Егэ общество 25 задание истина

Всего: 40    1–20 | 21–40

Добавить в вариант

Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания.

Показать

1

В чём автор видит универсальность функционирования государства и права в жизни общества? Как автор определяет роль государственно-правовой действительности?


2

Назовите любые три объекта правового регулирования со стороны государства, приведённые автором, и проиллюстрируйте на основании фактов общественной жизни каждый из объектов примером подобного регулирования.


3

Задания Д22 C3 № 8234

Какова, с точки зрения автора, цель научного исследования государства и права? Что, по мнению автора, является результатами, получаемыми наукой о государстве? Назовите любые два результата. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».


В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.

Показать

1

Укажите два определения познания, которые дают авторы.


2

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «познание»;

— объясните связь названных автором уровней познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)


3

Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.


4

Задания Д22 C3 № 474

Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «истина».


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Истинное знание адекватно отражает окружающую реальность.

2)  Критерием истинного знания является соответствие интересам познающего субъекта.

3)  Относительная истина  — это знание, которое может измениться по мере развития возможностей познания.

4)  Истина связана с условиями места, времени и т. п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5)  Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практико-ориентированное знание.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны

1)  Относительная истина  — это неограниченное верное знание о предмете или явлении.

2)  Абсолютная истина  — исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке или обществе.

3)  К критериям истины относится соответствие результатов познания ранее открытым законам науки.

4)  Истинность знания может быть проверена на практике.

5)  Основной критерий истины  — соответствие интересам познающего субъекта.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Объективность истины проявляется в её соответствии интересам познающего субъекта.

2)  Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3)  B научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4)  Только относительная истина выявляет закономерности и законы, по которым функционируют изучаемые объекты.

5)  Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Истина  — это знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.

2)  Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой исчерпывающее знание о предмете.

3)  Единственным критерием истинного знания является его очевидность для любого человека.

4)  Истинное знание всегда имеет абстрактный и обобщённый характер.

5)  Истина обусловлена реальной действительностью, общественной практикой.


Используя обществоведческие знания,

1)  раскройте смысл понятия «истина»;

2)  составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях истины;

− одно предложение, виды истин.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.


Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2)  Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

3)  Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

4)  Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5)  Абсолютной истиной является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Истинным можно считать лишь то знание, которое разделяет большинство людей.

2)  Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

3)  Истина  — это знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.

4)  Истина всегда конкретна.

5)  Единственный критерий истины  — соответствие существующим научным теориям.


Выберите верные суждения о критериях истины и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Основной критерий истины – соответствие интересам познающего субъекта.

2)  К критериям истины можно отнести соответствие законам логики.

3)  Практическое применение может проверить истинность знания.

4)  Разум и интуиция учёного являются критериями истины.

5)  С точки зрения представителей философского направления эмпириков главным критерием истины является разум.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2)  Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3)  Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

4)  Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

5)  Истина всегда объективна.


Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  К критериям истины можно отнести соответствие знания законам логики.

2)  Важнейший критерий истины – соответствие полученного знания интересам познающего субъекта.

3)  Критерии истины позволяют отличить истинное знание от заблуждения.

4)  Критерием истины может выступать соответствие полученного знания ранее открытым законам.

5)  Истинность суждения невозможно проверить на практике.


Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Абсолютная истина является исчерпывающим знанием о предмете.

2)  Истина  — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.

3)  Одним из критериев истинности знания является его понимание и принятие большинством людей.

4)  Истинным можно считать лишь знание, основанное на доверии к авторитету великих учёных.

5)  Относительной истине свойственна субъективность.


Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Истинное знание, в отличие от ложного, соответствует предмету познания.

2)  Единственным критерием истинного знания является принятие его сообществом учёных.

3)  Относительная истина  — это ограниченно верное знание.

4)  Только абсолютной истине свойственна объективность.

5)  Истинное знание формируется в единстве чувственного и рационального познания.


Установите соответствие между примерами и критериями истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР

А)  логическая стройность и последовательность суждений

Б)  проведение научного опыта

В)  соответствие ранее доказанному

Г)  экспериментальная деятельность

Д)  данные слуха, зрения, осязания и обоняния

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

1)  теоретический

2)  практический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г Д

Выберите верные суждения об истине и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Среди критериев истины выделяют практические и теоретические.

2)  Абсолютная истина  — это полное и исчерпывающее знание.

3)  Относительная истина, в отличие от абсолютной, не является объективной.

4)  Истину можно получить исключительно в результате специально организованного исследования какого-либо объекта.

5)  Истина  — это соответствие реальности знаний о предмете, процессе или явлении.


Запишите слово, пропущенное в таблице.

СВОЙСТВА ИСТИНЫ

СВОЙСТВА ИСТИНЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
… характер Отражение текущего уровня знаний о сущности явлений
Объективный характер Независимость от познающего субъекта и его сознания

Выберите верные суждения об истине, её видах и свойствах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Истина  — это знание, которое соответствует предмету познания.

2)  Относительная истина представляет объективное, но неполное знание о предмете познания.

3)  Абсолютную истину может постичь только обыденное познание, связанное с практической деятельностью.

4)  Практика как ведущий критерий истины включает эксперимент.

5)  К свойствам истины относят повторяемость и системность.


Назовите и проиллюстрируйте примерами три критерия истины. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).


Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  Относительная истина всегда субъективна.

2)  Одним из критериев истины является практика.

3)  Только абсолютная истина  — это такое содержание знания, которое существует само по себе и не зависит от человека.

4)  Заблуждение  — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

5)  Истина едина, но в ней выделяются абсолютный и относительный аспекты.

Всего: 40    1–20 | 21–40

28.11.2022

Необходимые материалы для успешного выполнения задания №25 ЕГЭ 2023 по обществознанию — примеры выполнения, которые покажут вам, как его делать, и критерии, по которым оно оценивается.

С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. 

  • Вся теория по обществознанию
  • Тренировочные варианты по обществознанию
  • Демоверсия ЕГЭ 2023 по обществознанию

Задание №25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию 

Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.

Формулировка задания (из демоверсии ЕГЭ 2023):

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)

3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

План выполнения задания 25: 

Все требования к ответу прописаны в условии задания, поэтому для успешного выполнения необходимо им следовать. 

Баллы и критерии задания 25

Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания, 6 баллов. Оценивается оно по трём критериям:

  1. Обоснование: Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов. (максимум — 2 балла)
  2. Ответ на вопрос: Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций. (максимум — 1 балл)
  3. Примеры: В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки. (максимум — 3 балла)

Примеры заданий 25 + ответы к ним в ЕГЭ 2023

Пример №1: Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие религии относят к традиционным религиям России? Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)

Ответ к примеру №1

1) Обоснование значимости религии: Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Значимость религии в жизни российского общества состоит в сохранении исторических традиций, культуры и преемственности поколений.

2) Три традиционные религии России: христианство; ислам; буддизм.

3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций религии в жизни человека и общества: а) Христианство. Николай является христианином, посещает церковь и соблюдает заповеди христианства, религиозные нормы направляют поведение Николая, способствуют самоконтролю. (регулирующая функция религии); б) Ислам. Люди, исповедующие ислам, верят в единого бога – Аллаха, Коран подробно рассказывает о создании этого мира, таким образом, религия формирует взгляд верующих мусульман на мир и на место человека в нем. (мировоззренческая функция религии); в) Буддизм. Буддистам их вера и религиозные практики помогают пережить трудности, потери. Буддизм предполагает медитацию, во время которой человек расслабляется, она помогает вернуть душевное равновесие. (компенсаторная (терапевтическая) функция религии).

Видеоразбор примера №1:

Пример №2: Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ к примеру №2

1) Обоснование важности самоконтроля для формирования личности: Самоконтроль важен для формирования личности, так как помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, тайм-менеджмента, планируя режим дня;

самоконтроль помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную профессию и т.д.

2) Способы (методами) развития самоконтроля: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки; б) Совершенствуя навык рефлексии (то есть способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы); в) В некоторых случаях для развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.

3) Примеры, иллюстрирующие влияние самоконтроля на личность: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более ответственным и пунктуальным. б) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями, поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки, осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях. в) Работа с психологом, посещение психологических тренингов. Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает ему строить дружеские и доверительные отношения с людьми.

Видеоразбор примера №2:

Пример №3: Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.)

Ответ к примеру №3

1) Обоснование значения демократического политического процесса: Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп; создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны; помогает принятию и воплощению в жизнь политических решений.

2) Политические процессы: а) Обсуждение и принятие законов парламентом; б) Проведение альтернативных выборов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ.

3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы в РФ: а) Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс; б) Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

Ещё больше разборов заданий 25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию вы найдёте в pdf-файле ниже:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: ПР №3.doc.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Ответ задание 3.docx, Практ-ое задание №2.doc, Ответ задание 1.docx, Потибенко А.А. СТРбвд-2003е ОСКТАиС практическое задание 7.docx, Итоговое индивидуальное задание.docx, Расчетно-графическое задание 1.doc, Финансовый менеджмент в коммерческих организациях 1 задание.doc, Практическое задание по модулю методические рекомендации по орга, практическое задание 20.docx, Практическое задание №6.docx


7. Объясните, почему истину считают идеалом познания.

Объясните, почему истину считают идеалом познания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Какие критерии истины существуют? (Назовите любые три критерия.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в познании природы, человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ:

Объяснение:

Истина является идеалом познания, потому что цель познания – получение истинного, совершенного знания. Идеал – это то, к чему нужно стремиться, но невозможно достигнуть. Достижение абсолютной истины – исчерпывающего знания о Вселенной – невозможно, так как возможности наших органов чувств ограничены, а мир, напротив, безграничен и постоянно меняется.

Критерии истины:

1. Общественная практика.

2. Соответствие законам логики.

3. Соответствие ранее открытым научным законам.

Примеры, иллюстрирующие применение критерия в познании природы, человека и общества.

1. Общественная практика. Представление о том, что Земля имеет форму шара, получило многочисленные подтверждения на практике: кругосветные путешествия и снимки из космоса (познание природы).

2. Соответствие принципам логики. Все люди смертны. Сократ — человек, следовательно, мы принимаем за истину утверждение, что Сократ смертен. (познание человека).

3. Соответствие ранее открытым научным законам. В газете написали, что из-за высокого спроса на квартиры повысилась их цена. Утверждение журналистов является истиной, так как оно соответствует открытому экономистами закону спроса (познание общества).

Источник: НезЛО Антона Чубукова

8. Обоснуйте необходимость законодательного регулирования семейных отношений.

Обоснуйте необходимость законодательного регулирования семейных отношений. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В соответствии с какими принципами осуществляется законодательное регулирование семейных отношений в РФ? (Назовите любые три принципа) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его реализацию. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных принципа.)

Ответ:

1. Обоснование:

С помощью права государство защищает и укрепляет семью, в свою очередь укрепление института семьи положительно сказывается на демографических показателях государства, обеспечивая ему положительный экономический рост и силу.

2. Принципы законодательного регулирования семейных отношений:

1) Принцип добровольности брачного союза;

2) Принцип равенства супругов.

3) Принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

3. Примеры, иллюстрирующие реализацию принципов:

1) Принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины. Совершеннолетние дееспособные граждане РФ Ангелина и Афанасий по обоюдному согласию решили вступить в брак, подали совместное заявление в органы ЗАГС, через месяц их брак был зарегистрирован;

2) Принцип равенства супругов в семье. Нотариус отказался регистрировать брачный договор между гражданами РФ Ангелиной и Афанасием, т.к. Афанасий настаивал на включении в договор пункта об обязательном согласовании с ним любых поездок жены. Согласно Семейному кодексу РФ, муж и жена обладают равными правами в браке, и их личные неимущественные права не могут быть ограничены брачным договором;

3) Принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. При разводе Афанасия и Ангелины их общий десятилетний ребенок остался проживать с матерью. Для защиты его прав и интересов суд обязал Афанасия выплачивать алименты до наступления совершеннолетия ребенка.

Источник: НезЛО Антона Чубукова

1) Обоснование:

Законодательное регулирование семейных отношений необходимо, т.к. действия членов семьи могут быть неправомерными, в частности отказ совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, соответственно с помощью законодательного регулирования государство может восстанавливать нарушенные права членов семьи (алименты взыскиваются на нетрудоспособных родителей в судебном порядке).

2) Принципы законодательного регулирования семейных отношений:

1. Добровольность брачного союза мужчины и женщины.

2. Равенство прав супругов в семье.

3. Забота о благосостоянии и развитии детей.

3) Примеры реализации принципов законодательного регулирования семейных отношений:

1. Добровольность брачного союза мужчины и женщины. Саша и Маша любят друг друга, поэтому в 2018 г. на основе взаимного согласия они заключили брак в ЗАГСе города Энска.

2. Равенство прав супругов в семье. Анну приняли на работу в ресторан на должность повара в вечернюю смену. Однако несмотря на то, что ее супругу Василию не понравился данный режим работы, он не стал препятствовать ей в трудоустройстве.

3. Забота о благосостоянии и развитии детей. Супруги Сергей и Валентина в магазине города Z купили своим детям зимнюю одежду и ледовые коньки.

Источник: ЕГЭ История и Обществознание с В.В.Трегубенко

25 задание. ЕГЭ-2020. Обществознание.

Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах истины;
— одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины.

(Предложения должны быть распространенными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

Разбор задания

1. Смысл понятия: знание (утверждение), адекватно отражающее действительность.

2.

Одно предложение с информацией о видах истины: по полноте отражения познаваемого объекта различают абсолютную и относительную истину.

Одно предложение, раскрывающее сущность объективности истины: объективность истины — это содержание знания, которое не зависит от человека (познающего субъекта).

Опубликовано: 11.05.2020
Обновлено: 11.05.2020

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «человек»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о такой характеристике человека как индивид;
− одно предложение, раскрывающее сущность понятия индивидуальность.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «человек»;
2) составьте два предложения:
—  одно предложение, содержащее информацию об основных теориях происхождения человека,
— одно предложение, раскрывающее сущность любого отличия человека от животных.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «личность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о продолжительности процесса становления и развития личности;
— одно предложение, содержащее информацию о важнейших институтах, влияющих на формирование личности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «личность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, характеризующее структурные элементы личности,
— одно предложение, раскрывающее основные личностные качества.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «личность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о важнейших свойствах личности,
— одно предложение, определяющее основные институты, с помощью которых происходит процесс формирования личности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «индивидуальность»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о содержании индивидуальности человека;
— одно предложение, раскрывающее факторы, которые влияют на формирование индивидуальности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение о научном мировоззрении;
— одно предложение о роли мировоззрения в деятельности.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, характеризующее виды мировоззрения,
— одно предложение, раскрывающее специфику любого одного из видов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о типах мировоззрения,
— одно предложение, раскрывающее особенности одного из них.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о типах мировоззрения,
— одно предложение, раскрывающее любой путь формирования мировоззрения.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях мировоззрения;
— одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мировоззрение»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о типах (видах) мировоззрения;
— одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах знаний,
— одно предложение, раскрывающее особенности одного из видов знаний.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания,
— одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях познания;
— одно предложение, раскрывающее отличительные черты рационального уровня познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
— одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания;
— одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах ненаучного познания;
— одно предложение, раскрывающее один любой вид ненаучного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания;
— одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о различии чувственного познания и рационального;
— одно предложение, раскрывающее особенность обыденного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания;
— одно предложение, раскрывающее общую черту восприятия и представления как форм чувственного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «эмпирическое познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о другом уровне научного познания;
— одно предложение, раскрывающее суть одного из методов эмпирического познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чувственное познание»;
2) составьте два предложения:
-одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного
 познания,
— одно предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «чувственное познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение о стадиях чувственного познания
— одно предложение, характеризующее любую из стадий чувственного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о специфике социального познания;
− одно предложение, раскрывающее одно отличие социального от естественно-научного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «социальное познание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любой особенности социального познания,
— одно предложение, называющее науки, занимающиеся социальным познанием.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «самопознание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах самопознания,
— одно предложение, раскрывающее смысл (значение) образа «Я» («Я»-концепции).

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «знание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах знания;
— одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов знаний.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное знание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
— одно предложение, содержащее информацию об одном из методов научного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное знание»;
2) составьте два предложения:
—  одно предложение, содержащее информацию о признаках научных знаний,
—  одно предложение, называющее методы получения научных знаний.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «научное знание»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о способах и методах научного познания,
— одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение о критериях истинности знания
— одно предложение о связи истины относительной с истиной абсолютной.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о критериях истины,
— одно предложение, раскрывающее основные виды истины.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины;
— одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;
— одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о формах представления истины;
− одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «истина»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительной истине;
− одно предложение, раскрывающее объективный характер истины.

Практика
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «практика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информа-
 цию о формах практики, и одно предложение, раскрывающее
 функцию практики как критерия истины.
Относительная истина
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведче-
 ского курса, составьте два предложения: одно предло-
 жение, содержащее информацию об объективности
 истины, и одно предложение, раскрывающее связь отно-
 сительной и абсолютной истины.
Мышление
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «мышление»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления;
− одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Используя знания обществоведческо-
 го курса, составьте два предложения: одно предло-
 жение, характеризующее уровни мышления, и одно
 предложение, характеризующее связь мышления
 и языка.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информа-
 цию о типах мышления, и одно предложение, раскрывающее
 любую особенность мышления.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «мышление»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).
Деятельность
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «деятельность»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого кур-
 са, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности, и одно
 предложение, раскрывающее сущность одного из видов
 деятельности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «деятельность»? Привлекая знания обществоведческого курса,
 составьте два предложения: одно предложение, содержащее
 информацию об отличии деятельности человека от активно-
 сти животного, и одно предложение, раскрывающее структуру
 деятельности.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «деятельность»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «деятельность»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности;
− одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности.
Труд
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «труд»?
 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение, содержащее информацию
 о видах трудовой деятельности, и одно предложение, раскрывающее специфику труда в современном обществе.
Общение
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «общение»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах общения;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию общения.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой характерной черте общения, и одно предложение, раскрывающее условия конструктивного общения.
Способности
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информа-
 цию о биологической основе развития способностей, и одно
 предложение, раскрывающее сущность таланта.
Потребность
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «потребность»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов потребностей.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «потребность»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах потребностей;
− одно предложение, раскрывающее потребности, которые относятся к определенному виду.
Потребности человека
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребности человека»? Привлекая знания обществоведческого кур-
 са, составьте два предложения: одно предложение, содержа-
 щее информацию об основных видах потребностей человека,
 и одно предложение, раскрывающее сущность разумных по-
 требностей.
Свобода
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Используя знания общество-
 ведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, характеризующее ограничители свободы в обществе, и одно предложение, раскрываю-
 щее связь свободы и ответственности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предложение,
 содержащее информацию о невозможности абсолютной
 свободы, и одно предложение, раскрывающее связь сво-
 боды и ответственности.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса,составьте два предложения: одно предложение, содержащее
 информацию о «золотом правиле нравственности», и одно
 предложение, раскрывающее взаимосвязь свободы и ответственности.
Общество
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «общество»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о признаках общества как системы;
− одно предложение, раскрывающее сущность понятия общества в узком смысле.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса,
 составьте два предложения: одно предложение, содер-
 жащее информацию об обществе в широком смысле, и
 одно предложение, содержащее информацию об общест-
 ве в узком смысле этого слова.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «общество»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о причине возникновения институтов общества (социальных институтов);
− одно предложение, раскрывающее сущность семьи как социального института.
Общество в широком смысле
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
 «общество (социум)» в широком смысле? Используя
 знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение о характерных
 чертах, свойствах общества как системы и одно
 предложение, раскрывающее структуру общества
 как системы.
Общественная формация
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественная формация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:      одно предложение, содержащее информацию о типах общест-
 венных формаций, и одно предложение, раскрывающее
 сущность одного из типов общественных формаций.
Социальный институт
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «социальный институт»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об одном из социальных институтов в политической сфере жизни общества;
− одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный институт»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
 одно предложение о функциях социальных институ-
 тов и одно предложение, раскрывающее специфику
 функционирования одного из социальных институ-
 тов (любого).
Культура
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «культура»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных формах культуры;
− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность элитарной культуры.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «культура в широком смысле»? Привлекая знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предложение, содер-
 жащее информацию о видах культуры, и одно предложение,
 называющее основные формы культуры.
Духовная культура
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «духовная культура»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
Какой смысл обществоведы вкладывают в поня-
 тие «духовная культура»? Используя знания обще-
 ствоведческого курса, составьте два предложения:
 одно предложение о формах, феноменах духовной
 культуры, и одно предложение о специфике любой из форм духовной культуры.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «духовная культура»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм духовной культуры;
− одно предложение, раскрывающее особенности народной культуры.
Этика
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «этика»?
 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение, содержащее информацию
 о любой черте этики как научной дисциплины, и одно предло-
 жение, раскрывающее значение этики для человека.
Массовая культура
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «массовая культура»? Привлекая знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предложение,
 содержащее информацию об особенностях массовой
 культуры, и одно предложение, раскрывающее сущность
 любой из этих особенностей.
Субкультура
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «субкультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информа-
 цию о любой черте молодежной субкультуры, и одно предло-
 жение, раскрывающее сущность контркультуры.
Диалог культур
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, со-
 ставьте два предложения: одно предложение, содержащее ин-
 формацию о последствиях диалога культуры, и одно предло-
 жение, раскрывающее сущность любой из форм культуры.
Научное познание
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «научное познание»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее сущность наблюдения, как метода научного познания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, со-
 ставьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания, и одно предложе-
 ние, раскрывающее цель научного познания.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «научное познание»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об уровнях научного познания;
− одно предложение, раскрывающее отличительные черты научного познания.
Наука
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «наука»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о функциях современной науки;
− одно предложение, раскрывающее одну из отличительных черт научного знания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие
 «наука»? Используя знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предло-
 жение о функциях науки и одно предложение,
 раскрывающее содержание одной из названных
 функций.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «наука»?
 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение, содержащее информацию
 о любой функции науки, и одно предложение, определяющее
 любую специфическую черту современной науки.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «наука»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структурных элементах института науки;
− одно предложение, раскрывающее любую классификацию наук.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «наука»;
составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о видах науки;
— одно предложение, раскрывающее сущность одной из моделей развития научного знания.
Образование
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «образование»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре общего образования в РФ;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию образования как социального института.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее информа-
 цию об основном пути получения образования, и одно пред-
 ложение, определяющее основные функции образования.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания общество-
 ведческого курса, составьте два предложения:          одно предложение, содержащее информацию об уровнях
 школьного образования, и одно предложение, раскры-
 вающее суть процесса гуманизации образования.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса,
 составьте два предложения: одно предложение, содержащее
 информацию о любой тенденции развития современного об-
 разования, и одно предложение, определяющее основную за-
 дачу школьного образования.
Религия
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «религия»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах религий;
− одно предложение, раскрывающее компенсаторную функцию религии.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия»?
 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение, содержащее информацию
 о любой характерной черте, присущей религии, и одно пред-
 ложение, раскрывающее разные классификации религий.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «религия»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре религии;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию религии в обществе.
Мировые религии
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «мировые религии»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о том, какие из существующих в современном обществе религий относятся к мировым;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию мировой религии.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предложение,
 содержащее информацию о том, какие из существующих
 в современном обществе религий относятся к мировым,
 и одно предложение, раскрывающее любую функцию
 мировой религии.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте
 два предложения: одно предложение, содержащее ин-
 формацию о свободе совести (вероисповедания), и одно пред-
 ложение, определяющее основные мировые религии.
Искусство
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «искусство»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах искусства;
− одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «искусство»? Привлекая знания обществоведческого курса, со-
 ставьте два предложения: одно предложение, содержащее
 информацию о критерии выделения видов искусства, и одно
 предложение, раскрывающее отличие искусства от науки.
Мораль
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «мораль»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о происхождении морали;
− одно предложение, раскрывающее интегративную функцию морали.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»? Привлекая знания обществоведческого курса, со-
 ставьте два предложения: одно предложение, содержащее
 информацию о морали как виде социальных норм, и одно
 предложение, раскрывающее отличие морали от права.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мораль»?
 Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два
 предложения: одно предложение, содержащее информацию
 о любой функции морали, и одно предложение, раскрываю-
 щее отличие морали от права.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «мораль»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Нормы морали
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «нормы морали»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом отличии норм морали от норм права;
− одно предложение, раскрывающее сущность совести как категории (понятия) морали.
Общественный прогресс
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Используя знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о формах, в которых осуществляется прогресс, и одно предложение, характеризующее любую из форм прогресса.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществовед-
 ческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях
 общественного прогресса, и одно предложение, содер-
 жащее информацию о противоречивости прогресса.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об относительности общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «общественный прогресс»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее сущность одного из критериев общественного прогресса.
Критерий общественного прогресса
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «критерий общественного прогресса»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости общественного прогресса;
− одно предложение, раскрывающее один из критериев общественного прогресса.
Прогресс
Используя обществоведческие знания,
1)    раскройте смысл понятия «прогресс»;
2)    составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях прогресса;
− одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.
Индустриальное общество
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «индустриальное общество»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об особенностях социальной структуры индустриального общества;
− одно предложение, содержащее информацию о роли науки в индустриальном обществе.
Традиционное общество
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «традиционное общество»
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о других типах общества;
− одно предложение, раскрывающее сущность процесса модернизации.
Постиндустриальное (информационное)  общество
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «постиндустриальное (информационное) общество»? Используя знания обществоведческого
 курса, составьте два предложения: одно предложе-
 ние, раскрывающее характерные черты, признаки
 информационного общества, и одно предложение,
 характеризующее предпосылки формирования ин-
 формационного общества.
Научно-техническая революция (НТР)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научно-техническая революция»? Привлекая знания обществоведче-
 ского курса, составьте два предложения: одно предложение,
 содержащее информацию о последствиях НТР, и одно предло-
 жение, определяющее основные направления НТР.
Глобализация
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «глобализация»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любом проявлении глобализации в экономической сфере;
− одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, со-
 держащее информацию о проявлениях глобализации, и
 одно предложение, содержащее информацию о ее по-
 следствиях.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «глобализация»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в экономической сфере;
− одно предложение, раскрывающее одно негативное проявление глобализации.
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «глобализация»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере;
− одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Глобальные проблемы
Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «глобальные проблемы»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах глобальных проблем;
− одно предложение, раскрывающее сущность одной из глобальных проблем современности.

s16

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

      Подготовка к ЕГЭ по обществознанию   Методика  работы с заданием – 25 Презентацию подготовила  учитель высшей категории МОУ «СОШ №9 имени К.К.Рокоссовского» г.Железногорска, Курской области Гурова Ольга Васильевна

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Методика работы с заданием – 25

Презентацию подготовила

учитель высшей категории

МОУ «СОШ №9 имени К.К.Рокоссовского»

г.Железногорска, Курской области

Гурова Ольга Васильевна

Согласно спецификации, задание 25  — это задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Оно предполагает определение смысла понятия и составление с ним двух информативных предложений.  Выполнение этого задания как, впрочем, и любого другого, следует начинать с уяснения требований

Согласно спецификации, задание 25  — это задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Оно предполагает определение смысла понятия и составление с ним двух информативных предложений. Выполнение этого задания как, впрочем, и любого другого, следует начинать с уяснения требований

Требования к выполнению задания 25.   Первое требование: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие … предполагает воспроизведение выпускником определения указанного в задании понятия ( первый элемент ответа)   Второе требование: Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения… предполагает составление выпускником двух предложений с указанным понятием . Таким образом, задание включает два требования, включающие в совокупности  три  предложения. 

Требования к выполнению задания 25. Первое требование: Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие предполагает воспроизведение выпускником определения указанного в задании понятия ( первый элемент ответа)

Второе требование: Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения… предполагает составление выпускником двух предложений с указанным понятием .

Таким образом, задание включает два требования, включающие в совокупности  три  предложения. 

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания: 1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение; 2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится. Следует обратить внимание на то, что предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни . 

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится. Следует обратить внимание на то, что предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни

Алгоритм работы с заданием 25. 1. Выясните, смысл, какого понятия вам необходимо раскрыть. 2. Определите, к какой сфере общественной жизни относится данное понятие. 3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному). 4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте, используя ключевые слова. 5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках. 6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.  

Алгоритм работы с заданием 25.

1. Выясните, смысл, какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относится данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте, используя ключевые слова.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием

обществоведческих знаний.  

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов , и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов , и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима

1) Смысл понятия: Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть.  2. «Критерии выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее».  3. «Особенность демократического режима: гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве».   

1) Смысл понятия: Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется политическая власть. 

2. «Критерии выделения политических режимов: уровень гражданских свобод, положенных в основу режима, степень участия граждан в политической жизни государства, субъекты, непосредственно осуществляющие власть и прочее». 

3. «Особенность демократического режима: гарантия прав и свобод человека и гражданина и выборность всех высших органов власти в государстве». 

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государство»?. Привлекая внимание обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме государства , и одно предложение, раскрывающее любую из функций государства .

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государство»?.

Привлекая внимание обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме государства , и одно предложение, раскрывающее любую из функций государства .

1) Смысл понятия: государство – особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат управления и принуждения 2) «К форме государства относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим» 3) «Одна их внутренних функций государства – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина».

1) Смысл понятия: государство – особая организация политической власти, распространяющейся на всю территорию и население страны, имеющая специальный аппарат управления и принуждения

2) «К форме государства относят форму правления, форму государственного устройства и политический режим»

3) «Одна их внутренних функций государства – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина».

Какой смысл вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме трудового договора , и одно предложение любую особенность регулирования труда работников возрасте до 18 лет.

Какой смысл вкладывают в понятие «трудовой договор»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о форме трудового договора , и одно предложение любую особенность регулирования труда работников возрасте до 18 лет.

1) Смысл понятия: Трудовой договор-соглашение между работником и работодателем. (может быть приведено иное , близкое по смыслу определение) 2) «Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами». 3) «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляются продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время»

1) Смысл понятия: Трудовой договор-соглашение между работником и работодателем. (может быть приведено иное , близкое по смыслу определение)

2) «Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами».

3) «Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляются продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ общество 209
  • Егэ общество 208
  • Егэ общество 2023 экономика раздел
  • Егэ общество 2023 разбор заданий
  • Егэ общество 2023 котова лискова скачать

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии