Видеоуроки: Язык художественного произведения
Лекция: Язык художественного произведения
Риторический вопрос, восклицание, афоризм
Риторический вопрос. Часто для усиления эмоциональной стороны речи, текста автор задается вопросом, на который не ожидает ответа (либо вопрос задан не конкретному собеседнику, либо ответить на заданный вопрос невозможно в принципе).
Риторический вопрос всегда усиливает эмоциональный «ответ» читателя (слушателя). Самый, пожалуй, известный риторический вопрос в русской литературе – слова Н.В. Гоголя: «Русь! куда же несешься ты?»
Восклицание – особая фигура стилистики речи, служащая для усиления эмоциональной стороны речи.
Восклицание может носить в одних случаях риторический характер, в других – иметь признаки гиперболизации (изречение Н.В. Гоголя о птице, не сумеющей долететь до середины Днепра – явная гипербола).
Афоризмом называется лаконичное, емкое по содержанию, краткое выражение какой-либо мысли.
Часто в литературный афоризм превращаются несколько поэтических строк, («Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок») либо прозаическое изречение («Любите книгу – источник знаний».
Инверсия, повторение, анафора
Литераторы постоянно ищут возможность усилить впечатление читателя, слушателя от своего творения. В ход идут различные стилистические, грамматические приемы, направленные на придание слову, тексту дополнительной выразительности. Одним из таких особых приемов является
инверсия – перестановка слов в предложении, сознательное нарушение общепринятых правил грамматики.
Таким способом создается причудливый, необычный слог произведения, придающий тексту характерное своеобразие.
Среди остальных изобразительных средств повторение является наиболее знакомым – слова чаще всего повторяются в песнях, в стихотворных строчках.
Таким приемом автор старается усилить эмоциональное окрашивание текста, привлечь к повторению повышенное внимание.
Анафора создает повторение в тексте, строки одинаково начинаются.
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
Повторяющееся первое слово в строке – анафора.
Кроме того, в поэтическом произведении могут повторяться группы слов, или несколько строф.
Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении
Изобразительными средствами языка произведения художественной литературы определяют сравнение, эпитет, метафору, метонимию, гиперболу и другие средства выразительности.
Сравнение проясняет какое — либо явление/понятие путем сопоставления (сравнения) с другим предметом/явлением.
Эпитет – образное определение, имеющее переносный смысл.
Эпитетами автор подчеркивает свойства, признаки какого-либо предмета, придает им дополнительную эмоциональную окраску. Наиболее часто для эпитета используются метафоры.
Метафора. Слово не всегда употребляется в своем прямом значении, оно может иметь также переносный смысл, как бы «взять взаймы» у другого слова или понятия его значение.
Иначе говоря, свойства одного объекта переходят на другой объект. Например, в выражении «золотая осень» желтая осенняя листва названа золотой не потому, что она растет на настоящем золотом дереве, а по сходству с золотом – металлом желтого цвета. При этом в тексте поясняющие слова (как будто, наподобие, напоминающие) отсутствуют, но всегда подразумеваются.
Метафора всегда повышает выразительность речи, усиливает эмоциональную сторону произведения. В основном выражается существительным или глаголом, реже – остальными частями речи.
-
олицетворение
-
метонимия
-
синекдоха
Стремясь придать произведению яркую образность, автор пользуется переносом по смежности понятий – метонимией.
Существует несколько приемов подобного переноса:
-
Внешнее выражение и внутреннее состояние уподобляются
-
Действие уподобляется своему орудию
-
Предмет уподобляется своему хозяину
-
Уподобление вместившего с вмещающемся в него
Гипербола – одно из самых часто употребляемых художественных средств значительного преувеличения свойств предметов, размеров явлений, силы чувств.
Гипербола может идеализировать предмет или явление, на которое направлено, но также иметь уничтожающую направленность.
Аллегория используется для усиления выразительности поэтической речи, изображает абстрактное понятие при помощи конкретного образа.
Аллегория включает смысловой элемент (явление или понятие, изображаемое автором, которое при этом не называется), а также образно – предметный (конкретный предмет, представляющий данное явление, понятие).
Оксюморон, или оксиморон – стилистическая фигура, помогающая создать яркое образное выражение, понятие при помощи противоположных по значению слов, сочетая несочетаемое.
Например, «живой труп», «мертвые души», «старый новый год».
Звукозапись: аллитерация, ассонанс
Звукопись призвана усилить текст звуковыми изобразительными средствами, соответствующими изображаемому действию, общему настроению, состоянию.
С этой задачей блестяще справляются ассонанс, звуковые повторы, аллитерация.
Аллитерацию чаще всего используют поэты, так как прием заключается в повторении согласных звуков, создающих оригинальную звукопись при описании картин природы, шумовое оформления текста, создающее дополнительную выразительность художественного слова.
Ассонанс является также звуковым повторением, но только уже гласных звуков.
В поэтической речи ассонансом признается неточная рифма, когда присутствует точное совпадение гласных и неточное – согласных звуков. Путем употребления ассонанса (как и аллитерации) достигается особая «зрительность» художественного образа. Ассонанс прочно присутствует в фольклоре, в классических произведениях Лермонтова («Бородино»), Блока («Фабрика»), Маяковского.
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 675 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает автор стихотворения («друг бесценный», «ясных дней»).
Показать
1
Назовите лирический жанр, к которому относится приведённое стихотворение А. С. Пушкина.
2
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
3
Кто из русских писателей обращался в своём творчестве к теме дружбы и что сближает его произведения со стихотворением А. С. Пушкина?
4
Задания Д8 № 115
Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «И. И. Пущину»?
5
Задания Д10 C3 № 118
Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о «бесценности» подлинной дружбы?
«Весенний романс» относится к ______ роду. Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, используя ___________.
Показать
1
Укажите род литературы, к которому относится произведение И. Ф. Анненского «Весенний романс».
2
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инверсия
2) гротеск
3) анафора
4) неологизм
5) метафора
3
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении И. Ф. Анненского связаны образ весны и тема любви?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет синтаксический параллелизм?
4
Назовите произведение отечественной лирики, в котором звучит любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении И. Ф. Анненского «Весенний романс»?
5
Определите размер, которым написано стихотворение И. Ф. Анненского «Весенний романс» (без указания количества стоп).
6
Задания Д10 C3 № 6902
Как в стихотворении И. Ф. Анненского связаны образ весны и тема любви?
Описывая встречу головотяпов с князем, автор многократно использует некоторые слова (например, слово «так»). Как называется данный приём?
Показать
1
Укажите жанр, к которому обычно относят произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
2
Комментарий летописца несёт в себе скрытую авторскую насмешку. Каким термином она обозначается?
3
Установите соответствие между тремя персонажами М. Е. Салтыкова-Щедрина и произведениями, в которых они фигурируют. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖИ
A) Урус-Кучум-Кильдибаев
Б) Старик-рыбак
В) Угрюм-Бурчеев
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) «История одного города»
2) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
3) «Премудрый пискарь»
4) «Дикий помещик»
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Изображая Глупов и глуповцев, автор прибегает к _______ . Этот вид комического основан на уничтожающей критике пороков современного общества. Излюбленным приемом Салтыкова-Щедрина в этом изображении становится ______.
5
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Почему описанную во фрагменте сцену — можно назвать трагикомической?
5.2. И. С. Тургенев говорил: «В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, … сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
6
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрываются взаимоотношения народа и власти. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в «Истории одного города»?
7
Большую часть фрагмента занимает беседа князя с головотяпами. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?
8
Задания Д5 C2 № 1526
Почему описанную во фрагменте сцен — можно назвать трагикомической?
Тип 8 № 60
Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладкой»)?
Показать
1
______ герой стихотворения М. Ю. Лермонтова находится во власти переживаний. Переживания и чувства — предмет изображения произведения, относящегося к лирическому _____.
2
Тип 8 № 59
Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпифора
2) инверсия
3) гротеск
4) сравнение
5) литота
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
10.2. Какую роль в стихотворении М. Ю. Лермонтова играют сравнения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема личности и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы личности и эпохи в этом произведении и в приведённом стихотворении М. Ю. Лермонтова?
6
Задания Д8 № 63
Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».
7
Задания Д10 C3 № 66
Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?
С первых строк стихотворения А. Блока можно обратить внимание на настроение лирического героя, его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Это подчёркивается присутствием характерных для блоковской поэзии ____________: «ночь, улица, фонарь, аптека». А образные определения — _____ — усугубляют это чувство: свет фонаря «бессмысленный и тусклый», рябь канала «ледяная».
Показать
1
Назовите поэтическое течение начала XX века, в русле которого развивалось творчество А. А. Блока.
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.6 Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, 7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», …
2
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Номера укажите в порядке возрастания.
1) риторический вопрос
2) звукопись
3) эпитет
4) гротеск
5) сравнение
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
3
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
10.2. Какую роль в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» играют эпитеты?
4
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором звучат философские вопросы. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
5
Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
6
Задания Д10 C3 № 1477
Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 3.
В стихотворении много противопоставлений, характерных для поэтики М. И. Цветаевой (чужбина — родина; даль — близь). Укажите термин, которым обозначается этот приём
Показать
1
Подчеркнуть, насколько дорога Родина русскому человеку, М. И. Цветаевой удаётся с помощью ______ восклицаний. Вывод, что за Родину можно всё отдать, является ______ в композиции стихотворения.
2
К какой тематической разновидности лирики относится это стихотворение?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сравнение
2) анафора
3) риторический вопрос
4) риторическое восклицание
5) звукопись
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении М. И. Цветаевой?
6
Задания Д8 № 166
Каким размером написано стихотворение М. И. Цветаевой?
7
Задания Д10 C3 № 169
Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
Тип 8 № 96
Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха (Не осквернился скорбный дух)?
Показать
1
Стихотворение А. Ахматовой написано ямбом — стихотворным двусложным ______ с ударением на втором слоге. Способ рифмовки АВАВ, используемый поэтом, называется _______.
2
Тип 8 № 95
Каким термином обозначается одинаковое начало смежных строк в лирическом произведении (Оставь свой край глухой и грешный, / Оставь Россию навсегда)?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) метафора
2) анафора
3) риторический вопрос
4) эпифора
5) эпитет
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
10.2. Какую роль в стихотворении А. А. Ахматовой играют эпитеты?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. А. Ахматовой?
6
Задания Д8 № 94
Назовите средство художественной выразительности, к которому неоднократно прибегает А. А. Ахматова в своём стихотворении («край глухой и грешный», «чёрный стыд» и т. п.).
7
Задания Д10 C3 № 101
Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»?
Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых согласных звуков («на меня весельем веет»)?
Показать
1
Три строфы стихотворения начинаются одним и тем же словом. Как называется такое художественное средство?
2
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
10.2. Какую роль в стихотворении играет анафора?
3
Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чём его произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?
4
Задания Д8 № 149
Каким размером написано стихотворение А. А. Фета?
5
Задания Д10 C3 № 152
К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведённое стихотворение А. А. Фета и почему?
Как называется стилистический приём, усиливающий звуковую выразительность стиха и связанный с использованием одинаковых гласных звуков («на плахе распрь моих земля»)?
Показать
1
Подчеркнуть, насколько дорога Родина русскому человеку, М. И. Цветаевой удаётся с помощью ______ восклицаний. Вывод, что за Родину можно всё отдать, является ______ в композиции стихотворения.
2
К какой тематической разновидности лирики относится это стихотворение?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сравнение
2) анафора
3) риторический вопрос
4) риторическое восклицание
5) звукопись
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении М. И. Цветаевой?
6
Задания Д8 № 166
Каким размером написано стихотворение М. И. Цветаевой?
7
Задания Д10 C3 № 169
Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
Как называются образные определения, являющиеся средством художественной выразительности («терзаньях страстных», «восторженных мучений» и т. п.)?
Показать
1
В стихотворении К. Д. Бальмонта «О, женщина, дитя, привыкшее играть» _____ герой испытывает противоречивые чувства. Для раскрытия этих противоречий поэт использует приём _______.
2
Укажите род литературы, к которому относится произведение К. Д. Бальмонта?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.
Впишите соответствующие номера в таблицу.
1) риторическое восклицание
2) ассонанс
3) гротеск
4) эпитет
5) инверсия
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?
10.2. Как в стихотворении К. Д. Бальмонта антитеза помогает передать идею произведения?
5
Назовите произведение отечественной лирики, в котором звучит любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении К. Д. Бальмонта?
6
Определите размер, которым написано стихотворение К. Д.Бальмонта (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 5772
Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сравнение
2) анафора
3) риторический вопрос
4) риторическое восклицание
5) звукопись
Показать
1
Подчеркнуть, насколько дорога Родина русскому человеку, М. И. Цветаевой удаётся с помощью ______ восклицаний. Вывод, что за Родину можно всё отдать, является ______ в композиции стихотворения.
2
К какой тематической разновидности лирики относится это стихотворение?
3
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
10.2. Какую роль в раскрытии темы играет композиция стихотворения?
4
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором отображена патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении М. И. Цветаевой?
5
Задания Д8 № 166
Каким размером написано стихотворение М. И. Цветаевой?
6
Задания Д10 C3 № 169
Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?
Тип 8 № 79
Укажите название средства художественной изобразительности, представляющего собой образное определение (например: «толпы холодной»).
Показать
1
Тип 8 № 76
Укажите классический лирический жанр, к которому относится стихотворение А. С. Пушкина «Поэту».
2
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
10.2. Какую роль в стихотворении А. С. Пушкина играют эпитеты?
3
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором затронута тема высокого назначения поэта. В чём сходно (или различно) звучание темы поэта и поэзии в этом произведении и в приведённом стихотворении Пушкина?
4
Задания Д8 № 80
Каким размером написано пушкинское стихотворение «Поэту»?
5
Задания Д10 C3 № 83
Что имеет в виду лирический герой стихотворения, призывая поэта «не дорожить любовию народной»?
Как называется вопрос, не требующий ответа («Он вновь исчезнет ли за тучей / Иль станет славный и могучий / Среди небес?..»)?
Показать
1
Противоречивость образа Родины А. Н. Апухтин показывает, прибегая к приему ______. Россия, подобно природе, многолика, и от этого не менее любима и привлекательна для ________героя стихотворения «Рассвет».
2
Каким термином обозначается данный стилистический приём:
Давно уж буря пронеслась,
Давно уж смолкнул гул ужасный.
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания).
1) анафора
2) эпитет
3) инверсия
4) звукопись
5) оксюморон
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как в стихотворении А. Н. Апухтина «Рассвет» раскрывается патриотическая тема?
10.2. Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?
5
Назовите стихотворение отечественного поэта, в котором звучит патриотическая тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Н. Апухтина?
6
Определите размер, которым написано стихотворение А. Н. Апухтина (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 2598
Как финальные строки содержательно соотносятся с основной частью стихотворения?
Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки».
Показать
1
Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение.
2
Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».
3
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их отцами.
ПЕРСОНАЖИ
A) Ипполит
Б) Пьер
B) князь Андрей
ИХ ОТЦЫ
1) Граф Кирилл Владимирович Безухов
2) Князь Николай Андреевич Болконский
3) Князь Василий Сергеевич Курагин
4) Граф Илья Андреевич Ростов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Так с помощью _______ автор сразу формирует у читателя мнение о герое. Примечательно, что при описании кружка Анны Павловны писатель широко использует французский язык, который появляется там, где есть ложь, лицемерие, лжепатриотизм. Таким образом, французский язык — важная ______ характеристики героев.
5
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Что пугает Анну Павловну в Пьере и почему?
5.2. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
6
Назовите произведение русской или зарубежной литературы, жанр которого, как и жанр «Войны и мира» Л. Н. Толстого, может быть определён как роман-эпопея. Аргументируйте свою точку зрения.
7
Задания Д7 № 732
Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием?
8
Задания Д5 C2 № 738
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»
Фраза «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» стала общеупотребительной. Как называется подобное яркое, меткое выражение?
Показать
1
В стихотворении А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» раскрывается _______ поэта и поэзии. Нелегко оставаться поэтом-романтиком, когда всё вокруг продаётся и покупается, поэзия и проза жизни — понятия несовместимые. Чтобы показать это, автор использует приём ______.
2
Пушкинское стихотворение построено в форме разговора двух персонажей. Как называется подобная форма, предполагающая обмен репликами?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. С. Пушкиным в предложенном фрагменте стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом». Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
1) эпитет
2) анафора
3) ирония
4) неологизм
5) инверсия
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?
10.2. Как в стихотворении А. С. Пушкина изобразительно-выразительные средства и приемы помогает передать идею произведения?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме художника и эпохи. В чём сходно (или различно) звучание темы в выбранном произведении и в приведённом стихотворении А. С. Пушкина?
6
Каким размером написано стихотворение А. С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (без указания количества стоп)?
7
Задания Д10 C3 № 1120
Как слова «не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать» соотносятся с общим содержанием беседы поэта и книгопродавца?
Назовите художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание строки «О жизни тленной, тленной и прекрасной».
Показать
1
________ героиня стихотворения А. Ахматовой выступает от первого лица, поэтому можно предположить, что мысли героини стихотворения близки авторским. Произведение раскрывает традиционную для русской литературы ____ неразделённой любви.
2
К какому роду литературы относится данное произведение А. А. Ахматовой?
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. (номера укажите в порядке возрастания)
1) гротеск
2) неологизм
3) эпитет
4) аллитерация
5) инверсия
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Каково эмоциональное состояние лирической героини стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» и как оно выражено в тексте?
10.2. Какую роль в стихотворении А. А. Ахматовой играют эпитеты?
5
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором звучит тема разлуки. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»?
6
Каким размером написано стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»? (Ответ дайте без указания количества стоп.)
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
7
Задания Д10 C3 № 1443
Каково эмоциональное состояние лирической героини стихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» и как оно выражено в тексте?
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
Как называются слова и выражения, отступающие от норм литературного языка («запеснячивают», «могём» и т. п.)?
Показать
1
Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова и принципы которого нашли своё воплощение в «Тихом Доне».
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
2
Укажите фамилию Григория — главного героя «Тихого Дона».
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
3
Установите соответствие между персонажами «Тихого Дона» и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
А) Листницкий-старший
Б) Штокман
В) Степан Астахов
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) большевик-агитатор
2) главарь банды
3) помещик, владелец Ягодного
4) казак, муж Аксиньи
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
4
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В начале приведённого фрагмента Григорий и Прохор ведут __________. Для передачи колорита народной казачьей речи в уста своих героев автор вкладывает ________: запеснячивают, харчишек, ишо.
5
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков?
5.2. В. Борек в статье «О Тихом Доне» пишет: «Шолохов представляет людей и события так, как дает их жизнь…» Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.
6
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором звучат песни. Чем схожи (или чем различаются) соответствующие эпизоды с приведённым фрагментом «Тихого Дона»?
7
В начале приведённого фрагмента Григорий и Прохор общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
8
Задания Д5 C2 № 2041
Как характеризует Григория его поведение во время пения казаков?
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Источник: ЕГЭ по литературе 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Назовите средство художественной выразительности, основанное на противопоставлении предметов и признаков:
Вот жаркий, вот холодный душ.
Показать
1
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Внутреннее состояние _________ героя передаётся через _______, потому что природа в стихотворении одухотворена, ее состояние сродни переживаниям героя.
2
Внутреннее состояние лирического героя передаётся через описание природы. Каким термином обозначается такое описание в художественном произведении?
Источник: ЕГЭ по литературе 2020. Досрочная волна. Вариант 2
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) оксюморон
2) риторический вопрос
3) эпитет
4) метафора
5) анафора
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. В чем лирический герой хочет быть похожим на дроздов?
10.2. Какой смысл вкладывает поэт в две последние строки стихотворения?
5
В каких произведениях отечественных поэтов созданы образы живой природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б. Л. Пастернака?
6
Определите размер, которым написано стихотворение Б. Л. Пастернака «Дрозды» (без указания количества стоп).
Источник: ЕГЭ по литературе 2020. Досрочная волна. Вариант 2
7
Задания Д10 C3 № 4954
Какой смысл вкладывает поэт в две последние строки стихотворения?
Источник: ЕГЭ по литературе 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Источник: ЕГЭ по литературе 2020. Досрочная волна. Вариант 2
Каким термином обозначается приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами («где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха»)?
Показать
1
Укажите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в тургеневской прозе.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.6 Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, 5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», …
2
Каким термином обозначается описание картин природы в художественном произведении («Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребрённым морем — раскинулась и пестрела спелая рожь»)?
3
Установите соответствие между произведениями И. С.Тургенева и их героями, проявляющими неравнодушие к миру природы.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) «Бежин луг»
Б) «Муму»
В) «Отцы и дети»
ГЕРОЙ
1) Аркадий
2) Охотник
3) Бирюк
4) Герасим
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
«На самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя» — так с помощью ______ передан определённый художественный смысл: голуби — символ душевного покоя в кипящем после грозы мире. Голуби противопоставлены стихии. Это приём в литературе называется _________.
5
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в тургеневском произведении соотносятся между собой внешний мир и мир человеческой души?
5.2. А. В. Дружинин писал: «…в картинах нежных и успокоительных, меланхолически грустных и даже юношески идеальных — Тургенев возвышается так, как может быть, никто из современных русских писателей». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
6
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема отношения человека к природе. Чем оно схоже (или чем различается) с тургеневским стихотворением в прозе?
7
Как называется персонаж, выступающий в приведённом тексте от первого лица («Я глядел на синюю громаду…»)?
8
Задания Д5 C2 № 5765
Как в тургеневском произведении соотносятся между собой внешний мир и мир человеческой души?
Каким термином обозначается стилистическая фигура, основанная на использовании одинаковых слов в начале смежных строк («За слово лживое, что истины нежней, / За сладкую тоску восторженных мучений!»)?
Показать
1
В стихотворении К. Д. Бальмонта «О, женщина, дитя, привыкшее играть» _____ герой испытывает противоречивые чувства. Для раскрытия этих противоречий поэт использует приём _______.
2
Укажите род литературы, к которому относится произведение К. Д. Бальмонта?
3
Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении.
Впишите соответствующие номера в таблицу.
1) риторическое восклицание
2) ассонанс
3) гротеск
4) эпитет
5) инверсия
4
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?
10.2. Как в стихотворении К. Д. Бальмонта антитеза помогает передать идею произведения?
5
Назовите произведение отечественной лирики, в котором звучит любовная тема. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении К. Д. Бальмонта?
6
Определите размер, которым написано стихотворение К. Д.Бальмонта (без указания количества стоп).
7
Задания Д10 C3 № 5772
Какие противоречия сталкиваются в душе героя этого стихотворения?
Всего: 675 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
1.13. Стиль.
Свойство
художественной формы, совокупность её
элементов, придающая произведению
искусства определенный эстетический
облик, устойчивое единство образной
системы.
Стиль |
Стиль |
Стиль |
Даже |
Для |
Можно |
1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры.
Проза и поэзия:
сходство и различие.
проза |
Поэзия |
|
В |
Поток |
Поток |
Предмет, |
Действительность |
Субъективное |
Форма |
Эпическая. |
Лирическая. |
Сюжет |
Важнейший |
Практически |
Композиция |
Определяется |
Подчинена |
характеры |
Характер |
Характер |
Описания |
Занимают |
Встречаются |
Своеобразие |
Художественная |
Художественная |
Силлабо – тоническое
стихосложение (РАВНОЕ число слогов и
ударений). Размеры.
двухсложные |
трёхсложные |
ЯМБ МорОз |
Дактиль |
Хорей
бУря мглОю нЕбо |
Амфибрахий |
Анапест |
Дольник
– вид стиха, в котором при соблюдении
равного количества ударных слогов
внутри строки количество безударных
колеблется между ударными от одного до
двух-трёх. Д.
является своеобразной промежуточной
формой между силлабо-тоническим и
тоническим стихосложением.
ЖИл
старИк со своЕю старУхой у сАмого сИнего
мОря.
Пушкин
Акцентный
стих –
или ударник. Стих, ритмика которого
организуется на более или менее равном
количестве ударений по стихотворным
строкам; число слогов в строке и безударных
слогов между ударными произвольно:
Во грАде было во
КИеве,
ЖилА-былА молодА
вдовА…
А.с.—
основная форма тонического стихосложения,
к нему тяготеют русские былины,
исторические песни. В начале ХХ века
вновь получил популярность, особенно
ярко в творчестве Маяковского. «В
акцентном стихе, построенном на сочетании
ударений, а не слогов, повышается
ритмическая выделенность (а, следовательно,
и интонационная самостоятельность)
речевых отрезков, несущих ударения, то
есть слов и объединённых одним сильным
ударением словосочетаний» (А.Карпов).
Ритм
– такт, равномерность. В поэзии
закономерное чередование через равные
промежутки времени сильных и слабых
слогов. Особым ритмом обладает и проза
и стихи, ибо Р.
является одним из средств достижения
максимальной выразительности речи.
Периодическое повторение звуковых
элементов в определённой последовательности
является основой стиха; то, какие именно
элементы членят текст на сопоставимые
отрезки, определяет систему стихосложения
(силлабическую или тоническую).
«Как спорый и
ладный труд человека, как его походка,
пляска, пенье, плаванье, так и стихи,
подчинены ритму и согласованы с дыханием»
(С.Я. Маршак).
Рифма
– соразмерность. Созвучие концов стихов
(или полустиший), звуковой повтор,
отмечающий их границы и связывающий их
между собой. «Стихи
как бы сами попадают под ноги, в виде
образа, целого случайного стиха или
даже простой рифмы, около которой, как
около зародыша, распускается целое
стихотворение» (А.А. Фет).
Последняя туча рассеянной бури,
Одна
ты несёшься по ясной
лазури…
Пушкин
Повторы Р.
с известной закономерностью проходят
через всё стихотворение.
Минимальным условием для Р.
является совпадение
ударного гласного: моля-моя. «Я всегда
ставлю самое характерное слово в конце
строки и достаю к нему рифму во что бы
то ни стало. Рифма связывает строки,
поэтому её материал должен быть ещё
крепче, чем материал, пошедший на
остальные строки» (В.В.Маяковский). Р.
бывает мужская
– с ударением на последнем слоге:
гроза-глаза; женская
– с ударением на втором от конца слоге:
грозы-лозы и дактилическая
– с ударением на третьем от конца слоге:
лозами-грозами.. Р.
может быть точной,
когда ударный слог совпадает полностью:
вот–грот и ассонансной – не
точной,
в которой созвучны только гласные:
заросли-жалости. Существует каламбурная
рифма,
когда
подбирается неожиданное сочетание
слов, составная:
Даже к финским скалам
бурым
обращаюсь с каламбуром.
Д.Минаев
Существует
омонимическая
Р.,
когда рифмуются слова с разным значением,
но
одинаково
написанные: лук (овощ) – лук (оружие).
Консонансная
Р.
– рифма с разноударными гласными:
кедр–бодр. Гипердактилическая
Р.,
когда ударение падает на четвёртый от
конца слог или ещё дальше: расцвечивание
– очеловечивание. Рифма может стоять
в начале строки и в конце, но есть
панторифма,
когда все слова в строке рифмуются. Р.
бывает смежная,
когда рифмуются слова, стоящие рядом,
и перекрёстная, когда строки рифмуются
через одну, опоясная,
когда первая строка рифмуется с четвёртой,
а вторая с третьей. Разноударная
Р.,
когда концы слова одинаковы, но ударения
не совпадают: отчего–рабочего. Кроме
того, есть и другие виды рифмы:
гипердактилическая, открытая и закрытая,
бедная и богатая, точная, неточная,
охватная, приблизительная, перекрёстная,
смежная, глагольная, однородная,
разнородная, составная, суффиксальная,
тавтологическая, поглощающая.
Примеры:
Морозу–
розу (приблизительная,
женская, открытая рифма);
Сани–сами(неточная,женскаярифма);
Воротилсяеночьюмельник…
«Жонка!Чтозасапоги?»
Ах
ты, пьяница, бездельник! (точная,
женская, закрытая рифма)
Где
ты видишь сапоги? (тавтологическая,
мужская)
Пушкин
Строфа
– Повторяющаяся
в стихотворной речи группа стихов
(стихотворных строк), объединённых в
ритмическое и синтаксическое целое
смыслом, рифмой, устойчивым чередованием
различных стихотворных размеров.
На письме строфы чаще разделяются
увеличенными интервалами. «В лоне
античной драмы образовалось понятие
строфы. Первоначально
оно мыслилось как метрическая категория.
Буквально «строфа» по-гречески означает
«оборот».Та порция текста, которую хор,
маршируя по орхестре, успевает пропеть
за один оборот, как раз и получила это
наименование. Иногда хор разворачивался
и, двигаясь в обратном направлении,
исполнял «антистрофу». В совокупности
они составляли систему» О.И.Федотов.
Белый
стих –
особый вид безрифменного стиха в
силлабо-тоническом стихосложении; чаще
всего пятистопный ямб (реже в
трёхстопном
размере) и хорее. Б.с.
тесно связан с драмой. Пример: «Борис
Годунов» А.С.Пушкин.
Сяду
я за стол да подумаю:
Как
на свете жить одинокому?
Нет
у молодца молодой жены,
Нет
у молодца друга верного.
Кольцов
«Название «белый
стих» произошло от того, что его окончания,
где обычно помещается созвучие (рифма),
остаются в звуковом отношении
незаполненными («белыми») (К.Д.Вишневский).
Верлибр
(свободный стих) – один
из видов безрифменного французского
стиха, строящегося
на интонационно-синтаксической, а не
силлабо-тонической основе.
Стих без ярко
выраженного ритма, гораздо больше
подходящий для передачи философских
размышлений, а не ярких чувств и душевных
порывов:
Не утверждать и
не спрашивать.
Человеку расскажут,
Подскажут,
покажут,
Как отучить голову
от одиночества.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Историко-литературный процесс, роды и жанры литературы
Основные направления литературы
Классицизм (конец XVII – нач. XIX вв.) |
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала |
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник» |
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.) | Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» |
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.) | Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. | В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль» |
Реализм (XIX век) | Изображение типической личности в типических обстоятельствах | А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» |
Модернизм (XX век) Символизм Акмеизм Футуризм |
Поиск нового стиля; внимание к форме | А.Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Маяковский |
Роды литературы
Эпос | Объективное описание событий и характеров | Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» |
Лирика | Изображение внутреннего мира человека, мыслей, чувств; имеет особую языковую организацию (рифму, ритм, размер) | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Драма | Произведение предназначено для постановки на сцене; состоит из монологов, диалогов, авторских ремарок | М.Ю. Лермонтов «И скучно и грустно», С.А. Есенин «Письмо матери» |
Лиро-эпос (лиро-эпический) | Произведение в стихотворной форме, в котором сочетаются эпическое и лирическое изображение жизни | А.С. Пушкин «Медный всадник», М. Ю. Лермонтов «Мцыри» |
Жанры литературы
Эпические жанры
Рассказ | И. Бунин «Чистый понедельник» |
Повесть | Н.В. Гоголь «Шинель», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» |
Роман | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Роман-эпопея | Л.Н. Толстой «Война и мир»td> |
Лирические жанры
Лирическое стихотворение | А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина» |
Драматические жанры
Комедия | Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.П. Чехов «Вишневый сад» |
Трагедия | А. С. Пушкин «Борис Годунов» |
Драма | А. Н. Островский «Гроза» |
Лиро-эпические жанры
Поэма | Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Роман в стихах | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Легенда | Жанр несказочной прозы в фольклоре, непосредственное повествование о фактах реальной действительности, содержащих элементы героики и фантастики. («Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль») |
Сказ | Форма повествования, которая основана на имитации речевой манеры рассказчика, представляющего определённую общественно-историческую, сословную, профессиональную группу (Н.С. Лесков «Левша») |
Поэтика (теория литературы, основные понятия)
Тема — то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.
Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.
Сюжет — система событий, изображённых в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к представленным жизненным явлениям.
Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.
Композиция — совокупность средств и приёмов, которые использовал автор для построения произведения, раскрытия и организации образов.
Конфликт — столкновение позиций, интересов персонажей, движущая сила действия, определяющая сюжет от завязки противоречий к их разрешению; острое противоречие, благодаря которому развивается сюжет.
Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)
Символ — многозначный, иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни, смысл которого выходит за пределы предметного значения
Время (художественное время) — категория художественного бытия героев (наряду с пространством), вымышленное время действия в произведении. Может быть искусственно растянуто, отзеркалено, циклично.
Художественное пространство — место действия произведения, является основной характеристикой художественного бытия героев.
Рассказчик — условный образ, от лица которого ведётся повествование в произведении.
«Маленький человек» — тип литературного героя, объединяющий в себе некоторые общие признаки: низкое положение в социальной иерархии, бедность, незащищенность, что обуславливает особенность их психологии и сюжетную роль (Акакий Акакиевич Башмачкин, Евгений («Медный всадник»)
Композиция произведения
Экспозиция | Обрисовка персонажей, времени и места перед началом действия |
Завязка | Исходный эпизод, момент, определяющий последующее развёртывание действия; фрагмент, в котором намечается конфликт. |
Развитие действия | Развитие сюжета произведения |
Кульминация | Момент наивысшего напряжения в развитии действия |
Развязка | Заключительный эпизод; завершение конфликта |
Эпилог | Заключительная часть произведения, рассказывающая о дальнейшей судьбе героев после изображённых событий |
«Авторские отступления» — композиционно-стилистический приём, который позволяет писателю в открытой форме высказать личные суждения по различным вопросам
Художественные средства создания образов (портрет, пейзаж, речевая характеристика и пр.), формы речи
Портрет | Описание внешности (Это был человек небольшого роста, толстый, совершенно лысый, с чёрной бородой чуть не по пояс; вышла из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах). |
Интерьер | Описание обстановки помещения, где живёт герой произведения; служит для социальной и психологической характеристики персонажа. |
Пейзаж | Изображение природы (Кто видеть мог? Лишь тёмный лес Да месяц, плывший средь небес! Озарена его лучом, Покрыта мохом и песком, Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна) |
Речевая характеристика | Использование элементов книжной речи или просторечий, профессионализмов для характеристики героя. |
Просторечия (разговорные слова) | Слова, не соответствующие литературной норме, принадлежащие к сниженной разновидности разговорного языка. (Завсяко-запросто, помирай, колотной, житёнки, куды др.) |
Говорящая фамилия | Фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин, Правдин, Стародум, Башмачкин, Кутейкин, Вральман, Цыфиркин) |
Психологизм | Способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, её динамики, смены душевных состояний (Глухой крик исторгает Григорий и просыпается, сроду в жизни не испытывал такого страха, сколько ни приходилось бывать в переплётах!) |
Деталь (художественная деталь) | Элемент художественного образа, несущий смысловую и эмоциональную нагрузку; выразительная подробность, служащая для характеристики персонажа (Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель) |
Формы речи
Монолог — развернутое законченное высказывание одного героя, обращённое к слушателю и не зависящее от реплик других персонажей (монолог Кулигина, рассуждения Чичикова)
Диалог — обмен репликами двух людей.
Реплика — ответные слова в диалоге.
Ремарка — авторское пояснение пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе, указание на жесты, мимику, темп речи, паузы, обстановку действия, сопровождающее действие на сцене (например, входит Трофимов в поношенном студенческом мундире, в очках, смеётся; глядя в сторону, молчание).
Виды комического
Юмор | Добрый смех, незлобная насмешка | Рассказы А. П. Чехова, В. М. Шукшин |
Ирония | Скрытая насмешка в речи повествователя | В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. (А.С. Пушкин) |
Сатира | Беспощадное осмеяние общественно вредных явлений и человеческих пороков. | Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина, поэма Н.В. Гоголя |
Сарказм | Гневная, язвительная, открытая насмешка над изображаемым | Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) |
Язык художественного произведения (тропы и фигуры речи)
Синтаксические средства
Риторический вопрос | Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение | Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? (А.С. Пушкин «Медный всадник») |
Риторическое восклицание | Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя | Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу! (Н. Некрасов) |
Риторическое обращение | Условное обращение | А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (М. Лермонтов) |
Повтор | Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания | Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский) |
Анафора | Повтор начального слова в нескольких смежных строках | Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. (В. Высоцкий) |
Эпифора | Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи | Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <…> везде фестончики (Н.В. Гоголь) |
Инверсия | Нарушение привычного порядка слов в предложении | И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё неясно различал. (А.С. Пушкин) |
Градация | Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости | Барина холить, беречь, ублажать. (Н. Некрасов) |
Антитеза (контраст) | Противопоставление | Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой (А.С. Пушкин) |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение предложений | Спит животное Собака, Дремлет птица Воробей… (Н. Заболоцкий) |
Умолчание | Намеренный пропуск части предложения, имитация прерывистой речи | И эту секунду бенгальскую, громкую Я ни на что б не выменял, — я ни на… (В. Маяковский «Облако в штанах») |
Фонетические приемы
Аллитерация | Повтор согласных | Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою (В. Жуковский) |
Ассонанс | Повтор гласных звуков | Живи, да будет лик твой тих И чист, как той весною ранней, Среди оставшихся в живых Воспоминаний Поминаний; Перед весной бывают дни такие, И дома своего не узнаёшь (В. Соколов) |
Изобразительно-выразительные средства (тропы)
Эпитет | Образное определение | Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд. (Л.Н. Толстой) |
Метафора | Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии | Наша пыль тебе глаза выест. (И.С. Тургенев) |
Метонимия | Перенос наименования по смежности | Торговал только рынок. (И. Бунин) |
Синекдоха | Обозначение части вместо целого | «Дожить до седых волос» вместо «дожить до старости» |
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых понятий | Холодная дрожь прошла было по её телу. (Ф.М. Достоевский) |
Сравнение | Сопоставление двух предметов по общему признаку | Порой в ущелии шакал Кричал и плакал, как дитя. (М.Ю. Лермонтов) Пухлые руки, как сахар, белы. (Н. Некрасов) |
Гипербола | Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления | Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный. (И. Бунин) |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка… (А.С. Грибоедов) |
Перифраз | Замена слова описательным выражением | Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. (А. Блок) |
Оксюморон | Соединение несовместимых понятий, противоречащих друг другу | Грешно-скромная девушка с опущенными ресницами, с невинной причёской. (И. Бунин) |
Аллегория | Изображение отвлечённой идеи через конкретный образ | Царский листвень не шелохнулся в ответ. Чуть склонившись, он, казалось, строго и внимательно смотрел на нижний край острова, где стояли материнские леса. (В. Распутин) |
Лексические средства
Тавтология | Использование близких по значению, однокоренных слов, создающих смысловую избыточность | И никто не знал ни того, что уже давно наскучило этой паре притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку… (И. Бунин) |
Книжные слова (устаревшие слова) | Слова, вышедшие из употребления или имеющие аналог в современном русском языке | Ланиты, уста |
Знание теоретической составляющей ЕГЭ очень важно. Чтобы понимать вопросы составителей экзамена и правильно на них отвечать, необходимо изучить все темы, обозначенные в кодификаторе ЕГЭ по литературе. Тестовая часть экзамена включает в свою структуру чуть ли не все нижеперечисленные пункты: от вопросов по литературным направлениям до определения стихотворных размеров. Однако не стоит думать, что данный материал пригодится только для тестовой части! Это вовсе не так — представленные темы необходимы и для самостоятельного анализа художественных произведений, и для свободного использования теоретического материала в сочинениях. Не забывайте, что владение теорией оценивается проверяющими в 12 задании (12.1 — 12.5) 3 баллами.
Наш сайт предоставит вам всю необходимую информацию по экзамену. Ваша часть работы — писать сочинения, решать тесты, читать произведения и запоминать теорию!
Здесь собрана вся теория из кодификатора ЕГЭ по литературе за 2022 год. Сам кодификатор 2022 года можно скачать чуть ниже:
Блок, обозначенный выше, предназначен по большей части для ознакомления с историей художественного произведения. Данный раздел необходим для изучения как минимум в обзорном формате.
- Художественная литература как искусство слова;
- Фольклор;
- Жанры фольклора;
- Художественный образ;
- Художественные время и пространство;
- Авторский замысел и его воплощение;
- Художественный вымысел. Фантастика.
Неотъемлемые пункты для сдачи ЕГЭ по литературе. Помогут вам не только познать многие аспекты литературного процесса, но и определить род и жанр произведений самостоятельно.
- Историко-литературный процесс;
- Литературные направления;
- Литературные течения;
- Символизм;
- Акмеизм;
- Имажинизм;
- Футуризм;
- Литературные объединения;
- Литературные роды;
- Жанры литературы.
Этот небольшой блок ознакомит вас преимущественно со структурой эпического произведения и продемонстрирует различные возможности композиции. В формате ЕГЭ данный материал изучать обязательно.
- Авторская позиция;
- Тема, идея, проблематика;
- Сюжет, фабула;
- Композиция, эпиграф;
- Стадии развития действия;
- Лирическое отступление.
Куда же без конфликта? Залог успешной сдачи ЕГЭ по литературе кроется не только в заучивании, но и в обозначении ключевых моментов художественного произведения, из которых конфликт, тема — центральные.
- Конфликт;
- Автор-повествователь, образ автора, лирический герой;
- Персонаж, характер, тип;
- Система образов, «вечные темы»,«вечные образы»
Этот блок расскажет сдающим ЕГЭ по литературе об отличительных особенностях персонажей эпических/лирических/драматических произведений. Будьте готовы к различию фабулы от сюжета!
- Пейзаж;
- Интерьер;
- Портрет;
- Речевая характеристика героя;
- Говорящая фамилия;
- Монолог, диалог;
- Ремарка;
- Пафос;
Любой ученик на каком-то этапе подготовки скажет: «Ну сколько еще этих авторских приемов?». Терпение, уважаемые!
Данный блок посвящен основным приемам художественного текста.
- Деталь;
- Символ;
- Психологизм, подтекст
- Историзм, народность;
- Трагическое и комическое.
Назвать этот раздел важным — никак не назвать. Читайте, изучайте примеры, будьте внимательны в определении тропов, фигур речи и проходите тесты по 9 заданию (Из приведенного ниже перечня…)
- Язык художественного произведения;
- Стилистические фигуры речи:
- Инверсия;
- Анафора;
- Эпифора;
- Антитеза;
- Градация;
- Оксюморон;
- Риторический вопрос, восклицание, обращение;
- Параллелизм;
- Парцелляция;
- Изобразительно-выразительные средства (тропы):
- Повтор;
- Гипербола;
- Перифраз;
- Литота;
- Метафора;
- Метонимия;
- Синекдоха;
- Эпитет;
- Сравнение;
- Олицетворение;
- Аллегория;
- Стилистические фигуры речи:
- Звукопись;
- Стиль.
«Как определить стихотворный размер? Какая рифма женская, а какая мужская?» — Данный раздел исчерпывающе ответит вам на эти вопросы. Помимо этого, он познакомит незнающих с системами стихосложения — издавна сложившимися и развивающимися.
- Проза и поэзия;
- Системы стихосложения;
- Стихотворные размеры (см. Как определить размер стихотворения?);
- Ритм. Рифма;
- Строфа;
- Дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр.
Блок, достойный отдельного освещения. Любой абитуриент должен не только иметь свою точку зрения на отображаемый автором конфликт, но и умело использовать в своих сочинениях мнения литературных критиков. Помните, что любой изученный дополнительный материал развивает вашу речь и прибавляет знаний. Всегда есть к чему стремиться, не забывайте об этом.
- Литературная критика.
Надеюсь, нам удалось систематизировать ваши знания и подтолкнуть на обучение. Желаем удачи!
Задание 12278
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12282
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12286
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12287
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12288
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Задание 12299
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12304
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12305
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Задание 12320
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12321
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12322
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Задание 12323
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12332
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12337
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12338
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12339
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→
Задание 12349
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12355
Введите ответ в поле ввода
Решение
→
Задание 12356
Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Решение
→