Егэ математика профиль параметр с модулем


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Найдите все значения параметра k, при каждом из которых уравнение  дробь: числитель: 1 плюс левая круглая скобка 2 минус 2k правая круглая скобка синус t, знаменатель: косинус t минус синус t конец дроби = 2k имеет хотя бы одно решение на интервале  левая круглая скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая круглая скобка .


2

Найдите все значения k, при каждом из которых уравнение

 дробь: числитель: 6k минус левая круглая скобка 2 минус 3k правая круглая скобка косинус t, знаменатель: синус t минус косинус t конец дроби =2

имеет хотя бы одно решение на отрезке  левая квадратная скобка 0; дробь: числитель: Пи , знаменатель: 2 конец дроби правая квадратная скобка .

Источник: Типовые тестовые задания по математике, под редакцией И. В. Ященко 2017. Вариант 4. (Часть C).


3

Определите, при каких значениях параметра a уравнение

|x минус 2|=a логарифм по основанию 2 |x минус 2|

имеет ровно два решения.

Источник: РЕШУ ЕГЭ — Предэкзаменационная работа 2014 по математике.


4

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс a плюс 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 3a минус 1|=2a минус 3

имеет корни, но ни один из них не принадлежит интервалу (4; 19).


5

Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение

|x минус a в квадрате плюс 4a минус 2| плюс |x минус a в квадрате плюс 2a плюс 3|=2a минус 5

имеет хотя бы один корень на отрезке [5; 23].

Пройти тестирование по этим заданиям

Задание № 18 варианта КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня

Задача с параметром – для обычного школьника одна из самых сложных задач варианта КИМ ЕГЭ: в программах по математике для общеобразовательных школ (за исключением профильных и специализированных классов, школ и лицеев) таким задачам либо не уделяется должного внимания, либо они не рассматриваются вовсе. Несмотря на это, знание набора методов и подходов к решению таких задач и определенная практика их решения позволяют продвинуться в решении задачи с параметром достаточно далеко и если уж не решить ее полностью, то хотя бы получить за нее некоторое количество баллов на экзамене.

Ранее, до появления единого государственного экзамена, задачи с параметрами входили в варианты вступительных экзаменов по математике в ведущие вузы, а сегодня входят в вариант КИМ ЕГЭ профильного уровня. Дело в том, что эти задачи обладают высокой диагностической ценностью: они позволяют не только определить, насколько хорошо выпускник знает основные разделы школьного курса математики, но и проверить, насколько высок уровень его математического и логического мышления, насколько сильны первоначальные навыки математической исследовательской деятельности, а главное – насколько успешно он сможет овладеть курсом математики в вузе.

«Научите меня решать задачи с параметром», – такую просьбу я часто слышу от своих учеников. Что ж, эта задача потребует от выпускника немало интеллектуальных усилий. С чего начать изучение? С освоения методов решения задач с параметром. Собственно, если вы внимательно читали наши рекомендации, как подготовиться к решению сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, то заметили, что это универсальный совет. Именно так построен наш курс «1С:Репетитор»: изучаем как можно более широкий спектр методов и приемов решения задач и тренируемся в применении этих методов на практике.

Чему нужно научиться, решая задачи с параметром

В первую очередь – правильно применять равносильные преобразования уравнений, неравенств и их систем. То есть понять, при каких ограничениях, накладываемых на параметр, можно выполнять то или иное преобразование. Лучше всего начать с заданий вида: «Для каждого значения параметра решить…» и рассмотреть по возможности все основные элементарные функции, встречающиеся в школьном курсе математики.

Если с несложными задачами такого вида школьник справляется неплохо, то можно переходить к изучению аналитических методов решения задач, содержательно усложняя и классифицируя задачи с точки зрения применения к ним этих методов исследования. Имеется в виду знакомство с подходами к решению задач, содержащих формулировки типа: «При каких значениях параметра уравнение (неравенство, система) имеет одно (два, три, бесконечно много и т.д.) решений», «При каких значениях параметра решением уравнения (неравенства, системы) является некоторое подмножество множества действительных чисел» и т.д.

Следующий шаг, который мы рекомендуем, – тщательно изучить схему исследования квадратичной функции. Поскольку квадратичная функция является одной из самых хорошо изученных в школьном курсе математики, на ее основе можно предложить большое количество исследовательских задач, разнообразных по форме и содержанию, чем и пользуются составители вариантов КИМ ЕГЭ.

Мы рекомендуем подойти к рассмотрению данных задач по следующей схеме:

  • задачи, основанные на свойствах дискриминанта и старшего коэффициента квадратного трехчлена;
  • применение теоремы Виета в задачах с параметром;
  • расположение корней квадратного трехчлена относительно заданных точек;
  • более сложные задачи, сводящиеся к исследованию квадратного трехчлена.
  • Следующая тема курса – графические методы решения задач с параметром

    Существует два принципиально различных подхода – построение графиков функций или уравнений в плоскости (x; y) или в плоскости (x; a). Кроме того, для графического метода решения задач с параметром в плоскости (x; y) необходимо рассмотреть различные виды преобразования графиков – обычно это параллельный перенос, поворот прямой и гомотетия. Есть класс задач, решение которых основано на аналитических свойствах функций (области определения, области значений, четности, периодичности и т.д.), эти свойства и приемы их использования тоже нужно знать.

    На этом перечень методов решения задач с параметрами, разумеется, не заканчивается, но анализ вариантов КИМ ЕГЭ профильного уровня и практика показывают, что в настоящее время этого достаточно для успешного решения задачи № 18 на экзамене.

    В заключение отметим, что выстроить подобный курс самостоятельно, без преподавателя, обычный школьник не сможет, даже имея под рукой хорошие учебные пособия по методам решения задач с параметром. Здесь необходима помощь опытного наставника, который сможет подобрать нужные задачи и выстроить траекторию движения школьника по ним.

    Заметим, кстати, что весьма эффективным инструментом для изучения именно методов решения задач с параметром являются интерактивные тренажеры с пошаговым разбором решения.

    Тренажер с пошаговым решением

    Работая с таким тренажером, школьник одновременно учится выстраивать логику решения задачи с параметром и контролирует правильность выполнения каждого шага решения. Это очень важное умение, так как одна из основных сложностей в решении задачи с параметром состоит в том, что необходимо на каждом шаге решения понимать, что означают уже полученные результаты и что (в зависимости от этих результатов) еще остается сделать, чтобы довести решение до конца.

    Регулярно тренируйтесь в решении задач

    Чтобы начать заниматься на портале «1С:Репетитор», достаточно Зарегистрироваться.
    Вы можете:

    • Начать заниматься бесплатно.

    • Купить доступ
      к этой задаче в составе
      экспресс-курса «Алгебра» и научиться решать задачи №13, №15, №17, №18 и №19 на максимальный балл.

    Все курсы состоят из методически правильной последовательности теории и практики, необходимой для успешного решения задач. Включают теорию в форме текстов, слайдов и видео, задачи с решениями, интерактивные тренажеры, модели, и тесты.

    Остались вопросы? Позвоните нам по телефону 8 800 551-50-78 или напишите в онлайн-чат.

    Здесь ключевые фразы, чтобы поисковые роботы лучше находили наши советы:
    Разбор задач с параметрами из ЕГЭ по математике, по теме задачи с параметром ЕГЭ, как решать задание 18 в экзамене ЕГЭ, задачи с параметром ЕГЭ, задания с параметром ЕГЭ, задача 18 ЕГЭ, модуль и окружности, решение параметров ЕГЭ, решение задачи 18, система уравнений с параметром, научиться решать задачи с параметрами, сложных задач варианта КИМ ЕГЭ, начертить графики функций, ЕГЭ по математике профильного уровня, методы решения уравнений и неравенств, выпускникам 11 класса в 2018 году, поступающим в технический вуз.

    Существует ровно три генеральных метода решения задач 17:

    • Метод перебора — классический перебор вариантов. Например, когда выражение под модулем больше нуля и когда меньше;
    • Графический метод — привлечение чертежа. Во многих задачах 17 достаточно начертить графики функций — и решение становится очевидным;
    • Метод следствий — нестандартный и, как правило, самый изощренный. Если в исходном условии удастся подметить что-нибудь полезное, в дальнейшем можно значительно упростить решение всей задачи.

    Конечно, одну и ту же задачу зачастую можно решить разными способами. Но далеко не все они оптимальны: выбрав неправильный «путь», можно увязнуть в вычислениях, так и не дойдя до ответа.

    Поэтому в данном разделе я рассмотрю все способы, а ваша задача — практиковаться и учиться правильно выбирать.:)

    Глава 1.
    Графический подход
    § 1.
    Вебинар по задачам 18: модуль и окружности
    § 2.
    Как решать задачу 18: графический подход
    § 3.
    Задача 18: две окружности и модуль
    § 4.
    Задача 18: пересечение графиков окружности и модуля
    § 5.
    Новая задача 18 из пробного ЕГЭ — наглядный пример того, как эффективно работает графическое решение задач с параметром.
    Глава 2.
    Аналитический подход
    § 1.
    Задачи 18: Аналитическое решение
    § 2.
    Окружность и модуль: задачи 18 с двумя параметрами
    § 3.
    Аналитическое решение задачи 18 с перебором различных вариантов
    Глава 3.
    Нестандартные приемы
    § 1.
    Задача 18: метод симметричных корней
    § 2.
    Как увидеть симметрию корней в задаче 18?
    § 3.
    Метод мажорант в задаче 18
    § 4.
    Графическое решение сложных задач 18 с модулем
    § 5.
    Задание 18: Симметрия корней в системе уравнений
    § 6.
    Анализ знаков квадратного трёхчлена в сложных задачах 18
    § 7.
    Применение производной для отыскания точек пересечения графиков
    § 8.
    Продвинутый метод симметричных корней
    § 9.
    Новая задача 18 с графическим решением

    Решение
    сложных заданий ЕГЭ по математике. Задание № 18. Уравнение с параметром и
    модулями.

    Найти значения параметра b, при которых уравнение  имеет нечётное
    количество решений.

    Решение: Сумма двух модулей может быть равна 0
    только в том случае, когда оба подмодульных выражения равны 0. Т.е. исходное
    уравнение равносильно системе:

    Решим эту систему графическим способом.
    Графиком второго уравнения будет окружность с центром в начале координат и
    радиусом
    r=.

    В первом уравнении выразим y через x: .

     Найдем нуль подмодульного выражения: ,   .

    Посмотрим как выглядит график уравнения слева
    и справв от этой точки.

    При 3         ;

    При           .

    Т.е. графиком первого уравнения будет «уголок»
    с вершиной в точке (3;4).

    Построим графики двух уравнений в одной
    системе координат. Нечётное количество решений система будет иметь в трёх случаях:
    1) окружность касается прямой
    ;  2) окружность касается
    прямой
    ;   3) окружность проходит
    через вершину «уголка» (три
    решения).                                                                  

        В первых двух случаях значение параметра b= можно найти с помощью формулы расстояния от точки до прямой: d==r, т.к касательная к окружности 
    перпендикулярна радиусу, проведённому в точке касания .   

    1)    Найдём расстояние от начала координат до прямой  

    d===r b=0.5;

    2)    Найдём расстояние от начала координат до прямой   d===r b=

    3)     
    В третьем случае радиус равен расстоянию от
    начала координат до вершины «уголка», квадрат которого можно найти по теореме
    Пифагора:
    =b.

                                                                                 
                Ответ:

    11 ноября 2016

    В закладки

    Обсудить

    Жалоба

    Сборник заданий с ответами.

    Содержание

    1. Линейные уравнения и приводимые к ним уравнения с параметрами.
    2. Квадратичные и сводимые к ним уравнения с параметрами.
    3. Уравнения с параметрами, содержащие модуль.
    4. Системы уравнений с параметрами.
    5. Иррациональные уравнения с параметрами.
    6. Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. Системы неравенств.
    7. Квадратичные неравенства с параметрами.
    8. Иррациональные неравенства с параметрами.
    9. Уравнения и неравенства с параметрами, содержащие логарифмы.
    10. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами.

    spr-new.pdf

    165 задач с параметрами

    1. Линейные уравнения и приводимые к ним уравнения с параметрами.
    2. Квадратичные и сводимые к ним уравнения с параметрами.
    3. Уравнения с параметрами, содержащие модуль.
    4. Системы уравнений с параметрами.
    5. Иррациональные уравнения с параметрами.
    6. Линейные неравенства и неравенства, приводимые к линейным. Системы неравенств.
    7. Квадратичные неравенства с параметрами.
    8. Иррациональные неравенства с параметрами.
    9. Уравнения и неравенства с параметрами, содержащие логарифмы.
    10. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений с параметрами.

    Уравнения с модулем

    Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
    переменную под знаком модуля.

    Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
    вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
    занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

    Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

    Прежде всего вспомним, что

    Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

    Слева модуль, справа число

    Это самый простой случай. Решим уравнение

    Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
    равносильно совокупности двух простых:

    Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

    Переменная как под модулем, так и вне модуля

    Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

    Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
    Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

    Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
    Ответ: 1.

    Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

    Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

    Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

    Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

    Стало быть, годятся лишь и .

    Ответ:

    Квадратные уравнения с заменой |x| = t

    Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

    Модуль равен модулю

    Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

    Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

    Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

    Два или несколько модулей

    Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

    Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

    Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

    Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

    Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

    Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

    Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

    Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

    Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

    Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

    Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

    Модуль в модуле

    Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

    1) x ≤ 3. Получаем:

    Выражение под модулем обращается в нуль при . Данная точка принадлежит рассматриваемому
    промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

    1.1) Получаем в этом случае:

    Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

    1.2) . Тогда:

    Это значение x также не годится.

    Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

    Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

    Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

    Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

    Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

    Решение уравнений с модулями и параметрами

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (434 кБ)

    Цель урока. Решение уравнений с параметрами и модулями, применяя свойства функций в неожиданных ситуациях и освоение геометрических приемов решения задач. Нестандарные уравнения.

    Задачи:

    • Образовательные: научить решать некоторые виды уравнений уравнений модулями и параметрами;
    • Развивающие: развивать культуру мысли, культуру речи и умение работать с тетрадью и доской.
    • Воспитательные: воспитывать самостоятельность и умение преодолевать трудности.

    Оборудование: наглядный материал для устного счёта и объяснения новой темы. Интерактивная доска, мультимедийное оборудование урока.

    Структура урока:

    1. Повторение изученного материала (устный счёт).
    2. Изучение нового материала.
    3. Закрепление изученного материала.
    4. Итог урока.
    5. Домашнее задание.

    1. Повторение важнейшего теоретического материала по темам: «Уравнения, содержащие модуль», «Решение уравнений с параметрами»

    1) «Уравнения, содержащие модуль»

    Абсолютной величиной или модулем числа a называется число a, если a > 0, число – a, если a <a, если a > 00, если a = 0– a, если a 0 и | a | > a для всех a € R .
    Неравенство | x | 0) равносильно двойному неравенству – a 0.
    Неравенство | x | > a, (если a > 0) равносильно двум неравенствам
    Неравенство | x | > a, (если a : | x + 3 | + | y – 2 | = 4;

    Расcмотрим четыре случая

    < x + 3 > 0 < x > – 3
    y – 2 > 0 y > 2
    x + 3 + y – 2 = 4 y = – x + 3
    < x + 3 > 0 < x > – 3
    y – 2 < x + 3 < x 0 y > – 2
    x – 3 – y – 2 = 4 y = x + 9
    < x + 3 < x 2 – 1) х = а + 1.

    Нетрудно сообразить, что при решении этого уравнения достаточно рассмотреть такие случаи:

    1) а = 1; тогда уравнение принимает вид ОX = 2 и не имеет решения

    2) а = – 1; получаем ОX = О , и очевидно х – любое.

    Ответ:
    если а = – 1, то х – любое;
    если а = 1, то нет решения;

    3. Решения примеров (из вариантов С)

    1. При каком значении параметра р уравнение | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 | = р имеет четыре корня.

    Рассмотрим функцию у = | х 2 – 5х + 6 | + | х 2 – 5х + 4 |

    Так как х 2 – 5х + 6 = (х – 2)(х – 3) и х 2 – 5х + 4 = (х – 1)(х – 4), то y = | (х – 2)(х – 3) | + | (х – 1)(х – 4) |, корни квадратных трехчленов отметим на числовой прямой


    1 2 3 4 х

    Числовая прямая при этом разбивает на 5 промежутков

    < x < x 2 – 5x + 6 + x 2 – 5x + 4 y = 2x 2 – 10x + 10
    < 1 < 1 2 – 5x + 6 – x 2 + 5x – 4 y = 2
    < 2 < 2 2 + 10x – 10 y = – x 2 + 5x – 6 – x 2 + 5x – 4
    < 3 < 3 2 – 5x + 6 – x 2 + 5x – 4
    < x > 4 < x > 4
    y = 2x 2 – 10x + 10 y= x 2 – 5x + 6 + x 2 –5x + 4

    Для случая 3) х0 = – b | 2a = 2, y0 = 25 : 2 + 25 – 10 = 2,5

    Итак, (2,5; 2,5) – координаты вершины параболы y = – 2x 2 + 10x – 10.

    Построим график функции, заданной равенством

    Как видно из рисунка, исходное уравнение имеет четыре корня, если 2 2 – | x | = 6
    2. При каких целых значениях а имеет единственное решение уравнение ах 2 – (а + 1) + а 2 + а = 0?

    1. Решить уравнение: | x – 5 | – | 2x + 3 | = 10
    2. Найти все значениях параметра а, при которых уравнение (а –12) х 2 + 2 = 2(12 – а) имеет два различных корня?

    1. Решить уравнение | x – 5 | – | 2x + 3| = 10
    2. Найти все значениях параметра а, при которых уравнение (а – 12) х 2 + 2 = 2(12 – а) имеет два различных корня?

    5. Итог урока

    1. Определение модуля.
    2. Что значит решить уравнение с параметром?

    6. Задание на дом. C5 варианта №11 Ф.Ф. Лысенко. Математика, 2012

    источники:

    http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/uravneniya-i-neravenstva-s-modulem/

    http://urok.1sept.ru/articles/615749

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Новое и интересное на сайте:

  • Егэ математика профиль номер 9 гиперболы
  • Егэ математика профиль номер 7 первообразная
  • Егэ математика профиль номер 12 прототипы
  • Егэ математика профиль неравенства с модулем
  • Егэ математика профиль настоящий вариант

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии