) вера в единого Бога
5) признание Корана священной книгой
6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных
Пояснение.
1) запрет на употребление алкоголя. Да, верно, это регулирует жизнь верующего.
2) соблюдение поста в месяц Рамадан. Да, верно, это регулирует жизнь верующего.
3) почитание Мухаммеда как последнего пророка. Нет, неверно, мировоззренческая функция.
4) вера в единого Бога. Нет, неверно, мировоззренческая функция.
5) признание Корана священной книгой. Нет, неверно, мировоззренческая функция.
6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных. Да, верно, это регулирует жизнь верующего.
Ответ: 126.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.
1) археология; 2) геология; 3) физика; 4) ботаника; 5) химия; 6) педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
2
Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Ответ:
3
Установите соответствие между отличительными признаками и формами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК
А) выполнение, прежде всего, компенсаторной функции
Б) высокая сложность выражения и содержания
В) сохранение исторической преемственности
Г) удовлетворение сиюминутных потребностей людей
Д) ориентация на узкий круг высокообразованной публики
ФОРМА КУЛЬТУРЫ
1) массовая
2) народная
3) элитарная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
4
Какие положения Ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) запрет на употребление алкоголя
2) соблюдение поста в месяц Рамадан
3) почитание Мухаммеда как последнего пророка
4) вера в единого Бога
5) признание Корана священной книгой
6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных
Ответ:
5
Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики.
2) Государство в рыночной экономике призвано поддерживать незащищенные слои населения.
3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ.
4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости.
5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.
Ответ:
6
Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ
А) динамика валового внутреннего продукта
Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг
В) условия успешности бизнеса в определённых сферах
Г) изменение курсов валют
Д) причины экономических кризисов
РАЗДЕЛ
1) микроэкономика
2) макроэкономика
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
7
Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны.
1) доступна для гражданского оборота
2) призвана поддерживать стабильность национальной валюты
3) подтверждает участие в бизнесе
4) наделяет владельца правом на получение дивидендов
5) выпускается на ограниченный срок
6) носит долговой характер
Ответ:
8
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) малая группа
2) неформальная группа
3) большая группа
4) референтная группа
5) профессиональная группа
6) формальная группа
Ответ:
9
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл серию социологических опросов. Респондентам (участникам опросов) было предложено ответить на вопрос: «По какой системе времени Вам лично и Вашей семье было бы удобнее жить?» Результаты опроса представлены в таблице.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Доля опрошенных, для которых предпочтительной является система перехода от летнего к зимнему времени и обратно каждый год, была минимальной в сентябре 2012 г.
2) В августе 2010 г. большинство опрошенных высказалось за переход от летнего к зимнему времени и обратно каждый год.
3) В феврале 2013 г. большинство опрошенных высказалось за установление постоянного зимнего времени.
4) Доля опрошенных, для которых предпочтительным является установление постоянного летнего времени, к сентябрю 2012 г. существенно снизилась по сравнению с предыдущим периодом.
5) К февралю 2013 г. снизилась доля опрошенных, затруднившихся ответить на данный вопрос.
Ответ:
10
Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) государство делится на избирательные округа
2) избиратели голосуют за личность кандидата
3) государство представляет собой единый избирательный округ
4) избиратели голосуют за политическую партию
5) в день голосования запрещена политическая агитация
6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
Ответ:
11
Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?
1) обладает наивысшей концентрацией власти
2) устанавливает общеобязательные нормы
3) его деятельность регулируется определёнными нормами
4) выполняет определённые общественные функции
5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории
6) возникло раньше других социальных институтов
Ответ:
12
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) государственное финансирование политических партий
2) поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности
3) социальное государство
4) федеративное устройство, основанное на государственной целостности
5) единая государственная идеология
Ответ:
13
Установите соответствие между функциями и высшими государственными институтами (и должностью) в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
А) разработка и принятие законов
Б) утверждение изменения границ между субъектами РФ
В) осуществление мер по обеспечению правопорядка
Г) решение вопросов гражданства и политического убежища
Д) управление федеральной собственностью
ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТЬ В РФ
1) Федеральное Собрание
2) Правительство РФ
3) Президент РФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
14
Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны.
1) невыполнение издательством условий договора с автором романа
2) захват заложников в здании школы
3) курение студентами в здании университета
4) нарушение правил пожарной безопасности
5) сброс отходов производства в реку
6) невыплата кредита банку
Ответ:
15
Установите соответствие между функциями и правоохранительными органами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ
A) надзор за соблюдением законов всеми гражданами и организациями
Б) охрана общественного порядка
B) борьба с правонарушениями
Г) надзор за соблюдением прав заключённых под стражу
Д) пресечение, выявление и раскрытие преступлений
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
1) прокуратура
2) полиция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
16
Граждане РФ Ирина и Николай решили заключить брачный договор. Какие отношения супругов согласно семейному законодательству РФ могут быть объектом регулирования брачного договора? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) порядок несения каждым супругом семейных расходов
2) права и обязанности по взаимному содержанию
3) способы участия в доходах друг друга
4) права и обязанности супругов в отношении детей
5) выбор места жительства
6) распределение домашних обязанностей
Ответ:
17
Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
18
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «налог»;
— объясните взаимосвязь роли правительства и экономических спадов в государстве. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
19
Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
20
Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
21
На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P — цена товара; Q — количество товара).
Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения?
Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.)
Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
22
Николай и Александра познакомились, когда девушка объявила в соцсетях о создании ею приюта для бездомных собак и кошек и пригласила волонтёров поддержать её начинание. На её призыв откликнулось множество желающих помогать животным. Николай – учредитель и совладелец известного в городе транспортного предприятия – оказывал приюту финансовую помощь. Перед свадьбой Николай и Александра решили заключить брачный договор. Александра хотела включить в договор имя их будущего ребенка и согласие супруга на проживание с её родителями в течение первого года семейной жизни, а Николай – согласие Александры вести домашнее хозяйство, посвятить свою жизнь воспитанию детей и доверить ему решение всех вопросов семьи.
Семью какого типа стремится создать Николай? Каким видом дохода располагает он в соответствии с условиями задачи? Какие факты свидетельствуют, что приют для бездомных животных, созданный Александрой, – это организация гражданского общества? (Укажите два факта.) Почему предложения супругов не могут быть включены в брачный договор при его нотариальной регистрации в соответствии с Семейным кодексом РФ?
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
23
Конституция Российской Федерации провозглашает ценности исторической преемственности. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
24
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
25
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость проведения в РФ государством политики по борьбе с безработицей. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие существуют в РФ способы борьбы с безработицей? (Назовите любые три способа.)
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ борьбы с безработицей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа.)
Показать
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
9
.
04
Термодинамические циклы. КПД тепловых машин
Вспоминай формулы по каждой теме
Решай новые задачи каждый день
Вдумчиво разбирай решения
ШКОЛКОВО.
Готовиться с нами — ЛЕГКО!
Подтемы раздела
термодинамика
9.01Внутренняя энергия газа
9.02Работа идеального газа
9.03Первое начало термодинамики
9.04Термодинамические циклы. КПД тепловых машин
Решаем задачу:
Тепловая машина с КПД 40 за цикл работы отдает холодильнику 100 Дж. Какое количество
теплоты за цикл машина получает от нагревателя? (Ответ дайте в джоулях, округлив до
целых.)
Показать ответ и решение
КПД цикла можно найти по формуле:
Выразим количество теплоты, которое машина получает от нагревателя за цикл:
Обществознание (Вариант 28)
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
28. Какому виду познания посвящён текст? Какие особенности этого вида знания описывает автор? Укажите любые две таких особенности.
Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«.
Поскольку человек не только познает окружающую реальность, но и изменяет её, сам факт человеческого мышления, знания или незнания) может сказаться на ситуации. Она становится не такой, как была до этого. <…> Предположим, что растёт цена акций какой-то компании. Человек, который ожидает (знает), что эти акции еще подрастут, покупает значительный пакет. Акции действительно «подрастают». Но допустим, что этот пакет не был бы куплен, возможно, их цена и не подросла бы, ведь цена акций зависит от спроса на них. То, что исследователь процессов одновременно является и их участником, серьезно ограничивает применение в социальных науках некоторых методов, на которых базируется естественнонаучное знание. Например, эксперимент. В естественных науках эксперимент или способствует открытию новых данных, или подтверждает ранее высказанные предположения. Но если эксперимент проводится в социальной реальности, он меняет саму эту реальность, а значит, она уже не такая, какой была до эксперимента. Следовательно, информация, которую несёт эксперимент, не имеет постоянного характера. Разумеется, это не единственное ограничение применения эксперимента в обществознании. Существенную роль играют также нравственные ограничения — ведь экспериментировать приходится на людях.
Замечено также, что в социальном знании исследователю гораздо сложнее сохранить объективность (непредвзятость), чем в знании естественнонаучном. Конечно, и физик может быть искренне, эмоционально привязан к какой- то теории или гипотезе, в силу чего пусть и ненамеренно, но не замечает её несоответствия фактам. Однако в естественной науке это явление редкое. В социальном же знании исследователь может быть связан с предметом исследования экономическими, политическими и прочими интересами. Именно на этом была основана идея «партийности» социальных наук. Разумеется, считать, что любая гипотеза в социальном знании маскирует чьи-то корыстные интересы, вряд ли справедливо, но приходится признать, что предвзятость гораздо больше свойственна социальному знанию, нежели естественнонаучному. Следует учитывать также и то, что все мы — люди определённой культуры, определённого мировоззрения. В силу этого понимание чужой культуры может вызывать затруднения. Предвзятость может искажать социальное знание на самых разных этапах. Так, например, практически все исторические свидетельства, на которых построена историческая наука, предвзяты. Историки, работая со свидетельствами, вынуждены всегда делать поправку на особенности личности свидетельствующего, на его взгляды и интересы.
(О А. Ефремов)
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Варианты ЕГЭ по обществознанию
Об экзамене
Пожалуй, это один из самых неоднозначных предметов. Наиболее противоречивые отзывы касаются именно обществознания. Почему так происходит? Первая причина — является самым популярным из тех, что даны по выбору. Вторая — зачастую, многие выбирают его лишь от безысходности и непонимания, куда и на кого идти учиться, а так как считают, что это наиболее простой путь — сдать обществознание, то в конечном итоге сильно ошибаются. С недавних пор из вариантов были убраны задания на “логику” (с выбором варианта), и теперь вся та простота испарилась. Поэтому избегайте столь халатного отношения, готовьтесь заранее. И не забывайте, что конкурс в вузах по направлениям, где профилирующим предметом является обществознание, всегда самый высокий.
Структура
Часть 1 содержит задания двух уровней сложности: 8 заданий базового уровня и 12 заданий повышенного уровня. В части 2 представлены два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23–29). На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Пояснения к оцениванию заданий
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23–28 – по 3 балла; задания 29 – 5 баллов.
Любой учитель или репетитор может отслеживать результаты своих учеников по всей группе или классу.
Для этого нажмите ниже на кнопку «Создать класс», а затем отправьте приглашение всем заинтересованным.
Ознакомьтесь с подробной видеоинструкцией по использованию модуля.
Сборники тренировочных тестов по обществознанию для ЕГЭ в 2022 году и для ЕГЭ прошлых лет. Все тренировочные варианты/пробники содержат ответы и решения ко 2-й части кима. Обсудить решение и задания каждого варианта вы можете в комментариях под ними — СМОТРЕТЬ ТЕСТЫ.
- Всё про ЕГЭ 2023
- Демоверсия 2023 + изменения 2023
Выберите интересующий вас вариант ниже:
Для эссе в по обществознанию у нас создан специальный раздел «Эссе по обществу».
Необходимую теорию для ЕГЭ вы найдете в разделе «Теория для ЕГЭ по обществознанию». Рекомендуем полный курс теории по обществу в таблицах. А также общие полезные советы при подготовке к ЕГЭ по обществознанию.
Ниже расположены тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по обществознанию с ответами и решениями (разборами)
ЕГЭ по обществознанию – экзамен, который сдается выпускниками по выбору, часто идет в паре с историей, если планируется поступление в ВУЗы определенной специализации: юриспруденция, управление, менеджмент и ряд аналогичных направлений. Этот предмет пользуется популярностью еще и потому, что считается одним из наиболее легких. В рамках курса изучаются особенности социологии, обществознания, политологии – эти знания пригодятся не только на экзамене, но и в обычной жизни. После поступления в ВУЗ основательные знания в данной сфере позволяют быстрее разбираться во многих профильных дисциплинах.
Тренировочные варианты (2020 год)
Тренировочные варианты (2019 год)
Тренировочные варианты (2018 год)