Новое видео + Теория по всем заданиям Профильного ЕГЭ по математике!
Приветствуем старшеклассников и учителей!
В этой рассылке новое видео про определение расстояния до горизонта. И в нем же обсудили теорию плоской Земли. Может ли наша Планета быть плоской, сплюснутой или это все-таки шар. Что школьная программа говорит на этот счет? Смотрите новое видео Анны Малковой!
Такие задачи встречаются в Задании 10 профильного ЕГЭ по математике. Часто десятую задачу еще называют «Физика на ЕГЭ по математике» и поэтому считают сложной. Но это не так. Подробнее про Задание 10 в этой статье. В ней разобрали все встречающиеся типы задач в этом задании.
Кстати, про физику! Если вы еще не прошли наш онлайн-пробный — поторопитесь это сделать. Полный видеоразбор смотрите здесь.
А еще напоминаем, что сегодня последний день распродажи курса для нынешних десятиклассников «Физика 10+11». Завтра курс станет дороже. Но вы можете создать заказ сейчас и оплатить его позже, чтобы успеть зафиксировать цену. Торопитесь!
ПОДРОБНЕЕ ПРО 10+11
Теория математика профиль Задания 1-19!
Все задания – от №1 до №19.
По каждому – необходимая теория, темы для повторения, примеры решения и оформления задач и полезные лайфхаки.
— Задание 1. Простейшие текстовые задачи.
— Задание 2. Чтение графиков и диаграмм.
— Задание 3. Задачи на клетчатой бумаге или координатной плоскости.
— Задание 4. Теория вероятностей. Основные понятия.
— Задание 5. Простейшие уравнения.
— Задание 6. Планиметрия.
— Задание 7. Производная и первообразная.
— Задание 8. Стереометрия.
— Задание 9. Вычисления и преобразования.
— Задание 10. Задачи с прикладным содержанием.
— Задание 11. Текстовые задачи.
— Задание 12. Исследование функций.
— Задание 13. Уравнения на ЕГЭ по математике.
— Задание 14. Стереометрия на ЕГЭ по математике.
— Задание 15. Неравенства на ЕГЭ по математике.
— Задание 16. Планиметрия на ЕГЭ по математике.
— Задание 17. «Экономические» задачи на ЕГЭ по математике.
— Задание 18. Задачи с параметрами на ЕГЭ по математике.
— Задание 19. Задачи на числа и их свойства на ЕГЭ по математике Нестандартные задачи.
— Таблица перевода баллов ЕГЭ, Профильный уровень.
Сохрани и прочитай! Здесь очень много полезного материала.
А теперь представь, что к этим материалам добавляется во много раз больше разобранных задач (текст и видеоразбор).
И онлайн-занятия с Анной Малковой 2 раза в неделю по 2 часа.
И домашние задания с проверкой.
И 72 темы, в каждой из которых не менее 14 задач для самостоятельного решения. Пока не решишь задачи – к следующей теме перейти не получится.
И все это вместе – наши Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ для 10 и 11 классов
ЕГЭ по математике – практический экзамен. И проверяется на нем прежде всего умение решать задачи. Прочитать, как решать задачи, можно на нашем сайте.
А вот научиться решать – на нашем Онлайн-курсе.
Онлайн-курсы
Есть вы будете писать на ЕГЭ 1 часть + уравнения (№13) и неравенства (№15) — т.е. максимум на 65-70 баллов — вам нужен этот курс.
Если пишите задачи 1-13, 15, 17 (экономическая) и хотите познакомиться с параметрами (вдруг, на ЕГЭ повезет и будет легкий параметр) — вот курс до 80 баллов.
Полный курс по всем темам и заданиям ЕГЭ — здесь. Все, включая экономические, параметры, нестандартные задачи. Конечно же, тригонометрия, стереометрия, планиметрия. Все это уже ждет вас в курсе на 100 баллов.
Отдельный курс для преподавателей математики. Все темы + методические материалы и занятия для преподавателей. Ссылка на курс здесь.
Онлайн-курс по информатике Лады Есаковой очень плотный, информации и домашней работы будет много. Онлайн-курс на 100 баллов включает все изменения ЕГЭ-2021. При этом изложен простым понятным языком.
Для преподавателей будет полезен онлайн-курс по информатике. Он содержит множество методических материалов и, по сути, программу для ваших занятий.
Курс по физике на 100 баллов: все, что есть на ЕГЭ доступным языком. С нуля до самых сложных тем. Разберем все по полочкам и подготовимся к ЕГЭ на 100 баллов.
Наш онлайн-курс по русскому языку включает все 27 заданий на ЕГЭ + подготовку к Итоговому сочинению. Вот здесь разобрали одно из направлений. Ссылка на Онлайн-курс для учеников на 100 баллов.
Онлайн-курс для преподавателей русского языка. В нем открытые методические материалы и содержатся онлайн-занятия за оба учебных полугодия.
Плохо пишешь сочинение? Тренируйся!
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Теория по всем задачам математики профиль!» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из Рубрики: Новости.
Публикация обновлена:
08.03.2023
Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
7 сентября 2017
В закладки
Обсудить
Жалоба
Теория к заданиям первой части ЕГЭ по математике
Задачи 1-12 профильного уровня.
→ Решение задач на проценты: 1.pdf
→ Чтение графиков: 2.pdf
→ «Теория вероятностей»: 4.pdf
→ «Уравнения»: 5.pdf
→ Планиметрия: 6.pdf
→ «Производная»: 7.pdf
→ «Стереометрия»: 8.pdf
→ «Преобразование выражений»: 9.pdf
→ Задачи с физическим содержанием: 10.pdf
→ Движение. Работа. Смеси. Прогрессия: 11.pdf
→ Максимум (минимум) функции. Наибольшее (наименьшее): 12.pdf
Авторы: Александр и Наталья Крутицких | matematikalegko.ru
Обычно базовую математику выбирают ребята, у которых есть план: надо как можно скорее разделаться с бесполезным для поступления предметом и сосредоточиться на своем наборе вступительных. Из этой статьи вы узнаете, как сдать базовую математику максимально быстро и просто.
В этом материале мы сделаем акцент на простых номерах, которые принесут вам балл почти задаром! Они обозначены пометкой «Обязательно делать» — таких заданий 10. Как раз с запасом на ошибки, ведь минимум для сдачи базовой математики — 7 баллов.
Для тех, кто хочет получить выше тройки — это 12 баллов и выше, — мы дали рекомендации по еще 3 задачам. В сумме получается 13 номеров. Решите их все, и твердая четверка у вас в кармане.
Какие задания решать, чтобы сдать базовую математику
Задание 1: обязательно делать
Проверяется ваше умение разделить случаи, когда требуется округлить величину в большую сторону, а когда — в меньшую.
Если вы ходите в магазин с наличными, то сталкиваетесь с подобными задачами каждый день. Разделим 100 рублей на стоимость одной упаковки йогурта. Не забывайте приводить все величины к одной размерности:
100 : 14,6 = 6, 849…
Так сколько баночек йогурта вам продадут? На 7 штук денег не хватает, значит, округлить полученную величину надо до целого в меньшую сторону. Математическое правило округление в этой задаче не поможет.
Ответ: 6.
Если одна пачка рассчитана на 6 рулонов, то на 63 рулона:
63 : 6 = 10,5.
Но полпачки вам не продаст. Включаем логику: возьмем меньше — не хватит еще половины пачки на три последних рулона. Значит, округлить надо в большую сторону, взять клей с небольшим запасом. Математическое правило округления снова игнорируем.
Ответ: 11.
Задание 2: обязательно делать
Это задача на здравый смысл. Нужно соотнести величины с их возможными значениями.
Вряд ли грузовой автомобиль может весить как 3 шоколадки (300 г), а взрослый человек — 8 т.
Давайте вместе подберем значения.
- Взрослый человек обычно весит от 50 до 100 кг — что из этого подходит? Конечно, 65 кг.
- Грузовой автомобиль достаточно большой и тяжелый, скорее всего, он весит несколько тонн. Нам подходит 8 т.
- Книга обычно не такая большая и весит до 1 кг. Из оставшегося подойдет 300 г.
- А пуговка совсем маленькая. Значит, берем самый легкий вес — 5 г.
Ответ:
Главное — внимательно перенести ответы в бланк: 3142.
Задание 3: обязательно делать
Задание на работу с графиком, диаграммой или таблицей. Вооружайтесь карандашом, читайте условие с предельной внимательностью и безжалостно отмечайте нужные по условию значения на изображении в КИМ. Вы и представить не можете, сколько выпускников теряет тут баллы по невнимательности.
Мы ярко отметили уровень, соответствующий Амуру, в итоге посчитать все более длинные реки стало проще простого. У вас на экзамене будет так же наглядно!
Ответ: 7.
Задание 4: обязательно делать
Задание проверяет навык работы с формулами. Алгоритм решения напоминает решение задачек на уроке по физике:
- Выписываем формулу из условия.
- Определяем, что нужно найти: единственную букву, значение которой не дано.
- Выражаем искомую величину.
- Подставляем значения из условия в формулу.
- Ищем неизвестное.
Самое трудное тут — правильно выразить искомую величину. Для этого повторяем порядок выполнения арифметических операций, свойства умножения, тренируемся перекидывать через равно множители и слагаемые.
И да, в базе эта задача проста настолько, что даже перекидывать ничего не придется. Нужная величина уже будет слева от равно.
Задание 5: обязательно делать
Простая задача на определение вероятности, которая поможет вам точно сдать базовую математику.
Решаем с помощью формулы:
Внимательно читайте вопрос: спрашивают вероятность купить исправную лампочку. Если из ста 3 неисправны, значит, остальные в порядке и подойдет любая из оставшихся 97. Это и есть наши благоприятные исходы из формулы.
97 : 100 = 0,97.
Ответ: 0,97.
Будьте внимательны: иногда в задаче есть указание к округлению. Значит, ответ у вас выйдет некрасивый, в виде бесконечной десятичной дроби, которую вы округлите до нужного разряда.
Еще один подвох: формулировка с предлогом «на». К примеру, «На 100 лампочек 3 неисправны. Найдите вероятность купить неисправную». Подходящие исходы тут даны явно: 3 неисправные лампочки. А вот число всех исходов спрятано, и найти его будет нужно сложением исправных и неисправных лампочек: 100 + 3 = 103.
Задание 6: обязательно делать
Задание проверяет навык чтения информации из таблицы и подбора подходящего по условию варианта.
Например, вы нашли вариант позвать первого, третьего и пятого переводчиков. Получите весь набор языков как раз за 12 тысяч. Но обратите внимание, что это решение далеко не единственное.
Ответ: 135.
Задание 7
Мы не выделяем это задание в обязательные, так как для его выполнения понадобится навык анализа поведения функции по графику. Но, как его решать, сейчас коротко расскажем.
Запомним: точка максимума будет на «горке», точка минимума — в «ямке». Функция убывает, если идет вниз слева направо. Возрастает, если идет вверх слева направо.
Если не повезет, то придется вспомнить азы теории по производной.
Здесь все дело в касательных. Нужно внимательно к ним присмотреться. Если касательная к графику возрастает, то значение производной будет положительное, если убывает — отрицательное. Производная будет тем больше по величине (модулю), чем быстрее возрастает или убывает касательная.
Ответ: 2143.
Задание 8: обязательно делать
Задача проверяет умение делать логичные выводы из утверждения. Иногда попадаются совсем простые задания, к таким даже дополнительно готовиться не надо.
Все, что от вас требуется, — схематично изобразить на черновике ясень, рябину и осину, указать известную разницу в высоте и внимательно сопоставить картинку с утверждениями.
Важно: не додумывайте дополнительные условия, не указанные в тексте задачи. Учитесь читать строго то, что написано.
Исходя из рисунка выше получаем, что верны только утверждения 1 и 4.
Ответ: 14.
А бывают случаи, когда с визуализацией задачки придется постараться.
Тут иллюстрация не так очевидна, но нам помогут круги Эйлера. Этот инструмент позволяет наглядно изобразить множество объектов. В данном случае — школьников. Давайте прикинем, как ребята могут распределиться по кружкам.
Например, так. Тут из 20 человек на кружки в итоге ходят 13. Причем 10 из них очень активны и выбрали сразу два предмета. Трое ограничились только историей.
Или вот так. Если ребята задались целью по максимуму не пересекаться на дополнительных занятиях, то… У них не получится, и как минимум трое запишутся сразу на оба факультатива.
Конечно, возможны еще промежуточные варианты, но мы нарисовали два крайних. Теперь попробуем ответить на вопросы.
- Смотрим на первую картинку. Даже если все ребята будут очень стараться посетить оба кружка, они ограничены условиями задачи и максимум на оба попадут 10 человек из 20. Нет.
- Тут надо рассмотреть другую крайность, которую мы изобразили на второй картинке. Как бы ребята ни старались не встречаться на кружках, хотя бы трое попадут на оба сразу. Да.
- Уж точно неверно. На обеих наших картинках есть ребята, которые ходят на историю, но не ходят на математику. Нет.
- Смотрим на первую картинку. Оба кружка могут посещать максимум 10 человек.
Ответ: 24.
Так что для решения иногда мало логики — понадобится еще немного воображения. Потренируйтесь, и ваши шансы получить балл увеличатся.
Задание 14: обязательно делать
Задание проверяет базовые навыки счета, которым учат в 5–6-м классах. Чтобы получить балл и сдать базовую математику, надо:
- уметь выполнять арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями;
- правильно расставлять порядок действий;
- быть предельно внимательными.
Уделите пару вечеров отработке алгоритмов сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных и десятичных дробей, и это задание у вас в кармане.
Задание 15
Составители экзамена проверяют ваш навык работы с процентами и единицами отношения. Такие задачи бывают четырех типов.
Тип 1. Найти часть от числа
Часть может быть выражена в процентах или сразу в виде дроби. Например, придется искать треть от чего-то.
Рассмотрим на примере реальной задачи из экзамена:
Прочувствуйте специфику задачи: нам известно целое — вся зарплата до вычета налога. А работать мы будем с кусочком — 13 процентами. Сколько это в рублях, нам еще предстоит узнать.
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно сделать три шага:
1. Перевести процент в десятичную дробь.
Для этого всегда надо количество процентов поделить на 100.
13 : 100 = 0,13.
2. Найти, сколько это от зарплаты в рублях.
Запоминаем главное правило для этого типа задач: чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь.
12 500 ∙ 0,13 = 1 625 (руб.) — налог, который удержат с зарплаты Ивана Кузьмича.
3. Ответить на вопрос задачи.
У нас просили зарплату после вычета налога, а не сам налог.
12 500 – 1625 = 10 875 (руб.).
Ответ: 10 875.
Будьте внимательны: многие совершают ошибку именно на последнем шаге!
Тип 2. Найти число по его части
Прочувствуйте разницу с прошлой задачей: тут 124 — и есть 25%, то есть одна и та же величина выражена в процентах и в абсолютных величинах, в данном случае — в учениках. Просят узнать целое — 100%.
1. Переводим процент в десятичную дробь:
25 : 100 = 0,25.
2. Находим, сколько учеников всего.
Правило для этого типа задач: чтобы найти целое, надо часть разделить на дробь.
124 : 0,25 = 496 (уч.) — всего.
Ответ: 496.
Тип 3. Найти, сколько процентов часть составляет от целого
Особенность подобных заданий: не дано процентов, есть только абсолютные величины. В данном случае — стоимость футболки в рублях.
1. Находим, какую долю новая цена составляет от первоначальной.
Запоминаем правило: чтобы найти, какую долю часть составляет от целого, надо часть разделить на целое.
680 : 800 = 0,85.
2. Переводим долю в процент.
В прошлых задачах мы уже дважды выполнили обратное действие. В этот раз сделаем наоборот: умножим полученную дробь на 100.
0,85 ∙ 100 = 85% — столько процентов новая цена составляет от старой.
3. Отвечаем на вопрос задачи.
Нас спросили, на сколько процентов цена снизилась, что стала 85% от первоначальной. Конечно, изначально она была 100%. Итого:
100 – 85 = 15%.
Ответ: 15%.
Тип 4. Задачи на соотношение
Если перефразировать условие, то за первого кандидата проголосовали 3 части избирателей, а за второго — 2 части. Особенность этих частей в том, что они одинаковые по величине.
Если одна будет состоять из 10 человек, то за первого кандидата будет 30, а за второго — 20.
1. Считаем общее количество частей:
3 + 2 = 5.
2. Узнаем, сколько голосов составляет одна такая часть.
Тут речь о процентах проголосовавших. Сколько всего проголосовало? Конечно, 100%! Значит, каждая из пяти частей «весит»
100 : 5 = 20%.
3. Отвечаем на вопрос задачи.
За проигравшего проголосовало меньше частей избирателей. В нашем случае 2.
20 ∙ 2 = 40%.
Ответ: 40%.
Решение этих задач удобнее всего оформить табличкой:
1 часть = 100% : 5 = 20%.
Если рассчитываете решать текстовую задачу, включите здравый смысл. Ответ всегда можно проверить на адекватность благодаря обычной логике.
Задание 16: обязательно делать
Задание на решение выражения. На самом деле оно проверяет знание теории, так как в этом задании вам могут встретиться:
- выражения со степенями,
- иррациональные выражения,
- логарифмические выражения,
- тригонометрические выражения.
Ваша задача, соответственно, — знать:
- свойства степеней
- свойства корней
- свойства логарифмов
- формулы тригонометрии
Вы можете подробно ознакомиться с ними и научиться выводить в этой статье.
Обратите внимание: нужная теория будет в справочных материалах на экзамене, но это не поможет, если вы не научитесь применять ее для решения заданий. Практика обязательна!
Задание 17: обязательно делать
В номере с уравнениями вам не встретятся тригонометрические. Зато вы точно увидите там:
- линейные уравнения
Раскрываем скобки, если они есть, слагаемые с х переносим в одну сторону от равно, без х — в другую. Приводим подобные и решаем простейшее уравнение.
- квадратные уравнения
Бывают полные и неполные, всего надо повторить три алгоритма решения! А формула дискриминанта еще и в справочных материалах есть.
- иррациональные уравнения
Это те, что с корнем. Чтобы избавиться от корня, возводим обе части уравнения в квадрат и решаем получившееся уравнение. Есть нюансы с областью допустимых значений: подставьте полученные корни в исходное уравнение и проверьте, выполняется ли равенство. Если нет, то подставленное значение решением не будет.
- показательные уравнения
Ваша задача — с помощью формул свойств степеней привести уравнение к виду, когда слева и справа от равно в основании степени будет одно и то же число. После приравниваем показатели и решаем. Вот так:
Ответ: 7.
- логарифмические уравнения
С помощью формул свойств логарифмов приводим уравнение к виду, когда слева и справа от равно будет логарифм с одинаковым основанием. После приравниваем выражения под логарифмом и решаем.
Ответ: 67.
Прелесть уравнений в том, что ответ всегда можно проверить подстановкой вместо x в уравнение. Не забывайте проверять, ведь это возможность убедиться на 100%, что вы не упустите заветный балл.
Задание 19
Если хотите сдать базовую математику и решить номер 19, надо ознакомиться со свойствами целых чисел и признаками делимости. Иногда решение можно найти даже подбором! Попробуйте — времени на базовом ЕГЭ вам точно хватит.
Для начала нужно запомнить все признаки делимости.
А теперь посмотрим на типичное задание 19.
Тут помогут признаки делимости. Отдельного признака для 12 нет, потому нам надо разложить его на множители, признаки делимости для которых есть.
- На 3: сумма всех цифр делится на 3.
- На 4: число, образованное последними двумя цифрами, делится на 4.
Начнем с признака для 4. Пока что наше число заканчивается на 13 и на 4 не делится. Попробуем вычеркнуть последнюю цифру, и число будет заканчиваться на 61. Тоже не подходит. Вычеркнем еще одну: теперь на конце 76… Вот оно! От изначального числа осталось 751576, две цифры уже вычеркнули, осталось убрать одну.
Теперь проверим признак для 3: 7 + 5 + 1 + 5 + 7 + 6 = 31. Какое ближайшее число разделится на 3? Конечно, 30. Если мы вычеркнем единичку, все сойдется.
Ответ: 75576.
Другой вариант задания:
А задание такого типа можно попытаться подобрать, расположений не слишком много. Мы все же постараемся порассуждать, чтобы уменьшить количество возможных вариантов.
Чтобы число делилось на 10, оно должно заканчиваться на 0. Например, это получится, если сложить 7 + □7 + □□6. Уже немного легче. Остальное просто подберем. Под условие задачи подойдет 7 + 27 + 356 = 390.
Ответ: 390.
Какие задания мы не разобрали и почему
Теперь вы знаете, как сдать базовую математику, решив всего семь заданий. Но некоторые номера базового ЕГЭ включают слишком большое разнообразие прототипов, и методы их решения не ограничиваются парой простых алгоритмов.
Например, в эту группу относятся все задания по геометрии: с 9 по 13. Чтобы решать геометрию, мало знать основные фигуры и формулы. Необходим навык, который вырабатывается только практикой. Однако у нас есть статья про окружность — в ней вы найдете много полезной информации.
Задание 18 обычно, хотя и не всегда, содержит неравенство.
Это объемный блок теории, которую тоже необходимо подкреплять практикой. Но, может, вам повезет и попадется задачка на расположение значений на числовой прямой.
Тут достаточно примерно прикинуть значения и аккуратно внести ответы в бланк. Ясно, что 7/3 больше 2, но меньше 3. Корень из 26 равен 5 с копейками, а степень –1 из 3/5 сделает 5/3, или чуть больше 1,5. Подобные задания надо пытаться делать обязательно!
Задание 20. С этим заданием ученики знакомы еще с 9-го класса, так как оно было под номером 21 на ОГЭ. Это текстовая задача:
- на производительность,
- движение (по прямой, воде, окружности),
- сплавы и смеси,
- проценты (пиджаки, рубашки, брюки; бюджет семьи; акции, которые растут и падают),
- прогрессии.
В задании 21 на ОГЭ не было прогрессий, но они были в первой части на ОГЭ, так что ничего нового.
Задание 21. Здесь попадаются разные типы неочевидных задач на логику — чем-то они даже похожи на олимпиадные. Решение каждой нужно рассматривать отдельно и подробно. Если хотите прочитать о том, какие задачи бывают в 21-м номере, пишите в комментариях, и Maximum поделится своими методами решения!
Не знаете, какой вуз выбрать? Воспользуйтесь бесплатной консультацией в нашем центре. Что это такое? Все просто: вы расскажете о себе и о своих интересах. А специалист посоветует, на какие специальности обратить внимание, в какой вуз поступать, какие ЕГЭ сдавать. Так вы сэкономите время на подготовку и сможете выбрать образование, которое точно окажется для вас интересным и полезным!
Профильный ЕГЭ по математике сдают не все. Это вариант для тех, кто намерен поступить в технический Вуз или освоить профессию, связанную с экономикой или математикой. Чтобы сдать данный экзамен, вам нужно будет показать глубокие знания предмета.
Основные требования
Во время сдачи базового госэкзамена вам понадобятся познания, которые были получены из школьного курса алгебры и геометрии. Вы должны уметь решать разнообразные неравенства и уравнения, а также знать терминологию и алгоритмы решения разных задач. А вот чтобы выполнить тесты высокой сложности, вы должны знать:
- планиметрию;
- стереометрию;
- прогрессию.
Помимо этого от учащегося потребуется знание финансовой математики и умение работать с параметрическими системами, уравнениями, неравенствами, процентами.
Во время подготовки вам придется повторить теорию. При этом вы должны совмещать ее с практикой, чтобы уметь применять все выученные правила, теоремы, аксиомы.
Принципы подготовительного процесса
С самого начала года необходимо готовиться к ЕГЭ. Благодаря этому можно качественно усвоить весь необходимый материал.
Желательно повторять вслух все прочитанное, чтобы запомнить правила.
Некоторые аксиомы и теоремы нужно будет просто выучить. А после этого применять их при работе с тренировочными упражнениями.
Если вы готовитесь вместе с одноклассниками, контролируйте друг друга. Так материал быстрее усвоится.
Анализируйте ошибки во время решения задач. Благодаря этому вы значительно продвинетесь в подготовке.
Не забывайте про решение практических заданий. Во время сдачи тестирования этот навык вам очень пригодится.
В данном разделе мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по математике как базового, профильного уровня — у нас представлены разборы задач, тесты, описание экзамена и полезные рекомендации. Пользуясь нашим ресурсом, вы как минимум разберетесь в решении задач и сможете успешно сдать ЕГЭ по математике в 2020 году. Начинаем!
ЕГЭ по математике является обязательным экзаменом любого школьника в 11 классе, поэтому информация, представленная в данном разделе актуальна для всех. Экзамен по математике делится на два вида — базовый и профильный. В данном разделе я приведен разбор каждого вида заданий с подробным объяснением для двух вариантов. Задания ЕГЭ строго тематические, поэтому для каждого номера можно дать точные рекомендации и привести теорию, необходимую именно для решения данного вида задания. Ниже вы найдете ссылки на задания, перейдя по которым можно изучить теорию и разобрать примеры. Примеры постоянно пополняются и актуализируются.
Структура базового уровня ЕГЭ по математике
Экзаменационная работа по математике базового уровня состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число, конечная десятичная дробь, или последовательность цифр.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Разбор заданий ЕГЭ по математике (база)
Математика — теория ЕГЭ
-
23.02.2020Критерии оценивания ЕГЭ по математике 2020
(37509)
-
07.01.2020Теория вероятностней ЕГЭ по математике
(39456)
-
11.03.2019Критерии оценивания ЕГЭ 2019 по математике (профиль)
(59996)
-
08.10.2018Задание 1 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(166675)
-
08.10.2018Задание 2 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(51378)
-
08.10.2018Задание 3 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(176345)
-
08.10.2018Задание 4 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(94148)
-
08.10.2018Задание 5 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(95488)
-
08.10.2018Задание 6 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(163109)
-
08.10.2018Задание 7 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(102802)
-
08.10.2018Задание 8 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(136733)
-
08.10.2018Задание 9 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(98520)
-
08.10.2018Задание 10 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(55221)
-
08.10.2018Задание 11 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(83084)
-
08.10.2018Задание 12 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(118442)
-
08.10.2018Задание 13 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(98220)
-
08.10.2018Задание 14 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(70814)
-
08.10.2018Задание 15 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(68314)
-
08.10.2018Задание 16 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(58595)
-
08.10.2018Задание 17 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(119893)
-
08.10.2018Задание 18 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(66312)
-
08.10.2018Задание 19 ЕГЭ 2021 по математике, теория
(65682)
-
12.08.2018Популярные ошибки в ЕГЭ по математике
(22794)
-
20.03.2018Критерии оценивания ЕГЭ 2019 по математике
(124281)
-
19.01.2018Задания ЕГЭ по стереометрии: как научиться решать
(20753)
-
22.12.2017Векторы, подготовка к ЕГЭ по математике
(7920)
-
22.12.2017Координаты, подготовка к ЕГЭ по математике
(5217)
-
22.12.2017Комбинации, подготовка к ЕГЭ по математике
(5640)
-
22.12.2017Площади, подготовка к ЕГЭ по математике
(10406)
-
22.12.2017Углы, подготовка к ЕГЭ по математике
(6786)
-
22.12.2017Шар и сфера, подготовка к ЕГЭ по математике
(7788)
-
22.12.2017Конус, подготовка к ЕГЭ по математике
(6865)
-
22.12.2017Цилиндр, подготовка к ЕГЭ по математике
(6974)
-
22.12.2017Правильные многогранники, подготовка к ЕГЭ по математике
(4579)
-
22.12.2017Пирамида, подготовка к ЕГЭ по математике
(7478)
-
22.12.2017Параллелепипед, подготовка к ЕГЭ по математике
(4485)
-
22.12.2017Призма, подготовка к ЕГЭ по математике
(5997)
-
22.12.2017Многоугольник, подготовка к ЕГЭ по математике
(6145)
-
22.12.2017Окружность и круг, подготовка к ЕГЭ по математике
(8736)
-
22.12.2017Трапеция, подготовка к ЕГЭ по математике
(6490)
-
22.12.2017Параллелограмм, прямоугольник, подготовка к ЕГЭ по математике
(4497)
-
22.12.2017Треугольник, подготовка к ЕГЭ по математике
(9985)
-
10.12.2017Методы решения задач по геометрии ЕГЭ по математике
(13253)
-
03.10.2017Формулы объема
(7435)
-
03.10.2017Скрещивающиеся прямые
(4017)
-
03.10.2017Аксиомы стереометрии
(5433)
-
03.10.2017Справочные материалы к ЕГЭ по математике (профиль)
(181917)
-
06.09.2017Основные свойства трапеции
(4797)
-
06.09.2017Окружность, вписанная в треугольник
(4033)
-
06.09.2017Окружность и четырехугольник
(3648)
-
06.09.2017Окружность и треугольник
(3401)
-
18.08.2017Решение задач со сложными процентами ЕГЭ по математике
(8445)
-
14.06.2017Критерии оценивания реального ЕГЭ 2017 по математике
(31003)
-
15.05.2017Как решать задачи на работу
(5918)
-
15.05.2017Как решать задачи на числовые зависимости
(4569)
-
15.05.2017Как решать задачи на прогрессии
(4897)
-
15.05.2017Как решать задачи на проценты
(7238)
-
15.05.2017Как решать задачи на движение с дополнительной скоростью
(3880)
-
15.05.2017Как решать задачи на движение по прямой
(5839)
-
15.05.2017Как решать задачи на движение по окружности
(7957)
-
29.04.2017Неравенства с модулем: как решать
(16180)
-
29.04.2017Неравенства с параметром: как решать
(5822)
-
29.04.2017Иррациональные неравенства: как решать
(8350)
-
29.04.2017Тригонометрические неравенства: как решать
(11300)
-
29.04.2017Логарифмические неравенства: как решать
(9735)
-
29.04.2017Показательные неравенства: как решать
(6211)
-
28.03.2017Методы решения уравнений, содержащих модуль
(4803)
-
28.03.2017Методы решения тригонометрических уравнений
(6397)
-
28.03.2017Методы решения уравнений высших степеней
(4730)
-
28.03.2017Методы решения показательных уравнений
(4395)
-
28.03.2017Методы решения показательно-степенных уравнений
(3658)
-
28.03.2017Методы решения неравенств, содержащих модуль
(3733)
-
28.03.2017Методы решения логарифмических неравенств
(4402)
-
28.03.2017Методы решения иррациональных уравнений
(3993)
-
28.03.2017Методы решения иррациональных неравенств
(3435)
-
20.03.2017Разбор экономических задач по математике
(26459)
-
20.03.2017Разбор задач на работу по математике
(3494)
-
20.03.2017Алгоритм решения задач на растворы по математике
(5510)
-
20.03.2017Разбор задач на движение по математике
(3495)
-
21.02.2017Разбор ключевых задач по стереометрии из ЕГЭ по математике
(5238)
-
21.02.2017Теория к заданию 14 ЕГЭ по математике (профильный уровень)
(25988)
-
03.02.2017Методика решения задач с параметрами
(10993)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Задачи на составление уравнений»
(3761)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Средние пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике, окружности»
(3475)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Призма»
(4189)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Логарифмы». Часть 2
(4693)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Логарифмические уравнения»
(4348)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Функции и их графики»
(5496)
-
22.12.2016Теория по математике на тему «Декартовы координаты»
(2993)
-
10.11.2016Теория по математике на тему «Формулы стереометрии»
(9522)
-
10.11.2016Теория по математике на тему «Формулы двойного и тройного угла в тригонометрии»
(3231)
-
10.11.2016Теория по математике на тему «Конус, цилиндр, пирамида»
(4378)
-
24.09.2016Теория по математике на тему «Степенные и иррациональные функции»
(3473)
-
24.09.2016Теория по математике на тему «Производная»
(8821)
-
24.09.2016Теория по математике на тему «Параметры»
(10685)
-
24.09.2016Теория по математике на тему «Графики функций»
(8646)
-
24.09.2016Теория по математике на тему «Формулы сокращенного умножения»
(3455)
-
15.09.2016Теория по математике на тему «Окружность»
(6583)
-
15.09.2016Теория по математике на тему «МЗМ для логарифмических неравенств»
(5959)
-
15.09.2016Теория по математике на тему «Задачи на работу»
(3932)
Формулы для профильного ЕГЭ-2022 по математике
Формулы сокращённого умножения
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Вероятность
Свойства степеней
Свойства логарифмов
Тригонометрия
Производные
Первообразные
Геометрия
Формулы сокращённого умножения
`(a + b)^2=a^2 + 2ab + b^2` | |
`(a − b)^2=a^2 − 2ab + b^2` | |
`a^2 − b^2=(a + b)(a − b)` | |
`a^3 + b^3=(a + b)(a^2 − ab + b^2)` | |
`a^3 − b^3=(a − b)(a^2 + ab + b^2)` | |
`(a + b)^3=a^3 + 3a^2b + 3ab^2 + b^3` | |
`(a − b)^3=a^3 − 3a^2b + 3ab^2 − b^3` |
Прогрессии
Арифметическая прогрессия:
`a_n=a_(n-1)+d` |
`a_n=a_1+(n-1)*d` |
`S_n=((a_1+a_n)*n)/2` |
Геометрическая прогрессия:
`b_n=b_(n-1)*q` |
`b_n=b_1*q^(n-1)` |
`S_n=((q^n-1)*b_1)/(q-1)` |
Бесконечно убывающая: `S=b_1/(1-q)` |
Вероятность
Вероятность события A: | `P(A)=m/n` | |
События происходят A и B происходят одновременно | `A*B` | |
Независимые события: | `P(A*B)=P(A)*P(B)` | |
Зависимые события: | `P(A*B)=P(A)*P(B|A)` | |
Происходит или событие A, или B | `A+B` | |
Несовместные события: | `P(A+B)=P(A)+P(B)` | |
Совместные события: | `P(A+B)=P(A)+P(B)-P(A*B)` |
Свойства степеней
`a^0=1` | `a^1=a` |
`a^(-1)=1/a` | `a^(-n)=1/a^n` |
`a^(1/2)=sqrt(a)` | `a^(1/n)=root(n)(a)` |
`a^m*a^n=a^(m+n)` | `a^m/a^n=a^(m-n)` |
`(a*b)^n=a^n*b^n` | `(a/b)^n=a^n/b^n` |
`(a^m)^n=a^(m*n)` | `a^(m/n)=root(n)(a^m)` |
Свойства логарифмов
`log_ab=c``a^c=b` | |
`log_a1=0` | |
`log_aa=1` | |
`log_a(b*c)=log_ab+log_ac` | |
`log_a(b/c)=log_ab-log_ac` | |
`log_ab^n=n*log_ab` | |
`log_(a^m)b=1/m*log_ab` | |
`log_ab=1/(log_ba)` | |
`log_ab=(log_cb)/(log_ca)` | |
`a^(log_cb)=b^(log_ca)` | |
`a^(log_ab)=b` |
Тригонометрия
`alpha` | `0` | `pi/6` | `pi/4` | `pi/3` | `pi/2` | `pi` | `(3pi)/2` | `2pi` |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
`0^circ` | `30^circ` | `45^circ` | `60^circ` | `90^circ` | `180^circ` | `270^circ` | `360^circ` | |
`sinalpha` | `0` | `1/2` | `sqrt(2)/2` | `sqrt(3)/2` | `1` | `0` | `-1` | `0` |
`cosalpha` | `1` | `sqrt(3)/2` | `sqrt(2)/2` | `1/2` | `0` | `-1` | `0` | `1` |
`text(tg)alpha` | `0` | `sqrt(3)/3` | `1` | `sqrt(3)` | `infty` | `0` | `infty` | `0` |
`text(ctg)alpha` | `infty` | `sqrt(3)` | `1` | `sqrt(3)/3` | `0` | `infty` | `0` | `infty` |
Основные соотношения
`sin^2alpha+cos^2alpha=1` | |
`text(tg)alpha=sinalpha/cosalpha=1/(text(ctg)alpha)` |
Формулы двойного угла
`cos2alpha={(cos^2alpha-sin^2alpha),(1-2sin^2alpha),(2cos^2alpha-1):}` | |
`sin2alpha=2sinalphacosalpha` | |
`text(tg)2alpha=(2text(tg)alpha)/(1-text(tg)^2alpha)` |
Формулы суммы и разности аргументов
`sin(alpha+-beta)=sinalphacosbeta+-cosalphasinbeta` |
`cos(alpha+-beta)=cosalphacosbeta∓sinalphasinbeta` |
`text(tg)(alpha+-beta)=(text(tg)alpha+-text(tg)beta)/(1∓text(tg)alpha*text(tg)beta)` |
Преобразование суммы и разности в произведение
`sinalpha+-sinbeta=2sin((alpha+-beta)/2)cos((alpha∓beta)/2)` |
`cosalpha+cosbeta=2cos((alpha+beta)/2)cos((alpha-beta)/2)` |
`cosalpha-cosbeta=-2sin((alpha+beta)/2)sin((alpha-beta)/2)` |
Формулы половинного аргумента
`sin(alpha/2)=+-sqrt((1-cosalpha)/2)` | |
`cos(alpha/2)=+-sqrt((1+cosalpha)/2)` | |
`text(tg)(alpha/2)=+-sqrt((1-cosalpha)/(1+cosalpha))=(1-cosalpha)/sinalpha=sinalpha/(1+cosalpha)` |
Обратные тригонометрические функции
`sinx=A` | `x=(-1)^k*arcsinA + pik` или `{(x=arcsinA + 2pik),(x=pi-arcsinA+2pik):}` |
`kinZZ` |
`cosx=A` | `x=±arccosA + 2pik` | `kinZZ` |
`tg x=A` | `x=text(arctg) A + pik` | `kinZZ` |
`ctg x=A` | `x=text(arcctg) A + pik` | `kinZZ` |
Также некоторые тригонометрические соотношения смотрите в разделе Геометрия.
Производные
Основные правила дифференцирования
`(u+-v)’=u’+-v’` | |
`(u*v)’=u’*v+u*v’` | |
`(u/v)^’=(u’*v-u*v’)/v^2` | |
`[f(g(x))]’=f'(g(x))*g'(x)` |
Уравнение касательной
`y=f(x_0)+f'(x_0)*(x-x_0)` |
Производные элементарных функций
`C’=0` | `(C*x)’=C` | |
`(x^m)’=mx^(m-1)` | `(sqrtx)’=1/(2sqrtx)` | |
`(1/x)^’=-1/x^2` | ||
`(e^x)’=e^x` | `(lnx)’=1/x` | |
`(a^x)’=a^x*lna` | `(log_ax)’=1/(xlna)` | |
`(sinx)’=cosx` | `(cosx)’=-sinx` | |
`(text(tg)x)’=1/cos^2x` | `(text(ctg)x)’=-1/sin^2x` | |
`(arcsinx)’=1/sqrt(1-x^2)` | `(arccosx)’=-1/sqrt(1-x^2)` | |
`(text(arctg))=1/(1+x^2)’` | `(text(arcctg))’=-1/(1+x^2)` |
Также некоторые сведения про производные смотрите в описании задач
№14 (база), №7 (профиль), №12 (профиль).
Первообразные
Первообразная: | `F'(x)=f(x)` | |||
Неопределённый интеграл: | `intf(x)dx=F(x)+C` | |||
Определённый интеграл (формула Ньютона-Лейбница): | `int_a^bf(x)dx=F(b)-F(a)` |
Таблица первообразных
`f(x)` | `F(x)` | `f(x)` | `F(x)` | |
---|---|---|---|---|
`a` | `ax` | |||
`x^n` | `x^(n+1)/(n+1)` | `1/x` | `lnx` | |
`e^x` | `e^x` | `a^x` | `a^x/lna` | |
`sinx` | `-cosx` | `cosx` | `sinx` | |
`1/cos^2x` | `text(tg)x` | `1/sin^2x` | `-text(ctg)x` | |
`1/(x^2+a^2)` | `1/atext(arctg)x/a` | `1/(x^2-a^2)` | `1/(2a)ln|(x-a)/(x+a)|` | |
`1/sqrt(a^2-x^2)` | `text(arcsin)x/a` | `1/sqrt(x^2+a)` | `ln|x+sqrt(x^2+a)|` |
Геометрия
Планиметрия (2D)
Площади фигур:
Окружность: | `S=pir^2` | |
Треугольник: | `S=1/2ah` | |
Параллелограмм: | `S=ah` | |
Четырёхугольник: | `S=1/2d_1d_2sinvarphi` | |
Трапеция: | `S=(a+b)/2*h` |
Стереометрия (3D)
Призма: | `V=S_(осн)h` | |
Пирамида: | `V=1/3S_(осн)h` | |
Конус: | `V=1/3S_(осн)h` | |
`S_(бок)=pirl` | ||
Цилиндр: | `V=pir^2h` | |
`S_(бок)=2pirh` | ||
Шар: | `V=4/3pir^3` | |
`S=4pir^2` |
Полный сборник красиво оформленных школьных формул по алгебре и геометрии.
В пособии содержатся все разделы школьной математики, все формулы и даны подробные описания к каждому из них.
Смотреть в PDF: Скачайте pdf файл.
Можете записаться на занятия к репетитору математики, если что-то не понятно.
По разделам:
Степени и корни:
Сокращенное умножение
:
Квадратный трехчлен: квадратное уравнение, формулы Виета, разложение на множители:
Логарифмы:
Формулы тригонометрии, тождества:
Тригонометрические уравнения:
Значения тригонометрических функций:
Формулы приведения:
Сумма и разность углов:
Формулы двойного и тройного аргумента:
Формулы половинного аргумента:
Сумма и разность тригонометрических функций:
Произведение тригонометрических функций:
Производная: признаки возрастания, убывания, минимума функции:
Дифференциальное исчисление:
Геометрия: формулы площадей. Прямоугольники, окружности, трапеции:
Стереометрия: объёмы, площади поверхностей:
Обратиться к репетитору по математике.
DOC-шпаргалка — подборка всех основных формул по разделам, которые нужны при решении заданий ЕГЭ по математике базового или профильного уровня…
Скачать шпаргалку
Скриншот:
Рейтинг: 3.6 из 5.0
Проголосовало: 17
Комментарии
Всего комментариев: 0
Этапы закрепощения крестьян в России
Крепостное право на Руси появилось позже, чем во многих средневековых европейских королевствах. Это было связано с объективными причинами – низкая плотность населения, зависимость от ордынского ига.
Задания 12-18 досрочного ЕГЭ по математике
3 примера по каждому заданию. Досрочный ЕГЭ по математике прошёл 28 марта.
ОГЭ по математике. Тренировочный вариант СтатГрад
Видеоуроки ОГЭ | Вчера, 21:46
Решение тестовой части (№1-19) тренировочной работы по математике от 18 апреля 2022 года.
Удержать в голове абсолютно все изученные в курсе алгебры и геометрии формулы к моменту сдачи ЕГЭ по математике практически невозможно. Поэтому, чтобы подойти к экзамену во всеоружии, стоит «вычислить» и запомнить те из них, которые могут понадобиться для решения типовых заданий КИМов.
Формулы по базовой математике для ЕГЭ
Разработчики КИМ считают, что для решения задач математики ЕГЭ базового уровня достаточно знания формул, представленных в справочных материалах – они выдаются на экзамене в индивидуальном комплекте вместе с КИМ. В «официальную шпаргалку», которой можно пользоваться во время проведения ЕГЭ, входят:
- таблица квадратных чисел от 0 до 99;
- свойства арифметического квадратного корня;
- формулы сокращенного умножения;
- корни квадратного уравнения;
- свойства степени и логарифма;
- теорема Пифагора;
- формула расчета длины окружности и площади круга;
- расчет средней линии треугольника и трапеции;
- радиус вписанной и описанной окружности правильного треугольника;
- формулы расчета площади планиметрических фигур;
- вычисление поверхностей и объемов тел;
- основные тригонометрические функции и тождества;
- график линейной функции;
- геометрический смысл производной.
Понять, нужны ли еще какие-то формулы для ЕГЭ по математике, поможет решение тренировочных тестов, например, содержащихся в открытом банке заданий на сайте ФИПИ. Для подстраховки можно изучить КЭС (кодификатор элементов содержания), актуальный в текущем учебном году. В нем перечислены все темы, которые выносятся на экзамен.
Основные формулы для профильного ЕГЭ
Выпускники, планирующие сдавать профиль, ставятся в более жесткие условия, чем те, кто выбрал базовый уровень. Учитывая то, что они видят перспективу своего дальнейшего обучения по направлениям, тесно или напрямую связанным с математикой, к их знаниям предъявляются повышенные требования. В частности, на официальные справочные материалы особенно рассчитывать не приходится. Все, что в них есть, это 5 тригонометрических тождеств.
Естественно, чтобы сдать профильную математику, для ЕГЭ потребуется запомнить намного больше формул. Выяснить, на какие темы нужно обратить внимание, можно по тому же алгоритму, что и для базы (из КЭС или, решая тренировочные задания).
Основываясь на данных, опубликованных на сайте ФИПИ, с большой долей вероятности потребуется знание следующих формул для сдачи ЕГЭ по профильной математике:
- правила сокращенного умножения;
- арифметическая и геометрическая прогрессии;
- основы вероятностной теории;
- свойства степеней и логарифмов;
- азы тригонометрии (формулы двойного угла, суммы и разности аргументов; алгоритм преобразования разности и суммы в произведение; обратные функции);
- производная (правила дифференцирования, элементарнее функции и уравнение касательной);
- первообразная;
- двухмерная планиметрия;
- правила нахождения площадей геометрических фигур;
- трехмерная стереометрия.
Опытные учителя и репетиторы собрали все формулы по математике, которые приходилось использовать на ЕГЭ в последние три года:
- ЕГЭ по математике – формулы для алгебры и начал анализа
- Формулы ЕГЭ – математика, раздел геометрия
Материалы для скачивания – в формате pdf.
Выученные назубок формулы к ЕГЭ по математике – это только часть пути к успешной сдаче, надо еще научиться правильно применять их. Хорошую практику даст решение сложных задач.
Математика
+27
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по математике
Русский язык
+30
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Обществознание
+25
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Физика
+31
балл
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по физике
Английский язык
+24
балла
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по английскому языку
Биология
+29
баллов
к ЕГЭ
Курсы подготовки к ЕГЭ по биологии