Егэ общественный прогресс виды

61

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть  признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях  как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.


Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример-  период сталинизма в СССР. В  30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение  качества  жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в  виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с  многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно  стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать  до минимума отрицательные последствия прогресса.


Регресс

611

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего хронические заболевания.
  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым  является Россия, большое значение имею  общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Итак, мы начинаем с вами понемногу приближаться к концу первого и простейшего блока в ЕГЭ по обществознанию. Понятие общественного прогресса, как и две следующие темы, следует пройти, понять и запомнить в них ключевые моменты. Сами по себе темы не являются важными в блоке Человек и общество (в отличие от науки, искусства, познания и т.д.). Готовы приниматься за работу? Тогда начинаем!

Общественный прогресс

Общественный прогрессэто исторический процесс развития общества от низшего к высшему и более развитому.

Общественный прогресс можно разделить на два направления развития:

  1. Прогресс направление развития общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее развитого к более. Иными словами, это движение вперед.
  2. Регресс переход от высшего к низшему. Иначе говоря, противоположность прогрессу — движение назад. Здесь общество может столкнуться с процессами деградации или упадками.

На самом деле, общество в целом никогда не подвергалось регрессу. Чаще всего оно развивалось и двигалось вперед. Однако следует понимать, что общество не может двигаться вперед постоянно, именно поэтому ему свойственны периоды задержек и остановок. Это называется стагнацией.

Противоречивость прогресса заключается в том, что в то время как в одних областях происходят положительные изменения и улучшения, другие терпят потери и неудачи. Иначе говоря, для одной области прогресс может быть выгодным, для другой же — нет.

Критерии общественного прогресса

Критерийпоказатель, по которому можно что-либо оценить. Так, к основным критериям общественного прогресса можно отнести следующие:

  1. Развитие человеческого разума;
  2. Прогресс науки и техники;
  3. Рост уровня жизни и образования;
  4. Развитие производительных сил;
  5. Рост степени свободы человека

Формы общественного прогресса

Общественный прогресс может носить два характера:

  1. Реформистский;
  2. Революционный.

Реформа усовершенствование в какой-либо сфере жизни общества с помощью проведения постепенных преобразований, не затрагивающих и не изменяющих кардинальным образом фундаментальные основы. Реформы бывают прогрессивными и регрессивными. Примеры реформ: пенсионная реформа, налоговая реформа, реформа образования и т.д.

Революция коренное изменение нескольких сторон общественной жизни, изменяющее и затрагивающее все фундаментальные основы. Примеры революций: Великая Октябрьская революция, промышленная революция, неолитическая революция и др.

Революция также делится на два вида:

  1. Кратковременная;
  2. Долговременная.

Виды реформ

Как вы уже поняли, реформы могут затрагивать все сферы общественной жизни. Выделяют три основных вида реформ:

  1. Экономические (денежная реформа, приватизация, введение внутренней конвертации рубля);
  2. Политические (изменения в Конституции, создание федеральных округов, создание Государственного Совета);
  3. Социальные (введение всеобщего среднего образования или пособий, рост зарплат, отмена платы за обучение в школе).

Понятие модернизации

В рамках этой темы следует познакомиться с еще одним понятием. Модернизацияпроцесс перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному.

Существует еще другое определение: модернизация усовершенствование, изменение, переход к улучшенным условиям в соответствии с требованиями современности.

Стоит обратить внимание на тот факт, что процесс модернизации не произошел одновременно во всех странах, а лишь в определенных, вследствие чего все страны мира можно поделить на два типа: лидирующие и догоняющие.

Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно: на официальном сайте ФИПИ найдите задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию.

2022 год по Обществознанию сильного изменили! Скачать кодификатор можно тут.

Рассмотрим примерные тестовые задания

Правильный ответ: реформа

Правильный ответ: регресс

Правильный ответ: 35

Правильный ответ: 146

Классификация обществ

  1. По наличию письменности: дописьменные (наличие языка, но отсутствие письменности), бесписьменные и письменные;
  2. По уровню развития: отсталые, развивающиеся и развитые;
  3. По числу уровней управления обществом: простые (нет бедных и богатых, руководителей и подчиненных) и сложные (несколько социальных слоев населения и несколько уровней управления);
  4. По формационному признаку (развитию общества): первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое;
  5. По степени развития техники и технологий: традиционное (аграрное), индустриальное (промышленное) и постиндустриальное (информационное);
  6. По степени открытости: закрытое (тип общества, характеризующийся традиционализмом, ограниченной мобильностью, авторитарной идеологией) и открытое (тип общества, характеризующийся высокой мобильностью, динамичной социальной структурой, индивидуализмом и демократической идеологией).

Как вы помните, ранее мы уже слегка затрагивали виды обществ и рассматривали различия между традиционным, индустриальным и постиндустриальным обществом. Давайте еще раз вспомним, что представляет собой и чем характеризуется каждое из них.

Традиционное (аграрное) общество:

  • Основной фактор производства — земля;
  • Основной продукт производств — пища;
  • Господство натурального хозяйства;
  • Главную роль играет сельское хозяйство;
  • Преобладает ручной труд;
  • Около 75% населения занимается сельским хозяйством;
  • Основной вид экспорта: сырье;
  • Люди живут общиной;
  • Кастовое или сословное деление;
  • Коллективизм;
  • Абсолютная монархия;
  • Отсутствие социальной мобильности;
  • Преобладание религиозных ценностей;
  • Очень низкие темпы развития.

Индустриальное (промышленное) общество:

  • Основной фактор производства — капитал;
  • Основной продукт производства — промышленные изделия;
  • Развитая промышленность;
  • Расширение прав и свобод;
  • Широкое применение технологий и механизмов;
  • Около 10% населения занимается сельских хозяйством, а около 85% — промышленностью;
  • Основной вид экспорта: продукты производства;
  • Классовое деление;
  • Рост социальной мобильности;
  • Развитие науки;
  • Конкуренция;
  • Высокая доля городского населения;
  • Господство товарного производства;
  • Товарно-денежное хозяйство;
  • Урбанизация (повышение роли городов в развитии общества);
  • Демократия;
  • Появление массовой культуры.

Постиндустриальное (информационное) общество:

  • Основной фактор производства — знания;
  • Основной продукт производства — услуги;
  • Резкое повышение творческого начала в труде;
  • Около 3% населения занимается сельским хозяйством, около 33% — промышленностью, а около 66% — услугами;
  • Основной вид экспорта: услуги;
  • Профессиональное деление;
  • Развитие гражданского общества;
  • Формирование правового государства;
  • Главную роль играет наука и технология;
  • Повышение роли информационных технологий, компьютеризация.

На этом с теорией можно закончить. Теперь давайте перейдем к практике и решим несколько тестовых заданий, которые могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию (или как минимум похожие на них).

Рассмотрим примерные тестовые задания

Правильный ответ: 1213

Правильный ответ: индустриальное

Правильный ответ: 32121

Правильный ответ: 245

Общественный прогресс — совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Периоды развития общества:

  • прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
  • регресс — тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
  • стагнация — период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое. 1

Критерии прогресса

 Критерии прогресса — это основные параметры его характеристики:

  • социальный;
  • экономический;
  • духовный;
  • научно-технический.

Социальный критерий — это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития — это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.

Экономический критерий — это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий — самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.

Духовный критерий — нравственное развитие — один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот — регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.

Научно-технический критерий — это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче — инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь. 2

Характер общественного развития:

Реформы, их виды и направления 

Реформа — степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Виды реформ:

  • Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
  • Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

Направления реформ

  • Социальные — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
  • Политические — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
  • Экономические — преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

Революции и их виды

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

Виды революций:

  • Долговременные (например, неолитическая революция — 3 тыс. лет, промышленная революция — XVII-XVIII вв.),
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России).

Инновации

В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация — рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Модернизация 

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

  • «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
  • «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. 3

Поделиться материалом

Материалы

ЕГЭ 2022
ОГЭ 2022

Новости ЕГЭ
Новости ОГЭ
Новости вузов
Новости регионов
IT в образовании
Наука
Бизнес-образование
Культура
Каникулы
Издательства
Спорт
Обзоры и аналитика

Добавьте в закладки!

Нажмите Ctrl+D в своем браузере!

Нашли ошибку?

Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Помогите сайту!

Советы

Однообразная работа утомляет мозг! Чередуйте умственный труд с физическим, помогите своему мозгу работать активно.

  • Вконтакте
  • Telegram
  • Twitter
Наш telegram канал!
Официальный канал нашего сайта в Telegram.
Новости в сфере образования
Объяснение различных тем
Помощь в подготовке

Подписаться

Tweets by cknow_ru

опрос

Кто вы?

Ученик (если что это ссылка)

Учитель (это тоже ссылка)

Другое

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ общая химия доронькин
  • Егэ общая биология чек лист
  • Егэ общага 2022 котова лискова
  • Егэ общ фипи
  • Егэ общ 2022 баллы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии