Характеристика текстов
Тексты, включенные в КИМ ЕГЭ
а) тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его,
б) поднимают социально значимую проблему,
в) содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.
Вопросы и задания, включаемые в мини-тест, нацелены на проверку умений:
— владеть лексикой, соответствующей той содержательной линии, которую представляет задание;
— анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;
— правильно использовать обществоведческие понятия и термины при анализе и интерпретации текста;
— соотносить значения отдельных авторских слов и фраз с изученным обществоведческим материалом;
— определять логические связи в тексте;
— видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом;
— понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию;
— применять теоретические положения документа к фактам, не содержащимся в тексте;
— соотносить содержание документа с реалиями современности;
— определять личное отношение к идеям, содержащимся в документе;
— обоснованно высказать и аргументировать свою точку зрения по предложенной в документе проблеме
1. По содержанию.
Тексты, включенные в экзаменационную работу, относятся ко всем основным содержательным линиям школьного Курса обществознания: общество, человек, познание, духовная сфера, экономическая сфера, социальная сфера, политическая сфера, правовая сфера.
Содержательно они связаны с базовыми науками, основы которых представлены в курсе, — философией, социологией, социальной психологией, политологией, культурологией, экономикой, правоведением.
2. По видам.
Наиболее широко в экзаменационных работах представлены тексты следующих видов:
-
философские тексты (фрагменты из сочинений крупнейших представителей философской мысли, таких, как Аристотель, НА. Бердяев, Г. Гегель, И. Кант, К. Маркс, П. Тейяр де Шарден и др.);
-
научные тексты, фрагменты из классических, основополагающих произведений соответствующих наук или научных направлений (М. Вебер, В.И. Вернадский, П.А. Сорокин, А. Смит, К.Д. Ушинский, Э. Фромм, Ф.А. Хайек и др.);
-
научные тексты, отражающие современные представления об актуальных социальных проблемах (фрагменты из монографий, научных статей современных авторов по философии, социологии, экономике, правоведению, социальной психологии, культурологи, другим базовым наукам);
-
научно-популярные тексты;
-
тексты, созданные в учебных целях (фрагменты из учебных пособий для студентов, специалистов, в обобщенном виде знакомящих с современным уровенем научных представлений);
-
нормативные тексты (фрагменты из правовых документов — кодексов, законов, указов и постановлений);
-
политические тексты (фрагменты из программ политических партий, общественно-политических движений);
-
публицистические тексты;
-
информационные тексты;
-
тексты, содержащие статистические материалы, и др.
3. По объему и составу.
По общему правилу, объем экзаменационных текстов не должен превышать 250—300 слов. Бывают исключения, вы званные необходимостью предложить экзаменующимся законченный фрагмент, содержащий всю нужную для успешно го выполнения заданий информацию. Поэтому объем текста может быть несколько большим или несколько меньшим.
Подавляющее большинство текстов представляют собой относительно целостный фрагмент из одного сочинения. В отдельных случаях выпускникам приходится работать с двумя фрагментами (в этом случае обязательно предлагаются зада ния на сравнение позиций и взглядов их авторов).
Текст к заданиям С1-С4.
Государство в условиях рыночной экономики
Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.
(А. Пороховский)
С1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
С2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
С3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
С4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
Задания к фрагментам текста (С1-С4).
Характеристика
задания
направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде.
на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний (формулирование заголовка, определение основной идеи текста, сходных или различных положений двух представленных фрагментов и т.п.).
требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания.
направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте (или сформулированных в вопросе к нему).
Пример
Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?
Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.
Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.
Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.
Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.
В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принадлежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эффект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно важен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической литературе рекомендациями.
«Следует помнить:
-
если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;
-
если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
-
если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;
-
если представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта, это статические материалы;
-
если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ;
-
если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это информационные материалы» (Л.Н. Боголюбов, Е.Л. Рутковская).
Модели заданий
-
Задания, требующие озаглавить текст.
-
Задания, направленные на осмысление фрагмента во всей его полноте, выявление контекста документа. («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что наиболее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте»)
-
Задания на раскрытие смысла отдельной части документа, сложного положения (авторской фразы) («Как вы понимаете мысль о том, что образование способствует совершенствованию и укреплению правового государства?»);
-
Задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте»);
-
Задания, требующие установления прямой связи с обществоведческим курсом («На основе знаний курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на производительность труда»; «Опираясь на текст документа и знание курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-технической революции»);
-
Задания, требующие подтвердить или проиллюстрировать определенную авторскую мысль примерами, фактами жизни человека и общества («Подтвердите тремя примерами вывод автора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда»);
-
Задания, выводящие экзаменуемых на анализ явлений современности («Опираясь на определения различных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живет современная российская молодежь»).
-
Задания, требующие применения знаний, полученных из текста и из обществоведческого курса, в конкретной жизненной ситуации («Опираясь на текст закона и знание обществоведческого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состоянии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязанности участников этих правоотношений?»).
-
Задания, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации («Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции»).
9 июня 2022 состоялся экзамен по обществознанию, который является вторым по популярности среди «выборных» предметов для сдачи ЕГЭ. представляю топ советов
1. В первой части ЕГЭ есть подсказки для второй, а во второй – для первой.
Подсказки на ЕГЭ в самом КИМе? Да, такое возможно. Давайте рассмотрим на примере 5 варианта из сборника «ЕГЭ 2022 по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов». В задании 15(1 часть) вам предлагают установить соответствие между видами социальных норм и их характеристиками, среди которых нужно также выбрать те, которые характеризуют только нормы права, а в 18 задании (2 часть) дать определение нормы права.
На основании 15 задания можно составить определение в 18.
Второй совет. Как мы пишем определение в 18 задании?
Определение – это родовое понятие + 1 видовой признак +2 видовой признак.
И определение нормы права можно составить, верно решив 15 задание. Родовым понятием для правовой нормы будет наименование столбика, а именно – социальная норма. Значит, норма право – это одна из видов социальных норм. А верными характеристиками, относящихся только к правовым нормам относятся «формальная определенность» и «установление государством в официальных юридических актах».
Таким образом, итоговым определением для «нормы права» будет следующее: норма права – это одна из видов социальных норм (родовое понятие), которая характеризуется формальной определенностью (1 видовой признак) и устанавливается государством в официальных юридических актах. (2 видовой признак)
2. Во второй части начинайте ответ с вопроса
Что это значит? На всякий случай, напомню, что вторую часть проверяет эксперт и наша задача – сделать для него проверку максимально легкой и понятной. Для этого, мы должны писать ответы четко и структурно, чтобы эксперту не приходилось искать ответы на вопросы по всему бланку.
Рассмотрим на примере 17 задания из сборника «ЕГЭ 2022 по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 вариантов»
Ответ должен начинаться следующим образом:
1.Общественный порядок – это ….
2.Автор определяет правопорядок следующим образом: ….
3.В тексте приведена следующая особенность правопорядка: …
Подобные вводные предложения и нумерация позволят эксперту быстро найти ответы на все вопросы и поставить вам высший балл.
3.Внимательно считайте количество элементов ответа
Рассмотрим на примере 19 задания, которое, кстати говоря, посвящено примерам. Задания взяты из сборника «ЕГЭ 2022 по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30»
Первый вариант задания – нужно просто привести 3 примера, а значит будет 3 элемента ответа. И 1 балл будет ставиться за каждый, верно приведенный пример.
Второй вариант задания – нужно сначала назвать 3 предпосылки, а затем каждую из них проиллюстрировать примером. Таким образом, у нас получается 6 элементов ответа. 1 балл ставится за название предпосылки и иллюстрацию примером. Если вы просто приведете 3 примера без названия предпосылок, то получите 0 баллов.
4.Конституция – наш лучший друг
Давайте посчитаем, сколько баллов нам может принести знание Конституции. В ЕГЭ есть 3 задания, которые проверяют исключительно темы из Конституции. Такими являются:
· 12 задание во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию). Задание приносит 1 первичный балл
· 13 задание – позиции 4.14 Органы государственной власти Российской Федерации (Конституция РФ, главы 4–6) и 4.15 Федеративное устройство Российской Федерации (Конституция РФ, глава 3) кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Задание приносит 2 первичных балла
· 23 Задание – проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Задание приносит 3 первичных балла
Итого: 6 первичных баллов, что составляет 13 вторичных!!
То есть, 13 баллов из 100 точно будут касаться знания Конституции. Но при этом, в тестовой части по блоку право (например, задания про воинскую обязанность) и план во второй части могут также касаться Конституции, а значит принести его больше баллов.
Каким образом работать с Конституцией? Я советую купить печатную версию, взять маркеры и ручки и подробно разобрать каждую статью. Наглядность поможет вам лучше запомнить необходимые темы для экзамена. Помимо этого, вы можете составить себе памятки, по которым вам будет легче запоминать информацию для ЕГЭ.
Так, например для своих учеников, я подготовила памятку по полномочиям Государственных органов РФ. Для примера прикрепляю памятку по полномочиям Совета Федерации. Если вам нужны памятки по остальным Государственным органам, вы можете написать мне в телеграмм, и я с радостью их пришлю:)
5.Каждый балл стал стоить дороже, значит за каждый балл нужно бороться
Если в 2021 году за экзамен можно было получиться 64 первичных балла, то в 2022–57 баллов.
Так, допустив одну ошибку в 2021 году вы могли получить 99 вторичных баллов.
А в 2022 уже 98.
Для нас это означает, что задания нельзя пропускать. Даже если кажется, что ты пишешь неправильно, лучше написать хоть что-нибудь, чем не писать ничего.
6. Не стесняйтесь просить дополнительные бланки на ЕГЭ
В этом году я ходила на досрочный экзамен и для выполнения второй части мне понадобилось 8 листов. Когда я просила очередной дополнительный листочек, проверяющие смотрели на меня немного «косо». Знаю, что некоторые ученики могут испытывать стеснения при просьбе о дополнительных листах. Но помните, что вторая часть в обществознании – объемная, а значит дополнительные бланки вам точно понадобятся. От ЕГЭ зависит ваше поступление, поэтому все стеснения нужно отбросить. А давать вам необходимое количество нужных бланков – обязанность проверяющих, поэтому не бойтесь просить у них дополнительные листочки.
7.Проверяйте работу и используйте все время экзамена
«Хорошая, мысля приходит опосля». Именно поэтому, работу необходимо проверить минимум 3 раза. Дополнительно проверить, правильно ли вы перенесли ответы в бланк. Во второй части посмотрете, не пропустили ли вы какое-нибудь задание.
Я рекомендую всем своим ученикам сидеть на экзамене все отведенное на него время. Бывает такое, что гениальные идеи приходят под конец
Надеюсь, мои советы были полезными для вас! Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, где я выкладываю необходимую теорию и задания для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а также дополнительные лайфхаки Например, зачем в 24 задании по плану нужно писать «и др.»
Для связи со мной:
Памятка. Советы тем, кто сдает ЕГЭ по обществознании.
Каждый год я слышу от своих учеников одни и те же слова: как жаль, что вас не будет рядом на ЕГЭ, чтобы еще раз напомнить, где что писать. Был даже такой вариант, явно навеянный фантастическими сериалами: жаль, что вас нельзя клонировать и маленькую копию положить в карман. И речь в данном случае не о содержании ответа, а о его форме! Я не буду в этой заметке останавливаться на вопросе, хорошо это или плохо, но форма ответа на экзамене по обществознанию имеет существенное значение. Я бы даже сказал (опираясь на свой опыт эксперта), что до трети баллов второй части ученики теряют на том, что отвечают не на тот вопрос или пишут не то, что от них требуется в КИМ (контрольно-измерительных материалах).
А ведь правильная форма ответа – это не «тайное знание» или секрет, хранимый дорогими репетиторами. Вся нужная информация содержится в демоверсии, кодификаторе и спецификации, которые каждый август появляются на сайте ФИПИ. Вот только человеческая природа такова, что, если перед экзаменом еще раз не напомнить, чем объяснение отличается от примера, все ранее просмотренные материалы и видеолекции ФИПИ могут оказаться бесполезными. Отбросим в сторону фантастическое клонирование и вполне реальные смартфоны! Тем более что я являюсь сторонником жесткого запрета использования техники на экзаменах. Не хочется, чтобы итоговая аттестация превращалась в соревнование гаджетов. У каждого выпускника есть инструмент, не подверженный глушилкам и сканерам, – его память. Именно поэтому я составил для своих учеников памятку «У финишной черты», где дал очень краткие рекомендации по первой части в целом и по каждому вопросу второй части в отдельности. Мои советы достаточно очевидны и не «откроют вам Америку». Главное, на мой взгляд, что их легко запомнить и применить.
Первая часть (вопросы 1–20). Первую часть надо выполнять всю. От своих учеников я иногда слышу: «Написал в этом вопросе полную ерунду». Но, если ты готовился, ерунда может потянуть на балл или на два (во второй части). Не всегда, конечно. Сложные вопросы нужно оставить и вернуться к ним после написания второй части. По опыту своих учеников знаю, насколько обидно бывает осознавать, что ты мог бы правильно ответить на сложный вопрос, но…
Задание 21. В этом вопросе ответ необходимо дать словами из текста, представленного в КИМ, и отвечает на него, как правило, большинство участников. Это не значит, что он обязательно будет легким. Если с первого раза вы не видите ответа, не отчаивайтесь. Я знаю, что некоторые мои ученики читали текст по восемь (!) раз и добивались результата. Отвечая на этот вопрос, не стоит переписывать «на всякий случай» весь тот абзац, в котором содержится правильный ответ.
Задание 22. В вопросе № 22 вас попросят объяснить смысл понятия, встречающегося в тексте. Не паникуйте, если не можете вспомнить соответствующее определение. Пишите своими словами, делайте это обязательно, только постарайтесь максимально использовать обществоведческую лексику.
Задание 23 и 26. Эти вопросы чем-то похожи. Разница только в том, что вопрос № 23 привязан к тексту, а вопрос № 26 нет. В обоих случаях вас попросят:
А. Дать три объяснения. В этом случае надо описывать теорию и давать четыре – пять объяснений, вспоминая все, что вы знаете по этой теме. «Лишние» объяснения необходимы для перестраховки, и их количество зависит только от ваших знаний и оставшегося времени. Главное, чтобы они не были однотипными. И это относится ко всем моделям заданий № 23, 24, 26.
Б. Проиллюстрировать или написать три примера. В этом случае надо писать: «Петя С., фирма “Одуванчик”, государство Z» или приводить примеры из реальной жизни, можно из своего личного опыта. Ради того, что на официальном языке называется «высокая степень конкретизации» и дает экзаменационные баллы, следует расцветить свой рассказ яркими деталями и развернуть его на два – три предложения. Меня при проверке ЕГЭ всегда поражает, как ученики, которые, по моим наблюдениям, непрерывно что-то пишут в своих смартфонах, на экзамене теряют все способности к эпистолярному жанру. Кстати, примеры из одного словосочетания не засчитываются, как и очень красивые, но неправильные примеры.
Задание 24. Это задание, как правило, выглядит на реальном экзамене более сложным, чем его аналог в демоверсии. Однако опыт решения подобных заданий при подготовке к ЕГЭ должен придать вам уверенности. В самом тексте нет прямых ответов на этот вопрос, поскольку вас просят лишь объяснить или пояснить его положения. Но внимательное чтение текста может натолкнуть вас на правильный ответ. [2]
Задание 25. В задании № 25 вы должны указать не менее двух существенных признаков понятия. Что же делать, если вы не помните определение наизусть? Постарайтесь написать то, что помните, используя обществоведческую лексику. Если вы укажете хотя бы один существенный признак (и напишете два предложения), вы получите три первичных балла. Опустите руки перед трудностями – лишитесь всех четырех баллов! Оба предложения должны быть ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), а не перечислением или словосочетанием. Попробуйте использовать формулировку задания, которая лежит у вас перед глазами.
Пример вопроса: «Составьте предложение, содержащее информацию о трех видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ». Пример ответа: «В Трудовом кодексе РФ перечислены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям».
Задание 27. Давать советы по выполнению этого задания сложно, так как оно существует во множестве вариантов. Главное то, что в рамках этой обществоведческой задачи вам, как правило, задают множество вопросов. На все из них надо ответить! Обидно бывает видеть, как ученики теряют баллы на элементарных подвопросах, просто упустив их из виду. Часто бывает, что это задание начинается с элементарного вопроса. Так, в демоверсии нас просят указать социальную сферу общественной жизни. Однако к этому вопросу нужно отнестись максимально серьезно, поскольку его выполнение – это обязательное условие получения баллов за задание № 27.
Задание 28. В задании № 28, как в американском блокбастере, нужно «Вспомнить все»! Вспоминаете все, что вы знаете по этой теме, и пишете в виде сложного плана. Все пункты, которые вы считаете важными (или те, которые совпадают с названием плана), раскрываете в подпунктах. Как сочетается мой последний совет с тем, что в этом задании достаточно раскрыть всего два пункта? Проблема в том, что это должны быть два «обязательных» (позволяющих раскрыть содержание темы по существу) пункта. Вы уверены, что ваши два пункта совпадут с теми, что «загадали» авторы критериев? Если вы не пишете план, так как не уверены в корректности тех пунктов, которые приходят вам в голову, то поступаете не очень правильно! Если вы сделаете ошибку, то потеряете один балл, а получите три.
Задание 29. При выполнении задания № 29 главное – раскрыть идею автора цитаты (а не проблему!), то есть объяснить содержание цитаты, используя обществоведческую лексику. [3] На это не нужно жалеть времени, слов и сил. К раскрытию темы, затронутой автором, можно привлекать теоретические положения любых общественных наук, а не только той, к которой отнесена цитата в КИМ. Важно понять, что план сочинения лежит у вас перед глазами, поскольку это формулировка задания. Из нее видно, что если вы напишете определения (и связанную с ними теорию) каждого термина, встречающегося в цитате, и только, то баллов вы не получите.
Когда вы излагаете теорию и приводите примеры, вам необходимо постоянно возвращаться к цитате, показывая связь ваших рассуждений и темы сочинения. Примеры, по аналогии с заданиями № 23 и 26, следует приводить максимально подробные: с цифрами, фактами, деталями и названиями. Количественных критериев здесь нет, но я бы посвятила полноценный абзац каждому примеру. Важно помнить, что примеры должны быть из источников разных типов (общественной жизни, личного социального опыта, школьных предметов) и не дублировать друг друга по содержанию. Нельзя рассказать об изучении «Войны и мира» на уроках литературы, а в следующем абзаце написать, как ты с упоением читал все четыре тома бессмертного произведения Л. Н. Толстого. Написать, конечно, можно. Но оценят это в один балл. Кстати, книги и фильмы — это ваш личный социальный опыт! И если можно обойтись без Маугли и Робинзона Крузо, обойдитесь!!!
Последний совет, конечно, шутка! Никому нельзя запретить в 1001-й раз порадовать эксперта увлекательной историей мальчика, оказавшегося в логове волков. Все остальные советы я составлял для моих учеников с надеждой, что результаты экзамена дадут им то, что так важно в жизни, – свободу выбора. Выбора учебного заведения и, возможно, будущего жизненного пути. И их результаты позволяют мне надеяться, что эти советы пригодятся и моим читателям.
Егэ общество памятки
Правительство утвердило особенности сдачи итоговых экзаменов для российских школьников за рубежом
Российские школьники, которые учатся за границей и не смогут пройти государственную итоговую аттестацию из-за организационных сложностей, вызванных действиями недружественных иностранных государств, получат документы об образовании на основе промежуточной аттестации. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Правительство утвердило особенности сдачи итоговых экзаменов для российских школьников за рубежом.
4ege. ru
12.10.2020 14:01:21
2020-10-12 14:01:21
Источники:
Http://4ege. ru/obshestvoznanie/3162-pamyatki-k-vypolneniyu-chasti-c-po-obschestvoznaniyu. html
Памятка по написанию эссе по обществознанию » /> » /> .keyword { color: red; } Егэ общество памятки
Памятка по написанию эссе по обществознанию
Памятка по написанию эссе по обществознанию
Для более успешной подготовки и написания эссе по обществознанию в рамках ЕГЭ предлагается памятка для учащихся и структура эссе.
Просмотр содержимого документа
«Памятка по написанию эссе по обществознанию»
Эссе по обществознанию
Во-первых, не надо бояться эссе? Во-вторых, нужно пытаться писать, учиться это делать, то есть тренироваться. Конечно же, должен быть хороший багаж знаний, на который может опереться ученик.
Как же научиться писать эссе? С чего начать? Привожу план написания эссе с приведением речевых оборотов, которые могут быть использованы выпускниками при работе над эссе.
Итак, сначала нужно внимательно прочитать высказывание(цитату), понять ее суть, определить, к какой сфере жизни общества оно относится. Вспомнить, что Вам известно по данной теме. А потом следовать строго плану, так как он поможет структурировать, систематизировать, а также логически выстроить ваше эссе.
Сформулировать смысл проблемы и ее актуальность:
«В данном высказывании автор поднимает проблему…»,
«Автор считает, что…»; «Автор полагает, что.
Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:
«Я согласен(на)а с мнением автора…»,
«Я не согласен(на) с мнением автора …»,
«Не могу не согласиться с мнением автора…»,
«Анализируя высказывание автора, можно отметить…»,
«Далее следует сказать…»,
«Следует считать верным…»,
«Это можно опровергнуть тем, что…»,
«Кажется на первый взгляд верным…»,
«Это можно опровергнуть тем, что…» и т. д.
Дать теоретическую обоснованность, аргументацию – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.
Привести примеры из жизненного опыта, (не менее 2-3), используя обществоведческие знания, а также по истории, литературе, обществознанию, собственного опыта.
Сделать вывод или заключение, обобщение: «Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. »,
«Таким образом, приведенные научные положения (точки зрения, данные теории)…»,
« Приведенные примеры, факты и аргументы подтверждают, что…» и т. д.
Высказать собственные предположения о перспективах решения проблемы, поднятой автором.
Структура эссе
2. Формулировка проблемы, поднятой автором. Ее актуальность сегодня
3.Смысл высказывания, цитаты.
4. Своя точка зрения., своя позиция по данной проблеме.
5. Аргументы ( теоретические) по проблеме.
6. Примеры из жизни в подтверждение суждений.
Рекомендация: Выбирая высказывание Выбирая высказывания Вы должны помнить и знать, что владеете основными понятиями, той сферой, к которой оно относится ;-ясно и четко понимаете смысл высказывания; — сможете ясно и четко выразить свое мнение, то есть согласиться, не согласиться с позицией автора, привести аргументы и сделать в заключении вывод, обобщение.
Просмотр содержимого документа «Памятка по написанию эссе по обществознанию»
Анализируя высказывание автора, можно отметить,.
Multiurok. ru
08.01.2019 10:30:02
2019-01-08 10:30:02
Источники:
Http://multiurok. ru/files/pamiatka-po-napisaniiu-essie-po-obshchiestvoznanii. html
Памятка Как писать эссе по обществознанию » /> » /> .keyword { color: red; } Егэ общество памятки
Памятка Как писать эссе по обществознанию
Памятка «Как писать эссе по обществознанию»
Эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).
Запиши тему эссе.
Не забывай, что ты пишешь Эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай Обществоведческие Термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы.
Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения. Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания:
Структура эссе.
Выявил проблему, т. е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде Тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют Аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т. д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т. к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).
Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:
Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).
6. Схема эссе:
Логике изложения материала и его структурированию способствуют Выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац — предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой.
Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.
Уместно использование клише. Например:
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза.
Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию.
Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое…
Я полностью согласна с позицией автора.
…оказывает благотворное действие…
Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для.
С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как…
Именно поэтому я соглашаюсь с автором.
Мне очень импонирует фраза…
Проиллюстрируем это положение примерами.
Рассмотрим несколько подходов.
Во — первых,…Во — вторых.
Алгоритм написания эссе
1.внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и пр.);
3.определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
4.набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
5. для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т. д.;
6. подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т. д.);
7. распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
8. придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д.);
9. изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
10. сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Чего следует избегать при написании эссе.
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
-75%
-75%
Аргументы это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.
Videouroki. net
11.01.2018 17:55:54
2018-01-11 17:55:54
Источники:
Http://videouroki. net/razrabotki/pamiatka-kak-pisat-essie-po-obshchiestvoznaniiu. html
Незаменимые лайфхаки для сдачи ЕГЭ по обществознанию
Перешлите эту статью всем, кто сдает обществознание в 2022 году
9 июня 2022 состоится экзамен по обществознанию, который является вторым по популярности среди предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. Топ незаменимых лайфхаков для сдачи экзамена представляет репетитор по обществознанию Суркова Алена.
Что нужно помнить, когда пишешь ЕГЭ по обществознанию?
1. В первой части ЕГЭ есть подсказки для второй, а во второй – для первой
Подсказки на ЕГЭ в самом КИМе? Да, такое возможно. Давайте рассмотрим на примере 5 варианта из сборника «ЕГЭ-2022. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов» О. А. Котовой, Т. Е. Лисковой. В задании 15 (1 часть) вам предлагают установить соответствие между видами социальных норм и их характеристиками, среди которых нужно также выбрать те, которые характеризуют только нормы права, а в 18 задании (2 часть) дать определение нормы права.
На основании 15 задания можно составить определение в 18.
Как мы пишем определение в 18 задании?
Определение – это родовое понятие + 1 видовой признак + 2 видовой признак.
Определение нормы права можно составить, верно решив 15 задание. Родовым понятием для правовой нормы будет наименование столбика, а именно – социальная норма. Значит, норма права – это одна из видов социальных норм. А верными характеристиками, относящихся только к правовым нормам относятся «формальная определенность» и «установление государством в официальных юридических актах».
Таким образом, итоговым определением для «нормы права» будет следующее: норма права – это одна из видов социальных норм (родовое понятие), которая характеризуется формальной определенностью (1 видовой признак) и устанавливается государством в официальных юридических актах. (2 видовой признак)
2. Во второй части начинайте ответ с вопроса
Что это значит? Напомню, что вторую часть проверяет эксперт и наша задача – сделать для него проверку максимально легкой и понятной. Для этого, мы должны писать ответы четко и структурированно, чтобы эксперту не приходилось искать ответы на вопросы по всему бланку.
Рассмотрим на примере 17 задания из сборника «ЕГЭ-2022. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов» О. А. Котовой, Т. Е. Лисковой.
Ответ должен начинаться следующим образом:
1. Общественный порядок – это ….
2. Автор определяет правопорядок следующим образом: ….
3. В тексте приведена следующая особенность правопорядка: …
Подобные вводные предложения и нумерация позволят эксперту быстро найти ответы на все вопросы и поставить вам высший балл.
3. Внимательно считайте количество элементов ответа
Рассмотрим на примере 19 задания, которое посвящено примерам. Задания взяты из сборника «ЕГЭ-2022. Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов» О. А. Котовой, Т. Е. Лисковой.
Первый вариант задания – нужно просто привести 3 примера, а значит будет 3 элемента ответа. И 1 балл будет ставиться за каждый, верно приведенный пример.
Второй вариант задания – нужно сначала назвать 3 предпосылки, а затем каждую из них проиллюстрировать примером. Таким образом, у нас получается 6 элементов ответа. 1 балл ставится за название предпосылки и иллюстрацию примером. Если вы просто приведете 3 примера без названия предпосылок, то получите 0 баллов.
4. Конституция – наш лучший друг
Давайте посчитаем, сколько баллов нам может принести знание Конституции. В ЕГЭ есть 3 задания, которые проверяют исключительно темы из Конституции. Такими являются:
● 12 задание во всех вариантах проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (позиция 5.4 кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию). Задание приносит 1 первичный балл
● 13 задание – позиции 4.14 Органы государственной власти Российской Федерации (Конституция РФ, главы 4–6) и 4.15 Федеративное устройство Российской Федерации (Конституция РФ, глава 3) кодификатора элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию. Задание приносит 2 первичных балла
● 23 Задание – проверяет знание и понимание ценностей, закреплённых Конституцией Российской Федерации. Задание приносит 3 первичных балла
Итого: 6 первичных баллов, что составляет 13 вторичных ✅
То есть, 13 баллов из 100 точно будут касаться знания Конституции. Но при этом, в тестовой части по блоку право (например, задания про воинскую обязанность) и план во второй части могут также касаться Конституции, а значит принести его больше баллов.
Каким образом работать с Конституцией? Я советую купить печатную версию, взять маркеры и ручки и подробно разобрать каждую статью. Наглядность поможет вам лучше запомнить необходимые темы для экзамена. Помимо этого, вы можете составить себе памятки, по которым вам будет легче запоминать информацию для ЕГЭ.
Так, например для своих учеников, я подготовила памятку по полномочиям Государственных органов РФ. Для примера прикрепляю памятку по полномочиям Совета Федерации ➞
Если вам нужны памятки по остальным Государственным органам, вы можете написать мне в телеграмм, и я с радостью их пришлю
5. Каждый балл стал стоить дороже, значит за каждый балл нужно бороться
Если в 2021 году за экзамен можно было получиться 64 первичных балла, то в 2022 – 57 баллов.
Так, допустив одну ошибку в 2021 году вы могли получить 99 вторичных баллов. А в 2022 уже 98.
Для нас это означает, что задания нельзя пропускать. Даже если кажется, что ты пишешь неправильно, лучше написать хоть что-нибудь, чем не писать ничего.
6. Не стесняйтесь просить дополнительные бланки на ЕГЭ
В этом году я ходила на досрочный экзамен и для выполнения второй части мне понадобилось 8 листов. Когда я просила очередной дополнительный листочек, проверяющие смотрели на меня немного косо. Знаю, что некоторые ученики могут испытывать стеснения при просьбе о дополнительных листах. Но помните, что вторая часть в обществознании – объемная, а значит дополнительные бланки вам точно понадобятся. От ЕГЭ зависит ваше поступление, поэтому все стеснения нужно отбросить. А давать вам необходимое количество нужных бланков – обязанность проверяющих, поэтому не бойтесь просить у них дополнительные листочки.
7. Проверяйте работу и используйте все время экзамена
«Хорошая, мысля приходит опосля». Именно поэтому, работу необходимо проверить минимум 3 раза. Дополнительно проверить, правильно ли вы перенесли ответы в бланк. Во второй части посмотрете, не пропустили ли вы какое-нибудь задание.
Я рекомендую всем своим ученикам сидеть на экзамене все отведенное на него время. Бывает такое, что гениальные идеи приходят под конец.
Надеюсь, мои советы были полезными для вас! Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, где я выкладываю необходимую теорию и задания для сдачи ЕГЭ по обществознанию, а также дополнительные лайфхаки. Например, зачем в 24 задании по плану нужно писать «и др.»
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы вышлем в подарок словарь плеоназмов для подготовки к ЕГЭ!Раз в две недели мы будем присылать вам полезные статьи, чек-листы и учебные материалы.
8 сентября 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
Справочный материал по обществознанию
Материал создан для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Включает разделы всех сфер жизни общества.
Содержание
1. Что изучает обществознание?
2. Общество.
3. Человек.
4. Познание.
5. Культура и духовная сфера.
6. Экономика.
7. Социальная сфера
8. Политика.
9. Право.
spr-obsh.docx