В. М. Чиганашкин
СЕРЬЕЗНО О ЕГЭ
С точки зрения автора, ЕГЭ — это способ итогового контроля знаний выпускников школ, рожденный компьютерной эпохой, и альтернативы ему нет. С этих позиций обсуждаются распространенные предубеждения относительно ЕГЭ, а также громкие скандалы вокруг тестирования 2011 г.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, контрольно-измерительные материалы, Федеральные государственные образовательные стандарты, репетиторство, образовательные траектории, профильные программы.
1. «Придумали какую-то страшную Бабу-Ягу» — так отозвался о ЕГЭ известный политик на встрече с электоратом в период избирательной кампании. Однако система проверки результатов школьного образования существовала и в его школьные годы. Она есть во всех странах. Ее хотели и хотят видеть единой, объективной, прозрачной, показывающей, на что все налогоплательщики тратили деньги и каких результатов достигли выпускники. Экзамен на аттестат зрелости декларировался как единый: единые темы сочинений, единые задания для экзаменационных письменных работ по математике, единые экзаменационные билеты для устных экзаменов. Но обеспечить единство контроля было невозможно в принципе, так как число ученических работ огромно, огромно и число заинтересованных учителей, проверяющих эти работы вручную. Обеспечить объективность проверки тоже было невозможно в принципе, так как итоговый экзамен принимал тот, кто учил. Даже идеально честные учителя (а их большинство) могли завысить или занизить требования, а следовательно, и оценку: ведь подготовка учителей, их стаж, опыт, характер различны. В широко известной поговорке тех лет — «три пишем, два в уме» — отражено неверие в объективность школьных оценок. На результаты проверки могли влиять и телефонные звонки, и взятки; за «улучшенными» результатами экзаменов скрывалась плохая работа учителей и администрации школы. Было и такое, что в борьбе за «честь школы» переписывались провальные работы, «улучшались» работы медалистов, и в этом участвовали директора школ, учителя и, самое страшное, ученики.
Устранить недостатки традиционной системы контроля итоговых знаний учащихся стало возможным с появлением компьютеров.
Статья поступила в редакцию в феврале 2012 г.
Аннотация
285
Размышления о…
2. ЕГЭ — это итоговый контроль знаний выпускников школ, рожденный компьютерной эпохой. Только компьютеры могут обеспечить независимую, быструю, единую, корректную проверку и оценку знаний. Бороться против применения компьютерных технологий для контроля знаний просто глупо — это то же самое, что бороться против колеса, электричества, железных дорог, мобильных телефонов, телевизоров, автомобилей, самолетов и многого другого.
Компьютеры позволили в несколько раз увеличить количество заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности из разных тем курса, предлагаемых ученику на экзамене, — никаким другим способом невозможно за короткое время опросить ученика по такому широкому кругу вопросов.
Вследствие увеличения количества заданий 5-балльная шкала оценки знаний и умений была заменена на 100-балльную, которая настолько четко различает учащихся по уровню их подготовки, что стало возможным объединить итоговый школьный контроль с вступительными экзаменами в вузы — намного меньше стало экзаменующих, а нагрузка на поступающих в вузы уменьшилась вдвое! Талантливые абитуриенты из самой далекой глубинки теперь конкурируют со столичными сверстниками, не приезжая на вступительный экзамен за тысячи километров.
Говорят, что коррупция из вуза перешла в школу. Действительно, коррупция в приемных комиссиях вузов уменьшилась, так как вступительные экзамены они не принимают. С введением ЕГЭ, когда оказались разделены обучение и итоговый контроль знаний, условий для коррупции в школе стало во много раз меньше. Стала возможной объективная проверка и оценка знаний абитуриентов, так как учитель не проверяет итоговые экзаменационные работы своих учеников. Отпала необходимость в завышении оценок в аттестатах о среднем образовании, так как в приемную комиссию вуза предъявляют сертификаты ЕГЭ, а учитель непричастен к выдаче сертификатов, так что обвинения в коррупции в адрес учителя беспочвенны.
Зато появилась необходимость в более серьезных знаниях, обеспечивающих более высокие баллы в сертификатах ЕГЭ.
3. Настройка новой системы контроля, устранение ее дефектов требуют времени. Так, экзаменационные материалы по физике содержат задания с выбором ответа (часть А и В) и задания с развернутым ответом (часть С). Наиболее ценны задания с развернутым ответом, но они пока не поддаются автоматической проверке. Ответственные и хорошо подготовленные специалисты-предметники проверяют задания части С вручную, на это требуется много времени. Все же и тут компьютеры ускоряют обработку экзаменационных работ, помогая подготовить их к проверке. Постепенно появляются технологии, которые в конечном счете приведут к автоматической проверке работ части С. Даже простое
286
В. М. Чиганашкин Серьезно о ЕГЭ
увеличение количества компьютеров в центрах тестирования может уже в ближайшем будущем решить эту проблему.
Задания с выбором ответа корректно проверяются и оцениваются автоматически, и пока именно они в основном обеспечивают многие из достоинств ЕГЭ. Но именно на задания с выбором ответа обрушилась волна критики в СМИ. Постоянные участники всевозможных телевизионных шоу (и ведущие тоже), чаще всего некомпетентные, породили множество мифов о ЕГЭ, которые получили широкое распространение в обществе. Один из мифов: ЕГЭ — это не столько проверка знаний, сколько сам процесс обучения. ЕГЭ не затрагивает всю школу, он обязателен в выпускном классе только по русскому языку и математике. Обязательность этих экзаменов для всех отрицать невозможно. Мы требуем знания русского языка даже от мигрантов, а гражданин страны тем более должен знать ее язык. А незнание математики в объеме 20 баллов из 100 — это характеристика или умственных способностей человека, или его прилежания.
Кроме обязательных для поступления в вуз сдают еще один-два предмета по выбору. Окончательно этот выбор выпускники делают лишь во второй половине последнего учебного года. Учитель физики не может выстроить под ЕГЭ весь процесс обучения с 7-го по 11-й класс, так как он не знает, кто из учеников будет сдавать экзамен по его предмету. Если только два-три человека из класса собираются сдавать ЕГЭ, то саботаж со стороны других учеников (а их большинство) не позволит учителю заниматься только с маленькой группой.
Еще один миф: тесты применяют уже в 1-м классе — значит, на ЕГЭ натаскивают с 1 -го класса. Люди просто не знают, что в самих тестах нет ничего плохого. В умелых руках умного учителя тесты — это просто инструмент оперативного контроля знаний. Хороший учитель выберет из своего богатого арсенала тот инструмент, который в конкретном случае даст наилучший результат. Учитель многому учит своих учеников: строить письменный или устный ответ, решать задачи, читать стихи, писать сочинения, краткие эссе, аннотации, рефераты и работать с тестами.
Обыватели, незнакомые с ЕГЭ, но желающие высказаться, утверждают, что ЕГЭ — это своего рода игра в «Угадайку». Вопросы подбираются глупые; на правильный ответ легко натаскать ученика. Насть ответов угадает даже обезьяна, наученная нажимать на кнопки, а осьминог Пауль отвечал бы на все вопросы без ошибок. Такие соображения основаны на их личном школьном опыте 70-80-х годов прошлого столетия, когда были очень популярными фронтальные опросы. Считалось, что они активизируют учащихся и помогают учителю быстро, но неглубоко контролировать знания. В настоящее время нечто подобное наблюдается на многих телевизионных шоу. На ЕГЭ применяют задания с выбором ответа (верен один из четырех-пяти предложенных ответов), что не равнозначно фронтальному опросу. Задания с выбором ответа
287
Размышления о…
в 90-х годах прошлого века понадобились для вступительных экзаменов в вузы, потом они перекочевали и в ЕГЭ. Связанное с этим существенное увеличение частоты применения сделало заметными их недостатки: выбор ответа действительно можно превратить в игру «Угадайка», номера правильных ответов можно списать. Вместе с тем обнаружилось, что задания с выбором ответа могут стать инструментом в формировании таких ключевых компетенций учащихся, как обретение знаний, критическое мышление, обеспечение качества и самоконтроль, поиск необходимой информации, структурирование знаний. Для этого уже в средних классах школы нужно научить ученика обосновывать выбор ответа устно и письменно. Научить обосновывать свой выбор ответа трудно, но полученные компетенции необходимы человеку на протяжении всей его жизни. Умение давать краткие, точные обоснования в письменном виде при выполнении самостоятельных и контрольных работ позволяет учителю объективно судить об усвоении учеником знаний. Обоснованный выбор ответа на вопрос задачи профильного уровня сложности позволяет судить об интеллекте ученика.
4. Натаскивание на сдачу ЕГЭ невозможно в принципе.
До ЕГЭ каждый выпускник, получив книжку с едиными билетами для устных экзаменов на текущий год, писал ответы на все вопросы билетов (часто под диктовку учителя), записывал решения десятка типовых задач, проделывал десяток лабораторных работ, содержащихся в практической части билетов. В известном смысле это еще можно назвать натаскиванием, так как небольшое количество заданий легко выучить наизусть. Темы экзаменационных сочинений, конечно, не были известны заранее, но опытные учителя довольно точно «чутьем» определяли круг возможных тем и прорабатывали их с учениками. В больших городах перед экзаменами можно было купить пачку сочинений на разные темы. Недобросовестные ученики изготавливали шпаргалки.
Еще не совсем отлаженный, но не берущий взяток, беспристрастный ЕГЭ стал зеркалом, в котором отразилось то, что тщательно скрывала традиционная система итогового контроля знаний. В 2010/2011 учебном году обязательные экзамены по русскому языку провалили 4,1%, а по математике — 5% выпускников. Раньше такого не было, но это не значит, что школа стала работать хуже. Школа — очень консервативное учреждение, она еще долгое время будет оставаться прежней.
Противники ЕГЭ говорят, что учителя сейчас перестали учить — «зомбируемые» органами образования, они «стоят на ушах, тупо натаскивая» учеников на сдачу ЕГЭ. Это некомпетентные заявления. Натаскивание к экзамену, т. е. поверхностное обучение самому необходимому для сдачи ЕГЭ, невозможно в принципе. Каждому ученику адресуется индивидуальный пакет, в котором содержится большой объем заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания выстроены так, что проверка выполненной
288
В. М. Чиганашкин Серьезно о ЕГЭ
учеником работы дает довольно полную картину знаний и умений ученика, его способности мыслить. Задания базового уровня по физике проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, а также умение работать с информацией физического содержания. Задания повышенного уровня направлены на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, а также умения решать качественные и расчетные задачи. Задания высокого уровня сложности проверяют умение использовать законы физики в измененной или новой ситуации при решении задач, а также проводить экспериментальные исследования.
Никто не может знать заранее, задачи какого типа и какого уровня трудности будут предложены в задании конкретного ученика. Ежегодно официальные разработчики контрольных измерительных материалов (КИМ) формируют около 700 оригинальных вариантов КИМов, в каждом из которых, как правило, 40-50 тестовых заданий. Общее число используемых тестовых заданий в год составляет около 30 тыс., их база содержит более 100 тыс. действующих заданий по каждому предмету. Множество вариантов КИМов исключает возможность совпадения заданий у разных участников ЕГЭ на экзамене. КИМы не могут попасть ни в школы, ни в управления образования, они присылаются в центры тестирования (в стране их порядка 15 тыс.).
Поэтому самой эффективной подготовкой к ЕГЭ является добросовестное изучение школьного курса предметов, где главное пособие — учебники, а также повторение материала с помощью тех заданий, которые бесплатно предоставляют официальные источники. Также полезно быть в курсе актуальной информации о ЕГЭ очередного года, которая по мере ее появления становится доступной на официальном информационном портале Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru.
Неизбежность строгой независимой проверки знаний каждого учащегося заставила многих родителей более ответственно относиться к выбору школы, учителей, следить за здоровьем и успеваемостью своих детей, за режимом дня. Родительские упущения впоследствии могут быть компенсированы только индивидуальной работой их детей с репетиторами, но за это нужно платить. Добровольная бесплатная работа добросовестных учителей (а она имеет место!) не возместит упущения родителей, не увидевших, что, например, в выбранной ими школе в 10-м и 11-м классе отводится два часа в неделю на изучение физики, в то время как в профильной школе в тех же классах — пять часов в неделю. Естественно, что их ребенок не наберет нужных баллов для поступления в технический вуз (особенно на бюджетные места). На уроке готовить учеников к сдаче экзаменов (а тем более натаскивать) при двух часах в неделю никакой, даже гениальный и бесконечно добросовестный, учитель не сможет. Основная масса учеников данного класса экзамен по физике сдавать не собирается,
289
Размышления о…
поэтому заниматься с несколькими ребятами, не обращая внимания на класс, не получится — учителя просто «вынесут» из класса. Вот главная причина, по которой родители вынуждены обращаться к репетиторам.
Это уже осознали старшеклассники, они стали раньше определяться с выбором жизненного пути и серьезнее учиться, а учителя стали строже соотносить знания своих учеников с государственным стандартом.
5. Что мешает школе хорошо учить?
• Не все родители изучают своего ребенка, его интересы, способности, наклонности, стремления; не все они заботятся о его всестороннем развитии, выборе учителя, выборе школы. Результатом этого является учебная и общая несамостоятельность, слабая мотивация большого числа учеников к получению хорошего образования. Ученики, переходя из 9-го в 10-й класс, в массе своей не готовы выбрать будущую профессию, что затрудняет организацию учебного процесса. У многих учеников выбор затягивается до окончания школы. Не сумели родители устроить своего ученика в профильную школу — обращаются к репетитору. Есть глубокие провалы в знаниях — тоже идут к репетитору. Кстати заметим, что обращение к репетиторам никакого отношения к коррупции не имеет. Репетитор получает деньги за ответственную, трудную, высокопрофессиональную работу. Только репетитор (хорошо подготовленный, а его еще нужно найти) поможет ликвидировать провалы в знаниях учащегося, если к нему своевременно обратились и если ученик мотивирован, трудолюбив, упорен.
• Знания высокого уровня, оцениваемые высокими баллами на ЕГЭ, ученик может получить в школе, которая обеспечивает обучение на профильном уровне. Но родители в массе своей не интересуются, есть ли в выбранной ими основной школе предпрофильная подготовка, которая необходима для выбора профиля и обучения на профильном уровне, каковы направления этой подготовки, по каким предметам в старших, 10-11-х, классах в данной школе организовано обучение на профильном уровне. Зачастую родители слишком поздно узнают, что в их школе обучение ведется только на базовом уровне и знаний их детей не хватит для поступления в хороший вуз. Бывает и такое, что ученик занимает место в профильном классе, но не желает изучать предмет на профильном уровне, а потом отказывается сдавать экзамен по этому предмету.
• Еще очень новы, мало изучены и плохо применяются нормативные документы, регулирующие поступление учащихся 9-х классов в профильные классы на основе ГИА.
290
В. М. Чиганашкин Серьезно о ЕГЭ
• Для поступления в вузы требуются знания профильного уровня по русскому языку, математике и по одному-двум предметам по выбору. Главная идея проектов ФГОСов для старшей школы (все четыре проекта ФГОСов вышли из Российской академии образования) — «каждому школьнику свою образовательную траекторию». Это можно понять так, что в каждой школе по любому предмету должны быть 10-е и 11-е классы и базового, и профильного уровня. Обязательно разные классы, так как на изучение, например, физики на базовом уровне отводится два часа в неделю, а на профильном — пять часов в неделю. Учеников-«базовиков» и «про-фильников» посадить в один класс нельзя: их интересы антагонистичны. У нас в стране большинство школ с малой наполняемостью классов. Эти школы не могут обеспечить профильный уровень обучения из-за ограниченности денежных ресурсов. Финансисты не разрешат открыть в школе с малой наполняемостью классов и базовый, и профильный классы. Маленькая школа не в состоянии предоставить хотя бы один профиль, в 10-11-х классах такой школы можно организовать обучение только на базовом уровне, а других школ поблизости нет.
• Проекты ФГОСов для старшей школы предлагают ввести еще один — интегрированный — уровень знаний. Уже существующий интегрированный курс «Естествознание» включает три предмета: физику, химию и биологию, причем на изучение этого курса отводится всего три часа в неделю, в то время как на изучение только курса физики на профильном уровне отводится пять часов в неделю. Если в учебный план маленькой школы вошел интегрированный курс «Естествознание», то уже невозможно открыть в этой школе классы даже базового уровня, не говоря уже о профильном. Тут явно нарушаются конституционные права граждан на получение образования.
• Беда нашей страны в том, что в школу не идут молодые учителя. И не только из-за низкой зарплаты. Демографическая ситуация в стране такова, что наполняемость классов и их число существенно сокращаются, учебная нагрузка учителя-предметника снижается. Чтобы быть «в форме», учителю нужно непрерывно совершенствоваться в своем предмете. Но работа в непрофильной школе не нацеливает учителя на самосовершенствование, в результате многие педагоги не готовы работать по программам разного типа (углубленные, профильные, базовые). У них нет опыта работы на профильном и углубленном уровне: негде было его получить. Их положение осложняется тем, что, желая заработать, они вынуждены браться за преподавание других предметов, по которым специалистами не являются. Их зарплата, конечно, подрастет. Но как может ученик выполнить задания
291
Размышления о…
части С по физике, если его учитель — совместитель и сам не в состоянии это задание выполнить? Ясно, что уровень преподавания снижается. В результате огромное число работ учащихся в части С по физике пусты, в лучшем случае решены одна-две простые задачи. Иная картина наблюдается в работах выпускников профильных школ, там количество баллов достигает 100. Но если мы посмотрим на эту картину со стороны, не вникая в детали, мы увидим, что школы полностью укомплектованы учительскими кадрами, вакансий нет, т. е. молодому учителю там места нет.
• Отсутствуют специальные учебно-методические комплекты для профильного обучения, они формируются стихийно самими педагогами, что неизбежно приводит к десинхронизации учебных курсов, нарушению баланса «базис — профиль», нарушению преемственности между ступенями обучения. Это во многом связано с отсутствием программ для профилирующих предметов и общеобразовательных программ для непрофилирующих. В этих условиях ключевое значение приобретают актуальная квалификация и зона ближайшего развития педагога, который должен создавать практически новые программы, при этом работая не только над компиляцией или структурированием содержания предмета, но и над дидактикой и методикой преподавания.
• Старшеклассникам требуется помощь в объяснении трудных вопросов, в решении трудных задач; многие из них могут найти помощь только в Интернете. Появились бесплатные сайты учителей-фанатиков, которые помогают школьникам, особенно тем, кому не повезло с учителями и школой. Известен сайт Дмитрия Гущина http://www.mathnet.spb.ru. Некоторые сайты в течение учебного года помогают бесплатно, а во время экзаменов близкие к ним сайты «помогают» за деньги. (Рыбак какое-то время прикармливает рыбку, а потом ее ловит.)
• Очень много праздников, которые поглощают примерно 10% времени, отведенного на изучение предмета учебным планом (а ведь это — закон!); даже если учитель не пропустил ни одного дня по болезни, он все равно не отработал с классом положенное количество уроков.
6. Громкие скандалы вокруг ЕГЭ 2011 года. Упущения родителей и школы (государства) сказываются на подготовке выпускников, провоцируют их на мошеннический путь «улучшения» результатов экзаменов. Выпускника толкает на жульничество понимание, что его знания не соответствуют даже минимальному уровню требований стандартов. Шпаргалки неистребимы, но строгий наблюдатель затруднит пользование ими. Сейчас благодаря ЕГЭ легко раскрываются, становятся известными всей стране и наказываются нарушения экзаменационных правил
292
В. М. Чиганашкин Серьезно о ЕГЭ
чиновниками. Таким образом, с традиционными видами мошенничества справиться при желании можно. Причина массового жульничества в 2011 г. в России и во Франции, где аналогу нашего ЕГЭ уже 200 лет, — наличие практически у всех выпускников мобильных телефонов с камерами и выходом в Интернет, а также появление заинтересованных социальных сетей. Люди, склонные к мошенничеству, получили небывалые ранее возможности, а чиновники от образования не подготовили организаторов и наблюдателей за ходом экзамена, не обеспечили порядок в пунктах сдачи экзаменов (проверка абитуриентов по паспортам, невозможность пользования телефонами и шпаргалками, подготовка экспертов по проверке части С и т. д.). В 2011 г. законодательно закреплена новая форма контроля за ЕГЭ: общественные наблюдатели из числа родителей, членов общественных организаций или СМИ. Общественных наблюдателей на экзаменах не было, а ученики могли пользоваться мобильными телефонами.
Вопреки мифам и лживым фильмам о школе, есть очень много учеников, которые упорно трудятся все годы учебы, участвуют в конкурсах, олимпиадах и т. п., учатся в заочных и вечерних профильных школах при вузах. Уровень знаний добросовестных учеников действительно высок, они честно зарабатывают высокие баллы на ЕГЭ и заслуженно претендуют на бюджетные места в вузе. Получение хорошего образования порой единственная их надежда на лучшую жизнь. А мошенники, захватывая бюджетные места, воруют в особо крупных размерах в прямом смысле этого слова, ведь стоимость платного места в вузе порой достигает сотен тысяч рублей в год.
Есть открытые защитники мошенничества. Испытываешь горькое чувство стыда, когда известный и уважаемый человек, участвуя в телевизионном шоу о ЕГЭ, аплодирует нарушителям — ученикам, которые во время экзамена выложили свои КИМы в социальных сетях. Он считает, что дети фальсифицировали экзамен всего лишь потому, что математика им не нужна. Но тогда им не нужна физика, химия и биология, которые без математики не живут. То есть огромная часть человеческой культуры, по сути базовая ее часть, культурному человеку не нужна?! Великий пскович Вениамин Каверин думал иначе: «Математика — самый короткий путь к самостоятельному мышлению». А великий Платон полагал, что «изучение математики приближает к бессмертным богам».
что творится в душе человека, когда эту надежду убивают мошенники и их пособники? Свою ненависть он обращает и на мошенника, который займет его место в вузе, и на пособников, допускающих и даже приветствующих мошенничество.
честные ученики в дни сдачи ЕГЭ создали в Интернете сообщество «анонимусов». Они пытались предотвратить списывание: устраивали атаки на сайты, предоставляющие ответы на ЕГЭ; собирали информацию о тех, кто выкладывал свои КИМы в Сеть.
293
Размышления о…
7. Альтернативы итоговому контролю нет. Одну систему контроля мы забраковали, тяжело проходит настройка второй системы — ЕГЭ. Вместо того чтобы заставить чиновников выполнять свои обязанности по проведению итогового контроля, предлагают отдать ЕГЭ то ФСБ, то неким независимым корпорациям. Отдать хочется, но некому. Экзамен обслуживали учителя (сопровождающие, организаторы и наблюдатели в аудитории, эксперты по проверке части С, дежурные на входе в школу и на этажах), экзамены проходили в зданиях школ. Кем заменить миллион учителей на время экзамена? И если даже учителей не сумели обучить проведению ЕГЭ, то кого-то другого придется обучать самому элементарному в обращении с учениками. У ФСБ мало сотрудников для контроля за ходом ЕГЭ. Штат чиновников учрежденной госкорпорации (на один месяц в году?) будет не меньше штата нынешних образовательных чиновников федерального и регионального уровней (но те тоже никуда не денутся), а им еще нужны исполнители взамен учителей. Корпорация, не имея возможности телепатически определять уровень знаний учеников, будет искать систему контроля знаний и возьмет что-то подобное ЕГЭ. От итогового контроля знаний никто никуда не уйдет, но глупостей и подлостей по отношению к людям такие безответственные решения произведут во множестве. И чем госкорпорация защищена от коррупции?
Так что появление третьей системы проблематично, придется доводить до ума вторую. Устранять неполадки непросто, но это нужно делать. А выпускникам 2012 г. уже сейчас нужно знать, как они будут проходить итоговый контроль и поступать в вузы.
Статьи по ключевому слову «ЕГЭ»
Статьи в журнале «Гуманитарные научные исследования»
Валишина Э.Ф., Рабцевич А.А. Необходимость повышения качества российского образования в школе и ВУЗе
№ 2 Февраль 2015 | Рубрика: Педагогика
Статьи в журнале «Современные научные исследования и инновации»
Делеговская Т.В. Применение факторного анализа при оценке связи успеваемости в вузе с результатами ЕГЭ
Июль, 2015
Юрлова О.А. Применение методов системного анализа для структурирования проблем на примере низкого уровня знаний выпускников школ
Январь, 2016
Лызь Н.А., Шостак А.А. Методика диагностики ресурсов образовательной компетентности обучающихся
Март, 2016
Габитова А.Р. Разработка комплекса задач с применением производной для подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ
Февраль, 2017
Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л., Грибина Г.А., Илюшина Е.С. Виды аттестации обучающихся. Значение единого государственного экзамена
Июнь, 2017
Статьи в журнале «Психология, социология и педагогика»
Белянкова Е.И., Твирова Ю.А. Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию и пути их преодоления: опыт Тульского региона
Июль, 2016
Статьи в журнале «Современная педагогика»
Крылова М.Н. Подготовка учащихся 11-х классов к выполнению части 2 на ЕГЭ по русскому языку: советы учащимся
Март, 2016
Молодой учёный
№4 (108) февраль-2 2016 г.
— Панина А. А.
Методика обучения иноязычной письменной речи в условиях личностно-ориентированного обучения с учетом формата ЕГЭ
Молодой учёный
№2 (106) январь-2 2016 г.
— Соловьева О. А., Медведева Я. С.
Применение специальных задач для успешного выполнения заданий повышенного уровня единого государственного экзамена
Молодой учёный
№40 (382) октябрь 2021 г.
— Петрова А. И.
Профилактика тревожности у старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену
Молодой учёный
№5 (400) февраль 2022 г.
— Гаврилова И. В., Щелокова Н. А.
Практические основы решения задач с экономическим содержанием в структуре единого государственного экзамена по математике (профильный уровень)
Молодой учёный
№7 (111) апрель-1 2016 г.
— Копаев Е. Н.
Российская система образования на переходном этапе
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования»
(Пермь, март 2014)
— Шегаев И. С.
Система российского образования: проблема государственной итоговой аттестации
Молодой учёный
№26 (368) июнь 2021 г.
— Зейналова Г. А.
Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе
III международная научная конференция «Психология: традиции и инновации»
(Самара, март 2018)
— Кузнецова Л. Э.
Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену
VII международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки»
(Санкт-Петербург, декабрь 2020)
— Осадчая А. А.
Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка
Молодой учёный
№10 (69) июль-1 2014 г.
— Фокина Т. Е.
Организация учебного процесса: психолого-педагогический аспект подготовки к ЕГЭ
VII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования»
(Краснодар, сентябрь 2015)
— Козырева О. М.
ЕГЭ в российском профессиональном дискурсе
Молодой учёный
№7 (454) февраль 2023 г.
— Богачева М. Н., Маркова И. Н.
Интеграция учебных предметов биологии и географии как средство развития познавательной компетенции обучающихся, при подготовке к ЕГЭ
Молодой учёный
№3 (450) январь 2023 г.
— Храмова А. Ю.
Проблемы подготовки обучающихся старших классов к сдаче устной части ЕГЭ по французскому языку
Во-первых, ознакомимся с самим Единым Государственным Экзаменом – что это? Это государственный экзамен, который проводится в средних учебных заведениях для оценки качества подготовки учащихся с помощью КИМов (контрольных измерительных материалов), за весь пройденный школьный материал. После сдачи экзамена всем выпускникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. И является основной формой вступительных экзаменов в вузы, и при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы.
Это вид проверки знаний школьников, освоивших программы среднего общего образования, выполнение которых позволяет узнать качество его умственных знаний по форме ЕГЭ. Школьникам необходимо сдать обязательные предметы такие как — русский язык и математика, а для поступления в ВУЗе, необходимо выбрать еще один или несколько профильных предметов такие как — информатика, английский язык, биология и другие. Успешная сдача Единой Государственной Экзамена позволяет выпускнику поступить на очную форму обучения в любой государственный университет.
Система ЕГЭ подразумевает под себя равенство шансов на поступление любого выпускника в ВУЗах и при проверке честность и правдивость знаний.
Но в реальности это не так. Ни один эксперимент в образовательной системе не вызвал столько споров как Единый Государственный Экзамен. Невозможно не согласиться, что данная система действительно позволяет поступить в любой ВУЗ России, при наличии соответствующих результатов. Но как говорится обошлось не без греха.
Проблемы ЕГЭ сейчас очень остро обсуждается в Госдуме РФ из-за того что ЕГЭ превратился в лотерею который каждый может пройти на хорошо не изучая школьной программы. Чтобы качественно сдать ЕГЭ, родителям приходится нанимать репетиторов чтобы их дети поступили в престижные ВУЗы. Именно поэтому на рынке существует спрос на образовательные услуги по подготовке к ЕГЭ. Если сравнить «отличника», который на протяжении всего обучения показывал хорошие результаты и «троечника», который был обучен только на прохождение теста, то оба они будут равны даже в некоторым случае «троечник» будет «умнее отличника». Материалы ЕГЭ построены так, чтобы знание творческого материала многого не решит, даже в части «С» есть шаблонные ответы, которая подразумевался, как свободная форма изложения мысли школьника. При подготовке к ЕГЭ, школьник сталкивается с рамками, критериями, за которыми выходить не стоит, иначе снимут баллы. И это приведет к массовым отчислениям или коррупции в высших учебных заведениях, дабы «обученные только на тесты» выпускники, не способны усваивать учебную программу высшего образования, и они не приспособлены к этому. Основа успеха в ВУЗе – это самостоятельное изучение материала.
- Авторы
- Файлы
Последние 15 лет наша страна живет в мире реформ. Изменения коснулись практически всех сторон жизни, не обошли они стороной и образование. В настоящее время в среде педагогов, ученых и в обществе в целом стала популярна тема качества российского образования. В условиях рыночной экономики качество российского образования стало зависеть от качества жизни, т.е. материального благополучия. Все это определяет актуальную проблему- формирование независимой системы оценки результатов обучения, которая повысит доступность профессионального образования для всех территориальных и социальных слоев общества. Вопрос о качестве образования стал актуален также в связи с присоединением Российской Федерации к Болонским соглашениям.
За последнее время было разработано и предложено большое количество вариантов проверки результатов обучения, но лишь Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) прошел все испытания. Это принципиально новое в сфере образования и как всякое новое требует перемен во всех направлениях, а именно в области подготовки.
Наше исследование направленно на разработку и совершенствование имеющихся методик подготовки школьников к ЕГЭ по биологии в целях повышения качества российского образования. Актуальность исследования в том, что на данный момент не существует единой, отвечающей всем требованиям методики подготовки к ЕГЭ по биологии.
Единый государственный экзамен — это испытание, форма проверки знаний и умений, устанавливаемая государством, общая для всех выпускников, сочетающая функции выпускной аттестации и вступительных испытаний.
Проведенный обзор литературы и теоретический анализ позволил нам определить цели и задачи ЕГЭ, его достоинства и недостатки. Важнейшей целью введения ЕГЭ является формирование объективной системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов. К главным задачам экзамена относятся: повышение доступности профессионального образования; обеспечение преемственности общего и профессионального образования; обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.
Несмотря на многолетнюю продолжительность эксперимента в ряде регионов нашей страны, до сих пор ЕГЭ вносит некоторую социальную напряженность в общество и весьма неоднозначно оценивается специалистами. К положительным сторонам ЕГЭ можно отнести следующее:
- ЕГЭ помогает избежать коррупции и произвола при поступлении в Вузы;
- ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов;
- ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную;
- ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах;
- ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь, отправив сертификат ЕГЭ по почте;
- ЕГЭ дает возможность определить сильные и слабые стороны преподавания, гарантировать контроль за качеством образования, поскольку знания учеников проверяет независимая комиссия, а не учитель, который их учил.
- Усиление внимания всех органов власти, общественности, средств массовой информации, родительского сообщества к образованию и положению дел в образовательных учреждениях
- Расширяется использование информационных технологий в системе образования и формирование единого информационного образовательного пространства. Результаты ЕГЭ используются при доработке стандартов общего образования и образовательных программ, создании нового поколения учебной литературы.
В тоже время ЕГЭ имеет недостатки:
- Тесты проверяют знания учеников, но слабо проверяют их способность рассуждать, обобщать знания (в особенности это относится к гуманитарным предметам).
- Тестовые задания непривычны российской системе образования.
- Тесты ориентируют учеников на зубрёжку, а не полноценное изучение предмета, которое заменяется подготовкой к экзамену и постоянным выполнением вариантов ЕГЭ прошлых лет.
- ЕГЭ не стимулирует углублённое изучение предмета, то есть изучение тем и понятий, не входящих в базовый образовательный стандарт;
- В ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, история и т.п. часто спорные варианты ответов, структура экзамена не до конца проработана;
Таким образом, эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы, что является одним из механизмов преемственности общего и профессионального образования. Единый государственный экзамен как независимая оценка знаний выпускника и оценка качества труда учителя является одним из элементов национальной системы оценки качества образования, созданной в рамках Болонского процесса в России.
Проведенный анализ убеждает нас в актуальности и важности нашего исследования. В дальнейшем мы планируем разработать методику подготовки школьников к ЕГЭ по биологии.
Библиографическая ссылка
Бримова А.К. ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 6.
– С. 96-97;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10130 (дата обращения: 10.03.2023).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Научная статья на тему:
« Основные проблемы образования»
Подготовила:учитель
русского языка и литературы
Агабекова Р.К.
Чтобы говорит о проблемах образования нужно разобраться что же такое образование.
Система образования — комплекс учреждений, стандартов, программ и характеристик используемых в процессе образования.
Современное образование — целенаправленный, многогранный и многоступенчатый процесс обретения знаний и навыков, однако помимо процесса, образование — это еще и результат этого процесса. Вот такое причудливое
Образование как процесс реализует образовательную программу (комплекс основных характеристик образования: организационно-педагогических условий и форм аттестации, в случаях, в которых это предусмотрено Федеральным законом об образовании, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов а также оценочных и методических материалов)
Не стоит забывать, что образование — это многоступенчатый процесс, ведь еще Ян Амос Коменский заявлял, что образование нужно дробить на уровни соответствующие возрасту. Его поддержали многие философы того времени.
Образование в этой стране разделяется на несколько основных этапов:
Общее образование — первый этап образования, который дает основные неспециальные и непрофессиональные знания. В свою очередь общее образование разделяется на несколько этапов:
Дошкольное образование — подача основ физического и интеллектуального развития обусловленного природой. Как и во время развития эмбриона человек и в жизни проходит преобразование от более биологического к более социальному.
Начальное общее образование — характеризуется подачей знаний об основах общения, этики, понимании окружающего мира. Также этот период ознаменован закладкой фундамента личности
Среднее общее образование — можно назвать самым интересным и проблемным периодом обучения ребенка именно для педагога. Если в начальном общем образовании закладывается фундамент личности, то в этот период образования происходит возведение стен, при этом стены возводятся не совсем равномерно. Интеллект может развиваться своевременно или даже опережать возраст, но при этом эмоциональное взросление может быть замедленным. Чаще всего бывает иначе: эмоциональное и интеллектуальное взросление проходит согласно биологическому возрасту, но физическое развитие возраст опережает и это обнажает множество социальных и педагогических проблем, которые нужно решать, как ни парадоксально. Также становление ребенка как личности, тоже преподносит целый букет педагогических проблем, которые не имеют и не могут иметь в принципе типового решения.
Среднее (полное) общее образование — ступень направленная на создание системы из всех знаний полученных на прошлом этапе. Более углубленное изучение информации. Несмотря на более взрослый контингент не менее интересный этап образования, как для педагога, так и для самого обучаемого. Предыдущие этапы направлены на становление личности, на подачу духовных и культурных ценностей. А этот этап нужен скорее для осознания себя как личности.
Специальное образование — Период образования направленный на получение специальных профессиональных знаний, которые гарантируют профессиональную компетентность обучаемого в его рабочей сфере. На этом этапе человек уже сформирован как личность, по биологическим и психологическим меркам, а сейчас набирается опыта в социальной деятельности оттачивая навыки общения, взаимодействия. Наименее интересный период для педагога с точки зрения решения каких-либо нестандартных ситуаций, ведь обучаемый становится в положение, в котором он получает большую часть знаний самостоятельно, а конфликты и социальные аспекты педагогом высшей школы не обрабатываются. Это можно назвать, как плюсом, ведь это воспитывает самостоятельность, так и минусом, ведь переход от школьного контроля к университетской свободе проходит достаточно резко и болезненно.
Многогранность образования особенно показательна в Древнегреческой модели образования. Там воспитывался идеальный образ человека, развивающего в себе: физическую силу, необходимую для здоровья и долголетия; интеллект очевидно необходимый для жизни, а не существования. Не забывали так же и о духовной сфере, которая заключалась в воспитании морального образа гражданина, ответственного перед собой, понимающего суть и смысл своей жизни.
Проблемы образования можно классифицировать по источникам этих проблем. Перечислим основные источники проблем.
Проблемы исходящие от учеников — основная часть проблема в педагогическом процессе создается учениками, однако не стоит забывать, что решение проблем в в процессе обучения — есть главная задача и цель существования педагогики, как науки. Сюда же стоит отнести проблемы социального характера и проблемы с родителями
Проблемы исходящие от системы образования — огромная часть проблем современного педагога связанно с бюрократизацией и непродуманностью системы образования. Эта проблема с максимально простым решением — необходимо обсуждение типовых проблем, возникающих из-за системы образования. Проблемы этого класса возникают из-за того, что чиновники от образования проводя реформы достаточно далеки от школ и учреждений образования, а не видя проблему на месте нет возможности придумать разумное и адекватное решение.
Проблемы исходящие от педагога — педагогическая деятельность, хоть и не требует физических нагрузок в традиционном понимании на самом деле очень сильно выматывает, а при таком напряжении человек работает на пределе возможностей. И приходя домой педагог нуждается в отдыхе, но в нашем государстве так бывает не всегда, напряжение сказывается и проявляется в ослаблении здоровья и во многих других аспектах. Кроме того, проблемы могут быть спровоцированы недостатком опыта.
Разберем на примерах проблемы и их источники.
Человек развиваясь огромный путь на котором у него возникают проблемы разного характера. Учитель — человек, который дает знание и помогает решить возникающие на этом пути проблемы. При этом хочется отметить, что лучший подход — не решать проблемы учеников, а помогать ученикам в самостоятельном их решении.
В чем же состоят проблемы исходящие от учеников? В их индивидуальности. Индивидуальность — прекрасное качество, которые ставит множество интересных задач, ведь приемы используемые для одной группы учеников (или даже отдельно взятого ученика) могут совершенно иначе работать для другой группы, даже если группы идентичны по возрасту (что даже в теории большая редкость).
Реальный пример из практики: В первом классе с литерой «А» педагог предлагает в качестве задачи суммирование количества апельсинов. Все проходит хорошо, ученики умеренно активны и прекрасно суммируют апельсины. В другом классе с литерой «Б» используется абсолютно тот же подход, но один из учеников (к примеру Коля) заявляет, что у него аллергия на апельсины. Педагог заменяет апельсины на яблоки, несколько человек заявляют, что у них аллергия на яблоки. Коля негодует и требует отказаться других учеников от своих аллергических заболеваний. Массовая детская драка — урок сорван.
Что иллюстрирует этот пример? Этот пример иллюстрирует, что одни и те же методы могут не работать для схожих коллективов, будь в них хотя бы минимальные различия.
И таких проблем и примеров существует огромное количество. При этом даже попытка систематизировать их — большая сложность.
Немного проще дела обстоят с систематизацией проблем исходящих от системы образования
Проблемы материально-хозяйственного обеспечения — отходящая на второй план, но все еще актуальная проблема. Она заключается в ограниченном хозяйственном обеспечении школ и других образовательных учреждений. Нехватка учебников, методических пособий, малая возможность для практических и лабораторных работ. Вроде бы незначительная проблема, но на самом деле она вырастает в очень серьезную. Отсутствие практики ведет к утере интереса к предмету, а это уже рождает новые проблемы, которые приходится решать педагогу в процессе своей деятельности.
Вторая проблема вызванная системой — отсутствие достойных кадров. Множество педагогов от природы работают сейчас далеко не профессии, а почему? Боятся маленьких зарплат. А те кто решился сталкиваются с более глобальными проблемами, которые отталкивают. Учителей мало, а это значит, что свободную нагрузку переносят на уже нагруженных учителей. Перенагрузки, работа на пределе — тоже отпугивают людей из профессии и это вина системы.
Третья проблема — попытка стандартизации образовательного процесса. В современном мире существует тенденция построения конвейера и промышленного производства во всем, однако из примера ясно, что это не всегда удачная тактика для применения в процессе образования. Это проявляется в тотальнойбюрократизции. Несметное количество бумажной волокиты приходит с новыми гос. стандартами образования. Стандартизация — прекрасная идея, однако реализовать ее не хватит сил в этой стране.
Четвертая проблема — слабая рефлексия и неповоротливость системы. Система очень не отзывчива. Изменить что-то в интересах учеников — почти нереально, десятки заседаний, сотни людей решают один вопрос и не факт, что этот вопрос настолько важен.
Пример: Решение о введении однообразной формы в школах. Об этом решении говорили не один год. Решение не самое важное, но при этом его обсуждение затянулось на долгие годы. А почему все это? Бюрократизация, неповоротливость.
Проблемы исходящие от учителя
Но в образовании проблемы исходят не только от среды, порой учителю проблемы создает сам учитель. Эти проблемы можно разделить на несколько групп.
Проблемы бытовые — Проблемы вызванные условиями быта учителя. Перенагрузка, плохи условия жизни, семейные проблемы, недостаток материальных возможностей. Многие учителя в 90-х годах остро столкнулись с этими проблемами. Невыплата зарплат — было нормальным явлением. Это аукалось ученикам в виде плохого качества подачи материала, порой учителя банально теряли мотивацию к обр. деятельности и бросали их работу.
Проблемы субъектное-объективные — проблемы исходящие от педагога, но изначально вызванные внешними факторами. Например недостаток мотивации или опыта, которые не были даны в нужном количестве во время их обучения.
Проблемы субъективные — вызванные качествами самого педагога. Например неразвитость каких-либо личных качеств. Или профессиональные деформации.
Пример: Педагог имеет очень сильные знания по своему предмету. Блещет эрудицией и в принципе гениален, но вот незадача он абсолютный ноль в общение с людьми. Не имеет коммуникабельности. Очень частое явление в современных школах. Педагоги зацикленные на своем предмете. Им абсолютно плевать на учеников. Порой попадаются кадры, которые получают психологическое удовлетворение от более высокого уровня знаний, нежели их ученики. Вот такие проблемы явно субъективны и их нужно лечить.
Исследование (социологический опрос преподавателей)
В процессе проведения исследования я решил использовать короткий социологические опрос, с развернутыми ответами опрашиваемых, среди учителей начальных классов. Аудитория исследований разнообразна по уровню опыта и возрасту.
Вопросы:
Каковы основные проблемы образования?
Какие проблемы вы ощущаете на себе?
Каковы возможные решения этих проблем?
Анализ.
Вопрос 1.
4 человека отметили, что основные проблемы главные проблемы образования — это плохое обеспечение и недостаток качественных молодых специалистов.
1 человек ответил, что основной проблемой является — отсутствие мотивации к развитию и некачественная программа обучения.
Вопрос 2.
2 человека ответили, что ощущают явные проблемы с жильем и материальным обеспечением, хотя добавили, что ситуация начинает улучшаться.
3 человека ответили, что ощущают плохо составленную программу обучения и чрезмерная бюрократизация.
Вопрос 3.
3 ответили, что необходима кардинальная реформа с привлечением практикующих педагогов
2 человека отметили, что необходимо улучшить существующую систему.
Вывод исследования:
Согласно результатам исследования становится ясно, что большинство педагогов недовольны существующей образовательной системой и отмечают, что необходимы изменения, другие считают, что изменения не нужны, нужно лишь улучшить существующую систему.
на Allbest.ru
ico
Статьи
СДАЕМ ЕГЭ
Статьи о ЕГЭ и ОГЭ
Подготовка к экзаменам, процедура сдачи единого государственного экзамена, актуальная информация о ГИА на этот год
Государственная итоговая аттестация (ГИА) – это важный рубеж на пути к вашей будущей профессии. Отнеситесь к нему ответственно, без паники и хорошо подготовьтесь.
② Определиться с предметами по выбору для экзамена (они непосредственно зависят от профессии) ③ Распланировать подготовку, отвести время для каждого предмета ④ Интенсивно готовиться ⑤ Не забывать отдыхать ⑥ Проверить готовность с помощью пробного экзамена (хотя бы 1-2 раза) ⑦ Успешно сдать госэкзамен |
• В топовый вуз с низкими баллами ЕГЭ |
Подготовка к госэкзамену включает как тренировку знаний, так и психологическую подготовку. В усвоении и повторении материала поможет школа и репетиторы. В проверке знаний и борьбе с эмоциональными нагрузками — репетиция ЕГЭ/ОГЭ. Если справиться со стрессом один раз, то в следующий раз будет уже не так страшно. А если вы пройдете процедуру репетиционного тестирования несколько раз, то будете чувствовать себя на основном экзамене, как рыба в воде.
В разделе «Сдаем ЕГЭ» вы найдете множество полезной информации, чтобы сдача ЕГЭ или ОГЭ прошла легко и успешно. Здесь мы публикуем все новости о ЕГЭ и ОГЭ, самую актуальную информацию о процедуре сдачи единого госэкзамена, изменения в ЕГЭ и ОГЭ текущего года, а также советы по подготовке к экзаменам. В этом разделе вы найдете интервью с педагогами, психологами, организаторами экзамена и даже разработчиками тестов. Вы узнаете, как хорошо написать итоговое сочинение и как подать апелляцию, если что-то пошло не так.
А еще у нас есть статьи о подготовке к экзамену по отдельным предметам: что взять с собой на ЕГЭ по математике, как готовиться к ЕГЭ по обществознанию, какие трудности могут быть в ЕГЭ по английскому языку?
Мы знаем, что сдача ЕГЭ и ОГЭ – это забота для всей семьи. Поэтому рекомендуем родителям поддерживать подростка, не пугать несдачей экзамена и в целом меньше «давить». Ведь даже если он не сдаст экзамен или сделает это не так хорошо, у него есть возможность пересдачи.
Чтобы проверить себя и психологически подготовиться, приходите на пробные ЕГЭ и ОГЭ в нашем Центре >>
Ниже представлены статьи по данной теме.
-
-
-
Иногда к нам приходят школьники с родителями с очень необычным запросом: «Все равно на какую специальность, только в МГУ!» И их очень даже можно понять.
-
-
-
-
Пять лайфхаков подготовки к экзаменам от Екатерины Финкельштейн. Выпускникам школ в этом году сдавать ЕГЭ все же придется. Чтобы подготовиться к экзаменам наилучшим образом, в условиях карантина школьникам помогут несколько важных правил.
-
-
-
-
Каждой весной случается экзамен. И если в этом году вы оказались в рядах счастливчиков, которые сдают ОГЭ или ЕГЭ, то лучше подготовиться к испытанию на все 100%. Несмотря на всемирную эпидемию, ЕГЭ 2020 состоится. Как выглядят этапы подготовки к ЕГЭ или ОГЭ…
-
-
-
-
Финишная прямая для абитуриентов 2020 года. Как использовать отведенное время эффективно? На что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ? 6 составляющих хорошей подготовки к экзамену.
-
-
-
-
К 1 февраля уже необходимо определиться с предметами по выбору. Расскажем, что изменилось в ЕГЭ 2019 по каждому предмету относительно прошлого года.
-
-
-
-
1 февраля — крайний срок подачи заявления на ЕГЭ для сегодняшних 11-классников. Подростки должны определиться, какие предметы «по выбору» они собираются сдавать в 2017-м году на едином госэкзамене.
-
-
-
-
Каждый год в интернете и СМИ появляются слухи, что, возможно, ЕГЭ и ОГЭ отменят. Мы расскажем, что на самом деле ждет учеников 9-х и 11-х классов при сдаче экзаменов в 2017 году.
-
-
-
-
Подготовка к Единому Государственному Экзамену – это очень серьёзный психологический стресс. Мы дадим 6 простых рекомендаций, которые помогут вам получить максимум от подготовки к экзамену.
-
-
-
-
Постепенно подходит к концу Единый Государственный Экзамен. Многие выпускники уже сдали все экзамены, которые планировали. Для некоторых результаты оказались ожидаемыми и предсказуемыми, кто-то удивлён.
-
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? В этом разделе мы собрали статьи о профориентации для подростков и школьников. Они помогут вам узнать, какие тесты на профессию лучше пройти, как построить свой план профессионального самоопределения и в итоге сделать осознанный выбор профессии.
Топ профессий и все о работе
Какую профессию выбрать? Как строить карьеру? Наши статьи помогут сделать верный выбор профессии взрослому и подростку, постоянно расти в профессиональном плане и найти свое место на рынке труда. В этом разделе мы собрали рекомендации по поиску работы и карьерному развитию, а также интересные рейтинги и подборки профессий. Если вы уже прошли тест на профессию, то здесь вы получите много полезной информации о построении своей карьеры.
Мир профессий постоянно меняется. Чтобы выбрать востребованную профессию, нужно не только пройти тест на профориентацию, но и как можно больше узнать о будущей специальности: условия работы, необходимые умения и компетенции, где получить образование, уровень зарплат. В этом разделе собраны статьи о профессиях будущего и настоящего.
Тесты на профессию и профили
Наш Центр более 20 лет занимается созданием тестов на профориентацию для подростков и взрослых: тесты на профессию, тесты на профили обучения, профориентационные тесты на выбор конкретных профессий и многие другие. Наши онлайн-тесты помогают в выборе жизненного призвания и направления профессионального развития. В этом разделе вы найдете анонсы новых онлайн-тестов на профессию, описания популярных тестов и рекомендации по выбору профессии с помощью тестирования.
Топ вузов и все о поступлении
Куда пойти учиться? В какой вуз поступить? Раздел посвящен высшему образованию и поступлению в вузы. Мы публикуем рейтинги вузов, описание процедуры поступления и лайфхаки для абитуриентов. После бесплатных тестов на профориентацию для подростков и выбора профессии мы рекомендуем определить путь к профессии своей мечты. Выбор профильного образования и подходящего вуза – это следующий шаг после выбора профессии.
Государственная итоговая аттестация (ГИА) — важный этап на пути к будущей профессии. Отнеситесь к нему ответственно, без паники и хорошо подготовьтесь. Все новости о ЕГЭ и ОГЭ, самая актуальная информация о процедуре сдачи единого госэкзамена, изменения в ЕГЭ и ОГЭ текущего года, где и когда можно пройти пробные ЕГЭ и ОГЭ, а также советы по подготовке к экзаменам публикуются в этом разделе.
В этом разделе мы собрали статьи о школьном и среднем профессиональном образовании: новости и рейтинги школ, куда можно пойти учиться после 9 и после 11 класса, чтобы получить нужную специальность. Если ваш выбор профессии предполагает получение среднего профессионального образования, то здесь вы ознакомитесь с рейтингами колледжей и техникумов, особенностями обучения в них.
Отношения детей и родителей. Как воспитывать ребенка, как общаться с подростком, какой климат необходим в семье, чтобы вырастить хорошего, успешного и самостоятельного человека? Мы собрали в этом разделе статьи психологов о семейных отношениях, стилях воспитания, подборки книг, научные исследования и рекомендации родителям, чтобы растить ребенка было чуть легче.
Тренинги для подростков и детский лагерь
Более 20 лет мы помогаем развивать универсальные компетенции будущих профессионалов: коммуникабельность, критическое мышление, мотивированность, эмоциональный интеллект, внимательность, креативность, тайм-менеджмент и другие. Здесь вы узнаете, как развить необходимые навыки. А еще — как современные подростки проходят тренинги в городском детском лагере и выездном лагере «Профессионалы будущего», их истории и интервью с тренерами.
ico
Подписка на дайджест новостей