в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 135 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Задания Д22 C3 № 104
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Показать
1
Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократия»;
— объясните связь названных автором принципов построения Российской Федерации. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
4
Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
5
Автор пишет о федерализма в РФ. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государственное устройство». (В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Признаком государственной власти является монопольное право использовать силу в пределах страны.
2) В соответствии с целями своей деятельности государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
3) Принцип разделения властей реализуется только в демократических государствах.
4) По основному субъекту осуществления власть бывает унитарная и республиканская.
5) Политической властью называют способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 1
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «разделение властей»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных ветвях государственной власти;
− одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса проявление системы сдержек и противовесов, которая есть в российской политико-правовой системе.
Источник: РЕШУ ЕГЭ
Выберите верные суждения о политической власти и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Осуществление политической власти лежит в основе института государства.
2) Государственная власть является более широким понятием, чем политическая власть.
3) Государственная власть действует на основе правовых норм.
4) Под легитимностью политической власти понимается строгое соблюдение органами власти законов государства.
5) Во всех современных государствах политическая власть разделена на три самостоятельных ветви.
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Политика. Федеративное устройство Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократия»;
— объясните связь названных автором принципов построения Российской Федерации. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики конституционного строя РФ. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации, Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
4
Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
Предметная область: Политика. Федеративное устройство Российской Федерации
5
Задания Д22 C3 № 104
В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
Предметная область: Политика. Органы государственной власти Российской Федерации
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство». Какие признаки правового государства приводит автор? (Назовите любые два признака.) Какую роль в системе разделения властей играет теория парламентаризма, с точки зрения автора?
Показать
1
Какое определение понятию «парламентаризм» даёт автор? В чём проявляется практическая значимость теории парламентаризма? Укажите два любых проявления, названных автором. В чём проявляется практическая значимость модели «правовой государственности», с точки зрения автора?
2
Какие механизмы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности» в современной государственности приведены в тексте? Назовите два любых механизма. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих механизмов. (Сначала указывайте механизм, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Автор пишет, что становлению правового государства способствует множество факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три фактора становления правового государства.
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Задания Д16 № 203
В чем наиболее полно выражается демократический смысл Конституции РФ?
1) во введении двухпалатного парламента
2) в закреплении основных обязанностей граждан
3) в провозглашении федеративного устройства государства
4) в закреплении принципа разделения властей
Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) «сдержки и противовесы» | 2) компетенция | 3) естественное право |
4) разделение властей | 5) импичмент | 6) судебная власть |
7) полномочия | |
9) суспензивное вето |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки
Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Типология политических режимов
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
1) «сдержки и противовесы» | 2) компетенция | 3) естественное право |
4) разделение властей | 5) импичмент | 6) судебная власть |
7) полномочия | |
9) суспензивное вето |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.
Показать
1
Назовите принципы правового государства, приведенные автором. Всего укажите четыре принципа.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «правовое государство»;
— объясните связь названных автором принципов правового государства. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Автор утверждает, что основная функция правового государства — защита и охрана прав и свобод граждан. Приведите три органа государственной власти, которые осуществляют данную функцию в РФ и кратко поясните, каким образом это осуществляется.
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
4
Задания Д22 C3 № 511
Автор перечисляет условия, которые необходимы для существования правового государства. Назовите три условия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Предметная область: Право. Права и свободы человека и гражданина, Право. Право в системе социальных норм
Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К признакам политического режима относят процедуры отбора правящих элит и политических лидеров.
2) К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.
3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека.
4) Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).
5) Политическому режиму любого типа свойственна реализация принципа разделения властей.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «конституционный строй»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ;
− одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Демократическое государство Z является унитарным. Какие из перечисленных признаков отличают унитарное государство? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единая система законодательства без предоставления какой-либо составной части государства законодательных полномочий
2) республиканская форма правления
3) разделение государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью
4) верховенство права и разделение властей
5) наличие системы налогообложения
6) однопалатный представительный законодательный орган государственной власти
Конституция провозглашает государство Z правовым. Найдите в приведённом ниже списке признаки, которые отличают Z как правовое государство, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Разделение власти в Z на законодательную, исполнительную и судебную.
2) Активное участие государства Z в международных отношениях.
3) Проведение выборов в высшие органы государственной власти Z.
4) Следование принципу верховенства права в государстве и обществе Z.
5) Соответствие принимаемых нормативных актов конституции Z.
6) Приоритет, гарантии и защита прав и свобод граждан Z.
В стране Z происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод, что в стране Z утвердился демократический режим? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент обладает широкими полномочиями.
2) В стране существует свободная конкуренция политических партий.
3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.
4) В стране действует конституция.
5) Права и свободы граждан гарантированы и защищены законом.
6) В государстве действует принцип разделения властей.
Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Для правового государства обязательно соблюдение принципа разделения властей.
Б. Правовым может быть государство как с республиканской формой правления, так и с монархической.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
Найдите в приведённом ниже списке признаки, присущие любому государству как общественному институту. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) законодательная деятельность
2) выборность органов власти
3) суверенитет
4) территориальная целостность
5) наличие публичной власти
6) разделение властей
Выберите верные суждения о форме государства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Форму государства представляют форма правления, территориально-государственное устройство и политический режим.
2) По форме территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства.
3) Демократический политический режим не может функционировать в монархических государствах.
4) При абсолютной монархии реализуется принцип разделения властей.
5) В республиках граждане участвуют в формировании высших органов государственной власти.
Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства.
1) верховенство права; 2) незыблемость прав и свобод граждан; 3) государственный контроль над обществом; 4) разделение властей на три ветви; 5) взаимная ответственность государства и личности; 6) суверенитет
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Предметная область: Право. Система российского права, законотворческий процесс
Всего: 135 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
5.3. Разделение властей.
ПЛАН.
- Сущность понятия «государственная власть».
- Разделение властей (понятие, суть).
- ЦЕЛИ разделения властей в государстве.
- Разделение государственной власти по горизонтали и вертикали.
- Разделение властей в РФ.
- Дополнительная информация.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти;
- никакая власть не может быть устранена другой;
- все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»);
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц;
- недопущение злоупотребления государственной властью;
- чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти;
- ведение к минимуму ошибок в управлении;
- гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Разделение властей в РФ:
- законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы;
- исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами;
- судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть
- региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А.Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Раздел «Политика»
Политика и власть
Политика — это сфера общественных отношений по поводу распределения и реализации власти.
Власть — это возможность субъекта управлять действиями подвластного объекта.
Источники власти: сила, авторитет, харизма, традиция, религия, богатство, информация.
Механизмы властного воздействия: насилие, убеждение, шантаж и др.
Виды власти:
— естественная (основывается на уважении, не распространяется на все общество, например, власть в семье: мама говорит мыть посуду, поэтому ты моешь),
— политическая (может называться публичная).
Признаки политической власти:
— распространяется на все общество,
— может применять силу в пределах страны (например, помещать в тюрьму),
— действует от имени всего общества,
— имеет единый общегосударственный центр принятия решений.
Политическая власть, в свою очередь, делится на:
— государственную,
— негосударственную (партийную, международную, местное самоуправление — власть в городе или селе).
Таким образом, не вся власть является политической властью и не вся политическая власть является государственной.
Функции политической власти:
— регулятивная (регулирует жизнь граждан),
— интегративная (объединяет усилия граждан для достижения общего блага),
— социальная (помогает людям),
— охранительная (охраняет правопорядок).
Легитимность — это одобрение власти обществом.
Политическая власть имеет свою систему.
Политическая система
Политическая система — комплекс норм и институтов, составляющих политическую самоорганизацию общества.
Элементы (подсистемы) политической системы:
— институциональный (организационный) включает в себя политические институты, например, государство, партии, политические движения, правительство,
— нормативный включает в себя социальные нормы: законы, традиции, обычаи, религиозные нормы (да-да, это все оказывает влияние на политику, например, в давние времена царей «венчали» на царство в церкви),
— культурный (культурно-идеологический) включает в себя знания, политическую культуру, политические идеологии,
— коммуникативный включает в себя связи и передачу информации между субъектами политики,
— функциональный включает в себя функции политических институтов.
Функции политической системы:
— ориентационная (выбор целей развития общества),
— правовая (разработка законодательства),
— интегративная (согласование интересов членов общества),
— контролирующая (контроль за исполнением государственных решений),
— охранительная (охрана правопорядка).
Виды политических систем:
— демократические (источником власти является народ),
— недемократические (источником власти является не обновляемая из народа политическая элита).
Политический процесс
Политический процесс — совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление функций в рамках политической системы. Иными словами, это цепь политических событий.
Субъекты политического процесса:
— государство,
— партия,
— гражданин,
— международный орган и др.
Объекты политики:
— внешние (снаружи страны: оборона, международное экономическое сотрудничество, решение глобальных проблем и др.),
— внутренние (внутри страны: социальная политика, демографическая политика, охрана правопорядка и др.)
Стадии политического процесса:
1) Появление политической проблемы
2) Выявление и согласование интересов
3) Формирование программы деятельности
4) Обсуждение программы
5) Осуществление программы компетентными органами
6) Контроль за реализацией
7) Оценка результатов и определение видов ответственности за успех или провал
Классификации политических процессов:
— по масштабу: внешнеполитический (международный), внутриполитический, национальный, региональный, местный;
— по публичности принятия решений: явный, теневой (непонятность и бесконтрольность государственных решений);
— по методам: консенсусный (стремление к компромиссу), конфликтный;
— по значимости для общества: базовый (охватывает всё общество и ведёт к смене состояния его политической системы), частный (периферийный, охватывает формирование политических ассоциаций, развитие местного самоуправления, другие отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния способы осуществления власти);
— по временной характеристике: долгосрочный (например, формирование государства), краткосрочный (например, проведение выборов).
Особенности политического процесса в современной России: множество субъектов, идеологический и партийный плюрализм, формирующееся гражданское общество, постепенное развитие политической культуры населения.
Основной субъект политического процесса — это государство.
Государство
Государство в широком смысле — это страна.
Государство в узком смысле — это государственный аппарат, т. е. совокупность государственных органов (действуют от имени государства, напрямую связаны с политикой: правительство, парламент и т. д.) и государственных учреждений (финансируются государством с целью снабжать людей общественными благами: вокзал, школа, больница, почта и т. д.)
Теории происхождения государства:
— теологическая (государство создал бог, а правитель — его наместник),
— теория насилия (одно общество захватывает другое и подчиняет),
— классовая (доминирующему классу понадобились инструменты для закрепления господства, поэтому он создал государственность),
— патриархальная (государство выросло из семьи; если вспомнить стадии развития этноса, то получается довольно логично: семья — род — племя — народность — нация — государство),
— договорная. Эта теория самая интересная, остановимся на ней поподробнее. Один из авторов — Томас Гоббс, он написал книгу «Левиафан». По его теории существует 2 состояния общества:
а) естественное (догосударственное существование общества, в котором наиболее полно раскрывается сущность ничем не контролируемого злого человека, употребляются такие выражения: «человек человеку — волк», «война всех против всех»),
б) государственное (оно появляется, когда люди отказываются от части своих свобод в обмен на гарантии безопасности). Например, я отказываюсь от своего права убивать других людей для того, чтобы мы признали убийство в государстве незаконным и тем самым я и мои близкие получили гарантии защиты от него.
Признаки государства:
— территория,
— население,
— публичная (политическая) власть,
— налоги,
— законодательство,
— аппарат принуждения (аппарат легального применения силы — правоохранительные органы),
— символика (флаг, герб, гимн),
— суверенитет — верховенство власти на своей территории (внутренний суверенитет) и независимость в международных отношениях (внешний суверенитет).
Когда мы узнали признаки государства, можем составить из них определение. Например, государство — это суверенная политико-территориальная организация власти. Или любое другое из этих признаков, в составлении определений нет ничего сложного.
Функции государства:
— внешние (оборона, решение глобальных проблем, международное экономическое сотрудничество),
— внутренние (экономика внутри страны, защита правопорядка, социальная и др.)
Почему государство является основным институтом политической системы:
— выступает в качестве официального представителя всего народа,
— обладает наивысшей концентрацией власти,
— обладает суверенитетом,
— интегрирует остальные элементы политической системы.
Разделение властей
Разделение властей (может называться «система сдержек и противовесов») — деление государственной власти на 3 независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Отмечу также, что Президент РФ координирует их работу ветвей власти.
Цели разделения властей:
— ограничение власти,
— недопущение деспотизма,
— сведение к минимуму ошибок в управлении обществом.
Система разделения властей существует не во всех формах государства.
Форма государства
Форма государства — политическая организация общества.
Форма государства включает в себя 3 элемента:
— форма правления (способ организации высших органов власти),
— форма государственного (территориального) устройства (отношения между территориальными образованиями государства),
— политический режим (система методов управления обществом).
Разберем все три.
Форма правления
Форма правления — способ организации высших органов власти.
Главный вопрос формы правления: «Кто правит?»
Виды форм правления:
1. Монархия (признаки: должность правителя передается по наследству, власть не имеет срока).
Виды монархии:
— Абсолютная монархия:
— монарх издает законы,
— перед ним отвечает правительство,
— монарх является верховным судьей и верховным священнослужителем,
— его власть ничем не ограничена.
— Дуалистическая монархия:
— законы издает парламент, монарх может издавать законы в перерывах между его сессиями,
— у монарха есть право вето (не подписать закон, принятый парламентом),
— перед монархом отвечает правительство,
— монарх может распустить парламент.
— Парламентская монархия:
— законы издает только парламент,
— перед ним отчитывается правительство,
— монарх являет собой единство нации, не имея реальных полномочий, сохраняет номинальные функции, например, подписывает от имени страны документы.
Примечание: дуалистическая и парламентская монархии могут называться конституционными, так как в них власть монарха ограничена конституцией.
2. Республика (признаки: президент избирается народом или парламентом — представителем народа, власть имеет срок, например, в РФ срок полномочий президента 6 лет).
Виды республики:
— Президентская республика:
— президент избирается народом,
— президент не может распустить парламент,
— президент формирует правительство, является его главой, перед ним оно отвечает, премьер-министра нет.
— Смешанная (полупрезидентская) республика:
— президент избирается народом,
— президент формирует правительство из лидеров партии, занимающей большинство мест в парламенте,
— правительство отвечает перед президентом и парламентом, существует премьер-министр,
— президент может распустить парламент.
— Парламентская республика:
— президент избирается парламентом,
— парламент формирует правительство и перед ним оно отвечает, существует премьер-министр,
— президент может распустить парламент,
— однако полномочия президента номинальны, он все делает по рекомендации правительства.
Примечание: ни один президент не издает законы, такое право есть только у абсолютных и дуалистических монархов.
Форма государственного (территориального) устройства
Форма государственного устройства — отношения между территориальными образованиями государства.
Основной вопрос: «Какие полномочия есть у территориальных единиц?»
Виды форм государственного устройства:
1. Унитарное государство:
— территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью,
— по всей стране единые законы, налоги, бюджет и гражданство.
2. Федерация:
— территориальные единицы обладают определенной самостоятельностью, двухуровневая система власти: федеральная власть (Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент) и власть субъектов (Законодательное собрание Свердловской области, ее Правительство и Губернатор),
— парламент страны будет двухпалатным, чтобы обеспечить представительство субъектов (например, у нас такой палатой является Совет Федерации),
— в субъектах федерации могут быть свои законы (а если субъект называется республикой, то даже свои конституции), налоги, бюджет и гражданство, но есть и федеральное законодательство общее для всех (например, в США есть штаты с разрешенной смертной казнью, а есть с запретом на нее),
— субъекты не могут выйти из федерации в одностороннем порядке.
Федерации могут быть симметричными (с одинаковым статусом субъектов) и ассиметричными (разный набор прав у субъектов).
3. Конфедерация:
— является союзом суверенных государств (например, Евросоюз),
— государства обладают полной политической самостоятельностью,
— в государствах свои налоги, законы, конституции, бюджеты, гражданства,
— возможен выход в одностороннем порядке.
Политический режим
Политический режим — система методов управления обществом.
Основной вопрос: «Как правят?»
Виды политических режимов:
1. Тоталитарный:
— нет разделения властей,
— правителем является харизматический лидер (его одновременно боятся и любят),
— однопартийность, оппозиции (других партий) нет,
— единая государственная идеология (например, коммунизм или фашизм),
— командная экономика,
— всеобщий контроль, террор во всех сферах жизни общества, включая частную жизнь граждан,
— цензура (нет свободы слова), СМИ занимается государственной пропагандой,
— опора на люмпенов,
— права человека декларируются (объявляются), но не соблюдаются, возможно вынесение приговоров вне суда,
— всеобщее политическое участие, все из страха ходят на выборы и митинги,
— «запрещено все, что не разрешено».
2. Авторитарный:
— нет разделения властей,
— у власти стоит сильная политическая элита,
— может быть оппозиция, но она никогда не приходит к власти,
— опора на традиционные институты: семью, армию, церковь,
— экономика может быть рыночной,
— будет контроль и цензура в сфере политики,
— «разрешено все, кроме политики».
3. Демократия:
— источником власти является народ,
— политика определяется большинством при учете мнения меньшинства,
— разделение властей,
— политический плюрализм (много партий, много идеологий),
— гласность (нет политической цензуры, свободные СМИ),
— рыночная экономика,
— защищаются права человека,
— свободное политическое участие,
— «разрешено все, что не запрещено».
Виды демократии:
— прямая (люди непосредственно изъявляют свою волю: голосуют на выборах, на референдумах, проводят митинги),
— представительная (депутаты (наши представители) от имени населения принимают законы).
Основной принцип демократии: демократический режим эффективен только при высоком уровне политической культуры и политического участия граждан.
Недавно мы узнали 8 признаков государства, и они относятся к любому государству. Но иногда на ЕГЭ нас просят отметить признаки правового, светского, социального государств. Давайте их изучим.
Светское государство
Светское государство — это государство без официальной обязательной религии.
Признаки светского государства:
— ни одна религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной,
— религиозные объединения отделены от государства,
— религиозные объединения равны перед законом,
— есть свобода совести (право исповедовать любую религию или быть атеистом).
Антоним светского государства — клерикальное государство.
Социальное государство
Социальное государство — это государство, в котором обеспечиваются достойная жизнь и свободное развитие человека.
Признаки социального государства:
— защита материнства, отцовства, детства,
— система социальных выплат (пенсии, пособия),
— гарантированный минимальный размер оплаты труда (ниже него не может опускаться зарплата; в разных регионах это разная сумма),
— охрана труда и здоровья людей,
— поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Правовое государство
Правовое государство — это государство, в котором обеспечиваются верховенство права и наиболее полное осуществление прав и свобод человека.
Признаки:
— верховенство права во всех сферах общества (подчинение
закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц),
— разделение властей,
— взаимная ответственность государства и гражданина,
— гарантированность прав человека,
— подчинение национальной правовой системы международному праву,
— развитая правовая культура (правосознание) общества.
Итак, обобщим все, что мы знаем о государстве на примере Российской Федерации. Россия — это республиканское федеративное демократическое светское социальное правовое государство.
В таком государстве должно существовать гражданское общество.
Гражданское общество
Гражданское общество — это система не являющихся государственными общественных объединений (семейных, религиозных, национальных, социально-экономических и др.), обеспечивающих условия для реализации частных интересов граждан.
Примеры гражданского общества:
— родительский комитет школы,
— профсоюз пожарных,
— церковный приход,
— партия,
— общество книголюбов
— и все, что не является проявлением государственной власти.
Предпосылки гражданского общества:
— частная собственность, рыночная экономика,
— доминирование среднего класса,
— политический плюрализм,
— формирование горизонтальных связей между людьми и социальными институтами (без элементов господства и подчинения),
— общественный контроль за властью через свободные СМИ.
СМИ
Средства массовой информации (СМИ) — организации, занимающиеся публичной передачей информации широким слоям населения.
Примеры СМИ: телевидение, радио, интернет, газеты, журналы и др.
Функции СМИ в политике:
— информационная (дает гражданам знания о политическом процессе),
— политическая социализация (формирует политически развитую личность),
— формирование общественного мнения (создает определенное представление о политиках и их действиях),
— выражение интересов граждан (может даже передавать их петиции),
— общественный контроль за властью,
— мобилизация (мотивирует на политические действия),
— интегративная (согласовывает интересы граждан и государства).
В тоталитарных государствах СМИ являются мощным оружием пропаганды и поэтому полностью контролируются государством. В демократическом обществе влияние СМИ на политику тоже велико, поэтому этот институт называют четвертой ветвью власти.
СМИ может стать отличным социальным лифтом для становления политического лидера.
Политическое лидерство
Политический лидер — лицо, обладающее прямым влиянием на политическую жизнь общества.
Признаки политического лидера:
— организаторские способности,
— союзники, через которых он осуществляет воздействие на электорат (целевую аудиторию),
— относительное постоянство,
— ответственность,
— популярность,
— образованность,
— политическая гибкость, готовность корректировать свою политику.
Функции политического лидера:
— ориентационная (анализирует обстановку, вырабатывает политический курс),
— мобилизационная (мотивирует народ к политическим действиям),
— интегративная (объединяет единомышленников, укрепляет связь власти и народа),
— инструментальная (создает систему методов осуществления власти),
— управленческая (осуществляет управление обществом).
Классификации политических лидеров:
— по способу легитимации (получение одобрения обществом):
а) традиционный (власть передается по наследству, основывается на привычке к подчинению, например, Иван Грозный),
б) легальный (приходит к власти путем выборов, действует в рамках закона, политика является для него работой, например, В. В. Путин),
в) харизматический (его боятся и любят одновременно, народ верит в его сверхъестественные способности, его называют вождем, отцом, фюрером, обладает исключительными ораторскими навыками, например, Гитлер);
— по масштабу: национальный (президент), региональный (губернатор), местный (мэр), партийный;
— по методам общения: авторитарный (единоличное лидерство), демократический (учитывает интересы окружения);
— по воздействию на общество: консервативный, революционный, реформистский;
— по стилю:
а) лидер-знаменосец (вдохновитель масс, например, В. И. Ленин),
б) лидер-служитель (стремится не подвести предшественника, например, Брежнев),
в) лидер-торговец (окружает себя командой экономистов для демонстрации выгодности своих предложений, например, Д. Трамп),
г) лидер-пожарный (показывает себя в кризисных ситуациях, например, В. В. Путин).
Политический лидер является главным участником политической элиты общества.
Политическая элита
Политическая элита — это группа лиц, обладающих возможностью управлять обществом.
Признаки политической элиты:
— высокий статус,
— организаторские способности,
— наличие политической власти,
— небольшая по сравнению со всем обществом группа людей.
Причины существования политической элиты:
— необходимость управления обществом,
— высокий престиж, возможность получения привилегий,
— политическая пассивность большинства,
— неодинаковые способности людей к управлению обществом.
Функции политической элиты:
— интегративная (объединяет единомышленников),
— ориентационная (формирует политический курс),
— мобилизационная (мотивирует на политические действия),
— инструментальная (разрабатывает политические методы),
— кадровая (выдвигает кандидатов на должности),
— управленческая (управляет общественными процессами).
Классификации политической элиты:
— по открытости:
— демократическая (обновляется из народа через выборы, открыта для новых способных людей, невысокая сплоченность, конкуренция между элитами, представляет интересы общества, цель — благо общества),
— недемократическая (обновляется из родственников и знакомых через личные связи и кумовство, закрыта для новых людей, высокая сплоченность, консервативна, цель — сохранить свою власть);
— по наличию власти: правящая, не правящая (контрэлита);
— по масштабу: национальная, региональная, местная;
— по выражаемым интересам: религиозная, этническая (представляет интересы своего края), демографическая (Партия пенсионеров), профессиональная (выражает интересы профсоюзов).
В политическую элиту входит партийный актив.
Политические партии
Политическая партия — объединение единомышленников, стремящихся к осуществлению государственной власти для реализации интересов тех или иных слоев населения.
Признаки партии:
— нацеленность на власть,
— наличие программы (документа, описывающего задачи партии),
— наличие устава (юридического документа с основными положениями о партии),
— наличие руководящих органов,
— сеть местных организаций,
— электорат (целевая аудитория партии, например, у «Партии пенсионеров» это пенсионеры),
— идеология (идеология — это система взглядов, защищающих общественные ценности и интересы).
Структура партии:
— избиратели,
— партийная организация (партийный актив, рядовые члены партии),
— партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, например, члены парламента).
Функции партии:
— представление интересов электората,
— рекруиторская или кадровая (готовит специалистов для замещения политических должностей),
— разработка партийных программ,
— политическая социализация,
— участие в избирательных кампаниях,
— мобилизация (мотивирует свой электорат на активную политическую деятельность),
— идеологическая (формирует, развивает и защищает избранную идеологию).
Классификации партий:
— по наличию власти: правящие, оппозиционные;
— по законности функционирования: легальные, нелегальные;
— по способу действий: реформистские, революционные;
— по организационной структуре:
а) массовые (много людей, работают постоянно, много представительств, жесткая дисциплина, фиксированное членство, членские взносы; больше людей — больше членских взносов),
б) кадровые (мало людей, работают только во время выборов, свободное членство, опираются на профессионалов, нет членских взносов, финансируются заинтересованными лицами);
— по идеологии:
а) консервативные (основная ценность — стабильность; сохранение традиций, опора на традиционные институты: семью, армию, церковь, сильное государство, частная собственность),
б) либеральные (основная ценность — свобода, частная собственность, свободное предпринимательство, невмешательство государства в частную жизнь),
в) социал-демократические (следует обратить внимание не на то, что они демократы, а на то, что они социалисты, основные ценности: равенство и справедливость, нет частной собственности, путь к социализму через реформы, перераспределение доходов в пользу бедных, защита окружающей среды),
г) коммунистические (как социалисты, только с упором на революцию),
д) националистические (идея национального неравенства, признание превосходства собственной нации над другими),
е) фашистские (идея превосходства одной расы над другой, диктатура, вождизм, милитаризм),
ж) клерикальные (поддерживают определенную религию);
— по политическому спектру:
а) левые (против частной собственности: социалисты и коммунисты),
б) правые (за частную собственность: консерваторы и либералы),
в) центристы (за компромисс и сотрудничество).
Партийная система — совокупность партий и отношений между ними.
Виды партийных систем:
— однопартийная (к власти постоянно приходит только одна партия, такое происходит при тоталитарном режиме, например, в СССР это была КПСС),
— двухпартийная (есть две сильные партии, которые приходят к власти, другие партии никогда не приходят, например, в США две партии — это демократы и республиканцы, в Великобритании — консерваторы и лейбористы),
— многопартийная (множество партий имеют реальную возможность получить власть).
От партии следует отличать политическое движение.
Политические движения
Политическое движение — это объединение граждан на основе общих политических интересов.
Признаки политического движения:
— не стремится к государственной власти (основное отличие от партии),
— более широкая социальная база, чем у партии,
— неформальное членство,
— нет идеологии,
— нет строгой иерархии,
— кратковременно по сравнению с партией.
Виды политических движений:
— экологические,
— антивоенные,
— антиглобалистские,
— феминистические,
— молодежные,
— конфессиональные и т. д.
Членство в партии или политическом движении — одна из общедоступных форм политического участия.
Политическое участие
Политическое участие (поведение) — это деятельность человека с целью повлиять на политический процесс, реализовать собственные политические цели.
Классификации политического участия:
по частотности:
— активное,
— профессиональное (профессиональный политик),
— случайное (иногда ходит на выборы),
— аполитичное. Политический абсентеизм — отсутствие политического участия, неиспользование политических прав, ведущее к неэффективности демократических институтов. Возможные причины: утрата доверия к власти, невозможность влиять на власть, равнодушие к политике, отсутствие необходимых знаний.
по форме:
— непосредственное (прямое: действуем сами),
— опосредованное (представительное: выбираем представителей, они действуют от нашего имени),
по мотивации:
— добровольное (инициатива исходит от человека),
— мобилизованное (инициатива исходит от государства, например, в СССР все обязаны были участвовать в митингах),
по результатам:
— конструктивное (способствующее нормальному функционированию политической системы),
— деструктивное (подрывающее общественный порядок),
по субъекту:
— индивидуальное (поступки индивида),
— групповое (деятельность политических организаций),
— массовое (референдумы, митинги, демонстрации).
Формы политического участия:
— участие в митингах, демонстрациях, пикетах (размещение у пикетируемого здания с плакатами),
— членство в партиях и политических движениях,
— индивидуальные и коллективные (петиции) обращения к органам власти,
— участие в референдумах (референдум — это голосование по очень важному вопросу, которое подразумевает согласие или не согласие и проводится не регулярно; например, в Крыму был референдум, вопрос на котором выглядел примерно так: «Хотите вступить в состав РФ?»),
— участие в выборах.
Выборы
Выборы — это избрание представителей народа в органы власти.
Функции выборов:
— обновление политической элиты,
— мотивация элите работать хорошо,
— легитимация власти,
— волеизъявление народа.
Виды выборов:
— федеральные (выбора президента),
— региональные (выборы губернатора),
— муниципальные (выборы мэра города).
Принципы демократических выборов (да, в тоталитарном режиме тоже могут быть выборы, но победитель известен заранее):
— всеобщность (голосовать могут все, обладающие активным избирательным правом),
— равенство (у всех по одному голосу),
— альтернативность (состязательность кандидатов),
— тайное голосование (в кабинках),
— прямота (мы голосуем за кандидата или партию, а не за выборщика, который сделает это за нас),
— гласность (присутствуют независимые наблюдатели и СМИ),
— добровольность (можно не голосовать),
— доступность правдивой информации о кандидатах.
Избирательная система
Избирательная система — это совокупность правовых норм, определяющих порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.
Компоненты избирательной системы:
— избирательное право,
— избирательный процесс.
Избирательное право — совокупность правовых норм, связанных с выборами.
Виды избирательного права:
• активное (право голосовать; в РФ им обладают совершеннолетние дееспособные граждане, не содержащиеся в местах лишения свободы),
• пассивное (право быть избранным; например, для того чтобы обладать пассивным избирательным правом на должность Президента РФ, нужно быть гражданином старше 35 лет, Губернатор субъекта РФ должен достичь 30 лет, Сенатор Совета Федерации — 30 лет, Федеральный министр — 30 лет, Депутат Государственной Думы — 21 год).
Избирательный процесс (избирательная кампания) — комплекс стадий проведения выборов и подготовки к ним.
Стадии избирательного процесса:
1. организационный этап (назначение даты, формирование избирательных округов, избирательных комиссий, списков избирателей),
2. выдвижение и регистрация кандидатов (они могут быть от партий или самовыдвиженцами),
3. предвыборная агитация — деятельность с целью склонить выбор избирателя к определенному кандидату или партии (всем предоставляются равные условия для обеспечения политического плюрализма, например, равное эфирное время, равное финансирование от государства; агитация прекращается за сутки до голосования),
4. голосование,
5. установление результатов.
Виды избирательных систем:
1. мажоритарная:
— могут быть независимые (беспартийные) кандидаты,
— есть личная ответственность кандидата перед избирателями,
— страна делится на округа,
— победитель получает все (в орган не попадают представители меньшинства),
— победитель может определяться как по абсолютному большинству (50% +1 голос), так и по относительному (больше, чем остальные),
— когда выборы идут по абсолютному большинству, возможен второй круг (если никто 50%+1 не наберет),
2. пропорциональная:
— выдвигаются только партии (партийные списки),
— нет личной ответственности кандидатов перед избирателями, потому что голосование идет не за людей, а за партии (кандидаты ответственны именно перед партией),
— страна не делится на округа (единый избирательный округ),
— мандаты (должности) распределяются пропорционально числу отданных за партию голосов,
— есть избирательный барьер (в РФ это 5%), не достигнув которого, партия не попадает в орган,
— в орган могут попасть представители меньшинства.
Небольшой пример голосования по этим избирательным системам
3. Смешанная:
— Часть мандатов идет по мажоритарной системе, часть — по пропорциональной (так формируется Гос. Дума РФ).
Политическая культура
Политическая культура — совокупность политических знаний, опыта и способов политических действий субъекта политики.
Политическая культура формируется в результате политической социализации. Ее каналы: семья, СМИ, образовательные учреждения, партии и др.
Функции политической культуры:
— социализация (формирование политически развитой личности),
— интегративная (объединение единомышленников),
— коммуникативная (установление связей между людьми),
— ориентационная (выработка политических взглядов),
— адаптационная (помощь в приспособлении к новым политическим реалиям).
Классификации политической культуры:
по стилю:
— патриархальная (традиционная: знания ограничены информацией от своей малой группы, например, семьи, отсутствие интересов к развитию),
— подданническая (полное подчинение государству, разделение его ценностей, нежелание что-то изменять),
— культура участия (критическое отношение граждан к власти, их заинтересованность в политической активности);
по субъекту:
• политическая культура личности,
• политическая культура общества.
Политическая культура напрямую связана с политическим участием и политическим сознанием.
Политическое сознание — это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем, основной предмет изучение политической психологии.
Уровни политического сознания:
— обыденное (формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни),
— теоретическое (является результатом квалифицированной профессиональной деятельности ученых, идеологов).
Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга.
Вертикаль власти это в обществознании
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную; исполнительную; судебную.
Суть разделения властей:
- все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти; никакая власть не может быть устранена другой; все ветви власти решают задачу взаимного контроля и сдерживания («система сдержек и противовесов»); судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
ЦЕЛИ разделения властей в государстве:
- предотвращение сосредоточения власти в одних руках или в руках группы лиц; недопущение злоупотребления государственной властью; чёткое определение функций, компетенции и ответственности каждого органа государственной власти; ведение к минимуму ошибок в управлении; гармоничное соединение различных противоречивых элементов общественной жизни – государства и гражданского общества.
Разделение государственной власти по горизонтали:
- законодательная; исполнительная; судебная.
Разделение властей в РФ:
- Законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы; Исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными делами; Судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней) – следит за соблюдением законов.
Разделение государственной власти по вертикали
(отражает круг полномочий Центральной власти и регионов, на которые разделено государство):
- центральная (общегосударственная) власть региональная власть.
Дополнительная информация.
В политической теории Принцип разделения властей был Впервые обоснован в работах английского мыслителя Джона Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»).
Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье («О духе законов»), а также в работах американских философов А. Гамильтона и Дж. Мэдисона ( XVII – XVIII вв.)
Принцип разделения властей Наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.
Компетенция – это круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения как одно из средств соблюдения законов и распоряжений.
Разделение властей – это деление власти на три ветви:
- законодательную; исполнительную; судебную.
Дополнительная информация.
Obschestvoznanie-ege. ru
03.03.2020 11:22:05
2020-03-03 11:22:05
Источники:
Http://obschestvoznanie-ege. ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-44/
Вертикаль власти себя изжила — Ведомости » /> » /> .keyword { color: red; } Вертикаль власти это в обществознании
Вертикаль власти себя изжила
Вертикаль власти себя изжила
Новый рабочий год начался бурными дискуссиями. Два текста у всех на слуху, – статья Олега Вьюгина «Пожар потушен, время строить» («Ведомости» от 3.09.2009) и знаменитая статья Дмитрия Медведева «Россия, вперед!». Последняя поразила зияющим разрывом между трезвой оценкой системного кризиса (отсталая экономика, хроническая коррупция, полусоветская социальная система) и набором вполне абстрактных «благожеланий» («Россия должна стать» и проч.).
Между тем эти статьи, положенные рядом, позволяют ясно и четко увидеть главное: в российской элите практически сложился консенсус относительно исчерпанности той модели развития, которая сформировалась в последние 5–6 лет. Анализ управленческой и экономической несостоятельности этой модели с предельной точностью и лапидарностью дан в статье Олега Вьюгина: «рентная и долговая модель развития» несовместима с инновациями и диверсификацией, подавляет конкуренцию, ведет к перманентному перераспределению активов, формированию госмонополий. И, добавим, в конце концов ведет к накоплению критических дисбалансов между возрастающим объемом перераспределяемого богатства и снижающейся эффективностью экономической деятельности. Статья Дмитрия Медведева добавляет к этой картине несколько значимых штрихов: прежде всего представление о коррупции как системном элементе механизма управления и всей жизни общества.
Но в обеих статьях можно заметить важное умолчание. Оно связано с оценкой той политической системы, которая сложилась в России в прошедшие годы и составляет неразрывное целое с описанной выше системой экономического перераспределения. Каждому, кто жил в России в последнее десятилетие или интересовался Россией, прекрасно известно то ключевое понятие, которое описывает основной принцип этой политической системы. Это понятие – «вертикаль власти». Это понятие, этот институт подменил собой другое ключевое понятие современного общества – «верховенство закона». Вертикаль власти принципиально стоит над законом, рассматривает и использует закон лишь как подсобное средство своего функционирования и достижения своих целей. В результате постепенно этот институт подминает под себя все другие институты, разрушает механизмы саморегуляции, искажает баланс прав и ответственности как политических субъектов, так и субъектов экономической деятельности, лишая их стимулов к развитию и конкуренции.
Важно помнить, что Россия – большая и многоукладная страна; именно поэтому здесь никогда не работали и не работают классические авторитарные модели, основанные на сквозном прямом контроле сверху донизу. Политико-бюрократическая модель здесь выглядит скорее как матрешка или как большая пирамида, выстроенная из множества маленьких пирамидок. Принцип взаимоотношений, установленных наверху, многократно повторяется и редуплицируется на нижних этажах. Приоритет вертикали власти над верховенством закона оборачивается тем, что беззаконие и манипулирование законом становятся основным принципом, пронизывающим всю систему общественных взаимоотношений сверху вниз. Вертикаль не способна транслировать вниз те или иные импульсы (например, импульсы модернизации), она способна транслировать лишь принцип своего существования.
В системе вертикали (или, как ее еще называют, «системе ручного управления») никто не может быть уверен, что сохранит за собой завтра даже те права, что имеет сегодня. Но рыночная экономика не может эффективно функционировать в таких условиях; рыночная экономика не может функционировать без четкого ограничения прав внерыночного принуждения и регулирования. В противном случае она неизбежно превращается в «капитализм для друзей» и в перманентный процесс перераспределения ренты – бюджетной, административной, сырьевой. Именно поэтому, как справедливо было сказано по поводу статьи Дмитрия Медведева, демократия для нас – это не роскошь и не почетный приз за успехи в деле модернизации. Демократия для нас – это необходимость. Не беседка с чаем в конце пути, а условие движения по дороге.
Упомянутая особенность российской управленческой системы («матрешечность») и сырьевой характер экономики не оставляют для нас рационального выбора между централизацией и децентрализацией. Попытка централизации политических прав на фоне чудовищного перекоса в структуре наших доходов неизбежно приводит к критическому перекосу всего государственного механизма – к болезненному возрождению тотального государства, выступающего и как главный распорядитель прав и ресурсов, и как конечный держатель псевдорыночных и социальных обязательств. Это не вопрос удачной или неудачной попытки централизованных реформ, это физический закон нашего государственного тела. И как невозможно ездить на велосипеде, имея только одну ногу и одну руку, так невозможно запустить механизмы развития в России без децентрализации как в вертикальном (политическая конкуренция), так и в горизонтальном (реальный федерализм) разрезе без создания надежных механизмов, исключающих возможность концентрации политических рычагов и экономических ресурсов в одном центре.
У проекта авторитарной модернизации в России было и время, и ресурсы, и общественная поддержка. Тезисы о необходимости диверсификации экономики звучали в ранних путинских выступлениях не менее жестко, а иногда и более конкретно, нежели в статье Дмитрия Медведева. Немало говорилось об инновационной экономике. А чтобы снизить давление на бизнес, был принят целый пакет законов. Сегодня, почти 10 лет спустя, все эти темы свежи, как майские тюльпаны. А большая часть времени и сил ушла на установление прямого контроля над источниками ренты и перераспределение ее в целях обеспечения стабильности этого контроля. В конце этого пути мы обнаружили себя в том положении, о котором емко и точно сказано в статьях Медведева и Вьюгина. В этом, собственно, и состоит «ресурсное проклятие» для стран со слабыми политическими институтами.
Отдавая сегодня себе отчет в кризисе «рентно-долговой модели», в невозможности опереться на нее в сколько-нибудь долгосрочной перспективе, в невозможности вырваться на ее основе не только из объятий сырьевой экономики, но и из сопутствующей ей социально-политической парадигмы «рента – коррупция – монополия», необходимо иметь в виду ту политико-правовую (точнее – квазиправовую) рамку, с которой существование этой модели неразрывно связано. Поставив себя выше закона, вертикаль разрушила сами основы и условия продуктивной конкуренции в обществе. Конкуренция невозможна без «правил», возможны только «обман» и «отъем».
Крупнейшие кризисы в жизни государств связаны, как правило, не с внешними шоками и не с циклическими кризисами, но с попыткой сохранить политический режим, экономическая основа которого уже подорвана. Попытка сохранить в новых условиях политическую модель, сложившуюся в тучные годы, когда доходы от внешней торговли в стоимостном выражении росли на 20–30% в год, а приток капитала увеличивался ежегодно в 1,5–2 раза, когда победоносное становление этой модели оплачивалось ежегодным ростом доходов населения на 10–15%, – это и есть главное антимодернизационное решение, главная угроза будущему страны. Хуже того – это грабли, на которые мы уже наступали при жизни нынешнего поколения. Можно, конечно, запретить называть грабли граблями во всех средствах массовой информации и даже в приватных разговорах. Но стоит помнить, что, когда вы наступаете на «это», оно со всей силы бьет вам по лбу.
Демократия для нас это необходимость.
Www. vedomosti. ru
29.10.2019 17:22:13
2019-10-29 17:22:13
Источники:
Https://www. vedomosti. ru/opinion/articles/2009/09/23/vertikal-vlasti-sebya-izzhila
Вертикаль власти | это. Что такое Вертикаль власти? » /> » /> .keyword { color: red; } Вертикаль власти это в обществознании
Вертикаль власти
Вертикаль власти
Укрепление вертикали (исполнительной) власти — комплекс мер, предпринятых президентом России Владимиром Путиным в 2000-е годы с целью укрепления центральной власти в стране и ослабления региональных элит и политической оппозиции.
- Реформа Совета Федерации (2000 − 2002), в результате которой главы исполнительной и законодательной власти регионов, ранее являвшиеся по должности членами Совета Федерации (верхней палаты Федерального Собрания РФ), лишились возможности лично представлять свои регионы в Москве, а орган этот из избираемого стал назначаемым (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти каждого региона); Создание, в качестве «компенсации» для руководителей регионов, Госсовета России — совещательного органа при президенте России, призванного координировать деятельность губернаторов по решению важнейших государственных проблем (сентябрь 2000); Приведение законодательства субъектов федерации (особенно республик) в соответствие с Конституцией РФ; Формирование семи новых территориальных образований — федеральных округов (май 2000), ставших дополнительным звеном государственно-административного управления, не предусмотренным Конституцией РФ; Отмена принципа выборности глав субъектов России и введение их назначаемости президентом с согласия региональных парламентов (сентябрь 2004), а также предоставление президенту права распускать региональное законодательное собрание в случае повторного несогласия с его решением о назначении главы субъекта федерации. Одновременно, в качестве «компенсации» и с целью создания в России «гражданского общества», Владимир Путин предложил создать Общественную палату России в качестве совещательного органа, призванного представлять гражданское общество, и перейти к выборам в Государственную думу на исключительно партийной основе. Основным поводом для реформ, начатых в 2004 году, стал террористический акт в Беслане; Владимир Путин в обращении к народу 4 сентября 2004 года обозначил в качестве причин ослабление власти и доверия к ней, ослабление охраны правопорядка и ухудшение управления государством. Уже следующие парламентские выборы 2007 года прошли в соответствии с новым законом, установившим, что выборы проводятся на исключительно партийной основе, и поднявшим барьер для прохождения в Госдуму до 7 %. Политические партии, представляющие оппозицию существующему режиму (СПС и «Яблоко»), фактически отстранены от участия в парламентской деятельности с конца 2003 года. Жёсткое подавление сепаратистских устремлений в Чечне с широким использованием Вооружённых сил и спецслужб. Российское руководство в связи с военной кампанией в Чечне неоднократно подвергалось обвинениям в серьёзных нарушениях международных и российских правовых норм, касающихся применения Вооружённых сил и тяжёлых видов вооружения на собственной территории (в том числе, против мирного населения) [1] . Согласно свидетельствам международных правозащитных организаций, таких как «Human Rights Watch» [2] , и независимых журналистов (например, Анны Политковской[3] ), действия спецслужб характеризовались массовым применением насилия, необоснованных массовых задержаний и незаконных методов следствия, пыток, похищений и убийств людей.
См. также
Источники
↑Некоторые правовые аспекты проведения военной акции в Чечне. Маргарита Петросян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, сотрудник программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал». 27 декабря 1999 года. Страница прочитана 27 января 2007 года. ↑Chechnya: Research Shows Widespread and Systematic Use of Torture (англ.) , 13 ноября 2006 года ↑ПубликацииАнны Политковской в «Новой Газете» (1998—2006)
Wikimedia Foundation. 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Вертикаль власти» в других словарях:
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — (vertical line of power) вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ВЕРТИКАЛЬ — и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонталь). Провести в. ◁ По вертикали, в зн. нареч. 1. = Вертикально. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали. 2. Сверху, центральными органами управления, власти. Установление хозяйственных… … Энциклопедический словарь
Укрепление вертикали власти в России — Укрепление вертикали власти комплекс мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина[1] и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению… … Википедия
Закон о люстрации власти на Украине — Слово люстрация происходит от лат. lustratio очищение. В Верховной раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о люстрации. Верховная рада Украины приняла за основу проект закона об очистке власти №4359а. Законопроект был… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ — (vertical line of power) , иерархическое строение властных органов со строгой системой подчинения. В качестве такой вертикали правомерно рассматривать и построение государственной службы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ — (elements of power, от лат. elemental стихия, первоначальное вещество) основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Шаймиев, Минтимер — Государственный советник Республики Татарстан Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии … Энциклопедия ньюсмейкеров
См. также
↑Некоторые правовые аспекты проведения военной акции в Чечне. Маргарита Петросян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, сотрудник программы «Миграция и право» Правозащитного центра «Мемориал». 27 декабря 1999 года. Страница прочитана 27 января 2007 года. ↑Chechnya: Research Shows Widespread and Systematic Use of Torture (англ.) , 13 ноября 2006 года ↑ПубликацииАнны Политковской в «Новой Газете» (1998—2006)
Wikimedia Foundation. 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Вертикаль власти» в других словарях:
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ — (vertical line of power) вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ВЕРТИКАЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ — группа иерархически установленных законом по прямой линии государственных и муниципальных должностей, которые предоставляют возможность занимающим их лицам осуществлять руководство и контроль на подчиненной территории, имеющей государственные или … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ВЕРТИКАЛЬ — и; ж. Вертикальная линия (противоп.: горизонталь). Провести в. ◁ По вертикали, в зн. нареч. 1. = Вертикально. Расположить рисунки по вертикали. Читать по вертикали. 2. Сверху, центральными органами управления, власти. Установление хозяйственных… … Энциклопедический словарь
Укрепление вертикали власти в России — Укрепление вертикали власти комплекс мер, предпринятых в России в период президентства Б. Н. Ельцина[1] и В. В. Путина с целью централизации и укрепления власти. Под понятием «укрепление вертикали» понимают меры по повышению… … Википедия
Закон о люстрации власти на Украине — Слово люстрация происходит от лат. lustratio очищение. В Верховной раде Украины были зарегистрированы несколько законопроектов о люстрации. Верховная рада Украины приняла за основу проект закона об очистке власти №4359а. Законопроект был… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ — (vertical line of power) , иерархическое строение властных органов со строгой системой подчинения. В качестве такой вертикали правомерно рассматривать и построение государственной службы … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ — (elements of power, от лат. elemental стихия, первоначальное вещество) основы, начала, слагаемые власти, которые можно выделять, анализируя властную вертикаль или горизонталь. По вертикали в основе будут лежать те изначальные структуры, звенья,… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Александр Лукашенко — (Alexander Lukashenko) Александр Лукашенко это известный политический деятель, первый и единственный президент Республики Беларусь Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко, биография Лукашенко, политическая карьера Александра Лукашенко … Энциклопедия инвестора
Шаймиев, Минтимер — Государственный советник Республики Татарстан Государственный советник Республики Татарстан с апреля 2010 года, старший советник президента Международной федерации шахмат Кирсана Илюмжинова с января 2011 года, сопредседатель Высшего совета партии … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ vertical line of power вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии Власть.
Dic. academic. ru
02.06.2017 15:16:39
2017-06-02 15:16:39
Источники:
Https://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/838663
Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.
Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.
Рассматриваемая теория относится к блоку «политика» и встречается в 14 задании ЕГЭ по обществознанию. Там просят соотнести орган государственной власти и функцию, которую он выполняет. Еще эта теория может встретиться во второй части.
Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности.
Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?
Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.
Теория разделения властей
Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.
- Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума.
- Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
- Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд.
Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.
Совет Федерации
Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.
В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ.
Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.
К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда.
Государственная Дума
Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству.
Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.
Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.
Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.
Государственная Дума | Совет Федерации |
Назначает: — председателя Центрального Банка — Уполномоченного по правам человека |
Назначает: — выборы президента — судей Конституционного и Верховного суда — председателя счетной палаты (ранее это была функция ГД) |
Исполняет функции: — дает согласие Президенту на назначение председателя правительства — занимается решением вопроса о доверии правительству — объявляет амнистии — выдвигает обвинения против Президента |
Исполняет функции: — утверждает изменение границ между субъектами — утверждает указы президента о военном, чрезвычайном положении — занимается решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил — отрешает Президента от должности |
Правительство РФ
Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова-маркеры.
Если в задании вам встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и «проведение», вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. То есть, к полномочиям Правительства РФ будут относиться следующие:
- обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
- осуществление управления федеральной собственностью
- меры по обеспечению обороны страны
- меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка
Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.
Президент РФ
У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей:
- полномочия в военной сфере;
- в отношении законодательной власти и исполнительной власти;
- полномочия, которые относятся к особым компетенциям.
Полномочия Президента в военной сфере
В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).
Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти
В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто. Также, в соотвествии с новыми поправками в Конституцию, Президент назначает Генерального прокурора РФ. Ранее это была функция Совета Федерации.
Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.
Особые полномочия
Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.
Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания
Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.
ФУНКЦИИ | СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ |
А) осуществление помилования. Сразу вспоминаем главный принцип — один человек освобождает одного (помилование), много человек освобождают многих (амнистия). Значит это полномочие Президента РФ. | 1)Президент РФ |
Б) осуществление управления федеральной собственностью. Ориентируемся на слово-маркер «осуществление», которое указывает на то, что это полномочие Правительства | 2) Совет Федерации |
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Это, как мы уже знаем полномочие Государственной Думы |
3) Государственная Дума |
Г) разработка федерального бюджета. Кто реализует бюджет, тот его и разрабатывает. Соответственно, это полномочие Правительства РФ |
4) Правительство РФ |
Д) назначать выборы Президента РФ. Полномочие Совета Федерации, так как именно этот орган власти больше всего связан с президентом |
Ответ: 14342
Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.
Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Записывайтесь — и удачи с подготовкой!
1 Компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг полномочий какого-либо учреждения или лица.
2 Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения действий государственными органами, органами местного самоуправления в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определённых прав или выдачу лицензии.
Образец задания
(П) Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. Ответ:
Тема 5.3. Разделение властей
1.9 (38.46%) 13 votes