Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении ГИА в 2022 году, направлены письмом Рособрнадзора от 31.01.2022 N 04-18.
Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации являются заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.
Во время проведения экзамена на дому, в медицинской организации присутствуют руководитель ППЭ, организаторы, член ГЭК, ассистент (при необходимости). Для участника ГИА необходимо организовать рабочее место (с учетом состояния его здоровья), а также рабочие места для всех работников указанного ППЭ.
При организации ППЭ на дому, в медицинской организации в целях оптимизации условий проведения ГИА допускается совмещение отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации <9>, в том числе:
———————————
<9> Решение о совмещении отдельных полномочий и обязанностей лицами, привлекаемыми к проведению ГИА на дому, в медицинской организации <9>, принимается по согласованию с ГЭК.
член ГЭК может выполнять функционал руководителя ППЭ;
организатор может одновременно выполнять функции технического специалиста.
Лица, привлекаемые к проведению ГИА в ППЭ на дому, в медицинской организации, прибывают в указанный ППЭ не ранее 09.00 по местному времени.
В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») в ППЭ на дому, в медицинской организации по согласованию с ГЭК организуется только одна аудитория, которая является аудиторией подготовки и аудиторией проведения одновременно.
В случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») (в связи с тем, что данный экзамен является высокотехнологичным и предполагает обязательное использование компьютерной техники со специализированным программным обеспечением для демонстрации КИМ и записи ответов участника экзамена) в ППЭ на дому, в медицинской организации необходимо обеспечить указанный ППЭ следующим минимальным набором оборудования:
компьютером (ноутбуком), имеющим выход в сеть «Интернет», с установленным программным обеспечением «Станция авторизации» актуальной версии;
компьютером (ноутбуком) с установленным программным обеспечением «Станция записи ответов» и «Станция печати» актуальной версии и подключенным к нему лазерным принтером.
Для данного ППЭ необходимо будет провести процедуры технической подготовки и контроля технической готовности в установленные сроки. Указанные процедуры допустимо провести по месту расположения той организации, которой принадлежит используемая техника.
В качестве канала доступа к сети «Интернет» рекомендуется использовать USB-модем.
Важно! Схема передачи ЭМ в РЦОИ определяется ОИВ. Допустимо оснащение ППЭ оборудованием для сканирования ЭМ и передача их по сети «Интернет» или доставка ЭМ членом ГЭК в РЦОИ в день экзамена. Количественный состав работников ППЭ для проведения ЕГЭ по иностранному языку (раздел «Говорение») в ППЭ на дому, в медицинской организации и потребность в резервном оборудовании ОИВ также определяет самостоятельно.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 20 апреля 2018 г. N 08-1051
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ НА ДОМУ
В соответствии с пунктом 34 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. N 1394 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31206) (далее — Порядок ГИА-9), для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
Согласно пункту 37 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2014 г., регистрационный N 31205) (далее — Порядок ГИА-11), для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
При этом согласно части 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и письменное обращение родителей или законных представителей, а для создания условий, учитывающих особенности таких обучающихся, — рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.
В силу пункта 34 Порядка ГИА-9 и пункта 37 Порядка ГИА-11 также установлено, что для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, пункты проведения экзаменов (далее — ППЭ), в том числе ППЭ, организованные на дому, оборудуются с учетом индивидуальных особенностей таких обучающихся, а проведение экзаменов организуется в условиях, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития указанной категории обучающихся.
Пунктом 13 Порядка ГИА-9 и пунктом 14 Порядка ГИА-11 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее — ОИВ) обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее — ГИА-9) и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА-11), в том числе обеспечивают проведение ГИА-9 и ГИА-11 в ППЭ, в том числе в ППЭ на дому, в соответствии с требованиями Порядка ГИА-9 и Порядка ГИА-11.
Порядком ГИА-9 и Порядком ГИА-11 установлены следующие требования к организации и оборудованию ППЭ с учетом индивидуальных особенностей указанных обучающихся, а также требования к условиям, учитывающим состояние здоровья, особенности психофизического развития указанной категории обучающихся:
увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа;
организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занимать рабочее место, передвигаться, читать задания, переносить ответы в бланки;
использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА-9 и ГИА-11);
привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА-9 и ГИА-11);
оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера: выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА-9 и ГИА-11);
копирование экзаменационных материалов в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК (для слабовидящих участников ГИА-9 и ГИА-11);
выполнение по желанию письменной экзаменационной работы на компьютере (для участников ГИА-9 и ГИА-11 с нарушением опорно-двигательного аппарата);
другие специальные условия.
В то же время определение указанных выше условий для соответствующих категорий обучающихся не относится к полномочиям ОИВ. В связи с этим и на основании пунктов 2 и 3 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 (зарегистрирован в Минюсте России 23 октября 2013 г., регистрационный N 30242) (далее — Положение о ПМПК), в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, ОИВ создает психолого-медико-педагогическую комиссию (далее — ПМПК).
Согласно пункту 23 Положения о ПМПК представленное родителями (законными представителями) детей заключение ПМПК является основанием для создания ОИВ в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении ПМПК условий для обучения и воспитания детей.
Таким образом, для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций ПМПК. На основании представленных документов ОИВ обеспечивает организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также обеспечивает все специальные условия, указанные в заключении ПМПК.
Директор Департамента
А.Е.ПЕТРОВ
Здравствуйте! В статье мы расскажем, как сдают ЕГЭ и ОГЭ школьники, находящиеся на домашнем или семейном обучении. Разберемся, можно ли сдать ГИА дистанционно, по каким предметам проходит аттестация и в какой школе.
Домашнее обучение – это форма получения образования, при которой ребенок добровольно, без каких-либо особых оснований учится не в школе, а исключительно на дому: самостоятельно, с репетиторами, на онлайн-курсах или в дистанционной школе.
Ученик должен освоить программу, утвержденную ФГОС (федеральный стандарт), и пройти аттестации:
- промежуточную – например, за четверть или год, для перевода в следующий класс;
- итоговую – ОГЭ или ЕГЭ для получения аттестата.
Расскажем подробнее, как проходят аттестацию и сдают обязательные экзамены те, кто находятся на домашнем обучении.
Промежуточная аттестация – это форма проверки того, как ребенок на домашнем обучении усваивает школьную программу (не отстает ли от нормативов ФГОС). Кроме того, она является обязательным условием для допуска к экзаменам. Проходить аттестацию можно в любой муниципальной школе, Уставом которой закреплено семейное обучение – для этого достаточно выбрать учебное заведение и подать заявление.
График и программу утверждает школа. Именно образовательная организация решает, когда и в какой форме школьник на домашнем обучении сдает зачеты по всем школьным предметам.
Как может проводиться промежуточная аттестация:
- Раз в четверть, полугодие, год.
- В устной, письменной или комбинированной форме – ответы по билетам, контрольные работы, тесты, рефераты и т. д.
- График – в некоторых школах можно сдавать несколько предметов за 1 день.
- Очно или дистанционно. Например, дети, которые обучаются в онлайн-школе, могут пройти аттестацию у ее партнеров удаленно.
Все эти условия прописываются в договоре со школой. Поэтому если вы планируете переводить ребенка на домашнее обучение, то лучше заранее узнать, как учебное заведение аттестует хоумскулеров.
Плохие результаты или несдача аттестации – это риск того, что ученика могут перевести обратно на очное обучение, даже если родители возражают.
Подборка курсов
Дистанционные школы с экстернатом для 8-9 классов за 1 год
Посмотреть подборку
Дети на домашнем обучении сдают ГИА на общих основаниях: ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11-м. К экзаменам допускают только тех школьников, у которых есть оценки за промежуточную аттестацию.
Сдача происходит в той школе, с которой заключен договор (необязательно по месту жительства или прописки). Ниже расскажем подробнее о том, как проходят ОГЭ и ЕГЭ у хоумскулеров.
ОГЭ
Даже если все 9 лет ребенок находился на домашнем обучении, сдавать ОГЭ он обязан по общим правилам:
- В даты, утвержденные на государственном уровне. Даже если хоумскулер освоил программу девятого класса раньше сверстников, он не может сдать экзамен досрочно.
- В школе, с которой заключен договор, вместе с другими учениками. Процедура сдачи будет такой же, как и у детей на очном обучении.
- Стандартный набор предметов – русский язык и математика в обязательном порядке и две дисциплины на выбор. При этом необходимо пройти и устное собеседование, которое с 2019 года является допуском к письменной части ОГЭ. Время выполнения – по утвержденным нормативам (например, 3 ч 55 мин по основным предметам).
- У школьника не должно быть академической задолженности. При наличии долгов по промежуточной аттестации к экзаменам не допустят.
Подготовиться к ОГЭ можно не выходя из дома. На нашем сайте собраны курсы ведущих онлайн-школ — можно подобрать учебную программу по предмету, классу, срокам, формату занятий и другим параметрам.
ЕГЭ
Процедура сдачи ЕГЭ у школьников при домашнем обучении аналогичная:
- в утвержденные даты;
- вместе с другими учениками в школе, с которой заключен договор на аттестацию;
- 5 предметов – 2 обязательных (русский язык, математика) и 3 на выбор;
- после прохождения промежуточной аттестации.
Если хотите, чтобы ваш ребенок сдал ЕГЭ на высокий балл, записывайте его на курсы. Можно подобрать индивидуальные и групповые занятия, по школьной программе и углубленные, с онлайн-уроками или в записи.
Дети, которые обучаются на дому, могут сдать ЕГЭ экстерном. То есть допустимо изучить программу двух классов за 1 учебный год и сдавать выпускные экзамены, будучи десятиклассником. Обычно так делают хоумскулеры, которые хотят поступить в университет раньше своих ровесников.
После успешной сдачи экзаменов ребенок, находящийся на домашнем обучении, получит государственный аттестат – такой же, как и другие ученики, которые обучаются в школе.
В документе не будет каких-либо пометок о том, что школьник учился на дому. В нем будут указаны оценки, полученные за промежуточную аттестацию и экзамены. Более того, хоумскулеры-отличники имеют право на золотую медаль «За особые успехи в обучении» – ее выдают на общих основаниях.
Проверяют ли домашние задания на дистанционном обучении?
Это зависит от того, на какой именно форме обучения находится ребенок:
- Заочная – ученик официально учится в школе, но посещает ее 1-2 раза в месяц (причины перевода и условия согласуются с директором). В этом случае есть проверка домашних заданий, например, сразу по нескольким темам.
- На дому при самостоятельном обучении – ответственность за качество образования несут родители, поэтому и контроль выполнения домашних заданий ведут они (либо репетиторы). Школьные учителя проверяют знания только при прохождении промежуточной аттестации.
- В онлайн-школе – в этом случае учебный процесс похож на школьные занятия, но только проходит удаленно. При дистанционном обучении домашние задания сдают в электронной форме (упражнения, тесты и пр.), а проверяет их преподаватель или куратор. В онлайн-школах дают обратную связь по каждой работе: делают подробный разбор ошибок и дают рекомендации.
Можно ли участвовать в олимпиадах на семейном обучении?
Да, дети, находящиеся на семейном обучении, имеют право на участие в олимпиадах. После того, как ребенок закрепляется за учебным заведением, он получает те же возможности, что и другие ученики: может участвовать в конкурсах, выставках, а также в школьных, городских и прочих олимпиадах, в том числе во Всероссийской.
Как сдавать физкультуру?
Если у ребенка, который находится на семейном обучении, нет медотвода, то при прохождении промежуточной аттестации ему нужно сдать и физкультуру. Порядок утверждается школой и прописывается в договоре – у каждой образовательной организации свои условия.
Как обычно сдают физкультуру хоумскулеры:
- В теории – например, отвечают на вопросы, пишут тесты или рефераты на заданную тему.
- На практике – выполняют нормативы: бег на скорость, отжимания, выполнение упражнений и пр.
- Приносят справку из спортивной секции. К примеру, если школьник ходит на плавание или гимнастику, то достаточно будет подтвердить это документально, особенно в начальных классах.
Как проходят экзамены при учебе на дому по состоянию здоровья?
Домашнее обучение отличается от надомного: в первом случае ребенок учится на дому по собственному желанию, во втором – по состоянию здоровья.
Если школьник имеет тяжелые или хронические заболевания, то он может сдавать экзамены:
- на общих основаниях с другими учениками, если школа технически оборудована для этого;
- на дому либо в стационаре больницы, куда экзаменаторы приезжают с необходимыми материалами.
Особенности экзаменационного процесса зависят от диагноза, но есть стандартные условия:
- По желанию можно сдавать только основные предметы – русский язык и математику.
- Форма может меняться – устный экзамен с ответами по билету или письменный (сочинение, изложение, диктант).
- Время сдачи увеличивается на 90 минут.
- Если экзамен проводится в учебном заведении и длится дольше 4 часов, то в обязательном порядке делают перерыв.
В остальном процедура сдачи ОГЭ или ЕГЭ регламентируется стандартами ФГОС.
Образование в России
Ресурс для тех, кто хочет постоянно быть в курсе последних новшеств российского образования.
Подробнее о проекте »
Актуальные документы
В нашей регулярно обновляемой базе можно найти и бесплатно скачать документы, относящиеся к системе образования России.
Скачать документы »
- Информация о материале
-
Опубликовано: 22 мая 2018
-
Просмотров: 3286
Публикуем Письмо Минобрнауки России от 20.04.2018 № 08-1051 «Об организации пункта проведения экзаменов на дому».
Для создания специальных условий обучающемуся при организации сдачи им экзамена на дому участнику экзамена и (или) его родителям (законным представителям) необходимо вместе с подачей заявления на прохождение ГИА-9 (ГИА-11) представить заключение медицинской организации и копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Скачать Письмо № 08-1051 ▼
На основании представленных документов региональные органы власти в сфере образования обеспечивают организацию экзамена (экзаменов) для такого обучающегося на дому, а также обеспечивают все специальные условия, указанные в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
Установлены, в частности, следующие требования к организации и оборудованию пункта проведения экзаменов с учетом индивидуальных особенностей указанных обучающихся:
- увеличение продолжительности экзамена по учебному предмету на 1,5 часа;
- организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;
- беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);
- присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занимать рабочее место, передвигаться, читать задания, переносить ответы в бланки;
- использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;
- другие специальные условия.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
- Оценка качества подготовки обучающихся
- ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ-11)
- Информация для участников
- Специальные условия проведения экзаменов
Специальные условия проведения экзаменов
-
20 августа 2020
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов ГИА проводится в форме государственного выпускного экзамена (далее — ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГИА по отдельным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
При подаче заявления для участия в ГИА:
- участники ГИА/ЕГЭ с ОВЗ предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК)
- участники ГИА/ЕГЭ — дети-инвалиды и инвалиды, предъявляют оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы
- участники ГИА/ЕГЭ — дети-инвалиды и инвалиды, при необходимости специальных условий проведения ГИА, также предъявляют копию рекомендаций ЦПМПК
Проведение экзамена на дому или в медицинской организации возможно при наличии заключения медицинской организации и рекомендаций ПМПК.
Документы для получения особых и/или специальных условий прохождения ГИА
Категория участника ГИА/ЕГЭ | Участники с ОВЗ | Дети-инвалиды и инвалиды | Обучающиеся на дому |
Документ | Заключение ПМПК | Справка, подтверждающая факт установления инвалидности | Заключение врачебной комиссии (справка ВК), подтверждающее медицинские показания для обучения на дому, и приказ ОО об организации обучения на дому |
Особые условия | ГИА в форме ГВЭ | Особые условия не предусмотрены | |
ГВЭ в устной форме | |||
+1,5 часа для экзаменов и итогового сочинения (изложения); +30 минут для раздела «Говорения» по иностранным языкам |
|||
Беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях | |||
Организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена | |||
Специальные условия | При наличии рекомендаций ПМПК | ||
Организация ППЭ на дому, в медицинской организации | |||
Присутствие ассистентов | |||
Использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств | |||
Оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой | |||
Привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика | |||
Оформление экзаменационных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера | |||
Копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс | |||
Выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере |