Егэ литература твардовский кимы варианты

в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах

Категория:

Атрибут:

Всего: 53    1–20 | 21–40 | 41–53

Добавить в вариант

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?

Показать

1

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.


2

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана тема исторической памяти. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Твардовского?


3

Задания Д8 № 132

Каким размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «…Есть имена и есть такие даты…»?


4

Задания Д10 C3 № 135

В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?


Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана тема исторической памяти. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Твардовского?

Показать

1

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.


2

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?


3

Задания Д8 № 132

Каким размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «…Есть имена и есть такие даты…»?


4

Задания Д10 C3 № 135

В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?


Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором создаётся образ матери. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Твардовского?

Показать

1

Стихотворение А. Т. Твардовского близко по жанру к народной ____. Повторение строк в начале и в конце произведения свойственно композиции ______.


2

Тексту стихотворения предпослана цитата из народной песни. Как называется такая цитата?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


3

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в седьмой и восьмой строфах данного стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1)  ирония

2)  звукопись

3)  неологизм

4)  олицетворение

5)  повтор

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


4

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?

10.2. Какую роль в раскрытии темы играют повторы?


5

Определите размер стихотворения «Памяти матери». (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


6

Задания Д10 C3 № 1375

Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которые тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского. В чём они могут быть сопоставлены?

Показать

1

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» ________ герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне  — куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. Чтобы акцентировать внимание читателя на том, что военные лишения научили людей ценить простые мелочи, первые четыре строфы начинаются словом «когда». Это прием называется _______.


2

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение А. Т. Твардовского.


3

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. Т. Твардовским в данном стихотворении. Номера выбранных ответов запишите в таблицу.

1)  неологизм

2)  анафора

3)  перифраз

4)  инверсия

5)  гротеск


4

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?

102. Какую роль в раскрытии темы играет анафора?


5

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Твардовского (дайте ответ без указания количества стоп).


6

Задания Д10 C3 № 1545

| Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?


Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?

102. Какую роль в раскрытии темы играет анафора?

Показать

1

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» ________ герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне  — куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. Чтобы акцентировать внимание читателя на том, что военные лишения научили людей ценить простые мелочи, первые четыре строфы начинаются словом «когда». Это прием называется _______.


2

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение А. Т. Твардовского.


3

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. Т. Твардовским в данном стихотворении. Номера выбранных ответов запишите в таблицу.

1)  неологизм

2)  анафора

3)  перифраз

4)  инверсия

5)  гротеск


4

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которые тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского. В чём они могут быть сопоставлены?


5

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Твардовского (дайте ответ без указания количества стоп).


6

Задания Д10 C3 № 1545

| Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?


Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение А. Т. Твардовского.

Показать

1

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» ________ герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне  — куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. Чтобы акцентировать внимание читателя на том, что военные лишения научили людей ценить простые мелочи, первые четыре строфы начинаются словом «когда». Это прием называется _______.


2

Каким термином обозначается созвучие концов стихотворных строк (пройдёшь  — хорош; порой  — сырой и т. п.)?


3

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. Т. Твардовским в данном стихотворении. Номера выбранных ответов запишите в таблицу.

1)  неологизм

2)  анафора

3)  перифраз

4)  инверсия

5)  гротеск


4

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?

102. Какую роль в раскрытии темы играет анафора?


5

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которые тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского. В чём они могут быть сопоставлены?


6

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Твардовского (дайте ответ без указания количества стоп).


7

Задания Д10 C3 № 1545

| Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?


Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных А. Т. Твардовским в данном стихотворении. Номера выбранных ответов запишите в таблицу.

1)  неологизм

2)  анафора

3)  перифраз

4)  инверсия

5)  гротеск

Показать

1

В стихотворении «Когда пройдешь путем колонн» ________ герой говорит о самых простых радостях для солдата на войне  — куске черного хлеба, глотке чистой воды, ночлеге, значении дружбы, отчем доме. Чтобы акцентировать внимание читателя на том, что военные лишения научили людей ценить простые мелочи, первые четыре строфы начинаются словом «когда». Это прием называется _______.


2

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение А. Т. Твардовского.


3

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?

102. Какую роль в раскрытии темы играет анафора?


4

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которые тематически близки стихотворению А. Т. Твардовского. В чём они могут быть сопоставлены?


5

Определите размер, которым написано стихотворение А. Т. Твардовского (дайте ответ без указания количества стоп).


6

Задания Д10 C3 № 1545

| Каким предстаёт облик русского солдата в стихотворении А. Т. Твардовского?


Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Показать

1

Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».


2

Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений («По местам сидят, как дома…»)?


3

Установите соответствие между названиями глав «Василия Тёркина» и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ГЛАВЫ

А)  «Переправа»

Б)  «Два солдата»

В)  «Поединок»

ЦИТАТЫ

1)  «И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой».

2)  «Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит».

3)  «Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд.

Как ни в чём — Василий Тёркин,

Как ни в чём — старик солдат».

4)  «И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, — добрался вплавь».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


4

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В «Василии Тёркине» воплощены принципы ________. Применительно к советскому периоду русской литературы его ещё называют __________________.


5

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?

5.2. Иван Андреевич Бунин был в восторге от поэмы «Василий Тёркин». Он писал из Парижа: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык  — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова.…» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


6

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема солдатского подвига. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в приведённом фрагменте «Василия Тёркина»?


7

Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в «Василии Тёркине».


8

Задания Д5 C2 № 2527

Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?


Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Показать

1

Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».


2

Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений («По местам сидят, как дома…»)?


3

Установите соответствие между названиями глав «Василия Тёркина» и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ГЛАВЫ

А)  «Переправа»

Б)  «Два солдата»

В)  «Поединок»

ЦИТАТЫ

1)  «И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой».

2)  «Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит».

3)  «Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд.

Как ни в чём — Василий Тёркин,

Как ни в чём — старик солдат».

4)  «И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, — добрался вплавь».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


4

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В «Василии Тёркине» воплощены принципы ________. Применительно к советскому периоду русской литературы его ещё называют __________________.


5

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?

5.2. Иван Андреевич Бунин был в восторге от поэмы «Василий Тёркин». Он писал из Парижа: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык  — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова.…» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


6

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема солдатского подвига. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в приведённом фрагменте «Василия Тёркина»?


7

Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в «Василии Тёркине».


8

Задания Д5 C2 № 2527

Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?

12.2. В каких произведениях русской литературы природные явления выступают как знамения грядущих событий?

12.3. В каких произведения русской литературы нашли отражение судьбы простых солдат и как с ними можно сопоставить героев А. Т. Твардовского?

12.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2−3 произведений одного из поэтов.)

12.5. Роль гиперболы в произведениях Н. В. Гоголя (на примере одного или двух произведений писателя).


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)

12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?

12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?

12.4. Мы живем, под собою не чуя страны… (по произведениям XX века).

12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)

Источник: ЕГЭ по литературе 26.05.2014. Основная волна. Вариант 302.

Раздел кодификатора ФИПИ: 4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор», 5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание», 7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», …, 7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор», 7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича», 8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин,


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Почему Чацкий принимает решение навсегда покинуть Москву? (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

12.2. Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

12.3. Какие черты русского характера воплотились в главном герое поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

12.4. Мир русской поэзии 70—90-х годов XX века.

12.5. Проблема поиска собственного пути на страницах художественного произведения (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Источник: ЕГЭ по литературе 08.05.2014. Досрочная волна, резервный день. Вариант 202.


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Кто из внесценических персонажей пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» Вам запомнился и почему (с опорой на анализ произведения)?

12.2.Роль диалогов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

12.3. Своеобразие характера главного героя поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

12.4. Образ эпохи в литературе ХХ–ХХI вв.

12.5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы XX века (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы.)


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.1. Кто из гоголевских персонажей запомнился Вам более других и почему? (С опорой на анализ текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.3. Тема солдатского братства в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX  — начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

12.5. Как музыкальные произведения на страницах литературной классики работают над раскрытием идейного замысла? (На примере произведения отечественной литературы.)

Источник: ЕГЭ по литературе 2020. Досрочная волна. Вариант 2


Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.1. Кто из гоголевских персонажей запомнился Вам более других и почему? (С опорой на анализ текста поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.3. Тема солдатского братства в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX  — начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (На материале 2−3 произведений).


Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?

5.2. Иван Андреевич Бунин был в восторге от поэмы «Василий Тёркин». Он писал из Парижа: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык  — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова.…» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

Показать

1

Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».


2

Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений («По местам сидят, как дома…»)?


3

Установите соответствие между названиями глав «Василия Тёркина» и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ГЛАВЫ

А)  «Переправа»

Б)  «Два солдата»

В)  «Поединок»

ЦИТАТЫ

1)  «И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой».

2)  «Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит».

3)  «Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд.

Как ни в чём — Василий Тёркин,

Как ни в чём — старик солдат».

4)  «И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, — добрался вплавь».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


4

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В «Василии Тёркине» воплощены принципы ________. Применительно к советскому периоду русской литературы его ещё называют __________________.


5

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема солдатского подвига. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в приведённом фрагменте «Василия Тёркина»?


6

Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в «Василии Тёркине».


7

Задания Д5 C2 № 2527

Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?


Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?

10.2. Какую роль в раскрытии темы играют повторы?

Показать

1

Стихотворение А. Т. Твардовского близко по жанру к народной ____. Повторение строк в начале и в конце произведения свойственно композиции ______.


2

Тексту стихотворения предпослана цитата из народной песни. Как называется такая цитата?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


3

Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в седьмой и восьмой строфах данного стихотворения. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1)  ирония

2)  звукопись

3)  неологизм

4)  олицетворение

5)  повтор

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


4

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором создаётся образ матери. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Твардовского?


5

Определите размер стихотворения «Памяти матери». (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


6

Задания Д10 C3 № 1375

Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении «Памяти матери»?

Источник: ЕГЭ по литературе 13.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2.


Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема солдатского подвига. Чем схоже (или чем различается) изображение данной темы в этом произведении и в приведённом фрагменте «Василия Тёркина»?

Показать

1

Укажите род литературы, к которому относится произведение А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».


2

Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений («По местам сидят, как дома…»)?


3

Установите соответствие между названиями глав «Василия Тёркина» и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ГЛАВЫ

А)  «Переправа»

Б)  «Два солдата»

В)  «Поединок»

ЦИТАТЫ

1)  «И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой».

2)  «Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит».

3)  «Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд.

Как ни в чём — Василий Тёркин,

Как ни в чём — старик солдат».

4)  «И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, — добрался вплавь».

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


4

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В «Василии Тёркине» воплощены принципы ________. Применительно к советскому периоду русской литературы его ещё называют __________________.


5

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?

5.2. Иван Андреевич Бунин был в восторге от поэмы «Василий Тёркин». Он писал из Парижа: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык  — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова.…» Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.


6

Укажите литературное направление, принципы которого воплощены в «Василии Тёркине».


7

Задания Д5 C2 № 2527

Почему военную дружбу автор-повествователь называет святой?


Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Что дает основание рассматривать пьесу А. С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

12.2. Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?

12.3. Каким представляет «русский труженик-солдат» в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»?

12.4. «Человек есть тайна» (по произведениям Ф. М. Достоевского).

12.5. Какие рекомендации Вы бы дали художнику, иллюстрирующему рассказы А. П. Чехова? (С опорой на анализ произведения)


В словосочетании «славословья музыкою громкой» использовано средство художественной выразительности, в основе которого  — перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Как оно называется?

Показать

1

Укажите тематическую разновидность лирики, к которой относится приведённое стихотворение.


2

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

10.2. Какую роль в стихотворении А. Т. Твардовского «Есть имена и есть такие даты» играют эпитеты?


3

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором показана тема исторической памяти. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении А. Т. Твардовского?


4

Задания Д8 № 132

Каким размером написано стихотворение А. Т. Твардовского «…Есть имена и есть такие даты…»?


5

Задания Д10 C3 № 135

В чём лирический герой стихотворения видит вину своего поколения?

Всего: 53    1–20 | 21–40 | 41–53

Немец был силен и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит,

Он стоял, как на подковах,

Не пугай — не побежит.

Сытый, бритый, береженый,

Дармовым добром кормленный,

На войне, в чужой земле

Отоспавшийся в тепле.

Он ударил, не стращая,

Бил, чтоб сбить наверняка.

И была как кость большая

В русской варежке рука…

Не играл со смертью в прятки,—

Взялся — бейся и молчи,—

Теркин знал, что в этой схватке

Он слабей: не те харчи.

Есть войны закон не новый:

В отступленье — ешь ты вдоволь,

В обороне — так ли сяк,

В наступленье — натощак.

Немец стукнул так, что челюсть

Будто вправо подалась.

И тогда боец, не целясь,

Хряснул немца промеж глаз.

И еще на снег не сплюнул

Первой крови злую соль,

Немец снова в санки сунул

С той же силой, в ту же боль.

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Бьются двое в клубах пара,

Об ином уже не речь,—

Ладит Теркин от удара

Хоть бы зубы заберечь,

Но покуда Теркин санки

Сколько мог

В бою берег,

Двинул немец, точно штангой,

Да не в санки,

А под вздох.

Охнул Теркин: плохо дело,

Плохо, думает боец.

Хорошо, что легок телом —

Отлетел. А то б — конец…

Устоял — и сам с испугу

Теркин немцу дал леща,

Так что собственную руку

Чуть не вынес из плеча.

Черт с ней! Рад, что не промазал,

Хоть зубам не полон счет,

Но и немец левым глазом

Наблюденья не ведет.

Драка — драка, не игрушка!

Хоть огнем горит лицо,

Но и немец красной юшкой

Разукрашен, как яйцо.

Вот он — в полвершке — противник.

Носом к носу. Теснота.

До чего же он противный —

Дух у немца изо рта.

Злобно Теркин сплюнул кровью.

Ну и запах! Валит с ног.

Ах ты, сволочь, для здоровья,

Не иначе, жрешь чеснок!

Ты куда спешил — к хозяйке?

Матка, млеко? Матка, яйки?

Оказать решил нам честь?

Подавай! А кто ты есть,

Кто ты есть, что к нашей бабке

Заявился на порог,

Не спросясь, не скинув шапки

И не вытерши сапог?

Со старухой сладить в силе?

Подавай! Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

Не калека ли убогий,

Или добрый человек —

Заблудился

По дороге,

Попросился

На ночлег?

Добрым людям люди рады.

Нет, ты сам себе силен.

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

Чей ты сын и чей отец.

Человек по всем приметам,—

Человек ты? Нет. Подлец!

В1. Как называются слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию: «Словно вся страна-держава видит Тёркина…»?

Ответ: ______________________________________________________

В2. Определите тип рифмовки:

Так сошлись, сцепились близко,

Что уже обоймы, диски,

Автоматы — к черту, прочь!

Только б нож и мог помочь.

Ответ: ______________________________________________________

В3. Как называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?

Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

Ответ: ______________________________________________________

В4. Назовите приём усиления, заострения авторской мысли, заключающийся в намеренно сходстве начала смежных строк:

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Ответ: ______________________________________________________

В5. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов («он стоял, как на подковах», «на тебе, как клещ, повисну»)?

Ответ: ______________________________________________________

В6. Следующие строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:

Ты наводишь

Свой порядок.

Ты приходишь —

Твой закон.

Ответ: ______________________________________________________

В7. Каким размером написан «Василий Тёркин»?

Ответ: _____________________________________________________

В8. В этой главе встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: мёртвый – живой, «сосульки» – «жар». Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов?

Ответ: ____________________________________________________

В9. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этой главе: «бьются двое», «охнул Тёркин»?

Ответ: ____________________________________________________

В10. Как называют острое столкновение, противостояние характеров и обстоятельств, положенное в основу сценического действия?

Ответ: ____________________________________________________

В11. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера (Тёркин – от слова «тёрка», «тереть»)?

Ответ: ____________________________________________________

В12. Как называется в литературоведении художественное преувеличение:

                               В одиночку — грудью, телом

                   Бьётся Теркин, держит фронт.

Ответ: ______________________________________________________

В13. Стремясь придать звучанию произведения особую выразительность, Твардовский использует повтор одинаковых согласных звуков («Фронт налево, фронт направо»). Как в литературоведении называется этот поэтический приём?

Ответ: ______________________________________________________

В14. Как в литературоведении называется сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией?

Ответ: ____________________________________________________

В15. Как называется средство художественной выразительности, использованное Твардовским («злую соль», «печальном задворке»)?

Ответ: ____________________________________________________

В16. Как Твардовский определил жанр своего произведения?

Ответ: ____________________________________________________

В17. Какой приём, усиливающий эмоциональное звучание текста, использует Твардовский:

                               Охнул Тёркин: плохо дело,

                               Плохо, думает боец.

Ответ: _____________________________________________________

В18. Как называются слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: «харчи», «жрёшь»?

Ответ: ______________________________________________________

В19. Какой риторический приём кульминации чувств использован автором:

                               Что за страна!

                               …

                               Ах, ты вон как!

Ответ: ______________________________________________________

В20. Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Ответ: _____________________________________________________

В21. Как называется фонетическое средство выразительности, основанное на повторе гласных:

                               Бей, не милуй. Зубы стисну.

Ответ: _____________________________________________________

С1. С помощью каких художественных средств автору удаётся воссоздать картину поединка?

С2. В каких произведениях русской литературы герою приходится сражаться за свою жизнь?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

«Обломов» И.А. Гончаров

Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец.

Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточны ми и законными предлогами к нехождению в должность.

Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает.

Ещё больше призадумался Обломов, когда замелькали у него в глазах пакеты с надписью нужное и весьма нужное, когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками’, притом всё требовали скоро, все куда-то торопились, ни на чём не останавливались: не успеют спустить с рук одно дело, как уж опять с яростью хватаются за другое, как будто в нём вся сила и есть, и, кончив, забудут его и кидаются на третье — и конца этому никогда нет!

Раза два его поднимали ночью и заставляли писать «записки», несколько раздобывали посредством курьера из гостей — всё по поводу этих же записок. Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить?» — твердил он.

Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике. Бог знает, что сталось бы с ним, если бы он попался к строгому и взыскательному!

Обломов прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий, до получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу.

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Дело объяснилось; стали отыскивать виноватого.

Все другие с любопытством ждали, как начальник позовёт Обломова, как холодно и спокойно спросит, «он ли это отослал бумагу в Архангельск», и все недоумевали, каким голосом ответит ему Илья Ильич.

Некоторые полагали, что он вовсе не ответит: не сможет.

Глядя на других, Илья Ильич и сам перепугался, хотя и он, и все прочие знали, что начальник ограничится замечанием; но собственная совесть была гораздо строже выговора.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушёл домой и прислал медицинское свидетельство.

При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

1

1

Укажите жанр произведения, из которого взят приведённый фрагмент.

2

2

В пятой главе «Обломова» показана предыстория героя И. А. Гончарова, представляющая ретроспективное повествование о его жизни. Как называется построение художественного произведения, организация системы образов, одним из приёмов которого является задержанная экспозиция?

3

3

В описании ощущений Обломова писатель нередко прибегает к насмешке («Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть, по крайней мере, землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений, как на грех, в Петербурге не бывает; наводнение, конечно, могло тоже служить преградой, но и то редко бывает»). Каким термином в литературоведении принято обозначать такой способ авторской оценки изображаемого?

4

4

Установите соответствие между персонажами произведения «Обломов» и родом их занятий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ РОД ЗАНЯТИЙ
А) Волков 1) чиновник
Б) Судьбинский 2) коммерсант
В) Пенкин 3) светский франт
4) литератор

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

5

5

Как называется стилистическая фигура, заключающаяся в нарушении общепринятого порядка слов («Исстрадался Илья Ильич от страха и тоски на службе даже и при добром, снисходительном начальнике»)?

6

6

Укажите термин, которым обозначаются образные определения, дающие характеристику среды, сформировавшей героя И. А. Гончарова («Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и тёплых нравов и обычаев родины…»).

7

7

Как называется троп, основанный на сопоставлении двух предметов по общему признаку («… когда его заставляли делать разные справки, выписки, рыться в делах, писать тетради в два пальца толщиной, которые, точно на смех, называли записками…»)?

Тренировочные задания для работы с лироэпическими            произведениями                                                   

ЛИРОЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР – это тип литературного произведения, сочетающего в себе признаки эпоса и лирики: сюжетное повествование о событиях соединяется с эмоциональными лирическими отступлениями. Чаще всего  произведение облекается в стихотворную форму.

                                                          Жанры лироэпики

Былина

-жанр фольклора, повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы

Баллада

(от лат. – танцую)- жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер

Поэма

(от греч. – творение)- лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ

Из литературы первой половины Х1Х века

4.2 В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»(1813)

4.6                            А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»(1833)

4.9                             М.Ю. Лермонтов. «Песня про …купца Калашникова»(1837)

4.10                     М.Ю Лермонтов. Поэма «Мцыри»(1839)

4.14                 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»(1842 -1том)

Из литературы второй половины Х1Х века

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1860-1877)

Из литературы первой половины ХХ века

7.4

А.А. Блок. Поэма

«Двенадцать» (1918)

7.6

А.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах» (1915)

7.11

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» (1935-1043, 1957,1961)

76.16

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин»(1941-1945)

                        Специфика заданий В1 – В 12

Экзаменационная работа по литературе требует выполнения следующих видов деятельности:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);
  • определение принадлежности литературного текста к тому или иному жанру (В1-В12);
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематическго содержания произведения.                                  
  • Часть 1

Ответом к заданиям В 1 – В 12 является слово или словосочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В.А. Жуковский. Поэма «Светлана»

1. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в   балладе В.А. Жуковского «Светлана»? (романтизм)

2.Вольным переводом какого произведения являются баллады В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»?  («Ленора» Г.А. Бюргера)

3. К какому празднику приурочены события баллады В.А. Жуковского «Светлана»? (святки)

4. К какому виду гадания прибегает Светлана? (у зеркала)

5. Какие два цвета преобладают в балладе? (черный и белый)

А. С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

1. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в поэме А.С. Пушкина «Медные всадник»? ( реализм)

2. Образ какого города рисует поэт во  « Вступлении» поэмы «Медный всадник»? (Петербурга)

3. О  чем мечтал герой поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» мелкий чиновник Евгений? (о семейном счастье)

3. Что случилось с Евгением после наводнения и гибели невесты? (сошел с ума)

4. Монументальную фигуру какого царя рисует А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»? (Петра 1)

5. Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, являющееся образным определением предмета: «Невы державное теченье», «задумчивые ночи», «блеск безлунный», «пустынные улицы», «золотые небеса»? (эпитет)

М.Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова», поэма  «Мцыри»

1.Кто ведет рассказ в написанной в фольклорной традиции поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»? (гусляры)

2. Где происходят события поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (на Кавказе)

3. Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (грозой)

4. Кого из героев поэмы М.Ю. Лермонтова описывают приведенные строки?(Мцыри)

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов.

5. Как в литературоведении называется изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, например, сопоставление страсти с червем в исповеди Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова? (сравнение)

Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

1.Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»? (реализм)

2. Как сам Н.В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? (поэма)

3. Как называется вставная новелла в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души, внешне слабо связанная с содержанием произведения, но являющаяся его неотъемлемой частью и имеющая большое значение для композиции и идейного звучания «Мертвых душ»? («Повесть о капитане Копейкине»)

4. Кого из помещиков, героев поэмы «Мертвые души», Н.В. Гоголь называет «прорехой на человечестве»? (Плюшкина)

5. Что олицетворяет собой «птица-тройка» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?  (Русь)

6. « В ворота гостиницы губернского города … и пошел своей дорогой»

 -Определите место, которое занимает данный фрагмент в произведении. (Экспозиция)

— Определите главную тему данного фрагмента. ( Въезд в губернский город господина средней руки)

— Назовите черты внешности Чичикова, которые являются определяющими. (Ничем не выделяется)

—  Укажите термин, которым в литературоведении называют скрытую насмешку («во фраке с покушеньями на моду») (ирония)

— Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности («В бричке сидел..»). (Портрет)

— Из фрагмента выпишите сочетание слов, которое характеризует принадлежность Чичикова  к особому роду людей.  (Господин средней руки)

— Во фрагменте найдите слово, которое объясняет, какое впечатление на жителей губернского города произвела бричка Чичикова. (Не произвел никакого шума)

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

1. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме «Двенадцать»)? (Символ)

2. Какой литературный прием использует А.А. Блок  в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы? (Контраст)

3. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы? (Песни)

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить —

В красной гвардии служить —

Буйну голову сложить!

                                                         Специфика заданий С2, С4

  • Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям ( С2, С4).

Задание  С2 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о связи проблематики данного фрагмента  лироэпического произведения с произведениями других отечественных писателей-классиков.

                    С 4. Произведение как часть единого  культурно-художественного пространства        

Задание С4 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и высказывания о проблемно-тематических связях данного стихотворения с другими произведениями отечественных поэтов, т. е.  произведение должно быть воспринято учащимся не как единичное явление искусства, а как часть единого культурно-художественного пространства, как часть истории человеческой цивилизации

НЕОРДИНАРНЫЙ ГЕРОЙ, ПРОТИВОСТОЯЩИЙ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

М.Ю.Лермонтов.  «Мцыри»

Стремление к свободе становится для Мцыри «одной, но пламенной страстью», заставляющей юношу бежать из монастыря, где он чувствует себя чужим, но свобода оказывается  для выросшего в неволе мальчика–горца недостижимым идеалом: он погибает, не добравшись до «страны отцов».

А.С. Пушкин. «Цыганы»

Алеко бежит в цыганский табор от «неволи душных городов», так как считает, что именно здесь может найти истинную свободу. Но, как и Мцыри, Алеко ждет разочарование: среди вольных цыган он оказывается чужим, поскольку хочет свободы лишь для себя.

М. Горький. «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларре)

В Ларре тоже воплотился дух романтической свободы, он, как и Мцыри, оказался как бы между двух миров – вольных, гордых, беспощадных орлов и мирных , живущих в гармонии с природой людей. Как и пушкинский Алеко, он признает только свои права на свободу, убивая девушку, отвергнувшую его.

ПОДВЕДЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ ИТОГОВ МОЛОДОСТИ, ПРОЩАНИЕ С ЛЮБОВЬЮ, НАДЕЖДАМИ, МЕЧТАМИ

М.Ю. Лермонтов. «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно»

Прощание с надеждами юности («Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»). В элегии «И скучно и грустно» герой опровергает юношеские стремления к счастью, любви. Однако утрата земных надежд сочетается с ожиданием духовных свершений: «Начать готов я жизнь другую»

А.А. Блок. «О доблести, о подвигах, о славе»

Содержанием стихотворения является изображение переломных моментов в жизни лирического героя : отказ от «забав юности», поиски иных, высших истин, обретение общественных идеалов_

С. Есенин. «Не жалею, не зову,  не плачу…»

Свою прощальную песнь по уходящей молодости С.А. Есенин символически окрашивает в тона русского пейзажа. Поэт благословляет светлые мгновенья, отвергает всё недостойное

                                                                                  ОБРАЗ МЕТЕЛИ

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Образ метели является традиционным  для русской литературы Х1Х и ХХ веков.

М.А. Булгаков. «Собачье сердце»

Идейно-художественные  функции «метели» многообразны. Природная стихия выступает зачастую как

символ судьбы или олицетворяет стихию революционного восстания, бунта , а также

становится знаком страстей, хаоса жизни.

А. Блок. «Двенадцать», цикл «Снежная маска»

Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…»

                                                    МОТИВ УТРАТЫ СЕМЕЙНГОГО ГНЕЗДА

А.П. Чехов . «Вишневый сад»

Мотив утраты семейного гнезда – традиционный мотив всей русской литературы. В классических произведениях ХХ века он связан  сюжетом утраты дворянских имений, которые строились не для получения дохода, а для мирной жизни целых поколений дворянской семьи, жизни, полной удовольствий, празднеств, а также общения с науками и искусством.

М. Шолохов. «Тихий Дон»»

Исторические катаклизмы обусловливают потерю  семейного очага героями «Тихого Дона» , когда казаки лишаются своих куреней, нажитого тяжким трудом имущества.

М.А. Шолохов. «Судьба человека».

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин»

Трагедия Великой Отечественной войны.

В.Г. Распутин. «Пожар», «Прощание с Матёрой»

Герои утрачивают не просто дом, а место, где родились и выросли.

Специфика заданий С 5.

С5.1 С5.2 С5.3 – задания высокого уровня сложности, представляющие собой вопросы проблемного характера.

1.Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе

— экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;

— формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы;

— демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать свои суждения;

3

2.Уровень владения теоретико-литературными знаниями

 экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных приемов

2

3.Обоснованность привлечения текста произведения

3

4. Последовательность и логичность изложения

3

5.Следование нормам речи

3

ИЗ литературы первой половины Х1Х века

В.А. ЖУКОВСКИЙ.

БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА»

5.1 КАКУЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПОЛУЧАЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ БАЛЛАДНЫЙ МОТИВ СУДЬБЫ В «СВЕТЛАНЕ» ЖУКОВСКОГО ?

Баллада «Светлана» (1808-1812), в отличие от «Людмилы», первой пробы пера В.А. Жуковского в этом жанре, исполнена «русского духа». Поэтическая сцена гадания «в крещенский вечерок», которая открывает балладное действие, переносит нас в таинственный мир народных преданий. Эпизод фантастического пророчества судьбы главной героини, увидевшей в зеркале своего суженого и совершившей характерное для баллады «путешествие на коне, получает трагедийную окраску.

Избушка становится пространственным центром действия. Не божий храм – символ добра и счастья, а хижинка под снегом – предвестие недоброго – ждет юную деву. «Безответный житель» её, жених Светланы, оказывается мертвецом. Но втор сразу же разряжает драматическое напряжение, сообщая читателю, что это был лишь сон. Неожиданные события, участницей которых становится главная героиня, получают счастливую развязку. Страшное видение не сулит деве беды. Трагизм действия разрушается с приездом «милого друга» и здравицей в честь будущих супругов. В самом имени героини чувствуется предопределение счастливой судьбы.

Роль фатума в жизни человека – едва ли не главная проблема баллады как жанра – обретает в произведении Жуковского своеобразное звучание. Случай перестает играть главную роль в развитии событий. Добродетель становится залогом обретения счастья. Потусторонние силы уже не властны над судьбой человека, он сам выбирает свой путь, получая заслуженную награду за свои добродетели или наказание за пороки. Важную роль в произведении играют молитвы, с которыми главная героиня обращается к Всевышнему. Творец внимает голосу чистой девы:

Я молюсь и слезы лью!

Утоли печаль мою,

Ангел-утешитель.

Светлое пожелание автора в эпилоге произведения звучит добрым напутствием главной героине

М.Ю. Лермонтов,

«Песня ..про купца Калашникова»

С5.2 Купеческий сын в ситуации «бесчестья»: Степан Парамонович («Песня  про купца…») и Тихон Иванович («Гроза» А.Н. Островского).

Главный герой «Песни про царя Ивана Васильевича…» купец Калашников наделяется чертами былинного богатыря и вместе с тем романтического персонажа. Степан Парамонович одержим одной целью – стремлением отомстить опричнику, оскорбившему его жену. Калашникова не пугают ни смерть, ни царский гнев. Для него честь дороже всего. Степан Парамонович готов стоять до конца за «святую правду-матушку». Он не просто вступает в поединок с Кирибеевичем, но восстает против системы произвола и вседозволенности царской власти, ведь Иван Васильевич готов нарушить своё слово, первоначально обещав праведный бой.

Герой А.Н. Островского Тихон Кабанов – человек другой эпохи. Он живет в доме, где сильны домостроевские законы. В силу своего характера он не может понять тоску жены по настоящей любви. Тихон уезжает в Москву насладиться свободой и не внемлет просьбам Катерины взять её с собой.

Нарушив супружеский долг, героиня всенародно кается в грехе. Однако Тихон готов простить Катерину, потому что любит её. Только по настоянию матери он несколько раз побил жену согласно домостроевским обычаям. Но страдает от этого. После самоубийства Катерины именно Тихон бросает Кабанихе страшные обвинения: «Маменька, это Вы её погубили! Вы! Вы!» Он остается «жить на свете и мучиться». Его слабость является одной из причин трагедии, разыгравшейся в купеческом доме Кабановых.

М.Ю. Лермонтов.

Поэма «Мцыри»

С5.1 В чем смысл эпиграфа к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю»?

Эпиграф поэмы М.Ю. Лермонтова отсылает нас к библейскому сюжету. Во время одной из битв воины Саула почувствовали         себя утомленными. Но царь сказал, что казнит всякого, кто отведает пищу, пока не отомстит врагам своим. И никто из народа не вкусил хлеба. Только сын Саула Ианофан, не знавший о заклятии отца, отведал немного мёда. Перед казнью он с горечью произнес: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».

Эти слова отражают несправедливость судьбы не только сына Саула, но и лермонтовского героя, который жил настоящей жизнью лишь три дня и должен был умереть во цвете лет.

Поэма М.Ю. Лермонтова начинается с рассказа о том, как после покорения Грузии Россией пленный ребенок находит приют «в стенах хранительных» монастыря. Воспитанный в семье горцев, он наследует «Могучий дух его отцов»:

Он знаком пищу отвергал

И тихо. Гордо умирал.

Мцыри будет томиться «неясною тоской по стороне своей родной». Противоречие внешнего облика («и слаб, и гибок, как тростник») и внутренней силы героя составит основу романтического характера.

Готовый принять монашеский обет, послушник неожиданно совершит побег. Среди лесов, на воле, Мцыри превратится  героя народно -поэтического эпоса, вступив в схватку с барсом. После трехдневных скитаний он возвратится в монастырь, чтобы умереть. Его пламенный монолог-исповедь будет исполнен тоской по родине и свободе.

Автор утверждает справедливость восстания Мцыри против рока, богоборческого бунта героя, что находит отражение в эпиграфе.

Н.В. Гоголь.

Поэма «Мертвые души»

С5.1 Какой «горизонт ожиданий» несет в себе заглавие поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

Титульный лист первого издания «Мертвых душ», оформленный самим автором , представлял  весьма выразительную картину: множество черепов вокруг коляски Чичикова, символизирующей путь России. Тема жизни и смерти получила в творчестве Н.В. Гоголя широкое развитие. А в поэме «Мертвые души» стала основной. Называя человеческие пороки. Писатель мечтал исправить их. Его сатира превратилась в борьбу за « душу живую».

Н.В. Гоголь поставил перед собой задачу (и вынес её в заглавие) – определить и показать читателю. Чьи же души на самом деле являются «мертвыми» — умерших крестьян или здравствующих помещиков и чиновников. Городские чиновники уклоняются от своих прямых обязанностей, губернатор занят тем,что вышивает по тюлю. Помещики также не исполняют своих прямых обязанностей. Они не отцы своим крестьянам, не настоящие хозяева.

Важным фактом становится отсутствие церквей на дороге,по которой движется бричка Чичикова. Люди отказались от Бога, следовательно впали в соблазн и грех. Только в главе о Плюшкине появляются два храма – значит, есть надежда на спасение души этого человека. Павел Иванович, подобно апостолу, совершает настоящий крестовый поход с целью вывести тени покойников из ада, оживить их.

Ушедшие из жизни крестьяне сохранили живую душу. Это Степан Пробка, каретник Михеев, Сапожник Максим Телятников. Одухотворенным образом становится и губернаторская дочка: сюжетный мотив, с ней связанный, содержит намек на чувство любви. В лирических отступлениях автор рассматривает возможные пути духовного воскресения России. Недаром, по замыслу Гоголя, произведение должно было состоять из трех частей, подобно «Божественной комедии» Данте. Из первой, «адовой»,  части предполагалось начать восхождение в рай.

                                  Из литературы  первой половины ХХ века

А.А. Блок.

Поэма «Двенадцать»

С5.3 Какова роль числа «12» в символике поэмы А. Блока «Двенадцать»?

Двенадцать является одним из священных чисел: оно связано прежде всего с идеей времени и круга – двенадцать месяцев. Двенадцать часов. Таково и количество поименованных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В поэме А.А. Блока число двенадцать обретает особый смысл.

Число красногвардейцев революционного патруля равно количеству апостолов Христа, образ которого появляется в финале произведения «в белом венчике из роз». М. Волошин высказывает оригинальную идею о том, что солдаты конвоируют Иисуса. Однако справедливее видеть в этом символе благословение революции. Христос стал вестником нового мира, построенного на основе равенства, братства, свободы, выразителем чистоты, святости и трагического страдания в будущем. Поэта не совсем устраивал этот «женственный признак», он даже хотел, чтобы во главе революционного отряда шел «другой». Но только в образе Христа блок сумел воплотить символ духовного перерождения мира и личности.

Белый снег сопровождает двенадцать «апостолов» новой веры. При этом красногвардейцы соотносятся также с двенадцатью разбойниками, о чем автор напишет в своем черновике. Противоречивость их образов подчеркивается характеристикой: «На спину б надо бубновый туз». В двенадцати главках поэмы развивается любовная драма Петьки и совершается всемирная история. Двенадцать – роковое для старого мира число – скорее всего символизирует крушение эпохи христианства

В.В. Маяковский.

Поэма «Облако в штанах»

С5.3 Почему В.В. Маяковский считал свою поэму «Облако в штанах» «катехизисом современного искусства»?

(Катехизис – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов). В своих рассуждениях подчеркните, что одна из четырех частей поэмы «Облако в штанах» представляет собой крик «Долой ваше искусство!». В ней поэт полемизирует с представителями идеологии «Искусства ради искусства», формируя концепцию творчества как оружия в борьбе за новую жизнь. Поэт провозглашает себя победителем в споре с представителями чистого искусства, которые «выпячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варев» .Отрицатель, бунтарь, преодолевая личную трагедию, выходит  на улицу и здесь обретает свое истинное предназначение: быть глашатаем «улицы безъязыкой», «сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой». «Я» поэта, соединяясь с «уличными тыщами». Обретает силу и мощь в слове «мы». Настоящая, а не выдуманная Гёте жизнь становится музой поэта.

А.А. Ахматова.

Поэма «Реквием»

С5.3 Что имел в виду  Е. Эткин, утверждая, что поэма А.Ахматовой «Реквием» подчинена закону симметрии?

Выделяют следующие виды композиции: вершинная («Цыганы» А.С. Пушкина), зеркальная или симметричная («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), кольцевая («Тройка» Н.А. Некрасова), открытая («Дама с собачкой» А.П. Чехова), концентрическая («Отцы и дети» И.С. Тургенева). Симметричное построение имеют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма А.А. Блока «Двенадцать, А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

В «Реквиеме» А.А. Ахматовой композиционной осью и кульминацией сюжета является стихотворение «Распятие». Последовательно сужаясь от образов России и Ленинграда до образа страдающей женщины в жилище, её внутреннего мира, перспектива неожиданно расширяется в эпилоге до образов вечности и памяти.

А.Т. Твардовский.

Поэма «Василий Теркин»

С5.3 Каково назначение глав «От автора» в идейно-художественном содержании поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?

Чтобы построить связное высказывание на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса, обратитесь к анализу образа автора в лиро-эпическом произведении. Сопоставьте поэму А.Т.Твардовского с пушкинской традицией: автор-персонаж романа в стихах, «приятель» Онегина, человек, близкий декабристскому движению, Пушкин как всезнающий автор «Евгения Онегина», владеющий тайнами героев, стоящий над ними.

Подчеркните близость автора «Василия Теркина» сврему герою, его восхищение нравственной силой простого русского солдата, общность их судеб, чувство непоказного патриотизма..Отметьте лирические отступления, принадлежащие перу автора, который не только следует за своим героем сквозь всю войну, переживая поражения и победы, но и формирует эпическую картину исторических событий, включая в неё страну и мир.

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) считается главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырем другим аспектам (позициям) оценивания (2,3,4,5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется «0» баллов

Литература

М.А. Аристова, ЕГЭ, Литература: Полный курс А,В,С. – М.: Экзамен. 2011.

Е.П. Ерохина, М.А. Аристова, ЕГЭ, Литература: Проблемный вопрос С5, — М.6 Экзамен, 2011.

В.Я. Рыбникова, Что необходимо для подготовки учащихся к аттестации по литературе в форме ЕГЭ. – Ростов-на-Дону.6 ИПК и ПРО, 2010.

Е.А. Самойлова, ЕГЭ. Литература: Сборник тренировочных тестов. – М.: Экзамен, 2009.

Е.А. Самойлова, ЕГЭ – 2011: Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010.

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Почему во­ен­ную друж­бу автор-повествователь на­зы­ва­ет святой?

тёркин

Задание 8. Почему во­ен­ную друж­бу автор-повествователь на­зы­ва­ет святой?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

ТЁРКИН РАНЕН(фрагмент) 

А тем часом издалёка,

Глухо, как из-под земли,

Ровный, дружный, тяжкий рокот

Надвигался, рос. С востока

Танки шли..

Низкогрудый, плоскодонный,

Отягчённый сам собой,

С пушкой, в душу наведённой,

Страшен танк, идущий в бой.

А за грохотом и громом,

За бронёй стальной сидят,

По местам сидят, как дома,

Трое-четверо знакомых

Наших стриженых ребят.

И пускай в бою впервые,

Но ребята – свет пройди,

Ловят в щели смотровые

Кромку поля впереди.

Видят – вздыбился разбитый,

Развороченный накат.

Крепко бито. Цель накрыта.

Ну, а вдруг как там сидят!

Может быть, притих до срока

У орудия расчёт?

Развернись машина боком –

Бронебойным припечёт.

Или немец с автоматом,

Лезть наружу не дурак,

Там следит за нашим братом,

Выжидает. Как не так.

Двое вслед за командиром

Вниз – с гранатой – вдоль стены.

Тишина. – Углы темны…

– Хлопцы, занята квартира, –

Слышат вдруг из глубины.

Не обман, не вражьи шутки,

Голос вправдашный, родной:

Пособите. Вот уж сутки

Точка данная за мной…

В темноте, в углу каморки,

На полу боец в крови.

Кто такой? Но смолкнул Тёркин,

Как там хочешь, так зови.

Он лежит с лицом землистым,

Не моргнёт, хоть глаз коли.

В самый срок его танкисты

Подобрали, повезли.

Шла машина в снежной дымке,

Ехал Тёркин без дорог.

И держал его в обнимку

Хлопец – башенный стрелок.

Укрывал своей одёжей,

Грел дыханьем. Не беда,

Что в глаза его, быть может,

Не увидит никогда…

Свет пройди, – нигде не сыщешь,

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

(А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»).

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Военную дружбу в данном отрывке поэмы автор — повествователь на­зы­ва­ет святой. И это не случайно. Война – тяжёлое испытание для страны, народа, для каждого бойца. Именно поддержка товарищей, взаимовыручка помогали выстоять в сложных условиях. Об этом и пишет автор в поэме.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Повествуя о ранении В. Тёркина, поэт показывает, как бойцу помогли танкисты. Тёркин уже сутки сидел в точке, куда его направил командир, и даже будучи раненным, не покинул места до прибытия своих. Это настоящий герой. Танкисты очень бережно помогли ему выбраться, успели спасти.

В самый срок его танкисты

Подобрали, повезли.

Весь путь  один из танкистов согревал Василия, укрывая своей одеждой,  «держал его в обнимку», помогая перенести тяжесть пути по бездорожью. Возможно, этот солдат больше никогда и не увидит Тёркина, но он сделал всё, чтобы облегчить страдания, довезти его до госпиталя. Именно так спасали на войне бойцы друг друга. Они были уверены, что товарищи никогда не оставят и их на поле боя. Поэтому и называет автор эту дружбу «святой», то есть чистой, светлой, бескорыстной, настоящей.

Не случалось видеть мне

Дружбы той святей и чище,

Что бывает на войне.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вы можете авторизоваться на сайте через:

Facebook
Google
Twitter
Vkontakte
Yandex

Используйте быстрый вход через социальные сети, при условии, что вы уже зарегистрировались через почту и привязали какой-то из сервисов к своей учётной записи.

27.02.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.2 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

23.01.2022 — на форуме сайта закончена работа над сочинениями 9.3 по сборнику текстов ОГЭ 2022 года И.П.Цыбулько. Подробнее >>

16.05.2021 — на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2  по сборнику С.Ю.Ивановой «ОГЭ-2021» Подробнее >>

08.03.2021 — На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 — На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 — На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой «Сдавай ЕГЭ на все 100!» Ссылка >>

27.12.2020 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько». Подробнее >>

10.11.2019 — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Егэ литература судьба человека вариант
  • Егэ литература стихотворные размеры практика
  • Егэ литература стихотворения пушкина по темам
  • Егэ литература старуха изергиль задания
  • Егэ литература состав экзамена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии