Морфологические нормы
Практикум по заданию 7 ЕГЭ.
1. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
великие УЧИТЕЛИ нации
САМАЯ КРАТЧАЙШАЯ дорога
батальон СОЛДАТ
несколько БРЕЛОКОВ
БОРОЗЖУ океан
120
70
50
30
Самая короткая, кратчайшая
2. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опасные СЕКТОРЫ
возле НЕЁ
меня ВЛЕКЁТ к нему
СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ рублями
ты становишься КРАСИВЕЕ
120
70
50
30
влечёт
3. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
НЕПРОХОДИМАЯ грязища
ПРИВЫК опаздывать
стальных РЕЛЬСОВ
ШЕСТЕРО сирот
он становится БОЛЕЕ УВЕРЕННЕЕ
120
70
50
30
увереннее, более уверенным
4. Среди выделенных слов есть те, в которых допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите эти слова правильно.
БОЙЧЕ
СОРОКА ВОСЬМИ человек
МЕТАЕТ молнии
САМАЯ УЛЫБЧИВАЯ
килограмм БАКЛАЖАН
120
70
50
30
мечет, баклажанов
5. Среди выделенных слов есть те, в которых допущена ошибка в образовании формы слова. Запишите эти слова правильно.
ГЛУПЕЙШАЯ из причин
ОДНОЙ ТЫСЯЧЕЙ ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ бойцами
она УБИРАЕТСЯ в комнате
СЫНЫ Отечества
песни ЦЫГАНОВ
120
70
50
30
убирает, цыган
6. Выпишите только правильно образованные формы слова.
мощные ПРОЖЕКТОРА
благодаря ИМ
несколько ЗЕРКАЛЕЦ
запах АБРИКОСОВ
ПРИЗНОСЯЩАЯСЯ невнятно речь
120
70
50
30
благодаря им, несколько зеркалец
запах абрикосов
7. Выпишите только правильно образованные формы слова.
восемь с половиной КИЛОМЕТРА
источник ИССЯК
последняя пара ЧУЛКОВ
САМАЯ СИЛЬНЕЙШАЯ вера
МЕНЕЕ ГРАЦИОЗНЫЙ
120
70
50
30
источник иссяк, менее грациозный
8. Какая форма слова образована ошибочно? Найдите её и запишите правильно.
десять КАРАТОВ
ИГРАЮТСЯ в песке
песни ОСЕТИН
ПОГОДИТЕ отвечать
НАИМУДРЕЙШИЙ человек
120
70
50
30
играют
9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
становится старше
время раздумий
ихних товарищей
поздравительные адресы
120
70
50
30
их
10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
к первому мая
не хныкай здесь
изысканее, чем раньше
обоих ребят
120
70
50
30
не хнычь
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
девяноста восьмью
килограмм бананов
остёр на язык
порватая одежда
120
70
50
30
порванная
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
вкус яблок
делая нужное
у армянов
сумею победить
120
70
50
30
у армян
13. В каждом ряду есть пример с ошибкой в образовании формы или употреблении слов. Найдите и вычеркните его.
жаждет успеха, эскадрон гусар, более скромнее, пара брелоков;
120
70
езжу по понедельникам, табор цыган, четверо девчонок, застраивать район;
50
30
более скромный, скромнее
четыре девчонки
более скромнее,
четверо девчонок
14. В каждом ряду есть пример с ошибкой в образовании формы или употреблении слов. Найдите и вычеркните его.
слаще всего, оделся в шубу, литературные образы, поклади на место;
120
70
кличет по списку, трёхстами рублями, видеть рыб, исполнительные диспетчеры;
50
30
поклади на место,
положи на место,
трёхстами рублями
тремястами рублями
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 7 № 41
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
Пройти тестирование по этим заданиям
Материал для отработки задания №7 ЕГЭ 2023 по русскому языку.
Формы слова. Теория и практика.
Контрольная работа по русскому языку в формате ЕГЭ 2023 + консультация. Грамматические (морфологические) нормы. 2 варианта заданий с ответами
Автор: Соловых В. В.
→ вариант 1
→ вариант 2
→ ответы
На консультации рассматриваются морфологические нормы (образование форм разных частей речи). Изменяемые части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.
Примеры заданий:
Вариант 1
1.Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Вкусные торты в) Пятьюстами деревьями
б) Палец с мозолем г) В две тысячи четвёртом году
2.Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Более пятисот человек в) Жалел о пятьсот рублях
б) Клади портфель г) тонна яблок
3. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Пара чулок в) Более пятидесяти человек
б) Поезжай сегодня г) Рисунок более красивее
4. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Более красивый пейзаж в) Более восемьдесят пяти килограмм
б) Обоих учеников г) Новые договоры
5. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Старые тренера в) Положите сумки
б) Пять апельсинов г) Чёрная вуаль
6. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Отдыхали у побережий в) Приезжай быстрее
б) Пять банок шпрот г) Этот пример более интересен
7. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) Ляжьте на пол в) Наиболее интересно
б) Двумястами рублями г) Пять гектаров
8. Укажите пример с ошибкой в образовании слова
а) Беги дальше в) тремястами книгами
б) известные профессора г) молодые шофера
9. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) До двух тысяч шестого года в) опытные шофёры
б) пять килограммов г) охапка георгинов
10. Отметьте пример с ошибкой в образовании слова
а) килограмм апельсин в) петь звонче
б) несколько брелоков г) ягода слаще
Связанные страницы:
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Теория и практика к заданию №7 .
ТЕОРИЯ
↑ Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы |
директора |
Слова на –лЯ |
|
грифели |
векселя |
Остальные слова |
|
слесари |
адреса |
Форма зависит от значения |
|
адреса (новоселов) |
адресы (поздравительные) |
↑ Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов |
яблок |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на –н,-р |
казахов |
армян |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые |
Редко употребляются |
байтов |
ампер |
Парные предметы |
|
носков |
ботинок |
Военная тематика (все на -ов) |
|
Солдат Гусар |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь |
басен |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев |
блюдец |
Существительные на –ье, -ья |
|||
Без ударения в И.п. |
С ударением в И.п. |
||
-ИЙ |
-ЕЙ |
||
(гулянье) гуляний снадобий |
армий |
Исключения: |
ружьё) ружей |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
||
распрей |
дровней много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий |
вафель барж басен башен блюдец копён петель |
каникул невзгод нянь серёг сирот зраз |
выборов |
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
↑ Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.
Степени сравнения прилагательных |
||
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
простая |
Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше |
Начальная форма + -айш-, -ейш- |
составная |
Более/менее + |
Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения
Например: Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший
просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
↑ Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)
1) Склонение колич. числит. (отвечают на вопрос Сколько?) |
Как склоняются |
Примеры |
5-20, |
Склоняются как существительное степь |
Р.п. чего? Пяти |
40, 90, |
Имеют только две падежные формы: |
И. сорок, девяносто, сто |
50, 60, |
Меняются обе части, |
И. пятьдесят |
200, |
Меняются обе части. |
И. двести |
500-900 |
Меняются обе части. |
И. пятьсот |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)
3) Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.
Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.
Один
Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.
Два
Числительное два изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).
Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:
одна восьмая, две третьих.
Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)
Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода: оба брата, обе сестры, оба государства (Формы м. и ср.р. совпадают)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числ.)
Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода. По обеим сторонам, обе девушки
Синтаксическая сочетаемость числительных с существительными
У количественных числительных есть особенности в синтаксической сочетаемости с существительными, к которым они относятся.
В И.п. и В.п. они требуют после себя существительных в форме Р.п., например:
восемь книг, пятнадцать роз, двадцать человек.
При этом числительные полтора, два, три, четыре требуют существительного в ед. ч., а остальные – во мн. ч.
Примеры:
Два окна – пять окон, три розы – тридцать роз, четыре мальчика – сорок мальчиков.
Такой вид синтаксической сочетаемости называется управлением, т.к. падеж существительного управляется числительным.
Во всех остальных формах вид связи другой, а именно: согласование, т.е.числительные согласуются с существительными в падеже.
Примеры:
Р.п. пяти окон, трёх роз
Д.п. пяти окнам, трём розам
Т.п. пятью окнами, тремя розами
П.п. (о) пяти окнах, трёх розах
Исключение составляет числительное один. Оно во всех падежах согласуется с существительным.
У дробных числительных простые полтора, полтораста сочетаются с существительными, как целые.
Остальные дробные управляют Р.п. Возможно употребление существительных как в единственном, так и во множественном числе, например: две третьих яблока (часть предмета) и две третьих яблок (часть общего количества предметов).
Собирательные числительные сочетаются с существительными так же, как и целые количественные числительные. В И.п. и В.п. они управляют Р.п. существительного, а во всех остальных падежах согласуются с существительным в падеже. Со всеми собирательными числительными, кроме оба, существительное употребляется в форме мн.ч., например, семеро козлят. И только с оба существительные употребляются в ед.ч.: оба брата, обе сестры.
Порядковые числительные согласуются с существительными, т.е. ведут себя как прилагательные. Например:
первый день, седьмая неделя, восьмые сутки.
Вспомни: в составных числительных изменяется только конечное слово:
сто двадцать третьим параграфом (Т.п., ед.ч., м.р.), второй рукой (Т.п., ед.ч., ж.р.),
четвёртым окном (Т.п., ед.ч., ср.р.).
↑ Местоимение
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Формы глагола. Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю,
хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините
употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь,
ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Совет:
Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
4. Образование форм прошедшего времени:
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма |
Повелительное наклонение |
||
Лечь |
Выверить |
Ляг(те) Вывери(те) |
Вывеси(те) |
3) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть |
Сох |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5)Образование формы настоящего времени
ездить |
ездим |
Причастие
Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения);
сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Деепричастие
Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
Наречие
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:
«В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ «
Правильный ответ: ОБЕИМ
↑ Алгоритм выполнения:
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
ПРАКТИКА
К заданию 7 Морфологические нормы
1. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) в две тысячи восьмом году
Б) в двух тысяч восьмом году
В) с восьмьюдесятью одной розой
Г) более семисот участников
2. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) около семиста человек
Б) профессора
В) редакторы
Г) инженеры
3 Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) две пары чулок
Б) наикрасивейший
В) две пары носок
Г) очень смелый
4. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) пять абрикосов
Б) мало отметок
В) десять амперов
Г) согласно расписанию
5. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) более глубочайший
Б) лягте на пол
В) шофёры
Г) в трёхстах метрах
6. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) больше шестиста рублей
Б) шесть апельсинов
В) красивый тюль
Г) много ботинок
7. С каким падежом употребляется предлог БЛАГОДАРЯ?
А) родительный
Б) творительный
В) предложный
Г) дательный
8. В каком предложении выделенное слово – наречие?
А) Сестре нужно ЛУЧШЕ учиться
Б) Курсовая работа ВАЖНЕЕ реферата.
В) В Карпатах маршрут СЛОЖНЕЕ, чем на Урале.
Г) Роман в книге ИНТЕРЕСНЕЕ экранизации.
9. В каком предложении выделенное слово – краткое прилагательное?
А) КРАСИВО ты вошла в мою жизнь.
Б) И хозяйка танцевала по-прежнему КРАСИВО.
В) В долине всё было КРАСИВО.
Г) КРАСИВО жить не запретишь.
10. Какие местоимения используются в сложноподчинённых предложениях в качестве союзных слов?
А) притяжательные
Б) относительные
В) определительные
Г) указательные
11. В каком предложении КАК — частица?
А) Как воспитанный человек, брат обязан был объясниться.
Б) Как только вернётся дедушка, пойдёшь гулять.
В) Как вихрь, налетела монгольская конница.
Г) Как хороши, как свежи были розы в моём саду!
12. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) тремястами пятидесятью рублями.
Б) две тысячи тринадцатого года
В) к обоим ученицам
Г) в полуторастах километрах
13. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) несколько яблок
Б) лежит на шкафе
В) до тысяча восемьсот двенадцатого года
Г) богатейший выбор
14. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) кожаные пояса
Б) гарантия успеха
В) возле поместьев
Г) первые два месяца
15. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) коллективные договоры
Б) более пятисот человек
В) возле селений
Г) два больших портрета
16. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) белые воротнички платий
Б) опытные доктора
В) новые сорта помидоров
Г) пропуски занятий
17. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) за исключением них
Б)) предстоящие выборы
В) пренебречь опасностью
Г) в военные годы
18. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) пара туфлей
Б) несколько полотенец
В) ихние письма
Г) в обоих руках
19. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) дешевле
Б) вопреки прогнозу
В) по их указанию
Г) ехай быстрее
20. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) лажу по крышам
Б) разожгёт костёр
В) часовые пояса
Г) с семьюстами метрами
21. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) их тетради
Б) самый молодой
В) из полтора метров материи
Г) несколько полотенец
22. В каком варианте ответа выделенное слово – предлог?
А) не сможет В СИЛУ обстоятельств
Б) не было ВБЛИЗИ никого
В) посмотрел ВОКРУГ
Г) в доме НАПРОТИВ их нет
23. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) двое подружек
Б) в полутора часах
В) положьте на полку
Г) одень тёплые носки
24. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) выздоравливай скорее
Б) много носок
В) у новых туфлей
Г) у обоих подруг
25. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова.
А) очень прекрасно
Б) солдатские ордены
В) пирожки с повидлой
Г) строгие директора
26. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) памятник поэта
Б) с обеих сторон
В) скучать за вами
Г) несколько зеркальцев
27. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) вопреки желанию
Б) золотые куполы
В) согласно предсказания
Г) у обоих сестёр
28. Укажите пример, где нет ошибки в образовании формы слова. Исправьте ошибки
А) четыре пары чулков
Б) старше него
В) меткие снайперы
Г) неоплаченные счёты
29. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) опытные бухгалтеры
Б) более интереснее
В) трое в сером пальто
Г) из трёхсот восьмидесяти страниц
30. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
А) он метается по комнате
Б) вкусные торты
В) четверо суток
Г) ответственные редакторы
Ответы
зад. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
отв. |
Б |
А |
В |
В |
А |
А |
Г |
А |
В |
Б |
зад. |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
отв. |
Г |
Б |
Б |
В |
Г |
А |
А |
Б |
Г |
Б |
зад. |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
отв. |
В |
А |
Б |
А |
Г |
Б |
А |
В |
Б |
А |
Практикум по теме «Морфологические нормы»
Вариант
1
Задание
1: Допишите
окончания.
В
обезьяннике было тихо. Спал… мощн…
орангутанг, дремал…горилла, чуть
похрапывал… во сне шимпанзе. Только
шустр… макака никак не хотел… успокоиться.
Задумчив…гну жевал…сено. Мил… антилопа
лежал… в глубине вольера. Американск…лама
молча смотрел… на публику. Изящн…газель
пощипывал… травку.
Цветущ…
Борнео расположен… в Индонезии.
Полноводн… Конго – гордость африканцев.
Они переехали в процветавш… тогда
Теннес. О, эт… незабываем… Тикси!
Шумн…,
многолюдн… Осло. На главн… авеню –
уютн… кафе под названием «Розов…
фламинго» За столиком у стены, где висит
изящн… бра, сидят юн… леди и лохмат…
хиппи. На леди свободн… кимоно, на хиппи
– потертые джинсы, свитер и грязноват…
кашне. Оба жуют бутерброды с аппетитны…
салями и салат из свеж… кольраби. Перед
леди стоит крепк… черн…. кофе и абрикосов…
суфле, перед хиппи – не менее крепк…
виски.
Задание
2: Сравните
По
глубине: Байкал с Ладожским озером;
Байкал со всеми остальными озерами мира
По
численности населения: Мехико с Арбатовом;
Мехико со всеми остальными городами
мира.
Задание
3: Исправьте текст
Мой
папа работает на заводе. На его заводе
работает много рабочих. Он работает в
комплексной бригади. У их в бригади есть
слесаря, токаря и столяра. Они делают
разные мебели В цеху всех их уважают. Я
горжусь своим папой.
Задание
4: Найдите ошибки и исправьте их.
В
книге Добрыня сидит на своем коне, грива
его развевается. Я вынула книгу из сумки
и положила ее на стол. Письмо лежало на
столе, около него валялась ручка. Вскоре
дали сигнал на ужин, и мы побежали его
есть. Эту селедку подала мне буфетчица,
ввиду жаркой погоды она уже припахивала.
Задание
5: Найдите ошибки в образовании форм
причастий.
Под
окном стоит береза с осыпающими листьями.
На клумбе уже много цветущихся астр. Он
смотрел смеющимися глазами. Приятно
видеть играющихся детей. Подружившиеся
за лето ребята не хотели расставаться.
Я читал полюбившие мне стихи. Люди,
полюбившие стихи, не разлюбят их никогда.
Задание
6: Сколько ошибок здесь спародировано?
Вспыхает
небо, разбужая ветер,
Проснувший
гомон птичьих голосов –
Проклинывая
все на белом свете,
Я
вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат
зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми
лапками маша:
Я
среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные
творения пиша.
Но,
выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная,
зеленовая тварь
Совает
мне с заботливой улыбкой
Большой
орфографический словарь.
(А. Матюшкин —
Герке)
Задание
7: Подберите определение (прилагательное
или местоимение) к именам существительным
:
Тюль,
фасоль, алиби, рояль, мышь, жабо, попурри,
бигуди, такси, галифе, толь, вермишель,
шампунь, колибри, факсимиле, цеце,
эсперанто, шимпанзе, хинди, кофе, какао,
пальто, киви, боа, пенальти, кредо, реноме.
Запомните:
Слова
мужского рода:
Рельс,
толь, тюль, шампунь, эполет, рюш, багет,
шимпанзе, фламинго, хинди
Слова
женского рода:
Босоножка,
клавиша, манжета, мозоль, сандалия,
туфля, авеню, салями, кольраби, колибри
Слова
среднего рода:
Алоэ,
мочало, повидло, щупальце, бра, кашне,
резюме
Слова
общего рода:
Неряха,
сирота, протеже, коллега, крупье, хиппи
Задание
8: Исключите четвертое, учитывая
морфологические свойства и формы слов.
Носок,
чулок, георгин, помидор.
Тюль,
бюллетень, рояль, мозоль.
Цех,
лист, пропуск, пояс.
Баня,
пустыня, простыня, кухня.
Инструктор,
ректор, доктор, тенор.
Лапти,
сандалии, тапки, туфли.
Запомните!
Образование
множественного числа:
Бухгалтеры,
инженеры, конструкторы, офицеры, почерки,
торты, порты, договоры, склады, трюфели,
простыни, свитеры, джемперы, возрасты,
выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы,
ректоры, прожекторы, редакторы,
секторы.
Директора, купола, ордера,
повара, профессора, штабеля, шулера,
доктора, мастера, паспорта, сорта.
Родительный
падеж:
Пара
ботинок, валенок, туфель, сапог, чулок
(но носков), купить 1 кг . мандаринов,
помидоров, апельсинов (но яблок, макарон),
5 консервов; нет мест, болот, войск, плеч,
дел, блюдец, полотенец, грузин, армян,
гусар, партизан, солдат, ножниц, серёг,
кочерёг, свадеб, нянь, басен, рельсов,
граблей (и грабель), лохмотьев, простыней;
много оладий, вафель, брызг, гектаров,
килограммов, мечтаний, будней, свечей,
распрей, цаплей, доньев, поленьев;
удаление гланд.
Задание
9: Исправьте речевую ошибку
Это
самый добрейший человек из всех, кого
я знаю.
Это
ещё более худший вариант решения
проблемы.
Комендант
велел дворнику отнести вещи жильца к
себе.
Мать
велела дочери налить себе воды.
Боясь
грозы, старушка спрятала голову под
подушку и держала её там до тех пор, пока
она не кончилась.
Задание
10: Просклоняйте
498
человек, полторы страницы, двое студентов,
две пары туфель, оба урока, обе страны,
22 суток.
Собирательные
числительные:
Двое
студентов (но две студентки), трое
спортсменов (но два профессора, генерала,
ассистента); трое детей, щенков, ножниц,
перчаток.
Задание
11: Выберите нужную форму (оба — обе)
По
…сторонам улицы, на …берегах реки, у
…сестёр, у ….братьев, на …стенах, между
…странами, между …государствами,
…руками, …ушами, …глазами, у …детей,
к …ботинкам, приложит к …ушам, знаком
с …братьями, с …сёстрами.
До
(сколько) часов работает магазин?
Со
(сколько) часов открывается библиотека?
(Сколько)
ученикам пришлось переписывать работу?
(Сколько)
учениками доволен учитель?
(Сколько)
студентов не было на занятии?
Задание
12: Прочитайте, помня о склонении
числительных
В
2006 году, в 45% случаев, из 1636 примеров, к
859 студентам, о 5947 задачах, расплатился
889 рублями, разместили на 832 страницах,
не хватает 234 страниц, помогли 249 ветеранам,
засажено более 2890 гектаров земли,
зарегистрировано около 97 случаев,
доволен 194 студентами, жизнь сосны
измеряется 350 и даже 600 годами, стоимость
процессора от 300 до 500 долларов.
Задание
13: Исправьте допущенные ошибки
Я
занимался более полтора часа. Сестёр у
Андрея только две, все две поступили в
университет. Договор подписан обоими
сторонами. Мама купила около полтора
килограмма помидор. И левый, и правый
глаз стали плохо видеть. Обоим спортсменкам
не везло в финале. Мальчик держал игрушку
в обоих руках.
Задание
14: Образуйте форму повелительного
наклонения от глаголов
Лечь,
ехать, стереть, класть, положить, вынуть,
выйти, высыпать, видеть, слышать, хотеть,
мочь, гнить.
Задание
15: Образуйте форму 1 лица ед.числа от
глаголов
Победить,
убедить, затмить, дерзить, очутиться,
пылесосить, висеть.
Задание
16: Образуйте форму 3 лица ед.числа
настоящего времени
Колыхать,
махать, плакать, полоскать, плескать,
сыпать, щипать, дремать, двигать, капать.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
ЕГЭ-2020. Русский язык
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
Практикум
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Много БРЕЛКОВ
Посмотреть на БАРЫШЕНЬ
Ящик БАКЛАЖАНОВ
ЛЯГТЕ на землю
Нас ПЯТЕРО
___________________________
2. ТРОЕ лисят
ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями
Приготовили ПОВАРЫ
Молодые БУХГАЛТЕРЫ
КЛАСТЬ на место
___________________________
3. ЕГО дети
Продано несколько КОНСЕРВОВ
Килограмм ВАФЕЛЬ
ПОЛОЖЬТЕ на стул
С СЕМЬЮСТАМИ студентами
____________________________
4. СОХ на подоконнике
С ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ учениками
Песни АРМЯН
Килограмм МАНДАРИН
Трудовые ДОГОВОРЫ
_____________________________
5. Заграничные ПАСПОРТА
Форма СОЛДАТОВ
ОБЕИХ подруг
СТРОЖАЙШИЕ правила игры
Солнце сильно ЖЖЁТ
______________________________
6. ДВУХСТАМИ книгами
КЛАДУ в сумку
ТРОЕ котят
Танцы МОЛДАВАН
Книга ИНТЕРЕСНЕЕ
____________________________
7. Ценные ВЕКСЕЛЯ
БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ выбор
ДВУМЯСТАМИ городами
ПОЕЗЖАЙТЕ в отпуск
Белая МАНЖЕТА
_____________________________
8. В ПОЛУТОРАСТА метрах от деревни
Обычаи ТАТАР
С ОБЕИМИ студентками
Килограмм АПЕЛЬСИНОВ
Герой МУЖЕСТВЕНЕН
_____________________________
9. Молодых БАРЫШЕН
СОЛНЕЧНЫЙ Баку
Двух СПАЛЕН
С ВОСЬМЬЮСТАМИ словами
БОЛЕЕ ЛЁГКОЕ покрывало
_____________________________
10. НИЖАЙШИЙ поклон
ПОЛТОРА метра верёвки
В ТЫСЯЧЕ ТРИСТА ДВАДЦАТОМ году
ЧЕТВЕРО друзей
Две пары ЧУЛОК
_______________________________
11. Множество СЕЛЕНИЙ
Пара ТУФЛЕЙ
ТРОЕ щенят
Нет ДЖИНСОВ
ПОЕЗЖАЙ за ним
________________________________
12. Блюда ОСЕТИНОВ
СВЕЖАЯ брокколи
ДВАДЦАТИОДНОЛЕТНИЙ парень
ПЯТЕРО учителей
Опытные ДОКТОРА
_______________________________
13. Внимательные ИНСПЕКТОРЫ
Много ПОМЕСТЬЕВ
На ОБЕИХ станциях метро
ТРОЕ гусят
ВЫДАЮЩИЙСЯ маэстро
____________________________
14. В ТЫСЯЧА ШЕСТЬСОТ ДЕВЯТОМ году
Кучка ЯБЛОК
КЛАСТЬ на место
Песня БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ
Команда ТУРОК
____________________________
15. ТРОЕ первоклассниц
Удобные КОНТЕЙНЕРЫ
Суп из ШАМПИНЬОНОВ
На ПЯТЬСОТ СЕМНАДЦАТОЙ странице
СЕМЬ суток подряд
____________________________
16. Несколько БОЛГАР
Молодые ИНЖЕНЕРЫ
СЕМЬЮСТАМИ ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ СЕМЬЮ шарами
БОЛЕЕ ХУДШИЙ вариант
СОЗВОНИМСЯ завтра
_____________________________
17. Недостаёт ПОЛУТОРАСТА рублей
ЧЕТВЕРО детей
По ОБОИМ сторонам проспекта
Очередь из СТА ПЯТИДЕСЯТИ ВОСЬМИ человек
Прошло СЕМЬ суток
_____________________________
18. Много МАКАРОНОВ
Полк ГУСАР
Около ПОЛУТОРА сотен муравьёв
В ДВЕ ТЫСЯЧИ ДЕВЯТНАДЦАТОМ году
ДИРЕКТОРА школ
________________________________
Ответы:
- Брелоков
- Повара
- Положите
- Мандаринов
- Солдат
- Двумястами
- Лучший
- Мужествен
- Барышень
- Тысяча
- Туфель
- Осетин
- Поместий
- Веселее
- Три
- Худший
- Обеим
- Макарон
Ирина Кривенкова, кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку.
Всем привет! Меня зовут Ирина Александровна, я преподаватель русского языка, готовлю детей к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Это видео я посвящаю тренингу 7-го задания теста ЕГЭ.
Как же звучит седьмое задание теста ЕГЭ?
«В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.»
Обращаю внимание, что вам нужно не только найти ошибку, но и выписать правильную форму. Это задание относится к категории «Нормы», то есть вам нужно будет выучить достаточно большой объем материала. Что я предлагаю?
Я предлагаю не учить сразу весь материал наизусть, а тренироваться, например, по самостоятельно составленным карточкам, читать таблицы, составлять самостоятельно списки слов и, конечно же, делать тесты.
Давайте вспомним, что такое морфологические нормы. Морфологические нормы — это нормы употребления форм слова различных частей речи. Нам с вами необходимо запомнить образование форм следующих частей речи: имени существительного, имени прилагательного, местоимения, числительного, глагола, деепричастия.
Сегодня мы будет запоминать некоторые формы имен существительных. Вам необходимо знать, как образуется форма множественного числа именительного и родительного падежей.
Начнем с именительного падежа. Какое затруднение может возникнуть? Вам надо просто будет знать, когда мы прибавляем окончание -А(-Я) или когда мы прибавляем окончание -И(-Ы).
Сейчас я вам предложу список из 10 имен существительных, во множественном числе которых появляется окончание -А или -Я.
Адрес — адреса
Директор — директора
Доктор — доктора
Дно — донья
Парус — паруса
Повар — повара
Профессор — профессора
Паспорт — паспорта
Сторож — сторожа
Шило — шилья
В следующем списке вы встретите 10 существительных, во множественном числе именительном падеже которых появляется окончание -И или -Ы.
Аэропорт — аэропорты
Бухгалтер — бухгалтеры
Договор — договоры
Инструктор — инструкторы
Месяц — месяцы
Редактор — редакторы
Торт — торты
Трактор — тракторы
Тренер — тренеры
Шофер — шоферы
Итак, мы с вами повторили 20 имен существительных. Вернее, образование двадцати форм определенных имен существительных. А сейчас давайте проверим, все ли вы запомнили хорошо. Я сейчас буду называть форму в единственном числе, выбирая совершенно случайным способом существительные. Называю форму в единственном числе и через 3 секунды на экране появится правильный ответ, ну и я его, соответственно, озвучу. За эти 3 секунды вы должны проговорить форму во множественном числе вслух. Итак, поехали.
Трактор — тракторы
Дно — донья
Директор — директора
Договор — договоры
Парус — паруса
Паспорт — паспорта
Торт — торты
Бухгалтер — бухгалтеры
Сторож — сторожа
Тренер — тренеры
Шило — шилья
Редактор — редакторы
Следующая часть нашего с вами тренинга составит повторение образования форм родительного падежа множественного числа некоторых имен существительных.
Так вы можете запутаться: «нет помидор» или «нет помидоров». То есть затруднение состоит в том, оставляете ли вы нулевое окончание или добавляете окончание -ОВ или -ЕВ. Конечно же, будет правильно «помидоров».
Давайте повторим группу имен существительных, в которых при образовании формы родительного падежа во множественном числе встречается нулевое окончание. Для удобства образования родительного падежа всегда добавляйте отрицательное слово «нет».
Гетры — нет гетр
Шорты — нет шорт
Сапоги — нет сапог
Яблоки — нет яблок
Макароны — нет макарон
Солдаты — нет солдат
Брызги — нет брызг
Кухни — нет кухонь
Свадьбы — нет свадеб
Плечи — нет плеч
А теперь настала очередь имен существительных, которые в родительном падеже добавляют окончание -ОВ или -ЕВ.
Джинсы — нет джинсов
Носки — нет носков
Помидоры — нет помидоров
Гектары — нет гектаров
Граммы — нет граммов
Килограммы — нет килограммов
Рельсы — нет рельсов
Бронхи — нет бронхов
Георгины — нет георгинов
Комментарии — нет комментариев
А теперь давайте проверим наши с вами знания. Я сейчас буду проговаривать форму именительного падежа множественного числа, а вы, соответственно, вслух проговариваете форму родительного падежа множественного числа. И через 3 секунды на экране появится правильный ответ.
Граммы — граммов
Макароны — макарон
Рельсы — рельсов
Шорты — шорт
Бронхи — бронхов
Гектары — гектаров
Кухни — кухонь
Комментарии — комментариев
Сапоги — сапог
Брызги — брызг
Мы сегодня с вами повторили, а может даже и выучили, целых 40 форм имен существительных. Но обращаю ваше внимание, что это далеко не весь список слов, которые вы должны знать для того, чтобы выполнить 7-ое задание теста ЕГЭ. Полный список слов, которые могут встретиться в вашем экзаменационном тесте, содержится в моем электронном учебнике. Он является частью моего онлайн-курса, на который я вас всех и приглашаю.
Все видео по русскому языку
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Задание №7. Тренинг по морфологическим нормам» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.03.2023