На чтение 12 мин Просмотров 1.9к.
Содержание
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика и лексика
- Письмо
Как подготовиться к ЕГЭ по немецкому языку, на что обратить внимание, какие основные разделы экзамены и варианты заданий будут и как их все решить на «отлично» Наши практические советы помогут тебе набрать высший балл и выработать правильную стратегию при подготовке.
ЕГЭ (Единый государственный экзамен) по немецкому языку состоит из четырех разделов:
- Аудирование
- Чтение
- Грамматика и лексика
- Письмо
Раньше выпускники сдавали также устную часть (Говорение) после письменного экзамена, где один на один с преподавателем из другой школы им приходилось вести диалог, а также представить развернутое монологическое высказывание на предложенную тему. Впоследствии устную часть ЕГЭ отменили, и сегодняшний экзамен состоит лишь из четырёх вышеназванных частей.
Задания единого государственного экзамена делятся на 3 категории – А, В и С.
Задания части А представляют собой так называемый multiple choice, где к каждому вопросу предлагаются три-четыре варианта ответа, и из предложенных вариантов нужно выбрать один правильный.
Часть В несколько сложнее, здесь могут встретиться задания двух основных типов: а) заполнить пропуски в тексте, поставив предложенный вариант в правильную грамматическую форму; б) даны, к примеру, шесть текстов и семь заголовков к ним – нужно найти лишний и соотнести оставшиеся между собой. Здесь уже даются ответы, только нужно поставить их в правильную грамматическую форму, либо соотнести ответы с вопросами, отбросив лишний вариант.
Часть С – это уже высший пилотаж, здесь нужно самому составить связный структурированный текст, правильно употребив при этом грамматику и лексику.
Общее время проведения экзамена – 180 минут.
Звучит устрашающе. Но на деле это не так. Есть определенные хитрости, как можно лучше справиться с заданиями каждого типа и сэкономить время. Ниже мы рассмотрим, какие задания могут встретиться в каждой части и как лучше всего их решать.
Аудирование
В этой части проверяется, главным образом, насколько хорошо вы понимаете немецкую речь на слух. Каждое задание диктор повторит два раза с паузой около 15 секунд.
Рекомендуемое время на выполнение заданий первого раздела составляет 30 минут.
Стратегия успеха: пробежаться глазами по вопросам задания к тексту и ответам перед прослушиванием! В то время, когда по-русски будет говориться «Сейчас Вы будете выполнять задания по аудированию. Каждый текст прозвучит два раза…» ты можешь это не слушать, а уже читать сами задания!
Так вместо положенных 20 секунд у тебя будет в несколько раз больше времени, чтобы прочитать вопросы и варианты ответов к ним. Порой даже еще не услышав текст, можно предположить, что один из вариантов неверный, потому что звучит попросту слишком нелогично.
Если перед тобой два похожих варианта, отличающихся между собой одной маленькой деталью, обрати внимание на эту деталь – возможно, именно здесь авторы задания хотели тебя подловить!
Пример: Wo wollte Peter nach seinem Studium arbeiten?
- bei einem Automobilhersteller in Deutschland
- bei einem großem Autokonzern in den USA
- in der großen Autowerkstatt bei seinem Vater
Логика рассуждения: Вариант номер три звучит скорее нелогично – в первых двух вариантах акцент делает на страну – Deutschland или USA, скорее всего, один из них окажется правильным. Но в третьем варианте, как и во втором, есть слово “groß”, возможно, здесь тебя и хотели подловить.
Поэтому при прослушивании, даже если не понятны отдельные слова, или в тексте используется синонимы (например, Produzent вместо Hersteller, или Unternehmen вместо Konzern) – обращаем внимание на а) страну, б) место – завод-производитель или мастерская. Такой подход очень сильно экономит время и позволяет сконцентрировать внимание!
Также тебе дадут прослушать несколько высказываний, которые нужно будет соотнести с заголовками или темами. Затем прозвучит диалог, к которому предложат задания на выбор по принципу richtig / falsch / steht nicht im Text. И в конце прозвучит интервью, после которого последует 9-10 вопросов, где из трех вариантов ответа нужно будет выбрать один правильный.
Примечание! Главное – сконцентрироваться на прослушивании и внимательно перенести правильные варианты в бланк ответа! Дикторы будут читать текст четко, два раза, даже если какое-то слово останется непонятным, не стоит паниковать, задание можно будет наверняка решить и без этого слова! И – выигрываем время для чтения вопросов с помощью маленькой хитрости, о которой уже было сказано выше.
Чтение
В этом разделе будет проверяться, хорошо ли ты умеешь понимать написанный текст, что уже понятно из названия этой части. Большинство людей написанный текст воспринимает легче, чем на слух, поэтому с этой частью экзамена все справляются без проблем.
Рекомендуемое время на выполнение заданий второго раздела составляет 30 минут.
В первом задании тебе нужно будет выбрать соответствия между небольшими текстиками (объемом 5-6 строчек) и заголовками к ним. Один заголовок будет лишним, поэтому авторы экзамена нарочно их сформулируют так, чтобы казалось, будто к одному тексту подходят два заголовка. Подумай, где тут подвох и почему один из двух похожих вариантов неправильный.
Затем тебе нужно будет прочитать небольшой текст (объемом примерно в полстранички) и заполнить пропуски в тексте с помощью предложенных вариантов. Один вариант снова окажется лишним, но ты уже не дашь себя смутить!
И напоследок тебе нужно будет прочитать кажущийся непомерно длинным текст (целая страница с небольшим!), и штук 5-6 вопросов к нему по типу multiple choice, где из 4 вариантов ответа нужно выбрать один правильный.
Стратегия успеха: сначала бегло читаем вопросы с ответами, затем текст! При прочтении текста не пытаемся понять дословно и перевести каждое предложение – улавливаем смысл! Смотрим, где в тексте встречаются слова и фразы из вопросов и что сказано по каждому из вопросов
Может быть, ответ на первый вопрос встретиться лишь во втором абзаце текста, а ты уже пять минут по третьему кругу читал второе предложение из первого абзаца – впустую! Поэтому важно сначала ознакомиться с вопросами, и только затем приступать к чтению самого текста.
Грамматика и лексика
Здесь все просто – никаких подвохов, минимум интерпретации, максимум чистого знания грамматики и понимания лексики. В заданиях В4-В10 будут даны предложения и слова к ним, которые нужно подставить в пропуски в правильной грамматической форме.
Например, дано предложение: Wo die Traumziele der Deutschen liegen, _________ man auf den Landeskarten des neu erschienenen Reiseführers „Destination 2013“ von Marco Polo sehen.
И рядом с этим предложением стоит глагол KÖNNEN, который нужно вставить вместо пропуска в правильной форме. Частичка man уже указывает нам на то, что правильным ответом будет kann.
Задания В11-В16 аналогичны предыдущим, с той разницей, что сначала нужно слово преобразовать: например, сделать из существительного глагол с тем же корнем (Arbeit – arbeiten, aufmerksam – Aufmerksamkeit, Frankreich – französisch и т.п.), и потом в нужной грамматической форме это слово в предложение вставить.
Например, дано вот такое предложение: Auch die ____________ Journalisten haben über die letzten Wahlen im Busndestag berichtet. И радом стоит слово FRANKREICH, из которого мы сначала сделаем прилагательное französisch (потому что существительное в нашей фразе уже есть – Journalisten), и затем мы это прилагательное поставим в нужной форме – französischen.
Напоследок в части «грамматика» останется несколько достаточно простых вопросов из части А, где нужно будет в тексте с пропусками из четырех вариантов выбрать один правильный (опять же, multiple choice).
На выполнение заданий этого раздела рекомендуем потратить тебе около 40 минут.
Стратегия успеха: правильно и чётко, в соответствии с нормами, вписывать свои ответы из части В в бланк ответов! Особое внимание обратить на правописание ü, ö, ä и ß – для этого следует заранее ознакомиться с инструкцией!
Следует также во время подготовки к экзамену усиленно повторить грамматику – склонение существительных и прилагательных, окончания, множественное число, исключения из правил (поскольку на них чаще всего подлавливают!), временные формы глаголов (особенно в прошедшем времени).
Письмо
Письменная часть состоит из двух заданий, где тебе предоставится шанс во всей красе продемонстрировать свой уровень владения немецким языком.
Здесь будет проверяться соответствие написанного тобой текста тем требованиям, что указанны в задании – объем, тематика, структура. Кроме того, очень важен выбор лексики и грамматических конструкций! Ошибки будут снижать балл, поэтому лучше написать меньше, да лучше.
Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела работы – 80 минут.
Первое задание этой части (С1) – это письмо. Письма бывают формальные (официальные письма незнакомым людям) и неформальные (письма друзьям или знакомым, открытки). Отличаются они друг от друга, прежде всего, по оформлению: дружественное письмо мы начнем с неформального приветствия, будем обращаться на «ты», и закончим также неформально.
В этом задании тебе, скорее всего, предложат написать ответ на письмо приятеля или знакомой из Германии (или открытку). При этом в задании, конечно же, будет указано, о чем ты должен будет упомянуть в своем письме (например, расспросить подробнее о каком-то событии, задать несколько вопросов по определенной теме и т.д.)
Стратегия успеха: стоит выучить заранее типовые фразы приветствия и прощания, особое внимание обратить на запятые (в немецком правила пунктуации отличаются от русских!).
Очень важно: соблюдать структуру, предложенную экзаменаторами – если в задании сказано, что в конце нужно задать три вопроса по теме, значит, нужно задать три вопроса, а не пять или два. И обязательно по теме, в этом случае вопросы типа «Как дела?» и «Что нового?» учитываться не будут.
Вот пример, как можно начать и закончить письмо:
Hallo Anna, / Liebe Anna,
Danke für deinen letzten Brief und die Postkarte aus Berlin.
Hat mich sehr gefreut zu erfahren, dass…
…
Freue mich bald von dir zu hören!Viele Grüße / Liebe Grüße
Lena Iwanowa
Во втором задании письменной части С2 тебе нужно будет написать развернутое высказывание (по сути, мини-сочинение или эссе) на предложенную тему. Здесь будет учитываться, насколько логично и структурированно ты излагаешь свои мысли и аргументируешь – конечно же, на немецком языке.
Очень важно выдержать объем и структуру, предложенную экзаменаторами, как-то: введение, основная часть (аргументы за и против, ваше личное мнение), заключение.
Стратегия успеха: дома обязательно потренироваться писать аргументированные тексты на разные темы. Просто придумывать тезисы на совершенно различные темы (немецкий: «Без знания немецкого в современном мире не прожить», интернет: «Онлайн обучение открывает новую эру в образовании», спорт и так далее ) и находить на немецком аргументы за и против.
Написав раз десять такое эссе, во-первых, не тратишь времени на выстраивание текста и подбор вводных фраз (потому что уже знаешь наизусть, с чего начнешь и как закончишь), а во-вторых, в целом быстрее находишь аргументы за и против.
Важно помнить: времени на то, чтобы написать весь текст сначала полностью на черновике, а потом без ошибок переписать на чистовик, попросту не будет! Поэтому на черновике пишем лишь набросок (план) + главные аргументы за и против, без вводных фраз!
Вводные фразы должны прийти сами собой, после того, как раз десять напишешь пробное эссе. Во время такой тренировки выработается набор фраз, которые можно как каркас использовать при написании любого текста такого типа.
Например, можно начать эссе, переформулировав вопрос из задания своими словами и задав риторический вопрос, вроде Stimmt das wirklich so?
Основную часть можно выстроить при помощи вводных фраз и конструкций:
- Erstens, … Zweitens, … Drittens, …
- Einerseits ….. Anererseits…… Außerdem ….
- Dafür spricht die Tatsache, dass… Dagegen spricht, dass…
- Ein Argument dafür ist….. Ein Argument dagegen ist /wäre, dass….
Примечание! Контраргументы можно предварить риторическим вопросом типа Was spricht gegen ….?или вводными словами и конструкциями andererseits, eine andere Meinung ist /wäre, dagegen spricht die Tatsache, dass… и другими.
Перечислив, скажем, три аргумента за и два аргумента против, нужно взвесить плюсы и минусы: Wenn man die Vorteile und Nachteile vergleicht, kann man sehen, dass… – и высказать свое мнение: Meiner Meinung nach, …. /Ich bin der Meinung, dass… / Ich bin davon überzeugt, dass…
И последний абзац – заключение: Zusammenfassend kann man sagen, dass… / Zum Schluss möchte ich betonen, dass…
Важно: четкая структура позволит не отвлекаться от основной мысли и не «лить воды», а также сэкономить время логических переходах. На письменную часть отводится 80 минут, поэтому важно грамотно распределить это время и силы: например, на письмо отвести 20-30 минут (20 минут подготовка и черновик, 10 минут писать на чистовике).
На эссе стоит отвести больше времени, скажем, 40-50 минут (20-25 минут на подготовку и черновой набросок, 10 минут писать на чистовике). В оставшиеся пять минут от общего времени стоит перечитать написанное и исправить ошибки, которые бросились в глаза после одного прочтения.
Следуя этим простым рекомендациям, ты сможешь эффективно распределить свои силы на экзамене и достичь максимального результата! Успехов в подготовке и удачи на сдаче!
Источник: http://www.de-online.ru/news/gotovimsja_k_egeh_po_nemeckomu_jazyku/2014-04-28-250
Далеко не каждый выпускник сдаёт ЕГЭ по немецкому языку, поэтому информации об экзамене мало. В этой статье мы расскажем, как проходит подготовка к ЕГЭ по немецкому и разберем задания по порядку.
Структура экзамена 2021: разделы ЕГЭ по немецкому
Раздел 1 («Аудирование») содержит 9 заданий. Рекомендуемое время выполнения составляет 30 минут. Здесь проверяется восприятие речи на слух. Первый номер предполагает прослушивание шести разных высказываний. Выпускнику необходимо соотнести услышанное с утверждениями из перечня. Запись можно прослушать дважды. Затем экзаменуемый услышит диалог, понимание которого проверяется во втором задании. Нужно отметить утверждения, соответствующие и не соответствующие содержанию текста.
В блоке «Чтение» — всего три типа заданий. Они направлены на проверку понимания письменной речи. В номере 10 требуется соотнести заголовок с текстом, к которому он подходит. В 11 задании нужно заполнить пропуски текста приведенными фразами. В упражнениях 12-18 необходимо ответить на вопросы по содержанию текста.
Какие темы нужно знать, чтобы выполнить задания по грамматике и лексике
Далее следует блок «Грамматика и лексика». В номерах 19-25 требуется преобразовать слова так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текстов. Задания 26-31 проверяют навыки словообразования. Подготовка к ЕГЭ по немецкому должна включать в себя изучение:
- префиксов для образования существительных и глаголов (vor-, mit-)
- суффиксов для образования существительных (-chen, -in, -er, -ung, -heit, -keit, -schaft, -or, -um, -ik, -e; -ler, -ie)
- суффиксов для образования прилагательных (-ig, -lich, -isch, -los, -sam, -bar)
- отрицательного префикса un-
Раздел «Письмо», на выполнение которого отводится 80 минут, не так прост, как кажется. Ваша подготовка к ЕГЭ по немецкому обязательно должна охватить структуру письменных работ. Далее мы расскажем вам о структуре эссе ЕГЭ по немецкому языку.
Как писать эссе формата ЕГЭ
- В первом абзаце необходимо перефразировать тему работы и указать её проблемный характер.
- Во втором параграфе следует выразить свою точку зрения, привести 2-3 аргумента.
- В третьем абзаце следует раскрыть противоположное мнение и подкрепить его 1-2 аргументами.
- Четвёртый абзац состоит из контраргументов. Объясните, почему вы не согласны с тезисами, из предыдущего абзаца, опровергните их и докажите их несостоятельность. Не отходите от темы! Оспаривайте именно те аргументы, которые привели в третьем параграфе.
- В последнем абзаце напишите вывод, подведите логический итог своим рассуждениям. Можно кратко перечислить свои основные аргументы из второго параграфа и написать, что аргументов «за» больше, чем доводов «против», или наоборот. Примирите две полярные точки зрения.
Если вы хотите получить высший балл за письменную часть, рекомендуем во время подготовки к ЕГЭ по немецкому изучить следующие конструкции:
- Инфинитивные обороты: um … zu + Infinitiv; statt … zu + Infinitiv, ohne … zu + + Infinitiv
- Haben/sein + zu + Infinitiv для выражения принуждения, возможности
- Пассив состояния: sein + + Partizip II (Zustandpassiv)
- Распространенные определения с Partizip I и Partizip II (der lesende Schűler; das gelesene Buch)
- Сочетания wűrde + Infinitiv для выражения желания
Грамотно используя эти сочетания в своей работе, вы получите максимум!
Рекомендации по подготовке к устной части ЕГЭ по немецкому
Что должна включать в себя подготовка к ЕГЭ по немецкому языку? Постоянные разговоры на немецком – практику!
“Говорение” — важная часть экзамена. Хотя на него отводится всего 15 минут, за устную часть выпускник может получить целых 20 баллов.
В первом задании необходимо прочитать вслух небольшой фрагмент текста научно-популярного характера. В задании №2 требуется задать пять вопросов по картинке на основе приведённых ниже пунктов. Отдельно оценивается каждый из пяти задаваемых вопросов. Соответственно, выпускник может получить максимум 5 баллов. В третьем номере необходимо описать одну из трёх предложенных фотографий. План ответа приведён под картинками, так что постоянно обращайтесь к нему. В четвёртом задании нужно сравнить две фотографии на основе плана, перечислить сходства и различия.
Демоверсия
Важно работать с КИМами актуального формата, ведь знание структуры – залог успеха. Прикрепляем ссылку на демоверсию 2021 года, обязательно решите этот вариант. Так подготовка к ЕГЭ по немецкому пойдет эффективнее!
Общайтесь на немецком, читайте и пишите эссе. Уделяйте изучению языка минимум 30 минут в день. Всё получится! Удачи!
Какие задания входят в ЕГЭ по немецкому? Сколько времени дается на выполнение заданий? Как лучше подготовиться к аудированию и письменной части? Начинаем готовиться вместе!
Мы знаем много о таких экзаменах как TestDaF, Goethe Zertifikat, Telc, но мало где есть советы и комментарии по сдаче экзамена по немецкому языку для школьников, а ведь это очень важный экзамен, открывающий дорогу в университет. Речь идёт, конечно же, о едином государственном экзамене (ЕГЭ) по немецкому языку.
ЕГЭ по немецкому языку состоит из двух частей: письменной и устной.
Письменная часть ЕГЭ по немецкому
Письменная часть состоит из 40 заданий, и на ее выполнение даётся 3 часа 10 минут.
Письменная часть экзамена состоит из разделов:
- аудирование,
- чтение,
- грамматика и лексика,
- письменная речь.
АУДИРОВАНИЕ
Начнем разбор первого и одного из самых сложных разделов экзамена — аудирование. Традиционно в этом разделе вы столкнетесь с необходимостью прослушать чьи-либо высказывания, диалог и интервью. Примерное время выполнения — 30 минут.
- В первом задании вы услышите 6 высказываний разных говорящих (A-F). Вам нужно соотнести каждое высказывание с утверждением (1-7). Одно утверждение будет лишним, а прослушать можно дважды.
Алгоритм выполнения
следующий:
- перед прослушиванием есть время выделить лексику,
- слушаем первый раз и примерно расставляем приоритеты,
- слушаем второй раз, исправляем и дополняем то, что уже расставили.
Выделим в высказываниях из экзаменационного варианта слова-маркеры:
1. Meine Schwester freute sich sehr über ihren Erfolg im Schwimmen.
2. Ruhe und gutes Essen sind nach meiner Meinung auch wichtig für ein gesundes Leben.
3. In der Schule meiner Schwester gibt es seit einem Jahr keinen Sportunterricht.
4. Meine Freizeit ist mir wichtiger als ein intensiveres Training.
5. Ich kann mir keinen Tag ohne Sport vorstellen.
6. Schulsport gehört nicht zu meinen Lieblingsfächern.
7. Als echter Sportfan freue ich mich über den Erfolg meiner Lieblingsmannschaft.
- Во втором задании вы услышите диалог, после прослушивания которого необходимо указать напротив утверждений цифры (1 – Richtig/ верно), (2 – Falsch/ неверно), (3 – Text sagt dazu nichts/ в тексте не сказано). Прослушать можно дважды.
- В третьем задании вы услышите интервью. В заданиях нужно вписать в поле ответа цифру 1, 2 или 3, соответствующую выбранному варианту ответа. Прослушать можно дважды.
Выглядит оно так:
In seiner Kindheit konnte Herr Kristiansen…
1) sehr gut der Anleitung zum Set folgen.
2) auch Piratenschiff von Playmobil spielen.
3) aus Lego-Steinen neue Modelle erfinden.
Совет по выполнению раздела «Аудирование»: у вас есть немного времени, чтобы пробежаться по каждому высказыванию и подчеркнуть важные слова и выражения. При первом прослушивании постарайтесь сначала понять атмосферу происходящего и ситуацию в целом, а при втором — уже необходимые детали.
Важно после выполнения заданий не забыть перенести правильные варианты в бланк, черновик не проверяется!
Ваш ребенок готовится сдавать ЕГЭ по немецкому? Необходимо повторить школьную программу или подробнее разобрать задания из экзамена? Школа немецкого языка Deutsch Online предлагает индивидуальные занятия и видеокурсы для детей, школьников и подростков. Жмите кнопку или переходите по ссылке выше, чтобы ознакомиться с программами обучения на нашем сайте.
Выбрать курс
ЧТЕНИЕ
В этом разделе проверяется понимание прочитанного текста и умение работать с заданиями после текстов. Время выполнения — 30 минут.
- В первом задании необходимо установить соответствие между текстами и заголовками, один заголовок лишний. Порой тексты бывают очень похожими между собой, и их тяжело соотнести с заголовками, однако стоит внимательно читать тексты.
Алгоритм выполнения:
- прочитать первый текст, выделить фразы и слова,
- найти подходящий заголовок (если есть сомнения, не теряем время и переходим к следующему тексту, а потом возвращаемся к тому, что не сделали).
- Во втором задании следует прочитать текст и заполнить пропуски A–F частями предложений, обозначенными цифрами 1–7. Одна из частей в списке 1–7 лишняя.
- В третьем задании нужно прочитать текст и выполнить задания к нему. В каждом задании следует записать в поле ответа цифру 1, 2, 3 или 4, соответствующую выбранному варианту ответа.
Одни из лучших источников материалов для тренировки аудирования и чтения — сайты
www.schubert-verlag.de
(учебники и упражнения по уровням) и
learngerman.dw.com
(обучающие сериалы со словариком и заданиями на закрепление).
Упражнения для тренировки навыка аудирования на немецком вы также можете найти на нашем сайте (по ссылке).
ГРАММАТИКА И ЛЕКСИКА
В разделе 20 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут.
Чтобы проверить ваши знания немецкой грамматики и лексики, вам будут даны предложения и тексты с пропусками, которые нужно будет заполнить.
Например, дано предложение «Oskar ist ein kleiner Junge, der aus _____ Stadt Danzig kommt». Напротив стоит артикль «die«, мы должны вставить его в предложение в грамматически правильной форме — «Oskar ist ein kleiner Junge, der aus der Stadt Danzig kommt.»
Внимательно вписывайте свои ответы в бланк!
Рекомендуем также повторить основные правила немецкой грамматики – склонение существительных и прилагательных, множественное число, исключения из правил немецкого языка, временные формы глаголов.
ПИСЬМО
Раздел состоит из двух заданий, на выполнение отводится 90 минут.
- В первом задании вам дано письмо от друга/ коллеги и т.д., и необходимо написать электронное письмо в ответ. Здесь проверяется ваше знание устойчивых фраз формального и неформального письма.
Задание в экзаменационном варианте выглядит так: вам пришло письмо от Карла, в ответном письме (100-140 слов) вы должны ответить на его вопросы, а также задать три вопроса, касающиеся визита его дяди.
Советуем перед экзаменом заучить наизусть фразы приветствия, прощания и несколько клише для написания писем.
Неформальное приветствие:
Hallo,
Liebe Anna,
Lieber Otto,
Формальное приветствие:
Sehr geehrte Frau…,
Sehr geehrter Herr…,
Guten Tag Frau…/ Herr … ,
Неформальное прощание:
Ich warte auf die Antwort!
Bis bald
Schöne Grüße
Liebe Grüße
Формальное прощание:
Mit freundlichen Grüßen
Freundliche Grüße
У нас на сайте мы подробно разбирали правила написания делового письма на немецком, а также неформальных писем разной тематики.
- Во втором задании вам необходимо написать структурный и логичный текст на 200-250 слов.
План работы над текстом:
- представить тему,
- определить основные пункты проблемы и сообщить о них,
- обозначить проблему и предложить её решение,
- подытожить и выразить свое мнение.
В этом задании всегда есть какой-либо график или список, на данные которых вы будете опираться.
Учим (наизусть!) полезные выражения для написания текста:
Ich denke/ glaube…
Ich habe niemals/ oft…
In meinem Heimatland ist die Situation so:…
Ich bin sicher, dass…
Zum Schluss möchte ich noch sagen, dass …
Vielen Dank für Ihre Aufmerksamkeit!
Einerseits ist …
Andererseits ist …
Als Nachteil/ Vorteil kann man …
Говорим о плюсах и минусах:
Wenn man die Vorteile und Nachteile vergleicht, kann man sehen, dass…
Высказываем свое мнение:
Meiner Meinung nach, ….
Ich bin der Meinung, dass…
Ich bin davon überzeugt, dass…
Устная часть
И наконец, отдельная от других частей — устная часть. Здесь важны ваши коммуникативные навыки и умение грамотно строить речь на немецком языке. Устная часть состоит из 4 заданий.
- В первом задании нужно прочитать вслух небольшой текст.
Если вы обладаете хорошим немецким произношением, волноваться не стоит, однако следует пробежаться по тексту взглядом и обратить внимание на zusammengesetzte Wörter — многосложные слова, — разбить их на составные части и правильно поставить ударение, чтобы при прочтении не запутаться.
- Во втором задании дано объявление, а ваша задача — выяснить подробности о нем.
Например, дано объявление о поездке на велосипедах. Вы должны задать вопросы по следующим пунктам:
- Dauer,
- Länge der Strecke,
- Preis,
- Zahl der Menschen in der Gruppe.
Можно спросить так: Wie lange dauert die Fahrradreise? Wie lang ist die Strecke? Was kostet die Reise? Wie viele Personen gibt es in der Reisegruppe?
- В третьем задании у вас берут интервью; вопросы уже даны, вам следует на них ответить.
Например:
Reporter: In welcher Region Russlands leben Sie? Wie ist das Wetter dort im
Sommer?
Studentin/ Student: Ich wohne im Süden von Russland. Das Wetter hier ist sehr sonnig und warm.
- В четвертом задании вы помогаете с проектом другу и нашли для него два фото. Вам нужно примерно за 3 минуты объяснить другу, почему вы выбрали именно эти фото.
Материал готовила
Анжелика Карапетова, преподаватель Deutsch Online
Самые популярные
Рекомендации по сдаче ЕГЭ по
немецкому языку
1 Методические рекомендации по
подготовке к выполнению заданий раздела «Аудирование»
При подготовке школьников к выполнению
заданий раздела «Аудирование» учителю необходимо обращать внимание на следующие
моменты:
1. При
подготовке к выполнению задания
базового уровня на понимание основного содержания прослушанного текста В1
(задание на установление соответствия):
· Следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное
содержание по ключевым словам.
· После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее
вероятные ответы, выделяя в
звучащем тексте ключевые слова и
соотнести их с теми, что
уже подчеркнуты в утверждениях.
· Во время второго прослушивания рекомендуется сконцентрировать
внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности
которой есть сомнения.
· Не следует оставлять ни одного вопроса без ответа, даже если нет полной уверенности в его
правильности.
· Переносить ответы в Бланк ответов следует по окончании
выполнения всего раздела «Аудирование».
· Не следует забывать, что одно
из утверждений является лишним.
2. При
выполнении задания
повышенного уровня на понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации
А1 — Л 7 (задание на выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в
тексте не сказано»)следует учитывать следующее:
· В этом
задании не надо пытаться
определить правильный ответ до прослушивания текста, потому что ответ зависит исключительно
от содержания текста.
· Следует также продумать, какого
рода информация потребуется(например, цифры, время, имена собственные, какие-то
детали), чтобы определить данное утверждение как верное, неверное или вообще в
тексте не затронутое.
· Необходимо учитывать разницу
между вариантом «Неверно» и вариантом «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит
информацию, которая противоречит тексту, а вариант «В тексте не сказано»
означает, что в тексте аудиозаписи ничего не говорится по этому поводу.
· При прослушивании текста следует обратить внимание на отрицательные предложения, поскольку правильный ответ часто имеет
форму утвердительного предложения, которое включает слово, противоположное по значению
тому, что прозвучало в записи. Это также может быть более сложное предложение,
в котором встречаются такие слова как: kaum,selten.
· В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При ответе на них необходимо подумать
о тексте всей записи целиком.
3. При выполнении задания высокого уровня на
полное понимание текста А8 — А14 (задание на множественный выбор) следует учитывать следующие
рекомендации:
• Перед прослушиванием, надо
сначала прочитать только вопросы в
задании, без предложенных вариантов ответа, найти в вопросах ключевые слова и подобрать к ним синонимы.
• Следует помнить, что во всех заданиях на множественный
выбор порядок вопросов
соответствует тому порядку, в каком информация появляется в тексте.
• При выборе ответа следует руководствоваться исключительно
той информацией, которая дается в тексте.
• Следует быть осторожным с теми вариантами ответа, в которых
встречаются те же слова и фразы, что звучат в записи. Часто это неверные
варианты, т.к. правильный ответ не
обязательно включает всю ту информацию, которая
звучит в записи (особые слова, фразы или цифры) и для ее передачи используются синонимы.
• Во время второго прослушивания надо проверить выбранные
ответы и обратить внимание на ту
информацию, которая была пропущена во время первого прослушивания.
2 Методические рекомендации по подготовке
к выполнению заданий раздела «Чтение»
При подготовке школьников к выполнению заданий раздела «Чтения» учитель должен
обращать особое внимание на обучение разным стратегиям чтения:
1. При обучении пониманию основного содержания текста – В2 особое внимание нужно уделить:
• Развитию языковой догадке, т.к.
выполнение этого задания не требует полного и детального понимания текста.
• Помнить, что задание на установление
соответствия включает в себя задания на соединение с текстом различных
элементов, таких как заголовки, фразы, вопросы, утверждения. Каждый из этих
элементов требует особого подхода при выполнении задания.
• Начиная выполнять такое задание, следует
определить, что нужно соединять с текстом, а затем использовать соответствующую
стратегию:
если нужно соединить заголовки и фразы — надо быстро определить
основную идею текста или его частей; если вопросы — найти в тексте место, к
которому относится вопрос; если утверждения, то нужно найти в тексте ту же
информацию, которая иначе выражена.
• Помнить, что в этом задании
намеренно используется одно лишнее утверждение/заголовок/вопрос, который не
соотносится с текстом или текстами. В этом случае надо определить, какие
утверждения/ заголовки/ вопросы соответствуют тексту, а что является лишним.
2. При подготовке учащихся к выполнению задание повышенного уровня
— ВЗ необходимо
учитывать следующие моменты:
• Обучать учащихся первоначально бегло прочитать текст, чтобы
уловить его общее содержание, при этом игнорировать незнакомые «трудные слова»,
поскольку они не нужны для
выполнения поставленной задачи.
• Далее возможны две стратегии выполнения этого задания:
— Можно
внимательно прочитать предложенные фрагменты предложений (один из них не понадобится,
он лишний) и понять какой частью предложения или членом предложения является
этот фрагмент, что ему должно предшествовать в тексте и что за ним может
следовать. Обратившись к тексту, прочитать до первого пропуска и подобрать
фрагмент к нему.
— Другая возможная стратегия: читая текст, содержащий пропуски,
надо постараться определить, что может содержать каждый пропуск с точки зрения
содержания (информации) и какую структуру он должен иметь (например,
придаточное с союзным словом der, die, das или вторая часть сложносочиненного предложения). Далее
следует подбирать соответствующие фрагменты.
• В этом задании необходимо обращать
особое внимание на слова до и после пропуска. Восстановить
нужный фрагмент текста помогут
союзы и союзные слова, другие связующие текст элементы, согласование
подлежащего со сказуемым, устойчивые выражения и грамматические структуры.
3. При подготовке школьников к
выполнению задания на
чтение высокого уровня сложности на проверку полного понимания текста А15-А21следует
руководствоваться следующими рекомендациями:
• Обратить внимание школьников на последовательность
выполнения задания:
— Сначала надо прочитать вопросы, а затем текст, к которому они
относятся.
— В тексте надо найти фрагменты, к которым относится каждый
из вопросов. Эти фрагменты могут быть разной
длины: это может быть
одно слово, выражение, целое предложение или абзац.
— Постараться определить
неверные ответы, обращая
внимание на детали — неверные ответы могут содержать слегка изменённую информацию из текста.
— Следует отметить верный ответ, а
затем вновь проверить его правильность. Например, найти и
подчеркнуть то место в тексте, которое подтверждает ответ.
— Чтобы удостовериться, что ответ
верный, надо обратить внимание на различие между основной идеей и второстепенной
информацией. Большое
количество ошибок в тестах на множественный выбор предопределено наличием второстепенной
информации в тексте.
3 Методические рекомендации по подготовке
к выполнению заданий раздела «Лексика и грамматика»
1. При подготовке к заданию базового уровня В4-В10 (задание
с кратким ответом), направленного
на контроль владения видовременными формами глагола, личными и неличными
формами глаголов; формами числительных; формами местоимений и т.д. можно
руководствоваться следующими подсказками:
• Определить, какой частью речи является проверяемая единица
и только после этого анализировать возможные варианты словоизменения.
• Определить, каким членом предложения является пропущенное
слово; какая грамматическая форма требуется по контексту, как образуется эта
форма (правило или исключение из правила).
• Если это глагол, то следует определить, какую форму глагола
имел в виду автор — личную (видовременную), или неличную — инфинитив или
причастие. Затруднения в традиционно вызывает образование глагольных форм (2-е,
3-е лицо единственного числа от модальных и сильных глаголов, формы прошедшего
времени, спряжение глаголов sein, haben,werden).
• Особое внимание надо обратить на то, нужна ли в данном
случае форма активного или пассивного залога глагола.
• Не стоит забывать о согласовании времен, особенно если в
предложении есть глаголы, описывающие действия, происходившие в разные отрезки
времени.
• У существительных объектом контроля становятся образование
множественного числа, слабое склонение, образование Genitiv.
• При трансформации исходной формы прилагательного трудности
вызывает сильное/слабое склонение и образование степеней сравнения (особенно
исключения).
• Числительные могут стать объектом контроля с точки зрения
образования порядковых числительных от количественных и, конечно, наибольший
интерес здесь представляют исключения eins — der erste, drei —der dritte и т.п., хотя могут включаться и задания на
знание основного правила (fünf— der fünfte и т.п.)
2. При подготовке учащихся к выполнению
задания базового уровня В11-В16 (задание с кратким
ответом), на владение способами
словообразования,следует помнить следующее:
• Прежде всего необходимо определить, какая часть речи нужна,
чтобы заполнить пропуск (имя существительное, имя прилагательное, глагол,
наречие и т.д.).
• Затем надо вспомнить суффиксы, характерные для данной части
речи (например, для имени существительного —heit, —keit; для имени прилагательного и наречия —ig; —lieh).
• Определить, имеет ли слово положительное или отрицательное
значение по контексту, в случае необходимости изменить суффикс или префикс
слова.
• Иногда необходимо использовать и префиксы, и суффиксы,
чтобы выполнить задание верно.
3. В
процессе подготовки выпускников школ к выполнению задания повышенного уровня
А22-А28 на проверку
умения употреблять
лексические единицы с учетом сочетаемости слов в коммуникативном контексте (задание с множественным выбором) можно использовать следующие
рекомендации:
• Перед тем как прочитать предложенные варианты ответов
следует внимательно прочитать задание и продумать варианты заполнения
пропуска. Правильный ответ проще найти путем отбрасывания неверных вариантов.
• При определении неверных вариантов следует помнить, что
потенциально неверный вариант ответа может давать неверные или нелогичные
предложения с точки зрения лексической или грамматической сочетаемости.
• Стоит обращать особое внимание на два или три похожих
ответа (с точки зрения написания, произношения, грамматической формы) — один
из них, скорее всего, является правильным.
• Особое внимание следует обратить на сочетаемость: на
устойчивые словосочетания, идиоматические выражения, на прямое или предложное
управление слов.
4 Методические рекомендации по подготовке
к выполнению заданий раздела «Письмо»
1. При
подготовке выпускников школ к заданию
С1 написанию письма личного характера следует
учитывать следующие рекомендации:
· Внимательно читать инструкцию к заданию, обращая внимание на
ограничители времени и объема.
· Учить школьников вычленять вопросы, содержащиеся в письме,
и на все вопросы давать развернутый ответ.
· Выполнять указание на дополнительную задачу: задать друг
другу 3 вопроса на определенную тему (эта тема также затрагивается в
письме-стимуле).
· Не увлекаться каким-то одним аспектом содержания и включать
в текст подробности, не имеющие отношения к поставленной коммуникативной задаче
— это может привести к неоправданному увеличению объема текста.
· Важно помнить, что текст письма должен представлять собой
связное и логичное целое. Текст делится на абзацы в соответствии с логикой,
абзацы между собой и предложения внутри абзацев должны быть связаны при помощи различных средств связи: вводных слов, союзов, союзных
слов и т.п.
· Стоит обратить внимание на оформление письма, его структуру:
— В тексте письма краткий адрес
автора и дата располагаются в правом верхнем углу.
— Вступление, с обращением на
отдельной строке в соответствии с неофициальным стилем, ссылка на предыдущие контакты.
— Главная часть, где отражаются
вопросы задания (следует помнить о правильном делении текста на абзацы).
— Заключение, с завершающей фразой на
отдельной строке, подпись на отдельной строке только имя пишущего.
· Завершая работу над заданием С1, следует проверить
написанный текст ответного письма с точки зрения грамматики, лексики,
орфографии и пунктуации.
2. При
подготовке школьников к выполнению задания
С2 (развернутое высказывание с элементами рассуждения) следует уделить должное внимание как
содержанию, так и организации текста и его языковому оформлению. Это задание
оценивается по всем 5 критериям: содержание, организация, лексическое
оформление текста, грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация.
Как и в 2010 г., в 2011 г. в
задании С2 был дан только один тип развернутого письменного высказывания с
элементами рассуждения, а именно: «Ваше мнение». Однако и для этого
типа рассуждения надо было найти аргументы «за» и «против», поскольку свое
мнение нужно было доказать как бы в споре с оппонентами.
При написании Эссе нужно помнить
следующее:
• Внимательно изучить и строго придерживаться плана развернутого высказывания.
• Во вступлении изложить
проблему своими словами, перефразировать
данную формулировку.
• Начать основную часть с изложения собственной точки зрения и привестидва-три развернутых
аргумента.
• Далее изложить точку
зрения своих оппонентов и
привести хотя бы один их аргумент.
• Поспорить со своими оппонентами, найти весомые контраргументы, объяснить, почему нельзя
согласиться с их взглядом на данную проблему.
• В заключении еще раз изложить
свое мнение (желательно
другими словами).
• Обращать внимание на внутреннее
строение абзаца. Начинать абзац с
предложения, которое выражает его основную мысль.
• Закончив работу, проверить, нет ли в ней орфографических, грамматических,
лексических ошибок и
соответствует ли она требуемому
объему.
ЕГЭ по немецкому языку – один из экзаменов по выбору для выпускников школ. По своей структуре и сложности практически ничем не отличается от других выпускных экзаменов по иностранным языкам. Основная сложность этого экзамена заключается в большом количестве заданий – 46 при очень ограниченном времени – 180 минут (3 часа). Таким образом, на выполнение одного задания приходится чуть меньше четырех минут.
Ознакомившись с общей информацией об экзамене, можно сразу приступать к подготовке. Вариант КИМ ЕГЭ 2016 года существенно не отличается от прошлого года, теперь проходной балл повысился, а количество заданий уменьшилось.
Оценивание ЕГЭ по немецкому языку
Как и в большинстве экзаменов по иностранным языкам, минимальный балл для немецкого языка составляет 17 первичных баллов, что при переводе в тестовые равно 22. Для преодоления порога с минимальными баллами достаточно набрать 17 первичных баллов, что равносильно 17 верно решенным заданиям из раздела 3 или 2 и 3.
Структура теста ЕГЭ по немецкому языку
В 2016 году тест состоит из четырех разделов, включающих в себя 40 заданий.
Раздел 1: Аудирование (1–9), ответами к заданиям являются цифра или последовательность цифр.
Раздел 2: Чтение (10–18), ответами к заданиям являются цифра или последовательность цифр.
Раздел 3: Грамматика и лексика (19–38), ответом к заданию является число, слово или несколько слов, записанных без пробелов и знаков препинания.
Раздел 4: Письмо (39–40), состоит из двух заданий – написание личного письма и высказывание с элементами рассуждения.
Задания единого государственного экзамена делятся на 3 категории – А, В и С.
Задания части А представляют собой так называемый multiple choice, где к каждому вопросу предлагаются три-четыре варианта ответа, и из предложенных вариантов нужно выбрать один правильный.
Часть В несколько сложнее, здесь могут встретиться задания двух основных типов: а) заполнить пропуски в тексте, поставив предложенный вариант в правильную грамматическую форму; б) даны, к примеру, шесть текстов и семь заголовков к ним – нужно найти лишний и соотнести оставшиеся между собой. Здесь уже даются ответы, только нужно поставить их в правильную грамматическую форму, либо соотнести ответы с вопросами, отбросив лишний вариант.
Часть С – это уже высший пилотаж, здесь нужно самому составить связный структурированный текст, правильно употребив при этом грамматику и лексику.
Общее время проведения экзамена – 180 минут.
Звучит устрашающе. Но на деле это не так. Есть определенные хитрости, как можно лучше справиться с заданиями каждого типа и сэкономить время. Мы рассмотрим, какие задания могут встретиться в каждой части и как лучше всего их решать.
1. Аудирование
В этой части проверяется, главным образом, насколько хорошо вы понимаете немецкую речь на слух. Каждое задание диктор повторит два раза с паузой около 15 секунд.
Рекомендуемое время на выполнение заданий первого раздела составляет 30 минут.
Стратегия успеха: пробежаться глазами по вопросам задания к тексту и ответам перед прослушиванием! В то время, когда по-русски будет говориться «Сейчас Вы будете выполнять задания по аудированию. Каждый текст прозвучит два раза…» можно это не слушать, а уже читать сами задания! Так вместо положенных 20 секунд будет в несколько раз больше времени, чтобы прочитать вопросы и варианты ответов к ним. Порой даже еще не услышав текст, можно предположить, что один из вариантов неверный, потому что звучит попросту слишком нелогично.
Если перед обучающимся два похожих варианта, отличающихся между собой одной маленькой деталью, следует обратить внимание на эту деталь – возможно, именно здесь авторы задания хотели тебя подловить!
Пример: Wo wollte Peter nach seinem Studium arbeiten?
1) bei einem Automobilhersteller in Deutschland
2) bei einem großem Autokonzern in den USA
3) in der großen Autowerkstatt bei seinem Vater
Логика рассуждения: Вариант номер три звучит скорее нелогично – в первых двух вариантах акцент делает на страну – Deutschland или USA, скорее всего, один из них окажется правильным. Но в третьем варианте, как и во втором, есть слово “groß”, возможно, здесь тебя и хотели подловить. Поэтому при прослушивании, даже если не понятны отдельные слова, или в тексте используется синонимы (например, Produzent вместо Hersteller, или Unternehmen вместо Konzern) – обращаем внимание на а) страну, б) место – завод-производитель или мастерская. Такой подход очень сильно экономит время и позволяет сконцентрировать внимание!
Также дадут прослушать несколько высказываний, которые нужно будет соотнести с заголовками или темами. Затем прозвучит диалог, к которому предложат задания на выбор по принципу richtig / falsch / steht nicht im Text. И в конце прозвучит интервью, после которого последует 9-10 вопросов, где из трех вариантов ответа нужно будет выбрать один правильный.
Главное – сконцентрироваться на прослушивании и внимательно перенести правильные варианты в бланк ответа! Дикторы будут читать текст четко, два раза, даже если какое-то слово останется непонятным, не стоит паниковать, задание можно будет наверняка решить и без этого слова! И – выигрываем время для чтения вопросов с помощью маленькой хитрости, о которой уже было сказано выше.
2. Чтение
В этом разделе будет проверяться, хорошо ли обучающийся умеет понимать написанный текст, что уже понятно из названия этой части. Большинство людей написанный текст воспринимают легче, чем на слух, поэтому с этой частью экзамена все справляются без проблем.
Рекомендуемое время на выполнение заданий второго раздела составляет 30 минут.
В первом задании нужно будет выбрать соответствия между небольшими текстиками (объемом 5-6 строчек) и заголовками к ним. Один заголовок будет лишним, поэтому авторы экзамена нарочно их сформулируют так, чтобы казалось, будто к одному тексту подходят два заголовка. Следует подумать, где тут подвох и почему один из двух похожих вариантов неправильный.
Затем нужно будет прочитать небольшой текст (объемом примерно в полстранички) и заполнить пропуски в тексте с помощью предложенных вариантов. Один вариант снова окажется лишним, но это уже не даст тебя смутить!
И напоследок нужно будет прочитать кажущийся непомерно длинным текст (целая страница с небольшим!) и штук 5-6 вопросов к нему по типу multiple choice, где из 4 вариантов ответа нужно выбрать один правильный.
Стратегия успеха: сначала бегло читаем вопросы с ответами, затем текст! При прочтении текста не пытаемся понять дословно и перевести каждое предложение – улавливаем смысл! Смотрим, где в тексте встречаются слова и фразы из вопросов и что сказано по каждому из вопросов. Может быть, ответ на первый вопрос встретится лишь во втором абзаце текста, а ты уже пять минут по третьему кругу читал второе предложение из первого абзаца – впустую! Поэтому важно сначала ознакомиться с вопросами, и только затем приступать к чтению самого текста.
3. Грамматика и лексика
Здесь все просто – никаких подвохов, минимум интерпретации, максимум чистого знания грамматики и понимания лексики. В заданиях В4-В10 будут даны предложения и слова к ним, которые нужно подставить в пропуски в правильной грамматической форме.
Например, дано предложение: Wo die Traumziele der Deutschen liegen, _________ man auf den Landeskarten des neu erschienenen Reiseführers „Destination 2013“ von Marco Polo sehen.
И рядом с этим предложением стоит глагол KÖNNEN, который нужно вставить вместо пропуска в правильной форме. Частичка man уже указывает нам на то, что правильным ответом будет kann.
Задания В11-В16 аналогичны предыдущим, с той разницей, что сначала нужно слово преобразовать: например, сделать из существительного глагол с тем же корнем (Arbeit – arbeiten, aufmerksam – Aufmerksamkeit, Frankreich – französisch и т.п.), и потом в нужной грамматической форме это слово в предложение вставить.
Например, дано вот такое предложение: Auch die ____________ Journalisten haben über die letzten Wahlen im Busndestag berichtet.
И радом стоит слово FRANKREICH, из которого мы сначала сделаем прилагательное französisch (потому что существительное в нашей фразе уже есть – Journalisten), и затем мы это прилагательное поставим в нужной форме – französischen.
Напоследок в части «грамматика» останется несколько достаточно простых вопросов из части А, где нужно будет в тексте с пропусками из четырех вариантов выбрать один правильный (опять же, multiple choice).
На выполнение заданий этого раздела рекомендуем потратить около 40 минут.
Стратегия успеха: правильно и чётко, в соответствии с нормами, вписывать свои ответы из части В в бланк ответов! Особое внимание обратить на правописание ü, ö, ä и ß – для этого следует заранее ознакомиться с инструкцией! Следует также во время подготовки к экзамену усиленно повторить грамматику – склонение существительных и прилагательных, окончания, множественное число, исключения из правил (поскольку на них чаще всего подлавливают!), временные формы глаголов (особенно в прошедшем времени).
4. Письмо
Письменная часть состоит из двух заданий, где предоставится шанс во всей красе продемонстрировать свой уровень владения немецким языком. Здесь будет проверяться соответствие написанного текста тем требованиям, что указаны в задании – объем, тематика, структура. Кроме того, очень важен выбор лексики и грамматических конструкций! Ошибки будут снижать балл, поэтому лучше написать меньше, да лучше.
Рекомендуемое время на выполнение заданий этого раздела работы – 80 минут.
Первое задание этой части (С1) – это письмо. Письма бывают формальные (официальные письма незнакомым людям) и неформальные (письма друзьям или знакомым, открытки). Отличаются они друг от друга, прежде всего, по оформлению: дружественное письмо мы начнем с неформального приветствия, будем обращаться на «ты», и закончим также неформально. В этом задании, скорее всего, предложат написать ответ на письмо приятеля или знакомой из Германии (или открытку). При этом в задании, конечно же, будет указано, о чем нужно будет упомянуть в своем письме (например, расспросить подробнее о каком-то событии, задать несколько вопросов по определенной теме и т.д.)
Стратегия успеха: стоит выучить заранее типовые фразы приветствия и прощания, особое внимание обратить на запятые (в немецком правила пунктуации отличаются от русских!). Очень важно соблюдать структуру, предложенную экзаменаторами – если в задании сказано, что в конце нужно задать три вопроса по теме, значит, нужно задать три вопроса, а не пять или два. И обязательно по теме, в этом случае вопросы типа «Как дела?» и «Что нового?» учитываться не будут.
Вот пример, как можно начать и закончить письмо:
Hallo Anna, / Liebe Anna,
danke für deinen letzten Brief und die Postkarte aus Berlin.
Hat mich sehr gefreut zu erfahren, dass…
…
Freue mich bald von dir zu hören!
Viele Grüße / Liebe Grüße
Lena Iwanowa
Во втором задании письменной части С2 нужно будет написать развернутое высказывание (по сути, мини-сочинение или эссе) на предложенную тему. Здесь будет учитываться, насколько логично и структурированно обучающийся излагает свои мысли и аргументирует – конечно же, на немецком языке. Очень важно выдержать объем и структуру, предложенную экзаменаторами, как-то: введение, основная часть (аргументы за и против, ваше личное мнение), заключение.
Стратегия успеха: дома обязательно потренироваться писать аргументированные тексты на разные темы. Просто придумывать тезисы на совершенно различные темы (немецкий: «Без знания немецкого в современном мире не прожить», интернет: «Онлайн обучение открывает новую эру в образовании», спорт и так далее ) и находить на немецком аргументы за и против. Написав раз десять такое эссе, во-первых, не тратишь времени на выстраивание текста и подбор вводных фраз (потому что уже знаешь наизусть, с чего начнешь и как закончишь), а во-вторых, в целом быстрее находишь аргументы за и против. Важно помнить: времени на то, чтобы написать весь текст сначала полностью на черновике, а потом без ошибок переписать на чистовик, попросту не будет! Поэтому на черновике пишем лишь набросок (план) + главные аргументы за и против, без вводных фраз!
Вводные фразы должны прийти сами собой, после того, как раз десять напишешь пробное эссе. Во время такой тренировки выработается набор фраз, которые можно как каркас использовать при написании любого текста такого типа.
Например, можно начать эссе, переформулировав вопрос из задания своими словами и задав риторический вопрос, вроде Stimmt das wirklich so?
Основную часть можно выстроить при помощи вводных фраз и конструкций:
Erstens, … Zweitens, … Drittens, …
Einerseits …. Andererseits…… Außerdem ….
Dafür spricht die Tatsache, dass… Dagegen spricht, dass…
Ein Argument dafür ist…. Ein Argument dagegen ist /wäre, dass….
Контраргументы можно предварить риторическим вопросом типа Was spricht gegen ….? иливводными словами и конструкциями andererseits, eine andere Meinung ist /wäre, dagegen spricht die Tatsache, dass… и другими.
Перечислив, скажем, три аргумента за и два аргумента против, нужно взвесить плюсы иминусы: Wenn man die Vorteile und Nachteile vergleicht, kann man sehen, dass. – и высказатьсвое мнение: Meiner Meinung nach, …. /Ich bin der Meinung, dass… / Ich bin davon überzeugt, dass…
И последний абзац – заключение: Zusammenfassend kann man sagen, dass… / Zum Schluss möchte ich betonen, dass…
Важно: четкая структура позволит не отвлекаться от основной мысли и не «лить воды», а также сэкономить время логических переходов. На письменную часть отводится 80 минут, поэтому важно грамотно распределить это время и силы: например, на письмо отвести 20-30 минут (20 минут подготовка и черновик, 10 минут писать на чистовике). На эссе стоит отвести больше времени, скажем, 40-50 минут (20-25 минут на подготовку и черновой набросок, 10 минут писать на чистовике). В оставшиеся пять минут от общего времени стоит перечитать написанное и исправить ошибки, которые бросились в глаза после одного прочтения.
Следуя этим простым рекомендациям, можно эффективно распределить свои силы на экзамене и достичь максимального результата! Успехов в подготовке и удачи на сдаче!